Храмовая архитектура.  Стили православных храмов Архитектура храмов и православных церквей

Когда в 4-м веке нашей эры в Риме было принято христианство, а гонения на его представителей закончились, начала развиваться архитектура церквей. Во многом на данный процесс повлияло деление Римской империи на две части - Западную и Византийскую. Это оказало влияние на развитие На Западе распространенной стала базилика. На Востоке же популярность обрел византийский стиль архитектуры церквей. Последнее нашло отражение в культовых постройках на Руси.

Виды православных храмов

Имелось несколько типов архитектуры церквей на Руси. Храм в форме креста строился как символ того, что Крест Христов является церковной основой. Именно благодаря ему люди оказались избавленными от власти дьявольских сил.

Если же архитектура соборов и церквей представлена круговой формой, это символизирует бесконечность существования Церкви.

Когда храм возводится в виде восьмиконечной звезды, он олицетворяет собой Вифлеемскую звезду, которая и привела волхвов туда, где был рожден Иисус. Архитектура церквей данного типа является символом того, что история человеческая исчисляется семью длительными периодами, а восьмой является вечностью, Небесным Царством. Идея эта зародилась еще в Византии.

Нередко архитектура церквей России включала в себя постройки в форме кораблей. Это наиболее древняя вариация храма. Такая постройка содержит в себе идею о том, что храм спасает верующих, подобно кораблю, от житейских волн.

Помимо этого, архитектура нередко представляет собой смешение данных типов. В культовых постройках совмещаются круговые, крестовые и прямоугольные элементы.

Византийские традиции

На Востоке в 5-8-м веках популярным был в архитектуре храмов и церквей. Византийские традиции распространялись и на богослужение. Именно здесь зародились основы православной веры.

Культовые сооружения здесь были различными, но в православии каждый храм отражал определенное вероучение. В любой архитектуре церкви соблюдались определенные условия. К примеру, каждый храм оставался двух- либо трехчастным. По большей части византийский стиль архитектуры церквей проявлялся в прямоугольной форме зданий, фигурной кровле, сводчатых потолках с арками, столпами. Это напоминало внутренний вид церкви в катакомбах. Данный стиль перешел и в русскую архитектуру церкви, пропитавшись дополнительными характерными особенностями.

В середине купола изображался Свет Иисуса. Безусловно, похожесть таких строений на катакомбы лишь общая.

Порой церкви - памятники архитектуры - обладают сразу несколькими куполами. Православные культовые сооружения всегда имеют кресты на куполах. К моменту принятия православия на Руси в Византии популярность обретает крестово-купольный храм. Он объединил все имевшиеся на тот момент достижения в православном зодчестве.

Крестово-купольные храмы на Руси

Этот вид церкви сформировался также в Византии. Впоследствии он стал господствовать - случилось это в 9-м веке, а затем был перенят остальными православными государствами. Одни из самых известных русских церквей - памятников архитектуры - были возведены именно в данном стиле. К их числу относят Софийский собор в Киеве, Софию Новгородскую, Успенский собор во Владимире. Все они копируют Софийский собор в Константинополе.

По большей части зиждется русская история архитектуры на церквях. И крестово-купольные сооружения здесь находятся на первых ролях. На Руси были распространены далеко не все вариации данного стиля. Однако многие образцы древних построек относятся к крестово-купольному типу.

Конструкция такого рода преображала само сознание древнерусских людей, обращая их внимание на углубленное созерцание мироздания.

Хотя множество архитектурных черт византийских церквей было сохранено, построенные на Руси храмы издревле обладали множеством отличительных уникальных особенностей.

Белокаменные прямоугольные храмы на Руси

Данный тип наиболее близок византийским вариациям. В основу подобных построек положен квадрат, который дополняется алтарем с полукруглыми абсидами, куполами на фигурной кровле. Сферы тут заменены шлемовидным покрытием куполов.

Посередине маленьких построек данного типажа стоят четыре столпа. Именно они служат для кровли поддержкой. Это олицетворение евангелистов, четырех сторон света. По центру такой постройки располагаются и 12, и большее число столпов. Они образуют знамения Креста, делят храм на символические части.

Деревянные храмы на Руси

В 15-17-м веках в России появился совершенно своеобразный стиль возведения культовых построек, который радикально отличался от византийских аналогов.

Появились прямоугольные здания, обладающие полукруглыми абсидами. Порой они были белокаменными, а порой - кирпичными. Вокруг стен располагались гульбища. Кровля была фигурной, на ней размещались купола в форме маковок либо луковиц.

Украшением для стен служила изящная отделка, окна с каменной резьбой, изразцовыми наличниками. Возле храма либо над его притвором помещалась колокольня.

Очень много уникальных черт русского зодчества проявилось в деревянной архитектуре Руси. Во многом они проявились из-за особенностей дерева. Достаточно сложно сформировать плавную форму купола из досок. По этой причине у деревянных церквей она была заменена остроконечным шатром. Помимо этого, вид шатра обретала вся постройка целиком. Так появились уникальные постройки, аналогов которых не было в мире - церкви из дерева в форме больших остроконечных деревянных конусов. Известны храмы погоста Кижи, которые являются ярчайшими представителями данного стиля.

Каменные шатровые церкви на Руси

Вскоре особенности церквей из дерева повлияли и на каменное зодчество. Появились каменные шатровые храмы. Высшее достижение в подобном стиле - Покровский собор в Москве. Он известен как храм Василия Блаженного. Эта затейливая постройка относится к 16-му веку.

Это крестообразное сооружение. Крест формируется четырьмя основными церквями, которые расположены вокруг центральной - пятой. Последняя является квадратной, в то время как остальные - восьмиугольными.

Шатровый стиль был популярен в течение очень короткого временного периода. В 17-м веке властями было запрещено возведение подобных построек. Их беспокоил тот факт, что они сильно отличались от обычных корабельных храмов. Шатровое зодчество уникально, у него нет аналогов ни в одной культуре мира.

Новые стилистические формы

Русские церкви отличались разнообразием в убранстве, архитектуре, украшениях. Особенно популярными стали красочные поливные изразцы. В 17-м веке господствовать начинают элементы барокко. Нарышкинское барокко в основу всего ставило симметрию, завершенность многоярусных композиций.

