Явление импринтинга. Явление импринтинга, формы его проявления

Родоначальником научной психологии памяти считают немецкого ученого Г. Эббингауза, который экспериментально исследовал процессы памяти. Основными процессами памяти являются запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.

Запоминание

Первоначальная форма запоминания — так называемое непреднамеренное или непроизвольное запоминание, т.е. запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приемов. Это простое запечатление того, что воздействовало, сохранение некоторого следа от возбуждения в коре мозга. Каждый процесс, происходящий в коре мозга, оставляет следы после себя, хотя степень их прочности бывает различна.

Непроизвольно запоминается многое из того, с чем человек встречается в жизни: окружающие предметы, явления, события повседневной жизни, поступки людей, содержание кинофильмов, книг, прочитанных без всякой учебной цели, и т.п., хотя не все они запоминаются одинаково хорошо. Лучше всего запоминается то, что имеет жизненно важное значение для человека: все, что связано с его интересами и потребностями, с целями и задачами его деятельности. Даже непроизвольное запоминание носит избирательный характер, определяется отношением к окружающему.

От непроизвольного запоминания надо отличать произвольное (преднамеренное) запоминание , характеризующееся тем, что человек ставит перед собой определенную цель — запомнить то, что намечено, и использует специальные приемы запоминания. Произвольное запоминание представляет собой деятельность, направленную на запоминание и воспроизведение удержанного материала, называемая мнемической деятельностью. В такой деятельности перед человеком ставится задача избирательно запомнить предлагаемый ему материал. Во всех этих случаях человек должен четко отделить тот материал, который ему было предложено запомнить, от всех побочных впечатлений и при воспроизведении ограничиться именно им. Поэтому мнемическая деятельность носит избирательный характер.

Сохранение

То, что человек запомнил, мозг хранит более или менее длительное время. Сохранение как процесс памяти имеет свои закономерности. Установлено, что сохранение может быть динамическим и статическим. Динамическое сохранение проявляется в оперативной памяти, а статическое — в долговременной. При динамическом сохранении материал изменяется мало, при статическом, наоборот, он обязательно подвергается реконструкции, переработке.

Реконструкция материала, сохраняемого долговременной памятью, происходит под влиянием той информации, которая непрерывно поступает вновь. Реконструкция проявляется в различных формах: в исчезновении некоторых деталей и замене их другими деталями, в изменении последовательности материала, в его обобщении.

Узнавание и воспроизведение

Узнавание какого-либо объекта происходит в момент его восприятия и означает, что происходит восприятие объекта, которое сформировалось у человека ранее или на основе личных впечатлений (представление памяти) или на основе словесных описаний (представление воображения).

Воспроизведение отличается от восприятия тем, что оно осуществляется после него, вне его. Воспроизведение образа объекта труднее, чем узнавание. Так, ученику легче узнать текст книги при повторном его чтении (при повторном восприятии), чем воспроизвести, припомнить содержание текста при закрытой книге. Физиологической основой воспроизведения является возобновление нервных связей, образовавшихся ранее при восприятии предметов и явлений.

Воспроизведение может проходить в виде последовательного припоминания, это — активный волевой процесс. Припоминание у человека происходит по законам ассоциации, сокращенно, в то время как машина вынуждена перебирать всю информацию до тех пор, пока не “наткнется” на нужный факт.

Забывание

Забывание выражается в невозможности вспомнить или в ошибочном узнавании и воспроизведении. Физиологической основой забывания являются некоторые виды коркового торможения, мешающего актуализации (оживлению) временных нервных связей. Чаще всего это угасательное торможение, которое развивается при отсутствии подкрепления.

Одной из причин забывания является отрицательное влияние деятельности, следующей за заучиванием. Это явление называют ретроактивным (назад действующим) торможением. Оно выражено заметнее, если деятельность следует без перерыва, если последующая деятельность сходна с предыдущей и если последующая деятельность труднее деятельности заучивания.

Для борьбы с забыванием надо знать закономерности его протекания.

Нейрофизиологические основы памяти

Физиологические механизмы памяти — образование, закрепление, возбуждение и торможение нервных связей. Этим физиологическим процессам соответствуют процессы памяти: запечатление, сохранение, воспроизведение и забывание .

Условие успешной выработки нервных связей — значимость воздействующего раздражителя, попадание его в поле ориентировочной деятельности, отражение в очаге оптимального возбуждения коры головного мозга.

Наряду с индивидуальной памятью в мозге существуют структуры генетической памяти. Эта наследственная память локализована в таламогипоталамическом комплексе . Здесь находятся центры инстинктивных программ поведения — пищевые, оборонительные, половые — центры удовольствия и агрессии. Это центры глубинных биологических эмоций: страха, тоски, радости, гнева и удовольствия. Здесь хранятся эталоны тех образов, реальные источники которых мгновенно оцениваются как вредоносные и опасные или полезные и благоприятные. В двигательной зоне записаны коды эмоционально-импульсивных реакций (поз, мимики, защитных и агрессивных движений).

