Конспект ООД на тему «Посуда» для детей старшего дошкольного возраста. Подборка игр и упражнений на тему «Посуда Произведения для детей о посуде

Жил на свете мальчик Саша. Он очень любил бывать на кухне, кушать разные вкусности, и, обязательно, из самой красивой и чистой посуды. А вот мыть посуду он не очень любил: считал, что это далеко не мужское дело. Конечно, ополоснуть свою любимую кружку и тарелку, еще, куда бы ни шло, но вот мыть посуду после обеда за всех членов семьи – сущее наказание.

Правда «наказание» это было не каждый день, а лишь тогда, когда подходила очередь Саши. Однако всякий раз Саша старался найти предлог, чтобы избавить себя от этого занятия.

И вот однажды, когда в очередной раз, после обеда Саша самоотверженно мыл (а точнее, пытался себя заставить мыть) посуду, на подоконник открытого кухонного окна прилетела сорока и затрещала:

Тебе что, делать нечего? На улице теплынь, а он с посудой как девчонка возится! Брось ее, да пойдем во двор играть!

Саша продолжал свое занятие.

Что, у вас посуды мало? Вон, полный шкаф! Одной тарелкой больше, одной меньше…Никто и не заметит, – продолжала она настойчиво. Мальчик не сдавался. А сорока все свое:

Не хочешь на столе оставлять, спрячь в корзину в чулане.

Саша возмутился:

Если я не вымою посуду, мама огорчится. Я ведь мужчина и должен ей помогать. Ей нельзя расстраиваться, она у меня одна, и я ее очень люблю!

А сорока не унималась:

А во двор огромную кучу свежего песка привезли. Ребята вон, какие башни налепили, только ты один дома сидишь!

Саше оставалось помыть всего два блюдца. Очень хотелось и во двор к ребятам.

А может, и впрямь, никто не заметит, если я их в чулане спрячу, - подумал мальчик:

Посуды у нас действительно много, где всю упомнишь?!

И Саша, поддавшись на уговоры сороки, спрятал блюдца в старую корзину в чулане и отправился играть.

Вечером за то, что он вымыл всю посуду, его похвалила мама и подарила ему шоколадное яйцо с сюрпризом. Саша безумно был рад подарку, но больше всего его радовало то, что мама ничего не заметила. Так в старой корзине в чулане посуда прибывала с каждым днем, а в доме никто ничего и не замечал.

Наступил Сашин День рождения! Еще накануне в дом были приглашены друзья. В холодильнике стоял огромный шоколадный торт. С самого утра Саша готовился к приему гостей. Он помог маме навести порядок в доме, убрал все свои игрушки, книги. Осталось только накрыть праздничный стол. Но Саша даже и не подозревал, какой его ждет «сюрприз».

Мама отлучилась в магазин за соком, который накануне забыли купить, а Саша должен был расставить тарелки и разложить приборы для гостей на праздничном столе. Только, открыв шкаф, мальчик с ужасом обнаружил, что он пуст. Да, да…абсолютно пуст. В нем не было ни блюдец, ни чашек, ни стаканов, ни тарелок, даже вилки и ложки пропали. Саша открыл другой шкаф – пусто. Ни кастрюль, ни сковородок…

Саше стало страшно. «Куда же они все подевались?» - подумал он:

Наверно это я их чем-то обидел?

Тут он вспомнил, что в чулане в корзине, есть некий запас, правда, немытой, но все же посуды. «Если очень постараться, то до прихода гостей ее можно будет успеть и помыть», - подумал Саша. Мальчик радостно побежал в чулан. Какой ужас он испытал в этот момент, известно только ему. Корзина была абсолютно пуста. Чаепитие было под угрозой срыва. Как объяснить гостям куда, а главное, почему пропала посуда? Какой стыд! Скоро вернется мама. А потом придут гости…

В это время за окном на ветке затрещала сорока:

От нашего Федорки убежали все блюдца и ложки, ускакали чашки, стаканы, чайник!..

Сорока не унималась, а по Сашиным щекам бежали слезы: он прекрасно понимал, что посуда убежала от него, от неряхи.

Но слезами горю не поможешь. И тут Саша вспомнил, что у него в шкафу есть книжка «Федорино горе». Он побежал в комнату, нашел ее и стал перечитывать по слогам… Да, пожалуй, он действительно Федорка, у которого случилось горе. Он вернулся на кухню и вслух стал напевать песенку Федоры, но уже на свой лад:

«Ой вы, бедные сиротки мои,

Блюдца и чашки мои!

Вы подите-ка, немытые, домой,

Я помою вас горячею водой.

«Пемолюксом» с «Фейри» вас почищу,

И вы будете опять,

Словно солнышко, сиять!»

В это время раздался звонок в дверь. Саше уже было не до гостей. Он заглянул в глазок и увидел почтальона, дядю Пашу из соседнего дома, с огромной коробкой в руках. Почтальон настойчиво позвонил еще раз. Саша открыл дверь и поздоровался.

Здравствуйте, здравствуйте, молодой человек! А вам посылочка, распишитесь вот здесь.

Обычно за посылки расписывалась мама, но сейчас ее нет. Немного подумав, Саша написал в бланке свое имя печатными буквами.

