История архитектуры. Особняк брусницыных Кожевенная линия 27

Сегодня особняк Брусницыных нуждается в серьезной реставрации. Это архитектурный памятник федерального значения, который из-за пренебрежения властей разрушается. Вокруг расположены корпуса заводов, между которых блекло мелькает его фасад.

Характеристика

Особняк купцов Брусницыных - это место, о котором бродят легенды, граничащие с мистикой. Здешние интерьеры поражают своей красотой. Однако здание находится на пороге разрушения из-за заброшенности. Никак не могут найти деньги на реставрационные работы, арендаторы часто сменяются.

Здесь проводятся фотосессии для реклам, съемки фильмов и клипов, что также сказывается не самым благоприятным образом на обстановке. Можно прийти сюда в составе экскурсионной группы. Запрещается прикасаться к элементам интерьера из-за их хрупкости. К счастью, богатое убранство в большей мере осталось целым. Кое-где работает отопление и электричество.

Экскурсия в особняк Брусницыных - это отличный способ посмотреть на художественный декор местных помещений. Если сейчас здание так красиво, сложно представить, каким же оно было в свой расцвет. Вы будто перемещаетесь в прошлое, чтобы стать его непосредственной частью, оказываетесь в той эпохи. Ввиду обветшания дома нужно ловить возможность посмотреть на это великолепие, ведь кто знает, сколько еще все будет оставаться в таком же состоянии.

Исторические данные

Особняк Брусницыных построили в 1770 годы на стыке линий Кожевенной и Косой. Это было здание из камня, фасад которого смотрел на побережье. В 1780-м Екатерина II издала указ, в соответствии с которым здесь построили заводы для обработки кожи. В 1787-м строение значительно изменилось из-за того, сюда поместили заводскую контору. Также здесь были комнаты жилого типа.

В 1844-м это строение купил Н.М. Брусницын. Три года спустя начал работать и завод. В 1857-м старый дом дополнили пристройкой на западной стороне. В 1860-х были расширены проемы окон на первом этаже. Совершили отделку фасадов на лицевой части. В 1864-м построили новые элементы архитектурной композиции на западе.

В 1868 году право собственности на особняк Брусницыных было у обоих супругов. В 1882-м он переходит к их наследникам. Три брата занялись перестройкой объекта спустя два года. Свои архитектурные идеи воплощал А. И. Ковшаров. Второй этаж увеличили, соорудили пристройку, где разместили лестницу для парадного входа. Также появилась прекрасная оранжерея. Интерьер дома поменялся в корне, но от этого он стал только лучше.

Месторасположение

Особняк Брусницыных, адрес которого дом 27, похож на букву «Ш», если смотреть на план. Такая форма обусловлена наличием собственного крыла у каждого из братьев.

Архитекторы характеризуют стиль данного дома как эклектику. Ковшаров работал здесь с 1884 по 1886 гг. То, что это шикарное здание расположили в зоне, где в основном все процессы нацелены на развитие промышленности, кажется многим странным. Тут бывал неприятный запах и даже ядовитые испарения, которые почему-то не смущали купцов. Или контроль за заводом казался им более важным.

Вид с улицы

Особняк Брусницыных (СПб) внешне украшен фризом, на котором имеются живописные гирлянды. Если смотреть выше, можно увидеть, как сильно выступает карниз, на котором размещены дентикулы. Над лестницей расположен фронтон.

Фасад справа украшен эркерами в форме полукруга. Заходя во внутренний дворик, вы увидите место, на котором ранее произрастал шикарный сад, от него ныне остались деревья, сараи и пристройки. Когда-то весь комплекс представлял собой прекрасную усадьбу, где был особняк и огороды, постройки для производственных и складских целей.

Воистину впечатляющим зрелищем был особняк Брусницыных. Фото с его прошлым обликом еще сохранились, так что небольшой шанс убедиться в этом воочию всё же есть.

Парадный вход был заколочен после революции 1917 года. Убрали вензеля, на которых был семейный знак бывших владельцев. На освободившемся месте поместили молот и серп - символику коммунистов. Кроме фасада, этот символ можно увидеть еще и на люстре в зале для танцев.

Право собственности на особняк Брусницыных перешло к А. Радищеву - владельцу еще одного завода по обработке кожи. Здесь заседало управление и работники лабораторий. Совсем недавно убрали столы, на которых проводили анализы кожи с помощью специальных приборов.

