Как сделать самодельный газовый паяльник. Газовый паяльник - маленький инструмент с огромным потенциалом

Процедура спаивания двух деталей из металла была известна еще древним грекам. Сегодня со словом паяльник больше ассоциируется создание или ремонт аппаратуры работающей от электричества. Тем не менее, паяльником постоянно пользуются ювелиры, ремонтники, автомеханики. И если вы себе представили автомеханика пытающегося что-то припаять бытовым электрическим паяльником, то вы глубоко ошиблись, они используют для работы газовый паяльник .

Что это такое?

Человек, хоть раз видевший работу газосварочного аппарата вполне может представить устройство газового паяльника . Данный инструмент состоит из трех частей:

  1. Бак для заполнения газом;
  2. Кнопка регулировки пламени;
  3. Соединитель.

На самом деле, конструкция немного сложнее, но если вы не планируете менять сопло или воздухозаборник, а этого делать не стоит, то и разбирать паяльник вам не придется. Главное преимущество заключается в возможности применять различные по форме и назначению жала. Заменить рабочее жало можно в течение нескольких секунд, если оно остыло до приемлемой температуры.

Принцип работы газового паяльника

В отличие от газосварки, при спайке газовым паяльником редко используется открытое пламя. В конструкции паяльника предусмотрен особый катализатор, который выглядит как керамическая сетка, покрытая платиной. Благодаря катализатору пламя паяльника не вырывается, а равномерно горит на поверхности керамической решетки и нагревает жало. Керамика достаточно хрупкий материал, поэтому ронять паяльник нежелательно. Многие умельцы делают катализатор для газового паяльника из нихромовой нити, вполне способной заменить оригинал.

Итак, давайте подробнее рассмотрим, как работает газовый паяльник:

  • Бак заполняется газом , которым обычно заправляют кухонные или обычные зажигалки. Заправка газового паяльника отнимает 15-30 секунд, а время работы инструмента будет зависеть от выбранной мощности;
  • Топливо подается в сопло через вентиль контролирующий интенсивность подачи газа, то есть рабочую температуру;
  • Газ воспламеняется при помощи пьезоэлемента или кремня, а можно и просто от спички – все зависит от модели;
  • При помощи кнопки регулятора устанавливается необходимая длина пламени , то есть требуемая для пайки температура.

Привести паяльник в состояние «боевой готовности» можно за полминуты, что является несомненным плюсом инструмента. В любом случае, до того, как пользоваться газовым паяльником следует внимательно изучить инструкцию. Заметьте «до того, как», а не после того, как чуть не сожгли полквартиры.

Применение газовых паяльников

Многогранная личность инструмента позволяет использовать его для выполнения различных целей:

  • Подогрев заржавевших деталей, термоусадочных труб и пр.;
  • Резка пластика – лучшие газовые паяльники способны не только резать, но и сплавлять, сваривать детали из пластика;
  • Очистка от старых лакокрасочных материалов;
  • Пайка газовым паяльником (открытым пламенем, где температура поднимается выше 1000 °С) позволяет паять, используя твердые высокотемпературные припои;
  • Ремонтировать различную технику, включая автомобильную электронику стоя на обочине;
  • Мини газовый паяльник, он же «карандашик», позволяет проводить точечную пайку микросхем и плат даже в условиях полного отсутствия электричества;
  • Широкую популярность инструмент приобрел у монтажников и электриков, работающих на строящихся или обесточенных объектах.

Сравнительная характеристика электрического и газового паяльников

Мобильность и удобство :

  • Электрический – привязан к сети , ограничен длиной шнура;
  • Газовый – полная мобильность ; может использоваться в сложнодоступных местах; не нуждается в электричестве; имея под рукой баллон с газом, легко заправляется в любую минуту.

«Боевая готовность»:

  • Электрический – среднее время нагревания жала составляет 3-5 минут ;
  • Газовый – готов к работе через 10-30 секунд ;

Режимы работы:

  • Электрический – дополнительную функцию регулировки рабочей температуры имеют только дорогостоящие модели ;
  • Газовые – любая модель имеет возможность регулировки пламени и несколько режимов: с использованием сменного жала, паять газовым паяльником можно при помощи тонкой струи разогретого воздуха, горелка.

Температура:

  • Электрический – фактически все модели имеют рабочую температуру 450°С ;
  • Газовый – в зависимости от задач температура может регулироваться от 500 до 2000 °С .

