Что такое специализированный жилищный фонд мо рф. Специализированный жилой фонд это

Вопросы обеспечения жильем военнослужащих и членов их семей на современном этапе развития военной организации российского общества приобретают особую значимость. С одной стороны, это вызвано оптимизацией структуры Вооруженных Сил, с другой - совершенствованием системы всестороннего обеспечения военнослужащих всем необходимым для выполнения возложенных на них обязанностей.

Одной из самых сложных социальных проблем в Вооруженных Силах Российской Федерации является обеспечение жильем военнослужащих и членов их семей. В настоящее время 122,4 тысячи военнослужащих и членов их семей все еще нуждаются в постоянном или служебном жилье.
Жилищные сертификаты, как и ипотечно-накопительная система обеспечения жильем, не способны полностью снять проблему. Цена квадратного метра жилья, заложенная в эти документы, намного ниже его рыночной стоимости, что не предоставляет абсолютному большинству военнослужащих возможность улучшить свои жилищные условия.
Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев, находясь в октябре прошлого года на военных учениях в Баренцевом море, заявил: «Если это жилищный сертификат, то это должен быть реальный жилищный сертификат, который позволяет купить квартиру в том месте, где это необходимо. Так что жилищный сертификат должен покрывать 100 процентов стоимости, мы из этого и будем исходить. Потому что лучше уж чуть медленнее эту программу делать, но чтобы она была реалистичнее, иначе какой смысл эти сертификаты давать».
В апреле 2008 года в Министерстве обороны РФ утверждена Стратегия социального развития Вооруженных Сил Российской Федерации на период до 2020 года. В соответствии с ней разработан Стратегический план «Улучшение жилищных условий военнослужащих Вооруженных
Сил Российской Федерации и членов их семей на период до 2020 года», основными целями которого являются:
1) предоставление постоянного жилья военнослужащим, заключившим контракт до 1 января 1998 года;
2) создание в 2012 году служебного фонда под штатную численность воинских частей и соединений;
3) обеспечение функционирования накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.
Для решения поставленных задач Министерство обороны РФ в 2008 - 2010 годах в рамках Государственного оборонного заказа планирует получить 67 тыс. квартир. Кроме того, в настоящее время проводится работа по размещению государственных заказов на приобретение и долевое участие в строительстве жилья за счет средств, полученных в результате реализации высвобождаемого недвижимого имущества.
Общий порядок жилищного обеспечения военнослужащих регулируется статьей 15 Федерального закона РФ «О статусе военнослужащих». На основании данного законодательного акта государство гарантирует предоставление военнослужащим и членам их семей жилых помещений. Порядок обеспечения жильем регламентируется приказом министра обороны Российской Федерации №80 от 15 февраля 2000 г. «О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации».
Жилищный кодекс Российской Федерации (ЖК РФ), введенный в действие с 1 марта 2005 г., подразделяет государственный жилищный фонд, в зависимости от целей использования, на жилищный фонд социального использования и специализированный жилищный фонд. Предоставление военнослужащим и совместно проживающим с ними членам их семей жилых помещений жилищного фонда социального использования (по договорам социального найма) осуществляется в соответствии со статьями 51 и 57 ЖК РФ. Основания для предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма определяются, исходя из уровня обеспеченности их жильем. Суммарная общая площадь всех жилых помещений, занимаемых военнослужащими (или) членами их семей по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, учитывается как при постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, так и при определении размера жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
Жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются военнослужащим и совместно проживающим с ними членам их семей, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте, по нормам, предусмотренным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В случае отсутствия служебного жилья воинские части арендуют жилые помещения или по желанию военнослужащих ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством РФ.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 909 от 31 декабря 2004 г. «О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту, гражданам РФ, уволенным с военной службы, и членам их семей» (с последующими изменениями и дополнениями) установлено, что денежная компенсация выплачивается в размере, не превышающем:

  • в городах Москве и Санкт-Петербурге - 15000 рублей;
  • в других городах и районных центрах - 3600 рублей;
  • в прочих населенных пунктах -2700 рублей.

