Вселенная Assassin’s Creed. Ассасины

Со времен крестовых походов термин “ассасин” укоренился во многих европейских языках, став обозначением наемного убийцы. В средневековой, да и современной литературе ассасины представляются демонами ночи, бесстрашными, неуязвимыми воинами, проникающими в самые потаенные места и несущими неминуемую смерть. Опьяненные гашишем, они не ведают страха и сомнений, потому спастись от них невозможно. Откуда появился этот образ? Существовали ли ассасины в реальности или все, что рассказывают о них — выдумки? Тайный орден смертников, райские сады и прекрасные гурии, молодые воины, одурманенные гашишем и готовые идти на смерть по первому приказу таинственного Старца Горы… Где правда, а где ложь в этих легендах?

Прежде всего, откуда появилось название “ассасины”? По самой популярной версии, слово “ассасин” произошло от арабского “хашиши”, то есть “потребитель гашиша”.

Естественно, сразу же возник миф об употреблении ассасинами наркотических средств, которые якобы лишали их страха и позволяли более успешно справиться с полученным заданием. Этот миф так укоренился в сознании большинства людей, что и по сей день некоторые считают, что ассасины употребляли гашиш перед или во время боевой операции. Однако это абсолютно не так. Во-первых, по свидетельствам арабских хроник, ассасинов называли “мулхидун” — еретики или “фидаи” — жертвы, в данном контексте: “жертвующие собой во имя идеи”. Всего в нескольких документах употребляется термин “хашиши” — вместе с другими обидными прозвищами и ругательствами, которыми награждали ассасинов враги. В те времена гашиш на самом деле был популярным наркотиком и поначалу употреблялся почти всеми. Однако спустя некоторое время религиозные лидеры ислама запретили его, поскольку справедливо рассудили, что человек в состоянии наркотического опьянения не может как должно служить Аллаху. Таким образом, гашиш остался популярным лишь в среде бродяг и прочих темных личностей. Слово “хашиши” означало не буквально употребляющего гашиш, а нечто среднее между “чернь” и “голодранец”. Употребляли ли ассасины гашиш на самом деле? Скорее всего — нет. Во-первых, нигде в документах этот факт не указан. Во-вторых, община ассасинов жила в условиях строгой дисциплины и ее глава не допустил бы употребления наркотиков. В-третьих, под действием гашиша человек становится вялым и медлительным, что никак не вяжется с той ловкостью, изобретательностью и мгновенной реакцией, с которыми ассасины выполняли возложенную на них миссию.

Существует и другая версия происхождения слова “ассасин”. Очень близкое по произношению арабское слово обозначает “травоед”. Так вполне могли называть ассасинов, намекая на их бедность. Стоит упомянуть также, что слово assas по-арабски означает “попечитель”, “защитник”.

Кем же были ассасины, откуда появилась эта тайная и могущественная организация? На самом деле такое название крестоносцы дали исмаилитам-низаритам. После смерти пророка Мухаммеда, когда возник вопрос, кто после него возглавит мусульман, в общине возник раскол на два враждующих лагеря: суннитов, приверженцев ортодоксального направления ислама, и шиитов, которые были убеждены, что власть может принадлежать только прямым потомкам пророка Мухаммеда, то есть прямым потомкам Али ибн Абу Талиба, двоюродного брата пророка. Так появилось и название шиитов - “шиат Али” (“партия Али”). От них несколько позже откололась исмаилитская ветвь.

Исмаилиты оказались в меньшинстве и вынуждены были тщательно скрывать свои убеждения. Часто бывало так, что люди, живущие по соседству, даже не подозревали, что они единоверцы. Именно в те дни, когда при дворе халифа начались гонения на шиитов, на исторической сцене появился перс Хасан ибн Саббах, уроженец иранского Хорасана и исмаилит по вероисповеданию. Вмешавшись в религиозную распрю, он оказался в лагере проигравших и вынужден был бежать из Египта на родину. Там он скрывался от властей, но продолжал проповедовать, и вскоре вокруг опытного интригана образовалась община мусульман-исмаилитов, в среде которой Хасан создал закрытую военно-религиозную организацию, главной целью которой считалось обращение всего исламского мира в “истинную” веру. Таков был лозунг ибн Саббаха для врагов и единоверцев. На самом же деле внутри организации проповедовались верования, далекие от классического ислама. Взамен Корана посвященным внушалась совершенно иная религиозно-философская доктрина, объединяющая идеи Аристотеля, зороастризма, буддизма, гностицизма и других “тайных знаний”.

С увеличением количества членов исмаилитской общины перед ибн Саббахом встал вопрос о необходимости надежного, хорошо защищенного места, где можно будет открыто исповедовать свою веру. Выбор пал на неприступную крепость, возведенную на высокой скале Аламут на берегу Каспийского моря. Скала Аламут, что на местном наречии значило “гнездо орла”, была прекрасной естественной крепостью, подходы к которой были перерезаны глубокими ущельями и бурными горными реками. Оставалось только захватить твердыню. Об этом есть две легенды. Первая гласит, что Хасан сумел обратить все население крепости в свою веру и жители добровольно признали его главенство. По другой — Хасан договорился с губернатором за три тысячи золотых монет купить “участок земли, который накроет шкура быка”. Он нарезал шкуру на очень тонкие полосы и “опоясал” Аламут по периметру… И никакой суд не смог защитить обманутого правителя — сделка была признана законной. С этого момента и началась история таинственного ордена убийц, породившая невероятное количество версий, легенд и выдумок.

Обосновавшись в крепости и объявив о создании государства, ибн Саббах отменил все государственные налоги, объявив тем самым войну правившей тогда в Персии династии Сельджуков. Вместо обычных повинностей жители Аламута теперь были обязаны строить дороги, рыть каналы и возводить укрепления. Надо отдать Хасану ибн Саббаху должное — он в равной степени интересовался научными достижениями как Востока, так и Запада. Его агенты скупали редкие книги и манускрипты, содержавшие знания из разных областей: архитектуры, медицины, инженерного дела и т. д. Ибн Саббах приглашал (а если его приглашение не принимали, то и похищал) лучших ученых, инженеров-строителей, медиков и даже алхимиков. Ассасины создали такую совершенную систему фортификаций, которая не имела себе равных в те времена.

В то же время сам ибн Саббах жил очень скромно, вел аскетический образ жизни, подавая пример своим приближенным. Даже его враги отмечали, что ибн Сабах был последователен, справедлив и, если нужно, жесток. Он установил свои законы и требовал их беспрекословного исполнения. За малейшее отступление виновному грозила смертная казнь. Старец Горы наложил строжайший запрет на любое проявление роскоши. Ограничение касалось пиров, потешной охоты, внутреннего убранства домов и дворов, дорогой одежды и т. п. Это фактически привело к полному уничтожению разницы между низшими и высшими слоями общества. Красочным свидетельством верности ибн Саббаха собственным принципам может служить тот факт, что он приказал казнить одного из своих сыновей, лишь только заподозрив, что он нарушает установленный им закон. Зато его сторонники, видя это, были преданы ему всем сердцем.

