Про жизнь в 90 годы. Жизнь в девяностых

В последнее десятилетие с подачи определенного рода СМИ в ходу появился термин "лихие девяностые". Мол, а помните как в то время было страшно — просыпаешься ты утром, а голос советского диктора не говорит тебе, что сегодня делать и как жить дальше — форменный ужас! Девяностые начали изображать каким-то жутким периодом, в котором был только рэкет, грязь и сотни стихийных рынков. А потом на белом коне пришёл ОН и всех спас.

Я же считаю совершенно иначе — девяностые годы были прекрасным временем, в котором было гораздо больше позитивных вещей. Если брать Беларусь, то всё хорошее, что есть у нас сейчас — в большинстве своём появилось в период 1991-1994 годов, думаю нечто похожее было и в других постсоветских странах. В девяностые годы появились Конституции независимых стран, из которых ушло законодательное советское рабство и бесправие — теперь все, вне зависимости от своих политчиеских взглядов, стали равны перед законом и получили равные возможности.

Для начала немного истории XX века в нашей части суши — в результате к власти приходят большевики и появляется СССР — страна, где сперва барагозил , потом пришёл к власти великий , ну и после всё тоже было как-то не так — в общем, советские граждане на долгие десятилетия оказались отрезанными от развитого мира.

Ближе к середине восьмидесятых годов, с началом Перестройки и объявлением Гласности советские граждане вдруг узнали, что живут-то они на самом деле вовсе в не самой лучшей и свободной стране мира, как это долгие десятилетия рассказывала советская пропаганда, а в достаточно отсталой и неразвитой стране. Выяснилось, что получают-то они мало, прав никаких не имеют, за границу их не выпускают, да плюс ещё стала всплывать правда о политических репрессиях — начиная со времён гражданской войны и заканчивая эпохой брежневщины. Всё это привело к цепи событий, в результате которых СССР и советской власти не стало.

26 декабря 1991 года, под Новый год СССР прекратил своё существование и начались те самые девяностые — которые, кстати, закончились похожим образом — отречением Бориса Ельцина от престола 31 декабря 1999 года.

А вот что происходило в те самые "лихие девяностые":

1. Не стало КПСС.

И её "руководящей линии". Теперь каждый сам решал, как ему обустраивать свою жизнь, и не должен был оглядываться на то, соответствует ли его жизнь "идеалам построения социализма в отдельно взятом государстве". Как бы это громко не прозвучало — каждый стал хозяином своей судьбы, и разрешено стало всё, что не запрещено законом.

При этом выяснилось интересное — такой образ жизни очень мучителен для части , так как те просто не представляют себе, как можно жить, не получая указаний "сверху". В девяностые годы часть бывших активных коммунистов активно пополняли ряды всяческих сект, где есть четкая иерархия и некий аналог "политбюро", раздающего приказы.

2. Открыли границы.

В девяностые годы бывших советских граждан перестали считать заключенными и наконец-то открыли границы — теперь каждый мог поехать, куда сам хочет, не спрашивая разрешения у товарища майора и не выдумывая никаких "объяснений". Единственной причиной стало ваше собственное желание — которое никому не нужно было объяснять и пояснять, это стало неотъемлемым правом мыслящей личности.

Это был огромный плюс для постсоветского пространства — бывшие советские граждане получили возможность посмотреть мир и своими глазами увидеть, что за кордоном уже бывшего СССР живут не проклятые буржуи с песьими головами, а нормальные, честные и хорошие люди, которые хорошо относятся в том числе и к бывшим советским гражданам.

3. Появились свободные СМИ.

СМИ в девяностые годы стали показывать абсолютно всё, из-за чего у многих сложилось впечатление о девяностых как о времени какой-то "чернухи". На самом деле вся эта "чернуха" происходила и в СССР — просто она никогда не попадала в СМИ, и люди не видели, в какой стране они на самом деле живут — в советские годы на телеэкранах была тишь да гладь, посреди которой человек, не знающий что такое Солнце , поставленным голосом рассказывал советским гражданам о надоях, достижениях и верном курсе Коммунистической партии.

В девяностые всё изменилось — теперь по телевизору стали показывать всё, оно стало действительно интересным и актуальным, и кстати это пугало некоторых бывших советских граждан — "по всем телеканалам какие-то люди, каждый из которых говорит разное! Кому верить-то?". Составлять самому своё собственное мнение для некоторых оказалось очень страшным испытанием.

4. Упала цензура.

С концом СССР упала советская цензура, и оказалось, что в стране есть множество неплохих писателей — Войнович, Ерофеев, Булгаков, Шаламов и десятки других; был наконец-то в полном объёме и без правок издан Солженицын и так далее. Цензура ушла и с телевидения — теперь некоторые каналы по ночам крутили очень откровенную эротику, что тоже пугало некоторых советских граждан — "ах, какое непотребство показывают!".

То, что теперь у людей есть выбор, что им смотреть, а что смотреть — казалось фанатам СССР чем-то загадочным и непонятным, и редакции телеканалов пополняли письма следующего содержания — "я вчера всю ночь смотрела эротические фильмы и ответственно заявляю, что это совершенно недопустимо!" Обычно таким писательницам советовали просто переключить телеканал)

5. Появился свободный рынок.

