Особняк Брусницыных: где находится, история и фото. Особняк братьев Брусницыных Экскурсия в дом купца брусницына

Сегодня особняк Брусницыных нуждается в серьезной реставрации. Это архитектурный памятник федерального значения, который из-за пренебрежения властей разрушается. Вокруг расположены корпуса заводов, между которых блекло мелькает его фасад.

Характеристика

Особняк купцов Брусницыных - это место, о котором бродят легенды, граничащие с мистикой. Здешние интерьеры поражают своей красотой. Однако здание находится на пороге разрушения из-за заброшенности. Никак не могут найти деньги на реставрационные работы, арендаторы часто сменяются.

Здесь проводятся фотосессии для реклам, съемки фильмов и клипов, что также сказывается не самым благоприятным образом на обстановке. Можно прийти сюда в составе экскурсионной группы. Запрещается прикасаться к элементам интерьера из-за их хрупкости. К счастью, богатое убранство в большей мере осталось целым. Кое-где работает отопление и электричество.

Экскурсия в особняк Брусницыных - это отличный способ посмотреть на художественный декор местных помещений. Если сейчас здание так красиво, сложно представить, каким же оно было в свой расцвет. Вы будто перемещаетесь в прошлое, чтобы стать его непосредственной частью, оказываетесь в той эпохи. Ввиду обветшания дома нужно ловить возможность посмотреть на это великолепие, ведь кто знает, сколько еще все будет оставаться в таком же состоянии.

Исторические данные

Особняк Брусницыных построили в 1770 годы на стыке линий Кожевенной и Косой. Это было здание из камня, фасад которого смотрел на побережье. В 1780-м Екатерина II издала указ, в соответствии с которым здесь построили заводы для обработки кожи. В 1787-м строение значительно изменилось из-за того, сюда поместили заводскую контору. Также здесь были комнаты жилого типа.

В 1844-м это строение купил Н.М. Брусницын. Три года спустя начал работать и завод. В 1857-м старый дом дополнили пристройкой на западной стороне. В 1860-х были расширены проемы окон на первом этаже. Совершили отделку фасадов на лицевой части. В 1864-м построили новые элементы архитектурной композиции на западе.

В 1868 году право собственности на особняк Брусницыных было у обоих супругов. В 1882-м он переходит к их наследникам. Три брата занялись перестройкой объекта спустя два года. Свои архитектурные идеи воплощал А. И. Ковшаров. Второй этаж увеличили, соорудили пристройку, где разместили лестницу для парадного входа. Также появилась прекрасная оранжерея. Интерьер дома поменялся в корне, но от этого он стал только лучше.

Месторасположение

Особняк Брусницыных, адрес которого дом 27, похож на букву «Ш», если смотреть на план. Такая форма обусловлена наличием собственного крыла у каждого из братьев.

Архитекторы характеризуют стиль данного дома как эклектику. Ковшаров работал здесь с 1884 по 1886 гг. То, что это шикарное здание расположили в зоне, где в основном все процессы нацелены на развитие промышленности, кажется многим странным. Тут бывал неприятный запах и даже ядовитые испарения, которые почему-то не смущали купцов. Или контроль за заводом казался им более важным.

Вид с улицы

Особняк Брусницыных (СПб) внешне украшен фризом, на котором имеются живописные гирлянды. Если смотреть выше, можно увидеть, как сильно выступает карниз, на котором размещены дентикулы. Над лестницей расположен фронтон.

Фасад справа украшен эркерами в форме полукруга. Заходя во внутренний дворик, вы увидите место, на котором ранее произрастал шикарный сад, от него ныне остались деревья, сараи и пристройки. Когда-то весь комплекс представлял собой прекрасную усадьбу, где был особняк и огороды, постройки для производственных и складских целей.

Воистину впечатляющим зрелищем был особняк Брусницыных. Фото с его прошлым обликом еще сохранились, так что небольшой шанс убедиться в этом воочию всё же есть.

Парадный вход был заколочен после революции 1917 года. Убрали вензеля, на которых был семейный знак бывших владельцев. На освободившемся месте поместили молот и серп - символику коммунистов. Кроме фасада, этот символ можно увидеть еще и на люстре в зале для танцев.

