Где закупаются продавцы в электричках. На торговлю в электричках хотят ввести полный запрет

БИЗНЕС в электричках известен с конца 80-х годов прошлого века. Пригородные поезда тогда вмиг стали заманчивой торговой площадкой для предприимчивых людей. В вагонах то и дело предлагали календари с фотографиями эстрадных звезд, игральные карты, горячие пирожки и другие продукты питания, напитки, расписание движения поездов. Тогда родилась поговорка: «Электричка — коробейнику сестричка». Челночат по дизелям и электричкам и сегодня, может, не в таком массовом порядке, как прежде, но все же немало. Плюс такой торговли - товар, причем недорогой, сам приходит к покупателю. Какую же продукцию предлагают в общественном транспорте и насколько законна ее реализация? Корреспонденты «СГ» изучали «поездной» рынок в Гомельской, Брестской и Витебской областях.

В ПРИГОРОДНЫХ поездах в направлении на Оршу из Минска работает целая бригада коробейников. Они разделили между собой участки пути. Причем очень быстро смекнули, что в электричках пользуются спросом не просто привычные товары (газеты, продукты), но и вещи необычные: ночной мини-светильник, формочки для выпекания, супер-клей, лейкопластырь… В дачный сезон расходятся как горячие пирожки спреи и мази от насекомых и грызунов. Интересная деталь: у каждого коробейника свой товар, ассортимент не должен повторяться. Впрочем, что касается популярнейшего предложения - расписания движения поездов - ограничений нет. Да и продают распечатку гораздо раньше, чем информацию напечатают в газетах или вывесят на сайте.

Коробейник Андрей из Смолевичей посвящает меня в тайны профессии: «Главное для нас - товары должны быть малогабаритными, технически несложными. Ведь времени на их демонстрацию у продавца нет, гарантий тоже не даем. Плюс еще один немаловажный фактор - невысокая цена, иначе не продашь». Коробейник умалчивает, что стоимость на определенные виды продукции все же выше, чем в киосках и магазинах, потому что иначе остался бы внакладе. Товар закупает в основном на рынках.

Сам Андрей сменил две профессии. Но так и не нашел дела прибыльней, чем торговать в вагонах. Ведь налогов Андрей не платит, числится в соцслужбе как безработный, минимальное пособие получает, поскольку уволился по собственному желанию. Тем временем в месяц у него набегает не менее 5 миллионов рублей. Неплохо устроился?

А вот Алексей Небосько, который промышляет в дизелях Оршанского и Витебского направлений, продает… свой талант. Поет в вагонах песни под гитару. Да так вдохновенно, что пассажиров не нужно уговаривать бросать в его рюкзак деньги. Причем у Небосько все законно. Зарегистрирован как индивидуальный предприниматель. Ежемесячно платит налоги - до полутора миллионов рублей в месяц. На жизнь остается 7-8 миллионов рублей.

В Гомеле умудряются приторговывать и в городских автобусах. Совсем недавно в одном из них пассажирка продавала пуховые платки. Никто особо не возмущался. А водитель сделал вид, что ничего не замечает. В дизелях предлагают в основном продукты и предметы одежды: семечки, глазированные сырки в ассортименте, носки мужские и женские. В поездах эконом-класса это уже стало «доброй» традицией.

Вера работает коробейником с 90-х годов ХХ века. Она потеряла официальную работу - сократили. С тех пор жарит семечки, насыпает в кульки и продает их в поездах самых разных направлений. Также приторговывает сырками. Пробовала заработать на мороженом. Но оказалось невыгодно. Тем не менее, говорит, что «хотя и не разбогатела, но детей вырастила и выучила».

А вот в Жлобине славившуюся на всю страну «железнодорожную» торговлю мягкими игрушками приостановили. Точнее, окультурили. Ранее бизнес создавал проблему. Бывало, что поезд уже тронулся, а люди не успевали расплатиться, кто-то опаздывал... А теперь мягкие игрушки в Жлобине продаются на специализированном рынке возле вокзала. Тигры рядом с кошками и зайками в благоустроенных роллерах.

Судя по частоте появления торговцев с громадными сумками в салонах поездов, на железнодорожных станциях Брестчины, выходных у них нет. Предлагают всякую всячину, начиная от минеральной воды и заканчивая ножницами «по специальной акции».

Интересно, что цены на товары у коробейников выше, чем в киосках или магазинах едва ли не в два-три раза. В дизель-поезде Брест - Лунинец торговля начинается после станции Жабинка. Чего только нет в дорожном ассортименте: чипсы «Лейс», халва в шоколаде, лимонад и даже пиво. Некоторые пассажиры клюют на удочку продавца. Других вариантов ведь нет. Поезд в пути больше пяти часов.

По вагонам проносят кофе и чай, которые разливают в пластиковые стаканчики. Весьма кстати вафли, печенье и другие сладости. Товары пользуются спросом в основном у молодежи. Ножи и приспособления для их заточки охотно берут домохозяйки. Мужей больше интересуют карманные фонарики, зажигалки и прочие товары, которые часто нужны, но не всегда оказываются под рукой.

Особенно оживленная торговля по маршруту от Кобрина до Дрогичина. Дальше активность спадает. Свой товар уличные продавцы предлагают и на станциях, начиная от Бреста-Восточного и заканчивая Лунинцом. Торгуют и в дизель-поездах, следующих на Хотислав, Влодаву, правда, реже, чем на центральных направлениях. В электричках, которые идут из Бреста на Барановичи и Минск, людей, занимающихся таким бизнесом, тоже встретишь нечасто.

А ЧТО думают о деятельности коробейников сами железнодорожники? Как объяснили в моторовагонном депо Минского отделения БЖД, еще в 2009 году руководство дорогой ввело запрет на любую розничную торговлю в пригородных электропоездах. Решили, что их вагоны не могут служить площадкой для мелкорозничного торга. Что касается поездов дальнего следования, то коробейники здесь тоже не нужны. Во-первых, некому контролировать качество их товара, и пассажиры могут отравиться продуктами зачастую неизвестного происхождения. Во-вторых, у проводников есть все необходимое: чай, кофе, нехитрая снедь, печатные издания. Опять же работают вагоны-рестораны или буфеты.

Во всех пассажирских поездах продадут и бесплатно приготовят в купе чай, кофе, соки и другие безалкогольные напитки, - пояснил начальник отдела обслуживания пассажиров пассажирской службы управления Белорусской железной дороги Денис Тонконог. - В поездах международного сообщения категории «фирменный» в отдельных купейных и СВ-вагонах, помимо комплекта постельного белья, предоставляется набор питания, стоимость которого включена в стоимость проездного документа. В купе может быть доставлен заказ, сделанный пассажиром в вагоне-ресторане. Пример в этом отношении поезда «Беларусь» Минск-Москва, «Звязда» Минск-Санкт-Петербург, «Сож» Гомель-Москва, «Белый Аист» Минск- Киев. Стоимость набора питания в вагонах повышенной комфортности для купейных вагонов - 80 000 рублей. Для вагонов СВ - 100000.

В большинстве коробейники торгуют по мелочам. Вещи, которые они предлагают, не портятся, как правило, не требуют гарантии. Почему бы все-таки руководству железной дороги не пойти навстречу и не включить зеленый свет коробейникам? Многие из них не против зарегистрировать свою деятельность. Так они выйдут из подполья, а железная дорога и те, кто пользуется ее услугами, только от этого приобретут.