Да, в девяностые годы каждый стал получать ровно за то, что он умеет делать, перефразируя любимый советский афоризм — каждый стал получать по способностям. Те, кто не любит девяностые, часто рассказывают про банды и рэкет, а я вспоминаю десятки и сотни частных предприятий и инициатив, которые стали появляться в те годы — многие потом развились в крупные марки и бренды, любимые всеми вами белорусские продукты и трикотаж — это всё бренды, появившиеся в девяностые.

Параллельно выяснилось, что у некоторых граждан этих способностей не слишком-то и много — во времена СССР они получали деньги просто за факт своего хождения на завод (где по большей части били лынды и с друзьями вино у проходной), а теперь, оказывается, нужно было работать. Для таких свободный рынок был чем-то злым, непонятным и неумолимым, какой-то злой силой — почти как милиционер, который не хочет "войти в положение" и не забирать за пьянство в отделение)

6. Наконец-то осудили репрессии.

Про это много говорили уже в эпоху перестройки, но полное осуждение политических репрессий пришло только в девяностые годы — именно тогда было ясно проговорено, что человек не должен подвергаться гонениям за свои политические убеждения, взгляды, высказанное мнение. В девяностые годы появилось множество прекрасных фильмов о том, что репрессии — это очень страшно, и отравляют они всё общество сверху донизу — и министр репрессий, и сам репрессированный, и доносчик, и следователь, и безучастный прохожий — все оказываются пропитаны этим ядом.

Сейчас про эти темы предпочитают не говорить, а кое-где и слышны голоса "можем повторить", так что в этом отношении девяностые годы были свободнее, чем наши дни.

7. В страну пришли достижения цивилизации.

Небольшой эксперимент. Вспомните, как вы в самом начале девяностых смотрели западные фильмы — огромные торговые центры с фуд-кортами и игровыми автоматами из "Терминатор-2"; супермаркеты с тележками, множеством разных товаров и оплатой по карточкам из "Один дома" казались чем-то космическим — потому в СССР в сфере бытовой жизни обычных людей всё было .

Именно в девяностые годы в страну стали приходить достижения цивилизации. Оказалось, что наука занимается не только расчетом кривизны Земли для нанесения ядерного удара по "вероятному противнику", но и изобретением таких полезных вещей, как электрические зубные щетки, зубной пасты, не царапающей эмаль, женских прокладок, очков-"хамелеонов" и валидаторов для штрих-кода, с помощью которого кассир в магазине может обслужить вас очень быстро.

Если подвести итог всему написанному, то я бы сказал так — в девяностые годы каждый, кто что-то представлял из себя в СССР и умел работать — тот стал зарабатывать ещё больше. В это время появилось ощущение свободы и ощущение, что за свою жизнь теперь ответственный только ты сам.

А какими запомнились девяностые годы вам?

Тема: РОССИЯ В 90-е ГОДЫ XX в.

ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ

С конца 1991 г. на международной политической арене появилось новое государство - Россия, Российская Федерация (РФ). В его составе находились 89 регионов, включая 21 автономную республику. Руково­дству России предстояло продолжить курс на демократическое преобра­зование общества и создание правового государства. В числе первооче­редных задач бьшо принятие мер по выходу страны из экономического и политического кризиса. Надлежало создать новые органы управления народным хозяйством, сформировать российскую государственность.

Продолжение курса реформ. Государственный аппарат России в конце 80-х годов состоял из двухступенчатой системы органов предста­вительной власти - Съезда народных депутатов и двухпалатного Вер­ховного Совета. Главой исполнительной власти являлся избранный все­народным голосованием президент Б.Н. Ельцин. Он же был Главноко­мандующим Вооруженными силами. Высшей судебной инстанцией яв­лялся Конституционный суд РФ. Преобладающую роль в высших струк­турах власти играли бывшие депутаты Верховного Совета СССР. Из их числа были назначены советники президента - В. Шумейко и Ю. Яров, председатель Конституционного суда В.Д. Зорькин, многие главы адми­нистраций на местах.

Деятельность государственного аппарата протекала в условиях жест­кой конфронтации законодательной и исполнительной власти. Состояв­шийся в ноябре 1991 г. V Съезд народных депутатов предоставил прези­денту широкие полномочия для проведения экономических реформ. Большинство депутатов российского парламента в этот период поддер­живали курс социальной экономической реформы. К началу 1992 г. правительство, возглавляемое ученым-экономистом Е.Т. Гайдаром, раз­работало программу радикальных реформ в области народного хозяйст­ва. Центральное место в ней занимали меры по переводу экономики на рыночные методы хозяйствования (меры «шоковой терапии»).

Основная роль в процессе перехода к рынку отводилась приватиза­ции (разгосударствлению) собственности. Ее результатом должно было стать превращение частного сектора в преобладающий сектор экономи­ки. Предусматривались жесткие меры налогового обложения, либерали­зация цен и усиление социальной помощи малоимущей части населе­ния.

Проведенная в соответствии с программой либерализация цен вызва­ла резкий скачок инфляции. За год потребительские цены в стране вы­росли почти в 26 раз. Снизился уровень жизни населения: в 1994 г. он составлял 50% от уровня начала 90-х годов. Прекратились выплаты гражданам их денежных сбережений, хранившихся в Госбанке.

