Российский государственный исторический архив названия фондов. Курсовая работа: комплексный анализ российского государственного исторического архива (ргиа)

20 сентября Военному финансово-экономическому университету исполнилось бы 70 лет. К сожалению, его уже нет. Он попал под беспощадные реформы, накрывшие Вооруженные Силы в 2000-е. А ведь опыт подготовки военных финансистов был накоплен уникальный. Он не утратил значения в наши дни, как, впрочем, актуальна и полная ярких страниц рождения и жизни этого учебного заведения.


После Великой Отечественной остро встала задача подготовки финансово-экономических кадров для Вооруженных Сил, особенно руководящего состава. По предложению начальника Финуправления военного ведомства генерала Якова Хотенко при поддержке руководства Минфина 20 сентября 1947 года заместитель министра ВС СССР Маршал Советского Союза Александр Василевский и министр высшего образования Сергей Кафтанов подписали совместный приказ об организации Военного факультета при Московском финансовом институте.

Первопроходцы

В июле 1948-го начальником факультета назначили опытного финансиста генерал-майора Сергея Спиридонова. Участник Гражданской и Великой Отечественной, он стал первым из плеяды руководителей-фронтовиков, вложивших военный опыт в организацию учебного процесса.

В штат факультета вошли управление, четыре курса слушателей, три кафедры и подразделения обслуживания. В 1949-м добавились курсы усовершенствования офицерского состава, а в 1950-м – специальное отделение по подготовке военнослужащих иностранных армий и адъюнктура. К 1960 году сложилась стройная система обучения военных финансистов.

В период с 1955 по 1963-й ученые кафедр издали ряд монографий, выпустили шесть сборников научных записок. В этих трудах нашли отражение вопросы теории и практики финансов ВС СССР, денежного обеспечения войск. В развитие науки о финансах Вооруженных Сил значительный вклад внесли Б. Ривкин, Н. Верба, Б. Кин, Н. Грицынин, И. Лахметкин, В. Подыряка, Б. Савченко, В. Щербак, Ю. Чернов, В. Тиванов, Г. Королев и другие.

В январе 1963 года при кафедре финансов ВС образованы две научно-исследовательские лаборатории – «Автоматизации» и «Проблем финансовой службы». Их деятельность способствовала усилению режима экономии в использовании государственных средств в армии и на флоте, повышению качества финконтроля, борьбе с утратами материальных ценностей и денежных средств.

Характерной особенностью развития факультета в 1963–1972 годах стало повышение уровня военно-экономической подготовки слушателей. Введены новые дисциплины, разработаны курсы по изучению экономики, организации и планированию промпроизводства и капстроительства в МО СССР, анализа хозяйственной деятельности предприятий и строительных организаций.

В 1967 году на факультете приступили к подготовке офицеров руководящего состава в системе полевых учреждений Госбанка СССР для обеспечения финансирования новых видов Вооруженных Сил, прежде всего РВСН.

Профессорско-преподавательский состав принимал активное участие в подготовке к внедрению в войска с 1 января 1970 года системы годового финансового планирования, а также применению обезличенного финансирования, позволившего командирам направлять денежные средства на решение первоочередных задач. Этот шаг, поддержанный Минфином, был революционным для того времени. Примечательно, что в бюджетной сфере страны к такому финансированию перешли только в ХХI веке.

Логическим завершением проводившейся перестройки учебного процесса с уклоном на экономику явилось создание в 1971 году самостоятельной кафедры военно-экономических дисциплин, первым начальником которой стал полковник А. Гришин.

Противостояние и соперничество между блоком НАТО и Варшавским договором сопровождалось разработкой, производством и принятием на вооружение все более сложных комплексов и систем. Это приводило к усилению связей экономики ВС с оборонно-промышленным комплексом, росту военных расходов. Для их оптимизации было принято решение о повышении квалификации руководящего состава военных представительств (ВП): создается кафедра экономики и организации производства оборонных отраслей промышленности, руководителем назначается полковник-инженер В. Жихарев. В первый состав были отобраны ведущие в стране специалисты, ученые, инженеры-практики, финансисты-экономисты. С октября 1974-го на кафедре приступили к обучению офицеров ВП, а в дальнейшем и заказывающих управлений, НИО, промышленных предприятий и организаций Минобороны.

В 1976 году на факультете уже готовили специалистов с высшим военным образованием. Выпускники получили возможность изучать экономический анализ театров военных действий, выбор рациональных вариантов обеспечения потребностей войск. Основные усилия направлялись на практическую сторону обучения и достижение логической связи между учебными процессами Ярославского высшего военно-финансового училища имени генерала А. В. Хрулева и военным факультетом, создание стройной системы подготовки специалистов финслужбы с высшим военным образованием.

Военно-специальная подготовка стала обеспечиваться двумя группами дисциплин: финансовых и экономических, количество которых значительно возросло. В 1979 году состоялся первый выпуск офицеров с высшим военным образованием, которые почти полностью были направлены в центральные органы ВС. А с 1981-го высшее военное образование стали получать выпускники отделения заочного обучения.
Приход в войска таких специалистов сопровождался расширением прав распорядителей кредитов всех степеней в использовании бюджетных средств. В армии и на флоте стали внедряться нормативы расходов, остатки разрешалось использовать в следующем году. Это приводило к значительной экономии бюджета Министерства обороны.