Пригородные электрички смело стали мини-маркетами: купить в вагоне поезда, что угодно. Мороженое и вода, мышеловки и саженцы, газеты и губки для мытья посуды, купальные шапочки и шариковые ручки, духи и налобные фонарики - перечислять можно бесконечно, проще назвать вещи, которые тут не продаются. Ну, а если вспомнить, что кроме товаров, пассажирам предлагают еще развлечения - песни, стихи и даже танцы, - то сходство с торговым центром усилится. Разбираемся, какие таланты помогут заработать в электричках.

Способ № 1: Торговля

Самый известный способ заработка. Кому из нас не встречались коробейники? Летом мы с удовольствием покупаем мороженое и воду в бутылках, зимой - пирожки и грелки для обуви. Торгуют в электричках всем подряд - снэками и напитками, книгами и газетами, шапками и перчатками, цветами и сумками, косметикой и бытовой химией, в общем, всем, что только придет в голову.

Закупаются обычно на оптовых базах ранним утром, до наплыва пассажиров. Однако главный закон рынка «спрос рождает предложение» работает и тут, а потому коробейникам, торгующим в электричках, некоторые предприимчивые оптовики уже привозят товар прямо «к точке», то есть на перрон. Ассортимент зависит от сезонности, маршрута и фантазии продавца. Летом хорошо идут мороженое и вода, зимой - шапки и перчатки, весной и осенью - сушилки для обуви. В «дачных» направлениях можно торговать фумигаторами, мышеловками, фонариками и свечками, удобрениями и прочей полезной в хозяйстве мелочью.

Наталья Гриценко, продавец подмосковной электрички, стаж работы три с половиной года: «Первое время уставала ужасно. Приходила домой и руки отваливались. Потом втянулась, даже окрепла, похудела. Самая большая сложность была с „зазыванием“ - надо было расхваливать товар, говорить громко, чтобы тебя было в вагоне слышно. К вечеру я еле хрипела, говорить уже не могла. Но другие продавцы подсказали: купила микрофон на прищепке - и дело пошло».

Мороженое или газеты продаются на 2–3 руб. дороже, чем в киосках у вокзалов. Если брать на хладокомбинате или в агентстве печати, то прибыль составит уже до 5–7 руб. с единицы товара. Летом в одном вагоне можно продать до 10 порций мороженого, газеты берут меньше - 3–4 штуки. «Чистыми» за день на подобной мелочи зарабатывают около 1000 руб. Если расширить ассортимент, то и прибыль вырастет соответствующе. Месячный заработок продавца в электричке начинается от 25 000 - 30 000 руб., в верхних пределах не ограничен никто.

Способ № 2: Пение

Как говорил классик, музыка - это жизнь. И исполнение песен под аккомпанемент музыкальных инструментов - едва ли не самый прибыльный способ заработка в пригородных поездах. Особой популярностью пользуются хиты прошлых лет от «Белых роз» и «Ах, какая женщина» до «Боже, какой мужчина» и «Погода в доме». Отдельной строкой стоят песенки из мультфильмов, в этой категории знаменитые «Бременские музыканты» просто вне конкуренции.

Анастасия и Алексей Бежницкие, музыканты, работают в электричках уже два с половиной года: «Мы ездим по одним и тем же маршрутам, за это время у нас уже появились „свои“ пассажиры. Популярностью пользуются попсовые песенки, типа „Миражей“, иногда поем шансон, „Бременских музыкантов“ у нас часто заказывают. Одно время часто просили исполнить что-нибудь из Цоя или БГ. Пробовали включать в репертуар рэп и хип-хоп, не пошло. Хотя, казалось бы, ритмичная такая музыка - но оказалось не то».

Талантливые музыканты за один «концерт», то есть в одном вагоне, могут собрать до 50–60 руб. Путем нехитрых подсчетов получаем 500–600 руб. за одну электричку. Месячный заработок артистов при известном везении может достигать 70 000 руб. Конечно, сумма напрямую зависит от таланта исполнителей, подобранного репертуара и личного обаяния музыкантов.

Способ № 3: Игра на музыкальных инструментах

Что делать, если вас обделили голосом? Музыка в долгой дороге востребована, а потому и просто игра на инструментах в электричках весьма популярна. На первом месте среди инструментов гитара, ей часто сопутствуют ударные, бубен, гармошка или даже просто «банка с гречкой».

Без голосового сопровождения музыкальный номер оценивается ниже, чем с вокалом. По свидетельствам знакомых «бродячих музыкантов» в каждом вагоне им удается заработать от 20 до 40 руб., то есть 300–400 руб. «за электричку». Рабочий день короток - максимум 5–6 часов, весь заработок доходит до 60 000 руб. за месяц.

Способ № 4: Чтение стихов

Если медведь не просто наступил вам на ухо, а потоптался по всей голове, есть еще один способ заработка - чтение стихов. Декламировать можно как известных и состоявшихся авторов, так и малознакомых широкой публике. Особо отважные могут читать и произведения собственного сочинения.

Стихи не пользуются такой популярностью как песни или музыка, а потому и вознаграждение за этот вид деятельности намного скромнее. В одном вагоне удается заработать 20–30 руб., то есть около 200–300 руб. примерно за час-полтора работы. В среднем выходит около 700 - 1000 руб. за день. Однако заработок зависит как от выбранного репертуара, так и декламаторских способностей.

Способ № 5: Организация флешмоба

Самый новый и пока малоизученный способ заработка - флешмоб в электричке. Флешмоб - это действие, часто стихийное, в котором участвую случайные, незнакомые друг с другом люди. Такая акция часто направлена на достижение какой-либо цели. Так, например, в последнее время среди молодых людей стало модным просить руки своей девушки с помощью флешмоба. Люди собираются, поют и танцуют, а финальным аккордом служит вручение заветного кольца в коробочке. Организовать подобный флешмоб в электричке - дело сложное, но интересное.

Алена Савченко, участница группы флешмоберов ВКонтакте: «Я часто участвую в различных флешмобах - это интересно и здорово. Наша группа осуществляла акцию в электричке - мы зашли в вагон, потом по сигналу принялись танцевать, а в конце парень, который организовал все это, вручил своей девушке огромный букет роз».

Чаще всего флешмоберы участвуют в акциях бесплатно, исключительно из личного интереса. Однако агентств, предлагающих клиентам организовать такую акцию, становится все больше. Организация флешмоба стоит от 3500–5000 руб. и выше, плюсом к сумме часто идет букет или мягкая игрушка.

Способ 6: Попрошайничество

Самый сомнительный способ заработка - попрошайничество. Наши люди жалостливы и охотно подают тем, кого считают обделенными жизнью. Казалось бы, все так просто? Отнюдь. Легкие деньги - большая приманка для криминала.

Савелий (имя изменено): «Сейчас охотнее всего подают беженцам с Донбасса или с Луганска. Лучше сделать заранее табличку и держать ее перед собой в вагоне. Нельзя просто назваться беженцем, надо иметь в запасе историю - некоторые любят расспросить перед тем как подать».

О том, что в крупных городах попрошайки практически полностью подконтрольны преступным группировкам, неоднократно говорилось в СМИ. Однако быстрота и кажущаяся легкость заработка по-прежнему остаются слишком притягательными. За сутки подобной работы опытный попрошайка получает от 1000–1500 руб. и больше, за месяц - 35 000 -40 000 руб.

