Дом купца брусницына. Особняк братьев Брусницыных

Сколько раз бывала на Балтийском заводе по своим антикоррозионным делам, не знала, что рядом находится историческое здание – особняк купца Брусницына, основателя кожевенного завода, находящегося на Кожевенной линии, рядом с Балтийским заводом.
В ХVIIIв. на территории, ограниченной Косой линией, Детской улицей и Невской губой находились мучные склады. Местность называлась Чекуши - по названию молоточков, которыми разбивали комочки слежавшейся муки.
Застройка Кожевенной линии началась где-то в 1770-х годах.
В 1780-х годах сюда, по указу Екатерины II были переведены кожевенные заводы. На месте нынешнего дома №27 (особняка Брусницына) находился каменный дом, обращённый к заливу. Владелицей участка стала А.Е.Фишер, которая занималась организацией кожевенного производства. Дом был для неё перестроен в 1787г. На первом этаже разместилась контора завода и прислуга, на втором – жилые помещения.
В 1844г. купец Николай Мокеевич Брусницын купил в Чекушах этот дом, а в 1847г. - кожевенную мастерскую и начал заниматься переработкой кож. Постепенно из маленькой мастерской вырос кожевенный завод, который работал вплоть до перестройки.
По проекту архитектора А.С.Андреева, Н.М.Брусницын пристроил к западной стороне своего дома дополнительный объём. В 1860г.г. им же были увеличены окна первого этажа и высота второго этажа, и изменён лицевой фасад.
В 1868 году участок с особняком перешёл к Е. И. Брусницыной, Н. М. Брусницын стал владельцем земли южнее Кожевенной линии. В 1877 году по проекту Н. Ф. фон Брюлло во дворе был построен двухэтажный склад. Умер Н.М.Брусницын в 1878г. и его дело перешло к трём сыновьям.
В 1882 году особняк перешёл к братьям Брусницыным, для которых через два года его перестраивал А. И. Ковшаров. Второй этаж вновь был повышен. С восточной стороны для парадной лестницы к зданию добавлена пристройка. Со стороны двора был организован зимний сад. Лицевой фасад был надстроен под один карниз. Именно при этой перестройке здание получило существующий сейчас облик. Отделка интерьеров особняка отличалась особым богатством. Выделялись Белый зал, столовая и гостиная. Во второй половине XIX века перепланировали сад, соорудили садовую ограду.
После 1917 года особняк стал принадлежать кожевенному заводу имени А. Н. Радищева. Здесь разместилось заводоуправление. В 1925-1930х годах на месте ворот были устроены вестибюль и проходная. Помещения парадной лестницы разделили деревянными перекрытиями, часть дверных проёмов была заложена. В 1993 году над зимним садом соорудили металлическое перекрытие, реставрировали Белый зал и столовую.
Всё это нам предварительно рассказала экскурсовод. А потом мы пошли смотреть на останки былой роскоши.
Сам особняк представлял весьма грустное зрелище.


Парадный подъезд после революции, по традиции, был заколочен, монограмма Брусницыных над ним была заменена серпом и молотом, чтобы сразу стало ясно, кто в доме хозяин. А государство взяло здание под охрану, о чём свидетельствовала доска (ржавый прямоугольник) справа от заколоченного входа.


Внутри нас предупредили, что самим нельзя открывать ни двери в залы, ни дверцы шкафчиков, всё держится на честном слове.
Всё, что осталось в доме от былого великолепия - подлинное. В основном, это декор стен и потолков.
Итак: парадная столовая. Стены отделаны дубовыми панелями, над которыми была раньше натянута светлая кожа. В настоящее время там остатки светлых обоев.

Эта кошечка сопровождала нас во время всей экскурсии и вела себя очень прилично.
А это элемент украшения этой двери:


Буфет в парадной гостиной.

Эта дверь ведёт в зимний сад. Бра - подлинные.

Белый зал:

Здесь был актовый зал завода им. Радищева. На подставках у камина стояли бюсты Маркса и Ленина.


Элемент отделки камина:

Потолочная лепка - гипс. Люстра - подлинная.


Элементы декора люстры в приближении. Фото, конечно, отвратительного качества, но хотелось показать революционные изменения, внесённые в декор: вместо родного рисунка - серп и молот.

Мавританский кабинет. Гипсовая лепка:

Подлинная люстра - стекло:

Парадная гостиная. Весь декор - подлинный. Стены обиты штофом.

Элементы декора потолка:

Бильярдная. Все вещи подлинные.

