Японцы потопили американский корабль в 1941. Тайна атаки на Пёрл-Харбор

Содержит немало ярких страниц, оказавших решающее значение на ход военных действий и стали предметом детального изучения. Нападение Японии на американскую военно-морскую базу Перл-Харбор 7 декабря 1941 года по праву можно назвать одним из таких событий, ставшим знаковым для истории и определившим последующий ход военной кампании на Тихом океане.

Предыстория атаки

Комбинированная атака Японии на американский военно-морской флот непосредственно в базе его дислокации стала результатом долгой и кропотливой работы Императорского Генерального Штаба. Ответов на вопрос, почему объектом нападения стала американская военно-морская база, существует немало. Основная причина внезапного нападения кроется в желании японцев одним мощным ударом вывести из строя американский Тихоокеанский флот. Удачная атака позволила бы японским вооруженным силам свободно осуществлять последующую экспансию на Азиатско-Тихоокеанском военном театре.

После падения Франции Япония воспользовалась удобным моментом и оккупировала Южный Индокитай. В ответ на японскую экспансию США и Великобритания ввели нефтяное эмбарго на экспортные поставки нефти в Страну Восходящего Солнца. Эти экономические санкции серьезно подорвали экономический и промышленный потенциал Японии. Военно-морской флот этой страны целиком и полностью зависел от экспорта нефти и подобные меры со стороны Америки и их европейских союзников сильно ударили по боеспособности Японской Империи. Японцы стали лихорадочно искать выход из создавшегося положения. Решение пришло само собой. Японский флот должен был вместе с армией захватить богатые нефтяными месторождениями острова Индонезийского архипелага. Естественно, на такой шаг можно было решиться только с учетом вероятной реакции американцев на подобные действия. Присутствие американского линейного флота в Перл-Харборе ставило тыловые японские коммуникации под угрозу.

Был принят вариант, который предусматривал первоначально уничтожение потенциальной угрозы в виде морской силы США на Тихом океане. Далее при благоприятном результате можно было приступать к планомерной оккупации островов Голландской Индии. Императорский Штаб хотел перехватить инициативу, чтобы в дальнейшем диктовать свою стратегию войны и мира на этом театре военных действий.

Вывести американцев из игры и лишить их военно-морского флота можно было либо в результате генерального морского сражения, либо внезапным ударом. Такой позиции придерживался генеральный штаб Страны Восходящего Солнца, однако военно-морское командование считало собственные военно-морские силы недостаточно сильными для достижения успеха в прямом единоборстве с американским линейным флотом. Предпочтение отдавалось нанесению превентивного удара по силам американцев непосредственно в местах дислокации флота. Весной 1941 года весь Тихоокеанский флот США был перебазирован на Гавайские острова, тем самым взяв под контроль всю центральную часть Тихого океана, поэтому Япония напала на Перл-Харбор не случайно. Этому предшествовал ряд военных и политических событий, которые прямо или косвенно влияли на расстановку сил в этом регионе земного шара.

Удар японцев по Перл-Харбору

Основная задача, которая ставилась перед военно-морским командованием Императорского флота, заключалась в нанесении комбинированного удара по стоянке военно-морского флота США на Тихом океане в бухте Перл-Харбор. Атаковать американские корабли планировалось двумя способами:

  • ударом из-под воды, используя для этого мини-подлодки;
  • ударом морской авиации, базирующейся на авианосцах.

Главной целью японских военных являлись американские авианосцы. На подводные силы возлагалась задача тайком пробраться на внутренний рейд американской базы и суметь поразить торпедами наиболее важные с военной точки зрения американские корабли. Авиация первоначально должна была наносить отвлекающий маневр, атакуя силы ПВО военно-морской базы. При необходимости акцент мог сместиться на действия морской авиации, которая должна была повредить корабли противника на местах якорной стоянки. Удар должен был не только снизить боеспособность американского флота, но и надолго закупорить выход из базы, лишив тем самым американцев возможности вывести свой флот на оперативный простор. Для того, что бы понять всю важность принятого японцами решения и почему была выбрана база на Гавайских островах, достаточно оценить место расположения ВМБ Перл-Харбор на карте.

Силы сторон перед началом боя

Видная роль в подготовке нападения на Перл-Харбор отводится адмиралу Ямамото, который выстроил всю тихоокеанскую стратегию Императорского флота. Именно Ямамото был приверженцем идеи, что японцы должны напасть первыми. Японский адмирал стал вдохновителем идеи внезапной атаки силами авиации военно-морского флота США на его главной базе. Исполнителем и командующим операцией был назначен адмирал Нагумо. По подсчетам японских военных, основной силой, которая способна была выполнить поставленные задачи, являлись японские авианосцы. Для участия в операции планировалось использовать все 6 имеющихся на тот момент в Императорском флоте авианосцев.

В операции задействовали лучших пилотов, собранных со всех авиационных подразделений военно-морского флота. Количество самолетов, отведенных для участия в налете, составляло громадную цифру — почти 400 единиц. В состав ударных соединений морской авиации входили пикирующие бомбардировщики Aichi D3A1 (тип «99»), самолеты-торпедоносцы Nakajima B5N2 (тип «97»). Прикрывать атакующие самолеты должны были японские истребители Mitsubishi A6M2 (тип «0»), известные всему миру как «Zero».

Морская компонента будущей операции состояла из кораблей прикрытия и 30 подводных лодок. Пять из этих субмарин представляли собой миниатюрные мини-подлодки, управляемые экипажем из 2-3 человек. К месту атаки лодки должны были быть доставлены японскими эсминцами, после чего подводные аппараты должны были самостоятельно проникнуть в бухту.

Большая роль в успехи операции отводилась режиму секретности. Для ударного соединения к месту проведения операции был проложен обходной маршрут. Перед тем как с палуб японских авианосцев взлетели первые самолеты, японская эскадра прошла не одну тысячу миль. За все 10 дней похода американцам так и не удалось обнаружить столь крупное соединение кораблей в океане, и они совершенно потеряли японцев из виду. Японские авианосцы прикрывали в море два линейных крейсера, два тяжелых и один легкий крейсер. Эскорт соединения обеспечивался 9 эсминцами.

Командование Тихоокеанским флотом США, адмирал Киммель и высшее командование вплоть до Комитета начальников штабов находились в полном неведении о готовящемся нападении. На тот момент в бухте Перл-Харбор находились все основные силы Тихоокеанского флота, включая:

  • 8 линейных кораблей;
  • 2 тяжелых крейсера;
  • 6 легких крейсеров;
  • 30 эсминцев и миноносцев;
  • 5 субмарин различного класса.

Авиационное прикрытие базы осуществляли почти 400 самолетов.

Имея такое крупное и мощное соединение морских и воздушных сил, американское командование даже не предполагало вероятность атаки базы с моря. Спасло американцев от катастрофических последствий и полного разгрома отсутствие на базе авианосцев. Три из находящихся в составе флота авианосца — «Саратога», «Лексингтон» и «Энтерпрайз» находились кто в море, кто проходил ремонт на Западном побережье США. Информацию о том, сколько в гавани Перл-Харбора находится авианосцев, японцы упустили. Бой проходил в основном между американскими кораблями, силами ПВО военно-морской базы и японской морской авиацией.

Начало атаки на Перл-Харбор

Полученный адмиралом Нагумо шифрованный приказ, содержащий фразу «Взойдите гору Ниитака» означал, что атака на военно-морскую базу Тихоокеанского флота Перл-Харбор должна состояться 7 декабря. Этот дата стала знаковой, определив весь дальнейший ход Второй Мировой войны.

Японские корабли находились в 230 милях к северу от острова Оаху, когда в воздух поднялись самолеты первой волны. Основной ударной силой были 40 торпедоносцев, вооруженные торпедами, способными поражать корабли противника на мелководье. Вместе с торпедоносцами в воздух были подняты еще 49 самолетов, каждый из которых был вооружен одной 800 килограммовой торпедой

В качестве поддержки торпедоносцев вместе с ними в воздух поднялся 51 пикирующий бомбардировщик, оснащенный 250 кг бомбами. Прикрытие осуществляли 43 истребителя «Zero».

Вся эта воздушная армада появилась над островом Оаху в 7-50. Через пять минут в гавани военно-морской базы раздались первые взрывы. В 8:00 адмирал Киммель передал открытым текстом экстренное сообщение всем командирам судов, командующим Азиатским и Атлантическим флотом: «Воздушная атака на корабли – это не учения». Желаемый для японцев эффект внезапности был достигнут, хотя еще на подходе к главной базе американского флота японские авианосцы были замечены американскими военными судами.

