Виды разбора. Тема

Синтаксический разбор (грамматический разбор) – один из видов языкового анализа, состоит в указании грамматических признаков слов, их форм, их морфологического состава, в общей характеристике разбираемого предложения, его частей, членов предложения, а также (отчасти) в комментировании орфограмм и знаков препинания. Используется преимущественно как упражнение на этапах закрепления и повторения материала, с целью связи теории с практикой. Способствует быстрому распознаванию грамматических категорий и форм. Г. р. может использоваться и при изучении нового материала в ходе эвристической беседы. Виды Г. р.: разбор слов по составу; разбор по частям речи (морфологический) и синтаксический разбор; выборочный, тематический и полный разбор. При Г. р. используется определенный порядок, определенная последовательность действий – «схемы разбора». В школьной практике нередко в понятие «Г. р.» включают и фонетический, и словообразовательный, и орфографический, и другие виды анализа языка.

Фонетический разбор – один из видов языкового анализа; состоит в определении звукового состава фонетического слова (количество звуков, их соотнесение с буквенным составом слова, гласные и согласные звуки, характеристика каждого звука); в определении места ударения; в разделении слова на слоги и т. д. Используется не только при изучении фонетики, но и при решении орфографических, словообразовательных и иных задач, при разборе слов морфологически и пр. Может быть полным и выборочным, в зависимости от учебных задач. Проводится обычно вместе с другими видами языкового анализа: с грамматическим, орфографическим и иными видами разбора.

Транскрипция в школе – методический прием, передача слов или текстов с помощью специальных знаков. В обучении языку используется фонетическая Т., созданная на основе русского алфавита, с некоторыми дополнительными знаками: " – знак мягкости согласного и т. п. Фонетическая Т. позволяет фиксировать звуковой состав речи в отличие от ее орфографического написания:

потолок – [паталок] ее – [йийо]

сшить – [шыт"] груздь – [грус"т"]

Транскрибирование слов и их сочетаний помогает учащимся понять систему позиционных чередований и, следовательно, природу орфографических трудностей. Т. помогает также понять морфологическое членение слова, особенно в тех случаях, где встречается звук [и]: чей – [ч"йиво], [ч"йиму], [ч"ййм] и т. п.

Элементы Т. вводятся в IV классе: обозначение мягкости согласных [м] и [м"], йотированные [й"а], [й"у], [й"э], [й"о], что [шт], яичница [шн] и пр. Делались попытки вводить элементы Т. с I класса, а в IV – V классах знакомить учащихся с основными транскрипционными знаками, но эти попытки не вышли за рамки эксперимента.

Словообразовательный разбор – вид языкового анализа; состоит в выяснении, является ли данное слово производным или первообразным, если производным – каков способ словообразования (префиксальный, суффиксальный и пр.). С. р. предполагает построение словообразовательных цепей, гнезд, ступеней образования слова: пис-а-ть за-пис-а-ть за-пис-к-а. В школе вводится с IV класса; в начальных классах – анализ состава слова, выяснение, от какого слова образовалось, подбор родственных слов. С. р. создает предпосылки для элементов исследовательской работы учащихся, для создания проблемных ситуаций.

Пунктуационный разбор (комментированоое письмо) – вид языкового анализа; состоит в нахождении (в предложениях, компонентах текста) пунктограмм, их объяснении, в синтаксическом, смысловом и интонационном обосновании, в указании способов их проверки, наконец, в выполнении самого действия проверки и в выборе нужного знака препинания. В практике используется полный П. р., когда рассматриваются все пунктограммы, и тематический, выборочный, когда исследуются пунктограммы лишь на определенные темы. Может быть различной степень полноты П. р.: полное обоснование; сжатое обоснование; указание лишь типа пунктограммы; указание знака препинания с называнием темы. П. р. обычно выполняется устно.

Орфографический разбор (комментированоое письмо) – вид языкового анализа; состоит в обнаружении в словах, словосочетаниях, в тексте орфограмм, в их объяснении, в указании способов их проверки, в выполнении орфографического действия – проверки. Различается полный О. р., когда разбору подвергаются все орфограммы, и тематический, выборочный, когда разбору подвергаются орфограммы лишь на определенные темы. Употребляются также термины полный и частичный, общий и выборочный. Различаются также степени полноты разбора; он может ограничиваться лишь характеристикой орфограмм, без их проверки. О. р. обычно выполняется устно; при письменном выполнении используются также условные обозначения.

Морфемный анализ – выделение морфем в словах. Морфема – минимальная значимая часть слова: корень, приставка, суффикс, постфикс, интерфикс, префиксоид, окончание. Поскольку морфемы служат средством образования новых слов, М. а. смыкается со словообразовательным анализом; поскольку с их помощью образуются формы слов, можно говорить о морфологическом анализе. М. а. может быть определен как грамматико-орфографическое упражнение аналитического типа. Служит средством внутри-предметных связей, так как связывает в работе учащихся уровни языка: фонологический, морфологический, словообразовательный, лексический. М. а. проводится во всех классах, усложняясь по мере изучения новых тем по составу слова и словообразованию. Наибольшую трудность у учащихся вызывают элементы фонетического анализа, вплетающиеся в М. а., особенно в тех случаях, когда есть чередование, звук [j] и т. п.