Одна из дверей:

Элемент отделки двери:

Подлинная люстра:

Зимний сад. Здесь располагалась химическая лаборатория завода им. А.Н Радищева:

Мраморная парадная лестница, на которую ведет заколоченный парадный вход. Благодаря деревянным перекрытиям, которые были построены в 30-е годы, лестница сохранилась, но...

Лестничные перила:


Общежитие для холостых рабочих завода:

Доходный дом для семейных рабочих предприятий в Чекушах. В настоящее время - единственный жилой дом в этом околотке:


Судьба этого особняка туманна и, скорее всего, будет драматична. Несколько лет назад власти Петербурга планировали на месте кожевенного завода, используя старинную промышленную архитектуру, построить гостиничный комплекс, в который входил бы отреставрированный особняк. Но это стоит колоссальных денег, к тому же место здесь достаточно глухое, а Балтийский завод со всеми прелестями машиностроительного производства никуда не деть. Гостиница не состоялась, но, говорят, какая-то московская фирма заинтересовалась особняком. Но планы её неизвестны, так что, скорее всего, Петербург потеряет очередной памятник купеческой старины...

Особняк Брусницыных считается одним из самых мистических мест в Петербурге. Старинный дом в стиле эклектика хорошо сохранился, несмотря на то, что реконструкция здесь ни разу не проводилась. В этом здании туристы узнают, как жила элита императорской России.

Экскурсии в особняк Брусницыных пользуются огромной популярностью из-за его потрясающих интерьеров. В доме проходили съемки многих художественных фильмов, например, «Анны Карениной» С. Соловьева

Находится особняк на Васильевском острове, на территории, в 18-ом веке занимаемой мучными складами. Историческое наименование этого района Петербурга – Чекуши. Так назывались небольшие молотки, с помощью которых перемалывали муку. Позднее в Чекушах открылось несколько заводов по обработке кожи.

В 1844 г. в столицу империи прибыл зажиточный тверской крестьянин Н. М. Брусницын. Он купил себе дом в районе Чекуши и открыл там небольшую кожевенную лавку. Дела у Брусницына спорились, и скоро он смог накопить денег для перехода в купеческое сословие. Лавка Николая Мокеевича превратилась в крупный завод.

Разбогатев, бывший крестьянин решил перестроить свой дом. Купец нанял архитектора А. Андреева, который пристроил к зданию второй этаж, увеличил фундамент, задекорировал фасад.

В столице Николай Мокеевич женился, родил восьмерых детей. Не владея грамотой, он вложил огромные деньги в образование детей.

В 1884 г. Брусницын скончался, передав все имущество детям. Наследники купца решили повторно перестроить дом, наняв для этих целей архитектора А. Ковшарова. Именно этот зодчий сделал здание таким, каким мы его знаем.

Особняк стал гораздо выше, в нем был разбит зимний сад. Ковшаров пристроил к дому три флигеля, придав зданию Ш-образный вид. Во всех новых строениях располагались жилые помещения. В центральном здании находились парадные залы.

Революция вынудила Брусницыных спешно покинуть Россию. В их доме расположилось управление кожевенной фабрики им. Радищева. Герб купцов над входом был демонтирован, вместо него разместили советскую символику.

В зимнем саду находилась лаборатория завода, в пристройках – цеховые помещения. К сожалению, в результате этой перестройки зимний сад был полностью уничтожен.

Среди внутренних помещений сохранились Парадная столовая, Танцевальный зал, Курительная комната, Парадная лестница, Бильярдная, Гостиная.

Парадная столовая

Сразу после входа в особняк, посетители попадают в красивую комнату, обшитую резными панелями из натурального дуба. Потолок помещения украшен деревянными кессонами, здесь же находится массивный буфет.

Эта комната использовалась для торжественных обедов. Раньше в ней располагался длинный стол и стулья. Туристов здесь заинтересует огромная люстра из бронзы – настоящее произведение искусства.

Танцевальный зал

Одно из красивейших помещений в особняке Брусницыных. Купцы стремились быть во всем похожими на аристократов и давали балы, которые славились на весь Петербург. В зале большие окна, стены украшены лепниной и барельефами, на потолке – шикарные люстры.

Отлично сохранился украшенный белоснежными каменными ангелочками камин, массивное зеркало в уникальной оправе. По обе стороны от камина установлены позолоченные тумбы. При Брусницыных здесь стояли цветы, когда особняком завладела советская власть, тумбочки использовались в качестве постаментов для бюстов В. Ленина и К. Маркса.