Американские корабли были сосредоточены на небольшом замкнутом пространстве внутреннего рейда. Линкоры выстроились как на параде, друг за другом. Крейсера и эсминцы стояли, прижавшись друг другу у причальной стенки. Большая скученность кораблей, отсутствие на многих судах половины команды и раннее время атаки превратили бой в полномасштабное побоище. Японские летчики заходили в атаку как на учениях, поражая американские корабли торпедами и бомбами. Те суда, которые сумели избежать попадания торпед пытались выйти из гавани, чтобы не погибнуть на внутреннем рейде. Основная боевая сила американского Тихоокеанского флота, линкоры «Оклахома», «Калифорния», «Западная Вирджиния» и «Аризона» были потоплены. Сильно повреждены линейные корабли «Теннесси» и «Невада», которую американцам пришлось посадить на мель при выходе из бухты Перл-Харбора.

Помимо линейного флота, американцы потеряли 4 эсминца и одно госпитальное судно. Сильные повреждения получили два крейсера. В ходе первой атаки японским летчикам удалось парализовать ПВО американской базы, уничтожив на земле 188 самолетов. Только вторая волна японских самолетов, прилетевшая добивать остатки разгромленного флота, натолкнулась на организованное сопротивление американских пилотов.

Результат атаки на Перл-Харбор

В итоге бой закончился практически полным уничтожением большей части линейных кораблей Тихоокеанского флота и сильными повреждениями других военных судов. На воде и на суше в ходе внезапного нападения Японии американцы потеряли 2403 человек. Почти третья часть из всех погибших составляла экипаж погибшего линкора «Аризона». Сегодня о былой трагедии напоминает мемориал в бухте Перл-Харбор, установленный на месте гибели «Аризоны». После японской атаки, которая стоила японскому флоту 29 сбитых самолетов и четырех потопленных мини-подлодки, американский флот вынужден был на полгода перейти к обороне на всем Тихоокеанском морском театре.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Пёрл-Харбор - военно-морская база США в центральной части Тихого океана на о. Оаху, где находились главные силы американского Тихоокеанского флота. Нападением 7 декабря 1941 года на Пёрл-Харбор Япония развязала войну на Тихом океане. Боевые действия в районе Пёрл-Харбора явились составной частью гавайской операции японских военно-морских сил (операция Пёрл-Харбор - Алеутские острова).

Замысел этой операции заключался в том, чтобы скрытно подойти и нанести внезапный массированный удар авиацией авиационного объединения по американским кораблям, береговым сооружениям и самолетам в Пёрл-Харборе. Одновременно с действиями авиации планировалось использовать три сверхмалые подводные лодки, доставляемые в район боевых действий на подводных лодках - матках. Они получали задачу проникнуть в бухту Пёрл-Харбор в ночь перед ударом авиации и атаковать торпедами линкоры. (Советская военная энциклопедия. Т.6. М., 1978. С. 295-296.) Для отвлекающего удара двум эсминцам из состава авианосного соединения ставилась задача обстрелять авиабазу на о. Мидуэй.

К 7 декабря в Пёрл-Харборе находились 93 корабля и вспомогательных судна. Среди них 8 линейных кораблей, 8 крейсеров, 29 эсминцев, 5 подводных лодок, 9 минных загородителей и 10 тральщиков военно-морских сил США. Военно-воздушные силы насчитывали 394 самолета, ПВО обеспечивалась 294 зенитными орудиями. Гарнизон базы насчитывал 42 959 человек (там же).

Корабли в гавани и самолеты на аэродроме стояли скученно, являлись удобной мишенью для атаки. Противовоздушная оборона базы не была готова к отражению ударов. Большинство зенитных орудий не было укомплектовано личным составом, боеприпасы находились под замком. (Вторая мировая война. Два взгляда. М., 1995. С. 466.)

Для атаки Пёрл-Харбора японское командование выделило авианосное соединение под командованием вице-адмирала Тюити Нагумо в составе 23 кораблей и 8 танкеров. Соединение состояло из Ударной группы, насчитывавшей шесть авианосцев (1-я, 2-я и 5-я дивизии авианосцев), Группы прикрытия (2-й отряд 3-й дивизии линейных кораблей), двух тяжелых крейсеров (8-я дивизия крейсеров), одного легкого крейсера и девяти эсминцев (1-я эскадра эскадренных миноносцев), Передового отряда в составе трех подводных лодок и Отряда снабжения из восьми танкеров. (Футида М., Окумия М. Сражение у атолла Мидуэй. Пер. с англ. М., 1958. С. 52.) Авиационная группа соединения насчитывала в общей сложности 353 самолета.

Операцией, которая была тщательно спланирована и подготовлена, руководил командующий объединенным японским флотом адмирал Исороку Ямамото. Особое значение придавалось достижению внезапности нападения. 22 ноября 1941 года оперативное соединение в строжайшей тайне собралось в заливе Хитокаппу (Курильские острова) и отсюда, соблюдая радиомолчание, 26 ноября взяло курс на Пёрл-Харбор. Переход происходил по наиболее протяженному (6300 км) маршруту, отличавшемуся частой штормовой погодой, но наименее посещаемому судами. В целях маскировки был произведен ложный радиообмен, который имитировал нахождение во Внутреннем Японском море всех крупных японских кораблей. (Советская военная энциклопедия. Т.6. С. 295.)

Однако для американского правительства нападение японцев на Пёрл-Харбор было не столь уж неожиданным. Американцы расшифровали японские коды и в течение нескольких месяцев читали все японские сообщения. Предупреждение о неизбежности войны было послано вовремя - 27 ноября 1941 года. Ясное предупреяедение о Пёрл-Харборе американцы получили в последний момент, утром 7 декабря, но указание о необходимости усиления бдительности, посланное по коммерческой линии, дошло до Пёрл-Харбора лишь за 22 минуты до начала нападения японцев, а передано связным только в 10 часов 45 минут, когда все было кончено. (См: История войны на Тихом океане. Т.З. М., 1958. С. 264; Вторая мировая война: Два взгляда. С. 465.)

В предрассветной темноте 7 декабря авианосцы вице-адмирала Нагумо достигли точки подъема самолетов и находились в 200 милях от Пёрл-Харбора. В ночь на 7 декабря 2 японских эсминца обстреляли о. Мидуэй, а у Пёрл-Харбора начали действовать спущенные на воду 5 японских сверхмалых подводных лодок. Две из них были уничтожены американскими патрульными силами.

В 6.00 7 декабря 183 самолета первой волны поднялись с авианосцев и направились к цели. Здесь были 49 штурмовиков - бомбардировщиков типа "97" , каждый из которых нес 800-килограммовую бронебойную бомбу, 40 штурмовиков-торпедоносцев с подвешенной под фюзеляжем торпедой, 51 пикирующий бомбардировщик типа "99" , имевший каждый по 250-килограммовой бомбе. Силы прикрытия состояли из трех групп истребителей, насчитывавших в общей сложности 43 машины. (Футида М., Окумия М., Указ. соч. С. 54.)

Небо над Перл-Харбором было чистым. В 7 часов 55 минут японские самолеты атаковали все крупные корабли и самолеты на аэродроме. В воздухе не было ни одного американского истребителя, а на земле - ни одной орудийной вспышки. В результате японской атаки, длившейся около часа, было потоплено 3 линейных корабля и уничтожено большое число самолетов. Закончив бомбометание, бомбардировщики направились к своим авианосцам. Японцы потеряли 9 самолетов.

Самолеты второй волны (170 машин) поднялись с авианосцев в 7 часов 15 минут. Во второй волне было 54 штурмовика-бомбардировщика типа "97", 80 пикирующих бомбардировщиков "99" и 36 истребигилей, которые прикрывали действия бомбардировщиков. Второй удар японских самолетов встретил более сильное сопротивление американцев. К 8.00 самолеты возвратились на авианосцы. Из всех самолетов, участвовавших в воздушном налете, японцы потеряли 29 (9 истребителей, 15 пикирующих бомбардировщиков и 5 торпедоносцев). Потери в живой силе составили в общей сложности 55 офицеров и рядовых. Кроме того, американцы потопили одну подводную лодку и 5 сверхмалых подводных лодок, действия которых оказались малоэффективными.

В результате удара японской авиадесантной авиации на Пёрл-Харбор стратегическая цель -- воспрепятствовать вмешательству Тихоокеанского флота США в японские операции на юге - была в основном достигнута. 4 американских линкора было потоплено, еще 4 сильно повреждены. 10 других военных кораблей были потоплены или выведены из строя; 349 американских самолетов уничтожены или повреждены; среди убитых или раненых американцев - 3581 военный, 103 гражданских. (Вторя мировая война: Два взгляда. С. 466.)

