КАК ВЕСТИ СЕБЯ С «ТРУДНЫМ»» РЕБЕНКОМ?
Каждый учитель сталкивается с проблемой «трудных» учащихся. Поведение таких ребят вызывает беспокойство и у педагогов, и у родителей.
Психологи такое поведение называют «девиантным», Девиантное поведение включает несколько форм открыто демонстрируемого негативного поведения.
- Делинквентное поведение - направленное на нарушение социально-нравственных норм, но не являющееся уголовно наказуемым (в отличие от криминального поведения). Это своего рода балансирование ребёнка на грани закона.
- Аддиктивное поведение, характеризующееся стремлением к уходу от реальности (токсикомания, алкоголизм, наркомания, тяга к азартным играм, компьютерная зависимость).
- Скрытые формы неблагополучия ребёнка - пассивное поведение, повышенная тревожность. К сожалению, такие учащиеся часто не попадают в поле внимания педагогов, хотя и нуждаются в особом педагогическом подходе.
Самая сложная задача педагогического работника и родителя - найти ключик к пониманию трудного ребёнка, который позволит выработать систему адекватных воспитательных мер, способствовать созданию условий, при которых ребёнок захотел бы изменить своё поведение.
КАК ВЕСТИ СЕБЯ С АГРЕССИВНЫМ РЕБЁНКОМ?
- Запрет, а тем более «ор» лишь усугубят проблему.
- Санкция должна соответствовать поступку.
- Не допускайте сами вспышек агрессии в присутствии ребёнка, не используйте агрессивные методы воспитания.
- Чаще используйте прикосновение (тактильный контакт).
- Не переходите на личности, не оскорбляйте достоинства.
- Наберитесь терпения, не уступайте, говорите о своих чувствах.
- Используйте удивление для реагирования на агрессию.
- Попытайтесь ликвидировать агрессивные формы поведения среди близких, окружающих ребёнка.
- Требуя чего-либо, учитывайте возможности ребёнка.
- Пытайтесь гасить конфликт в зародыше, направляя интерес ребёнка в нужное русло.
- Дайте понять ребёнку, что он любим.
КАК ВЕСТИ СЕБЯ С КОНФЛИКТНЫМ РЕБЁНКОМ?
- Старайтесь объективно оценивать ситуацию и не делайте поспешных выводов (не выносите приговор).
- Не обсуждайте проблемное поведение при ребёнке.
- Объясняйте конструктивные способы разрешения споров.
- Иногда не следует вмешиваться в ссору между детьми, а лучше понаблюдать за поведением ссорящихся.
- Не ссорьтесь с другими взрослыми в присутствии ребёнка.
- Помните, что внимание необходимо каждому в равных долях.
КАК ВЕСТИ СЕБЯ С ТРЕВОЖНЫМ РЕБЁНКОМ?
- Выясните причину тревожности.
- Не используйте ярлыки, так как ребёнок не может быть плохим во всём.
- Не проецируйте свои негативные эмоции, установки на ребёнка.
- Не требуйте невозможного. Ваши способности отличаются от способностей ребёнка.
- Не используйте ребёнка в качестве инструмента реализации собственных нереализованных возможностей, упущенных в прошлом.
- Если необходимо, обратитесь с ребёнком к специалисту, но не акцентируйте постоянно внимание на имеющейся у ребёнка проблеме.
- Будьте терпеливы и не опускайте руки. Благополучие в настоящем и будущем зависит от вас!
КАК ВЕСТИ СЕБЯ С ЗАСТЕНЧИВЫМ РЕБЁНКОМ?
- Не давите на ребёнка собственным авторитетом.
- Не упрекайте по мелочам, не используйте авторитарные методы воспитания.
- Отмечайте успехи, пусть даже они и незначительны.
- Подчёркивайте достоинства и не фокусируйте внимание на недостатках.
- Говорите об ошибках позитивно. Не ошибается тот, кто ничего не делает.
