Части дома в старинные времена. Как разузнать историю своего дома

Все фотографии защищены авторским правом. Любое воспроизведение фотографий без письменного разрешения автора запрещено. Приобрести лицензию на воспроизведение фото, заказать полноразмерное фото, фотографию в RAW формате можно у Андрея Дачника или приобрести на Shutterstock .
2014-2016 Андрей Дачник

Изба в виде клетского деревянного сруба различной конфигурации является традиционным русским жилищем для сельской местности. Традиции избы восходят к землянкам и домам с земляными стенами из которых постепенно стали подниматься чисто деревянные срубы без наружного утепления.

Русская деревенская изба обычно представляла собой не только дом для жилья людей, но целый комплекс построек, включавший в себя все необходимое для автономной жизни большой русской семьи: это и жилые помещения, и помещения для хранения, помещения для скота и птицы, помещения для запасов корма (сеновалы), помещения-мастерские, которые были интегрированы в один огороженный и хорошо защищенный от непогоды и чужаков крестьянский двор. Иногда часть помещений была интегрирована под единой кровлей с домом или входила в состав крытого двора. Только бани, почитавшиеся местом обитания нечистой силы (и источников пожаров) строили отдельно от крестьянской усадьбы.

Долгое время в России строили избы исключительно только при помощи топора. Такие приспособления как пилы и сверла появлялись только в XIX веке, что в некоторой степени снизило долговечность русских деревянных изб, так как пилы и сверла, во отличие от топора, оставляли "открытой" для проникновения влаги и микроорганизмов структуру дерева. Топор же "запечатывал" дерево, сминая его структуру. Металл практически не использовался при строительстве изб, так как был достаточно дорогим из-за его кустарной добычи (болотный металл) и производства.

С пятнадцатого века центральным элементом интерьера избы стала русская печь, которая могла занимать до одной четверти площади жилой части избы. Генетически русская печь восходит к византийской хлебной печи , которую заключили в короб и засыпали песком, чтобы дольше сохранять тепло.

Выверенная веками русской жизни конструкция избы не претерпевала сильных изменений со времен средневековья до XX века. И по сей день сохраняются деревянные постройки, которым насчитывается по 100-200-300 лет. Основной урон деревянному домостроению России нанесла не природа, а человеческий фактор: пожары, войны, революции, регулярные пределы собственности и "современная" реконструкция и ремонт русских изб . Поэтому с каждым днем все меньше и меньше становится вокруг уникальных деревянных построек, украшающих собой Русскую Землю, имеющих свою собственную душу и неповторимое своеобразие.

иногда, прогуливаясь по старым улицам, осматривая старинные церкви и палаты XVII века мы задаёмся вопросом: «А какой дом самый старый в Москве? Ну то есть абсолютно самый старый?» Ответить на этот вопрос не так то и просто, ведь многие древние дома веками перестраивались, да и установить точное время постройки даже реставраторам не всегда легко. Но, тем не менее попытаемся систематизировать подборку самых старых зданий Москвы по разным параметрам.

Считается самым древним храмом Москвы, хоть сохранился и не полностью. И, соответственно, самым старым зданием Москвы, ибо каменных гражданских зданий тогда почти не строили, по-крайней мере до нашего времени ничего с начала XV века не дошло. А старейшие фортификационные сооружения – это кремлевская стена, уже конец XV века. По свидетельству летописей, сам монастырь был основан в 1357 году. После пожара 1368 года, в котором сгорел первоначальный деревянный собор Андроникова монастыря, был выстроен из плинфы каменный Спасский собор, от которого сохранились белокаменные рельефы с фрагментами зооморфных и растительных композиций, архаичных по своей стилистике и исполнению. Между 1420 и 1425 годами Спасский собор был вновь перестроен, и белокаменный храм того времени сохранился до наших дней. Представляет собой однокупольный четырехстолпный трехапсидный храм. В росписи собора участвовали Андрей Рублев и Даниил Чёрный (от первоначальных фресок сохранились лишь фрагменты растительного орнамента на откосах окон). В XIX веке собор подвергся значительным изменениям, начавшимся с частичного восстановления разрушений, происшедших в 1812 году. В 1846-1850 гг., по проекту архитектора П. Герасимова, были перестроены паперти, устроены два придела с севера и юга от собора, устроен шатровый верх над ним и произведены значительные переделки внутри здания. И, ХХ век храм встретил вот в таком виде: В 1934 году, в связи с предполагаемым сносом всего Спасо-Андроникова монастыря, памятник был обмерен, обследован архитектором П.Н. Максимовым и составлен проект реставрации. Опубликованная в 1940 году Академией архитектуры работа об этом памятнике дала наконец всем ясное представление об архитектурной ценности Спасского собора. В 1959-1960 гг. здание собора было реконструировано в первоначальных формах по проекту Л.А. Давида и С.С. Подъяпольского. Однако спорной остаются реконструкция утраченных верхней части храма (количество кокошников у основания барабана, форма купола, пропорции барабана) и предпортальных лестниц. По сравнению старой фотографии с видом после реконструкции можно судить, что осталось от подлинного храма XV века:

В завершение стоит сказать, что сам Спасо-Андроников монастырь отнюдь не самый старый в Москве. Самым древним считается Свято-Данилов, основанный московским князем Даниилом Александровичем (Даниилом Московским), младшим сыном князя Александра Невского в конце XIII века. Но, таких древних построек там не сохранилось.

Самое древнее гражданское здание Москвы – грановитая палата в кремле. Годы постройки: 1487 - 1491.

