Методическое пособие дневник наблюдений детский сад. Методическое пособие "дневник наблюдений" Дети ведут дневник наблюдений огород на окне

«Экология в детском саду» - Формы и методы работы. Рисуем зиму. Тайны здоровой пищи. Модель экологического воспитания и образования дошкольников. Что мы знаем о собаке? Зеленый патруль и др. 5.Уроки доброты. Рисуем вместе осень. Книги о природе для детей. 4.Консультации. Такие вкусные и опасные (о ягодах, фруктах, овощах). Что можно сделать из природного материала?

«Экологическая школа» - Здравствуй, планета! Экологический патруль. Уголок природы в школе. Классы дошкольного обучения Адаптация к школьной жизни для дошколят 5-6 лет. мини-школа "БУРАТИНО". Защита исследовательских работ на ежегодной школьной научно-практической конференции. The Earth is our home and we must keep it clean.

«Экологическое и трудовое воспитание» - Могучий воспитатель. Проведение наблюдений. Интеграция образовательных областей. Памятники природы. Включенность обследовательских действий. Экологическое воспитание дошкольников. Основа экологического воспитания. Экологическое воспитание. Оформление. Принципы. Эффективные формы. Время проведения. Вид трудовой деятельности.

«Экологическое образование дошкольников» - Экологический центр «Росянка». Педагогический колледж. Фоторепортажи, домашнее видео. Экологическая культура дошкольника. Перспективы. Модель организации экологического образования в детском саду. Тематические встречи с экологическим центром. Организация экологического театра «Радуга». Семейные гостиные, участие в конкурсах, викторинах.

«Экологическая культура дошкольников» - Накопление детьми эмоционального позитивного опыта. Модель экологического воспитания дошкольника. Модель экологического просвещение родителей. Положительные результаты. Экологическая тропа. Исследование возможности повышения уровня экологической культуры. Родители. Модель экологического пространства в ДОУ.

«Экологический детский сад» - Цель семинара: Совершенствование работы по формированию экологических представлений дошкольников в ДОУ. Провели сравнительные опыты. Кульминацией занятия стала практическая работа с микроскопами. Здесь, в природе, вечный источник детского разума». В.А. Сухомлинский. Дети рассматривали внутреннее строение листа, клетки кожицы.

Всего в теме 11 презентаций

КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ

В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «БЕЛОЧКА»

НА ТЕМУ:«ОГОРОД НА ОКНЕ».

Выполнили воспитатели: Щепеткина М. Н.

Иванова О. Ф.

МБДОУ д/с N 27

г. Кстово 2013г.

Проект: краткосрочный.

Вид проекта: позна вательный, творческий.

Продолжительность: 1 месяц.

Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатели.

Возраст детей: 5 – 6 лет.

Цель: фо рмирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях, воспитание у детей любви к природе, создание в группе огорода на подоконнике.


Задачи:

  1. Расширить знания детей о культурных и дикорастущих растениях.
  2. Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений (перец, лук, цветы, овес);
  3. Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.
  4. Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.
  5. Способствовать развитию творческих способностей у детей; поощрять разнообразие детских работ, вариативность.
  6. Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений(полив, взрыхление, прополка сорняков)
  7. Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, правильно отражать наблюдения в рисунке.
  8. Развивать познавательные и творческие способности.
  9. Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.

Предполагаемый результат:

  1. Дети познакомятся с культурными.
  2. С помощью опытнической работы дети получат необходимые условия для роста растений.
  3. С помощью исследовательской работы дети должны будут выявить многообразие и разнообразие посевного материала.
  4. У детей будет формироваться бережное отношение к растительному миру.
  5. Формирование у детей уважительного отношения к труду.
  6. Создание в группе огорода на подоконнике.
  7. Создание дневника наблюдений для фиксации наблюдений за растениями в огороде на подоконнике.
  8. Активное участие родителей в реализации проекта.

Этапы работы над проектом:

  1. Подготовительный:
  • определение цели и задач проекта
  • сбор информационного материала
  • создание условий для организации работы в «огороде на окне»
  • составление плана мероприятий по организации детской деятельности – 1-я неделя.

  1. Основной (или этап реализации проекта):

· проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта(беседы, посадка, опыты, эксперименты, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение) – 2-я, 3-я неделя.

  1. Заключительный:

· подводятся итоги,

· подготавливается презентация

· итоговая беседа – 4-я неделя.







Этапы реализации проекта.

пп

Мероприятия

Цели

Ответственные

Сроки

реализации

1 этап – подготовительный.

Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта.

Воспитатели

родители.

