Особняк брусницыных как попасть без экскурсии. Особняк брусницыных

Планировка парадных помещений - анфиладная, помещений в западной части - коридорная. Белый зал декорирован в стиле Людовика XV. В столовой, оформленной в стиле позднего Ренессанса, кессонный потолок, дверные и оконные проемы выполнены из темного дерева, окна, выходящие в зимний сад, украшены гравированными стеклами.

Некоторое время назад заводские корпуса хотели перестроить в элитную гостиницу с видом на море, а особняк Брусницыных обустроить под ресторан. Однако на такую реставрацию требуется колоссальная сумма, да и глухой промышленный район не способствует инвестиционной привлекательности. В настоящее время судьба особняка неизвестна.

в плане особняк напоминает букву «Ш». Центральная линия, идущая вдоль Кожевенной линии, предназначалась для парадных помещений, а три перпендикулярных корпуса служили для жилых комнат трех братьев Брусницыных и их семей. Основные парадные помещения сосредоточены в восточной половине здания, здесь использована анфиладная планировка.

Часть этой анфилады мы сегодня и увидим, благо в этой, парадной, половине особняка кое-то уцелело (в жилых же помещениях в советское время были устроены цеха, так что в той части дома вся роскошь бесследно исчезла).

Основная часть интерьеров особняка Брусницыных находится в заброшенном состоянии: тут и там попадается потрескавшаяся краска, ободранная лепнина, обшарпанные стены. Зрелище печальное. Понятно, что основные предметы убранства (скульптура, комоды и этажерки, ковры, хрусталь и прочая обстановка богатого дома) утрачены. Радует, что сохранилось хоть что-то; в основном это люстры, камины, а также декор потолков и стен — причем всё это по большей части подлинное, и, поверьте, на это стоит посмотреть.

После революции 1917 г. в особняке разместили администрацию завода, который стал называться - Кожевенный завод им. А. Н. Радищева.

Ну а теперь совсем немного погуляем по особняку.

Гостиная впечатляет нарядной отделкой в уютных, теплых коричневатых тонах. Когда-то подобных гостиных в особняке было несколько, они шли анфиладой вдоль главного фасада по Кожевенной линии, однако другие гостиные не сохранились, так как были превращены в заводские помещения. К счастью, эта гостиная сохранилась: в советское время она служила кабинетом директора завода.

В оформлении гостиной обнаруживается влияние стиля рококо. Стены разбиты на отдельные панно с золочеными лепными рамками изогнутых очертаний. Такой же золоченый лепной орнамент можно заметить на дверях и в обрамлении зеркал. В промежутках между панно помещены вертикальные вставки с лепным узором и ажурной сеткой. Падуга комнаты украшена растительными орнаментами, раковинами и фигурками дракончиков.

Великолепный потолок гостиной также обильно украшен лепниной, в том числе узорами в виде сетки, которые перекликаются с золоченой сеточкой настенной лепнины и вентиляционных решеток в падуге потолка.
Зеркала, поставленные друг напротив друга, создают иллюзия бесконечности перспективы.

Стены гостиной затянуты подлинным шелком (штофом) более чем столетней давности. Это большая редкость для петербургских дворцов.

Танцевальный зал или Белый зал оформлен в стиле Людовика XV.

Ослепительно нарядное помещение обильно украшено белой лепкой с золочением (впрочем, от золочения сегодня осталось немного).

Зал расположен в парадной анфиладе, и его окна выходят на Кожевенную улицу.

Плавный переход от вертикальной плоскости стен к горизонтальной плоскости плафона образует двухъярусная лепная падуга. Она скругляет углы и придает интерьеру особую пластичность и живописность.


Прекрасно сохранился мраморный камин, подобные которому можно увидеть в лучших дворцах Петербурга

К Белому залу примыкает небольшая курительная с прекрасно сохранившимся роскошным декором. Это одно из самых ценных помещений дома.

По моде того времени кальянная комната оформлена в восточном (мавританском) стиле.


Стены и купол этой «мавританской шкатулки» украшены ярко раскрашенной гипсовой лепкой с позолотой.
По стенам курительной мелкой вязью идет повторяющаяся надпись «слава Аллаху».


Мраморная парадная лестница, идущая с первого этажа особняка.


Лестница хорошо освещена дневным светом. Сохранились очень ценные мраморные ступени и мраморные же резные перила ручной работы. Потолок и стены сплошь покрывает лепка с обильным растительным орнаментом, женскими головками и фигурами кариатид. Полукруглый эркер смотрит в прилегающий к дому сад.


Дверь в Красный кабинет или бильярдную.

Красный кабинет или бильярдная - помещение, куда можно попасть из оранжереи или столовой (из столовой сюда ведет уже упоминавшаяся потайная дверца).


В помещении уцелел лепной потолок под дерево/ Сам бильярдный стол утрачен, но остальное убранство комнаты сохранилось, в том числе встроенные угловые диванчики с подлинной обивкой, два шкафа для бильярдных принадлежностей, двери и резной камин. Низ стен облицован панелями, верхняя часть обтянута тканью.
Когда-то в бильярдной еще был роскошный занавес, который благодаря особой плотности не пропускал ни единого лучика света из оранжереи.


