"эволюция модернизма" с точки зрения архитектора-футуролога. Биотек экологическая экомимитическая архитектура история современной архитектуры История возникновения Бионики как стиля

Био-тек – современный стиль “нео-органического” направления в области архитектуры и интерьера, который отличается выразительными конструкциями, напоминающими естественные природные формы. Другое его название – бионика. Новое движение появилось относительно недавно, поэтому стиль закрепился только на уровне отдельных крупных архитектурных композиций. Основные черты био-тека – стремление повторить гармонию природных объектов на примере архитектурных строений, а также создании интерьеров в жилых и коммерческих помещениях.

История возникновения Бионики как стиля

Стиль возник и развивался из науки прикладного характера под названием бионика. Приверженцы этой науки искали решения для сложных инженерных и технических задач, обращаясь за вдохновением к формам природного характера.

Впервые био-тек проявил себя в работах Леонардо да Винчи. Великий мастер наблюдал за птицами, после чего создавал проекты летательных аппаратов.

Конкретных дат возникновения концепций бионики в архитектуре и интерьере нет, однако считается, что первый шаг на пути становления стиля в современное время сделал Фрэнк Ллойд Райт (1939 г.) – британский архитектор. Он был убежден, что сооружения должны быть аналогичны живым организмам, рост которых происходит согласно природным законам.

По словам Ллойда, органическая бионика в строительстве – это единство науки, религии и искусства.

Становление био-тека как архитектурного стиля приходится на конец 20-го века, однако по сей день это направление пользуется высокой популярностью и продолжает развиваться в строительной области.

Архитектура Биотека

Био-тек архитектура отличается отсутствием симметричности. Строения этого направления зачастую имеют формы паутины, деревьев, коконов и прочих композиций, которые встречаются в природе. Этот стиль направлен на воплощение конкретной философской концепции, преследующей идею создания новейшего пространства для проживания человека. Для этого происходит объединение принципов архитектурного строительства, инженерного дела и биологии, благодаря чему дома в этом стиле отличаются своей экологичностью.

Стиль био-тек в области архитектурного строения направлен на создание экодомов, которые представляют собой комфортабельные энергоэффективные постройки. Их отличительная черта – системы жизнеобеспечения независимого типа.

Основные черты в строительстве

В таких строениях устанавливаются озелененные террасы, коллекторы, куда собирается дождевая вода, солнечные батареи, вентиляционные системы и естественное освещение.

Примеры архитектурной бионики:

  • Гостиница Майкла Соркина, спроектированная в виде медузы.
  • Зеркально остекленный Фред Олсен-сентр в Лондоне – творение Нормана Фостера.
  • Дом в форме яйца, авторами которого стали бельгийские архитекторы студии DMVA.
  • Здание Хавьера Сеносьяйна, созданное по примеру раковины моллюска Наутилуса и получившее одноименное название.
  • Небоскреб «Сент-Мэри-Экс, 30», именуемый в простонародье Корнишоном, возведенное по проекту Нормана Фостера.

Здания могут повторять как формы людей, животных (в том числе и части их тел), так и образы, наблюдаемые в неживой природе.

В современной архитектуре бионика находится на пике своего развития, о чем говорят новые необычные строения по всему миру. Их конструкция может состоять из разнообразных материалов, подобных структуре природных форм (например, пузыри, пчелиные соты или слоистые композиции).

Интерьер: дизайн и мебель

Био-тек в интерьере современных зданий отличается тем, что все детали декора и самой постройки напоминают всевозможные природные объекты. Он отдаленно напоминает и своими яркими красками, и особой щепетильностью в выборе всех элементов. Интерьер жилого помещения в этом стиле может быть выполнен как в традиционной планировке, так и в криволинейном решении.

Направление бионики в области организации внутренних помещений исключает прямолинейность, наличие острых углов и резких линий. Кроме того, бионика в вопросе оснащения техникой требует включение в пластичные и криволинейные формы интерьера высокотехнологичных элементов: интерактивные модули, а также новейшие технические приборы (что отличает данный стиль от ).

Сегодня очень модно придерживаться естественности в оснащении своего жилища, поэтому бионика заслужила многочисленные положительные отзывы не только в нашей стране, но и в европейских странах по всему миру.

