Создано природой: пейзажный стиль в ландшафтном дизайне и его особенности. Пейзажный сад: природный стиль в ландшафтном дизайне

Сад декоративного назначения, в котором много привлекательных ландшафтных видов, интересных растительных композиций, пластических решений принято считать пейзажным. У этого типа садов традиционно есть и другое название Английский, ведь именно в Англии были заложены основы, сложились принципы Пейзажного сада.

Англичане любили свои сады, ценили красоту растений и старались окружить себя красивыми видами. Мастера старались максимально сохранить прелесть и естественность живой природы, аккуратно адаптировав ее к условиям конкретного сада. Сложилась традиция организации живых кулисных посадок в свободной или стриженой форме, создания смешанных цветников непрерывного цветения, в которых нередко присутствовали и кустарники, и даже деревья. Так родилось понятие миксбордер. Позднее появилось бессчетное количество вариантов и модификаций, но главные принципы Пейзажного сада остались прежними - сочетание яркой выразительности и природной естественности.

В пейзажном саду все растения высаживаются свободными группами. Они дополняют друг друга и перекликаются то фактурой, то цветом, то формой. Вспыхивают и гаснут новые краски, а декоративность сохраняется. Здесь по краю дорожек высажены хосты. Справа они поддержаны розовой хелоне, слева - парковыми розами. Извилистая дорожка, с обеих сторон густо заросшая отцветающими в конце лета растениями, приглашает пройти по ней к домику. Его крыша едва виднеется из-за ветвей деревьев и разросшихся кустарников. В пейзажном саду обычно много разнообразных растений, и древесных, и кустарниковых, они перемешиваются ветвями и сплетаются кронами, а цветы сменяют друг друга в цветении с весны и до осени.

Зона отдыха с удобной садовой мебелью разместилась на мощеной площадке, окруженной со всех сторон зеленой стриженой лужайкой газона. По его краям высажены пышными группами разнообразные травянистые многолетники, в том числе и злаки. Цветовая гамма решена в теплых тонах. Мебель окрашена в белый цвет. Все эти нехитрые приемы привносят ощущение света и радости даже в пасмурный день.

В пейзажном саду вполне уместны некоторые элементы из регулярных садов. Как, например, здесь низкий стриженый бордюр, организующий пространство сада особым образом. В цветниках перемешаны самые разнообразные цветы, звучат неожиданные сочетания, но в целом картинка кажется упорядоченной и живописной.

В этом цветочном бордюре перемешаны самые разные растения: многолетние, однолетние и клубневые. Представлены все возможные окраски без учета каких-либо правил. Этот смешанный цветочный бордюр наполнен объемами и формами, насыщен красками и вместе с развесистым деревом слева создает живописную картину бушующего лета.

Внутреннее пространство тенистого сада. Здесь тон задает развесистое старое дерево с мощным рельефным стволом и корявыми ветвями. Оно художественно и значительно. Под ним расстилается большая стриженая лужайка с ярко-зеленым травяным ковром, а все растения рассредоточены по периферии сада, группами прижимаясь к стенам дома. Здесь нет никаких ярких и кричащих окрасок. Создается умиротворенное ощущение покоя. При этом вся композиция представляется законченной пейзажной картиной.

Цветник из многолетников вдоль изгиба дорожки. В конце лета многие цветы уже отцвели, сохраняясь в композиции лишь облиственными куртинами. Другие еще в полном блеске. Золотятся травы, играют на ветру красные шишечки кровохлебки на длинных, тонких цветоносах. Во всю еще цветут розы и котовники. Дербенник и кусты фиолетовой монарды усиливают сиреневую ноту. Чуть дальше в группе угадываются золотисто-желтые нотки. Все растения в композиции тщательно подобраны, но их свободные перемешанные объемы убеждают зрителя в естественности цветника. Вся картина выглядит живописной с весны и до осени.

Эффектный белый сад организован по обе стороны извилистой дорожки. Буйно цветут аквилегии, поддержанные только зацветающими астранциями и уже вовсю разросшимися мискантусами. В отдалении слева зацветают чубушники «Аурея». Их желтые листья создают мягкий контраст и белым цветам, и зеленой листве. В правой группе желтый отголоском звучит в листьях хосты.