Оранжерея

Зеркало из особняка купца Брусницына (Ещё о городских легендах)
Могла ли я предположить, что покупка ручного зеркальца для новой сумочки заставит меня… содрогнуться от нечаянно услышанного? А было так. В небольшом галантерейном магазине продавец вот уже с полчаса показывала мне зеркала. Но никакое из них мне не нравилось. Продавщица стойко держалась, но после моих слов: «Мне нужно не простое зеркало, а, как бы вам объяснить, с некоторым магическим эффектом…», не выдержала и странным таким, приглушённым голосом ответила: «Может, вы хотите такое зеркало, какое висело в доме Брусницыных, чтобы избавиться от кого-то?» Меня чуть ветром не сдуло. Видимо, в магазине образовался сильный магический сквозняк. Заметив мой полуоткрытый рот и немой вопрос во взгляде, продавец уже спокойно обратилась ко мне: - Извините, но я уже не знаю, что вам предложить. - Скажите, а…Особняк купца Брусницына Санкт-Петербург - А-а! Это давняя история. Я как пришла рабо..

Могла ли я предположить, что покупка ручного зеркальца для новой сумочки заставит меня… содрогнуться от нечаянно услышанного? А было так.
В небольшом галантерейном магазине продавец вот уже с полчаса показывала мне зеркала. Но никакое из них мне не нравилось. Продавщица стойко держалась, но после моих слов: «Мне нужно не простое зеркало, а, как бы вам объяснить, с некоторым магическим эффектом… », не выдержала и странным таким, приглушённым голосом ответила: «Может, вы хотите такое зеркало, какое висело в доме Брусницыных, чтобы избавиться от кого-то? » Меня чуть ветром не сдуло. Видимо, в магазине образовался сильный магический сквозняк.
Заметив мой полуоткрытый рот и немой вопрос во взгляде, продавец уже спокойно обратилась ко мне:
- Извините, но я уже не знаю, что вам предложить.
- Скажите, а…Особняк купца Брусницына Санкт-Петербург
- А-а! Это давняя история. Я как пришла работать на зеркала, так много всякой литературы про них читаю. Однажды наткнулась на газетную статью о зеркальном полтергейсте, замеченном в прошлом веке в особняке купца Брусницына, что на Кожевенной линии. Брусницын оставил после себя целый архитектурный памятник федерального значения, - женщина заговорщицки подмигнула мне.
- И памятник зеркального полтергейста… Петербург хранит много легенд, - продолжала она.
- Одна из них о мистическом зеркале из особняка Брусницына.
Для оформления гостиной знатный российский кожевенник заказал из-за границы, куда часто ездил, большое зеркало. В Петербург зеркало доставили в начале ХХ века. Этот символ связи нашего мира с параллельным, этот желанный для хозяина предмет интерьера будто бы висел в одном из венецианских палаццо (итальянский городской дворец-особняк XV - XVIII вв.), где хранился прах графа Дракулы.
Знал ли об этом Брусницын, или нет - науке, как говорится, это не известно. Рассказывают, что те, кто смотрелся в зеркало, испытывали странные ощущения, а впоследствии с этими людьми происходили всяческие неприятности. Начало слухам положила внезапная кончина внучки купца - дочери кожевенного заводчика, а также постоянное плохое самочувствие членов семьи. Из-за этих событий зеркало запрятали в кладовую.
После революции мистический предмет интерьера оказался во Дворце Культуры имени С.М.Кирова , а позже, по решению Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры снова возвращён в особняк и повешен в кабинете заместителя директора завода.
Через некоторое время зам. директора бесследно и загадочно исчез. Один рабочий, увидевший своё отражение в зловещем зеркале, также внезапно исчез. Тогда кабинет вообще заколотили, входить в него запретили, заводоуправление переселили в новое здание.
Особняк долго пустовал. Особняк купца Брусницына Санкт-Петербург
- Да-а, - вздрогнув, ахнув и многозначительно улыбнувшись, резюмировала я.
- Спасибо за рассказ, только я зеркальце пока покупать не буду...

Пятница, 19 Мая 2017 г. 11:32 + в цитатник

Особняк купцов Брусницыных — памятник архитектуры в стиле эклектика. В современном виде создан в 1884 году для купцов братьев Брусницыных архитектором А. И. Ковшаровым в ходе капитальной перестройки здания неизвестного архитектора, впервые упоминаемого в 1844 году. Находится в Санкт-Петербурге, на Васильевском острове, адрес — Кожевенная линия, дом 27.


Известно, что не позднее 1770-х годов на углу Косой и Кожевенной линии Васильевского острова был построен каменный дом, обращенный к прибрежной стороне. Когда в 1780-х годах в этот район города по указу Екатерины II перевели кожевенные заводы (поскольку «при самом въезде в городе быть оным неприлично, затем что от оных происходит нечистота и нездоровый воздух»), владелицей большого участка для организации производства стала А. Е. Фишер, вдова иностранного купца. В 1787 году стоявший тут дом перестроили, разместили в нем контору завода и прислугу, а на втором этаже — жилые комнаты. Это здание находилось на восточной половине нынешнего особняка Брусницыных.

В 1844 году дом приобрел купец Николай Мокеевич Брусницын , а через три года был основан кожевенный завод, занимавший в начале XX века два участка вдоль северной и южной стороны Кожевенной линии,мастерская поначалу была небольшой (работало в ней всего 10 человек) и занималась дублением кожи. Вскоре у неграмотного, но предприимчивого крестьянина дела пошли на лад: он стал купцом, у него образовалась большая многодетная семья, а мастерская расширилась, превратившись в большую фабрику с 600 рабочими.

