Коалиционное советское правительство было создано в. Временное правительство в России (1917)

Согласно закону о противодействии коррупции, в определенных случаях для трудоустройства лица, которое ранее занимало должность государственной или муниципальной службы, нужно согласие специальной комиссии - по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов. Поэтому если бывший высокопоставленный чиновник нашел себе новую работу, в том числе, по совместительству, он обязан обратиться в одну из таких комиссий (на федеральном или региональном уровне). Разрешение комиссии также понадобится, если планируется заключить стоимостью более 100 тысяч рублей в месяц.

Подробнее, как проходят заседания, сколько они длятся, как принимаются решения, желающие могут почитать в Указе Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 г. N 821. Но в большей степени работодателя эти все процедуры не касаются. Ему важно, чтобы работник вовремя уведомил о прежней государственной или муниципальной службе. В противном случае трудовой договор или договор ГПХ придется аннулировать.

Что должен сделать будущий работодатель?

Правила для организаций, которые готовы принять на работу бывшего госслужащего, прописаны в:

  • Федеральном законе от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;
  • Постановлении Правительства РФ от 21.01.2015 N 29 «Об утверждении Правил сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации»;
  • а теперь еще в Методических рекомендациях Минтруда по вопросам соблюдения ограничений, налагаемых на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора с организацией.

Исходя из этих документов, предлагаем пошаговую инструкцию, как действовать будущему работодателю.

  1. Уточнить, нужно ли на трудоустройство разрешение специальной комиссии. Сделать это необходимо следующим образом:
    • Проверить, какую должность на государственной или муниципальной службе занимал будущий работник. Это можно сделать с помощью данных из трудовой книжки.
    • Определить, распространяются ли ограничения по трудоустройству на нового работника, исходя из норм Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2010 г. N 925 и Указа Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 557. Если должность там указана, не стоит оформлять трудовые отношения с гражданином до тех пор, пока он не получит согласие специальной комиссии.
    • Выяснить, входили ли в обязанности будущего работника функции государственного, муниципального (административного) управления организацией. К таковым относятся полномочия по приему обязательных для исполнения решений по кадровым, организационно-техническим, финансовым, материально-техническим или иным вопросам в отношении данной организации, в том числе решения, связанные с выдачей разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) отдельных действий данной организацией, а также полномочия по подготовке проектов таких решений. Если входили, не заключать никакой договор о сотрудничестве, пока не будет получено официальное разрешение от специальной комиссии.
  2. Дождавшись разрешения, заключить договор с новым сотрудником.
  3. Уведомить бывшего работодателя о трудоустройстве гражданина либо заключении с ним договора ГПХ. Это делается в течение 10 дней со дня заключения договора в следующих случаях:
    • Если было получено соответствующее разрешение из комиссии;
    • Если с момента увольнения гражданина прошло менее двух лет;
    • Если оплата по договору ГПХ превышает 100 тысяч рублей в месяц.
  4. Согласно постановлению правительства № 29 и рекомендациям Минтруда, такое уведомление оформляется на бланке организации и подписывается ее руководителем или уполномоченным лицом, подписавшим трудовой договор со стороны работодателя либо гражданско-правовой договор. Подпись работодателя заверяется печатью организации или печатью кадровой службы (при наличии). В информационном сообщении обязательно должны быть следующие данные:
    • фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина. Если фамилия, имя или отчество изменялись, указываются прежние;
    • число, месяц, год и место рождения гражданина;
    • должность государственной (муниципальной) службы, замещаемая гражданином непосредственно перед увольнением с государственной (муниципальной) службы, по сведениям, содержащимся в трудовой книжке;
    • полное и сокращенное (при наличии) наименование организации-нового работодателя;
    • дата и номер приказа (распоряжения) или иного решения работодателя, согласно которому гражданин принят на работу;
    • дата заключения трудового договора и срок, на который он заключен. Указывается дата начала работы, а в случае, если заключается срочный трудовой договор, - срок его действия (дата и номер гражданско-правового договора, его срок, в том числе сроки начала и окончания выполнения работ (оказания услуг);
    • наименование должности, которую занимает гражданин по трудовому договору в соответствии со штатным расписанием, а также структурное подразделение организации (при наличии);
    • должностные обязанности, исполняемые по должности, занимаемой гражданином. Указываются основные направления поручаемой работы (предмет гражданско-правового договора с кратким описанием работы (услуги) и ее результата, а также стоимости работ в рублях в течение месяца).
    • Если работодатель и последнее место работы отличаются, необходимо уведомлять и одного, и другого, рекомендует Минтруд. Такие ситуации возможны в отношении руководителей территориальных органов федеральных служб или агентств, находящихся в ведении федерального министерства: решение о назначении на должность принимает министр, а служебный контракт заключается с руководителем федеральной службы или агентства.
    Важно не ошибиться и при уведомлении бывшего работодателя в случае ликвидации/реорганизации государственного или муниципального органа. Пока работает ликвидационная комиссия, уведомления надо отправлять непосредственно в упраздняемый государственный/муниципальный орган, сказано в письме Минтруда от 1 июля 2016 г. N 18-2/В-421. После завершения работы ликвидационной комиссии сведения следует направлять в орган, который является правопреемником упраздненного. Если таковых несколько (как, например, было при упразднении Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, когда функции были переданы Федеральному казначейству, Федеральной таможенной службе и Федеральной налоговой службе), то уведомление надо направить в тот орган, которому были переданы функции, на реализацию которых было направлено исполнение госслужащим своих должностных обязанностей по ранее замещаемой должности.
  5. Сохранить документы, подтверждающие отправку уведомления. Обязательно письмо надо зарегистрировать в журнале исходящей корреспонденции, затем можно сохранить квитанцию об отправке заказного письма с уведомлением либо вручить лично под подпись. Как именно отправить информацию, работодатель выбирает самостоятельно. Главное - чтобы обязанность по уведомлению была исполнена, поскольку за несоблюдение этого требования предусмотрено наказание.