Классический миксбордер из травянистых растений оформлен по принципу кафедры. На переднем плане собраны низкие растения, а средний и задний планы местами переплетаются, что создает особое ощущение глубины и объема. Цветовая палитра в классических традициях - на сочетании сиреневых и ярко-желтых тонов, но цвет разнесен в пространстве, а промежуточная группа в беловатых тонах смягчает прямой контраст. Благодаря всем этим уловкам вся композиция смотрится очень естественно и живописно. Растения высажены крупными куртинами, контрастируют формой соцветий, плотностью цветущих слоев. Особенное настроение легкости, динамику придают группе злаки: вейники, мискантусы и перистощетинник.

Фрагмент цветника с розами и лавандой. Цветы оформлены в группы, акцентированные низкими стрижеными бордюрами, за которыми бушуют розы, лаванда, душистый горошек, дельфиниумы и сальвия. Композиция украшена кованой ажурной аркадой, выкрашенной в голубой цвет, обыгранный в цветниках. На заднем плане пышные куртины кустарников, среди которых огромный великолепный куст гортензии метельчатой «Грандифлора».

Спокойная композиция из очитков. Некоторые из них уже отцвели, другие еще не полностью расцвели, но, поддержанные другими многолетниками, образуют интересную декоративную группу, контрастирующую формой, окраской, объемами. На переферии собраны более высокие растения в кулисных посадках. Вся композиция выглядит естественно и при этом очень живописно.

Фрагмент пышного миксбордера с акцентированием пурпурного цвета. Здесь собраны и травянистые многолетники, и летники, и кустарники. Они высажены большими живописными куртинами и сочетаются объемами и окраской, мягко контрастируя формой соцветий и фактурой. Композиция классическая - миксбордер одностороннего обзора, но вся картинка радует приятным сочетанием дополняющих друг друга цветовых тонов и возможностью рассматривать особенности фактуры.

Белый сад выполнен по профилю дорожки и ограничен стриженой живой изгородью. В составе группы растения, цветущие белым, и те, в листьях которых присутствует белый цвет. Обе стороны построены по принципу кафедры и ограничены по нижнему краю бордюрами: справа из цветущего ибериса, слева из вечнозеленого стриженого кустарника. Кусты гибридного паслена задают ритм, без которого наполнение цветника смотрелось бы просто цветочной массой. Следует добавить, что этот белый сад находится в не очень выигрышной позиции. При ярком солнце белый цвет теряет глубину и фактуру. Белые композиции лучше размещать при легком затенении.

В старом саду подросли деревья. Многоствольная туя справа кронирована и выглядит совершенно необычно. Ее крона нависает над крышей дома, над газоном и дорожкой, создавая определенное лирическое настроение. Дорожки теряются среди газона, но растения сгруппированы в небольшие композиции и возникает ощущение простора и умиротворения. В пасмурный день здесь царит ровное, чуть размытое освещение, а при солнечной погоде в игру вступают солнечные блики, проникающие сквозь кроны деревьев.

Пейзажный сад - это, конечно, не парк, с его огромностью, но принципы организации все те же. Живописные виды, соотношение открытых и закрытых пространств, кулисы, игра прямой и обратной перспективы, свободные группы растений, выразительные сочетания, одухотворенность природы во всех ее проявлениях, будь то растительные формы, вода или камень. Когда эти принципы соблюдаются, пейзажный сад можно создать и на очень небольшом пространстве.

В пейзажном саду всегда выигрышно смотрятся рельефные участки, пластические решения, поддержанные посадками, водоемами, мощеными и протоптанными дорожками, «случайными» объектами в виде живописно разложенных каменных глыб, спилов деревьев и пней. Именно в пейзажном саду важную роль играют сезонные изменения, смена цветовых акцентов, наличие особых качеств типа колючек и шипов, ягод и соплодий, искривленных стволов и фактурной коры. Все это привносит в пейзажный сад особенное настроение. Пейзажный сад - это всегда сад настроения.

Перемешанные кроны, крупные, свободные куртины, контраст фактур, сезонные цветовые метаморфозы, засохшие ветви и коряги - все это непременные составляющие пейзажного сада, которые включаются в общую игру и вместе с росой и туманом, восходом и закатом создают нужное настроение.