С точки зрения закона

Самый тревожащий и в то же время болезненный момент во всей этой ситуации с торговлей в пригородном транспорте - отсутствие разрешений.

Дмитрий Дайер, старший юрист компании «АСВ», предостерегает: «Любая попытка заработка в электричках - это предпринимательская деятельность, на которую требуется разрешение. То есть продавец должен быть зарегистрирован как индивидуальный предприниматель и платить налоги в бюджет. Покупатель в данном случае абсолютно не защищен: ему не выдается чек, у него нет возможности вернуть или обменять товар, нет гарантии, часто отсутствуют сертификаты на продукцию».

При этом под действие закона попадает не только торговля, но и пение как услуга. Согласно действующему законодательству, для осуществления предпринимательской деятельности в электричке требуется разрешение от компании-перевозчика. Однако на данный момент компания РЖД такие разрешения не выдает, ожидая внесения изменений в соответствующий раздел законодательства.

Но есть и оборотная сторона вопроса - трудности с привлечением к ответственности. Стражи порядка возложили эту миссию на плечи самих пассажиров.

Владимир Попов, майор полиции, г. Москва, рассказывает: «Доказать незаконную предпринимательскую деятельность очень сложно. В первую очередь, необходимо зафиксировать факт продажи, затем составить жалобу на имя начальника отделения полиции, на территории которого произошло нарушение. И если по данному заявлению продавец будет задержан, ему может быть выписан штраф до 5000 руб.».

Как добиться успеха

Свои секреты успеха есть и у тех, кто работает в электричках.

Наилучшее время работы - с 12 до 17 часов. Утром люди торопятся на работу и им не до покупок или развлечений. Вечером после пяти начинается час пик и в вагоне попросту не протолкнуться. Оптимальный вариант - днем, когда в электричке достаточно пассажиров и в то же время можно свободно проходить из вагона в вагон.

Больше денег получает тот, кому удалось первым пройти в вагон. Правило «снятия сливок» работает как в отношении торговцев, так и музыкантов. Вторые в очереди получают обычно на 10–20 рублей меньше, чем «первопроходцы».

Опытные коробейники и музыканты советуют: входя в вагон, потратьте несколько минут на приветствия и пожелания хорошего дня/вечера/праздника. Это сразу же привлечет внимание и поможет настроить пассажиров на нужный лад. Расскажите о своем товаре или песне/музыке/стихах - достаточно нескольких слов. Постарайтесь заинтересовать людей в том, что предлагаете, как говорят маркетологи, наладить обратную связь - то есть услышать вопросы о товаре или заказ любимой песни от пассажиров.

Способов заработать в электричке много. И хотя некоторые из них откровенно нежелательны (как попрошайничество, например), большинство дает возможность пополнить свой бюджет в сложных обстоятельствах. Особенно если подойти к вопросу с умом и творческим размахом.

Для одних пассажиров торговцы в электричках, зычно предлагающие свои товары, - раздражающий фактор и угроза тишине, для других - единственное доступное развлечение в дороге, помимо разглядывания соседей и пейзажей за окном. Периодически торговлю в электричках пытаются хоть как-то регламентировать, даже предлагают ввести полный запрет. Сейчас за нелегальную работу вагонные коммерсанты могут получить штраф до 2 тысяч рублей, но от этого их количество не уменьшается - в пригородных поездах все так же можно купить стельки, брелоки и чистящие средства. Раз за разом повторяя заученную речовку, продавцы умудряются убедить некоторых пассажиров приобрести разнообразные, иногда очень странные вещи. Редактор The Village Лена Верещагина записала то, что говорят торговцы в электричках о своих товарах, и попросила маркетолога, копирайтера и других экспертов дать свои оценки качеству их текстов.

Видеосъемка и монтаж

Платон Огарев

Эксперты

Арсен даллакян

консультант по потребительскому поведению

Людмила Сарычева

Марина Королева

журналист, филолог, основатель «Бюро Марины Королевой»

Денис Каплунов

Приспособления для обуви

Пожилой мужчина: «Позвольте вам рассказать про ледоходы. Это съемная резиновая подошва со стальными шипами. В гололед просто одевается на любую обувь - от 35 до 45 размера. Надежно защитят вас от падений, травм даже в самый сильный гололед. Ленинград производит такие ледоходы. Полная инструкция на упаковочке, 300 рублей. Кому это интересно, можно ознакомиться поближе.

Теплые зимние войлочные стельки трехслойные. Первый слой - войлок натуральный, второй слой - войлок искусственный, третий слой - войлок натуральный. 50 рублей такие стелечки. Они, можно сказать, безразмерные - от 35 до 45 размера разметка на каждой стельке. Дома ножницами сами вырезаете. Кому это интересно - прошу. Также стельки войлочные с металлизированным лавсаном».

Арсен Даллакян

Этот человек нашел отличный продукт, предложение которого уместно в электричке. Это редкость. Это самый настоящий бихевиорист, он использует поведенческий подход к продажам. Люди едут, они действительно озадачены тем, что на улице скользко. Акцент на то, что продукт сделан не в Китае, а в Ленинграде (причем использовано старое название «Ленинград», отсылающее к ностальгическим настроениям) только увеличивает приятное отношение к продукту. Далее он углубляется в технические параметры, что делает его презентацию более экспертной: слушателям кажется, что человек действительно разбирается в том, что он продает. Три пункта, почему презентация классная: релевантное предложение, детальная экспертиза, использование эмоциональных слов.

Людмила Сарычева

Захотела купить ледоходы. Странно, что не нашлось ни одного покупателя. А о стельках можно было рассказать лучше. Торговец говорит, что стельки трехслойные. А мне-то что с этого? Торговец привел характеристику товара, но не рассказал, что она дает. В инфостиле редакторы называют это «фичеризмом»: автор называет характеристику, но не поясняет, какая от нее польза. Чтобы было полезнее, нужно рассказать, при каком морозе ноги не замерзнут, сколько времени стельки хранят тепло, в какую обувь лучше их класть или как ноги не будут потеть в помещении. А сейчас в описании пользы мало.

Монеты

Мужчина средних лет: «Дамы и господа, хотелось бы познакомить вас с коллекцией монет. Все разновидности монет есть в отдельных альбомах, есть коллекции в собранном виде. Одна из самых популярнейших серий - это города воинской славы, многие из этих монет можно даже в магазине на сдачу получить. Есть по акции в собранном виде.

Альбом, посвященный 200-летию победы царской армии в Отечественной войне 1812 года. Крупные сражения, великие полководцы, герои народного ополчения и партизанского движения, заграничные походы нашей армии, сражения на территории иностранных государств.

В честь 70-летия Победы были выпущены памятные пятирублевые монеты. Посвящены они самым крупным битвам и сражениям - таким, как Битва за Москву, Сталинградская и Курская дуга, все крупные наступательные операции советских войск в Великой Отечественной войне. Буквально в начале 2016 года вышло продолжение этой серии - освобождение Крымского полуострова, также сюда вошла памятная 100-рублевая банкнота, где изображены самые крупные достопримечательности Республики Крым.

