Закономерности изменчивости: модификационная изменчивость. Закономерности изменчивости: модификационная изменчивость Почему гены называют дискретными единицами

Изменчивость - это способность организмов приобретать отличия от других особей своего вида. Бывает трех видов - мутации, комбинации и модификации.


МУТАЦИОННАЯ ИЗМЕНЧИВОСТЬ - это изменения ДНК клетки (изменение строения и количества хромосом). Возникают под действием ультрафиолета, радиации (рентгеновских лучей) и т.п. Передаются по наследству, служат материалом для (мутационный процесс - одна из ).



КОМБИНАТИВНАЯ ИЗМЕНЧИВОСТЬ возникает при перекомбинации (перемешивании) генов отца и матери. Источники:
1) Кроссинговер при мейозе (гомологичные хромосомы тесно сближаются и меняются участками).
2) Независимое расхождение хромосом при мейозе.
3) Случайное слияние гамет при оплодотворении.


Пример: у цветка ночная красавица есть ген красного цвета лепестков А, и ген белого цвета а. Организм Аа имеет розовый цвет лепестков, этот признак возникает при сочетании (комбинации) красного и белого гена.


МОДИФИКАЦИОННАЯ ИЗМЕНЧИВОСТЬ возникает под действием окружающей среды. По наследству не передаётся, потому что при модификациях меняется только фенотип (признак), а генотип не меняется.


Примеры:
1) Можно разрезать корень одуванчика на 2 части и посадить их в разные условия; вырастут разные на вид растения, хотя генотип у них одинаковый.
2) Если человек будет находится на солнце, то он загорит; если будет заниматься физкультурой, то увеличит свои мышцы.
3) При хорошем содержании куры увеличивают яйценоскость, коровы дают больше молока.


Модификационная изменчивость не безгранична, например, белый человек никогда не сможет загореть до состояния негра. Границы, внутри которых могут происходить модификационные изменения, называются «норма реакции» , они заложены в генотипе и передаются по наследству.

1. Ниже приведен перечень характеристик изменчивости. Все они, кроме двух, используются для описания характеристик мутационной изменчивости. Найдите две характеристики, «выпадающие» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

2) поворот участка хромосомы на 180 градусов
3) уменьшение числа хромосом в кариотипе
4) изменения фенотипа в пределах нормы реакции признака
5) рекомбинация генов при кроссинговере

Ответ


2. Все приведённые ниже характеристики, кроме двух, используют для описания мутационной изменчивости. Определите две характеристики, «выпадающие» из общего списка, и запишите в цифры, под которыми они указаны.
1) образуется под воздействием рентгеновских лучей
2) обладает направленной модификацией
3) изменяется в пределах нормы реакции
4) формируется в результате нарушения мейоза
5) возникает внезапно у отдельных особей

Ответ


3. Все приведенные ниже характеристики, кроме двух, используются для описания мутационной изменчивости. Найдите две характеристики, «выпадающие» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) зависит от действия радиации
2) может проявиться при потере нескольких нуклеотидов
3) характеризуется появлением добавочной хромосомы
4) зависит от широты нормы реакции признака
5) определяется сочетанием гамет при оплодотворении

Ответ


4. Все приведённые ниже процессы, кроме двух, характерны для мутационной изменчивости. Найдите два процесса, «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) изменение признака в пределах нормы реакции
2) наследование аутосом
3) изменение числа хромосом в клетке
4) потеря участка хромосомы
5) полиплоидия

Ответ


5. Все приведённые ниже характеристики, кроме двух, используют для описания мутационной изменчивости. Найдите две характеристики, «выпадающие» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) случайное сочетание негомологичных хромосом в мейозе
2) перенос участка хромосомы на негомологичную хромосому
3) уменьшение числа хромосом в кариотипе
4) изменения последовательности нуклеотидов в структуре ДНК
5) рекомбинация генов при кроссинговере

