Для чего казаки белили свои дома. Кубановедение

Тема: «Казачья хата». Цели и задачи урока: - знакомство с историей и культурой Кубани, бытом кубанского казачества на основе изучения внутреннего убранства хаты; - развитие словарного запаса, интереса к прошлому родного края; - воспитание любви к родному краю; - развивать речь и мышление учащихся; - развивать творческие способности детей; - продолжать обучать детей работать в группах.
Оборудование: Мультимедийное оборудование, презентация. Раздаточный материал: кроссворд, карточки-иллюстрации, карточки с заданиями.

Ход урока:


I . Организационный момент Дети сидят группами по 4-5 человек. Столы сдвинуты так, чтобы дети сидели лицом друг к другу. Учитель: Покажите мне свои красивые глазки. Теперь я вижу, что вы готовы к уроку. Присаживайтесь.
II . Актуализация знаний Учитель: Любили казаки свой край И превратили его в рай. Пахали, строили, служили. Обычаи и веру сохранили. Чем дальше в будущее входим, Тем больше прошлым дорожим. И в старом красоту находим, Хоть новому принадлежим. Сегодня в прошлое мы с вами попадём, Дом казака увидим и в него войдём. О том, как жили, многое узнаем. Итак, готовы? Мы начинаем.
III . Самоопределение к деятельности Учитель: - Скажите, как называется жильё казаков? (хата)
- Сегодня мы узнаем, как и из каких материалов казаки строили свое жильё, «побываем» внутри хаты и узнаем, как она устроена.
- Сформулируйте тему нашего урока. (Казачья хата.)
IV . Работа по теме урока
    Рассказ учителя: «Как казаки строили себе жильё»
Жилища-хаты казаки строили из местных природных материалов: соломы, камыша, хвороста, глины. - Почему именно эти материалы были выбраны для строительства домов на Кубани? (ответы детей) Хата представляла собой каркас из прутьев, обмазанный с двух сторон глиной. Пол – глинобитный. Крыша из соломы или камыша. По периметру дома казаки закапывали в землю большие и малые столбы - «сохи» и «подсошники», которые переплетались лозой. Когда каркас был готов, созывали родственников и соседей для первой мазки «под кулаки» - глину вперемешку с соломой забивали кулаками в плетень. Через неделю делали вторую мазку «под пальцы», когда глину, перемешанную с половой, вминали и разглаживали пальцами. Для третьей «гладкой» мазки в глину добавляли полову и кизяк (навоз, тщательно перемешанный с соломенной резкой). Крыли ее путаной соломой или соломенными снопиками – парками. Затем в хате клали печь Технология сооружения такой хаты перенесена с Украины. Кладку обмазывали глиной. Хату внутри и снаружи обязательно белили. Белый цвет считался символом чистоты и опрятности.
Для летнего пользования во дворе ставили небольшую печку – кабыцу. Над ней ставили легкий навес. Казачья хата почти не отличалась от жилища жителей Украины.
- Как назывались такие хаты? (турлучные )
- А из чего еще строили казаки свое жилище? (из самана)
Казаки строили себе жильё из самана. Саман – это кирпич из глины с примесью соломы. На строительство собирались всем селом. Женщины и дети месили ногами глину с соломой, мужчины формировали её в кирпичи, сушили, а затем выкладывали из них стены.
- Послушайте отрывок из стихотворения кубанского поэта Карпенко
«Бабы Моти сказ про реку Челбас».
Строить дом в степи – Тяжкий крест нести. От натуги кровавились очи: То камыш коси, То саман меси, То формуй да расставь его к ночи. Леса нет вокруг, Всё поля да луг. В дело шла солома и глина, И сухой камыш Для шатровых крыш, И для мазки навоз лошадиный. В доброй хате той Всей семье покой. Круглый год благодать в ней витает. В стужу здесь тепло, В ясный день светло, А уж летом прохлада какая!
    Беседа: «Устройство и убранство хаты»
Казачье жилище было в основном одинаково для всех районов Кубани. В доме обычно было две комнаты: великая и малая хата.
Центральным местом в доме был «Красный угол» - «божница». «Божница» состояла из одной или нескольких икон, украшенных цветами, вышитыми рушниками. Под «божницей» стоял длинный стол с лавками, за которым собиралась вся семья казака. Царицей в доме считалась печь (груба). - Как вы думаете почему? - Печь и кормила, и согревала, а ещё была лежанкой. - Какие приспособления использовали казачки во время приготовления пищи? (Ухват, чугунок, кочерга) - Вспомните, какая посуда была в казачьей хате? (макитра, кринка, кувшин, салатовка)
-В великой (большой) комнате вдоль стен стояли широкие лавы, скрыни (сундуки), в которых казаки хранили одежду, этажерки, на стенах висели шкафы «горки» («угольники»).
-Казаки очень любили своё жилище и старались, чтобы в нём всегда было чисто и красиво. Стены украшали развешенное оружие, фотографии в красивых рамочках, на полу, на лавах - самотканые коврики (половыци), окна украшали вышитыми занавесками.
Снаружи хату белили. Она делилась на два жилых помещения: великую хату с Русской печью в заднем углу и малую хату.