Приватизация госсобственности охватила прежде всего предприятия розничной торговли, общественного питания и службы быта. В резуль­тате политики приватизации в руки частных предпринимателей перешли 110 000 промышленных предприятий. Тем самым государственный сек­тор потерял роль ведущего в индустриальной сфере. Однако изменение формы собственности не повысило эффективности производства. В 1990-1992 гг. ежегодное падение производства составляло 20%. К сере­дине 90-х годов тяжелая промышленность оказалась практически раз­рушенной. Так, станкостроение работало лишь вполовину своих мощ­ностей. Одним из последствий приватизационной политики явился рас­пад энергетической инфраструктуры.

Экономический кризис тяжело отразился на развитии аграрного производства. Недостаток сельхозтехники, особенно для фермерских хозяйств, организационная перестройка форм хозяйствования повлекли за собой падение уровня урожайности. Объем сельскохозяйственно­го производства в середине 90-х годов упал на 70% в сравнении с 1991-1992 гг. На 20 млн. голов уменьшилось поголовье крупного рогатого скота.

Конституционный кризис. Курс на либерализацию экономики, продолжавшийся экономический кризис и отсутствие социальных га­рантий вызывали неудовлетворенность и раздражение у значительной части населения. Недовольство результатами реформ выражали многие должностные лица. В декабре 1992 г. под давлением законодательной власти ушло в отставку правительство Е.Т. Гайдара. Новым премьером Кабинета Министров РФ стал B.C. Черномырдин, в течение многих лет находившийся на руководящей хозяйственной работе. Но это не сняло напряженности в обществе и во взаимоотношениях президента Б.Н. Ельцина и парламента. Отсутствие четкого разделения обязанностей между законодательной и исполнительной ветвями власти вело к обост­рению конфликта между ними. Многие члены депутатского корпуса выступали за возвращение страны на путь прежнего политического раз­вития и за восстановление СССР. В декабре 1992 г. Б.Н. Ельцин в об­ращении к народу заявил о превращении парламента в «реакционную силу».

Противостояние властей особенно усилилось осенью 1993 г. К этому времени президентом и его советниками был подготовлен проект новой Конституции РФ. Однако депутаты парламента, стремясь ограничить всевластие президента, откладывали ее приятие. 21 сентября 1993 г. Б.Н. Ельцин объявил о роспуске представительных органов власти -Верховного Совета РФ и Съезда народных депутатов. На 12 декабря были назначены выборы нового парламента. Часть депутатов отказались признать законность действии президента и заявили об отстранении его от власти. Был приведен к присяге новый президент - А.В. Руцкой, до того момента занимавший пост вице-президента РФ.

В ответ на антиконституционный акт президента в Москве силами оппозиции были организованы демонстрации, в ряде мест возведены баррикады (2-3 октября). Была предпринята неудавшаяся попытка штурма мэрии и Останкинского телецентра. В попытке изменить курс социально-экономических реформ участвовали несколько десятков ты­сяч человек. В столице было объявлено чрезвычайное положение, в город введены войска. В ходе событий несколько сот его участников пошили либо получили ранения.

Внутренняя политика. В декабре 1993 г. состоялись выборы в но­вый орган государственной власти - Федеральное собрание Российской Федерации, состоящее из двух палат: Совета Федерации и Государст­венной Думы. В канун выборов возникли несколько политических бло­ков и коалиций. Широкую известность приобрели блоки «Выбор Рос­сии» и «Явлинский, Болдырев, Лукин» («Я-Б-Л»), Российское движение демократических реформ, предвыборное объединение «Отечество». Большинство объединений и партий выступали за многообразие форм собственности, усиление социальной защиты населения, за единство и целостность России. Однако в вопросах национально-государственного строительства их позиции основательно расходились. Блок «Я-Б-Л» от­стаивал идею конституционной федерации, КПРФ - восстановление на новой основе союзного государства, ЛДПР - возрождение российского государства в рамках до 1977 г.

В результате проведенных на многопартийной основе выборов в парламент вошли представители 8 партий. Наибольшее число мест по­лучили «Выбор России», ЛДПР, Аграрная партия и КПРФ.

Первым председателем Совета Федерации стал В.Ф. Шумейко, в прошлом директор одного из крупных промышленных предприятий страны. Государственную Думу возглавил И.П. Рыбкин. С первых дней работы Государственной Думы в ее составе возникли несколько партийных фракции, наиболее многочисленной среди которых являлась фракция «Выбор России» (председатель Е.Т. Гайдар).

федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Главой государства являлся избираемый всенародным голо­сованием президент. В состав РФ входили 21 республика и 6 краев, 1 автономная область и 10 автономных округов, 2 города федерального значения (Москва и С.-Петербург) и 49 областей. Были определены принципы построения высших органов государственной власти и управ­ления. Законодательно закреплялась двухпалатная структура Федераль­ного собрания - постоянно действующего законодательного органа РФ. К ведению высших органов власти России были отнесены: принятие законов и контроль за их выполнением, управление федеральной госу­дарственной собственностью, основы ценовой политики, федеральный бюджет. Им принадлежало решение вопросов внешней политики и меж­дународных отношений, объявление войны и заключение мира, руково­дство внешнеэкономическими связями. Подчеркивалась самостоятель­ность органов трех ветвей власти - законодательной, исполнительной и судебной. Законодательно закреплялись политическая многопартий­ность, право свободы труда и право частной собственности. Конститу­ция создавала условия для достижения в обществе политической устой­чивости.

Высшие органы власти Российской Федерации

(с декабря 1993г.)

