Цвет и его воздействие. Основные принципы создания флористической композиции 5 правил композиции в флористике

Закон пропорций применяется в дизайне и флористике для создания гармоничных букетов, композиций. Эти работы построены на принципах золотого сечения и чисел Фибоначчи, которые уравновешивают различные элементы в целой работе.

Во флористике применяют чаще всего соотношение 2:3, 3:5:8. Это означает, что, например, при размещении цветов в вазе на высоту вазы должно приходиться три части, на высоту цветов над вазой - пять частей и высота всей композиции составит восемь частей. Примерно так же должны соотноситься части в букете, который держат в руках.

При создании композиции в плоской вазе используют те же соотношения отдельных частей, но вместо высоты берут обычно диаметр вазы.

Обязательно учитывать его на 1-м этапе, при построении всех работ, делее - это правило будет «срабатывать» автоматически. Опытные мастера на глаз могут находить правильные соотношения частей. Начинающим же полезно потренироваться, используя вазы и другие емкости различной высоты и формы.

Пропорции в работах:

1) По высоте.

Измеряем высоту вазы, определяем, сколько частей она будет составлять (1, 2, 3), вычисляем высоту (3 части, 5 частей или 8) будущей композиции через пропорции, отмечаем высоту подручным материалом. При создании букета обычно пропорции строятся относительно места связки, вверх идет 5 частей, вниз 3 части.

При ниспадающих композициях на подставках учитывается его высота, высота вазы.

2) По длине.

Измеряется длина вазы, или диаметр, и пропорционально вычисляется ширина будущей работы.

3) По высоте и длине.

Работа имеет горизонтальное направление, хотя за основу в расчетах берется высота вазы.

Это соотношение часто называется закон рычага, т.е. чем длиннее отрезок, тем зрительно массивнее должен быть центр тяжести. Главное - соблюдать оптический баланс, чтобы работа не "запрокидывалась". На иллюстрации - высота вазы 1 часть, длина работы -5 частей.

4) В распределении материала в работе (масса материала). Чаще всего наблюдается в постановке так называемой асимметричной группы, где главная композиция составляет 8 частей, рядом расположенная 3 части, и дальняя - 5 частей. Соблюдаем в букетах, группируя цветы и листья, в коллажах, в композициях, в венках...

Нашел соотношение цифр математик Леонардо Пизанский (или Фибоначчи) .


Закон пропорций применяется в дизайне и флористике для создания гармоничных букетов, композиций. Эти работы построены на принципах золотого сечения и чисел Фибоначчи, которые уравновешивают различные элементы в целой работе.
Во флористике применяют чаще всего соотношение 2:3, 3:5:8. Это означает, что, например, при размещении цветов в вазе на высоту вазы должно приходиться три части, на высоту цветов над вазой — пять частей и высота всей композиции составит восемь частей. Примерно так же должны соотноситься части в букете, который держат в руках.
При создании композиции в плоской вазе используют те же соотношения отдельных частей, но вместо высоты берут обычно диаметр вазы.
Обязательно учитывать его на 1-м этапе, при построении всех работ, делее — это правило будет «срабатывать» автоматически. Опытные мастера на глаз могут находить правильные соотношения частей. Начинающим же полезно потренироваться, используя вазы и другие емкости различной высоты и формы.

Пропорции в работах:

1) По высоте.

Измеряем высоту вазы, определяем, сколько частей она будет составлять (1, 2, 3), вычисляем высоту (3 части, 5 частей или 8) будущей композиции через пропорции, отмечаем высоту подручным материалом. При создании букета обычно пропорции строятся относительно места связки, вверх идет 5 частей, вниз 3 части.

При ниспадающих композициях на подставках учитывается его высота, высота вазы.

2) По длине.

Измеряется длина вазы, или диаметр, и пропорционально вычисляется ширина будущей работы.

3) По высоте и длине.
Работа имеет горизонтальное направление, хотя за основу в расчетах берется высота вазы.
Это соотношение часто называется закон рычага , т.е. чем длиннее отрезок, тем зрительно массивнее должен быть центр тяжести. Главное - соблюдать оптический баланс, чтобы работа не "запрокидывалась". На иллюстрации - высота вазы 1 часть, длина работы -5 частей.