V . Физкультминутка Потрудились – отдохнём, Встанем, глубоко вздохнём. Руки в стороны, вперёд, Влево, вправо поворот. Три наклона, прямо встать. Руки вниз и вверх поднять. Руки плавно опустили, Всем улыбки подарили.
Присели на свои места.
VI . Закрепление изученного материала
Работа в группах.

    Разгадайте кроссворд.
По горизонтали: 1. Печь у казаков. 2.Им покрывали жилище сверху. 3.Жилище казака. По вертикали: 4.Этот плетень использовали для строительства стен дома. 5. Кирпич из глины с примесью соломы.
КРОССВОРД
    «Проверь себя»
    Как называется жильё казака? Из чего казаки делали хаты? Какими были первые хаты - саманные или турлучные? Как строили саманные хаты? Как строили турлучные хаты?
    Выставка рисунков и поделок учащихся.
VII . Рефлексия
    Я узнал... Я научился... Я понял, что могу... Мне понравилось... Для меня стало новым... Меня удивило... У меня получилось... Я приобрёл... Мне захотелось... Меня воодушевило...
VIII . Подведение итогов урока.
    Что у вас получилось очень хорошо? Что не получилось? Чем был полезен для вас урок?
Домашнее задание: Подготовить рассказ, сообщение о предметах кубанского быта.

Домашнее задание: выполнить задание в тетради на стр.45 – по возможности принести предмет или его фотографию для выставки в классе.

Мастер-класс на тему: «Казачья хата».

Цели и задачи мастер-класса:

Знакомство с историей и культурой Кубани, бытом кубанского казачества;

Развитие словарного запаса, интереса к прошлому родного края;

Воспитание любви к родному краю;

Развитие речи и мышления учащихся;

Развитие творческих способностей детей.

Оборудование:

Мультимедийное оборудование, презентация.

Раздаточный материал: кроссворд, карточки-иллюстрации, карточки с заданиями.

Ход урока:

1. Организационный момент:

Учащиеся рассаживаются группами по 4-5 человек.

Здравствуйте. Присаживайтесь. Сегодняшнее занятие я бы хотела начать вот с таких строк:

Любили казаки свой край

И превратили его в рай.

Пахали, строили, служили.

Обычаи и веру сохранили.

Тем больше прошлым дорожим.

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим.

Сегодня в прошлое мы с вами попадём,

Дом казака увидим и в него войдём.

О том, как жили, многое узнаем.

Итак, готовы? Мы начинаем.

2. Актуализация знаний

Преподаватель:

Скажите, как называют людей, которые охотно принимали участие в войнах, составляя передовую, легкоконную часть кочевого войска? (казаки)

Скажите, как называется жильё казаков? (хата)

3. Самоопределение к деятельности

Учитель:

Сегодня мы узнаем, как и из каких материалов казаки строили свое жильё.

Сформулируйте тему нашего урока. (Казачья хата.)

IV . Работа по теме урока

(Слайд 5)

    Рассказ учителя: «Как казаки строили себе жильё»

Жилища-хаты казаки строили из местных природных материалов: соломы, камыша, хвороста, глины.

Почему именно эти материалы были выбраны для строительства домов на Кубани? (ответы детей)

(Слайд 6)

Первые постройки были турлучными. Казачья хата представляла собой каркас из прутьев, обмазанный с двух сторон глиной. Пол – глинобитный. Крыша из соломы или камыша.

(Слайд 7)

Турлук – частокол, плетень.

(Слайд 8)

По периметру дома казаки закапывали в землю большие и малые столбы - «сохи» и «подсошники», которые переплетались лозой.