Помимо металлических монет, предлагаются расширенные альбомы. Сюда вошли такие знаменитые серии, как „Древние города России“, „Двухсотлетие образования министерств“, „Субъекты РФ“. Отдельно можете выбрать монеты из разных серий. Все новинки 2016 года - включая столицы освобожденных государств и русское историческое общество. Кто интересуется, я подойду и покажу более подробно».

Марина Королева

Всегда восхищалась «разговорным жанром» торговцев в электричках. Слушать их - мое любимое развлечение по дороге на дачу летом. Кроме шуток - многие из них прекрасно говорят! Понятно, что это заученная речь, она стандартизована, страшно даже подумать о том, сколько раз в день они произносят эти тексты, и тем не менее. Как правило, у них хорошая дикция, хорошая «подача», как выражаются актеры: торговцу ведь нужно перекричать стук колес и шум в вагоне. И большинству это прекрасно удается! В общем, жанр и его труженики вызывают у меня уважение.

Денис Каплунов

Начинать можно проще: «Дорогие пассажиры, желаю вам приятного путешествия и предлагаю альбом коллекционных монет, посвященных…» «Расширенные альбомы» - это уже дополнительные продукты, представление которых отвлекает от основной покупки. Я считаю, что в электричках нужно продавать только один конкретный товар. Вообще, на мой взгляд, именно этот неуместно продавать в электричках. Нумизматы предпочитают каждую монетку изучать. В электричке это неудобно. Плюс аудитория продукта очень узкая. Единственный вариант - дополнить речь мыслью о том, кому в подарок можно приобрести такой альбом.

Результат: 0 покупателей в вагоне

Перчатки и варежки

Мужчина с акцентом, в шапке: «Полушерстяные для мужчин и для женщин перчатки. Тянутся хорошо, подходят на любой размер руки. В ассортименте есть цвета разные, 100 рублей. Перчатки более теплые и двойной вязки, женские и мужские, с ангорой - 150 и 200 рублей. С откидными пальцами варежки и перчатки для женщин и для мужчин за 200 рублей. С обрезанными пальцами кожаные перчатки за 350.

Для холодной погоды и мороза варежки, двойная теплая вязка, изделия подходят также на любой размер руки. Разные варианты, цвета и расцветочки. За 200, 250 рублей, за 300 и за 350 рублей. Мужчинам для мороза и холодной погоды с теплым мехом внутри трикотажные и кашемировые перчатки, разные размеры.

Также есть перчатки трикотажные, кашемировые, стрейч, разные цвета и модели, и разные размеры имеются. Есть для не очень холодной весенней и для морозной зимней погоды за 200 и 250 рублей в зависимости от модели.

Для дам также удлиненные перчатки, согревающие не только ладонь руки, но и запястья. И более удлиненный вариант дамскую руку до локтя согреет. Разные модели и размеры. Есть заменитель и натуральная кожа. И демисезонные, и для морозной погоды. Мужчинам также теплые кожаные и дубленочные варежки. Теплый мех внутри, разные размеры.

Малышам перчатки и варежки, разные расцветочки, 100–150 рублей. Детишкам подросткового возраста также перчатки и теплые варежки. Детишкам от двух до шести лет также теплые варежки и непромокайки разной расцветочки.

Ну и в завершение - для сенсорных телефонов перчатки с активными кончиками пальцев. Пользуемся нашими телефонами в морозные дни, не снимая перчаток с руки. Тянется на любой размер руки. Есть и для мужчин, и для женщин. Можно качество посмотреть поближе, померить и при желании приобрести».

Королева

Текст про перчатки и варежки ближе к разговорному жанру. Появляются уменьшительные формы, которые столь характерны для русской разговорной речи («расцветочки», «детишки»), порядок слов более свободный. Исходный текст наверняка есть, но торговец от него намеренно отходит, приближая к устной речи. Очень грамотный подход.

Каплунов

Даже не знаю, что тут сказать. Аудитория широкая, товар нужный. Над текстом если и работать, то основательно, точечные ремарки тут бесполезны. Но его точно можно сделать еще более эффективным, потому что это уместный массовый товар и невысокая стоимость. Есть, правда, небольшое сомнение относительно того, что сразу много продукции предлагается. В общем, я бы хотел лично увидеть этот текст в деле.

Результат: 3 покупателя в вагоне

Абразивный поропласт «Золушка»

Очень энергичный молодой мужчина: «Уважаемые пассажиры, постараюсь не потратить это время зря. Хочу предложить вещь просто уникальную по своей простоте. Многие эту вещь знают, многие пользовались, многие спрашивают… И вот, я ее принес. Это абразивный поропласт „Золушка“. Для тех, кто знает, что это такое, одного названия будет достаточно. Для тех, кто первый раз слышит, давайте немного расскажу.

Вот такой треугольничек серого цвета является абсолютным чистящим средством. Он работает с любыми (не побоюсь этого слова - с любыми) твердыми поверхностями - такими, как чугун, металл, пластик, керамика, дерево, стекло, мрамор, гранит. Удаляет такие загрязнения, как жир, нагар, грязь, известковый налет, ржавчина, монтажная пена, краска, клей, плесень, - перечислять это можно просто до бесконечности.

Чтобы не быть голословным (я много всего наговорил), давайте я просто наглядно продемонстрирую, как „Золушка“ вообще работает. Я бы мог привести огромное количество примеров - например, очистить немного краски с этой стены. Но принес я все-таки вещь, которая более близка нашим хозяйкам, - это посуда. В данном случае это вот такая вот эмалированная мисочка. Обычная эмалированная миска, разве что сильно сгорела. Признаюсь, я специально закоптил ее для этого случая, просто обмазав подсолнечным маслом и запихнув в духовку. Ну я думаю, каждый знает, что просто так с этим нагаром уже не справиться - ни руками, ни губкой с моющим средством. Разве что стальной сеточкой, которая эту эмаль просто поцарапает. Давайте посмотрим, как с этим справится „Золушка“! Конечно, всю миску чистить я не буду - почищу здесь небольшой участок, чтоб всем было видно, как „Золушка“ работает. Начинаем чистить. Как видите, буквально несколько секунд - и нагар просто исчезает на глазах. Заметьте: я не добавлял сюда никаких чистящих средств. Чистит легко, буквально как ластик. По сути „Золушка“ и является в какой-то степени ластиком, и также со временем она стирается. Вот кто-нибудь может похвастаться тем, что стер ластик до конца? Я думаю, мало таких. „Золушки“ хватит на десятки, если не на сотню таких вот мисок. Это ни в коем случае не химия, не камень, не металл, не реагенты - это цельный материал, абсолютно безопасный для человека.

Ну, думаю, достаточно. В том месте, где я почистил нагар, обычной тряпочкой сотру - и результат налицо. Абсолютно чистая эмаль без царапин. Каждый может посмотреть, убедиться, что это настоящий нагар, а не абы что. Если появится желание, прямо здесь в вагоне можете попробовать почистить миску - мне не жалко.

Ну и пару слов о цене. На лотках и в магазинах „Золушку“ найти не так уж и просто. Однако можно найти ее в интернете, правда, цена ее будет от 150 рублей и выше плюс доставка. Я же прямо здесь и сейчас с бесплатной доставкой в любой конец вагона предлагаю вам ее за 100 рублей.