Фонетический разбор
Выделить слоги, указать, сколько их в слове.
Отметить возможность переноса.
Показать место ударения.
Дать характеристику гласных звуков (ударные или безударные), какими буквами они обозначены.
Дать характеристику согласных звуков (звонкие - глухие, твердые - мягкие), какими буквами они обозначены.
Указать количество звуков и букв.
Словообразовательный разбор
На основе изменения слова выделить окончание.
Записать слово, от которого образовано данное.
Обозначить суффикс или приставку, с помощью кото-рых образовано слово.
Привести подобный пример образования слов.
Если слово, от которого образовано данное, имеет суффикс или приставку, разобрать сто по составу, найти is нем все орфограммы и объяснить их.
Морфологический разбор самостоятельных частей речи
Найти слово, относящееся к данной части речи, указать в нем признаки этой части речи, назвать его начальную форму (если слово изменяется). Затем указат ь:
у имени существительного: собственное или нарицательное; одушевленное или неодушевленное; род; склонение; в каком падеже употреблено; единственное или множественное число; чем является в предложении; как образовано: от какого слова и с помогцыо чего; особенности правописания: наличие орфограмм в слове, каким принципам орфографии они подчиняются, если морфологическому, то какие и как необходимо применять правила;
у имени прилагательного: качественное, относительное или притяжательное; степень сравнения (если есть); полная или краткая форма; в каком падеже, числе, роде употреблено; с каким словом и как связано (вид связи); чем является в предложении; как образовано; особенности правописания;
у имени числителыюго: разряд по значению (количественное, дробное, собирательное, порядковое), по составу (простое, сложное, составное); в какой форме употреблено; синтаксическая роль; как образовано; особенности правописа-ния;
у местоимения: разряд по значению; в какой форме употреблено; с какой другой частью речи соотносится; чем является в предложении; какова его роль в тексте; особенности правописания;
у глагола: вид; переходный или непереходный; возвратный или невозвратный; спряжение; в какой форме употреблен (наклонение, время, число, лицо или род); чем является в предложении; как образован; особенности правописания;
у причастия: действительное или страдательное; какого вида и времени; полное или краткое; в каком падеже (если полное), числе и роде употреблено; как образовано; чем является в предложении; есть ли зависимые от него слова; особенности правописания;
у деепричастия: от какого глагола-сказуемого оно зависит (поставьте вопрос); есть ли у него зависимые слова; его роль в предложении; как оно образовано; особенности правописания;
у наречия: разряд по значению; имеет ли оно степень сравнения; как образовано; особенности правописания.
Морфологический разбор служебных частей речи и междометий
Найти слово, относящееся к служебным частям речи или междометиям.
Назвать часть речи, указать ее признаки в данном слове.
Определить разряд (группу) по значению.
Выявить синтаксическую (или смысловую) роль.
Как образовано (для производных, сложных и составных частей речи)?
Особенности правописания.
Синтаксический разбор словосочетания
Выделить словосочетание из предложения.
Рассказать о строении словосочетания: найти главное и зависимое слова и указать, какими частями речи они выражены; определить способ синтаксической связи.
Указать грамматическое значение словосочетания.
Синтаксический разбор простого предложения
Найти в тексте простое предложение, выделить в нем граммат и ческую ос нову.
Определить его вид по цели высказывания, по интонации, по наличию - отсутствию второстепенных членов (распространенное или нераспространенное), полное или не- полное предложение.
Определить его вид по характеру грамматической основы (двусоставное или односоставное; если односоставное, то назывное или определенно-личное, неопределенно-личное, безличное).
Разобрать его по членам предложения: чем выражено подлежащее, определить тип сказуемого (простое глагольное, составное глагольное, составное именное), чем оно выражено; назвать второстепенные члены, чем они выражены.
Чем осложнено предложение (однородными членами, обособленным оборотом, обращением, вводным словом)?
Объяснить постановку знаков препинания, какую они выполняют функцию.
Синтаксический разбор сложного предложения
Найти в тексте сложное предложение, определить его вид по цели высказывания, интонации, средствам связи между ого частями.
Выделить грамматические основы, определить структурные типі.! простых предложений в составе сложного (двусоставное, назывное, определенно-личное, безличное), полное или неполное каждое из них, чем они осложнены.
Чем соединены части сложного предложения? Каковы смысловые отношения между его частями?
Если предложение сложноподчиненное, назвать главное и придаточное, какое слово (или слова) поясняет придаточное, к какой группе по значению оно относится.
Если в предложении несколько придаточных, определить связь между ними (последовательное, параллельное, однородное подчинение).
Объяснить постановку знаков препинания, их функцию.
Разбор предложения с прямой речью
Выделить тіл текста предложения с прямой речью.
Указать слова автора и прямую речь.
Объяснить постановку знаков препинания.

Примеры разборов

Фонетический разбор

Отбивая

От-би-ва-я (4 слога, 3 ударный).