Зоной подсознательно-субъективного опыта индивида является лимбическая система — сюда переходят и здесь хранятся прижизненно приобретенные поведенческие автоматизмы: эмоциональные установки данного индивида, его устойчивые оценки, привычки и всевозможные комплексы. Здесь локализована долговременная поведенческая память индивида, все то, что определяет его природную интуицию.

Все, что связано с сознательно-произвольной деятельностью, хранится в неокортексе , различных зонах мозговой коры, проекционных зонах рецепторов. Лобные доли мозга — сфера словесно-логической памяти. Здесь чувственная информация трансформируется в смысловую. Из огромного массива долговременной памяти необходимая информация извлекается определенными способами, они зависят от способов хранения данной информации, ее систематизированности, понятийной упорядоченности.

По современным представлениям формирование энграмм (нервных связей) проходит две фазы. На первой фазе происходит удержание возбуждения. На второй — его закрепление и сохранение за счет биохимических изменений в клетках коры головного мозга и в синапсах — межклеточных образованиях.

В настоящее время особенно широко исследуются физиологические основы памяти на биохимическом уровне . Следы непосредственных впечатлений фиксируются не мгновенно, а в течение определенного времени, необходимого для биохимических процессов — соответствующих изменений на молекулярном уровне.

Количество специфических изменений в РНК (рибонуклеиновой кислоте), содержащейся в одной клетке, исчисляется 10 15 . Следовательно, на уровне одной клетки может быть выработано огромное количество связей. Изменения в молекулах РНК связывают с оперативной памятью. Изменения в молекулах ДНК (дезоксирибонуклеиновой кислоты) — с долговременной памятью (в том числе видовой). Физиологической основой памяти является изменение активности как отдельных нейронов, так и нейронных ансамблей.

У пациентов с хирургически расщепленными полушариями мозга резко ослабляется память — сенсорные возбуждения, доходящие до правого полушария, не замыкаются на словесно- логическом уровне, обеспечиваемом левым полушарием. Функциональная асимметрия в деятельности полушарий — принципиальная особенность мозга человека, отражающаяся на всех его психических процессах, в том числе процессах памяти. Каждое полушарие и каждая зона мозга вносят свой вклад в систему мнемической деятельности. Предполагается, что вначале происходят вычленение и ультракратковременное запечатление отдельных признаков объекта (сенсорная память), затем сложное, знаковое его кодирование — образование энграмм, включение их в категориальную систему данного индивида. Поэтому каждый человек имеет свою стратегию запоминания. Включенность объекта запоминания в определенную деятельность обусловливает структуру его запечатления, мозаику взаимосвязи ею сенсорных и смысловых компонентов.

Базовой предпосылкой функционирования процессов памяти является оптимальный тонус коры, обеспечиваемый подкорковыми образованиями головного мозга. Модуляция тонуса коры осуществляется ретикулярной формацией и лимбическим отделом мозга. Подкорковые образования, формируя ориентировочный рефлекс, внимание, тем самым создают предпосылку и для запоминания.

Итоговая, синтезирующая функция памяти осуществляется лобными долями мозга и в значительной мере — лобной долей левого полушария. Поражение этих мозговых структур нарушает всю структуру мнем и ческой деятельности.

Проблема запоминания граничит с проблемой забывания. Забывание в основном происходит за счет интерференции — противодействия раздражителей.

Итак, процесс запечатления и сохранения материала обусловлен его значимостью, оптимальным состоянием мозга, повышенным функционированием ориентировочного рефлекса, системной включенностью материала в структуру целенаправленной деятельности, сведением к минимуму побочных интерферирующих (противоборствующих) воздействий, включенностью материала в семантическое, понятийное ноле сознания данного индивида.

Воспроизведение, актуализация необходимого материала требует установления тех систем связей, на фоне которых запоминался материал, подлежащий воспроизведению.

Процесс забывания также не сводится лишь к спонтанному угасанию энграмм. Преимущественно забывается второстепенный малозначимый материал, не включенный в постоянную деятельность субъекта. Но невозможность припомнить материал не означает полной стертости его следов. Актуализация энграмм зависит от текущего функционального состояния мозга. Так, в гипнотическом состоянии человек может вспомнить то, что казалось совсем забытым.

Импринтинг (англ. imprint - оставлять след, запечатлевать, фиксировать) - запечатлевание в памяти детенышей окружающей действительности; процесс, в результате которого ключевой стимул или комплекс стимулов оказывается жестко фиксированным в аппаратах памяти. Импринтинг настроен на видовые, врожденные реакции. Биологическое значение импринтинга состоит в формировании у новорожденного животного долговременной связи с родителями, с особями своего вида, т.е. идентификации особью своей видовой принадлежности. Импринтинг обеспечивает также формирование видовых навыков в раннем онтогенезе.

