Как сделать дорогу на даче своими руками. Отсыпка дорог

Далеко не все дачные участки в нашей стране имеют хороший асфальтированный подъезд. Собственно, нормальных дорог нет даже к некоторым поселкам, не то, что к участкам. Это и приводит нас к вопросу - как максимально дешево самому сделать себе дорогу?

Самые дешевые варианты

Если проблемой дороги озабочены вы один, и никто из соседей по дачам компанию вам составить не желает, то логично предположить, что вы будете искать наименее затратный вариант. Даже если он будет не таким качественным, как хотелось.

Самый простой подход - разровнять и уплотнить грунтовую дорогу. Для этого достаточно будет нанять грейдер, который выровняет неровности дороги и снимет глубокую колею. Если по дороге часто ездит негабаритный транспорт (дачники), то она достаточно быстро уплотнится.

Единственная проблема этого подхода - грунтовая дорога стремительно теряет проходимость во время дождя, особенно ели речь идет о мягких грунтах, типа чернозема. Последний просто превратится в непроходимое грязевое болото.

Для борьбы с данным обстоятельством есть второй подход - засыпать дорогу щебнем или гравием. Метод более дорогой, так как вам потребуется купить определенное количество материала и обеспечить его доставку на место. Зато по гравийной подушке можно ездить при любой погоде.

Минус метода - щебень будет постепенно погружаться в грунт. Буквально через 2-3 года все преимущества щебневой дороги сойдут на нет, и процедуру придется повторить.

Оптимальный вариант

Когда дачников, заинтересованных в появлении нормальной дороги хотя бы несколько человек можно рассмотреть вопрос о строительстве полноценной асфальтированной дороги, пусть и по упрощенной технологии. При этом можно ощутимо сэкономить на материалах, используя асфальтовую крошку, вместо укладки нового дородного полотна. Крошку получают путем переработки снятого при ремонте покрытия, поэтому ее цена не особенно высока.

Варианты технологического решения проблемы могут быть различными, но в целом, укладка асфальтовой крошки выглядит следующим образом:

  • Определение длины и ширины будущей дороги.
  • Снятие верхнего слоя грунта с параллельным выравниванием. В случае небольшой дачной дороги, по которой не будет передвигаться сельскохозяйственная техника, 300 мм будет достаточно.
  • Создание песчано-гравийной подушки. Слой песка должен быть примерно 150 мм. При этом его нужно хорошо утрамбовывать по мере засыпки и проливать водой для уплотнения. Сверху укладывается слой щебня толщиной в 50-100 мм. Щебень так же целесообразно утрамбовать.
    На данном этапе следует проследить, чтобы у дороги был легкий наклон для стока воды. Если его не предусмотреть, то на дороге будет скапливаться вода, что не способствует долговечности покрытия.
  • Поверх щебня уже высыпается асфальтовая крошка, которую необходимо укатать. Лучше всего, конечно, катком, но можно и неспециализированной тяжелой техникой, грузовиком, например.

Таким образом, вы получите полноценную, долговечную и всесезонную дорогу с твердым покрытием по вполне приемлемой цене.

Одной из проблем в России являются дороги, но в том состоянии, в котором они находятся - это уже не проблема, а настоящая катастрофа. Дожидаться ремонта дорог в городе и на федеральных трассах очень долго, а дождаться прокладки новой дороги, ведущей на дачу – почти нереально. К тому же, даже если вам повезёт, и данная дорога будет проложена, то качество такой дороги будет не самое лучшее, так как откаты никто не отменял. Единственным вариантом в данной ситуации будет самостоятельная укладка дороги.

Самостоятельная укладка дороги вариант интересный, но требующий определённого подхода. В одиночку делать дорогу можно в том случае, если пользоваться ей будете только вы. Очень часто бывает, что сделав себе дорогу, ей будут пользоваться все кому не лень, а запретить – нельзя. Поэтому самый лучший вариант – скинуться с соседями.

Теперь давайте рассмотрим, как своими руками сделать дорогу к своему дачному участку.

