Батареи с биметалла уход в летнее время. Чем промыть радиатор отопления

С годами отопительные системы неизбежно теряют свою эффективность, что существенно отражается на качестве обогрева помещения. Причина проста и банальна – подобным образом батарея сигнализирует о ее загрязнении. Многие не задумываются о причинах такого поведения и способах решения проблемы. Вернуть тепло в дом поможет промывка биметаллических радиаторов отопления.

Внутренние поверхности труб и радиаторов подвергаются химическому воздействию циркулирующей горячей воды, что в результате влечет появление накипи. Кроме того, металлическая поверхность при длительной эксплуатации постепенно покрывается ржавчиной. В итоге в трубах находится загрязненная жидкость с элементами ржавчины и накипи – именно это и снижает теплоотдачу и качество отопления в целом.

Основные признаки необходимости промывки теплообменников

  1. Неравномерное прогревание радиатора – в норме каждый участок батареи имеет одинаковую на ощупь температуру, а при загрязнении выявляются области с более холодной или горячей поверхностью. Чаще всего разница заметна при сравнении верхней и нижней частей радиатора;
  2. Более длительный период разогрева отопительной системы, чем обычно;
  3. Радиатор холодный, но подведенные к нему трубы горячие;
  4. Заметно возрос расход энергоносителей.

Промыть батарею можно своими силами

Первая заливка производится без химии – следует залить воду и потрясти радиатор, после чего вылить содержимое. Далее в ход идут химические растворы, которые после заполнения радиатора должны оставаться в нем не менее часа. По истечении этого времени, батарею требуется тщательно потрясти или постучать деревянным молотком по ней. Данная процедура необходима, чтобы со стенок радиатора отпали остатки загрязнений и ржавчины. Только после этого батарею промывают до получения чистой воды – теперь теплые батареи гарантированы.

Промывка теплообменников в частном доме

Для частных домов борьба за чистые трубы представляет особую проблему, поскольку вода из водоема или колодца, минуя , подается сразу в систему отопления. При этом целесообразно осуществить промывку всей отопительной системы, а не только радиатора. Задача требует навыка и опыта, поскольку ошибка грозит потопом. Из системы спускается воздух, перекрывается паропроводная линия, вода с реагентами пускается по отопительным трубам, пока не польется визуально чистая вода.

Промывка биметаллических радиаторов отопления должна повторяться 1-3 раза за год в зависимости от качества воды, подающейся в трубы.

Батареи отопления, хочешь не хочешь, очень часто являются неотъемлемым элементом интерьера помещений, а значит – нуждаются в определенном декорировании и регулярном уходе. Чтобы радиаторы отопления выглядели аккуратно, служили безаварийно как можно дольше, а окрасочный слой держался на них надежно, без растрескивания и шелушения, несмотря на высокие температуры, необходимо для этих целей использовать специальные термостойкие лакокрасочные составы.

Краска для батарей отопления какую лучше выбирать – этот вопрос возникает у всех домовладельцев, которые решили обновить старые приборы отопления или готовятся к установке новых, приобретённых в неокрашенном виде. Чтобы разобраться, на что нужно обратить внимание при покупке лакокрасочного материала, необходимо рассмотреть предъявляемые к ним требования.

Каким критериям должна отвечать краска для радиаторов отопления

Составы для окрашивания радиаторов и труб отопления несколько отличаются своими параметрами от обычных красок, поэтому и стоит ознакомиться с основными их физико-техническими и эксплуатационными характеристиками, на которые специалисты рекомендуют обратить особое внимание.

  • В первую очередь, краска должна быть безопасной для жильцов квартиры или дома, то есть не выделять токсичных испарений в процессе всего периода эксплуатации. Поэтому при покупке необходимо изучить состав краски и соответствие ее принятым стандартам и нормам. Импортная краска европейских производителей, бренды которой в большом ассортименте представлены на российском рынке, должна соответствовать европейским стандартам, а отечественные продукты – нормам действующих ГОСТ. Если на упаковке дана ссылка не на стандарты, а на какие-то загадочные ТУ (технические условия), то это можно считать «самодеятельностью» производителя, и от такой краски лучше сразу отказаться – ее соответствие нормам безопасности ничем не гарантировано.
  • Термостойкость краски не должна быть ниже +80 градусов, иначе она может потрескаться, начать отслаиваться или пожелтеть. Причем, этот показатель должен считаться минимально допустимым – лучше, если он будет еще выше.
  • Желательно, чтобы покрасочный состав был быстросохнущим - этот фактор значительно ускорит проведение работ, так как краска обычно наносится в два слоя.
  • Антикоррозийные свойства краски защитят поверхность радиаторов от внешних агрессивных воздействий. Обычно это учитывается при производстве составов для покрытия металлических поверхностей.
  • Некоторые краски до полного застывания выделяют резкий неприятный запах – их можно выбирать только для тех помещений, которые поддаются тщательному проветриванию.
  • Влагостойкость для радиаторной краски необходима для возможности проведения беспрепятственной влажной уборки с применением моющих средств.
  • Теплопроводность красочного слоя должна быть достаточно высокой, иначе она будет снижать теплоотдачу от приборов отопления.

Типы составов, используемых для окрашивания приборов и труб системы отопления

Для окрашивания радиаторов и труб контура отопления производятся краски на разных основах. Каждая из них имеет свои положительные и отрицательные стороны, и их нужно также иметь в виду, чтобы эти моменты не оказались неожиданными.

Разновидности по основе и компонентному составу

Итак, термостойкие краски, могут быть масляными, алкидными, водно-дисперсионными (акриловыми или силикконовыми) и порошковыми.

Масляные краски

Их изготавливают на основе различных органических масел, и еще не столь давно это был практически безальтернативный вариант для окрашивания радиаторов. Такие краски обладают высокой укрывистостью, создавая на поверхности батарей плотный и прочный слой, стойкий к различным механическим воздействиям и хорошо выдерживающий высокие температуры.

