Ремонт динамика - пособие в картинках. Восстановление гибкости тканевого подвеса АС Diatone Ремонт эстрадных динамиков

Современная акустика для автомобиля довольно дорого стоит, поэтому автолюбителям часто приходится использовать старую отечественную технику в автомобиле, в частности речь идет о динамических головках. Некоторые виды таких динамиков (такие, как 50ГДН/70ГДН/100ГДН и т.п.) довольно хороший вариант даже для автомобильных сабвуферов, они рассчитаны на ГОСТ-овские ватты, так, что современными усилителями их не спалить.

Проблема использования таких динамиков заключается в том, что в некоторых из них использовались поролоновые подвесы, которые со временем пришли в негодность и подлежат замене. Головки 50 и 70ГДН 10-и дюймовые и найти резиновые подвеса к ним довольно проблематично, поэтому есть несколько альтернативных решений для ремонта этих динамиков.

Если подвес поврежден местами, а не целиком, то для начала нужно склеить частицы подвеса, использовать можно любой клей, в том числе и ПВА, после того, как клей подсох, мы получаем в какой -то мере цельный подвес, но этим ремонт не завершен.

Силикон или силиконовый герметик своего рода клей, который при высыхании превращается в довольно хорошую резиновую поверхность. Он не боится суровых рабочих условий, также стойкий к погодным перепадам, следовательно, это то, что нам нужно в качестве материала подвеса.
Силикон имеет очень неприятный запах, поэтому всю операцию стоит проводить на чистом воздухе, а то можно и отравиться!

Для работы вам скорее всего будут нужны резиновые перчатки, но и без них работу можно довести до ума.
Всего лишь нужно пальцем ровно намазать силикон по всему периметру подвеса, таким образом, на поролоновом подвесе образуется слой толстой резины — это и нам нужно. Силикон высыхает за 1-2 суток, после высыхания неприятный запах пропадает.

В итоге если работать аккуратно, ровно усаживая силикон, то качество нашего подвеса будет на ровне с промышленным, за исключением того, что промышленные (даже резиновые) подвеса боятся температурных перепадов, а при длительной работе деформируются и местами обрываются, в случае нашего подвеса, всего этого не будет,поскольку силикон обладает большой стойкостью и к влажности и к температурным перепадам, а за счет своей гибкости и эластичности не будет деформироваться даже через несколько лет.

Этот метод мне подсказал один хороший друг — довольно известная личность в этой области и именно благодаря его методу таким образом восстановил свыше 20 динамических головок типа 50ГДН и даже сейчас они работают прелестно!.

На вторичном рынке акустических систем достаточно часто можно встретить продукцию фирмы «Mitsubishi» - АС «Diatone» с «задубевшими» подвесами из ткани. В звучании этих АС присутствует бубнение, ослабление нижнего регистра и тусклость звучания. Вернуть гибкость тканевых подвесов можно при помощи простых манипуляций.

Сначала готовится раствор: смесь ¼ часть пластификатора от отечественного эпоксидного клея и ¾ части ацетона.

Затем снимаются НЧ и СЧ динамики. НЧ динамик ложится лицевой частью вниз на подставки, чтобы диффузор ни касался поверхности и не сминал подвес. Кисточкой наносится приготовленный раствор на внутреннюю часть тканевого подвеса, оставляется на 10-15 минут, а затем процедура повторяется.

Через 24 часа проводится проверка состояния гибкости подвеса и при необходимости пропитка проводится еще раз.

Ацетон, входящий в состав смеси, растворяет старый пластификатор и новый, смешиваясь с ним, пропитывает ткань. После испарения ацетона, свежий пластификатор не позволяет старой пропитке «задубеть».

Если тканевый подвес НЧ динамика имеет небольшой порез, то он обрабатывается свежим (достаточно жидким) резиновым клеем Последовательно через интервал времени 20-30 минут наносятся два восстанавливающих слоя. Покрытие происходит таким образом, чтобы место разрыва сохраняло первозданную форму. Клей, наносится изнутри и создает заплатку на тканевом подвесе, герметизирующую внутренний объем АС.

Обработка и восстановление тканевого подвеса НЧ динамика происходит с внутренней стороны, при этом лицевая сохраняет минимальные следы вмешательства.

Гофрированный подвес у СЧ динамика пропитывается, без съема защитной сетки, как показано на фото, при помощи тонкой медной проволоки и кусочка ваты.

Вата прокалывается проволокой, затем складывается пополам, и тем самым обеспечивается фиксация тампона.

Белое кольцо вокруг купола обязательно обрабатывается, так как является важной частью перехода из жесткого купола в мягкий подвес.

Описанным способом восстановлена гибкость тканевых подвесов АС «Diaton DS-1000». Помимо ожидаемого увеличения басов и отсутствия «бубнения» приятным дополнением стало повышение «воздушности» и «яркости» воспроизведения музыкальных фонограмм. Рецепт состава значительно дешевле и доступнее оригинальных «фирменных» пропиток из Японии и подойдет для обработки любых динамиков с тканевым подвесом.

С момента обработки динамиков прошло более месяца. Гибкость подвесов сохраняется на прежнем уровне.

Недавно, в качестве эксперимента была обработана пара 4А32 Ломо 1975г.

Заводские параметры Fрез. для обоих головок были указаны 50 Гц. Замер показал 52 и 60 Гц. На следующий день, после обработки с обоих сторон воротника жидкостью - 49 и 57 Гц.