Указанные размеры денежной компенсации повышаются на 50%, если вместе с военнослужащим или гражданином, уволенным с военной службы, проживают три и более членов семьи.
В соответствии с п. 8 ст. 15 ФЗ РФ «О статусе военнослужащих» при получении жилого помещения имеют право на дополнительную общую площадь жилого помещения размером от 15 до 25 квадратных метров следующие военнослужащие:

  • офицеры в воинских званиях полковник, ему равном и выше, проходящие военную службу либо уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями;
  • командиры воинских частей;
  • военнослужащие, имеющие почетные звания РФ;
  • военнослужащие - преподаватели военных образовательных учреждений профессионального образования, военных кафедр при государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования;
  • военнослужащие - научные работники, имеющие ученые степени или ученые звания.

Согласно ст. 23 ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений.
Военнослужащему, общая продолжительность службы которого составляет 10 лет и более, подлежащему увольнению с военной службы по достижении им предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями в последний год военной службы Минобороны (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) по его желанию выдается государственный жилищный сертификат для приобретения жилого помещения в избранном после увольнения с военной службы месте жительства в порядке, определяемом Правительством РФ.
При предоставлении жилого помещения инвалидам учитываются рекомендации индивидуальной программы реабилитации человека, состояние его здоровья, а также другие обстоятельства (этажность, приближение к лечебно-профилактическому учреждению, месту жительства родных, близких и т. п.).
Проблема с обеспечением жильем военнослужащих с 2004 года решается в рамках подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты на 2004 -2010 годы». Она входит в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы» и утверждена Постановлением Правительства РФ № 700 от 20.11 2003 г.
Правила выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы утверждены Постановлением Правительства РФ № 522 от 7.10.2004 г. Она рассматривается как один из самых эффективных механизмов решения жилищной проблемы.
Распорядитель счета (участник подпрограммы ГЖС) имеет право приобрести на первичном или вторичном рынке жилья на территории субъекта РФ, указанного в сертификате, у любых физических и юридических лиц (одного или нескольких) жилое помещение.
В ближайшие годы в Министерстве обороны РФ предусматривается решать жилищную проблему военнослужащих по следующим основным направлениям:

  • обеспечение жильем бесквартирных военнослужащих и членов их семей, заключивших контракт до 1 января 1998 года. Имеющиеся перед ними обязательства будут погашаться в рамках действующего законодательства путем предоставления жилья для постоянного проживания. Военнослужащие, поступившие на военную службу после 1 января 1998 г., обеспечиваются служебными жилыми помещениями на весь срок военной службы в соответствии с нормами, установленными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  • формирование фонда жилых служебных помещений под штатную численность воинских частей и соединений. Служебное жилье здесь будет предоставляться только на период прохождения военной службы;
  • создание эффективного рыночного механизма, позволяющего реализовать права военнослужащих на получение жилья в собственность по завершении службы.

При этом планируется использовать современные и эффективные подходы, в числе которых:

  • оказание государственной поддержки военнослужащим для приобретения ими жилья с помощью ипотечных кредитов;
  • создание условий для привлечения инвесторов в целях формирования жилищного фонда вне военных городков и размещения военнослужащих на условиях аренды или найма;
  • повышение эффективности управления имеющимся жилым фондом.
  • До 2015 года планируется создать служебный жилищный фонд в объеме 334 тысячи квартир, что с учетом уже имеющихся составит 480 тысяч под планируемую штатную численность ВС РФ.

Основными источниками формирования фонда служебного жилья являются:

  • строительство и приобретение его по собственному плану Министерства обороны РФ, в первую очередь, в закрытых военных городках;
  • оптимизация существующего служебного жилого фонда, а также получение жилья путем реализации инвестиционных проектов;
  • формирование фонда арендного жилья для размещения военнослужащих в крупных городах и административных центрах.