Образец уведомления

Какие обязанности у бывшего работодателя?

В целом у государственного или муниципального органа, в котором раньше трудился гражданин, не так уж и много обязанностей. Если работник, занимавший должность, которая входит в список из Указа Президента № 557, уволился, и спустя 6 месяцев не сообщил о новом месте работы, бывший работодатель обязан обратиться в прокуратуру. Уже правоохранительные органы будут разбираться, чем занимается экс-чиновник.

Еще одна обязанность - реагировать на заявления бывших сотрудников о новом месте работы или заказчике, если планируется заключить договор ГПХ. В таком случае проверяется, нужно ли созывать специальную комиссию и давать разрешение на работу. Как правило, этим занимаются уже не кадровые работники, а администрация и секретариат государственного или муниципального органа.

Отметим, что Методические рекомендации Минтруда в основном повторяют требования закона о противодействии коррупции и Постановления правительства №29. Как говорят сами чиновники, они были выпущены для формирования единообразного подхода выполнения законодательства.

Проректор РАНХиГС Дмитрий Буташин подчеркивает, что российский Минтруд не придумал ничего особенного: подобная практика информирования о трудоустройстве бывших государственных управленцев предусмотрена во многих странах. В России она тоже действует давно, но сейчас контроль ужесточается.

По данным Минтруда, ограничения на трудоустройство фактически затрагивают не так уж много чиновников - порядка 10 тысяч человек по всей стране. Это только те лица, на трудоустройство которых потребуется получить согласие спецкомиссии. Всего же, согласно официальной статистике, в федеральных государственных органах трудится 38 тысяч человек, а в регионах - еще 685 тысяч служащих. Конечно, не о каждом, но о большинстве из них власть хочет четко знать, кто и чем занимается.

Для тех предпринимателей, кто откажется сотрудничать, предусмотрена административная ответственность. В частности, согласно статье 19.29 КоАП РФ за привлечение к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора действующего или бывшего государственного или муниципального служащего с нарушением требований закона о противодействии коррупции и статьи 64.1 ТК РФ штраф:

  • для граждан составляет от 2 до 4 тысяч руб.;
  • для должностных лиц - от 20 до 50 тысяч руб. (в данном случае необходимо будет доказать, что конкретный работник является лицом, на которого законом возложена обязанность по сообщению о заключении трудового договора с бывшими государственными или муниципальными служащими);
  • для организаций - от 100 до 500 тысяч руб.

