Закон пропорций применяется в дизайне и флористике для создания гармоничных букетов, композиций. Эти работы построены на принципах золотого сечения и чисел Фибоначчи, которые уравновешивают различные элементы в целой работе.
Во флористике применяют чаще всего соотношение 2:3, 3:5:8. Это означает, что, например, при размещении цветов в вазе на высоту вазы должно приходиться три части, на высоту цветов над вазой - пять частей и высота всей композиции составит восемь частей. Примерно так же должны соотноситься части в букете, который держат в руках.
При создании композиции в плоской вазе используют те же соотношения отдельных частей, но вместо высоты берут обычно диаметр вазы.
Обязательно учитывать его на 1-м этапе, при построении всех работ, делее - это правило будет «срабатывать» автоматически. Опытные мастера на глаз могут находить правильные соотношения частей. Начинающим же полезно потренироваться, используя вазы и другие емкости различной высоты и формы.
Пропорции в работах:
1) По высоте.
Измеряем высоту вазы, определяем, сколько частей она будет составлять (1, 2, 3), вычисляем высоту (3 части, 5 частей или 8) будущей композиции через пропорции, отмечаем высоту подручным материалом. При создании букета обычно пропорции строятся относительно места связки, вверх идет 5 частей, вниз 3 части.
При ниспадающих композициях на подставках учитывается его высота, высота вазы.
2) По длине.
Измеряется длина вазы, или диаметр, и пропорционально вычисляется ширина будущей работы.
3) По высоте и длине.
Работа имеет горизонтальное направление, хотя за основу в расчетах берется высота вазы.
Это соотношение часто называется закон рычага, т.е. чем длиннее отрезок, тем зрительно массивнее должен быть центр тяжести. Главное - соблюдать оптический баланс, чтобы работа не "запрокидывалась". На иллюстрации - высота вазы 1 часть, длина работы -5 частей.
4) В распределении материала в работе (масса материала). Чаще всего наблюдается в постановке так называемой асимметричной группы, где главная композиция составляет 8 частей, рядом расположенная 3 части, и дальняя - 5 частей. Соблюдаем в букетах, группируя цветы и листья, в коллажах, в композициях, в венках...
Нашел соотношение цифр математик Леонардо Пизанский (или Фибоначчи) .
Закон пропорций применяется в дизайне и флористике для создания гармоничных букетов, композиций. Эти
работы построены на принципах золотого сечения и чисел Фибоначчи, которые уравновешивают различные элементы в целой работе.
Во флористике применяют чаще всего соотношение 2:3, 3:5:8. Это означает, что, например, при размещении цветов в вазе на высоту вазы должно приходиться три части, на высоту цветов над вазой — пять частей и высота всей композиции составит восемь частей. Примерно так же должны соотноситься части в букете, который держат в руках.
При создании композиции в плоской вазе используют те же соотношения отдельных частей, но вместо высоты берут обычно диаметр вазы.
Обязательно учитывать его на 1-м этапе, при построении всех работ, делее — это правило будет «срабатывать» автоматически. Опытные мастера на глаз могут находить правильные соотношения частей. Начинающим же полезно потренироваться, используя вазы и другие емкости различной высоты и формы.
Пропорции в работах:
1) По высоте.
Измеряем высоту вазы, определяем, сколько частей она будет составлять (1, 2, 3), вычисляем высоту (3 части, 5 частей или 8) будущей композиции через пропорции, отмечаем высоту подручным материалом. При создании букета обычно пропорции строятся относительно места связки, вверх идет 5 частей, вниз 3 части.
При ниспадающих композициях на подставках учитывается его высота, высота вазы.
2) По длине.
Измеряется длина вазы, или диаметр, и пропорционально вычисляется ширина будущей работы.
3) По высоте и длине.
Работа имеет горизонтальное направление, хотя за основу в расчетах берется высота вазы.
Это соотношение часто называется закон рычага
,
т.е. чем длиннее отрезок, тем зрительно массивнее должен быть центр тяжести. Главное - соблюдать оптический баланс, чтобы работа не "запрокидывалась". На иллюстрации - высота вазы 1 часть, длина работы -5 частей.