(Слайд 9)

Когда каркас был готов, созывали родственников и соседей для первой мазки «под кулаки» - глину вперемешку с соломой забивали кулаками в плетень. Через неделю делали вторую мазку «под пальцы», когда глину, перемешанную с половой, вминали и разглаживали пальцами. Для третьей «гладкой» мазки в глину добавляли полову и кизяк (навоз, тщательно перемешанный с соломенной резкой).

(Слайд 10)

Крыли ее путаной соломой или соломенными снопиками – парками. Затем в хате клали печь Технология сооружения такой хаты перенесена с Украины.

(Слайд 11, 12)

Кладку обмазывали глиной. Хату внутри и снаружи обязательно белили. Белый цвет считался символом чистоты и опрятности.

(Слайд 13)

Для летнего пользования во дворе ставили небольшую печку – кабыцу. Над ней ставили легкий навес.

(Слайд 14)

Казачья хата почти не отличалась от жилища жителей Украины.

(Слайд 15)

А из чего еще строили казаки свое жилище? (из самана)

(Слайд 16)

Казаки строили себе жильё из самана. Саман – это кирпич из глины с примесью соломы.

(Слайд 17)

На строительство собирались всем селом.

(Слайд 18, 19, 20, 21)

Женщины и дети месили ногами глину с соломой, мужчины формировали её в кирпичи, сушили, а затем выкладывали из них стены.

(Слайд 22, 23)

Послушайте отрывок из стихотворения кубанского поэта Карпенко

«Бабы Моти сказ про реку Челбас».

Строить дом в степи –

Тяжкий крест нести.

От натуги кровавились очи:

То камыш коси,

То саман меси,

То формуй да расставь его к ночи.

Леса нет вокруг,

Всё поля да луг.

В дело шла солома и глина,

И сухой камыш

Для шатровых крыш,

И для мазки навоз лошадиный.

В доброй хате той

Всей семье покой.

Круглый год благодать в ней витает.

В стужу здесь тепло,

В ясный день светло,

А уж летом прохлада какая!

(Слайд 24)

Снаружи хату белили. Она делилась на два жилых помещения: великую хату с Русской печью в заднем углу и малую хату.

V . Физкультминутка (Слайд 26)

Потрудились – отдохнём,

Встанем, глубоко вздохнём.

Руки в стороны, вперёд,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

Присели на свои места.

VI . Закрепление изученного материала

    Работа в группах /парах/ (Слайд 27)

Разгадайте кроссворд.

По горизонтали: 1. Печь у казаков. 2.Им покрывали жилище сверху. 3.Жилище казака.

По вертикали: 4.Этот плетень использовали для строительства стен дома. 5. Кирпич из глины с примесью соломы.

КРОССВОРД

4 т

    «Проверь себя» (Слайд 27)

    Как называется жильё казака?

    Из чего казаки делали хаты?

    Какими были первые хаты - саманные или турлучные?

    Как строили саманные хаты?

    Как строили турлучные хаты?

VII . Рефлексия (Слайд 28)

    Я узнал...

    Я научился...

    Я понял, что могу...

    Мне понравилось...

    Для меня стало новым...

    Меня удивило...

    У меня получилось...

    Мне захотелось...

VIII . Подведение итогов урока. (Слайд 29)

    Что у вас получилось очень хорошо?

    Что не получилось?

    Чем был полезен для вас урок?

Домашнее задание:

Подготовить рассказ, сообщение о предметах кубанского быта.

  • познакомить учащихся с жизнью и бытом народов населяющих Кубань;
  • привитие любви к родному краю, труду, традициям кубанского народа;
  • воспитание патриотических чувств.

Оборудование: экспонаты музея “Казачья горница”, магнитофон, кассеты с фонограммами песен.

Место проведения урока – этнический музей “Казачья горница” МОУСОШ №7 с. Кабардинки

Ход урока

1. Организация урока.

В нашей школе 2003 году открылся этнический музей, для того, чтобы знакомить учащихся с жизнью и бытом народов поселившихся когда-то на территории нашего края. А так как отстояли и сохранили в своё время нашу малую Родину казаки, посланные государством на южные рубежи из разных уголков России, то и музей посвящён им, казакам, которые не жалели сил и жизни, исполняя воинский долг. Здесь собраны подлинные предметы быта далёких лет.

2. Основная часть.