Расширение созданного ибн Саббахом поселения привело к необходимости покорять новые территории. Силой или убеждением, но ему удалось захватить и обратить в свою веру горные районы Персии, Сирии, Ливана и Ирака с их неприступными замками и крепостями. Так он фактически создал государство низаритов. А поскольку соседние мусульманские державы были отнюдь не дружелюбно настроены по отношению к государству еретиков, то возникла необходимость создать силу, которая удерживала бы врагов от нападения. Регулярная армия обошлась бы очень дорого. Понимая это, Саббах нашел простое, но гениальное решение — он создал самую совершенную в то время спецслужбу. Идея была воплощена в жизнь блестяще и вскоре халифам, князьям и султанам соседних государств даже в голову не могло прийти выступить в открытую против государства Аламут. Так Старец Горы получил возможность, не выходя из крепости, фактически вершить дела во владениях Седьджукидов. Существует легенда, которая рассказывает, как ибн Саббах пришел к тактике использования террористов-убийц.

Во всех концах исламского мира по поручению ибн Саббаха проповедовали его последователи. В 1092 г. в городе Сава проповедники ассасинов убили муэдзина, который узнал их и мог выдать их властям. За это преступление, по приказу Низама аль-Мулька, главного визиря султана, предводителя проповедников схватили и предали мучительной смерти, после которой его тело проволокли по улицам города и вывесили на главной базарной площади. Эта казнь вызвала взрыв негодования среди единоверцев-исмаили-тов. Жители Аламута потребовали у своего духовного наставника наказать виновных. Предание гласит, что ибн Саббах поднялся на крышу своего дома и провозгласил: “Убийство этого шайтана предвосхитит райское блаженство!” На эти слова откликнулся молодой человек по имени Бу Тахир Аррани и, опустившись на колени перед Старцем Горы, заявил, что готов исполнить вынесенный врагу смертный приговор, даже если это будет стоить ему жизни. Вскоре небольшой отряд фанатиков ассасинов отправился в столицу государства Сельджукидов. Ранним утром Бу Тахир Аррани умудрился пробраться в зимний сад во дворце визиря. Там он затаился, прижимая к груди нож, лезвие которого было смазано ядом. Прошло несколько часов, и вскоре в сад вошел человек в богатой одежде, которого окружали телохранители и рабы. Аррани догадался, что это и есть визирь. Улучив удобный момент, юноша подскочил к визирю и нанес несколько ударов отравленным ножом. Стража, в первые мгновения растерявшаяся, бросилась на Аррани и практически растерзала его. Но смерть Низама аль-Мулька послужила сигналом к штурму — ассасины окружили и подожгли дворец.

Гибель главного визиря вызвала сильный резонанс во всем исламском мире, что навело ибн Саббаха на мысль создать собственную спецслужбу, которая будет держать в страхе врагов. Но сначала необходимо было наладить разведку. К этому времени у ибн Саббаха уже было множество проповедников, которые странствовали из государства в государство и регулярно сообщали обо всех происходящих событиях. Однако новые задачи требовали создания разведывательной организации более высокого уровня, агенты которой имели бы доступ к высшим эшелонам власти. Ассасины одни из первых ввели понятие “вербовка”. Благодаря фанатичной преданности своих агентов Старец Горы был информирован обо всех планах врагов исмаилитов. Однако организация террористических акций была невозможна без специально подготовленных профессиональных убийц. К середине 90-х годов XI в. Аламутская крепость стала лучшей в мире школой по подготовке тайных агентов.

Процесс вступления в школу ассасинов был очень сложным. Некоторые исследователи считают, что за основу Хасан ибн Саббах взял методику подготовки воинов в китайских монастырях. Предпочтение отдавалось юношам-сиротам, которые не имели родных. Желающие вступить в орден воинов Старца Горы сначала проводили несколько дней во дворе без пищи и питья. Старшие ученики могли насмехаться над ними и даже избивать. Претенденты имели право в любой момент встать и уйти. Прошедших это испытание приглашали в замок и еще несколько дней испытывали их желание стать учениками-ассасинами. Прошедших и вторую ступень испытаний одевали, хорошо кормили, но отныне путь назад для них был закрыт.

Примерно из двухсот кандидатов к завершительной стадии отбора допускали максимум пять-десять человек. Каждого воина-смертника готовили для деятельности в определенном регионе. В программу обучения входило также изучение языка того государства, в котором предполагалось “работать”. Будущий ассасин-смертник был обязан прекрасно владеть всеми видами оружия: метко стрелять из лука, фехтовать, метать ножи и сражаться врукопашную, а также разбираться в ядах. Учеников школы убийц заставляли по много часов и в зной, и в лютый мороз сидеть на корточках или неподвижно стоять, чтобы выработать у будущего мстителя терпение и силу воли.

Особое внимание уделялось актерскому мастерству — талант перевоплощения у ассасинов ценился не меньше, чем боевые навыки. От них требовалось умение изменять свою внешность и поведение до неузнаваемости. Выдавая себя за бродячую цирковую группу, монахов-христиан, дервишей, торговцев или дружинников, ассасины пробирались в дом врага, чтобы убить жертву. В этом очень помогала практика поведения во враждебном окружении и так называемая “такыйя”, принцип которой заключался во внешнем подражании взглядам и нравам окружающего общества и одновременно полном подчинении только своему лидеру. Именно поэтому противники ассасинов часто обвиняли их в попрании правил Корана — питье вина и употреблении в пищу свинины. Действительно, среди христиан ассасины вели себя, как христиане, и принимали пищу наравне со всеми, будь то даже свинина.

Как правило, после выполнения задания ассасины не спешили скрыться с места преступления, принимая смерть или убивая себя. Более того, судей и палачей поражала улыбка на лицах ассасинов, которую они сохраняли даже под самыми изуверскими пытками.

И на то были причины. Старец Горы придумал хитрый трюк, благодаря которому ассасины верили, что побывали в райских кущах, где ели изысканные яства и развлекались в обществе прекрасных, вечно юных дев. И потом, «вернувшись на землю», юноши были готовы на все, чтобы вновь оказаться в том благословенном крае, где им однажды удалось побывать. Об этом мы расскажем далее более подробно.

Организованный ибн Саббахом военный орден имел строгое иерархическое построение. Рядовых его членов называли “фидаи” (жертвы). Они были исполнителями смертных приговоров и слепо повиновались своим командирам. Если в течение нескольких лет фидай успешно выполнял задания и умудрялся выжить, он удостаивался звания старшего рядового, или “рафика”. Следующим в иерархической пирамиде было звание «дай» — в их обязанности входило передавать воинам волю Старца Горы. Следующей и высшей ступенью, которой мог достигнуть ассасин, было звание “дай аль-кирбаль”. Они подчинялись непосредственно ибн Саббаху.