Отлично! – сказал дядя Паша, вручая коробку Саше. – Веселого тебе Дня рождения!

Спасибо! – ответил Саша. И ему стало немного обидно, ведь День рождения обещал быть далеко невеселым.

Коробка была очень тяжелой, и Саша решил ее открыть прямо здесь, у порога.

А от кого же она? - Саша по слогам стал читать адрес отправителя:

Ба-буш-ка Фе-до-ра… Ну, ничего себе!

Саша раскрыл посылку, а там… блюдца, чашки, ложки, чайник для заварки и его любимые чашки и кружка! Все помытые, блестящие, как будто только из магазина.

Праздник был спасен. А посылка от бабушки Федоры была в этот День рождения самым важным и нужным подарком.

С тех пор ни одна ложка, ни одна чашка после еды в этом доме не ждут, когда их помоют. А мытье посуды Саша теперь считает именно мужским занятием, ведь только мужчина успевает все и никогда не пропустит ни одной мелочи.

Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!

воспитатель ГБДОУ№18 красногвардейского района

методический материал

Такая разная посуда

Вид проекта: Информационно - ориентированный, творческий.

Краткосрочный (один день)

В рамках среднесрочного проекта «Старинная и современная посуда».

Тематический день « Веселая посуда»

(старшая группа)

Интеграция образовательных областей:

«Коммуникация» - беседы, общение. «Познание» - познавательные беседы, дидактические, развивающие игры.
«Чтение художественной литературы» - разучивание стихотворений, считалок, потешек.
«Физическая культура» - комплекс гимнастики на каждый день, пальчиковая гимнастика, подвижные игры.

Задачи :

  • Закрепить знания детей о старинной и современной посуде.
  • Упражнять детей в умении применять свои знания в новых условиях, на новом материале, в ходе игровых упражнений и заданий.
  • Способствовать развитию у детей логического мышления, умению разрешать проблемные ситуации.

Утренний прием детей.

(Беседа с родителями, детьми, игровая деятельность, дежурство).

Утренняя гимнастика:

Направлена на решение оздоровительных задач:

Укрепление, повышение функционального уровня систем организма.

Развитие физических качеств и способностей детей.
Создаёт бодрое эмоциональное настроение.

Комплекс утренней гимнастики « Веселая посуда»

Раз, два, три, четыре,

Мы посуду перемыли:

Чайник, чашку, чашку, ковшик, ложку,

И большую поварешку.

Мы посуду перемыли,

Только чашку мы разбили.

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали,

Так мы маме помогали.

  1. И.П. - ноги слегка расставить, руки вниз.
  2. 1-2 - руки через стороны вверх, хлопок.
  3. 3-4- И.П.
  4. То же с подъемом на носки.

повторить 8 раз.

И.П. - ноги на ширине плеч, руки за спину.

1-2 - наклон вперед, не сгибая ноги, руки вперед, голова прямо.

То же, руки в стороны, назад.

Повторить 6 раз

Вот большой стеклянный чайник,

Очень важный он начальник.

Вот фарфоровые чашки,

Очень хрупкие бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца,

Только стукни - разобьются.

Вот серебряные ложки,

Вот пластмассовый поднос,

Он посуду нам принес.

И.П.- ноги на ширине плеч. Руки за головой.

1- наклон вправо, одновременно руки поднять вверх.

3-4-то же в другую сторону.

Повторить 5-6 раз

И.П.- стоя на коленях. Руки в стороны.

1-2 - поворот вправо. Правой рукой коснуться левой пятки.

Повторить 4-раза

И они побежали лесочком,

Поскакали по пням и по кочкам,

А бедная баба одна,

И плачет, и плачет она,

Села бы баба за стол,

Да стол за ворота ушел.

И.П- основная стойка.

Подскоки: 20 подскоков на правой ноге, 20 на левой ноге.

Чередовать с ходьбой.

Завтрак

Организованная образовательная деятельность

«Такая разная посуда»

Программное содержание:

Закрепить познания детей о посуде, называть и различать посуду, составлять описательный рассказ по плану. Правильно строить предложения. Полно отвечать на вопросы. Развивать память, внимание, мелкую моторику. Воспитывать умение внимательно слушать короткие рассказы своих товарищей по теме. Вызвать желание помогать маме (бабушке) на кухне.

Оборудование: Игрушечная посуда, предметы настоящей посуды, опорная схема для составления описательных рассказов «посуда», разрезные картинки «посуда», силуэты чашек для штриховки, сундучок, карандаши, сказочный персонаж Федора (кукла), портрет К.И. Чуковского.

Ход занятия:

Ребята, у меня в шкатулке спрятаны загадки. Они очень хотят, что бы вы их отгадали и выпустили к нам в группу. Отгадаем?

1. Имеет хобот, а не слон,

Он чашкам отдает поклон.

2. Для нас она необходима,

Ведь пищу из нее едим мы.

Глубокая и мелкая

Зовут ее ……….

(тарелкою)

3. На кухоньке нашей,

Мы варим в ней кашу,

Картошку, бульоны,

Супы, макароны

(кастрюля)

4. На кухне ей всегда почет,

Она и жарит и печет,

Не приготовить нам еды,

На кухне без ……..

(сковороды)

5. Лишь для хлеба создана,

Бережет его она.