Я думаю, вам будет интересно узнать о житье-бытье казаков. А начиналось всё с Указа царицы Екатерины II о пожаловании казакам земель за их добросовестную службу. И потянулись обозы с нехитрым казачьим скарбом по пыльным степным дорогам. И стали стекаться ещё на необжитые земли переселенцы с Запорожской Сечи. Так появились наши предки-казаки на Кубани. Обживая земли, казаки строили себе жильё: мазанки, хаты (фото 1). Хаты строили из самана, обмазывали глиною с обеих сторон. Хата внутри и снаружи обязательно белилась.

Как вы думаете, для чего?

Белый цвет – это символ чистоты и опрятности. Крыши под камышом и соломой. Пол здесь обмазывался глиною. Хату огораживали вот таким плетнём.

Вы находитесь в казачьей светлице, главной комнате станичной хаты. Так она выглядела 200-300 лет назад, но и сейчас многое из этого, что вы видите, ещё живёт в домах станичников. Здесь каждая вещь подлинная, это реликвия, она дышит историей народа, хранит тепло и нежность женских рук. Мужчина главной своей работой считал службу Отечеству, дома бывал редко, поэтому вся ответственность за семью ложилась на женщину. Жизнь казачки была не легка! Все полевые работы на ней, готовить и кормить детей (а их в семье было чаще всего больше 10), ухаживать за стариками, носить воду вёдрами из реки, содержать дом, животных. При такой нагрузке женщина чаще всего ночью украшала свой дом так, как мы видим сейчас.

Самым главным местом в горнице считался Святой угол (фото 2). Православные казачие семьи все свои важные моменты связывали с именем Господа. Просили благословение на службу, брак, постройки, и др. Наш музей имеет замечательный иконостас усилиями атамана Мешкова В.А., Капинос В.Н., а также учащихся и жителей. В дни открытия музея произошло примечательное событие. Снимая грязь специальным раствором с одной из картин, Капинос В.Н., обнаружил отчётливую запись 1903 год художник Дьяченко Григорий. Картина называется “Кончина Серафима Саровского”. (Серафим Саровский при жизни имел дар исцелять людей. Каждого, кто приходил к нему, он приветствовал: “Радость моя” и исцелял.) Казаки брали эту икону в поездки. Несколько дней спустя учитель физики А.Е. Казанджи подарила музею книгу “Духовные посевы”, автором которой являлся магистр богословия Дьяченко Григорий. Так в нашем молодом музее встретились два произведения одного автора. В нашем иконостасе имеются и подарки учащихся: из Санкт-Петербурка ребята старших классов привезли икону Божьей матери, особо почитаемую в народе. Вы видите икону Сергия Радонежского покровителя просвящения и образования. Её в дар музею принёс ученик Гордюшкин Владимир.

Важным предметом в казачьем быту была кровать (фото 3), изготовленная из дерева своими руками. Такую мы не нашли, т. к. в 30-х годах прошлого века появились кровати железные, такую мы вам и представляем. Обязательно было обилие подушек, перин. Кровать – это место отдыха всё должно этому служить! Женщина здесь всё тщательно украшала. Обратите внимание на наволочки: они своеобразно изготовлены, это тонкая и кропотливая работа обычных крестьянок. Конечно это изделие не на каждый день, а праздничная, либо для гостя. Детям и взрослым залезать на кровать, сидеть на такой постели категорически запрещалось. Застелена кровать ярким лоскутным одеялом, опять много красного цвета, цвета жизни. В жизни людей всё было так разумно устроено, что чем больше узнаёшь, тем больше изумляешься! Маленькие остатки от шитья не выбрасывали, а собирали вот в такой весёлый узор. Одеяло тоже сшито самой хозяйкой. Девочки рано приобщались к такой работе, в 4 года девочка уже умела шить.

На стене вы видите ковёр (фото 4). Он трофейный. Его принёс с поля боя казак родом из Чернигова. Это было очень интересный человек, он очень любил сады, деревья. Куда бы он не поехал, отовсюду привозил саженцы различных деревьев. Его сад и сейчас цветёт прямо над рекой Псекупс. Однажды он нашёл коврик, им он укрывал коня, чтобы добраться до дому. Вот и добрался, ковёр теперь у нас в музее. Определить его возраст невозможно. Но потомки сохранили его в память о своём деде.