4) В распределении материала в работе (масса материала). Чаще всего наблюдается в постановке так называемой асимметричной группы, где главная композиция составляет 8 частей, рядом расположенная 3 части, и дальняя - 5 частей. Соблюдаем в букетах, группируя цветы и листья, в коллажах, в композициях, в венках...

Пропорциональность - соразмерность элементов, согласованная система частей и целого, придающая предмету гармоничную завершенность.

В искусстве с древних времен основой пропорциональных соотношений считается так называемое золотое сечение. Под ним понимают деление линии на две неравные части, при котором меньшая часть так относится к большей части, как большая к целому. Это соотношение наиболее гармонично. Математически его можно обозначить как a:b=b:c. В цифрах его выражают так: 2:3=3:5; 3:5=5:8; 5:8=8:13.
В цветочной аранжировке применяют чаще всего соотношение 3:5=5:8. Это означает, что, например, при размещении цветов в вазе на высоту вазы должно приходиться три части, на высоту цветов над вазой - пять частей и высота всей композиции составит восемь частей. Примерно так же должны соотноситься части в букете, который держат в руках. При создании композиции в плоской вазе используют те же соотношения отдельных частей, но вместо высоты берут обычно диаметр вазы.

Соблюдать правильные пропорции необходимо и при составлении цветочных корзин, композиций в различных контейнерах из горшечных растений и даже бутоньерок. Правильное соотношение отдельных частей и целого, цветов и аранжировочной зелени придает всей работе гармоничную завершенность. Это один из основных секретов успеха.
Опытные мастера на глаз могут находить правильные соотношения частей. Начинающим же полезно потренироваться, используя вазы и другие емкости различной высоты и формы.

Сегодня я хочу расказать об основах флористики , основы которые применимы к любой флористической композиции составленной своими руками, будь она из живых , сухих , искусственных цветов , или вообще не из цветов, а из фруктов или конфет. Существует несколько основных принципов флористики композиции:

1. Замысел, конструкция - основной план аран­жировки, на основе которого она создается. Кон­струкция имеет три параметра: высоту, ширину и глубину. Мастер цветочной аранжировки вначале мысленно ее представляет в готовом виде и только после этого приступает к работе.

2. Пропорция - это соотношение раз­мера растений и сосуда, пропорция между цвета­ми, листьями, вазой, соотношение размера гото­вой композиции и помещения, витрины, где она будет стоять. Соблюдение пропорций означает, что в целом композиция производит приятное впечатление- композиция выглядит соразмерной. Несоразмерной может быть композиция в любом стиле, если нет соотношения между размером сосуда и высотой растений. Для соблюдения пропорции в создании композиций исходят из классической формулы «золотого сечения». При вертикальном положении букета, если всю высоту разделить на 8 частей, то из них 5 долж­ны приходиться на цветы, а 3 на вазу. Или размер самого высокого цветка должен быть равен 1,5 высотам вазы (светлые цветы и бутоны - выше, более темные - ниже). При горизонтальном положении, когда букет располагается в низкой, плоской вазе , следует учитывать диагональ или диаметр вазы. Самая длинная ветка, цветок по «золотому сечению» должны составлять 5 частей, самые короткие 3 или размер самого длинного цветка 1,5 диаметра или диагонали вазы.

3. Фокусная точка - центр внимания компози­ции, такое место, куда притягивается взгляд. Это могут быть более крупные цветы или группа мел­ких цветов, расположенных у краев вазы. Фокус­ная точка не должна быть большой, иначе она может испортить всю композицию.

4. Ритм - это движения в композиции, которое можно достигнуть чередованием формы и цвета, сменой размеров цветов. Без ритма аранжировка выглядит однообразной и статичной.

5. Уравновешенность - имеет важное значение, несбалансированная ассиметричная композиция может опрокинуться. Визуальная сбалансированность, это не много другое, чем физическое равновесие, и заключается в требовании, чтобы композиция выглядела устойчивой, даже если она ассиметрична. Существует несколько приемов зрительного утяжеления более легкой стороны аранжировки - темные цветы более тяжелые, чем светлые, круглые более тяжелые, чем трубчатые. Существует баланс между верхом и низом. Крупные цветы в середине или в низу аранжировки создают впечатление уравновешенности.

6. Гармония - это эстетическое качество компо­зиции, эстетическая ценность, при которой все части аранжировки, их форма и цвет дополняют друг друга.