В 1920-х годах осуществили перемещение местной оранжереи в здание Ботанического сада. В период с 1925-го по 1930-й там, где ранее был проезд, расположили проходную с вестибюлем. В помещении главной лестницы появились перекрытия из дерева, заложена часть дверей. В 1993 году над оранжереей устроено покрытие из металла. Также был произведен ремонт в Белом зале и столовой.

Недавно имелась задумка, в соответствии с ней корпуса завода, с которыми соседствует особняк Брусницыных (Санкт-Петербург), планировали реконструировать таким образом, чтобы на этой территории могла разместиться гостиница. Из неё будет открываться вид на морское побережье. Однако денег для осуществления данной операции нужно слишком много, и очень немногие инвесторы согласятся что-то строить в промышленном глухом районе.

Потери

В центре постройки находились помещения парадного типа, в остальных частях были жилые комнаты владельцев и их родных. Главный вход находится на востоке. Придя сюда, можно ознакомиться с анфиладной планировкой. Здесь уцелело много интересных и впечатляющих деталей.

Во времена Советской власти в комнатах организовывали работу цехов, так что некоторые элементы роскоши все-таки пропали. Краска потрескалась, лепнина кое-где ободрана, а Конечно, печально видеть, что особняк братьев Брусницыных доживает свои дни. Утрачено большое количество скульптур и комодов, ковров, и прочих элементов роскоши. Однако на люстры и камины до сих пор можно поглядеть.

Изящество и утонченность

Пройдя в прохожую, можно попасть в помещения второго этажа, одним из которых является купеческая парадная столовая, чей стиль оформления более всего походит на поздний ренессанс.

Ценность покоев поместья в том, что здесь есть подлинное убранство, например, потолок, оформленный лепниной. Его покрасили под дерево, чтобы он лучше гармонировал с панелями на стенах и дверью. Можно лицезреть красивую огромную люстру из бронзы и настенные бра. Их устанавливали еще основатели, применяя впоследствии свечи. Отдельного внимания заслуживает буфет, изготовленный из резного дерева. Каждая панель на стенах была изготовлена вручную. За одной из них была создана тайная дверца, через которую можно было попасть в комнату для бильярда.

На дверях расположена голова барана и изящный орнамент. Это животное здесь не случайно, ведь оно олицетворяло божество торговли. Обои и пол - это уже плоды современности. Раньше стены были обтянуты кожей небольшой плотности. Вот уж точно сразу понятно, какой по соседству завод. Проемы дверей и окон отделаны деревом темного цвета. Из столовой нельзя выглянуть на улицу, поскольку стекла с гравировкой обращены на оранжерею.

Шикарный декор

В этом помещении, как и в других, не сохранилось мебели, которая была здесь изначально. Когда-то тут стоял стол из дуба и 60 стульев, обитых кожей. Здесь трапезничала семья купцов, их коллеги по работе и друзья.

Далее можно проследовать в зал для танцев, чьи стены выкрашены в белый цвет. Здесь работает освещение, благодаря чему лучше видно красивую лепку с золотыми элементами. Это помещение оформили по образцам зданий, в которых жил Людовик XV. Можно разглядеть большое количество причудливых узоров. Есть орнаменты, изображающие растительность, музыкальные инструменты, венки, панно в виде цветов, сказочных персонажей. Композиция гармонична и выглядит утонченно.

Ее дополняют пилястры и капиели с лирами. остались цельными. Стекла у них плотные. Подоконники изготовлены из мрамора. На люстре висят подвески из хрусталя. Сама она сделана из бронзы, ее переделывали во время правления Советской власти. Тут тоже фигурирует молот с серпом.

В сохранности остался камин из мрамора, один из лучших в Петербурге. Он украшен живописными скульптурами амуров. В прошлом веке применение Белого зала было схоже с обычными актовыми залами. Здесь проводили собрания и праздники. У камина стоят красивые тумбы, которые из цветочных ваз превратились в подсветительные подставки под изваяниями Сталина и Ленина.

Мистика в стенах поместья

Это место ценно тем, что вы будто перемещаетесь назад в прошлое, попадая в особняк Брусницыных. Зеркало здесь сохранилось еще со времен управления основателей. Подойдя к нему, вы увидите потолок и шикарную люстру.