Брусницыны — династия кожевенных промышленников и предпринимателей, магнатов, которые обосновались в Санкт-Петербурге в середине XIX века, построив завод и ряд других зданий. До недавнего времени бывшее предприятие Брусницыных называлось кожевенным заводом им. А. Н. Радищева. Главное здание завода сохранилось, а напротив него, на углу Кожевенной и Косой линий, купцы Брусницыны построили себе особняк.

Земля от Кожевенной линии до Детской улицы и почти до Большого проспекта вся принадлежала Брусницыным. Тут располагался парк, разнообразные служебные постройки, а также построенное в конце XIX века по проекту архитектора П. Ю. Сюзора здание богадельни (Дом призрения Брусницыных) (Косая линия, 15А) (1895-1896 гг.). При освящении богадельни в декабре 1897 года присутствовали принц А.П. Ольденбургский и Иоанн Кронштадтский. Вскоре заведение посетил Николай II, выразивший благодарность Брусницыным, передавшим Дом призрения в распоряжение города.

На строительство и содержание Дома братья Брусницыны пожертвовали крупную сумму, 1,5 млн рублей. В богадельню принимались сироты, а также одинокие пожилые люди. Были организованы школа, больница, учебные мастерские. Это было образцовое по тем временам заведение. Дети в приюте содержались до 14 лет, а затем переходили работать на завод Брусницыных. Перед революцией в приюте Брусницыных на полном содержании находилось более 100 детей и более 50 стариков.

Дом призрения Брусницыных — добротное кирпичное сооружение, в центре которой некогда находилась церковь Святого Николая Чудотворца, увенчанная куполами (не сохранились), — сегодня служит Морской академией им. адмирала С. О. Макарова. Резной дубовый иконостас из домовой церкви сейчас находится в храме иконы Казанской Божией Матери в Вырице


Глухой промышленный район на окраине Петербурга, в котором разместились завод и особняк Брусницыных, носит старинное название Чекуши. Эта юго-западная оконечность Васильевского острова ограничена Большим проспектом, 25-й линией и набережной Невы (Кожевенной линией). В XVIII веке здесь, на удаленной от центра города территории находились не только кожевенные мастерские, но и многочисленные склады, где хранилась, в частности, мука. От сырости мука в амбарах твердела и слипалась, поэтому чтобы продавать товар в надлежащем виде, муку приходилось расколачивать специальными молоточками (деревянными колотушками) под названием «чекуши». Стук чекуш стоял в этих местах постоянно, отсюда и историческое название данной местности.


Особняк Брусницыных. Группа членов товарищества, родственников и знакомых Н.М.Брусницына. 1913 год. Фотограф К. Булла. Фото с www.photoarchive.spb.ru

Помимо прочих производств (таких как винокурня, ситценабивная и галантерейная фабрика) в районе Чекуши, несомненно, по количеству предприятий лидировало именно кожевенное производство. Именно с этим фактом, как несложно догадаться, связано название Кожевенной линии, вдоль которой располагались заводы. В воспоминаниях современника читаем: «В Чекушах сосредоточено до 10 кожевенных заводов. Заводския трубы торчат там и сям над неуклюжими каменными зданиями. На этих заводах обрабатывают всю кожу с крупнаго убойнаго скота, который убивается в Петербурге. Выделывают подошвенный товар, так называемое “мостовье”». И далее: «В Чекушах находится самый огромный кожевенный завод в России, г. Брусницына. После пожара, он отстроен заново, со всеми новейшими приспособлениями по кожевенному производству. На заводе г. Брусницына выделывается в 1 год 80,000 кож от черкасских быков и 30,000 кож от американских быков»


Семья у купца была большая: три сына и пять дочерей. Все дочери вышла замуж за купцов из известных в Петербурге фамилий, а сыновья получили образование и тоже стали купцами, продолжив дело Николая Мокеевича. Братья Брусницыны — Николай, Александр и Георгий — создали товарищество кожевенного завода «Брусницын Н. М. с сыновьями». Группа членов товарищества, родственников и знакомых Н.М. Брусницына в интерьерах особняка (в Белом зале); фотограф К. Булла

Фабрика Брусницыных была крупнейшим из кожевенных производств Петербурга царской эпохи и одним из самых передовых в Европе предприятий по производству кожи. Завод вырабатывал жесткие кожи (подошвенные, шорно-седельные, для ремней и конской сбруи и др.). Предприятие было оснащено по последнему слову техники. Один из братьев, Александр, регулярно ездил за рубеж, закупал современное иностранное оборудование, внедрял современные технологии. Перед революцией на заводе работало 600 человек. В Петербурге у Брусницыных было несколько магазинов, где продавались сумочки, ремни, сандалии и высококачественные мелкие изделия из кожи.


Надо сказать, что братья Брусницыны были не только предпринимателями, но и филантропами и общественными деятелями. Благотворительность вообще была характерной чертой петербургского предпринимательства. Александр Николаевич и Николай Николаевич Брусницыны были гласными (депутатами) Городской думы, участниками Комитета Санкт-Петербургского Попечительства о народной трезвости. Они организовывали столовые, читальни и спектакли для мастеровых, а также приюты, ясли и убежища для подростков. В 90-х годах XIX века, по случаю 50-летия своего предприятия, эти богатые купцы построили ту самую богадельню на Косой линии — Дом призрения для малолетних детей-сирот и назвали ее в память о своих родителях, Николае и Елене Брусницыных. Они же построили интересующий нас особняк на углу Кожевенной и Косой линии (точнее, перестроили старый дом, принадлежавший их отцу).