Особняком стоят творения столичных архитекторов 17-го века - О. Старцева, П. Потапова, Я. Бухвостова и ряда других. Они были некими предвестниками эпохи петровских реформ.

Реформы данного императора коснулись, в числе прочего, и архитектурных традиций страны. Зодчество 17-го века в России определялось модой Западной Европы. Появились попытки достичь равновесия между византийскими традициями и новыми стилистическими формами. Это отразилось в архитектуре Троице-Сергиевой Лавры, в которой сочетались традиции древности и новые веяния.

В ходе сооружения Смольного монастыря в Санкт-Петербурге Растрелли принял решение отразить православные традиции в строительстве монастырей. Однако органичное сочетание не получилось. В 19-м веке началось возрождение интереса к архитектуре эпохи Византии. И лишь в 20-м веке были предприняты попытки вернуться к средневековым русским архитектурным традициям.

Церковь Покрова на Нерли

Знаменита на весь мир архитектура церкви Покрова на Нерли. Она отличается легкостью, светлостью, это истинный шедевр владимиро-суздальской архитектурной школы. Изящество, проявившееся в архитектуре церкви Покрова на Нерли, стало возможным благодаря идеальному сочетанию постройки с окружающей средой - русской природой. Примечательно, что храм занесен в список мировых памятников ЮНЕСКО.

Постройка отражает путь вверх, к Богу, а дорога к ней является своеобразным паломничеством. Сведения о церкви сохранились в Житии Андрея Боголюбского. Возведена она была в 1165 году, это был мемориал для княжеского сына Изяслава. Он погиб в войне с Волжской Булгарией. По преданию, белые камни сюда перевезли из поверженного Булгарского княжества.

Примечательно, что описания архитектуры содержат множество сравнений этой постройки с белым лебедем, плывущим по воде. Это невеста, стоящая у алтаря.

От здания непосредственно 12-го столетия остались квадрат - остов с главой. Все остальное оказалось разрушенным со временем. Восстановление произвели в 19-м веке.

В описаниях памятника архитектуры церкви Покрова на Нерли содержатся сведения о вертикальности стен. Но по причине вымеренных пропорций они выглядят наклонными, за счет такого оптического эффекта здание выглядит более высоким, чем есть на самом деле.

Церковь обладает простым, без изысков внутренним убранством. Фрески оказались сбитыми со стен в ходе реставрации 1877 года. Однако имеется иконостас с иконами.

На наружной поверхности осталось немало настенных рельефов. Здесь проносятся библейские фигуры, птицы, животные, есть и маски. Центральной фигурой является царь Давид, который читает псалмы. Сбоку от него находится лев, олицетворение его власти. Поблизости имеется голубь - знак духовности.

Церковь Вознесения в Коломенском

Первый каменный типа на Руси - церковь Вознесения в Коломенском. Архитектура ее отражает влияние Ренессанса. Воздвиг ее Василий III в честь появления на свет своего наследника - царя Ивана IV Грозного.

Особенности архитектуры церкви Вознесения проявились в крестообразной форме постройки, которая переходит в восьмерик. На него, в свою очередь, опирается большой высоты шатер. Он осеняет внутреннее пространство церкви. Примечательно, что в нем нет столпов. Храм, отличающийся выразительностью силуэта, окружен галереей, которая обладает лестничными спусками. Они выполнены достаточно торжественно.

В церкви имеется крайне много дополнительных деталей, которые перекочевали сюда из Ренессанса. При этом имеется немало черт от готики. Итальянские кирпичи, связь постройки с центрической формой храмов Италии дают намек на то, что проект этот был создан итальянским архитектором, который работал при дворе Василия III. Точных данных об авторе до наших дней не сохранилось, но, по предположениям, это был Петрок Малой. Именно он был автором храма Вознесения в московском Кремле, стен и башен Китай-города.

Псково-новгородские храмы

Помимо общепринятых мировых классификаций, нужно учитывать, что в каждом княжестве архитектура обрела свои неповторимые черты. В искусстве зодчества никогда не бывает чистого стиля, и это деление также лишь условное.

В архитектуре Новгорода проявились следующие отличительные черты: чаще всего храмы здесь обладали пятью главами, но встречались и постройки с одной главой. Форма их была кубовой. Украшались они арками, треугольниками.

Владимиро-суздальские храмы

Зодчество здесь расцветало во времена Андрея Боголюбского и Всеволода III. Тогда здесь и возвели церкви с дворцом. Они прославляли столицу княжества. Тут умело обрабатывался камень, применялись приемы из деревянного зодчества.

В 12-м столетии здесь возвысились первоклассные сооружения из качественного белого камня - известняка. Наиболее древние из них обладали простыми украшениями. Окошки в храмах были узкими, они, скорее, напоминали щели бойниц, нежели окна. С 12-го века началось украшение церквей резьбой по камню. Порой в ней отражались фольклорные сюжеты, порой - скифский «звериный стиль». Отмечается и наличие романских влияний.

Киевско-черниговские храмы

Архитектура данного княжества отражает монументальный историзм. Он делится на архитектуру соборных и башнеобразных жанров. В соборных церквях имеются круговые галереи, равномерность ритма фасадных делений. Архитектура данного типа достаточно образна, символика сложная. По большей части сооружения данного княжества представлены придворными княжескими постройками.

Смоленско-полоцкие храмы

Когда смоленское зодчество только-только развивалось, архитекторов толком здесь еще не имелось. Вероятнее всего, первые постройки здесь возвысились благодаря участию киевлян либо черниговцев. В смоленских храмах имеется множество клейм на торцах кирпичей. Это указывает на то, что, скорее всего, здесь оставили свой след черниговцы.

Архитектура данных городов отличается размахом, что говорит в пользу того факта, что в 12-м веке тут уже имелись собственные зодчие.

Смоленская архитектура на Руси была популярна. Зодчих отсюда звали во множество других древнерусских земель. Они строили здания и в Новгороде, который являлся крупнейшим центром в стране. Но взлет этот было недолгим - он длился 40 лет. Все дело в том, что в 1230 году разразилась эпидемия, после которой сильно изменилась политическая обстановка в городе. На этом закончилось творчество местных зодчих.