Главное – правильно выбрать

Мастер задумавший приобрести новый для себя инструмент, постарается выяснить какой газовый пальник лучше . Однозначного ответа на данный вопрос не существует. Сначала нужно определиться для каких целей собираетесь приобрести данный агрегат, а затем найти магазин, где купить газовый паяльник можно по доступной цене и соответствующего качества. Ну, допустим, место вы уже нашли – в нашем магазине имеется товар от лучших производителей. Остались цели.

Хобби или домашнее применение – в качестве инструмента подойдут недорогие модели, но желательно не глубоко китайского производства. Среднестатистический инструмент легко справится с бытовыми задачами: припаять деталь, соединить провода, спаять или разрезать пластик, даже разжечь костер из промокших дров. Кстати, для любителей походов и отдыха на лоне матушки-природы мы предлагаем газовые паяльники и горелки, которые избавят от лишних хлопот связанных с приготовлением или разогревом пищи.

Профессиональная пайка – здесь требуется инструмент с возможностью тонкой настройки и широким диапазоном выполняемых задач. Прекрасным выбором станет газовый паяльник Dayrex, который подходит для работы с твердыми и мягкими припоями, прекрасно прогревает детали, и легко режет пластик. Заправлять профессиональный газовый паяльник (инструкция часто умалчивает о подобных нюансах) лучше проверенным, хорошо очищенным бутаном. Используя дешевый газ для газового паяльника, вы рискуете быстро испортить катализатор – он попросту забьется твердыми примесями. Однако если подобная беда все же случилась, то не стоит паниковать – просто достаньте катализатор и прочистите.

Доверяя профессиональному газовому инструменту, вы получаете возможность быстро приступить к работе и провести ее на высшем уровне. А мы, в свою очередь, всегда рады обеспечить вас газовыми паяльниками от проверенных производителей и по доступным ценам.

Далеко не у каждого дома есть паяльник, но иногда он бывает очень необходим. Можно ли его чем-то заменить? Конечно, да. Самый простой вариант – это нагреть отвертку на газу и припаять то, что вам необходимо. Однако в этом варианте отвертка слишком быстро остывает, поэтому такой метод не самый эффективный.

В нашем видео мы предлагаем вам увидеть, как сделать газовый паяльник из обычной зажигалки своими руками .

Для работы нам нужно подготовить:
- зажигалка;
- медная проволока, толщиной 4 мм;
- тонкая медная проволока;
- плоскогубцы.


После того, как вы подготовили все необходимое, можно приступать к работе.

Выбирая зажигалку для работы, постарайтесь отказаться от дешевых вариантов. Потому что с такой зажигалкой длительной работы не получится, лапка будет нагреваться и затем плавиться. Лучше всего брать зажигалку, которая предназначена для горения на ветру. У нее будет более сильное пламя, что позволит «паяльнику» быстрее нагреваться, она не будет нагревать лапку и с ней работать будет намного эффективнее.


Из боле толстой проволоки мы будем делать жало. Толщина ее не обязательно должна быть 4 мм, можно брать плюс минус. Не забывайте только, что с более толстым жалом будет очень неудобно работать, и оно будет значительно дольше нагреваться.


При помощи плоскогубцев загибаем нашу проволоку в форме ступеньки. Один ее конец затачиваем на наждаке. А второй заворачиваем в небольшую петельку, которая необходима для крепления на зажигалке.


Теперь прикладываем сделанное жало будущего паяльника к самой зажигалке и при помощи тонкой проволоки или хомута крепим его. Крепление делаем путем обматывания проволоки вокруг корпуса зажигалки, чем больше витков вы сделаете, тем надежнее будет зафиксировано жало импровизированного паяльника и тем удобнее потом вам будет работать.


Наш паяльник готов, остается только проверить работоспособность конструкции.

Конструкция газового паяльника для ремонта кузовов, радиаторов, наконечников медных кабелей большого сечения. Основными преимуществами перед традиционным «молотком» и паяльной лампой являются: возможность непрерывной пайки, поддержание заданной температуры, что важно при выполнении большого объема работ, а также возможность регулирования степени нагрева.