Победа японцев могла быть еще более значительной. Им не удалось причинить ни малейшего вреда авианосцам противника. Все 4 американских авианосца отсутствовали в Пёрл-Харборе: 3 из них вышли в море, один ремонтировался в Калифорнии. Японцы не сделали попытки уничтожить огромные американские запасы нефти на Гавайях, которые фактически были почти равны всем японским запасам. Японское соединение, за исключением кораблей, вошедших в специально организованное соединение, которое состояло из 2-й дивизии авианосцев, 8-й дивизии крейсеров и 2-х эскадренных миноносцев, направилось во внутреннее Японское море. 23 декабря оно прибыло на якорную стоянку у о. Хасира.

Таким образом, к 10 часам утра 7 декабря американский флот на Тихом океане фактически перестал существовать. Если к началу войны соотношение боевой мощи американского и японского флотов было равно 10:7,5 (История войны на Тихом океане. Т.З. С. 266), то теперь соотношение в крупных кораблях изменилось в пользу японских военно-морских сил. Японцы в первый же день военных действий завоевали господство на море и получили возможность проводить широкие наступательные операции на Филиппинах, в Малайе и в Голландской Индии.

Использованы материалы книги: "Сто великих битв", М. "Вече", 2002

Литература

1. История войны на Тихом океане: В 5-й т. / Под общ. ред. Усами Сейдзиро. - Т.З. - М., 1958.

2. История второй мировой войны. 1939-1945: В 12-й т. / Ред. кол. А.А. Гречко (глав. ред.) - Т.4. - М., 1975.

3. Кампании войны на Тихом океане: Материалы по изучению стратегических бомбардировок авиации Соединенных Штатов. - М., 1956.

4. Советская военная энциклопедия: В 8-й т. / Гл. ред. комис. Н.В. Огарков (пред.) и др. - М., 1978. - Т.6. - С. 294-295.

5. Что произошло в Перл Харборе. Документы о нападении Японии на Перл Харбор. -М., 1961.

Далее читайте:

Начало Второй мировой войны (хронологическая таблица)

Трагедию 11 сентября 2001 г. часто сравнивают с событиями декабря 1941 г. Перл-Харбор и террористическая атака на башни Торгового центра потрясли все американское общество. До такой степени, что Перл-Харбором стали зачастую называть любую значительную катастрофу. Расчетливая, уверенная в себе Америка получила удар, от которого было не просто очнуться. Сам президент публично извинялся перед своими соотечественниками.

Нападение Японии на Соединенные штаты вовсе не было такой уж неожиданностью. Начиная с 30-х годов противоречия США и Японии на Тихом океане беспрерывно обострялись. В начавшейся Второй мировой войне Япония симпатизировала Германии и Италии, а США столь же открыто – Англии, Франции и России. Уже задолго до японской атаки разведчики, дипломаты, военные предупреждали правительство США о том, что удар может быть нанесен по военно-морской базе США на Гавайях – Перл-Харбору. Перехватывались и радиограммы, которыми обменивались японцы. Однако президент и правительство не предприняли всех необходимых шагов для того, чтобы предотвратить трагедию.

Более того, 14 октября 1941 г. командирам кораблей, находящимся в районе Гавайских островов, был передан приказ: «Никакая ответственная иностранная держава не будет провоцировать войну нападением на наш флот или базу…» Таким образом, командование Тихоокеанским флотом, не говоря уже об офицерах и матросах, несущих службу на Перл-Харборе, скептически относилось к возможности атаки, тем более – с воздуха.

В то время очень немногие офицеры считали авиацию той мощной разрушительной силой, какой она проявила себя впоследствии. Большинство еще придерживалось мнения, что доминирующим фактором в войне на море является линейный корабль. Адмиралы – сторонники линейных кораблей – сомневались в том, что самолеты могут нанести какие-либо серьезные повреждения при противодействии мощного зенитного огня. Они признавали, что морская авиация является ценным помощником флота, но считали основным ее назначением ведение разведки и наблюдение. Поэтому командующий военно-морским флотом США на Тихом океане адмирал Киммель если и готовился к японской атаке, то только к подводной.

Когда английские палубные самолеты в ноябре 1940 г. атаковали итальянский флот, стоявший на якоре в Таранто, заново был изучен вопрос о проходимости сбрасываемых самолетами торпед в мелких водах Перл-Харбора. Начальник морских операций адмирал Старк писал адмиралу Киммелю: «Можно считать, что относительно малая глубина воды в Перл-Харборе ограничивает необходимость применения там противоторпедных сетей. Для успешного сбрасывания торпед с самолетов нужна глубина минимум 75 футов, а желательная глубина 150 футов». Глубина же воды в Перл-Харборе достигала лишь 30 футов, не считая 45-футовых фарватеров.

Поздно вечером 6 декабря, приблизительно за 12 часов до нападения на Перл-Харбор, американскими спецслужбами было перехвачено и расшифровано приказание японскому послу в США прекратить переговоры и вручить США ноту об этом в 13.00 по вашингтонскому времени. Американцы уже знали, что одна из вероятных целей атаки – Перл-Харбор. Выбор времени имел очень большое значение, так как это было сразу же после наступления рассвета в Гонолулу, и служил несомненным указанием на то, что военные действия должны начаться именно в указанный час.

Перехватив это послание, американское командование в Вашингтоне не приняло мер немедленно – не отправило специального предупреждения командующим сухопутными и морскими силами на Гавайях. На следующее утро, в воскресенье, около 11.00 по вашингтонскому времени начальник штаба сухопутных войск генерал Маршалл пытался послать такое предупреждение на Гавайи, но отправил его обычным гражданским телеграфом (хотя в его распоряжении был мощный радиотелефон), и оно было получено в Перл-Харборе спустя много времени после нападения японцев.

Тем временем на Гавайях флот занимался своими повседневными делами. Армейская авиация, чтобы облегчить охрану от диверсий, сосредоточила свои самолеты, установив их аккуратными рядами, на определенных участках, доступ на которые был запрещен. Кораблям и подразделениям флота не было послано никакого специального предупреждения об опасности. Как обычно, личному составу было разрешено увольнение на берег. Значительная часть флота – линейные корабли, крейсера и эскадренные миноносцы – стояла на якоре в переполненной гавани Перл-Харбор. К 7 декабря на базе находилось 93 корабля и вспомогательных судна. Среди них 8 линейных кораблей, 8 крейсеров, 29 эсминцев, 5 подводных лодок, 9 минных заградителей и 10 тральщиков военно-морских сил США. Военно-воздушные силы насчитывали 394 самолета, ПВО обеспечивалась 294 зенитными орудиями. Гарнизон базы насчитывал 42 959 человек.

Боевой готовности объявлено не было. Воздушную разведку на случай возможного подхода японских авианосцев не выслали. Командующий флотом считал, что доминирующим фактором в войне являются линейные корабли, и мало интересовался ударной силой самолетов.

* * *

Тем временем японцы активно готовили свою акцию. Уже в январе 1941 г. адмирал Ямамото предложил нанести сокрушительный удар с воздуха по силам ВМФ США на Гавайях, который бы решил исход войны в пользу Японии за один день. Общее командование операцией, которая была названа «Операцией Z», было возложено на Ямамото. Самолеты было решено доставить к месту атаки на авианосцах 1-го японского флота, которые вошли в состав небольшого, но маневренного соединения.

В состав японского авианосного соединения, которым командовал вице-адмирал Нагумо, входило шесть авианосцев: «Акаги», «Kara», «Сорю», «Дзуйкаку», «Хирю» и «Секаку»; линейные корабли «Хией» и «Кирисима», тяжелые крейсеры «Тоне» и «Тикума», легкий крейсер «Абукума» и девять эскадренных миноносцев. Авиационная группа соединения составляла 353 самолета.

Японцы снабдили свои торпеды специальными стабилизаторами глубины, с тем чтобы при сбрасывании торпеды не уходили слишком глубоко. Японские истребители должны были уничтожать американские самолеты на земле и в воздухе и не давать им возможности контратаковать.

Для подхода к Перл-Харбору японское оперативное соединение выбрало северный путь, проходящий между о. Мидуэй и Алеутскими островами. Эскадра вышла из бухты Хитокаппу на Курильских островах 26 ноября. Пока она совершала переход, японские радиостанции вели передачи, имевшие целью создать впечатление, что японский авианосный флот еще находится в отечественных водах. В ночь на 7 декабря 2 японских эсминца в демонстративных целях обстреляли о. Мидуэй, чтобы привлечь внимание американцев к этому объекту.