Однако, в наше время от них практически отказались, так как появилось немало других составов, лишенных свойственных масляным краскам существенных недостатков:

  • Эти краски обладают достаточно неприятным специфическим запахом, который не только сопровождает сам процесс окрашивания и высыхания поверхностей, но может проявляться и в процессе эксплуатации батарей, при очень сильном нагреве радиаторов.
  • Плотность слоя, образуемого на радиаторах, существенно снижает полезную теплоотдачу секций.
  • Отмечается определённая сложность нанесения состава на такой основе – в отличие от других красок, масляную затруднительно нанести идеально равномерным слоем.
  • При нанесении слишком толстого слоя, краска в процессе эксплуатации отопительных приборов может начать растрескиваться и отслаиваться.
  • Со временем поверхности теряют свой блеск и начинают желтеть.
  • Красочное покрытие на масляной основе недостаточно хорошо сохраняет металл от коррозийных процессов и достаточно часто можно увидеть на поверхности батарей проступившую ржавчину.
  • Масляная краска характеризуется самым длительным периодом полного просыхания, а при ее нанесении очень сложно избежать образования подтеков.

Одним словом, многочисленные недостатки явно перевешивают достоинства (главное из которых – доступная стоимость). Назвать такую краску удачным вариантом для радиаторов отопления – сложно.

Алкидные эмали для радиаторов

Термостойкие краски на алкидной основе состоят из дисперсии пигментов и специальных добавок, затворенных в пентафталевом или глифталевом лаке. Они достаточно популярны, так как имеют ряд достоинств, позволяющих надежно защитить поверхность радиаторов от внешних негативных воздействий, а также придать им аккуратный и эстетичный внешний вид.

Практически все термостойкие алкидные эмали отлично выдерживают самые высокие температуры, какие даже теоретически могут возникнуть в отопительном контуре – этот эксплуатационный параметр, как правило, указывается на упаковке продукции. Поверхность, окрашенная ими, имеет идеальную гладкость и ровный глянец, слой краски со временем не желтеет и не отслаивается.

Цены на эмаль для радиаторов Alpina

Эмаль для радиаторов Alpina

Алкидные эмали обладают достаточно высокой износостойкостью, производятся в различной цветовой гамме, что позволяет, при желании, подобрать нужный цвет под общий интерьер комнаты.

Однако, несмотря на перечисленные достоинства, есть у подобных составов и свои недостатки:

  • Краски на алкидной основе, в состав которых входит уайт-спирит, обладают неприятным едким запахом. Он сохраняется не только несколько дней после окрашивания, но может даже на первых порах проявиться и при слишком сильном нагревании радиаторов;
  • Достаточно длительное время ожидания просыхания каждого из слоев способно увеличить период выполнения окрасочных работ до нескольких дней.

Алкидные эмали выпускаются и в виде аэрозолей. Однако, нельзя не сказать о том, что подобным способом покрыть батареи не так-то и просто, как может показаться на первый взгляд.

Акриловые термостойкие эмали

Эта разновидность лакокрасочных составов широко применяется для окрашивания элементов систем отопления, так как высохший слой делает поверхности идеально гладкими и ровными, внешне даже напоминающими пластик. Акриловые краски практически не имеют запаха, как в процессе окрашивания, так и при эксплуатации системы отопления.

Приобретая акриловую краску, нужно в первую очередь изучить упаковку, обратив внимание на производителя и предназначение состава. Особое внимание – на температуру, которую краска способны выдержать, так как не все акриловые ЛКМ рассчитаны даже на 80 ºС, не говоря уже о более высоких значениях.

Акриловые краски быстро сохнут – время их схватывания и полного просыхания указывается в инструкции по применению, и может составлять от десяти минут до полутора часов для первого этапа, и пяти часов до полной готовности одного слоя. Чтобы покрытие получилось качественным, необходимо предохранять окрашенные батареи от попадания на них влаги в течение всего периода просыхания.

Акриловые растворы красок имеют консистенцию средней густоты сметаны, они не растекаются, и практически не оставляют подтеков. Краска должна наноситься на очищенную загрунтованную поверхность в два слоя, иначе нужного эффекта не получится. Существенным недостатком акриловых составов можно считать их невысокую стойкость к внешним механическим воздействиям, в том числе – к абразивной нагрузке.

Силиконовые краски по металлу

Качественные силиконовые составы обладают свойством сохранять свои характеристики даже при нагреве его до критически высоких температур, поэтому краска на его основе выдержит любой нагрев, какой только может быть в системе отопления. Краски производятся на основе силиконовой смолы, которую замешивают на органических или водных растворителях. После высыхания нанесенного слоя, он приобретает полуматовый блеск.

Силиконовый состав может быть нанесен на неподготовленную металлическую поверхность. Он стоек к механическим воздействиям, к истирающей нагрузке, и оттого - очень долговечен.

Единственным значимым недостатком этого варианта краски для радиаторов является его высокая цена, поэтому он не столь популярен среди потребителей по сравнению с другими составами.

Порошковые краски

Этот тип краски состоит из особого пигментного порошка и специальных связующих добавок. Его можно назвать самым прочным и долговечным покрытием для радиаторов отопления, но вот применить его в условиях квартиры – не получится.

Препятствием к проведению самостоятельной окраски порошковым составом является сама технология, то есть создание необходимых условий для проведения этого процесса:

  • Во-первых, необходимо специальное оборудование, с помощью которого краска будет напыляться на поверхность радиатора, а стоит оно очень недешево.
  • Во-вторых, нужен источник точно выверенного постоянного напряжения для нанесения состава - порошку придается положительный заряд, а покрываемой поверхности отрицательный.
  • В-третьих, окраска должна проводиться в специальной камере, где после нанесения состава создается определенные температурный режим. Для обеспечения процесса полимеризации нанесенного порошкового красителя, поверхность радиатора должна быть нагрета до температуры от +170 до 350 градусов (конкретное значение зависит от особенностей состава).

Понятно, что в домашних условиях добиться таких условий совершенно невозможно, поэтому этот вид окраски производят чаще всего в производственных условиях. При желании окрасить свои радиаторы именно порошковым составом, можно подыскать автомастерскую, специализирующуюся на кузовных работах, и которая оснащена комплектом оборудования для окрашивания автомобилей именно по такой технологии.

Цены на эмаль для радиаторов Текс

Текс Эмаль для радиаторов

Матовая и глянцевая краска

Термостойкая краска, как и любая другая, подразделяется еще на глянцевую и матовую. Какую из них выбрать – это будет напрямую зависеть от качества поверхности радиаторов.

Так, например, для чугунных батарей старого образца (типа МС-140), имеющих шероховатые внешние стенки, лучше всего использовать глянцевые краски – их блеск немного скроет неровности поверхностей. Кроме того, глянцевый слой легче очищается от образовавшихся на них загрязнений и остается в первоначальном чистом виде дольше.