Жертвами ассасинов чаще всего становились государственные и военные вожди, которые вели антиисмаилистскую политику и препятствовали распространению учения, или враги друзей государства Аламут, за смерть которых глава ассасинов получал неплохие деньги. Спастись от удаpa ассасинов было невозможно. С помощью хитрости и ловкости они проникали в города и даже тщательно охраняемые крепости и дворцы, лгали, лжесвидетельствовали, неделями и месяцами выжидали подходящего случая, чтобы неожиданно напасть на жертву. В средневековых хрониках есть записи: “Презирая усталость, опасности и пытки, ассасины с радостью отдавали свою жизнь, когда их великий хозяин требовал от них выполнения смертельно опасного задания. Как только жертва была выбрана, правоверный, одетый в белую тунику, подпоясанную красным поясом, цвета невинности и крови, отправлялся выполнять возложенную на него миссию… Его кинжал всегда попадал в цель”. Даже если жертву не удавалось убить, ассасины не отступали от своего намерения — исполнение приговора всего лишь откладывалось. Многочисленные предания рассказывают об одном примечательном случае такого “отсроченного приговора”.

Долго и безуспешно ассасины охотились за одним из могущественных европейских князей. Охрана вельможи была прекрасно организована, и все попытки приблизиться к жертве не увенчались успехом. Даже за огромную сумму ассасинам не удалось подкупить охрану. Тогда ибн Саббах пошел на хитрость — он, зная, что князь был ревностным католиком, приказал двум молодым воинам отправиться в Европу, принять христианство и тщательно соблюдать все католические обряды. В течение двух лет они каждый день посещали собор, в который имел обыкновение ходить князь. Убедив окружающих в своей “истинной христианской добродетели”, ассасины стали неотъемлемой частью церкви, чем-то привычным. Охрана князя перестала обращать на них внимание, чем немедленно воспользовались убийцы. Во время воскресного богослужения один ассасин приблизился к князю и нанес ему несколько ударов, которые, однако, не были смертельными. Тогда второй ассасин воспользовался суматохой, подбежал к жертве и довершил дело.

Достоверно известно, что от рук ассасинов погибли шесть визирей, три халифа, десятки городских правителей и духовных лиц, несколько европейских государей и вельмож, среди которых Раймонд Первый, Конрад Монферратский, герцог Баварский, а также видный персидский ученый Абд уль-Махасин, который резко критиковал Хасана ибн Саббаха и его политику.

Армия крестоносцев, отправившись освобождать Гроб Господень, столкнулась с ассасинами. Именно благодаря крестоносцам слово “ассасин” стало обозначать в Европе наемного убийцу. Многие предводители крестоносцев нашли смерть от их кинжалов. Однако когда против европейских завоевателей выступила могучая армия Салах-ад-Дина, который провозгласил себя единственным защитником истинной веры, крестоносцы заключили с ассасинами союз. По большому счету, ассасинам было все равно, с кем воевать, — для них врагами были все: и христиане, и мусульмане. Салах-ад-Дин пережил несколько неудачных покушений и лишь чудом остался жив. Однако союз крестоносцев и ассасинов существовал недолго. Ограбив исмаилитских купцов, король Иерусалимского королевства Конрад Монферратский подписал себе смертный приговор, который вскоре и был приведен в исполнение.

Хассан ибн Саббах умер в 1124 г. в возрасте, по одним данным, 73-х, а по мнению некоторых историков — 90 лет. Его государству было суждено просуществовать еще 132 года…

На самом деле тактика террора была на средневековом Востоке очень популярна, и пользовались ею и до ассасинов, и после уничтожения государства Аламут. Убийства входили в арсенал многих мусульманских сект — карматов, батенитов, равендитов, буркаитов, джаннибитов, саидитов, талимов и др. Диктовалась такая политика, как ни странно, соображениями исключительно гуманистическими. По сравнению с войной индивидуальный террор считался относительно милосердным способом решать религиозно-политические задачи, поскольку был направлен против вождей и не касался “маленьких людей”, т. е. рядовых граждан. Вообще для Раннего Средневековья практика тайных заговоров, в результате которых сильные мира сего погибали от яда или предательства на поле брани, была обычным делом.

Легенды об ассасинах долгие века поражали воображение европейцев, и даже сейчас мифы о беспощадных убийцах очень популярны в литературе. Однако, как показали тщательные исследования историков, большинство мифов об ассасинах… придумали сами европейцы. Зачинщиками их создания были все те же крестоносцы. В эпоху крестовых походов европейцы увлеклись романтикой и магией восточных сказаний, причем особенно старались поразить соотечественников те из них, которые не были хорошо знакомы с исламом и Ближним Востоком, а использовали в своих трудах слухи и легенды мусульман. А поскольку большинство их информаторов были суннитами, то, естественно, они описывали исмаилитов в самых мрачных красках и тем самым способствовали созданию “черной легенды”. Таким образом, очевидно, что истории об удивительной академии убийц-ассасинов, райских садах, прыжках в пропасть как способе показать преданность вождю не подтверждены ни одним достойным доверия документом. Нет ни одного свидетельства очевидцев, подтверждающего эти факты. Вероятнее всего, легенда о смертельном прыжке, популярная среди европейцев, была придумана ими же. Она гласит, что Анри Шампанскому, новому правителю христианского королевства, приехавшему в Аламут, ибн Саббах продемонстрировал преданность своих воинов, приказав двум из них прыгнуть со стены в пропасть. И воины, не задумываясь, бросились со стен. Во-первых, в мусульманских хрониках нет упоминания о подобных происшествиях. Да и вообще очень сомнительно, чтобы ради иностранца и иноверца опытный вождь пожертвовал двумя воинами. По-видимому, эта легенда тесно связана с историей о гашише, поскольку предполагается, что под действием наркотика фидаи должны совершать смертельные прыжки с еще большей готовностью. А мы уже удостоверились, что ассасины не употребляли наркотики.

Историк Л. Хельмут выдвинул интересную гипотезу происхождения легенды, утверждая, что в ее основе лежит древнегреческий, но хорошо известный на Востоке в ту эпоху “Роман об Александре”. Его суть в том, что Александр Македонский, желая в ходе покорения страны иудеев запугать их послов, приказал нескольким своим солдатам броситься в ров. Вполне возможно, что европейские хронисты приукрасили эту шокирующую историю, чтобы заинтриговать свою аудиторию.

Но так или иначе, со временем выдумки об ассасинах, ставшие неотъемлемой частью исторического наследия Средневековья, были приняты даже наиболее солидными европейскими историками и стали считаться достоверным описанием обычаев загадочной восточной общины. Так легенды об ассасинах обрели собственную жизнь. Более поздние и достоверные исследования не смогли разрушить мифы, ведь люди так охотно верят в сказки, даже страшные.

http://www.volshebnaya-planeta.ru/%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BD%D1%8B-%D1%81%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9-%D1%81%D0%BF%D0%B5%D1%86%D0%BD%D0%B0%D0%B7-%D1%87%D0%B0%D1%81/ http://www.volshebnaya-planeta.ru/%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BD%D1%8B-%D1%81%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9-%D1%81%D0%BF%D0%B5%D1%86%D0%BD%D0%B0%D0%B7/

Наигравшись в популярную игру Ассасин Крид , люди стали часто интересоваться, а в действительности ли существуют бесшумные и проворные убийцы ? Да, это абсолютно, правда, в далекой эпохе зародилось братство ассасинов . В данной статье вы узнаете полную историю существования ассасинов в реальной жизни.