В практике автомотолюбителей нередко приходится сталкиваться с необходимостью пайки или сварки. Несколько лет назад я совершенно случайно увидел используемый для этих целей бензопаяльник производства ГДР, тогда-то и появилась идея сделать своими руками аналогичный, но работающий на газе. Результат превзошел все ожидания - и теперь газовый паяльник занимает достойное место в наборе моих инструментов- Эксплуатация его во время ремонта кузовов, радиаторов, наконечников медных кабелей большого сечения подтвердила работоспособность конструкции. Основными преимуществами перед традиционным «молотком» и паяльной лампой являются: возможность непрерывной пайки, поддержание заданной температуры, что важно при выполнении большого объема работ, а также возможность регулирования степени нагрева.

Рис.1. Газовая горелка:
1,2 - держатели паяльника; 3 - фиксатор штока паяльника; 4 - корпус сопла; 5 - жиклёр; 6 - кран ППБ-ё; 7 - ручка; 8 - газопровод.

Для изготовления паяльника понадобился кран пробкового типа ППБ-1, применяемый в маслопроводе автомобиля ГАЗ-53. Его доработка заключалась в проточке передней части до 12 мм и нарезании резьбы М 12x1,5 мм. Из латуни изготовлен жиклёр с отверстием диаметром 0,8 мм и запрессован в корпус крана. Следует отметить, что отверстия в различных кранах отличаются на 0,1 мм в ту или иную сторону. Поэтому подгонка посадочной поверхности жиклера проводилась индивидуально.

Материалом для сопла послужил отрезок трубы из нержавеющей стали с внутренним диаметром 23 мм и толщиной стенки 1,5 мм. Обработка заготовки до нужных размеров выполнена на токарном станке. Задняя часть сопла завальцована также на токарном станке с помощью прижатого бруска.

Для газопровода-рукоятки использован дюралюминиевый стержень диаметром 20 мм и длиной 160 мм. В нем просверлено сквозное отверстие диаметром 4 мм. При отсутствии специального инструмента эта операция выполнена в два приема с разных сторон. Далее один из концов стержня проточен под имеющийся диаметр шланга. Текстолитовая ручка зафиксирована клеем ЭДП. Резьбовое соединение стержня с краном уплотнено лентой ФУМ (герметиком).

Жало паяльника сделано из медного бруска сечением 20x20 мм. В качестве штока применен стержень диаметром 9 мм от впускного клапана двигателя МТЗ. Соединение с жалом - резьбовое М8 с последующей расчеканкой. (Имеет смысл изготовить сразу несколько различных форм жала паяльника в зависимости от назначения.)

Рис.2. Газовый паяльник:
1 - жало; 2 - шток.

Так как рабочего давления стандартного (бытового) газового редуктора для нормальной работы горелки не хватает, то используется регулируемый редуктор. Во избежание попадания жидкого газа в каналы горелки баллон находится только в вертикальном положении.

Следует отметить, что данное устройство не опаснее обычной паяльной лампы, и при работе с ним следует соблюдать общие правила пожарной безопасности, в том числе следить за герметичностью соединений газопровода.

Поджиг горелки производится при едва приоткрытом кране. Краном же регулируется сила пламени и, следовательно, степень нагрева жала паяльника. Для обеспечения полного сгорания газовоздушной смеси расстояние от сопла до нагреваемой поверхности паяльника не менее 15 мм.

Ю.Шорец, п. Новоселки, Витебская обл.

В практике автомотолюбителей нередко приходится сталкиваться с необходимостью пайки или сварки. Несколько лет назад я совершенно случайно увидел используемый для этих целей бензопаяльник производства ГДР, тогда-то и появилась идея сделать аналогичный, но работающий на газе. Результат превзошел все ожидания - и теперь газовый паяльник занимает достойное место в наборе моих инструментов. Эксплуатация его во время ремонта кузовов, радиаторов, наконечников медных кабелей большого сечения подтвердила работоспособность конструкции. Основными преимуществами перед традиционным «молотком» и паяльной лампой являются: возможность непрерывной пайки, поддержание заданной температуры, что важно при выполнении большого объема работ, а также возможность регулирования степени нагрева.

Для изготовления паяльника понадобился кран пробкового типа ППБ-1, применяемый в маслопроводе автомобиля ГАЗ-53. Его доработка заключалась в проточке передней части до 12 мм и нарезании резьбы М12х1,5 мм. Из латуни изготовлен жиклер с отверстием диаметром 0,8 мм и запрессован в корпус крана. Следует отметить, что отверстия в различных кранах отличаются на 0,1 мм в ту или иную сторону. Поэтому подгонка посадочной поверхности жиклера проводилась индивидуально.