Как сделать дорогу к дому дешево

Как правило, для дачного кооператива можно сделать самую простую и дешёвую дорогу, которой вполне хватит, чтобы нормально проехать, не по грязи. Для этого можно засыпать её щебнем, гравием или шлаком. Это довольно практичный вариант, а к тому же не слишком затратный. Что для этого необходимо? Для начала вам нужно снять верхний плодородный слой земли, это приблизительно 25-30 сантиметров. Ширину общей дороги лучше всего делать 4-5 метров, чтобы свободно разъехались две машины, если дорогу вы делаете для себя, то 2-ух метров в ширину будет вполне достаточно. Затем нужно засыпать слой песка, приблизительно 20 сантиметров и хорошо утрамбовать его, полив водой. Когда песок утрамбован и высох, насыпается и разравнивается покрытие из щебня, гравия или шлака. Высота слоя покрытия должны быть порядка 10 сантиметров. Укатывать лучше всего катком, но если его нет, то можно тяжёлым грузовиком, например КАМАЗом который привёз щебень.

Как сделать качественную дорогу

Для того чтобы сделать качественную дорогу понадобится асфальт. Учтите, что если вы хотите проложить новую дорогу, то вам необходимо получить разрешение у собственника земли на её строительство, иначе дорога будет незаконной, и её могут снести. Если же дорога пройдёт по тому же месту, то разрешение можно не получать, но всё-таки лучше уточнить этот момент.

Укладке асфальта необходимо уделить большее внимание. Также как и в предыдущем случае, вам нужно будет сделать основу. Для этого необходимо будет снять слой земли. На этот раз снимаем не только плодородный слой земли, но и с расчётом на то, чтобы верхний слой асфальта был чуть выше уровня земли, на несколько сантиметров.

Для начала стелим песчаную подушку, высотой в 10 сантиметров и хорошо утрамбовываем её. После этого нужно засыпать слой щебня. Если по уложенной дороге будет ездить только легковой транспорт, то слой щебёнки должен быть приблизительно 15 сантиметров. После этого щебень нужно хорошо укатать катком, не менее 5-ти раз. При этом с помощью нивелира вам необходимо организовать на данном этапе уклон дороги, для того чтобы с неё стекала вода. Уклон должен быть небольшим, но обеспечивать хороший сток воды. Если этого не сделать, то дождевая вода и вода после таянья снега будет образовываться в лужи, и соответственно разрушать асфальтное покрытие. Именно для того чтобы продлить срок асфальтного покрытия – делается уклон.

Когда щебень качественно утрамбован – укладываем асфальт. Укладку асфальта производим в несколько слоёв. Для обычной дачной дороги, по которой не будут ездить грузовые автомобили, будет достаточно 2 слоя асфальта по 4-5 см. Настил асфальта лучше всего делать спецтехникой, чтобы он был равномерно распределён по всему участку дороги. Укатывать асфальт советуем катком, масса которого не превышает 5-6 тонн, чтобы он не сильно плотно укатывал асфальт. Укатку нужно производить приблизительно 5 раз.

После того как будет уложено асфальтное покрытие, рекомендуем края дороги обустроить таким образом, чтобы обеспечить сток воды.

Дорожные покрытия, выполняемые по нормам типовых конструкций, должны соответствовать широкому перечню требований. Покрытие должно быть прочным, долговечным и отличаться оптимальной изоляцией верхних слоев. Однако, не на всех участках есть смысл обустраивать многослойные полотна. Более доступной по цене и оптимальной по характеристикам является отсыпка дорог специальным наполнителем. Правильно подобранная фракция позволит эксплуатировать сформированную основу длительное время без необходимости выполнения регулярного ремонта.

Материал для отсыпки

Основой для отсыпного материала обычно выступают сыпучие остатки старых дорожных покрытий - например, частицы бетона, асфальта и даже грунт. Практикуется и применение песка со щебнем, но такие варианты обходятся дороже. По совокупности эксплуатационных качеств целесообразнее использовать асфальтовую крошку. Такая отсыпка дорог с дополнением в виде связующего битума после уплотнения обеспечивает влагоустойчивую и прочную основу. Надежность покрытия обуславливается высокой плотностью, но при условии, если применялся качественный пластификатор, и было выполнено трамбование специальной техникой.

К достоинствам асфальтового наполнителя можно отнести и стойкость перед климатическими воздействиями. Мороз и осадки не страшны такой основе. В этом, кстати, заключается главное отличие от традиционных дорожных компонентов. Так, отсыпка дороги щебнем на практике может размываться дождем. Относится это и к песчаным основам, которые без надлежащей битумной связки служат лишь короткие периоды. Впрочем, есть и у асфальтовых отсыпок недостатки. Под воздействием солнечных лучей возможно расплавление пластификатора и, как результат, смягчение полотна.