Соединение Нагумо прибыло в пункт выпуска самолетов, в 200 милях к северу от о. Оаху, в намеченное планом время – утром 7 декабря. 183 самолета первой ударной группы поднялись в воздух в 6.00. Здесь были 49 штурмовиков-бомбардировщиков типа «97», каждый из которых нес 800-килограммовую бронебойную бомбу, 40 штурмовиков-торпедоносцев с подвешенной под фюзеляжем торпедой, 51 пикирующий бомбардировщик типа «99» с 250-килограммовой бомбой каждый. Силы прикрытия состояли из трех групп истребителей. Вторая группа самолетов вылетела в 7.15. Во второй волне было 54 штурмовика-бомбардировщика типа «97», 80 пикирующих бомбардировщиков «99» и 36 истребителей, которые прикрывали действия бомбардировщиков.

Самолеты шли на высоте 10 000 футов над сплошными облаками. Когда они подходили к американской базе, облака слегка отклонились к востоку. Японские летчики увидели остров только в тот момент, когда находились прямо над ним. Ведущий первой группы, подходившей к Перл-Харбору с запада и юга, Мицуо Футида решил, что это, должно быть, «рука Господа» развела облака прямо над целью. Его глазам предстало «чудесное, прямо-таки невероятное зрелище»: семь крупных кораблей – семь стоявших на якоре линкоров. В 7.53 утра по радио прозвучал крик Футиды: «Тора! Тора! Тора!» («Тигр! Тигр! Тигр!») Это был пароль для передачи японскому флоту информации о том, что Тихоокеанский флот США застигнут врасплох.

* * *

7 декабря 1941 г. было воскресенье, и флот находился «дома», за исключением авианосцев, некоторых крейсеров и сопровождавших их эскадренных миноносцев. Были установлены обычные при пребывании в базе вахты. Большая часть боеприпасов оставалась внизу, в артиллерийских погребах. Как всегда по воскресеньям, сигнал побудки был дан поздно. На ряде кораблей шла подготовка к воскресной утренней проверке, и некоторые предусмотрительные матросы открывали для более удобного доступа водонепроницаемые двери и люки. Командующий Тихоокеанским флотом США адмирал Хасбенд Е. Киммель поднялся около семи часов. У него была назначена партия в гольф с командующим сухопутными войсками США на Тихом океане генерал-лейтенантом Уолтером К. Шортом. Однако не успел адмирал одеться и позавтракать, как поступило сообщение, что у входа в бухту сторожевой эсминец обнаружил и потопил подлодку противника. В то же самое время солдат-оператор на подвижной радиолокационной станции на северном побережье острова тревожно следил за экраном локатора, отметки на котором показывали, что к Оаху быстро приближаются более 50 самолетов.

Сигнал подъема флага был дан, как обычно, в 7.55. В этот момент высоко над о. Форд, расположенном в центре Перл-Харбора, появились самолеты. Спустя несколько секунд с различных направлений неожиданно появились другие самолеты. К своему удивлению, американцы увидели на них эмблему – восходящее солнце. Уже через минуту самолеты начали сбрасывать бомбы и торпеды на стоявшие на якоре у причалов и бочек тяжелые корабли. Девять самолетов пикировали на базу гидроавиации на о. Форд, сосредоточив свою атаку на самолетах, в то время как другие самолеты направили все свое внимание на корабли.

8 это же время истребители атаковали авиабазу корпуса морской пехоты в Эва, в двух милях к юго-западу от о. Форд. Они стремительно носились во всех направлениях, пока все самолеты корпуса морской пехоты не были подожжены или разбиты, а затем обратили свои пулеметы против вспомогательных и ремонтируемых самолетов и против личного состава морской пехоты.

Еще одна группа атаковала базу гидроавиации на Канэохэ, расположенную с другой стороны о. Оаху. Атаковавшие Канэохэ самолеты шли на малой высоте и расстреливали из пулеметов стоявшие на якоре гидросамолеты. Следом подошла эскадрилья легких бомбардировщиков и начала бомбардировку и обстрел аэродрома и окружающих его зданий. По всему берегу горели самолеты и ангары. Как база, с которой гидросамолеты могли бы производить разведку или контратаки, Канэохэ была полностью выведена из строя.

Тем временем другие японские самолеты атаковали армейские объекты на аэродроме Хикам, рядом с Перл-Харбором, и на аэродроме Уилер, в центре острова. Практически в течение первых же нескольких минут была уничтожена вся армейская авиация в районе Гавайских островов.

Пока аэродромы подвергались бомбардировке и обстрелу, 50 бомбардировщиков, 40 торпедоносцев и 81 пикирующий бомбардировщик атаковали корабли Тихоокеанского флота, стоявшие на якоре в Перл-Харборе.

Семь линейных кораблей в два ряда стояли на якоре у причалов о. Форд. Восьмой линейный корабль «Пенсильвания» стоял в сухом доке на противоположной стороне фарватера. С другой стороны о. Форд стоял бывший линейный корабль «Юга». (Теперь это судно выполняло роль корабля – цели на учениях.) Около него стояли крейсер «Ралех» и гидроавиатранспорт «Куртисс». В различных местах гавани находились крейсера, эскадренные миноносцы, подводные лодки, 1 госпитальное судно, а также транспорты, плавучие мастерские, буксиры и канонерки. Пять линейных кораблей стояли попарно: «Оклахома» была пришвартована к борту «Мэриленда», «Западная Виргиния» – к борту «Теннеси» и плавучая мастерская «Вестал» – к борту «Аризоны». «Калифорния» стояла на якоре одна около нефтяной пристани, «Невада» – также одна, за кормой «Аризоны».

Все стоявшие снаружи линейные корабли при первой атаке получили удары одной или нескольких торпед. Пикирующие бомбардировщики, атаковавшие одновременно с торпедоносцами, засыпали тяжелые корабли дождем бомб, и одна из них попала в дымовую трубу «Аризоны». Котлы ее носовой группы, а затем и артиллерийский погреб взлетели в воздух. Топливо, выброшенное из нефтяных цистерн, воспламенилось, и вода вокруг корабля покрылась языками пламени, создавшими опасность для стоявшего рядом «Теннеси». От горевших кораблей к небу поднялись столбы густого черного дыма. События развивались стремительно. В несколько мгновений мирная гавайская картина превратилась в огненный кошмар. Очевидцы рассказывали, что адмирал Киммель выглядел «совершенно ошеломленным», его лицо было «белым, как надетый на нем мундир». В полнейшем изумлении он и другие американцы наблюдали, как линкор «Аризона» приподнялся из воды и затем скрылся под ее поверхностью.

Четыре торпеды и две большие бомбы попали в «Западную Виргинию». Корабль стал оседать кормой, и от носовой нефтяной цистерны начал распространяться пожар. В «Калифорнию» попали две торпеды, после чего корабль почти сразу же дал крен и стал оседать. По всему кораблю начали вспыхивать пожары. Линкор оставался на плаву в течение трех дней, но продолжал принимать воду, пока не опустился на дно, и над водой осталась только одна надстройка.

На «Оклахоме» не было времени задраить все открытые двери и люки или герметизировать поврежденные отсеки. В самом начале атаки корабль получил четыре попадания торпед в левый борт и сразу же начал крениться в эту сторону. Он медленно перевернулся набок, и на поверхности остались только правый борт и часть киля и гребного вала. Большинство личного состава оказалось в ловушке внутри корабля. Когда спустя несколько месяцев корабль был поднят, в нем оказалось около 400 трупов.

«Пенсильвания» с эскадренными миноносцами «Кассин» и «Дауне» находилась в доке. В оба эскадренных миноносца попали бомбы, которые вызвали детонацию боезапаса в артиллерийских погребах и сильнейшие нефтяные пожары, но в конце концов пожары удалось потушить, затопив док. «Кассин» и «Дауне» столкнулись, при этом первый из них превратился в груду металла. «Пенсильвания», «Мэриленд» и «Теннеси», хотя и были сильно повреждены бомбами, остались на плаву и вскоре после атаки смогли своим ходом отправиться к Тихоокеанскому побережью Америки.

Единственным линейным кораблем, который попытался дать ход во время атаки, была «Невада». Корабль начал двигаться к выходу из гавани. При этом медленно двигавшийся линейный корабль вел сильнейший зенитный огонь, в то время как в нескольких метрах от него со всех сторон в воде разрывались бомбы. Корабль получил шесть попаданий бомб, в результате которых принял большое количество воды. Повреждения заставили его приткнуться около дока, в котором стояла «Пенсильвания», и он постепенно осел, приняв воду через зияющие пробоины в борту.

Кроме самолетов, в нападении принимали участие от 10 до 12 японских эскадренных подводных лодок. Пять из них несли на палубе подводные лодки-малютки, обслуживаемые командой в составе двух человек. Некоторые из подводных лодок были высланы раньше японского авианосного соединения для наблюдения, другие вышли прямо из Японии к Гавайским островам. Предполагалось, что они смогут принести оперативному соединению определенную пользу и сами смогут успешно проводить торпедные атаки. Американские силы потопили в гавани одну подводную лодку-малютку. Другая была потоплена недалеко от входа в гавань. Третья села на мель. Судьба остальных двух лодок неизвестна.