О - [а ] - гласный, безударный, обозначен буквой о;

Т - [д ] - звонкий, твердый согласный, обозначен буквой тэ;

Б - [б ] - звонкий, мягкий согласный, обозначен буквой бэ;

И - [и ] - гласный, безударный, обозначен буквой и;

В - [в ] - звонкий, твердый согласный, обозначен буквой вэ;

А - [а ] - гласный, ударный, обозначен буквой а;

Я - [й ] - согласный, звонкий, мягкий, обозначен буквой я;

[а ] - гласный, безударный, обозначен буквой я.

8 звуков - 7 букв. (буква Я обозначает 2 звука)

Морфемный разбор.

Убедительный

Последовательность выделения морфем: 1.окончание (-ый), 2. основа (убедительн), 3. суффиксы (-и-, -тельн-), 4. приставка (нет), 5. корень (убед) так как есть слова убеждать, переубедить, неубедительно.

Делаем запись убедительно

Словообразовательный разбор

Подлокотник

1. Подлокотник - часть кресла, на которую опирается локоть сидящего человека.

2. Ближайшее родственное слово - локоть.

Это и есть то слово, от которого образовалось данное при помощи приставки под- и суффикса -ник.

3. Запись - подлокотник <---- под + локоть + ник

Лексический разбор

Старый друг лучше новых двух.

Прилагательное старый является многозначным. В этой пословице слово употребляется в одном из своих значений: старый друг - значит друг, существующий с давнего времени, долго. Синоним - давний. В этой же пословице употреблен антоним - новый. Слово старый употребляется и в других значениях. Например в словосочетаниях старый человек, старый учебник, старые времена и т.д.

Морфологический разбор

Имя существительное:

Хлеб - имя существительное, н.ф. - хлеб,

Постоянные признаки: нарицательное, неодушевленное, мужского рода, 2-го склонения. Непостоянные признаки: в винительном падеже, единственном числе.

Синтаксическая роль: является прямым дополнением.

Имя прилагательное:

Пустое - имя прилагательное, н.ф. - пустой;

Постоянные признаки: качественное: полное; в положительной (нулевой) степени сравнения

Непостоянные признаки: в среднем роде, именительном падеже, является сказуемым.

Имя числительное:

"прошло три года":Три - имя числительное, н.ф. - три, количественное, простое, в именительном падеже, рода и числа не имеет,

Синтаксическая роль: подлежащее.

Местоимение:

С него - местоимение, н.ф. - он, личное, 3-го лица, мужского рода, в родительном падеже, единственном числе,

Синтаксическая роль: обстоятельство места.

Глагол:

Убрали - глагол, н.ф. - убрать,

Постоянные признаки: невозвратный, непереходный, совершенного вида, 1-го спряжения,

Непостоянные признаки: в изъявительном наклонении, прошедшем времени. множественном числе,

Синтаксическая роль - сказуемое.

Причастие

Образец разбора в предложении "Смотрю на падающий снег":

Падающий - причастие, н.ф. - падающий, от глагола "падать",

Постоянные признаки: несовершенного вида, настоящего времени, невозвратное, непереходное,

Непостоянные признаки: в мужском роде. винительном падеже, единственном числе, Синтаксическая роль: согласованное определение.

Деепричастие

Образец разбора в предложении "Падая на землю, снег тает":

Падая - деепричастие, от глагола "падать",

Несовершенного вида, невозвратное, непереходное,

Синтаксическая роль: обстоятельство образа действия.

1. Грустно - слово категории состояния, обозначает душевное состояние человека.

2. Морфологические признаки:

1) качественное;

2) грустнее, грустнее всего;

3) неизменяемое слово.

3. Синтаксическая функция. Слово «грустно» выполняет функцию сказуемого в безличном предложении.

Наречие:
Кругом - наречие, обстоятельственное места, является обстоятельством места.

Синтаксический разбор

Простое предложение.

Раздались звуки торжественного и громкого марша. (А.И.Куприн)

Это предложение простое, по цели высказывания повествовательное, двусоставное, распространенное, полное, осложнено однородными определениями. Грамматическая основа - раздались звуки, звуки - подлежащее, выражено существительным, раздались простое глагольное сказуемое.

Все второстепенные члены в этом предложении относятся к подлежащему. Звуки (какие?) марша - несогласованное определение, выражено существительным в родительном падеже, марша (какого?) торжественного и громкого - однородные согласованные определения, выражены полными прилагательными.

Сложносочиненное предложение.

Машина застопорила, и катер медленно причалил к берегу. (В.Лидин)

Это предложение сложное, союзное, сложносочиненное; состоит из двух предикативных частей, первая - машина застопорила, вторая - катер медленно причалил к берегу. Эти предложения связаны между собой сочинительным, соединительным союзом и, выражающим последовательность. Перед союзом и ставится запятая. После этого каждая предикативная часть разбирается как простое предложение.

Сложноподчиненное предложение.

Оттого что солнечные дни все время перемежались с дождями, деревья в этом году умирали царственно. (Г.Николаева).

Это предложение сложное, союзное, сложноподчиненное, состоит из двух предикативных частей - главной: деревья в этом году умирали царственно, и придаточной: оттого что солнечные дни перемежались с дождями; придаточное относится ко всему главному предложению (присоставное), отвечает на вопрос почему, отчего? Это СПП с придаточным причины, придаточное присоединяется при помощи союза оттого что, стоит перед главным предложением и отделяется от него запятой. После этого каждая предикативная часть разбирается как простое предложение.