Водоем в пейзажном саду, будь то пруд или ручей, отвечает все тем же принципам живописной картины. Он должен казаться абсолютно естественным, хотя и выполняется из искусственных материалов и декорируется в основном сортовыми растительными формами. Создавая водный сад в пейзажном стиле, сочетая в его оформлении садовые растения, нужно постараться добиться убедительности природного ландшафта, его особого поэтического настроения.

Продолжая тему водоема в пейзажном саду, стоит оговориться, что какие-то преувеличения, узнаваемые исторические черты вполне могут присутствовать. Как, например, формальный водоем или канал в пейзажном саду. Понятно, что это рукотворный элемент, но он не противоречит принципам. Сад в целом выглядит естественно и живописно, и он не должен в точности копировать природный ландшафт, а лишь навевать ассоциации и создавать настроение. Важно не переусердствовать с украшательством, не ввести противоречивые элементы и кричащие сочетания, как цвета, так и материалов. На фото пейзажный пруд со свободно разросшейся лягушачьей травой и куртиной мискантуса, а линия берега сознательно акцентирована линейной насыпкой камня и усилена плитами во второй линии.

Растительные композиции в пейзажном саду должны выглядеть естественно, но они, как правило, состоят из отобранных садовых форм, с акцентированным декоративным эффектом. Часто в пейзажном стиле требуется разместить экспозицию коллекции каких-либо определенных растений. Эти условности вполне допустимы, когда не нарушаются основные принципы. Так рядом могут находиться растения пусть и из разных регионов и даже с разных материков, но произрастающих в природе в сходных условиях. У таких растений ярко выражены основные узнаваемые черты: мясистые или игольчатые листья, высокие стебли или прижатая, стелющаяся форма роста и т.д. В пейзажном саду растения должны казаться взятыми из сходных условий, тогда некоторая условность вполне простительна.

Всеми любимые хосты происходят из лесных участков японских островов и дальневосточного региона. При всей своей самодостаточности и разнообразии садовых форм хосты все же эффектнее и естественнее выглядят в композициях с другими растениями. По закону пейзажного стиля сложились устоявшиеся сочетания, которые и усиливают декоративность хост, и при этом выглядят естественно. Лучшими компаньонами для них считаются астильбы, астранции, манжетка, водосбор, лабазники и бузульники, злаки и в частности мискантусы, манжетка и еще множество садовых растений, которые не противоречат хостам по своему облику и в природе растут в сходных условиях.

В пейзажном саду вполне допустимы такие вольности, как на фото - садовая решетка из обрезанных ветвей деревьев. Часто с такой же целью используют ивовые прутья, которые легко укореняются и начинают обрастать листьями. Из необработанных деревяшек, с фрагментами коры и лишайниками на поверхности, из сухих стеблей тростника традиционно выполняются всевозможные приспособления и элементы декора: подставки, решетки, перголы, арки, плетеные маты и элементы крыши и еще множество узнаваемых и типичных для разных народов полезных вещей для сада.

Сад, выполненный в пейзажной традиции, вполне может сочетаться с современными постройками. При умелом пространственном решении, использовании естественных растительных форм, мягкой пластике линий и спокойных цветовых сочетаниях вполне можно добиться хорошего результата, сочетая на первый взгляд не сочетаемые вещи. Главный принцип пейзажного сада - естественность - остается на приоритетных позициях, что подразумевает в этом случае: не злоупотреблять контрастами, не нагромождать чужеродных и противоречивых элементов украшения, не использовать кричащих цветовых сочетаний, не мельчить деталями.

Уставшие от прямолинейности и упорядоченности улиц и домов, жители города все чаще и чаще пытаются создать на своей даче естественный природный стиль сада. Отдых в пейзажном саду обладает потрясающей способностью создавать уют и отвлекать ваше внимание от городских проблем и суеты, делая садовый участок максимально комфортным для отдыха.

Пейзажный стиль садового участка был изобретен в Великобритании в 18 веке, придя на смену регулярным садам, от которых он очень сильно отличается. Исследователи считают, что на создание пейзажного стиля повлияла философская идея единения с природой, которая была очень популярна в это время, а также знакомство европейцев с уникальными на то время

Особенности пейзажного садового стиля, английского сада

Особенности пейзажного садового стиля - в гармонии с природой все должно быть.