(хлебница)

6. Ее за ручку мы берем,

Чай, кофе из нее мы пьем.

7. Сама не ем,

А людей кормлю.

8. Они сделаны из стекла,

И предназначены для чая, сока, молока

(стаканы)

9. Имеет четыре зуба,

Каждый день появляется за столом,

А ничего не ест

10. Новая посуда, а вся в дырках

(дуршлаг)

Молодцы, все загадки отгадали. Ребята, а как назвать одним словом все эти предметы, о которых были все мои загадки? Правильно, о посуде!

Давайте вспомним, какая бывает посуда.

Как называется та посуда, из которой мы пьем чай?

Чайная посуда.

Из которой мы кушаем?

Столовая.

Как называется посуда, в которой готовят?

Кухонная посуда.

Вот такая разная посуда бывает.

А сейчас послушайте стихотворение, которое я вам прочитаю, оно называется:

«Для чего нужна посуда?»

Если б не было посуды,

Нам пришлось бы очень туго.

Мы бы тут же из людей,

Превратились в дикарей,

Брали мясо бы руками,
Разрывали бы зубами,
Пили воду бы в реке,
Или в грязном ручейке.

К счастью, помогает всюду,
Нам различная посуда:
На неё еду кладут,
Из неё едят и пьют.

Сохраняют в ней продукты:
Сыр и масло, хлеб и фрукты,
В ней готовят сотни блюд,
Варят, жарят и пекут!

Вот какая она помощница!

Ребята, а помните сказку, в которой вся посуда убежала от хозяйки?

Как она называется?

Федорино горе.

Кто написал эту сказку?

К.И.Чуковский

Какие сказки он еще написал?

Почему вся посуда убежала?

Потому, что она не ухаживала за своей посудой, не мыла ее. Слышите шорох, кто-то вздыхает. А! Вот она, Федора Егоровна пришла сегодня к нам. (Воспитатель достает куклу Федору) И пока посуда убегала, она разбилась, раскололась на части. Давайте мы с вами поможем Федоре и соберем всю ее посуду. У вас на столах разрезные картинки. Вы их соберите и у вас получится целая картинка - какой-то предмет посуды. А вы нам потом о нем расскажете.

Проводится игра «Собери посуду».

(Развивать умение анализировать и синтезировать образное мышление. пространственное восприятие, воображение, логику. Упражнять в составлении целой картинки из частей).

Дети называют свою собранную картинку. Я собрал чашку (чайник...)

Молодцы! Вот сколько предметов посуды мы собрали.

А теперь давайте внимательно посмотрим на свои картинки, и их сравним. В

Игра «Сравни».

(Развитие логического мышления, памяти. Развитие речевой активности).

Дети поочередно в парах, как они сидят за столами, проводят сравнение.

1. Чем кастрюля отличается от сковороды?

(Кастрюля высокая и у нее две ручки, а сковорода низкая, широкая, у нее одна ручка).

2. Чем кувшин отличается от бутылки?

(У кувшина есть ручка).

3. Что едят из глубокой тарелки?

(Из глубокой тарелки едят щи, борщ, суп).

4. Что едят из мелкой тарелки?

(Из мелкой тарелки едят…….).

5. Чем отличается чайная ложка от столовой?

(Чайная ложка короче и не такая глубокая).

6. Почему ложка не может выполнять работу вилки?

(У ложки нет зубчиков, как у вилки, ложка круглая).

Понравилось вам сравнивать предметы? Давайте с вами еще поиграем, выходите ко мне сюда на ковер, вставайте в круг.

Ребята, вы помните, какая разная посуда была у Федоры? Давайте с вами расскажем, какая бывает посуда, из чего ее делают.

Проводится игра с мячом в круге, дети, получая мяч по очереди, отвечают.

Игра «Из чего сделана посуда?».

(Развивать память, внимание, речь, упражнять в употреблении прилагательных, развивать речевую активность) .

Ложка из дерева - деревянная.

Чашка из фарфора - фарфоровая.

Ваза из хрусталя - хрустальная.

Терка из металла - металлическая.

Графин из стекла - стеклянный.

Сковорода из чугуна - чугунная.

Миска из глины - глиняная.

Нож из стали - стальной.

А сейчас все дети превращаются в чайников-ворчунов.

Физкультминутка.

«Я чайник-ворчун».

Я чайник-ворчун, хлопотун, сумасброд,

шаги на месте

Я всем напоказ выставляю живот,

руки на поясе,

повороты туловища

вправо-влево

Я чай кипячу, клокочу и кричу:

хлопки в ладоши

Эй, люди, я с вами чай пить хочу.

прыжки на месте

Детям предлагается сесть на стульчики, стоящие здесь же на ковре полукругом. Ребята, мы с вами вспомнили, какая разная бывает посуда. А где хранится посуда? На кухне. И вот в такой разной посуде хранятся различные продукты.

Игра «Каждый продукт в свою посуду».

(Развитие логического мышления, памяти. Развивать речевую активность)

Масло сливочное положим в …

Сахар насыпаем в …

Молоко нальем в …

Соль у нас в …

Перец в …

Хлеб положили в …

Фрукты …

Сухари …

Сок налили …

Селедку …

Конфеты к чаю у нас …

Ну, а теперь самое время помочь бабушке Федоре расставить посуду на кухне на полки. Я вам сейчас расскажу, как это сделала сама Федора, а вы скажете, правильно или нет. Или она что-то напутала.