Матовая же краска, наоборот, подчеркнет изъяны поверхности радиатора. К тому же она не скроет пористость поверхности, которая по этой причине будет в большей степени подвержена загрязнениям. Поэтому, если для чугунных батарей выбирается белая матовая краска, то она достаточно быстро приобретет серый оттенок. Отмыть матовую поверхность проблематично, а избавиться от неприятного серого цвета можно будет только новым окрашиванием.

Для идеально гладких поверхностей современных радиаторов отопления допустим любой вариант по степени глянца краски.

Еще один нюанс. Иногда производители для достижения эффекта матовости добавляют в краску мелкодисперсный мел. Однако то, что хорошо для стен и потолка – абсолютно недопустимо для металлических поверхностей радиаторов. Если в компонентном составе краски указан этот ингредиент, то от такого приобретения лучше отказаться, так как окрашенная поверхность батареи обязательно со временем, причем достаточно быстро, пожелтеет. Лучшим вариантом матовой краски будет состав, включающий в свой композицию диоксид титана, так как он не поменяет своего первоначального цвета на протяжении всего периода эксплуатации.

Краткий обзор популярных составов для окрашивания радиаторов отопления

Безусловно, любой владелец жилья, затевая ремонт, желает выполнить его раз и надолго, чтобы не возвращаться к проблеме покраски радиаторов уже через год-другой. Значит, будет целесообразным приобрести высококачественный специализированный состав, путь даже его цена будет несколько выше, нежели обычной краски.

Размещенная ниже таблица представляет некоторые известные бренды наиболее часто используемых красочных составов на алкидной и акриловой основе, с кратким описанием их характерных особенностей. Возможно, эта информация поможет определиться с выбором оптимального материала.