Финансовая стража

При создании Вооруженных Сил новой России и сокращении их численности появились предложения о подготовке военных финансистов в гражданских университетах, хотя такие попытки отвергла сама жизнь еще в 20-е годы прошлого века. Исходили они, как правило, от некоторых реформаторов, которым, видимо, было непонятно, что Вооруженные Силы – специфический государственный организм, предназначенный для обеспечения безопасности страны. А Военный факультет всегда готовил кадры для организации финансового обеспечения войск и сил флота не только в условиях их реальной дислокации, но и применения, а при необходимости и личного участия в боевых действиях, где использование гражданских специалистов фактически невозможно.

В эпоху «приватизации», а попросту – растаскивания государственного, в том числе армейского имущества Военный финансово-экономический факультет оказался лакомым куском для некоторых представителей новой российской элиты, которым вопросы подготовки специалистов такого профиля были чужды, их интересовали личные корыстные цели. От попыток завладения имуществом под видом различных надуманных реорганизаций сотрудники Военного факультета отбивались неоднократно.

При реформировании системы военного образования в соответствии с Указом президента РФ от 13 октября 1998 года был создан Военный финансово-экономический университет в составе Военного финансово-экономического факультета и Ярославского высшего военного финансового училища на правах филиала. Это решение имело целью создать многоуровневый учебно-научный комплекс, сформировать единый системный подход к подготовке кадров финансово-экономической службы. Такое объединение положило начало одному из самых продуктивных периодов деятельности. За короткий период произошли серьезные изменения в образовательном процессе. Внедрены новые технологии, повысилось качество научных работ, выросли квалификация и потенциал преподавательского состава, что положительно сказалось на профессиональном уровне выпускников.

Одной из основных оставалась кафедра финансов и управления банковской деятельностью в ВС. Ее представителей привлекали к проведению занятий даже в других вузах. В Академии Генерального штаба ежегодно читались лекции по проблемам оборонного бюджета. Здесь были подготовлены учебники и монографии, десятки пособий, защищено более 70 диссертаций, выполнялись различные НИР и оперативные задания.

Еще в 1977 году из кафедры финансов ВС РФ для усиления практической направленности обучения слушателей выделилась кафедра управления финансово-экономической деятельностью и контроля (организации финансовой службы и контроля), первым начальником которой назначен полковник Ю. Чернов. На ней преподавали дисциплины прикладного характера – готовили слушателей к работе руководителями финансовой службы соединений и структурных подразделений окружного и армейского звена. Под руководством финансовой инспекции ЦФУ МО РФ здесь был подготовлен первый учебник по финансовому контролю.

Уникальной в своем роде явилась и кафедра управления экономикой и учетно-аналитической деятельностью в ВС РФ (экономики Вооруженных Сил), которая, будучи сравнительно молодой, под руководством первого начальника доктора технических наук профессора Г. Жукова ярко заявила о себе. Здесь издан первый в стране учебник по военно-экономическому анализу, который сразу стал пользоваться высоким спросом как в вузах, так и в научно-исследовательских учреждениях Минобороны. Впервые появились дисциплины: военно-экономический анализ, военно-финансовая информатика. С 2000-го по решению министра обороны здесь готовят инженеров-экономистов ВП с высшим военным образованием. Ее выпускники 2002–2006 годов оказали значительное влияние на развитие промышленности и нынешнее состояние системы управления государственным оборонным заказом. До настоящего времени учебник «Цены и ценообразование», изданный кафедрой в 1985-м, является единственным в стране.

В развитие научных основ военной экономики много труда вложили ученые университета: Р. Фармазян, А. Пожаров, Н. Абросимов, С. Ермаков, В. Жихарев, Г. Жуков, С. Викулов и др.

Университет в эти годы стал интеллектуальным центром ключевых компетенций по планированию и финансированию ГОЗ, экономике НИОКР, управлению ценообразованием продукции оборонного назначения, учету и анализу затрат, управлению интеллектуальной собственностью. Все эти важнейшие направления изучались на кафедре.

Сегодня же накопившиеся за последние десять лет проблемы в перечисленных выше областях деятельности могут представлять собой очень серьезную угрозу при реализации ГОЗ 2017–2019 годов. Но готовить профильных специалистов некому и негде.

Поучительный пример: для усиления НИР в области экономики и финансов Вооруженных Сил в университете под руководством полковника А. Батьковского работал научно-исследовательский центр военно-экономических обоснований. В нем выполнено около 50 научно-исследовательских работ, более 170 оперативных заданий, подготовлено восемь монографий и методических пособий по широкому спектру финансово-экономических проблем. Начали регулярно выпускать научный журнал «Вестник Военного финансово-экономического университета», в котором публиковались статьи по наиболее злободневным вопросам экономики и финансов.

В 2002 году построен музей, оснащенный передовыми технологиями хранения и демонстрации исторических информационных и архивных материалов. Здесь проводились плановые занятия со слушателями, экскурсии для семей военнослужащих, студентов гражданских вузов и школьников, отмечались знаменательные даты и Дни воинской славы России. Музей и труд «Военная финансово-экономическая служба России» были отмечены Государственной премией Российской Федерации имени Маршала Советского Союза Жукова.

Коллектив Военного финансово-экономического факультета всегда шел в ногу со временем. Выполнял задачи финансовой службы исходя из геополитической обстановки, готовил и воспитывал преданных интересам дела офицеров. За годы работы для Министерства обороны, внутренних войск, Федеральной пограничной службы, других силовых ведомств выпущены около 7500 военных специалистов, прошли переподготовку и повышение квалификации более 10 тысяч офицеров.