Возле кровати родителей находится колыбель (фото5). Она обычно передавалась из поколения в поколение и служила много лет. Такую мы не нашли. Но Владимир Николаевич казак нашего общества, предложил сделать такую колыбель, в которой спал сам, его брат, сёстры. Так появилась эта колыбель, а Татьяна Анатольевна Хлыповка, казачка, украсила её вот такими ромашками. Колыбель покрыта пологом. Для чего? Когда дитя рождалось, то 40 дней ребёнка нельзя было показывать чужим людям, боялись дурного глаза, а после 40 дней можно, т. к. ребёнок был под защитой Бога (тогда крестили в 40 дней). Ночью в окно светила луна, она мешала ребёнку спать, полог защищал. В окно залетали мошки, полог оберегал.

В каждой хате была русская печь (фото 6), она являлась не только вместилищем пищи, домашним очагом, но и воплощала идею благополучия в доме, семейного тепла.

Одним из самых традиционных и почитаемых предметов в доме у казака был стол (фото 7) . Вот этот стол, что перед вами, изготовлен в 1900 году, он сделан руками мастера. За свою долгую жизнь он не знал ни краски, ни лака. За это время стол почернел, однако, ещё может долго служить людям. “Стол – то же, что в алтаре престол”, а потому и сидеть за столом и вести себя нужно так, как в церкви. Стол немыслим без хлеба – как пищи, как символа благополучия.

А не задавали вы себе вопрос, почему, приветствуя гостей, подносят не только хлеб, но и соль?

Соль, по мнению предков, защищает от злых сил и духов. Если человек угостился хлебом и солью, значит, он не замышляет зла.

Как хлеб дошёл, там пирог пошёл,
А пирог дошёл, там блин пошёл,
А блин дошёл, так в мир пошёл.

– У нас на Кубани угощались не только блинами, пирожками с кабаком, с фасолью, пирогами с капустой, курагой, яблоками. А какие пампушки с чесноком! И, конечно, узвар из сушёных кубанских фруктов или чай. Вместо заварки, калина или фруктовые веточки.

Украшением стола в хате был самовар (фото 8, а). Своим горячим, чаем в зимние вечера согревал он души и тело домочадцев, собирая всех вместе за столом.

А вот какие чуваны, чугуны (фото 8 (б, в) ) стоят в печи. Запах ароматного борща и вкусной каши когда-то исходил из них, радуя детей и взрослых. Старожилы утверждают, что более ароматного борща, приготовленного в печи, ничего не существует.

Фото 8б

Фото 8в

А как называлось вот это приспособление? (Учитель показывает ухват ). Для чего он служил?

Совершенно верно. С помощью ухвата можно поставить чугун в печь и вынуть из печи.

А это тоже приспособление, которое всегда стояло у плиты, и которым могли разгрести в печи жар – это кочерга .

Чего только не было в казачьей хате, но каждый предмет имел своё назначение, к нему относились бережно.

    • Вот это изделие называется рубель (фото 9), а использовали его для глажки белья.

    • Время шло, жизнь казаков менялась и свидетельством достатка, были вот такой утюг (фото 10).

Кто знает, каков принцип его работы? (внутрь утюга насыпали раскалённые угли, от этого он нагревался, и можно было гладить)

– Человек во все времена стремится украсить свой быт. “Не то дорого, что красно золото, а то, что доброго мастерства ” - гласит пословица. Народ творил из простого материала: дерева, глины, но ценность изделия умельцев определялась не материалом, а их мастерством и фантазией.

Много талантливых мастеров было у нас. Умели и половики ткать (фото11) на загляденье, рушники вышивать и прясть пряжу вот на такой прялице (фото12). Особое слово хочется сказать о рушниках . Это не просто полотенце, как мы считаем сейчас, это произведение искусства. Вышивали рушники в девичестве и в таком количестве, чтобы хватило на всю жизнь, так как после замужества этим заниматься было некогда. Рушниками покрывали те вещи, которые хотели выделить: документы, фотографии и иконы.

В каждом дворе женщины умели плести кружева . Да какие красивые! Украшали ими полотенца, накидки. Всюду были кружевные салфетки.

Перед вами одежда (фото13) казака, мальчика – подростка, женская одежда и детский костюмчик. Нет ни одной из них, чтоб она не была украшена. Кофта женская изготовлена на домашнем верстаке, что имела каждая семья, полотно соткано из льна-прядива, отбелено в проруби, а затем вышито. Такая одежда имелась у каждой женщины, она умела это делать, причём вышивка у каждой была своя, неповторимая. Этой кофте уже 230 лет. Её нам подарила Малинина Нина Яковлевна.