Годуновский стиль

Условно выделяют особняком и храмы в стиле годуновского классицизма. Это были церкви, возведенные в период, когда на троне Руси восседал Борис Годунов (1598-1605). Тогда были канонизированы строительные приемы, нашедшие отражение в симметрии, компактности построек.

Помимо этого, популярными стали итальянские ордерные элементы. Русский стиль оказался канонизирован на итальянский манер.

Разнообразие сооружений уменьшилось. Зато на передний план вышло стилевое единство. Это проявилось не только в Москве, но и во всей Руси.

Узорочье

Примечателен и стиль, именуемый узорочьем. Появился он лишь в 17-м веке в Москве. Для него характерны затейливые формы, декор, сложные композиции. Силуэты в данном стиле живописны необычайно. Узорочье связывают с языческими корнями и поздним ренессансом в Италии.

По большей части постройки в данном стиле представлены церквями с сомкнутыми сводами, без столпов и с высокими трапезными. Покрытие в них шатровое. Интерьер необычайно богат на цветные орнаменты. Декора внутри очень много.

Строгановские храмы

Большую известность обрели и церкви, возведенные в строгановском стиле. Появился он в 17-18-м веках. Название данный стиль приобрел благодаря Г. Строганову, поскольку именно он заказывал подобные постройки. Тут проявился традиционный пятиглавый силуэт. Но поверх него нанесен барочный декор.

Тотемский стиль

Барокко, проявившееся наиболее ярко в Санкт-Петербурге, отразилось и на сооружениях русского севера. В частности, в городе под Вологдой - Тотьме. Уникальность архитектуры его построек привела к появлению «тотемского барокко». Данный стиль появился в 18-м веке, уже в следующем столетии имелось по крайней мере 30 храмов, возведенных в данном стиле. Но в том же веке многие из них были перестроены. На данный момент они по большей части разрушены либо остаются в запустении. Особенности данного стиля были переняты в ходе морских путешествий местных купцов. Они и были заказчиками данных церквей.

Устюжский стиль

Одними из самых ранних культовых сооружений в Великом Устюге были постройки, относящиеся к 17-му веку. Именно в тот момент здесь начали проявляться основы каменного зодчества. Расцвет архитектурного стиля данной области пришелся на 17-й век. Продолжалось строительство с его чертами чуть больше 100 лет. За это время в Великом Устюге появилось немало местных зодчих, которых выделяли большой талант и невиданное мастерство. Они оставили после себя немало уникальных церквей. Поначалу распространены были пятиглавые храмы с приделами. А в 18-м веке популярность обрели храмы с продольной осью.

Уральские храмы

Отдельного упоминания заслуживает и уральский архитектурный стиль. Появился он в 18-м веке, в эпоху Петра Великого. Он стремился к преобразованиям, в том числе и в зодчестве. Главная особенность данного стиля проявилась в пятиглавии на ярусной основе. По большей части он заимствовал черты барокко и классицизма. В уральских городах нередко возводились постройки в стиле древнерусской архитектуры. В этом проявилась уникальность уральской архитектуры.

Сибирский стиль

По-своему отразились модернистские традиции в сибирском стиле. Во многом здесь проявились особенности климатических условий самого региона. Народные умельцы сформировали свое особое видение сибирских школ модерна - тюменской, томской, омской и так далее. Они создали свой уникальный след среди памятников русской архитектуры.

Бурное развитие храмостроительства в наше время кроме своего положительного начала имеет и негативную сторону. Прежде всего это касается архитектуры возводимых церковных сооружений. Нередки случаи, когда архитектурные решения зависят от вкуса жертвователя или настоятеля храма, не обладающих необходимыми знаниями в области храмового зодчества.

Состояние современной церковной архитектуры

Мнения профессиональных архитекторов на проблему современной церковной архитектуры весьма различны. Некоторые считают, что прерванную после 1917 года традицию сегодня надо начинать с момента ее вынужденной остановки - со стиля модерн начала ХХ века, в отличие от современной какофонии архитектурных стилей прошлого, выбираемых архитекторами или заказчиками по своему личному вкусу. Другие приветствуют новаторство и эксперименты в духе современной архитектуры светских зданий и отвергают традицию как устаревшую и не соответствующую духу современности.

Таким образом, современное состояние архитектуры православных храмов в России нельзя признать удовлетворительным, так как потеряны правильные ориентиры поиска архитектурных решений современных храмов и критерии оценки прошлого опыта, который зачастую используется под видом следования традиции.

Необходимое знание традиций православного храмоздательства у многих заменяется бездумным воспроизведением «образцов», стилизаторством, причем под традицией понимается любой период отечественного храмоздательства. Национальное своеобразие, как правило, выражается в копировании традиционных приемов, форм, элементов наружной декорации храмов.

В отечественной истории ХΙХ–ХХ веков уже была попытка возвратиться к истокам православного храмоздательства, которая в середине ХΙХ века привела к появлению русско-византийского стиля, а в начале ХХ века неорусского стиля. Но это были те же «стили», только опирающиеся не на западноевропейские, а на византийские и древнерусские образцы. При общем положительном направлении такого поворота к историческим корням, всё же опорой служили лишь «образцы» как таковые, их стилистические характеристики и детали. Результатом стали подражательные произведения, архитектурное решение которых определялось уровнем знания «образцов» и степенью профессионализма при их интерпретации.

В современной практике мы наблюдаем ту же картину попыток воспроизведения «образцов» из всего многообразия разнохарактерного наследия без проникновения в существо, в «дух» проектируемого храма, к которому современный архитектор-храмоздатель, как правило, не имеет отношении, или ему для этого не хватает достаточной образованности.

Здания храмов, которые в православии, как и иконы, для верующих являются святынями, при поверхностном подходе архитекторов к их проектированию не могут обладать той энергией благодати, которая, безусловно, ощущается нами при созерцании многих древнерусских храмов, построенных нашими духоносными предками в состоянии смирения, молитвы и благоговения перед святыней храма. Это смиренно-покаянное чувство в соединении с горячей молитвой о ниспослании помощи Божией в создании храма - дома Божия и привлекало благодать Духа Святого, которой созидался храм и которая присутствует в нем и поныне.