Право собственности на особняк Брусницыных перешло к А. Радищеву - владельцу еще одного завода по обработке кожи. Здесь заседало управление и работники лабораторий. Совсем недавно убрали столы, на которых проводили анализы кожи с помощью специальных приборов.

В 1920-х годах осуществили перемещение местной оранжереи в здание Ботанического сада. В период с 1925-го по 1930-й там, где ранее был проезд, расположили проходную с вестибюлем. В помещении главной лестницы появились перекрытия из дерева, заложена часть дверей. В 1993 году над оранжереей устроено покрытие из металла. Также был произведен ремонт в Белом зале и столовой.

Недавно имелась задумка, в соответствии с ней корпуса завода, с которыми соседствует особняк Брусницыных (Санкт-Петербург), планировали реконструировать таким образом, чтобы на этой территории могла разместиться гостиница. Из неё будет открываться вид на морское побережье. Однако денег для осуществления данной операции нужно слишком много, и очень немногие инвесторы согласятся что-то строить в промышленном глухом районе.

Потери

В центре постройки находились помещения парадного типа, в остальных частях были жилые комнаты владельцев и их родных. Главный вход находится на востоке. Придя сюда, можно ознакомиться с анфиладной планировкой. Здесь уцелело много интересных и впечатляющих деталей.

Во времена Советской власти в комнатах организовывали работу цехов, так что некоторые элементы роскоши все-таки пропали. Краска потрескалась, лепнина кое-где ободрана, а Конечно, печально видеть, что особняк братьев Брусницыных доживает свои дни. Утрачено большое количество скульптур и комодов, ковров, и прочих элементов роскоши. Однако на люстры и камины до сих пор можно поглядеть.

Изящество и утонченность

Пройдя в прохожую, можно попасть в помещения второго этажа, одним из которых является купеческая парадная столовая, чей стиль оформления более всего походит на поздний ренессанс.

Ценность покоев поместья в том, что здесь есть подлинное убранство, например, потолок, оформленный лепниной. Его покрасили под дерево, чтобы он лучше гармонировал с панелями на стенах и дверью. Можно лицезреть красивую огромную люстру из бронзы и настенные бра. Их устанавливали еще основатели, применяя впоследствии свечи. Отдельного внимания заслуживает буфет, изготовленный из резного дерева. Каждая панель на стенах была изготовлена вручную. За одной из них была создана тайная дверца, через которую можно было попасть в комнату для бильярда.

На дверях расположена голова барана и изящный орнамент. Это животное здесь не случайно, ведь оно олицетворяло божество торговли. Обои и пол - это уже плоды современности. Раньше стены были обтянуты кожей небольшой плотности. Вот уж точно сразу понятно, какой по соседству завод. Проемы дверей и окон отделаны деревом темного цвета. Из столовой нельзя выглянуть на улицу, поскольку стекла с гравировкой обращены на оранжерею.

Шикарный декор

В этом помещении, как и в других, не сохранилось мебели, которая была здесь изначально. Когда-то тут стоял стол из дуба и 60 стульев, обитых кожей. Здесь трапезничала семья купцов, их коллеги по работе и друзья.

Далее можно проследовать в зал для танцев, чьи стены выкрашены в белый цвет. Здесь работает освещение, благодаря чему лучше видно красивую лепку с золотыми элементами. Это помещение оформили по образцам зданий, в которых жил Людовик XV. Можно разглядеть большое количество причудливых узоров. Есть орнаменты, изображающие растительность, музыкальные инструменты, венки, панно в виде цветов, сказочных персонажей. Композиция гармонична и выглядит утонченно.

Ее дополняют пилястры и капиели с лирами. остались цельными. Стекла у них плотные. Подоконники изготовлены из мрамора. На люстре висят подвески из хрусталя. Сама она сделана из бронзы, ее переделывали во время правления Советской власти. Тут тоже фигурирует молот с серпом.

В сохранности остался камин из мрамора, один из лучших в Петербурге. Он украшен живописными скульптурами амуров. В прошлом веке применение Белого зала было схоже с обычными актовыми залами. Здесь проводили собрания и праздники. У камина стоят красивые тумбы, которые из цветочных ваз превратились в подсветительные подставки под изваяниями Сталина и Ленина.

Мистика в стенах поместья

Это место ценно тем, что вы будто перемещаетесь назад в прошлое, попадая в особняк Брусницыных. Зеркало здесь сохранилось еще со времен управления основателей. Подойдя к нему, вы увидите потолок и шикарную люстру.

