Жизнь самая большая ценность обладает человек. Семинар с элементами тренинга

Статья 22. Граждане, подлежащие призыву на военную службу
1. Призыву на военную службу подлежат:
а) граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (далее - граждане, не пребывающие в запасе);
б) утратил силу с 1 января 2008 года.
2. На военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.
3. Призыв граждан на военную службу осуществляется на основании указов Президента Российской Федерации.
4. Решение о призыве граждан на военную службу может быть принято только после достижения ими возраста 18 лет.
5. Граждане мужского пола, зачисленные в запас с присвоением воинского звания офицера, призванные на военную службу, имеют статус военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. Особенности прохождения ими военной службы определяются настоящим Федеральным законом и Положением о порядке прохождения военной службы, утверждаемым Президентом Российской Федерации.(С 1 января 2010 года пункт 5 статьи 22 утрачивает силу) .

Статья 23. Освобождение от призыва на военную службу. Граждане, не подлежащие призыву на военную службу
1. От призыва на военную службу освобождаются граждане:
а) признанные не годными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья;
б) проходящие или прошедшие военную службу в Российской Федерации;
в) проходящие или прошедшие альтернативную гражданскую службу;
г) прошедшие военную службу в другом государстве;
д) - е) исключены .
2. Право на освобождение от призыва на военную службу имеют граждане:
а) имеющие предусмотренную государственной системой аттестации ученую степень;
б) являющиеся сыновьями (родными братьями):
военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, и граждан, проходивших военные сборы, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военных сборов;
граждан, умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военной службы по призыву, после увольнения с военной службы либо после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов.
3. Не подлежат призыву на военную службу граждане:
а) отбывающие наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы;
б) имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления;
в) в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд.

Статья 24. Отсрочка от призыва граждан на военную службу
1. Отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданам:
а) признанным в установленном настоящим Федеральным законом порядке временно не годными к военной службе по состоянию здоровья, - на срок до одного года;
б) занятым постоянным уходом за отцом, матерью, женой, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, если отсутствуют другие лица, обязанные по закону содержать указанных граждан, а также при условии, что последние не находятся на полном государственном обеспечении и нуждаются по состоянию здоровья в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы по месту жительства граждан, призываемых на военную службу, в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре);
б.1) являющимся опекуном или попечителем несовершеннолетнего родного брата или несовершеннолетней родной сестры при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;
в) имеющим ребенка и воспитывающим его без матери;
г) имеющим двух и более детей;
д) имеющим ребенка-инвалида в возрасте до трех лет;
е) - ж) утратили силу с 1 января 2008 года .
з) поступившим на службу в органы внутренних дел, Государственную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенные органы Российской Федерации непосредственно по окончании образовательных учреждений высшего профессионального образования указанных органов и учреждений соответственно, при наличии у них специальных званий - на время службы в этих органах и учреждениях;
и) имеющим ребенка и жену, срок беременности которой составляет не менее 26 недель;
к) избранным депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, депутатами представительных органов муниципальных образований или главами муниципальных образований и осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, - на срок полномочий в указанных органах;
л) зарегистрированным в соответствии с законодательством Российской Федерации о выборах в качестве кандидатов на замещаемые посредством прямых выборов должности или на членство в органах (палатах органов) государственной власти или органах местного самоуправления, - на срок до дня официального опубликования (обнародования) общих результатов выборов включительно, а при досрочном выбытии - до дня выбытия включительно.
2. Право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане:
а) обучающиеся по очной форме обучения в:(это первый абзац)
имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях по образовательным программам среднего (полного) общего образования - на время обучения, но до достижения указанными гражданами возраста 20 лет; (второй абзац)
имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) образовательных учреждениях по программам начального профессионального или программам среднего профессионального образования, если они до поступления в указанные образовательные учреждения не получили среднее (полное) общее образование, - на время обучения, но не свыше нормативных сроков освоения основных образовательных программ и до достижения указанными гражданами возраста 20 лет; (третий абзац)
имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) образовательных учреждениях по программам среднего профессионального образования, если они до поступления в указанные образовательные учреждения получили среднее (полное) общее образование и достигают призывного возраста в последний год обучения, - на время обучения, но не свыше нормативных сроков освоения основных образовательных программ; (четвертый абзац)
имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) образовательных учреждениях высшего профессионального образования по: (пятый абзац)
программам бакалавриата, если они не имеют диплом бакалавра, диплом специалиста или диплом магистра, - на время обучения, но не свыше нормативных сроков освоения основных образовательных программ; (шестой абзац)
программам подготовки специалиста, если они не имеют диплом бакалавра, диплом специалиста или диплом магистра, - на время обучения, но не свыше нормативных сроков освоения основных образовательных программ; (седьмой абзац)
программам магистратуры, если они не имеют диплом специалиста или диплом магистра и поступили в указанные образовательные учреждения в год получения квалификации (степени) "бакалавр", - на время обучения, но не свыше нормативных сроков освоения основных образовательных программ.(восьмой абзац)
Предусмотренная настоящим подпунктом отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданину только один раз, за исключением одного из случаев, если:
первая отсрочка от призыва на военную службу была предоставлена гражданину в соответствии с абзацем вторым настоящего подпункта, гражданин может повторно воспользоваться правом на отсрочку от призыва на военную службу в соответствии с абзацами шестым или седьмым настоящего подпункта;
первая отсрочка от призыва на военную службу была предоставлена гражданину в соответствии с абзацем шестым настоящего подпункта, гражданин может повторно воспользоваться правом на отсрочку от призыва на военную службу в соответствии с абзацем восьмым настоящего подпункта.
Право на предусмотренную настоящим подпунктом отсрочку от призыва на военную службу сохраняется за гражданином:
получившим в период обучения академический отпуск или перешедшим в том же образовательном учреждении с одной образовательной программы на другую образовательную программу того же уровня либо переведенным в другое имеющее государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) образовательное учреждение для обучения по образовательной программе того же уровня. Право на отсрочку от призыва на военную службу сохраняется за гражданином по основаниям, предусмотренным настоящим абзацем, только при условии, если общий срок, на который гражданину была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу для обучения в данном образовательном учреждении или в образовательном учреждении, из которого осуществлен перевод, не увеличивается или увеличивается не более чем на один год;
восстановившимся в том же образовательном учреждении (за исключением граждан, восстановившихся в образовательных учреждениях после отчисления за нарушение их уставов, правил внутреннего распорядка или по другим неуважительным причинам), если срок, на который гражданину была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу для обучения в данном образовательном учреждении, не увеличивается;
б) получающие послевузовское профессиональное образование по очной форме обучения в имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) образовательных учреждениях высшего профессионального образования или научных учреждениях, имеющих лицензию на ведение образовательной деятельности по образовательным программам послевузовского профессионального образования, - на время обучения, но не свыше нормативных сроков освоения основных образовательных программ и на время защиты квалификационной работы, но не более одного года после завершения обучения по образовательной программе послевузовского профессионального образования;
в) которым это право дано на основании указов Президента Российской Федерации.
3..