Ответ


6ф. Все приведённые ниже характеристики, кроме двух, используют для описания мутационной изменчивости. Определите две характеристики, «выпадающие» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) увеличение числа хромосом в клетке
2) независимое расхождение хромосом в мейозе
3) конъюгация и кроссинговер при редукционном делении
4) потеря участка хромосомы
5) изменение последовательности триплетов в нуклеиновой кислоте

Ответ


Выберите три варианта. Мутации ведут к изменению
1) первичной структуры белка
2) этапов оплодотворения
3) генофонда популяции
4) нормы реакции признака
5) последовательности фаз митоза
6) полового состава популяции

Ответ


Выберите один, наиболее правильный вариант. Приспособительное изменение того или иного признака в определенных генетических пределах называют
1) нормой реакции
2) соотносительной изменчивостью
3) мутацией
4) комбинативной изменчивостью

Ответ


Выберите один, наиболее правильный вариант. Норма реакции признака
1) передается по наследству
2) зависит от окружающей среды
3) формируется в онтогенезе
4) зависит от количества хромосом

Ответ


1. Установите соответствие между признаком и видом изменчивости, в результате которой он возникает: 1) комбинативная, 2) модификационная
А) появление зеленой окраски тела у эвглены на свету
Б) сочетание генов родителей
В) потемнение кожи у человека при воздействии ультрафиолетовых лучей
Г) накопление подкожного жира у медведей при избыточном питании
Д) рождение в семье детей с карими и голубыми глазами в соотношении 1:1
Е) появление у здоровых родителей детей, больных гемофилией

Ответ


2. Установите соответствие между примерами и формами изменчивости: 1) комбинативная, 2) модификационная. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) изменение окраски шерсти у зайца-беляка в зависимости от температуры
Б) разница в весе у бычков одного отёла, содержащихся в разных условиях
В) появление морщинистых семян у гороха при скрещивании растений с гладкими семенами
Г) наличие листьев разной длины на одном растении
Д) рождение у здоровых родителей ребёнка-дальтоника

Ответ


Установите соответствие между характеристикой и видом изменчивости: 1) мутационная, 2) комбинативная
А) возникает при воздействии радиации
Б) формируется при слиянии гамет
В) обусловлена независимым расхождением пар хромосом
Г) обусловлена обменом генами между гомологичными хромосомами
Д) связана с увеличением числа хромосом в кариотипе

Ответ


1. Ниже приведен перечень характеристик изменчивости. Все они, кроме двух, используются для описания характеристик комбинативной изменчивости. Найдите две характеристики, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) возникновение при действии радиации
2) случайное сочетание негомологичных хромосом в мейозе
3) случайное сочетание гамет при оплодотворении

5) изменение последовательности нуклеотидов в иРНК

Ответ


2. Приведенные ниже характеристики, кроме двух, используются для описания причин комбинативной изменчивости. Определите эти две характеристики, «выпадающие» из общего списка, запишите цифры, под которыми они указаны.
1) случайная встреча гамет при оплодотворении
2) спирализация хромосом
3) репликация ДНК в интерфазе
4) рекомбинация генов при кроссинговере
5) независимое расхождение хромосом в мейозе

Ответ


3. Все приведённые ниже характеристики, кроме двух, используют для описания комбинативной изменчивости. Найдите две характеристики, «выпадающие» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) случайное сочетание негомологичных хромосом в гамете
2) изменение последовательности нуклеотидов в ДНК
3) случайная встреча гамет при оплодотворении
4) рекомбинация генов при кроссинговере
5) адекватность фенотипических изменений условиям среды

Ответ


4. Все приведённые ниже характеристики, кроме двух, используют для описания комбинативной изменчивости. Определите две характеристики, «выпадающие» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) сочетание генов при образовании гамет
2) формирование генотипа при оплодотворении
3) появление у потомства сочетаний признаков, отсутствующих у родителей
4) изменение ДНК в митохондриях яйцеклетки
5) выпадение аминокислоты и изменение структуры белка

Ответ


5. Все приведённые ниже примеры, кроме двух, характеризуют комбинативную изменчивость. Определите два примера, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) сочетание у потомства признаков обоих родителей
2) появление у здоровых родителей ребёнка, больного гемофилией
3) появление зелёной окраски тела у эвглены на свету
4) рождение голубоглазого ребёнка у кареглазых родителей
5) потемнение кожи у человека при воздействии ультрафиолетовых лучей