А вот праздничный костюм маленькой девочки из Ярославской губернии. Ему уже 50 лет, принесла его в наш музей завуч Лупова Т.И. Это подарок её бабушки. Сколько же времени надо было затратить этой труженице, чтобы и кружевами оплести, и расшить цветами такую одежду?! Татьяна Ивановна убеждена, что такой подарок – единственный. Вот фото (фото14), на котором ей 5 лет и Татьяна Ивановна одета в этот костюмчик.

Одежда и всё, что ценное было для семьи, хранилось в сундуках (фото15). Сундуки были разных размеров, по–разному изготовлены, украшены, но обязательно были. У нас не большой сундук, но с большой исторической судьбой. Сегодня нет уже прямых его хозяев, а внукам хозяев уже 80 лет. Внучка Снегирёва Вера Ивановна в 20 годах 20-го века из Геленджика переехала на Крайний Север, в Дудинку. Через 20 лет семья вернулась в Геленджик и привезла с собой сундук. Они не смогли его там оставить, это часть их истории, их судьбы. В. И. Снигерёва решила подарить его нашему музею.

А вот изделие мастеров плетения корзин (сапеток) и кошёлок ! (фото16) В магазине таких вещей купить было нельзя. Вот и приходилось самим плести из прутьев. Удобные, лёгкие, вместительные. Побольше - для взрослых, поменьше - для детей.

Как бы горько не жилось народу в прошлом, без песни – ни шагу. Песня – целительница, песня – плач, песня – пляска. От всех бед и печалей спасала песня.

А какой весёлой была бытовая песня. Игровые и хороводные песни показывали размах, удаль, весёлость и широту русской натуры.

А теперь почувствовав дух того времени, давайте споем песню В. Захарченко “Мы с тобой казаки” (фото17).

3. Итог урока.

Наш урок окончен. Что вам понравилось и запомнилось из сегодняшней беседы?

Юля Войнова
Конспект НОД «Казачья хата» (подготовительная группа)

Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему «Казачья хата» с использованием ИКТ.

Программные задачи. Познакомить учащихся с жильём казаков, с техникой постройки хат. Развивать любознательность. Воспитывать любовь и уважение к родному краю, к народным традициям

Ход занятия

1. Вводная часть.

Любили казаки свой край Слайд 1

И превратили его в рай.

Пахали, строили, служили.

Обычаи и веру сохранили.

Сегодня в прошлое мы с вами попадём,

Дом казака увидим и в него войдём.

О том, как жили, многое узнаем.

Итак, готовы? Мы начинаем.

Прежде чем мы с вами отправимся в увлекательнейшее путешествие, давайте проверим, знаете ли вы старые слова нашего края.

2. Словарная работа.

Сохи – столбы

Подсошки – малые столбы

Вехть - тряпка

Сноп – связка с колосьями. Слайд 2

Периметр дома – стены, границы дома. Слайд 3

Каркас – конструкция из линейных элементов, скелет здания. Слайд 4

3. Основная часть.

Сегодня я предлагаю вам совершить путешествие в прошлое и узнать, как строили жилье наши предки.

а) знакомство со строительством турлучной хатой.

Турлучная хата строилась так: по периметру дома казаки закапывали в землю большие и малые «сохи» и «подсошки», которые переплетались лозой. Слайд 5

Как только каркас был готов, созывали родственников и соседей для первой мазки «под кулаки», когда глину, вперемешку с соломой забивали в плетень. Слайд 6

Через неделю делали вторую мазку – «под пальцы», когда глину, смешанную половой (соломенной резкой, вминали и разглаживали пальцами.

Для третьей, «гладкой» мазки в глину добавляли полову и кизяк (навоз, смешанный с соломенной резкой).

Была ещё и четвёртая мазка – «вихтювання». Тряпкой – «вихтем» - «размывали» стены, нанося на них аккуратным тонким слоем глину.

Для крыши заготавливали чистый сухой камыш. Слайд 7

Его срезали поздней осенью серпами. Из тростника вязались снопы – «Кулыки». Здесь были свои секреты: как вязать снопы, как ряд за рядом выкладывать, как крепить покрытия. Слайд 8

Напоследок делали побелку. Для этого использовали белую глину. Слайд 9

б) знакомство со строительством саманной хаты.

Позже хата строилась из самана. Слайд 10

Саман – это смесь глины с соломой

В такой хате зимой было тепло, а летом прохладно. На строительство собирались всем селом.