Объективной оценкой работы стала его аккредитация. По итогам проведенной Министерством образования и науки в 2005 году внешней экспертизы Военный финансово-экономический университет оказался в числе лучших 10 процентов вузов России (включая гражданские) по всем основным показателям. Выпускники успешно выполняли задачи по финансовому обеспечению советских войск, временно дислоцированных в Германии, Польше, Румынии, Венгрии, Чехословакии, на Кубе, в других регионах. Многие приняли участие в боевых действиях и миротворческих операциях в Египте, Сирии, Афганистане, Чеченской Республике, Югославии, Абхазии, Приднестровье. Нередко на службе в горячих точках им приходилось вступать в вооруженные столкновения, защищая финансы, другие ценности от захвата боевиками. Выполнять наряду с профессиональными обязанностями задачи по сопровождению и охране войсковых колонн, принимать вместе с другими военнослужащими личное участие в боевых действиях, проявляя при этом мужество и героизм. За руководство финансовым обеспечением боевых операций в Дагестане и Чечне орденом «За военные заслуги» награждены генерал-лейтенант В. Заставнюк, полковники Е. Полуничев и Ю. Ефимов. Полковник Ефимов, кроме того, отмечен и орденом Мужества. За ратный труд удостоены наград участники боевых действий: А. Ульянчук, И. Семенихин, В. Кириллов, Б. Белоцерковский, О. Беленко, А. Борисов и многие другие.

Нередко выполняя задачи в горячих точках, выпускникам приходилось организовывать социальное обеспечение мирного населения, участвовать в стабилизации финансово-экономической системы регионов. Яркий пример: в 2014 году после госпереворота на Украине, организованного в Крыму экономического террора, блокады банковской и казначейской систем, лишения населения средств к существованию финансовая служба Черноморского флота смогла оперативно и по-боевому провести, без преувеличения сказать, спасательную финансово-экономическую операцию. В итоге для флота и государства сохранено более двух миллиардов рублей, находившихся на счетах Банка Украины, скрытно собраны из гарнизонов сотни миллионов гривен и конвертированы в рубли. Вместе с офицерами полевых отделений банка с материка завезено огромное количество наличных денег для Пенсионного фонда, «Почты России», кредитно-финансовых и других организаций Крыма. При невозможности выплаты денежного довольствия и заработной платы в безналичном порядке по пластиковым картам они при значительном росте численности флота своевременно выдавались наличными. Благодаря в первую очередь офицерам финансовой службы удалось довести до работоспособного состояния в кратчайшие сроки зарплатный проект через новое обслуживающее банковское учреждение. Все это в значительной мере способствовало экономической стабилизации Крыма и социальной защите его населения.

Есть кем гордиться

Среди наших выпускников – 124 генерала, 27 докторов наук и профессоров, три заслуженных деятеля науки Российской Федерации, семь лауреатов Государственной премии им. Маршала Советского Союза Жукова, 59 заслуженных экономистов РФ, 13 офицеров, награжденных знаком «За отличные успехи в работе в области высшего образования СССР», три почетных работника высшего профессионального образования страны.

Жизнь показала, что выпускники университета очень востребованы и после увольнения с военной службы. Они занимали и занимают достойные должности в администрации и Контрольном управлении президента, правительствах России и Москвы, Счетной палате, Министерстве экономики и финансов, других органах власти. Выпускник университета 2005 года, золотой медалист полковник запаса Д. Аристов сегодня на посту директора Федеральной службы судебных приставов. Выпускник 2002-го полковник запаса С. Емельянов – директор Департамента авиационной промышленности Минпромторга. Должность первого заместителя руководителя Департамента финансов Москвы, начальника городского казначейства занимает полковник запаса Е. Меньшов. Финансово-экономическими органами Департаментов здравоохранения и образования Москвы руководят полковники запаса В. Павлов и О. Яковлев. В Контрольном управлении президента ранее проходили государственную службу офицеры С. Аверичев и Ю. Федоров. Успешно трудятся здесь сегодня военные финансисты А. Матюнин, А. Скобелев, И. Ощипков и П. Ромашкан. В Департаменте контроля за оборонными расходами Счетной палаты России, который возглавлял аудитор А. Пискунов, более 85 процентов инспекторского состава являлись выпускниками университета. Многие стали крупными руководителями в банковской системе государства. Так, начальником Дальневосточного Главного управления Банка России является С. Белов, первым заместителем начальника Главного управления Банка России по ЦФО – В. Кныш. Департамент полевых учреждений Банка России возглавляет О. Беленко. Управляющий отделением Белгород Главного управления Банка России по ЦФО – А. Беленко. Наши выпускники руководят почти всеми финансовыми органами Вооруженных Сил государств постсоветского пространства. Многие остаются верными избранному пути, продолжая трудиться в оборонных структурах государства, ОПК, возглавляя НИИ, заводы, финансовые департаменты, управления ценообразования.

С огромным уважением и гордостью мы сегодня вспоминаем начальников Военного факультета – участников Великой Отечественной войны, генералов Н. Найденова, В. Кришкевича, И. Рыжкова, В. Селиха, В. Бурса, В. Семеникова, М. Полищука, которые внесли значительный вклад в развитие и совершенствование деятельности учебного заведения, подготовку достойных кадров для финансовой службы.

Об авторитете Военного университета и военного училища свидетельствуют посещения их президентом страны, дважды – председателями правительства России и министром обороны. Такого внимания и чести не были удостоены и более элитные учебные заведения.