О более древнем предмете, что висел на этом месте, есть особая легенда, в которой говорится, что он приносил несчастья владельцам. Его заказали в Италии, когда особняк еще только строился. Согласно истории, вещь висела у в усыпальнице, что была в Венеции. Считалось, что человек переживает необычные чувства, глядя в зеркальную гладь.

Когда начали происходить необъяснимые беды, данный экспонат убрали на хранение в кладовую. После революции он исчез. Хотя есть версии, согласно которым данная легенда - просто вымысел, притягивающий сюда повышенное внимание туристов. Такие детали постоянно привлекают новых посетителей в особняк Брусницыных. Как попасть самостоятельно в этот загадочный мир прошлого? Говорят, что это чрезвычайно тяжело и куда проще нанять экскурсовода или придти сюда для съемки фотосессии.

Кальянная

Возле Белого зала есть курительная, где хорошо сохранился декор. Данное помещение считается одним из самых ценных. Эту кальяную оформляли с оглядкой на мавританский восточный стиль. Вы будто попадаете в сказку про Шахерезаду. Здесь красивый купол, который украшает позолоченная лепка из гипса, разукрашенная яркими красками.

Имеется красиво расписанная люстра. Из-за того что предмет освещения отражается в зеркале, которое уже утратило свою цельность и разделено на отдельные фрагменты, помещение кажется больше, чем есть на самом деле. На стенах написано «Слава Аллаху» утонченной вязью. Кроме кальяна, здесь были диваны, подушки и ковры. Покрытие на полу делали в нашу бытность.

Главный проход

Отсюда можно попасть на парадную что идет от парадного входа, что сейчас заколочен. Здесь были перекрытия из дерева, благодаря чему облик данного места удалось сохранить в первозданной форме.

Защиту сняли, когда нужно было подготовить это место к съемкам фильма. С тех пор оно открыто для взоров гостей особняка. Здесь нет электрического освещения, но дневной свет попадает сюда довольно хорошо. Бродить здесь можно очень долго, натыкаясь на все новые восхитительные детали. Стоит хотя бы единожды осуществить такой визит, чтобы почувствовать себя частичкой ушедшего времени, стать его гостем хотя бы на недолгий миг.

Планировка парадных помещений - анфиладная, помещений в западной части - коридорная. Белый зал декорирован в стиле Людовика XV. В столовой, оформленной в стиле позднего Ренессанса, кессонный потолок, дверные и оконные проемы выполнены из темного дерева, окна, выходящие в зимний сад, украшены гравированными стеклами.

Некоторое время назад заводские корпуса хотели перестроить в элитную гостиницу с видом на море, а особняк Брусницыных обустроить под ресторан. Однако на такую реставрацию требуется колоссальная сумма, да и глухой промышленный район не способствует инвестиционной привлекательности. В настоящее время судьба особняка неизвестна.

в плане особняк напоминает букву «Ш». Центральная линия, идущая вдоль Кожевенной линии, предназначалась для парадных помещений, а три перпендикулярных корпуса служили для жилых комнат трех братьев Брусницыных и их семей. Основные парадные помещения сосредоточены в восточной половине здания, здесь использована анфиладная планировка.

Часть этой анфилады мы сегодня и увидим, благо в этой, парадной, половине особняка кое-то уцелело (в жилых же помещениях в советское время были устроены цеха, так что в той части дома вся роскошь бесследно исчезла).

Основная часть интерьеров особняка Брусницыных находится в заброшенном состоянии: тут и там попадается потрескавшаяся краска, ободранная лепнина, обшарпанные стены. Зрелище печальное. Понятно, что основные предметы убранства (скульптура, комоды и этажерки, ковры, хрусталь и прочая обстановка богатого дома) утрачены. Радует, что сохранилось хоть что-то; в основном это люстры, камины, а также декор потолков и стен — причем всё это по большей части подлинное, и, поверьте, на это стоит посмотреть.

После революции 1917 г. в особняке разместили администрацию завода, который стал называться - Кожевенный завод им. А. Н. Радищева.

Ну а теперь совсем немного погуляем по особняку.

Гостиная впечатляет нарядной отделкой в уютных, теплых коричневатых тонах. Когда-то подобных гостиных в особняке было несколько, они шли анфиладой вдоль главного фасада по Кожевенной линии, однако другие гостиные не сохранились, так как были превращены в заводские помещения. К счастью, эта гостиная сохранилась: в советское время она служила кабинетом директора завода.