Стиль Биотек — это обращение к природной пластике форм. В наш век – время прямых линий и строгих форм, дизайнерская мысль все чаще обращается к миру футуристических конструкций. Всевозможные вариации правильных очертаний и квадратных строений однообразны.

Как протест против обнищания и скудности инженерной мысли выступает новое направление архитектуры — БИОТЕК (biotech). Представители этого стиля воплощают свои идеи через решения, подсказанные самой матушкой-природой.

Дизайн интерьера в стиле Биотек сейчас набирает большую популярность. Это новейшее направление в архитектуре и дизайне. Наша дизайн-студия в Москве выполнила ряд работ в стиле Биотек. Например дизайн-проект квартиры в ЖК «Дом на Беговой». В дизайне интерьера особенностью являются плавные формы, перетекающие из стен в потолок, создавая некий своеобразный «кокон». Проект в ЖК «Дом на Беговой»

Конец 15-го века. Работая над своими первыми летательными механизмами, Леонардо да Винчи искал вдохновение, восхищаясь полётом наших пернатых братьев. Спустя столетия возникла наука бионика, прикладной задачей которой является применение законов построения мироздания к решению технических задач повседневности. С греческого языка бионика переводится как «живущее» или «живой элемент». Объединившись с архитектурой, бионика дала жизнь новому стилю интерьера и архитектуры БИОТЕК.

В тридцатые годы прошлого столетия архитектор Ф. Л. Райт ввёл понятие органической архитектуры, под которым подразумевал тесное переплетение искусства с наукой, и даже с религией. Он предлагал концепцию сооружения, которое подобно живому организму будет расти и развиваться как единое с окружающей средой целое, не противореча естественным законам природы.

В период расцвета неоклассической архитектуры подобные заявления прозвучали не только необычно или странно, но вовсе не привлекли к себе внимания. За последние десятилетия понятие архитектурно-бионического процесса вышло на качественно новый уровень. Постепенно архитекторы со всего мира начинают использовать формы, заимствованные у живой природы.

Современное понимание биотека развилось на границе 20-го и 21-го столетий, продолжая формироваться как стиль.

К самым известным на данный момент строениям, представляющим этот стиль, можно отнести Национальный космический центр Великобритании архитектора Николаса Гримшоу, Город искусств и наук, Художественный музей Милуоки, дизайн которых спроектировал Сантьяго Калатрава, Лондонский «Огурец» по проекту Нормана Фостера.

Из жилых домов стоит отметить «Наутилус», творение Хавьера Сеносьяйна, расположенное в Мексике. К известным архитекторам, работающим в стиле биотек, можно также отнести Грега Линна, Кена Янга, Майкла Соркина, Фрайа Отто и Яна Каплицкого.

Постройки, выполненные в стиле биотек, чаще всего характеризуются асимметрией и неправильной формой, напоминая творения живой природы. Вглядываясь в эти произведения искусства, можно разглядеть очертания растения или животного. Иногда они напоминают кокон насекомого, раковину моллюска. Можно наткнуться на здание, по очертаниям схожее с куриным яйцом или паутиной.

Некоторые творения имеют форму пещеры или гнезда. Используя принципы зооморфизма, дизайнеры в своих проектах повторяют линии и контуры, напоминающие части тела животных. Фитоморфизм (подражание растительному миру) также относится к одному из основных приёмов стилистов биотека. Как пример можно привести здание, претворенное в жизнь группой дизайнеров из Бельгии. Оно выполнено в виде яйца. Майкл Сорокин спроектировал гостиницу по образу медузы. Материалы, использующиеся в этом направлении также имеют заимствованные у природы структуру.

Человек – часть природы, его детище, его творение. Следовательно, жилое пространство, где он проводит большую часть своей жизни должно продолжать идею натуральности. Именно эта концепция лежит в основе философии биотека. Поэтому всё чаще постройки этого стиля экологичны, безопасны, не вступают в конфликт с окружающей средой, а являются её естественной частью, гармонично вписываясь в биосферу нашей планеты.

Развитие бионического стиля задаёт всё больший уклон на создание самообеспечивающихся экологически чистых домов с высокой энергоэффективностью, при этом без ущерба комфорту. Основа таких построек — целая инженерная система, включающая батареи на солнечной энергии, большое количество насаждений живых растений. Разрабатываются системы для сбора и очистки дождевой воды. Имеется возможность выращивать овощи и зелень прямо на кухне. Системы вентиляции и освещения также основаны на принципах естественности и натуральности.