Игра «Четвертый лишний».

(Развивать умение выделять лишнее слово. Объяснять свой выбор)

Найдите лишний предмет и объясните, почему он лишний. И так, я говорю.

Кастрюля, хлебница, сковорода, чайник (в хлебнице не готовят пищу).

Чашка, стакан, кружка, вилка (вилка не предназначена для питья).

Ложка, вилка, нож, кастрюля (кастрюля не столовый прибор).

Чайник, самовар, чашка, сковорода (сковорода не чайная посуда).

Овощерезка, миксер, мясорубка, тарелка (из тарелки кушают).

Молодцы! С посудой мы с вами разобрались, разложили и расставили все по местам. Ребята, а вы обратили внимание, что Федора к нам пришла с сундуком. Хотите узнать, что лежит в сундуке. Воспитатель по очереди приглашает к сундуку 3-4 человек. Они достают содержимое сундука и рассказывают о нем, описывают, пользуясь опорной схемой. Игру начинает воспитатель (дает образец воспитания)

Название предмета посуды

Из чего сделана посуда.

Как используют.

1. Это маленькая чашка, она красного цвета. У нее есть ручка, донышко, стенки. Она сделана из фарфора. Из нее пьют чай.

2. тарелка

4. сковорода

Ну, заглянули мы с вами в сундук Федоры, помогли ей с посудой. Ребята, а чем закончилось произведение «Федорино горе»? Да, она исправилась.

Уж не буду, уж не буду,

Я посуду обижать,

Буду, буду я посуду,

И любить и уважать!

А как вы своей маме дома помогаете?

А вот какой сюрприз, ребята, приготовила для вас Федора. Посмотрите, это чашки, они останутся вам на память. Только сначала давайте сделаем их красивыми. Вы возьмете карандаш и будете штриховать (выставляется образец) или слева направо, или сверху вниз. Дети берут карандаш и работают. Готовые работы выставляются на доске. Дети говорят Федоре спасибо.

Музыкальная деятельность (по плану музыкального руководителя)

Подготовка к прогулке.

Прогулка способствует умственному воспитанию. Во время пребывания на участке или на улице дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем: о труде взрослых, о транспорте, о правилах уличного движения и т. д. Прогулка развивает наблюдательность, расширяет представления об окружающем, будит мысль и воображение детей, а также решает вопросы нравственного воспитания.

Прогулка

Цель прогулки: организовать и провести интересную, разнообразную деятельность детей на свежем воздухе.

Наблюдения за погодой.

Цель наблюдения: продолжать формировать обобщенные представления о сезонных изменениях в неживой природе в середине весны.

Ход наблюдения

Уходит снег в апреле,

Уходит, не вернешь,

Все звонче птичьи трели,

Все радостней галдешь,

Детишек - солнца зайчик,

Пытаются схватить,

И лишь сосулька плачет,

Ей хочется дожить,

До лета. Как тот ветер,

Что мимо пролетел,

Ей песенку о лете чудесную пропел,

О нем она всю зиму,

Мечтала на весну,

Возьму и в морозилку,

Сосульку отнесу,

Когда же час настанет,

Ее я разбужу,

Из холода достану,

И лето покажу.

После чтения стихотворения воспитатель спрашивает детей: О каком месяце говорится в стихотворении? А какая погода обычно в апреле? Что стало чаще появляться на небе? Предложить детям подобрать слова (прилагательные) для описания погоды сегодня (ясная, теплая, солнечная и т. д.)

Трудовая деятельность

Цель:

Закреплять умение трудиться сообща.

Воспитывать трудолюбие.

Воспитатель предлагает собрать на участке палочки, веточки, прутики на участке, они нам понадобятся для того, чтобы выложить из них различную посуду (дети выкладывают вилку, чашку, кастрюлю и т.д). Развитие сообразительности, воображения.

Ребята сравнивают, рассматривают, что у них получилось, дают советы. Воспитатель предлагает собрать все веточки и положить их в мешок, что бы на участке было чисто.

Воспитатель предлагает детям поиграть, организовывает игры.

Подвижная игра « Затейники».

Развивать у детей фантазию, формировать умение выражать в движении задуманный образ, обогащать двигательный опыт детей.

Дети фантазируют и изображают, как бы двигался самовар, чашки, блюдца.

Дети поиграли, и занимаются самостоятельной деятельностью в домике, на паровозике, с игрушками, играют в посудку, в кафе.

Индивидуальная работа.

«Быстро возьми. Быстро положи»

Совершенствовать умение детей выполнять игровые действия, соблюдать общий темп игры, выполнять задания водящего. Развивать ловкость, внимание, сообразительность, способность распределить внимание.

По считалке выбирается водящий.

Чашка, ложка,

Большая поварешка.

Сколько еды,

Водящий выходи.

В середине круга посуда, дети встают в круг. Водящий дает задания: Саша бери чайник и беги к Насте, отдай его и беги обратно, Паша возьми кружку и беги к Насте, Настя налей чай в кружку (придумывание различных действий).