О более древнем предмете, что висел на этом месте, есть особая легенда, в которой говорится, что он приносил несчастья владельцам. Его заказали в Италии, когда особняк еще только строился. Согласно истории, вещь висела у в усыпальнице, что была в Венеции. Считалось, что человек переживает необычные чувства, глядя в зеркальную гладь.

Когда начали происходить необъяснимые беды, данный экспонат убрали на хранение в кладовую. После революции он исчез. Хотя есть версии, согласно которым данная легенда - просто вымысел, притягивающий сюда повышенное внимание туристов. Такие детали постоянно привлекают новых посетителей в особняк Брусницыных. Как попасть самостоятельно в этот загадочный мир прошлого? Говорят, что это чрезвычайно тяжело и куда проще нанять экскурсовода или придти сюда для съемки фотосессии.

Кальянная

Возле Белого зала есть курительная, где хорошо сохранился декор. Данное помещение считается одним из самых ценных. Эту кальяную оформляли с оглядкой на мавританский восточный стиль. Вы будто попадаете в сказку про Шахерезаду. Здесь красивый купол, который украшает позолоченная лепка из гипса, разукрашенная яркими красками.

Имеется красиво расписанная люстра. Из-за того что предмет освещения отражается в зеркале, которое уже утратило свою цельность и разделено на отдельные фрагменты, помещение кажется больше, чем есть на самом деле. На стенах написано «Слава Аллаху» утонченной вязью. Кроме кальяна, здесь были диваны, подушки и ковры. Покрытие на полу делали в нашу бытность.

Главный проход

Отсюда можно попасть на парадную что идет от парадного входа, что сейчас заколочен. Здесь были перекрытия из дерева, благодаря чему облик данного места удалось сохранить в первозданной форме.

Защиту сняли, когда нужно было подготовить это место к съемкам фильма. С тех пор оно открыто для взоров гостей особняка. Здесь нет электрического освещения, но дневной свет попадает сюда довольно хорошо. Бродить здесь можно очень долго, натыкаясь на все новые восхитительные детали. Стоит хотя бы единожды осуществить такой визит, чтобы почувствовать себя частичкой ушедшего времени, стать его гостем хотя бы на недолгий миг.

Зеркало из особняка купца Брусницына (Ещё о городских легендах)
Могла ли я предположить, что покупка ручного зеркальца для новой сумочки заставит меня… содрогнуться от нечаянно услышанного? А было так. В небольшом галантерейном магазине продавец вот уже с полчаса показывала мне зеркала. Но никакое из них мне не нравилось. Продавщица стойко держалась, но после моих слов: «Мне нужно не простое зеркало, а, как бы вам объяснить, с некоторым магическим эффектом…», не выдержала и странным таким, приглушённым голосом ответила: «Может, вы хотите такое зеркало, какое висело в доме Брусницыных, чтобы избавиться от кого-то?» Меня чуть ветром не сдуло. Видимо, в магазине образовался сильный магический сквозняк. Заметив мой полуоткрытый рот и немой вопрос во взгляде, продавец уже спокойно обратилась ко мне: - Извините, но я уже не знаю, что вам предложить. - Скажите, а…Особняк купца Брусницына Санкт-Петербург - А-а! Это давняя история. Я как пришла рабо..