В первую очередь, формирование служебного жилого фонда предусматривается в пунктах дислокации воинских частей и соединений постоянной боевой готовности.
В дальнейшем этот фонд будет создаваться и в других воинских частях, подлежащих переводу на контрактный способ комплектования.
Наряду с дополнительными мерами по увеличению ассигнований, направляемых на финансирование строительства жилья, будет осуществляться переход на накопительную систему обеспечения жильем военнослужащих.
В связи с тем, что существующая ранее система жилищного обеспечения военнослужащих вступила в определенное противоречие с экономическими возможностями государства, Министерство обороны РФ выбрало иные пути решения этой проблемы.
За счет всех источников финансирования в 2009 году планируется приобрести 32 тыс. квартир для обеспечения нуждающихся в жилье военнослужащих и членов их семей, из них около 22 тыс. квартир для постоянного проживания и 10 тыс. служебных квартир.
В этой связи бывший заместитель министра обороны РФ по финансово-экономической работе Любовь Куделина в марте 2009 года заявила, что «жилищное обеспечение, строительство и ремонт объектов военной и социальной инфраструктуры является приоритетным направлением выделения средств в бюджете 2009 года, и на указанные цели предусмотрены ассигнования в объеме 81 млрд. рублей. Расходы на жилье сокращаться не будут ни при каких условиях».

Жилищное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации. Накопительно-ипотечная система жилищного обеспечения военнослужащих

Вопросы обеспечения жильем военнослужащих и членов их семей на современном этапе развития военной организации российского общества приобретают особую значимость. С одной стороны, это вызвано оптимизацией структуры Вооруженных Сил, с другой - совершенствованием системы всестороннего обеспечения военнослужащих всем необходимым для выполнения возложенных на них обязанностей.

Жилищное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил РФ

Одной из самых сложных социальных проблем в Вооруженных Силах Российской Федерации является обеспечение жильем военнослужащих и членов их семей. В настоящее время 122,4 тысячи военнослужащих и членов их семей все еще нуждаются в постоянном или служебном жилье.

Жилищные сертификаты, как и ипотечно-накопительная система обеспечения жильем, не способны полностью снять проблему. Цена квадратного метра жилья, заложенная в эти документы, намного ниже его рыночной стоимости, что не предоставляет абсолютному большинству военнослужащих возможность улучшить свои жилищные условия.

Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев, находясь в октябре прошлого года на военных учениях в Баренцевом море, заявил: «Если это жилищный сертификат, то это должен быть реальный жилищный сертификат, который позволяет купить квартиру в том месте, где это необходимо. Так что жилищный сертификат должен покрывать 100 процентов стоимости, мы из этого и будем исходить. Потому что лучше уж чуть медленнее эту программу делать, но чтобы она была реалистичнее, иначе какой смысл эти сертификаты давать».

В апреле 2008 года в Министерстве обороны РФ утверждена Стратегия социального развития Вооруженных Сил Российской Федерации на период до 2020 года. В соответствии с ней разработан Стратегический план «Улучшение жилищных условий военнослужащих Вооруженных
Сил Российской Федерации и членов их семей на период до 2020 года», основными целями которого являются:

1) предоставление постоянного жилья военнослужащим, заключившим контракт до 1 января 1998 года;

2) создание в 2012 году служебного фонда под штатную численность воинских частей и соединений;

3) обеспечение функционирования накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.

Для решения поставленных задач Министерство обороны РФ в 2008 - 2010 годах в рамках Государственного оборонного заказа планирует получить 67 тыс. квартир. Кроме того, в настоящее время проводится работа по размещению государственных заказов на приобретение и долевое участие в строительстве жилья за счет средств, полученных в результате реализации высвобождаемого недвижимого имущества.

Общий порядок жилищного обеспечения военнослужащих регулируется статьей 15 Федерального закона РФ «О статусе военнослужащих». На основании данного законодательного акта государство гарантирует предоставление военнослужащим и членам их семей жилых помещений. Порядок обеспечения жильем регламентируется приказом министра обороны Российской Федерации №80 от 15 февраля 2000 г. «О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации».

Жилищный кодекс Российской Федерации (ЖК РФ), введенный в действие с 1 марта 2005 г., подразделяет государственный жилищный фонд, в зависимости от целей использования, на жилищный фонд социального использования и специализированный жилищный фонд. Предоставление военнослужащим и совместно проживающим с ними членам их семей жилых помещений жилищного фонда социального использования (по договорам социального найма) осуществляется в соответствии со статьями 51 и 57 ЖК РФ. Основания для предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма определяются, исходя из уровня обеспеченности их жильем. Суммарная общая площадь всех жилых помещений, занимаемых военнослужащими (или) членами их семей по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, учитывается как при постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, так и при определении размера жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

Жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются военнослужащим и совместно проживающим с ними членам их семей, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте, по нормам, предусмотренным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В случае отсутствия служебного жилья воинские части арендуют жилые помещения или по желанию военнослужащих ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством РФ.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 909 от 31 декабря 2004 г. «О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту, гражданам РФ, уволенным с военной службы, и членам их семей» (с последующими изменениями и дополнениями) установлено, что денежная компенсация выплачивается в размере, не превышающем:

В городах Москве и Санкт-Петербурге - 15000 рублей;

В других городах и районных центрах - 3600 рублей;

В прочих населенных пунктах -2700 рублей.