Компания, логотип Иллюстрация – заводская упаковка состава Основные характеристики краски
«ТЕКС» (Россия)
Эта эмаль для радиаторов изготовлена на акриловой основе. Она предназначена для окраски труб системы отопления и батарей.
Краска рекомендована к применению в жилых комнатах, о ее безвредности говорит и то, что она сертифицирована на применение в лечебно-профилактических и детских учреждениях.
Так как краска является универсальной, ее можно использовать не только для нанесения на батареи, но и для других, заранее подготовленных и загрунтованных материалов, таких, как древесина, бетон или кирпич. Кроме этого, краска хорошо ложиться на поверхности, ранее окрашенные акриловыми и алкидными эмалями.
Красочный состав не имеет неприятных запахов и абсолютно пожаробезопасен.
Полуглянцевая акриловая краска производится в белом цвете, но возможна ее колеровка цветовым пигментом «Проф-Текс», который добавляется в краску, в количестве не более 10% от общей массы, и в зависимости от нужной тональности оттенка.
Основные характеристики этой акриловой эмали:
- Плотность раствора: 1,1÷1,2 кг/л.
- Расход состава: 1 литр на 8÷10 м², при условии окраски поверхности в один слой и в зависимости от ее впитывающей способности и способа нанесения.
Термостойкость этого вида красочного раствора составляет 75÷80 ºС, допускается кратковременный нагрев до +120 ºС.
Краска может быть нанесена на теплые радиаторы, с температурой не выше 45 ºС.
Раствор устойчив к моющим средствам, не имеющим абразивных составляющих.
Высохший слой имеет первый класс стойкости к истиранию по стандарту ISO 11998/DIN EN 13300, по которому он выдерживает 10000 проходов щеткой.
Краска фасуется в металлические емкости по 400÷800 мл.
Примерная цена за 400-граммовую банку составляет 115÷200 рублей.
«DUFA» (Германия)
Эта эмаль предназначена именно для покрытия отопительных приборов. Состоит из алкидной смолы, различных присадок, двуокиси титана и уайт-спирита.
Раствор образует на чугунных и стальных радиаторах, а также трубах отопительного контура надежное прочное покрытие. Состав подходит для поверхностей, ранее окрашенных напылением или ручным способом и имеет высокую укрывистость.
Технические характеристики краски:
- Термостойкость покрытия составляет до 120 ºС.
- Расход краски: 1 л на 14 м².
- Плотность раствора: 1,20 г. на 1 см³.
Краска производится в белом цвете и образует на поверхности батарей глянцевый нежелтеющий слой.
Время полного просыхания эмали при влажности воздуха 65% и температуре 20 градусов составляет 24 часа.
Краска наносится на очищенную от ржавчины, загрунтованную и просушенную поверхность.
Фасуется продукция в металлические банки объемом в 0,75 и 2,5 литра, средняя ее цена, соответственно, 550 и 1450÷1650 рублей.
«Śnieżka» (Польша)
Эта краска произведена на акриловой основе, расфасовывается в металлические банки объемом 0,4 и 0,75 литра, и предназначена она для защитно-декоративного покрытия элементов отопительного контура.
Расход краски составляет 1 л на 10 м², нанесение рекомендуется осуществлять в два слоя.
Термостойкость высохших слоев – 80 ºС.
Краска производится в белом цвете, но ей можно придать любой оттенок, добавив пигменты, предназначенные для красок на акриловой основе.
Время высыхания одного слоя при температуре выше +10 градусов составляет один час.
Цена на 0,4-литровую банку может составлять 220-320 рублей
«DULUX» (Великобритания)
Этот тип краски позиционируется как вариант для радиаторов и мебели. Он производится на водной основе из дисперсии акрилового сополимера.
При нанесении и высыхании раствор образует на поверхности глянцевый слой. Состав отлично подходит для окрашивания новых и ранее покрытых краской деревянных и металлических поверхностей.
Основу, на которую будет наноситься краска, рекомендовано загрунтовать – этот слой создаст хорошую адгезию между раствором и окрашиваемой поверхностью.
Кроме дерева и металла, краска подходит и для минеральных поверхностей – это штукатурка, бетон и кирпич, и по сути, раствор вполне можно назвать универсальным.
Красочный состав легко наносится без подтеков и разбрызгивания, а после высыхания на поверхности образуется эластичный, стойкий к перепадам температур и влажности, слой.
Высыхают окрашенные изделия быстро, не имеет неприятного запаха, покрытие не меняет под влиянием повышенных температур цвет, то есть белый цвет не желтеет, а другие оттенки - не выгорают.
Другие характеристики краски:
- Плотность состава: 1,28 кг/л;
- Расход краски: 1 кг на 10 м²;
- Термостойкость слоя краски доходит до + 90 ºС.
Красочный раствор изготавливается в полуглянцевом и глянцевом варианте, что позволяет выбрать более подходящий для конкретной поверхности.
В продажу краска поступает в металлической таре, объемом в 2,5 литра, средняя стоимость продукции составляет 2000÷2050 рублей.
«Belinka» (Словения)
Термостойкая краска для защитного и декоративного покрытия батарей и остальных элементов отопительного контура.
Раствор состоит из модифицированной алкидной смолы высокого качества, наполнителей, пигментов, добавок и органических растворителей. Краска, благодаря качественным составляющим, не изменяет цвета и первоначального глянцевого блеска на протяжении всего периода эксплуатации.
Эмаль «Belinka Email Radiator» применяется для покрытия старых и новых изделий, установленных в контур системы отопления. Наносится состав на очищенную от пыли, грязи и ржавчины сухую поверхность. Если же планируется окрасить новые батареи, или же полностью очищенные от старой краски, то их рекомендовано перед нанесением этого раствора загрунтовать.
При нанесении двух слоев красочного состава, второй следует наносить только через сутки после полного высыхания первого.
Одного литра краски хватит на 3÷5 м².
Раствор расфасовывается в банки объемом 0,75 л, и средняя стоимость его составляет 480 руб.
«Alpina» (Германия)
Эта эмаль предназначена для окрашивания чугунных, медных, алюминиевых и стальных радиаторов и всех других деталей отопительной системы, так как обладает высокой термостойкостью (до +100 градусов) и хорошей адгезией с любыми металлическими поверхностями.
Раствор включает в свой состав алкидную смолу, минеральные наполнители, диоксид титана, уайт-спирит, их пропорции соответствуют европейским нормам и стандартам.
Красочный состав производится в белом цвете, а при желании может быть колерован в один из выбранных оттенков.
Краска создает на радиаторах отличное защитное глянцевое, стойкое к царапинам покрытие.
Раствор обычно наносится в два слоя, второй из них после – полного просыхания предыдущего, примерно, через 8÷10 часов.
Окрашивание рекомендовано производить при температуре не менее, чем + 20 градусов и влажности воздуха 65%.
Краска наносится на очищенные и обезжиренные поверхности.
Расход этой краски на 1м² составляет 90÷120 мл на один слой, время просыхания которого 3÷5 часов.
Стоимость банки 0,75 л составляет 530÷760, а ведёрка 2,5 л – 1890÷2050 рублей.
«Лакра» (Россия)
«Лакра» - это термостойкая акриловая эмаль, применяемая для защиты и приведения в порядок приоров и труб систем отопления. Универсальность состава позволяет также использовать его и для покрытия древесины, бетонных и кирпичных поверхностей, и одной упаковки будет достаточно, чтобы решить несколько проблем.
Краска имеет высокую термостойкость, поэтому покрытие может эксплуатироваться при температурах до +100 ºС.
Радиаторы, покрытые этой краской, не теряют выбранного цвета и глянцевой поверхности в течение всего периода эксплуатации.
Эмаль, при необходимости, разводится водой, но не более, чем 5% от общего объема.
Покрытие батарей может осуществляться в один-два слоя, второй из них наносится после окончательного высыхания первого.
Краска поступает в продажу в таре по 0,9 или 2,4 литра. Цена на эту краску составляет 540÷640 рублей за пластиковое ведро объемом в 2,4 литра.
«KUDO» (Россия)
Компания «KUDO» производит эмаль-аэрозоль для окраски радиаторов отопления.
Белая краска маркируется KU-5101 и изготавливается на алкидной основе. Она имеет хорошую укрывистость, достаточно экономна, удобна в применении, подходит как для старых, окрашенных радиаторов, так и для новых или полностью очищенных от старой краски.
После нанесения состава на поверхность, полное высыхание его происходит через 6÷8 часов, в зависимости от температуры и влажности окружающей среды.
Краска в процессе эксплуатации не теряет первоначального блеска и не выгорает.
Покрытие стойко выдерживает температуру нагрева батарей до +80 градусов.
Вес баллона составляет 0,36 кг, а цена может варьироваться от 155 до 240 рублей.
«KUDO» производит не только белую аэрозольную краску, но и серебристую, и при желании и подходящем оформлении интерьера можно выбрать второй, более оригинальный вариант.

Представленная выше информации подводит к выводу, что недостатка в выборе качественных красочных составов для радиаторов отопления нет. В ассортименте магазинов можно встретить продукцию известных производителей, и лучше всего выбирать именно ее, так как такие материалы прошли проверку временем и заслужили свою популярность, благодаря безупречному качеству и долговечности. Конечно, брендовая продукция имеет более высокую цену, но лучше заплатить один раз и забыть о ремонтных работах на несколько лет, чем затрачивать средства, время и силы на окрашивание приборов и контуров отопительной системы каждый год.

Сколько краски потребуется для покраски радиатора?

Производители краски всегда указывают ее средний расход. Казалось бы – все просто. Но это если окрашивать, например, лицевую поверхность панельного радиатора топления: там нужную площадь определить – не составит никакого труда. Иное дело, если предстоит покраска секционных чугунных «гармошек».

В технических характеристиках радиаторов отопления часто указывается их общая площадь – при желании, этот параметр можно отыскать и в интернете. Но для того чтобы не заставлять читателя тратить на это время, был составлен специальный калькулятор, который поможет провести вычисления очень быстро и точно.

  • В калькуляторе учтены параметры наиболее распространенных чугунных радиаторов серии «МС» и «ЧМ» различных модификаций. Кроме того, предоставляется возможность одновременно учесть и дополнительный расход материала, если планируется еще и окрашивание подходящих к радиатору труб подачи и обратки.
  • Расходы краски для расчета взяты усредненные, по типам – масляная, алкидная ПФ, акриловая и силиконовая. Несмотря на некоторые различие у разных марок ЛКМ, примерный расход все же находится на примерно одинаковом уровне. При этом учитывается условие, что окрашивание производится в белый цвет.
  • У разных производителей нет единства в измерении расхода – указываются объемные значения в мл/м² (или наоборот, м²/л), или по весу (кг/м²). Объективнее все же судить по весовому эквиваленту (как это принято в планировании строительства), так как объем любой краски можно повысить внесением растворителя, но ее укрывистость от этого не поднимется – она зависит именно от массы материала. Поэтому, для единого подхода, итоговое значение будет выдано именно в килограммах – на заводской упаковке красок, кроме объема, обязательно указывается и масса нетто расфасованной краски.