Главная особенность пейзажного стиля – это создание на садовом участке кусочка естественной природы, который может органично вписываться в окружающую местность и создавать вид, что работа дизайнера тут не прилагалась. Для английского пейзажного стиля свойственны плавные линии и контуры составляющих элементов, хаотичность, а также асимметрия и свободное расположение всех элементов декора (садовых дорожек, кустарников, аллеи и т.д.). Не думайте, что такой пейзажный сад покажется беспорядочным и неуютным, наоборот, при правильной планировке и вы почувствуете себя не «повелителем» сада, а его частью. Так же характерной чертой пейзажного стиля или английского стиля сада, считается холмистость рельефа, которую при необходимости можно создать и своими руками.

Растительный мир английского, пейзажного сада

Растительный мир английского сада - открывается красивый пейзаж на горизонте.

Для английского сада, пейзажного стиля, характерными будут растения, которые соответствуют данной местности. Как такового распределения растений нет (т.к. уже упоминалось, что в саду присутствует хаотичность), но дизайнеры ландшафта рекомендуют рассаживать растения по принципу: , . Учитывается так же сезонные изменения цвета листвы, цветов и , т.к. при правильном подборе растений, можно сделать сад всесезонным. Не забывайте ухаживать за садом, что бы он не «запустился», для этого необходимо стричь газон, высаживать растения ярусами, а также мульчировать почву. Хотя «родные» для местности растения считаются более соответственными пейзажному саду, не исключаются также экзотически растения. Гармонично вольются в композицию растения с декоративной листвой и окрасом, злаки и живые изгороди. Что касается последних, то ими можно изящно украсить арки и перголы садового участка.

Водоемы в пейзажном стиле

Если вы стали счастливым обладателем сада, в котором располагается небольшой природный водоем, значит, для создания пейзажного стиля не потребуются дополнительные мероприятия. Если же водоема нет (как это зачастую бывает), тогда не поленитесь и . Не нужно делать его строгой геометрической формы, наоборот, не забывайте, что сад будет отражать кусочек дикой природы, поэтому форма водоема должна быть круглая, овальная либо фасолевидная. Береговая линия должна быть не четкой, по желанию украшенная гравием, песком и прибережными растениями.

Малые архитектурные формы для пейзажного сада - амфора.

Исходя из того, что сад сделан как можно больше похожим на кусочек естественной природы, архитектурные формы необходимо подбирать с учетом сочетания композиции. Правильным решением будет установка и поилок для птиц, которые добавят в ваш садовый участок немного природных мелодий. Садовые фигурки, декоративные и различные предметы антиквариата добавят оригинальность саду. Дорожки, вымощенные из природных материалов (таких как деревянный спил и природный камень) будут гармонично сочетаться с , обустроенными на водоеме. Не забываем так же про , расположенные в тихих уютных уголках садах, которые можно украсить декоративными фонариками и для создания романтической обстановки.

Английский сад для современной жизни

Акцент на архитектурное единство является визитной карточкой британского дизайнера садов Кристофера Брэдли-Хоул, его спонтанные чувства красоты добавляют радости.

Шикарный городской облик, особенно для городских садов, был очень популярен в Великобритании с середины 1990-х годов, когда его продвигали (среди других) Дэн Пирсон и Стивен Вудхамс. Эта тенденция дизайна была развитием функционализма, Модернистских идей Джона Брукса, который пришел к известности в 1970-х годах с садами с сетчатым рисунком, которые были специально разработаны для людей и их потребностей в досуге, а не для садоводства, которое ранее было Британской традицией. Брукс был под влиянием калифорнийских модернистов, таких как Томас Черч, но его работа и работа его британских последователей всегда отличались неизменным интересом к растениям. Этот кроссовер между садоводством и Модернизмом был типичным британским компромиссом, который на самом деле работал довольно хорошо. Этому виду придали массовую привлекательность в конце 1990-х и начале 2000-х годов всплеском садовых программ «makeover», на британском телевидении, продвигая прелести , «водных объектов», архитектурных растений в сеялках из нержавеющей стали и кобальтово-синих горшках для украшения. В результате была некоторая отрицательная реакция со стороны знатоков, но популярность этого подхода, когда он был реализован на высоком уровне, не уменьшилась.