Наказать могут за неуведомление о заключении трудового договора или договора ГПХ, а также за нарушение срока направления соответствующей информации. Кроме того, привлечь к ответственности могут за заключение соглашения о сотрудничестве без согласия специальной комиссии.

При этом важно помнить, что Верховный суд РФ запретил признавать виновным работодателя, который не знал о замещении гражданином в течение двух последних лет должности на государственной или муниципальной службе. В Обзоре судебной практики по делам о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 19.29 КоАП РФ, утвержденном Президиумом ВС РФ от 30.11.2016, сказано, что такие сведения работодатель получает из трудовой книжки. Если соответствующих записей нет, значит, сведений у него не было и наказывать его за нарушение закона нельзя.

Еще один важный момент. Согласно тому же Обзору, если бывший госслужащий трудоустраивается в учреждение, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы, то у нового работодателя не возникает обязанности информировать о сотрудничестве с бывшим государственным или муниципальным служащим. По мнению судей, такое трудоустройство или заключение договора ГПХ «не связано с коррупционными рисками и не может повлечь коллизии публичных и частных интересов с прежней занимаемой должностью на государственной (муниципальной) службе».

Как расторгнуть трудовой договор?

Если по каким-то причинам организации придется расторгнуть трудовой договор, важно правильно оформить соответствующую запись в трудовой книжке. На каком именно основании расторгать договор? Один из вариантов - на основании пп. 11 ч. 1 статьи 77 ТК РФ - «нарушение установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы».

Пример заполнения

Если, по разным причинам, после заключения трудового договора появилось уведомление спецкомиссии о несогласии на работу, кадровик должен вписать в качестве основания для расторжения трудового договора абз. 5 ч. 1 ст. 84 ТК РФ - «заключение трудового договора в нарушение установленных Трудовым кодексом РФ, иным федеральным законом ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности».

Наличие судимости накладывает на человека некоторые ограничения, в том числе и при трудоустройстве на опредёленные должности или объекты с повышенным уровнем секретности. Ограничения будут действовать до погашения или снятия судимости.

Сроки действия судимости

Мнение эксперта

Андрей Леру

Так, погашение судимости происходит автоматически:

  • через год после назначения наказания, не связанного с лишением свободы и через 6 месяцев, если на момент совершения преступления осуждённый был несовершеннолетним;
  • через 3 года после отбытия наказания за преступления лёгкой и средней тяжести и через 1 год, если преступление совершил несовершеннолетний;
  • через 8 лет после отбытия наказания за тяжкие преступления и через 3 месяца для совершивших преступление в несовершеннолетнем возрасте;
  • через 10 лет после отбытия наказания за особо тяжкие преступления и через 3 месяца для совершивших преступление в несовершеннолетнем возрасте.

Допускается досрочное снятие судимости по ходатайству лица отбывшего наказания при наличии положительных характеристик. Не будет считаться судимым лицо, хотя и совершившее преступление, но освобожденное от наказания:

  • по акту амнистии;
  • в силу истечения срока давности привлечения к уголовной ответственности.

Таким образом, работодатель может отказать в приеме на работу судимому только в срок действия судимости и только в пределах требований по несудимости к определённой должности либо к определённой сфере деятельности. С момента погашения судимости или её снятия любой отказ в трудоустройстве будет считаться противозаконным, если только закон не содержит прямого указания об обратном.

Когда судимость действительно является препятствием

В соответствии с Конституцией, все имеют право на труд. Тем не менее, лица, скомпрометировавшие себя уголовной судимостью в прошлом, в соответствии с рядом федеральных законов не могут быть приняты на определенные должности. Следует заметить, что только прямой запрет, установленный законом на особые виды трудовой деятельности, является препятствием для трудоустройства на конкретную работу – во всех иных случаях, отказ в трудоустройстве из-за имеющейся судимости является незаконным. С точки зрения закона, отбытое наказание уже отбыто, и точка.