Создание каждого православного храма - это процесс сотворчества человека с Богом. Православный храм должен создаваться с помощью Божией людьми, творчество которых, основанное на личном аскетическом, молитвенном и профессиональном опыте, согласуется с духовной традицией и опытом Православной Церкви, а создаваемые образы и символы причастны небесному первообразу - Царству Божию. Но если храм проектируется не церковными людьми только с заглядыванием на фотографии храмов в учебниках по истории архитектуры, которые в этих учебниках рассматриваются лишь как «памятники архитектуры», то как бы «правильно» ни был исполнен храм, добросовестно скопированный с подобного «образца» с необходимыми правками, связанными с современными требованиями к проектированию, тогда взыскующее подлинную духовную красоту верующее сердце непременно почувствует подмену.

Объективно оценить только по формальным признакам то, что сегодня строится, чрезвычайно трудно. У многих людей, приходящих в храм часто с отвердевшим в годы безбожия сердцем, может быть, и не возникают с остротой мысли о несоответствии того, что происходит в храме, с тем, что они видят перед собой. Люди, еще полностью не включенные в церковную жизнь, как люди с неразвитым музыкальным слухом, не сразу почувствуют эти ложные ноты. Привычные глазу детали и зачастую обилие украшений под видом благолепия могут затмить нетренированное духовное зрение и даже в какой-то степени радовать обмирщенный глаз, не возводя ум горе. Духоносная красота будет подменена мирской красивостью или даже эстетизмом.

Нам надо осознать, что мы должны думать не о том, как лучше продолжить «традицию», понимаемую с точки зрения теоретиков архитектуры, или создать по-земному красивый храм, а как решать задачи, стоящие перед Церковью, которые не меняются, несмотря ни на какие смены архитектурных стилей. Храмовая архитектура является одним из видов церковного искусства, которое органично включено в жизнь Церкви и призвано служить ее целям.

Основы архитектуры православного храма

  1. Традиционность

Неизменность православных догматов и чина богослужения определяет принципиальную неизменность архитектуры православного храма. Основа православия - хранение учения христианства, которое было закреплено Вселенскими Соборами. Соответственно, и архитектура православного храма, символикой архитектурных форм отражающая это неизменное христианское учение, чрезвычайно стабильна и традиционна в своей основе. При этом разнообразие архитектурных решений храмов определяется особенностями его функционального использования (собор, приходская церковь, храм-памятник и т.д.), вместимостью, а также вариабельностью элементов и деталей, используемых в зависимости от предпочтений эпохи. Некоторые отличия в храмовой архитектуре, наблюдаемые в разных странах, исповедующих православие, определяются климатическими условиями, историческими условиями развития, национальными предпочтениями и национальной традицией, связанными с особенностями народного характера. Однако все эти различия не затрагивают основу архитектурного формообразования православного храма, так как в любой стране и в любую эпоху догматика православия и богослужение, ради которого строится храм, остаются неизменными. Поэтому в православной храмовой архитектуре в своей основе не должно быть никакого «архитектурного стиля» или «национального направления», кроме «вселенского православного».

Сближение храмовой архитектуры со стилистикой светских сооружений, которое происходило в период Нового времени, было связано с проникновением светского начала в церковное искусство в связи с негативными процессами навязанной государством секуляризации Церкви. Это сказалось на ослаблении образного строя церковного искусства в целом, в том числе архитектуры храма, его сакрального назначения быть выражением небесных первообразов. Храмовая архитектура в тот период в значительной степени утеряла способность быть выразителем сокровенного содержания храма, превратившись в чистое искусство. Храмы так и воспринимались до последнего времени - как памятники архитектуры, а не как дом Божий, который «не от мира сего», и не как святыня, что естественно для православия.

Консерватизм является неотъемлемой частью традиционного подхода, и это явление не отрицательное, а очень осторожный духовный подход к любым нововведениям. Нововведения никогда не отрицаются Церковью, но к ним предъявляются очень высокие требования: они должны быть богооткровенны. Поэтому существует каноническая традиция, то есть следование образцам, принятым Церковью, как соответствующим ее догматическому учению. Используемые в канонической традиции храмоздательства образцы необходимы архитекторам, чтобы представить, что и как нужно делать, но они имеют только педагогическое значение - учить и напоминать, оставляя место для творчества.

Сегодня под «каноничностью» часто подразумевается механическое выполнение каких-то обязательных правил, сковывающих творческую деятельность архитектора, хотя никакого «канона» как свода обязательных требований к храмовой архитектуре в Церкви никогда не было. Художники древности никогда не воспринимали традицию, как нечто раз и навсегда зафиксированное и подлежащее только буквальному повторению. Новое, что появлялось в храмоздательстве, не меняло его кардинально, не отрицало того, что было до этого, но развивало предыдущее. Все новые слова в церковном искусстве не революционные, а преемственные.

  1. Функциональность

Под функциональность понимается:

Архитектурная организация места собрания членов Церкви для молитвы, слушания слова Божия, совершения Евхаристии и других таинств, соединенных в чине богослужения.

Наличие всех необходимых вспомогательных помещений, связанных с богослужением (паномарка, ризница, церковная лавка) и пребыванием людей (гардеробная и др.);

Соблюдение технических требований, связанных с пребыванием в храме людей и эксплуатацией здания храма (микроклиматических, акустических, надежности и долговечности);

Экономичность строительства и эксплуатации церковных зданий и сооружений, в том числе строительство очередями с использованием оптимальных инженерно-строительных решений, необходимое и достаточное применение средств наружной и внутренней декорации.

Архитектура храма должна организацией пространства храма создавать условия для богослужения, соборной молитвы, а также через символику архитектурных форм помогать уяснению того, что человек слышит в слове Божием.

  1. Символизм

Согласно церковной теории соотношения образа с первообразом, архитектурные образы и символы храма при исполнении в рамках канонической традиции могут отражать первообразы небесного бытия и приобщать к ним. Символика храма объясняет верующим сущность храма как начала будущего Царства Небесного, ставит перед ними образ этого Царства, пользуясь видимыми архитектурными формами и средствами живописной декорации для того, чтобы сделать доступным нашим чувствам образ невидимого, небесного, Божественного.