Построена в 1487 - 1491 году по указу Ивана III итальянскими архитекторами Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари. Название взято по восточному фасаду, отделанному гранёным каменным рустом (бриллиантовым рустом), характерным для итальянской архитектуры эпохи Возрождения. Иногда ошибочно считается, что название идёт от главного зала палаты, расположенного на втором этаже. Зал перекрыт опирающимися на центральный столб крестовыми сводами, которые придают перекрытию своеобразную «огранку». Изначально называлась Большая палата. Построена на месте древней гридни (столовой). Большая палата была передним приёмным покоем дворца. Рядом с Большой палатой была выстроена Средняя палата. Перед Средней палатой было построено Верхнее крыльцо (Передние переходы). Между лестницей у Большой палаты и средней лестницей находились Красные ворота, которые вели с внутреннего двора дворца на площадь. Средняя лестница вела в сени Средней палаты. Средняя палата с 1517 года называлась Средней Золотой палатой, или просто Золотой палатой. За средней палатой находилась Столовая изба. За Столовой избой располагались терема. В 1681 году Столовая изба и Средняя Золотая палата были разобраны. В XVI веке стены и своды в интерьере палаты были расписаны фресками. В 1668 году роспись возобновил Симон Ушаков, составив подробную опись сюжетов. Современная нам живопись выполнена палехскими иконописцами в 1881 году в соответствии с описью Ушакова. Грановитая палата была переделана в 1684 году архитектором Осипом Старцевым. Сдвоенные стрельчатые окна были растёсаны и украшены нарядными белокаменными наличниками с колонками, перевитыми виноградной лозой. При строительстве в 1838-1849 годах Большого Кремлевского дворца здание было интегрировано в комплекс с Теремным дворцом и Большим Кремлёвским дворцом. Через Святые сени соединилось с Владимирским залом. Грановитая Палата - главный парадный приёмный зал великокняжеского дворца. В нём проходили собрания Боярской думы, заседания Земских соборов, празднества в честь покорения Казани (1552), победы под Полтавой (1709 год), заключения Ништадтского мира со Швецией (1721 год). Здесь на Земском соборе 1653 года было принято решение о воссоединении Украины с Россией. Для царицы и детей царя в Грановитой палате была устроена тайная смотрильная палатка. Смотрильная палатка находилась на западной стороне палаты, над Святыми сенями, напротив царского места (трона). В окне была вставлена смотрильная решётка. Решётка завешивалась занавеской. В смотрильной палатке царица и дети наблюдали различные пышные церемонии, включая приёмы послов. На южной стороне фасада располагается лестница, которая сейчас называется «Красное крыльцо». По ней проходили русские цари и императоры на коронование в Успенский собор. Последняя процессия прошла при короновании Николая II в 1896 году. В 1930 году лестница была убрана по приказу И. В. Сталина и в 1994 году снова восстановлена. Красным крыльцом называлась площадка перед входом в Грановитую палату. Все челобитчики, приносившие челобитные на имя царя, должны были стоять у Красного крыльца. Челобитные собирали думные дьяки. У Красного крыльца и в подклетах Грановитой палаты располагался стрелецкий караул. В настоящее время Грановитая палата является одним из представительских залов при Резиденции Президента Российской Федерации.

Самое древнее гражданское здание за пределами кремля – Английский двор в Зарядье. Годы постройки: конец XV – начало XVI века.

Эти белокаменные жилые палаты появились в XV веке и принадлежали постельничему Ивану Бобрищеву, известному также под прозвищем «Юшка». Поскольку последний, видимо, не оставил после себя наследников, в следующем веке здание стало казённым и было несколько перестроено. В 1553 году сэр Ричард Чанселлор открыл северный морской путь, соединяющий Англию с Россией. В 1556 году царь Иван Грозный, заинтересованный в налаживании торговых связей с Европой, «англичан на Москве двором пожаловал», предоставив им право свободной и беспошлинной торговли во всех русских городах, серьёзные таможенные льготы а также ряд других торговых привилегий. Такое положение вещей послужило основанием для создания в Лондоне в 1555 году торговой Московской компании. Англичане поставляли в Россию оружие, порох, селитру, свинец, оловянную посуду, сукно. Взамен они вывозили древесину, пеньку, канаты, воск, кожи, ворвань, меха. В качестве помещения для московской конторы британским купцам был выделен дом в Зарядье. Как и многие купеческие дома той эпохи, здание сочетало парадные покои с обширными складскими и хозяйственными помещениями (товары с помощью простого блока поднимались вдоль стены к окну склада). На свое содержание английское посольство ежедневно получало четверть быка, 4 барана, 12 кур, 2 гуся, одного зайца или тетерева, 62 хлебных каравая, 50 яиц, четверть ведра средиземноморского вина, 3/4 ведра пива, полведра водки и 2 ведра меда. Торговые отношения с Англией были разорваны в 1649 году, когда казнь в Великобритании короля Карла I спровоцировала глубокий дипломатический кризис между Россией и Англией. По указу царя Алексея Михайловича британские торговые и дипломатические представители были выдворены из страны, а имущество Московской компании - конфисковано. После англичан палатами в течение 20 лет владел родственник царя боярин И.А. Милославский. После смерти Милославского палаты снова перешли в собственность государства и были отписаны в Посольский приказ, а в конце XVII века были выделены под подворье Нижегородского митрополита. В начале XVIII века царь Пётр I организовал здесь одну из первых в России Арифметических школ. В середине XVIII века палаты перешли в частное владение, и на протяжении XVIII-XX веков зданием владели представители различных купеческих фамилий (Солодовниковых, Милас и др.). Различные владельцы постоянно перестраивали здание, и к середине XX века палаты Старого английского двора на Варварке окончательно потеряли свой изначальный вид и считались безвозвратно утраченными. В советское время дом использовался под жилые квартиры и различные учреждения. С 1949 по 1966 год здесь размещалась Библиотека иностранной литературы. Так перестроенный и надстроенный Английский двор выглядел до реставрации 1960-х годов:

В середине 1960-х, когда Зарядье уже было снесено, реставратор Пётр Барановский обнаружил за поздними наслоениями этот памятник истории и культуры. Барановский настоял на сохранении памятника, так как на его месте предполагалось строительство автомобильного пандуса. В ходе проведённого им в 1968-1969 годах исследования была выявлена историческая основа памятника, скрытая конструкциями поздних пристроек, и проведено её всестороннее изучение. Затем на основе собранной информации в 1970-1972 годах палатам был возвращён (с определённой долей приближения) облик, который они имели в конце XVI века. По сохранившимся в самой кладке стен данным были восстановлены растёсанные в более позднее время оконные и дверные проемы, а также утраченные элементы декора. Там, где свидетельства наиболее древних форм не сохранились вообще, были оставлены поздние перестройки. К примеру, на восточном фасаде здания были оставлены широкие оконные проёмы конца XVIII века.

Самое древнее гражданское здание за пределами Земляного города – путевой дворец Василия III. Годы постройки: конец XVI века.