Благодаря окрашиванию отопительные батареи становятся более презентабельными и получают дополнительную защиту от коррозии. Но краска для радиаторов отопления должна быть подобрана правильно, чтобы обновленное покрытие прослужило как можно дольше.

Мы поможем вам в этом вопросе. В статье перечислены требования, предъявляемые к эмалям, описаны преимущества и недостатки разных красок. А также приведен обзор компаний, чьи лакокрасочные материалы доказали износостойкость на практике.

С покраской старых добротных проблем возникнуть не должно. Надо лишь грамотно подобрать для них краску. А вот с радиаторами из алюминия или нержавеющей стали ситуация кардинально иная.

Изначально их окрашивают в заводских условиях порошковым методом с термообработкой. Поверх этого лакокрасочного покрытия нанести новый слой ЛКМ дома своими руками проблематично.

Подавляющее большинство производителей отопительных приборов не из чугуна самовольное окрашивание поверхности батареи рассматривают как повод для аннулирования заводской гарантии.

Любое повреждение или отслоение лакокрасочного слоя на только что купленном радиаторе – это производственный брак. Такое оборудование подлежит обязательной замене. Гарантийный срок обслуживания еще никто не отменял.

Производители алюминиевых и стальных радиаторов в инструкциях к своим изделиям в категорической форме запрещают их дополнительную окраску

Эмалевые краски после высыхания создают на поверхности прочный и монолитный слой, воздух через который не способен пройти по определению.

Если кислороду оставить хоть небольшой шанс на просачивание сквозь лакокраску, то о защите металла от коррозии можно будет сразу забыть. А защитные функции – это зачастую основная причина покраски радиаторов.

При этом в паспортах на все батареи отопления присутствует категорический запрет на закрашивание воздуховыпускного отверстия автоматического воздухоотводчика. Если нанести на него краску, то воздух при необходимости из системы отопления спустить будет невозможно. За этим моментом надо обязательно следить при покрасочных работах.

Окраска как алюминия, так и нержавейки на заводах производится порошковыми красящими составами, которые после нанесения “запекаются” в специальных боксах с высокой температурой. Самому дома создать необходимые условия невозможно.

А обычные масляные и иные краски долго на подобных радиаторах не держатся. Из-за низкой адгезии они неизбежно будут отслаиваться от алюминиевых и стальных поверхностей.

Если краска на алюминиевой батарее начала сползать, то проще купить новый радиатор – нанесенный в домашних условиях лакокрасочный слой на них способен прослужить максимум два–три года

Для надежного окрашивания алюминия требуется специальное оборудование для покраски, а также эпоксидные грунтовки и эмали. Все это стоит немалых денег.

Кроме того малейшее несоблюдение технологии неизбежно приводит к отслаиванию нанесенного покрытия. Есть еще вариант с анодным оксидированием, но это опять же технологически сложно и требует определенных познаний.

Если есть успешный опыт окраски кузова автомобиля и соответствующие лакокрасочные материалы, то за окрашивание можно взяться, в противном случае заниматься этим не стоит. Лучше приобрести новый отопительный прибор либо просто закрыть облупившийся декоративным экраном.

Отдельная тема – это конвекторы с частным нанизанным на паре труб оребрением из стальных пластин (“гребенкой”). Такие батареи часто ставились в 1970–80 годах в панельных многоэтажках. Красить сами пластинчатые ребра нельзя. Это приведет к резкому снижению теплоотдачи.

При этом добраться до труб посередине также не получится даже с помощью очень узкой кисточки. Эти поверхности лучше оставить в покое.

На подобных радиаторах обычно имеются заслонки и из железа. Вот их можно и нужно красить для придания им эстетичного вида. Здесь подойдут обычные термостойкие краски.

Требования к эмали

Главное в выборе краски для домашнего радиатора отопления – это ее термостойкость. Если в маркировке банки указано, что состав имеет температуру эксплуатации ниже +80°С, то брать такой ЛКМ для окрашивания батареи не стоит.

Обычные лакокрасочные материалы изначально не предназначены для покраски нагреваемых элементов отопительной системы. После включения отопления они начнут отслаиваться либо желтеть.

Краска для самостоятельного окрашивания отопительного прибора должна быть одновременно:

  • термостойкой – минимум +80°С, а лучше +100°С;
  • влагостойкой и устойчивой к истиранию;
  • нетоксичной;
  • с высокой теплопроводностью;
  • быстросохнущей.

Некоторые по неопытности для батарей выбирают обычную нетермостойкую краску для интерьеров. В результате при подаче тепла она желтеет или меняет свой изначальный оттенок.

Это происходит из-за наличия в ее составе мела либо полимеров, которые не рассчитаны на высокие температуры. Следовательно, как связующий материал, так и пигмент должны быть термостойкими.

Краска на батарею обычно наносится в два слоя. Чем быстрее каждый из них высохнет, тем быстрее радиатор будет готов к работе. При этом зачастую чем быстрее сохнет ЛКМ, тем более резким запахом отличается состав.

Чтобы семья не оказалась вынуждена вдыхать эти амбре, отопительный прибор нередко проще снять с труб и покрасить где-нибудь в гараже или на улице.

Но большая часть представленных в магазинах подобных эмалей не подходит для радиаторов. Выбирать термостойкий состав здесь следует максимально внимательно.


Алкидная краска с титановыми белилами в качестве пигмента – это хоть и дорогостоящий, но наиболее идеальный материал для окраски чугунной батареи и стальных труб отопления

В зависимости от имеющихся в составе растворителей и модифицирующих добавок, эта эмаль подразделяется на множество разновидностей. Из всех стоит выделить органический и кремнийорганический вид. Первая краска отличается резким запахом, а вторая – повышенной термостойкостью.

Кремнийорганическую алкидную краску на основе полиорганосилоксановых полимеров применяют для окрашивания не только батарей, но и печей, дымоходов, котлов и каминов. В ней нет солей, которые при нагреве начинают кристаллизоваться, снижая тем самым прочность лакокрасочного слоя.