1-я неделя

Консультация для родителей «Огород на подоконнике»

Просвещать родителей по данной теме.

Воспитатели

1-я неделя

Подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала, природного материала, художественной и научной литературы, приобретение необходимого оборудования.

Создать условия для реализации проекта «Огород на окне».

Воспитатели

родители.

1-я неделя

2 этап – основной.

Рассматривание книг, иллюстраций о растениях.

Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять знания видах растений.

Воспитатели

2-я неделя

Занятие «Дикорастущие и культурные растения»

Ввести и обосновать классификацию растений как дикорастущих и культурных(по взаимоотношениям с человеком),познакомить с интересными представителями мира растений.

Воспитатели

2-я неделя

Практическая деятельность: посадка лука, овса.

Вызвать интерес к выращиванию огородной культуры.

Воспитатели

2-я неделя

Опыт – наблюдение за ростом лука, овса.

Учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих луковиц, зерна.

Воспитатели

3 - неделя

Труд в уголке природы.

Продолжать учить детей правильно строить суждения и делать выводы о создании благоприятных условий (воды, света, тепла)

Воспитатели

3 - неделя

Опыт- наблюдение за ростом лука в благоприятных и неблагоприятных условиях.

Получить необходимые условия для роста лука (свет, вода, тепло).

Воспитатели

3-я неделя

Рассматривание цветочных семян через лупу.

Дать понятие о том, что форма и количество семян у разных растений разное. С помощью лупы определить, что помогает перезимовать семенам

Воспитатели

2-я неделя

Практическая деятельность: выращивание рассады (бархатцы, перец).

Продолжать формировать навыки посадки и ухода за растениями.

Воспитатели

3-я неделя

Дидактическая игра «Культурные и дикорастущие».

Закреплять классификацию растений по ценности для людей.

Воспитатели

3-я неделя

Дидактическая игра «Цветочный магазин».

Закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других, называть его; научить детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты.

Воспитатели

3-я неделя

Наблюдения: «Растут ли наши растения?»

Продолжать учить детей замечать изменения в росте и развитии растений.

Воспитатели

3-я неделя

Оформление дневника наблюдений.

Зафиксировать наблюдение за растениями.

Воспитатели

3-я неделя

Труд в природе.

Подготовить клумбы к высадки рассады цветов, формировать интерес к результату своего труда.

Воспитатели

3-я неделя

Итоговая беседа «Огород на окне переносится на участок детского сада».

Настроить детей на дальнейшую деятельность по пересадке огорода на окне в огород на участке сада.

Воспитатели

3-я неделя

3 этап – заключительный.

Обработка и оформление материалов проекта в виде презентации.

Воспитатели

4-я неделя

Анализ результативности

Воспитатели

4-я неделя

По реализации проекта «Огород на окне» были получены следующие результаты:

  1. Дети познакомились с культурными растениями.
  2. У детей формируется интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.
  3. В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые условия для роста растений.
  4. Дети увидели многообразие посевного материала.
  5. Дети стали бережнее относиться к растительному миру.
  6. В группе был создан огород на окне.
  7. Дети стали более уважительно относиться к труду.
  8. Наблюдение за растениями были зафиксированы в дневнике наблюдений.
  9. Родители приняли активное участие в проекте «Огород на окне».

Работа с родителями:

  1. Беседа с родителями «Огород на окне».
  2. Консультация для родителей «Огород на подоконнике».
  3. Помощь родителей в приобретении инвентаря, посевного материла для огорода на окне.

Рассказ Лизы Абрамовой.

Огород в нашей группе.

Мы с ребятами и воспитателями посадили огород на подоконнике. Там растет лук, овес, перец и цветы. Мы поливаем его водой. Овес быстро вырос, потом лук. Мы подходим к огороду, наблюдаем за тем как растут растения.

Рассказ Маши Сенновой.

«Бабушкин огород».

У моей бабушке есть огород. Там растут: картошка, капуста, морковка и кабачок. Мы с мамой помогаем бабушке. Мы копали землю, сажали рассаду, поливали. Осенью собрали урожай и сварили вкусный суп.

Сказка «Репка» на новый лад.

Это чудо огород, на окошке он растет. В форме репке он оформлен. В огороде дел не мало, в огороде много дел. Дед не сеет больше репку, а сажает лук, овес, перчик. Лук полезен для здоровья, в перце много витамин. Дед поливкой лука занят, бабка увлеклась цветами, бархатцы уже взошли. Но и внучка не лениться- то овес прополет быстро, то вместе с Жучкой, с кошкой собирает сено в стог. Мышка зорко смотрит- где, кому она нужна, быстро всем она поможет. Вот такие здесь дела.

Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому неслучайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования. Огород и цветник используют с целью выработки у детей навыков ухода за растениями, знакомства с основными овощными культурами, их значением в нашем рационе.

Цель: Заинтересовать детей наблюдать за жизнью растений; научить вести дневник наблюдения за развитие растений.

  • Дать представление о выращивании растений из семян, о зависимости их роста и наличие влаги, света и тепла.
  • Учить наблюдать изменения в развитии растений, анализировать, делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях.
  • Развивать познавательный интерес ; способность к анализу и синтезу, к самоконтролю.
  • Продолжать совершенствовать трудовые умения и навыки детей; развивать трудолюбие.
  • Закреплять знания о строении растений.
  • Воспитывать интерес к растениям, накапливать опыт внимательного и заботливого отношения к растущим растениям.

Описание пособия

  • Выполнено из ткани, бумаги
  • Соответствует методическим, санитарно -гигиеническим требованиям
  • Используется с детьми всех возрастов
  • Предназначено для проведения наблюдений за растениями (рост, развитие, уход)
  • Используется для проведения трудовых поручений и самостоятельной деятельности
  • Содержание: форма растения, карточки (развития растения, способы ухода).

Рисунок 1

Рисунок 2

Ход занятия

Огородники.

Как без нашей помощи не родятся овощи.
Только лишь пришла весна, мы сажаем семена.
Вот какой огород! Удивляется народ
Землю грело солнышко, прорастало зернышко
Огурцы, морковь и лук из земли полезли вдруг.

Ровно три горошины в землю были брошены,
А собрали пять мешков замечательных стручков.
Вот какой огород! Удивляется народ.

Наблюдение – целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира.

Для накопления знаний о росте и развитии растений я использую длительное наблюдение. Дети при этом сравнивают наблюдаемое состояние объекта с тем, что было раньше. В этом помогает календарь наблюдений.

Пособие дает возможность

  • по отдельным признакам определить состояние растения (необходимость поливки), или восстановить картину целого (по цвету спелые ли помидоры)
  • развивать сообразительность, наблюдательность
  • совершенствовать процессы анализа, сравнения, умозаключения
  • проводить наблюдения при высокой умственной активности детей, заставляет их думать, искать ответы на поставленные вопросы, развивает любознательность

Пособие помогает

  • при знакомстве с объектом (величина, форма, цвет)
  • установить связь настоящего наблюдения с проводимым ранее, учитывать последующую работу
  • восстановить всю картину развития, наблюдаемую детьми.

Рисунок 3

Труд. Труд в природе имеет особое значение для всестороннего развития детей.

Дошкольники овладевают навыками по ходу за растениями, узнают, какие условия необходимы для роста и развития. С удовольствием дети учатся рыхлить и пропалывать огород, поливать овощи, с большим интересом следят за ростом и развитием растений, отмечая свои наблюдения в календаре наблюдений.

Пособие привлекает детей к участию во всех видах работы по уходу за растениями, выращиванию, воспитывает самостоятельность.

Важно, чтобы детей не просто увлекла перспектива вырастить вкусные овощи. Пособие помогает осознать необходимость систематического ухода за растениями. При этом ребята должны руководствоваться особенностями строения растений, периодом роста и развития и их потребностями.

Дети получают задания, требующие внимательного наблюдения за состоянием растения.

Рисунок 4

Использование пособия по возрастам

Младшие группы

  • сюрпризный момент, при ознакомлении с растениями
  • формирование умения различать по внешнему виду некоторые овощи

Средние группы

  • организация с детьми наблюдений за ростом и развитием растений
  • выделять характерные признаки (размер, цвет, форма, части)
  • игровые приемы
  • трудовые поручения
  • сравнение предметов

Старшие группы

  • проведение длительных наблюдений за ростом и развитием растений
  • самостоятельные выводы и умозаключения
  • наглядное пособие (закономерность и последовательность фаз, стадий развития) при использовании приемов сравнения, при наблюдениях
  • словесные отчеты детей о результатах наблюдения

Подготовительные группы

  • для проявления детьми большей самостоятельности
  • установление разнообразных связей
  • определять сходные признаки, общие для целой группы предметов
  • для сравнения представлений
  • самостоятельное изготовление календаря природы

