Восстановление надгробных памятников у мусульман. Мусульманские ритуальные традиции

С точки зрения Ислама, сколь бы ни был великим человек при жизни, он покинул ее, и могила его должна быть скромной, не выделяющейся из общего ряда могил.

Можно ли хоронить мусульман рядом с людьми Писания на одном кладбище?

Мусульманин должен быть похоронен на мусульманском кладбище. В любом регионе Российской Федерации, где мусульмане составляют даже незначительную часть местного населения, есть мусульманские кладбища. Если такого кладбища нет, то мусульманская община обязана добиваться у местной администрации выделения земельного участка под кладбище.

Мусульманские ученые едины во мнении, что покойные мусульманка или мусульманин должны (фард) быть похоронены на мусульманском кладбище. Если же в той или иной области нет мусульманского кладбища, то на христианском или иудейском кладбище может быть отведена часть для мусульман. Если и эти условия отсутствуют, тогда родственники обязаны отвезти тело покойного в ближайшую местность, где имеется мусульманское кладбище. Если и такой возможности нет, то придется хоронить в тех условиях, которые доступны, так как Всевышний не возлагает на душу больше того, что она в состоянии сделать (см. ).

Я живу с матерью в российской глубинке, в городе Печоры Псковской области. Здесь почти нет мусульман. В Псковской области нет ни одной мечети. Моя мать в годах, и я очень боюсь, если, не дай Аллах, с ней что-нибудь случится. Я даже не знаю, как совершить обряд, мне некого пригласить, чтобы прочли молитву. Здесь нет мусульманского кладбища, а как я могу похоронить ее среди православных?! Меня очень беспокоит этот вопрос. Почему Псковская область единственная во всей России, где нет мечети, мусульманских общин. Мусульмане только из-за этого и уезжают отсюда, а что делать, если нет денег, чтобы отсюда уехать? Помогите! Ответа на мой вопрос нет. Гульфия, 39 лет.

У нас в стране есть и более кризисные ситуации. Не усложняйте и не драматизируйте происходящее. Сделайте от вас зависящее, а в большем - положитесь на Бога.

Если нет мусульманского кладбища, то выйдите с инициативой по данному вопросу в местные органы власти. Если все ваши усилия окажутся тщетными, а письма останутся без должного ответа, тогда похороните там, где это возможно. Главное - предать тело покойного земле. Душа в любом случае до Конца Света, до всеобщего Воскрешения будет пребывать в мире душ, на небесах.

Один мусульманин не совсем добровольным способом взял в жены девушку христианской религии. Она приняла Ислам, и они жили долго и на первый взгляд счастливо. Когда она умерла, выяснилось по ряду серьезных обстоятельств, что она в душе и в поступках продолжала придерживаться своей религии, причем твердо и неотступно. Ее супруг принял решение отправить тело покойной на родину, чтобы ее похоронили в соответствии с христианскими обычаями. Прав ли он? И как быть в такой ситуации? Имеет ли право мусульманин дать развод жене после ее кончины? Али.

1. Хоронят человека в соответствии с тем, о чем попросил он перед смертью. Если смерть наступила внезапно, тогда его хоронят в соответствии с традициями той религии, к которой он относил себя при жизни. В упомянутой вами ситуации однозначно дать оценку я затрудняюсь.

2. Что касается развода после смерти одного из супругов, то я не слышал об этом и не читал. В основе своей со смертью одного из супругов автоматически прекращаются их семейные отношения, человек становится вдовым. Овдовевшие супруг или супруга, жизнь которых продолжается, могут вновь обзавестись семьей. Для мужчин временных ограничений нет, а для женщин период ограничения составляет четыре месяца и десять дней . То есть по истечении этого срока она может свободно выйти замуж за другого.

Также при смерти одного из супругов встает вопрос о делении наследства. Например, в вашей ситуации мужу причитается ¼ часть наследства жены . При желании он может отказаться от него.

3. Истинное положение дел в вопросе вероубеждения ушедшего из этой жизни человека известно только Господу миров. Возможно, та женщина тайно хранила те или иные семейные реликвии (например, иконы), но верила в Единственность Творца и в истинность всех посланников Божьих, включая последнего и заключительного.