В оформлении гостиной обнаруживается влияние стиля рококо. Стены разбиты на отдельные панно с золочеными лепными рамками изогнутых очертаний. Такой же золоченый лепной орнамент можно заметить на дверях и в обрамлении зеркал. В промежутках между панно помещены вертикальные вставки с лепным узором и ажурной сеткой. Падуга комнаты украшена растительными орнаментами, раковинами и фигурками дракончиков.

Великолепный потолок гостиной также обильно украшен лепниной, в том числе узорами в виде сетки, которые перекликаются с золоченой сеточкой настенной лепнины и вентиляционных решеток в падуге потолка.
Зеркала, поставленные друг напротив друга, создают иллюзия бесконечности перспективы.

Стены гостиной затянуты подлинным шелком (штофом) более чем столетней давности. Это большая редкость для петербургских дворцов.

Танцевальный зал или Белый зал оформлен в стиле Людовика XV.

Ослепительно нарядное помещение обильно украшено белой лепкой с золочением (впрочем, от золочения сегодня осталось немного).

Зал расположен в парадной анфиладе, и его окна выходят на Кожевенную улицу.

Плавный переход от вертикальной плоскости стен к горизонтальной плоскости плафона образует двухъярусная лепная падуга. Она скругляет углы и придает интерьеру особую пластичность и живописность.

Прекрасно сохранился мраморный камин, подобные которому можно увидеть в лучших дворцах Петербурга

К Белому залу примыкает небольшая курительная с прекрасно сохранившимся роскошным декором. Это одно из самых ценных помещений дома.

По моде того времени кальянная комната оформлена в восточном (мавританском) стиле.

Стены и купол этой «мавританской шкатулки» украшены ярко раскрашенной гипсовой лепкой с позолотой.
По стенам курительной мелкой вязью идет повторяющаяся надпись «слава Аллаху».

Мраморная парадная лестница, идущая с первого этажа особняка.

Лестница хорошо освещена дневным светом. Сохранились очень ценные мраморные ступени и мраморные же резные перила ручной работы. Потолок и стены сплошь покрывает лепка с обильным растительным орнаментом, женскими головками и фигурами кариатид. Полукруглый эркер смотрит в прилегающий к дому сад.

Дверь в Красный кабинет или бильярдную.

Красный кабинет или бильярдная - помещение, куда можно попасть из оранжереи или столовой (из столовой сюда ведет уже упоминавшаяся потайная дверца).

В помещении уцелел лепной потолок под дерево/ Сам бильярдный стол утрачен, но остальное убранство комнаты сохранилось, в том числе встроенные угловые диванчики с подлинной обивкой, два шкафа для бильярдных принадлежностей, двери и резной камин. Низ стен облицован панелями, верхняя часть обтянута тканью.
Когда-то в бильярдной еще был роскошный занавес, который благодаря особой плотности не пропускал ни единого лучика света из оранжереи.

Оранжерея

Особняк Брусницыных считается одним из самых мистических мест в Петербурге. Старинный дом в стиле эклектика хорошо сохранился, несмотря на то, что реконструкция здесь ни разу не проводилась. В этом здании туристы узнают, как жила элита императорской России.

Экскурсии в особняк Брусницыных пользуются огромной популярностью из-за его потрясающих интерьеров. В доме проходили съемки многих художественных фильмов, например, «Анны Карениной» С. Соловьева

Находится особняк на Васильевском острове, на территории, в 18-ом веке занимаемой мучными складами. Историческое наименование этого района Петербурга – Чекуши. Так назывались небольшие молотки, с помощью которых перемалывали муку. Позднее в Чекушах открылось несколько заводов по обработке кожи.

В 1844 г. в столицу империи прибыл зажиточный тверской крестьянин Н. М. Брусницын. Он купил себе дом в районе Чекуши и открыл там небольшую кожевенную лавку. Дела у Брусницына спорились, и скоро он смог накопить денег для перехода в купеческое сословие. Лавка Николая Мокеевича превратилась в крупный завод.

Разбогатев, бывший крестьянин решил перестроить свой дом. Купец нанял архитектора А. Андреева, который пристроил к зданию второй этаж, увеличил фундамент, задекорировал фасад.

В столице Николай Мокеевич женился, родил восьмерых детей. Не владея грамотой, он вложил огромные деньги в образование детей.