Пропитка более тонких бумажных диффузоров, например 4ГД8е или 2ГД36, выявила "расползание" на диффузор пластификатора после сушки. Однако, если диффузор или его край был предварительно пропитан клеем ПВА этого не происходит.

О пропитке диффузора клеем ПВА и другими "доступными" средствами - в другой статье.

Мошев Станислав ака Ky3ne4ik

Недавно на ремонт принесли динамическую головку у которой был изношен подвес. Простой теxнологией ремонта динамиков решил поделится и с вами, дорогие радиолюбители. Итак, все очень просто, а для ремонта нам нужно иметь под рукой прозрачный скотч и клей момент (резиновый, водостойкий), если нет в наличии такого клея - можно обойтись универсальным водостойким. Берем скотч и обклеиваем им отверстия и оборванные места подвеса.

После того как все уже обклеено, убедитесь, что не остались маленькие дырки (чтоб не было утечки залитого клея). Для придания круглой формы, скотч следует чуть погреть (можно использовать зажигалку).

Далее начинаем реставрацию подвеса динамика. Берем клей момент и намазываем на скотч, старайтесь сделать это как можно аккуратно и гладко. Убедитесь, что клей сел равномерно. Затем нужно оставить головку для высыxания.

Клей высыxает в течении 5-7 часов, и после превращается в резину. Во время засыxания клея, головку нужно поставить на ровную поверxность для того, чтобы клей высоx равномерно по всему параметру подвеса.

Спустя несколько часов динамическая головка уже готова к использованию. Разница между заводским и самодельным подвесом почти нет, звук четкий и качественный, клиенту кстати очень понравилось, надеюсь и вам понравится.



Вообще в течении многиx лет почти такую теxнологии использовал для замены подвеса динамическиx головок радиотеxника С-30. Эти головки имеют довольно качественный звук, отлично себе чувствуют на низкиx частотаx (правда СЧ хромают), одним словом неплохая головка для мощного сабвуфера, но тут один недостаток - поролоновый подвес. На глубокиx бассаx при полной громкости он выдержит не больше 20 минут. Использовал десятки способов замены подвеса такой головки, но ни один не устраивал - то xрипы то динамик становится очень твердым, то нарушается центровка и с катушки сдирается лак, но потом просто решил сделать самодельный подвес для такой головки способом скотча и клея момент. Результат поразил! Головка стала основой для мощного автомобильного сабфуфера и целыx 3 года используется в машине у друга. Усилитель мощный, собран на основе знаменитой TDA7294 мощность которого в пике может достигать до 110 ватт! И представьте - головка с легкостью выдерживает эту мощность, а подвес не рвется.



А вот еще один секрет самодельного подвеса - не жалейте клей! Его нужно залить чем больше - тем лучше, а если дома есть динамические головки с изношенным подвесом (такой дефект встречается очень часто) то не спешите иx выкидывать, они вам еще будут служить верой и правдой в течении несколькиx лет! Для предварительной фиксации скотча желательно использовать супер клей. От такой переделки параметры динамики не пострадают, а реакция на низкиx частотаx даже будет лучше, чем в то время, когда динамик был выпущен из завода - АКА.

Обсудить статью РЕМОНТ ДИНАМИКОВ

Методика может быть применена для ремонта динамика 25ГДН-1 (10ГД-34) и для других аналогичных динамиков и не может расцениваться как единственно правильная.

Для этого понадобится следующие основные материалы:

1. Подвес, соответствующий динамику

2. Любой контактный клей (Момент-1, 88)

3. Латекс или разведенный ПВА

Подвесы поставляются не обрезанными как по внутреннему размеру, так и по наружному т.к. используются не только для ремонта 75 ГДН. Его необходимо обрезать на нужный диаметр.

Отклеивается колпак, размочив клей ацетоном. Зачищается место под вклейку подвеса (на диффузоре и держателе). Обрезается диффузор по периметру на 2 мм. С помощью полосок из бумаги (пластика и др.) центруется подвижная система (полоски закладываются в зазор между катушкой и керном магнитной системы). Наносится контактный клей на подвес, диффузор и держатель (подвес в начале потеряет свою форму, потом вернется в исходное положение). И, вооружившись ловкими руками, ровно опускаем подвес на диффузор и держатель. Лучше слегка вытащить диффузор из держателя, чтобы он сначала лег на диффузор, а потом вместе с ним приклеить его к держателю. Вытаскиваем полоски, контролируем качество сборки и приклеиваем колпак. Для этого можно использовать ПВА или 88 клей.

Можно для облегчения процесса отклеить шайбу от диффузора, размочив ацетоном (благо качество клеев наших динамиков оставляет желать лучшего), и отпаять выводы (а лучше их вообще заменить).

Можно, конечно, отклеить от держателя и шайбу, применив для этого растворитель 88 клея - этилацетат.

Тогда, нужно положить подвес на ровную поверхность, намазать клеем диффузор и подвес, после чего опускаем на него диффузор с катушкой. Потом наносим 88 клей на подвес, держатель, а БФ на диффузор и шайбу, центрируем, вышеуказанным методом подвижную систему и вклеиваем.

Хорошим тоном считается залить на указанное на рисунке место латекс (или разведенный ПВА).

Хорошо еще сделать отверстия под колпаком для лучшей вентиляции.













Подготовлено по материалам портала "www.diffusor.spb.ru"