Синтаксический разбор (грамматический разбор) – один из видов языкового анализа, состоит в указании грамматических признаков слов, их форм, их морфологического состава, в общей характеристике разбираемого предложения, его частей, членов предложения, а также (отчасти) в комментировании орфограмм и знаков препинания. Используется преимущественно как упражнение на этапах закрепления и повторения материала, с целью связи теории с практикой. Способствует быстрому распознаванию грамматических категорий и форм. Г. р. может использоваться и при изучении нового материала в ходе эвристической беседы. Виды Г. р.: разбор слов по составу; разбор по частям речи (морфологический) и синтаксический разбор; выборочный, тематический и полный разбор. При Г. р. используется определенный порядок, определенная последовательность действий – «схемы разбора». В школьной практике нередко в понятие «Г. р.» включают и фонетический, и словообразовательный, и орфографический, и другие виды анализа языка.
Фонетический разбор – один из видов языкового анализа; состоит в определении звукового состава фонетического слова (количество звуков, их соотнесение с буквенным составом слова, гласные и согласные звуки, характеристика каждого звука); в определении места ударения; в разделении слова на слоги и т. д. Используется не только при изучении фонетики, но и при решении орфографических, словообразовательных и иных задач, при разборе слов морфологически и пр. Может быть полным и выборочным, в зависимости от учебных задач. Проводится обычно вместе с другими видами языкового анализа: с грамматическим, орфографическим и иными видами разбора.
Транскрипция в школе – методический прием, передача слов или текстов с помощью специальных знаков. В обучении языку используется фонетическая Т., созданная на основе русского алфавита, с некоторыми дополнительными знаками: " – знак мягкости согласного и т. п. Фонетическая Т. позволяет фиксировать звуковой состав речи в отличие от ее орфографического написания:
потолок – [паталок] ее – [йийо]
сшить – [шыт"] груздь – [грус"т"]
Транскрибирование слов и их сочетаний помогает учащимся понять систему позиционных чередований и, следовательно, природу орфографических трудностей. Т. помогает также понять морфологическое членение слова, особенно в тех случаях, где встречается звук [и]: чей – [ч"йиво], [ч"йиму], [ч"ййм] и т. п.
Элементы Т. вводятся в IV классе: обозначение мягкости согласных [м] и [м"], йотированные [й"а], [й"у], [й"э], [й"о], что [шт], яичница [шн] и пр. Делались попытки вводить элементы Т. с I класса, а в IV – V классах знакомить учащихся с основными транскрипционными знаками, но эти попытки не вышли за рамки эксперимента.
Словообразовательный разбор – вид языкового анализа; состоит в выяснении, является ли данное слово производным или первообразным, если производным – каков способ словообразования (префиксальный, суффиксальный и пр.). С. р. предполагает построение словообразовательных цепей, гнезд, ступеней образования слова: пис-а-ть – за-пис-а-ть – за-пис-к-а. В школе вводится с IV класса; в начальных классах – анализ состава слова, выяснение, от какого слова образовалось, подбор родственных слов. С. р. создает предпосылки для элементов исследовательской работы учащихся, для создания проблемных ситуаций.
Пунктуационный разбор (комментированоое письмо) – вид языкового анализа; состоит в нахождении (в предложениях, компонентах текста) пунктограмм, их объяснении, в синтаксическом, смысловом и интонационном обосновании, в указании способов их проверки, наконец, в выполнении самого действия проверки и в выборе нужного знака препинания. В практике используется полный П. р., когда рассматриваются все пунктограммы, и тематический, выборочный, когда исследуются пунктограммы лишь на определенные темы. Может быть различной степень полноты П. р.: полное обоснование; сжатое обоснование; указание лишь типа пунктограммы; указание знака препинания с называнием темы. П. р. обычно выполняется устно.
Орфографический разбор (комментированоое письмо) – вид языкового анализа; состоит в обнаружении в словах, словосочетаниях, в тексте орфограмм, в их объяснении, в указании способов их проверки, в выполнении орфографического действия – проверки. Различается полный О. р., когда разбору подвергаются все орфограммы, и тематический, выборочный, когда разбору подвергаются орфограммы лишь на определенные темы. Употребляются также термины полный и частичный, общий и выборочный. Различаются также степени полноты разбора; он может ограничиваться лишь характеристикой орфограмм, без их проверки. О. р. обычно выполняется устно; при письменном выполнении используются также условные обозначения.
Морфемный анализ – выделение морфем в словах. Морфема – минимальная значимая часть слова: корень, приставка, суффикс, постфикс, интерфикс, префиксоид, окончание. Поскольку морфемы служат средством образования новых слов, М. а. смыкается со словообразовательным анализом; поскольку с их помощью образуются формы слов, можно говорить о морфологическом анализе. М. а. может быть определен как грамматико-орфографическое упражнение аналитического типа. Служит средством внутри-предметных связей, так как связывает в работе учащихся уровни языка: фонологический, морфологический, словообразовательный, лексический. М. а. проводится во всех классах, усложняясь по мере изучения новых тем по составу слова и словообразованию. Наибольшую трудность у учащихся вызывают элементы фонетического анализа, вплетающиеся в М. а., особенно в тех случаях, когда есть чередование, звук [j] и т. п.