Поиграли, а теперь надо собрать игрушки и посуду, складываем без снега и песка посуду, посуда любит быть чистой, а то пока вы спите, она убежит от вас, как от Федоры убежала. Дети прибирают игрушки, строятся, воспитатель проверяет наличие детей, и идут в детский сад.

Возвращение с прогулки.

Подготовка к обеду.

Обед

Час обеда подошел,

Сели деточки за стол,

Никому отказа нет,

Подан каждому обед.

Подготовка к дневному сну, дневной сон.

Постепенный подъем, воздушные и водные процедуры.

Гимнастика после сна:

Улетели сны в окошко,

Убежали по дорожке,

Давно пора вставать.

Сон закончился - встаем!

Но не сразу,

Сначала ручки проснулись,

Потянулись.

С боку на бок повернулись,

И на спинку все легли,

Потянулись как могли,

Выпрямляются ножки,

Поплясали немножко,

Ручки вверх и ножки вверх,

Пошалить сейчас не грех.

Пальчиковая гимнастика:

«ТАРЕЛКА»

Вот тарелка для Валерки рисуют руками большой круг.

Желтые колечки указательными пальцами рисуют

маленькие круги.

Для котлеты, для пюре загибают на левой руке пальчики.

Для блинов, для гречки правой рукой, начиная с

большого.

Полдник

После полдника воспитатель предлагает детям пройти на тематический досуг в зал, где детям покажет небольшой фильм и расскажет про способы изготовления старинной посуды

(закрепить знания детей о посуде, продолжать знакомить детей со способами изготовления стариной посуды)

Деревянная посуда, изготовленная нашими мастерами по традиционным технологиям, не только красива, но и практична. Тарелки, ложки и кружки из кедровой древесины предназначены для повседневного использования. Такая посуда не должна пылиться на полках, ведь она способна подарить теплую атмосферу семейным обедам и ужинам.

Аромат кедра сделает кухню или столовую уютной. В кедровой посуде пища хранится дольше, не теряя вкуса и полезных свойств. Даже наоборот: кедр делает самую обычную еду полезной, вкусной и ароматной.

Посуду из натурального дерева приятно поставить даже на праздничный стол. Липовая и кедровая посуда создает гармонию, укрепляет здоровье, улучшает настроение.

После досуга, дети проходят в группу. Воспитатель предлагает сюжетно-ролевую игру « Ждем гостей».

Предложить детям обыграть различные ситуации, выступая в роли хозяев и гостей, закреплять знания о сервировке стола, назначении посуды.

Подготовка к прогулке, прогулка

Воспитатель предлагает детям рассказать, чему был посвящен сегодняшний день, что запомнили, что понравилось, что нового узнали.

Предлагает родителям увлекательное домашнее задание « Народные умельцы» выполнить вместе с ребенком. На картинке нарисован пузатый тульский самовар. Он стоит на подносе, здесь и гжельская посуда, деревянная нарядная посуда с хохломской росписью. Нужно раскрасить,расписать посуду.

Дети одеваются на прогулку, выходят на участок с воспитателем. Наблюдаем, какая погода во второй половине дня.

(подбор прилагательных, расширяем словарный запас детей).

Подвижная игра « с Кочки на кочку».

(упражнять детей в выполнении прыжков с продвижением вперед, учить рассчитывать дальность прыжка). Развивать глазомер, координацию движений.

Самостоятельная деятельность детей на участке.

Уход детей домой (ответы на вопросы родителей, обсуждение задания, родителям предлагается раскрасить посуду с ребенком).

Список литературы:

1. Алябьева Е.А. Итоговые дни по лексическим темам.-М.:ТЦ Сфера, 2007.

2. Нищева Н.В. Картотеки подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики.- Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2008.

3. Ушакова О.С. Речевые игры и упражнения для дошкольников.- М.:ТЦ Сфера, 2009.

4. Алямовская А.Е. Ребенок за столом. Методическое пособие по формированию культурно-гигиенических навыков.- Москва, 2008.

5. Кравченко И.В. Долгова Т.Л. Прогулки в детском саду. Творческий центр.- Москва, 2008.

6. Васильева Н.Н. Новоторцева Н.В. Развивающие игры для дошкольников.- Ярославль: Академия холдинг, 2002.

7. Стародубцева И.П. Завьялова Т.П. Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников.- Москва: 2008.

8. Корниичева Е.Е., Грачева Н.И. Планирование внеучебной деятельности с детьми в режиме дня.-Москва, 2007.

Аристова Олеся Валерьевна
Конспект ООД на тему «Посуда» для детей старшего дошкольного возраста

Конспект ООД по проведению лексико-грамматических упражнений

на тему: «Посуда» для детей старшего дошкольного возраста.

Цель: расширить и закрепить представления детей о посуде и её назначении.

Задачи:

1. Образовательные. - Уточнить и активизировать словарь по теме. - Обогащать словарь за счет обобщающих понятий (кухонная, столовая и чайная посуда). - Формировать умение образовывать существительные множественного числа родительного падежа; уменьшительно-ласкательную форму существительных; образовывать прилагательные от существительных. - Образование относительных прилагательных.

2. Развивающие. - Совершенствовать мелкую моторику.