4) В распределении материала в работе (масса материала). Чаще всего наблюдается в постановке так называемой асимметричной группы, где главная композиция составляет 8 частей, рядом расположенная 3 части, и дальняя - 5 частей. Соблюдаем в букетах, группируя цветы и листья, в коллажах, в композициях, в венках...
Пропорциональность - соразмерность элементов, согласованная система частей и целого, придающая предмету гармоничную завершенность.
В искусстве с древних времен основой пропорциональных соотношений считается так называемое золотое сечение. Под ним понимают деление линии на две неравные части, при котором меньшая часть так относится к большей части, как большая к целому. Это соотношение наиболее гармонично. Математически его можно обозначить как a:b=b:c. В цифрах его выражают так: 2:3=3:5; 3:5=5:8; 5:8=8:13.
В цветочной аранжировке применяют чаще всего соотношение 3:5=5:8. Это означает, что, например, при размещении цветов в вазе на высоту вазы должно приходиться три части, на высоту цветов над вазой - пять частей и высота всей композиции составит восемь частей. Примерно так же должны соотноситься части в букете, который держат в руках. При создании композиции в плоской вазе используют те же соотношения отдельных частей, но вместо высоты берут обычно диаметр вазы.
Соблюдать правильные пропорции необходимо и при составлении цветочных корзин, композиций в различных контейнерах из горшечных растений и даже бутоньерок. Правильное соотношение отдельных частей и целого, цветов и аранжировочной зелени придает всей работе гармоничную завершенность. Это один из основных секретов успеха.
Опытные мастера на глаз могут находить правильные соотношения частей. Начинающим же полезно потренироваться, используя вазы и другие емкости различной высоты и формы.
Сегодня я хочу расказать об основах флористики , основы которые применимы к любой флористической композиции составленной своими руками, будь она из живых , сухих , искусственных цветов , или вообще не из цветов, а из фруктов или конфет. Существует несколько основных принципов флористики композиции:
1. Замысел, конструкция - основной план аранжировки, на основе которого она создается. Конструкция имеет три параметра: высоту, ширину и глубину. Мастер цветочной аранжировки вначале мысленно ее представляет в готовом виде и только после этого приступает к работе.
2. Пропорция - это соотношение размера растений и сосуда, пропорция между цветами, листьями, вазой, соотношение размера готовой композиции и помещения, витрины, где она будет стоять. Соблюдение пропорций означает, что в целом композиция производит приятное впечатление- композиция выглядит соразмерной. Несоразмерной может быть композиция в любом стиле, если нет соотношения между размером сосуда и высотой растений. Для соблюдения пропорции в создании композиций исходят из классической формулы «золотого сечения». При вертикальном положении букета, если всю высоту разделить на 8 частей, то из них 5 должны приходиться на цветы, а 3 на вазу. Или размер самого высокого цветка должен быть равен 1,5 высотам вазы (светлые цветы и бутоны - выше, более темные - ниже). При горизонтальном положении, когда букет располагается в низкой, плоской вазе , следует учитывать диагональ или диаметр вазы. Самая длинная ветка, цветок по «золотому сечению» должны составлять 5 частей, самые короткие 3 или размер самого длинного цветка 1,5 диаметра или диагонали вазы.
3. Фокусная точка - центр внимания композиции, такое место, куда притягивается взгляд. Это могут быть более крупные цветы или группа мелких цветов, расположенных у краев вазы. Фокусная точка не должна быть большой, иначе она может испортить всю композицию.
4. Ритм - это движения в композиции, которое можно достигнуть чередованием формы и цвета, сменой размеров цветов. Без ритма аранжировка выглядит однообразной и статичной.
5. Уравновешенность - имеет важное значение, несбалансированная ассиметричная композиция может опрокинуться. Визуальная сбалансированность, это не много другое, чем физическое равновесие, и заключается в требовании, чтобы композиция выглядела устойчивой, даже если она ассиметрична. Существует несколько приемов зрительного утяжеления более легкой стороны аранжировки - темные цветы более тяжелые, чем светлые, круглые более тяжелые, чем трубчатые. Существует баланс между верхом и низом. Крупные цветы в середине или в низу аранжировки создают впечатление уравновешенности.
6. Гармония - это эстетическое качество композиции, эстетическая ценность, при которой все части аранжировки, их форма и цвет дополняют друг друга.