Рисунок 5

Осознанно правильное отношение к природе строится на чувственном восприятии природы, эмоциональном отношении к ней и знаниях об особенностях жизни, роста и развития отдельных живых существ. Преобладающие в дошкольном детстве наглядно-действенные и наглядно-образные формы мышления обеспечивают усвоение лишь специально отобранных и адаптированных к возрасту сведений о природе. Критериями отбора природного материала являются их наглядная представленность и возможность включения в практическую деятельность.Мастер-класс "Методические приемы обучения дошкольников технике оригами"
План работы кружка "Умелые руки"
Развитие взаимоотношений детей и родителей посредством включения в совместную деятельность
| методическое | методические рекомендации | пособие | учебное пособие | дневник | дневники вампира | наблюдений | камеры наблюдения | детский | детский сад | Страничка методиста | Методическое пособие Дневник наблюдений Детский сад

Ведете ли вы дневник наблюдений за участком?

Из года в год мы наблюдаем за садом и задаем себе вопросы. Был ли в прошлом году урожай яблок больше, чем в этом? Почему в этом году так поздно зацвела клубника? Почему раньше времени пожелтели листья у ? А как было в прошлые годы?

Чтобы вам было легче ухаживать за вашим и сохранять свой бесценный опыт, которым можно потом даже делиться с соседями и друзьями, очень полезно завести свой дневник для наблюдений . А у вас уже есть свой «Журнал цветовода» или «Журнал овощевода»?

Такой журнал – или дневник – как мне кажется, необходим каждому человеку, увлекающемуся садоводством. Заведите его сегодня, независимо от того, сколько лет вы уже занимаетесь садом и какой опыт накопили. С помощью такого журнала через несколько лет по опыту и знаниям вы достигнете уровня профессионала, а при любви к делу и усердии — даже перешагнете этот уровень. А уж про тех, кто только что приобрел – и говорить не приходится!

Мы расскажем, . Здесь мы приводим примеры дневника для цветочных растений, но с таким же успехом можно его адаптировать и для овощных культур!

1) Купите толстую тетрадь большого формата в клетку или в линейку. Еще лучше купить тетрадь со специальными разделителями внутри, по разделам. А еще лучше – купите пачку листов с уже сделанными отверстиями, и к нему – красивую папку на кольцах, тогда вы сможете менять местами любые страницы и добавлять их, что важно, когда такой дневник разрастется, и в нем появятся новые разделы.

Конечно, такой журнал можно сделать и на компьютере, но вы же не возьмете его с собой в сад…. Я, например, очень люблю посидеть в кресле в саду, заполняя свой журнал, посмотреть на свои посадки, а потом подумать и сразу записать разные идеи по , которые приходят в голову…

2) Отведите несколько страниц в начале журнала на оглавление, а затем постепенно нумеруйте все страницы — в пределах каждого раздела. Если вам нужны записи только по цветам, то разделите вашу тетрадь на три примерно равные части - , многолетники и луковичные.

Каждой цветочной или овощной культуре отведите целый лист, а те, которыми вы особенно увлекаетесь – несколько листов (или даже отдельную тетрадь?). Если вы сеете много семян , то можно завести отдельный журнал по наблюдению за всходами.
Еще на эту тему:

3) Старайтесь регулярно заполнять каждый раздел записями о соответствующих растениях.

4) Внимательно изучите таблицу номер 1, посвященную однолетним растениям. Это основа любого раздела.

5) Заполняйте журнал по мере приобретения новых растений, нумеруйте страницы. Любое растение можно будет найти по оглавлению.

6) Заполняйте журнал регулярно. Заметив что-то важное, запишите в журнал в тот же день, ведь все быстро забывается. Обратная сторона страницы остается как резервное место для продолжения записей.

7) Записи лучше вести компактно, не повторяя того, что имеется в ваших же книгах. Можно дополнять их листами с советами из журналов. Еще одна идея — заранее зимой собирать сведения из книг и журналов, кратко записывать их в один столбец таблицы, а летом в другом столбце, напротив – фиксировать свои собственные действия.

8) Работа с журналом требует терпения и аккуратности, она не менее трудоемка, чем . Наградой вам будет легкий труд и отличный результат! Этот журнал вы будете постоянно использовать!

9) Можно также делать фото и размещать их рядом с текстом.

Если вы хотите все сделать как положено, то рекомендуем завести сразу разные папки по группам растений – например,

МБДОУ №4

«Ягодка»

Мини- проект

«Огород на окне »

Выполнила: воспитатель

средней группы№2

Андронова Н.А.