Что касается больших подводных лодок, то одна из них погибла, но время и место гибели неизвестны. Другая была повреждена глубинными бомбами около входа в Перл-Харбор, но все же вернулась в базу. Остальные лодки до начала января действовали в непосредственной близости от Гавайев, а затем пошли к западному побережью США.

Американские корабли в Перл-Харборе понесли огромные потери. Из восьми находившихся там линейных кораблей четыре затонули – «Калифорния», «Западная Виргиния», «Аризона» и «Оклахома». «Невада» села на мель, имея тяжелые повреждения. «Мэриленд», «Пенсильвания» и «Теннеси» были повреждены, хотя и менее серьезно. Крейсера «Хелена», «Гонолулу» и «Ралех» и эскадренные миноносцы «Шоу», «Кассин» и «Дауне» также имели повреждения. Из вспомогательных судов затонули и перевернулись минный заградитель «Оглала» и бывший линейный корабль «Юта»; плавучая мастерская «Вестал» и гидроавиатранспорт «Куртисс» получили повреждения. Линейный флот, который столь многие люди считали главной опорой американского военно-морского могущества, менее чем за час был выведен из строя на многие месяцы. Соотношение боевой мощи крупных кораблей американского и японского флотов изменилось в пользу Японии.

Японцам, однако, не удалось нанести урон авианосцам. Все 4 американских авианосца отсутствовали в Перл-Харборе: 3 из них вышли в море, один ремонтировался в Калифорнии. Не уничтожили японцы и американские запасы нефти на Гавайях, которые фактически равнялись всем японским запасам.

Американский авианосец «Энтерпрайз», находившийся во время рейда в 200 милях к западу от о. Оаху, как обычно, выслал на рассвете восемь бомбардировщиков-разведчиков, которые должны были произвести разведку на пути следования авианосца и затем сесть на аэродроме Эва на о. Оаху. Когда самолеты подходили к острову, они заметили разрывы зенитных снарядов и неожиданно для себя наткнулись на японские самолеты. В бою с японскими истребителями было сбито пять самолетов с «Энтерпрайз» – одни японскими самолетами, другие – огнем своих же зенитных орудий. «Энтерпрайз» оставался в море до следующего дня, проводя бесплодные поиски вражеского флота.

Авианосцу «Лексингтон» было приказано перехватить уходящую японскую эскадру, но из-за неверно указанного направления ее движения рейд авианосца не увенчался успехом. 23 декабря соединение Нагумо, выполнившее свою задачу, прибыло на якорную стоянку у о. Хасира, Атака Перл-Харбора была закончена вскоре после 9.20. Потери американского военно-морского флота и корпуса морской пехоты составили 2835 человек, из них 2086 и рядовых было убито или смертельно ранено. Потери армии составили 600 человек. Кроме повреждения кораблей и ангаров, было уничтожено 92 самолета военно-морского флота и 31 самолет поврежден, а армия потеряла 96 самолетов.

Японцы же потеряли только 29 самолетов, одну эскадренную подводную лодку и пять подводных лодок-малюток.

На следующий день после атаки президент Франклин Д. Рузвельт в своем обращении к Конгрессу и народу США сказал, что 7 декабря 1941 г. останется для американцев «днем позора». Адмирал Киммель был отстранен от командования, также как и генерал Шорт. США объявили войну Японии, а вскоре вступили в войну и с ее европейскими союзниками.

13.07.2013 1 27886


Воскресным утром 7 декабря 1941 г. японская авиация нанесла сокрушительный удар по американской базе на Гавайях. За два часа был разгромлен Тихоокеанский флот США, более 2 400 человек погибли.

На следующий день президент Рузвельт, выступая в Конгрессе, заявил, что этот день «войдет в историю как символ позора». Еще день спустя сша вступили во Вторую мировую войну. Что же имело место 7 декабря в Перл-Харборе: неожиданная атака или тщательно спланированный правительственный заговор?

Двухчасовая атака на бухту Перл-Харбор («Жемчужная бухта») не только повлияла на ход войны, но и изменила мировую историю. Про этот эпизод (его нельзя назвать битвой или сражением) написаны тома военной,исторической и популярной литературы, сняты документальные и художественные фильмы. Однако до сих пор историки и конспирологи ищут ответы на вопросы: как получилось, что американцы были не готовы к нападению японцев? Почему потери оказались столь велики? Кого винить в произошедшем? Знал ли президент о приближающемся вторжении? Специально ли он ничего не предпринял, чтобы втянуть страну в военные действия?

«ПУРПУРНЫЙ» КОД: тайное становится явным

В пользу существовавшего заговора свидетельствует тот факт, что к лету 1940 г. американцы «взломали» секретный дипломатический шифр японцев, получивший название «Пурпурный». Это позволило американской разведке отслеживать все сообщения японского генштаба. Таким образом, вся секретная переписка была для американцев открытой книгой. Что же они узнали из шифровок?

Вид с воздуха на линкоры в первые минуты после нападения японцев на Перл-Харбор, Гавайи, 7 декабря 1941 года. (Фото ВМС США)

Сообщения, перехваченные осенью 1941 г., говорят о том, что японцы действительно что-то затевали. 24 сентября 1941 г. в Вашингтоне прочитали шифровку Управления военно-морской разведки Японии, отправленную консулу в Гонолулу, в которой запрашивались квадраты точного расположения военных кораблей США в Перл-Харборе.

В то время японцы вели переговоры с США, стремясь не допустить или хотя бы оттянуть начало воины между двумя странами. В одном из секретных сообщений японский министр иностранных дел убеждал участников переговоров устранить проблемы с США к 29 ноября, в противном случае, говорилось в шифровке, «события произойдут автоматически». И уже 1 декабря 1941 г., после того как переговоры провалились, военные перехватили донесение, в котором японский посол в Берлине информировал Гитлера о чрезвычайной опасности войны, «приближающейся быстрее, чем можно было подумать».

Кстати, интересно, что машины для расшифровки «Пурпурного» кода получили некоторые штабы военных подразделений, но Перл-Харбору такая машина по какой-то причине не досталась...

«ЛЕТАЮЩИЕ ТИГРЫ»: ПУТЬ К ВОИНЕ

Один из самых главных вопросов касается роли правительства и президента Рузвельта. Пытался ли он спровоцировать японцев атаковать США, чтобы получить поддержку американского населения для реализации своих военных планов?

Как известно, отношения с японцами начали портиться задолго до Перл-Харбора. В 1937 г. Япония потопила американский военный корабль в Китае, на реке Янцзы. Обе страны делали публичные попытки переговоров, но Рузвельт выдвинул несколько неприемлемых ультиматумов японским переговорщикам и открыто ссудил деньгами китайских националистов, с которыми японцы воевали в то время.

23 июня 1941 г., на следующий день после нападения Германии на СССР, министр внутренних дел и помощник президента Гарольд Икес представил президенту докладную записку, в которой указал, что «введение эмбарго на экспорт нефти в Японию может быть эффективным способом начала конфликта. И если мы, благодаря этому шагу, косвенно ввяжемся в мировую войну, то избежим критики в пособничестве коммунистической России». Что и было сделано. А уже через месяц Рузвельт заморозил финансовые активы «азиатского тигра» на территории США.

Однако президент Рузвельт был против введения полного эмбарго. Он хотел закрутить гайки, но не насовсем, а лишь, как он сам выразился, «на день, на два». Его целью было держать Японию в состоянии максимальной неопределенности, но не подталкивать ее к пропасти. Президент считал, что сможет использовать нефть как инструмент дипломатии, а не как спусковой крючок, нажав на который можно развязать бойню.

Тем временем американцы начали активно помогать Китаю. Летом в Поднебесную была направлена авиационная группа «Летающие тигры», которая действовала против японцев в составе армии президента Чан Кайши. Хотя эти летчики официально считались добровольцами, нанимали их военные базы США.

Доходы этих странных авиаторов в пять раз превышали зарплату рядовых американских пилотов. Политик и публицист Патрик Бьюкенен считает, что «их послали воевать с Японией за месяцы до Перл-Харбора в рамках секретной операции, исходившей из Белого дома и от президента Рузвельта лично».

ЗНАЛ ИЛИ НЕ ЗНАЛ?

Провоцируя японцев, читая все передаваемые разведкой донесения, президент Рузвельт не мог оставаться в абсолютном неведении относительно приближающейся атаки Перл-Харбора. Вот только несколько фактов, доказывающих осведомленность высшего лица.