Ответ


1. Проанализируйте таблицу. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка.
1. соматическая
2. ненаследственная
3. рождение потомков с новым фенотипом в результате рекомбинации генов вследствие кроссинговера
4. разная масса тела бычков одного приплода
5. мутационная
6. наследственная

Ответ



2. Проанализируйте таблицу. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка.
1) соматическая
2) наследственная
3) рождение особи с редуцированными крыльями у родительских организмов дрозофилы
4) разные формы листовой пластинки у стрелолиста
5) мутационная
6) ненаследственная

Ответ



3. Проанализируйте таблицу. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка.
1) модификационная
2) генная
3) изменение окраски шерсти у зайца-беляка в зависимости от времени года
4) наследственная
5) комбинативная
6) хромосомная
7) рождение бескрылой особи дрозофилы у крылатых родительских организмов
8) ненаследственная

Ответ



Проанализируйте таблицу «Виды изменчивости». Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующее понятие или соответствующий пример из предложенного списка.
1) только генотипа
2) генотипа и фенотипа
3) мутационная
4) ненаследственная
5) фенотипическая
6) появление цветка с пятью лепестками у сирени
7) появление густого подшёрстка у лисицы зимой
8) рождение ребёнка с синдромом Дауна

Ответ


Выберите один, наиболее правильный вариант. Причиной комбинативной изменчивости может быть
1) изменение генов при репликации ДНК
2) хромосомная мутация
3) матричный синтез ДНК
4) случайная встреча гамет при оплодотворении

Ответ


Выберите один, наиболее правильный вариант. Изменение яйценоскости кур в определенных пределах, зависящих от условий содержания, рациона кормления, – это проявление
1) мутационной изменчивости
2) адаптации
3) нормы реакции признака
4) саморегуляции

Ответ


Выберите два верных утверждения и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Форма наследственной изменчивости, обусловленная случайным сочетанием гамет, называется - комбинативная изменчивость.
2) Фенотипическая изменчивость связана с изменениями генотипа.
3) Наследственная изменчивость связана с изменениями генотипа.
4) Модификация – это спонтанно возникающее естественное или искусственно вызванное изменение генетического материала.

Ответ


Установите соответствие между признаками организмов и диапазонами их нормы реакции: 1) узкая норма реакции, 2) широкая норма реакции. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) масса тела крупного рогатого скота
Б) размер глазного яблока у человека
В) количество позвонков в шейном отделе позвоночника млекопитающих
Г) густота шерсти млекопитающих
Д) размер и форма цветка растений
Е) яйценоскость кур

Ответ


Установите соответствие между примерами и видами изменчивости: 1) комбинативная, 2) модификационная, 3) мутационная. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.
А) рождение праворукого ребенка у леворуких родителей
Б) изменение окраски шерсти у горностаевого кролика
В) образование зеленых гладких и желтых морщинистых семян у гороха
Г) рождение голубоглазого ребенка у кареглазых родителей
Д) рождение гладкошерстного потомства у морских свинок с мохнатой шерстью
Е) появление цветка с пятью лепестками у сирени

Ответ

© Д.В.Поздняков, 2009-2019

Наименование учреждения ГУ «Средняя общеобразовательная школа №34 инновационного типа города Павлодара»

ФИО Москаленко Евгения Николаевна

Должность учитель биологии

Стаж работы 8 лет

Предмет биология

Тема Модификационная и наследственная изменчивость

Класс 9 класс

Тема урока: Модификационная и наследственная изменчивость

Цель : создать условия для формирования информационной, коммуникативной компетенции через освоение полученных знаний о понятии изменчивости и ее типах, развития умений различать типы изменчивости на примерах, что будет способствовать воспитанию бережного отношения к природе.

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование : раздаточный материал, ИКТ

Технология : Педагогическая мастерская

Ход мастерской:

Индуктор

Цель: включение всех каналов восприятия

Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на уроке. Давайте посмотрим не большой ролик, который поднимет всем нам настроение.