Недавно у меня умер двоюродный брат. Перед смертью он просил почему-то похоронить его рядом с его русской родней и, соответственно, по христианским канонам. А я на протяжении всей его жизни знал его как мусульманина, хотя и несоблюдающего. Скажите, уважаемый Шамиль, можно ли за него теперь давать садаку (милостыню), читать Коран и делать ду‘а (молиться)? Ильдар.

Если он не сказал о том, что был христианином, тогда вы можете делать это, уповая на всезнание и милость Творца. В любом случае - если даже ваши благодеяния, совершенные от его имени, не засчитаются ему, то засчитаются вам.

Тело хоронили во время морозов, земля была на 35 сантиметров промерзлой. Долго копали яму, жгли костры. Похоронили на татарском мусульманском кладбище. Можно ли было похоронить мусульманина в уже выкопанной яме (еще до морозов), находящейся рядом, на христианском кладбище?

Нет. Вы правильно сделали, что похоронили именно на мусульманском.

Можно ли мусульманину посещать христианское кладбище, если там похоронены его родственники-христиане?

Мой друг принял Ислам, его отец похоронен на христианском кладбище. Может ли друг молиться у могилы отца или читать там суры? И вообще может ли он посетить могилу отца? Ибрагим.

Всевышний ничем не ограничен, ни местом, ни временем. Мольба и прошение могут быть направлены Ему с любой точки земного шара. Совершать молитвы-намазы на могиле нельзя, а просить у Господа можно. То, что кладбище является христианским, не препятствие для обращения к Творцу, так как вся земля принадлежит Ему, Богу.

Должны ли мы посещать могилы умерших? Если да, то почему?

Не должны, но с точки зрения Сунны это относится к желательным действиям. Это напоминает нам о бренности жизни, о том, что все мы покинем этот временный мир, а потому следует подготовиться заблаговременно к вечности, веруя в жизнь после смерти и совершая благодеяния.

Нужно ли привставать, когда проезжаешь мимо кладбища? И вообще, что нужно делать или говорить в этот момент?

Привставать не нужно. Возможно, это какая-то местная традиция, не имеющая канонического обоснования.

Что же касается слов, когда вы проезжаете мимо кладбища либо заходите на его территорию, то уместным будет проговорить следующую молитву: «Ас-саляму ‘алейкум дара кавмим-му’минин, ва инна ин ша’ал-лаху бикум ляяхикун, нас’алюл-лаха ляна ва лякумуль-‘афия» (приветствуем вас, верующих, мир вам; если будет на то воля Божья, мы настигнем вас; молим Бога о жизненной силе, энергии для нас и для вас) .

Что нужно делать, когда собираешься идти на кладбище? Что делать, когда находишься на кладбище?

Чего-то специального нет. Приход на кладбище - назидательное для человека напоминание, в результате которого в его жизни должно становиться меньше греха и больше благодеяний. Можно помолиться за умерших (на любом языке), а также почитать отдельные суры из Корана в оригинале и попросить Творца засчитать вознаграждение за это покоящимся в могилах . Обращаться с молитвами нужно лишь к Богу.

Можно ли, придя к могиле матери, подойти близко или нужно стоять подальше?

Разницы нет, как хотите. Главное - не садиться на саму могилу .

Одна женщина хочет поставить на могиле своей матери каменный памятник со строками из суры «аль-Ихлас» на арабском языке. Но она сомневается, можно ли на памятнике писать суры Корана. Подскажите, пожалуйста, разрешается это или нет. Если нельзя писать суры, то можно ли написать на арабском языке слова «Нет бога, кроме Аллаха, Мухаммад - посланник Аллаха».

Суру писать не следует, а формулу Единобожия можете написать, если есть такое желание. Но и в этом нет канонической необходимости.

В прошлом году у меня умер двухгодовалый сын. У него на могиле мы с мужем хотим поставить камень. Скажите, пожалуйста, что нужно и можно написать на этом камне? Назифа.

Мусульманскими канонами (Кораном и Сунной) это не регламентировано. Достаточным будет написать фамилию, имя, отчество и годы жизни.

Существуют ли какие-либо нормы оформления могил? Можно ли делать высокую ограду на могиле, ставить кирпичные колонны (1 метр)? Обязательно ли должно быть огорожено все кладбище? Можно ли писать на могильной плите, помимо аятов из Корана, какого-либо рода эпитафии (скорбные слова)? Лилия.