Могла ли я предположить, что покупка ручного зеркальца для новой сумочки заставит меня… содрогнуться от нечаянно услышанного? А было так.
В небольшом галантерейном магазине продавец вот уже с полчаса показывала мне зеркала. Но никакое из них мне не нравилось. Продавщица стойко держалась, но после моих слов: «Мне нужно не простое зеркало, а, как бы вам объяснить, с некоторым магическим эффектом… », не выдержала и странным таким, приглушённым голосом ответила: «Может, вы хотите такое зеркало, какое висело в доме Брусницыных, чтобы избавиться от кого-то? » Меня чуть ветром не сдуло. Видимо, в магазине образовался сильный магический сквозняк.
Заметив мой полуоткрытый рот и немой вопрос во взгляде, продавец уже спокойно обратилась ко мне:
- Извините, но я уже не знаю, что вам предложить.
- Скажите, а…Особняк купца Брусницына Санкт-Петербург
- А-а! Это давняя история. Я как пришла работать на зеркала, так много всякой литературы про них читаю. Однажды наткнулась на газетную статью о зеркальном полтергейсте, замеченном в прошлом веке в особняке купца Брусницына, что на Кожевенной линии. Брусницын оставил после себя целый архитектурный памятник федерального значения, - женщина заговорщицки подмигнула мне.
- И памятник зеркального полтергейста… Петербург хранит много легенд, - продолжала она.
- Одна из них о мистическом зеркале из особняка Брусницына.
Для оформления гостиной знатный российский кожевенник заказал из-за границы, куда часто ездил, большое зеркало. В Петербург зеркало доставили в начале ХХ века. Этот символ связи нашего мира с параллельным, этот желанный для хозяина предмет интерьера будто бы висел в одном из венецианских палаццо (итальянский городской дворец-особняк XV - XVIII вв.), где хранился прах графа Дракулы.
Знал ли об этом Брусницын, или нет - науке, как говорится, это не известно. Рассказывают, что те, кто смотрелся в зеркало, испытывали странные ощущения, а впоследствии с этими людьми происходили всяческие неприятности. Начало слухам положила внезапная кончина внучки купца - дочери кожевенного заводчика, а также постоянное плохое самочувствие членов семьи. Из-за этих событий зеркало запрятали в кладовую.
После революции мистический предмет интерьера оказался во Дворце Культуры имени С.М.Кирова , а позже, по решению Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры снова возвращён в особняк и повешен в кабинете заместителя директора завода.
Через некоторое время зам. директора бесследно и загадочно исчез. Один рабочий, увидевший своё отражение в зловещем зеркале, также внезапно исчез. Тогда кабинет вообще заколотили, входить в него запретили, заводоуправление переселили в новое здание.
Особняк долго пустовал. Особняк купца Брусницына Санкт-Петербург
- Да-а, - вздрогнув, ахнув и многозначительно улыбнувшись, резюмировала я.
- Спасибо за рассказ, только я зеркальце пока покупать не буду...

Кожевенная линия 27

Обращаем ваше внимание, экскурсии временно не проводятся т.к. в особняке идет ремонт. Запись в лист ожидания

Почти в самом центре Санкт-Петербурга находится ничем ни примечательное здание. Пройдя мимо, на него обычно не обращают внимание. Но внутри особняк сохранил потрясающие богатые интерьеры и вобрал в себя множество тайн на протяжении двухсотлетней истории. Какие тайны оно хранит, и как оно выглядит сейчас? Приглашаем Вас посетить экскурсию в законсервированный богатый дворец некогда крупных братьев промышленников.

В 1844 году в Петербург приехал Николай Мокеевич Брусницын. Неграмотный, но предприимчивый крестьянин приобрел небольшое кожевенное производство и очень быстро пошел в гору. Позже был построен кожевенный завод, а сыновья Николая Мокеевича построили богадельню, в которой жили старики и дети. Дети принимались туда с самого малого возраста, их учили, одевали и кормили. Но по достижению 14 лет они должны были работать на кожевенном заводе и отработать минимум 10 лет. Близилась революция, и завод был национализирован, а особняк Брусницыных передан заводу. Здесь размещались административные помещения завода. Кстати, в богадельне разместили морскую академию имени С.О. Макарова. И по сей день в этом здании находится академия. Между прочим, здание академии дошло до наших дней практически без изменений. Сейчас в здании особняка проходят экскурсии, фотосъемки, здесь снимались некоторые сцены "Шагал - Малевич" Александра Митты, дом Вронского в картине Владимира Соловьева "Анна Каренина", сериал "Мажор", а совсем недавно в особняке закончила работу съёмочная группа фильма Алексея Учителя о Матильде Ксешинской.

С особняком Брусницыных связана одна из городских легенд про зеркало графа Дракулы. Эту легенду очень любят в городе. Легенда гласит, что в особняке было зеркало, привезенное из одного итальянского палаццо, где хранился прах Дракулы. Все, кто смотрелся в зеркало, плохо себя чувствовали, а потом с ними происходили странные вещи. Начало легенде положили смерть внучки купца и постоянное плохое самочувствие членов семьи. Вскоре зеркало спрятали в кладовке, а после революции повесили в кабинете заместителя директора завода. После этого и замститель и рабочий, которые посмотрелись в зеркало исчезли. Затем вход в кабинет заколотили, а заводоуправление перевезли.