Просмотр ролика «Я всё смогу!» (ссылка на видео-ролик https://www.youtube.com/watch?v=lh5ysRuMJgs )

Я уверенна, что и у вас всё сегодня получится на нашем уроке!

Приглашение к осмыслению

Цель: соприкосновение с проблемой

Выход на тему: Обратите внимание на доску (Слайд 1 ), решив ребус, вы узнаете тему нашего урока. (Учащиеся разгадывают ребус, в котором зашифровано слово «изменчивость») . Итак, тема нашего урока: Модификационная и наследственная изменчивость (Слайд 2 ).

Горячий стул: Как вы думаете, что такое изменчивость? Что мы должны изучить на уроке? Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово изменчивость?

Сбор информации

Цель: поиск единомышленников через определение истины.

Сегодня вы будете работать в группах. Каждая группа будет выполнять свою часть задания. У вас на столах лежат задания для групп, выполнив которые вы узнаете о типах изменчивости. (Приложение 1).

1 группа.

2 группа

3 группа

Прочитав информацию учебника на странице 135 (наследственная изменчивость), помогите садоводу, объясните, почему появились розовые цветки.

4 группа

(После выполнения работы учащиеся презентуют свои ответы, рассказывая о понятии «изменчивость» и типах изменчивости).

Созидание

Цель: взгляд на старое знание, создание нового продукта.

Мы узнали, что такое изменчивость. Рассмотрели её типы. Давайте смоделируем типы изменчивости на примерах. У каждой группы на столах лежат задания и всё необходимое для его выполнения. (Приложение 2).

1 группа

На отдельных листах А-4, у вас изображены растения одного вида, выросшие в разных условиях (освещенность, полив, температура). Определите эти условия. Какой тип изменчивости иллюстрирует данный пример?

2 группа

Смоделируйте ситуацию: трех цыплят породы Кохинхин (мясная порода кур) поместили в разные условия (обильный корм с витаминами и минеральными добавками, умеренный корм, скудный корм). Какие куры вырастут из цыплят в этих условиях? Назовите тип изменчивости.

3 группа

Смоделируйте ситуацию: в местообитании мушки дрозофилы проводились испытания ядерного оружия. Представьте, какое может появиться потомство у данных мушек. Какой тип изменчивости иллюстрирует данный пример?

4 группа

На листе А-4 смоделируйте появления потомства от скрещивания кота и кошки. Какой тип изменчивости иллюстрирует данный пример?

Социализация

Цель: предъявление аудитории собственных творческих идей.

Группы презентуют свои модели. Объясняя, к какому типу изменчивости относится тот или иной пример.

Рефлексия

Цель: получение обратной связи.

Выполните небольшой тест по теме урока (Приложение 2)

После выполнения теста, обменяйтесь тетрадями с соседом по парте, проверьте тест используя ключ, выставьте оценку. Ключ представлен на слайде (Слайд 3 )

На доске вы видите букву Я, окруженную глаголами узнал, усвоил, заинтересовался. (Приложение 4). На стикерах лежащих у вас на столах напишите то, что вы сегодня узнали на уроке, какую информацию усвоили и что вас заинтересовало.

Домашнее задание (Слайд 4)

Работа по § 27:

В виде схемы показать типы изменчивости и причины их возникновения

Выписать основные понятия

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ГРУППА 1.

Сказка «Планета Близнецы»

Однажды, пролетая по просторам безграничного космоса, группа космонавтов высадилась на необычной планете. Она была точь-в-точь как наша родная планета Земля. Такая же зеленая и как нестранно такая же обитаемая. Только всё и все на планете были одинаковые. Одно растение не отличалось от другого ни на миллиметр, одинакового роста, одинаковые листья, одинаковые цветы, которые опыляли одинаковые пчёлы. На поле с одинаковыми травами одного вида, пасутся одинаковые животные. Никакого разнообразия.

ЗАДАНИЕ:

Прочитайте сказку «Планета Близнецы».