Не стоит всего этого делать.

Канонических требований по оформлению могил нет. Главное - скромность, отсутствие помпезности, расточительства, роскоши. Минимум надписей.

Территорию кладбища лучше огородить, очертив тем самым его границы и воспрепятствовав проникновению, например, животных, которые могут повредить могилы.

Можно на памятнике умершему прикрепить его фотографию? Лиля.

С точки зрения мусульманских канонов делать этого не следует.

Семь лет назад умерла моя мама. Через год после ее смерти наша семья установила надгробье. В течение всего этого времени фотография на памятнике менялась как минимум 4 раза: фотография не держалась на винтиках, а в последние годы изображение на фото портилось. Мы думаем, что мама просто не хочет, чтобы на ее памятнике было фото. Не подскажете, какую молитву можно изобразить на месте фотографии? Гульназ.

Какой-то специальной молитвы на этот счет нет, а потому можете написать несколько слов на любом языке, например: «О Господи, прости мои грехи!», но и в этом нет необходимости.

Несколько лет назад похоронил мать, все обряды совершены, поставили железную ограду и каменную плиту с фотографией. В прошлом году я начал ходить в мечеть, и там сказали о недопустимости применения материалов, обработанных при помощи огня (металл, обожженный кирпич), что плита, установленная в ногах покойника, должна быть не более 40 см в длину и что фотографию нужно обязательно убрать, так как она будет мучить умершего, требуя частичку его души. Как быть? Переделывать могилу или нет? Ахнаф.

Ограда и плита с надписью уместны. Про материалы, «обработанные при помощи огня», я в хадисах не встречал. Маловероятно, что подобное упоминается в достоверном хадисе. Размер плиты в 40 см - это чье-то личное умозаключение.

Можно ли родственников хоронить рядом и через какое время?

Хоронить рядом можно. И если при этом тело похороненного раньше или останки его не тревожатся, то через какое время - неважно.

Недавно съездил домой в Дагестан и там услышал, что в одном из местных горных селений хоронили двух человек в одной могиле, с небольшим промежутком земли между умершими. А бывало, что и по пять человек хоронили в одной могиле. Правильно ли по Исламу так хоронить? Алихан.

1. Можно ли мусульманину на могиле ставить цветник?

2. Правда ли то, что когда тревожишь могилу, например, сажаешь цветы или разравниваешь ее, человека повторно опрашивают два ангела Мункир и Накир и для умершего это не есть хорошо?

1. Можно. На ваше усмотрение. Есть хадис, косвенно указывающий на допустимость этого: «Однажды пророк Мухаммад проходил мимо одной из оград Медины и услышал возгласы двух людей, испытывающих [страшные] мучения в своих могилах. Посланник Господа сказал: «Они испытывают мучения за малые прегрешения». Но сразу поправился: «Нет [за большие]. Один из них был неаккуратен, когда мочился, а другой клеветал (сплетничал)». Затем пророк Мухаммад попросил, чтобы ему принесли голую пальмовую ветвь. Сломав ее пополам, он воткнул в каждую могилу по половинке. Сподвижники спросили: «О посланник Всевышнего, зачем ты это сделал?» Он ответил: «Возможно, это облегчит [их участь], и это [предполагаемое облегчение] продолжится до тех пор, пока они (ветки) не высохнут » .

2. Глупость, кем-то выдуманная.

Возможно ли использование территории старых и уже не используемых кладбищ под строительство или для земледелия?

Такое возможно только в безвыходной ситуации и с условием, что останки покоящихся тел уже разложились и стали землей. Сроки эти определяются специалистами данной местности, с учетом природного состава почвы и климатических условий См.: Махмуд А. Фатава. Т. 2. С. 276. Там же. Т. 1. С. 94.

См., например: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 95, хадисы № 1473, 1474 и пояснение к нему.

Могут быть и другие причины, вынуждающие так поступить. См., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1560.

Окончательное решение принимается на местном уровне общим советом.

См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 519, хадис № 1717, «хасан сахих»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 85, хадис № 1458.

См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1560.