глава государства

Президент РФ


Конституционный суд Верховный суд Высший арбитражный суд

Центральное место в работе Государственной Думы I созыва заняли вопросы эко­номической и национальной политики, социального обеспечения и меж­дународных отношений. В течение 1993-1995 гг. депутаты приняли свыше 320 законов, подавляющая часть которых была подписана президентом. Среди них - Законы о правительстве и конституционной систе­ме, о новых формах собственности, о крестьянском и фермерском хо­зяйстве, об акционерных обществах, о свободных экономических зонах.

На выборы в Государственную Думу 1995 г. общественные объеди­нения и партии шли с четкими требованиями в экономической, полити­ческой областях. Центральное место в предвыборной платформе КПРФ (председатель ЦК КПРФ - Г.А. Зюганов) занимали требования восста­новления в России мирным путем советского строя, прекращения про­цесса разгосударствления и национализации средств производства. КПРФ выступала за расторжение внешнеполитических договоров, кото­рые «ущемляли» интересы страны.

Сформировавшиеся накануне выборов Всероссийское общественно-политическое движение «Наш дом - Россия» объединило представите­лей исполнительных структур власти, хозяйственных и предпринима­тельских слоев. Главную экономическую задачу участники движения видели в формировании смешанной экономической системы на принци­пах, присущих рыночной экономике. Роль государства должна была заключаться в создании благоприятных условий для развития мелкого и среднего предпринимательства, деловой активности населения.

В состав Государственной Думы II созыва было избрано 450 депутатов. Подавляю­щую их часть составляли работники законодательных и исполнительных органов власти, многие из них являлись членами предыдущего депутат­ского корпуса. 36% общего числа мест в Думе получила КПРФ, 12% -«Наш дом - Россия», 11% - ЛДПР, 10% - блок Г.А. Явлинского («ЯБЛоко»), 17% - независимые и 14% - другие избирательные объеди­нения.

Состав Госдумы предопределил острый характер межпартийной борьбы по всем рассматриваемым в ней внутриполитическим вопросам. Основная борьба развернулась между сторонниками избранного пути экономического и политического реформирования и оппозицией, в ря­дах которой находились фракции КПРФ, ЛДПР и блок Г.А. Явлинского. Особую остроту и драматичность событиям придавала нестабильность внутриполитической жизни, вызываемая, в частности, напряженностью в межнациональных отношениях. Один из очагов межнациональных кон­фликтов находился на Северном Кавказе. Лишь при помощи россий­ской армии удалось прекратить возникшие из-за территориальных спо­ров вооруженные столкновения между ингушами и осетинами. В 1992 г. состоялось разделение на две самостоятельные республики Чечено-Ингушетии. Развитие сепаратистского движения в Чечне привело к рас­колу в руководстве республики и вооруженным конфликтам сепарати­стов с официальной властью. В декабре 1994 г. на территориюЧечни были введены Вооруженные силы России. Это положило начало чеченской войне, завершившейся лишь в конце 1996 г. Подписанное в ноябре 1996 г. между российским и чеченским руководством соглаше­ние о мире предусматривало вывод федеральных вооруженных сил из Чечни и проведение в республике президентских выборов.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ СВЯЗИ РОССИИ

Принципы внешней политики. Распад СССР изменил положение России на международной арене, ее политические и экономические свя­зи с внешним миром. Внешнеполитическая концепция Российской Фе­дерации выдвигала приоритетными задачами сохранение территориаль­ной целостности и независимости, обеспечение благоприятных условий для развития рыночной экономики и включения в мировое сообщество. Предстояло добиться признания России в качестве правопреемницы бывшего Советского Союза в ООН, а также помощи западных стран в проведении курса реформ. Важная роль отводилась внешней торговле России с зарубежными странами. Внешнеэкономические связи рассмат­ривались как одно из средств преодоления хозяйственного кризиса в стране.

Россия и страны дальнего зарубежья. После августовских собы­тий 1991 г. началось дипломатическое признание России. Для перегово­ров с российским президентом прибыл глава Болгарии Ж. Желев. В конце того же года состоялся первый официальный визит Б.Н. Ельцина за рубеж - в ФРГ. О признании суверенности России, о переходе к ней прав и обязанностей бывшего СССР заявили страны Европейского Со­общества. В 1993-1994 гг. были заключены соглашения о партнерстве и сотрудничестве между государствами ЕС и Российской Федерацией. Правительство России присоединилось к предложенной НАТО про­грамме «Партнерство во имя мира». Страна была включена в состав Международного валютного фонда. Ей удалось договориться с круп­нейшими банками Запада об отсрочке платежей за долги бывшего СССР. В 1996 г. Россия вступила в Совет Европы, в компетенции кото­рого находились вопросы культуры, прав человека, защиты окружаю­щей среды. Европейские государства поддерживали действия России, направленные на ее интеграцию в мировую экономику.

Заметно повысилась роль внешней торговли в развитии экономики России. Разрушение народнохозяйственных связей между республиками бывшего СССР и распад Совета Экономической Взаимопомощи вызва­ли переориентацию внешнеэкономических связей. После долгого пере­рыва России был предоставлен режим наибольшего благоприятствова­ния в торговле с США. Постоянными экономическими партнерами яв­лялись государства Ближнего Востока и Латинской Америки. Как и в предшествующие годы, в развивающихся странах при участии России строились тепло- и гидроэлектростанции (например, в Афганистане и Вьетнаме). В Пакистане, Египте и Сирии возводились металлургические предприятия и сельскохозяйственные объекты.