После революции 1917 года Николай и Александр Брусницыны с семьями уехали во Францию, а третий брат, Георгий, остался в Петрограде. Его домработница вспоминала, как поселилась в коммунальной квартире вместе с Георгием и его женой. Георгий Брусницын умер в 1934 году.


В 1857 году по проекту А. С. Андреева к старому дому была сделана пристройка с западной стороны. В начале 1860-х годов тот же архитектор расширил оконные проемы первого этажа и увеличил высоту второго. Лицевые фасады были отделаны заново. В 1864 году по проекту того же Андреева была возведена новая двухэтажная пристройка с западной стороны. В 1868 года владелицей северного участка с особняком стала супруга купца, Елена Ивановна Брусницына, а южного участка — сам Н. М. Брусницын.

В 1857 году по проекту архитектора А. С. Андреева с западной стороны к зданию пристроили объём в три оси. В 1860-х годах им же были увеличены окна первого этажа и высота второго этажа, изменён лицевой фасад.

оригинальные интерьеры
В 1882 году особняк перешел к сыновьям Николая Мокеевича Брусницына: Николаю, Александру и Георгию. Через два года трое братьев решили перестроить родительский дом. Перестройка была поручена архитектору Анатолию Ивановичу Ковшарову (1848-после 1917). В ходе работ была снова увеличена высота второго этажа, а с восточной стороны была сделана пристройка для размещения парадной лестницы. Кроме того, к дворовому фасаду пристроили зимний сад (оранжерею). В западной части дома были снесены несущие стены второго этажа, а лицевой фасад был надстроен под один карниз. Дом получил новую отделку интерьеров.

Второй этаж вновь был повышен. С восточной стороны для парадной лестницы к зданию добавлена пристройка в одну ось. Со стороны двора был организован зимний сад. Лицевой фасад был надстроен под один карниз. Именно при этой перестройке здание получило существующий сейчас облик. В революцию братья Николай и Георгий эмигрировали, Александр остался в Петрограде и продолжил работать на заводе в должности главного инженера и председателя Коллегии заводоуправления.

Двухэтажное здание особняка Брусницыных (Кожевенная линия, 27) в плане напоминает букву «Ш» (для каждого из трех братьев предназначалось свое крыло). С точки зрения архитектурного стиля дом относят к эклектике.

Некоторым кажется странным и нелогичным расположение такого роскошного особняка богатых кожевенных предпринимателей в глухой промышленной зоне Васильевского острова, в отдалении от центра Петербурга. Но купцам, видимо, не слишком мешали неприятные запахи и ядовитые пары кожевенного производства: гораздо важнее для них было находиться рядом с заводом. Собственно говоря, практика строительства жилища владельца предприятия рядом с производством была обычным делом в XIX веке.

В ночь на 28 мая 1919 года, по ордеру Чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией Александр Брусницын был арестован в своей квартире при заводе, в доме 27 по Кожевенной линии и заключен в тюрьму. В июне 1920 года корпорацией рабочих и служащих кожевенного завода было передано заявление в ЧК с ходатайством об освобождении. Позднее по ходатайству юридического отдела Московского Политического Красного Креста Александр Николаевич Брусницын был освобожден.

Парадный подъезд особняка после революции 1917 года заколотили, а вензеля с монограммой Брусницыных заменили коммунистической символикой: серпом и молотом (между прочим, серп и молот можно увидеть не только на фасаде, но и в интерьере особняка — на ободе люстры в танцевальном зале).

Дом и прилегающие здания стали принадлежать кожевенному заводу имени А. Н. Радищева, а в особняке разместилось заводоуправление (администрация завода), а также лаборатории (до самого недавнего времени в бывшей оранжерее Брусницыных еще можно было видеть столы с приборами для химических анализов кожи). В 1920-х годах экзотические растения из оранжереи Брусницыных передали в Ботанический сад. В 1925-1930 гг. на месте воротного проезда были устроены вестибюль и проходная. Помещение парадной лестницы разделили деревянными перекрытиями, часть дверных проёмов заложили. В 1993 году над зимним садом (оранжереей) сделали металлическое покрытие, отремонтировали столовую и Белый зал.


Основные парадные помещения сосредоточены в восточной половине здания, здесь использована анфиладная планировка.

Большая часть исторических интерьеров утрачена.

Обширный танцевальный зал, который иногда еще называют Белым залом (в зал ведут двери, расположенные напротив дверей в зимний сад). Зал расположен в парадной анфиладе, и его окна выходят на Кожевенную улицу. К счастью, свет здесь тоже пока работает.


Лепной декор интерьера.Белый зал.

Ослепительно нарядное помещение обильно украшено белой лепкой с золочением (впрочем, от золочения сегодня осталось немного).

Белый зал оформлен в стиле Людовика XV. Плавный переход от вертикальной плоскости стен к горизонтальной плоскости плафона образует двухъярусная лепная падуга. Она скругляет углы и придает интерьеру особую пластичность и живописность. На следующей фотографии видны элементы отделки падуги с фигурками амуров и изображением музыкальных инструментов.