Ответьте на вопросы: Почему на планете «Близнецы» все были одинаковые? Какое свойство отсутствовало на этой планете? Представьте в виде вариационной кривой показатели роста растений с планеты «Близнецы».

Ответить на вопросы вам поможет информация учебника со страницы 134 (пункт изменчивость).

ГРУППА 2.

История трех подруг

Три подруги, соседки по даче, посадили весной огурцы. Семена были очень хорошего сорта с одной пачки, которую приобрела одна из подруг. Пришла пора сажать рассаду. Одна из соседок посадила огурцы на центральной грядке, хорошо освященной. Вторая для рассады выбрала грядку около раскидистой яблони. Ну, а третья подруга высадила рассаду вначале в парник, затем на грядку с черноземом. Прошло лето. Когда пришла пора собирать урожай, оказалось, что у всех трех подруг урожай оказался разным (количество огурцов, размеры плодов).

ЗАДАНИЕ:

Прочитайте историю о трех подругах.

Прочитав информацию в учебнике на странице 134 (пункт модификационная изменчивость), ответьте на вопросы: Почему у подруг оказался разный урожай? Примером, какой изменчивости служит данная разница в урожае?

ГРУППА 3.

История садовода-любителя

Садовод-любитель у себя в саду посадил два растения ночной красавицы с красными и белыми цветами. Растения цвели, радуя глаз хозяина и прохожих. Садовод, восхищенный красотой цветков, решил собрать семена и посеял их на следующий год, и какого было его удивления, когда в его саду зацвели не белые и не красные, а непонятно, откуда взявшиеся розовые. Садовод спрашивал у всех почему так произошло. Но никто не смог ему объяснить.

ЗАДАНИЕ:

Прочитайте историю садовода-любителя

Прочитав информацию учебника на странице 135 (пункт наследственная изменчивость), объясните, почему появились розовые цветки.

ГРУППА 4.

Водохранилище Былкылдак

В пригороде Павлодара возле бывшего Тракторного завода есть водохранилище «Былкылдак». На котором, по словам рыбаков, встречаются караси с двумя головами. Многие считают это выдумками рыбаков.

ЗАДАНИЕ:

Прочитайте информацию о водохранилище «Былкылдак»

Прочитав информацию на странице 135 в учебнике (пункт мутации), ответьте на вопросы: Правду ли говорят рыбаки? При ответе учитывайте тот факт, что в почве возле водохранилища обнаружено большое количество ртути.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2




Р




Условия: Обильный корм с витаминами и минеральными добавками

Условия: Умеренный корм

Условия: Скудный корм

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Тест по теме «Изменчивость»

1 вариант

Различия в толщине столбчатой ткани листьев сирени, растущих в условиях избытка и недостатка света - это результат изменчивости…

Мутационной

Комбинативной

Модификационной

Наследственной

Пределы модификационной изменчивости называют…

Нормой реакции

Реакцией среды

Нормой выживания

Экологическим
оптимумом.

В процессе

Мутационная

Комбинативная

Модификационная

Онтогенетическая

Ка к называется модификационная изменчивость:

Наследственная

Комбинативная

Индивидуальная

Ненаследственная.

Характерной особенностью модификационной изменчивости является то, что она:

  1. Возникает случайно и наследуется

    Образует ряды изменчивости признака, не наследуется, ею можно управлять

    Не зависит от условий среды

    Индивидуальна.

Тест по теме «Изменчивость»

2 вариант

Случайная встреча гамет при оплодотворении обуславливает изменчивость…

Модификационную

Мутационную

Онтогенетическую

Комбинативную

Чем характерны признаки при модификационной изменчивости?

  1. Могут быть полезными и вредными

    Зависят от окружающей среды

    Являются доминантными и рецессивными

    Возникают внезапно.

Появление, какого признака нельзя отнести к модификационной изменчивости?

  1. Масса семян фасоли

    Окраска белой вороны (альбиноса)

    Рост учащихся одного класса

    Размер диаметра клубней картофеля.