Убранство Танцевального зала напоминает интерьеры Зимнего дворца: здесь очень много барельефов, небольших статуй, орнамента и лепнины.

Курительная комната

Самое необычное помещение в доме. Для оформления курительной комнаты архитектор А. Ковшаров выбрал восточный стиль. Потолок выполнен в виде купола, обильно позолочен. Позолотой покрыты и стены. Гостям кажется, что они находятся где-то в Самарканде. Усиливает ощущение арабский орнамент, складывающийся в надпись «Слава Аллаху».

Парадная лестница

В советское время мраморную лестницу на входе в особняк Брусницыных скрыли под досками. Пол был разобран в 2015 г., открыв миру изумительную лестницу из редкой породы мрамора с уникальными резными перилами. Лестница прекрасно освещена расположенным рядом окном.

Бильярдная

Бильярдную жители особняка Брусницыных называли также Красным кабинетом. Потолок украшен лепниной, посреди него находится люстра уникальной конструкции: с помощью специальной рукоятки ее можно опускать и поднимать, увеличивая и понижая интенсивность света.

В бильярдной сохранились диваны с оригинальной обивкой, деревянные шкафы для хранения костяных шаров.

Гостиная

Как и во многих других помещениях особняка Брусницыных, основной достопримечательностью гостиной является люстра – здесь она огромная, позолоченная на несколько десятков свечей. Стены помещения покрыты шелковой драпировкой. В комнате находится множество зеркал, расположенных таким образом, чтобы у находящегося в помещении возникала иллюзия бесконечного пространства.

Несмотря на высокую архитектурную значимость и статус объекта культурного наследия, будущее особняка Брусницыных не предопределено. Кожевенная фабрика им. Радищева давно закрылась, ухаживать за помещениями некому.

Небольшой приток денег на ремонт особняка обеспечивают экскурсии, аренда, а также регулярные фото- и киносъемки. На текущий момент (15.11.2017 г.) петербургские власти не приняли план реконструкции здания.

Старина и запущенность особняка сделало его культовым местом среди мистически настроенных людей. Согласно одной из петербургских легенд, зеркала в дом Брусницына привезли из итальянского дворца, не зная, что когда-то в этом палаццо находился гроб с телом графа Дракулы. Именно с этим обстоятельством мистики связывают несчастливую жизнь Брусницыных, болезни многих членов этой семьи, а также смерть внучки Николая Мокеевича.

Как добраться

Петербург - это бездонная волшебная шкатулка. Одни из её сокровищ (например, Эрмитаж или Петергоф) известны всем, о других, покрытых пылью и патиной, даже многие коренные жители никогда не слышали. Именно к таким драгоценностям и относится овеянный легендами и хранящий множество тайн заброшенный особняк купцов Брусницыных.

Этот великолепный дом времён царской России расположен на Васильевском острове, вдалеке от парадных улиц, в старинном промышленном районе Чекуши. Выбор места постройки не случаен: именно здесь находилась кожевенная фабрика, принадлежащая купцам Брусницыным.

История этой семьи могла бы войти в учебники русского капитализма: неграмотный, но предприимчивый крестьянин из Тверской губернии в середине XIX века приезжает в Петербург и открывает кожевенное производство. К 1870-м это уже крупнейший в столице завод по выделке кож. У Брусницына трое сыновей и пять дочерей. Семья строит в тех же Чекушах дом призрения (так в дореволюционной России называли богадельни) для сирот и стариков, общежитие для молодых рабочих завода, доходный дом для семейных. Сыновья бывшего крестьянина Брусницыны возводят для себя роскошный особняк... Но вот наступает 1917-й.

Предприятие Брусницыных национализируют, теперь это завод имени Радищева. В особняке размещаются заводоуправление и химлаборатория, в парадных залах проводят собрания. А после перестройки производство останавливается, особняк сдают в аренду каким-то фирмам. Несмотря на присвоенный статус памятника архитектуры и истории федерального значения, дом Брусницыных ветшает и чуть ли не рассыпается на глазах. Но на втором этаже сохранились роскошные купеческие интерьеры, не знающие реставрации, замершие в своей первозданной красоте и существующие как дивные декорации к историческим фильмам.

Здесь снимались некоторые сцены "Шагал - Малевич" Александра Митты, дом Вронского в картине Владимира Соловьева "Анна Каренина", а совсем недавно в особняке закончила работу съёмочная группа фильма Алексея Учителя о Матильде Ксешинской.