Фонетический разбор
Выделить слоги, указать, сколько их в слове.
Отметить возможность переноса.
Показать место ударения.
Дать характеристику гласных звуков (ударные или безударные), какими буквами они обозначены.
Дать характеристику согласных звуков (звонкие - глухие, твердые - мягкие), какими буквами они обозначены.
Указать количество звуков и букв.
Словообразовательный разбор
На основе изменения слова выделить окончание.
Записать слово, от которого образовано данное.
Обозначить суффикс или приставку, с помощью кото-рых образовано слово.
Привести подобный пример образования слов.
Если слово, от которого образовано данное, имеет суффикс или приставку, разобрать сто по составу, найти is нем все орфограммы и объяснить их.
Морфологический разбор самостоятельных частей речи
Найти слово, относящееся к данной части речи, указать в нем признаки этой части речи, назвать его начальную форму (если слово изменяется). Затем указат ь:
у имени существительного: собственное или нарицательное; одушевленное или неодушевленное; род; склонение; в каком падеже употреблено; единственное или множественное число; чем является в предложении; как образовано: от какого слова и с помогцыо чего; особенности правописания: наличие орфограмм в слове, каким принципам орфографии они подчиняются, если морфологическому, то какие и как необходимо применять правила;
у имени прилагательного: качественное, относительное или притяжательное; степень сравнения (если есть); полная или краткая форма; в каком падеже, числе, роде употреблено; с каким словом и как связано (вид связи); чем является в предложении; как образовано; особенности правописания;
у имени числителыюго: разряд по значению (количественное, дробное, собирательное, порядковое), по составу (простое, сложное, составное); в какой форме употреблено; синтаксическая роль; как образовано; особенности правописа-ния;
у местоимения: разряд по значению; в какой форме употреблено; с какой другой частью речи соотносится; чем является в предложении; какова его роль в тексте; особенности правописания;
у глагола: вид; переходный или непереходный; возвратный или невозвратный; спряжение; в какой форме употреблен (наклонение, время, число, лицо или род); чем является в предложении; как образован; особенности правописания;
у причастия: действительное или страдательное; какого вида и времени; полное или краткое; в каком падеже (если полное), числе и роде употреблено; как образовано; чем является в предложении; есть ли зависимые от него слова; особенности правописания;
у деепричастия: от какого глагола-сказуемого оно зависит (поставьте вопрос); есть ли у него зависимые слова; его роль в предложении; как оно образовано; особенности правописания;
у наречия: разряд по значению; имеет ли оно степень сравнения; как образовано; особенности правописания.
Морфологический разбор служебных частей речи и междометий
Найти слово, относящееся к служебным частям речи или междометиям.
Назвать часть речи, указать ее признаки в данном слове.
Определить разряд (группу) по значению.
Выявить синтаксическую (или смысловую) роль.
Как образовано (для производных, сложных и составных частей речи)?
Особенности правописания.
Синтаксический разбор словосочетания
Выделить словосочетание из предложения.
Рассказать о строении словосочетания: найти главное и зависимое слова и указать, какими частями речи они выражены; определить способ синтаксической связи.
Указать грамматическое значение словосочетания.
Синтаксический разбор простого предложения
Найти в тексте простое предложение, выделить в нем граммат и ческую ос нову.
Определить его вид по цели высказывания, по интонации, по наличию - отсутствию второстепенных членов (распространенное или нераспространенное), полное или не- полное предложение.
Определить его вид по характеру грамматической основы (двусоставное или односоставное; если односоставное, то назывное или определенно-личное, неопределенно-личное, безличное).
Разобрать его по членам предложения: чем выражено подлежащее, определить тип сказуемого (простое глагольное, составное глагольное, составное именное), чем оно выражено; назвать второстепенные члены, чем они выражены.
Чем осложнено предложение (однородными членами, обособленным оборотом, обращением, вводным словом)?
Объяснить постановку знаков препинания, какую они выполняют функцию.
Синтаксический разбор сложного предложения
Найти в тексте сложное предложение, определить его вид по цели высказывания, интонации, средствам связи между ого частями.
Выделить грамматические основы, определить структурные типі.! простых предложений в составе сложного (двусоставное, назывное, определенно-личное, безличное), полное или неполное каждое из них, чем они осложнены.
Чем соединены части сложного предложения? Каковы смысловые отношения между его частями?
Если предложение сложноподчиненное, назвать главное и придаточное, какое слово (или слова) поясняет придаточное, к какой группе по значению оно относится.
Если в предложении несколько придаточных, определить связь между ними (последовательное, параллельное, однородное подчинение).
Объяснить постановку знаков препинания, их функцию.
Разбор предложения с прямой речью
Выделить тіл текста предложения с прямой речью.
Указать слова автора и прямую речь.
Объяснить постановку знаков препинания.
Примеры разборов
Фонетический разбор
Отбивая
От-би-ва-я (4 слога, 3 ударный).