К большому сожалению, в 2009 и 2010 годах Военная финансово-экономическая академия в Ярославле и Военный финансово-экономический институт, повторим, были расформированы. Этот шаг многими ветеранами армии и флота, особенно выпускниками университета, расценен как антигосударственный, направленный на подрыв экономики и боевой готовности Вооруженных Сил, обороноспособности страны. Думается, нынешнее руководство двух Министерств – обороны и финансов придет к выводу о том, что без такого уникального учебного заведения эффективно решать вопросы использования бюджетных средств на оборону страны невозможно.

Всех, кому дорог Военный финансово-экономический университет (Военный финансово-экономический факультет при МФИ), поздравляю с праздником, желаю здоровья, благополучия и успехов в жизни. Убежден, что проделанной работой на благо Вооруженных Сил мы вправе гордиться.

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 5/1993, стр. 77-80

Майор А.В.МАЛЫГИН

ОБЪЕКТОМ военной экономики принято считать часть народного хозяйства, которая призвана экономически обеспечивать подготовку и ведение войны, укреплять обороноспособность страны. Ее предметом является теория экономического обеспечения военных потребностей государства. При этом возникает вопрос - что же понимается под военными потребностями? Военные экономисты считают, что они делятся на непроизводственные и производственные. К первым относятся вооружение и военная техника, боеприпасы, продукты питания, а также потребности в жилье, транспорте, связи и иных услугах и средствах для удовлетворения материальных нужд военнослужащих и лиц, работающих на оборону. Ко вторым - средства и предметы труда, необходимые для изготовления вооружения и военной техники, снаряжения и другой продукции военного назначения.

В экономические отношения между собой вступают, с одной стороны, военное ведомство и вооруженные силы как представители государственных оборонных интересов, с другой - производители не только специфических товаров военного назначения, но и других, необходимых для функционирования армии и флота. В настоящее время они представлены в основном государственными предприятиями.

Целесообразно также рассмотреть следующие взаимосвязанные аспекты, военно-экономических отношений. Первый, отношения между вооруженными силами и населением страны, второй, между ВС и зарубежными потребителями. Прежде чем перейти к непосредственному их изложению, сделаем небольшой исторический экскурс. Еще английский экономист А.Смит, размышляя над историей разделения общественного труда, отмечал, что важнейшая обязанность государя - защита общества от насилия и посягательств со стороны других независимых обществ - может быть выполнена только посредством военной силы. Он считал, что «только благоразумное государство может сделать ремесло солдата отличным от всех других» по двум причинам. Во-первых, это дает возможность «несолдатам» заниматься полезной производительной деятельностью, не отвлекаясь для военных упражнений и войн, а во-вторых, разделение труда необходимо для «развития военного искусства, как и любого другого...». Таким образом, еще более двухсот лет назад деятельность военных рассматривалась во взаимосвязи и взаимозависимости с общественным производством товаров и услуг. А.Смит отмечал, что «вся армия и флот представляют собой непроизводительных работников».

Поэтому, видимо, военно-экономические отношения следует рассматривать не только как отношения по поводу производства, распределения и потребления товаров военного назначения, но и как отношения, непосредственно связанные с производством вооруженными силами значимых для общества нематериальных благ.

Современные отечественные и западные экономисты относят национальную оборону к сфере общественных (государственных) услуг, что видно из рисунка. При этом отечественными специалистами в меньшей степени исследованы подсистемы 3 и 4. Участниками отношений в подсистеме 3 являются, с одной стороны, вооруженные силы как элемент государственной структуры, предназначенный для защиты общества, а с другой, само общество. В подсистеме 4, с одной стороны, выступают вооруженные силы, с другой - зарубежные страны или коалиции стран. В данном случае речь идет о предоставлении специфических военных услуг другим государствам или сообществам. Примером может служить участие российских воинских частей в различных контингентах миротворческих сил как в странах СНГ, так и по мандату ООН в Югославии. Кроме того, на основании межгосударственных соглашений армия России выполняет оборонные функции в Туркмении и Таджикистане, не имеющих своих вооруженных сил.

Предлагаемый подход дает возможность для развития военно-экономических отношений в условиях рынка. Но основной функцией армии остается обеспечение безопасности и стабильности общества, поэтому государство должно создавать собственную оборонительную систему. При этом не обязательно иметь свои вооруженные силы, организовывать собственное производство вооружения и техники. Эти потребности могут удовлетворяться при помощи иностранных ВС, нанимаемых правительством в обмен на какие-либо блага. Кроме вооруженной защиты, армия может обеспечивать и социальную стабильность. Эта функция вполне реальна в современной политической и экономической обстановке в России и других странах бывшего СССР. Ведь именно армия несет на себе основную тяжесть по сдерживанию и урегулированию многочисленных конфликтов.

Люди, занятые воинским трудом, дают возможность обществу повышать свое благосостояние, а это значит, что армия в экономическом отношении не только потребляет продукты чужого труда, но и сама производит специфический товар - военные услуги. Советские экономисты С.Струмилин и Д.Розенберг, например, при подсчете национального дохода включали вооруженные силы в сферу обслуживания. Аналогичного мнения придерживается и профессор Г.Федоров, утверждающий, что «военнослужащие являются производителями особой, специфической услуги - защита общества». Западные экономисты - Ф.Котлер, К.Макконелл, С.Брю и другие - также придерживаются мнения о том, что «к сфере обслуживания относится и государственный сектор с его военными службами». Поэтому армию можно считать государственной организацией, производящей общественные услуги. На этой основе уже сегодня можно шире применять богатый практический опыт, накопленный в мире, по совершенствованию сферы обслуживания для более эффективной адаптации российских Вооруженных Сил к рыночным условиям.