К концу 11-го века в горной местности Персии находилась небольшая держава . Появилось она после распада ислама и по причине развития исмаилитов, как раз, с которыми и шла долгое время борьба за власть. Война в исламских государствах часто перерастала в дилемму о том, жизнь или смерть.

Полководец Хасан-ибн-Саббаха задумывался о создании новой страны, чтобы выжить во враждебных условиях между народами. Вместе с тем, что государство находилась в горах, а все населения рядом были закрыты и недоступны, он часто применял методы разведки и карательных операций против своих заклятых врагов . После этого, через какой-то срок люди стали узнавать о том, что из себя представляют ассасины и какова их роль в этом мире.

В поместье Хасан-ибн-Саббаха превозносили как короля горы, ведь именно он впервые создал закрытую ассоциацию избранных людей, которые готовы были отдать свою жизнь ради слов султана и бога Аллаха. Секта была выстроена из нескольких ступеней просвещения в ассасины . Самую маленькую ступень принимал отряд карателей-смертников. Их обязательность была выполнить задание ценой собственной жизни. Они могли лгать, прикидываться обычными людьми, долго дожидаться, но после этого, смерть приговоренного, была неизбежна. Мусульманские и Европейские предводители уже задолго до этого знали, кто такие ассасины.

Многие молодые люди из очень сильно горели желанием попасть в братское сообщество ассасинов. Ведь все потому, что они хотели овладеть тайными знаниями и получить всеобщее согласие. Лишь единицы могли войти во дворец к Хасан-ибн-Саббаха , так как для этого требовалось смелость, настойчивость и рвение к победе. Первым делом, новоприбывший проходил психологический осмотр. Ему давали наркотические средства и внушали, что он побывал в райском месте. Молодые люди под влиянием наркотиков видели, как к ним заходят очаровательные обнаженные барышни, и предлагают шалости со словами: всё райское блаженство будет открыто после того, как воля Аллаха исполниться. Таким явлением объясняют смелые смертники-каратели , которые после успешного задания, принимали это как награду и не старались избежать от наказания.

Самое первое братство ассасинов вели войну с мусульманскими государствами. Вплоть до того, что даже после появления крестоносцев в Палестину, их главными врагами все равно оставались другие направления ислама и бесчестные мусульманские цари. Какое-то время общество тамплиеров и ассасинов сохраняло союзнические узы, бывало даже так, что орден рыцарей нанимал воинов Хасан-ибн-Саббаха для решения своих проблем. Хоть это положение и продлилось не так уж долго. Ассасины никогда не любили и не отпускали предателей, если кто-то из их братства оказывался предатель, то его просто ждала смертная казнь. Последнее время, секта вела войну со всеми с кем только можно, в их числе были: христиане и единоверцы.

К концу 13 века был атакован монгольскими войсками. И тут сразу же встает вопрос: это всё, конец секты ассасинов ? Некоторые считают, что после атаки на государство, братство бесшумных убийств распалось, другие же наоборот даже утверждают, что видели ассасинов в таких странах, как Персия, Греция, и в западноевропейских государствах.

Позволено все – произносил каждый раз царь горы, отправляя бесстрашных убийц на охоту. Многие секты славили этот девиз, и стали произносить его в своих сообществах, когда дело доходило до решения проблем, связанных с ними. В остальных же случаях просто были задействованы религиозные чувства, интересы и вера смертников. На последних ступенях просвещения господствует уже религиозная пропаганда.

Влияние ассасинов на историю огромно. Великолепные воины, они были "средневековым спецназом", довели до совершенства методы вербовки и разведки, по их примеру строились тайные ордена Европы.

Средневековая утопия

Аламутское государство, в котором зародился орден ассасинов, представляло собой своего рода утопию средневекового мира. Его основатель, полководец и проповедник ибн Саббах смог уже в XI веке свести на нет разницу между богатыми и бедными. Ведя сам аскетический образ жизни, он наложил строжайший запрет на все проявления роскоши: пиры, охоты, наряды. Любое непослушание каралось смертью, что не обошло даже его собственного сына, на которого пало подозрение на несоблюдение законов.

Все государство низаритов, которое простиралось на территории Персии, Сирии, Ирана и Ирака, беспрекословно подчинялось одному человеку, который по совместительству был еще и духовным вождем. Согласно его доктрине, познание бога разумом и мышлением невозможно. Познания можно достичь только личным поучением истинного имама, который был якобы известен лишь Саббаху. Те, кто его не признавали, согласно учению, попадали в ад. Никакие другие мусульмане за исключением исмаилитов не имели право на спасение, поскольку познавали религию разумом.

Несмотря на свою простоту, программа ибн Саббаха идеально прижилась в арабском обществе XI века. Она не подразумевала религиозных диспутов и требовала только одного – безграничного послушания имаму, за что глубоко верующим обещали райские кущи. Понять идеологию ибн Саббаха мог даже неграмотный крестьянин. Она освобождала от необходимости думать и принимать решения. Она утверждала, что вождь знает окончательную и абсолютную истину. Она оказалась настолько удачной, что небольшое государство, построенное на ее постулатах, продержалось до середины XIII века, пав лишь под копытами монгольской конницы.

Пионеры в вербовке

По сути, ассасины были «средневековым спецназом», которые занимались сбором информации, а также расправлялись с невыгодными правителю государства низаритов – ибн Саббаху политическими деятелями. На религиозных ценностях, где имам – вождь исмаилитов, обожествлялся, а его слова принимались за проявление божественного разума, Саббаху удалось создать орден своих фанатичных последователей, готовых по первому приказу исполнить любое поручение господина, вплоть до счетов с жизнью. Это была армия низаритов, которая, несмотря на свою малочисленность, держала соседние страны в постоянном страхе.
Именно ассасины одними из первых освоили и ввели понятие вербовки – им удавалось заполучить агентов в высших эшелонах власти соседних государств. Вступающему в разведывательные структуры внушалось, что на него возложена великая миссия, пред которой меркнут все мирские соблазны и страхи. Естественно, для того, кто становился ассасином, путь назад был заказан.