Путевой дворец великого князя Московского Василия III (отца Ивана Грозного) обнаружен на Старой Басманной улице (дом 15). Находка стала настоящим научным открытием, ведь ранее считалось, что это красивая легенда, и от прежнего дворца ничего не осталось. Скромный на вид особнячок оказался двойным памятником. Как выяснилось при реставрации, здание послужило основой для возведения Голицынской усадьбы. Сейчас сверху размещается дом Голицынской усадьбы XVIII века. Внутри - путевой дворец, как предполагают историки, отца Ивана Грозного Василия III. Белокаменную кладку конца XVI века обнаружили, когда началась реставрация более поздней - Голицынской части. Планировка дворца сохранилась практически полностью. Историки выяснили, что построили эту своего рода царскую гостиницу на особом месте. Здесь встречали знаменитую икону Владимирской Божьей матери в 1395 году, которая, по преданию, спасла Русь от нашествия Тамерлана. К сожалению, исторические памятники пострадали от нашествия непрофессиональных реставраторов. Над обликом дома на Старой Басманной сначала потрудилось время, а потом штукатуры и маляры из ближнего зарубежья. Так здание выглядело до недавней неудачной реставрации:

Внутрь здания попасть невозможно: новые арендаторы царевых палат предпочитают держать двери на замке. Пока бесценные белокаменные своды запечатали гипсокартоном. Реставраторы не теряют оптимизма: владельцы меняются, а здание остается. Есть надежда, что в будущем появится возможность провести еще какие-то работы.

Самое древнее из ныне жилых зданий – палаты Голицыных. Годы постройки – вторая половина XVII века.

Палаты Голицыных (Кривоколенный переулок, 10) – старейшее из зданий, которые и в настоящее время остаются жилыми. Три каменных здания (главный корпус и два длинных боковых флигеля) с фрагментами построек конца XVII - начала XVIII вв составляли городскую усадьбу, с 1760-х гг. принадлежавшую П.Ф. Голицыну и уже тогда имевшую симметричную планировку, что делает её ранним примером строительства по упорядоченной планировочной схеме. Флигеля торцами вынесены на красную линию, главный корпус отодвинут в глубь двора. Ранее считалось, что палата XVII века сохранилась лишь на первом этаже главного дома, но несколько лет назад реставраторы обнаружили, что второй, и даже третий этажи тоже были построены тогда же, в XVII веке! Во флигелях обнаружены сводчатые палаты с 2-сторонним освещением, фрагменты карнизов из профилированного кирпича. В 1859 здания были расширены пристройками и получили свой современный вид. Дом жилой и по сей день. Со стороны внутреннего двора к дому примыкает весьма живописный палисадник с гамаком и столиками:

Конкурентом этому зданию до недавнего времени являлись надстроенные палаты Гурьевых, стоявшие в соседнем Потаповском переулке. Тоже жилой дом, но в связи с пожаром 2009 года он был выселен.

Самая древняя пятиэтажка – солодёжня в Симоновом монастыре. Годы постройки: XVI – вторая половина XVII вв.

Высота этого здания действительно впечатляет – мы видим пятиэтажный дом XVI-XVII веков! Четыре этажа, и ещё высокий чердак, который по сути является пятым этажом. Согласно сохранившимся документам, это здание предназначалось для хранения монастырских продовольственных запасов. При всей скромности его архитектуры и здесь видна рука опытного зодчего, умело использовавшего расстановку оконных проемов для ритмического членения фасада и соорудившего некогда существовавшую эффектную галерею на столбах с широкой лестницей. С востока к торцевой стене здания, в свое время богато украшенной, фигурным фронтоном, поднималась вторая лестница, ведшая на третий этаж, что было обусловлено неписанным правилом иметь наружные, а не внутренние лестницы. Первый этаж сушила, состоявший из двух палат по сторонам сеней свидетельствует о влиянии планировки жилых построек. Зальную помещения второго и третьего этажей (своды второго сейчас выломаны), поражающие обилием света, говорят о воздействии новых планировочных форм общественных и промышленных зданий того времени. Конкурентом этому зданию является теремной дворец в Кремле, который по сути тоже 5-этажный, но там всё не так явно, верхние этажи построены в XVII веке на более ранних палатах, и объём его получился ступенчатым, не таким вертикальным, как солодежня.

Клад — как же приятно звучит это слово для кладоискателя. Но под этим громким словом прячется множество нюансов, о которых не все поисковики знают. Ведь многие просто выезжают на поля, по старинным картам, и давай собирать «потеряшки» то есть монетки. Но нужно понимать и то, где прятали клады в старых домах, чтобы не только в полях искать, как говорится «остатки», а и более ценные находки и быть на месте первым, а не добивать после кого-то, то что осталось.

Возможно для кого-то я Америку не открою, т.к эта тема 100 раз обсуждалась на различных форумах, эти способы показывали в видео, часто эта тема обсуждалась в группах ВК. Поэтому поскольку информации в интернете много, но она раскидана частями. Я ее же хочу собрать в одну кучу и опубликовать у себя в блоге.

Внимание!!! Кому понравится статья, и он ее хочет дополнить своими историями или секретами о спрятанных кладах, может написать в комментариях, я с удовольствием дополню это статью вашими методами или догадками.

Где прятали клады

И так, изначально в старину верили что при строительства дома если в фундамент, положить серебряные монеты, то в доме всегда будет достаток. Некоторые делали такой обряд чтобы задобрить домового и он не шалил в доме. Такой ритуал назывался «Ладан».

Поэтому не важно какого года дом постройки, т.к. эта примета или суеверие осталось по сей день, и даже сейчас в 21-м веке в угол фундамента закладывают монеты, чтобы якобы деньги в доме водились.

Так что под углом дома в фундаменте стоит поискать, особенно если дом идет под снос.

В каждом старинном доме, есть подвал. Поисковики знают, что в наше время в старинных домах, подвалы как правило засыпаны мусором и от них мало что осталось. Так и есть, и это горькая правда. Но на самом деле, нам дно подвала не нужно, нам нужны его стены. Т.к именно в стенах, часто можно найти тот самый потайной кирпичик, который муровали с драгоценностями.

Хочу вам рассказать одну историю про клад спрятанный в подвале, она должна вам понравится, возможно вы не так станете брезговать искать клады в старых погребах и подвалах. Потому что там много пыли, паутины и обвалов, именно так я раньше и рассуждал, и не когда в них не залазил даже.

1917 год, революция! Безвластие полностью охватило Одессу. Бандитизм процветал. Только по официальным данным милицейских сводок, каждый день регистрировали 5-8 налётов, 20-30 краж и ограблений, от 5 до 15 криминальных убийств. Только представьте панику Одесситов.

В Одессе в то время жило очень много евреев. И как правило они не бедствовали. Вот один из таких старцев евреев, имел предостаточно золота, которого бы хватило и его детям, и внукам. Решил он его спрятать у себя в подвале и по-быстрому уехать за границу к сыну, пока все не уляжется. Естественно все нажитые золотые монеты он не мог с собой забрать, т.к боялся разбойного нападения на него, и что останется ни с чем.