Технология отсыпки дороги

Сразу надо отметить, что применение нескольких материалов в одной отсыпке не допускается, кроме особых случаев, предусмотренных проектом. Непосредственно работы производятся от краев основы к середине послойно. При этом следует охватывать всю ширину эксплуатируемой части, в том числе откосные части с грунтом. Вторичная и дополнительная отсыпка не допускается по причине ее неэффективности. Все последующие включения будут смываться в процессе использования. Однако в некоторых случаях отсыпка дорог предусматривает возможность расширения. После завершения рабочих действий лишний грунт и наполнитель убирается с полотна. Его не обязательно вывозить - при необходимости можно устроить досыпки по обочинам и съездам.

Уплотнение отсыпки

Эта часть оказывает на формирование качественных характеристик покрытия большее влияние, нежели первичное нанесение асфальтовой крошки или щебня. Перед уплотнением каждый слой разравнивается в соответствии с величиной продольного уклона. Далее можно начинать укатку полотна с помощью специальной техники по всей ширине дороги. На некоторых участках в следует выполнять точечное уплотнение. Чтобы дорожное полотно было цельным по всей горизонтали, проблемные зоны трамбуются вручную при помощи виброударных действий. При этом нельзя использовать трамбующие плиты на участках, где проложены инженерные коммуникации.

В случае применения рыхлых наполнителей для дорожного полотна рекомендуется выполнять уплотнение решетчатыми или кулачковыми катками. Такая техника используется на первом этапе, также можно использовать машины на у которых неполная загрузка балласта - на 10-15 т. На финальной же стадии уплотнения отсыпка дорог трамбуется пневматическими шинами, масса которых достигает 25 т.

Восстановление дорог отсыпкой

Если устройство полноценных полотен отсыпкой чаще выполняется асфальтовой крошкой, то в случае ремонта типовых дорожных конструкций все же рекомендуется использовать щебень. При капитальных восстановительных мероприятиях производится полная смена слоев. Отсыпка занимает лишь отдельную часть в таких работах при создании подготовительного пласта. Щебнем дорожное покрытие обсыпается в несколько слоев. Первым идет пласт крупной фракции, после чего его сменяет мелкозернистое покрытие. Это как раз тот случай, когда отсыпка может идти в сочетании с асфальтобетоном, выступая вспомогательной технологической прослойкой. Если же площадь деформированного участка на дороге не превосходит 25 м2, то вместо отсыпки рекомендуется выполнять стандартный

В каких случаях применяется отсыпка?

В традиционном варианте отсыпку выполняют на участках, которые не испытывают даже средних нагрузок от транспорта. В частности, практикуется создание таких полотен на подъездных покрытиях за пределами города. Также при помощи этой технологии выполняется широкий комплекс реконструкционных работ. Сама по себе отсыпка является необходимым слоем и в типовых конструкциях, поэтому на участках, где не предъявляются повышенные требования к верхнему пласту, оставляют дорожное покрытие в виде утрамбованной асфальтовой крошки. Что касается использования материала в качестве технологического компонента, то щебень, к примеру, может выступать эффективным дренажным слоем.

Заключение

По мере развития технологий повышается и качество дорожных покрытий. Применение современной техники, связующих добавок в растворах и эффективных принципов укладки позволяет формировать долговечные дорожные конструкции. Но, высокое качество достигается за счет соответствующей цены, при этом в некоторых случаях укладка полноценного покрытия себя не оправдывает. Именно в таких ситуациях целесообразно использовать дорожное полотно, сформированное отсыпкой. Главным достоинством данной технологии является ее доступность, а также низкая цена. Это вторичный материал, который, в сущности, представляет собой переработанный асфальт от старых покрытий - соответственно, его можно получать практически без вложений. Остается лишь выполнить отсыпку и утрамбовать массу полотна в соответствии с требованиями к конкретному участку.

Купил участок, к участку идет грунтовая дорога шириной 2.5-3 метра, вдоль этой дороги течет дренажная канава шириной в 1-1.5м.

Вся дорога заросла кустами и мелкими деревьями. Длинна дороги 180м. Хочу все вырубить, вот только туда можно будет подъехать тока на легковой машине или джипе. КамАЗ туда не зайдет и тем более бетономешалка. Вот думаю что делать? на этой дороге присутствует лужи и глина местами.

Кирилл  щебнем.

Дмитрий  Жжёнкой! и травы не будет, и размывается плохо.

Юрий  Либо асфальтной крошкой, либо отсевом с железной дороги, но лучше крошкой. При нагреве от солнца и ходьбы и езды по ней, она уплотнится и станет как асфальт.