Православный храм - образное воплощение догматического учения Церкви, наглядное выражение сущности православия, евангельская проповедь в образах, камнях и красках, училище духовной мудрости; символический образ Самого Божества, икона преображенной вселенной, горнего мира, Царства Божия и возвращенного человеку рая, единства видимого и невидимого мира, земли и неба, Церкви земной и Церкви небесной.

Форма и устройство храма связаны с его содержанием, наполнены Божественными символами, раскрывающими истины Церкви, приводящими к небесным первообразам. Поэтому они не могут быть произвольно изменены.

  1. Красота

Православный храм - средоточие всего самого прекрасного на земле. Он благолепно украшается как место, достойное для совершения Божественной евхаристии и всех таинств, в образ красоты и славы Божией, земного дома Божия, красоты и величия Его Небесного Царства. Благолепие достигается средствами архитектурной композиции в синтезе со всеми видами церковного искусства и применением сколь возможно лучших материалов.

Основными принципами построения архитектурной композиции православного храма являются:

Главенство внутреннего пространства храма, его интерьера над внешним обликом;

Построение внутреннего пространства на гармоничном равновесии двух осей: горизонтальной (запад - восток) и вертикальной (земля - небо);

Иерархичность построения интерьера с главенством подкупольного пространства.

Духовная красота, которую мы называем благолепием, является отблеском, отражением красоты горнего мира. Духовную красоту, идущую от Бога, следует отличать от мирской красивости. Видение небесной красоты и сотворчество в «синергии» с Богом дало возможность нашим предкам создавать храмы, благолепие и величие которых были достойны неба. В архитектурных решениях древнерусских храмов ясно выражено стремление к отражению идеала неземной красоты Царства Небесного. Храмовая архитектура строилась в основном на пропорциональном соответствии частей и целого, а декоративные элементы играли второстепенную роль.

Высокое назначение храма обязывает храмоздателей относиться к созданию храма с максимальной ответственностью, использовать всё самое лучшее, чем располагает современная строительная практика, всё лучшее из средств художественной выразительности, однако эта задача должна решаться в каждом конкретном случае по-своему, памятуя слова Спасителя о драгоценности и двух лепт, принесенных от всего сердца. Если в Церкви создаются произведения церковного искусства, то они должны создаваться на самом высшем уровне, какой только мыслим в данных условиях.

  1. В области архитектуры современного православного храма

Ориентиром для современных храмостроителей должно быть возвращение к исконным критериям церковного искусства - решение задач Церкви с помощью специфических средств храмовой архитектуры. Важнейшим критерием оценки архитектуры храма должно быть то, насколько его архитектура служит выражению того смысла, который был заложен в него Богом. Храмовая архитектура должна рассматриваться не как искусство, а так же, как и другие виды церковного творчества, как аскетическая дисциплина.

В поиске современных архитектурных решений русского православного храма должно быть использовано всё восточнохристианское наследие в области храмоздательства, не замыкаясь только на национальной традиции. Но эти образцы должны служить не для копирования, а для проникновения в суть православного храма.

При возведении храма необходима организация полноценного храмового комплекса, обеспечивающего всю современную многостороннюю деятельность Церкви: литургическую, социальную, просветительскую, миссионерскую.

Предпочтение следует отдавать строительным материалам, имеющим в основе природное происхождение, в том числе кирпичу и дереву, что имеет особое богословское обоснование. Искусственные строительные материалы, подменяющие натуральные, а также те, в которых отсутствует ручной труд человека, желательно не использовать.

  1. В области решений, принимаемых Церковью

Разработка «образцовых» экономичных проектов храмов и часовен разной вместимости, отвечающих современным требованиям Церкви.

Привлечение к работе епархиальных структур по храмостроительству профессиональных архитекторов-храмоздателей. Учреждение должности епархиального архитектора. Взаимодействие с местными органами архитектуры с целью недопущения строительства новых храмов, не отвечающих современным требованиям Церкви.

Публикации в церковных изданиях материалов по вопросам храмоздательства и церковного искусства, в том числе новых проектов храмов с анализом их архитектурно-художественных достоинств и недостатков, как это было в практике дореволюционной России.

  1. В области творчества архитекторов-храмоздателей

Архитектор-храмоздатель должен:

Понимать требования Церкви, то есть выражать средствами архитектуры сакральное содержание храма, знать функциональную основу храма, православное богослужение для разработки планировочной организации в соответствии со спецификой назначения храма (приходской, мемориальный, собор и т.д.);

Иметь осознанное отношение к созданию храма-святыни как к сакральному акту, близкому к церковным таинствам, как и всё, что делается в среде Церкви. Такому пониманию должны соответствовать образ жизни и творчества архитектора-храмоздателя, его причастность к жизни Православной Церкви;

Обладать глубокими знаниями всей полноты традиций вселенского православия, наследия всего лучшего, что было создано нашими предшественниками, дух которых был близок духу Церкви, в результате чего создаваемые храмы соответствовали требованиям Церкви, были проводниками ее духа;

Обладать высочайшим профессионализмом, совмещать в своем творчестве традиционность решений с современными строительными технологиями.

Михаил КЕСЛЕР

Москва славиться не только исторической архитектурой , или архитектурой советских времен. И, даже, не современной архитектурой. Москва славится своей храмовой архитектурой , которая в столице России просто великолепна. Храмы, соборы, церкви – все эти места паломничества верующих есть в Москве, и все они стоят высоко в епархии Московской православной церкви. Московские храмы всегда считались местом, наиболее близким к Богу, поэтому, большинство образцов храмовой архитектуры Москвы роскошны внешне!

Самые яркие образцы храмовой архитектуры Москвы

Именно храмы и соборы Москвы пережили все напасти, которые переживала столица России, и в который раз доказали справедливость исторической аксиомы – самое безопасное место, это место в храме.

Архангельский собор Московского Кремля – один из самых известных соборов России. История собора идет со времен правления Михаила Хоробита (середина 13-го века). Современный же собор был заложен в 1508 году. Долгое время собор служил для проведения панихид в даты смерти правителей. В 1913 году Архангельский собор был реставрирован, а его убранства были улучшены. Пятиглавый храм, в обработке стен которого использовались элементы эпохи Возрождения , считается одним из самых святых мест в Московской православной церкви.