Что же еще можно почистить? Я вкратце приведу несколько конкретных примеров. Это газовые плиты, электрические, духовки (стекла духовок всегда пригорают или постоянно заляпаны жиром), старые холодильники, кафельную плитку, медь, алюминий, мельхиор, золото, нержавейку. В общем, повторюсь: стоимость „Золушки“ 100 рублей, срок годности неограничен. Желающие, спрашивайте, обращайтесь, я подробно объясню, как ей пользоваться, при желании приобретайте. Пожалуйста!»

Сарычева

Здесь вся красота не в тексте, а в демонстрации, поэтому анализировать текст бессмысленно. Когда показываешь продукт в работе, это всегда сильнее слов. Наверняка большинство зрителей даже не особо слушали, что говорит торговец. Они просто засмотрелись на представление и захотели купить поропласт. Но все же здорово, что торговец предупредил о покупке поропласта в интернете: он не скрывает, что товар можно купить еще где-то, но при этом тут же говорит о преимуществе покупки у него.

Торговец поропластом - в более выгодном положении, чем коллеги. Продемонстрировать ледоходы в деле в электричке невозможно, а здесь торговец прямо в вагоне показывает волшебство, и люди верят.

Даллакян

Человек начинает заход с прелюдий: вместо того, чтобы привлекать, эти прелюдии, наоборот, выключают внимание. Начинать надо сразу с дела, причем с какого-то якоря, который бы цеплял внимание. Но потом быстро исправляется, называя свою вещь уникальной и простой, - это заинтересовывает. Постоянные отсылочки к мысли, что люди, которые пользовались этим, любят, знают, и им не надо ничего рассказывать. Он привлекает в качестве opinion-лидеров некую несуществующую, может быть, аудиторию, но, по его словам, как будто миллион человек этим попользовались.

Эта презентация не несет в себе чего-то уникального. Главный фактор, почему этот продавец является успешным, - демонстрация. Конечно, одна картинка стоит тысячи слов: если бы он ничего не показал, а только говорил, у него бы вряд ли что-то кто-то купил, как у предыдущих продавцов. Здесь же главное то, что он демонстрирует. Он хорошо проводит связь с реальностью, презентует товар в условиях, не отдаленных от людей, а говорит, что может даже отскрести краску с конкретной стены. Это дает ощущение настоящести, люди чувствуют сопричастность, а это одно из главных принципов маркетинга - вовлечь.

Здорово предвосхищает опасения покупателей, говоря, что это не камень и не металл, не реагент и не химия - все самые страшные вещи, которые есть в сознании домохозяек. Продавец сразу говорит, в чем его преимущество как продавца, - в том, что он продает дешевле. Он рекламирует не только свой продукт, но и свое предложение. Это правильный подход. Ведь многие могут просто посмотреть презентацию, приехать домой, непосредственно столкнуться с проблемой подгоревшей посуды и только тогда вспомнить о товаре, залезть в интернет и купить.

Это лучшая презентация. Ее делает лучшей демонстрация, вычленение преимущества себя как продавца и то, что общая канва максимально приближена к реальности клиентов-пассажиров: он находится здесь и сейчас в той же среде, что и потребители.

Результат: 6 покупателей в вагоне

Приспособления для кухни

Мужчина средних лет: «Простая в применении лопатка-щипцы. Они сочетают в себе четыре предмета: лопатку, ножик, ложку и щипцы. Рекомендовано для работы с любыми антипригарными или керамическими покрытиями. В отличие от деревянных аналогов, не впитывает сильно запах или жир. Кроме того, зубчатую сторону лопатки можно использовать в качестве ножа. Она легко разрежет любую выпечку или запеканку. И трансформируя лопатку в щипцы, вы сможете порционно подавать блюда к столу. Хорошо моется, имеет пищевой допуск, температуру плавления до 250 градусов. Город-производитель - Санкт-Петербург, стоит 100 рублей.

И второе предложение - рыбочистка. С ее помощью вы можете почистить замороженную рыбу. Зубья, расположенные по кругу, обеспечат вам качественную чистку. Чешуя чистится быстро и не разлетается по сторонам, кожа у рыбы остается неповрежденной. Пораниться при работе практически невозможно. Город-производитель - Москва, стоит 80 рублей. Кто чем заинтересовался, зовите».

Каплунов

Я думаю, стоит переоформить описательную часть в «вы»-стиле: «…также вы можете использовать зубчатую сторону лопатки в качестве ножа и легко разрезать любую выпечку или запеканку. А потом достаточно сделать вот так (щелчок) и лопатка превращается в щипцы, с помощью которых вы эффектно подадите блюдо к столу» - это черновая заготовка, которую тоже можно докручивать до словесного блеска, если досконально изучить продукт. Даже не знаю, насколько целесообразно сообщать, что этот чудо-прибор изготовлен в Санкт-Петербурге…

По рыбочистке уже лучше, но я бы подал это мягче, например, вот такая черновая заготовка: «А еще новый хит для тех, кто любит рыбу: посмотрите, какая красивая рыбочистка, с ее помощью вы сможете легко почистить даже замороженную рыбу. Зубья располагаются по кругу, что позволяет быстрее и легче чистить рыбу: чешуя не будет разлетаться по сторонам, а кожа останется неповрежденной. У вас потом еще будут спрашивать, как это удалось настолько красиво почистить рыбу».

Королева

Тексты о монетах и о приспособлениях для кухни чем-то похожи стилистически. Я бы даже не исключила того, что у них один автор. Причастные и деепричастные обороты («трансформируя лопатку в щипцы», «расположенные по кругу»), страдательный залог («были выпущены») указывают на то, что текст изначально был именно написан, а не произнесен вслух, причем написан грамотно.

Результат: 1 покупатель в вагоне

Книги

Мужчина и женщина в черных куртках: «Доброго пути, хорошего настроения, приятной поездки! Меня зовут Роман. Мы представляем московское книжное издательство, хочу представить вашему вниманию небольшую коллекцию книг.

По традиции начну с „Азбуки“, благодаря которой вы научитесь легко и просто читать по слогам. Не менее интересная книга „Веселая география“ Андрея Усачева. С этой книгой ваш ребенок будет путешествовать по всей планете. Также дошкольная энциклопедия - это полная пошаговая подготовка к школе, начиная от азбуки и заканчивая выбором профессии. Ну и конечно, книги подарочного варианта для взрослых. Это одна из книг серии „Православные иконы“, книга выполнена в твердом переплете, сюда вошли иконы пресвятой Богородицы, Иисуса Христа, Михаила Архангела, также есть их подробное описание: кто когда написал, где находится. И конечно же, не менее интересная книга - роман Михаила Булгакова „Мастер и Маргарита“. Сюда включены главы, которые ранее никогда не издавались. Ну и в завершение по нашей традиции, как вы просили, книги небольшого формата. Это книги Александра Сергеевича Пушкина (стихи, поэзия) и английского писателя Уильяма Шекспира (сюда вошли такие произведения, как „Ромео и Джульетта“, „Гамлет“, „Двенадцатая ночь“, а также 54 сонета). Есть у нас, конечно же, и большие раскраски. Желающие посмотреть, обращайтесь, спрашивайте! Мы расскажем более подробно».

Сарычева

Устная речь сложнее письменной. В устной речи нужно на ходу составлять предложения, подбирать слова и стараться не сказать глупость перед аудиторией. У торговца книгами получается здорово.