Особняк Брусницыных, не смотря на всю ветхость, выглядит очень богато. Воображению так и представляются образы семьи Брусницыных в дорогих костюмах и платьях, собирающихся на ужин. На экскурсии Вы полностью погрузитесь в атмосферу 19 века; узнаете почему особняк построен в таком необычном месте; каким образом в заброшенном доме сохранились столь роскошные интерьеры; при каких событиях тут пропадали люди и причем тут Граф Дракула?

Петербург - это бездонная волшебная шкатулка. Одни из её сокровищ (например, Эрмитаж или Петергоф) известны всем, о других, покрытых пылью и патиной, даже многие коренные жители никогда не слышали. Именно к таким драгоценностям и относится овеянный легендами и хранящий множество тайн заброшенный особняк купцов Брусницыных.

Этот великолепный дом времён царской России расположен на Васильевском острове, вдалеке от парадных улиц, в старинном промышленном районе Чекуши. Выбор места постройки не случаен: именно здесь находилась кожевенная фабрика, принадлежащая купцам Брусницыным.

История этой семьи могла бы войти в учебники русского капитализма: неграмотный, но предприимчивый крестьянин из Тверской губернии в середине XIX века приезжает в Петербург и открывает кожевенное производство. К 1870-м это уже крупнейший в столице завод по выделке кож. У Брусницына трое сыновей и пять дочерей. Семья строит в тех же Чекушах дом призрения (так в дореволюционной России называли богадельни) для сирот и стариков, общежитие для молодых рабочих завода, доходный дом для семейных. Сыновья бывшего крестьянина Брусницыны возводят для себя роскошный особняк... Но вот наступает 1917-й.

Предприятие Брусницыных национализируют, теперь это завод имени Радищева. В особняке размещаются заводоуправление и химлаборатория, в парадных залах проводят собрания. А после перестройки производство останавливается, особняк сдают в аренду каким-то фирмам. Несмотря на присвоенный статус памятника архитектуры и истории федерального значения, дом Брусницыных ветшает и чуть ли не рассыпается на глазах. Но на втором этаже сохранились роскошные купеческие интерьеры, не знающие реставрации, замершие в своей первозданной красоте и существующие как дивные декорации к историческим фильмам.

Здесь снимались некоторые сцены "Шагал - Малевич" Александра Митты, дом Вронского в картине Владимира Соловьева "Анна Каренина", а совсем недавно в особняке закончила работу съёмочная группа фильма Алексея Учителя о Матильде Ксешинской.


Это - гостиная особняка , стены которой обиты шёлком. Но на фотографии видно, в каком это былое великолепие состоянии. Формально особняк принадлежит некой московской управляющей компании, однако всё, что делают для исторического здания владельцы - более-менее поддерживают его текущее состояние, следят за трубами и проводкой. Денег, выручаемых за съемки фильмов и экскурсии, на реставрацию этой жемчужины старого Петербурга всё равно не хватает.

Всё немногое, что сохранилось здесь, именно такое, каким было при Брусницыных. Разве что свечи заменены на электрические.

Самое нарядное помещение особняка - Белый (или Танцевальный зал), обескураживающий богатой лепниной на стенах и потолке . В советское время здесь проводили побелочку сплошняком, невзирая на золотые элементы. Но время расставляет всё на свои места: побелка осыпается, проступает блеск металла. Жаль только, что вместе с побелкой осыпается и сам декор.

А на этих тумбах во времена партсобраний стояли бюстики Маркса и Ленина. Люстру тоже дополняли советской символикой. Прелесть же, правда?

Одни из дверей Белого зала ведут в традиционную для богатых домов того времени курительную комнату, выполненную в восточном стиле. Люстра из стекла и латуни уникальна, была изготовлена специально для этой комнаты.

Надпись вязью "Слава Аллаху" многократно повторяется в декоре стен.

Парадная лесница особняка, на которую ведет с улицы ныне заколоченная парадная дверь, много лет была спрятана под полом. Сегодня лесница открыта для глаз, но чувства, которые она вызывает, - это смесь восхищения с острой болью.

За окном - бывшая оранжерея.