Одурманенные раем

Историки отмечают, что ибн Саббах был настоящим мастером мистификаций, с помощью которых он демонстрировал свою полубожественную сущность. С помощью некоторых трюков ему удавалось добиваться полной преданности подчиненных ему ассасинов. Согласно рассказам Марко Поло, претендента в орден одурманивали (очевидно, опиумным маком), и тайком переносили в смоделированный «райский сад», где его ожидали «девственницы-гурии», обилие вина и угощения (после долгого изнурительного голодания). Гурии убеждали будущего хашашшина смертника, в том, что он попал в рай, и сможет сюда вернуться, лишь если падет в бою с неверными.
После его вновь одурманивали и возвращали в реальный мир, который для побывавшего в раю терял всякую ценность. Все дальнейшие стремления и мечты ассасина были подчинены единственному желанию вновь оказаться в объятиях райских дев. Стоит обратить внимание, что речь идет об XI веке, когда за любое прелюбодеяние могли казнить, а для тех многих малоимущих людей, кто был не в состоянии заплатить калым за невесту, женщины были недосягаемой роскошью.
На случай если райские кущи не одурманивали претендента в орден, у ибн Саббаха были и другие козыри в рукаве. Так, источники упоминают о его фокусе с говорящей отрубленной головой – в одном из залов Аламутской крепости было установлено медное блюдо с вырезанной по центру окружностью. По приказу Саббаза, ассасин прятался в яме, просовывал голову через отверстие, и демонстрировал якобы отсеченную голову. Затем в зал приглашали молодых адептов, при виде которых «мертвая голова» резко «оживала» и начинала говорить. Будущим ассасинам дозволялось задавать вопросы относительно их спасения и рая, на что голова давала вполне оптимистические прогнозы. Для придания фокусу большей достоверности, после обряда, «актера» убивали, отсекали и голову и на следующий день демонстрировали ее у ворот крепости.

О мистической власти Хасана ибн Саббаха упоминали в своих воспоминаниях и европейцы. Так, один из европейских послов после посещения Аламута писал: «Желая продемонстрировать фанатичную преданность своих солдат, Хасан сделал едва заметный взмах рукой и несколько стражников, стоявших на крепостных стенах, по его приказу незамедлительно сбросились в глубокое ущелье…».

Узкоспециализированный спецназ

Несмотря на свою малочисленность, ассасины уменьшали свои потери за счет четкого разделения обязанностей и ареала действий. Каждого смертника готовили для работы в каком-то одном регионе. Он должен был в идеале владеть языком и знанием культуры того государства, в котором его могли задействовать. Помимо этого, солдат владел всеми доступными видами оружия, обладал необычайной выносливостью, а также пользовался правом вседозволенности во имя достижения священной цели. Истории известен уникальный пример, когда для убийства одного из европейских князей, слывшего ярым католиком, Хасан приказал нескольким ассасином обратиться в христианство. Они прошли обряд крещения и спустя некоторое время прослыли ярыми католиками, ревностно соблюдавшими все посты. Они проводили долгие часы в молитвах, отпускали пожертвования, принимали страждущих. В конце концов, даже стража храма стала относиться к ним, как к смиренным послушникам. Чем они и воспользовались – во время одного из богослужений, одному из них удалось приблизиться к своей жертве и убить ее ударом кинжала.

Отцы конспирологии

Орден ассасинов, который был знаком крестоносцам не понаслышке, со своей строго иерархией, намеренно окутанный тайной, стал моделью для многочисленных тайных орденов на Западе. После долгих испытаний, которые должен был пройти кандидат в адепты – терпеливое ожидание, голод, «промывку мозгов», он получал статус «фидаина» – рядового исполнителя смертных приговоров. Если судьба была к нему благосклонна, и он не погибал в течение нескольких лет, его повышали до старшего рядового – «рафика». Далее шли «да-и», через которых «Старец Горы» (сам ибн Саббах) передавал солдатам свою волю. Самой высшей ступенью карьерной лестницы ассасина был статус «дай аль-кирбаль», которые подчинялись самому таинственному владыке (или великому магистру у крестоносцев) - Старцу Горы, шейху Хасану ибн Саббаху.

Впоследствии, европейские ордены подражая ассасинам, переняли у них не только жесткую дисциплину и принципы повышения, но и некоторые эмблемы и символы.

В начале нынешнего года на широкий российский экран вышел новый голливудский боевик «Кредо убийцы», снятый по мотивам серии мегапопулярных компьютерных игр Assassin’s Creed. Однако сейчас речь не о художественных достоинствах данного произведения, тем более что они, мягко говоря, довольно спорны. В центре сюжета фильма деятельность братства ассасинов – тайной организации хладнокровных шпионов и убийц, которые борются с испанской инквизицией и тамплиерами .

Складывается впечатление, что западный мир, досыта наевшись дальневосточными единоборствами, нашел себе новую игрушку, и теперь загадочных ниндзя заменили еще более таинственные ассасины. Более того, на просторах интернета можно найти даже описание специальной боевой техники ассасинов, которой, конечно же, на самом деле никогда не существовало. Образ ассасина, который сегодня сложился в массовой культуре, не имеет ничего общего с реальной историей. Более того, он абсолютно сумасброден и не соответствует истине.

Итак, как же современная популярная культура изображает ассасинов? Во времена Крестовых походов на Ближнем Востоке существовала тайная секта изощренный и умелых убийц, которые легко отправляли в мир иной королей, халифов, князей и герцогов. Руководил этими «ближневосточными ниндзями» некто Хасан ибн Саббах, более известный, как Старец с Горы или Горный Старец. Своей резиденцией он сделал неприступную крепость Аламут.

Для подготовки бойцов ибн Саббах использовал новейшие по тем временам психологические методы, включая воздействие наркотиков. Если Старцу нужно было отправить кого-нибудь на тот свет, он брал юношу из общины, пичкал его гашишем, а затем одурманенного переносил в дивный сад. Там избранника ожидали самые разные удовольствия, включая прекрасных гурий, и он думал, что реально попал в рай. После возвращения обратно человек не находил себе места и был готов выполнить любое задание начальства, чтобы опять оказаться в чудесном месте.

Старец с Горы рассылал своих агентов по всему Ближнему Востоку и Европе, где они безжалостно уничтожали врагов своего учителя. Халифы и короли дрожали, ибо знали, что прятаться от убийц бессмысленно. Ассасинов боялись все, от Германии до Китая. Ну а потом в регион пришли монголы, Аламут был взят, а секта полностью уничтожена.

Эти байки тиражируются в Европе уже многие сотни лет, с годами они лишь обрастают новыми деталями. К созданию легенды об ассасинах приложили руку многие известные европейские историки, политики и путешественники. Например, миф о райском саде запустил небезызвестный Марко Поло.

Кем же на самом деле были ассасины? Что представляло собой это тайное общество? Почему оно возникло, и какие задачи ставило перед собой? Действительно ли каждый ассасин был таким непобедимым бойцом?

История

Чтобы понять, кто такие ассасины, нужно погрузиться в историю мусульманского мира и перенестись на Ближний Восток в период зарождения этой религии.

После смерти пророка Мухаммада в исламском мире произошел раскол (первый из многих). Мусульманская община разделилась на две большие группы: суннитов и шиитов . Причем яблоком раздора стали не религиозные догмы, а банальная борьба за власть. Сунниты считали, что руководить мусульманской общиной должны выбранные халифы, а шииты полагали, что власть нужно передавать только прямым потомкам пророка. Однако и здесь не было единства. Кто именно из потомков достоин возглавить мусульман? Этот вопрос привел к дальнейшему расколу в исламе. Так возникло движение исмаилитов или приверженцев Исмаила, который был старшим сыном шестого имама Джафара ас-Садыка.