Статья 25. Сроки призыва граждан на военную службу
1. Призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации за следующими исключениями:
а) граждане, проживающие в отдельных районах Крайнего Севера или отдельных местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, призываются на военную службу с 1 мая по 15 июля или с 1 ноября по 31 декабря. Перечень указанных районов и местностей, а также сроки призыва на военную службу граждан, проживающих в этих районах и местностях, определяются Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации;
б) граждане, проживающие в сельской местности и непосредственно занятые на посевных и уборочных работах, призываются на военную службу с 15 октября по 31 декабря;
в) граждане, являющиеся педагогическими работниками образовательных учреждений, призываются на военную службу с 1 мая по 15 июля.
2. Утратил силу с 1 января 2008 года .

Статья 26. Организация призыва граждан на военную службу
1. Призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает:
явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии;
явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы.
Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
2. Утратил силу с 1 января 2008 года .
3. На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата.
4. Порядок призыва граждан на военную службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 27. Состав призывной комиссии
1. В состав призывной комиссии включаются:
по согласованию глава местной администрации или иной представитель местной администрации - председатель призывной комиссии;
должностное лицо военного комиссариата - заместитель председателя комиссии;
секретарь комиссии;
врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу;
представитель соответствующего органа внутренних дел;
представитель соответствующего органа управления образованием;

2. В состав призывной комиссии могут включаться представители других органов и организаций.

