Конспект сюжетно-ролевой игры в подготовительной логопедической группе на тему: «Поездка в театр. План-конспект занятия (подготовительная группа) на тему: Конспект сюжетно - ролевой игры в подготовительной группе

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №75компенсирующего вида Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Игра «Что?Где?Когда?»

Конспект итоговой непосредственно-образовательной

Деятельности в подготовительной группе

Для детей с ОНР и ФФНР.

Учитель-логопед Быстрова Елена Владимировна

2013г

Цель:

1) Обобщение и систематизация знаний по лексической теме «Школа, школьные принадлежности.»

2) Совершенствование фонематических представлений.

Задачи.

Обучающие:

1.Закрепить умение производить логические операции, развивать логическое мышление и сообразительность.

2.Совершенствовать умение осуществлять фонематический анализ и синтез слов.

3. Совершенствовать навык послогового чтения.

4. Закрепить понятия «гласный/согласный звук, согласный - твёрдый/ мягкий ».

Развивающие:

5.Развитие диалогической речи.

6.Развитие слухового,зрительного внимания.

7.Развивать познавательную активность и кругозор детей.

8.Развивать эмоциональное восприятие.

Воспитательные:

9.Воспитывать усидчивость, доброжелательность, умение выслушивать до конца вопросы/ответы взрослых и сверстников.

Интеграция образовательных областей : «Коммуникация», «Познание», «Здоровье», «Социализация».

Демонстрационный материал : барабан, телевизор, слово «Первоклассница», загадки и изображения: Незнайки, Буратино, Красная шапочка, Кота в сапогах, Чебурашки, Дюймовочки, Емели; черный ящик, фигура совы.

Раздаточный материал: мозаика-азбука, звуковые схемы, пословицы,

слоги для составления слов, слова с перепутанными буквами.

Музыкальное сопровождение: из игры « Что?Где?Когда?»,Музыка к физминутке.

Ход:

Лог: Ребята, скоро вы пойдёте в школу. Как вы думаете, каким должен быть ученик?

Дети: Умным,смелым,старательным,добрым,любознательным,внимательным.

Лог: И сегодня я предлагаю поиграть в игру для умных, любознателных и внимательных.А называется эта игра « Что?Где?Когда?».А вы знаете такую игру?

Дети: Да.

Лог: Готовы поиграть и показать всем что вы готовы идти в школу?

Дети: Да.

Лог: Ребята, слышите,кто-то к нам летит?(крик совы)

Угадайте, что за птица

Света яркого боится,

Клюв крючком, глаз пятачком?

Дети: Это сова.

Появляется за ширмой сова.

Сова: Здравствуй те, ребята. Я узнала, что вы собираетесь идти в первый класс и хотите играть в игру « Что?Где?Когда?»?А я очень люблю умные игры

и у меня для вас что-то есть. Это письма-задания для игры.

Лог: Спасибо, дорогая сова, без этих заданий мы не смогли бы начать игру.

Нам необходимо выбрать капитана. Дорогая сова, ты являешься самой мудрой среди птиц, помоги нам, пожалуйста. (Сова называет капитана.) Пожалуйста, капитан крутит барабан и я объявляю начало первого раунда.(звучит музыка, после остановки стрелка на барабане показывает на соответствующий сектор с конвертом.)

Лог:

(Звучит загадка про Буратино)

Лог:

Дети: Это Буратино.

Лог: Он тоже собирается идти в первый класс, и Мальвина дала ему задание решить ребусы и к угаданным словам составить схемы. Но он никак не может их решить. Поможем ему?

Дети: Да.

Лог: Тогда, берите мозаики. Используя мозаику-азбуку выложите полученное слово и составьте к нему схему (.Дети выполняют задания).

Сова: Молодцы, ребята, вы очень помогли Буратино.

Лог: Пожалуйста, капитан крутит барабан и я объявляю начало второго раунда. (звучит музыка, после остановки стрелка на барабане показывает на соответствующий сектор с конвертом.)

Лог: Давайте посмотрим от кого это письмо?

(Звучит загадка про Красную шапочку)

Лог: Вы догадались от кого это письмо?

Дети: Это от Красной шапочки.

Лог: Бабушка дала Красной шапочке задание собрать пословицы об учёбе. Но гуляя по лесу, она потеряла часть пословиц. Поможем Красной шапочки?