Актуальность проекта

Гипотеза

Действительно ли могут вырасти растения в комнатных условиях в зимний

Цель проекта

Формировать у детей интерес к опытнической и исследовательской деятельности

по выращиванию культурных растений в комнатных условиях, а также обобщить и

расширить знания дошкольников о том, как ухаживать за ними

Тип проекта

среднесрочный.

Вид проекта

познавательно - исследовательский, творческий.

Продолжительность:

Участники проекта:

дети средней группы, воспитатель.

Задачи проекта

Задачи проекта:

Формировать представление о семенах и плодах, об их разнообразии и назначении; учить

классифицировать овощи по разным признакам, находить у них общие и отличительные черты.

Формировать представление о стадиях развития растения из семени; закрепить полученные

знания об условиях развития растений. Развивать умение узнавать и называть части растения.

Формировать чувство ответственности при уходе за растениями: вовремя полить, рыхлить

почву. Учить наблюдать за всходами растений.

Формировать у детей основы безопасности собственной жизнедеятельности в процессе

трудовой деятельности.

Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к

самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи.

Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.

Предполагаемые результаты

Сформируются разносторонние знания о растениях: цветах, овощах.

У детей появится интерес к растениям.

Дети смогут различать некоторые виды растений, узнают много

интересного из жизни растений, исследуют опытным путем условия,

необходимые для их роста.

Получат знания по уходу за культурными огородными растениями,

сформируются представления о структуре трудового процесса.

Научатся вести наблюдения и делать первые выводы.

У детей сформируется бережное отношение к растительному миру.

Воспитается положительное отношение к труду, уважительное

отношение к труду других людей, разовьется желание добиваться

результатов своего труда, радоваться полученным результатам,

появится желание участвовать в общем деле.

Этапы проекта

Подготовительный

: определение цели и постановка задач в соответствии с

возрастом детей и их интересами; приобретение необходимого оборудования и

инвентаря: контейнеры под рассаду, семена, лейки, опрыскиватели, земля для

рассады; подбор художественной литературы по данной теме.

Основной

: чтение стихов, пословиц и поговорок художественной литературы о

овощах; рассматривание иллюстраций, наборов картинок; беседы; посев семян,

опыты, эксперименты; уход и наблюдение за растениями с зарисовкой

изменений в их росте; ведение дневника наблюдений за растениями;

проведение дидактических игр; оформление огорода в сюжете «Фазенда

эллинов»; различные виды изобразительной деятельности по тематике.

Заключительный:

итоговая беседа с детьми (анализ проделанной работы);

презентация проекта.

Выбор семян для посадки огорода на окне

Сегодня дел невпроворот – Мы сажаем

огород!

Удивляется народ:

Что за чудо-огород? Здесь редис есть и

салат, лук, петрушка и шпинат.

Помидоры, огурцы, зреют дружно -

молодцы! И картофель, и капуста

растут на грядках густо-густо.

И все дружно говорят: «Мы растём

здесь для ребят. За усердие и труд

урожай весь соберут.»

Знакомство с семенами

Это - с носиком пушинки, Это -

горсточка зерна. Тут - горошек, там

- крупинки. Что же это? - Семена.

Семена ложатся в землю. Пустят корни

и - вперёд. Прорастут росточки

Урожая наперёд!

Посадка огорода

Посадили мы

лучок… Вырастай,

лучок, скорей!

Будет деткам лук –

лук Да от ста семи

недуг!

Наблюдение за первыми всходами

Появился первый маленький росток

Вроде бы не кустик, вроде - не цветок

Наблюдение за ростом растений

Посадили огород Посмотрите, что

растет! Будем мы ухаживать,

Будем поливать, Будем за

росточками Дружно наблюдать!

Оформление «Огорода на окне»

Пруд у нас необычный.

На закате дремлет

пруд.

По воде круги плывут

– Это маленькие

рыбки

Разыгрались там и

Веточки тополя и сирени

Надулись от

важности почки На

нашей сирени с

утра, А вечером -

зелень листочков

Увидела вдруг

детвора!

И лопнули клейкие

Домики почек,

Толкает их крепкий

Упрямый листочек,

Согретый лучами

Весеннего дня:

- Пустите,

пустите,

Пустите меня!!!

Наблюдение за веточкой тополя

Результаты проекта «Огород на окне»

В группе создали «Огород на окне»

Сформировались разносторонние знания о

растениях, овощах и цветах.

Дети получили знания по уходу за

культурными огородными растениями

Дети научились вести наблюдения и

делать первые выводы.

У детей появился интерес к растениям.

Сформировалось бережное отношение к

растительному миру.

Сформировалось положительное

отношение к труду, уважительное

отношение к труду других людей

Научились работать в коллективе