Статья 28. Обязанности призывной комиссии по призыву граждан на военную службу и порядок работы призывной комиссии
1. При призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений:
о призыве на военную службу;
о направлении на альтернативную гражданскую службу;
о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу;
об освобождении от призыва на военную службу;
о зачислении в запас;
об освобождении от исполнения воинской обязанности.
2. В случае уклонения граждан от призыва на военную службу призывная комиссия или военный комиссариат направляют соответствующие материалы руководителю следственного органа Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по месту жительства указанных граждан для решения вопроса о привлечении их к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. При принятии решения о призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, призывная комиссия определяет вид и род войск Вооруженных Сил Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, в которых указанные граждане будут проходить военную службу.
4. На призывную комиссию возлагаются также обязанности по организации медицинского освидетельствования граждан, изъявивших желание поступить в военные образовательные учреждения профессионального образования, и принятию решения о направлении их для сдачи конкурсных вступительных экзаменов или об отказе в таком направлении.
5. Призывная комиссия принимает соответствующие решения на основании настоящего Федерального закона, других федеральных законов, Положения о призыве на военную службу и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
6. Председатель призывной комиссии объявляет решение гражданину, в отношении которого оно принято, и по требованию гражданина выдает ему копию решения.
7. Решение призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в установленный законодательством Российской Федерации срок со дня получения гражданином копии указанного решения в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации или в суд. Жалоба гражданина должна быть рассмотрена в пятидневный срок со дня ее поступления в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации. В этом случае выполнение решения призывной комиссии приостанавливается до вынесения решения призывной комиссией соответствующего субъекта Российской Федерации или вступления в законную силу решения суда.

Статья 29. Призывная комиссия субъекта Российской Федерации
1. Решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) создается призывная комиссия субъекта Российской Федерации, в состав которой включаются:
высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации - председатель комиссии;
военный комиссар - заместитель председателя комиссии;
секретарь комиссии;
врачи-специалисты, участвующие в проведении медицинского освидетельствования и медицинского осмотра граждан;
представитель министерства внутренних дел, управления (главного управления) внутренних дел по субъекту Российской Федерации;
представитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по образованию;
представитель соответствующего органа службы занятости населения (в части вопросов, касающихся альтернативной гражданской службы).
В состав призывной комиссии субъекта Российской Федерации могут включаться представители других органов и организаций субъекта Российской Федерации.
2. Призывная комиссия субъекта Российской Федерации:
организует медицинский осмотр граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед направлением их к месту прохождения военной службы, а также контрольное медицинское освидетельствование граждан, получивших освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключениями о их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования;
осуществляет методическое руководство деятельностью призывных комиссий;
проверяет правильность предоставления гражданам отсрочек и освобождений от призыва на военную службу;
контролирует обоснованность направления граждан для прохождения военной службы в видах и родах войск Вооруженных Сил Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах;
рассматривает жалобы граждан, призываемых на военную службу, на решения призывных комиссий.
3. Призывная комиссия субъекта Российской Федерации имеет право отменять решения нижестоящих призывных комиссий. При этом одновременно с отменой решения нижестоящей призывной комиссии призывная комиссия субъекта Российской Федерации принимает одно из решений, указанных в пункте 1 статьи 28 настоящего Федерального закона. При принятии решения о призыве граждан на военную службу призывная комиссия субъекта Российской Федерации определяет вид и род войск Вооруженных Сил Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, в которых указанные граждане будут проходить военную службу.
4. Решение призывной комиссии субъекта Российской Федерации по жалобе гражданина может быть обжаловано им в суд в установленный законодательством Российской Федерации срок со дня получения копии указанного решения. Решение призывной комиссии приостанавливается до вступления в законную силу решения суда.

Статья 30. Утратила силу .

Статья 31. Обязанности граждан, подлежащих призыву на военную службу
1. Граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы.
2. Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку. Повестки вручаются гражданам работниками военного комиссариата или по месту работы (учебы) гражданина руководителями, другими ответственными за военно-учетную работу должностными лицами (работниками) организаций. В повестках должны быть указаны правовые последствия невыполнения гражданами изложенных в них требований.
В случае невозможности вручения повесток гражданам, подлежащим призыву на военную службу, указанными работниками, руководителями или должностными лицами обеспечение их прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, возлагается на соответствующие органы внутренних дел на основании соответствующего письменного обращения военного комиссариата.
3. Утратил силу с 1 января 2008 года .
4. В случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Призыв на военную службу

(англ. call-up to military service) - в РФ основание прохождения военной службы. Согласно ст. 22 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»** П. на в.с. подлежат граждане РФ мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (призывник), а также окончившие гос-ные муниципальные или имеющие гос-ную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования и зачисленные в запас с присвоением воинского звания офицера.