Био-тек - направление в архитектуре, которое, в противоположность хай-теку, обращается не к элементам конструктивизма и кубизма, а к природным формам. Последователи этого стиля стремятся воплотить в необычном дизайне принципы «зеленого» строительства. Стиль био-тек развился из бионики - прикладной науки, сторонники которой для решения сложных технических задач ищут вдохновения в природе. Подобные принципы применял еще Леонардо да Винчи, когда проектировал летательные аппараты, наблюдая за птицами. Есть мнение, что в новое время первый шаг на пути становления концепции био-тека сделал британский архитектор Фрэнк Ллойд Райт в 1939 году. По его словам, архитектурное сооружение должно быть похоже на живой организм, который растет в соответствии с законами природы, в гармонии с окружающей средой. Это единство искусства, науки и религии он назвал органической архитектурой. В эпоху господства строгих форм неоклассицизма эти тезисы прозвучали совершенно неожиданно и ново. Био-тек в современном понимании возник в конце XX - начале XXI веков и поныне находится на этапе формирования. Самые известные архитекторы, создавшие проекты зданий в стиле био-тек: Грег Линн, Кен Янг, Майкл Соркин, Фрай Отто, Ян Каплицкий, Николас Гримшоу, Сантьяго Калатрава и Норман Фостер. Среди их работ несколько общественных зданий, например, Национальный космический центр Великобритании, Город искусств и наук в Валенсии, Художественный музей Милуоки, Лондонский «Корнишон». Встречаются также и жилые дома, например, «Наутилус» в Мексике. Здания в стиле био-тек часто несимметричны, имеют форму коконов, деревьев, паучьей сети - всего того, что встречается в живой природе. Можно встретить дома, похожие на раковины моллюсков, или постройки, повторяющие контуры яйца. При этом природные формы могут заимствоваться по-разному: Пространство организуется в виде форм, наблюдаемых в неживой природе. Пример - дом в виде яйца, спроектированный бельгийской архитектурной студией dmvA. Здания также могут иметь форму гнезд или пещер. Здания повторяют формы животных, людей или частей их тел (зооморфизм, антропоморфизм), а также растений (фитоморфизм). Пример - гостиница в виде медузы, которую спроектировал Майкл Соркин. Производятся материалы, подобные природным структурам (в виде пчелиных сот, пузырей, волокон, паутины, слоистых конструкций). Био-тек воплощает философскую концепцию, смысл которой - создать новое пространство для жизни человека как творения природы, объединив принципы биологии, инженерного дела и архитектуры. Именно поэтому дома в этом стиле чаще всего становятся экологичными. В зданиях устанавливают солнечные батареи, коллекторы для сбора дождевой воды, устраивают террасы с зелеными насаждениями, отдается предпочтение естественным освещению и вентиляции. Иногда природные формы используются для решения непростых инженерных задач, непосредственно не связанных с архитектурой. Например, искусственный остров Пальма-Джумейра в Дубае создан в виде кроны финика. Именно такая форма обеспечивает оптимальное соотношение продолжительности береговой линии и длины пути до наиболее удаленных от корня пальмы жилых объектов.

БИОТЕК Био-тек (бионика) – это направление современной, так называемой «органической» архитектуры, где достижение выразительности конструкций осуществляется за счет заимствования природных форм. Бионика многими специалистами противопоставляется направлению хай-тек.

Элементы био-тека свойственны зданиям немецкого экспрессионизма 20 -х гг. XX в. и структурного экспрессионизма (1960 -е гг). Еще экспрессионистами было установлено, что прямое копирование природных форм не может принести положительных результатов, так как в архитектурном сооружении формируются нефункциональные зоны. Концепция биоурбанистики предполагает как прямое использование в архитектуре форм живой природы (например, в виде живых растений или элементов природного ландшафта), так и опосредованное.

ЭКОЛОГИЧЕСКА АРХИТЕКТУРА Архитектурное направление, изучающие взаимосвязи человека с техносферой и природой. В архитектуре задачи экологического порядка реализуются в процессе художественного проектирования среды с учетом экологических факторов – сохранения баланса между живым миром, природой и историко-культурными общечеловеческими и национальными ценностями.

ПРИНЦИПЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ: Принцип сохранения энергии. Принцип сокращения объемов нового строительства. Принцип "сотрудничества" с солнцем. Принцип уважения к обитателю. Принцип уважения к месту. Принцип целостности

Норвежский архитектор А. Наесс в 1970 -е годы очень точно сказал: «Мы (архитекторы) имеем свою миссию в формировании лучшего будущего» . Архитектура должна радикально измениться, чтобы вернуть потерянные контакты с природой. Новая архитектура должна быть сплавом природы и искусства. Она должна удовлетворять требованиям климата, использовать экологически чистые материалы местного производства или переработки, энергию солнца, ветра и воды, отвечать эстетическим требованиям, тогда она будет жизнеспособной.

Архитектура в своем дальнейшем развитии стремится к созданию экодомов – энергоэффективных и комфортных зданий с независимыми системами жизнеобеспечения. Конструкция такого дома предусматривает комплекс инженерного оборудования.

В зданиях устанавливают солнечные батареи, коллекторы для сбора дождевой воды, устраивают террасы с зелеными насаждениями, отдается предпочтение естественным освещению и вентиляции. При строительстве используются экологически совместимые с человеком материалы и строительные конструкции.

Исходные предпосылки экологической, биоклиматической архитектуры: Создание архитектуры, адаптированной к существующим климатическим условиям, наносящей минимальный вред окружающей среде и снижающей загрязнение окружающего пространства. Соответствие используемых строительных материалов существующим климатическим условиям с целью значительного снижения энергопотребления и улучшения качества жизни проживающих в здании людей. Бережное использование энергоресурсов даже в условиях повышенной плотности населения, вертикальное строительство и развитая транспортная сеть.

В концепцию биоклиматической архитектуры входит: Регулирование и контроль за циркуляцией воздуха с целью обеспечения должной вентиляции и адекватного температурного режима. Использование солнечной энергии и преимуществ местоположения объекта. Использование изоляционных материалов, пригодных к вторичной обработке и не загрязняющих окружающую среду.

В концепцию биоклиматической архитектуры входит: Выбор наиболее эффективного энергетического оборудования. Включение в инженерный дизайн использования возобновляемых источников энергии (солнечные батареи). Комплексная система управления, контролирующая и оптимизирующая работу оборудования в зависимости от степени загрузки, климатических условий и т. п.

Проект здания штаб-квартиры Масдар в Абу-Даби Крупнейший и наиболее яркий пример в области энергоэффективной и биоклиматической архитектуры. Здание призвано вырабатывать энергии в 2 раза больше, чем потреблять. Здание будет построено на 95% из стекла и содержать лишь 5 % металлических стержневых конструкций.

«Парящие сады и парки Сингапура» группа во главе с Кеном Еном 26 этажный небоскреб EDITT Tower работает группа специалистов во главе с доктором Кеном Ёна, Проект имеет цель - сэкономить энергию за счет максимального использования ее естественных источников. Здания отличаются от стандартных высоток полой сердцевиной, которая позволяет создать естественную вентиляционную шахту и разместить в ней лоджии и террасы.

«Парящие сады и парки Сингапура» группа во главе с Кеном Еном Конкурс на лучший проект бионебоскреба под названием "Экологический дизайн в тропиках" проводился в 1998 году, и детище Кена Ёна с легкостью обошло всех соперников. На одну треть бионебоскреб будет состоять из садов и парков с живыми растениями. Все растения подбирались в соответствии с местной экосистемой.

«Парящие сады и парки Сингапура» группа во главе с Кеном Еном С первого по шестой этаж будут располагаться широкие озелененные пандусы, которые, по замыслу архитекторов, исключат пространственную разорванность уровней здания. Уличная жизнь будет как бы переходить из горизонтальной плоскости в вертикальную. Некоторые этажи высотки будут соединены с соседними зданиями мостами, а на верхних уровнях будут оборудованы наклонные пандусы и открытые переходы.

«Парящие сады и парки Сингапура» группа во главе с Кеном Еном В строительстве "зеленого" небоскреба будет использоваться вторсырье. Все элементы высотки можно заменять на новые, так как сборка сооружения будет происходить механическим способом без применения сварки. Кроме того, после окончания срока эксплуатации здание можно будет уменьшить или даже переработать. Для полива растений и для туалетов будет использоваться дождевая вода. Предусматривается и естественная вентиляция, которая осуществляется за счет ветронаправляющих стен. Около 40% энергетических затрат здания возместят солнечные батареи.