О - [а ] - гласный, безударный, обозначен буквой о;
Т - [д ] - звонкий, твердый согласный, обозначен буквой тэ;
Б - [б ] - звонкий, мягкий согласный, обозначен буквой бэ;
И - [и ] - гласный, безударный, обозначен буквой и;
В - [в ] - звонкий, твердый согласный, обозначен буквой вэ;
А - [а ] - гласный, ударный, обозначен буквой а;
Я - [й ] - согласный, звонкий, мягкий, обозначен буквой я;
[а ] - гласный, безударный, обозначен буквой я.
8 звуков - 7 букв. (буква Я обозначает 2 звука)
Морфемный разбор.
Убедительный
Последовательность выделения морфем: 1.окончание (-ый), 2. основа (убедительн), 3. суффиксы (-и-, -тельн-), 4. приставка (нет), 5. корень (убед) так как есть слова убеждать, переубедить, неубедительно.
Делаем запись убедительно
Словообразовательный разбор
Подлокотник
1. Подлокотник - часть кресла, на которую опирается локоть сидящего человека.
2. Ближайшее родственное слово - локоть.
Это и есть то слово, от которого образовалось данное при помощи приставки под- и суффикса -ник.
3. Запись - подлокотник <---- под + локоть + ник
Лексический разбор
Старый друг лучше новых двух.
Прилагательное старый является многозначным. В этой пословице слово употребляется в одном из своих значений: старый друг - значит друг, существующий с давнего времени, долго. Синоним - давний. В этой же пословице употреблен антоним - новый. Слово старый употребляется и в других значениях. Например в словосочетаниях старый человек, старый учебник, старые времена и т.д.
Морфологический разбор
Имя существительное:
Хлеб - имя существительное, н.ф. - хлеб,
Постоянные признаки: нарицательное, неодушевленное, мужского рода, 2-го склонения. Непостоянные признаки: в винительном падеже, единственном числе.
Синтаксическая роль: является прямым дополнением.
Имя прилагательное:
Пустое - имя прилагательное, н.ф. - пустой;
Постоянные признаки: качественное: полное; в положительной (нулевой) степени сравнения
Непостоянные признаки: в среднем роде, именительном падеже, является сказуемым.
Имя числительное:
"прошло три года":Три - имя числительное, н.ф. - три, количественное, простое, в именительном падеже, рода и числа не имеет,
Синтаксическая роль: подлежащее.
Местоимение:
С него - местоимение, н.ф. - он, личное, 3-го лица, мужского рода, в родительном падеже, единственном числе,
Синтаксическая роль: обстоятельство места.
Глагол:
Убрали - глагол, н.ф. - убрать,
Постоянные признаки: невозвратный, непереходный, совершенного вида, 1-го спряжения,
Непостоянные признаки: в изъявительном наклонении, прошедшем времени. множественном числе,
Синтаксическая роль - сказуемое.
Причастие
Образец разбора в предложении "Смотрю на падающий снег":
Падающий - причастие, н.ф. - падающий, от глагола "падать",
Постоянные признаки: несовершенного вида, настоящего времени, невозвратное, непереходное,
Непостоянные признаки: в мужском роде. винительном падеже, единственном числе, Синтаксическая роль: согласованное определение.
Деепричастие
Образец разбора в предложении "Падая на землю, снег тает":
Падая - деепричастие, от глагола "падать",
Несовершенного вида, невозвратное, непереходное,
Синтаксическая роль: обстоятельство образа действия.
1. Грустно - слово категории состояния, обозначает душевное состояние человека.
2. Морфологические признаки:
1) качественное;
2) грустнее, грустнее всего;
3) неизменяемое слово.
3. Синтаксическая функция. Слово «грустно» выполняет функцию сказуемого в безличном предложении.
Наречие:
Кругом - наречие,
обстоятельственное места, является
обстоятельством места.
Синтаксический разбор
Простое предложение.
Раздались звуки торжественного и громкого марша. (А.И.Куприн)
Это предложение простое, по цели высказывания повествовательное, двусоставное, распространенное, полное, осложнено однородными определениями. Грамматическая основа - раздались звуки, звуки - подлежащее, выражено существительным, раздались простое глагольное сказуемое.
Все второстепенные члены в этом предложении относятся к подлежащему. Звуки (какие?) марша - несогласованное определение, выражено существительным в родительном падеже, марша (какого?) торжественного и громкого - однородные согласованные определения, выражены полными прилагательными.
Сложносочиненное предложение.
Машина застопорила, и катер медленно причалил к берегу. (В.Лидин)
Это предложение сложное, союзное, сложносочиненное; состоит из двух предикативных частей, первая - машина застопорила, вторая - катер медленно причалил к берегу. Эти предложения связаны между собой сочинительным, соединительным союзом и, выражающим последовательность. Перед союзом и ставится запятая. После этого каждая предикативная часть разбирается как простое предложение.
Сложноподчиненное предложение.
Оттого что солнечные дни все время перемежались с дождями, деревья в этом году умирали царственно. (Г.Николаева).