Мнение эксперта

Андрей Леру

Стаж более 15 лет. Специализация: договорное право, уголовное право, общая теория права, банковское право, гражданский процесс

Так, ст. 331 Трудового кодекса РФ устанавливает запрет на занятие педагогической деятельностью для лиц, имеющих непогашенную и не снятую судимость за совершение преступлений:

  • против жизни и здоровья, свободы граждан;
  • против чести и достоинства граждан;
  • совершенных на сексуальной почве;
  • против несовершеннолетних лиц;
  • против общественной нравственности и безопасности.

Постановление ВС РФ «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации» также содержит ограничение, в соответствии с которым граждане, имеющие судимость или имевшие её в прошлом, не могут быть приняты на службу в органы МВД. Аналогичное ограничение содержится в нормативно-правовых актах, регулирующих следующие виды трудовой деятельности:

  • службу в ФСБ;
  • воинскую службу;
  • службу в таможне;
  • работу в прокуратуре;
  • работу в судебных органах;
  • работу в авиации;
  • адвокатскую деятельность;
  • аудиторскую деятельность;
  • и другие профессии.

Список ограничений для людей с судимостью гораздо больше, чем приведен выше, соответственно, прошлая судимость, а тем более, имеющаяся ныне неснятая или непогашенная судимость при приеме на работу несколько ограничивает выбор профессии.

Прежде всего, такие ограничения касаются государственных или близких к ним служб, где предполагается ответственность работника в большей мере, чем на прочих работах, а кандидат с темным прошлым не может рассчитывать на такое же доверие, какое имеют люди без судимости.

Следует заметить, что ограничения также касаются большинства избирательных должностей вроде депутатов, членов государственных квалификационных комиссий, членов арбитражей и, конечно, должности Президента страны.

Как оспаривать неправомерные отказы в работе

В соответствии со ст. 65 ТК РФ, установлен перечень документов, необходимых для оформления трудового договора. Ни один работодатель не имеет права требовать от трудоустраивающегося документы, не входящие в вышеуказанный перечень. Пункт 6 данной статьи устанавливает, что истребование справки о судимости допускается только в случае трудоустройства на работу, не позволяющую исполнять ее при наличии судимости в силу требований закона.

Если же предполагаемая работа не связана с деятельностью, для которой установлены законодательные ограничения касаемо судимости, то требование предоставить справку – незаконно. О таком нарушении можно пожаловаться в Федеральную службу по труду и занятости (http://www.rostrud.ru), отправив соответствующее письмо с уведомлением, по результатам которого в отношении работодателя могут быть приняты меры и выдано предписание об устранении нарушения вашего трудового права. Бывают и ситуации, когда справку не требует, но зато просят заполнить анкету, в которой содержится вопрос о судимости кандидата. Такая анкета не является нарушением, тем не менее, есть важные нюансы, которые должен понимать имеющий судимость гражданин, который пытается устроиться на работу.

  • Во-первых, в отношении судимостей гражданин, имевших их в прошлом, но не имеющий в настоящем (то есть касаемо погашенных и снятых судимостей) совершенно спокойно может указывать «не имею», поскольку действует ст.86 Уголовного кодекса, которая определяет, что погашенные и снятые судимости более не влекут правовых последствий.
  • Во-вторых, не связанную с деятельностью, в отношении которой имеются какие-либо ограничения для судимых граждан, является 100% изобретением работодателя. Уволить работника после принятия его на работу, а тем более, притянуть к ответственности за неверно предоставленные в такой анкете данные, практически невозможно.