Башня «Агбар» в Барселоне Башня «Агбар» (Torre Agbar), корпоративная штаб -квартира группы «Агбар» - небоскреб XXI в. в Барселоне, одно из самых уникальных зданий в мире. Она спроектирована французским архитектором Жаном Нувелем и возведена в самом сердце столицы испанской провинции Каталонии, на знаменитом бульваре Диагональ. Открытие состоялось в июне 2005 г.

Биоклиматическая архитектура в Башне «Агбар» Неповторимым в башне «Агбар» является ее энергетическая эффективность (учет преимуществ климатических условий позволил поддержать расход энергии низким и повысить комфортабельность). Солнечная энергия, благодаря 4500 окнам, способствует обогреву. Одновременно окна служат для естественной вентиляции. Между наружной стеной и стеклянной оболочкой образуется воздушная камера, выполняющая функцию естественного кондиционирования воздуха. Часть стеклянных пластин на южной стороне снабжена фотогальваническими поверхностями для получения электроэнергии.

Биоклиматическая архитектура в Башне «Агбар» Самые энергоэффективные технологии использовались и для технического оснащения башни. Для кондиционирования воздуха и обогрева здания была установлена система VRV c 27 -ю различными климатическими зонами на каждом этаже. Централизованная система регулирует и оптимизирует потребность в кондиционировании воздуха или обогреве в зависимости от температуры наружного воздуха и заполненности офиса.

Проект «Анти Смог» (Anti Smog). Архитектор Винсент Каллебат Архитектурный ансамбль состоит из двух построек - башни в виде спирали и яйцеобразной "Солнечной слезы". "Слеза" является основной частью ансамбля, ее фасад будет обшит фотоэлектрическими панелями и покрыт титановыми белилами, при помощи них и будет очищаться воздух. Второе здание-"Ветряная башня"- оправдывает свое название: на нем будут установлены ветряные турбины с вертикальной осью для выработки электричества.

Калифорнийская Академия наук, Сан-Франциско, США. Архитектор – Ренцо Пьяно. Здание Академии наук в Сан. Франциско одно из самых «зеленых» в мире. Не только потому, что там применили теплоизоляцию из старых переработанных джинсов и естественную вентиляцию через иллюминаторы в крыше. И не потому, что Академия получила платиновый экосертификат LEED. А потому, что Ренцо Пьяно нашел образ для экоархитектуры.

Калифорнийская Академия наук, Сан-Франциско, США. Архитектор – Ренцо Пьяно. Схема естественной вентиляции в крыле «Тропический лес»

Калифорнийская Академия наук, Сан-Франциско, США. Архитектор – Ренцо Пьяно. Крыша здания, является обитаемой (здесь можно встретить полевые цветы и заросли земляники) Кроме того, крыша выполняет еще массу функций – абсорбирует дождевую воду, помогает охлаждать все сооружение, поглощает шум и просто является частью окружающего здание парка. Сама форма кровли позволяет холодному воздуху стекаться в центральный холл, а по ее периметру расположены 55 тыс. солнечных батарей.

Жилой дом «Городской кактус» , Роттердам, Голландия. Мастерская – UCX Architects. По замыслу архитекторов дом должен стать украшением одного из самых урбанистических и лишенных зелени районов Роттердама. Главная особенность проекта – это открытые балконы-террасы с небольшими садами, где жильцы смогут выращивать все, что угодно. Большое внимание архитекторы уделили инсоляции апартаментов.

Проект дома с нулевым потреблением энергии. Мастерская – Specht Harpman. Актуальным направлением в архитектуре последнего десятилетия стало создание проектов жилых домов с нулевым потреблением энергии. Главной особенностью данного проекта является площадка на крыше здания, несущая несколько солнечных батарей, способных обеспечить дом энергией не только в хорошую погоду, но и в дождь, благодаря аккумуляторам. Дом может неделю обходится без солнца, а дождевая вода используется им для технических нужд.

Лондонская мэрия, Великобритания. Архитектор – Норман Фостер. Экологические задачи в здании Лондонской мэрии решаются применением энергосберегающих технологий и материалов. Специальное двойное остекление фасадов пропускает свет и отражает ультрафиолетовые лучи, сохраняя при этом тепло внутри здания в зимний период и экранируя его от жары летом.