Из оранжереи можно попасть в ещё одно чудом сохранившееся помещение - Бильярдный зал, он же Красный кабинет. Сам стол с зелёным сукном утрачен, но, как и сто лет назад, на свём месте люстре с ручкой, позволяющей опускать её над столом. Великолепные бархатные диваны сегодня в таком же плачевном состоянии, как жалкие бабушкины тахты в самых дешёвых съёмных квартирах.

А это - парадная столовая с дубовым резным буфетом. Говорят, еще десять лет назад здесь были хозяйские овальный стол и кожаные стулья на 60 человек. Где это богатство сейчас - доподлино неизвестно, вроде как на госхранении.

А ещё раньше, при Брусницыных, стены столовой были обтянуты тончайшей белой кожей изумительной выделки, даром разве купцы владели кожевенным производством. Сейчас на стенах белые обдирающиеся обойки поклеены.

Одна из городских легенд гласит, что где-то в особняке Брусницыных спрятано проклятое зеркало. Якобы купцы привезли его из одного итальянского палаццо, где хранился прах графа Дракулы. Со всеми, кто смотрелся в зеркало, происходили загодочные вещи. Например, внучка Брусницына внезапно умерла, а уже в советское время пропал директор завода, в чьем кабинете висело зпополучное зеркало. А следом исчез и один из рабочих, не веривший в эту мистику. Зеркало сняли и куда-то запрятали. Куда - загадка. Решить её даже пытались экстрасенсы из передачи на Первом канале.

Ну и вот и всё, что дошло сохранным до наших дней. Конечно, в других помещениях тоже есть отголоски былого: где-то лепнина на потолке, где-то необычная старинная ручка на двери... Но в целом после посещения особняка Брусницыных хочется выть. Протяжно, негромко. Как негромко умирает этот с виду неприметный, расположенный на окраине острова памятник архитектуры. Вот и стоило в семнадцатом отбирать особняк у хозяина, чтобы сейчас никто не мог содержать здание хоть в сколько-нибудь приличном состоянии. Будущее особняка Брусницыных не менее призрачно, чем его прошлое.

Скоро должны решиться различные бюрократические вопросы, и мы наконец отправимся в свадебное путешествие. А пока мы ещё дома, зря времени не теряем. Вот на днях сходили на экскурсию в один из заброшенных особняков Петербурга — особняк Брусницыных .

Особняк находится в печальном состоянии, но его главная ценность в том, что внутри ни разу не проводилась реставрация, то есть вся мебель и детали интерьера — подлинные, сохранившиеся с XIX века.

Немногие знают о существовании этого особняка, ведь находится он в промышленном районе Васильевского острова. Но кому могло прийти в голову строить себе дом в таком странном месте?

Оказывается, в середине XIX века крепостному крестьянину Николаю Мокеевичу Брусницыну удалось каким-то образом накопить денег, выкупить себя у хозяина и на оставшиеся средства приобрести в Петербурге небольшую кожевенную мастерскую. По всей видимости, Николай обладал хорошей бизнес-хваткой (хоть и был неграмотен), и вскоре скромная мастерская превратилась в большую фабрику с 600 рабочими.

Николай Мокеевич тем временем стал купцом, обзавёлся семьёй и уже в 1850-х годах построил напротив фабрики для своего семейства большой особняк.

Чтобы было удобнее переходить между заводскими зданиями, соорудили мост.

По наследству фабрика и особняк достались трём сыновьям Николая Брусницына, которые перестроили дом в соответствии с собственными желаниями и модными веяниями.

Братья Брусницыны получили хорошее образование и хорошее наследство, но они не только развлекались в шикарных комнатах своего особняка, но и занимались благотворительностью — построили богадельню для сирот и стариков. Теперь в этом здание расположена морская академия.

Попасть в особняк Брусницыных простые смертные могут не иначе как с экскурсией. Сейчас дверь, ведущая к парадной лестнице, заколочена, и все экскурсанты заходят через проходную со строгим охранником — её соорудили на месте бывших ворот. В советское время здание использовалось для нужд кожевенного завода (который работал вплоть до Перестройки) — здесь находились бухгалтерия, дирекция и т.д.

После подъёма по лестнице попадаешь в малоприятное помещение с зелёными стенами, и сложно представить, что ждёт тебя за закрытой железной дверью.