В подвале у него была узкая ниша, в которую он положил все добро со шкатулкой в эту нижу, заложил кирпичами и зацементировал. Все это он сделал ночью, в день перед отъездом. И отправился к сыну в Израиль.

Ровно через два года когда в Одессе, более мене беспорядки утихли он решил вернутся с своим сыном за драгоценностями, чтобы передать их наследнику. Так вот когда они вернулись, дом снесли, и естественно его схрона там уже не найти. И у старца произошел сердечный приступ.

Не знаю правда это или нет, мне эту историю рассказал один мужик, а я решил ею поделится с вами.

Чердак это место которое всегда сухое, и трудно доступное. Поэтому клады очень часто прятали на чердаках. Обычно это место было возле дымоходной трубы, или между потолком и крышей. Как и с предыдущим способом, чердак это постоянное место где, прятали не только нажитые богатства, но туда очень часто прятали оружия от посторонних глаз.

На чердаках очень часто можно найти немецкие каски, т.к. в советское время, если находили немецкую каску во дворе, то могли отправить под трибунал. Поэтому те кто находили немецкие каски, или их приносили дети в дом, то жители их старались складывать на чердак, от лишних проблем.

Так же на чердаках можно найти очень много интересных находок в пыли на полу. Когда зимой все постиранные вещи сушились на чердаках, очень часто с карманов выпадали монетки, значки и т.п. Назвать это кладом сложно. Но как хорошие находки, можно.

Дуб на Руси всегда считался магическим деревом. Поэтому возле дома часто садили дуб как символ мужского начала, или чтобы якобы подпитывал дом энергией. Считалось что дуб и очень высокого дерево, но в него не когда не ударяла молния.

Поэтому очень часто клады прятали именно возле дуба, т.к дуб это дерево долгожитель, и наши предки были уверены в том что даже через 100-200 лет, это дерево будет на том же месте, и оно очень часто служило хорошим ориентиром, чтобы не забыть место.

Так что при поисках клада, обращайте внимание не только на дубы, а на высокие старые деревья, которые могут быть и тем самым кладом. Как правило клад может быть не в самих корнях, т.к за многие годы дерево могло растащить клад, на несколько метров вокруг.

Ах, да и запаситесь огромным терпением и острым топором. потому что выкапывание монет из корней, это самое сложно что может быть у кладоискателей.

Колодец, это именно то место, куда могли сбрасывать все нажитое на скорую руку. Т.к это место очень труднодоступное.

Но в наше время найти уже сохранившиеся колодцы очень трудно, они уже все обвалены и заилены на столько что там уже сложно что-то найти. Но побросать поисковой магнит о котором я писал тут . Я очень даже рекомендую, если у вас есть такая интересная штука, то не забывайте про ее использование.

Кстати в колодец очень часто бросалось серебро. Считается что серебро очищает вводу и убивает всех бактерий. Не знаю на сколько это правда, но то что этот способ применяется издавна, это правда.

Так что если есть возможность порыться не в глубоком колодце, я бы рекомендовал там поискать.

Подполье в доме это именно то место, где больше всего по статистике находят клады. Что проще стоит снять доску и запрятать туда драгоценные находки. Ведь это самое неприметное место, и в тоже время самое простое для тайника.

Читал на одном форуме, что один парень (поисковик) только и ищет под полом, при этом не заглядывая в другие злачные места. Обосновывая это тем, что именно под полом весь самый смак. Толи упало закатилось, толи просто тайник. Но именно там и все находки он подымает.

Очень часто прятали монеты в печку, именно в подувало. Т.к место вечно сухое, в глаза не бросалось. Именно поэтому я бы и рекомендовал заглядывать туда, чаще.

А вообще самый лучший поиск кладов, это по наводке. Когда вам кто-то рассказывает что 100% знает что в этом доме есть клад. Тогда процент вероятности найти что-то там ценное увеличивается.

К примеру мой знакомый по наводке нашел 2 червонца. Хотя тот кто ему сказал про клад, что уверен что там должны быть еще монеты, но скорее всего они спрятаны в другом месте, т.к дом обыскали весь. Облазили все потайные места, сняли подполье, разломали печь и ничего не нашли. А два червонца найдены были в глиняном кирпиче в сарае.

Мы уже давно привыкли к своим жилищам в обезличенных домах-муравейниках, мы все чаще воспринимаем наши квартиры как место, где можно поужинать, посмотреть телевизор и переночевать. Может поэтому, зачастую, нас уже и не тянет домой?

Между тем, дом для наших предков всегда был сакральным местом, крепостью, защищающей от внешнего мира, отделяющей личное от общественного. Каждый элемент старинного дома был важен и имел свой духовный смысл, свое место . К сожалению, мы почти утратили знания о том, где нужно стоить дом, как его обустраивать.

А вы знаете, что требования новомодного фен-шуя почти по всем параметрам совпадают с правилами устройства русского дома? Но в этой статье мы хотим рассказать не о фен-шуе, а о знаковых, культурных традициях и ритуалах дома наших славянских пращуров .

Место постройки дома

Особое внимание древние славяне уделяли месту постройки дома . Они не просто стремились гармонично вписать свое жилище в окружающий ландшафт, но и учитывали климатические и энергетические условия местности.

Нельзя было стоить дом на гиблом месте (на кладбищах и местах с отрицательной энергетикой). Неблагоприятными для строительства дома считались перекрестки и участки вдоль больших трактов. Древние славяне считали, что там водится нечистая сила. Места, где раньше стояли бани, тоже считались грязными, поэтому там дома не строили.

Виды славянских домов

А знаете ли вы, что самым древним славянским домом считается клеть ? Это однокомнатный маленький сруб 3 на 2 метра, в котором отсутствовали даже оконные проемы. Зачастую там не было даже печи. А вот если клеть имела печное отопление, то ее уже называли избой . В первых избах топили «по-черному», а дым выходил через деревянную дымницу (дымоход) в окна или двери. Древние избы ставили прямо на землю, привычных полов там не было.

Всем известно расхожее выражение – «царские хоромы» , обычно у нас они ассоциируются с богатым домом. Но это не так. Хоромы представляют собой несколько построек-усадеб, соединенных между собой переходами и сенями. На втором этаже хором обустраивали горницы и светлицы. Горенка имела красное окно, а светелка не одно, а несколько.

А вот терем это третий или четвертый этаж дома, окна в тереме выходили на все стороны. Терема имели кроме комнат башни – «смотрильни» , а также огороженные решетками парапеты и балконы – «гульбища» .