Дети: Да.

Лог: Вот вам начало пословиц, а конец пословиц вы найдёте на поляне, в лесу.

Сова: Молодцы, ребята, вы очень помогли Красной шапочке.

Лог: Пожалуйста, капитан крутит барабан и я объявляю начало третьего раунда.(звучит музыка, после остановки стрелка на барабане показывает на соответствующий сектор с конвертом.)

Лог: Давайте посмотрим от кого это письмо?

(Звучит загадка про Кота в сапогах).

Лог: Вы догадались от кого это письмо?

Дети: Это от Кота в сапогах.

Лог: А Кот прислал вам чёрный ящик. (Под музыку вносят чёрный ящик).

Сейчас капитан посмотрит в ящик, опишет предмет, который в нём находится не называя его,а ребята угадают по описанию.

(Дети выполняют задание).

Сова:

Лог: п ожалуйста, капитан крутит барабан и я объявляю начало четвёртого раунда. (звучит музыка, после остановки стрелка на барабане показывает на соответствующий сектор с конвертом.)

Музыкально-двигательная пауза.

Лог: Давайте посмотрим от кого это письмо?

(Звучит загадка про Незнайку)

Лог: Вы догадались от кого это письмо?

Дети: Это от Незнайки.

Лог: Он тоже собирается идти в первый класс и ему нужно собрать портфель. Но он никак не может его собрать.Поможем незнайке?

Дети: Да.

Лог: У каждого из вас есть карточка, на которой зашифровано название

школьной принадлежности. Чтобы его расшифровать, надо поменять буквы так, чтобы соответствующие буквам цифры стояли в порядке возрастания.

(Дети выполняют задание).

Сова: Молодцы, ребята, вы справились и с этим заданием.
Лог: Пожалуйста, капитан крутит барабан и я объявляю начало пятого раунда. (звучит музыка, после остановки стрелка на барабане показывает на соответствующий сектор с конвертом.)

Лог: Давайте посмотрим от кого это письмо?

(Звучит загадка про Дюймовочку.)

Лог: Вы догадались от кого это письмо?

Дети: Это от Дюймовочки.

Лог: Она очень хочет пойти в первый класс и поэтому она много занимается. Но вот беда, когда она выкладывала из слогов слова, подул сильный ветер и слова снова разлетелись на слоги. И она просит помочь ей снова собрать слова. Поможете Дюймовочке?

Дети: Да.

Сова: Молодцы, ребята, вы справились и с этим заданием.

Лог: Пожалуйста, капитан крутит барабан и я объявляю начало шестого раунда. (звучит музыка, после остановки стрелка на барабане показывает на соответствующий сектор с конвертом.)

Лог: Давайте посмотрим от кого это письмо?

(Звучит загадка про Емелю)

Лог: Вы догадались от кого это письмо?

Дети: Это от Емели.

Лог: Емеля приготовил вам хитрое задание. Она предлагает поиграть в игру «Верю-не верю» (Логопед читает вопросы, на которые дети отвечают «верю» или «не верю»)

(Дети выполняют задание).

Сова: Молодцы, ребята, вы справились и с этим заданием.

Лог: Пожалуйста, капитан крути барабан и я объявляю начало седьмого раунда. (звучит музыка, после остановки стрелка на барабане показывает на соответствующий сектор с конвертом.)

Лог: Давайте посмотрим от кого это письмо?

(Звучит загадка про Чебурашку)

Лог: Вы догадались от кого это письмо?

Дети : Это от Чебурашки.

Лог: Он тоже будущий первоклассник. Ему Гена задал такую задачу: используя буквы слова « Первоклассница» составить много новых слов. Но у Чебурашки ничего не получается. Давайте ему поможем?

Дети: Давайте.

На доске появляется слово «Первоклассница», дети придумывают по одному слову.

Сова: Молодцы, ребята, вы справились со всеми заданиями и я, считаю, что вы готовы идти в первый класс. И я хочу вручить вам талисманы, которые помогут вам в учёбе. (Раздача талисманов).


Цель: развитие познавательной активности детей.

Задачи:

    Учить отвечать на вопросы, решать логические задачи; закрепить знания о математических представлениях, об окружающем мире и безопасности.