Это предложение сложное, союзное, сложноподчиненное, состоит из двух предикативных частей - главной: деревья в этом году умирали царственно, и придаточной: оттого что солнечные дни перемежались с дождями; придаточное относится ко всему главному предложению (присоставное), отвечает на вопрос почему, отчего? Это СПП с придаточным причины, придаточное присоединяется при помощи союза оттого что, стоит перед главным предложением и отделяется от него запятой. После этого каждая предикативная часть разбирается как простое предложение.
Сложное предложение с разными видами связи.
Позвонила взволнованная дама, стала требовать Римского, ] [ ей посоветовали позвонить жене его, на что трубка, зарыдав, ответила,
Что она и есть жена и что Римского нигде нет ]
(М.Булгаков)
Данное предложение 1) по цели высказывания - повествовательное; 2)
По интонации - невосклицательное; 3) по количеству предикативных
Компонентов - сложное, т.к. состоит из пяти простых компонентов (в его
Составе выделяется пять грамматических основ: 1-дама позвонила, стала
Требовать; 2-посоветовали;3- трубка ответила;4- она и есть жена;5-
Нет); 4) простые компоненты соединяются с помощью союзов и
(сочинительный соединительный), что (подчинительный изъяснительный),
Союзного слова с предлогом на что, а также бессоюзной связью, с помощью
Интонации. Следовательно, в данном предложении есть сочинительная,
Подчинительная и бессоюзная связь. 5) Предложение делится на смысловые
Блоки. Между этими блоками бессоюзная связь и отношения перечисления
Фактов. В блоке I - простое предложение. В блоке II - сложноподчиненное с
Несколькими придаточными. В нем компонент 2 является главным
Предложением для компонента 3, к которому нельзя задать вопрос (это
Придаточное присоединительное). Компонент 3, в свою очередь, является
Главным для компонентов 4 и 5, которые присоединяются к отдельному
Слову в главном. Придаточные являются обязательными по смыслу, отвечают
На вопрос ответила что? Это придаточные дополнительные. Блок II - это
Сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением и
Однородным соподчинением.
Стилистический разбор.
Осень. Хлюпает дождик. Как ему не
надоест целый день хлюпать? Желтые листья все падают, и скоро деревья будут
совсем лысые. А потом пойдут туманы, - большая собака заберется в будку и будет
храпеть с утра до вечера. Я иногда хожу к ней в гости. Но она глупая и
необразованная: когда я с ней играю и осторожно цапаю ее за хвост, она бьет
меня лапой по голове и хватает зубами поперек живота.
Деревенщина!
Саша Черный. "Дневник фокса
Микки".
1. Найдите в тексте
разговорные слова, объясните, зачем они употребляются.
(Слова: хлюпать, дождик, лысый, будка, пойти, цапать, деревенщина - создают
эффект разговорной речи, естественной в дневнике - жанре разговорного стиля.)
2. Найдите слова, употребленные в переносном значении и создающие образы.
(Это слова: лысые, необразованная, - которые нетрадиционно сочетаются с другими
словами и имеют в тексте особые значения.)
3. Назовите предложения, в которых способ выражения сказуемого носит
разговорный характер.
(1. Скоро деревья будут совсем лысые. 2. Она глупая и необразованная. -
Сказуемые выражены прилагательными в полной форме.)
4. Назовите односоставные и неполные предложения, определите их роль в тексте.
(1. Осень. - назывное. 2. Как ему не надоест целый день хлюпать? - безличное.
3. Деревенщина! - неполное двусоставное с пропущенным подлежащим. Эти
предложения создают эффект разговорной речи.)
5. Определите тип второго предложения по цели высказывания. Для текстов какого
типа характерны такие предложения?
(Это риторический вопрос - фигура, характерная для рассуждения.)
6. Определите тему рассуждения. Почему она меняется?
(В начале текста предметом рассуждения является осень, во второй половине
текста - собака. Рассуждение принадлежит фоксу Микки, поэтому в нем намеренно
нарушена логическая связь между частями текста, чтобы показать наивный,
несвойственный взрослому человеку способ мышления.)
В русском языке есть разные виды разборов: фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический, синтаксический, пунктуационный.
Фонетический разбор слова
1. Произнесите слово, назовите слоги и обозначьте ударный
слог.
2. Сколько в слове гласных звуков и согласных? Какими буквами
они обозначены?
3. Расскажите о каждом из согласных звуков: твердый он или
мягкий, звонкий или глухой, назовите букву (или буквы), которой (которыми) он
обозначен, назовите парный звук по твердости/мягкости, по звонкости/глухости.
Словообразовательный разбор слова (по составу)
1. Измените слово и выделите окончание.
2. Найдите слово, от которого образовано данное слово, и
выделите морфему (или морфемы), с помощью которой (или которых) оно образовано.
3. Определите способ образования слова. Какая у него основа:
производная или непроизводная?
4. Если основа производная, продолжите подбор родственных
слов и выделение служебных морфем до тех пор, пока не останется лишь главная
часть слова - корень.
5. Есть ли слова с чередующимися гласными и согласными? Если
есть, подтвердите наличие чередования звуков.
Морфологический разбор самостоятельных частей речи
Найдите слово, относящееся к данной части речи, укажите в нем признаки этой части речи, назовите его начальную форму (если слово изменяется).