С другой стороны, некоторые работодатели имеют самостоятельный доступ к Информационной базе МВД России, которая содержит закрытую информацию об уголовном преследовании в отношении каждого гражданина. Согласно закону «О полиции», в базу МВД заносятся все сведенья о судимости, поэтому в отношении действующей судимости данные о ней исключить из базы невозможно. Такой доступ не совсем законен и он используется посредством бывших сотрудников правоохранительных органов, которые проводят в некоторых организациях (особенно это касается крупных компаний) традиционное собеседование со службой безопасности, а также иными неформальными путями. Тем не менее, при желании работодатель вполне сможет узнать о потенциальном сотруднике такие данные и часто происходит ситуация, при которой работодатель, получающий информацию о судимости кандидата на вакансию, просто отказывает в работе, предпочитая не объяснять причины.

Если вы стали тем самым человеком, который получил отказ при наличии судимости, независимо от того, погашена она или снята, или же все еще действует, постарайтесь спокойно проанализировать ход собеседования и его результаты. В том случае, если отказ вероятнее всего был получен вследствие недостаточной квалификации, опыта или отсутствия необходимых деловых качеств, то он вполне правомерен и нет смысла его оспаривать. Но если стало известно, что отказ связан исключительно с судимостью, например, вам прямо сообщили такую причину после собеседования, то его можно попытаться обжаловать.

Один из доступных способов защиты – это запись на диктофон озвученной причины отказа, которая допускается без извещения другой стороны, голос которой присутствует на аудио, если речь идет о нарушении ваших прав. Такая запись позволит выиграть в суде, поскольку докажет факт дискриминации, а значит, прямое нарушение норм Трудового кодекса. Иной путь - это просьба к работодателю письменно объяснить причины отказа в принятии на работу, которую вправе изложить любой гражданин. И хотя вряд ли в ответе вам прямо укажут, что отказ связан с судимостью (что, впрочем, тоже не исключено), такой способ может сработать. Например, исходя из указанных причин, которые касаются вашей недостаточной квалификации, их можно опровергнуть, если вы как кандидат полностью соответствуете требованиям, указанным в вакансии и даже превышаете их. Также сыграет роль, если на это место впоследствии примут кандидата, который уступает вам по всем параметрам, но зато не имеет судимостей – соответственно, легче доказать факт дискриминации.

В статье рассмотрены нюансы трудоустройства граждан иностранных государств в российские компании, проблемы, которые приходится решать работодателям при приеме на работу иностранцев в 2019 году, а также порядок и условия оформления трудовых отношений с мигрантами с разными статусами.

Читайте в нашей статье

Условия приема на работу иностранцев в 2019 году

Первостепенной задачей любого государства является обеспечение работой своих граждан, поэтому многие страны ограничивают прием на работу иностранных граждан с целью защиты национального рынка труда. Не является исключением и Россия. Отсюда возникает потребность в создании правил по приему на работу иностранцев, которые обязаны исполнять все компании-работодатели независимо от форм собственности.

Прием иностранцев на работу в 2019 году действующим законодательством не запрещен и в отношении многих из них действуют общие правила и условия трудоустройства. То есть иностранцев трудоустраивают так же, как и граждан России. Условия приема на работу этой категории соискателей определяются их особым юридическим статусом. То есть, можно сказать, что они зависят от того, временно или постоянно проживает иностранец в нашей стране, прибыл ли приезжий работник на ее территории без визы или в визовом порядке.

Кадровик Евгения Трифонова убедила руководителя ООО “Коридор”, что компания только выиграет от приема на работу иностранцев. Во-первых, они помогают компании экономить на низкоквалифицированном труде, во-вторых, их вполне можно брать на временные работы. А оформление не стоит труда, если правильно определить, к какой категории относится иностранец.

Тема номера

Также читайте о том, как в 2019-м вернуть деньги, которые потратили на лечение и учебу, как избежать штрафа за ошибки в СЗВ-М и какие изменения в правах многодетных доставят больше всего проблем.

Условия приема на работу иностранцев - граждан стран ЕАЭС

Членами Евразийского экономического союза (ЕАЭС), кроме России, являются страны - бывшие ранее союзными республиками: Казахстан, Беларусь, Армения, и Киргизия. На основании подписанного этими странами союзного договора их гражданам при трудоустройстве в других государствах - членах ЕАЭС не требуется оформлять какие-либо разрешительные документы на работу .