Указанные размеры денежной компенсации повышаются на 50%, если вместе с военнослужащим или гражданином, уволенным с военной службы, проживают три и более членов семьи.

В соответствии с п. 8 ст. 15 ФЗ РФ «О статусе военнослужащих» при получении жилого помещения имеют право на дополнительную общую площадь жилого помещения размером от 15 до 25 квадратных метров следующие военнослужащие:

Офицеры в воинских званиях полковник, ему равном и выше, проходящие военную службу либо уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями;

Командиры воинских частей;

Военнослужащие, имеющие почетные звания РФ;

Военнослужащие - преподаватели военных образовательных учреждений профессионального образования, военных кафедр при государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования;

Военнослужащие - научные работники, имеющие ученые степени или ученые звания.

Согласно ст. 23 ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений.

Военнослужащему, общая продолжительность службы которого составляет 10 лет и более, подлежащему увольнению с военной службы по достижении им предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями в последний год военной службы Минобороны (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) по его желанию выдается государственный жилищный сертификат для приобретения жилого помещения в избранном после увольнения с военной службы месте жительства в порядке, определяемом Правительством РФ.

При предоставлении жилого помещения инвалидам учитываются рекомендации индивидуальной программы реабилитации человека, состояние его здоровья, а также другие обстоятельства (этажность, приближение к лечебно-профилактическому учреждению, месту жительства родных, близких и т. п.).

Проблема с обеспечением жильем военнослужащих с 2004 года решается в рамках подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты на 2004 -2010 годы». Она входит в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы» и утверждена Постановлением Правительства РФ № 700 от 20.11 2003 г.

Правила выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы утверждены Постановлением Правительства РФ № 522 от 7.10.2004 г. Она рассматривается как один из самых эффективных механизмов решения жилищной проблемы.

Распорядитель счета (участник подпрограммы ГЖС) имеет право приобрести на первичном или вторичном рынке жилья на территории субъекта РФ, указанного в сертификате, у любых физических и юридических лиц (одного или нескольких) жилое помещение.

В ближайшие годы в Министерстве обороны РФ предусматривается решать жилищную проблему военнослужащих по следующим основным направлениям:

Обеспечение жильем бесквартирных военнослужащих и членов их семей, заключивших контракт до 1 января 1998 года. Имеющиеся перед ними обязательства будут погашаться в рамках действующего законодательства путем предоставления жилья для постоянного проживания. Военнослужащие, поступившие на военную службу после 1 января 1998 г., обеспечиваются служебными жилыми помещениями на весь срок военной службы в соответствии с нормами, установленными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

Формирование фонда жилых служебных помещений под штатную численность воинских частей и соединений. Служебное жилье здесь будет предоставляться только на период прохождения военной службы;

Создание эффективного рыночного механизма, позволяющего реализовать права военнослужащих на получение жилья в собственность по завершении службы.

При этом планируется использовать современные и эффективные подходы, в числе которых:

Оказание государственной поддержки военнослужащим для приобретения ими жилья с помощью ипотечных кредитов;

Создание условий для привлечения инвесторов в целях формирования жилищного фонда вне военных городков и размещения военнослужащих на условиях аренды или найма;

Повышение эффективности управления имеющимся жилым фондом.

До 2015 года планируется создать служебный жилищный фонд в объеме 334 тысячи квартир, что с учетом уже имеющихся составит 480 тысяч под планируемую штатную численность ВС РФ.