В рыночной экономической системе, характеризуемой свободой предпринимательства и выбора, наличием частной собственности, личного интереса как главного мотива поведения, конкуренции, опоры на систему цен, тем не менее сохраняется значение государства. Правительство в странах с рыночной системой хозяйствования выполняет ряд экономических функций. К основным из них относятся: защита от конкуренции; обеспечение правовой базы и общественной атмосферы, способствующих эффективному функционированию рыночной системы; перераспределение доходов; корректирование распределения ресурсов в целях изменения структуры национального продукта; стабилизация экономики. При этом создание, содержание и использование вооруженных сил прежде всего осуществляется для исполнения второй функции. Необходимо отметить, что товары и услуги бывают как индивидуального, так и общественного потребления. И если в первом случае человек может сделать выбор - покупать ему или нет, то во втором - это невозможно, так как общественные блага нельзя разделить на отдельные единицы и продать индивидуальному потребителю, как невозможно практически и отстранить индивидуума от пользования общественными благами. Например, автомобильными дорогами пользуются не только те, кто непосредственно заплатил за их строительство и содержание.

Специфика экономики «чистого капитализма» такова, что общественные блага рыночная система производить не намерена, так как частным предприятиям просто невыгодно, чтобы производимыми товарами и услугами кто-либо пользовался бесплатно. При производстве продуктов индивидуального потребления выгода основывается на их покупке, а при производстве общественных благ она достается всему обществу. Виды и объемы государственных услуг определяются политическими методами. Общественные блага приобретаются при посредничестве правительства на основе совместных решений. Все это в полной мере относится и к национальной обороне - разновидности государственных услуг. Непосредственным их производителем являются вооруженные силы. В обмен на производимые блага они получают от общества через государственную финансово-экономическую систему материальные и денежные средства, необходимые на покрытие издержек производства. Эти средства формируются в основном за счет налоговых поступлений. Иными словами, как общественная услуга оборона оплачивается налогоплательщиками, а пользуются этим благом все члены общества. Военный бюджет России в 1991 году составил 21,6%. Это значит, что с каждого рубля, уплаченного в качестве налогов, около 21 коп. было потрачено на оборонные нужды. В правовом государстве гражданин вправе знать, насколько эффективно расходуются его деньги и как надежно он защищен от внешней агрессии или иных дестабилизирующих, прежде всего военных, факторов.

Экономические издержки производства военных услуг включают в себя: затраты на закупки вооружений и военной техники; ассигнования на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы; расходы на содержание армии и флота, включающие затраты на различные виды довольствия личного состава, материально-техническое обеспечение боевой подготовки, обеспечение быта и медицинского обслуживания военного и гражданского персонала вооруженных сил; затраты на военное строительство; расходы на выплату пенсий и социальное обеспечение военнослужащих. Кроме этого, по решению Правительства России отдельной статьей будут учитывать затраты на конверсию.

Однако такая система издержек не полностью соответствует затратам на оборону. Прежде всего потому, что, выходя на рынок, предприятие должно реально оценить потенциальных потребителей своей продукции, определить объемы спроса, каким должен быть производимый товар или услуга. Это необходимо для получения прибыли или хотя бы оправдания затрат и максимального удовлетворения нужд потребителей. Производитель определяет так же каналы распространения своей продукции, меры по стимулированию сбыта, заботится о формировании общественного отношения к предприятию, товарам (услугам), которые поставляются на рынок. Данный вид деятельности получил название маркетинг.

В новых экономических условиях армии как субъекту военно-экономических отношений для наилучшей адаптации придется брать на вооружение передовые достижения маркетинга. Естественно, такая деятельность потребует немалых расходов, но она необходима и в конечном итоге будет выгодна и вооруженным силам, и обществу. К сожалению, сегодня в военной среде, скорее, отрицательно относятся к маркетингу в отношении ВС. Однако следует отличать запрещенную в армии коммерческую деятельность от военно-экономических отношений.

Наиболее просто представить себе применение маркетинговой концепции в системах военно-экономических отношений, связанных с производством и обменом материальных продуктов - товаров военного назначения. Это прежде всего системы, субъектами которых являются предприятия военно-промышленного комплекса. Уже сегодня, в условиях конкуренции на мировом рынке оружия, отечественным производителям приходится искать своего покупателя. При этом необходимо проводить весь комплекс маркетинга и продвижение товара на конкретном рынке и для определенного потребителя. Гораздо сложнее найти возможности для аналогичной деятельности в отношении военных услуг. Но и в этом случае следует использовать маркетинг.

Анализируя подсистемы комплекса военно-экономических отношений (см.таблицу), можно утверждать, что вооруженные силы выступают в роли производителя, а значит, придерживаются позиции активного участника рыночных отношений. Население, по сути, покупает военные услуги конкретной армии - национальной или иностранной. Общество может выбрать ту или иную форму своей защиты в зависимости от различных факторов: от создания отрядов ополчения до привлечения международных сил по поддержанию мира.