Ка к называется комбинативная изменчивость:

Наследственная

Модификационная

Индивидуальная

Ненаследственная.

В процессе
кроссинговера происходит изменчивость…

Мутационная

Комбинативная

Модификационная

Онтогенетическая

ПРИЛОЖЕНИЕ 4


УЗНАЛ

УСВОИЛ

ЗАИНТЕРЕСОВАЛСЯ

Задание 1. Выберите правильный ответ из предложенных.

1. Впервые мутагенный эффект рентгеновского излучения был открыт:

  • а) Морганом;
  • б) Бриджесом;
  • в) Меллером;
  • г) Криком

2. Какое из перечисленных веществ не является мутагеном:

  • а) ДНК;
  • б) аскорбиновая кислота;
  • в) колхицин;
  • г) азотная кислота

3. При возникновении прямой мутации иногда впоследствии наблюдается возврат к исходному состоянию. Это явление называется:

  • а) репарация;
  • б) редукция;
  • в) реверсия;
  • г) рестрикция

4. К разряду генных мутаций относятся:

  • а) синдром Дауна;
  • б) синдром Клайнфельтера;
  • в) синдром кошачьего крика;
  • г) синдром Морфана

5. Мутация, приводящая к синтезу измененного белка, называется:

  • а) nonsence-мутация;
  • б) missence-мутация;
  • в) samesence-мутация;
  • г) транзиция

6. Поворот участка хромосомы на 180° называется:

  • а) инсерция;
  • б) инверсия;
  • в) трансверсия;
  • г) транзиция

7. Межхромосомная перестройка носит название:

  • а) трансформация;
  • б) транспозиция;
  • в) транслокация;
  • г) трансдукция

8. Кратное увеличение одного и того же набора хромосом носит название:

  1. а) эуплоидия;
  2. б) анеуплоидия;
  3. в) автополиплоидия;
  4. г) аллополиплоидия

9. Особи, образующиеся в результате удвоения набора хромосом у межвидовых гибридов, называются:

  • а) полиплоиды;
  • б) амфидиплоиды;
  • в) триплоиды;
  • г) тетраплоиды

10. Организм с одной лишней хромосомой в наборе носит название:

  • а) моносомик;
  • б) трисомик;
  • в) нуллисомик;
  • г) дисомик

Задание 2. Заполните пропуски в предложенных утверждениях.

1. Для эволюции бoльшее значение имеют... мутации.

2. В основе мутаций лежат... структуры ДНК или хромосом.

3. Мутации являются... для естественного отбора.

4. Большинство спонтанных мутаций являются... и... .

5. Болезнь фенилкетонурия является результатом... мутации.

6. Генетический эффект от утраты части хромосомы зависит от размера... участка.

7. Чем выше уровень организации организма, тем... эффект делеций.

8. Инверсии нарушают порядок расположения... в хромосоме.

9. Инверсии часто называют... перекреста.

10. Дупликации приводят к... признака, контролируемого дуплицированным геном.

11. Мутация в дуплицированном гене может привести к появлению нового... .

12. Транслокация — это обмен участками между... хромосомами.

13. У некоторых организмов транслокации являются эффективным фактором... .

14. С инверсиями и транслокациями связан эффект... генов.

15. Модификациями называют... изменения признаков.

16. Модификационная изменчивость, как правило, носит... характер.

17. Модификации, имитирующие мутации, называются... .

18. Норма реакции — это... модификационной изменчивости.

Задание 3. Укажите, какие из предложенных утверждений правильные.

1. Мутировать могут только гены дикого типа.

2. Альбинизм относится к разряду биохимических мутаций.

3. Рентгеновские лучи обладают универсальным мутагенным эффектом.

4. Генные мутации не могут вызывать серьезных нарушений в развитии организма.

5. Не всякое изменение в структуре гена обязательно проявляется на уровне фенотипа.

6. Потеря хромосомы всегда приводит к гибели особи.

7. Хромосомные перестройки могут быть механизмом видообразования.

8. Соматические мутации не имеют эволюционного значения.

9. Модификационная изменчивость названа Ч. Дарвином неопределенной.