Развивать связную речь, речевой слух, зрительное восприятие и внимание, память и мышление.

3. Воспитательные. - Формировать положительную установку на участие в занятии. - Формировать навыки взаимодействия друг с другом. - Воспитывать навыки активности, инициативности и самостоятельности.

Оборудование:

Демонстрационный материал: картинки с изображением посуды; мяч, муляжи посуды, волшебный мешочек, разрезные картинки-чашечки.

Литературный источник:

Агранович, З. Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико – грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР / З. Е. Агранович. – СПб. : «Детство-Пресс», 2003. – 128 с.

Нищева, Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада / Н. В. Нищева. – СПб. : «Детство-Пресс», 2009. – 448 с.

Ход занятия

1. Организационный момент

Воспитатель: Чтобы узнать, о чем мы будем сегодня говорить, выполните мое задание. Опустите руку в мешочек, нащупайте один предмет, ощупайте его и скажите, что это, как вы догадались об этом. (Дети по очереди опускают руки в мешочек, нащупывают предметы и рассказывают о том, как они их узнали, а затем достают их из мешочка и кладут на стол).

Воспитатель: Молодцы. Вы все предметы угадали правильно. А теперь подумайте и скажите, как можно назвать все эти предметы одним словом.

Дети: Посуда.

Воспитатель: Правильно. А для чего нужна посуда, вы знаете?

Дети: В посуде готовят и хранят еду, из посуды едят.

Воспитатель: Правильно. Ребята, вы наверно уже догадались, о чем сегодня пойдет речь, конечно же, о посуде.

(Дети садятся полукругом у доски).

2. Беседа о посуде

(Воспитатель раскладывает на доске в три ряда картинки с изображением посуды: чайной, столовой и кухонной).

Воспитатель: Какая посуда находится в верхнем ряду?

Дети: Кухонная – сковорода, ковш, кастрюля.

Воспитатель: Правильно. Эта посуда нужна на кухне. В ней готовят пищу. Где стоит такая посуда?

Дети: На плите.

Воспитатель: Верно. Перечислите, какая посуда находится во втором ряду?

Дети: Тарелки, хлебница, солонка. Это столовая посуда.

Воспитатель: Верно. Этой посудой пользуются во время обеда. Где стоит столовая посуда?

Дети: На столе.

Воспитатель: Правильно. Перечислите, пожалуйста, какая посуда находится в нижнем ряду?

Дети: Чайная посуда – сахарница, чашка, блюдце.

Воспитатель: Правильно. Эта посуда нужна для того, чтобы пить чай. Где должна стоять чайная посуда?

Дети: В шкафу.

Воспитатель: Молодцы, правильно.

Воспитатель: Ребята, а теперь давайте рассмотрим посуду, которую вы достали из волшебного мешочка. И постараемся рассказать о ней. Из каких частей состоит предмет, что в нем делают.

(Воспитатель показывает посуду, дети рассказывают, из каких частей состоит предмет и для чего он нужен).

Воспитатель: Ребята, что это за предмет?

Дети: Чайник.

Воспитатель: Из каких частей состоит чайник?

Дети: У него есть дно, стенки, носик, ручка, крышка.

Воспитатель: Что в чайнике делают?

Дети: В нем кипятят воду.

(Аналогично с другой посудой: кастрюля, сковорода, чашка, заварочный чайник).

Воспитатель: Молодцы, ребята.

3. Лексико-грамматические упражнения

Игровое упражнение «Из чего сделан предмет?».

Воспитатель: Ребята, посуда сделана из разных материалов.

Кастрюля сделана из металла, какая она?

Дети: Металлическая.

Воспитатель: Чашка сделана из фарфора, какая она?

Дети: Фарфоровая.

(Дети аналогично отвечают на вопросы: Стакан сделан из стекла, какой он? Ложка сделана из дерева, какая она? Сковорода сделана из железа, какая она? Кружка сделана из керамики, какая она? Тарелки сделаны из глины, какие они).

Игровое упражнение «Где живут продукты?»

Воспитатель: Ребята, помогите мне, пожалуйста, разложить продукты в соответствующую посуду.

Воспитатель показывает продукты, дети отвечают где они живут.

Сахар живет. (в сахарнице)

Хлеб живет. (в хлебнице)

Салат живет. (в салатнице)

Масло живет. (в масленке)

Перец живет. (в перечнице)

Конфеты живут. (в конфетнице)

Сухари живут. (в сухарнице)

Соль живет (в солонке).

Воспитатель: Молодцы. Вы справились с заданием правильно. Теперь отдохнем. Встаньте в круг.

Физкультминутка «Помощники»

Воспитатель:

Раз, два, три, четыре, пять, (Дети шагают)

Будем маме помогать. (Хлопают в ладоши)

Быстро чашки мы помыли, (Круговые движения ладонями)

Про тарелки не забыли. (Круговые движения ладонями)

Всю посуду мы убрали, (Разводят руками в стороны)

Очень сильно мы устали. (Ставят руки на пояс).

Игровое упражнение «Скажи наоборот».

Воспитатель: Сейчас мы поиграем в игру с мячом «Скажи наоборот». Я бросаю мяч и называю слово, а вы говорите, как будет наоборот.

Воспитатель: Ложка чистая.

Дети: Ложка грязная.