Основными источниками формирования фонда служебного жилья являются:

Строительство и приобретение его по собственному плану Министерства обороны РФ, в первую очередь, в закрытых военных городках;

Оптимизация существующего служебного жилого фонда, а также получение жилья путем реализации инвестиционных проектов;

Формирование фонда арендного жилья для размещения военнослужащих в крупных городах и административных центрах.

В первую очередь, формирование служебного жилого фонда предусматривается в пунктах дислокации воинских частей и соединений постоянной боевой готовности.

В дальнейшем этот фонд будет создаваться и в других воинских частях, подлежащих переводу на контрактный способ комплектования.

Наряду с дополнительными мерами по увеличению ассигнований, направляемых на финансирование строительства жилья, будет осуществляться переход на накопительную систему обеспечения жильем военнослужащих.

В связи с тем, что существующая ранее система жилищного обеспечения военнослужащих вступила в определенное противоречие с экономическими возможностями государства, Министерство обороны РФ выбрало иные пути решения этой проблемы.

За счет всех источников финансирования в 2009 году планируется приобрести 32 тыс. квартир для обеспечения нуждающихся в жилье военнослужащих и членов их семей, из них около 22 тыс. квартир для постоянного проживания и 10 тыс. служебных квартир.

В этой связи бывший заместитель министра обороны РФ по финансово-экономической работе Любовь Куделина в марте 2009 года заявила, что «жилищное обеспечение, строительство и ремонт объектов военной и социальной инфраструктуры является приоритетным направлением выделения средств в бюджете 2009 года, и на указанные цели предусмотрены ассигнования в объеме 81 млрд. рублей. Расходы на жилье сокращаться не будут ни при каких условиях».

Накопительно-ипотечная система жилищного обеспечения военнослужащих

С 1 января 2005 года начала действовать накопительно-ипотечная система жилищного обеспечения.

Накопительно-ипотечная система явилась не заменой, а дополнением ныне действующих программ обеспечения жильем военнослужащих.

Правовые основы новой системы определены Федеральным законом № 117-ФЗ от 20 августа 2004 г. «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих».

В настоящее время в реестр участников накопительно-ипотечной системы включены более 70 тыс. военнослужащих. На них открыты именные накопительные счета.

Основными задачами накопительно-ипотечной системы обеспечения военнослужащих жильем являются:

1. Перевод обязательств государства перед военнослужащими в жилищной сфере из натуральной формы (предоставление квартиры) в денежную, что позволит расширить возможности военнослужащих самостоятельно принимать решения по выбору места проживания, качеству и размеру приобретаемого жилья;

2. Возможность приобретения жилья в собственность уже через три года участия в ипотечно-на-копительной системе за счет ипотеки;

3. Переход от обеспечения военнослужащих за счет государства отдельными квартирами к накоплению денежных средств для приобретения жилья в собственность по избранному месту жительства;

4. Стабилизация и закрепление военных кадров, прежде всего офицеров, на основе стимулирования военнослужащих к продолжению военной службы.

Решение этих задач базируется на следующих принципах:

Основанием для включения военнослужащего в реестр участников является подготовленное им в письменной форме обращение с просьбой сделать это;

Ежегодное перечисление денежных средств на именные накопительные счета военнослужащих для приобретения жилья; объем ежегодных начислений будет эквивалентен примерно 3 кв. метрам жилого помещения. При этом он будет ориентирован (индексирован с учетом инфляции) на накопление средств, достаточных для приобретения через 20 лет службы квартиры общей площадью 54 кв. метра;

Накопленные средства по желанию военнослужащего могут быть использованы по истечении трех лет после его включения в накопительно-ипотечную систему для приобретения жилья в собственность с использованием целевого жилищного займа (ипотечного кредита). Кредит предоставляется банком под залог приобретаемого жилья. При этом процесс накопления средств продолжается, постепенно погашая полученный ипотечный кредит. Если и после погашения кредита военнослужащий продолжает службу, то за счет вновь накопленных средств он может повысить комфортность и размеры приобретенного жилья;

Если военнослужащий увольняется до достижения 10 лет выслуги, то он теряет право на получение накопленных средств. В период между 10 и 20 годами службы в случае увольнения по уважительной причине (организационно-штатные мероприятия; состояние здоровья и др.) он имеет право получить накопленные средства для решения жилищного вопроса самостоятельно.