Это - гостиная особняка , стены которой обиты шёлком. Но на фотографии видно, в каком это былое великолепие состоянии. Формально особняк принадлежит некой московской управляющей компании, однако всё, что делают для исторического здания владельцы - более-менее поддерживают его текущее состояние, следят за трубами и проводкой. Денег, выручаемых за съемки фильмов и экскурсии, на реставрацию этой жемчужины старого Петербурга всё равно не хватает.

Всё немногое, что сохранилось здесь, именно такое, каким было при Брусницыных. Разве что свечи заменены на электрические.

Самое нарядное помещение особняка - Белый (или Танцевальный зал), обескураживающий богатой лепниной на стенах и потолке . В советское время здесь проводили побелочку сплошняком, невзирая на золотые элементы. Но время расставляет всё на свои места: побелка осыпается, проступает блеск металла. Жаль только, что вместе с побелкой осыпается и сам декор.

А на этих тумбах во времена партсобраний стояли бюстики Маркса и Ленина. Люстру тоже дополняли советской символикой. Прелесть же, правда?

Одни из дверей Белого зала ведут в традиционную для богатых домов того времени курительную комнату, выполненную в восточном стиле. Люстра из стекла и латуни уникальна, была изготовлена специально для этой комнаты.

Надпись вязью "Слава Аллаху" многократно повторяется в декоре стен.

Парадная лесница особняка, на которую ведет с улицы ныне заколоченная парадная дверь, много лет была спрятана под полом. Сегодня лесница открыта для глаз, но чувства, которые она вызывает, - это смесь восхищения с острой болью.

За окном - бывшая оранжерея.

Из оранжереи можно попасть в ещё одно чудом сохранившееся помещение - Бильярдный зал, он же Красный кабинет. Сам стол с зелёным сукном утрачен, но, как и сто лет назад, на свём месте люстре с ручкой, позволяющей опускать её над столом. Великолепные бархатные диваны сегодня в таком же плачевном состоянии, как жалкие бабушкины тахты в самых дешёвых съёмных квартирах.

А это - парадная столовая с дубовым резным буфетом. Говорят, еще десять лет назад здесь были хозяйские овальный стол и кожаные стулья на 60 человек. Где это богатство сейчас - доподлино неизвестно, вроде как на госхранении.

А ещё раньше, при Брусницыных, стены столовой были обтянуты тончайшей белой кожей изумительной выделки, даром разве купцы владели кожевенным производством. Сейчас на стенах белые обдирающиеся обойки поклеены.

Одна из городских легенд гласит, что где-то в особняке Брусницыных спрятано проклятое зеркало. Якобы купцы привезли его из одного итальянского палаццо, где хранился прах графа Дракулы. Со всеми, кто смотрелся в зеркало, происходили загодочные вещи. Например, внучка Брусницына внезапно умерла, а уже в советское время пропал директор завода, в чьем кабинете висело зпополучное зеркало. А следом исчез и один из рабочих, не веривший в эту мистику. Зеркало сняли и куда-то запрятали. Куда - загадка. Решить её даже пытались экстрасенсы из передачи на Первом канале.

Ну и вот и всё, что дошло сохранным до наших дней. Конечно, в других помещениях тоже есть отголоски былого: где-то лепнина на потолке, где-то необычная старинная ручка на двери... Но в целом после посещения особняка Брусницыных хочется выть. Протяжно, негромко. Как негромко умирает этот с виду неприметный, расположенный на окраине острова памятник архитектуры. Вот и стоило в семнадцатом отбирать особняк у хозяина, чтобы сейчас никто не мог содержать здание хоть в сколько-нибудь приличном состоянии. Будущее особняка Брусницыных не менее призрачно, чем его прошлое.

Планировка парадных помещений - анфиладная, помещений в западной части - коридорная. Белый зал декорирован в стиле Людовика XV. В столовой, оформленной в стиле позднего Ренессанса, кессонный потолок, дверные и оконные проемы выполнены из темного дерева, окна, выходящие в зимний сад, украшены гравированными стеклами.

Некоторое время назад заводские корпуса хотели перестроить в элитную гостиницу с видом на море, а особняк Брусницыных обустроить под ресторан. Однако на такую реставрацию требуется колоссальная сумма, да и глухой промышленный район не способствует инвестиционной привлекательности. В настоящее время судьба особняка неизвестна.