Важные элементы старинного русского дома

Для наших предков дом был живым организмом . Он служил не только защитой, но и мог привлечь здоровье, счастье и благосостояние, или наоборот, накликать беду в семью, которая в нем проживала. Разумеется, если домочадцы соблюдали или не соблюдали определенные правила.

Порог, двери, ворота

Порог для наших пращуров служил рубежом между внешним миром и внутренним, семейным . Поэтому древние славяне обращались к нему с просьбой не допустить в дом человека с черными мыслями или плохими намерениями, пусть он споткнется, а дурные мысли улетучатся.

Порог также ассоциировался с границей между мирами живых и мертвых. Существовали даже традиции, когда при строительстве избы под порог укладывали прах одного из умерших членов семьи с тем, чтобы он с того света защищал семью своих потомков. Именно поэтому бабам на сносях запрещали долго стоять на пороге.

Подобные традиции существовали и по отношению к воротам. Своеобразными оберегами от нечистой силы служили также четверговые свечи, кресты, крапива, нож или обломок косы, которые вставляли в щели порога.

Чтобы не причинить вреда кому-то из домочадцев, запрещалось мести мусор через порог. Плохой приметой было переступать порог наполовину обутым – т.е. когда обувь была только на одной ноге. Это могла привести к тому, что переступающий никогда не сможет завести семью.

До сей поры сохранилась примета, запрещающая передавать вещи через порог или здороваться. Знаем мы и о том, что надо посидеть у порога перед дальней дорогой. Но мы уже забыли, что гостя следует встречать перед порогом и пропускать его в дом впереди себя. Пришедшему не стоит разговаривать, стоя на пороге, и рассматривать дом через порог. Была даже коротенькая молитва, которую следовало прочитать перед тем, как войти в дом – «Без Бога – ни до порога» .

Матица

Помимо порога в старинном русском доме существовал еще один важный элемент разграничения внешнего и внутреннего мира . Располагался он под крышей, являя собой центральную балку, служащую основанием для потолка. Ритуалы, связанные с матицей (маткой) начинались еще на этапе строительства дома.

Укладка этого бруса означала окончание возведения сруба и сопровождалась посыпанием матицы пшеничным зерном, хмелем и молитвами о благополучии строящегося дома. Следовало при этом щедро угощать плотников, работавших на строительстве данного дома. Если плотники от угощения отказывались — это считалось плохим знаком. Поэтому, чтобы этого не допустить, хозяева были вынуждены были поднимать плату за работу. Вот такие нюансы старинных рыночных отношений.

Если гость приходил в дом, то садился на лавку, которая стояла до матицы, а пройти за нее мог только с разрешения хозяев. Чтобы была удача в пути, следовало перед выходом дотронуться до матицы. А для того, чтобы в доме не было клопов и прочих насекомых можно было подсунуть под эту балку отколовшийся от бороны зуб.

Окно

По старым поверьям для дома через окошко благоприятен только солнечный свет. А вот для того, чтобы уберечь свое жилище от дурного глаза наши предки делали резные орнаменты – окон и ставнях.

Быть беде – если в дом через окно залетала плица. Через него в старые времена выносили мертвых детей, которых не успели покрестить или членов семьи, умерших от горячки.

Красный угол — покутье

В красном углу всегда была домашняя церковь в миниатюре . Располагали покутье в углу, противоположном печи. При этом рядом на восточной стороне дома должно быть окно, которое называлось застольным.

В красном углу размещали иконы, украшенные божниками, специальными рушниками с . Элементами украшения также служили цветы и травы (мята, черемуха, розы, васильки, вишневые ветки). В конце XIX столетия иконы стали декорировать бумажными цветами.

Возле икон всегда присутствовала лампада, которую зажигали во время молитвы и на большие церковные праздники. Для того чтобы в доме всегда был достаток, в покутье следовало поставить пучок колосков пшеницы, собранный с последнего урожая и освященный в церкви. По весне зерна из этого пучка добавляли в посевные запасы, чтобы собрать по осени богатый урожай.

В красном углу берегли изображения предков, библию, свечи-громнички, освященные на сретение и иорданскую воду. Свяченой водой лечили недуги, давали пить при сглазе, прикладывали к ранам и забоям. В этом же месте сберегались все мелкие ценные вещи, которые были в доме. До прихода христианства на Руси в покутье размещали алтарь домового.

Красный угол всегда был самым важным и почетным местом в доме , именно туда усаживали дорогих гостей, именно там сидели молодожены, именно там впервые купали младенца в купели, именно головой в сторону покутья клали наши предки своих покойников.

Печь

Не менее важным элементом русской избы является печь . Наличие в доме печи характеризовало принадлежность постройки к жилому помещению:

  • в печи готовили пищу,
  • печью обогревали жилище,
  • на печи спали,
  • на печи лечили недуги,
  • в некоторых районах в печи даже баню устраивали.

Слово «изба» берет свое начало от старославянского «исытопка» , т.е. истопить. Печь для наших предков являлась, пожалуй, самым сакральным элементом . При ее помощи сырая, грязная пища превращалась в чистую, готовую к употреблению. В печи жил Огонь-Сварожич, который был защитником и хранителем рода. Печь следовало всегда держать в чистоте, запрещалось возле нее сквернословить. Даже есть украинская пословица на эту тему — «Сказав би, та піч у хаті» .

В процесс приготовления пищи древние славяне тоже вкладывали магический смысл. Именно с той поры пошла традиция думать только о хорошем когда, например, месишь тесто. Вместе со специями славянки добавляли в пищу положительные чувства и мыслеобразы. Пока обед стоит в печи, нельзя было громко разговаривать или сильно хлопать дверью. А вот когда хлеб пекли, то и вовсе закрывали дом на замок, чужим хода не было. Потому что, согласно примете, чужак, зайдя в избу, принесет с собой нужду.

Подметали в избе всегда в направлении печи. Мусор за порог не выносили, в печи сжигали. Наши предки уже тогда знали, что мусор вбирает в себя энергетику хозяев, поэтому, дабы не допустить порчи, избавлялись от него, не выходя из дома. Люди, владеющие эзотерическими практиками, были всегда, а в те времена каждая женщина ведала в большей или меньшей степени и заговорами, и приемами снятия порчи, и снадобья из трав могла изготовить.

Но самым интересным магическим персонажем, связанным с печью, является домовой - хранитель и покровитель рода . По поверьям, это дух одного из умерших первопредков, который живет за печью. Он заботится о том, чтобы в доме был порядок, все были живы и здоровы, чтобы он был полон детишек и животных. А если хозяйка дома нерадива и любит больше на печи лежать, чем пироги печь, то может и скинуть такую хозяйку с печи!