- Апеллируйте к мнению ребёнка, спрашивайте у него совета.
- Старайтесь повысить уровень его самооценки. Учите его уважать себя.
- Хвалите его, делайте комплименты. Формируйте его уверенность в себе. Акцентируйте внимание на его сильных сторонах, компенсируя этим его недостатки.
- Наметьте совместный план действий с ребёнком и другими взрослыми, близкими ребёнку.
- Не отвергайте ребёнка и не разочаровывайтесь в нём, не критикуйте вслух, не создавайте ситуаций, где бы ребёнок мог стать объектом насмешек.
КАК ВЕСТИ СЕБЯ С УПРЯМЫМ РЕБЁНКОМ?
- Прежде, чем перевоспитывать, убедитесь, что ребёнок не левша. При доминировании правого полушария у детей очень часто развито упрямство.
- Задумайтесь, не упрямы ли вы сами и не делайте ребёнка жертвой собственных конфликтов.
- Не объявляйте войну упрямству, а задумайтесь, что мучает ребёнка? Ищите источник стресса. Поймите ребёнка и проявите чуткость.
- Переключите упрямство ребёнка на что-то захватывающее и интересное для него. Не требуйте невозможного и не пытайтесь унизить его чувство собственного достоинства. Не забудьте похвалить, если он выполнил ваше задание.
- Если нет реальных поводов для упрямства, а «дух противоречия» беспричинен, то это может свидетельствовать о заболевании, необходимо обратиться к врачу.
КАК ВЕСТИ СЕБЯ С НЕРВНЫМ РЕБЁНКОМ?
- Найдите причины нервности и пытайтесь сглаживать их.
- Не ущемляйте достоинства и самолюбия ребёнка, не управляйте ребёнком, словно роботом, не требуйте невыполнимого и не разжигайте ревность к другим детям.
- Воспитывайте наедине, не злоупотребляйте бесконечными «нельзя» и «можно».
- Создавайте ребёнку психологический комфорт и всё время помните, что вы - пример для подражания. Всегда будьте доброжелательны и тактичны.
- Найдите со семи взрослыми единый воспитательный подход к ребёнку.
- Помните, что в учебной деятельности учащихся со слабой нервной системой нельзя ставить в ситуацию, требующую быстрого ответа. Им необходимо предоставлять достаточное время на его обдумывание и подготовку. Им по возможности необходимо предлагать давать ответы в письменной форме, давая время для проверки и исправления написанного. По возможности спрашивать в начале урока, в начале дня.
- Чаще поощрять, в том числе за старательность, даже если результат далёк от желаемого, а в случае неудачи оценивать с максимальной деликатностью, объясняя, что неудачи в жизни - явления достаточно частые и не повод для отчаяния.
КАК ВЕСТИ СЕБЯ С ГИПЕРАКТИВНЫМ РЕБЁНКОМ?
Гиперактивность диагностируется, если ребёнок суетлив; чаще бегает, чем ходит; если что-нибудь делает, то с шумом.
- Выясните причину гипердинамичности. Нередко она - следствие мозговой дисфункции.
- Уменьшите расторможенность и отвлекаемость ребёнка. Продумайте вместе с ним режим дня и стремитесь следовать ему.
- Главное лекарственное средство - игра. Переведите неусидчивость ребёнка в целенаправленную деятельность (чтение, рисование).
- Находите ему разрядку в подвижных играх, спорте.
- Лучшие друзья гиперактивного ребёнка - противоположные ему по темпераменту и складу характера.
- Запаситесь терпением, поощряйте старания ребёнка, ограничьте шумные компании.
- Учите сдерживать бурные эмоции и не выплёскивайте на ребёнка свои. Спрячьте поглубже раздражение и ярость.
- Будьте последовательны в наказаниях и поощрениях. Не наказывайте словесно и телесно, лучше лишать свободы действий, создавать ситуации, где необходима вынужденная неподвижность.