Так, например, граждане Армении или Казахстана до приема на работу в 2019 году должны либо зарегистрироваться по месту жительства (при наличии требующегося пакета документов), либо в течении недели встать на миграционный учет по месту пребывания. Только при этом условии они впоследствии смогут оформлять трудовые отношения на общих основаниях. Устраиваясь на работу, они должны будут предъявить тот же пакет документов. Им не нужен только военный билет.

Читайте также:

Документы при приеме на работу иностранца

Документы, необходимые иностранцам при приеме на работу в зависимости от статуса, представлены в таблице.

Документы, которые необходимо проверить

Безвизовые работники - граждане иностранных государств

Пребывающие временно

Проживающие временно

Проживающие постоянно

Граждане ЕАЭС

Удостоверение личности

Не требуется

Документы об образовании

Если к занимаемой должности предъявляются определенные квалификационные требования

Документ, подтверждающий право на труд

Патент или разрешение на работу, оформленное до 01.01.2015 г., миграционная карта

Разрешение на временное проживание

Вид на жительство

Не требуется

Документ, подтверждающий право на оказание медпомощи

Полис или договор о добровольном медстраховании

Не требуется

Новые возможности для карьерного роста

Соответствует требованиям профстандарта «Специалист по управлению персоналом», за прохождение - удостоверение о повышении квалификации. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются готовыми шаблонами документов, которые можно скачать и оставить себе для работы.

Патент

Прием на работу иностранца с патентом в 2019 году имеет свои особенности. Перечень тех документов, которые они должны будут представить в отдел кадров при трудоустройстве, представлен в таблице выше. Но работодателю нужно учесть, что начиная с 2015 года прием на работу граждан ДНР, даже временно пребывающих, осуществляется без обязательного в остальных случаях предъявления патента. Эта категория соискателей имеет статус беженцев и, в соответствии с законодательством, покупать патент не должны.

Кроме того, перечень документов при приеме на работу иностранца с патентом, с которым заключается договор гражданско-правового характера, сокращается - стороне, подписывающей соглашение в качестве исполнителя, предъявлять трудовую книжку уже не нужно.

Трудоустройство иностранцев в Чехии сопровождается бюрократией - как для компании, так и для самого сотрудника. Чешским работодателям и работникам достаточно просто договориться между собой (подписать трудовой договор), после чего компания подаст сведения о новом сотруднике в управление социального страхования и медицинскую страховую компанию. При приеме на работу иностранцев в Чехии этот процесс на несколько шагов сложнее. В этом году условия их трудоустройства еще больше .

В последнее время чешские министерства, в особенности Министерство труда и социальных дел и Министерство иностранных дел, стали интенсивнее заниматься политикой в области труда. С одной стороны, они не могут не обращать внимания на миграцию более дешевой рабочей силы из-за границы, которая готова работать за меньшие деньги, чем чехи. С другой - они пытаются способствовать интеграции иностранцев, которые легально живут в Чехии, в чешскую трудовую систему.

Трудоустройство иностранцев и закон

Министерство труда и социальных дел является уполномоченным органом по координации интеграционной политики иностранцев в ЧР. На своем официальном сайте оно предлагает ознакомиться с полезной информацией о трудоустройстве иностранных граждан в Чехии.

Несмотря на то что условия трудоустройства иностранцев для чешских работодателей и самих сотрудников более строгие и сложные, компании и предприниматели в Чехии продолжают принимать на работу иностранных граждан как из Евросоюза, так и из третьих стран.

Законодательной базой в ЧР для основных условий трудоустройства иностранцев является Трудовой кодекс и Закон о занятости. Эти и другие сопутствующие законы определяют, понадобится ли иностранцу разрешение на трудоустройство и проживание в ЧР или его примут на работу на правах чешского гражданина.

С точки зрения трудового законодательства в Чехии различают три категории иностранцев:

- Иностранцы с ПМЖ (постоянным местом жительства), которым разрешение на постоянное проживание выдала Полиция ЧР. При трудоустройстве они имеют такие же права, как граждане Чехии, т.е. им не нужно получать разрешение на работу и их не касаются никакие ограничения (за исключением трудоустройства, которое требует наличия гражданства ЧР, например, на госслужбу).