Стены, двери и потолок Белого зала сплошь покрыты лепниной с растительными орнаментами, венками, музыкальными инструментами, амурами и женскими головками. Значительное пространство на стенах занимают лепные панно с изображением ваз, цветов и фигурок сатиров со свирелями и другими музыкальными инструментами. Всё убранство зала наводит на мысль о том, что здесь должная царить музыка и вообще всяческая гармония.

Лепные панно на стенах чередуются с парными каннелированными пилястрами, в капители которых вписаны лиры.

В помещении сохранились цельные, без переплетов оконные рамы с очень толстыми стеклами, а также мраморные подоконники. Кроме того, в зале привлекает внимание огромная люстра с хрустальными подвесками — запыленная, но прекрасная.

Эта бронзовая золоченая люстра была частично переделана в советское время, лишилась части декора и заодно приобрела чужеродные элементы в виде серпа и молота.

Прекрасно сохранился мраморный камин, подобные которому можно увидеть в лучших дворцах Петербурга, например в особняке М. В. Штифтера.

В центральной части камин украшают скульптуры целующихся путти, еще два амурчика сидят по бокам, поддерживая свисающие мраморные гирлянды сложной работы.

В советское время, когда в особняке располагалось заводоуправление, Белый зал использовался в качестве клуба или актового зала, где проводились различные заводские праздники и собрания. Две тумбы по бокам камина, изначально предназначавшиеся для ваз с цветами, стали играть роль подставок под бюсты Ленина и Сталина.

Над фигурной полочкой камина помещается лепная рама в виде перевитого лентами венка. В раме сохранилось подлинное зеркало. Расположение зеркала, как и в других помещениях особняка, специально подобрано таким образом, чтобы посетители могли видеть в него отражение великолепной люстры и потолка.

Существует легенда о «зеркале Брусницына», которое когда-то находилось в Белом зале и приносило беды и несчастья своим владельцам. Согласно легенде, Брусницын заказал в Италии старинное зеркало для своего роскошного строящегося особняка. Рассказывают, что ранее оно висело в усыпальнице графа Дракулы (якобы усыпальница находилась в одном из венецианских палаццо). Все бывавшие в особняке и смотревшие в зеркало люди начинали испытывать странные ощущения, и с самим семейством Брусницыных с тех пор стали происходить необъяснимые явления, вплоть до несчастных случаев, после одного из которых зеркало решено было убрать в кладовую. Некоторые утверждают, что зеркало действительно существовало, но куда-то сгинуло после революции. Другие убеждены, что легенда о таинственном зеркале — всего лишь выдумка современных журналистов. Третьи считают, что зеркало до сих пор находится в особняке.

К Белому залу примыкает небольшая курительная с прекрасно сохранившимся роскошным декором. Это одно из самых ценных помещений дома. По моде того времени кальянная комната оформлена в восточном мавританском стиле. Сохранился купол курительной комнаты, а также небольшой угловой эркер с изящными полуколонками.

Стены и купол этой «мавританской шкатулки» украшены ярко раскрашенной гипсовой лепкой с позолотой. Уникальная старинная люстра из стекла и латуни покрыта восточными рисунками и надписями. Люстра отражается в зеркале, что зрительно увеличивает пространство комнаты. По стенам курительной мелкой вязью идет повторяющаяся надпись «слава Аллаху».


Интерьер особняка Брусницыных. Потолок в курительной комнате, выполненной в "мавританском" стиле.

Кальян, подушки, ковры, диваны — всё это убранство не сохранилось. Напольное покрытие сделано уже в наше время, его орнамент повторяет рисунок низа стен.


Уникальная старинная люстра из стекла и латуни покрыта восточными рисунками и надписями.Люстра отражается в зеркале, что зрительно увеличивает пространство комнаты. Само зеркало в фестончатой раме сейчас уже не цельное, а состоит из фрагментов.

По стенам курительной мелкой вязью идет повторяющаяся надпись «слава Аллаху». Эркер находится на углу здания, а окно с мраморным подоконником находится непосредственно над парадной дверью особняка, со стороны Кожевенной линии.

Как раз за стеной этого помещения находится мраморная парадная лестница, идущая с первого этажа особняка, от ныне заколоченного парадного входа. Долгие годы лестница была закрыта деревянными перекрытиями, и во многом благодаря этому сохранилась почти в первозданном виде

Для проведения очередных киносъемок перекрытия удалили, и теперь лестницей можно любоваться без помех.

Никаких светильников тут нет, но лестница хорошо освещена дневным светом. Сохранились очень ценные мраморные ступени и мраморные же резные перила ручной работы. Потолок и стены сплошь покрывает лепка с обильным растительным орнаментом, женскими головками и фигурами кариатид.


На верхней площадке лестницы, под окном можно увидеть мраморный камин в достаточно строгих формах.Расположенное над ним окно обращено в оранжерею (зимний сад), которая когда-то был наполнена зеленью, цветами и даже плодовыми деревьями. Полукруглый эркер смотрит в прилегающий к дому сад.


В эркере на площадке около камина когда-то стояло кресло, а ноги посетителей утопали в коврах. Сейчас здесь откровенно холодно и бесприютно. Но при небольшом усилии воображения можно представить себе, как гости купцов Брусницыных, входя в парадную дверь, поднимались по ослепительно сверкающей беломраморной лестнице и видели в окно над камином цветущий рай оранжереи, а над головой — пышный лепной орнамент.