Материалом для сопла послужил отрезок трубы из нержавеющей стали с внутренним диаметром 23 мм и толщиной стенки 1,5 мм. Обработка заготовки до нужных размеров выполнена на токарном станке. Задняя часть сопла завальцована также на токарном станке с помощью прижатого бруска.

Для газопровода-рукоятки использован дюралюминиевый стержень диаметром 20 мм и длиной 160 мм. В нем просверлено сквозное отверстие диаметром 4 мм. При отсутствии специального инструмента эта операция выполнена в два приема с разных сторон. Далее один из концов стержня проточен под имеющийся диаметр шланга. Текстолитовая ручка зафиксирована клеем ЭДП. Резьбовое соединение стержня с краном уплотнено лентой ФУМ (герметиком).

Жало паяльника сделано из медного бруска сечением 20×20 мм. В качестве штока применен стержень диаметром 9 мм от впускного клапана двигателя МТЗ. Соединение с жалом - резьбовое М8 с последующей расчеканкой. (Имеет смысл изготовить сразу несколько различных форм жала паяльника в зависимости от назначения.)

1,2-держатели паяльника; 3 - фиксатор штока паяльника; 4-корпус сопла; 5 - жиклер; 6 -кран ППБ-1; 7- ручка; 8 - газопровод.

1 – жало; 2 – шток.

Так как рабочего давления стандартного (бытового) газового редуктора для нормальной работы горелки не хватает, то используется регулируемый редуктор. Во избежание попадания жидкого газа в каналы горелки баллон находится только в вертикальном положении.

Следует отметить, что данное устройство не опаснее обычной паяльной лампы, и при работе с ним следует соблюдать общие правила пожарной безопасности, в том числе следить за герметичностью соединений газопровода.

Поджиг горелки производится при едва приоткрытом кране. Краном же регулируется сила пламени и, следовательно, степень нагрева жала паяльника. Для обеспечения полного сгорания газовоздушной смеси расстояние от сопла до нагреваемой поверхности паяльника не менее 15 мм.

Ю.ШОРЕЦ,

п. Новоселки, Витебская обл.

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам.

Паяльник – незаменимый прибор для радиолюбителей и домашних умельцев. Часто возникает потребность паять в удалении от электророзетки 220 В и использовать для подключения, например, 12-вольтовый автомобильный аккумулятор. При пайке сверхминиатюрных устройств необходимы мини паяльники с особыми характеристиками. В связи с этим многие задаются вопросом, как сделать паяльник своими руками, получив удобный аппарат и сэкономив при этом средства.

Паяльник для SMD

Устройства SMD – это микросхемы в мобильных телефонах, ноутбуках или планшетах. Монтаж элементов схем ведется на площадке с контактами, где существует тепловой барьер для недопущения распространения тепла по дорожкам.

Требования к паяльнику для SMD:

  1. Мощность не должна быть больше 10 Вт;
  2. Температура паяльника не должна быть больше той, которую выдерживает элемент микросхемы;
  3. Если жало чересчур холодное, то долгая процедура пайки может еще хуже повлиять на деталь из-за длительного времени теплового воздействия;
  4. Надо добиться нагрева жала примерно на 40°C выше, чем температура, при которой плавится припой. Здесь главная помеха – инерция паяльника.

Материал для изготовления жала

Самое лучшее жало – медь никелированная, с присадками. Это самый дорогой материал и найти его для изготовления паяльника своими руками проблематично.

Жало из бронзы или латуни не подходит для пайки SMD плат, потому что оно обладает высокой тепловой инерцией.

У жала из меди тоже есть недостатки: небольшой срок службы из-за обгорания, но его элементарно можно менять. Зато медь обладает высокой теплопроводностью, и лучше материала для работ с миниатюрными платами нет.

Сделать мини паяльник своими руками можно из резистора МЛТ-0,5. Его трубка достаточно тонкая и не будет мешать нагревать жало.

Что необходимо подготовить:

  • корпус от простой шариковой ручки;
  • МЛТ-0,5 с сопротивлением от 5 до 10 Ом;
  • кусок текстолита 1-3 см;
  • проволока стальная 0,8 мм;
  • проволока медная 1 мм.