КАК ВЕСТИ СЕБЯ С НЕВНИМАТЕЛЬНЫМ РЕБЁНКОМ?
Нарушение внимания диагностируется, когда ребёнок: часто переспрашивает; легко отвлекаем внешними раздражителями; путает детали; не заканчивает то, что начинает; слушает, но кажется, что не слышит.
- Хвалите ребёнка в каждом случае, когда он этого заслужил, особенно за виды деятельности, требующие концентрации внимания.
- Избегайте повторений слов «нет» и «нельзя».
- Говорите сдержанно, спокойно, мягко.
- Давайте ребёнку только одно задание на определённый отрезок времени, чтобы он мог его завершить.
- Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
Конечно, учитель не может сразу запомнить имена и фамилии всех ребят, но в любом случае он обязательно должен представиться сам, чтобы дети знали, как к нему обращаться. Преподавателю стоит не только назвать фамилию, имя и отчество, но также записать их на доске. Во-первых, это поможет детям быстрее и легче запомнить, как зовут их нового учителя. Во-вторых, если кто-то из ребят не расслышал имя или отчество с первого раза, ему достаточно будет просто взглянуть на доску.
Учителю уместно будет рассказать немного о себе: о своем опыте работы, увлечениях, принципах выставления оценок. Хорошо, если дети сразу увидят в своем преподавателя человека, проникнутся к нему симпатией, а также поймут, каких проступков и оплошностей он не будет терпеть, узнают, как вести себя на уроке. Можно разрешить ученикам самим задавать вопросы – это будет способствовать доверительному общению.
Чтобы больше узнать о детях, учитель может попросить их заполнить анкеты. Не стоит превращать знакомство в скучное мероприятие. Лучше сделайте анкету короткой и интересной. Пусть дети укажут свои фамилии и имена, вкратце сообщат о своих увлечениях, о том, что их интересует и волнует, о том, какие школьные предметы они любят. Полезно будет узнать, что у каждого ребенка получается лучше всего и какие поручения в классной жизни ему нравятся.
Общение с учениками на первом уроке
Конечно, анкета позволит вам получить ценные сведения о каждом ребенке, однако этого будет недостаточно. Чтобы наладить общение с детьми, желательно поговорить с ними, позволив всем ученикам хоть немного высказаться или ответить хотя бы на один вопрос. Если времени мало, можно задавать вопросы всему классу и просить детей поднимать руки, если они хотят ответить «да». Например, уместно спросить, любят ли ребята ходить в школу, есть ли у них братья или сестры, нравится ли им математика или литература. Такие опросы особенно уместны при знакомстве с учениками младших и средних классов.
Если речь идет о дружном, не проблемном классе, можно попросить каждого из ребят коротко рассказать о себе при всем классе. Это особенно уместно, если вы хотите провести классный час и сразу распределить обязанности, выбрать старосту, активистов коллектива. Такое общение с ребятами поможет вам быстрее определить, какие школьные дела интересуют каждого из них, а также выбрать для всех учеников самые подходящие роли.
Поделимся некоторыми секретами, этакими действенными "фишками", которые, действительно работают!
Правило 1
Если вы — молодой учитель, и только начинаете работать — не упустите этот момент! Именно первые уроки определят ваш стиль на все оставшееся время. Что создает шум в классе? Выкрики с места, развязное поведение отдельных учеников, решивших "испытать новенькую на прочность нервов", одновременные ответы детей на ваши вопросы, неподготовленность класса к началу урока, неумение слушать учителя. Вот проблемы, с которыми нужно бороться с первых дней работы.
Вариантов масса: постарайтесь не реагировать на ответы с места, упорно опрашивая лишь тех, кто поднимает руку и следует вашим правилам дисциплины. Не допускайте многоголосья. Методично и последовательно приучайте детей даже в жарких спорах до конца выслушивать мнения оппонентов и соблюдать правила поведения на уроке.
Правило 2
Старайтесь подружиться с классом. Не стоит начинать работу с угроз в стиле "поставлю "двойку", вызову директора, пригласи родителей в школу".