Сегодня перед армией остро стоит вопрос ее комплектования. По данным Министерства обороны Российской Федерации на 25 ноября 1992 года, Вооруженные Силы России получили только 17% призывников. Поэтому при переходе на контрактную основу Вооруженным Силам предстоит доказывать преимущества военной службы перед другими видами деятельности.

В заключение можно сделать вывод, что с позиций рыночной экономики необходимо рассматривать весь комплекс военно-экономических отношений, а не только его отдельные элементы. Особое место занимает та часть комплекса, в которой вооруженные силы выступают в роли производителя особого рода общественных услуг.

Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. - Т.2. - М.: Государственное социально-экономическое издание, 1935. - С.239.

Там же. -С.345.

Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов.-Т.1.-М.: Государственное социально-экономическое издание, 1931. - С.339.

Военная мысль. - 1992. - № 10. - С.65.

Военная экономика - отрасль экономической деятельности государства, связанная с производством и распределением военной техники, подготовкой военнослужащих рядового и офицерского составов, наращиванием обороноспособности страны. В военной экономике на любой стадии ее развития принимает участие государство, частные лица также могут принимать участие в том или ином экономическом цикле, заказчиком при выполнении определенного вида работ может выступать Правительство или Министерство Обороны.

Военная экономика, как и экономика любого другого типа, объединяет несколько сторон, которые обеспечивают ее успешное функционирование, преследует определенные цели, которые связаны с повышением обороноспособности или благосостояния государства. В зависимости от вышеуказанных тезисов военную экономику можно классифицировать различными способами.

Цели военной экономики.

Не стоит полагать, что целью военной экономики того или иного государства является исключительно укрепление государственных границ, улучшение способности защиты государственного суверенитета. Нет, экономика военной деятельности может также являться государственным активом, источником, из которого государство будет получать . Следовательно, цели военной экономики различны и многосторонни. Рассмотрим самые основные.

1. Защита государства от внешних и внутренних агрессоров предполагает обеспечение устойчивости государственных границ, а также стабильность ситуации внутри государства. Данная цель распадается на несколько более мелких целей:

1) Совершенствование технологической стороны оборонного процесса позволяет получить более качественную военную технику, приборы с большим кругом возможностей. Активное внедрение новых разработок в военное производство позволяет вывести его на потенциально новый уровень развития. Данную цель невозможно претворить в жизнь без научных разработок, поэтому совершенствование научной сферы производства военной техники - также ключевая цель военной отрасли государственной экономики. Разумеется, для совершенствования науки, государство привлекает к этой деятельности ученых специалистов, либо закупает новое оборудование у других стран, яркий пример: попытка Российской Федерации купить Мистрали у французского Правительства, завершившееся неудачей по причине последних политических событий в РФ, связанных с украинским кризисом.

2) Подготовка высококвалифицированного кадрового состава , как среди гражданского персонала, так среди военнообязанных различных категорий. Для подготовки квалифицированных специалистов необходимо прибегать к услугам преподавательского состава, а также обеспечивать улучшение программ образования. Министерство обороны Российской Федерации стабильно инвестирует средства в совершенствование всех сфер обучения людей, занятых в военной отрасли. Кроме этого, часть средств направляется на привлечение лиц к деятельности в военной сфере (выплата стипендий, премий, наград за военные достижения и так далее). Указанные мероприятия обеспечивают в конечном итоге приток в военную сферу большого числа кадров, дает возможность Правительству РФ отсеивать худших и оставлять лучших (учитывается не только уровень физической подготовки лиц, но и многие другие немаловажные критерии).

3) Просвещение населения и его подготовка к самообороне (гражданской обороне) в случае военный действий в стране или введения военного положения. К группе затрат военной экономики также относится просвещение населения, подготовка невоеннообязанного, гражданского населения к правильной, адекватной реакции в случае войны. На данный момент, например, в школах проводятся военные сборы, во многих учебных заведениях введены предметы военной подготовки. Также проводятся собрания с выступлениями военнослужащих, парады и митинги. Задача Правительства при финансировании подобного рода предприятий: обеспечить веру народа в возможности защиты внешнего и внутреннего государственного суверенитета, формирование правильной системы ценностей молодежи и создание адекватной базы реакции в случае войны.

2. Получение дохода . Как упоминалось в начале статьи, военная экономика позволяет не только обеспечивать обороноспособность государства, она также является источником доходов для государства. Получать доход от военной экономики можно следующими ключевыми путями:

1) Продажа создаваемых технологий за рубеж без производства товаров конкретного вида. Допустим, ученые создали определенный вид военной технологии и внедрили его в своем государстве. Если это изобретение нельзя будет использовать для противостояния государству-производителю, ученые имеют право продать технологию за рубеж. Не стоит думать, что из-за этого обороноспособность зарубежных государств станет лучше и совершенней обороноспособности государства-производителя. Данный аспект касается большей частью средств сохранения мира.

2) Продажа военной техники сторонним государствам. В рассматриваемой ситуации речь идет уже не о простых технологиях, а о товарах, которые с помощью этих технологий были выполнены. Допустим, страна произвела новые самолеты с улучшенными летными качествами. Для заработка, государство может продавать самолеты другим государствам и зарабатывать на этом деньги.
Чтобы государство имело возможность получать доходы от развиваемых технологий, необходимо постоянно совершенствоваться в производстве и привлекать инновации, поэтому правительство высоко оплачивает работу ученых, которые занимаются разработкой военных технологий.