25 ноября 1941 г. военный министр Стимсон написал в своем дневнике, что Рузвельт рассказал о возможной атаке в течение ближайших дней и спросил, «как мы должны подвести их на позицию первого удара, чтобы повреждения не были сильно разрушительными для нас? Несмотря на риск, мы позволим японцам осуществить первый удар. Правительство понимает, что необходима полная поддержка американским народом, дабы ни у кого не оставалось сомнений в агрессивных намерениях Японии».

26 ноября госсекретарь США К. Халл вручил японскому представителю ноту, в которой предлагалось вывести войска из всех стран Юго-Восточной Азии. В Токио это предложение посчитали американским ультиматумом. Вскоре мощная авианосная эскадра, находившаяся в районе Курильских островов, получила приказ сняться с якоря и начать движение к цели в режиме радиомолчания. А целью были... Гавайские острова.
5 декабря Рузвельт написал австралийскому премьер-министру: «С японцами всегда надо считаться. Возможно, следующие 4-5 дней разрешат эту проблему».

А что же Перл-Харбор? Неужели командование военной базы пребывало в «счастливом неведении»? За несколько недель до атаки, 27 ноября 1941 г., генерал Маршалл отправил на Перл-Харбор следующую шифровку: «Враждебные действия вероятны в любой момент. Если избежать военных действий будет невозможно, тогда США желают, чтобы Япония первой применила силу».

Аэродром на базе ВМС США на острове Форд острова. На заднем фоне видно пламя от горения морских судов после нападения японцев, 7 декабря 1941 года. (Фото ВМС США):

ДЕНЬ ПОЗОРА

Получается, что армия, флот и правящие круги прекрасно все знали и готовились к нападению заранее. Однако произошедшее 7 декабря 1941 г. в Жемчужной бухте можно назвать, говоря словами маршала Жукова, «игнорированием явной угрозы нападения».

За день до атаки была прочитана очередная шифровка японцев, из которой стало известно, что война неизбежна. Как же реагировали «важные и заинтересованные лица»?

Рузвельт позвонил командующему флотом адмиралу Старку, но тот был в театре, и его не стали беспокоить. На следующее утро в Вашингтоне узнали точное время нападения — 07:30 7 декабря по гавайскому времени. Оставалось 6 часов. Адмирал Старк хотел позвонить командующему Тихоокеанским флотом, но решил сначала доложить президенту. Рузвельт принял Старка после 10:00, началось совещание, однако пришел личный врач президента и увел его на процедуры. Посовещались без президента и в 12:00 отбыли на ланч.

Начальник штаба армии США генерал Маршалл не захотел прерывать утреннюю верховую прогулку и появился на службе только в 11:25. Он тоже решил не звонить на Гавайи, а отправил шифрованную телеграмму, распорядившись передать ее через армейскую радиостанцию. На Гавайях были радиопомехи, поэтому телеграмму отнесли на коммерческий телеграф, забыв сделать пометку «срочная». На гавайской почте телеграмму бросили в ящичек, где она и дожидалась посыльного (кстати, японца), который регулярно забирал всю почту для американского флота. Посыльный аккуратно передал ее в штаб через три часа после того, как японцы потопили американский флот.

На Перл-Харборе 7 декабря 1941 г. в 07:02 два солдата, дежуривших на радаре, заметили японские самолеты, находившиеся в 250 км от острова. По прямому телефону они попытались сообщить об этом в штаб, но там никто не ответил. Тогда они по городскому телефону связались с дежурным лейтенантом, который спешил на завтрак и не стал с ними долго разговаривать.

Бойцы отключили радар и тоже уехали завтракать. А взлетевшие с японских авианосцев две волны самолетов (40 торпедоносцев, 129 пикирующих бомбардировщиков и 79 истребителей) уже подлетали к бухте Перл-Харбор, где находились все броненосные силы Тихоокеанского флота США — 8 линкоров (для сравнения: у СССР их было всего три, со времен Первой мировой). В 07:55 японские самолеты начали пикировать.

Командующий Тихоокеанским флотом адмирал Киммель начал руководить сражением прямо в пижаме со двора своей виллы, находившейся на горе. Первое донесение он получил от своей жены, стоявшей рядом в ночной рубашке: «Похоже, они накрыли линкор «Оклахома»!» — «Сам вижу!» — подтвердил флотоводец.
На американских кораблях матросы только позавтракали, а офицеры еще ели. Половина команды была в увольнении на берегу, у зенитных орудий стояли случайные матросы. Пять командиров линкоров из восьми тоже развлекались на берегу. У орудий не было снарядов, и ключи от снарядных кладовых не могли найти. Наконец взломали бронированные двери кладовых, и в суматохе начали стрелять по японским самолетам учебными снарядами. Когда Киммеля привезли в штаб, то там, по словам очевидца, паники не было. Там царил «упорядоченный ужас».

Японский бомбардировщик над Перл-Харбор

В 09:45 японцы улетели. Подвели итоги. Из строя были выведены все 8 линкоров. Японцы надеялись найти в бухте и авианосцы, но они отсутствовали, поэтому в ярости бомбили что попало. Уничтожена была практически вся авиация Перл-Харбора: 188 самолетов сгорело и 128 были повреждены. Погибли 2 403 военнослужащих США, 117 ранены. В городе прозвучало 40 взрывов, унесших жизни 68 гражданских лиц, 35 было ранено. Из этих взрывов лишь один — японской бомбы, остальные 39 — американских зенитных снарядов.

Японцы потеряли 29 самолетов и 55 человек...

ПОСЛЕДСТВИЯ

Все же, несмотря на все явные и неявные свидетельства, доказать то, что существовал заговор, невозможно, ведь Вашингтон не отдавал приказ о снижении уровня боевой готовности накануне атаки. И это факт.

Последствия же нападения на Перл-Харбор были более чем важными как для американской, так и для мировой истории.

Атака послужила толчком к объявлению Гитлером войны США, а следовательно, и к безоговорочному включению всей американской экономической, промышленной, финансовой, организационной, научной, технической и военной мощи в дело войны. Нападение на Перл-Харбор стало одной из причин (трудно сказать, насколько важных) применения атомного оружия против Японии.

Можно добавить еще одно, наверное, наиважнейшее последствие этой атаки — она открыла новую главу во всем, что касается участия и вмешательства США во все конфликты в мире.

Анастасия ГРОСС

Оаху, Гавайские острова

Противники

Командующие силами сторон

Силы сторон

Атака Пёрл-Харбора - внезапное комбинированное нападение японской палубной авиации авианосного соединения вице-адмирала Тюити Нагумо и японских сверхмалых подводных лодок, доставленных к месту атаки подводными лодками Японского императорского флота , на американские военно-морскую и воздушные базы, расположенные в окрестностях Пёрл-Харбора на острове Оаху (Гавайские острова), произошедшее воскресным утром 7 декабря 1941 года.

Предпосылки войны

В 1932 году в США были проведены широкомасштабные учения , в ходе которых отрабатывалась защита Гавайских островов от нападения с моря и воздуха. Вопреки ожиданиям «обороняющихся», адмирал Ярмут оставил позади крейсера и линкоры и двинулся к Гавайям только с двумя быстроходными авианосцами – USS Saratoga и USS Lexington . Находясь в 40 милях от цели, он поднял 152 самолёта, которые «уничтожили» всю авиацию на базе и завоевали полное господство в воздухе. Однако главный посредник заключил, что «нанесение мощного удара с воздуха по Оаху перед лицом сильной авиации, защищающей остров, весьма сомнительно. Авианосцы будут поражены, а нападающие самолёты понесут большие потери». Американское командование не переубедили и результаты подобных учений в 1937 и 1938 годах, когда палубная авиация условно уничтожила верфи, аэродромы и корабли.

Дело в том, что в 30-е годы главным оружием на море (и даже на политической арене) считался линкор. Страна, располагавшая этим классом кораблей, заставляла считаться с собой даже такие крупные державы, как США и Великобритания. И в США, и даже в Японии, уступавшей потенциальному противнику в линкорах, господствовала идея, что судьба войны решится в генеральном сражении, где этому классу отводится главная роль. Авианосцы уже появились в составе флотов этих стран, однако обе стороны отводили им хотя и важную, но второстепенную роль. Их задачей было свести на нет преимущество линейного флота противника.

11 ноября 1940 года самолёты с английского авианосца HMS Illustrious нанесли , находившемуся в гавани Таранто. Результатом стало уничтожение одного и выведение двух линкоров из строя.