То есть пока ветки живые. У каждого из творений Господа своя форма жизни и смерти. Пока эти ветки, которые могут пустить корни и вырасти или какое-то время просуществовать за счет внутренних запасов, остаются живыми, они восхваляют Творца и тем самым благоприятствуют облегчению состояния покойного. Относительно «восхваления» в Священном Коране сказано: «Восхваляют (возвеличивают) Его семь небес и земля вместе со всем тем, что населяет их [существует в этих необъятных галактических просторах]. Каждая мелочь [все бессчетное количество единиц сотворенного в макро- и микромирах] с благодарностью возносит Господа [над всем тем, что не соответствует Ему]. Однако вы [люди и джинны, имеете право выбора и ограничены в отдельных характеристиках и возможностях (к примеру, не знаете языков животных и растений), а потому] не понимаете [и не сможете понять] их прославления [как именно они восхваляют Творца]. [В границах земного и межгалактических пространств ни наука, ни что бы то ни было другое не поможет вам в этом, иначе вы получите существенную подсказку в столь ответственном экзамене, как жизнь]» (см. Св. Коран, 17:44); «Разве ты не видишь, что Бога восхваляют все те, кто на небесах и на земле, и [к примеру] птицы, раскрывая крылья в полете. Все они знают свои молитвы [у каждого из них свое выражение благодарности] и [формы, формулы] восхваления [Творца]. Аллах (Бог, Господь) хорошо знает о том, что они [Его творения] делают» (Св. Коран, 24:41).

Хадис от Ибн ‘Аббаса; св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 91, хадис № 216; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 20 т., 1972. Т. 2. С. 430; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 2. С. 419–423, хадис № 216.

См, например: аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. Т. 1. С. 730.

На Российских кладбищах в непосредственной близости располагаются захоронения представителей самых разных народов. Часто по надгробиям можно определить, представитель какой культуры лежит под ним. Могильные памятники подчас гораздо красноречивее говорят об этом, чем многое другое. Например, христианская традиция допускает разнообразие и красочность как самого процесса похорон, так и внешнего вида погребения. Мусульманские же устои требуют более сдержанного подхода к оформлению могилы.

Отличия татарских надгробий

Исключительный внешний вид

Традиционная религия подавляющего большинства татар - ислам. Эта вера строго регламентирует не только устои жизни каждого правоверного мусульманина, ритуал его погребения, но и то, как должен выглядеть надгробный памятник на месте его последнего пристанища. Так, ислам трактует смерть как естественную неизбежность и долгожданную для каждого правоверного возможность предстать перед Всевышним в его Раю. Поэтому надгробье не должно выражать излишней и неуместной скорби. Кроме того, религия запрещает как-то по-особенному украшать памятники, чтобы души на Небесах не имели повода для зависти или ссор. Поэтому эстетика мусульманских памятников по преимуществу лаконична.

Оформление татарского памятника не предполагает вычурности, форма стелы - это сдержанный прямоугольник. Единственное отступление от строгости абриса заключается в возможности придать верхушке обелиска сходство с минаретом или куполом мечети. При этом, строго запрещены изображения на поверхности плиты каких-либо живых существ, а тем более - портрета усопшего. Подобные рисунки, согласно шариату, есть великий грех, ведь творить сущности может лишь Аллах. Зато приветствуется символ ислама - полумесяц, который располагают обычно в верхнем левом углу камня. Правда, в последнее время строгие запреты пошатнулись, так как исламский мир понемногу видоизменяется под влиянием европейской культуры. Поэтому на некоторых татарских памятниках появились фотографии. Иногда встречаются и роскошные надгробия. Но большинство правоверных татар остаются верны устоям шариата и заказывают на надгробьях соответствующие гравировки.

Разрешается, например, поместить на стеле имя усопшего с годами его жизни, а также эпитафию: слова из Корана или поучений Пророка Мухаммеда, выполненные обязательной арабской вязью.

Не возбраняется и скупой орнамент. На мужских памятниках он обычно геометрического характера, а на женских растительного. В последнее время мужские татарские памятники также могут быть украшены изображением мечети или минарета. Монументы на татарских кладбищах сделаны в основном из камня. Наиболее популярным является темный гранит, из которого сделаны все элементы захоронения, украшенные исламской символикой. На таких участках обычно захоранивают представителей одного рода, сооружая целые семейные мемориальные комплексы, гармоничные, выдержанные в едином эстетическом стиле.