Данная эмаль спокойно переносит температуры до +600°С. Однако при ее использовании необходимо позаботиться о качественном проветривании помещения. При высыхании она выделяет токсичные испарения, поэтому лучше всего покрасочные работы производить на улице.

Вариант #4: серебрянка

Если белый цвет не является обязательным, то можно также воспользоваться старой доброй серебрянкой. Это алюминиевая пудра, замешанная с растворителем и битумным лаком. При этом не стоит брать готовые краски (например, БТ-177), которые термостойкостью не отличаются по определению.

Лучше всего приготовить серебрянку самостоятельно из порошка ПАП-1 и лака БТ-577. При их смешивании в нужных пропорциях можно получить краску, рассчитанную на температуры в 300–400°С.

Надо лишь соблюсти соотношение компонентов, прописанное в инструкции по подготовке этого состава. Такое покрытие на батарее отопления прослужит не один год.

Краткий обзор производителей

В продаже имеются термостойкие лакокрасочные материалы для покраски систем отопления как импортные, так и отечественные. И те и другие вполне подойдут для окрашивания батареи в коттедже или квартире.

Среди основных компаний-производителей можно упомянуть:

  1. Скандинавскую TIKKURILA с серией «Termal».
  2. Немецкую DUFA сериями «Thermo» и «Aqua-Heizkorperlack».
  3. Российскую ТЕКС со специальной «эмалью для радиаторов».
  4. Польскую SNIEZKA .
  5. Словенскую BELINKA .
  6. Российскую ЛАКРА .

Вариантов с разной ценой и составом много, выбрать есть из чего. Причем, подбирая для краски грунтовку, лучше всего остановить свой выбор на продукции одного производителя. Экспериментировать со смешиванием того, что подешевле, не стоит.

Обзор популярных термокрасок, которые используются для окрашивания радиаторов, металлических печей и прочих элементов отопительного контура, приведен в .

Первой попавшейся на глаза краской радиатор отопления красить не стоит. Для этих целей следует выбирать специальные термостойкие эмали.

Если взять обычный лакокрасочный материал, то покрытие из него при нагреве батареи быстро придет в негодность. Также при выборе необходимо смотреть, чтобы среди компонентов не оказалось мела, желтеющего при нагреве.

Подыскиваете качественную краску для радиаторов отопления? Или есть опыт применения термостойких эмалей? Оставляйте, пожалуйста, комментарии к статье, задавайте вопросы и участвуйте в обсуждении материала.

Со временем утрачивают свою эффективность, что связано со скоплением в них осадка и прочих загрязнителей. Однако, это не повод покупать новые радиаторы, так как их можно промыть и тем самым вернуть первоначальную эффективность.

Ниже мы ознакомимся с основными нюансами и способами их прочистки.

В каких случаях нужно промывать батареи

О необходимости промывки радиаторов отопления свидетельствуют следующие признаки:

  • Неравномерный разогрев, к примеру, снизу прибор отопления может быть горячим, а сверху холодным или наоборот.
  • Радиатор стал нагреваться медленнее, чем раньше.
  • Заметно увеличился расход энергоносителей.

Чаще всего потребность в чистке возникает у батарей, которые подключены к . Связано это с их протяженностью, большим количеством подключенного оборудования.

В результате радиаторах скапливается:

  • Ржавчина;
  • Песок;
  • Окалина.

Причем чаще всего забиваются чугунные радиаторы, так как в отличие от алюминиевых биметаллических они имеют внутри гораздо больше неровностей. Правда, процесс чистки и тех и других выполняется одинаково. Однако, забегая наперед, отметит, что биметаллические приборы отопления лучше всего промывать химическим методом.

Совет! Чтобы избежать частого засорения автономной системы отопления, в качестве теплоносителя следует использовать смягченную отфильтрованную воду. В таком случае даже через несколько лет эксплуатации батареи останутся чистыми.

Варианты промывки

Чистка батарей может осуществляться несколькими способами:

  • Гидравлическим;
  • Гидропневматическим;
  • Химическим.

Выбор типа прочистки зависит от степени загрязнения прибора отопления. Ниже подробней рассмотрим,как промыть радиатор отопления в квартире каждым из этих способов.

На фото — промывка батареи

Гидравлическая промывка

Достоинство чистки данным способом заключается в том, что ее можно осуществить даже в отопительный сезон, так как она не требует демонтажа батарей. Смысл заключается в промывке прибора проточной водой.

Выполняется эта процедура следующим образом:

  • Перед тем как промыть забитые соты радиатора изнутри следует подсоединить к сливному крану шланг и вывести его в канализацию.
  • Затем нужно открыть кран подпитки системы. В итоге основная часть загрязнений выходит с потоком воды.
  • Когда из шланга потечет чистая вода, процедуру можно считать завершенной.

Совет! Если система не подключена к водопроводу, для подачи воды в радиаторы можно использовать помпу либо насос.

Данная способ является щадящим и при этом достаточно эффективным, особенно, если чистка радиаторов выполняется регулярно. Однако, если внутри собралось большое количество осадков, то придется воспользоваться более действенными методами.

Гидропневматическая чистка

Данный способ промывки напоминает вышеописанный метод, однако, к воде добавляют еще воздух. Для этого можно воспользоваться автомобильным компрессором.

Основным нюансом такой прочистки является то, что воздух подается в систему с перерывами. В результате создается пульсация, способная разбить даже стойкие отложения.

Единственным недостатком этого метода является то, что в процессе промывки образуются гидроудары, которые способны повредить самые слабые участки системы. Но, с другой стороны, лучше такие участки обнаружить до наступления отопительного сезона и своевременно их устранить своими руками.

Обратите внимание! Зачастую причиной неравномерного нагрева приборов обогрева являются воздушные пробки. Как правило, чтобы избавиться от них, достаточно открыть сливной кран и слить часть теплоносителя, который выходит с воздухом.

Химическая

Как несложно догадаться, химический метод подразумевает использование различных средств. Следует отметить, что существуют специальные жидкости для промывки систем отопления.

Однако, можно воспользоваться и народными средствами, такими как:

  • Уксус;
  • Молочная сыворотка;
  • Фосфорная или ортофосфорная кислота;
  • Каустическая сода.