Порядок П. на в.с. определяется Положением о призыве на военную службу граждан Российской Федерации** в соответствии с ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

П. на в.с. призывников организует глава органа местного самоуправления совместно с военным комиссаром района, города без районного деления, иного муниципального (административно-территориального) образования. Нормы П. на в.с. устанавливаются Минобороны РФ для каждого субъекта РФ и доводятся до них через штабы соответствующих военных округов (флотов), а до главы органа местного самоуправления и военного комиссара - через военного комиссара субъекта РФ.

П. на в.с. осуществляет , которая создается в каждом районе, городе без районного деления, ином муниципальном образовании решением главы органа местного самоуправления. В целях обеспечения деятельности призывной комиссии решением главы органа местного самоуправления выделяются и оборудуются необходимые помещения и территории (призывные пункты).

Призывники подлежат обязательному медицинскому освидетельствованию в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе** (см. Военно-врачебная ). Оповещение призывников о явке на медицинское , на заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть с целью прохождения военной службы осуществляется повестками военного комиссариата района, города без районного деления, иного муниципального (административно-территориального) образования.

Вручение повесток производится под расписку работниками военного комиссариата или по месту работы (учебы) призывника руководителями* др. ответственными за военно-учетную работу должностными лицами (работниками) организаций, а также ответственными за военно-учетную работу должностными лицами органов местного самоуправления, как правило, не позднее чем за 3 дня до назначенного срока явки призывников на заседание призывной комиссии или . Оповещение призывников должно быть завершено до начала работы призывной комиссии. Вызову на заседание призывной комиссии подлежат все призывники.

Председатель призывной комиссии контролирует явку призывников на заседание призывной комиссии и в отношении отсутствующих лиц принимает меры по установлению причин их неявки. В случае уклонения призывника от П. на в.с. призывная или направляет соответствующие материалы прокурору по месту жительства призывника для решения вопроса о привлечении его в соответствии с законодательством РФ к ответственности.

Решение о предназначении призывника в вид, род войск Вооруженных Сил РФ, др. войска, воинские формирования и органы для прохождения военной службы по военно-учетным специальностям на воинских должностях принимается призывной комиссией большинством голосов на основе результатов медицинского освидетельствования, данных профессионального психологического отбора, образовательной и специальной (профессиональной) подготовки. При этом учитывается также потребность в накоплении военных специалистов в запасе для комплектования войск по мобилизационному плану.

Призывнику, в отношении которого принято о П. на в.с, вручается повестка о явке его на призывной пункт для отправки к месту прохождения военной службы.

В целях обеспечения организованной отправки призывников к месту прохождения военной службы, формирования воинских эшелонов (команд) призывников, передачи их представителям воинских частей решением органа исполнительной власти субъекта РФ выделяются и оборудуются помещения и территории (сборные пункты).

Призывники обязаны прибыть в для последующей отправки на сборный пункт в исправной одежде и обуви, а отправляемые в воинские части в холодное время года или в местности с холодным климатом должны иметь теплую одежду и обувь. При отправке призывников со сборного пункта к месту прохождения военной службы в их документах персонального учета (военном билете и учетно-послужной карточке) записывается дата убытия со сборного пункта, которая заверяется гербовой печатью военного комиссариата субъекта РФ.

В течение 15 дней с даты окончания П. на в.с. глава органа местного самоуправления совместно с военным комиссаром информирует главу органа исполнительной власти субъекта РФ об итогах призыва. В течение 25 дней с даты окончания призыва глава органа исполнительной власти субъекта РФ совместно с военным комиссаром субъекта РФ информирует Минобороны РФ об итогах призыва.

П. на в.с. граждан, зачисленных в запас, организует и осуществляет военный . В этих целях граждане, зачисленные в запас, вызываются повестками военного комиссара на медицинское освидетельствование, которое проводится в соответствии с требованиями Положения о военно-врачебной экспертизе. Оповещение граждан, зачисленных в запас, о явке на медицинское освидетельствование и к военному комиссару производится в таком же порядке, как и оповещение призывников.

После прохождения гражданином, зачисленным в запас, медицинского освидетельствования военный комиссар принимает в отношении него одно из следующих решений: о П. на в.с; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; об освобождении от исполнения воинской обязанности.

Гражданину, зачисленному в запас и призванному на военную службу, в военном комиссариате вручаются 2 экземпляра предписания об убытии к месту прохождения военной службы, получив которые он самостоятельно убывает к месту ее прохождения. После откомандирования гражданина к месту прохождения военной службы его личное дело в 3-дневный срок высылается военным комиссариатом в воинскую часть, куда он направлен. По прибытии такого гражданина в воинскую часть части делает об этом отметку на одном из экземпляров предписания, выданного военным комиссариатом, и возвращает его в этот военный комиссариат.