Сложное предложение с разными видами связи.

Позвонила взволнованная дама, стала требовать Римского, ] [ ей посоветовали позвонить жене его, на что трубка, зарыдав, ответила,

Что она и есть жена и что Римского нигде нет ]

(М.Булгаков)

Данное предложение 1) по цели высказывания - повествовательное; 2)

По интонации - невосклицательное; 3) по количеству предикативных

Компонентов - сложное, т.к. состоит из пяти простых компонентов (в его

Составе выделяется пять грамматических основ: 1-дама позвонила, стала

Требовать; 2-посоветовали;3- трубка ответила;4- она и есть жена;5-

Нет); 4) простые компоненты соединяются с помощью союзов и

(сочинительный соединительный), что (подчинительный изъяснительный),

Союзного слова с предлогом на что, а также бессоюзной связью, с помощью

Интонации. Следовательно, в данном предложении есть сочинительная,

Подчинительная и бессоюзная связь. 5) Предложение делится на смысловые

Блоки. Между этими блоками бессоюзная связь и отношения перечисления

Фактов. В блоке I - простое предложение. В блоке II - сложноподчиненное с

Несколькими придаточными. В нем компонент 2 является главным

Предложением для компонента 3, к которому нельзя задать вопрос (это

Придаточное присоединительное). Компонент 3, в свою очередь, является

Главным для компонентов 4 и 5, которые присоединяются к отдельному

Слову в главном. Придаточные являются обязательными по смыслу, отвечают

На вопрос ответила что? Это придаточные дополнительные. Блок II - это

Сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением и

Однородным соподчинением.

Стилистический разбор.

Осень. Хлюпает дождик. Как ему не надоест целый день хлюпать? Желтые листья все падают, и скоро деревья будут совсем лысые. А потом пойдут туманы, - большая собака заберется в будку и будет храпеть с утра до вечера. Я иногда хожу к ней в гости. Но она глупая и необразованная: когда я с ней играю и осторожно цапаю ее за хвост, она бьет меня лапой по голове и хватает зубами поперек живота.
Деревенщина!
Саша Черный. "Дневник фокса Микки".

1. Найдите в тексте разговорные слова, объясните, зачем они употребляются.
(Слова: хлюпать, дождик, лысый, будка, пойти, цапать, деревенщина - создают эффект разговорной речи, естественной в дневнике - жанре разговорного стиля.)
2. Найдите слова, употребленные в переносном значении и создающие образы.
(Это слова: лысые, необразованная, - которые нетрадиционно сочетаются с другими словами и имеют в тексте особые значения.)
3. Назовите предложения, в которых способ выражения сказуемого носит разговорный характер.
(1. Скоро деревья будут совсем лысые. 2. Она глупая и необразованная. - Сказуемые выражены прилагательными в полной форме.)
4. Назовите односоставные и неполные предложения, определите их роль в тексте.
(1. Осень. - назывное. 2. Как ему не надоест целый день хлюпать? - безличное. 3. Деревенщина! - неполное двусоставное с пропущенным подлежащим. Эти предложения создают эффект разговорной речи.)
5. Определите тип второго предложения по цели высказывания. Для текстов какого типа характерны такие предложения?
(Это риторический вопрос - фигура, характерная для рассуждения.)
6. Определите тему рассуждения. Почему она меняется?
(В начале текста предметом рассуждения является осень, во второй половине текста - собака. Рассуждение принадлежит фоксу Микки, поэтому в нем намеренно нарушена логическая связь между частями текста, чтобы показать наивный, несвойственный взрослому человеку способ мышления.)


В русском языке есть разные виды разборов: фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический, синтаксический, пунктуационный.

Фонетический разбор слова

1. Произнесите слово, назовите слоги и обозначьте ударный слог.
2. Сколько в слове гласных звуков и согласных? Какими буквами они обозначены?
3. Расскажите о каждом из согласных звуков: твердый он или мягкий, звонкий или глухой, назовите букву (или буквы), которой (которыми) он обозначен, назовите парный звук по твердости/мягкости, по звонкости/глухости.

Словообразовательный разбор слова (по составу)

1. Измените слово и выделите окончание.
2. Найдите слово, от которого образовано данное слово, и выделите морфему (или морфемы), с помощью которой (или которых) оно образовано.
3. Определите способ образования слова. Какая у него основа: производная или непроизводная?
4. Если основа производная, продолжите подбор родственных слов и выделение служебных морфем до тех пор, пока не останется лишь главная часть слова - корень.
5. Есть ли слова с чередующимися гласными и согласными? Если есть, подтвердите наличие чередования звуков.
Морфологический разбор самостоятельных частей речи

Найдите слово, относящееся к данной части речи, укажите в нем признаки этой части речи, назовите его начальную форму (если слово изменяется).

Морфологический разбор служебных частей речи и междометий

1. Найдите слово, относящееся к служебным частям речи или междометиям.
2. Назовите часть речи, укажите ее признаки в данном слове.
3. Определите разряд (группу) по значению.
4. Выявите синтаксическую (или смысловую) роль.
5. Как образована часть речи (для производных, сложных и составных частей речи)?
6. Особенности правописания.