Печь запрещалось оставлять на ночь пустой. Ее медленно уходящее мягкое тепло использовали для просушивания дров и подогрева воды к утру.

Еще одним важным эзотерическим элементом русского быта был дымоход , который считался туннелем, соединяющим физический мир с духовным. Поэтому , подвешивали в него на ночь, для того, чтобы усилить целебные свойства растений еще и магическими.

После похорон следовало, придя домой, не только помыть руки и обувь, но и, положив руки на дымоход, заглянуть в него. Тогда покойник не будет приходить во сне.

Основные предметы старинной мебели

Стол

Этот элемент славянской утвари всегда был неотъемлемой частью красного угла . Стол, полный разнообразных кушаний и блюд до сей поры является символом благополучия и достатка. «Хлеб на стол, так стол престол, а хлеба ни куска – так и стол доска» — гласит русская пословица. Все знают, что первой в дом запускали кошку. А всем ли известно, что первой утварью в доме всегда был стол , причем покрыт он был скатертью, а на нем стоял каравай.

Со столом связана вся жизнь рода. При тяжелых родах стол следовало переместить из красного угла в центр. Если в доме был пожар, то из соседнего дома следовало вынести стол и обойти вместе с ним вокруг горящего дома. За столом всегда проходили семейные обеды, а совместный прием пищи неизменно символизирует собой семейное единение. Во время сватания невеста давала свое согласие на бракосочетание тем, что передавала через стол жениху свой платок.

На стол до сей поры нельзя садиться, ведь на него кладут еду и, самое главное — хлеб. А вот запрет оставлять на столе на ночь ножи, спички и ключи пошел от веры наших предков в то, что по ночам за семейным столом собираются духи умерших и доедают то, что оставили им живые.

Был бы хлеб, а у хлеба люди будут. Трудоемкое, но одно из самых важных творений рук человеческих - хлеб. Именно он не дал пропасть роду. Именно его мы привыкли жертвовать нашим предкам и Богу. Поэтому емкость, в которой замешивали тесто для хлеба — дижа — для славян имела важное значение .

Дижу следовало держать в чистоте, после каждого замеса ее чистили луком и солью. Из новой дижи перво-наперво давали напиться водой корове, а уж только после этого использовали емкость по назначению. Считалось, что этот ритуал должен принести в дом благополучие. Еще молодым парням не давали заглядывать в дижу, иначе не видать им ни бороды, ни усов.

Колыбель — колыска

Этот элемент быта наших пращуров имел пол . Для девочек колыбель мастерили, используя женское дерево, для мальчиков, соответственно, мужское. Вешали ее неподалеку от восточных окон с тем, чтобы ребенок имел возможность видеть восход солнца. Часто для того, чтобы пробудить в своем чаде определенные таланты, родители подкладывали в колыбель соответственные предметы.

Считалось плохой приметой качать пустую колыску. Это было чревато неприятностями для младенца.

Кровать

Для того чтобы определить куда ставить этот важный элемент мебели всегда использовали кошку. Это животное любит спать в местах с отрицательной энергетикой. Поэтому кровать всегда ставили в другое место. Причем, располагали ее таким образом, чтобы хозяева не спали ногами к двери.

Постельное белье наши предки вышивали, причем в вышивке шифровали код, направленный на успешное продолжение рода. Под кровать в защиту от злых духов клали янтарь, чеснок и каштаны.

Скрыня — сундук

Славянской культуре шкафы не были присущи. Поэтому вещи хранили либо на полках, либо в сундуках . Этот элемент утвари всегда передавался от матери к дочери. Использовали скрыни для хранения одежды и белья, приданного невесты, которое она должна была сама сделать. Для того чтобы сохранить в целости и сохранности содержимое скрынь, их часто декорировали , а внутрь помещали заговоренное зелье.

Жаль, что эта традиция передавать сундуки с приданым уже утрачена, ведь передавался не только предмет мебели и вещи, но и весь накопленный матерью опыт, ее умения и знания.

Важные предметы славянского быта

Ложка

С этим элементом быта связано много поверий и примет.

  • Молодоженам было принято дарить на свадьбу обереги, сделанные из ложек.
  • Для того чтобы в доме не было ссор, не рекомендовалось есть одной ложкой или ими стучать.
  • А чтобы спать спокойно, нужно было все ложки помыть и убрать на место.

Веник

Он требовал от хозяйки особого обращения. Ведь вместе с мусором веник очищал дом не только на физическом уровне, но и на энергетическом . Чтобы избавиться от злых духов в веники полагалось вплетать полынь.

Веником нельзя никого бить — это к нищете, не допускалось оставлять его в красном углу. Чтобы не заболеть — лучше не переступать через веник. До сей поры нам известно, что веником нельзя обметать человека. А вот жечь веник, согласно приметам, – к урагану.

Иголка

В старину иголки были в большой цене . Изготавливали их вручную и такая тонкая работа стоила дорого. Поэтому считалось плохой приметой пользоваться иглой в выходные дни. Большим грехом считалось украсть иглу, а вот одалживать ее можно только с ниткой, и отдавать нужно было тоже с ниткой. Иначе, не будет ни пряжи, ни сорочек.

Хотите — верьте народным приметам, хотите — нет, но рациональное зерно в них все-же есть. Недаром же наши предки соблюдали их не одну тысячу лет. А еще, говорят, что домовые переехали вместе со своими хозяевами в современные квартиры. Если печей у нас нет, где же тогда они живут?

  • О значении символов славянских оберегов можете узнать из .

Елена Степанская, © сайт

Внутреннее убранство русской избы является неотъемлемой частью истории и культуры России. Именно она, старинная избенка, стала основной частью фольклора и даже героиней многих сказок и легенд. Вспомнить хотя бы избушку на курьих ножках - сказочное жилище Бабы-Яги, страшной колдуньи, которая пугает маленьких детей. Её же часто обводят вокруг пальца главные сказочные герои.

Так, Иван-Царевич обращается к ней за помощью, дабы избавить от страшной участи свою любимую, и не без хитрости получает дары старой колдуньи. Бабка-Ёжка - негативный персонаж, помогающий в сотворении злодеяний Кощею Бессмертному, Змею Горынычу и Коту Баюну. Но вместе с этим эта "героиня" является довольно весёлой, смешной и сатирической.