Устанавливают мусульманские памятники таким образом, чтобы они своей лицевой стороной были обращены строго на восток, туда, где находится священная Мекка. Это очень строго соблюдаемый закон, нарушение которого неизменно порицается мечетью.

    Гассал – тот, кто омывает умершего; родственник или нанятый человек.

    Гусль – омывание тела умершего.

    Дафн – похороны, захоронение.

    Джаназа – похоронная молитва.

    Дуа – прошение к Аллаху.

    Кабр – могила.

    Кафан – погребальный саван, включающий изар (ткань для нижней части тела), камис (ткань для верхней части тела), лифафу (ткань, закрывающую тело целиком) и две части специально для погребения женщин: химар (платок) и кирку (ткань, которую кладут на грудь).

    Ляхад – ниша для тела в могильной яме.

    Тазия – соболезнования родственникам усопшего.

    Такфин – процесс оборачивая усопшего в саван.

    Тобут – похоронные носилки.

    Шахада – предсмертная молитва, подтверждающая, что умерший признает Аллаха единым Богом.

Подготовка тела

Перед самой кончиной человек должен успеть произнести Шахаду – считается, что Аллах будет благосклонен к тому, кто это сделал; если он уже не в состоянии произносить слова Шахады, это должны сделать те, кто находится с ним в его последний час. Рядом с умирающим, кстати, обязан кто-то находиться, дабы подать ему стакан воды. Это дань старинной традиции, которая, в основном, неукоснительно соблюдается.

Когда родственники (или те, кто присутствовал рядом) удостоверяются в том, что человек отошел, его поворачивают на правый бок так, чтобы его лицо было обращено к Мекке. На крайний случай возможно оставить его и на спине – но так, чтобы в сторону Мекки были направлены его ноги. Присутствующие произносят дуа о прощении грехов умершего.

Усопшему закрывают глаза и подвязывают челюсть, а затем начинают гусль – в нем участвует до четырех человек одного пола с усопшим. Исключение может быть сделано для супруга умершего. Тела не омываются, если не нашлось ни одного человека одного пола с усопшим, либо если усопший был шахидом, то есть принявшим мученическую смерть во имя веры, родины, семьи и т.д.

После гусля начинается этап такфина. Младенцев и маленьких детей заворачивают в одну часть кафана, мужчин – в три, женщин – в пять (см. словарь). Дети мужского пола до 9 лет могут быть завернуты в саван как младенцы либо как взрослые мужчины.

Подготовка к погребению начинается немедленно – закон предписывает, чтобы умершие были похоронены в течение суток, то есть либо в этот же день, либо, если человек умер ночью, на следующий. Именно поэтому транспортировка тела мусульманина в другую страну чаще всего невозможна.

Манипуляции с телом в исламе

    Донорство в исламе разрешается и одобряется, так как помощь одному человеку приравнивается Кораном к помощи всему человечеству. По поводу какого-то конкретного случая донорства родственники консультируются с имамом.

    Вскрытие обычно не практикуется, и родственники могут на законных основаниях отказаться от этого процесса, так как он считается осквернением тела. Хотя, конечно, в ряде случаев (особенно – в немусульманских странах) закон будет обязывать к этой процедуре: например, при подозрении на криминальный характер смерти.

    Бальзамирование и косметологические процедуры также не практикуются, и все по тем же причинам: они считаются осквернением тела.

    Кремация в исламе запрещена.

Погребение

Перед погребением тело помещают на тобут и перемещают в специальную комнату в мечети, где над ним читается джаназа. При этом все присутствующие образовывают три линии по отношению к покойному: в первой стоят близкие ему мужчины, затем другие мужчины и дети, а уже в последней линии – женщины.

Мусульманские захоронения не похожи на христианские. Во-первых, при дафне не используется гроб, а тело не просто опускается в кабр, а помещается в ляхад. Кабр должен быть достаточно глубоким – обычно он копается по размеру роста усопшего, как если бы он стоял на двух ногах с вытянутой вверх рукой. Тело укладывают в ляхад так, чтобы оно было повернуто на правый бок, а лицо «смотрело» в сторону Мекки.