Разбор простого предложения

1. Найдите в тексте простое предложение, выделите в нем грамматическую основу.
2. Определите его вид по цели высказывания, по интонации, по наличию/отсутствию второстепенных членов (распространенное или нераспространенное); полное или неполное.
3. Определите его вид по характеру грамматической основы (двусоставное или односоставное; если односоставное, то назывное или определенно-личное, неопределенно-личное, безличное).
4. Разберите его по членам предложения: чем выражено подлежащее, каков тип сказуемого (простое глагольное, составное глагольное, составное именное), чем оно выражено; назовите второстепенные члены, чем они выражены.
5. Чем осложнено предложение (однородными членами, обособленным оборотом, обращением, вводными словами).

Рассмотрим на примерах.
Льют грибные дожди.

Фонетический разбор
Льют -1 слог [л`й`у т ].
Л [ л`] -согласный, мягкий парный, сонорный.
Ь - звука не обозначает.
ю - [ й`] -согласный, всегда мягкий непарный, сонорный.
[ у] - гласный, ударный.
т [ т ] - согласный, твёрдый парный, глухой парный.
4 буквы, 4 звука.
Морфемный разбор
Грибные -гриб - корень, -н- - суффикс, -ые -окончание, -грибн -основа.
Словообразовательный разбор
Грибные - гриб -суффиксальный способ образования.
Морфологический разбор
Дожди - что?, имя существительное, начальная форма -дождь, нарицательное, неодушевлённое, конкретное, в форме множественного числа, мужского рода, 2 склонение, именительный падеж
, подлежащее.

Лексический разбор
Дожди - слово дожди имеет значение - атмосферный осадок, орошает почву. Многознозначное, в предложении употреблено в прямом значении, омонимов, синонимов, антонимов в данном значении нет. Употребляется во всех стилях речи.
Орфографический разбор
Расстилаешь - в слове имеются такие орфограммы: "Правописание букв -о-а в приставках" , "Правописание приставок на -з,-с ", "Написание чередующихся гласных в корне слова", "Правописание гласных в окончаниях глаголов", "Правописание мягкого знака в личных окончаниях глаголов".
Синтаксический разбор предложения
Вечером мы долго сидели у огня.

Простое, повествовательное, невосклицательное, распространённое, полное, двусоставное.
Мы - подлежащее, выраженное местоимением; сидели - сказуемое, выраженное глаголом; вечером и долго - обстоятельства, выраженные наречиями,; у огня - обстоятельство, выраженное существительным с предлогом.
Пунктуационный разбор
Объяснить знаки препинания.

Фонетический разбор слова

  1. Произнести слово. Разделить слово на слоги и определить ударный слог.
  2. Затранскрибировать слово, то есть указать последовательно звуки.
  3. Охарактеризовать каждый звук:

а) гласный – ударный или безударный;

б) согласный – звонкий или глухой, парный или непарный;

Мягкий или твёрдый, парный или непарный.

4. Указать количество звуков и букв. Если количество звуков и букв не совпадает, то указать причину.

Образец разбора:

ёж – 1 слог

ё - [й , ] – согл., звонк., непарн., мягк., непарн.

[о] – гласн., ударн.

ж -[ш] – согл., глух., парн.[ж] , твёрд., непарн.

_____________________

2 буквы, 3 звука (буква Ё в начале слова обозначает 2 звука)

Лексический разбор слова

  1. Определить лексическое значение слова (самостоятельно или с помощью словаря).
  2. Установить, в прямом или переносном значении употреблено слово. Если в переносном значении, то указать вид тропа (метафора, олицетворение, эпитет).
  3. Установить, есть ли у слова синонимы, антонимы, омонимы.
  4. Определить стилистическую окраску слова (разговорное, нейтральное или книжное), особенность употребления в речи (для устаревших, диалектных, профессиональных слов).
  5. Определить происхождение слова (самостоятельно или с помощью словаря) – исконно русское или заимствованное.

Образец разбора.

Задремали звёзды золотые.

  1. Задремать – впасть в дремоту, заснуть лёгким сном.
  2. Перен.знач. – олицетворение.
  3. Забыться, заснуть, погрузиться в сон, уснуть, забыться сном – синонимы.
  4. Нейтр.
  5. Исконно русское.

Словообразовательный разбор слова.

  1. Определить, какой частью речи является слово.
  2. Выделить его основу и окончание (если это изменяемая часть речи); указать грамматическое значение окончания.
  3. Установить значение слова и определить, как оно образовано (от какого слова и при помощи каких морфем)
  4. Составить словообразовательную цепочку слова.

Образец разбора:

холодноватый

  1. Это слово – имя прилагательное, значит, в нём выделяется окончание -ый.
  2. Холодноватый – «немного, слегка холодный». Значение «немного, слегка» передаётся при помощи суффикса –оват-. Данное прилагательное образовано от слова холодный с помощью названного суффикса: холодноватый ← холодный.

Холодный – «имеющий отношение к холоду, связанный с холодом». Прилагательное образовано от существительного холод при помощи суффикса –н-:

Холодный← холод

Холод- - корень.

Итак: холод → холодный → холодноватый.

Орфографический разбор слова.