7. Цвет - один изосновных эле­ментов правильно составленной композиции. По­может здесь цветовой круг, в котором распо­лагаются оттенки спектра солнечного луча, про­пущенного через призму, и переходные тона. Все цвета можно разделить на теплые (крас­ный, оранжевый, желтый) и холодные (синий, сине-фиолетовый, фиолетовый, зеленый). Читайте о способах гармоничного сочетания цветов

Правила составления цветочных композиций

Есть некоторые правила, которых стоит придерживаться, чтобы композиция смотрелась гармонично и не громоздко. Например, правило золотого сечения, правило "3-5-8", цветовой круг.

Правило золотого сечения (или правило 3-5-8)

Этот закон пропорций , который применяется во многих видах деятельности - архитектуре, живописи, дизайне и флористике, в том числе, для создания гармоничных букетов и цветочных композиций. "Золотое сечение" уравновешивает различные элементы в целой работе, создавая единый пропорциональный образ. Во флористике применяют чаще всего соотношение 2:3 или 3:5:8 . Это означает, что, например, при размещении цветов в вазе на высоту вазы должно приходиться три части, на высоту цветов над вазой - пять частей и высота всей композиции составит восемь частей.

Примерно так же должны соотноситься части в букете, который держат в руках.

При создании композиции в плоской вазе используют те же соотношения отдельных частей, но вместо высоты берут обычно диаметр вазы. Опытные мастера "на глаз" могут находить правильные соотношения частей, начинающим же полезно потренироваться, используя вазы и другие емкости различной высоты и формы.

Это правило работает не только в соотношении пропорций "ваза-композиция" , но и при выборе и расстановке растений в самом букете - чаще всего наблюдается в постановке так называемой асимметричной группы , где главная композиция составляет 8 частей, рядом расположенная 3 части, и дальняя - 5 частей. Это правило пропорций соблюдается в букетах, когда флорист группирует цветы и листья, в коллажах, в композициях, в венках.

Цветовой круг

В основе теории цвета лежит цветовой круг Иттена . Круг состоит из многочисленных чистых цветов, у каждого из которых есть светлые и темные оттенки. Цвета, которые нельзя получить посредством смешения, называют основными , или первичными цветами (это жёлтый, синий и красный, они располагаются в центре).

Существуют три основных способа гармоничного создания композиций посредством цветового круга:

  1. Сочетание контрастных цветов, располагающихся на круге друг напротив друга.
  2. Сочетание похожих цветов, располагающихся на круге по соседству.
  3. Использование разных оттенков одного цвета.

Построение цветочной композиции на основе цветового контраста позволяет достичь богатого напряжения, живого воздействия, акцентирования внимания на конкретных элементах. Чистые, ясные цвета выделяются более ярко в окружении смешанных, приглушенных цветовых оттенков.

Но я думаю, что каждый флорист доверяет в первую очередь своему чувству вкуса, своему внутреннему художнику и эстету, и не прочь поэкспериментировать.

Флористический материал для композиций

Цветы

Стоит отметить, что тут есть свои тонкости - не все цветы "дружат" и уживаются в одной композиции. Нужно обладать некоторыми знаниями и придерживаться правил расстановки растений в букете.

Например, есть растения, выделяющие в воду сок из стебля, который становится отравляющим для других цветов. Такие цветы лучше не ставить в букет, либо же выдержать их какое-то время в отдельной вазе. К таким цветам относится многими любимый весенний первоцвет - нарцисс. Слизь, которая содержится в стебле, портит воду другим цветам, поэтому нарциссы рекомендуется сутки "отпаивать" отдельно от букета. Так же лилии не любят соседства, их лучше не сочетать с другими цветами, а делать из них монобукет.

Ограничений в выборе цветов для цветочных композиций почти нет, за исключением тех, что описаны выше. По большому счету, все сводится к тому, насколько хватит фантазии и средств. Чаще всего, конечно, люди доверяются классике - розы, наверное, самый популярный цветок.

Лично мне нравится работать и экспериментировать с разными растениями, я смело пробую новые сочетания, интересные оттенки, всегда пытаюсь добавить к каждой композицию какую-нибудь "изюминку".