Сохранились торговые контакты между Россией и странами бывшего СЭВ, по территории которых пролегали газо- и нефтепроводы в Запад­ную Европу. Экспортируемые по ним энергоносители продавались и этим государствам. Ответными предметами торговли выступали медика­менты, продовольственные и химические товары. Доля стран Восточной Европы в общем объеме российской торговли сократилась к 1994 г. до 10%.

Отношения с государствами СНГ. Развитие взаимоотношений с Со­дружеством Независимых Государств занимало важное место во внеш­неполитической деятельности правительства. В 1993 г. в состав СНГ входили, кроме России, еще одиннадцать государств. На первых порах центральное место в отношениях между ними занимали переговоры по вопросам, связанным с разделом имущества бывшего СССР. Устанавли­вались границы с теми из стран, которые ввели национальные валюты. Были подписаны договоры, определившие условия перевозки россий­ских грузов по их территории за рубеж.

Распад СССР разрушил традиционные экономические связи с быв­шими республиками. В 1992-1995 гг. падал товарооборот с государст­вами СНГ. Россия продолжала поставлять им топливно-энергетические ресурсы, прежде всего нефть и газ. В структуре импортных поступле­ний преобладали товары народного потребления и продовольствие. Од­ним из препятствий на пути развития торговых отношений являлась об­разовавшаяся в предшествующие годы финансовая задолженность Рос­сии со стороны государств Содружества. В середине 90-х годов ее раз­мер превышал б млрд. долл.

Российское правительство стремилось сохранить интеграционные связи между бывшими республиками в рамках СНГ. По его инициативе был создан Межгосударственный комитет стран Содружества с центром пребывания в Москве. Между шестью (Россией, Белоруссией, Казах­станом и др.) государствами был заключен договор о коллективной безопасности, разработан и утвержден устав СНГ. Вместе с тем Содру­жество стран не представляло собой единой оформленной организации.

Межгосударственные отношения России с бывшими республиками СССР складывались непросто. Велись острые споры с Украиной из-за раздела Черноморского флота и владения Крымским полуостровом. Конфликты с правительствами государств Прибалтики вызывались дис­криминацией проживающего там русскоязычного населения и нерешен-ностыо некоторых территориальных вопросов. Экономические и страте­гические интересы России в Таджикистане и Молдавии явились причи­нами ее участия в вооруженных столкновениях в этих регионах. Наибо­лее конструктивно развивались взаимоотношения между Российской федерацией и Белоруссией.

Деятельность российского правительства внутри страны и на между­народной арене свидетельствовала о его желании преодолеть конфликты в отношениях с государствами как дальнего, так и ближнего зарубежья. Его усилия были направлены на достижение стабильности в обществе, на завершение перехода от прежней, советской, модели развития к но­вой общественно-политической системе, к демократическому правовому государству.

В 90-е годы Россия встала на путь глобальных реформ, что обернулось для страны неисчислимыми бедствиями – разгулом бандитизма, сокращением численности населения, резким падением уровня жизни. Россияне впервые узнали, что такое либерализация цен, финансовая пирамида и дефолт.

Пол-литра по цене «Волги»

В августе 1992 года граждане России получили возможность приобретать приватизационные чеки (ваучеры), которые можно было обменивать на активы государственных предприятий. Авторы реформ обещали, что за ваучер, номинальная стоимость которого составляла 10 тысяч рублей, население может купить две «Волги», однако уже к концу 1993 года его едва можно было обменять на две бутылки водки. Впрочем, наиболее предприимчивые игроки, имевшие доступ к закрытой информации, смогли сколотить на приватизационных чеках целое состояние.

Меняй – не хочу

Вплоть до 1 июля 1992 года официальный курс рубля соответствовал 56 копейкам за один американский доллар, однако простому смертному приобрести валюту по такому курсу, несоответствующему рыночной цене, было невозможно. В дальнейшем правительство приравняло доллар к биржевому курсу, и он в один момент взлетел до 125 рублей, то есть в 222 раза. Страна вступила в эпоху валютных спекуляций.

И себе, и другому

Все, кто в начале 90-х оказывался в валютном бизнесе попадали под «крышу». «Крышевали» валютных спекулянтов либо бандиты, либо милиция. Учитывая солидную маржу (разницу между реальным рыночным курсом и спекулятивным) зарабатывали неплохо и сами валютчики, и их «крыша». Так, с 1000 американских долларов тогда можно было наварить $100. В наиболее удачные дни валютный спекулянт мог заработать до 3000 баксов.

Ужать пояса

В 1991 году продуктовые магазины обычно делились на две части: в одной продавали товары без ограничений, в другой отоваривались по талонам. В первой можно было найти черный хлеб, маринады, морскую капусту, перловую или ячневую крупы, консервы. Во второй, выстояв огромную очередь, по талонам можно было купить молоко, окорока, мороженую рыбу, рис, пшено, муку, яйца, масло, чай, конфеты, водку и сигареты. При этом объемы покупаемой продукции строго лимитировались – 1 кг муки, 1 десяток яиц, 1 литр масла.