7. Цвет - один изосновных элементов правильно составленной композиции. Поможет здесь цветовой круг, в котором располагаются оттенки спектра солнечного луча, пропущенного через призму, и переходные тона. Все цвета можно разделить на теплые (красный, оранжевый, желтый) и холодные (синий, сине-фиолетовый, фиолетовый, зеленый). Читайте о способах гармоничного сочетания цветов
Правила составления цветочных композиций
Есть некоторые правила, которых стоит придерживаться, чтобы композиция смотрелась гармонично и не громоздко. Например, правило золотого сечения, правило "3-5-8", цветовой круг.
Правило золотого сечения (или правило 3-5-8)
Этот закон пропорций , который применяется во многих видах деятельности - архитектуре, живописи, дизайне и флористике, в том числе, для создания гармоничных букетов и цветочных композиций. "Золотое сечение" уравновешивает различные элементы в целой работе, создавая единый пропорциональный образ. Во флористике применяют чаще всего соотношение 2:3 или 3:5:8 . Это означает, что, например, при размещении цветов в вазе на высоту вазы должно приходиться три части, на высоту цветов над вазой - пять частей и высота всей композиции составит восемь частей.
Примерно так же должны соотноситься части в букете, который держат в руках.
При создании композиции в плоской вазе используют те же соотношения отдельных частей, но вместо высоты берут обычно диаметр вазы. Опытные мастера "на глаз" могут находить правильные соотношения частей, начинающим же полезно потренироваться, используя вазы и другие емкости различной высоты и формы.
Это правило работает не только в соотношении пропорций "ваза-композиция" , но и при выборе и расстановке растений в самом букете - чаще всего наблюдается в постановке так называемой асимметричной группы , где главная композиция составляет 8 частей, рядом расположенная 3 части, и дальняя - 5 частей. Это правило пропорций соблюдается в букетах, когда флорист группирует цветы и листья, в коллажах, в композициях, в венках.
Цветовой круг
В основе теории цвета лежит цветовой круг Иттена . Круг состоит из многочисленных чистых цветов, у каждого из которых есть светлые и темные оттенки. Цвета, которые нельзя получить посредством смешения, называют основными , или первичными цветами (это жёлтый, синий и красный, они располагаются в центре).
Существуют три основных способа гармоничного создания композиций посредством цветового круга:
- Сочетание контрастных цветов, располагающихся на круге друг напротив друга.
- Сочетание похожих цветов, располагающихся на круге по соседству.
- Использование разных оттенков одного цвета.
Построение цветочной композиции на основе цветового контраста позволяет достичь богатого напряжения, живого воздействия, акцентирования внимания на конкретных элементах. Чистые, ясные цвета выделяются более ярко в окружении смешанных, приглушенных цветовых оттенков.
Но я думаю, что каждый флорист доверяет в первую очередь своему чувству вкуса, своему внутреннему художнику и эстету, и не прочь поэкспериментировать.
Флористический материал для композиций
Цветы
Стоит отметить, что тут есть свои тонкости - не все цветы "дружат" и уживаются в одной композиции. Нужно обладать некоторыми знаниями и придерживаться правил расстановки растений в букете.
Например, есть растения, выделяющие в воду сок из стебля, который становится отравляющим для других цветов. Такие цветы лучше не ставить в букет, либо же выдержать их какое-то время в отдельной вазе. К таким цветам относится многими любимый весенний первоцвет - нарцисс. Слизь, которая содержится в стебле, портит воду другим цветам, поэтому нарциссы рекомендуется сутки "отпаивать" отдельно от букета. Так же лилии не любят соседства, их лучше не сочетать с другими цветами, а делать из них монобукет.
Ограничений в выборе цветов для цветочных композиций почти нет, за исключением тех, что описаны выше. По большому счету, все сводится к тому, насколько хватит фантазии и средств. Чаще всего, конечно, люди доверяются классике - розы, наверное, самый популярный цветок.
Лично мне нравится работать и экспериментировать с разными растениями, я смело пробую новые сочетания, интересные оттенки, всегда пытаюсь добавить к каждой композицию какую-нибудь "изюминку".