Традиционный английский пейзажный сад, по краям дорожки содержит сложные и разнообразные «разливы» трав и многолетников.

Модернист Christopher Bradley-Hole

Первоначально обученный как архитектор, Кристофер Брэдли-холе является основательным Модернистом, приверженным доктринам функционализма, асимметрии и архитектурного единства, которые поддерживает эта идеология дизайна. Европейское движение за новую волну решительно повлияло на его работу в течение последнего десятилетия, но он происходит от совершенно другой традиции. Натуралистические насаждения всегда выглядели хорошо против гладкого белого или серого бетона Модернистских зданий или граничащих с экспансивными палубами из кедрового дерева, знакомыми с калифорнийской Модернистской традицией Томаса Черча и других, но Брэдли-Хоул намного глубже вошел в философию посадки, чем любой из его Модернистских предков или современников.

Стиль Bradley-Hole тесно связан с потребностями клиентов-независимо от того, есть ли у них дети, являются ли они увлеченными садоводами, в какое время дня они любят использовать сад. Для одного лондонского клиента с молодой семьей Брэдли-холе создал простое пространство, показанное ниже, состоящее из деревьев, скульптурно изображенных на цветных бетонных стенах, чтобы дети могли играть в открытом пространстве в центре сада, в то время как взрослые могли наслаждаться элегантным отступлением для вечерних коктейлей.

Это внимание Брэдли-холе к деталям, как в посадке, так и в твердых материалах, это его подпись, характеристика, которую он приписывает своему Модернистскому фону. Типичный Брэдли-Хоул сад дизайн объединяет формальной строгости с буйной, но тщательно спланированная дрифт посадок многолетников и высоких трав, таких как Тырса в углу . В одном недавнем саду в Суссексе (показанном на этих страницах) он привел эту методологию к ее логическому завершению в формалистических терминах, создав простую (но большую) сетку посадочных площадей, проектируя каждый из них индивидуально. В результате образуется выгоревший, движущийся океан растений, наводненный золотыми, голубыми, пурпурными и красными.

Bradley-Hole работает в основном для частных клиентов, сохраняя свою практику относительно небольшой и не-корпоративной, как это происходит с большинством британских садовых дизайнеров. Однако одним из его новейших проектов, бесспорно, является масштабный и громкий: редизайн области, которая была игровым полем на бывшем арсенале футбольного стадиона в Хайбери, Северный Лондон. Здесь он превращает пространство в коммунальный парк для жителей новых квартир, неформально разделенных на различные садовые «комнаты», организованные на абстрактной сетке из живых изгородей и стеклянных стен, многие из которых также являются водопадами.

Сад в природном стиле или пейзажный сад отражает тот вид местности, который мы бы хотели получить при его разбивке. Пейзажем можно назвать любую местность, которую мы видим вокруг: лес, степь, море, деревенские домики или металлургический завод. Не все пейзажи одинаково хороши, поэтому мы и стараемся выбрать тот, что нам больше всего по душе.

Выбираем пейзажный сад

Выбор пейзажа должен, безусловно, соответствовать вкусу всей семьи. На основании общего семейного выбора планируется вся последующая работа, которая будет учитывать особенности выбранного ландшафта. Рассмотрим вариант лесного пейзажа, который так хорошо знаком всем.

Лесной пейзаж

Для его формирования необходимо следовать правилам:

  • если на имеющемся участке сохранен естественный рельеф, почва и растительность, то лучше максимально сохранить этот природный дар. Самые интересные участки лучше вовсе оставить без изменения при планировке;
  • терраформинг (создание возвышенностей, водоемов и пр.), связанный с вскрытием плодородного покрова, необходимо проводить бережно, сохраняя флору;
  • максимальную естественность создаваемому пейзажу придадут местные культуры растений, этим выразится стилевая направленность сада;
  • сортовые растения следует умело сочетать с имеющимися на участке видами;
  • лучше не торопиться в разбивке сада, а отложить спорное решение и всесторонне обдумать и, лишь затем воплотить на практике.