Цены в бешенстве

Изменение стоимости товаров первой необходимости было главным индикатором ухудшения экономической ситуации в стране. Так, если в конце 1991 года буханка хлеба стоила 1,8 рублей, то в конце января, после либерализации цен, за нее приходилось отдавать 3,6 рублей. Дальше – больше: в июне 1992-го ценник на хлеб подскочил до 11 рублей, в ноябре – до 20. К январю 1994 года цена за буханку хлеба уже достигала 300 рублей. Чуть более чем за 2 года хлеб подорожал в 166 раз!

Плащ не по карману

Рекордсменом по росту цен стала коммуналка, которая за период 1992-93 годов повысилась в 147 раз. При этом зарплаты были увеличены лишь в 15 раз. Какая же была покупательская способность рубля? К примеру, в июне 1993 года средняя зарплата по стране составляла 22 тысячи рублей. 1 кг сливочного масла стоил 1400-1600 рублей, 1 кг мяса – 2000 руб., пол-литра водки – 1200 руб., литр бензина (АИ-78) – 1500 руб., женский плащ – 30 000 руб.

Все на рынок

Многим россиянам чтобы как-то выжить приходилось менять сферу деятельности. Самой популярной профессией на заре 90-х стал «челнок». По некоторым данным, поставщиками ширпотреба были до четверти трудоспособных граждан РФ. Точный заработок «челноков» установить сложно, так как почти все деньги пускались в оборот. В среднем за одну ходку можно было реализовать товаров на 200-300 долларов.

Смертельный продукт

Употребление алкоголя в середине 90-х достигло максимальных показателей за всю историю нашей страны – 18 литров на человека в год. Пили в основном суррогаты и дешевый импортный продукт. Виной всему непомерный акцизный налог в размере 90%, который оставил пылиться на складах высококачественную отечественную водку – «Столичную», «Пшеничную», Русскую». Число летальных исходов от отравления некачественным алкоголем, среди которого лидировал голландский спирт Royal, ежегодно достигало 700 тысяч.

Пугающая убыль

90-е годы запомнились катастрофическими показателями демографии. По подсчетам депутатов фракции КПРФ, в период с 1992 по 1998 годы естественная убыль населения превысила 4,2 миллиона человек, ежегодно число трудоспособного населения страны сокращалось в среднем на 300 тысяч. За этот период обезлюдело примерно 20 тысяч деревень.

Не нужны никому

В мае 1992 года правительство РФ отменяет действовавший в СССР закон о пенсиях и вводит новые нормативы, к которым применяются понижающие коэффициенты. В результате скандального нововведения реальные размеры пенсий около 35 миллионов россиян снизились вдвое. Преимущественно из среды пенсионеров вырастет контингент уличных торговцев.

Выжить любой ценой

30 сентября 1991 года в Хабаровске встретились работники моргов и судмедэксперты ряда городов Дальнего Востока для обсуждения вопросов выживаемости в период кризиса. В частности, они затрагивали вопросы выхода на рынки сбыта органов, изъятых у трупов. А торговаться было из-за чего. Так, глазное яблоко стоило тысячу долларов, почка – $14 тысяч, печень - $20 тысяч.

Деньги в трубу

17 августа 1998 года правительство РФ объявило дефолт. Буквально в течение нескольких месяцев курс доллар взлетел на 300%. Общие потери российской экономики тогда были оценены в 96 млрд. долларов, коммерческие банки потеряли $45 млрд., корпоративный сектор – $33 млрд., рядовые граждане – $19 млрд.

Защищайтесь сами

8 июля 1991 года во время очередного нападения кавказкой мафии на один из приисков Магаданской области был украден килограмм золота. И снова колымская милиция ничем не смогла помочь. Тогда правоохранители разрешили государственным золотодобытчикам вооружиться. Ведь именно оружие было основным фактором, сдерживающим нападения бандитов на вольных старателей.

Кровавые годы

Середина 90-х в России отметилась невиданным разгулом бандитизма. По данным генерал-майора ФСБ Александра Гурова, в год тогда регистрировалось около 32 тысяч умышленных убийств, из них 1,5 тысячи были заказными. Особенно страдали старики. За пару самых страшных лет только в одной Москве из-за квартир было убито около 15 тысяч одиноких пожилых людей.

Вожделенный фаст-фуд

Первый в России Макдоналдс, появившийся на Пушкинской площади в январе 1990-го, вызвал небывалый ажиотаж. На 630 рабочих мест было подано свыше 25 тысяч заявлений. Месячный заработок сотрудника Макдоналдса мог достигать 300 рублей, что превышало среднюю зарплату по стране. Цены в «МакДаке» кусались. К примеру, за «Биг Мак» нужно было отдать 3 руб. 75 коп. Для сравнения обед в обычной столовой стоил 1 рубль.

Россия в 90-е годы XX века

90-е годы вошли в историю России как время демократических преобразований во многих областях общественно-политической жизни - первые съезды народных депутатов СССР, образование Российской Федерации, взятие курса на создание правового государства и т.д. На этом фоне перед новой Россией одними из главных являлись задачи выхода из экономического, социального и политического кризиса. Был взят курс на продолжение начатых во второй половине 80-х годов демократических и социальных реформ.

Изменения в государственном строе СССР и России. 25 мая 1989 года открылся Первый съезд народных депутатов СССР, что явилось крупным политическим событием в истории Советского государства. Выборы депутатов впервые проводились на альтернативной основе (лишь на союзном уровне треть депутатских мест резервировалась для прямых выдвиженцев самой партии и руководимых ею общественных организаций). Из числа народных депутатов формировались постоянно действующие Верховные Советы СССР и союзных республик. Все это выглядело победой демократии. Практических результатов Первого съезда было немного. Было принято, кроме избрания Верховного Совета СССР, несколько общих постановлений, в частности Постановление об основных направлениях внутренней и внешней политики СССР.