Миновав проходную, поднимаемся на второй этаж и после ряда невзрачных советских коридоров оказываемся в бывшей парадной купеческой столовой, оформленной в стиле позднего ренессанса. Великолепное помещение освещалось люстрой, которая сейчас не работает, настенные светильники тоже горят не все.

Практически всё сохранившееся в помещении убранство — подлинное. Особенно впечатляет лепной кессонированный потолок, окрашенный под дерево и гармонирующий с деревянными настенными панелями и дверями.

Большая бронзовая люстра и бра на стенах тоже подлинные, остались с брусницынских времен. Первоначально для освещения использовались свечи, впоследствии замененные электричеством.

Также в парадной столовой сохранился в первозданном виде прекрасный резной деревянный буфет.

Стены украшают деревянные дубовые резные панели ручной работы, очень ценные (среди этих панелей слева от буфета есть замаскированная потайная дверца, ведущая в бильярдную, где мы побываем в конце нашего путешествия по особняку).

Добротные деревянные двери украшены резными орнаментами и бараньими головами(баран является атрибутом бога торговли). Пол и бумажные обои — современные (вместо обоев стены раньше были затянуты тонкой светлой кожей — как-никак завод-то был кожевенный!).

Оконные и дверные проемы отделаны темным деревом. Окон, выходящих на улицу, в столовой нет. Гравированные стекла в окнах и дверях столовой обращены в зимний сад (оранжерею), где мы побываем чуть позже

Мебели, как и в других помещениях особняка, в столовой практически не сохранилось. Когда-то в центре этого большого, но уютного обеденного зала стоял огромный овальный дубовый стол, вокруг которого располагались обитые кожей стулья на 60 человек. За столом собиралась и пировала купеческая семья, коллеги и друзья предпринимателей. Даже еще лет десять назад в этом помещении можно было увидеть несколько мощных дубовых стульев, на которых когда-то сиживали купцы Брусницыны, но сейчас от этого старинного гарнитура не осталось и следа.

Гостиная. Гостиная впечатляет нарядной отделкой в уютных, теплых коричневатых тонах. Когда-то подобных гостиных в особняке было несколько, они шли анфиладой вдоль главного фасада по Кожевенной линии. В оформлении гостиной обнаруживается влияние стиля рококо. Стены разбиты на отдельные панно с золочеными лепными рамками изогнутых очертаний. Такой же золоченый лепной орнамент можно заметить на дверях и в обрамлении зеркал.

В промежутках между панно помещены вертикальные вставки с лепным узором и ажурной сеткой.

Падуга комнаты украшена растительными орнаментами, раковинами и фигурками дракончиков.

Великолепный потолок гостиной также обильно украшен лепниной, в том числе узорами в виде сетки, которые перекликаются с золоченой сеточкой настенной лепнины и вентиляционных решеток в падуге потолка.

В помещении сохранилась подлинная люстра.

Особенно примечательно, что стены гостиной затянуты подлинным шелком (штофом) более чем столетней давности.

Зеркала, поставленные друг напротив друга, создают иллюзия бесконечности перспективы.

Зеркала также имеются в эркере, расположенном в центре главного фасада здания. Из этих окон видна вся Кожевенная линия. В комнате также сохранились цельные рамы и мраморные подоконники.

Далее проходим в зимний сад, который мы уже неоднократно видели из окон разных комнат особняка. В зимнем саду (оранжерее) когда-то росли пальмы и редкие виды других экзотических растений. Помещение, в отличие от нынешнего времени, отапливалось, здесь был создан подходящий климат для произрастания тропических растений. Как уже было сказано, после революции всё это зеленое богатство было передано в Ботанический сад.

В зимнем саду сохранились двойные металлические рамы. Во время войны стекла оранжереи были для маскировки полностью закрашены черной краской, и следы этой краски можно видеть и поныне. В советское время в помещении располагалась химическая лаборатория завода им. А.Н Радищева, и стояли столы для анализов. Стеклянный потолок оранжереи в 1993 был покрыт металлом, а под ним натянули брезент от протечек.

В заключение можно осмотреть бильярдную (красный кабинет) , куда можно попасть из оранжереи или столовой (из столовой сюда ведет уже упоминавшаяся потайная дверца). Увы, освещение в этой комнате не работает, так что трудно что-либо рассмотреть.

В помещении уцелел лепной потолок под дерево, а также мощная бронзовая люстра со специальной ручкой, позволявшей опускать её над столом. Сам бильярдный стол утрачен, но остальное убранство комнаты сохранилось, в том числе встроенные угловые диванчики с подлинной обивкой, два шкафа для бильярдных принадлежностей, двери и резной камин. Низ стен облицован панелями, верхняя часть обтянута тканью.

Когда-то в бильярдной ещё был роскошный занавес, который благодаря особой плотности не пропускал ни единого лучика света из соседней оранжереи.




https://www.mishanita.ru/2012/12/22/18136/

http://www.citywalls.ru/house

Рубрики: Особняк купцов Брусницыных

Процитировано
Понравилось: 16 пользователям

Планировка парадных помещений - анфиладная, помещений в западной части - коридорная. Белый зал декорирован в стиле Людовика XV. В столовой, оформленной в стиле позднего Ренессанса, кессонный потолок, дверные и оконные проемы выполнены из темного дерева, окна, выходящие в зимний сад, украшены гравированными стеклами.