Предполагается осуществлять накопление денежных средств по следующей схеме. На основании Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» ежегодно в федеральном бюджете предусматриваются ассигнования, предназначенные для начисления на именные накопительные счета участников системы.

Распорядителями этих средств являются федеральные органы исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба. По их заявке бюджетные средства передаются на отдельный счет специально создаваемого уполномоченного федерального органа управления системой.

Для обеспечения функционирования системы было создано Федеральное государственное учреждение «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих». Оно занимается учетом средств, перечисляемых из бюджета на именные накопительные счета военнослужащих, передачей их в доверительное управление, чтобы деньги, поступающие на эти счета как минимум сохраняли свою покупательную способность. Также Федеральному управлению была поручена задача предоставления военнослужащим средств в виде целевых жилищных займов для приобретения жилья, в том числе с помощью ипотечного кредита.

По поручению военнослужащего они могут быть направлены на оплату покупаемого им жилья или первоначального взноса по ипотечному кредиту.

Накопительно-ипотечная система предоставляет ему возможность выбора между накоплением за все время службы и приобретением жилья во время службы с помощью ипотечного кредита.

Участниками накопительно-ипотечной системы становятся:

Лица, окончившие военные образовательные учреждения профессионального образования и получившие в связи с этим первое воинское звание офицера после 1 января 2005 года;

Офицеры, призванные на военную службу из запаса или поступившие в добровольном порядке на военную службу из запаса и заключившие первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 2005 года;

Прапорщики и мичманы по достижении ими трех лет общей продолжительности *"} военной службы по контракту при условии заключения первого контракта о прохождении военной службы не ранее 1 января 2002 года;

Сержанты и старшины, солдаты и матросы, заключившие второй контракт о прохождении военной службы не ранее 1 января 2005 года, изъявившие желание стать участниками накопительно-ипотечной системы.

При этом военнослужащий будет заинтересован в том, чтобы служить как можно дольше, так как сумма перечисляемых государством средств прямо пропорциональна продолжительности срока службы. При досрочном расторжении контракта по инициативе военнослужащего он будет обязан погасить сумму ипотечного кредита за счет личных средств и одновременно с этим должен будет вернуть государству перечисленные из бюджета на его персональный счет средства.

Кроме того, ипотека позволяет снять риск обесценивания накапливаемых средств за весь период службы. Использование ипотеки позволяет зафиксировать цену и площадь жилья и избежать отставания роста накоплений от роста цен на жилье. Это особенно актуально сегодня для крупных административных центров, в которых отсутствует фонд служебных жилых помещений. В последующем приобретенное за счет ипотечного кредита жилье останется у военнослужащего в собственности, и в случае его перевода к новому месту службы за ним остается право на получение служебного жилья.

Первоначальный взнос на покупку жилья будет финансироваться за счет накоплений в первые годы (не менее 3-х лет) на персональном счете военнослужащего. Дальнейшие ежегодные взносы государства он использует на платежи по ипотечному кредиту. Военнослужащий может в Любой момент взять в банке ипотечный кредит для покупки квартиры при наличии личных сбережений в размере 30% от стоимости квартиры на первоначальный взнос.

В случае вовлечения личных сбережений, по желанию военнослужащего, можно либо приблизить срок покупки, либо увеличить площадь приобретаемого жилья.

Таким образом, преимущество накопительно-ипотечной системы по сравнению с действующим порядком заключается в адресном целевом использовании денежных средств, направляемых на решение жилищной проблемы, и установлении зависимости качества приобретаемого жилья от продолжительности военной службы.

Только комплексный подход к решению жилищного вопроса по реализации имеющихся обязательств государства по обеспечению постоянным жильем увольняемых военнослужащих, формированию фонда служебных жилых помещений для военнослужащих, продолжающих службу, и переход к накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения будет способствовать созданию Вооруженных Сил, отвечающих требованиям XXI века.

Во вступительном слове надо указать актуальность изучаемой темы. Учитывая, что она интересует почти всех слушателей, руководителю группы общественно-государственной подготовки необходимо подойти к изучению материала творчески. Желательно построить занятие таким образом, чтобы в ходе его проведения рассказать слушателям о сложившейся ситуации с обеспечением военнослужащих жилыми помещениями в гарнизоне (округе и субъекте РФ), в котором они проходят военную службу.