Кроме того можно промыть радиатор лимонной кислотой.Как правило, процесс химической чистки подразумевает демонтаж батареи.

Совет! Если обвязка имеет байпас, то демонтировать батарею можно даже во время отопительного сезона.

Ниже в качестве примера рассмотрим как промыть чугунный радиатор отопления химическим способом:

  • Прежде всего нужно несколько раз промыть прибор проточной водой по схеме описанной выше. Желательно промывку осуществлять горячей водой.
  • Затем необходимо перекрыть подачу воды и слить ее с батареи.
  • После этого необходимо демонтировать радиатор.

  • Затем в батарею заливается жидкость с добавлением химических средств. Чаще всего используют уксусную эссенцию, так как цена на нее не высокая, при этом она качественно справляется с поставленной задачей. В таком случае на одну батарею следует использовать одну бутылочку 70-процентного раствора.

Заполненную батарею нужно закупорить и оставить на несколько часов. За это время с внутренней стороны отстанет вся накипь и ржавчина.

  • Далее батарею надо хорошо потрясти или даже постучать по ней молотком, после чего можно слить химическое средство.
  • Затем прибор следует несколько раз промыть водой. Делать это необходимо тщательно, так как оставшаяся кислота может стать причиной образования ржавчины.
  • Резьбовые соединения нужно протереть тряпочкой.
  • После этого следует установить радиатор на место, уплотнив резьбовые соединения фум-лентой.
  • Окончательную промывку можно выполнить после установки прибора.

Совет! В качестве средства для промывки можно использовать «Крот» или другие средства, которые применяют для прочистки трубопроводов.

Если же нужно промыть биметаллические или алюминиевые приборы, которые несильно загрязнены, их необязательно демонтировать.

В этом случае осуществляется промывка всей системы отопления, которая осуществляется в следующем порядке:

  • Перед тем как промыть алюминиевый радиатор отопления следует слить с системы старую воду, промыть батареи проточной водой, по описанной выше схеме, после чего добавить в воду химические средства.
  • Затем на протяжении нескольких дней каждые три-четыре часа необходимо включать насос на 15 минут.
  • После этого жидкость надо слить и несколько раз промыть систему чистой водой.

Вот собственно, и вся инструкция по химической промывке. Следует отметить, что согласно требованиям СНиП осуществлять ее можно не чаще чем раз в шесть-семь лет.

А вот гидравлическую и гидропневматическую чистку желательно производить каждый год. Правда, современные биметаллические и алюминиевые приборы отопления реже нуждаются в чистке.

Совет! Ухаживать за батареями следует не только изнутри, но и снаружи – очищать от появившейся ржавчины и покрывать лакокрасочными материалами.

Вывод

Промывка является необходимой процедурой для обеспечения эффективной работы радиаторов. Как мы выяснили, выполнить чистку самостоятельно несложно. Причем если батареи не сильно забиты, их можно даже не демонтировать.

Получить дополнительную полезную информацию по данной теме можно из видео в этой статье.

Проводя половину жизни в отапливаемых помещениях, человек рано или поздно кинет взгляд на радиатор отопления. Готовясь построить дом или сделать капитальный ремонт в квартире, придется и призадуматься, тот ли радиатор ты выбрал. Или передумать пока не поздно. Поставить знакомые с детства чугунные, или как у соседа – стальные. А в офисе – алюминиевые. А вот есть еще биметаллические радиаторы, что это? Попробуем понять, ведь время еще есть.
Но для начала придется кратко ознакомиться с другими видами радиаторов, это поможет нам далее.

Вот они конкуренты биметалла:
Чугунный – дедушка радиаторов. Но есть еще порох в пороховницах. Нагревается медленно, но долго и остывает, значит, хорошо держит тепло. Перебои в отоплении не напугают. Ржавчины дедушка не боится, срок службы у него дай бог каждому. Лет пятьдесят. Отставший внешний вид, в последнее время сменился современным, элегантным.

Недостатки – хрупкий, боится ударов и тяжелый (одна секция весит 8 кг), требует усиленных кронштейнов.
Стальные радиаторы – более современные, внешний вид уже более приятный. Быстро прогреваются, объем циркулирующей в них воды невелик. Главное достоинство – способность выдерживать большое давление воды, что немаловажно в условиях центрального отопления. Запомним это, как запомним и недостаток – небольшую теплоотдачу.


Алюминиевые радиаторы – еще более современный вид. Обладает массой достоинств.
Мало весит, монтируются на менее прочных кронштейнах, по сравнению с чугунными и стальными.

Прогревается очень быстро, не подвержен коррозии. И, запомним это, имеет самую высокую теплоотдачу среди всех конкурентов. Недостатки – малый срок службы и малое рабочее давление. Отметим и это.

Конструкция биметаллического радиатора.

Итак, вот он вершина цепочки развития радиаторов, — биметаллический. Как следует из названия, в конструкции используются два металла. Чаще всего, сталь и алюминий. Может быть еще сочетание меди и алюминия, но об этом потом.
Что же дает сочетание двух металлов? Посмотрите, как устроен радиатор.

Вертикальные и горизонтальные каналы у него из стали, поэтому радиатор обладает достоинствами стальных конкурентов (вспоминаем) – способностью выдерживать большое давление воды. А вот недостаток — малую теплопередачу призван возместить как раз алюминий, из которого, и изготовлен кожух изделия.


Достоинства достались по наследству от стальных и алюминиевых радиаторов. Стальной сердечник увеличивает срок службы и рабочее давление. Давление, указываемое производителями, от 20 до 35 атмосфер. Алюминий дает высокую теплоотдачу и защиту от коррозии, привносит легкость конструкции. Срок эксплуатации — 20 лет.
Выпускаются также радиаторы, у которых стальные только вертикальные каналы, то есть вода течет и по алюминиевой трубке. Они, дешевле ранее описанной модели, но рабочее давление у них уже не то, проявляется недостаток классического алюминиевого радиатора. Именуют их полубиметаллическими или псевдобиметаллическими

Подробно о характеристиках.

Параметры биметаллических радиаторов указаны в паспорте изделия. Давайте, почитаем его, предварительно разобравшись с терминологией.

Теплоотдача. Количество тепла, которое одна секция радиатора отдает при температуре воды в нем 70°С.
Для чугунных и стальных батарей этот показатель не свыше 100 Вт. У лидера – алюминиевых секций, показатель составляет 200 Вт.
Для биметаллических радиаторов показатель колеблется от 160 до 180 Вт. Очень неплохо.