Пейзажный сад — Учиться можно у природы

Обдумывая планировку сада с лесным пейзажем, лучше коллективно пойти с камерой в лес, найти там привлекательные для каждого уголки. Затем понравившиеся места можно будет воспроизвести в саду. Таким образом, у каждого члена семьи будет свой любимый уголок для отдыха. Для всей семьи этот пейзажный садик будет прекрасным местом для релаксации, словно волшебная страна, куда переносил гостей бала добрый волшебник из фильма «Золушка».



Полезно обратить внимание на рельеф понравившегося уголка, изучить растительность на полянке или в затененной низине. Растения там будут разные, и при оформлении пейзажа следует их высаживать в соответствии с их предпочтениями. Абсолютно ровной поверхности в природе трудно найти, поэтому при создании проекта пейзажного сада, неплохо спланировать горки и низины, лесную полянку и ручей с мостиком, прозрачную березовую рощицу и таинственный ельник. Если удастся гармонично свести все притягательные элементы в единый ландшафтный ансамбль, то можно сказать, что сад в пейзажном стиле удался на славу.

Растения в лесном пейзажном саду

Неплохо, если на территории будущего сада растут маленькие елочки. Но следует знать, что большое количество этих деревьев с возрастом сделают местность темнее и угрюмее. Если елочек много, то их лучше пересадить в определенный угол сада, создав дикий ельник. Молодые деревца легко перенесут аккуратную пересадку.

А вот березы и сосны лучше оставить на месте, поскольку даже по мере роста они не создают мрачности. К ним можно добавить подлесок из орешника, бересклета, смородины, калины или различных сортовых растений.

Красоты и органичности лесному саду добавят лесные низкие растения, высаженные рядом с хвойными деревьями, такие как земляника, костяника, фиалки. Вместе с другими низкорастущими видами они создадут прекрасные живые зеленые ковры. Выращивание почвопокровных растений избавит от необходимости разбивать газон, который к тому же будет здесь смотреться не уместно.


Пейзажный стиль хорош также тем, что не требует слишком больших вложений. Сэкономив деньги, но вложив душу и любовь к родной природе, можно получить на многие годы прекрасное место для семейного отдыха.

Вначале XVIII века в Англии зародился пейзажный стиль садово-паркового искусства. Возникновение пейзажного стиля, подобно возникновению регулярного стиля, являлось отражением идей, господствовавших в обществе XVIII века.

В Англии к началу XVIII века сформировалось новое сословие – буржуазия. Как известно, возникновение буржуазии связано с развитием производства. Люди, именуемые «буржуа», не могли похвастаться многовековой родословной, однако обладали ярко выраженными деловыми и организаторскими качествами, которые позволили им сконцентрировать в своих руках реальные средства и знания, необходимые для дальнейшего развития общества. Именно буржуазия начала XVIII века создала такую среду, в которой стремление к знаниям стало модным. Не случайно, XVIII век получил название «Эпоха просвещения». В обществе возникает интерес к истории, античной символике, культуре и национальным особенностям других стран, широко обсуждаются философские идеи, выдвигаемые Дидро, Вольтером, Ж. Ж. Руссо. Духовные стремления общества «Эпохи просвещения» выразил Руссо в лозунге «Назад, к природе!». Все направления искусства того времени пропагандировали идею «естественного человека на фоне естественной природы».

Эти настроения состоятельных людей Англии нашли свое воплощение в создании частных садов нового типа, которые в дальнейшем стали именоваться пейзажными.

Хрестоматийный пример такого стиля – знаменитые сады в местечке Стоу (Stowe, Buckingham). Их создатель – Чарльз Бриджман (Charles Bridgeman), а впоследствии – другой известный мастер – Уильям Кент (William Kent).

Считается, что знакомство с пейзажными парками Китая способствовало окончательному формированию пейзажного стиля в Европе. Однако знакомство европейцев с культурой Китая началось еще в XIII веке и связано с именем Марко Поло, что не помешало развитию регулярного стиля. К тому же в пейзажных парках XVIII века идеи китайского садоводства мало использовались. Как дань моде в парках строились беседки, пагоды, мостики, павильоны в китайском стиле, т.е. воспринималась только внешняя сторона восточного садового искусства. Восприятие европейцами философских идей востока, основанных на глубоком символизме, лаконичности и кажущейся простоте, становится возможным гораздо позднее, к началу XX века, что нашло отражение в современной архитектуре и ландшафтном искусстве.