У младенцев социальные наслоения еще не замутняют картину, поэтому их изучали больше и успешней, а у взрослых импринтинг тонет в массе других эффектов (что не означает его отсутствия). В пользу существования позднего импринтинга говорит, например, то, что с помощью определенных психотехник возможен реимпринтинг (Т. Лири), то есть перепрограммирование установок личности. Практика кодирования от алкоголизма, вероятно, из этого ряда явлений.

Импринтинг у человека - это не пожизненный капкан, но, чтобы высвободиться из него, требуется неимоверное усилие. Хотя, бывает, это само собой происходит со временем. Кроме того, как установили в последние годы, возможно целенаправленное редактирование памяти с использованием химпрепаратов. В отличие от натаскивания и отработки условных рефлексов, изученных на собаках Павлова, при импринтинге фиксация происходит с одного раза, без многократного стимулирования. Необходимое условие импринтинга - эмоция, пробирающая до глубины души, что, впрочем, характерно для всякого устойчивого следа в психике.

Всегда прочность запечатления связана с силой эмоций, а те в свою очередь зависят от готовности психики откликнуться на стимул и от его величины.

Работы австрийского этолога Конрада Лоренца помогли понять взаимодействие между этими двумя факторами в некоторых явлениях. В частности, К.Лоренц занимался изучением поведении гусят, вылупившихся в инкубаторе. Первым движущимся объектом, с которым встречались гусята в момент вылупления, была не их биологическая мать, а сам К. Лоренц. Произошло удивительное явление: эти гусята повсюду следовали за К. Лоренцом и вели себя так, как если бы он был их матерью.

Оказавшись в присутствии своей настоящей матери, они не обращали на нее никакого внимания и возвращались под защиту Лоренца. Проявление этой привязанности к человеку стало особенно необычным, когда, достигнув половой зрелости, эти гуси принялись искать брачных партнеров, сходных с человеком, не проявляя ни малейшего интереса к представителям собственного вида. Лоренц назвал эту глубокую привязанность к первому движущемуся объекту, который увидели гусята после вылупления из яйца - импринтингом.

У обезьян, т.е. животных, у которых детеныши гораздо дольше зависят от родителей, импринтинг происходит намного позднее и жен сильнее. У ребенка человека социальные связи устанавливаются очень рано и носят более глубокий характер. Если индивид первые годы жизни находится в изоляции, то это приводит к отклонениям (иногда значительным) в его поведении.

Различают несколько разновидностей (форм) проявления импринтинга.

  • 1. Запечатление образов и объектов: родителей, братьев, сестер, вида пищи и т.д.
  • 2. Усвоение поведенческих актов (дети повторяют действия родителей). Это так называемое имитационное поведение, разновидностью этого импринтинга является половой импринтинг - половое поведение особей внутри своего вида. Но половое поведение у животных может быть направлено и на особь другого вида, с которой воспитывался детеныш. Например, половое поведение кота будет направлено не на кошку, а на собаку, если кот с момента рождения котенок воспитывался в семье собаки.
  • 3. Реакция следования - «слепое» (автоматическое) следование новорожденного за родителями. Эта форма импринтинга наиболее демонстративна и хорошо изучена. Считают, что моторным эквивалентом реакции следования животных у ребенка является улыбка, постоянная смена мимики, появление комплекса оживления 2-м месяце жизни.

Рассматривая психику как совокупность процессов, импринты можно рассмотреть как постоянно поддерживаемые процессы (динамические структуры), то есть как созданные в течение жизни незавершенные процессы, стремящиеся к завершению и целостности. Или еще как части опыта (личности), желающие выразить свое позитивное намерение и предназначение по отношению ко всей системе. Не имея возможности завершиться и выразиться только лишь во внутренних процессах вследствие разнонаправленности, конфликтности и даже взаимоисключения импринтов между собой, они стремятся экстериоризироваться. Таким образом, человек пытается в отношениях с людьми смоделировать структуру взаимоотношений, присутствующую в актуальных для него запечетлеваниях.

Импринтинг является третьей формой деятельности организма, промежуточной между условным и безусловным рефлексами и имеющей черты того и другого. Например, реакция следования является врожденной, но для ее реализации нужны определенные условия и движущийся объект. В частности, реакция следования у ягненка изолированного в момент рождения от родителей, не развивается.

Явление импринтинга, тесным образом связанное с формированием субъективного опыта, оказывает сильное воздействие на формирование религиозных настроений, убеждений, верований и соответствующих им моделей поведения. Импринтинг занимает область соотношения естественных и социальных предпосылок, оказывающих влияние на формирование религиозного сознания индивидов. Импринты, по мнению исследователей, создают практически неизгладимые впечатления, которые выливаются в определённые образы, играющие ведущую роль в организации специфических поведенческих реакций.