10. Норма реакции зависит от внешних условий.

11. Воздействие одного и того же модифицирующего фактора вызывает одинаковую реакцию у всех организмов.

12. Модификационные изменения не наследуются.

13. Модификации могут приводить к появлению нового признака.

14. Адаптивные модификации называются морфозами.

Контрольные вопросы

1. Кто впервые ввел термин “мутация”?

2. Каковы основные особенности мутационной изменчивости?

3. В чем различие между спонтанным и индуцированным мутагенезом?

4. Какова частота спонтанного мутирования эукариотических генов?

5. На какие типы делят мутации по характеру изменений на генотипическом уровне?

6. В чем разница между соматическими и генеративными мутациями?

7. Каковы молекулярные механизмы генных, в том числе точковых мутаций?

8. Как называется потеря концевого участка хромосомы?

9. От чего зависит генетический эффект делеции?

10. Каковы механизмы дупликаций?

11. Какова роль дупликаций в эволюции?

12. Почему внутри инверсий часто не идет кроссинговер?

13. Каков генетический эффект инверсий?

14. Что такое транслокация?

15. В чем разница между авто- и аллополиплоидами?

16. Почему транслокации служат механизмом видообразования?

МКОУ «Новокаякентская СОШ»

с. Новокаякент

Каякентский район Республика Дагестан

(для учащихся 10 классов)

МКОУ «Новокаякентская СОШ»

Умалатова Равганият Бийбулатовна

с.Новокаякент

Пояснительная записка

Данный дидактический материал «Фенотипическая изменчивость» рекомендуется для учащихся 10 класса. Материал включает карточки, на которые учащиеся дают письменный ответ. Карточки рекомендуются для проверки знаний, учащихся о фенотипической изменчивости.

Задачи: проверка знаний учащихся о фенотипической изменчивости.

Оборудование : карточки с заданиями.

Деятельность учащихся : написание учащимися ответов на карточки.

Деятельность учителя : обеспечение учащихся листками и карточками. Проверка и анализ ответов на карточки.

Дидактический материал по теме:

«Фенотипическая изменчивость»

Карточка № 1

1.Вставьте в текст пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запищите в текст цифры, выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) запищите в таблицу.

Фенотипическая изменчивость - изменения в организме, связанные с изменением … (А) вследствие влияния окружающей среды и носящие в большинстве случаев адаптивный характер. … (Б) - пределы изменчивости признака в зависимости от условий среды. Фенотипическая изменчивость имеет … (В) характер. Модификационная изменчивость способствует выживанию особей, повышает жизнеспособность, приводит к образованию … (Г).

1) норма реакции

2) фенотип

3) модификации

Ответ:

2. 1. Выберите один, наиболее правильный вариант. Норма реакции признака

1) передается по наследству

3) формируется в онтогенезе

2.2. Выберите один, наиболее правильный вариант. Изменение яйценоскости кур в определенных пределах, зависящих от условий содержания, рациона кормления, – это проявление

1) мутационной изменчивости

2) адаптации

3) нормы реакции признака

4) саморегуляции

2.3. Установите соответствие между признаком и видом изменчивости, в результате которой он возникает: 1) комбинативная, 2) модификационная

А) появление зеленой окраски тела у эвглены на свету

Б) сочетание генов родителей

В) потемнение кожи у человека при воздействии ультрафиолетовых лучей

Г) накопление подкожного жира у медведей при избыточном питании

Д) рождение в семье детей с карими и голубыми глазами в соотношении 1:1

Е) появление у здоровых родителей детей, больных гемофилией

Ответ:

3. Почему ненаследственную изменчивость называют групповой или определенной?

Карточка № 2

1.1. Какая изменчивость проявится у черенков смородины, взятых с одного куста и выращенных в разных условиях?