разлетелись

1. раз- пишу а, т.к. без ударения; роспуск.

2. пишу з, т.к. перед звонким согласным л (раз- - рос-); рассыпать, раскрашенный.

3. –лет- безударная гласная в корне слова, проверочное слово – лётчик; вылет, полетят.

4. –сь пишу ь для обозначения мягкости согласного звука.

подложенного

1. под- пишется всегда одинаково, подкопать, подпол.

2. –енн- пишу е, т.к. причастие образовано от глагола подложить.

3. –енн- пишу нн, т.к. это полное причастие, подложена.

4. –ого слышу –ова-, а пишу –ого, окончание ед.ч., м.р.(ср.р.), р.п., зелёного, сварившего.

Морфологический разбор имени существительного

I . Общее грамматическое значение (предмет).

Начальная форма (именительный падеж, единственное число)

II . Постоянные признаки:

Собственное или нарицательное,

  1. одушевлённое или неодушевлённое,
  2. род,
  3. склонение.

Непостоянные признаки:

  1. число,
  2. падеж.

III.

Учится в школе

I. Учится (где?) в школе – имя сущ., обозначает предмет

Нач.ф. – школа

II. Пост. пр.: нариц., неодуш., женск.р., 1 скл.

Непост.пр.: в един.ч., п.п.

III. В предложении является обстоятельством - учится (где?) в школе

Морфологический разбор имени прилагательного

I. Общее грамматическое значение (признак предмета).

Начальная форма (именительный падеж, единственное число, мужской род).

II. Постоянные признаки:

Качественное, относительное или притяжательное.

Непостоянные признаки:

  1. полная или краткая форма, только у качественных
  2. степень сравнения прилагательных
  3. число,
  4. род (в единственном числе),
  5. падеж (в полной форме)

III. Каким членом предложения является (синтаксическая роль).

Приехал в бабушкин дом

I. Дом (чей?) бабушкин прилагательное, обозначает признак предмета

По принадлежности к лицу

Нач.ф. – чей? бабушкин

II. Пост.пр.: притяж.

Непост.пр.: степени сравнения и кр. формы нет, в в.п., ед.ч., ср.р.

III. В предложении является согласованным определением

Морфологический разбор глагола

I . Общее грамматическое значение (действие, состояние)

Начальная форма (инфинитив) – что делать? что сделать?

II. Постоянные признаки:

  1. возвратный(ся) или невозвратный
  2. вид(несов.в. – что делать?; сов.в. – что сделать?)
  3. переходность(перех. глагол может иметь при себе прямое дополнение без предлога)
  4. спряжение

Непостоянные признаки:

Изъявительное, повелительное или сослагательное(условное) наклонение

Для изъявительного:

  1. время (настоящее, прошедшее, будущее)
  2. число
  3. лицо(для настоящего и будущего простого времени)
  4. род (для прошедшего времени)

Для повелительного:

  1. число

Для сослагательного:

  1. число

III. Каким членом предложения является(синтаксическая роль)

Солнце стояло высоко.

I. Солнце (что делало?) стояло – глагол, обозначает действие предмета

Нач.ф.: что делать? стоять

II. Пост.пр.: невозвр., несов.в., неперех., II спр.(стоит)

Непост. пр.: в изъяв.накл., прш.вр., ед.ч., ср.р.

III. В предложении является простым глагольным сказуемым.

Морфологический разбор причастия

I . Общее грамматическое значение (признак предмета по действию)

Начальная форма (мужской род, единственное число, именительный падеж) – какой?

Что делающий? что делавший? + от какого глагола образовано

II . Постоянные признаки:

  1. действительное или страдательное
  2. возвратное(ся) или невозвратное
  3. время (настоящее или прошедшее)

Непостоянные признаки:

  1. полная или краткая форма (у страдательных причастий)
  2. число
  3. род (только в единственном числе)
  4. падеж (у полных причастий)

III. Каким членом предложения является (синтаксическая роль)

Поля уже сжаты.

I. Поля (каковы? что сделаны?) сжаты – причастие, обозначает признак предмета по действию

Нач.ф.: какой? сжатый, образовано от глагола - сжать

II. Пост.пр.: страд., невозвр., сов.в., прош.вр.

Непост.пр.: в краткой форме, множ.ч.

III. В предложении является именной частью составного именного сказуемого.

Морфологический разбор деепричастия

I. Общее грамматическое значение (добавочное действие к основному действию)

Начальная форма: от какого глагола образовано

II. Постоянные признаки:

Непостоянные признаки:

  1. неизменяемость

Я шёл по дороге, стараясь заметить их следы.

I. Шёл (что делая? как?) стараясь – деепричастие, обозначает добавочное действие

Нач.ф.: образовано от глагола – стараться

II. Пост.пр.: несов.вид

Непост.пр.: неизмен.

Морфологический разбор имени числительного

I. Общее грамматическое значение (количество предметов, порядок при счёте)

Начальная форма (именительный падеж) – сколько? какой?

II. Постоянные признаки:

  1. количественное (целое, дробное, собирательное) или порядковое
  2. простое, сложное или составное

Непостоянные признаки:

  1. падеж
  2. число
  3. род если есть

В чёрном море обитает сто восемьдесят видов рыб.