    Закрепить представления о последовательности дней недели, понятия «деньги», «монеты», умение устанавливать соответствия между монетами и числами, совершенствовать навыки порядкового счета в пределах 10.

    Расширять знания детей о работе служб эстренной помощи. Подвести детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения.

    Расширить представление о птицах и насекомых и особенностях их жизни. Формировать представление о том, что человек должен беречь, охранять и защищать природу.

    Развивать слуховое и зрительное восприятие, любознательность, коммуникативную речь детей.

    Формировать личностные качества детей: чувство товарищества, ответственности, взаимовыручки,умение работать в коллективе.

Оборудование: игровой стол, волчок, вопросы в конвертах, черный ящик,макет пожарного щита, академические шапочки, дипломы.

Ведущий: Здравствуйте уважаемые гости! Вы конечно же узнали наш музыкальный зал, а это наши болельщики, которые просто не могли пропустить финальную игру зимнего сезона интеллектуального клуба «Что? Где? Когда?».

Итак, добрый день! Сегодня мы закрываем зимний сезон игр клуба знатоков. Вас ждет увлекательная игра сильнейшей команды нашего детского сада.

Против телезрителей играет команда знатоков подготовительной группы «Колобок».

Самый сообразительный-Динар

Самая старательная- Азалия

Самая наблюдательная- Виолетта

Самая загадочная- Снежанна

Самый нетерпеливый- Арсений

Самый задумчивый- Ислам

Самый внимательный- Мират

И самый- самый – капитан команды Илья.

А теперь я напомню вам правила игры!

Вы видите на игровом столе стоит волчок со стрелкой и лежат конверты. На какой конверт покажет стрелка нашего волчка, тот вопрос мы и зачитываем. Знатоки должны ответить на все вопросы, которые находятся в конвертах. За каждый правильный ответ знатокам дается 1 очко.

Переходим собственно к самому турниру! Ведь здесь от участников потребуются все их умения и навыки!

Ведущий крутит волчок.

1 раунд «Математический»

Против знатоков играет медвежонок Умка.

1.Внимание вопрос!

Вопрос:Сколько зайцев спряталось за кустом?

(ЧАСЫ)

На опушке растет куст. Из-за куста торчат шесть заячьих ушей.

Вопрос: Сколько зайцев спряталось за кустом?

Правильный ответ: За кустом спрятались три зайца.

2.Внимание,знатоки

Вопрос:Какое число загадал Буратино?

(ЧАСЫ)

Буратино загадал число. Это число больше семи и меньше девяти.

Вопрос: Какое число загадал Буратино?

Правильный ответ: Буратино загадал число восемь

3.А теперь я прошу внести поднос с монетами.

(внести поднос с монетами 5 рублей-1 штука 2 рубля-1 штука, 1 рубль-2 штуки)

Уважаемые знатоки! Перед вами лежат монеты. Внимательно посмотрите. А теперь вопрос!

Воздушный шарик стоит 7 рублей. Посмотрите и выберите монеты, которыми вы расплатитесь при покупке шарика.

(ЧАСЫ)

Вопрос! Воздушный шарик стоит 7 рублей. Посмотрите и выберите монеты, которыми вы расплатитесь при покупке шарика.

А теперь, внимание, правильный ответ на экране.

Мы завершили первый раунд со счетом:

А сейчас мы проведем игру со зрителями «Угадай мелодию»

Для вас прозвучат мелодии из ваших любимых мультфильмов.

Послушайте внимательно и угадайте, из какого мультфильма эта мелодия?

(3 МЕЛОДИИ ИЗ МУЛЬТИКОВ)

    Винни-пух

    Маша и медведь

    Мама для мамонтенка

Молодцы! Теперь мы убедились в эрудиции и наших зрителей. Мы продолжаем нашу игру.

Раунд 2 «Познай мир»

Против знатоков играет Незнайка

1. Уважаемые знатоки, внимание, вопрос.

(ЧАСЫ)

Что такое Красная книга? Почему она так называется?

Красная книга-это список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных и растений. Красный цвет обозначает опасность.

2.Вопрос: Птица, которая не умеет летать и не боится морозов.

(ЧАСЫ)

Вопрос! Птица, которая не умеет летать и не боится морозов.