- Граждане стран Евросоюза, Европейской экономической зоны и Швейцарии , а также члены их семей. Они имеют такие же права на трудоустройство, как граждане Чехии. Им не требуется разрешение на работу. Они имеют право на пребывание в Чехии на весь период трудоустройства.

К последней категории относятся иностранцы из третьих стран , которые должны получать разрешение на работу в соответствующих учреждениях по трудоустройству в ЧР, а также разрешение на долговременное пребывание, которое выдает полиция по делам иностранцев.

Обязанности работодателя

Работодателя всегда ожидает дополнительная бюрократия вне зависимости от того, кого он хочет нанять - гражданина ЕС или третьей страны. Прежде всего, он должен сообщить на биржу труда о приеме нового сотрудника - иностранца, и это должно произойти не позднее, чем в день выхода на работу последнего.

При трудоустройстве граждан ЕС необходимо заполнить бланк «Уведомление о поступлении на работу». Это нужно сделать даже в том случае, если чешская компания берет на работу гражданина Словакии. В этом заявлении необходимо описать вакансию, условия поступления на данную должность, включая информацию из Отраслевой классификации экономической деятельности, требуемую квалификацию, условия труда и др.

Если на работу принимают гражданина третьей страны, административный процесс будет сложнее. Работодателю нужно будет сообщать на биржу труда о прекращении трудовых отношений с иностранцем, а также обо всех изменениях в течение периода трудоустройства.

При приеме на работу иностранцев из третьих стран работодатель должен уведомить биржу труда о приеме иностранного гражданина с помощью бланка «Уведомление от работодателя о приеме на работу...» со всеми входящими данными. Обязанность своевременно информировать биржу труда обо всех изменениях трудовых отношений с иностранцем работодатель должен исполнять при приеме на работу как граждан ЕС, так и мигрантов из третьих стран.

Работодатель также обязан сохранять копии документов, которые подтверждают трудовые отношения с иностранцем на рабочем месте, включая разрешение на проживание в Чехии, даже если прошло три года с момента увольнения сотрудника.

Штрафы для работодателей

Если работодатель возьмет на работу иностранца без разрешения на трудоустройство или разрешения на долговременное пребывание в Чехии (при его необходимости), то он будет обязан взять на себя все расходы по экстрадиции иностранца.

Эти расходы включают в себя траты на проживание, питание, переезд и другие обязательные платежи. Избежать ответственности можно, если работодателю удастся доказать, что он не знал, что разрешение на пребывание в Чехии, предъявленное иностранцем, было поддельным.

Кому не требуется разрешение на трудоустройство в Чехии

Разрешение на трудоустройство (трудовая или синяя карта) не нужно иностранцам, которые получили ПМЖ или убежище в Чехии. Не нужно оформлять разрешение также тем иностранцам, которые будут работать в ЧР 7 календарных дней подряд или 30 дней в целом в календарном году , если речь идет о деятелях искусств, научном сотруднике, разработчике или исследователе, который является участником научного симпозиума.

Не требуется специальное разрешение иностранным учащимся и студентам в возрасте до 26 лет , спортсменам и лицам, которые обеспечивают в ЧР поставки товаров и услуг, осуществляют монтаж этих товаров на основании торговых договоров, а также проводят гарантийные и ремонтные работы.

Не требуется разрешение на работу иностранцам, которые систематически готовятся в Чехии к будущей профессии или находятся в командировке в Чехии в рамках оказания услуг компании в иной стране ЕС. Не нужно получать синюю карту также тем иностранцам, которые окончили среднюю школу или университет в Чехии .

Трудоустройство беженцев

Отдельной главой в законе о трудоустройстве иностранцев является прием на работу беженцев. Трудоустройство заявителя о международной охране в течение шести месяцев от подачи заявления невозможно - согласно закону.

Не соблюдая этот закон, работодатель допускает административное правонарушение или совершает уголовное преступление. После того как пройдет шесть месяцев с момента подачи заявления об убежище, беженцев можно брать на работу.