В 1884 г. Брусницын скончался, передав все имущество детям. Наследники купца решили повторно перестроить дом, наняв для этих целей архитектора А. Ковшарова. Именно этот зодчий сделал здание таким, каким мы его знаем.

Особняк стал гораздо выше, в нем был разбит зимний сад. Ковшаров пристроил к дому три флигеля, придав зданию Ш-образный вид. Во всех новых строениях располагались жилые помещения. В центральном здании находились парадные залы.

Революция вынудила Брусницыных спешно покинуть Россию. В их доме расположилось управление кожевенной фабрики им. Радищева. Герб купцов над входом был демонтирован, вместо него разместили советскую символику.

В зимнем саду находилась лаборатория завода, в пристройках – цеховые помещения. К сожалению, в результате этой перестройки зимний сад был полностью уничтожен.

Среди внутренних помещений сохранились Парадная столовая, Танцевальный зал, Курительная комната, Парадная лестница, Бильярдная, Гостиная.

Парадная столовая

Сразу после входа в особняк, посетители попадают в красивую комнату, обшитую резными панелями из натурального дуба. Потолок помещения украшен деревянными кессонами, здесь же находится массивный буфет.

Эта комната использовалась для торжественных обедов. Раньше в ней располагался длинный стол и стулья. Туристов здесь заинтересует огромная люстра из бронзы – настоящее произведение искусства.

Танцевальный зал

Одно из красивейших помещений в особняке Брусницыных. Купцы стремились быть во всем похожими на аристократов и давали балы, которые славились на весь Петербург. В зале большие окна, стены украшены лепниной и барельефами, на потолке – шикарные люстры.

Отлично сохранился украшенный белоснежными каменными ангелочками камин, массивное зеркало в уникальной оправе. По обе стороны от камина установлены позолоченные тумбы. При Брусницыных здесь стояли цветы, когда особняком завладела советская власть, тумбочки использовались в качестве постаментов для бюстов В. Ленина и К. Маркса.

Убранство Танцевального зала напоминает интерьеры Зимнего дворца: здесь очень много барельефов, небольших статуй, орнамента и лепнины.

Курительная комната

Самое необычное помещение в доме. Для оформления курительной комнаты архитектор А. Ковшаров выбрал восточный стиль. Потолок выполнен в виде купола, обильно позолочен. Позолотой покрыты и стены. Гостям кажется, что они находятся где-то в Самарканде. Усиливает ощущение арабский орнамент, складывающийся в надпись «Слава Аллаху».

Парадная лестница

В советское время мраморную лестницу на входе в особняк Брусницыных скрыли под досками. Пол был разобран в 2015 г., открыв миру изумительную лестницу из редкой породы мрамора с уникальными резными перилами. Лестница прекрасно освещена расположенным рядом окном.

Бильярдная

Бильярдную жители особняка Брусницыных называли также Красным кабинетом. Потолок украшен лепниной, посреди него находится люстра уникальной конструкции: с помощью специальной рукоятки ее можно опускать и поднимать, увеличивая и понижая интенсивность света.

В бильярдной сохранились диваны с оригинальной обивкой, деревянные шкафы для хранения костяных шаров.

Гостиная

Как и во многих других помещениях особняка Брусницыных, основной достопримечательностью гостиной является люстра – здесь она огромная, позолоченная на несколько десятков свечей. Стены помещения покрыты шелковой драпировкой. В комнате находится множество зеркал, расположенных таким образом, чтобы у находящегося в помещении возникала иллюзия бесконечного пространства.

Несмотря на высокую архитектурную значимость и статус объекта культурного наследия, будущее особняка Брусницыных не предопределено. Кожевенная фабрика им. Радищева давно закрылась, ухаживать за помещениями некому.

Небольшой приток денег на ремонт особняка обеспечивают экскурсии, аренда, а также регулярные фото- и киносъемки. На текущий момент (15.11.2017 г.) петербургские власти не приняли план реконструкции здания.

Старина и запущенность особняка сделало его культовым местом среди мистически настроенных людей. Согласно одной из петербургских легенд, зеркала в дом Брусницына привезли из итальянского дворца, не зная, что когда-то в этом палаццо находился гроб с телом графа Дракулы. Именно с этим обстоятельством мистики связывают несчастливую жизнь Брусницыных, болезни многих членов этой семьи, а также смерть внучки Николая Мокеевича.