Исмаилиты были (и есть) весьма мощной и пассионарной ветвью ислама. В X столетии последователи этого течения создали Фатимидский халифат, который контролировал обширные территории, включая Палестину, Сирию, Ливан, Северную Африку, Сицилию и Йемен. В состав этого государства входили даже священные для любого мусульманина города Мекка и Медина.

В XI веке очередной раскол случился уже у исмаилитов. У фатимидского халифа были два сына: старший Низар и младший Аль-Мустали. После смерти правителя между братьями началась усобица, в ходе которой Низар был убит, а трон занял Аль-Мустали. Однако значительная часть исмаилитов не приняла новую власть и образовали новое мусульманское течение – низаритов. Именно они и играют главную роль в нашем рассказе. В это же время на авансцене появляется ключевой персонаж этой истории – Хасан ибн Саббах, знаменитый «Старик с Горы», хозяин Аламута и фактический основатель низаритского государства на Ближнем Востоке.

В 1090 году Саббах, сплотив вокруг себя большое количество сподвижников, захватил крепость Аламут, расположенную в западной Персии. Причем эта горная твердыня сдалась низаритам «без единого выстрела», Саббах просто обратил ее гарнизон в свою веру. Аламут был только «первой ласточкой», после него низариты захватили еще несколько крепостей на севере Ирака, в Сирии и Ливане. Очень быстро была создана целая сеть укреплённых пунктов, которая, в принципе, уже вполне «тянула» на государство. Причем все это было сделано быстро и без кровопролития. Судя по всему, Хасан ибн Саббах был не только толковым организатором, но и весьма харизматичным лидером. А, кроме того, этот человек действительно был религиозным фанатиком: он сам горячо верил в то, что проповедывал.

В Аламуте и на других подконтрольных территориях Саббах установил жесточайшие порядки. Были строжайше запрещены любые проявления красивой жизни, включая богатую одежду, изысканное убранство жилищ, пиры, охоты. Малейшие нарушения запрета карались смертной казнью. Саббах приказал казнить одного из своих сыновей за то, что он попробовал вина. На некоторое время Саббаху удалось построить что-то наподобие социалистического государства, где все были более или менее равны, а все границы между разными слоями общества стерты. Зачем нужно богатство, если его нельзя использовать?

Однако Саббах не был примитивным ограниченным фанатиком. Низаритские агенты по его приказу собирали редкие манускрипты и книги по всему миру. Частыми гостями в Аламуте были лучшие умы своего времени: медики, философы, инженеры, алхимики. В замке была богатейшая библиотека. Ассасины сумели создать одну из лучших систем фортификации того времени, по мнению современных специалистов, они на несколько столетий опередили свою эпоху. Именно в Аламуте Хасан ибн Саббах додумался до практики использования террористов-смертников для уничтожения своих оппонентов, но это произошло не сразу.

Кто такие ассасины?

Прежде чем перейти к дальнейшему рассказу, следует разобраться с самим термином «ассасин». Откуда же он пошел и что означает на самом деле? На этот счет существует несколько гипотез.

Большинство исследователей склоняется к мысли, что «ассасин» - это исковерканный вариант арабского слова «хашишийа», которое можно перевести, как «употребляющий гашиш». Однако у этого слова есть и другие толкования.

Следует понимать, что в период раннего Средневековья (как, впрочем, и сегодня) разные направления ислама не слишком хорошо уживались друг с другом. Причем противостояние отнюдь не ограничивалось силовыми методами, не менее напряженная борьба велась и на идеологическом фронте. Поэтому ни правители, ни проповедники не стеснялись в очернении своих оппонентов. Термин «хашишийа» относительно низаритов впервые встречается в переписке халифа аль-Амира, который принадлежал к другому течению исмаилитов. Затем это же название применительно к последователям Старца с Горы встречается в трудах нескольких арабских средневековых историков.

Конечно, можно допустить, что аль-Амир просто хотел обозвать своих идеологических врагов «тупыми укурками», но, вероятно, он имел в виду нечто другое. Большинство современных исследователей считает, что слово «хашишийа» в то время имело и другой смысл, оно означало «чернь, людей низкого сословия». Говоря другими словами, голодранцев.

Естественно, что ни ассасинами, ни «хашишийа» воины Хасана ибн Саббаха себя не называли. Они именовались «фидаи» или «фидаины», что в буквальном переводе с арабского означает «жертвующие собой во имя идеи или веры». Кстати, этот термин употребляется и в наши дни.

Практика ликвидации своих политических, идеологических или личных противников стара как мир, она существовала задолго до появления крепости Аламут и ее обитателей. Однако на Ближнем Востоке подобные методы ведения «международных отношений» ассоциировались именно с низаритами. Имея сравнительно небольшую численность, община низаритов постоянно находилась под жестким давлением отнюдь не мирных соседей: крестоносцев, исмаилитов, суннитов. Старец с Горы не имел в своем распоряжении крупной военной силы, поэтому выкручивался, как мог.

Хасан ибн Саббах отошел в лучший мир в 1124 году. После его кончины низаритское государство просуществовало еще 132 года. Пик его влияния пришелся на XIII столетие – эпоху Салах ад-Дина, Ричарда Львиное Сердце и общего упадка христианских государств на Святой Земле.

В 1250 году монголы, вторгшиеся в Персию, уничтожили государство ассасинов. В 1256 году Аламут пал.

Мифы об ассасинах и их разоблачение

Миф об отборе и подготовке. Существует множество легенд относительно отбора и подготовки будущих воинов-ассасинов. Считается, что для своих операций Саббах использовал юношей от 12 до 20 лет, в некоторых источниках говорится о детях, которых с «младых ногтей» учили искусству убивать. Якобы, попасть в ассасины было весьма не просто, для этого кандидат должен был проявить недюжее терпение. Желающие попасть в ряды элитных «мокрушников» собирались около ворот замка (днями и неделями), и их долго не пускали внутрь, отсеивая таким образом неуверенных или малодушных. Во время обучения старшие товарищи устраивали новобранцам лютую «дедовщину», всячески издеваясь и унижая их. При этом рекруты могли беспрепятственно покинуть стены Аламута и вернуться к нормальной жизни в любое время. Используя такие методы, ассасины, якобы, отбирали самых стойких и идейных.

Истина заключается в том, что ни в одном из исторических источников нет никаких упоминаний об отборе в ассасины. Грубо говоря, все вышеперечисленное – это просто позднейшие фантазии, а как было на самом деле – неизвестно. Скорее всего, жесткого отбора не было совсем. На «дело» могли послать любого члена общины низаритов достаточно преданного Саббаху.