Точно неизвестно, когда японцам пришла идея нанести удар по Пёрл-Харбору. Так, в 1927-1928 годах тогда ещё капитан 2-ого ранга, только что окончивший колледж морского штаба, Кусака Рьюносуке, в будущем начальник штаба 1-ого авианосного флота, начал прорабатывать атаку по базе на Гавайских островах. Вскоре он должен был вести курс по авиации у группы из 10 важных лиц, среди которых был Нагано Осами , для чего и написал документ, в котором утверждал, что основой стратегии войны с США до сих пор было генеральное сражение со всем американским флотом. Но в случае, если враг откажется выйти в открытое море, Японии нужно перехватить инициативу, поэтому необходим удар по Пёрл-Харбору, а осуществить его можно только силами авиации. Этот документ был напечатан тиражом в 30 экземпляров и после исключения прямых ссылок на Америку его разослали командному составу . Вполне может быть, что Ямамото увидел этот документ, и в его голове идея обрела более чёткие формы, результаты американских учений убедили его, а атака Таранто убедила даже заклятых противников

И хотя Ямамото был против войны в целом, и заключения Тройственного пакта в частности, он понимал, что судьба Японии зависит от того, как она вступит в войну, и как будет её вести. Поэтому как командующий, он максимально подготовил флот, в особенности авианосный, к боевым действиям, а когда война стала неизбежной, претворил в жизнь план атаки Тихоокеанского флота США в гавани Пёрл-Харбор.

Но стоит понимать, что ни один Ямамото «приложил руку» к этому плану. Когда война с США стала почти очевидной, он обратился к контр-адмиралу Каидзиро Ониси, начальнику штаба 11-ого воздушного флота. Однако в его распоряжении находились самолёты наземного базирования, в основном, истребители «Зеро» и средние бомбардировщики-торпедоносцы G3M и G4M, чьей дальности не хватало для действия даже с Маршалловых островов. Ониси посоветовал обратиться к своему заместителю – Минору Гэнде .

Кроме того, что он был великолепным лётчиком-истребителем, чьё подразделение получило широкую известность как «фокусники Гэнды», Гэнда был великолепным тактиком и большим специалистом по применению авианосцев в бою. Он всесторонне изучил возможности нападения на флот в гавани и пришёл к выводу, что для уничтожения Тихоокеанского флота США в его главной базе необходимо задействовать все 6 тяжёлых авианосцев, отобрать лучших авиаторов и обеспечить полную секретность для обеспечения внезапности, от которой во многом зависел успех операции.

Детальной проработкой плана занялся один из ведущих офицеров штаба Объединённого флота – Куросима Камето. Он был, пожалуй, самым эксцентричным штабистом: как только на него находило вдохновение, он запирался в своей каюте, задраивал иллюминаторы и усаживался совершенно голым за стол , жёг ладан и непрерывно курил. Именно Куросима Камето разработал план на тактическом уровне, учтя малейшие нюансы.

Затем план был представлен в морской генеральный штаб, где встретил сильную оппозицию. Это объясняется тем, что морской генеральный штаб предполагал использовать авианосцы на юге, т.к. немногие верили в то, что базовая авиация сможет столь же эффективно поддерживать операции по захвату южных районов. К тому же, многие сомневались в успехе предлагаемой атаки, ведь многое здесь зависело от факторов, повлиять на которые японцы не могли: от внезапности, от того, сколько кораблей будет в базе и т.п. Тут стоит обратиться к личности самого главнокомандующего – Ямамото был известен тем, что любил азартные игры, и готов был принять этот риск, надеясь выиграть. Поэтому он был непоколебим, и пригрозил отставкой, При такой постановке вопроса начальнику морского генерального штаба Нагано пришлось согласиться с планом Ямамото. Но поскольку и адмирал Нагумо сомневался в успехе, то Ямамото сказал, что готов лично повести авианосное соединение в бой, если Нагумо не решится на эту операцию .

Что же вынудило Японию вступить в войну с такой мощной индустриальной страной, как Соединённые Штаты Америки? В 1937 году началась японо-китайская война. Военные действия перемещались на юг, пока в сентябре 1940 года японские войска не утвердились в северной части Индокитая. Тогда же Япония заключила военный союз с Германией и Италией, что сильно повлияло на её отношения с США. А когда в июле 1941 года Япония вторглась в южную часть Индокитая, США, Великобритания и Голландия нанесли сокрушительный экономический удар – эмбарго на экспорт нефти в Японию. Не составляет труда понять, насколько важным была нефть для Японии: топливные запасы флота составляли 6 450 000 тонн, при самом экономном использовании их хватило бы на 3-4 года , после чего страна вынуждена была бы выполнить любое требование вышеупомянутых держав. Поэтому было решено – захватить богатые нефтью районы Юго-Восточной Азии. Но встал вопрос: как к этому отнесутся Соединённые Штаты? Приходилось учитывать и тот факт, что в начале 1941 года Тихоокеанский флот был переведён в Пёрл-Харбор. Адмиралы обсуждали 2 варианта развития событий – сначала начать захват районов Юго-Восточной Азии, а затем, когда американский флот выйдет в море, уничтожить его в генеральном сражении; либо превентивно уничтожить потенциальную угрозу, а затем уже сосредоточить все силы на оккупации. Был выбран второй вариант.

Силы сторон

США

Группа огневой поддержки (контр-адмирал Д. Микава): третья бригада линкоров: линейные корабли IJN Hiei и IJN Kirishima ; восьмая бригада крейсеров: тяжелые крейсера IJN Tone и IJN Chikuma .

Патрульный отряд (капитан 1 ранга К. Имаидзуми):

Подводные лодки I-19 , I-21 , I-23 .

Вспомогательные корабли при Ударном соединении:

8 танкеров и транспортов. Отряд нейтрализации атолла Мидуэй (капитан 1 ранга К. Кониси):

Эскадренные миноносцы IJN Akebono и IJN Ushio .

Нападение

Ударное соединение последовательно группами вышло из военно-морской базы Курэ и прошло Внутренним Японским морем в промежутке между 10 и 18 ноября 1941 года. 22 ноября оперативное соединение собралось в бухте Хитокаппу (Курильские острова). На корабли погрузили брезентовые чехлы, предохраняющие орудия в штормовую погоду, авианосцы приняли тысячи бочек с горючим, а людям было выдано тёплое обмундирование. 26 ноября в - 06:00 корабли вышли из залива и разными маршрутами направились к точке сбора, где они должны были получить последние указания, зависящие от того, следовало начинать войну или нет. 1 декабря было решено начать войну, о чём на следующий день было сообщено адмиралу Нагумо: Ямамото с флагманского корабля, стоящего во Внутреннем море, передал шифрованный приказ: «Взойдите на гору Нийтака», это значило, что атаку назначили на 7 декабря (по местному времени).

Также в районе Пёрл-Харбора действовали 30 подводных лодок различных типов, из которых 16 были субмаринами с большим радиусом действия. 11 из них несли по одному гидросамолёту, а 5 – «карликовые» подводные лодки.

В 00:50 7 декабря, находясь лишь в нескольких часах хода от точки подъёма самолётов, соединение приняло сообщение о том, что американских авианосцев в гавани нет. В сообщении, однако, говорилось, что линейные корабли находятся в Пёрл-Харборе, в связи с чем вице-адмирал Нагумо и его штаб решили действовать согласно плану.

В 06:00 авианосцы, будучи всего в 230 милях к северу от Гавайских островов, начали поднимать самолёты. Взлёт каждого самолёта был точно синхронизирован с продольной качкой авианосцев, которая достигала 15°.

Первая волна включала в себя: 40 палубных бомбардировщиков-торпедоносцев Nakajima B5N2 (тип «97»), вооружённых торпедами, которые специально для атаки в мелководной гавани были оснащены деревянными стабилизаторами; 49 самолётов этого типа несли 800-кг бронебойную бомбу, специально разработанную путём глубокой модернизации снаряда линкора; 51 пикирующий бомбардировщик Aichi D3A1 (тип «99»), нёсший 250-кг бомбу; 43 истребителя Mitsubishi A6M2 (тип «0»).

В то время как японская авиация приближалась к островам, около входа в гавань была потоплена одна из пяти японских мини-субмарин. В 03:42 командир одного из минных тральщиков ВМС США заметил перископ подводной лодки приблизительно в двух милях от входа в гавань. Об этом он сообщил на эсминец USS Aaron Ward , который безуспешно её разыскивал до тех пор, пока эта или другая мини-субмарина не была обнаружена с борта летающей лодки «Каталина». Подводная лодка пыталась пробраться в гавань, следуя за ремонтным судном «Антарес». В 06:45 USS Aaron Ward потопил её артиллерийским огнём и глубинными бомбами. В 06:54 с борта эсминца командующему 14 военно-морским районом передали: «Мы атаковали, обстреляли и сбросили глубинные бомбы на подводную лодку, крейсировавшую в пределах наших территориальных вод». Из-за задержки при расшифровке дежурному офицеру это сообщение попало только в 07:12. Он передал его адмиралу Блоку, который приказал эсминцу USS Monaghan выйти на помощь USS Aaron Ward .