Большой юридический словарь . Академик.ру . 2010 .

Смотреть что такое "Призыв на военную службу" в других словарях:

    Призыв на военную службу в РФ - Призыв на военную службу ‑ установленное законом привлечение граждан для исполнения воинской обязанности (повинности) в рядах вооруженных сил и других войсках; составная часть комплектования вооруженных сил личным составом. В соответствии с… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Призыв на военную службу - (англ. call up to military service) в РФ основание прохождения военной службы. Согласно ст. 22 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»** П. на в.с. подлежат граждане РФ мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные… … Энциклопедия права

    Призыв на военную службу - Призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола: в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете (или обязанные состоять на воинском учете) и не пребывающие в запасе; в возрасте от 18 до 27 лет, которые окончили… … Административное право. Словарь-справочник

    Призыв на военную службу - установленное законом привлечение граждан к выполнению воинской обязанности (повинности) в рядах ВС. Согласно Закону СССР о всеобщей воинской обязанности очередные П. на действительную военную службу проводятся повсеместно 2 раза в год. Могут… … Словарь военных терминов

    Призыв на военную службу - см. Комплектование армии и флота и Новобранцы. П. запасных см. Запас армии и флота. П. ополченцев см. Ополчение государственное … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    История призыва на военную службу в России - Хорошо организованное войско существовало еще в Московском государстве. Постоянную службу несли дворяне, а остальное население призывалось только в случаях особой необходимости. Главной военной силой на рубеже XV XVI веках была конница, а при… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу - В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия























































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
























Назад Вперёд

Цели:

Обобщить знания обучаемых о типах и функциональных стилях речи;

Актуализировать навыки лингвистического анализа текста (задание 8 части В) и части С ЕГЭ;

Определить свое отношение к нравственным ценностям, задуматься о жизненно важных проблемах.

Технология:

Личностно-ориентированное обучение;

Оборудование: словари, интерактивная доска, тексты, электронные пособия.

Вступительное слово учителя: “Жизнь – самая большая ценность, которой обладает человек”, - такими словами Дмитрия Сергеевича Лихачева, удивительного человека, знаменитого академика, писателя, преподавателя, общественного деятеля, известного ученого, защитника культуры, которому в этом году исполняется 100 лет, начинается наш урок.

I. Сообщение учащегося о жизни Д.С.Лихачева. (На экране портрет писателя).

Вы стоите на пороге взрослой жизни. Только от вас самих зависит, какими людьми вы вырастете, какую дорогу выберете. Каждый из нас когда-то обязательно задумывается над вопросами: А как я должен прожить свою жизнь? Что для этого нужно? Какие нравственные ценности должны преобладать в нашей жизни?

II. В ходе обсуждения учащиеся приходят к общему мнению, что эти ценности можно объединить вокруг слов: жизнь, любовь, добро, дружба, родина, искусство, душа, здоровье.

На экране текст Д.С.Лихачева “Ценность доброты”. (Приложение 1)

III. Я предлагаю ребятам выбрать слова, исходя из содержания текста. Создаются три группы, выбраны слова жизнь, добро, искусство .

IV. Объявляются цели урока, какие виды деятельности учащиеся должны продемонстрировать, какие задачи должны быть выполнены.

Каждое задание нашего урока сегодня будет связано с предстоящим очень ответственным моментом вашей жизни - сдачей ЕГЭ.

1 группа – жизнь

2 группа – добро

3 группа – искусство

V. - А свою работу мы начнем с определения лексического значения каждого из слов.

Почему именно эти слова выбраны вами?

Продолжите тезис:

Жизнь – это…

Добро – это…

Искусство – это…

(Идет самостоятельная работа учащихся над определением данных слов)

VI. После обсуждения и озвучивания тезисов каждой группы учащиеся сравнивают свои определения со словарной статьей. С.Ожегова, В.Даля. Выступает группа “Справочное бюро”.

VII. Учащиеся без труда выполняют некоторые пункты комплексного анализа текста: определение темы, основной мысли текста, типа текста и функционального стиля речи. Задания, предложенные к тексту, дают возможность закрепить навыки части в ЕГЭ. VIII. После изучения текста учащиеся по группам обсуждают и делятся своими мыслями. Затем идет небольшая работа по обмену мнениями, проблемными вопросами с другими группами. Вопросы небольшой дискуссии между группами были сформулированы следующим образом:

  1. Каково понятие добра в современном мире? Сегодня мир изменился, и люди часто стали совершать добрые дела по расчету. Так ли это?
  2. Как понимаете смысл жизни? Какие цели надо ставить в жизни, к чему стремиться, чтобы стать счастливым?
  3. Богатый духовный мир человека формирует искусство. Вы согласны с этим?