Об обучении ассасинов легенд еще больше. Чтобы достичь вершин своего искусства, ассасин, якобы, должен был тренироваться годами, в совершенстве владеть всеми видами оружия и быть непревзойденным мастером рукопашного боя. Также в список учебных предметов были занесены актерское мастерство, искусство перевоплощения, изготовление ядов и многое другое. Ну и, кроме того, каждый член секты имел собственную специализацию по региону и должен был знать необходимые языки, обычаи жителей и др.

Никаких сведений о подготовке ассасинов также не сохранилось, так что все вышеперечисленное не более чем красивая легенда. Скорее всего, что бойцы Старика с Горы больше напоминали современных исламских шахидов, чем высокотренированных бойцов спецназа. Естественно, что они горели желанием отдать жизнь за свои идеалы, но успех их акций больше зависел от везения, чем от профессионализма и выучки. Да и зачем тратить время и ресурсы на одноразового бойца, если всегда можно послать нового. Эффективность ассасинов больше связана с самоубийственной тактикой, которую они выбирали.

Как правило, убийства совершались демонстративно, причем обычно ассасин даже не пытался скрыться. Этим достигался еще больший психологический эффект.

Миф о гашише. Скорее всего, представление о том, что ассасины практиковали частое употребление гашиша связано с неправильной интерпретацией слова «хашишийа». Называя так своих оппонентов, противники ассасинов хотели подчеркнуть их низкое происхождение, а не пристрастие к наркотикам. Народы Ближнего Востока прекрасно знали о гашише и о его разрушительном действии на тело человека и его разум. Для мусульман наркоман – это конченый человек.

А учитывая строгость нравов, которая царила в Аламуте, трудно предполагать, что там кто-нибудь всерьез злоупотреблял психоактивными веществами. Тут можно напомнить, что за распитие вина Саббах казнил собственного сына, вряд ли такого человека можно представить в качестве руководителя огромного наркоманского притона.

Да и какой боец из наркомана? Ответственность за создание подобного мифа частично лежит на Марко Поло. Но об этом следующий миф.

Миф о райском саде. Эту историю первым описал Марко Поло. Он действительно путешествовал по Азии и, вероятно, встречался с низаритами. По словам знаменитого венецианца, перед выполнением задания ассасина усыпляли и переносили в особое место, которое очень напоминало райский сад, каким он описан в Коране. Там было полно вина, фруктов, воина ублажали соблазнительные гурии. После пробуждения воин только и думал, как снова оказаться в чертогах, но для этого он должен был исполнить волю Старца. Итальянец утверждал, что перед этим действом человека накачивали наркотиками, правда, в своем труде итальянец не уточнял какими именно.

Дело в том, что Аламут (как и другие замки низаритов) были слишком малы для создания подобной иллюзии, да и следов подобных помещений обнаружено не было. Скорее всего, эта легенда придумана, чтобы объяснить преданность, которую последователи Саббаха выказывали своему лидеру. Чтобы понять ее не нужно придумывать сады и гурий, отгадка находится в самой доктрине ислама, а особенно в шиитском его толковании. Для шиитов имам – это посланец Бога, человек, который заступится за него во время Страшного Суда и даст пропуск в Рай. Ведь современных шахидов готовят без всяких наркотиков, причем ИГИЛ и другие радикальные группировки используют их в промышленных масштабах.

Истоки легенды

Начало легенде об ассасинах дали крестоносцы, возвратившиеся после неудачных Крестовых походов в Европу. Упоминание о страшных мусульманских убийцах можно найти в работах Бурхарда Страсбургского, епископа Акры Жака де Витри, германского историка Арнольда Любекского. В текстах последнего можно впервые прочитать об использовании гашиша.

Следует понимать, что информацию о низаритах европейцы во многом получали от их злейших идеологических врагов – суннитов, от которых трудно ожидать объективности.

После окончания Крестовых походов контакты европейцев с мусульманским миром практически прекратились, и настало время фантазий о загадочном и волшебном Востоке, где может быть что угодно.

Порядочно добавил масла в огонь самый знаменитый средневековый путешественник Марко Поло. Однако по сравнению с современными деятелями массовой культуры он просто ребенок, честный и искренний. Большинство нынешних фантазий на тему ассасинов с реальностью не связаны никак.

Итоги

Кстати, еще одним мифом об ассасинах является представление об их вездесущности. На самом деле они действовали в основном в своем регионе, так что вряд ли их боялись в Китае или Германии. И причина очень проста: в этих странах просто не догадывались о существовании подобной организации. А вот на Ближнем Востоке о секте низаритов знали даже очень хорошо.

За время существования Аламута сто восемнадцатью фидаинами было убито семьдесят три человека. На счету воинов Старца Горы три халифа, шесть визирей, несколько десятков региональных руководителей и духовных лидеров, которые, так или иначе, перешли дорогу Саббаху. Низаритами был убит знаменитый иранский ученый Абу ал-Махасина, который особенно активно критиковал их. Среди известных европейцев, которые пали от рук ассасинов, маркиз Конрад Монферратский и король Иерусалима. На легендарного Саладина низариты устроили настоящую охоту: после трех покушений знаменитый полководец все-таки решил оставить Аламут в покое.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Ближний Восток, Средняя Азия, как и средневековая Европа, в IX-XI веке переживали острый политический кризис. В этом регионе планеты массовое переселение народов носило гораздо больший размах, чем на Европейском континенте. Политическая карта перекраивалась с калейдоскопической скоростью. Вслед за арабами, сумевшими покорить огромные территории, на эти земли пришли тюркские племена. Одни империи и государства исчезали, на их месте появлялись куда более могущественные государственные образования. Политическая борьба носила явный религиозный подтекст и принимала порой самые неожиданные формы – заговоры и государственные перевороты чередовались бесконечными войнами.

Излюбленным инструментом восточной политики становится политическое убийство. Слово ассасин прочно входит в обиход политической элиты, олицетворяя беспощадного и жесткого наемного убийцу. Ни один правитель Востока, политический деятель не мог гарантировать себе полную безопасность. В любой момент можно было стать жертвой коварного убийцы. Именно на этот исторический период приходится расцвет самого таинственного и закрытого религиозно-государственного образования — ордена Ассасинов.

Орден представлял собой немногочисленное государственное образование, которое стало самой радикальной ветвью ислама и отличалось крайне радикальными взглядами. В течение последующего целого столетия ассасины держали в страхе весь ближний Восток, олицетворяя самые жестокие методы политического давления.

Ассасин – кто это? Краткий экскурс в историю

Выше уже было сказано, что Ближний Восток в X-XI веке представлял собой варящийся общественно-политический котел, в котором соединились острые политические, социально-общественные и религиозные противоречия.