Но вот дверь открывается, и на смену советскому прошлому внезапно приходит 19 век.

Это фото не наше

Мы попали во вместительную столовую с шикарной деревянной отделкой и массивным буфетом.

Но больше всего, конечно, поражает потолок — резьба по дереву просто шикарна.

Однако экскурсовод спускает нас на землю — никакая это не резьба, а лепнина, выкрашенная под дерево. Вот такие хитренькие были братья Брусницыны.

Когда-то в столовой находился большой овальный стол и множество кожаных стульев — их даже видела наш экскурсовод, когда только начинала исследование особняка. Потом их кто-то украл, видимо.

Из столовой в разные помещения ведут целых пять дверей, но мы проследовали в самое впечатляющее — Танцевальный (Белый) зал.

Интерьер выполнен в купеческом стиле — нарядно, пышно, «по-бохатому»! Множество лепнины в виде амурчиков и цветов.

Стоит отметить, что стол и пол на фотографиях — это всего лишь бутафория, привезённая для очередных съёмок — киношники и фотографы очень любят использовать особняк для работы. Под «мраморным» линолеумом — советский паркет (оригинальный пол не сохранился).

В советское время стены и потолок были покрашены белой краской. Сейчас краска слезает, и восторженным взглядам посетителей открываются позолоченные элементы лепнины.


Люстра раньше была хрустальной, но однажды упала и разбилась: теперь вместо хрусталя — стекло. Монограммы братьев, нанесённые на люстру, заменили изображениями серпа и молота.

После танцев можно и покурить, поэтому дальше мы переходим в курительную — одну из лучших курительных в Петербурге той эпохи. Убранство курительной было выполнено в модном восточном стиле.

Лепнина, позолота, люстра — всё отлично сохранилось.

Нарядный коридор ведёт из Танцевального зала к парадной мраморной лестнице — той самой, вход на которую с улицы закрыт.

В советское время лестница была скрыта от глаз посетителей — над ней были сооружены перекрытия, пол и устроен кабинет бухгалтерии.

Следующая комната — бильярдная. Здесь сохранился лепной потолок, резные шкафы и камин, барная стойка, люстра, которая опускалась над бильярдным столом, и даже обивка диванов.

Один из способов попасть в бильярдную комнату — пройти через потайную дверь в столовой. С лёгкостью можно представить, как хозяева и их друзья проводили здесь вечера за игрой и увеселительными напитками… К сожалению, сейчас Красный кабинет покрыт толстым слоем пыли и выглядит печально.

Одна из дверей комнаты выходит в зимний сад. Зимний сад, а точнее то, что от него осталось — одно из самых грустных зрелищ в особняке.

Когда-то здесь цвели фруктовые деревья, а сейчас видны лишь остатки химической лаборатории завода, функционировавшей во времена СССР.

Раньше из зимнего сада открывался вид на летний сад — ухоженный, с фонтанами и статуями.

Фотография сада

Теперь на этом месте полное запустение — какие-то автосервисы и склады, а аккуратные дорожки превратились в поросшее борщевиком поле.

Из-за зарослей видна ржавая крыша зимнего сада

Последнее помещение, доступное экскурсантам — гостиная.

Её главная ценность в том, что на стенах сохранились подлинные шёлковые обои XIX века. Кое-где они, конечно, порезаны ножичком, но вообще удивительно, что они до сих пор никуда не делись.

Бесконечность по-брусницынски

В доперестроечные времена в гостиной находился кабинет директора завода.

А пока директор наслаждался позолотой и шёлковыми обоями, что же делали братья Брусницыны? К счастью, почувствовав революцию, они успели вовремя продать свой завод государству и эмигрировать.

До последнего времени считалось, что все три брата покинули родину, и лишь недавно нашему экскурсоводу удалось выяснить, что младший из них, Георгий, остался в России. После революции ему пришлось сменить залы особняка на комнату в коммуналке, где он до конца дней жил вместе с супругой и верной прислугой.

В гостиной экскурсия заканчивается, и мы идём к выходу — снова через столовую. В столовой стоит массивный деревянный шкаф, а что же скрывается за шкафом?

Вот такая красота скрывается за шкафом

К сожалению, некоторых граждан даже созерцание прекрасного не может отучить от привычки гадить у себя под носом.