В 07:02 с помощью радарной станции приближающиеся самолёты были обнаружены, о чём рядовые Джозеф Локард и Джордж Эллиотт доложили в информационный центр. Дежурный Джозеф МакДоналд передал информацию 1-ому лейтенанту К. Тайлеру. Он, в свою очередь, успокоил рядовых, сказав, что к ним идёт подкрепление. Об этом говорила и радиостанция, передававшая музыку, которую обычно пилоты использовали в качестве пеленга. Бомбардировщики B-17 действительно должны были вот-вот прибыть, однако радар заметил именно японцев. По иронии судьбы, многочисленные сигналы о нападении оказались если не проигнорированы, то оставлены без должного внимания.

Футида в своих мемуарах довольно неточен, описывая сигнал к началу атаки. Он действительно подал его в 07:49, но ещё в 07:40 он выпустил одну чёрную сигнальную ракету, которая означала, что атака идёт согласно плану (т.е. нападение внезапное). Однако капитан-лейтенант Итая, ведущий истребители, не заметил сигнала, поэтому Футида выпустил вторую ракету, тоже чёрную. Её заметил и командир пикировщиков, который понял это как потерю внезапности, а в этом случае пикировщики должны идти в атаку сразу. Но дым от попаданий бомб мог помешать торпедированию, поэтому торпедоносцы вынуждены были также поторопиться.

Несмотря на взрывы и начавшийся хаос, ровно в 08:00 на линкоре USS Nevada военные музыканты под руководством дирижёра Одена Макмиллана начали исполнять гимн США. Они немного сбились лишь единожды, когда рядом с кораблём упала бомба.

Главной целью японцев, несомненно, были американские авианосцы. Но во время нападения их не было в гавани. Поэтому лётчики сосредоточили усилия на линейных кораблях, поскольку они были также значимой целью.

Главной ударной силой были 40 торпедоносцев. Т.к. авианосцев не было, 16 самолётов остались без главной цели и действовали по своему усмотрению, что также внесло некоторый беспорядок в действия японцев. Первыми подверглись торпедной атаке лёгкий крейсер USS Raleigh (CL-7) и корабль-мишень USS Utah (старый линкор, однако некоторые лётчики принимали его за авианосец). Следующим пострадал собрат USS Raleigh , лёгкий крейсер «Детройт» (CL-8).

В это время командор Винсент Мёрфи беседовал по телефону с адмиралом Киммелем о рапорте эсминца USS Aaron Ward . Вошедший к командору связной сообщил о нападении на Пёрл-Харбор («это не учения»), после чего тот сообщил адмиралу об этом. Киммель передал известие командующему Морским флотом, Атлантическим флотом и Азиатским флотом, а также всем силам в открытом море Сообщение было отправлено в 08:00 и гласило: «Воздушный налёт на Пёрл-Харбор, это не учения».

Контр-адмирал У. Ферлонг, находившийся на борту минного заградителя USS Oglala (CM-4), увидев самолёты над гаванью, сразу сообразил, что происходит, и приказал подать сигнал, который взвился на мачте заградителя в 07:55 и содержал следующее: «Всем кораблям покинуть залив». Почти в это же время одна из торпед прошла под днищем USS Oglala и взорвалась в борту лёгкого крейсера USS Helena (CL-50). Казалось бы, заградителю повезло, но, по иронии судьбы, от взрыва обшивку правого борта минзага буквально снесло, отчего он затонул.

USS Oklahoma была пришвартована к линкору USS Maryland и приняла на себя мощный удар. Линкор поразили 9 торпед, отчего он перевернулся.

Почти одновременно атаке подвергся линкор USS West Virginia , пришвартованный к USS Tennessee . Несмотря на то, что он также как и USS Oklahoma получил 9 торпедных попаданий, а дополнительно ещё 2 бомбовых, благодаря стараниям 1-ого лейтенанта Клода В. Рикетса и его первого помощника энсина Биллингслейя, которые выполнили контрзатопление, линкор не перевернулся, что дало возможность восстановить его.

В 08:06 первое торпедное попадание получил линкор USS California . Всего линкор получил 3 торпедных и одно бомбовое попадание.

Линкор USS Nevada был единственным линкором, который дал ход. Поэтому японцы сосредоточили огонь на нём, надеясь затопить его на фарватере и перекрыть гавань на многие месяцы. В итоге корабль получил одно торпедное и 5 бомбовых попаданий. Надежда американцев вывести линкор в открытое море не оправдалась, и его посадили на мель.

Госпитальное судно USS Vestal , пришвартованное к USS Arizona , сообщило о попадании торпеды в линкор. После нападения корабль был обследован, и следов торпедных попаданий не было обнаружено, однако ветеран Дональд Стрэттон, служивший на USS Arizona , и после войны продолжает утверждать, что попадание было.

Этот линкор в 08:11 подвергся атаке бомбардировщиков, и одна из бомб вызвала подрыв носовых погребов главного калибра, который и уничтожил корабль.

Атаке бомбардировщиков и истребителей подверглись: аэродром на острове Форд, базы ВВС США Хикем и Уилер, база гидросамолётов.

Японские истребители атаковали B-17, которые были не в силах дать отпор. Затем они атаковали «Донтлессы» (американские палубные пикирующие бомбардировщики) с авианосца USS Enterprise . Несколько американских самолётов были сбиты после атаки своими зенитками.

Второй эшелон состоял из 167 самолётов: 54 B5N2 , несших 250-кг и 6-60-кг бомб; 78 D3A1 с 250-кг бомбой; 35 истребителей A6M2 . Нетрудно заметить, что во второй волне не было торпедоносцев, т.к. ставка делалась на первую волну, а истребительное прикрытие было также уменьшено.

Однако именно в это время американские пилоты смогли оказать сколь-нибудь достойное сопротивление. Большинство самолетов были уничтожены, но нескольким пилотам удалось подняться в воздух и даже сбить часть самолётов противника. Между 8 ч. 15 мин. и 10 ч. с неатакованного аэродрома Халейва было совершено два вылета, в которых участвовало по 4 самолета Р-40 и по одному Р-36. Ими было сбито 7 японских самолетов ценой потери одного самолета. С аэродрома Беллоуз до 9 ч. 50 мин. не смог подняться ни один самолет, а с аэродрома Хикэм первый самолет поднялся только в 11 ч. 27 мин.

Среди многочисленных трагических и героических эпизодов, были и курьёзные. Это история про эсминец USS Dale . Эрнест Шнабель рассказывал после войны, что молодой боцман по имени Фуллер во время передышки между первой и второй волнами занимался расчисткой палубы от деревянных предметов. Он наткнулся на ящик с мороженым и решил выкинуть его за борт. Однако его остановили, ящик вскрыли и мороженое распределили между всем экипажем. Если бы в тот день кто-то мог беспристрастно наблюдать события, он бы увидел, как эсминец идёт в канал, а экипаж сидит на боевых постах и ест мороженое!

Итог

Япония была вынуждена атаковать США, т.к. переговоры, несмотря на старания японских дипломатов, ни к чему не привели, а позволить себе тянуть время она не могла, т.к. ресурсы были весьма и весьма ограничены.

Нападение планировали лучшие специалисты японского флота, были подготовлены высококлассные авиаторы.

Япония ждала того, что американский флот будет уничтожен, а американская нация падёт духом. Если первая задача была хоть и не до конца, но выполнена, то вторая была провалена. Всю войну американцы прошли под лозунгом: «Помни Пёрл-Харбор!», а линкор USS Arizona стал для них символом «Дня позора».

Но и сказать, что весь американский, да даже Тихоокеанский флот США пошёл ко дну, неверно. Отсутствие авианосцев в гавани помогло Америке выиграть битву за Мидуэй , которая считается коренным переломом в войне на тихом океане. После него Япония потеряла возможность вести крупные наступательные действия.

Нагумо проявил осторожность и не нанёс удара по инфраструктуре базы, а ведь даже американцы не отрицают, что это сыграло бы не меньшую, а возможно и большую роль, чем уничтожение флота. Он оставил целыми нефтехранилища, доки.

Успех можно было развить. Но авианосцы решили использовать для завоевания в Юго-Восточной Азии, где они должны были подавлять аэродромы и бороться с авиацией противника, на порядок уступающей японской. Лишь рейд Дулиттла побудил их перейти к активным действиям, которые, в конечном счёте, привели Японию к поражению.

Примечания

  1. Grand Joint Exercise No. 4
  2. Так, когда в состав бразильского флота вошли дредноуты Minas Geraes и São Paulo , американские дипломаты сразу вспомнили об «американском единстве».
  3. Примерно так протекали войны в век паруса, что говорит о «новизне» данной идеи.