Вывод по дискуссии учащиеся делают сами. (Приложение 2)

IX. Закрепление умений и навыков лингвистического анализа начинаем с выполнения по тексту наиболее трудных заданий по ЕГЭ, части В. Каждой группе даются следующие задания:

Найдите в тексте словосочетания с типами связи согласование, управление, примыкание;

Найдите СПП с придаточным определительным;

Выпишите предложения с вводной конструкцией и произведите синтаксический разбор предложения;

Определите правильную грамматическую основу в одном из предложений;

А) человек становится; Б) Искусство заставляет; В) Человек легче дружит.

X. Презентация электронного пособия.

Егорова Нарыйа: Вместе с Татьяной Сергеевной мы создали словарь “Средства выразительности”. При выполнении заданий мы испытываем трудности в определении изобразительно-выразительных средств. Для того, чтобы правильно выполнить задание, нам нужно знать определения терминов. Мы надеемся, что наш научный продукт поможет нам правильно и быстро выполнить задание 8 части В.

Для учащихся проводится опорное повторение наиболее активно употребляемых фигур со ссылкой на словарь, разбираются примеры по предложенному тексту. Обучаемые находят выразительные средства в тексте:

Развернутое сравнение - 2 предложение;

Эпитеты – удивительных волшебств;

Лексический повтор – 9, 10 предложения;

Синтаксический параллелизм – 1, 2, 3 предложения.

XI. Работа на интерактивной доске.

Задание: соотнесите примеры с терминами:

XII. Работа над сочинением-рассуждением.

Учащимся предлагается написать сочинение-рассуждение

(На экране проецируются алгоритмы по определению проблемы текста, видам вступлений сочинения, речевые клише по каждому этапу работы)

С помощью алгоритмов группы выбирают, над каким этапом сочинения будут они работать:

1 группа – варианты вступлений;

2 группа – определение и комментарий проблемы;

3 группа – аргументация.

Каждая группа представила свой проект. По выполненным работам проводится взаимопроверка по группам. Группы должны выявить удавшиеся моменты работы, а также отметить недостатки. Для этого вида деятельности учащиеся руководствуются критериями оценивания части С.

XIII. К домашнему заданию учитель предлагает учащимся алгоритм рассуждения:

XIV. Обобщение урока, подведение итогов.

Приложение 1

Текст Д.С.Лихачева “Ценность доброты”

Жизнь – самая большая ценность, которой обладает человек. (2) Если сравнить жизнь с дворцом со многими залами, то самый большой зал тот, в котором царствует искусство. (3) Это зал удивительных волшебств, бесконечных празднеств, которые делают жизнь человека интереснее, торжественнее, значительнее. (4) Но самая большая ценность, которой награждает человека искусство, - это ценность доброты. (5) От общения с искусством человек становится нравственно лучше, а следовательно, и счастливее. (6) Такой человек легче дружит с другими культурами, с другими национальностями, и ему самому легче жить. (7) Подлинное искусство – это источник доброго, потому что вызывает в читателе и в зрителе сопереживание и сочувствие к людям. (8) Искусство, по словам Л. Н. Толстого, заставляет с большим пониманием и вниманием относиться к чужой боли и радости, и в этом смысле оно человечно! (9) Оно идет от человека и ведет к человеку – к самому живому, доброму, лучшему в нем. (10) Оно служит единению человеческих душ.

Приложение 2

Высказывания учащихся

“Я не понимаю своих друзей, которые утверждают, что жить нужно сегодняшним днем и не думать о будущем. А мне кажется, уже в нашем возрасте каждый из нас должен ставить перед собой маленькую, но цель, к которому пошагово должен идти самостоятельно. Человек, у которого нет цели в жизни, не может добиться чего-либо ради своего счастья”. (Эверстов Айсен).

“Добро должно совершаться по зову сердца. Но не все способны совершать добро безвозмездно. Сейчас многие считают, что делать что-то хорошее для человека надо за вознаграждение, за какую-то плату. Тем не менее, в жизни мы часто убеждаемся в том, что все-таки добрых людей на земле много”. (Атласова Намина).