Как добраться

Почти в самом центре Санкт-Петербурга находится ничем ни примечательное здание. Какие тайны оно хранит, и как оно выглядит сейчас?

Всем привет! Мало кто знает, что в самом центре Петербурга находится с виду ничем не примечательное здание. Пройдя мимо на него даже не обратишь внимания. Но внутри это особняк элиты времен Царской России.
Сегодня я расскажу про особняк Брусницыных - памятник архитектуры в стиле эклектика в Санкт-Петербурге.

Для начала я хочу рассказать историю самих Брусницыных. В 1844 году в Петербург приехал Николай Мокеевич Брусницын. Неграмотный, но предприимчивый крестьянин приобрел небольшое кожевенное производство и очень быстро пошел в гору.

Позже был построен кожевенный завод, а сыновья Николая Мокеевича построили богадельню, в которой жили старики и дети. Дети принимались туда с самого малого возраста, их учили, одевали и кормили. Но по достижению 14 лет они должны были работать на кожевенном заводе и отработать минимум 10 лет. Такие были условия.

Близилась революция, и завод был национализирован, а особняк Брусницыных передан заводу. Здесь размещались административные помещения завода.
Кстати, в богадельне разместили морскую академию имени С.О. Макарова. И по сей день в этом здании находится академия.
Между прочим, здание академии дошло до наших дней практически без изменений.

Теперь о красоте особняка. У Брусницыных дела шли хорошо, поэтому они могли позволить себе роскошь. Особняк так и изобилует былой роскошью. Правда сейчас там все находится в упадке. Здание принадлежит заводу, а завод городу. Как можно понять, завод не работает. Когда будут выделены деньги на реставрацию, неизвестно.

С другой стороны в особняке Брусницыных постоянно проходят съемки фильмов, сериалов, фотосессии для модных журналов. Удовольствие не из дешевых. Куда уходят все эти деньги? Ведь их можно пустить на реставрацию.
Когда я там был, рабочие разбирали оборудование со съемок. Что порядком подпортило впечатление и кадры.

Как мне объяснили, свободного времени в особняке просто нет. То есть попасть сюда, когда здесь никого нет и все выглядит так, как в 19 веке, просто невозможно.

С особняком Брусницыных связана одна из городских легенд про зеркало графа Дракулы. Эту легенду очень любят в городе.
Легенда гласит, что в особняке было зеркало, привезенное из одного итальянского палаццо, где хранился прах Дракулы. Все, кто смотрелся в зеркало, плохо себя чувствовали, а потом с ними происходили странные вещи.
Начало легенде положили смерть внучки купца и постоянное плохое самочувствие членов семьи.

Вскоре зеркало спрятали в кладовке, а после революции повесили в кабинете заместителя директора завода. Вскоре он исчез, а рабочий, который посмотрелся в зеркало, тоже исчез. После этого вход в кабинет заколотили, а заводоуправление перевезли.
Такие дела=)

Особняк Брусницыных, не смотря на всю ветхость, выглядит очень богато. Воображению так и представляются образы семьи Брусницыных в дорогих костюмах и платьях, собирающихся на ужин.
Дальше я покажу ряд фотографий.

Недавно мне с друзьями удалось побывать в чудесном заброшенном особняке, который сейчас находится в замороженном состоянии. Дальнейшая судьба его неизвестна, но сейчас в особняк Брусницыных можно попасть, если сильно захотеть.

Особняк купцов Брусницыных - памятник архитектуры в стиле эклектика в Санкт-Петербурге. В современном виде создан в 1884 году для купцов братьев Брусницыных архитектором А. И. Ковшаровым в ходе капитальной перестройки здания неизвестного архитектора, впервые упоминаемого в 1844 году.

1. Танцевальный зал, который иногда еще называют Белым залом. Ослепительно нарядное помещение обильно украшено белой лепкой с золочением. Белый зал оформлен в стиле Людовика XV. Плавный переход от вертикальной плоскости стен к горизонтальной плоскости плафона образует двухъярусная лепная падуга.

2. Она скругляет углы и придает интерьеру особую пластичность и живописность. Стены, двери и потолок Белого зала сплошь покрыты лепниной с растительными орнаментами, венками, музыкальными инструментами, амурами и женскими головками.

3. Кроме того, в зале привлекает внимание огромная люстра с хрустальными подвесками.