Некоторое время назад заводские корпуса хотели перестроить в элитную гостиницу с видом на море, а особняк Брусницыных обустроить под ресторан. Однако на такую реставрацию требуется колоссальная сумма, да и глухой промышленный район не способствует инвестиционной привлекательности. В настоящее время судьба особняка неизвестна.

в плане особняк напоминает букву «Ш». Центральная линия, идущая вдоль Кожевенной линии, предназначалась для парадных помещений, а три перпендикулярных корпуса служили для жилых комнат трех братьев Брусницыных и их семей. Основные парадные помещения сосредоточены в восточной половине здания, здесь использована анфиладная планировка.

Часть этой анфилады мы сегодня и увидим, благо в этой, парадной, половине особняка кое-то уцелело (в жилых же помещениях в советское время были устроены цеха, так что в той части дома вся роскошь бесследно исчезла).

Основная часть интерьеров особняка Брусницыных находится в заброшенном состоянии: тут и там попадается потрескавшаяся краска, ободранная лепнина, обшарпанные стены. Зрелище печальное. Понятно, что основные предметы убранства (скульптура, комоды и этажерки, ковры, хрусталь и прочая обстановка богатого дома) утрачены. Радует, что сохранилось хоть что-то; в основном это люстры, камины, а также декор потолков и стен — причем всё это по большей части подлинное, и, поверьте, на это стоит посмотреть.

После революции 1917 г. в особняке разместили администрацию завода, который стал называться - Кожевенный завод им. А. Н. Радищева.

Ну а теперь совсем немного погуляем по особняку.

Гостиная впечатляет нарядной отделкой в уютных, теплых коричневатых тонах. Когда-то подобных гостиных в особняке было несколько, они шли анфиладой вдоль главного фасада по Кожевенной линии, однако другие гостиные не сохранились, так как были превращены в заводские помещения. К счастью, эта гостиная сохранилась: в советское время она служила кабинетом директора завода.

В оформлении гостиной обнаруживается влияние стиля рококо. Стены разбиты на отдельные панно с золочеными лепными рамками изогнутых очертаний. Такой же золоченый лепной орнамент можно заметить на дверях и в обрамлении зеркал. В промежутках между панно помещены вертикальные вставки с лепным узором и ажурной сеткой. Падуга комнаты украшена растительными орнаментами, раковинами и фигурками дракончиков.

Великолепный потолок гостиной также обильно украшен лепниной, в том числе узорами в виде сетки, которые перекликаются с золоченой сеточкой настенной лепнины и вентиляционных решеток в падуге потолка.
Зеркала, поставленные друг напротив друга, создают иллюзия бесконечности перспективы.

Стены гостиной затянуты подлинным шелком (штофом) более чем столетней давности. Это большая редкость для петербургских дворцов.

Танцевальный зал или Белый зал оформлен в стиле Людовика XV.

Ослепительно нарядное помещение обильно украшено белой лепкой с золочением (впрочем, от золочения сегодня осталось немного).

Зал расположен в парадной анфиладе, и его окна выходят на Кожевенную улицу.

Плавный переход от вертикальной плоскости стен к горизонтальной плоскости плафона образует двухъярусная лепная падуга. Она скругляет углы и придает интерьеру особую пластичность и живописность.

Прекрасно сохранился мраморный камин, подобные которому можно увидеть в лучших дворцах Петербурга

К Белому залу примыкает небольшая курительная с прекрасно сохранившимся роскошным декором. Это одно из самых ценных помещений дома.

По моде того времени кальянная комната оформлена в восточном (мавританском) стиле.

Стены и купол этой «мавританской шкатулки» украшены ярко раскрашенной гипсовой лепкой с позолотой.
По стенам курительной мелкой вязью идет повторяющаяся надпись «слава Аллаху».

Мраморная парадная лестница, идущая с первого этажа особняка.

Лестница хорошо освещена дневным светом. Сохранились очень ценные мраморные ступени и мраморные же резные перила ручной работы. Потолок и стены сплошь покрывает лепка с обильным растительным орнаментом, женскими головками и фигурами кариатид. Полукруглый эркер смотрит в прилегающий к дому сад.

Дверь в Красный кабинет или бильярдную.

Красный кабинет или бильярдная - помещение, куда можно попасть из оранжереи или столовой (из столовой сюда ведет уже упоминавшаяся потайная дверца).

В помещении уцелел лепной потолок под дерево/ Сам бильярдный стол утрачен, но остальное убранство комнаты сохранилось, в том числе встроенные угловые диванчики с подлинной обивкой, два шкафа для бильярдных принадлежностей, двери и резной камин. Низ стен облицован панелями, верхняя часть обтянута тканью.
Когда-то в бильярдной еще был роскошный занавес, который благодаря особой плотности не пропускал ни единого лучика света из оранжереи.

Оранжерея

Особняк Брусницыных считается одним из самых мистических мест в Петербурге. Старинный дом в стиле эклектика хорошо сохранился, несмотря на то, что реконструкция здесь ни разу не проводилась. В этом здании туристы узнают, как жила элита императорской России.