Есть хорошее упражнение, взятое из курса психологии. На первый урок в классе принесите ватман и разноцветные маркеры. Предложите ученикам самим составить правила поведения на уроке. Например, "не пользоваться телефоном", "не ходить по классу" и т.д. Главное, чтобы все правила придумали сами дети, а не учитель!
Во-первых, вы дадите ученикам понять, что вы им доверяете (а это важно!). Во-вторых, замечено, что правила, придуманные самостоятельно, не очень-то хочется нарушать. Повесьте этот ватман на стену. И, если какое-то правило касается вас (например, вести урок интересно) — неукоснительно его выполняйте.
И будьте последовательны: обещали поставить оценку — ставьте, обещали сводить в планетарий — будьте добры. Не давайте обещаний, которые не сможете выполнить в силу каких-то обстоятельств.
Правило 3
Главное в шумном классе — выявить задир и найти к ним подход. Попробуйте поговорить с таким учеником наедине, выслушайте его требования, его пожелания, возможно, это подскажет вам следующие действия.
Правило 4
Постарайтесь загрузить самых активных нарушителей работой на уроке — желательно творческой. То есть перенаправьте его энергию в созидательное русло.
Правило 5
Еще одно действенное средство — юмор. Если над активным нарушителем спокойствия будут смеяться, вряд ли кому захочется быть на его месте. Но не забывайте о такте: подшутите над его неумением вести себя в обществе, над его неучтивостью, невежеством — не более того! Вам нужно заполучить в его лице друга, а не источник вечной головной боли.
Правило 6
Ведите урок интересно! Найдите какую-то свою "фишку", которая неизменно будет привлекать внимание.
В пример можно привести опыт одного заслуженного учителя литературы. Например, предполагалась лекция по биографии Маяковского — учитель пришел в класс в яркой желтой кофте и с порога начал декламировать: "А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб?" Неожиданное начало урока, согласитесь. Зато внимание класса было обеспечено, а к концу урока даже нерадивые ученики запомнили, что желтая кофта для Маяковского была, как вызов обществу.
То же касается и остальных этапов урока — активно используйте игровые приемы, внедряйте новые технологии, используйте мультимедийные средства. Держите про запас несколько игр и сведений. Как только видите, что внимание класса начинает рассеиваться, отвлеките детей — расскажите анекдот "в тему", приведите интересный факт по теме, предложите игру. Чем динамичнее будет выстроен урок, тем меньше времени останется у учеников на "создание хаоса".
Правило 7
Найдите для каждой темы привязку к современной жизни. Чем больше вы будете уделять внимания практическому использованию новых знаний, тем больше шансов заполучить внимание детей.
Правило 8
Всегда в начале урока излагайте план работы. Можно поставить какую-то проблему, которую ученикам нужно будет решить. Важно, чтобы проблема была актуальной и интересной для учеников. В конце урока обязательно подводите итоги — что узнали, как решилась поставленная задача.
Правило 9
Бывает, что класс шумный по своему характеру. Обычно это случается, если в классе сразу несколько лидеров, либо такая манера поведения уже стала привычкой для данного коллектива. В этом случае помогают некоторые психологические приемы:
- включайте в план урока "минуты тишины". В это время предложите выполнить какое-то задание самостоятельно, либо озадачьте учеников сложной задачей, необычным вопросом.
- используйте приемы психологических тренингов: гиперактивный коллектив легко успокоить, если предложить что-то сделать с закрытыми глазами (нарисовать фигуру, написать слово и т.д.), или просто посидеть, закрыв глаза, до определенного сигнала. Даже 2-3 минуты тишины помогут детям расслабиться и настроиться на рабочий лад.
Если класс приходит после большой перемены или после урока физкультуры, предложите ученикам… поспать 2-3 минуты. Обычно это снижает градус активности.