Об истоках

Слово "изба" на Руси имело множество интерпретаций в зависимости от места проживания людей, поэтому и называлась по-разному. Существуют такие синонимы, как: ызба, истьба, изьба, истопка и истобка. Эти слова часто употребляются в русских летописях, что, опять же, говорит о неотрывности и связанности жилья с жизнью человека. Такая фраза имеет прямую связь с такими русскими глаголами, как «топить» или «истопить». Это здание имело в первую очередь функциональную нагрузку, поскольку было призвано согревать в морозы и укрывать от природных условий.

Что представляла собой изба в общем

Внутреннее убранство русской избы сложно представить без печи, поскольку именно она была центром комнаты и излюбленной её частью. Известно, что у многих восточнославянских народов, украинцев, русских и белоруссов, сохранялся термин «истопка». Ну и, как говорилось раньше, он обозначал отапливаемое строение. Это были и кладовые для хранения запасов овощей, и жилое помещение разных размеров.

Чтобы знать, как нарисовать убранство русской избы, нужно понимать, что она значила для человека. Знаменательным событием было строительство дома для крестьянина. Мало было решить практическую задачу и обеспечить себе крышу над головой. В первую очередь дом являлся полноценным жилым пространством для всей семьи. Убранство избы должно было быть по мере возможности наполнено всеми необходимыми жизненными благами, обеспечивать жильцов теплом, давать им любовь и ощущение покоя. Такое жильё можно соорудить лишь по давним заветам предков, а традиции крестьяне всегда соблюдали очень тщательно.

О традициях

Особое значение при строительстве дома отводилось выбору места, чтобы строение впоследствии было светлым, сухим и высоким. Ритуальная ценность имела не меньшее значение.

Счастливое место - это то, которое прошло строгую проверку временем и было обжито ранее: стало благополучным для прежних хозяев, которые жили здесь. Неудачными считались територии около захоронений, бани, которые были построены там ранее, а также вблизи дороги. Считалось, что сам чёрт ходит по этому пути и может заглянуть в жилище.

О строительном материале

Материалы для строительства избы выбирали очень тщательно. Русские использовали для возведения брёвна сосны или лиственницы. Эти деревья имеют длинные и ровные стволы, ровно ложатся и плотно примыкают друг к другу. Они хорошо удерживают внутреннее тепло и долго не гниют. Выбор брёвен в лесу был довольно непростым занятием, веками от отцов к детям передавался свод правил, алгоритм подбора бревна. Иначе, если выберешь неправильный, негодный материал - дом будет приносить беды и несчастья.

Даже на внутренее убранство крестянской избы нельзя было рубить священные деревья. Они могли принести в дом тяжёлые хвори. Существовало поверье, которое говорило о том, что такие особые породы должны жить только в лесу и умереть своей смертью. Если нарушить запрет, они принесут смерть и горе в дом.

Сухая древесина также была непригодна к строительству. Место, где произрастали деревья, тоже имело важное значение. Дерево, которое росло на перекрёстке лесных дорог, является «буйным» и может принести в дом большое несчастье - разрушить сруб и тем самым убить хозяев дома.

Обряды

Без обрядов у славян не обходился и процесс возведения дома. В начале строительства совершалось жертвоприношение. Жертвой в таком случае считалась курица или баран. Такой процесс проводился при укладке первого венца избы. Под брёвна клали деньги, шерсть и зерно как символы богатства, процветания, любви, семейного тепла. Также туда клали ладан как знак святости дома, а также своеобразный оберег от нечистой силы. В конце работы (строительства) все участники процесса садились за стол и угощались вкуснейшими яствами.

Жертвоприношения проводился неспроста. Жертва должна была создать крепость дому и уберечь от напастей. Иногда в дар богам приносили человека, но это в редких случаях, дабы защитить всё племя от врагов. Чаще всего предавали страданиям крупный скот: быка или лошадь. Во время археологических раскопок на старых домах были найдены именно их скелеты, а также конские черепа.

Для обряда делалась специальная ямка, останки нужно было класть туда. Она находилась под красным уголком, где располагались иконы и другие обереги. Были и другие излюбленные животные для строительного жертвоприношения. Таким фаворитом для славян стал петух или курица. Об этом говорит и традиция размещения флюгеров в виде петушков, а также изображение или статуэтка этого животного на крыше дома.

Можно привести в пример бессмертное классическое произведение Н. В. Гоголя «Вий». Вся нечисть исчезала после крика петуха. Поэтому "крикун" призван охранять жилище от нечистой силы. Фото, убранство русской избы на которых показано во всей красе, представлены в этой статье.

Схема устройства крыши

Кровля также была сделана по особой схеме:

  • желоб;
  • охлупень;
  • стамик;
  • слега;
  • огниво;
  • князевая слега (кнес);
  • повальная слега;
  • самец;
  • повал;
  • причелина;
  • курица;
  • пропуск;
  • гнет.

Общий вид избы

Убранство русской избы снаружи, такое, каким представляли себе и строили наши прадеды, было особым. По старым традициям избы строили тысячи лет. Русское убранство избы зависело от того, где жил человек и к какому племени он принадлежал, поскольку у каждого племени были свои традиции и законы, по которым их можно различать.

И даже сейчас нельзя не различить избы на европейской территории России. Ведь на севере преобладали рубленные дома, поскольку леса там было вдоволь. На юге же были огромные запасы глины, поэтому и хаты-мазанки строили из неё. Так же оформлялось и внутреннее убранство русской избы. Фото явлются наглядным тому примером.

Как утверждают этнографы, ни одна народная мысль не была создана сразу же в первозданном виде, таком, как мы можем наблюдать сейчас. История, культура, а с ними и мысль людей, меняется и развивается, привнося во всё, что было создано, гармонию, красоту и великую силу любви. Это касается и жилища, которое формировалось и становилось всё более функциональным и удобным. Эти утверждения доказывает и масса проведённых археологических раскопок.

Русское убранство избы во многом зависело от климатических условий, в которых проживали люди, и от имеющегося строительного материала. Так, на севере была влажная почва и густые леса, полные брёвен, пригодных для возведения жилищ, а на юге преобладали и активно использовались другие изделия. Исходя из этого, в южных областях была распространена полуземлянка. Этот дум был с углублением на полтора метра в землю, соответственно, имел насыпной пол. Такой тип жилища на Руси просуществовал до 14-15-го веков.

После этого временного периода стали строить наземные постройки с деревянным полом, поскольку научились обрабатывать брёвна и делать из них доски. Также делались дома, приподнятые над землёй. Они были более многофункциональны, поскольку имели 2 этажа и предоставляли возможности для комфортной жизни, хранения овощных запасов, сена и жилья для скотины в одном доме.