Успенский собор Московского Кремля – храм, который должен был быть построен в 1975 году, так и не был достроен, так как масштабное землетрясение разрушило незавершенную постройку. Успенский собор был воплощен в жизнь в 1479 году. Внешний вид собора лаконичен и монолитен с пятью золотыми главами и 12 столпами, на которые делится внутренний объем собора.

Богоявленский монастырь Москвы – древнейший монастырь столицы России, возведенный в 14-веке. Здание Богоявленского монастыря многократно перестраивалось, и его изначальная территория сократилась в три раза. Сейчас Богоявленский собор передан Московской церкви, и в нем ведутся богослужения.

Благовещенский собор на Соборной площади – роскошный образец храмовой архитектуры Москвы. Собор славится своим убранством – изображения древнегреческих мыслителей и мудрецов, росписи и огромный иконостас.

Собор Василия Блаженного – собор, который воплощает в себе лицо Московской церкви. Собор занесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Также, для многих Собор Василия Блаженного стал главным символом Москвы. 65-метровый храм представляет собой огромный комплекс, с несколькими церквями и роскошным внешним и внутренним убранством.

Храм иконы Божией Матери – роскошный пример храмовой архитектуры современности. Храм был построен в 2001 году, и стал важным местом для паломников Московской епархии. Храм в Марьино стал новым витком развития Московской церкви и первым образцом храмовой архитектуры в 21-веке. Пятикупольный храм с кровлей из меди, с симметрично расположенными куполами относительно центрального купола, а также двумя колокольнями.

Храм Воскресения Христова в Сокольниках – православный храм, построенный в архитектурном стиле модерн . Храм сделан в форме креста, а алтарная часть ориентирована на юг, что не свойственно православным храмам. У храма девять главок - восемь черного цвета, а центральная главка покрыта позолотой.

Казанский собор на Красной площади - воссозданный храм в 1993 году. Храм освящен в честь иконы Казанской Божией Матери. Храм обладает характерным обликом для российской храмовой архитектуры 17-го века – одноглавый храм с горкой кокошников.

Храм Христа Спасителя – кафедральный собор, впечатляющий своими размерами, построенный в 1996 году. Храм был восстановлен после сноса в 1931 году, который был осуществлен согласно решению ЦК КПСС. Храм славиться своим величественным внешним видом, внутренними убранствами, и многочисленными святынями – мощи святителя Филарета, а также многочисленные приношения святых реликвий.

В Москве функционируют сотни храмов, каждый из которых представляет собой значимые памятники храмовой архитектуры , заслуживающие внимание.

Осваивая новые технологии, человек меняет окружающее его пространство, заодно модернизируя материальные атрибуты религии — здания церквей и храмов. Такие изменения затрагивают и православную среду, где все чаще звучит вопрос «осовременивания» церковной традиции строительства храмов. Католики, наоборот, пытаются взять под контроль этот процесс – не так давно Ватикан официально заявил: «Современные католические церкви напоминают музеи и строятся больше с целью получить награду за дизайн, нежели послужить Господу…». Работы западных архитекторов действительно часто награждаются в различных профессиональных конкурсах и премиях, некоторые из них в дальнейшем получают широкую известность и становятся архитектурными символами городов.

Представляем вам фотографии современных храмов, построенных с элементами модернизма и «стиля будущего» — хайтек.

Протестантский «Хрустальный» Собор (Crystal Cathedral) в городе Гарден Гроув, округ Ориндж, штат Калифорния, США. Это наиболее известный образец стиля хайтек, предполагающего прямые линии в дизайне и стекло с металлом в качестве основного материала. Храм построен из 10 000 прямоугольных стеклянных блоков, скрепленных силиконовым клеем, и его конструкция, по утверждению архитекторов, максимально надежна.

Церковь единовременно может вмещать до 2900 прихожан. Расположенный внутри «Хрустального» Собора орган – поистине чудесен. Управляемый с пяти клавиатур, это - один из самых больших органов в мире.

Во многом похожая на «Хрустальный» Собор Церковь Света от Света (англ. Cathedral of Christ the Light) - католический храм в городе Окленд, США. Церковь является кафедральным собором епархии Окленда, а также первым христианским собором США, построенным в XXI веке. Храм широко обсуждается в американской прессе – из-за значительных затрат на строительство, а также из-за окружающего его сада, который посвящен жертвам сексуального насилия со стороны священнослужителей.

Внутренний интерьер Церкви Света от Света.

Собор Христа-Царя (англ. Metropolitan Cathedral of Christ the King), чаще называемый просто Ливерпульский метропольный собор (англ. Liverpool Metropolitan Cathedral) - главный католический храм Ливерпуля, Великобритания. Здание является ярким примером архитектуры второй половины XX века. Служит кафедрой архиепископа Ливерпуля, также действует как приходская церковь.

Церковь Святого Креста в Дании впечатляет геометрией здания в минималистическом стиле и своим расположением - практически посреди поля.

Построенная в конце 90х католическая церковь в городе Эври (Франция) называется Собор Воскресения. Обратите внимание на растительный декор в виде зеленых кустов, расположенных на крыше здания.

Церковь Милосердного Бога Отца в Риме является крупным общественным центром итальянской столицы. Это футуристическое здание специально расположено в одном из спальных районов, чтобы архитектурно его «оживить». В качестве строительного материала использовался сборный железобетон.

Хальгримскирья - лютеранская церковь в Рейкьявике, столице Исландии. Это четвертое по высоте здание во всей стране. Проект церкви был разработан в 1937 году архитектором Гудйоуном Самуэльсоном, а на её постройку ушло 38 лет. Хотя здание было создано задолго до начала экспансии хай-тек в мир архитектуры, на наш взгляд, общий вид храма и его необычная форма делают его очень интересным образцом модернизма. Церковь находится в самом центре Рейкявика, видна из любой части города, а ее верхняя часть также используется в качестве обзорной площадки. Храм стал одной из главных столичных достопримечательностей.

В центре французского Страсбурга строится современный собор, у которого есть пока еще только «рабочее» название Folder (папка). Состоящее из ряда плиссированных арок здание будет крайне оригинально смотреться в качестве места проведения католических церемоний, например, свадеб.

Украинская Греко-католическая церковь Святого Иосифа была построена в Чикаго (США) в 1956 году. Во всем мире она известна благодаря 13 золотым куполам, которые символизируют самого Иисуса и 12 апостолов.