Обязательно предусмотрите время для проведения (сейчас подпрыгнут те, кто в брюках, а сейчас сядут те, у кого день рождения в мае и т.д.) Чем необычнее, тем лучше. Еще интереснее, если физкультминутка как-то привязана к теме урока.
Кстати, в старших классах физкультминутки также уместны. Сначала смеются, потом постепенно втягиваются, даже конкурсы устраивают и вызываются сами проводить.
Правило 10
Если предмет гуманитарный — попробуйте сменить обстановку. Проведите, к примеру, урок на свежем воздухе, в музее или в актовом зале.
Правило 11
Можно применять систему накопительных балов. В этом случае оценка выставляется не сразу за ответ, и не только в конце урока: вся оценка накапливается в течение всего урока. Например, за правильно выполненное домашнее задание — 1 балл, за три правильных ответа с места — еще 1 балл, за правильный ответ у доски — еще 2 балла. Вариантов много. Это увеличит работоспособность класса, и времени на шум не остается. Кстати, можно ввести и штрафные баллы — за плохое поведение, например.
Это сложно, но, во-первых, вы обеспечиваете индивидуальный подход, а во-вторых, даете шанс отстающим получить хорошую оценку. Поверьте, это работает!
Правило 12
Никогда не кричите. Вам все равно не перекричать 15-20 человек. Да и сам крик вызывает отторжение и неприязнь. Вам самим нравится, когда на вас повышают голос?
Правило 13
Любите свой предмет. Если вы сами рассказываете тему с азартом, с приведением каких-то интересных фактов, если вы всегда готовы к уроку, стараетесь разнообразить материал, придумываете нестандартные задания и т.д. — дети тоже "заразятся" вашей любовью.
И напоследок. Сколько существует школа, столько существует и проблема "шумный класс". Панацеи, увы, нет. Но есть твердое правило: дисциплина в классе начинается с самодисциплины учителя. Если вы строги к себе, уверены в своих силах и значимости своего предмета — у вас все получится!
Причём в разврате якобы был замечен даже не один сотрудник (язык не поворачивается назвать его педагогом) той школы. Детей угрозами заставляли молчать про насилие. Как тут не вспомнить маньяка Чикатило , который, будучи учителем русского языка, был уволен из школы за сексуальные домогательства к ученицам. В августе следователи Татарстана возбудили уголовное дело по факту сексуальной связи 24-летней учительницы с 15-летней школьницей. Правда выплыла наружу, когда преподавательница в пылу страсти причинила девочке травмы, из-за чего та с кровотечением попала в больницу. Весной под уголовную статью попала 28-летняя учительница из Волгоград-ской области за совращение восьмиклассника.
Кто в жертвах?
«Дети нередко влюбляются в учителей — таков уж подростковый возраст, и это нормально, — считает Марина Балуева, учитель английского языка из Санкт-Петербурга . — Но учитель, если он профессионал и порядочный человек, не позволит себе даже намёка на сближение. Использовать влюблённость ребёнка преступно и отвратительно. Право принуждать учеников глубоко въелось в сознание многих учителей. Они сами зачастую вынуждены терпеть бесправие, принуждение, вот оно и воспринимается как норма. Некоторые искренне считают, что ребёнок не адаптируется в этом опасном мире, если не научится терпеть. Но от принуждения сидеть смирно до принуждения к связи недалеко. Родительское влияние тоже много значит. Многие подростки не любят откровенничать. А мамы и папы не находят времени поговорить».
«Современное образование предполагает партнёрский стиль общения с ребёнком, — продолжает Олег Катренко, учитель истории, финалист конкурса “Учитель года России-2015” . — Мы стараемся учитывать мнение ученика, провоцировать его на дискуссию. Но ни в коем случае это не предполагает фамильярности. Дети изначально находятся в неравном положении с учителями, взрослыми людьми, которые больше понимают в жизненных вопросах. Мало ли что надумает себе ребёнок, надо с этим справляться аккуратно и деликатно».
Не трогать!