Проситель убежища обязан иметь действующее разрешение на трудоустройство, выданное региональным отделением Биржи труда ЧР. Лица, находящиеся под международной охраной (убежище или дополнительная охрана), имеют свободный выход на рынок труда и не должны получать разрешение на трудоустройство.

Граждане ЕС, Европейской экономической зоны и Швейцарии не рассматриваются законом при трудоустройстве как иностранцы. Они имеют такие же права в рамках трудовых отношений, как и чехи.

Трудовая карта в Чехии

Иностранцы из третьих стран обязаны получать разрешение на долговременное пребывание и трудоустройство . Речь может идти о так называемой «Трудовой карте», которая содержит в себе два вида разрешения (на проживание и трудоустройство). Выдает ее дипломатическое представительство ЧР в стране проживания иностранца. Продлением ее срока действия занимается Министерство внутренних дел Чехии.

Если работодатель будет просить местные органы в Чехии разрешить трудоустройство иностранца не из ЕС, он должен будет выполнить более строгие требования, чем если бы хотел взять на работу гражданина ЕС. При трудоустройстве гражданина не из Евросоюза работодатель должен подать заявку о вакантном рабочем месте , которое будет в первую очередь предложено гражданам ЧР через Министерство труда и социальных дел Чехии.

Если вакансией никто не заинтересуется, ее можно будет предложить иностранцу, при условии что его квалификация и другие качества соответствуют данной должности. Только после этого иностранец сможет получить трудовую карту.

Согласно § 98 закона о трудовой занятости, особенный режим распространяется на иностранцев, которые учатся, преподают, являются служителями церкви, военными и другими категориями лиц в ЧР.

Синяя карта

«Синяя карта» наделяет иностранца теми же правами, что и трудовая карта. Ее выдают иностранцам с высшим образованием при трудоустройстве на срок дольше, чем один год .

Если иностранец имеет ПМЖ на территории Чехии и у него есть надлежащее удостоверение, он может устраиваться на работу на тех же условиях, что и чехи. Таким образом, ему не требуется никакая карта.

Иностранец также может отдельно получить разрешение на трудоустройство и разрешение на долговременное пребывание. Это значит, что работодатель должен будет уведомить биржу труда о намерении принять на работу иностранца, а иностранный сотрудник затем будет подавать заявление о трудоустройстве у этого работодателя на конкретную позицию. Только после решения всех этих формальностей можно будет подать заявление на получение разрешения на проживание в Министерство внутренних дел ЧР.

Ограничение экономической миграции

С 2017 года ужесточаются условия пребывания иностранцев в Чехии, что связано с целью правительства ограничить экономическую миграцию. Власти говорят, что речь идет не об ограничении трудоустройства иностранцев и ужесточении условий их пребывания, а о стремлении установить равные правила для всех. Поправка к закону, между прочим, ограничит право иностранцев на воссоединение с семьей.

Измененное законодательство позволит останаливать процесс рассмотрения заявления о выдаче разрешения на пребывание в Чехии, если иностранец будет пропускать необходимые явки без уважительной причины или если он будет давать ложную информацию, поддельные документы, а также если у него появится судимость за умышленное уголовное преступление.

Изменения в законе также коснутся и агентств, которые трудоустраивают иностранцев в Чехии без разрешения биржи труда. Появится понятие ненадежного работодателя, который имеет долги по обязательным платежам, не оплачивает страховые взносы за сотрудников или допускает неофициальное трудоустройство. В таких случаях работодателю и вовсе запретят принимать на работу иностранцев.

Инвесторы смогут в упрощенном режиме получать разрешение на долговременное пребывание, но .

Появятся также визы для сезонных работников, которые смогут работать в Чехии не дольше 6 месяцев в календарном году.

Кроме того, будет введена новая карта внутреннего сотрудника предприятия, которая позволит иностранцам находиться в ЧР в течение полугода, если они работают здесь на позиции менеджера, специалиста или стажера в компании или корпорации с центральным офисом за пределами Евросоюза.

Более подробно и с примерами о новых правилах проживания иностранцев в Чехии читайте .