Женщины и дети месили ногами глину с соломой, мужчины формировали её в кирпичи, в специальных формах. Слайд 11

Кирпичи сохли на солнце. Слайд 12

Поэтому хату строили летом.

Сушили, а затем выкладывали из них стены.

Также могли месить саман при помощи лошадей. Слайд 13

"Под углы хаты закладывали монеты, чтобы быть богатыми; на пороге прибивали подковы, чтобы быть счастливыми.

4. Казачье жилище.

Продолжаем наше путешествие. Давайте заглянем внутрь казачьей хаты. Слайд 14, 15

Казачье жилище было в основном одинаково для всех районов Кубани. В доме было две комнаты: великая и малая хата.

а) «Красный уг ол»

Желая создать свой дом местом святым, защищённым от злых сил, возведение жилища начинали со «святого угла». Поэтому самым нарядным в великой хате был «Красный угол» - «божница». Слайд 16

«Божница» состояла из одной или нескольких икон, украшенных цветами, вышитыми рушниками. Слайд 17

При вселении в дом вначале вносили в святой угол икону, чтобы нечисть не заводилась, и затем дом освещали. На столе, покрытом скатертью, стояли иконы (образа). Чаще всего они представляли образа Спасителя, Казанской Божией матери и Николая Чудотворца. Иногда они размещались на узкой полочке – божнице. Перед образами висела лампадка. Также в божнице сохраняли предметы, имеющие священное или обрядовое значение: венчальные свечи, паски, пасхальные яйца, записи молитв, поминальные книжки.

Под «божницей» стоял длинный стол с лавками, за которым собиралась вся семья казака. Слайд 18

б) печь

А вы знаете, что в хате казака называли – «матушкой»?

Чтобы об этом узнать отгадайте загадку:

Если работает она,

Не будет голодная семья.

Можно на неё прилечь,

А зовётся она …печь. Слайд 19

Царицей в доме считалась печь (груба).

Как вы думаете почему?

Печь и кормила, и согревала, а ещё была лежанкой. Слайд 20

Печь часто оживала в народных сказках. Один только Емеля, разъезжающий на печке, чего стоит! Илья Муромец вообще 33 года на печи пролежал. Баба-Яга всё пыталась поджарить кого-нибудь, пихая на лопате опять же в печь, на которой и сама полежать была не прочь. А знаменитая говорящая печка с пирожками из «Гусей-лебедей»?

Давайте посмотрим иллюстрации сказок, где встречается печь.

Слайд шоу «Печь в сказках»

С печью связано так же множество суеверий. К примеру, на ночь в печь ложили полено и сосуд с водой, чтобы печь и огонь не испытывали нужды ни в еде ни в питье. Слайд 21

Не давали никому углей из печи - уйдёт достаток!

А о тех, кто был удачлив, говорили, что они «в печи родились».

Еду в ней готовили 1 раз с утра и на весь день. В первую очередь ставили еду для домашних животных. Пока она готовилась, хозяйка готовила продукты для семейной трапезы, резала овощи и месила тесто. Слайд 22

Многие из названий блюд сохранились и до наших дней. Давайте попробуем вместе назвать традиционные кубанские блюда (борщ, вареники, галушки).

Пшеничный хлеб обязательно должен быть на столе. Слайд 23, 24

Питались продуктами животноводства, рыбоводства, овощеводства и садоводства. Наиболее популярным считался борщ. Любили казаки вареники, галушки, шкварки (поджаренные твёрдые кусочки сала). Пекли пироги.

в) убранство казачьей хаты

В великой комнате вдоль стен стояли широкие лавы, сундуки, в которых казаки хранили одежду. Слайд 25,26

Убранство казачьей хаты отличалось с одной стороны простотой. Большая роль в этом украшении отводилась рушникам. Они были очень разнообразны и имели много назначений:

Набожники вешались над иконами и назывались. Слайд 27

Утирачи - полотенце для вытирания рук и повседневного пользования.

Килковые они развешивались в хате в праздничные дни на «килки» - деревянные гвозди, а также на плетень во дворе.

Шляховые (дорожные) рушники обязательной принадлежностью, вышитые красным цветом, символизирующая счастливую дорогу.

Узоры на рушниках были разные. Но вышивка выполнялась на белом рушнике черными и красными нитками. Слайд 28

Вот посмотрите на элементы вышивки. Слайд 29

5. Заключительная часть.