Он интересно привлекает внимание аудитории. Вместо скучного «Уважаемые пассажиры», он желает хорошего настроения. К тому же он представился. Теперь его удобно подозвать, чтобы купить книгу. Роман предлагает книги для разной аудитории: детские, религиозные, классическую прозу и поэзию. Так он повышает шанс охватить больше людей.

Он классно рассказывает о детских книгах, с пользой для читателя: по «Азбуке» вы научитесь быстро читать, а с «Веселой географией» ребенок будет путешествовать по всей планете. Забавно только, что он говорит «вы научитесь читать», а не «ребенок».

Чтобы улучшить эту речь, я бы повыбрасывала из нее обороты, которые ничего не говорят аудитории: «по традиции», «как вы просили». Вряд ли конкретно эти люди просили книги небольшого формата. Еще можно выкинуть то, что зрители и так видят: «выполнена в твердом переплете» или «книги небольшого формата». Лучше сказать, чем это полезно: книга умещается в карман, ее можно брать с собой и читать по дороге на работу.

Даллакян

Представился. Это интересный факт. То есть он сразу хочет настроить межличностную коммуникацию с людьми. Слабый заход «По традиции начну» - бла-бла-бла, ничего не значащие слова. Сказал «Азбука», но не сказал ни одного ее преимущества, хотя мог бы сказать, например, что это уникальная азбука, сделана с расчетом на эмоциональное вовлечение детей и так далее. Это же касается книги Усачева - не говорится ничего толкового о том, почему эта книга стоит внимания.

Забавно, что эксплуатируют тренд на религиозность людей, предлагая книжку «Православные иконы». Чувствуют рынок. Наверное, самое интересное предложение - это «Мастер и Маргарита». Большинством любимый роман с уникальным предложением - это главы, которые никогда до этого не издавались. Странно, что про текущий хит продаж - большие раскраски для взрослых - он сказал вскользь. Я бы на его месте продавал только их и рекламировал бы только их. Его ошибки: предлагает большой ассортимент, не выделяет преимущества. Нужно рассказывать о преимуществах одного продукта.

Результат: 0 покупателей в вагоне

Ручная тесьма для подрубки брюк

Мужчина в вязаной шапке: «Уважаемые пассажиры, к вашему вниманию предлагается уникальная вещь под названием „ручная тесьма“ для лучшей подрубки штанов спортивных, брюк, юбок, платьев. Шить здесь не нужно ничего, просто покажу на примере. Край любой ткани, как обычно, загнули, ленту водой смочили (у нее есть две стороны - белая и черная). Кладем белой стороной, горячим утюгом без тряпки по мокрой ленте утюжим досуха. Когда она высыхает, получаем отличный результат - и не надо шить. Такая лента выдержит любую стирку: воды она не боится. Брюки под низом не протираются. Одной упаковки хватит на пару брюк, в наличии есть пять цветов. Кто заинтересовался, спрашиваем».

Даллакян

Такую продукцию нужно продавать тем, кто только недавно купил брюки. Людям, которые едут в своей старой одежде, у которых проблема длины брюк давно решена, конечно, не нужно ничего, о чем говорит этот человек. По сути, для них это шум. Наверняка он демонстрирует, как эти подрубки работают, но потребность не актуализирована здесь и сейчас: он не смог связать результат продукта с ситуацией, в которой он находится. Если бы он сказал: «Посмотрите на ваши брюки. Видите капли грязи?» - все бы посмотрели. Тогда он бы продолжил: «А этого можно избежать путем правильного подгиба длины. Какая у вас длина?» - все бы опять посмотрели. Он: «Длина должна быть до середины каблука, а у вас до земли достает. Вам в первую очередь это нужно». Такая коммуникация бы больше продавала.

Сарычева

Тоже хорошо рассказано. Ощущение, что торговец уже много раз отвечал на вопросы об этом товаре, а теперь включил ответы в свой текст. Это слова, что тесьма выдерживает стирку, брюки не протираются, упаковки хватает на пару брюк, есть пять цветов. Сложно получилось только с описанием процесса. Я читала, и то мне было трудно все это представить, а на слух это еще сложнее. Я бы сократила этот кусок буквально до слов «смачиваете ленту водой, прикладываете к краю брюк и проходитесь горячим утюгом».

Результат: 0 покупателей в вагоне

Говорящий хомяк

Бойкая женщина в пуховике: «Хорошей дороги, хорошего настроения! Позвольте продемонстрировать игрушку, которая одинаково понравится как взрослым, так и детям. Как мальчишкам, так и девчонкам. Это говорящий хомяк. Этот хомяк не просто все повторяет, он еще и при-тан-цо-вывает! Ну и самое важное - цена у нас на эту игрушку не заоблачная. (Хомяк повторяет.) Не 700, не 800 рублей, как в магазинах и интернет-магазинах (хомяк повторяет), а только 350 рублей, что в два раза дешевле (хомяк повторяет). Ну и добавлю, что другие музыкальные игрушки также появились в продаже по 650 рублей. Каждую игрушку на месте обязательно вам проверю и упакую в вот такую красивую упаковку. Кто меня услышал и кто желает порадовать своих малышей, приобрести говорящего хомяка или другую игрушку по выгоднейшей цене, - спрашивайте, и я к вам подойду».

Каплунов

Отказываюсь давать комментарий к этому фрагменту: вообще негативно отношусь к продаже детских игрушек в метро и электричках. Только в магазинах и у хороших производителей. Это дети.

Королева

Я оценила начало («хорошей дороги, хорошего настроения»), которое соответствует веселому товару. В этом тексте явно много импровизации, отходов от написанного или заученного текста, здесь больше разговорных конструкций. Языковое чутье подсказывает продавцу, что о говорящем хомяке нельзя говорить формально! В общем, если бы я и не купила этого хомяка, то уж точно вышла бы из вагона с хорошим настроением.

Результат: 0 покупателей в вагоне

Мини-чайник, фартуки и электросушилки

Пожилой мужчина невысокого роста: «Доброе утро, уважаемые пассажиры! Сегодня вашему вниманию предлагается очень удобный компактный мини-чайник „Малыш“. Вода в нем моментально закипает в течение двух минут. Его очень удобно брать на работу, на дачу, на отдых, в больницу и так далее. Цена - 150 рублей.

Также вашему вниманию предлагаются фартуки хозяйственные. В продаже имеются клетчатые и круглые скатерти, электросушилки для обуви. Также в продаже имеются лечебные пояса и наколенники. Кто заинтересовался - пожалуйста».

Каплунов

Продукт хороший и потенциально интересный, но маловато выгод. Я бы предложил так: «Посмотрите на этот великолепный чайник „Малыш“. Благодаря его миниатюрным габаритам вы можете его брать с собой на работу, на дачу, в больницу и на отдых. Вмещает столько-то литров, это столько-то чашек кофе или чая. Всего две минуты, и вода закипает». После озвученного текста есть вопросы: от чего он питается, как обслуживается, как шумит и так далее. Я бы узнал обо всех опциях товара и усилил общий список выгодных характеристик. А вторая часть предложения вообще непонятна. Такие ходовые товары нуждаются в отдельной презентации, а не простом упоминании.

Королева

Текст прекрасный своей лаконичностью. Ничего лишнего, но есть вся необходимая информация. Тут продавец явно не отходит от исходника, возможно, даже сокращает его. И опять-таки, все очень грамотно.