На севере, с изобилием густых лесов и достаточно сырым холодным климатом, полуземлянки быстро превратились в наземные дома, быстрее, чем на юге. Славяне и их предки занимали достаточно большую территорию и отличались друг от друга вековыми традициями, в том числе и в построении жилья. Но каждое племя наилучшим образом подстраивалось под окружающие условия, поэтому нельзя сказать, что какие-то избы были хуже. Всему было своё место. Теперь можно понять, как нарисовать убранство русской избы.

Подробнее о строительстве

Ниже представлено фото. Убранство русской избы на нем продемонстрировано наиболее типичное для Ладоги, соответствующее временному периоду 9-11-го веков. Основание дома было квадратным, то есть ширина была равна длине, которая достигала 5 метров.

Строительство срубной избы требовало внимательного и тщательного подхода, поскольку венцы должны были совпадать, а брёвна - плотно прилегать друг к другу, иначё весь труд насмарку.

Брусья должны были прилегать как можно плотнее, дабы защитить жителей от холодных ветров и сквозняков. Поэтому делались углубления в срубе через одно бревно. В это отверстие укладывался выпуклым ребром другой брус. Пазы между ними утепляли болотным мхом, который нес не только теплоизоляционную ценность, но и антибактериальную. Сверху эту постройку промазывали глиной.

О нюансах строительства

Внутреннее убранство русской избы иногда предполагало который поливался водой и утрамбовывался, отчего становился твёрдым и гладким. Во время уборки слой грязи просто сметался метлой. Но чаще всего внутреннее убранство крестьянской избы предполагало пол деревянный и приподнятый над землёй на высоту в полтора метра. Это делалось для того, чтобы соорудить подполье. Из него в жилое помещение с печью вёл люк. В подполье сохранялись все овощные запасы.

Русское убранство избы у зажиточных людей предполагало ещё одну надстройку сверху. Снаружи этот дом был похож на трёхъярусный.

О пристройках

Внутренне убранство русской избы тоже имело несколько нюансов. Русские люди часто пристраивали к своему жилищу прихожую с большими широкими окнами. Она называлась сени. Так, при входе в дом нужно было сначала зайти в сени, а потом уже войти в горницу. Такая прихожая в ширину достигала 2 метров. Иногда сени соединяли с хлевом для скота, поэтому, соответственно, делали их больше.

Кроме того, у этой пристройки была масса и других предназначений. Там хранили добро и мастерили что-то нужное в непогоду, поскольку крестьянин без дела никогда не сидел. Летом там же можно уложить спать гостей после шумного праздника. Такому жилищу учёные-археологи дали название «двухкамерное», поскольку оно представляло собой 2 помещения.

Внутреннее убранство крестьянской избы не обходилось без клети. С начала 10-го века эта комната служит дополнительной спальней, которой пользовались только летом, поскольку она не отапливалась. Там же круглый год можно было хранить продукты. А зимой - даже скоропортящиеся блюда, ведь там всегда холодно.

Как строилась ковля

Крыша в избе изготавливалась по нескольким техникам: она могла быть деревянной, гонтовой, тесовой или из драни. С развитием истории, а с ней и умений народа, во временном периоде 16-17-го веков славяне выработали уникальную концепцию покрытия крыши берёзовой корой, которая защищала от протекания. Также она несла эстетическое предназначение, поскольку предавала пестроту постройки. На кровлю клали немного земли и дёрна. Это было старинной "смарт-технологией", защитой дома от пожара.

Землянки и полуземлянки окон, как правило, не имели. Внутренее убранство русской избы из-за этого выглядело, конечно, не так, как мы привыкли себе представлять. Были небольшие оконные отверстия, затянутые желудками крупного рогатого скота. Однако позже, когда изба «выросла» над землёй, стали делать большие застеклённые окна, которые не только пропускали свет, но и позволяли видеть, что происходит на улице. Внешнее убранство русской избы предполагало застеклённые которые вначале (10-й век) были только у зажиточных владельцев.

Туалет на Руси был назван «задок» и был расположен, как правило, в сенях. Это была дырка в полу, которая «смотрела» вниз, в сторону наземного яруса, где обычно держали скотину. Появился он в избах со времён 16-го века.

О строительстве окон

Русское убранство избы в позднее время не представлялось без окон. Обычно оконный проём представлял собой 2 смежных бревна, которые были разрублены до половины. Туда вставлялась прямоугольная рама, имеющая задвижку, которая "ходила" в горизонтальном направлении.

Внутреннее пространство избы

Внутреннее убранство русской избы представляло собой от одного до трёх жилых помещений. Вход в дом начинался с сеней. Помещение, предназначенное для жилья, всегда было очень тёплым и отапливалось печью. Внутреннее убранство избы (фото) прекрасно иллюстрирует жизнь простолюдинов тех времён.

Что касается зажиточных крестьян и людей, обладающих высоким чином, то в их жилище было место и дополнительной комнате, которая называлась горницей. В ней хозяева принимали гостей, и она также была очень тёплая, светлая и просторная. Отапливалась печью-голландкой.

Внутреннее убранство русской избы не представлялось без духовой печи, занимающей большую часть комнаты, которая была расположена у входа. Однако в южной части страны она располагалась в дальнем углу.

Внутреннее убранство русской избы отличалось особым, но вместе с этим достаточно простым, размещением предметов. Обеденный стол обычно стоял в углу, по диагонали от печи. Прямо над ним был "красный уголок" с иконами и прочими оберегами. Вдоль стен стояли лавки, над ними располагались полки, встроенные в стены. Такое внутренее убранство русской избы (фото) встречалось почти повсеместно.

Печь имела многофункциональную нагрузку, поскольку приносила не только тепло и вкусную еду, но и имела спальное место.

Внутренне убранство русской избы также демонстрирует, что существовало много общего с традициями восточнославянских народов, но были и различия. На севере Руси люди строили печи-камени. Своё название они получили потому, что были сложены из камня без использования какого-либо скрепляющего раствора.

В районах Старой Ладоги основание каменной топки равнялось полутора метрам в поперечнике. Убранство крестьянской избы в районе Изборска предполагало печь, сделанную из глины, но на каменном основании. В длину и ширину она достигала до 1 метра, так же как и в высоту.

В южных областях восточнославянских стран печь строилась более крупной и широкой, каменное основание ее закладывалось с приблизительным расчётом полтора метра в длину и 2 - в ширину. В высоту такие печи достигали 1,2 метра.