Главой исполнительной власти России стал избранный всенародным голосованием Президент Б. Н. Ельцин. На первых порах президентства Б. Н. Ельцин "раздавал" суверенитеты "каждому по способностям", но обещал сберечь единство России. Но единство подлинной, исторической России, существовавшей с 1922 года во главе СССР, было разрушено в Беловежской пуще 8 декабря 1991 года лидерами России, Украины и Белоруссии Б. Н. Ельциным, Л. Кравчуком, Л. М. Шушкевичем, которые объявили о роспуске СССР и создании Содружества Независимых Государств (СНГ). 21 декабря на встрече в Алма-Ате к СНГ присоединились еще восемь республик. 25 декабря М. С. Горбачев подал в отставку с поста Президента СССР.

Внутренняя политика . С началом 1992 года обстановка в стране остается крайне напряженной. Отпущенные в январе цены вызвали стремительный рост инфляции, углубили проблемы в социальной сфере, усилили обнищание масс, спад производства, увеличили рост преступности и коррупцию.

С конца 1992 года началась приватизация госсобственности, которая к осени 1994 года охватила треть промышленных предприятий и две трети предприятий торговли, сферы быта и услуг. В результате политики приватизации в руки частных предпринимателей перешли 110 тыс. промышленных предприятий.

Экономический кризис негативно сказался и в аграрном секторе страны, что привело, прежде всего, к падению уровня урожайности, снижению поголовья стада крупного и мелкого рогатого скота. Созданные фермерские хозяйства продолжали разваливаться из-за недостатка сельхозтехники, недостаточного внимания к их нуждам руководителей ряда регионов страны, непомерных налогов.

Общественно-политическая жизнь. Современная история России, начало которой можно датировать 1985 годом, является одним из драматических периодов ее развития. За короткое время произошло крушение коммунистического режима и КПСС, распался Советский Союз, а на его месте образовались новые независимые государства, в том числе и Российская Федерация.

С одной стороны, российские партии, движения и блоки становятся полноправным звеном формирующейся политической системы, субъектами "большой политики", развиваются в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом "Об общественных объединениях". Об этом свидетельствуют итоги выборов в Государственную Думу России 17 декабря 1995 года, когда победили преимущественно партии и движения "левой", "национально-патриотической" и "демократической оппозиции" в лице Коммунистической партии Российской Федерации, Либерально-демократической партии России и объединения "Яблоко".

С другой стороны, выборы Президента России 16 июня 1996 года показали явное разделение общества политических партий на два противоборствующих лагеря - сторонников избранного Президента Б. Н. Ельцина и его противников.

В состав Госдумы второго созыва было избрано 450 депутатов.

Нынешняя партийная деятельность протекает в условиях переходного периода, чем и обусловливаются ее противоречивость и неравномерность: одни партии не только покорили парламентский олимп, но и прочно закрепились на этом рубеже, другие остановились на ближних или дальних подступах к нему, а третьи вообще заняли выжидательную позицию или стремительно маргинализуются.

Деятельность партий, общественных движений оказалась для политической жизни российского общества сложной и неоднозначной. Общественно-политическая жизнь России во многих случаях стала богаче и разнообразнее. В то же время существенными потерями обернулось для общества игнорирование некоторыми партиями, блоками и движениями честной оппозиционной борьбы за власть между собой и государственными структурами России.

Внешняя политика и отношения со странами СНГ. Геополитические реалии современного мира позволяют рассматривать Россию как один из важных центров мировой политики, имеющей, как и все другие страны, свои собственные интересы в мире. Распределение ее внешнеполитических приоритетов просматривается, прежде всего, на схеме концентрического распределения границ бывшего СССР.

В определении собственных внешнеполитических перспектив Россия находится в весьма трудном положении: во-первых, значительно сократилась ресурсная база обеспечения внешней политики страны. Кроме того, границы России оказались более открытыми и менее защищенными; во-вторых, экономическая слабость России и сложности, связанные со становлением ее собственной государственности (прежде всего проблемы регионализма), заметно снизили авторитет России на международной арене; в-третьих, продолжается борьба внутренних политических сил вокруг вопроса о национально-государственных интересах России. Несмотря на это, важнейшие мировые проблемы (югославский кризис, ближневосточные проблемы и др.) не решаются без участия России.

В конце 1991 - начале 1992 года Президент России выступил с первыми внешнеполитическими инициативами. Он официально заявил, что отныне ядерные ракеты России не направлены на объекты территории США. В январе 1993 года в Москве между Россией и Соединенными Штатами Америки был заключен договор ОСНВ-2, предусматривающий взаимное сокращение к 2003 году ядерного потенциала сторон на две трети по сравнению с уровнем, установленным соглашением по ОСНВ-1.

Стремясь к мирному урегулированию отношений со странами Запада, Россия вывела свои войска из стран Центральной и Восточной Европы, включая Прибалтику. К 1995 году только из Восточной Германии в Россию вернулось более 500 тысяч военнослужащих, 12 тысяч танков, множество другой боевой техники. В мае 1995 года Российская Федерация, наряду с другими государствами бывшего СССР и "социалистического содружества", присоединилась к программе "Партнерство во имя мира", предложенной руководством блока НАТО. Однако с тех пор она так и не была наполнена конкретным содержанием. Участие же России в программе "Партнерство во имя мира" было скорее символическим и сводилось, в основном, к направлению наблюдателей на совместные учения других стран.