Природный материал

Часто флористы используют всевозможный природный материал, которым можно запастись, прогуливаясь по лесу: ветки, коряги, шишки, желуди, перья, кора деревьев, сухоцветы, мох, колосья, камушки, солома. На все воля безграничной фантазии авторов!


Пряности и специи

Значительную часть флористического материала для декора можно приобрести или подготовить самостоятельно - сушеные дольки цитруса, палочки корицы, звездочки бадьяна, семена тыквы и других растений.

Покупной флористический материал

Тесьма, пряжа, натуральные ткани - это все легко можно найти в магазинах для рукоделия. Там же флористы часто приобретают бусины, бисер, пуговицы, стеклярус и многое другое, что может пригодиться для декора цветочной композиции. Ко всему прочему, на многих цветочных базах продаются декоративные элементы из пластика и дерева, например, искусственные фрукты, шишки, веточки, ягодки, бабочки и божьи коровки - все это так же широко используется при декорировании и оформлении.

Свежие фрукты и ягоды

Иногда в композициях можно встретить свежие фрукты и ягоды. Здесь надо быть осторожным в выборе - многие цветы просто-напросто не терпят соседства с фруктами, так как чувствительны к этилену (выделяемый фруктами газ этилен губителен для ряда цветов). Близкое присутствие вазы с фруктами, особенно яблоками, бананами, цитрусовыми, пагубно влияет на большинство растений, особенно на гвоздики, розы, ландыши, душистый горошек, фрезию и львиный зев.

Фрукты, которые вы используете для композиции, будут служить уже больше декоративным элементом, употреблять их потом в пищу не желательно (особенно, если фрукты нарезаны, а букет долго "путешествовал"). Но если фрукты целые и есть возможность их как следует помыть, то их вполне можно употребить в пищу .

Сладости

Иногда в композициях используются сладости - сейчас очень популярны коробочки с цветами и пирожными макаронс или пряниками. При составлении таких композиций, конечно, нужно соблюдать гигиенические и санитарные нормы - продукты питания должны быть строго отделены от растений, не соприкасаться с ними, лучше всего сладости завернуть в пищевую пленку, используя одноразовые перчатки.

Дно коробочки, куда будут помещены сладости, нужно выложить пищевой бумагой или пергаментом. Можно, конечно, использовать сладости покупные, в фабричной упаковке, но более эстетично и интересно смотрятся конфеты или пирожные ручной работы - часто флористы сотрудничают с кондитерскими или мастерами, которые делают макаронс, шоколад или пряники на заказ.

Декоративные элементы

Для декора можно так же брать всевозможные ленты и кружево, которые легко найти в магазинах "ткани" или "все для рукоделия". Чаще всего ленты и кружево используются в свадебной флористике - ножка букета зачастую декорируется атласными лентами или органзой, может быть закрыта полностью или частично - зависит от формы букета и концепции свадьбы. Флорист обычно подбирает цвет и материал лент, исходя из нарядов невесты и жениха, чтобы все детали смотрелись гармонично, не контрастировали (если этого не требуется) и не "упрощали" образ молодоженов.

Бутоньерка жениха - это еще один важный элемент костюма, который подготавливает флорист: в бутоньерке должен быть цветок, который присутствует в букете невесты, а ножка бутоньерки должна гармонично сочетаться с декором стеблей букета невесты.


Баланс между цветами и декором

Придерживаюсь мнения, что основная красота - в цветке. Поэтому лучше взять больше растений, и подчеркнуть декором их красоту. В упаковке мне нравится придерживаться минимализма - крафт и лента.

Есть множество вариантов упаковки - от пленок и пластиковых бантов, до дизайнерской бумаги и натуральных тканей. Все многообразие упаковочных материалов на сегодняшний день поражает воображение.

Инструменты флориста

Как минимум, это хорошо заточенные ножницы, секатор, флористический нож. Так же флористами постоянно используется степплер, горячий и холодный клей, тейп-лента, проволока, бульонка, техническая лента, клеевой пистолет, булавки, шпагат, резинки, зажигалка, флористическая губка (пиафлора). У каждого флориста есть такой свой чемоданчик с инструментом, где лежит все необходимое.

Инструмент можно приобрести в специализированных магазинах ("все для сада", например), что-то можно найти в сетевых цветочных магазинах, что-то заказать в интернет-магазинах с флористической атрибутикой (например,