Естественная сторона импринтинга проявляется в том, что он базируется, во-первых, на эмоциональной основе, во-вторых, на подражании поведенческим реакциям объекта, вызвавшего ситуацию импринта. Социальная сторона импринтинга заключается в потоке информации, поступающей из внешней (по отношению к организму человека) социальной среды. Таким образом, можно предположить, что импринтинг проявляется в тесном взаимовлиянии естественных закономерностей развития психики индивида и среды его жизнедеятельности.

Согласно Д. Майнарди, импринтинг - это «бессознательное формирование конкретного впечатления (т. е. образа или символа с прилагающейся эмоциональной нагрузкой, которая может быть довольно объёмной и сложной), которое оказывает решающее влияние на дальнейшие реакции личности, формирование её ценностей и приоритетов и, в конечном счете, на её поведение в целом». Следовательно, области психики, лежащие вне сознания индивида, также воздействуют на процесс формирования его субъективного опыта, а, значит, и накладывают отпечаток на формирование религиозных образов, представлений и убеждений. Иными словами, в процессе формирования религиозного сознания участвует не только сознательная сторона психики, но и бессознательное. Заметим, что активность бессознательного зависит от внешнего воздействия на биотику человека.

Исходя из того, что религиозное сознание формируется в течение длительных временных отрезков, можно предположить, что на него оказывает влияние не один, а несколько пережитых индивидом импринтов.

Причём своеобразие субъективного опыта индивида, полученное в результате смешения импринтов, будет влиять на специфику образов, представлений и убеждений, что неизбежно повлечёт наделение их специфическим характером, черты которого не совместимы с реальным, бытийным опытом человека.

Примеры проявления импринтинга можно встретить в жизни различных знаменитых религиозных деятелей. Так, согласно Библии, будущий апостол Павел по пути в Дамаск пережил встречу с Господом. Испытав сильнейшее эмоциональное потрясение, он полностью изменил свои представления о только что возникшей религии - христианстве, а в дальнейшем - и всю свою жизнь. Павел «…в трепете и ужасе сказал: Господи! Что повелишь мне делать? <…> Савл встал с земли и с открытыми глазами никого не видел; <…> и три дня он не видел, и не ел и не пил. <…> И стал проповедовать в синагогах об Иисусе, что Он есть Сын Божий».

Примером проявления импринтинга в буддийской традиции является кардинальное изменение убеждений царевича Сиддхартхи, который встал на путь духовного поиска в результате потрясения от неожиданно «пережитой» реальности жизни и смерти. Моменты особой значимости, влекущие радикальные изменения убеждений индивида, а в дальнейшем - протекания его жизни, проявляются на протяжении всего периода становления религиозного сознания. Безусловно, импринтинг во многом зависит от предпосылок естественного характера. Однако нельзя не согласиться с М. Томпсоном в том, что «как именно будет истолковано переживание, зависит от культуры, идей и языка, принятых в данное время и в данном месте».

Импринтинг в психологии - это одно из интереснейших понятий. Переводится данный термин как “оставить след”, “отметить”. Встречается это явление не только в среде животных, но и в человеческой среде. Однако если импринтинг братьев наших меньших обусловлен инстинктом и служит целям приспособления и выживания, то в социуме он превратился в более сложное явление, и ему даже нашли применение в коммерческих целях.

Импринтинг (запечатление) представляет собой избирательную фиксацию в памяти значимой информации. Импринтинг - это целостный психофизиологический механизм, при котором зрительный, слуховой или иной образ прочно сохраняется в мозговых центрах. Особенности этого процесса схожи и у животных, и у человека. Во-первых, он возникает в четко определенное время - критические периоды жизни, когда организм оказывается максимально чувствительным и восприимчивым к новому. Во-вторых, только одна встреча с объектом запечатления достаточна для его формирования. В-третьих, для возникновения явления импринтинга не нужно какое-либо подкрепление (пищевое, эмоциональное или иное). И в-четвертых, результаты импринтинга крайне стабильны и результат запечатления может оставаться в течение всей жизни.

Механизм импринтинга наглядно можно продемонстрировать на так называемой реакции следования у большинства птиц и млекопитающих. Она развивается уже в первые часы жизни детеныша, который видит мать, слышит ее зов и реагирует тем, что подходит к ней и начинает повторять ее движения. В ходе этого взаимодействия родители знакомят новорожденных с местом их обитания и необходимыми для жизни моделями поведения.

Импринтинг у животных

В зоопсихологии этот термин хорошо известен. Он был изобретен одним из ведущих ученых Австрии который на тот момент изучал образ жизни Запечатление в животном мире является одним из видов научения, то есть индивидуального приобретения новых форм поведения и действий, которые будут необходимы в конкретных условиях. В основе любого обучения лежит процесс образования нервных связей по типу рефлекса. Те животные, которые способны к этому, имеют больше шансов выжить.