13. Церковь «Санто Волто» в Турине (Италия). Дизайн нового церковного комплекса является частью программы преобразований, предоставленных в генеральном плане застройки Турина от 1995 г.

Собор Святой Марии в Сан-Франциско является достаточно авангардным зданием, но местные архитекторы называют его «разумным консервативным вариантом».

Минималистическая Церковь Света была построена в 1989 году по дизайну известного японского архитектора Тадао Андо в тихом жилом районе в пригороде Осаки, Япония. Внутреннее пространство Церкви Cвета визуально разделяется лучами света, поступающими из отверстия в форме креста в одной из стен здания.

В центре Лос-Анджелеса находится Собор Богоматери Ангелов. Церковь служит общей архиепископии, состоящей из более чем 5 миллионов католиков. Именно в этом храме архиепископ проводит основные литургии.

Церковь Харисса в столице Ливана - Бейруте. Состоит из 2х частей: бронзовая статуя святой Девы Марии в пятнадцать тонн веса, расположенная на высоте 650 метров над уровнем моря, выполнена в византийском стиле. Внутри статуи находится маленькая часовня.

Необычное по форме, материалам и общей концепции здание - относительно недавно построенная католическая церковь Санта Моника. Храм расположен в часе езды от Мадрида (Испания).

В завершение нашего обзора – совсем нетрадиционная Церковь Троицы в традиционной и консервативной столице Австрии - Вене. Храм Святой Троицы (нем. Kirche Zur Heiligsten Dreifaltigkeit) в Вене, более известный как Храм Вотрубы, находится на горе Санкт Георгенберг (Sankt Georgenberg). Построенный в 1974 году Храм принадлежит к Римско-католической церкви. Из-за полного несоответствия традиционным церковным формам возведение здания, конечно же, встретило значительное сопротивление со стороны местных жителей.

Понравилось? Хотите быть в курсе обновлений? Подписывайтесь на наш

Книжный магазин Объявления Как проехать Новомученики ЮЗВ Деятельность прихода Катехизаторство Социальная работа Воскресная школа Богословские курсы Миссионерство Молодежная организация Преподавание ОПК Приписные храмы Храм Петра и Февронии Храм Воскресения Христова Богослужения Новости Оптина пустынь История Оптиной пустыни Молитва Оптинских старцев Рассказы об Оптиной Воскресное Евангелие и Апостол Духовная жизнь Истинная жизнь человека Паломничество Фильмы о святынях Рассказы о поездках Паломническая служба "Назарет" Вопросы катехизации О храме с любовью Дом Божий Поминовение усопших Богослужения Таинства Церкви Воцерковление Вопросы и ответы Требуется помощь

Календарь

Окончание гонений в IV веке и принятие христианства в Римской империи как государственной религии привело к новому этапу развития архитектуры храмов. Внешнее, а затем и духовное разделение Римской империи на Западную - Римскую и восточную - Византийскую, повлияло и на развитие церковного искусства. В Западной Церкви наибольшее распространение получила базилика.

В Восточной Церкви в V-VIII вв. сложился византийский стиль в строительстве храмов и во всем церковном искусстве и богослужении. Здесь были заложены основы духовной и внешней жизни Церкви, с тех пор именуемой Православной.

Типы православных храмов

Храмы в Православной Церкви строились нескольких типов , но каждый храм символически соответствовал церковному вероучению.

1. Храмы в виде креста строились в знак того, что Крест Христов - основа Церкви, Крестом человечество избавлено от власти диавола, Крестом открыт вход в потерянный прародителями Рай.

2. Храмы в форме круга (круг, не имеющий ни начала, ни конца, символизирует вечность) говорят о бесконечности существования Церкви, ее нерушимости в мире по слову Христа

3. Храмы в форме восьмиконечной звезды символизируют Вифлеемскую звезду, приведшую волхвов к месту, где родился Христос. Таким образом, Церковь Божия свидетельствует о своей роли путеводительницы к жизни Будущего Века. Период земной истории человечества исчислялся семью большими периодами - веками, и восьмой - это вечность в Царстве Божием, жизнь будущего века.

4. Храм в форме корабля . Храмы в форме корабля - самый древний тип храмов, образно выражающий ту мысль, что Церковь, подобно кораблю, спасает верующих от гибельных волн житейского плавания и ведет их к Царствию Божию.

5. Храмы смешанных типов : по внешнему виду крестообразные, а внутри, в центре креста, круглые, или по внешней форме прямоугольные, а внутри, в средней части, круглые.

Схема храма в форме круга

Схема храма в виде корабля

Крестообразный тип. Церковь Вознесения за Серпуховскими воротами. Москва

Схема храма построеного в форме креста

Крестообразный тип. Церковь Варвары на Варварке. Москва.

Крестообразная форма. Храм Николая Чудотворца

Ротонда. Смоленская церковь Троице-Сергиевой лавры

Схема храма в форме круга

Ротонда. Церковь митрополита Петра Высоко-Петровского монастыря

Ротонда. Церковь Всех скорбящих радости на Ордынке. Москва

Схемы храма в форме восьмиконечной звезды

Корабельный тип. Церковь Дмитрия на Крови в Угличе

Схема храма в виде корабля

Корабельный тип. Храм живоначальной Троицы на Воробьевых горах. Москва

Византийская храмовая архитектура

В Восточной Церкви в V-VIII вв. сложился византийский стиль в строительстве храмов и во всем церковном искусстве и богослужении. Здесь были заложены основы духовной и внешней жизни Церкви, с тех пор именуемой Православной.

Храмы в Православной Церкви строились по-разному, но каждый храм символически соответствовал церковному вероучению. Во всех типах храмов алтарь непременно отделялся от прочей части храма; храмы продолжали быть двух - а чаще трехчастными. Господствующим в византийской храмовой архитектуре остался прямоугольный храм с выдвинутым на восток закругленным выступом алтарных абсид, с фигурной кровлей, со сводчатым потолком внутри, который поддерживался системой арок с колоннами, или столпами, с высоким подкупольным пространством, что напоминает внутренний вид храма в катакомбах.