На дафне считается некорректным и неуместным громко выражать свое горе – крики и плач считаются свидетельством отсутствия веры. Присутствующие приносят тазию близким родственникам, но только в течение трех дней и только единожды (если человек был в пути, ему разрешается принести соболезнования с опозданием). Ношение траура длится до сорока дней. Исключение составляет вдова, которая носит траур четыре месяца и десять дней.

Кладбище и установка памятника для мусульман

Закон запрещает хоронить неверных на мусульманских кладбищах, также как и мусульман – на немусульманских. Хотя, конечно, иногда на наших кладбищах мы и наблюдаем исламские могилы – это делается только от невозможности поступить согласно закону.

Ислам не одобряет установку пышного памятника для мусульманина с богатым оформлением – допускается надгробный камень с указанием имени и дат, а также, возможно, гравировка недлинной цитаты из Корана. Однако сейчас мы можем видеть, как похоронная традиция отошла от этих строгих канонов, и мусульманские памятники подчас выглядят не так строго. Например, верх надгробия может быть срезан в виде профиля купола-гамбиза (как у мечети), а оборотная сторона памятника украшена гравировкой той же мечети, цитаты из Корана, полумесяца со звездой.


Как правильно похоронить мусульманина по исламским обычаям? Как подготовить тело? Где и как можно организовать погребение, чего нельзя делать? Какой памятник должен стоять на могиле мусульманина?

Добавить комментарий

Мусульманские похоронные и поминальные обряды предполагают строгое и беспрекословное соблюдение традиций и законов Шариата с собственной системой правил переселения мусульман в загробный мир.
Над мусульманином, находящимся на пороге смерти, совершаются особые погребальные обряды. Они очень сложны и обязательно должны осуществляться под руководством духовных лиц и сопровождаться особыми молитвами.
Умерших мусульман никогда не кремируют. По мусульманской традиции кремация сравнивается со страшной карой – горением в аду. Сразу после смерти над телом мусульманина необходимо совершить следующий обряд: подвязать подбородок, закрыть глаза, выпрямить руки и ноги, накрыть лицо и положить на живот что-либо тяжелое для избежания вздутия. Затем следует обряд омовения (тахарат) и обмывания водой (гусул), в котором должно принимать участие не менее четырех человек.

Шариат предписывает следующие правила захоронения. Хоронят мусульманина без одежды, тело заворачивают в саван (кафан), состоящий из трех частей для мужчины и из пяти частей для женщины. Похоронить умершего следует как можно быстрее, на ближайшем кладбище. Тело мусульманина хоронят без гроба, в могилу опускают ногами вниз, кладут головой на север, лицом в сторону Мекки, женщину прикрывают покрывалом, чтобы ее саван не был виден. Бросая горсть земли в могилу, мусульманин произносит айят из Корана («Все мы принадлежим Богу и к Нему возвращаемся»). Засыпанная могила должна возвышаться над землей на четыре пальца. Могилу поливают водой и семь раз бросают на нее по горсти земли, читая айят. Во всех молитвах, и особенно произносимых сразу после похорон, должно часто упоминаться имя умершего, о нем должно говориться только хорошее. Эти молитвы призваны облегчать положение умершего перед предстоящим ему «подземным судом».
Шариатом строго запрещено хоронить мусульманина на немусульманском, и наоборот, немусульманина на мусульманском кладбище.

Современные мусульманские поминки проводятся в день похорон, на 7-ой или 9-ый день, 40-ой день и в годовщину смерти. В мусульманские поминальные обряды входит многократное проведение поминок, которые подразделяются на частные (по определенному покойнику) и общие.
Поминки по определенному покойнику включают в себя поминки на 3-ий день после похорон, на 7-ой (9-ый), 40-ой день и через год. Особых поминальных блюд в мусульманском обычае нет, при угощении подаются те же блюда, что и в другое время. Но существует особый порядок поминальных трапез. Во-первых, они должны быть кратковременными. Мужчины и женщины должны находиться в разных помещениях, а если помещение одно и разделение невозможно, то в поминках участвуют исключительно мужчины. На стол сначала подаются сладости и чай, затем плов. Перед поминками читается молитва, сами поминки проходят в полном молчании. По окончании поминальной трапезы все молча встают и возвращаются на кладбище.
Общие поминки проводят каждый четверг до 40-ого дня. Для поминальной трапезы готовится халва. После кратковременного чаепития все уходят.
Считается, что поминальные сладости, подаваемые в дни поминок, символизируют сладкую загробную жизнь мусульманина.