Инвестирование в военную экономику

На данный момент большая часть инвестиций в военную экономику производится только Правительством Российской Федерации или Министерством обороны. Несмотря на это частные лица также могут совершать некоторые инвестиции в производственный процесс, особенно это касается оплаты деятельности ученых, которые ведут разработки. В случае успеха проинвестированного предприятия, получает выплаты от Правительства.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

По решению главнокомандующего ВМФ Адмирала Флота Советского Союза С. Г. Горшкова в 1976 г. в учебные программы слушателей командного и инженерных факультетов включили новую учебную дисциплину - основы военной экономики и развития вооружения ВМФ. Разработку этого курса и преподавание возложили на кафедру оперативного искусства ВМФ. Поскольку специалистов в этой области в академии не нашлось, из Первого центрального научно-исследовательского института Министерства обороны был приглашен кандидат технических наук, старший научный сотрудник капитан 2 ранга Б. В. Шиманский, имевший 10-летний опыт работы и возглавлявший в ВМФ комплексные экономические исследования.

В 1976/77 учебном году на всех факультетах и на Курсах руководящего состава ВМФ были прочитаны лекции по военной экономике. Первоначально на новую дисциплину отводилось 20 часов классных занятий. Но, учитывая важность нового направления, 28 февраля 1977 г. министр обороны подписал приказ «О дальнейшем совершенствовании экономической подготовки курсантов и слушателей высших военно-учебных заведений в Министерстве обороны». В приказе предписывалось увеличить объем изучаемых экономических и военно-экономических наук до 100 часов. Коллективу кафедры боевой эксплуатации кораблей (ее возглавлял контр-адмирал Ю. В. Задерман) поручили разработать учебные программы подготовки военных экономистов. Так в академии появилась инженерно-экономическая специальность ВМФ, а 1 сентября 1977 г. 7 слушателей приступили к ее изучению.

Коллектив кафедры военной экономики: Г. В. Коняева, В. А. Гусев, Т. Б. Косткина Б. В. Шиманский, Р. Н. Шарова (первый ряд, слева направо); М. П. Тихонов, А. И. Голосов, Н. В. Буторин, А. В. Зинченко, В. Э. Альбертович (второй ряд, слева направо); Н. С. Ребченко, А. Е. Захламин, Н. В. Степанчук, В. Г. Швецов, А. А. Липин (третий ряд, слева направо). 1994 г.


Первыми преподавателями военной экономики, кроме Б. В. Шиманского, стали капитаны 2 ранга А. И. Голосов, Ю. А. Золотов, П. А. Смагин и приглашенная из Ленинградского института инженеров водного транспорта кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Т. Б. Косткина. В дальнейшем для чтения лекций по военной экономике приглашались доктор военно-морских наук, профессор, контр-адмирал С. К. Свирин, доктор технических наук, профессор, капитан 1 ранга М. М. Четвертаков, доктор технических наук, профессор Л. Б. Бреслав и др. В 1982 г. капитана 1 ранга Б. В. Шиманского перевели на кафедру боевой эксплуатации кораблей. При кафедре военной экономики создали предметно-методическую комиссию в составе А. И. Голосова, Ю. А Золотова, Б. В. Шиманского, П. А. Смагина, Т. Б. Косткиной. В адъюнктуру по этой специальности впервые был принят капитан 3 ранга А. А. Липин, окончивший академию по военно-экономической специальности с золотой медалью. В 1982 г. на основании приказа министра обороны инженерно-экономическую специальность переименовали в экономику и организацию производства и ремонта кораблей, вооружения и техники ВМФ, в 1985 г. - в экономики и организации кораблестроения, производства и ремонта кораблей, вооружения и техники.

В 1988 г. в академии создали штатную кафедру военной экономики, начальником которой назначили капитана 1 ранга Б. В. Шиманского. В следующем году преподавателем кафедры стал выпускник академии капитан 1 ранга М. П. Тихонов, а адъюнктами - подполковник В. Э. Альбертович и капитан 2 ранга И. К. Амбаров. В 1990 г. должность старшего преподавателя занял кандидат военно-морских наук, старший научный сотрудник В. А. Гусев. При реформировании кафедры общественных наук в 1992 г. на кафедру военной экономики были переведены кандидаты экономических наук, капитаны 1 ранга Н. С. Ребченко, И. А. Благих и Н. В. Степанчук. Ученые кафедры сформулировали главные научные направления - военная экономика, теория развития вооружений ВМФ и общая экономическая теория. С 1994 г. кафедрой руководил контрадмирал Н. В. Буторин, бывший заместитель командующего флотилией атомных подводных лодок по электромеханической службе. К сожалению, в июле 1998 г. Буторин трагически погиб.

Кафедру возглавил капитан 1 ранга А. А. Сальман, ранее проходивший службу в органах технического обеспечения Балтийского флота.

За сравнительно короткий период существования кафедры профессорско-преподавательский состав разработал лекции, выпустил в свет учебник и несколько учебных пособий, а также разработал все полагающиеся учебно-методические материалы, а самое важное - за этот период около 200 выпускников стали военными экономистами высшей квалификации и были направлены для дальнейшего прохождения службы в органы военного управления ВМФ.


Военный экономист, педагог, доктор технических наук (1993 г.), профессор (1995 г.), капитан 1 ранга. В 1960 г. окончил Высшее военно-морское инженерное училище, а в 1974 г. - с золотой медалью Военно-морскую академию. В 1974-1976 гг. - адъюнкт, с 1976 г. - преподаватель, старший преподаватель, с 1993 г. - доцент, а с 1994 г. - профессор кафедры военной экономики Военно-морской академии. Автор 72 научных работ, в том числе 2 учебников и 6 учебных пособий. Награжден орденом «Мужества» и многими медалями.