В поездах пригородного сообщения хотят ввести полный запрет на торговлю. Также оператору пригородных электричек передадут право самостоятельно удалять нелегальных продавцов - сотрудники получат фото- и видеоустройства, чтобы фиксировать факт торговли в поезде. Столичный департамент транспорта разрабатывает соответствующую законодательную инициативу, которую затем направит в Министерство транспорта. Об этом «Извес­тиям» рассказал первый заместитель руководителя департамента транспорта Москвы Гамид Булатов. Эксперты опасаются, что полный запрет на торговлю в электричках лишь увеличит число нелегальных предпринимателей.

В настоящее время юристы департамента занимаются изучением юридической практики и подготовкой текста документа. Предполагается, что изменения будут вноситься в ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» и приказ Минтранса № 473 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров, багажа железнодорожным транспортом». Направить официальные документы в Минтранс столичные власти планируют осенью.

Изначально департамент транспорта в качестве одной из мер борьбы с нелегальной торговлей планировал составить список продуктов, разрешенных для розничной продажи в электричках, но затем столичные власти пришли к выводу, что эффективнее будет ввести полный запрет на торговлю в электричках 6000-й нумерации («зеленые» электрички, которые составляют примерно 80% от всех поездов пригородного сообщения).

В ходе обсуждения вопроса с профильными ведомствами и департаментами мы пришли к выводу, что для повышения уровня комфортности в поездах необходимо ввести полный запрет на торговлю в обычных электропоездах (6000-й нумерации), - пояснил Гамид Булатов. - В часы пик наполняемость электричек достигает 150%, а по отдельным направлениям - 180–200%.

В этих условиях продавцы создают неудобство пассажирам. Кроме того, продукция, которой они торгуют, может быть несоответствующего качества и представлять опасность для потребителей - продолжает Гамид Булатов.

Булатов добавил, что вводимый запрет на торговлю в поездах не лишит пассажиров возможности перекусить в дороге - пассажиры могут купить продукты на вокзалах, где есть кафе, аппараты и киоски, работающие абсолютно легально.

Официальный запрет на торговлю все равно могут пытаться обойти нелегальные продавцы. При этом даже сейчас, когда торговать разрешено, поймать их крайне сложно, поскольку удалить таких пассажиров-предпринимателей могут только сотрудники полиции, которых физически не хватает для каждого состава. В связи с этим столичные власти настаивают на необходимости передать перевозчику полномочия по выдворению нелегальных торговцев.

Сейчас прорабатывается возможность наделения сотрудников и представителей перевозчика полномочиями удалять из поездов тех продавцов, которые работают там нелегально. Это будет организовано на основе фото- или видеофиксации с последующей передачей информации в правоохранительные органы для дальнейшего разбирательства, - пояснил Булатов. - Также сейчас совместно с сотрудниками внутренних дел в электропоездах проводятся регулярные рейды.

В настоящее время торговля в электропоездах пригородного сообщения никак законодательно не урегулирована. При этом штраф за торговлю «вне специально отведенных для этого мест» для физических лиц составляет до 5 тыс. рублей, для должностных - до 10 тыс. рублей, для юридических - до 200 тыс. рублей. Если нарушение совершается повторно, штрафы для юрлиц возрастают до 500 тыс. рублей.
В пресс-службе Минтранса «Известиям» пояснили, что они готовы рассмотреть предложение от столичных властей.

Если в результате проработки этого вопроса возникнет необходимость внесения соответствующих изменений в Правила перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, Минтранс будет готов рассмотреть такое предложение, - сказали в пресс-службе.

В Центральной пригородной пассажирской компании (ЦППК), которая является основным оператором подмосковных электричек, подтвердили, что участвуют в подготовке законопроекта совместно с департаментом транспорта.

ОАО «Центральная ППК» выступает за исключительно легальную торговлю и только в экспрессах (комфортных поездах 7000-й нумерации). Ранее компания обращалась в органы государственной власти с инициативой ввести штрафы за нелегальную торговлю с целью урегулировать эту деятельность в пригородных поездах. На данный момент разрабатывается соответствующий законопроект, - рассказали в пресс-службе.

В ЦППК пояснили, что в июле 2014 года компания приняла решение об остановке торговли в обычных электричках, оставив торговлю только в экспрессах. Несмотря на запрет жалобы на нелегальных продавцов все равно продолжают приходить.

В 2014 году пассажиры направили 134 жалобы на нелегальную торговлю в поездах, за I квартал 2015-го - 29 обращений, - отметили в ЦППК. - Несмотря на получение жалоб, компания не имеет прав для удаления из поезда нелегальных торговцев, полномочиями для этого располагает полиция. В свою очередь, сотрудники ЦППК передают в полицию информацию о фактах несанкционированной торговли.
Сейчас в экспрессах официальной торговлей занимается одна организация - Железнодорожная торговая компания. В поездах работает около 50 продавцов, которые торгуют горячими и холодными напитками, чипсами, орехами, шоколадом, мороженым и товарами бытового назначения (ручки, карандаши, фонарики).

Глава департамента торговли и услуг Алексей Немерюк назвал предложение о введении полного запрета на торговлю разумным решением.
- Мы поддерживаем инициативу коллег, потому что считаем, что в электричках не должно быть никакой торговли. Во-первых, встает вопрос о происхождении этих продуктов, а во-вторых, в случае возникновения нештатных ситуаций продавцы со своими сумками и тележками могут заблокировать проходы и мешать эвакуации пассажиров, - считает Немерюк.

По оценкам экспертов, сейчас 90% торговли в электричках носит нелегальный характер - около 2 тыс. продавцов торгуют «на ходу» неофициально. Годовой оборот несанкционированной торговли в электричках Московского транспортного узла составляет 300–500 млн рублей. Специалисты прогнозируют, что запрет на торговлю в электричках приведет к росту нелегальных продавцов.

На практике нелегальный бизнес обычно вытесняют за счет предоставления легальных услуг. Эффективность процесса по борьбе с несанкционной торговлей в разы повышается, когда есть конкуренция с легальными товарами, в качестве которых потребители не сомневаются, - считает Константин Трофименко, директор центра исследований транспортных проблем мегаполисов при ВШЭ.

Руководитель комитета по вопросам потребительского рынка московского отделения «Опоры России» Сергей Рак тоже полагает, что запрет спровоцирует еще больший поток нелегальных продавцов.

Спрос со стороны пассажиров на торговлю в электричках все равно существует, поэтому полный запрет не сможет искоренить нелегальных продавцов, - говорит Рак. - Однако я полностью согласен с тем, что необходимо навести порядок с торговлей «на ходу». Пассажиры должны быть уверены, что продавцы, у которых они приобретают продукцию, имеют на это разрешение, у них есть медицинская книжка и т.д.

По мнению председателя Союза пассажиров Кирилла Янкова, полностью запрещать торговлю нельзя, стоит ограничить и упорядочить список продуктов.
- Есть ряд товаров, без которых пассажирам трудно обойтись во время поездки, например прохладительные напитки и газеты. Их продажу необходимо оставить, - считает Янков.

При этом эксперт отметил, что существует специальное подразделение - транспортная полиция, которая и должна заниматься выявлением нелегальных продавцов.

Это специально обученные люди. На мой взгляд, логичнее увеличить штат транспортной полиции, чем передать полномочия перевозчику, - сказал он.