Морфологический разбор служебных частей речи и междометий
1. Найдите слово, относящееся к служебным частям речи или
междометиям.
2. Назовите часть речи, укажите ее признаки в данном слове.
3. Определите разряд (группу) по значению.
4. Выявите синтаксическую (или смысловую) роль.
5. Как образована часть речи (для производных, сложных и
составных частей речи)?
6. Особенности правописания.
Разбор простого предложения
1. Найдите в тексте простое предложение, выделите в нем
грамматическую основу.
2. Определите его вид по цели высказывания, по интонации, по
наличию/отсутствию второстепенных членов (распространенное или нераспространенное);
полное или неполное.
3. Определите его вид по характеру грамматической основы (двусоставное
или односоставное; если односоставное, то назывное или определенно-личное,
неопределенно-личное, безличное).
4. Разберите его по членам предложения: чем выражено подлежащее,
каков тип сказуемого (простое глагольное, составное глагольное, составное
именное), чем оно выражено; назовите второстепенные члены, чем они выражены.
5. Чем осложнено предложение (однородными членами, обособленным
оборотом, обращением, вводными словами).
Льют грибные дожди.
Фонетический
разбор
Льют -1 слог [л`й`у т ].
Л [ л`] -согласный, мягкий парный, сонорный.
Ь - звука не обозначает.
ю - [ й`] -согласный, всегда мягкий непарный, сонорный.
[ у] - гласный, ударный.
т [ т ] - согласный, твёрдый парный, глухой парный.
4 буквы, 4 звука.
Морфемный разбор
Грибные -гриб - корень, -н- - суффикс, -ые -окончание, -грибн
-основа.
Словообразовательный разбор
Грибные - гриб -суффиксальный способ образования.
Морфологический разбор
Дожди - что?, имя существительное, начальная форма -дождь, нарицательное, неодушевлённое, конкретное, в форме множественного числа, мужского рода, 2 склонение, именительный падеж
, подлежащее.
Лексический разбор
Дожди - слово дожди имеет значение - атмосферный осадок, орошает почву. Многознозначное, в предложении употреблено в
прямом значении, омонимов, синонимов, антонимов в данном значении нет. Употребляется во всех стилях речи.
Орфографический разбор
Расстилаешь - в слове имеются такие орфограммы: "Правописание букв -о-а в приставках" , "Правописание приставок на -з,-с ", "Написание чередующихся гласных в корне слова", "Правописание гласных в окончаниях глаголов", "Правописание мягкого знака в личных окончаниях глаголов".
Синтаксический разбор предложения
Вечером мы долго сидели у огня.
Простое, повествовательное, невосклицательное, распространённое, полное, двусоставное.
Мы - подлежащее, выраженное местоимением; сидели - сказуемое, выраженное глаголом; вечером и долго - обстоятельства, выраженные наречиями,; у огня - обстоятельство, выраженное существительным с предлогом.
Пунктуационный разбор
Объяснить знаки препинания.
Фонетический разбор слова
- Произнести слово. Разделить слово на слоги и определить ударный слог.
- Затранскрибировать слово, то есть указать последовательно звуки.
- Охарактеризовать каждый звук:
а) гласный – ударный или безударный;
б) согласный – звонкий или глухой, парный или непарный;
Мягкий или твёрдый, парный или непарный.
4. Указать количество звуков и букв. Если количество звуков и букв не совпадает, то указать причину.
Образец разбора:
ёж – 1 слог
ё - [й , ] – согл., звонк., непарн., мягк., непарн.
[о] – гласн., ударн.
ж -[ш] – согл., глух., парн.[ж] , твёрд., непарн.
_____________________
2 буквы, 3 звука (буква Ё в начале слова обозначает 2 звука)
Лексический разбор слова
- Определить лексическое значение слова (самостоятельно или с помощью словаря).
- Установить, в прямом или переносном значении употреблено слово. Если в переносном значении, то указать вид тропа (метафора, олицетворение, эпитет).
- Установить, есть ли у слова синонимы, антонимы, омонимы.
- Определить стилистическую окраску слова (разговорное, нейтральное или книжное), особенность употребления в речи (для устаревших, диалектных, профессиональных слов).
- Определить происхождение слова (самостоятельно или с помощью словаря) – исконно русское или заимствованное.
Образец разбора.
Задремали звёзды золотые.
- Задремать – впасть в дремоту, заснуть лёгким сном.
- Перен.знач. – олицетворение.
- Забыться, заснуть, погрузиться в сон, уснуть, забыться сном – синонимы.
- Нейтр.
- Исконно русское.
Словообразовательный разбор слова.
- Определить, какой частью речи является слово.
- Выделить его основу и окончание (если это изменяемая часть речи); указать грамматическое значение окончания.
- Установить значение слова и определить, как оно образовано (от какого слова и при помощи каких морфем)
- Составить словообразовательную цепочку слова.
Образец разбора:
холодноватый
- Это слово – имя прилагательное, значит, в нём выделяется окончание -ый.
- Холодноватый – «немного, слегка холодный». Значение «немного, слегка» передаётся при помощи суффикса –оват-. Данное прилагательное образовано от слова холодный с помощью названного суффикса: холодноватый ← холодный.