А теперь, внимание, правильный ответ: Птица, которая не умеет летать и не боится морозов – это пингвин.

3. Внимание вопрос!

Внимание вопрос:О ком идет речь?

(ЧАСЫ)

Они живут одной большой и дружной семьей и строят жилище из хвойных иголок, кусочков коры, веточек, стебельков. Каждый из них может тащить груз, который по весу в десять раз превышает его собственный. Они поедают мелких гусениц, уничтожающих растения, больные гнилью и плесенью растения, которые заражают лес, поэтому называют их санитарами леса.

Внимание вопрос: О ком идет речь?

Правильный ответ: это муравьи.

Мы завершили второй раунд со счетом:

-Уважаемые знатоки, а теперь мы просим внести черный ящик.

(МУЗЫКА ЧЕРНЫЙ ЯЩИК)

Что лежит в черном ящике?

(ЧАСЫ)

С помощью этого предмета регулировщик подает сигналы участникам дорожного движения в тех местах, где нет светофора. Внимание, вопрос!

Что лежит в черном ящике?

Внимание, правильный ответ!

В черном ящике лежит жезл регулировщика

Итак, команда зарабатывает еще одно дополнительное очко.

Объявляется музыкальная пауза

- Уважаемые знатоки и зрители, а теперь я предлагаю вам всем встать и отдохнуть.

(Физминутка «У жирафа пятна»)

Итак, все взбодрилисьмы продолжаем нашу игру.

Раунд третий «Безопасность».

Против вас играет дядя Степа – милиционер.

1.Уважаемые знатоки, внимание!

(ЧАСЫ)

Вопрос: Что помогает пешеходам и водителям безопасно двигаться по дороге?

Внимание, правильный ответ!

Пешеходам и водителям безопасно двигаться по дороге помогают дорожные знаки.

2.Уважаемые знатоки, внимательно посмотрите на экран.(На экране изображения пожарной машины, скорой помощи, милиции)

(ЧАСЫ)

Вопрос: Какой вид транспорта изображен на экране?

Правильный ответ. Это транспорт специального назначения.

3. Внимание вопрос!

(ЧАСЫ)

Как правильно перейти дорогу, если рядом нет светофора?

А теперь, внимание, правильный ответ:

Если рядом нет светофора, прежде чем перейти дорогу надо посмотреть на- лево, убедиться, что нет приближающейся машины, дойти до середины дороги, посмотреть направо, убедиться, что нет приближающейся машины, и завершить переход дороги.

Мы завершили третий раунд со счетом:

Конкурс капитанов.

А сейчас прозвучит вопрос для капитана команды. Знатоков я прошу встать за стульчиками.

(ЧАСЫ)

Какому сказочному персонажу принадлежит выражение?

«Ребята, давайте жить дружно!»

Правильный ответ:Это выражение принадлежит Коту Леопольду.

За правильный ответ капитан команды заработал одно дополнительное очко.

Уважаемые знатоки, уважаемые зрители! Мы завершили очередную игру клуба знатоков со счетом:

Поздравляем команду знатоков с победой.

Кубок клуба переходит команде знатоков группы «Колобок».

(внесение кубка) (музыка)

Для вручения кубка приглашаем заведующую детским садом Сабирову Светлану Сергеевну

ВРУЧЕНИЕ КУБКА

Так же победители клуба удостоились права носить почетные академические шапки. Для вручения шапочек приглашаем Сафиуллину Альфию Канафеевну.

(музыка) (внесение шапок)

ВРУЧЕНИЕ ШАПОК

Всем спасибо за увлекательную игру!

Конспект сюжетно-ролевой игры в подготовительной группе «Школа»

Интегрируемые области: социализация, коммуникация, познавательное развитие.

Область «Социализация» :

Развивать положительное отношение к школе;

Развивать школьно – значимые навыки;

Развивать интерес ребенка к новой социальной позиции школьника.

Область «Коммуникация» :

Развивать партнерские отношения ребенка со сверстниками и взрослыми;

Закрепить знания о правилах поведения в школе .

Область «Познавательное развитие» :

Развивать познавательные процессы и психические функции: память, мышление, внимание, воображение, восприятие задания на слух;

Развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку;

Закрепление навыков прямого и обратного счета.