Видимо, возникновение пейзажных парков в Европе произошло бы и без знакомства с традициями Востока, в силу исторического развития общества.

Можно выделить следующие характерные признаки пейзажных садов:

    Рельеф неровный: чередование плоских участков, возвышенностей, склонов, оврагов, природных водоемов – подражание природному ландшафту.

    Свободная планировка пространства, асимметричность, отсутствие прямых линий и осей.

    Архитектурные сооружения служат для обогащения пейзажа.

    Извилистые дорожки объединяют отдельные элементы сада. Дорожки выполняются из природных материалов: дикого камня, спилов стволов деревьев, газона, устойчивого к вытаптыванию. Существует продуманная система путей, следуя которым можно увидеть смену живописных пейзажей. Нет точки, из которой можно обозреть весь сад, перспектива открывается постепенно.

    Первостепенное значение имеют композиции из деревьев и кустарников, сочетание цвета и фактуры листьев, распределение света и тени в саду. Используются в основном породы деревьев и кустарников, растущие в данной местности.

    Садовые цветы высаживаются около дома, в саду же отдается предпочтение полевым и лесным многолетникам.

    Все водоемы, даже искусственного происхождения, должны носить ярко выраженный природный характер: неровная береговая линия, естественное обрамление (галька, песок, околоводные растения).

Пейзажный стиль чаще всего используется ландшафтными архитекторами при планировке современных загородных усадеб. Однако желание поместить на небольшой территории как можно большее количество модных декоративных элементов (китайские домики и фонарики в сочетании с альпийскими горками и скульптурами в стиле псевдо-барокко), родных березок и экзотических растений приводит к тому, что повторяются ошибки начала XVIII века, когда неопытные архитекторы стремились использовать все новинки садового искусства.

Создание парка в пейзажном стиле требует тонкого вкуса, чувства меры, хорошего знания родной природы и стремления к самосовершенствованию.

Садово-парковое искусство стран Востока

В отличие от европейских садов, в которых нашли отражение социальное устройство общества, идеи и настроения правящей элиты, в садах Востока, в первую очередь, проявляется религиозное и философское восприятие мира. В соответствии с господствовавшей в той или иной стране религией, создавались строгие каноны планировки садов, которые были неизменны столетиями. В садах на ограниченном участке пространства создавалась модель мира. Глубокий символизм, характерный для садов Востока, являлся способом передачи знаний от поколения к поколению.

Пейзажный стиль в дизайне сада, который также принято называть английским, более схож с естественным природным ландшафтом. Основной ноткой в таком стилистическом решении сада является единение человека вместе с природой. Как видно на фото, этот стиль не предполагает каких-либо четких расположений элементов на территории, тут присутствует даже некоторая небрежность и асимметрия. При этом тут важно, чтобы все детали территории органично вписывались в ландшафт и в то же время не нарушали гармонию природы.

Живая изгородь на даче

Самый простой способ получить красивую лужайку перед домом

Вы, конечно же, видели идеальный газон в кино, на аллее, а возможно, и на соседской лужайке. Те, кто хоть раз пытался вырастить зеленую площадку у себя на участке, без сомнений скажут, что это огромный труд. Газон требует тщательной посадки, ухода, удобрения, полива. Однако так думают только неопытные садоводы, профессионалы давно знают про инновационное средство - жидкий газон AquaGrazz .

Сад в пейзажном стиле, как таковой, возник на территории Англии примерно в XVIII столетии. Благодаря развитию романтизма и появился английский стиль. Здесь главное значение имеет единое восприятие человека с природой, в котором тесно ощущается их взаимосвязь. Такие архитекторы, как Уильям Кент, Чарльз Бриджмен и Ланселоа Браун внесли свой вклад в формирование этого направления в ландшафтном дизайне.