ШИМАНСКИЙ Борис Владимирович (Родился в 1939 г.)


Военный экономист, педагог, кандидат технических наук (1975 г.), профессор, капитан 1 ранга. В ВМФ с 1957 г. Ведущий специалист академии в области военной экономики и теории развития вооружения и военной техники ВМФ. В 1962 г. окончил кораблестроительный факультет Высшего военно-морского инженерного училища им. Ф. Э. Дзержинского. С 1962 по 1966 г. после окончания курсов по атомным энергетическим установкам подводных лодок служил на атомной подводной лодке Северного флота в должностях КГДУ, командира дивизиона движения. С 1966 по 1976 г. проходил службу в Первом центральном научно-исследовательском институте Министерства обороны СССР в должностях младшего, старшего научного сотрудника, заместителя начальника отдела тактических обосновании и военно-экономических исследовании. В 1976 г. ему присвоили ученое звание старшего научного сотрудника и тогда же направили на преподавательскую работу в Военно-морскую академию на должность старшего преподавателя для постановки в академии новой учебной дисциплины «Основы военной экономики и развития вооружения и военной техники ВМФ». Одновременно с созданием этой дисциплины в 1977 г. поступил, а в 1980 г. окончил заочное отделение командного факультета академии. За годы преподавательской деятельности стал одним из опытнейших педагогов. Самостоятельно разработал 4 военно-экономические дисциплины. Принимал участие в развитии системы экономической подготовки слушателей академии всех специальностей, в создании кафедры военной экономики, первым начальником которой стал в 1988 г. Автор 60 научных трудов, подготовил 4 кандидата наук. Разработал и издал 12 учебных пособий и первый в ВМФ учебник по военной экономике. Внес большой вклад в разработку руководящих документов для ВМФ. Его неоднократно объявляли лучшим преподавателем академии. Будучи начальником кафедры, он занимался совершенствованием учебно-воспитательной,научно- исследовательской и методической работы. В июне 1994 г. уволен в запас; продолжает трудиться на должности профессора кафедры военной экономики. Является членом Экспертного совета при главнокомандующем ВМФ. Награжден орденами «Мужества», «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» 3-й степени и многими медалями.

Военные финансы входят в единую военно-экономическую систему, которая формируется при образовании, распределении и применении цены военной продукции, создании соответствующей деятельности в отдельных субъектах, что в конечном итоге обеспечивает безопасность страны. Деятельность в этой сфере осуществляют военные финансисты.

Недавняя история

Когда на должность Министра обороны был назначен А. Сердюков, он назвал одним из главных приоритетов работы реформу в управлении финансами и экономики, в рамках которой были упразднены военные финансовые службы. Считалось, что благодаря безналичным расчетам и отсутствию бухгалтерий коррупция в ВЧ будет сведена к минимуму.

В тот период стали заводиться уголовные дела на тех, кто занимал самые высокие должности в армии. Резонансным стало дело с генералом Георгием Олейником, которого обвинили в растрате 323 миллионов долларов. Настоящей «золотой жилой» для финансистов стала и война в Чечне, где от офицерских выплат им доставалось до 50% денежных средств. Резонансные дела появлялись в разных округах страны.

Таким образом, на тот момент реформирование считалось вынужденной и необходимой мерой, однако, должного эффекта так и не было достигнуто. В центральном аппарате для государственных служащих выделяли премии, размер которых доходил до нескольких сотен тысяч рублей, что подчас превышало годовой офицерский оклад. После того, как прежнего Министра сменил С. Шойгу, было принято решение о поэтапном восстановлении финансовых служб, при котором планировалось вернуть до 800 должностей с финансовыми ВУС.

Подготовка военных финансистов

В отличие от ВФЭУ, который был упразднен в нулевые годы, Ярославская Военная финансово-экономическая академия продолжает свою деятельность и по сей день. Именно здесь желающие могут получить ВУС для осуществления финансово-экономической службы в РФ в будущем. Академия готовит офицеров для работы в Минобороны, других властных структурах, где существует военная служба, отделения полевых учреждений ЦБ, строительных и промышленных организаций ВС РФ.

Стандартный период обучения составляет 5 лет на очной форме, но по некоторым специальностям можно учиться заочно и меньший период. Чтобы поступить в военный ВУЗ, и получить специальность «военный экономист», нужно соответствовать определенным критериям, а именно:

  • быть гражданином РФ;
  • возраст должен составлять от 16-ти до 22-х лет (при не прохождении срочной службы);
  • до 24-х лет (для контрактников за исключением офицеров);
  • иметь документ о полном среднем, профессиональном или начальном профессиональном образовании.

Не будут рассматриваться кандидаты, которые указаны в абз.4 и 5 ст.34 ФЗ «О », то есть следующие лица:

  • не соответствующие требованиям согласно ФЗ;
  • осужденные и отбывающие наказание в исправительных учреждениях;
  • имеющие судимость;
  • являющиеся подозреваемыми в совершении преступления на стадии следственных действий.

Особенности будущей профессии

В связи с реформами прошлых лет сотни офицеров были выведены за штаты. Многие специалисты считают, что возродить систему непросто. В то же время, скорее всего, будет учтен опыт прошлых лет, и наладятся институты по предотвращению растраты государственных денег, а также усилится работа контрольных органов.