Лондонская мэрия, Великобритания. Архитектор – Норман Фостер. Этому же способствует и сама форма здания, ведь шар имеет меньшую поверхность в сравнении с кубом. Кондиционирование осуществляется за счет естественной конвекции с возвратом тепла воздуха на выходе через систему противотока. Потолки здания являются теплоотражающими экранами. Здание Лондонской мэрии потребляет на 75% меньше энергии, чем здание тех же размеров, но традиционной конструкции.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО в России В то время, как в Европе уже насчитывается тысячи экологичных построек, в России всего один объект, сертифицированный по LEED - системе сертифицирования энергоэффективных построек - завод по производству подшипников концерна SKF в Твери и еще несколько, собирающихся это сделать. Среди последних - жилой комплекс Barkli Park на улице Советской армии

ЭКОМИМИТИЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУРА Эко-миметическая архитектура имитирует природу. То есть это архитектура, которая максимально сливается с природой, повторяет окружающий ее ландшафт, органично вписывается и копирует природную структуру.

Дом в Дромхере, Ирландия. Архитектор Доминик Стивенс Материал стен выполнен из отражающих панелей и стекла, крыша покрыта дерном, с помощью этого достигается полное слияние с природой. В дневном свете трудно различить дом среди кустов и травы. Вход также неприметен, расположен с другой стороны холма.

Проект архитектурной студии «BIG» – Zira Zero Island Проект архитектурной студии «BIG» – Zira Zero Island – в Каспийском море неподалеку от столицы Азербайджана, Баку.

Проект архитектурной студии «BIG» – Zira Zero Island Геометрия проектируемых гор основывается на реально существующих, образуя сложные и интересные пространства жилых и общественных функций. Вместе горы формируют органический горизонт, сливающийся с естественной топографией острова. Здания на острове нагреваются и охлаждаются с помощью солнечных батарей и морской воды.

Проект архитектурной студии «BIG» – Zira Zero Island С помощью естественной энергии остров полностью автономен, и сам производит то количество электричества, которое потребляет. Сточные и использованные воды перерабатываются и используются для ирригации, поддерживая зеленую растительность острова. На острове будет свое собственное CO 2 -нейтральное электропитание. Горный ландшафт и пышная растительность, создают естественную защиту от сильных морских ветров в нужных местах, образуя комфортный внутренний микроклимат.

Проект дома от KLab architecture Дом вписан в рельеф участка, а крыша расположена таким образом, чтобы солнечный свет проникал в помещение в нужном количестве в любое время года. Кроме того, коттедж оборудован системой контроля микроклимата.

Центр Пауля Клее (Zentrum Paul Klee) Собрание, состоящее из 4 000 работ Клее (1879 -1940), разместилось в элегантном здании, которое сам архитектор сравнивает скорее с «ландшафтной скульптурой» . Три «холма» точно вписаны в окружающий ландшафт, практически растворяясь в полях пшеницы, лугах и лесах. Близлежащее шоссе скрыто земляным валом, что предусматривалось проектом музея.

Центр Пауля Клее (Zentrum Paul Klee) В первом, самом большом, «холме» из стекла и стали расположен вестибюль, аудитория и образовательный центр. В среднем – залы постоянной экспозиции и временных выставок. В меньшем – исследовательский центр и офисы администрации.

Центр Пауля Клее (Zentrum Paul Klee) Галереи, в которых одновременно будут выставляться 200 картин художника (планируется их постоянная ротация) представляют собой светлое помещение под изогнутой крышей, напоминающей о проектах Пьер Луиджи Нерви.

Центр Пауля Клее (Zentrum Paul Klee) Его 1700 кв. м площади разделяет на меньшие пространства лабиринт выгородок, которые можно легко перемещать в зависимости от желания куратора. Залы прохладны (что достигается естественной вентиляцией) и мягко освещены.

Центр Пауля Клее (Zentrum Paul Klee) Проект комплекса стоимостью 110 млн. швейцарских франков был предварительно одобрен местными жителями: на референдуме 83% высказалось за строительство музея.

Архитектурно-ботанический проект «Лиственный дом» , Австралия Герман Перес-Тавио и Дидье Райан разработади уникальное сооружение, которое позволяет находиться внутри помещения и в саду одновременно. Здание является составной частью большого жилого помещения на берегу океана в Сиднее и задумано, как идеальное место для общения с природой.