I. Видов (сколько?) сто восемьдесят – числительное, обозначает количество предметов

Нач.ф.: сто восемьдесят

II. Пост.пр.: колич., целое, составное

Непост.пр.: в и.п., рода и числа не имеет

III. В предложении является подлежащим.

Морфологический разбор местоимения

I. Общее грамматическое значение (указывает на предмет, его признак и количество,

Не называя их)

Начальная форма (именительный падеж)

II. Постоянные признаки:

  1. разряд по значению (у личных – лицо)

Непостоянные признаки:

  1. число (если есть)
  2. род (если есть)
  3. падеж

III. Каким членом предложения является (синтаксическая роль)

Мне пятнадцать лет.

I. Пятнадцать лет (кому?) мне – местоимение, указывает на лицо

Нач.ф.: кто? я

II. Пост.пр.: личн., 1 лицо ед.число

Непост.пр.: в д.п.

III. В предложении является косвенным дополнением.

Морфологический разбор наречия

I. Общее грамматическое значение (признак действия или признак другого признака)

Начальная форма (если это наречие, имеющее степени сравнения)

II. Постоянные признаки:

  1. группа по значению

Непостоянные признаки:

  1. неизменяемость
  2. степень сравнения

III. Каким членом предложения является (синтаксическая роль)

Коля прыгнул выше.

I. Прыгнул (как?) выше – наречие, обозначает признак действия

Нач.ф.: высоко

II. Пост.пр.: образа действия

Непост.пр.: неизм., в простой сравн. степени

III. В предложении является обстоятельством.

Морфологический разбор слов категории состояния

I. Общее грамматическое значение (состояние)

Начальная форма – у омонимичных наречиям, имеющим степени сравнения

II. Постоянные признаки:

  1. разряд по значению

Непостоянные признаки:

  1. неизменяемость
  2. степень сравнения

III. Каким членом предложения является (синтаксическая роль)

На улице очень светло.

I. На улице (каково?) светло – слово категории состояния, обозначает состояние

II. Пост.пр.: состояние природы

Непост.пр.: неизм.

III. В предложении является сказуемым.

Морфологический разбор предлога

  1. разряд по значению
  2. простой или составной
  3. с каким падежом употребляется
  4. неизменяемое слово

III. Каким членом предложения является.

По небу метались встревоженные галки.

I. По – предлог, выражает зависимость существительного небо от глагола метались

II. Морф.пр.: зачение места, простой, непроизв., употреблён с д.п., неизмен. слово

III. Не член предложения.

Морфологический разбор союза

I. Грамматическая роль (для чего служит)

II. Морфологические признаки:

  1. сочинительный (соединительный, противительный, разделительный) или подчинительный(причинные, целевые, временные, условные, сравнительные, изъяснительные, уступительные)
  2. простой или составной
  3. производный или непроизводный
  4. одиночный или повторяющийся
  5. неизменяемость

III. Каким членом предложения является

Звёзды меркнут и гаснут.

I. И – союз, связывает однородные члены предложения

II. Морф.пр.: соч, соед., прост., непроизв., одиночн., неизм.

III. Не член предложения.

Морфологический разбор частицы

I. Грамматическая роль (для чего служит)

II. Морфологические признаки:

  1. разряд (формообразующая, отрицательная или модальная)
  2. группа по значению (у модальных)
  3. простая или составная
  4. производная или непроизводная
  5. неизменяемость

III. Каким членом предложения является.

Даже цветы на родине пахнут по-иному.

I. Даже – частица, служит для придания особого смыслового оттенка слову цветы

II. Морф.пр.: модал., усил.-выдел., прост., непроизв., неизм.

III. Не член предложения.

Морфологический разбор междометий

I. Грамматическая роль (для чего служит)

II. Морфологические признаки:

  1. группа по значению
  2. производное или непроизводное
  3. неизменяемость

III. Каким членом предложения является.

Ба! Знакомые всё лица.

I. Ба – междометие, выражает чувство

II. Морф.пр.: выражает восторг, непроизв., неизм.

III. Не член предложения.

Синтаксический разбор словосочетания

  1. Вычленить словосочетание из предложения.
  2. Указать главное и зависимое слово.
  3. Определить, чем выражены слова.
  4. Определить вид словосочетания (именное, глагольное, наречное)
  5. Определить вид синтаксической связи (согласование, управление, примыкание).
  6. Указать средства связи слов в словосочетании (окончание, предлог)

Стоит одиноко (глаг., примык., связь по смыслу)

Глаг. нар.

Синтаксический разбор простого предложения

  1. Найти грамматическую основу предложения.
  2. Разобрать предложение по членам и указать, чем они выражены.
  3. Вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное или побудительное).
  4. Вид предложения по интонации (восклицательное или невосклицательное).
  5. Вид предложения по наличию главных членов (двусоставное или односоставное) если односоставное, указать тип(определённо-личное, неопределённо-личное, обобщённо-личное, безличное, назывное).
  6. Вид предложения по наличию или отсутствию второстепенных членов (распространенное или нераспространенное).
  7. Вид предложения по наличию или отсутствию необходимых членов предложения (полное или неполное).
  8. Установить, осложнено ли предложение однородными членами, обращением, вводными конструкциями, обособленными или уточняющими членами.