Раскрывая первый вопрос лекции, необходимо заострить внимание слушателей на том, что военнослужащие, подлежащие обеспечению жилыми помещениями, делятся на тех, кто заключил контракт до 1 января 1998 года, и на тех, кто заключил его после этой даты. Важно разъяснить слушателям, в чем отличие этих категорий.

Если есть возможность, пригласить на занятие представителей жилищной комиссии войсковой части и специалистов, которые занимаются вопросами жилищного обеспечения военнослужащих в части (в том числе организации накопительно-ипотечной системы).

В заключение необходимо отметить, что жилищное обеспечение военнослужащих имеет особое значение в вопросах обеспечения боеспособности и боеготовности Вооруженных Сил. Подвести итоги занятия и сделать краткие выводы.

2. Федеральный закон № 117-ФЗ от 20 августа 2004 г. «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих».

3. Постановление Правительства РФ от 7 октября 2004 г. № 522 «О некоторых вопросах по реализации подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты» на 2004 - 2010 годы, входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы».

4. Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. № 909 «О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту, гражданам РФ, уволенным с военной службы, и членам их семей» (с последующими изменениями и дополнениями).

5. Приказ министра обороны РФ № 80 от 15 февраля 2000 г. «О порядке обеспечения жилыми помещениями в ВС РФ».

6. Гордиевский А. Жилищное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации // Ориентир. - 2006. - № 3.

Преподаватель Военного университета МО РФ.,Полковник
Игорь Гладких
Научный редактор журнала «Ориентир»,Арам Хачатрян

Выселение граждан из служебных жилых помещений или жилых помещений в общежитиях с предоставлением других жилых помещений в случае, предусмотренном ч. 2 ст. 102 ЖК, осуществляется прежним собственником или юридическим лицом, передающими соответствующие жилые помещения.

  1. граждан в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма;
  2. граждан, утративших жилые помещения в результате обращения взыскания на эти жилые помещения, которые были приобретены за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилого помещения, и заложены в обеспечение возврата кредита или целевого займа, если на момент обращения взыскания такие жилые помещения являются для них единственными;
  3. граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств;
  4. иных граждан в случаях, предусмотренных законодательством (ст. 95 ЖК).

Тема 9

В соответствии с целевой классификацией видов жилищного фонда, установленной в ст. 19 ЖК РФ, специализированный жилищный фонд — это совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV Жилищного кодекса РФ жилых помещений в государственном и муниципальном жилищных фондах . Поэтому жилые помещения частного жилищного фонда, ни при каких обстоятельствах не могут быть отнесены к специализированному жилищному фонду.

Статья 92 ЖК РФ установила перечень видов объектов специализированного жилищного фонда (специализированных жилых помещений). Данный перечень сформулирован как исчерпывающий. Целевое назначение указанных в комментируемой статье жилых помещений определяется в ст. 93-98 ЖК РФ.

Специализированный жилищный фонд: понятие и виды

Комнаты/квартиры предоставляются работникам на период выполнения ими профессиональной деятельности либо студентам на время обучения. После окончания установленных в контракте или соглашении сроков граждане подлежат выселению. При этом другое помещение для проживания им не предоставляется. Законодательство предусматривает выделение площадей и другим категориям граждан. Для этих лиц действуют особые правила. В частности, нормами определено, какие категории не могут быть выселены из помещений специального жилфонда без предоставления им других площадей. Среди них:

В соответствии с соглашением одна сторона – собственник жилплощадей либо субъект, уполномоченный им, — обязуется выделить другой – гражданину – комнату/квартиру в пользование и владение для временного пребывания за плату. Договор найма оформляется на основании соответствующего решения. В документе определяются предмет сделки, обязанности и права сторон. Гражданин, которому передается помещение, не может совершать обмен и предоставлять его в поднаем. В соглашении указываются члены семьи лица, которому выделена квартира/комната. Оформление договора осуществляется письменно. Типовые формы документа утверждаются Правительством.