Холодный – «имеющий отношение к холоду, связанный с холодом». Прилагательное образовано от существительного холод при помощи суффикса –н-:
Холодный← холод
Холод- - корень.
Итак: холод → холодный → холодноватый.
Орфографический разбор слова.
разлетелись
1. раз- пишу а, т.к. без ударения; роспуск.
2. пишу з, т.к. перед звонким согласным л (раз- - рос-); рассыпать, раскрашенный.
3. –лет- безударная гласная в корне слова, проверочное слово – лётчик; вылет, полетят.
4. –сь пишу ь для обозначения мягкости согласного звука.
подложенного
1. под- пишется всегда одинаково, подкопать, подпол.
2. –енн- пишу е, т.к. причастие образовано от глагола подложить.
3. –енн- пишу нн, т.к. это полное причастие, подложена.
4. –ого слышу –ова-, а пишу –ого, окончание ед.ч., м.р.(ср.р.), р.п., зелёного, сварившего.
Морфологический разбор имени существительного
I . Общее грамматическое значение (предмет).
Начальная форма (именительный падеж, единственное число)
II . Постоянные признаки:
Собственное или нарицательное,
- одушевлённое или неодушевлённое,
- род,
- склонение.
Непостоянные признаки:
- число,
- падеж.
III.
Учится в школе
I. Учится (где?) в школе – имя сущ., обозначает предмет
Нач.ф. – школа
II. Пост. пр.: нариц., неодуш., женск.р., 1 скл.
Непост.пр.: в един.ч., п.п.
III. В предложении является обстоятельством - учится (где?) в школе
Морфологический разбор имени прилагательного
I. Общее грамматическое значение (признак предмета).
Начальная форма (именительный падеж, единственное число, мужской род).
II. Постоянные признаки:
Качественное, относительное или притяжательное.
Непостоянные признаки:
- полная или краткая форма, только у качественных
- степень сравнения прилагательных
- число,
- род (в единственном числе),
- падеж (в полной форме)
III. Каким членом предложения является (синтаксическая роль).
Приехал в бабушкин дом
I. Дом (чей?) бабушкин прилагательное, обозначает признак предмета
По принадлежности к лицу
Нач.ф. – чей? бабушкин
II. Пост.пр.: притяж.
Непост.пр.: степени сравнения и кр. формы нет, в в.п., ед.ч., ср.р.
III. В предложении является согласованным определением
Морфологический разбор глагола
I . Общее грамматическое значение (действие, состояние)
Начальная форма (инфинитив) – что делать? что сделать?
II. Постоянные признаки:
- возвратный(ся) или невозвратный
- вид(несов.в. – что делать?; сов.в. – что сделать?)
- переходность(перех. глагол может иметь при себе прямое дополнение без предлога)
- спряжение
Непостоянные признаки:
Изъявительное, повелительное или сослагательное(условное) наклонение
Для изъявительного:
- время (настоящее, прошедшее, будущее)
- число
- лицо(для настоящего и будущего простого времени)
- род (для прошедшего времени)
Для повелительного:
- число
Для сослагательного:
- число
III. Каким членом предложения является(синтаксическая роль)
Солнце стояло высоко.
I. Солнце (что делало?) стояло – глагол, обозначает действие предмета
Нач.ф.: что делать? стоять
II. Пост.пр.: невозвр., несов.в., неперех., II спр.(стоит)
Непост. пр.: в изъяв.накл., прш.вр., ед.ч., ср.р.
III. В предложении является простым глагольным сказуемым.
Морфологический разбор причастия
I . Общее грамматическое значение (признак предмета по действию)
Начальная форма (мужской род, единственное число, именительный падеж) – какой?
Что делающий? что делавший? + от какого глагола образовано
II . Постоянные признаки:
- действительное или страдательное
- возвратное(ся) или невозвратное
- время (настоящее или прошедшее)
Непостоянные признаки:
- полная или краткая форма (у страдательных причастий)
- число
- род (только в единственном числе)
- падеж (у полных причастий)
III. Каким членом предложения является (синтаксическая роль)
Поля уже сжаты.
I. Поля (каковы? что сделаны?) сжаты – причастие, обозначает признак предмета по действию
Нач.ф.: какой? сжатый, образовано от глагола - сжать
II. Пост.пр.: страд., невозвр., сов.в., прош.вр.
Непост.пр.: в краткой форме, множ.ч.
III. В предложении является именной частью составного именного сказуемого.
Морфологический разбор деепричастия
I. Общее грамматическое значение (добавочное действие к основному действию)
Начальная форма: от какого глагола образовано
II. Постоянные признаки:
Непостоянные признаки:
- неизменяемость
Я шёл по дороге, стараясь заметить их следы.
I. Шёл (что делая? как?) стараясь – деепричастие, обозначает добавочное действие
Нач.ф.: образовано от глагола – стараться
II. Пост.пр.: несов.вид
Непост.пр.: неизмен.
Морфологический разбор имени числительного
I. Общее грамматическое значение (количество предметов, порядок при счёте)
Начальная форма (именительный падеж) – сколько? какой?