1) модификационная

2) комбинативная

3) генетическая

4) мутационная

1.2. Норма реакции признака

1) передаётся по наследству

2) зависит от окружающей среды

3) формируется в онтогенезе

4) зависит от количества хромосом

1.3. В основе повышения урожайности культурных растений за счет внесения удобрений, рыхления почвы лежит изменчивость

1) модификационная

2) мутационная

3) соотносительная

4) комбинативная

1.4. Изменчивость, связанную с изменением только фенотипа, называют

1) модификационной

2) комбинативной

3) мутационной

4) наследственной

1.5. Примером модификационной изменчивости может служить

1) повышение удойности коров при хорошем уходе за ними

2) населенность островов птицами с крыльями разной длины

3) разная сте­пень пятнистости у рыси

4) разный цвет глаз у людей

1.6. Модификации - это изменения

1) числа хромосом в клетках

2) генотипа особи

3) фенотипа особи

4) нормы реакции

2. Почему фенотипическая изменчивость не передается по наследству?

3. Чем широкая норма реакции отличается от узкой нормы реакции? Приведите примеры.

Карточка № 3

1. Охарактеризуйте особенности модификационной изменчивости.

2. Что такое норма реакции? Приведите примеры собственных наблюдений за проявлением модификационной изменчивости растений и животных?

3. Дайте сравнительную характеристику наследственной и ненаследственной изменчивости.

Источники информации:

1.Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология: учебник для 10-11 кл. М.: Дрофа, 2006.

3.Виды изменчивости. http://www.bio-faq.ru/zubr/zubr012.html

(дата обращения: 4.02.2018)

4.«РЕШУ ЕГЭ: ЕГЭ- 2018: задания, ответы, решения. Обучающая система Дмитрия Гущина. https://bio-ege.sdamgia.ru/test?theme=73 (дата обращения: 4.02.2018)

1. Почему гены называют дискретными единицами?

Это определение следует из самого понятия гена. Ген дискретен, то есть состоит из одельных частиц.

2. Универсальны ли законы Г. Менделя и применимы ли они к человеку?

Да. Законы Менделя универсальны и применены ко всем живым организмам.

3. Постарайтесь доказать, что каждый наследственный признак эукариотического организма определяется парой аллельных генов.

Развитие генетики как науки связано с именем Грегора Менделя. В опы-тах на горохе он вскрыл важнейшие закономерности наследования признаков организмов. Позже было доказано, что признаки определяются дискретными единицами — генами, передающимися потомству с половыми клетками роди-телей в процессе размножения. Поэтому каждый наследственный признак всегда определяется парой генов. Совокупность генов у организма — это гено-тип: он выражает задатки и определяет возможности развития признаков — фенотип.

4. Генотип какого организма - гетерозиготного или гомозиготного - можно определить по фенотипическим признакам?

Да оба генотипа можно определить. Если в потомстве происходит расщепление по фенотипу, то организм гетерозиготный, а если расщепления нет, то гомозиготный.

5. Что такое "чистота гамет"? Могут ли полноценные гаметы содержать гены гибридных организмов?

Закон чистоты гамет: в каждую гамету попадает только одна аллель из пары аллелей данного гена родительской особи. При гаметогенезе в организме гибрида в гаметы поступает по одной хромосоме из каждой пары гомологичных хромосом, и, следовательно, по одному гену из каждой пары генов.

6. Какие хромосомы обуславливают развитие половых признаков у млекопитающих?

Развитие половых признаков обусловлено дифференцировкой гонад.

7. Почему мутации не всегда влекут за собой изменение фенотипа? Какое это имеет значение для выживания вида?

Могут быть полезнми. например выживаемость по отношению химикатов к насекомым вредителям. онимогут внешне не изменится но повысить стойкость к ядам.

8. Какой вид изменчивости может служить основой для эволюционных изменений и селекционной работы?

Комбинативная изменчивость.

9. Какое практическое значение имеют знания о нормах реакции разных организмов?

Знание про нормы реакции имеет большое значение для практики сельского хозяйства. Модификационная изменчивость многих признаков растений, животных и человека подчиняется общим закономерностям. Эти закономерности скажутся на основании анализа проявления признака у группы особей Например, если взять 100 колосков пшеницы (n) и подсчитать число колосков в колосе, то оно будет от 14 до 20 - это численное значение варинт (v)