В мае 1997 года был подписан Основополагающий акт (ОА) между НАТО и Россией, в котором после полугодовых переговоров как бы сделана уступка России и не только принята "датско-норвежская модель", предусматривающая неразмещение ядерного оружия на территории стран - новых членов НАТО, но также зафиксированы обязательство блока ограничить там присутствие конвенциональных вооруженных сил и взаимное обязательство сторон не применять силу или угрожать ее применением, - этот акт чрезвычайно важен с международно-правовой точки зрения, но недостаточен в морально-психологическом плане.

Россия вступила в Международный Валютный Фонд, что укрепило ее экономические позиции. Одновременно была принята в Совет Европы, в компетенции которого находятся вопросы культуры, прав человека, защита окружающей среды, урегулирование межнациональных конфликтных ситуаций. Она получила возможность интегрироваться в мировую экономику. В результате между Россией, США, государствами Ближнего Востока и Латинской Америки активизировались торговля, промышленно-аграрные отношения.

Развитие взаимоотношений с Содружеством Независимых Государств занимало важное место во внешнеполитической деятельности российского правительства. В 1993 году в состав СНГ входили, кроме России, еще одиннадцать государств.

В свою очередь российское правительство стремится сохранить интеграционные связи. По его инициативе был создан межгосударственный комитет стран Содружества с центром пребывания в Москве. Между Россией, Беларусью, Казахстаном и другими государствами был заключен договор о коллективной безопасности, разработан и утвержден устав СНГ. В то же время межгосударственные отношения России с бывшими республиками СНГ складываются не всегда благоприятно. До сих пор нет единого мнения в отношении Черноморского флота, Крымского полуострова, русскоязычного населения, территориальных проблем и т.д. Однако вопросам урегулирования экономических, политических, социальных проблем России и стран СНГ уделяется российским правительством неослабное внимание. Его усилия направлены на достижение стабильности и благополучия всех народов СНГ.

Хронология

  • 1993 г., 3 — 4 октября Выступление оппозиционных сил в Москве. Обстрел Белого дома
  • 1993 г., 12 декабря Принятие новой Конституции РФ
  • 1996 г., июль Избрание Б.Н. Ельцина на второй срок президентом РФ
  • 1994 г., декабрь — 1996 г., декабрь Война в Чечне
  • 1998 г., август Финансовый кризис в России
  • 1999 г., август Начало антитеррористической операции в Чечне
  • 1999 г., 31 декабря Досрочный уход президента РФ Б.Н. Ельцина в отставку
  • 2000 г., 26 марта Избрание президентом РФ В.В. Путина

Россия в 90-е гг. ХХ в.

Курс экономических реформ в России в начале 90-х гг.

Одним из главных следствий стало перемещение государственно-политической власти, сосредоточивавшейся прежде в союзном центре, в республики и, в первую очередь, в Россию. Российский президент, правительство, Верховный Совет в течение нескольких дней обрели власть, которой они добивались почти полтора года. Встала проблема претворения в жизнь радикальных реформ. При наличии у радикалов общей идеологии реформ, у них не было четкой и обоснованной программы конкретных экономических и политических преобразований. План экономических реформ был обнародован только в конце октября 1991 г. С его изложением выступил на Съезде народных депутатов России сам президент Б.Н. Ельцин. План включал несколько конкретных направлений экономической политики России, которые и составляли суть реформы.

Первая крупная мера — разовое введение свободных цен с января 1992 г. — должна была определить рыночную стоимость товаров и ликвидировать товарный дефицит. Вторая — — должна была ускорить товарооборот, создать инфраструктуру по сбыту отечественной и импортной продукции. Третья — широкая приватизация жилья , госпредприятий — должна была превратить массы населения в собственников.

Приватизационный чек

Программа радикальных реформ была изложена Ельциным, но ее авторами являлись ведущие министры нового российского правительства: экономисты-рыночники Е. Гайдар, А. Шохин, А. Чубайс. По своей сути эта программа означала быстрый переход к . Главный теоретик российской “шокотерапии” вице-премьер правительства по экономическим вопросам Е.Т. Гайдар

Е.Т.Гайдар

считал, что классическая рыночная модель может быть внедрена в России без каких-либо тяжелых последствий для социальной сферы. Однако результаты оказались драматическими для россиян. Отпуск цен в январе 1992 г. привел к их увеличению не в 3 — 4 раза, а в 10 — 12 раз, в то время как зарплаты и пенсии выросли на 70 %. Сберегательные вклады населения правительство оказалось не в состоянии индексировать. Фактически за чертой бедности оказалась основная масса населения России. Реформа получила в народе название “грабительской”, породила острое недоверие к правительству и негативное в целом отношение к курсу реформ.

Радикальные реформы вызвали и широкую оппозицию в Верховном Совете РСФСР . Эту оппозицию возглавил Председатель Верховного Совета Р.И. Хасбулатов. Сопротивление радикальным реформам получило широкую поддержку в обществе, в первую очередь в отраслях военно-промышленного комплекса и бюджетной сфере, где было занято большинство населения.