II. Постоянные признаки:
- количественное (целое, дробное, собирательное) или порядковое
- простое, сложное или составное
Непостоянные признаки:
- падеж
- число
- род если есть
В чёрном море обитает сто восемьдесят видов рыб.
I. Видов (сколько?) сто восемьдесят – числительное, обозначает количество предметов
Нач.ф.: сто восемьдесят
II. Пост.пр.: колич., целое, составное
Непост.пр.: в и.п., рода и числа не имеет
III. В предложении является подлежащим.
Морфологический разбор местоимения
I. Общее грамматическое значение (указывает на предмет, его признак и количество,
Не называя их)
Начальная форма (именительный падеж)
II. Постоянные признаки:
- разряд по значению (у личных – лицо)
Непостоянные признаки:
- число (если есть)
- род (если есть)
- падеж
III. Каким членом предложения является (синтаксическая роль)
Мне пятнадцать лет.
I. Пятнадцать лет (кому?) мне – местоимение, указывает на лицо
Нач.ф.: кто? я
II. Пост.пр.: личн., 1 лицо ед.число
Непост.пр.: в д.п.
III. В предложении является косвенным дополнением.
Морфологический разбор наречия
I. Общее грамматическое значение (признак действия или признак другого признака)
Начальная форма (если это наречие, имеющее степени сравнения)
II. Постоянные признаки:
- группа по значению
Непостоянные признаки:
- неизменяемость
- степень сравнения
III. Каким членом предложения является (синтаксическая роль)
Коля прыгнул выше.
I. Прыгнул (как?) выше – наречие, обозначает признак действия
Нач.ф.: высоко
II. Пост.пр.: образа действия
Непост.пр.: неизм., в простой сравн. степени
III. В предложении является обстоятельством.
Морфологический разбор слов категории состояния
I. Общее грамматическое значение (состояние)
Начальная форма – у омонимичных наречиям, имеющим степени сравнения
II. Постоянные признаки:
- разряд по значению
Непостоянные признаки:
- неизменяемость
- степень сравнения
III. Каким членом предложения является (синтаксическая роль)
На улице очень светло.
I. На улице (каково?) светло – слово категории состояния, обозначает состояние
II. Пост.пр.: состояние природы
Непост.пр.: неизм.
III. В предложении является сказуемым.
Морфологический разбор предлога
- разряд по значению
- простой или составной
- с каким падежом употребляется
- неизменяемое слово
III. Каким членом предложения является.
По небу метались встревоженные галки.
I. По – предлог, выражает зависимость существительного небо от глагола метались
II. Морф.пр.: зачение места, простой, непроизв., употреблён с д.п., неизмен. слово
III. Не член предложения.
Морфологический разбор союза
I. Грамматическая роль (для чего служит)
II. Морфологические признаки:
- сочинительный (соединительный, противительный, разделительный) или подчинительный(причинные, целевые, временные, условные, сравнительные, изъяснительные, уступительные)
- простой или составной
- производный или непроизводный
- одиночный или повторяющийся
- неизменяемость
III. Каким членом предложения является
Звёзды меркнут и гаснут.
I. И – союз, связывает однородные члены предложения
II. Морф.пр.: соч, соед., прост., непроизв., одиночн., неизм.
III. Не член предложения.
Морфологический разбор частицы
I. Грамматическая роль (для чего служит)
II. Морфологические признаки:
- разряд (формообразующая, отрицательная или модальная)
- группа по значению (у модальных)
- простая или составная
- производная или непроизводная
- неизменяемость
III. Каким членом предложения является.
Даже цветы на родине пахнут по-иному.
I. Даже – частица, служит для придания особого смыслового оттенка слову цветы
II. Морф.пр.: модал., усил.-выдел., прост., непроизв., неизм.
III. Не член предложения.
Морфологический разбор междометий
I. Грамматическая роль (для чего служит)
II. Морфологические признаки:
- группа по значению
- производное или непроизводное
- неизменяемость
III. Каким членом предложения является.
Ба! Знакомые всё лица.
I. Ба – междометие, выражает чувство
II. Морф.пр.: выражает восторг, непроизв., неизм.
III. Не член предложения.
Синтаксический разбор словосочетания
- Вычленить словосочетание из предложения.
- Указать главное и зависимое слово.
- Определить, чем выражены слова.
- Определить вид словосочетания (именное, глагольное, наречное)
- Определить вид синтаксической связи (согласование, управление, примыкание).
- Указать средства связи слов в словосочетании (окончание, предлог)
Стоит одиноко (глаг., примык., связь по смыслу)
Глаг. нар.
Синтаксический разбор простого предложения
- Найти грамматическую основу предложения.
- Разобрать предложение по членам и указать, чем они выражены.
- Вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное или побудительное).
- Вид предложения по интонации (восклицательное или невосклицательное).
- Вид предложения по наличию главных членов (двусоставное или односоставное) если односоставное, указать тип(определённо-личное, неопределённо-личное, обобщённо-личное, безличное, назывное).
- Вид предложения по наличию или отсутствию второстепенных членов (распространенное или нераспространенное).