В те времена это направление стало широко применяться во Франции , где преобладали строгие французские садово-парковые ансамбли. Также на формирование этого стилистического направления повлиял и Восток , где отрицали напыщенность и искусственность, а наоборот отдавали предпочтение естественности и гармонии человека с природой.


Стиль сада

Пейзажный стиль сегодня

Пейзажный стиль сегодня – это более простой ансамбль, который можно создать практически в любого типа саду. Английский сад чуть менее затратный, также для его устройства требуется меньше работ и дальнейшего ухода. Так как в любом ландшафтном дизайне вносят несколько корректировок и получается совершенно новый стиль, который показан на фото ниже.

Пейзажный стиль хорош тем, что в его устройстве не требуется большое пространство. Английский сад предполагает разбиение и на небольшие территории. В создании сада главные элементы должны иметь мягкие и в то же время максимально плавные линии, и должен наблюдаться постепенный переход из одного в другой.


Пейзажный стиль на участке

В дизайне парка такого стилистического направления рельеф остается прежним, тут нет необходимости использовать подпорные стенки и иные конструкции. Любого типа рельефные неровности можно обыграть, и любую территорию можно подчеркнуть с помощью отдельных деталей. Также большинство архитекторов сегодня пользуется таким методом рельефного преобразования, как геопластика, которая предполагает архитектурно-художественное изменение рельефа.

Пейзажный образ в саду можно получить, если в смесь газонных семян включить пару видов трав. Довольно часто его украшают с помощью мавританского газона, который смотрится довольно нарядно и напоминает отличный ковер. Также можно использовать и альтернативные варианты газона – отсыпку либо почвопокровные растения .

Английский сад и расположение растений в нем

Пейзажный сад отличается и тем, что растения в нем располагаются ярусами – крупномеры, живые изгороди, кустарники, бордюры, а также цветники. Все насаждения находятся друг от друга независимо, группами. Такой стиль, как пейзажный, отличается огромным количеством различных цветников, в таком ландшафтном дизайне преобладают:

  • миксбордеры;
  • каменистые сады, имитирующие горные ландшафты.

Вы можете взглянуть на варианты таких садов на фото.


Английский сад и расположение растений в нем

В таком саду также присутствуют красивые солитеры, которые задают неповторимую атмосферу всей территории. На таком участке довольно часто сажают медоносы, которые привлекают пчел, а также шмелей. Уже имеющиеся посадки крупномеров в основном не изменяют. В тени больших размеров деревьев может расположиться уютная виста, которую можно спрятать в глубине сада. В таком ландшафтном пейзаже подбираются растения с листвой и цветами различных оттенков, довольно часто архитекторы используют в озеленении сады с непрерывным цветением.

Водный элемент в пейзажном стиле

Пейзажный парк невозможно представить без водоема. Нет необходимости выбирать для своего небольшого дачного участка огромные водоемы, которые выглядят неестественно. Такой стиль предполагает нечеткие береговые линии, прибрежные растения должны быть высажены произвольным образом. Но у некоторых владельцев частных домов уже есть естественный водоем. В этом случае необходимо воспользоваться новыми вариантами планировки парка и озеленения. Однако этот стиль означает присутствие в саду естественных водоемов.


Водный элемент

Визуально водоем будут лучше восприниматься, если он будет овальной либо круглой формы. Пруд на территории довольно быстро заселяют различные небольшие животные, что еще намного приближает дачную территорию к дикой природе. Отличным решением окажется и организация проток или ручьев. На плоских территориях организуют ручьи равнинного вида, у которых извилистое русло, на неровных –создаются ручьи горных типов с перепадами. Благодаря движению и шуму в воде сад оживится.

Живые изгороди и композиции из цветов

В саду присутствуют и живые изгороди. Однако, в отличие от регулярного стиля, тут предполагается использование нестригущихся изгородей из красивоцветущих пород деревьев и кустарников. Однако живые изгороди и аккуратно подстриженные бордюры тоже можно использовать. Большинство архитекторов используют такой прием, как берсо.


Живые изгороди и композиции из цветов

Многочисленные арки и перголы, которые увиты вьющимися растениями, способны разделять территорию на отдельные части и служить для ее зонирования. Также для зонирования участка применяются заборы из дерева, металлические ограды, а также разнообразные ширмы.