Предельная температура теплоносителя. Способность радиатора выдерживать заявленную температуру в течение всего срока службы. Обычно это 90°С.

Рабочее давление. Мы уже говорили о нем. Разберемся, а что дает этот показатель.
Для малоэтажного жилого дома, со своим котлом на рабочее давление 2-3 атмосферы, лучше, конечно, взять алюминиевый. И дешевле и теплоотдача поменьше. Ну разве, что срок службы поменьше.
Но в системе центрального отопления давление достигает 10 атмосфер. Алюминий там разорвет. Придется ставить биметалл. Рабочее давление до 35 атмосфер. Но внимательно читаем паспорт, там могут быть и другие цифры. Особенно если горизонтальны каналы алюминиевые.
Срок эксплуатации. Тут все понятно из названия. Конечно, биметаллическому не тягаться с чугунным радиатором с его сроком жизни в 50 лет. Но и 20 лет неплохо, по сравнению с алюминиевым конкурентом.


Эстетический вид. Легкость и изящность конструкции, элегантность форм биметаллического радиатора, даст сто очков вперед чугунному и стальному, но с алюминиевым его запросто можно спутать.
Количество секций, межосевое расстояние . Межосевое расстояние показывает, на сколько миллиметров отстоит нижний коллектор радиатора от верхнего. Стандартные значения, 200, 300, 350, 500, 800 мм. Производитель выпускает батареи собранные из четного количества секций, обычно от 4 до 12. Но квалифицированный мастер, в случае необходимости, переберет вам батарею, соединив любое количество секций вместе. Разнообразие размеров и тепловой мощности радиаторов позволит вам решить любую задачу по обогреву помещения.

Недостатки биметаллических радиаторов.

Без этого раздела не обойтись к, сожалению. Главный недостаток — это цена. Самый дорогой сегмент рынка. За качество придется платить.
Еще один недостаток связан с тем, что сердечник у радиаторов стальной. Поэтому они ржавеют, особенно при попадании в систему воздуха. Это недостаток преодолевают, заменив стальной сердечник на медный или из нержавеющей стали. Однако это еще больше повысит стоимость товара. Решать вам, купить можно любой вариант.

Расчет числа секций батареи.

На каждый квадратный метр площади требуется 100 Вт тепловой мощности. Пример, угловая комната, два окна и площадь 30 квадратных метров. Требуется мощность (30 Х 100) + 10% = 3300 Вт. Десять процентов мы накинули на угловую комнату. Тоже само нужно сделать для первого и последнего этажей. Мы выбрали радиатор с мощностью 170 ватт на секцию. Таким образом, нам потребуется 20 секций, по 10 на каждое окно. Берем с запасом. Лучше зимой лишний раз проветрить, чем мерзнуть.
Наш расчет очень примерный и справедлив только для многоэтажных жилых домов. Если вы строите свой отдельный дом, то обратитесь к проектанту. Специалист сделает расчет с учетом теплопроводности именно вашего жилища.

Монтаж радиаторов отопления.

Установка любых приборов должна проводиться специалистом. Биметаллические радиаторы не исключение. Радиатор должен быть закреплен строго горизонтально по уровню, на расстоянии 200мм от пола и от окна.

Каждый радиатор необходимо оснастить краном Маевского, устройством, стравливающим воздух из системы отопления. Перед монтажом систему необходимо промыть, чтобы избежать попадания грязи в радиаторы.

Порядок монтажа:
размечаем места крепления кронштейнов, с учетом требования конкретной модели,
укрепляем кронштейны дюбелями,
устанавливаем радиатор на кронштейны горизонтальными участками между колонок секций,
краном соединяем радиатор с контуром отопления.

Здесь же скажем несколько слов о повышении эффективности радиатора. Во-первых, при монтаже надо убедиться в отсутствии заусениц внутреннего канала. В дальнейшем он послужит плотиной напора воды. Особенно это актуально для мягких медных сердечников. Во-вторых, влажная уборка пыли повышает теплоотдачу устройства. В-третьих, нельзя располагать батарею слишком близко к стене или полу. Если белоснежная окраска радиатора потускнела или пожелтела не стоит ежегодно красить его, теплопроводность может снизиться почти до нуля под толстым слоем краски.

Знаете ли, вы, что разместив на стене за радиатором отражающий экран из фольги, можно серьезно поднять теплоотдачу.

Необходимо еще сказать о качестве воды в системе отопления. Псевдобиметаллические радиаторы, как и алюминиевые, сильно страдают от некачественной воды в системе. А очень жесткая вода способна забить накипью и биметаллические изделия.
В системах центрального отопления вода уже правильно подготовлена к эксплуатации. В своем доме вам придется позаботиться об этом самостоятельно. Воду очищаем фильтром, даем отстояться, снижаем жесткость с помощью химикатов (например, умягчителем АкваЩит).

Производители биметаллических радиаторов.

Неплохие псевдобиметаллические батареи предлагает российская компания Rifar. Ее продукция, завоевав российский рынок, пошла на экспорт. Выпускает семь разновидностей радиаторов. Популярные модели – «Рифар Флекс», «Монолит». Цвет радиаторов белый. Количество секций в батарее от 4 до 14 штук. Rifar дает гарантию на изделия от 10 до 25 лет.

Немецкая компания TENRAD предлагает полностью биметаллическую конструкцию в своих изделиях.

Инновационные решения немецких инженеров защищаются патентами, в том числе и в Российской федерации. Радиаторы TENRAD BM выпускаются с межосевым расстоянием присоединительных патрубков 500 и 350 мм.

Надежные батареи предлагает итальянская компания Global Style. Технические характеристики их изделий можно назвать эталонными в отрасли. К таким моделям можно отнести радиаторы Global Style Extra и Global Style Plus. Но за элитарность придется заплатить, батареи Global Style недешевая вещь.
Радиаторы выпускаются с межосевым расстоянием 350 и 500 мм, с числом секций от 6 до 14 шт. Производитель предлагает гарантию от 10 до 20 лет.

Британская компания BiLUX предлагает высокоэффективные биметаллические радиаторы.
Предлагаются модели с межосевым расстоянием 200, 350 и 500 мм. Конструкция батарей имеет высокую надежность, гарантия производителя 10 лет.