4. Значительное пространство на стенах занимают лепные панно с изображением ваз, цветов и фигурок сатиров со свирелями и другими музыкальными инструментами. Лепные панно на стенах чередуются с парными каннелированными пилястрами, в капители которых вписаны лиры. В помещении сохранились цельные, без переплетов оконные рамы с очень толстыми стеклами, а также мраморные подоконники.

5. В центральной части камин украшают скульптуры целующихся путти, еще два амурчика сидят по бокам, поддерживая свисающие мраморные гирлянды сложной работы.

6. Прекрасно сохранился мраморный камин. Две тумбы по бокам камина, изначально предназначавшиеся для ваз с цветами. Над фигурной полочкой камина помещается лепная рама в виде перевитого лентами венка. В раме сохранилось подлинное зеркало. Расположение зеркала, как и в других помещениях особняка, специально подобрано таким образом, чтобы посетители могли видеть в него отражение великолепной люстры и потолка.

7. К Белому залу примыкает небольшая курительная с прекрасно сохранившимся роскошным декором.

8. Это одно из самых ценных помещений дома. По моде того времени кальянная комната оформлена в восточном мавританском стиле.

9. Сохранился купол курительной комнаты, а также небольшой угловой эркер с изящными полуколонками. Стены и купол этой «мавританской шкатулки» украшены ярко раскрашенной гипсовой лепкой с позолотой.

10. Уникальная старинная люстра из стекла и латуни покрыта восточными рисунками и надписями. Люстра отражается в зеркале, что зрительно увеличивает пространство комнаты. По стенам курительной мелкой вязью идет повторяющаяся надпись «слава Аллаху».

14. Мраморная парадная лестница, идущая с первого этажа особняка, от ныне заколоченного парадного входа. Никаких светильников тут нет, но лестница хорошо освещена дневным светом. Сохранились очень ценные мраморные ступени и мраморные же резные перила ручной работы. Потолок и стены сплошь покрывает лепка с обильным растительным орнаментом, женскими головками и фигурами кариатида|кариатид. На верхней площадке лестницы, под окном можно увидеть мраморный камин в достаточно строгих формах. Расположенное над ним окно обращено в оранжерею (зимний сад), которая когда-то был наполнена зеленью, цветами и даже плодовыми деревьями.

15. Полукруглый эркер смотрит в прилегающий к дому сад. В эркере на площадке около камина когда-то стояло кресло, а ноги посетителей утопали в коврах.

20. Бильярдный зал, куда можно попасть из оранжереи или столовой. В помещении уцелел лепной потолок под дерево, а также мощная бронзовая люстра со специальной ручкой, позволявшей опускать ее над столом. Сам бильярдный стол утрачен, но остальное убранство комнаты сохранилось, в том числе встроенные угловые диванчики с подлинной обивкой, два шкафа для бильярдных принадлежностей, двери и резной камин.

21. Низ стен облицован панелями, верхняя часть обтянута тканью. Когда-то в бильярдной еще был роскошный занавес, который благодаря особой плотности не пропускал ни единого лучика света из соседней оранжереи.

22. Столовая комната с обилием резного дерева.

25. Гостиная впечатляет нарядной отделкой в уютных, теплых коричневатых тонах. Когда-то подобных гостиных в особняке было несколько, они шли анфиладой вдоль главного фасада по Кожевенной линии. В оформлении гостиной обнаруживается влияние стиля рококо. Стены разбиты на отдельные панно с золочеными лепными рамками изогнутых очертаний. Такой же золоченый лепной орнамент можно заметить на дверях и в обрамлении зеркал.

26. В промежутках между панно помещены вертикальные вставки с лепным узором и ажурной сеткой. Падуга комнаты украшена растительными орнаментами, раковинами и фигурками дракончиков. Великолепный потолок гостиной также обильно украшен лепниной, в том числе узорами в виде сетки, которые перекликаются с золоченой сеточкой настенной лепнины и вентиляционных решеток в падуге потолка. В помещении сохранилась подлинная люстра. Особенно примечательно, что стены гостиной затянуты подлинным шелком (штофом) более чем столетней давности. Зеркала, поставленные друг напротив друга, создают иллюзия бесконечности перспективы. Зеркала также имеются в эркере, расположенном в центре главного фасада здания.

28. Зимний сад.

29. Модный лучок на память.