Только в середине купола, там, где в катакомбах находился источник природного света, стали изображать пришедший в мир Свет Истинный - Господа Иисуса Христа. Конечно, сходство византийских храмов с катакомбными лишь самое общее, так как наземные храмы Православной Церкви отличаются и несравненным великолепием, и большей внешней и внутренней детализацией.

Иногда на них возвышается несколько сферических куполов, увенчанных крестами. Православный храм непременно увенчивается крестом на куполе или на всех куполах, если их несколько, как победным знамением и во свидетельство того, что Церковь, как и все творение, избранное ко спасению, входит в Царство Божие благодаря Искупительному Подвигу Христа Спасителя. Ко времени Крещения Руси в Византии складывается тип крестовокупольного храма, который объединяет в синтезе достижения всех предшествовавших направлений развития православного зодчества.

Византийский храм

План византийского храма

Собор св. Марка в Венеции

Византийский храм

Крестово-купольный храм в Стамбуле

Мавзолей Галлы Плацидии в Италии

План византийского храма

Собор св. Марка в Венеции

Храм святой Софии в Константинополе (Стамбуле)

Интерьер храма св. Софии в Константинополе

Церковь Пресвятой Богородицы (Десятинная). Киев

Крестово-купольные храмы Древней Руси

Архитектурный тип христианского храма, сформировавшийся в Византии и в странах христианского востока в V-VIII вв. Стал господствующим в архитектуре Византии с IX века и был принят христианскими странами православного исповедания в качестве основной формы храма. Такие известные русские храмы, как: киевский Софийский собор, София новгородская, владимирский Успенский собор нарочито строились по подобию константинопольского Софийского собора.

Древнерусская архитектура в основном представлена именно церковными постройками, среди которых крестово-купольные храмы занимают господствующее положение. На Руси получили распространение не все варианты этого типа, но постройки разных периодов и разных городов и княжеств Древней Руси образуют собственные оригинальные интерпретации крестово-купольного храма.

Архитектурная конструкция крестовокупольного храма лишена легко обозримой наглядности, которая была свойственна базиликам. Такая архитектура способствовала преображению сознания древнерусского человека, возводя его к углубленному созерцанию мироздания.

Сохраняя общие и основные архитектурные черты византийских храмов, русские церкви имеют много самобытного, своеобразного. В православной России сложилось несколько самобытных архитектурных стилей. Среди них прежде всего выделяется стиль, ближе всего стоящий к византийскому. Это к лассический тип белокаменного прямоугольного храма , или даже в основе своей квадратного, но с прибавлением алтарной части с полукруглыми абсидами, с одним или несколькими куполами на фигурной кровле. Сферическая византийская форма покрытия куполов заменилась шлемовидной.

В средней части небольших храмов имеется четыре столпа, поддерживающих кровлю и символизирующих четырех евангелистов, четыре стороны света. В центральной части соборного храма может быть двенадцать и более столпов. При этом столпы пересекающимся между ними пространством образуют знамения Креста и помогают разделению храма на его символические части.

Святой равноапостольный князь Владимир и его преемник, князь Ярослав Мудрый, стремились органически включить Русь во вселенский организм христианства. Воздвигнутые ими храмы служили этой цели, ставя верующих перед совершенным софийным образом Церкви. Уже первые русские храмы духовно свидетельствуют о связи земли и неба во Христе, о Богочеловеческой природе Церкви.

Софийский собор в Новгороде

Дмитриевский собор во Владимире

Крестовокупольный храм Иоанна Предтечи. Керчь. 10 век

Софийский собор в Новгороде

Успенский кафедральный собов во Владимире

Успенский собор Московского Кремля

Церковь Спаса Преображения в Великом Новгороде

Русская деревянная архитектура

В XV-XVII веках в России сложился значительно отличный от византийского стиль построения храмов.

Появляются продолговатые прямоугольные, но непременно с полукруглыми абсидами на восток одноэтажные и двухэтажные с зимней и летней церквами храмы, иногда белокаменные, чаще кирпичные с крытыми крыльцами и крытыми арочными галереями - гульбищами вокруг всех стен, с двускатной, четырехскатной и фигурной кровлей, на которой красуются один или несколько высоко поднятых куполов в виде маковок, или луковиц.

Стены храма украшаются изящной отделкой и окнами с красивой резьбой из камня или с изразцовыми наличниками. Рядом с храмом или вместе с храмом над его притвором воздвигается высокая шатровая колокольня с крестом наверху.

Особый стиль обрела русская деревянная архитектура. Свойства дерева, как строительного материала, обусловили и особенности этого стиля. Плавных форм купол создать из прямоугольных досок и балок трудно. Поэтому в деревянных храмах вместо него является остроконечной формы шатер. Более того, вид шатра стали придавать церкви в целом. Так явились миру деревянные храмы в виде огромного остроконечного деревянного конуса. Иногда кровля храма устраивалась в виде множества конусообразно восходящих вверх деревянных маковок с крестами (например, знаменитый храм на погосте Кижи).

Покровская церковь (1764 г.) О. Кижи.

Успенский собор в Кеми. 1711 г.

Храм Святителя Николая. Москва

Церковь Преображения Господня (1714 г.) Остров Кижи

Часовня в честь Трех Святителей. Остров Кижи.

Каменные шатровые церкви

Формы деревянных храмов оказали влияние на каменное (кирпичное) строительство.

Стали строить затейливые каменные шатровые церкви, напоминавшие огромные башни (столпы). Высшим достижением каменной шатровой архитектуры по праву считается Покровский собор в Москве, более известный как храм Василия Блаженного, - сложное, затейливое, многоукрашенное сооружение XVI века.

В основе плана собор крестообразен. Крест составляют четыре основные церкви, расположенные вокруг средней, пятой. Средняя церковь - квадратная, четыре боковых - восьмиугольные. В соборе девять храмов в виде конусообразных столпов, вместе составляющих собою в общих очертаниях один огромный красочный шатер.

Шатры в русской архитектуре просуществовали недолго: в середине XVII в. церковная власть запретила строить шатровые храмы, поскольку они резко отличались от традиционных одноглавых и пятиглавых прямоугольных (корабельных) церквей.

Шатровое зодчество XVI-XVII вв., черпающее свое начало в традиционной русской деревянной архитектуре, является уникальным направлением русского зодчества, которому нет аналогов в искусстве других стран и народов.