“Искусство, несомненно, влияет на духовный мир человека. И это связано не только с посещением театров или выставок, а человек сам может создать вокруг себя атмосферу своего творческого развития, таланта. Я думаю, что человек, хоть один раз прикоснувшийся к искусству, никогда не будет равнодушен к духовному миру другого человека”. (Егорова Нарыйа).

Жизнь – это прежде всего дыхание. «Душа», «дух»! А умер – прежде всего – «перестал дышать». Так думали исстари. «Дух вон!» – это значит «умер».

«Душно» бывает в доме, «душно» и в нравственной жизни. Хорошенько выдохнуть все мелочные заботы, всю суету будничной жизни, избавиться, стряхнуть все, что стесняет движение мысли, что давит душу, не позволяет человеку принимать жизнь, ее ценности, ее красоту.

Человек всегда должен думать о самом важном для себя и для других, сбрасывая с себя все пустые заботы.

Надо быть открытым к людям, терпимым к людям, искать в них прежде всего лучшее. Умение искать и находить лучшее, просто «хорошее», «заслоненную красоту» обогащает человека духовно.

Заметить красоту в природе, в поселке, городе, улице, не говоря уже в человеке, сквозь все заслоны мелочей – это значит расширить сферу жизни, сферу того жизненного простора, в которой живет человек.

Я долго искал это слово – сфера. Сперва я сказал себе: «Надо расширять границы жизни», – но жизнь не имеет границ! Это не земельный участок, огороженный забором – границами. Расширять пределы жизни – не годится для выражения моей мысли по той же причине. Расширять горизонты жизни – это уже лучше, но все же что-то не то. У Максимилиана Волошина есть хорошо придуманное им слово – «окоем». Это все то, что вмещает глаз, что он может охватить. Но и тут мешает ограниченность нашего бытового знания. Жизнь не может быть сведена к бытовым впечатлениям. Надо уметь чувствовать и даже замечать то, что за пределами нашего восприятия, иметь как бы «предчувствие» открывающегося или могущего нам открыться нового. Самая большая ценность в мире – жизнь: чужая, своя, жизнь животного мира и растений, жизнь культуры, жизнь на всем ее протяжении – и в прошлом, и в настоящем, и в будущем… А жизнь бесконечно глубока. Мы всегда встречаемся с чем-то, чего не замечали раньше, что поражает нас своей красотой, неожиданной мудростью, неповторимостью.

Письмо пятое

В ЧЕМ СМЫСЛ ЖИЗНИ

Можно по-разному определять цель своего существования, но цель должна быть – иначе будет не жизнь, а прозябание.

Надо иметь и принципы в жизни. Хорошо их даже изложить в дневнике, но чтобы дневник был «настоящим», его никому нельзя показывать – писать для себя только.

Одно правило в жизни должно быть у каждого человека, в его цели жизни, в его принципах жизни, в его поведении: надо прожить жизнь с достоинством, чтобы не стыдно было вспомнить.

Достоинство требует доброты, великодушия, умения не быть узким эгоистом, быть правдивым, хорошим другом, находить радость в помощи другим.

Ради достоинства жизни надо уметь отказываться от мелких удовольствий и немалых тоже… Уметь извиняться, признавать перед другими ошибку – лучше, чем юлить и врать.

Обманывая, человек прежде всего обманывает самого себя, ибо он думает, что успешно соврал, а люди поняли и из деликатности промолчали.

Письмо шестое

ЦЕЛЬ И САМООЦЕНКА

Когда человек сознательно или интуитивно выбирает себе в жизни какую-то Цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно дает себе оценку. По тому, ради чего человек живет, можно судить и о его самооценке – низкой или высокой.

Если человек ставит перед собой задачу приобрести все элементарные материальные блага, он и оценивает себя на уровне этих материальных благ: как владельца машины последней марки, как хозяина роскошной дачи, как часть своего мебельного гарнитура…

Если человек живет, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне этой своей человечности. Он ставит себе цель, достойную человека.

Только жизненно необходимая цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством и получить настоящую радость. Да, радость! Подумайте: если человек ставит себе задачей увеличивать в жизни добро, приносить людям счастье, какие неудачи могут его постигнуть?

Не тому помочь, кому следовало бы? Но много ли людей не нуждаются в помощи? Если ты врач, то, может быть, поставил больному неправильный диагноз? Такое бывает у самых лучших врачей. Но в сумме ты все-таки помог больше, чем не помог. От ошибок никто не застрахован. Но самая главная ошибка, ошибка роковая – неправильно выбранная главная задача в жизни. Не повысили в должности – огорчение. Не успел купить марку для своей коллекции – огорчение. У кого-то лучшая, чем у тебя, мебель или лучшая машина – опять огорчение, и еще какое!