Этапы изготовления

  1. Зачистить резистор от краски острым предметом. Если счищается плохо, подключить к источнику тока для прогрева;

  1. С одного конца резистора срезать вывод и просверлить отверстие, в которое вставляется отрезок медной проволоки – будущего жала паяльника. Второй вывод выпрямить и оставить, он будет служить одним токопроводом;

Важно! Жало должно входить в отверстие в керамическом корпусе, но не касаться стенок боковой металлической чашки. Для этого отверстие в чашке должно быть немного шире, чем в корпусе. Кстати, корпус с отверстиями существует только у отечественных резисторов.

  1. По поверхности этой же металлической чашки делается пропил для укладки второго токопровода;
  2. Второй токопровод изготавливается из стальной проволоки, которая сгибается так, чтобы в середине образовалось незамкнутое кольцо, плотно укладываемое в сделанный пропил;

  1. В верхней части корпуса шариковой ручки либо какого-то другого подходящего полого пластмассового стержня должна быть установлена плата из двустороннего текстолита, которой придается необходимая форма;
  2. Кольцо из стальной проволоки надевается на чашечку и припаивается для обеспечения хорошего контакта. Этот минусовой токопровод еще служит в качестве скрепляющего элемента;
  3. К верхней части платы из текстолита припаиваются с двух сторон токопроводы, а к нижней части – проводники, которые продеваются в пластиковую трубку (корпус ручки);
  4. Перед тем, как поставить жало, внутрь надо поместить крохотный осколок слюды, чтобы медь не соприкасалась с находящейся на другом конце чашкой резистора. Жало можно периодически заменять.

Для подводящего провода хорошо взять МГТФ. Его изоляция выдерживает случайное соприкосновение с нагревательным элементом. Пайка таким инструментом, изготовленным в домашних условиях, выполняется с обыкновенным припоем и флюсом. Самодельный паяльник запитывается от БП. Надо получить на выходе 7-10 В, в зависимости от сопротивления резистора. Неплохо использовать БП, где можно регулировать напряжение.

Паяльник из резистора

Проволочный резистор – это уже имеющийся нагреватель из нихрома. Он способен разогреться до 250°C, когда мощность рассеивается в окружающее пространство. Если установить жало, которое будет отводить тепло, резистор длительно выдерживает двукратную перегрузку по мощности. Жало при этом нагреется до 300°C. Можно и увеличить нагрев, создав трехкратную перегрузку, но тогда самодельный паяльник необходимо периодически (через 1,5 ч.) отключать.

При расчете паяльника учитывается сопротивление и мощность резистора. Резистор надо взять типа ПЭВ, старый, но еще выпускающийся. Они покрыты стекловидной эмалью, выдерживают многоразовый перегрев, могут только потемнеть.

Важно! Резисторы типа С5-35В, которые нельзя использовать, окрашены со всех сторон. Краска полностью не удаляется. Когда греется изготовленный из них прибор, краска плавится, жало может прикипеть навечно, без возможности замены.

Из резистора ПЭВ-10 можно сконструировать паяльник мощностью 30-40 Вт. При этом, если запитывать его от 12-вольтового источника, сопротивление должно быть примерно 5 Ом. Если прибор будет работать от сети 220 В, надо использовать ПЭВ-20 со значительно большим сопротивлением. Конструкция такого паяльника похожа по принципу, но отличается по исполнению.

Как сделать мини паяльник из резистора, питающийся от 12-вольтового источника напряжения, можно рассмотреть на примере:

  1. Нужно подготовить конструкцию жала, чтобы оно вплотную вставлялось в керамический корпус. Берется медный стержень диаметром, примерно соответствующим размеру отверстия в корпусе, и высверливается с двух сторон: под жало, которым будет стержень несколько меньшего размера, и под болт для крепежа. В обоих отверстиях надо нарезать резьбу, как и на поверхности жала;

  1. На большем стержне делается пропил, куда надевается кольцо для фиксации всей конструкции;
  2. Теперь надо припаять электрический шнур к выводам резистора и сделать удобную ручку из изоляционного материала. Для защиты и укрепления медных выводов резистора сверху можно прикрепить на них металлические зажимные скобы.

Важно! Рабочий ток изготовленного мини паяльника не должен быть выше 1 А.

Это две самые простые конструкции электропаяльника. Опытные домашние мастера могут их усложнить, не используя резистор, а сделав нагревательный элемент самостоятельно.