Природный материал
Часто флористы используют всевозможный природный материал, которым можно запастись, прогуливаясь по лесу: ветки, коряги, шишки, желуди, перья, кора деревьев, сухоцветы, мох, колосья, камушки, солома. На все воля безграничной фантазии авторов!
Пряности и специи
Значительную часть флористического материала для декора можно приобрести или подготовить самостоятельно - сушеные дольки цитруса, палочки корицы, звездочки бадьяна, семена тыквы и других растений.
Покупной флористический материал
Тесьма, пряжа, натуральные ткани - это все легко можно найти в магазинах для рукоделия. Там же флористы часто приобретают бусины, бисер, пуговицы, стеклярус и многое другое, что может пригодиться для декора цветочной композиции. Ко всему прочему, на многих цветочных базах продаются декоративные элементы из пластика и дерева, например, искусственные фрукты, шишки, веточки, ягодки, бабочки и божьи коровки - все это так же широко используется при декорировании и оформлении.
Свежие фрукты и ягоды
Иногда в композициях можно встретить свежие фрукты и ягоды. Здесь надо быть осторожным в выборе - многие цветы просто-напросто не терпят соседства с фруктами, так как чувствительны к этилену (выделяемый фруктами газ этилен губителен для ряда цветов). Близкое присутствие вазы с фруктами, особенно яблоками, бананами, цитрусовыми, пагубно влияет на большинство растений, особенно на гвоздики, розы, ландыши, душистый горошек, фрезию и львиный зев.
Фрукты, которые вы используете для композиции, будут служить уже больше декоративным элементом, употреблять их потом в пищу не желательно (особенно, если фрукты нарезаны, а букет долго "путешествовал"). Но если фрукты целые и есть возможность их как следует помыть, то их вполне можно употребить в пищу .
Сладости
Иногда в композициях используются сладости - сейчас очень популярны коробочки с цветами и пирожными макаронс или пряниками. При составлении таких композиций, конечно, нужно соблюдать гигиенические и санитарные нормы - продукты питания должны быть строго отделены от растений, не соприкасаться с ними, лучше всего сладости завернуть в пищевую пленку, используя одноразовые перчатки.
Дно коробочки, куда будут помещены сладости, нужно выложить пищевой бумагой или пергаментом. Можно, конечно, использовать сладости покупные, в фабричной упаковке, но более эстетично и интересно смотрятся конфеты или пирожные ручной работы - часто флористы сотрудничают с кондитерскими или мастерами, которые делают макаронс, шоколад или пряники на заказ.
Декоративные элементы
Для декора можно так же брать всевозможные ленты и кружево, которые легко найти в магазинах "ткани" или "все для рукоделия". Чаще всего ленты и кружево используются в свадебной флористике - ножка букета зачастую декорируется атласными лентами или органзой, может быть закрыта полностью или частично - зависит от формы букета и концепции свадьбы. Флорист обычно подбирает цвет и материал лент, исходя из нарядов невесты и жениха, чтобы все детали смотрелись гармонично, не контрастировали (если этого не требуется) и не "упрощали" образ молодоженов.
Бутоньерка жениха - это еще один важный элемент костюма, который подготавливает флорист: в бутоньерке должен быть цветок, который присутствует в букете невесты, а ножка бутоньерки должна гармонично сочетаться с декором стеблей букета невесты.
Баланс между цветами и декором
Придерживаюсь мнения, что основная красота - в цветке. Поэтому лучше взять больше растений, и подчеркнуть декором их красоту. В упаковке мне нравится придерживаться минимализма - крафт и лента.
Есть множество вариантов упаковки - от пленок и пластиковых бантов, до дизайнерской бумаги и натуральных тканей. Все многообразие упаковочных материалов на сегодняшний день поражает воображение.
Инструменты флориста
Как минимум, это хорошо заточенные ножницы, секатор, флористический нож. Так же флористами постоянно используется степплер, горячий и холодный клей, тейп-лента, проволока, бульонка, техническая лента, клеевой пистолет, булавки, шпагат, резинки, зажигалка, флористическая губка (пиафлора). У каждого флориста есть такой свой чемоданчик с инструментом, где лежит все необходимое.
Инструмент можно приобрести в специализированных магазинах ("все для сада", например), что-то можно найти в сетевых цветочных магазинах, что-то заказать в интернет-магазинах с флористической атрибутикой (например,