Ставя себе задачей карьеру или приобретательство, человек испытывает в сумме гораздо больше огорчений, чем радостей, и рискует потерять все. А что может потерять человек, который радовался каждому своему доброму делу? Важно только, чтобы добро, которое человек делает, было бы его внутренней потребностью, шло от умного сердца, а не только от головы, не было бы одним только «принципом».

Поэтому главной жизненной задачей должна быть обязательно задача шире, чем просто личностная, она не должна быть замкнута только на собственных удачах и неудачах. Она должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своему народу, стране, ко всей вселенной.

Означает ли это, что человек должен жить как аскет, не заботиться о себе, ничего не приобретать и не радоваться простому повышению в должности? Отнюдь нет! Человек, который совсем не думает о себе, – явление ненормальное и мне лично неприятное: в этом есть какой-то надлом, какое-то показное преувеличение в себе своей доброты, бескорыстия, значительности, в этом есть какое-то своеобразное презрение к остальным людям, стремление выделиться.

Поэтому я говорю лишь о главной жизненной задаче. А эту главную жизненную задачу не надо подчеркивать в глазах остальных людей. И одеваться надо хорошо (это уважение к окружающим), но не обязательно «лучше других». И библиотеку себе надо составлять, но не обязательно большую, чем у соседа. И машину хорошо приобрести для себя и семьи – это удобно. Только не надо превращать второстепенное в первостепенное и не надо, чтобы главная цель жизни изнуряла тебя там, где это не нужно. Когда это понадобится – другое дело. Там посмотрим, кто и к чему способен.

Письмо седьмое

ЧТО ОБЪЕДИНЯЕТ ЛЮДЕЙ

Этажи заботы. Забота скрепляет отношения между людьми. Скрепляет семью, скрепляет дружбу, скрепляет односельчан, жителей одного города, одной страны.

Проследите жизнь человека.

Человек рождается, и первая забота о нем – матери; постепенно (уже через несколько дней) вступает в непосредственную связь с ребенком забота о нем отца (до рождения ребенка забота о нем уже была, но была до известной степени «абстрактной» – к появлению ребенка родители готовились, мечтали о нем).

Чувство заботы о другом появляется очень рано, особенно у девочек. Девочка еще не говорит, но уже пытается заботиться о кукле, нянчит ее. Мальчики, совсем маленькие, любят собирать грибы, ловить рыбу. Ягоды, грибы любят собирать и девочки. И ведь собирают они не только для себя, а на всю семью. Несут домой, заготавливают на зиму.

Постепенно дети становятся объектами все более высокой заботы и сами начинают проявлять заботу настоящую и широкую – не только о семье, но и о школе, куда поместила их забота родительская, о своем селе, городе и стране…

Забота ширится и становится все более альтруистичной. За заботу о себе дети платят заботой о стариках-родителях, когда они уже ничем не могут отплатить за заботу детей. И эта забота о стариках, а потом и о памяти скончавшихся родителей как бы сливается с заботой об исторической памяти семьи и родины в целом.

Если забота направлена только на себя, то вырастает эгоист.

Забота – объединяет людей, крепит память о прошлом и направлена целиком на будущее. Это не само чувство – это конкретное проявление чувства любви, дружбы, патриотизма. Человек должен быть заботлив. Незаботливый или беззаботный человек – скорее всего человек недобрый и не любящий никого.

Нравственности в высшей степени свойственно чувство сострадания. В сострадании есть сознание своего единства с человечеством и миром (не только людьми, народами, но и с животными, растениями, природой и т. д.). Чувство сострадания (или что-то близкое ему) заставляет нас бороться за памятники культуры, за их сохранение, за природу, отдельные пейзажи, за уважение к памяти. В сострадании есть сознание своего единства с другими людьми, с нацией, народом, страной, вселенной. Именно поэтому забытое понятие сострадания требует своего полного возрождения и развития.

Удивительно правильная мысль: «Небольшой шаг для человека, большой шаг для человечества».

Можно привести тысячи примеров тому: быть добрым одному человеку ничего не стоит, но стать добрым человечеству невероятно трудно. Исправить человечество нельзя, исправить себя – просто. Накормить ребенка, провести через улицу старика, уступить место в трамвае, хорошо работать, быть вежливым и обходительным… и т. д. и т. п.-все это просто для человека, но невероятно трудно для всех сразу. Вот почему нужно начинать с себя.