в плане особняк напоминает букву «Ш». Центральная линия, идущая вдоль Кожевенной линии, предназначалась для парадных помещений, а три перпендикулярных корпуса служили для жилых комнат трех братьев Брусницыных и их семей. Основные парадные помещения сосредоточены в восточной половине здания, здесь использована анфиладная планировка.

Часть этой анфилады мы сегодня и увидим, благо в этой, парадной, половине особняка кое-то уцелело (в жилых же помещениях в советское время были устроены цеха, так что в той части дома вся роскошь бесследно исчезла).

Основная часть интерьеров особняка Брусницыных находится в заброшенном состоянии: тут и там попадается потрескавшаяся краска, ободранная лепнина, обшарпанные стены. Зрелище печальное. Понятно, что основные предметы убранства (скульптура, комоды и этажерки, ковры, хрусталь и прочая обстановка богатого дома) утрачены. Радует, что сохранилось хоть что-то; в основном это люстры, камины, а также декор потолков и стен — причем всё это по большей части подлинное, и, поверьте, на это стоит посмотреть.

После революции 1917 г. в особняке разместили администрацию завода, который стал называться - Кожевенный завод им. А. Н. Радищева.

Ну а теперь совсем немного погуляем по особняку.

Гостиная впечатляет нарядной отделкой в уютных, теплых коричневатых тонах. Когда-то подобных гостиных в особняке было несколько, они шли анфиладой вдоль главного фасада по Кожевенной линии, однако другие гостиные не сохранились, так как были превращены в заводские помещения. К счастью, эта гостиная сохранилась: в советское время она служила кабинетом директора завода.

В оформлении гостиной обнаруживается влияние стиля рококо. Стены разбиты на отдельные панно с золочеными лепными рамками изогнутых очертаний. Такой же золоченый лепной орнамент можно заметить на дверях и в обрамлении зеркал. В промежутках между панно помещены вертикальные вставки с лепным узором и ажурной сеткой. Падуга комнаты украшена растительными орнаментами, раковинами и фигурками дракончиков.

Великолепный потолок гостиной также обильно украшен лепниной, в том числе узорами в виде сетки, которые перекликаются с золоченой сеточкой настенной лепнины и вентиляционных решеток в падуге потолка.
Зеркала, поставленные друг напротив друга, создают иллюзия бесконечности перспективы.

Стены гостиной затянуты подлинным шелком (штофом) более чем столетней давности. Это большая редкость для петербургских дворцов.

Танцевальный зал или Белый зал оформлен в стиле Людовика XV.

Ослепительно нарядное помещение обильно украшено белой лепкой с золочением (впрочем, от золочения сегодня осталось немного).

Зал расположен в парадной анфиладе, и его окна выходят на Кожевенную улицу.

Плавный переход от вертикальной плоскости стен к горизонтальной плоскости плафона образует двухъярусная лепная падуга. Она скругляет углы и придает интерьеру особую пластичность и живописность.


Прекрасно сохранился мраморный камин, подобные которому можно увидеть в лучших дворцах Петербурга

К Белому залу примыкает небольшая курительная с прекрасно сохранившимся роскошным декором. Это одно из самых ценных помещений дома.

По моде того времени кальянная комната оформлена в восточном (мавританском) стиле.


Стены и купол этой «мавританской шкатулки» украшены ярко раскрашенной гипсовой лепкой с позолотой.
По стенам курительной мелкой вязью идет повторяющаяся надпись «слава Аллаху».


Мраморная парадная лестница, идущая с первого этажа особняка.


Лестница хорошо освещена дневным светом. Сохранились очень ценные мраморные ступени и мраморные же резные перила ручной работы. Потолок и стены сплошь покрывает лепка с обильным растительным орнаментом, женскими головками и фигурами кариатид. Полукруглый эркер смотрит в прилегающий к дому сад.


Дверь в Красный кабинет или бильярдную.

Красный кабинет или бильярдная - помещение, куда можно попасть из оранжереи или столовой (из столовой сюда ведет уже упоминавшаяся потайная дверца).


В помещении уцелел лепной потолок под дерево/ Сам бильярдный стол утрачен, но остальное убранство комнаты сохранилось, в том числе встроенные угловые диванчики с подлинной обивкой, два шкафа для бильярдных принадлежностей, двери и резной камин. Низ стен облицован панелями, верхняя часть обтянута тканью.
Когда-то в бильярдной еще был роскошный занавес, который благодаря особой плотности не пропускал ни единого лучика света из оранжереи.


Оранжерея