Объектами запечатления могут быть родительские особи, другие детеныши из одного помета, самцы или самки, враги, а также объекты питания. В связи этим можно говорить о следующих важнейших функциях импринтинга для представителей животного мира:

  1. Определение близких родственников по характерной внешности, запаху и т. д.
  2. Выбор полового партнера.
  3. Нахождение территории для проживания по ее признакам.

Распознание ядовитых и смертельно опасных существ.

Немного о генетике

Американским генетиком Х. Кроузом было предложено такое понятие как геномный импринтинг. Он может быть выявлен у некоторых растений, насекомых, млекопитающих и в ряде случаев у человека. Геномный импринтинг - это вариант наследования генов, при котором основная структура генов - ДНК - не претерпевает каких-либо изменений. Особенность в том, что определенные гены в яйцеклетке или сперматозоиде родителей просто отключаются и не участвуют в передачи их потомству, поэтому одну часть характерных признаков детеныш получает от матери, а другую - от своего отца. У отпрысков появляются другие “метки” генов. Например, в силу необычных комбинаций генов у ребенка может четко проявиться что-то от бабушек или дедушек, чего не было отмечено у родителей. Такой тип наследования имеет большой риск возникновения различных мутаций и патологий, обусловленных специфическим набором хромосом.

Особенности психологии маленького ребенка

Детская психология по своим первоначальным механизмам очень близка психике животных. К примеру, это касается наличия у них ярко выраженного импринтинга. Очень значимы для ребенка и родителей первые дни и месяцы после родов. В этот период формируются необыкновенно крепкие психологические связи: отношения матери и отца, и все события, происходящие вокруг, новорожденным воспринимаются как образец. Малыш запечатлевает демонстрируемые модели поведения, взаимодействия с людьми, животными, окружающими предметами. Позже он начнет реализовывать их в своем будущем. В связи с этим важно то, что ребенок видит, слышит и чувствует с самого начала. Если его любят, заботятся о нем, то он будет впитывать эту любовь, учиться проявлять ее, бережно относиться к другим. Вот почему детская психология требует особого внимания - дети формируют общество будущего.

Теория Тимоти Лири

Психология потребителя

Особая чувствительность к влиянию извне присуща не только детям, но и взрослым в определенные периоды жизни. Любой человек может оказаться в ловушке из-за собственной зацикленности на каком-либо образе, будь то стиль одежды, приверженность специальному питанию или религиозные убеждения и т. д.

Осторожно стоит воспринимать новую информацию особенно впечатлительным людям. В себе стоит развивать некоторую критичность, не доверяя всем без разбора, ведь многие рекламные компании ориентируются именно на таких людей. Они используют те убеждения, установки, ожидания, которым мы придаем большое значение, в корыстных целях. Внушая какую-то идею или формируя потребность, они стимулируют, порой, к ненужным покупкам, лишним тратам. Все торговые центры, телевидение, СМИ преследуют единственную цель - продвинуть товар в массы. И импринтинг здесь играет свою, уже негативную для конкретной личности, роль.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ВВЕДЕНИЕ

1. ЯВЛЕНИЕ ИМПРИНТИНГА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Сразу после рождения у ребенка начинают формироваться новые приобретенные формы взаимодействия нервных центров, обеспечивающие индивидуальные механизмы организации поведения. Они образуются под влиянием действия реальной окружающей среды. При этом основой их формирования являются генетические механизмы развития нейронов и нервной системы, свойства нейронов и нервных центров, а также указанные выше врожденные формы поведения - безусловные "рефлексы и их цепочки - инстинкты. Напомним, что в проявлении начальной поисковой фаза инстинкта определенную роль играет обученность, то есть уже здесь формируются приобретаемые в течение жизни связи.

Можно выделить следующую возрастную последовательность формирования условных рефлексов:

1. Импринтинг (от англ. imprint - запечатлевать, оставлять след) или подражание. Это пассивная форма обучения.

2. Условные рефлексы - формируются на более поздних этапах онтогенеза. Они относятся как к активным, так и к пассивным формам обучения.

3. Мышление - высшая форма организации поведения. Процессы, обеспечивающие мышление, используют все предыдущие формы.

Проявление импринтинга как простейшей формы обучения основано на следующих закономерностях:

1. В период онтогенеза, особенно в ранний постнатальный период, развертывание генетической программы развития нервной системы определяет появление критических периодов. Для полноценного развития нервной системы необходимо своевременное внешнее воздействие, которое и закрепляется в нервных связях. Если такой период миновал, а функция не развилась, то она в дальнейшем полноценной не сформируется.

2. Необратимость процесса запечетлевания.

3. Запечатлевание возникает очень быстро, часто с первого предъявления, и не требует подкрепления.