Эпицентром острого общественно-политического кризиса стал Египет, где политическая борьба достигла наивысшей точки кипения. Правящая династия Фатимидов не могла справиться с другими политическими оппонентами. Страна погружалась в гражданское вооруженное противостояние. Не сидели, сложа руки, и агрессивные соседи. Исмаилиты — шиитская ветвь ислама — в таких условиях оказались между молотом и наковальней, рискуя стать жертвой острого социально-общественного и религиозного конфликта. Одну из ветвей исмаилитов – низаритов возглавил Хасан-ибн-Саббах. Именно под его руководством многочисленная группа низаритов вынуждена была покинуть Египет, отправившись искать убежища. Конечным пунктом долгих скитаний стали центральные труднодоступные горные районы Персии, которая в те времена входила в состав государства Сельджуков. Здесь Хасан-ибн-Саббах вместе со своими сподвижниками решил основать новое исмаилитское государство низаритов.

Оплотом и центром новой державы стала крепость Аламут, захваченная исмаилитами в 1090 году. Следом за Аламутом новыми хозяевами быстро покорились другие соседние города и крепости Иранского нагорья. Рождение нового государства совпало по времени с началом крестовых походов, ввергнувших весь Ближний Восток в длительное кровавое противостояние. Используя свое влияние, Хасан-ибн-Саббах сумел привнести в структуру государственного управления новую форму – религиозный орден, в основу которого лег религиозный культ, обряды и традиции назаритов. Возглавил орден Хасан-ибн-Саббах, получивший титул шейха, а символом нового ордена стала крепость Аламут.

Правители соседних княжеств и центральная власть Сельджукского государства пренебрежительно относились к пришельцам и смотрели на них как на мятежников и бунтарей. Сподвижников Хасана-ибн-Саббаха, население нового государства и вообще назаритов, правящая сельджукская и сирийская элита небрежно называла чернью – хашшашинами. Впоследствии с легкой руки крестоносцев в обиход вошло суннитское название ассасин, означавшее уже не классовую принадлежность человека, а его профессиональные качества, социально-общественное положение и религиозно-идеологическое мировоззрение.

Шейх Хасан I благодаря своим личным качествам прекрасно ориентировался в политической обстановке. В результате проводимой им внешней политики государство исмаилитов и орден Ассасинов не только сумели выстоять в противостоянии с центральной властью. Внутренние политические распри, охватившие сельджукское государство после смерти султана Малик-шаха, способствовали возвышению ордена и политическому влиянию ассасинов на политику мироустройства. Орден стал негласным политическим субъектом внешней политики, а самих ассасинов стали считать религиозными фанатиками, которые были способны ради идеологических мотивов, естественно, за материальную и политическую выгоду, идти на самые крайние меры.

Государство низаритов просуществовало полтора века, до 1256 года, сумев за этот период объединить под своим началом обширные территории современного Ливана, Ирака, Сирии и Ирана. Этому способствовали достаточно жесткая система управления, построенная на беспрекословном подчинении законам шариата, коммунальная система социально-общественных отношений. В государстве отсутствовало разделение на классы, а все население было объединено в общины. Верховная власть принадлежала верховному духовному и религиозному наставнику – вождю.

Централизованное государство ассасинов было разгромлено монголами, пришедшими в Иран с востока. Дольше всех под властью ассасинов находились ближневосточные владения, которые были утрачены в 1272 году в результате военного похода египетского султана Бейбарса I. Однако потеря государственности не означала конец существования ордена Ассасинов. С этого времени начинается новый этап жизни этой организации, которая целиком и полностью переключилась на ведение подрывной, диверсионной и шпионской деятельности.

Истоки реальной силы и могущества ассасинов

На пике своего могущества государство и орден представляли собой реальную политическую силу в мусульманском мире. Ассасин — это не просто название радикально настроенных религиозных фанатиков. Только одно упоминание о них наводило ужас на правящую и политическую элиту. Ассасинов не без основания считали мастерами политического террора, профессиональными убийцами и вообще преступной организацией. Влияние ордена не ограничивалось границами мусульманского мира. В полной мере с коварством и с могуществом ордена столкнулись и европейцы.

Такая политика стала результатом продуманного идеологического и политического хода. Хасан I, будучи верховным вождем назаритов, осознавал, что без мощной армии любая оборонная стратегия обречена на провал. Выход из сложившейся ситуации был найден гениальный. В отличие от соседних государств и княжеств, вкладывающих огромные средства и ресурсы на содержание армии, Хасаном была создан орден – секретная и закрытая организация, своеобразный спецназ того времени.

Задача новой спецслужбы заключалась в устранении политических противников и оппонентов, решения которых могли негативно сказаться на существовании государства назаритов. Политический террор был поставлен во главу угла политики ордена Ассасинов. Способы и методы, используемые для достижения результатов, были выбраны самые радикальные – политический шантаж и физическое устранение противника. Основной двигающей силой ордена стала фанатическая преданность членов организации своему духовному и религиозному наставнику. Этому способствовала технология профессиональной подготовки, которая была обязательна для каждого члена ордена.

Основными условиями членства в ордене были следующие аспекты:

  • полное безразличие к собственной жизни, пренебрежение к смерти;
  • воспитание чувства самопожертвования и преданности религиозным идеалам;
  • беспрекословное подчинение воли вождя ордена;
  • высокие моральные и физические качества.

В ордене, как и во всем государстве, пропагандировались райские воздаяния в обмен за беспрекословное послушание воли религиозного вождя. В привычном представлении того времени ассасин — это молодой человек крепкого телосложения, беззаветно преданный идеями шариата и свято верящий в высокое божественное положение своего покровителя. Набирали в орден подростков 12-14 лет, которые проходили жесточайший конкурсный отбор. С первого дня новобранцам внушалось чувство избранности для достижения высоких целей.

Принято считать, что идеологический и религиозный аспекты являются основными аспектами прочной структуры ордена. Однако его реальная сила держалась не только на высоких моральных качествах его членов. Профессиональная подготовка, которой ассасины занимались с утра до вечера, в перерывах на намаз, давала превосходные результаты. Воины средневекового спецназа в совершенстве владели любым оружием и приемами рукопашного боя. Ассасин прекрасно владел приемами верховой езды, мог точно стрелять из лука, отличался выносливостью и хорошей физической силой.

Кроме того, в программу обучения входили практические и теоретические знания в области химии и медицины. Искусство ассасинов в применении ядов достигло совершенства. Существует теория, что Екатерина Медичи, будучи искусным мастером по отравлению ядами, получала уроки этого ремесла именно у ассасинов.

В заключение

Одним словом, подготовка шпионов и профессиональных убийц у шейха Хасана I была поставлена на поток. Результаты столь тщательной и всесторонней подготовки не заставили себя ждать. Дурная слава о могуществе ордена быстро разошлась по миру. Благодаря своим слугам Хасан I, прозванный в исламском мире и далеко за пределами Горным Старцем, сумел не только добиться своих целей, но и поставить политический террор на поток. Государство низаритов сумело просуществовать довольно длительный период, успешно играя на политических противоречиях своих более сильных соседей.

Что касается ордена Ассасинов, то эта организация стала не только инструментом внешней политики низаритов, но и весомым источником дохода. Услугами профессиональных убийц и шпионов не брезговали пользоваться правители и политики разных стран и государств, решая свои политические вопросы в достижении определенных целей.