Воспитатель: Тарелка глубокая.

Дети: Тарелка мелкая.

Воспитатель: Чашка большая.

Дети: Чашка маленькая.

Воспитатель: Сковорода тяжелая.

Дети: Сковорода легкая.

Воспитатель: Ножик старый.

Дети: Ножик новый.

Воспитатель: Молодцы. Справились с заданием.

Игровое упражнение «Назови ласково»

Воспитатель: Сейчас я буду показывать вам предметы посуды, а вы должны назвать его ласково. – чашка.

Дети: Чашечка.

(Аналогично с другими картинками: ложка-ложечка,

половник-половничек, блюдце-блюдечко, кастрюля-кастрюлька, нож-ножичек, вилка-вилочка).

Дидактическая игра «Четвертый лишний»

Воспитатель: Следующее задание на внимание. Я буду показывать вам карточки, на которых изображены 4 предмета, а вы должны найти какой предмет лишний и почему.

(Дети называют лишнюю посуду и объясняют, почему она лишняя).

Стакан, стол, тарелка, ложка.

Ложка, вилка, чашка, нож.

Кастрюля, сковорода, чашка, ковш.

Большой чайник, кастрюля, сковорода, заварочный чайник.

Миска, сковорода, кастрюля, чашка.

Пальчиковая гимнастика «Мои помощники»

Воспитатель:

Раз, два, три, четыре, (Удар кулачками друг о друга)

Мы посуду перемыли: (Одна ладонь скользит по другой по кругу)

Чайник, чашку, ковшик, ложку и большую поварешку.

(Загибают пальчики по одному, начиная с большого)

Мы посуду перемыли, (Одна ладонь скользит по другой.)

Только чашку мы разбили, ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился. Ложку мы чуть-чуть сломали,

(Загибают пальчики по одному, начиная с большого.)

Так мы маме помогали. (Удар кулачками друг о друга).

(Воспитатель просит детей пройти за столы).

Игра «Разбитые чашки»

Воспитатель: Послушайте стихотворение, которое я прочту.

На завтрак Наташе

Сварили две каши.

На выбор две каши

Для нашей Наташи.

Не стала есть кашу

Каприза Наташа.

Разбила тарелку

Вертушка Наташа.

Ребята, помогите мне, пожалуйста, склеить тарелочку, которую разбила Наташа. Она выглядит вот так, как эта тарелка на картинке.

(Дети собирают разрезные картинки по образцу. Воспитатель помогает, если это необходимо).

Воспитатель: Молодцы, какая красивая тарелочка у вас получилась.

4. Итог занятия

Воспитатель предлагает детям вспомнить, чем они занимались на занятии, о чем говорили, какая игра понравилась больше, а потом оценивает деятельность каждого ребенка.

Анжелика Козырева
Тема: «Посуда». Пересказ сказки о посуде с творческим заданием. (подготовительная группа)

Тема . Посуда (подготовительная к школе группа ) .

Цель : пересказ сказки о чайнике с творческим заданием .

Задачи :

1. Учить детей делать пересказывать сказку с изменение лица описания, своих дополнений к сказке .

2. Учить детей составлять сложные предложения с союзом а и словом значит.

3. Упражнять в образовании существительных Р. п ед. ч. с предлогом без.

3. Активизировать словарь по теме.

4. Развивать логическое мышление.

Ход занятия.

Появляется Незнайка с подносом,на котором разложены предметы посуды , здоровается и просит детей назвать из чего она сделана.

1. Образование относительных прилагательных и составление сложных предложений с союзом значит.

Ложка из дерева, значит она деревянная.

Кастрюля из металла, значит она металлическая.

Сахарница из фарфора, значит она фарфоровая.

Стакан из стекла…

Вилка из пластмассы…

Кувшин из глины…

Стаканчик из бумаги.

Незнайка говорит о том, что все понял и благодарит детей.

2. И «Сравни предметы» (подбор антонимов) .

Незнайка обращает внимание на картинки панно и радостно сообщает, что может сравнить их. Логопед предлагает ему это сделать.

Незнайка :

Картинка справа вот такая, а слева вот такая.

Ребята,вы что- нибудь поняли?

Предлагает детям сравнить две картинки, используя схему сложного предложения с союзом А.

Кастрюля справа большая, а слева маленькая.

Справа тарелка глубокая, а слева мелкая.

У чашки слева рисунок однотонный, а справа разноцветный.

Слева стакан чистый, а справа грязный.

Чайник толстый, а кофейник тонкий.

Справа чашка темная, а справа светлая.

3. И. «Чего не бывает?» (Р. п сущ. с предлогом без)

Логопед :

А сейчас, Незнайка, ребята расскажут, без чего не бывает посуды .

Логопед показывает какую-либо часть предмета посуды , а дети комментируют.

Не бывает чайника без… (носика) .

Не бывает чайника без (крышки) .

Не бывает кастрюли без (донца) .

Не бывает кофейника без (ручки) .

Не бывает ножа без (лезвия) .

Не бывает вилки без (зубцов) .

4. Логопед обращается к Незнайке и детям :

– А кто из вас знает сказку , в которой посуда разговаривает и ведет себя как живая?

Дети :

- «Федорино горе» .