Эта пассивная форма обучения проявляется без сколь либо активного влияния самого субъекта. Импринтинг наглядно демонстрируют опыты на домашней птице, когда, например, утиное яйцо высиживает курица. Проклюнувшийся утенок в качестве матери воспринимает любой движущийся объект - курицу, хозяйку или даже передвигаемый с помощью веревочки ящик.

Такие же критические периоды имеются и у человека. Так, если в первый месяц постнатального развития мать не будет улыбаться над колыбелью своего ребенка, ласково с ним разговаривать, то в последующем у данного индивидуума такая форма внешнего проявления положительных эмоций, как улыбка, если и станет использоваться, то будет искусственной, подражательной.

1. ЯВЛЕНИЕ ИМПРИНТИНГА

Импринтинг (англ. imprint - оставлять след, запечатлевать, фиксировать) - запечатлевание в памяти детенышей окружающей действительности; процесс, в результате которого ключевой стимул или комплекс стимулов оказывается жестко фиксированным в аппаратах памяти. Импринтинг настроен на видовые, врожденные реакции. Био логическое значение импринтинга состоит в формировании у новорожденного животного долговременной связи с родителями, с особями своего вида, т.е. идентификации особью своей видовой принадлежности. Импринтинг обеспечивает также формирование видовых навыков в раннем онтогенезе.

У младенцев социальные наслоения еще не замутняют картину, поэтому их изучали больше и успешней, а у взрослых импринтинг тонет в массе других эффектов (что не означает его отсутствия). В пользу существования позднего импринтинга говорит, например, то, что с помощью определенных психотехник возможен реимпринтинг (Т. Лири), то есть перепрограммирование установок личности. Практика кодирования от алкоголизма, вероятно, из этого ряда явлений.

Импринтинг у человека - это не пожизненный капкан, но, чтобы высвободиться из него, требуется неимоверное усилие. Хотя, бывает, это само собой происходит со временем. Кроме того, как установили в последние годы, возможно целенаправленное редактирование памяти с использованием химпрепаратов. В отличие от натаскивания и отработки условных рефлексов, изученных на собаках Павлова, при импринтинге фиксация происходит с одного раза, без многократного стимулирования. Необходимое условие импринтинга - эмоция, пробирающая до глубины души, что, впрочем, характерно для всякого устойчивого следа в психике.

Всегда прочность запечатления связана с силой эмоций, а те в свою очередь зависят от готовности психики откликнуться на стимул и от его величины.

Работы австрийского этолога Конрада Лоренца помогли понять взаимодействие между этими двумя факторами в некоторых явлениях. В частности, К.Лоренц занимался изучением поведении гусят, вылупившихся в инкубаторе. Первым движущимся объектом, с которым встречались гусята в момент вылупления, была не их биологическая мать, а сам К. Лоренц. Произошло удивительное явление: эти гусята повсюду следовали за К. Лоренцом и вели себя так, как если бы он был их матерью.

Оказавшись в присутствии своей настоящей матери, они не обращали на нее никакого внимания и возвращались под защиту Лоренца. Проявление этой привязанности к человеку стало особенно необычным, когда, достигнув половой зрелости, эти гуси принялись искать брачных партнеров, сходных с человеком, не проявляя ни малейшего интереса к представителям собственного вида. Лоренц назвал эту глубокую привязанность к первому движущемуся объекту, который увидели гусята после вылупления из яйца - и мпри нтингом.

У обезьян, т.е. животных, у которых детеныши гораздо дольше зависят от родителей, импринтинг происходит намного позднее и жен сильнее. У ребенка человека социальные связи устанавливаются очень рано и носят более глубокий характер. Если индивид первые годы жизни находится в изоляции, то это приводит к отклонениям (иногда значительным) в его поведении.

Различают несколько разновидностей (форм) проявления импринтинга.

1. Запечатление образов и объектов: родителей, братьев, сестер, вида пищи и т.д.

2. Усвоение поведенческих актов (дети повторяют действия родителей). Это так называемое имитационное поведение, разновидностью этого импринтинга является половой импринтинг - половое поведение особей внутри своего вида. Но половое поведение у животных может быть направлено и на особь другого вида, с которой воспитывался детеныш. Например, половое поведение кота будет направлено не на кошку, а на собаку, если кот с момента рождения котенок воспитывался в семье собаки.

3. Реакция следования - «слепое» (автоматическое) следование новорожденного за родителями. Эта форма импринтинга наиболее демонстративна и хорошо изучена. Считают, что моторным эквивалентом реакции следования животных у ребенка является улыбка, постоянная смена мимики, появление комплекса оживления 2-м месяце жизни.