Как защитить своего ребёнка от подобных ситуаций? «Детей, лучше всего с дошкольного возраста, нужно готовить к жизни в современном мире, — говорит Наталья Авдеева, профессор Московского государственного психолого-педагогического университета . — Объяснять, что возможны отдельные случаи неправомерного телесного контакта. Ребёнок должен чётко усвоить, что чужие люди не могут его трогать. Нужно учить говорить «нет» взрослому, который позволяет себе недопустимые действия. И ребёнок должен быть уверен: родители на его стороне, им нужно рассказывать обо всём, что удивляет или настораживает. Не у всех детей бывают доверительные отношения с родителями. Поэтому о подобных ситуациях должны говорить и на уроках «ОБЖ».
Ребенок должен понимать, что все его учителя - тоже люди, которые в некоторых ситуациях могут вести себя некорректно. При этом знать это полезно не только детям, но и их родителям, так как при возникновении спорных ситуаций взрослые люди должны собраться и обсудить между собой, по какой причине возникла такая ситуация и что нужно сделать, чтобы в дальнейшем классная работа для всех была комфортной.
Ребенка нужно научить тому, что спорить с учителем не стоит, но необходимо понимать, чем отличается нормальное поведение от плохого и что нужно сообщать об этом дома. Есть несколько распространенных ситуаций, о которых следует предупредить ребенка, чтобы он знал, что имеет право делать учитель, а что - нет.
Оскорбления детей
Оскорбления - это первое, что не имеет право делать учитель по отношению к ученику. О ярких оскорблениях и нецензурных выражениях говорить не нужно, ведь такие случаи являются вопиющими и педагогов должны отстранять от работы сразу же. К счастью, таких учителей сегодня встретить практически невозможно.
Чаще всего учителя пытаются косвенно оскорбить ребенка, например, сравнивая его с младшими классами или всячески намекая на его низкие умственные способности. Еще одна распространенная цитата, которая встречается во многих школах: «Вы худший класс за всю мою практику».
Все эти действия учителя являются непрофессиональными и должны быть решены в кратчайшее время, и не стоит даже рассуждать о том, имеет ли право учитель кричать на ребенка.
Физический контакт с учениками
Нет никаких проблем, если учитель просто подбадривает и аккуратно прикасается к спине или плечу ребенка. Так он может обратить на себя внимание или поправить осанку ребенка.
Но затрещины и грубые толчки уже выходят за рамки педагогического профессионализма и нарушают любые правила поведения с учениками. Подобное поведение следует пресекать, общаясь с руководством школьного учреждения, чтобы они объяснили педагогу, что нельзя делать учителю.
Наказания действиями
Важно объяснить ребенку, что учителям запрещено каким-либо образом наказывать его, принуждая что-либо делать, если это не касается его непосредственного обучения.
Выгонять из класса, ставить в угол, заставлять стоя проводить весь урок - все это нарушения действующего законодательства, не говоря уже о принуждении мыть кабинет или выполнять какие-то другие действия, которые не входят в обязанности ребенка как ученика.
Запрет на выход в туалет
По правилам нет никакой разницы в том, по какой причине ребенок отпрашивается в туалет - по реальной нужде или, например, чтобы попить воды. Заставлять детей терпеть до ближайшей перемены возмутительно, так как это наносит вред их организму, а помимо этого, унижает перед сверстниками.
Сама по себе практика «отпрашиваться в туалет» является довольно странной и в основном встречается только среди непрофессиональных педагогов. В итоге такое обучение приводит к тому, что люди, вырастая, спрашивают разрешения на выход в процессе проведения бизнес-тренинга или других обучающих курсов.
Игнорирование ярких конфликтов или открытой травли
Среди детей агрессия является достаточно распространенным явлением, причем чаще всего она направлена от коллектива в сторону одного ученика. Сюда относятся и акты физической агрессии, когда дети друг друга бьют руками или различными предметами, и целенаправленная моральная травля ребенка.