По мусульманскому обычаю, горе следует переносить терпеливо, поэтому, хотя Шариатом не запрещается оплакивать умершего, делать это следует тихо. Пророк сказал, что когда умершего оплакивают близкие, он мучается. Не одобряет Ислам и профессиональных плакальщиц, которые вопреки строгим запретам все-таки существуют во многих мусульманских странах.
Главная особенность мусульманского кладбища – это то, что все без исключения могилы и надгробия обращены в сторону Мекки, а на памятниках отсутствуют фотографии, это запрещается религией. Эпитафии на памятниках строгие, ограничиваются словами из Корана, общей информацией об умершем человеке и датой его смерти. Подобная скромность в оформлении могил диктуется похоронными традициями и обрядами, уходящими корнями во времена кочевой жизни мусульман. Различные надмогильные постройки (мавзолеи, гробницы, склепы) Шариатом не одобряются.
Проходя мимо кладбища, мусульманин читает суру из Корана, расположение могил помогает ему определить сторону, в которую следует обратить лицо.

Мусульманские похоронные традиции сильно отличаются от привычных для европейцев погребальных ритуалов. Эти различия лежат не только в предписанных религией ритуалах, но также и в отдельных нюансах, таких как похоронное одеяние (саван) и процедура омовения. Как ни странно, мусульманская могила также непохожа на европейскую: различия есть не только в надгробных памятниках, но даже в форме самой могилы.

Обычно мусульман хоронят на отдельных участках общегородских кладбищ, либо на специальных мусульманских кладбищах. Коран запрещает хоронить мусульман вместе с иноверцами, хотя исключения могут делаться при захоронении супруги умершего мусульманина. Мусульманские кладбища традиционно обносятся оградой, призванной защитить могилы от животных.

По традиции могила в исламе роется глубиной не менее 1,5 метров, а желательно глубже – до двух метров. Длина и ширина должны быть такими, чтобы в ней мог расположиться не только умерший, но также и человек, который будет его укладывать. На дне могилы сооружается боковая ниша (ляхд), куда укладывается тело покойного. Покойного кладут на правый бок, лицом в сторону Мекки, после чего ляхд закрывают необожжённым кирпичом. Иногда ляхд могут заложить обожжённым кирпичом или досками, однако использование подобных материалов не одобряется, так как они часто служат в качестве декоративных. В самой нише важно сделать подпорки, чтобы избежать обрушения почвы.

В устройстве мусульманской могилы есть различные нюансы. Например, в случае рыхлой и сыпучей почвы ляхд можно не делать, вместо него используется углубление в центре могилы или захоронение гробом (при этом дно гроба посыпают землей). Могилу принято засыпать той же землей, что была из неё выкопана, при этом возвышение должно быть небольшим – не более 17 см. Также существует традиция делать возвышение в форме полумесяца, чтобы отличить мусульманские могилы от христианских.

Мусульманские надгробия

Мусульманские памятники на могилу также отличаются от принятых в европейских культурах. Посетитель мусульманского кладбища не может не заметить, что все надгробия обращены фасадом в сторону Мекки. Это сделано не только в соответствии с правилами шариата, но также и для того, чтобы пришедшие на кладбища знали направление для молитвы.

Ислам поощряет скромность и сдержанность правоверных, а потому мусульманские могильные памятники почти никогда не бывают броскими и помпезными. Хотя сейчас надгробия есть на большинстве мусульманских могил, в течение многих веков они считались излишеством. Как правило на надгробии пишется имя покойного и его годы жизни. На мусульманских памятниках на могилу фото или портрет усопшего обычно не размещают, так как Коран запрещает изображения людей. Допустимыми украшениями считается полумесяц или скромный орнамент, а также текст в виде аятов – строк из Корана. Специализированные компании в Москве предлагают установить мусульманские памятники на могилу; цены различаются в зависимости от материала и выбранного оформления. Используются гранит и темный мрамор, в то время как менее обеспеченные мусульмане нередко ставят железный конус с полумесяцем или же ограничиваются небольшой мемориальной табличкой.