- Вид предложения по наличию или отсутствию необходимых членов предложения (полное или неполное).
- Установить, осложнено ли предложение однородными членами, обращением, вводными конструкциями, обособленными или уточняющими членами.
Над нашим биваком кружились несметные тучи мошки.(Прост., повеств., невоскл., двусост., распростр., полное, неосложн.)
Синтаксический разбор предложения с прямой речью
- Выделить прямую речь и слова автора. Определить место прямой речи по отношению к словам автора.
- Составить схему предложения с прямой речью.
- Разобрать синтаксически слова автора и прямую речь как предложение.
- Объяснить постановку знаков препинания.
Говорит им князь тогда: «Добрый путь вам, господа». (предложение с прямой речью, А: «П»., после слов автора ставится двоеточие, прямая речь в кавычках с заглавной буквы, после прямой речи ставится точка, далее слова автора и прямая речь разбираются по членам предложения).
Синтаксический разбор сложного предложения
- Определить вид предложения по цели высказывания и по эмоциональной окрашенности.
- Выделить грамматические основы и определить, простое предложение или сложное. Указать количество и характер основ (двусоставные, односоставные).
- Определить средства связи и решить, какое предложение: сложносочиненное(ССП), сложноподчинённое(СПП), бессоюзное(БСП), сложное предложение с разными видами связи.
- Составить схему предложения.
- Объяснить постановку знаков препинания.
- Возможен (как дополнительное задание) разбор составных частей сложного предложения по схеме простого.
Зимой ветры гуляли в голых макушках, и лес гудел. (повесв., невоскл., сложное, 2 грам. основы, основы двусост., связь сочинит. с помощью союза и, ССП, союз и указывает на соединительные отношения, на одновременность происходящего, запятая перед и разделяет части ССП.)
Члены предложения
член предложения | отвечает на вопрос | что обозначает | чем выражен | графическое обозначение |
подлежащее | кто? что? и.п. | предмет | существительным, местоимением, словосочетанием, нач.формой глагола | _______ |
сказуемое | что делать? каков? что такое? кто такой? | действие предмета | глаголом, существительным, прилагательным, причастием, числительным | ________ ________ |
определение | какой? чей? | признак предмета | прилагательным, местоимением, числительным, причастием, причастным оборотом | |
дополнение | на вопросы Р.п. кого? чего? Д.п. кому? чему? В.п. кого? что? Т.п. кем? чем? П.п. о ком? о чём? | предмет | существительным, местоимением, числительным, начальной формой глагола | _ _ _ _ _ _ _ |
обстоятельство | как? когда? куда? откуда? почему? где? зачем? насколько? при каком условии? | признак действия, признак предмета | наречием, существительным с предлогом, деепричастием, деепричастным оборотом | _ . _ . _ . _ |
Порядок разбора лексики и фразеологии (в тексте)
- Дать толкование указанных слов;
- Указать многозначные слова, дать толкование (с приведением примеров) всех значений одного-двух слов;
- Указать слова, употреблённые в переносном значении, дать толкование прямого и переносного значений (одного-двух) слов;
- Привести синонимы, антонимы к указанным словам;
- Найти в тексте архаизмы, неологизмы, заимствованные слова, диалектизмы, профессионализмы, дать их толкование;
- Выявить фразеологизмы, определить их значение и стилистическую окраску, подобрать к ним синонимы и антонимы;
- Указать слова стилистически окрашенные: книжные, высокие, официальные, разговорные, просторечные; прокомментировать их назначение в тексте.
Порядок лингвистического разбора текста
- Выразительно прочитать текст, указать признаки текста в нём;
- Указать средства связи между частями текста;
- Определить тему, основную мысль, озаглавить текст;
- Выделить микротемы, составить план;
- Определить тип речи, стиль, жанр;
- Выявить стилевые признаки: лексические, морфологические, синтаксические, композиционные.
Порядок литературоведческого анализа художественного текста
- Определить название произведения и его автора, место отрывка в произведении (если это отрывок);
- Прокомментировать связь данного отрывка с композицией произведения, его идейно-образным содержанием;
- Отразить в нём авторскую позицию, образ автора;
- Выявить признаки жанра, литературного стиля, особенности индивидуально-авторского стиля;
- Выявить и прокомментировать художественные детали, изобразительно-выразительные средства.
Порядок литературоведческого анализа лирического текста
(стихотворения, лирического отступления в поэме или эпическом произведении крупной формы, лирической миниатюры в прозе, стихотворения в прозе)
- Передать чувства и мысли лирического героя, отношение к жизни, людям;
- Охарактеризовать художественно-языковое своеобразие (использование эпитетов, сравнений, метафор, стилистических фигур и т.д.);
- Прокомментировать особенности построения текста, его композиции в связи с его идейно-образным содержанием;
- Определить ритмическую организацию и звуковое оформление текста;
- Указать особенности рифм;
- Выявить единство, взаимодействие разных компонентов текста;
- Выразительно прочитать текст с последующей характеристикой его эмоционально-эстетического содержания, передаваемого интонацией, с обоснованием логических и эмоциональных пауз и ударений, повышений и понижений голоса, предпочтительного тембра голоса.