Если учитель никак не препятствует этому, хотя ребенок объяснял ему происходящую ситуацию или она вовсе происходила на его глазах, с таким педагогом нужно срочно провести беседу и поговорить о его профессионализме.
Изъятие личных вещей
Сегодня в школах часто встречаются такие ситуации, когда учителя отбирают у детей их личные вещи, и, в первую очередь, это касается мобильных телефонов, наушников и всевозможных игрушек. В некоторых случаях вещи и вовсе отказываются отдавать даже после окончания урока, заявляя о том, что они будут возвращены только родителям.
Все это является прямым нарушением действующего законодательства, запрещающего людям забирать чужие вещи, несмотря на возражения их владельца. И учителя в этом правиле не рассматриваются как исключение.
Решение нехватки каких-то вещей за счет детей
В школах сегодня встречаются ситуации, связанные с нехваткой того или иного инвентаря. При этом учителя в таких ситуациях чаще всего пытаются решить проблемы одних детей за счет других.
Оценка внешнего вида
Дети постоянно вычурно одеваются и пытаются выделяться среди большинства, ведь только в их классе может быть несколько десятков человек, а помимо этого, они общаются еще и с параллельными, поэтому хочется всячески обратить на себя внимание хотя бы внешним видом.
Учителя не должны давать никакой негативной оценки детям, и тем более высмеивать их за вкусы в одежде, прическе или любых других элементах внешнего вида. Конечно, каждый имеет свои предпочтения и представления о прекрасном, но детям их знать не обязательно, а зачастую даже вредно.
Разговоры о достатке
Все дети должны быть равными для учителя независимо от их поведения или достатка. Учитель не должен выделять определенных учеников и отмечать в разговоре с ними достаток их семьи. Особенно это касается ситуаций, когда родители ребенка не могут оплатить поход на экскурсию или какое-то другое мероприятие, и учитель осуждает его за это.
У каждой семьи свои финансовые возможности, а посещение ребенком платных мероприятий или их пропуск - это добровольный выбор родителей, и ребенок здесь точно не при чем. Не говоря уже о том, что семейные дела абсолютно не касаются учителей.
Разделение детей по гендеру
В отечественной практике распространено создание отдельных правил для мальчиков и девочек. К примеру, девочек часто осуждают за то, что они неаккуратно пишут, отмечая, что это именно женская черта. А плачущим мальчикам вместо успокоения могут пренебрежительно говорить о том, что мужчины не плачут.
Все эти факторы никак не зависят от пола, и учитель это должен понимать. Единственный показатель, который может отмечать учитель в зависимости от пола - результаты упражнений на физкультуре, так как там действуют разные нормативы.
Привлечение к хозяйственным работам
Ребенок - это ученик, который посещает школу с единственной задачей: впитывать знания. Педагог не может привлечь его к переносу вещей, мытью доски, уборке кабинета или любым другим работам, если сам ребенок не соглашается ему помочь.
Некоторые из этих вопросов являются спорными, и в них действительно можно найти компромисс. К примеру, можно приучать детей к порядку и учить следить за своим местом, периодически формируя группы для мытья класса. Но все эти решения учитель не должен принимать самостоятельно. Сначала их следует согласовать с родителями на очередном собрании.
Что должен делать учитель?
У профессионального педагога есть строгие обязанности , которые он должен выполнять:
- создавать программу с полезными уроками;
- проверять ученические работы по мере необходимости;
- воспитывать в детях полезные и правильные качества;
- следить за здоровьем каждого подопечного, создавая соответствующие условия в кабинете, следя за осанкой каждого ученика, а также обеспечивая своевременную медицинскую помощь по мере необходимости (вызывать скорую или отправлять в медпункт);
- соблюдать этику.
Последний пункт включает в себя все перечисленные выше вопросы. Многие учителя считают, что педагогическая этика представляет собой размытое понятие, но это не так, и каждый педагог должен соблюдать определенные правила, чтобы обучение детей было действительно качественным и полезным для их жизни.