В конце нашего путешествия давайте проверим, что вы запомнили.

Как называется жильё казака?

Из чего казаки делали хаты?

Какими были первые хаты - саманные или турлучные?

Как строили саманные хаты?

Как строили турлучные хаты?

Наше путешествие подошло к концу. Попрощаемся с нашими предками. Слайд 30

Возвращаемся в наше время. Слайд 31

Публикации по теме:

Выпускной бал (подготовительная группа) (Дети парами стоят возле музыкального зала) заходят мальчик и девочка) 1 ребенок 5 лет мы ждали этот день, Но наступил он как – то сразу.

Цели фольклорного праздника: -воспитание внутренней культуры ребенка на примере отношений, норм поведения, содержащихся в фольклорном материале;.

Уважаемые коллеги, хочу рассказать о том, что я очень люблю свой город Донецк. И какое бы ни было новое событие в нашем городке, я радуюсь.

Казачья джигитовка группа «Исток» - видеорепортаж Казачья джигитовка группа "Исток" из города Астрахань. Под таким названием прошло выступление гостей в селе Верхне Русское Шпаковского района.

Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное УчреждениеСредняя Общеобразовательная Кадетская Казачья школа Забайкальский край, Нерчинский район, с. Знаменка
Презентация к факультативу. Раздел: «Традиции и обычаи» «Жилища казаков» Составила учитель музыки 1 категории Трушина Светлана Юрьевна

Цели и задачи занятия
Познакомить учащихся с жильём казаков, с техникой постройки хат Развивать любознательность Воспитывать любовь и уважение к народным традициям

Как казаки строили себе жильё
Жилища-хаты казаки строили из местных природных материалов: соломы, камыша, хвороста, глины. Хата представляла собой каркас из прутьев, обмазанный с двух сторон глиной. Пол – глинобитный. Крыша из соломы или камыша. Снаружи хату белили. Она делилась на два жилых помещения: великую хату с Русской печью в заднем углу и малую хату.

Турлучные дома

Хаты строили на основе деревянного каркаса – хата тогда называлась турлУчной, от слова турлУк – плетень, обмазанный глиной, или возводили дома из самАна – материала, состоящего из нескольких компонентов.

Строительство турлучных домов
По периметру дома казаки закапывали в землю большие и малые столбы - «сохи» и «подсошники», которые переплетались лозой.

Когда каркас был готов, созывали родственников и соседей для первой мазки «под кулаки» - глину вперемешку с соломой забивали кулаками в плетень. Через неделю делали вторую мазку «под пальцы», когда глину, перемешанную с половой, вминали и разглаживали пальцами. Для третьей «гладкой» мазки в глину добавляли полову и кизяк (навоз, тщательно перемешанный с соломенной резкой).

Крыли ее путаной соломой или соломенными снопиками – парками. Затем в хате клали печь Технология сооружениятакой хаты перенесена с Украины. Для летнего пользования во дворе ставили небольшую печку – кабицу. Над ней ставили легкий навес. . Казачья хата почти не отличалась от жилища жителей Украины.

Как казаки строили себе жильё из самана
Казаки строили себе жильё из самана. Саман – это кирпич из глины с примесью соломы. На строительство собирались всем селом. Женщины и дети месили ногами глину с соломой, мужчины формировали её в кирпичи, сушили, а затем выкладывали из них стены

Кладку обмазывали глиной. Хату внутри и снаружи обязательно белили. Белый цвет считался символом чистоты и опрятности. Крыши крыли камышом или соломой

На подворьях казаков всегда царили чистота и порядок. Во всем чувствовался хозяйский подход. Существовала даже пословица: «Каждый казак – государь в своем дворе».

Дома располагались очень компактно, расстояние между хатами, особенно в центре станицы, могло составлять лишь несколько метров. Дома богатых и бедных строились на один образец – из двух комнат: одной побольше – «горницы» и меньше «стряпухи».
В хатах было просто и уютно. Внутри домов всегда одна половина чистая, заботливо прибранная (горница). Здесь находились стол, сундук, лавки, грубка с лежанкой, за ней настил, где спали (полок).

Значимым местом был печной угол. Большая четырех­угольная печь, занимавшая значительную часть помещения в хате, служила предметом особой заботы хозяйки дома, стремившейся содержать ее в чистоте («всегда чисто вымазана»), а по возможности и украсить ее.

Великая хата