Логопед :

Незнайка, а ты любишь слушать сказки ?

А рассказывать их ?

Я предлагаю вам послушать еще одну сказку о посуде .

«Сказка о чайнике » .

Жил-был чайник. У него была семья- посуда . Чайник был пузатый - препузатый.

У него была ручка, крышка и маленький носик с одной ноздрей. Чайник был железный и очень полезный. Люди его любили и чай из него пили.

Вопросы к сказке .

Кто жил- был?

С кем жил чайник?

Какой он был по размеру?

Какие части есть у чайника?

Из чего сделан чайник?

Почему его любили люди?

Логопед предлагает детям послушать сказку , а потом придумать свою, аналогичную.

Дети рассказывают по цепочке , потом самостоятельно составляют.

Можно составить рассказ от лица самой посуды .

Я большая эмалированная кастрюля. Я синего цвета. Моя внутренняя часть вся белая. И блестящая. Я очень этим горжусь. Я людям помогаю готовить супы и вторые блюда, а за это люди меня любят.

Незнайка благодарит детей за то, что много узнал на занятии, ему было интересно и хотел бы придти еще.

Детские стихи про посуду:

С. Буслова

Я с посудой осторожна –
Ведь разбить посуду можно.
Я носить, и ставить буду
Аккуратно всю посуду!

Н. Радченко

Заварочный чайник
Воспитан прекрасно -
Ему не к лицу
Кипятиться напрасно!
А если он чайную
Чашку встречает,
Отвесив поклон,
Предлагает ей чаю.
И чайная чашка
Мила, утончённа,
На ней, как кольцо,
Ободок золочёный.
Она благородна,
Хрупка, чуть капризна -
Достойная дочь
Дорогого сервиза.
Ну как же с такой
Благородной посудой
Я плохо вести за столом
Себя буду?!

А, если бы чайники
Нос задирали,
А ложки и вилки
Под стол удирали,
А чашки бы чай
Проливали повсюду,
Вы есть бы хотели
Из этой посуды ?!

Е. Николаева

Я сейчас готовить буду.
Соберу на стол посуду .
Вот, КАСТРЮЛЯ, ПОВАРЁШКА,
СКОВОРОДКА, ВИЛКА, ЛОЖКА.
Небольшой столовый НОЖИК
Мне понадобится тоже.
Вот, с узорами ТАРЕЛКИ,
ЧАШКА с БЛЮДЦЕМ на салфетке.
И, конечно, неслучайно
На плите дымится ЧАЙНИК -
Кукол чай пить усажу,
О ПОСУДЕ расскажу.

И. Бель

Вилка с ложкой поругались
Не могли понять никак
Кто нужнее человеку
Чей ко рту важнее шаг.
Вилка, хвастаясь, сказала,
Что котлеты и грибы
Человеку помогает
Съесть она без суеты.
“Ну а кто же помогает
Есть бульоны и супы?-
Ложка вилочку спросила –
Может это тоже ты?”
“Хватит сориться, соседки –
Нож пробормотал в ответ –
Каждый в этом доме знает,
Что Меня важнее нет!
Если помогать не буду
Людям я варить обед
Человек о вас забудет,
Словно вас на кухне нет!”
Помирились вилка с ложкой
Только мучает вопрос:
“Разве, правда, что на кухне
Всех важнее – это нож?”

Г. Шагалиева

На кухне раскричались ложки,
Кастрюли, вилки, поварешки.
И ножи не отстают,
Будто в бой они идут.
Чайник вдруг как засвистит.-
Стоп! - Посуде говорит.
Нам нужно вместе, братцы,
Спокойно разобраться!
Без кастрюли суп не сваришь –
Это ясно всем вокруг.
Поварешкой наливать.
Что тут можно вам сказать?
Только если нет тарелки,
Из чего все будут есть?
Главных нет на кухне, точно.
Это можно рассмотреть.
Суп давно налит в тарелку,
Чем же можно его есть?
Может вилкой? Что вы - ложкой!
Это ясно вам теперь?
Хлеба ложкой не нарезать.
Здесь нужны одни ножи.
Ну, а если на тарелку
Положили винегрет, -
Поварешкой вам не скушать.
Это, в общем, не секрет.
Здесь нужна простая вилка.
Ну, а сок пить из бутылки?
Это право же смешно!
Некрасиво и грешно.
Нужен будет вам стакан –
И не кружка, и не таз.
Просветил немного вас?
Так что вы не суетитесь,
Не ругайтесь, не деритесь.
Вы на кухне все нужны
И для каждого важны.

Е. Ярышевская

Днём раздался звон и шум:
«Дзынь! Дзынь! Дзынь! Бум! Бум! Бум!»
Это Чайник – генерал
В кухне войско собирал.
Он гудел и фыркал паром:
«Чашки, блюдца, встать по парам!
Вы, полковник Заварной,
Как всегда, возглавьте строй!
Ложки, смирно! Не толкаться!
По порядку рассчитаться!
Все на месте? Ровно шесть?
Сахар в сахарнице есть?
Правый фланг займут ватрушки!
Левый- булочки и сушки!
А салфеток где у нас
Стратегический запас?
Диспозиция ясна?
Все готовы? Тишина!
Пригласить сюда ребят!
Начинаем наш парад».