Архитектурно-ботанический проект «Лиственный дом» , Австралия Этот дом ка-бы является частью дикой природы континента. Он сливается в единое целое с окружающей средой: изогнутые медные листы крыши напоминают опавшую листву, фундамент -подиум идеально вписывается в ландшафт, а внутри дома «растет» динамичная структура, похожая на виноградную лозу.

Архитектурно-ботанический проект «Лиственный дом» , Австралия Сквозь литое стекло обитатели дома могут любоваться пышным садом.

, обращается не к элементам конструктивизма и кубизма, а к природным формам . Бионика происходит от греческого слова, означающего "элемент жизни". Последователи этого стиля стремятся воплотить в необычном дизайне принципы «зеленого» строительства.

Стиль био-тек развился из бионики - прикладной науки, сторонники которой для решения сложных технических задач ищут вдохновения в природе. Подобные принципы применял еще Леонардо да Винчи, когда проектировал летательные аппараты, наблюдая за птицами.

Есть мнение, что в новое время первый шаг на пути становления концепции био-тека сделал архитектор Фрэнк Ллойд Райт в 1939 году. По его словам, архитектурное сооружение должно быть похоже на живой организм , который растет в соответствии с законами природы, в гармонии с окружающей средой. Это единство искусства, науки и религии он назвал органической архитектурой . В эпоху господства строгих форм неоклассицизма эти тезисы прозвучали совершенно неожиданно и ново.

В мировой архитектурной практике за прошедшие 40 лет использование закономерностей формообразования живой природы приобрело новое качество и получило название архитектурно-бионического процесса и стало одним из направлений архитектуры х ай-тека . Био-тек в современном понимании возник в конце XX - начале XXI веков и поныне находится на этапе формирования.

Самые известные архитекторы, создавшие проекты зданий в стиле био-тек: Грег Линн, Кен Янг, Майкл Соркин, Фрай Отто, Ян Каплицкий, Николас Гримшоу, Сантьяго Калатрава и Норман Фостер . Среди их работ несколько общественных зданий, например, Национальный космический центр Великобритании, Город искусств и наук в Валенсии, Художественный музей Милуоки, Лондонский «Корнишон». Встречаются также и жилые дома, например, «Наутилус» в Мексике.

Здания в стиле био-тек часто несимметричны, имеют форму коконов, деревьев, паучьей сети - всего того, что встречается в живой природе. Можно встретить дома, похожие на раковины моллюсков, или постройки, повторяющие контуры яйца. При этом природные формы могут заимствоваться по-разному:

● Пространство организуется в виде форм, наблюдаемых в неживой природе. Пример - дом в виде яйца, спроектированный бельгийской архитектурной студией dmvA. Здания также могут иметь форму гнезд или пещер.

Здания повторяют формы животных , людей или частей их тел (зооморфизм, антропоморфизм), а также растений (фитоморфизм). Пример - гостиница в виде медузы, которую спроектировал Майкл Соркин.

Производятся материалы, подобные природным структурам (в виде пчелиных сот, пузырей, волокон, паутины, слоистых конструкций).

Био-тек воплощает философскую концепцию, смысл которой - создать новое пространство для жизни человека как творения природы, объединив принципы биологии, инженерного дела и архитектуры. Именно поэтому дома в этом стиле чаще всего становятся экологичными. Бионическая архитектура предполагает создание домов являющихся естественным продолжением природы, не вступающих с ней в конфликт.

Бионическая архитектура в своем дальнейшем развитии стремится к созданию экодомов – энергоэффективных и комфортных зданий с независимыми системами жизнеобеспечения. Конструкция такого дома предусматривает комплекс инженерного оборудования. В зданиях устанавливают солнечные батареи , коллекторы для сбора дождевой воды, устраивают террасы с зелеными насаждениями, отдается предпочтение естественным освещению и вентиляции. При строительстве используются экологически совместимые с человеком материалы и строительные конструкции.
В идеале, дом будущего – это автономная самообеспечивающаяся система, органично вписывающаяся в природный ландшафт и существующая в гармонии с природой. Бионический стиль равнозначен по своему содержанию понятию экоархитектура и напрямую связан с экологией.