Экскурсии в особняк Брусницыных пользуются огромной популярностью из-за его потрясающих интерьеров. В доме проходили съемки многих художественных фильмов, например, «Анны Карениной» С. Соловьева

Находится особняк на Васильевском острове, на территории, в 18-ом веке занимаемой мучными складами. Историческое наименование этого района Петербурга – Чекуши. Так назывались небольшие молотки, с помощью которых перемалывали муку. Позднее в Чекушах открылось несколько заводов по обработке кожи.

В 1844 г. в столицу империи прибыл зажиточный тверской крестьянин Н. М. Брусницын. Он купил себе дом в районе Чекуши и открыл там небольшую кожевенную лавку. Дела у Брусницына спорились, и скоро он смог накопить денег для перехода в купеческое сословие. Лавка Николая Мокеевича превратилась в крупный завод.

Разбогатев, бывший крестьянин решил перестроить свой дом. Купец нанял архитектора А. Андреева, который пристроил к зданию второй этаж, увеличил фундамент, задекорировал фасад.

В столице Николай Мокеевич женился, родил восьмерых детей. Не владея грамотой, он вложил огромные деньги в образование детей.

В 1884 г. Брусницын скончался, передав все имущество детям. Наследники купца решили повторно перестроить дом, наняв для этих целей архитектора А. Ковшарова. Именно этот зодчий сделал здание таким, каким мы его знаем.

Особняк стал гораздо выше, в нем был разбит зимний сад. Ковшаров пристроил к дому три флигеля, придав зданию Ш-образный вид. Во всех новых строениях располагались жилые помещения. В центральном здании находились парадные залы.

Революция вынудила Брусницыных спешно покинуть Россию. В их доме расположилось управление кожевенной фабрики им. Радищева. Герб купцов над входом был демонтирован, вместо него разместили советскую символику.

В зимнем саду находилась лаборатория завода, в пристройках – цеховые помещения. К сожалению, в результате этой перестройки зимний сад был полностью уничтожен.

Среди внутренних помещений сохранились Парадная столовая, Танцевальный зал, Курительная комната, Парадная лестница, Бильярдная, Гостиная.

Парадная столовая

Сразу после входа в особняк, посетители попадают в красивую комнату, обшитую резными панелями из натурального дуба. Потолок помещения украшен деревянными кессонами, здесь же находится массивный буфет.

Эта комната использовалась для торжественных обедов. Раньше в ней располагался длинный стол и стулья. Туристов здесь заинтересует огромная люстра из бронзы – настоящее произведение искусства.

Танцевальный зал

Одно из красивейших помещений в особняке Брусницыных. Купцы стремились быть во всем похожими на аристократов и давали балы, которые славились на весь Петербург. В зале большие окна, стены украшены лепниной и барельефами, на потолке – шикарные люстры.

Отлично сохранился украшенный белоснежными каменными ангелочками камин, массивное зеркало в уникальной оправе. По обе стороны от камина установлены позолоченные тумбы. При Брусницыных здесь стояли цветы, когда особняком завладела советская власть, тумбочки использовались в качестве постаментов для бюстов В. Ленина и К. Маркса.

Убранство Танцевального зала напоминает интерьеры Зимнего дворца: здесь очень много барельефов, небольших статуй, орнамента и лепнины.

Курительная комната

Самое необычное помещение в доме. Для оформления курительной комнаты архитектор А. Ковшаров выбрал восточный стиль. Потолок выполнен в виде купола, обильно позолочен. Позолотой покрыты и стены. Гостям кажется, что они находятся где-то в Самарканде. Усиливает ощущение арабский орнамент, складывающийся в надпись «Слава Аллаху».

Парадная лестница

В советское время мраморную лестницу на входе в особняк Брусницыных скрыли под досками. Пол был разобран в 2015 г., открыв миру изумительную лестницу из редкой породы мрамора с уникальными резными перилами. Лестница прекрасно освещена расположенным рядом окном.

Бильярдная

Бильярдную жители особняка Брусницыных называли также Красным кабинетом. Потолок украшен лепниной, посреди него находится люстра уникальной конструкции: с помощью специальной рукоятки ее можно опускать и поднимать, увеличивая и понижая интенсивность света.

В бильярдной сохранились диваны с оригинальной обивкой, деревянные шкафы для хранения костяных шаров.

Гостиная

Как и во многих других помещениях особняка Брусницыных, основной достопримечательностью гостиной является люстра – здесь она огромная, позолоченная на несколько десятков свечей. Стены помещения покрыты шелковой драпировкой. В комнате находится множество зеркал, расположенных таким образом, чтобы у находящегося в помещении возникала иллюзия бесконечного пространства.

Несмотря на высокую архитектурную значимость и статус объекта культурного наследия, будущее особняка Брусницыных не предопределено. Кожевенная фабрика им. Радищева давно закрылась, ухаживать за помещениями некому.

Небольшой приток денег на ремонт особняка обеспечивают экскурсии, аренда, а также регулярные фото- и киносъемки. На текущий момент (15.11.2017 г.) петербургские власти не приняли план реконструкции здания.

Старина и запущенность особняка сделало его культовым местом среди мистически настроенных людей. Согласно одной из петербургских легенд, зеркала в дом Брусницына привезли из итальянского дворца, не зная, что когда-то в этом палаццо находился гроб с телом графа Дракулы. Именно с этим обстоятельством мистики связывают несчастливую жизнь Брусницыных, болезни многих членов этой семьи, а также смерть внучки Николая Мокеевича.

Как добраться