Михаил  Дешево и сердито будет отсыпать такой участкок шлаком, бой кирпича, штукатурки.

Игорь  Предложений много было, перед засыпкой надо загнать бульдозер, чтоб спланировал -20см и заузил на 0.5м от канавы, иначе весной половина отсыпки в канаву съедет и отсыпай самым дешевым строительным мусором Степан, а через сезон можно и щебнем с асфальтовой крошкой.

Сергей  Отсыпай скалой, сначала покрупнее, потом помельче. Тебе понадобится или бульдозер или беларуся с бульдозерным отвалом. Проследи, чтобы рядом с дорогой образовалась канава. На такое основание можно и асфальтовую крошку класть.

Андрей  тёзка, если подойти разумно, то отсыпать можно и пригнав камаз с отсыпкой Александр.
начинай с того места, где машина реально сможет выехать и постепенно "углубляйся" в свои дебри. 180 м это конечно приличный кусок, думаю машинок 6-7 нужно, если дорога совсем никакая.
а если найти экскаватор, то он и дренаж углубит и грунта на дорогу покидает, уложит, разровняет. кустарник тоже можно использовать укладывая поперёк по типу гати на болоте. только веточки нужно разделить на прутики, иначе будет куча, а не укладка.

Алексей)))  мы тоже сами себе "прокладывали тропу". конечно метраж поменьше, и дороги как таковой не было, только направление, проторенное когда-то грузовой машиной по земле, заросшее со временем травой-кустами-итд. мы вырубили заросли, прокопали вдоль дороги 2 канавы, уложили гать Артур, утрамбовали грунтом, потом мет. сетка Антон, сверху привезенную некондицию плитки набили, старый шифер с крыши и кое-где смесь асфальтовой крошки с щебнем. пока тьфу-тьфу-тьфу не жалуемся. и сами ездим третий год и камазы с дровами и досками заезжали. и площадку у гаража по тому же принципу делали.

Федор  Почему при ширине 3м не зайдет КАмаз? А засыпать надо гравием и потолще слой

В Магаданской области заканчивается ремонт трассы "Колыма" Сильные морозы зимой и частые дожди летом нанос...

Как укрепить грунтовую дорогу? Глиняная дорога и уже колея образовалась. Что можно сделать? | Автор топика: Артем

Желательно варианты своими силами, длина дороги 120-150 метров....

Георгий  засыпать стоительным мусором! ! шебенкой с песком

Владимир  Гравия насыпать, не будешь же ты ее асфальтировать.

Эдуард  

Анатолий  щебень... строительный текстиль+ещё глина...

Артем  Щебень, шифер и битый кирпич со стройки, другой твердый мусор. Только растительный мусор Олег не кидай, а то наоборот в болото превратится

Геннадий  Делать настил или щебень всё время подсыпать.
Вместо щебня можно использовать сфрезерованый асфальт. Он получается в виде крошки, в результате ремонтных работ на дорогах, когда снимают старое покрытие. Плюсы - дёшево, со временем слипается снова, дорога получается более градкая чем из щебня. Минусы - попробуй найди поблизости:)

Иван  можно балласт смешать с цементом 1 к 10,засыпать ровно этой смесью, утрамбовать и хорошо водой полить!

Дима  Сейчас начнуться весенние дорожные работы, будут менять и ремонтировать асфальт. Ломаный асфальт будут вывозить в изрядных колличествах. Не пропустите этот момент. С водителями легко договориться.... Засыпьте свою дорогу этим асфальтом, слоем не менее 15 см. А если еще и сделаете на обочинах дренажные траншеи, примерно 30 см шириной и 20 глубиной. А под дорогой положить несколько дренажных труб, чтоб воду из этих траншей отвести от дороги---то дорога вам послужит! Так же можно положить на дорогу снятый с крыш многоэтажных домов старый битумно-рубероидный слой. Его тоже в избытке при ремонте крыш. , но дорога под ним долго остается мокрой. . Так же часто можно засыпать боем кирпича, когда где то ломают старые здания-его много...

Карты Латвии на русском языке: дороги, города и...

Карта Латвии на русском языке. Подробная карта дорог, городов и курортов на интерактивной спутниковой карте Латвии.