Рассматривая психику как совокупность процессов, импринты можно рассмотреть как постоянно поддерживаемые процессы (динамические структуры), то есть как созданные в течение жизни незавершенные процессы, стремящиеся к завершению и целостности. Или еще как части опыта (личности), желающие выразить свое позитивное намерение и предназначение по отношению ко всей системе. Не имея возможности завершиться и выразиться только лишь во внутренних процессах вследствие разнонаправленности, конфликтности и даже взаимоисключения импринтов между собой, они стремятся экстериоризироваться. Таким образом, человек пытается в отношениях с людьми смоделировать структуру взаимоотношений, присутствующую в актуальных для него запечетлеваниях.

Импринтинг является третьей формой деятельности организма, промежуточной между условным и безусловным рефлексами и имеющей черты того и другого. Например, реакция следования является врожденной, но для ее реализации нужны определенные условия и движущийся объект. В частности, реакция следования у ягненка изолированного в момент рождения от родителей, не развивается.

Явление импринтинга, тесным образом связанное с формированием субъективного опыта, оказывает сильное воздействие на формирование религиозных настроений, убеждений, верований и соответствующих им моделей поведения. Импринтинг занимает область соотношения естественных и социальных предпосылок, оказывающих влияние на формирование религиозного сознания индивидов. Импринты, по мнению исследователей, создают практически неизгладимые впечатления, которые выливаются в определённые образы, играющие ведущую роль в организации специфических поведенческих реакций.

Естественная сторона импринтинга проявляется в том, что он базируется, во-первых, на эмоциональной основе, во-вторых, на подражании поведенческим реакциям объекта, вызвавшего ситуацию импринта. Социальная сторона импринтинга заключается в потоке информации, поступающей из внешней (по отношению к организму человека) социальной среды. Таким образом, можно предположить, что импринтинг проявляется в тесном взаимовлиянии естественных закономерностей развития психики индивида и среды его жизнедеятельности.

Согласно Д. Майнарди, импринтинг - это «бессознательное формирование конкретного впечатления (т. е. образа или символа с прилагающейся эмоциональной нагрузкой, которая может быть довольно объёмной и сложной), которое оказывает решающее влияние на дальнейшие реакции личности, формирование её ценностей и приоритетов и, в конечном счете, на её поведение в целом». Следовательно, области психики, лежащие вне сознания индивида, также воздействуют на процесс формирования его субъективного опыта, а, значит, и накладывают отпечаток на формирование религиозных образов, представлений и убеждений. Иными словами, в процессе формирования религиозного сознания участвует не только сознательная сторона психики, но и бессознательное. Заметим, что активность бессознательного зависит от внешнего воздействия на биотику человека.

Исходя из того, что религиозное сознание формируется в течение длительных временных отрезков, можно предположить, что на него оказывает влияние не один, а несколько пережитых индивидом импринтов.

Причём своеобразие субъективного опыта индивида, полученное в результате смешения импринтов, будет влиять на специфику образов, представлений и убеждений, что неизбежно повлечёт наделение их специфическим характером, черты которого не совместимы с реальным, бытийным опытом человека.

Примеры проявления импринтинга можно встретить в жизни различных знаменитых религиозных деятелей. Так, согласно Библии, будущий апостол Павел по пути в Дамаск пережил встречу с Господом. Испытав сильнейшее эмоциональное потрясение, он полностью изменил свои представления о только что возникшей религии - христианстве, а в дальнейшем - и всю свою жизнь. Павел «…в трепете и ужасе сказал: Господи! Что повелишь мне делать? <…> Савл встал с земли и с открытыми глазами никого не видел; <…> и три дня он не видел, и не ел и не пил. <…> И стал проповедовать в синагогах об Иисусе, что Он есть Сын Божий».

Примером проявления импринтинга в буддийской традиции является кардинальное изменение убеждений царевича Сиддхартхи, который встал на путь духовного поиска в результате потрясения от неожиданно «пережитой» реальности жизни и смерти. Моменты особой значимости, влекущие радикальные изменения убеждений индивида, а в дальнейшем - протекания его жизни, проявляются на протяжении всего периода становления религиозного сознания. Безусловно, импринтинг во многом зависит от предпосылок естественного характера. Однако нельзя не согласиться с М. Томпсоном в том, что «как именно будет истолковано переживание, зависит от культуры, идей и языка, принятых в данное время и в данном месте».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Среди форм индивидуальных адаптации особое место занимают процессы на ранних этапах постнатального развития, связанные с установлением жизненно важных контактов в гнезде, в стаде или стае, в группе или семье, в окружении родителей.

Комплекс поведенческих адаптации новорожденного, которые обеспечивают первичную связь между ним и родителями и как бы замыкают цепь преобразований эмбрионального периода, позволяя реализовать новорожденному уже сформированные механизмы восприятия и реагирования, именуют импринтингом (запечатлеванием).