В свою очередь, руководитель департамента исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий Владимир Савчук полагает, что пассажиры не пострадают от введения запрета на торговлю в электричках.
- Во-первых, я полагаю, что эта инициатива стала ответом на поступающие от граждан жалобы на нелегальную торговлю. К тому же отсутствие постоянных криков и навязывания своей продукции только повысит комфортность поездки, - считает Савчук.

Иллюстрация: Аля Хафизова

По разным данным, число мелких дельцов в подмосковных электричках варьируется от двух до пяти тысяч человек. Хотя власти пытаются бороться с этим бизнесом, пассажиры пригородных поездов встречаются с ним ежедневно..

Лица на краю платформы

Станция Мытищи Ярославского направления Московской железной дороги. Промозглый полдень легким туманом окутывает фигуры четырех женщин, стоящих у самого края четвертой платформы, будто отделяя их от остальных пассажиров. Фигуры курят, смеются, обсуждают прошедшее 8 Марта и поглядывают на часы.

Рядом с ними – огромные баулы. На спине у одной из женщин болтается чехол с музыкальным инструментом. На поясе у другой – что-то вроде динамика. Провод от него кончается дешевым микрофоном, который прикреплен в районе шеи. Такие были у московских гидов лет десять назад.

Но они не гиды и едут в Москву не по личным делам. Они даже не собрались в поход, в чем не особо успешно будут убеждать меня чуть позднее. Эти женщины занимаются тяжелым и малоприятным трудом: они торговки всякой всячиной в пригородных электричках.

Лица у женщин разные: возраст, необразованность, наглость и какая-то первородная доброта сочетаются здесь в неодинаковых пропорциях. Но их роднит усталость от жизни, пьянства, ненадежных мужчин и общей неустроенности (теперь, кажется, навсегда). Через минуту подойдет электричка – и все это растворится в ленивом безразличии пассажиров: вместо лиц торговок останутся только надреснутые, хабалистые голоса.

Счастливые часы

Рабочий день начался несколько часов назад. Те, у кого товар остался со вчерашнего дня, приехали сразу на станцию Мытищи, где собираются все, кто торгует на Ярославском направлении. Те, кто закупался утром, успели съездить на оптовые базы на Каланчевке.

Покупать нужно именно там: местный бригадир Лешка по прозвищу то ли Добролет, то ли Доброхот (к единому мнению собеседницы корреспондента сайт так и не пришли) – человек серьезный и держит дело в ежовых рукавицах. Хотя на разных направлениях есть свои особенности, принцип один и тот же: приходишь на базу, закупаешь товар у бригадира или знакомых бригадира, едешь работать. Бригадиру идет процент с выручки – не менее 30.

Сама торговля начинается после утреннего часа пик. "Счастливые часы" наступают сразу после того, как основная масса проедет по маршруту "работа – дом" или обратно. Заработать за день можно до трех – пяти тысяч рублей грязными, но это заработки настоящих профи, новичкам таких денег не заработать.

Те же цифры озвучивают и на станции Царицыно. "Царики", или "Цари", – такой же пункт сбора, только уже Курского направления. На вокзалах торговцы не собираются, там гоняют.

Моя собеседница работает на Курской ветке несколько лет. Здесь ей "даже нравится", потому что "ниже конкуренция": коробейников действительно меньше, чем на "трехвокзальных направлениях".

– Лишних людей здесь нет, – рассказывает торговка. – Я работаю время от времени, зависит от моего мужчины: если у него есть деньги, я не работаю.

– Но это же не лучшая работа… Столько грязи, швали вокруг, вы же женщина, – говорю я.

– Воровать я не согласна. А проституткой быть не могу из моральных принципов. Вот ты пойдешь на склад за семнадцать тысяч работать?

– Но есть же образование, можно по специальности работать…

– Образование! Вообще, у меня много специальностей, – торговка начинает пересказывать мне свой длинный трудовой путь: кроме складов, она учила детей и написала обзор для журнала "Авторевю". Она глядит на меня веселым, задорным взглядом и объясняет, что я неправильно работаю:

– Нельзя говорить, что ты журналист. С тобой не будут говорить. Если кто узнает, потом не дадут торговать ведь. Ты лучше скажи, что работу ищешь. Хотя с таким еврейским лицом…

Действительно, мне никто так и не поверил. Женщины с Ярославской ветки послушали мои уверения в том, что я безработный студент, и посоветовали мне играть на гитаре. На худой конец – просить милостыню беженцем с Донбасса. "Сейчас им хорошо дают", – уверяли они.

Согласно статье 14.1 КоАП Москвы о запрете торговли в неустановленных местах физическое лицо может быть оштрафовано на сумму от двух до пяти тысяч рублей. Аналогичная статья в законе Московской области предусматривает штраф для продавцов в размере от 4 до 5 тысяч рублей.

Как пояснили в ЦППК, на данный момент РЖД не дает разрешений на торговлю в 6000-х маршрутах (т.е. обыкновенных электричках)..

Музыканты и попрошайки

Электричка мерно летит к Купавне, где, по словам еще одного собеседника, живет Тигран, один из бригадиров Горьковского направления.

– Добрые, милые люди! Простите, что обращаюсь к вам такой молодой, – голос с легким кавказским акцентом сдавлен болью и стыдом. – Моему сыночку срочно требуется операция. Мы переселенцы, приехали с Украины, сыну попал снаряд. Денег на лечение добиться у российских властей не можем, дома тоже никому не нужны, – голос становится все выше, почти переходя в рыдания.

Они идут по вагону, то и дело преклоняя головы, – худой, небритый кавказец с каким-то документом в руке и мальчик лет семи-восьми.

Деньги дают хорошо – наверное, каждый третий. Стоит им уйти, как тут же, только с другой стороны, появляются два музыканта: седой гитарист и молодой вокалист. Гитара плачет в такт молодому: "Очарована, околдована, с ветром в поле когда-то повенчана…"

– Веселых песен в электричках не поют, особенно под гитару, лучше уж что-нибудь душевное, чтобы проняло, – объясняет мне певец, пока он курит в тамбуре. – Вот если б попрошайка не подрезал, заработали бы хорошо.

– Что значит "подрезал"?

– Он залез на нашу электричку с другого конца и подчистил все. Так не делают. Дальше пойдем, где он прошел, – уже ничего не соберем.

– А так сколько получается?

– Рублей семьсот с электрички. У попрошаек побольше. Особенно у тех, которые с детьми.

Музыканты уходят, поезд останавливается в Купавне. Тигран должен быть в палатке с фруктами, рядом с перроном, но фруктов нет: у закрытого павильона молодая девушка продает тюльпаны. Я говорю ей, что ищу работу у Тиграна. Она уходит в павильон и возвращается через минуту с пожилым армянином. Тот внимательно слушает мою байку про безработного студента, которому удобно работать в электричке, оценивающе разглядывает и говорит, что работы сейчас нет:

– Сам не знаю, что делать, брат. Павильон даже закрыл, такое время. Менты гоняют, конкуренты гоняют.

Тигран считает, что бизнес в электричках нужен – люди искали работу, и они ее находили: "каждый занимается тем, чем может".

– Страна встала на рыночные рельсы и едет по ним. Спрос рождает предложение, как говорится. Ты же студент, должен знать. А значит, и мы будем ездить по этим рельсам, – говорит он. – Приходи через пару месяцев, летом подработаешь.