Договор найма специализированного помещения

Жилищные права граждан, проживающих в служебных жилых помещениях, ограничены по сравнению с правами нанимателей неслужебных жилых помещений: они не могут обменять, передать в аренду или поднаем занимаемое служебное помещение. Однако необходимо отметить, что законодательство РФ предусматривает вопрос о переводе служебных жилых помещений в неслужебные в случаях, когда граждане проработали определенный срок (как правило, не менее 10 лет) в организациях, предоставивших им это помещение.

Наймодателем по договору данного вида выступает собственник специализированного жилого помещения. Таким собственником является либо государство, либо субъект РФ. либо муниципальное образование. Нанимателем специализированного жилого помещения может быть лишь гражданин, не обеспеченный жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте и относящийся к категориям граждан, которым предоставляется конкретный вид помещения, отнесенного к жилым помещениям специализированного жилищного фонда. Например, служебные жилые помещения представляются гражданам лишь в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

Статья 92 ЖК РФ

Уже в процессе создания указанных фондов, а также домов системы социального обслуживания определено их целевое назначение. Так, фонды для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами, создаются за счет федерального бюджета, являются федеральной собственностью и находятся в оперативном управлении соответствующих территориальных органов миграционной службы.

Назначение этих помещений — целевое, поэтому законодатель установил пределы его использования. Статьей 92 предусмотрено, что специализированное жилье нельзя отчуждать, передавать в аренду, внаем, за исключением передачи по договору найма (см. комментарии к ст. 104 — 108).

Специализированный жилищный фонд

Компетенция органов государственной власти и органов местного самоуправления в области жилищных отношений - Указом Президента Российской Федерации от 20 мая 2004 года N 649 Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти образовано Федеральное агентство по строительству и жилищно коммунальному хозяйству, которое находится в ведении… … Жилищная энциклопедия

Жилищный фонд - это совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории России, независимо от форм собственности, включая жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы приюты, дома маневренного фонда, жилые помещения из фондов жилья для… … Жилищная энциклопедия

Глава 9ЖИЛЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ЖИЛОГО ФОНДА

г) инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы.

Жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения предназначены для проживания определенной категории населения, к которой отнесены граждане, нуждающиеся в специальной социальной защите. В указанных жилых помещениях должен предоставляться комплекс медицинских и социально-бытовых услуг.

Рубрика “Жилищный фонд”

Несмотря на то, что в новом Жилищном Кодексе РФ чёткого юридического определения термину«специализированный жилищный фонд» не даётся, закон отводит этому понятию целый раздел (19 ЖК РФ), чтобы как-то регламентировать жизненные ситуации, связанные с такими объектами. В жизни существует специфика проживания людей в помещениях такого вида, а значит и есть потребность в законодательно регламентированном порядке.

Бывают ситуации, когда требуется наоборот исключить помещение из СЖФ (например, военнослужащий остаётся жить в городе, а квартира в статусе помещения СЖФ ограничивает его возможности). В таких случаях действия такие же, как и при включении помещения в СЖФ , только список документов будет немного другим:

Жилищное право России

Жилищный фонд - это совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации (ч. 1 ст. 19 ЖК РФ). В него входят все жилые помещения независимо от форм собственности, в том числе жилые дома, квартиры, служебные жилые помещения, общежития, гостиницы, дома маневренного фонда, жилые помещения из фондов жилья для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами, специальные дома для престарелых, дома-интернаты для инвалидов, а также иные жилые помещения, пригодные для проживания.

В силу ст. 91.5 ЖК РФ предметом договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования может быть жилое помещение в наемном доме социального использования, за исключением комнат (части квартиры), или являющийся наемным домом социального использования жилой дом.

Статья 92 ЖК РФ

4. Маневренный фонд формируется органами государственной власти или органами местного самоуправления в основном для временного проживания граждан, переселяемых в связи с проведением капитального ремонта жилого дома, который нельзя произвести без отселения граждан, в нем проживающих. Для использования жилых помещений в качестве помещений маневренного фонда должны предоставляться отдельные дома. Было бы неправильно размещать жилые помещения, в которых временно проживают граждане, переселенные в связи с капитальным ремонтом, в домах, где проживают собственники жилых помещений и граждане по договорам социального найма.

Служебное жилое помещение должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам (см. комментарий к ст. 15 ЖК). При этом законодательством не предусмотрено, что служебное жилое помещение предоставляется в пределах нормы предоставления жилья.