Особенно, если к вашей даче общественным транспортом добираться – проблема. Да и в любом случае, подвезти строительные материалы, удобрения, мебель, да мало-ли что? Ладно, если от остановки – десять метров по тропинке, а если – пару км? Не находишься! А если подъезда нет, так как же не сделать дорогу на даче своими руками и для своего же удобства!

Содержание:

1.
2.
2.1
2.2
2.3
3.
4.
5.
6.

Видео-версия статьи

Из чего делать дорогу

Дороги подразделяются на дороги с твердым покрытием и без оного. К первым относятся дороги из асфальта, бетона или брусчатки (булыжника), ко вторым – грунтовые дороги. Что подойдет именно вам - на 95% диктуется бюджетом.

Наиболее дорогие и наиболее долговечные – дороги из тесаного камня (булыжника). Следующим по цене идет менее прочный бетон и, наконец, асфальт. «Грунтовка» – вариант в разы более дешевый, но, разумеется, и менее долговечный.

Бетон не многим дешевле, но хотя бы гораздо технологичней. Уложить вдвоем даже километр бетонной дороги за летний сезон вполне реально. Понятно, не автобан, но проезд в одну полосу сделать можно. При толщине покрытия в 7-10 см (а меньше не имеет смысла) шириной в 3 м на погонный метр уйдет около 0,25-0,3 м 3 бетона. Материал же на дорогу в сто метров (с учетом щебня, песка и минимума арматуры) обойдется в 180-250 тысяч рублей.

Асфальт требует дорожной техники, которая в дачном хозяйстве вряд ли найдётся, потому рассматривать, как сделать дорогу на даче своими руками из асфальтобетона, вряд ли есть смысл.

Дорога грунтовая со щебёночным (гравийным) покрытием представляется наиболее привлекательным вариантом с точки зрения финансовых затрат.

Как сделать дорогу своими руками

Какой бы вариант вы не выбрали, основным инструментом дорожного дела и доныне служит следующий.

Инструменты, необходимые для строительства дороги

Лопата, лом, кирка. Именно эти инструменты понадобятся для выравнивания земляного полотна и разработки грунта.
Для направления и высотных отметок нужны будут ровные колья (забивать их можно обухом того же топора, которым выстругивали): пара длинных – для выставления направления; десяток коротких, по полметра. Метров сто прочного шнура.

В качестве балласта для дороги с бетонным покрытием используют щебень фракции 20-40, выравнивающий песчаный слой не устраивают. Если по дороге возможно движение большегрузных автомобилей, полотно желательно усилить вязаной сеткой с ячейкой стороной 250-300 мм из арматуры A-I диаметром 6 мм. Или сварной проволочной сеткой со стороной ячейки 150-200 мм и диаметром проволоки 3-4 мм.

Для дорожного полотна не применяют инвентарные маяки из оцинкованной стали, поскольку с течением времени бетон вокруг них разрушается, а сами маяки, стираясь и ломаясь, создают опасность для колес. Бетон укладывают по маячным рейкам, которые после схватывания состава (обычно уже на следующий день или через сутки) удаляют. Оставшиеся канавки заделывают бетоном такой же марки на мелком заполнителе.

Для полотна применяют бетон марки не ниже 200 при толщине слоя не менее 100 мм.

Грунтовое полотно, грунтовая дорога своими руками

Не стоит считать, что достаточно выровнять полосу земли, и грунтовая дорога готова. Подобное конструктивное решение может привести к тому, что из сооружения, делающего передвижение удобнее, дорога после парочки осенних дождей превратится в эффективное фортификационное сооружение, и для её преодоления (причем поперек) понадобится трактор.

Сначала нужно снять растительный слой, после чего уложить геоткань. Затем полотно отсыпают суглинком, который уплотняют трамбовкой или тщательно укатывают. Завершающим этапом грунтовой дороги будет уплотнение полотна щебнем. Для этого щебень фракции 20-40 рассыпают тонким слоем и трамбовкой вбивают в грунт.

Такая дорога может служить без ремонтов долгие годы даже при достаточно оживленном движении.

Осталось сказать еще о двух обязательных для дороги мероприятиях:

Для всех видов дороги обязательно делаем небольшой (порядка 3%) уклон для стока воды, от средины к краям;
вдоль дороги по возможности делаем водоотводные канавы (кюветы) (рис. 2).

Заключение

Как вы убедились, дорожное строительство далеко не столь простое дело, как может показаться на первый взгляд. Впрочем, теперь вы вооружены теорией и, разумеется, справитесь.

Оставляйте ваши советы и комментарии ниже. Подписывайтесь на