Импринтинг полней всего изучен на животных. Установлено, что еще до появления на свет их первые шаги запрограммированы в виде набора реакций на встречающие их условия. Эти исследования, наряду со многими ценными сведениями об инстинктах и устройстве мозга, помогли разгадать секрет пения канарейки, объяснить, как лосось, идя на нерест, отыскивает путь к давно покинутому месту рождения.

С импринтингом также связывают топографическое чувство у пчел и ос. Что касается человека, то им занимались меньше - уж очень ответственный материал в работе. (В порядке эксперимента не подсунешь какой-нибудь неодушевленный предмет вместо матери).

При всей скудости данных об импринтинге человека этот механизм настолько важен, что есть смысл попытаться обобщить все, что так или иначе с ним связано.

Известно, что люди подвержены импринтной уязвимости (сензитивности), как называют состояние психики, когда она открыта для запечатления - неизгладимого восприятия чего-либо. В эти неслучайные периоды жизни может произойти фиксация на неких образах, как положительных, так и отрицательных. Те обретают безусловное значение для человека и сохраняются на долгие годы, предопределяя установки, склонности, способы восприятия и т. п. Периоды особой впечатлительности относят в основном к младенческим и отчасти юношеским годам, но нечто подобное импринтингу происходит и позже, хотя и в менее выраженной форме.

импринтинг условный рефлекс эмоция

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аршавский И.А. Физиологические механизмы и закономерности. - М.: Академия, 2014. - 324 с.

2. Воронин Л.Г. Физиология высшей нервной деятельности. - М.: Высшая школа, 2013. - 409 с.

3. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. - М.: Учебная литература, 2012. - 430 с.

4. Россолимо Т.Е., Москвина-Тарханова И.А. Рыбалов Л.Б. Физиология высшей нервной деятельности. - М.: МОДЭК, 2014. - 238 с.

5. Моисеева Л.А. Краткий курс физиологии высшей нервной деятельности и центральной нервной системы. - М.: Социально-политическая МЫСЛЬ, 2015. - 200 с.

6. Хорн Г. Память, импринтинг и мозг. - М.: Мир, 2009. - 256 с.

7. Шульговский В.В. Физиология целенаправленного поведения млекопитающих. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2013. - 178 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Запечатление как важный характерный компонент раннего постнатального онтогенеза. История открытия импринтинга, его виды. Разновидности и практические примеры критического периода. Феномен реакции следования. Специфика запечатления в сфере размножения.

    реферат , добавлен 28.10.2011

    Понятие импринтинга и его объекты. Характерные особенности, отличающие его от других форм научения. Исследование механизмов запечатления в работах К. Лоренца. Подходы к феномену адаптации - процессу приспосабливания к изменяющимся условиям внешней среды.

    курсовая работа , добавлен 15.03.2015

    Физиологические механизмы проявления эмоций. Лимбическая система и эмоции. Экспериментальная биологически обратная связь висцеральных функций; теории эмоций. Роль миндалевидного тела в проявлениях эмоций. Положительные эмоции. Висцеральные функции.

    реферат , добавлен 24.10.2008

    Зависимость научения от созревания организма по характеру течения процесса. Значение созревания для научения. Возможности внешнего влияния на генотипически обусловленные процессы и структуры в организме. Научение человека по механизму импринтинга.

    реферат , добавлен 12.06.2013

    Специфика групповых социально-психологических явлений. Формы проявления. Психологические факторы, определяющие сплоченность группы. Психологическая совместимость и несовместимость. Закономерности формирования и функционирования групп и коллективов.

    реферат , добавлен 20.01.2009

    Характеристика тревожности у детей старшего дошкольного возраста: причины развития, формы и виды проявления, особенности протекания. Организация, этапы и методики исследования гендерных особенностей проявления тревожности у детей дошкольного возраста.

    дипломная работа , добавлен 24.12.2017

    Общая характеристика синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Формы проявления минимально-мозговой дисфункции. Психологические особенности памяти и внимания здоровых детей и детей с СДВГ в возрасте 6-7 лет. Нейробиологические основы СДВГ.

    дипломная работа , добавлен 31.08.2013

    Эмоции как отражение субъективного отношения человека к окружающему миру и самому себе. Основные формы и типы эмоций. Поглощение психики человека аффектом. Аффективные проявления положительных и отрицательных эмоций. Механизм стрессовой ситуации.

    реферат , добавлен 23.10.2013

    Эмоции и эмоциональные состояния. Позитивные и негативные эмоции. Физиология эмоций. Индивидуальные различия памяти. Виды и формы памяти. Механизмы памяти. Некоторые распространенные нарушения памяти. Принципы в механизме памяти.

    дипломная работа , добавлен 30.09.2004

    Теоретические подходы к изучению высших форм памяти человека, закономерности развития в детстве. Экспериментальное изучение развития высших форм памяти у дошкольников. Главные задачи методики "Изучение соотношения непроизвольной и произвольной памяти".