Над нашим биваком кружились несметные тучи мошки.(Прост., повеств., невоскл., двусост., распростр., полное, неосложн.)

Синтаксический разбор предложения с прямой речью

  1. Выделить прямую речь и слова автора. Определить место прямой речи по отношению к словам автора.
  2. Составить схему предложения с прямой речью.
  3. Разобрать синтаксически слова автора и прямую речь как предложение.
  4. Объяснить постановку знаков препинания.

Говорит им князь тогда: «Добрый путь вам, господа». (предложение с прямой речью, А: «П»., после слов автора ставится двоеточие, прямая речь в кавычках с заглавной буквы, после прямой речи ставится точка, далее слова автора и прямая речь разбираются по членам предложения).

Синтаксический разбор сложного предложения

  1. Определить вид предложения по цели высказывания и по эмоциональной окрашенности.
  2. Выделить грамматические основы и определить, простое предложение или сложное. Указать количество и характер основ (двусоставные, односоставные).
  3. Определить средства связи и решить, какое предложение: сложносочиненное(ССП), сложноподчинённое(СПП), бессоюзное(БСП), сложное предложение с разными видами связи.
  4. Составить схему предложения.
  5. Объяснить постановку знаков препинания.
  6. Возможен (как дополнительное задание) разбор составных частей сложного предложения по схеме простого.

Зимой ветры гуляли в голых макушках, и лес гудел. (повесв., невоскл., сложное, 2 грам. основы, основы двусост., связь сочинит. с помощью союза и, ССП, союз и указывает на соединительные отношения, на одновременность происходящего, запятая перед и разделяет части ССП.)

Члены предложения

член предложения

отвечает на вопрос

что обозначает

чем выражен

графическое обозначение

подлежащее

кто? что?

и.п.

предмет

существительным,

местоимением,

словосочетанием,

нач.формой глагола

_______

сказуемое

что делать?

каков?

что такое?

кто такой?

действие предмета

глаголом,

существительным,

прилагательным,

причастием,

числительным

________

________

определение

какой?

чей?

признак предмета

прилагательным,

местоимением,

числительным,

причастием,

причастным оборотом

дополнение

на вопросы

Р.п. кого? чего?

Д.п. кому? чему?

В.п. кого? что?

Т.п. кем? чем?

П.п. о ком? о чём?

предмет

существительным,

местоимением,

числительным,

начальной формой глагола

_ _ _ _ _ _ _

обстоятельство

как? когда?

куда? откуда?

почему? где?

зачем? насколько?

при каком условии?

признак действия, признак предмета

наречием,

существительным с предлогом,

деепричастием,

деепричастным оборотом

_ . _ . _ . _

Порядок разбора лексики и фразеологии (в тексте)

  1. Дать толкование указанных слов;
  2. Указать многозначные слова, дать толкование (с приведением примеров) всех значений одного-двух слов;
  3. Указать слова, употреблённые в переносном значении, дать толкование прямого и переносного значений (одного-двух) слов;
  4. Привести синонимы, антонимы к указанным словам;
  5. Найти в тексте архаизмы, неологизмы, заимствованные слова, диалектизмы, профессионализмы, дать их толкование;
  6. Выявить фразеологизмы, определить их значение и стилистическую окраску, подобрать к ним синонимы и антонимы;
  7. Указать слова стилистически окрашенные: книжные, высокие, официальные, разговорные, просторечные; прокомментировать их назначение в тексте.

Порядок лингвистического разбора текста

  1. Выразительно прочитать текст, указать признаки текста в нём;
  2. Указать средства связи между частями текста;
  3. Определить тему, основную мысль, озаглавить текст;
  4. Выделить микротемы, составить план;
  5. Определить тип речи, стиль, жанр;
  6. Выявить стилевые признаки: лексические, морфологические, синтаксические, композиционные.

Порядок литературоведческого анализа художественного текста

  1. Определить название произведения и его автора, место отрывка в произведении (если это отрывок);
  2. Прокомментировать связь данного отрывка с композицией произведения, его идейно-образным содержанием;
  3. Отразить в нём авторскую позицию, образ автора;
  4. Выявить признаки жанра, литературного стиля, особенности индивидуально-авторского стиля;
  5. Выявить и прокомментировать художественные детали, изобразительно-выразительные средства.

Порядок литературоведческого анализа лирического текста

(стихотворения, лирического отступления в поэме или эпическом произведении крупной формы, лирической миниатюры в прозе, стихотворения в прозе)

  1. Передать чувства и мысли лирического героя, отношение к жизни, людям;
  2. Охарактеризовать художественно-языковое своеобразие (использование эпитетов, сравнений, метафор, стилистических фигур и т.д.);
  3. Прокомментировать особенности построения текста, его композиции в связи с его идейно-образным содержанием;
  4. Определить ритмическую организацию и звуковое оформление текста;
  5. Указать особенности рифм;
  6. Выявить единство, взаимодействие разных компонентов текста;
  7. Выразительно прочитать текст с последующей характеристикой его эмоционально-эстетического содержания, передаваемого интонацией, с обоснованием логических и эмоциональных пауз и ударений, повышений и понижений голоса, предпочтительного тембра голоса.