Материалы и оборудование: школьные принадлежности, карточки, портфель, доска, колокольчик, карточки с заданиями, карточки с цифрами, тетради.

Ход игры:

Ребята, а давайте поздороваемся, но непросто, а по-разному.

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, что нарисовано на картине?

Ответы детей: школа , ученики, которые идут в школу .

А что у них в руках? Портфель.

Воспитатель: Правильно, это школьный портфель . А у нас в группе есть портфель ? Давайте посмотрим, что в нем находится (по кругу дети вынимают школьные принадлежности , называют их, и рассказывают, для чего они нужны).

Воспитатель: Предметов много, а как их можно назвать одним словом? (Школьные принадлежности ) А с ними можно играть? А вы хотите поиграть со школьными принадлежностями?

Игра на развитие памяти «Что изменилось?»

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно. Молодцы. Ребята, а где нам могут понадобиться школьные принадлежности ? (ответы) . И почему их так называют? (ответы) .

Ребята, через несколько месяцев вы пойдете учиться в школу . Что вы знаете о школе ? Какие школьные правила вы знаете ? (ответы детей) .

Воспитатель: Молодцы! Вы много знаете о школе . А вы были в настоящей школе? А играли в школу ? вы хотите поиграть в игру « Школа » ? Что нам для этого будет нужно? (Ответы детей) .

Воспитатель: Нам нужно построить школу , вернее класс. Что нам может понадобиться? (ответы) Да, нам понадобятся столы, стулья, доска, школьные принадлежности . Есть в школе ученики и учительница. Какие ученики? Какая учительница? Кто будет учениками и учителем (ответы) Вместе с детьми строим « школу » .

Воспитатель: А теперь закрыли все глазки и на счет три вы все превращаетесь в учеников! Один, два, три – мы ученики.

У меня в руках звонок,

Начинается урок.

Воспитатель: – ребята, давайте приготовим свое рабочее место (дети готовят карандаши, тетради, листы с заданиями)

Баловство свое оставим

заниматься начинаем

Звенит звонок, начинается урок математики .

цифрам скука надоела

и пошли они гулять

и давай озорничать

(выбирают себе цифру, двигаются под музыку)

Ну- ка цифры встаньте в ряд (выстраиваются по порядку в шеренгу)

цифрам скука надоела

и пошли они гулять

и давай озорничать

А теперь цифры вставайте в обратном порядке.

Воспитатель: 12345 – продолжаем мы играть.

Игра на логику «Завершение схем»

Воспитатель: Давайте проверим, что у кого получилось. Дети меняются карточками и проверяют друг друга.

Воспитатель: Молодцы и с этим заданием вы справились.

Звенит звонок.

Перемена. Игра «Море волнуется»

Звенит звонок, начинается второй урок.

Воспитатель: Сейчас у нас урок письма. В школе дети пишут диктанты. Мы с вами тоже умеем писать диктант, но только диктант графический.

1. Начинаем рисовать первый узор. Поставьте карандаш на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуйте линию: одна клеточка вниз. Не отрывайте карандаш от бумаги, теперь одна клеточка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Дальше продолжайте рисовать такой же узор сами.

2. Теперь поставьте карандаш, на следующую точку. Приготовились! Внимание! Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна направо. А теперь сами продолжайте рисовать тот же узор.

Воспитатель: Молодцы! С этим заданием вы тоже справились хорошо.

Воспитатель: Чтобы нам не засидеться за партами я предлагаю поиграть, берите фишки и выходите на ковер. Ребята, как можно разделиться на компании? (ответы) . А в нашей ситуации сейчас как можно разделиться на компании? (фишки) . У меня для каждой компании очень сложное задание. Вы будете разгадывать ребус, а ответ напишите на коврике. Буквы вы будете делать из разных предметов. (материал на столе) . Та компания, которая справиться быстрее подаст знак (похлопает)

Дети выполняют задание.

Воспитатель: А теперь посмотрите на картинку. Ребята, а на рисунке дети идут в школу, а как вы думаете с каким настроением?

Дети клеят смайлики на картину к изображениям.

Звенит звонок, закончился наш школьный день.

Ритуал прощания «Я желаю тебе в школе … » (каждый ребенок другу что-то желают)


Муниципальное образовательное учреждение
детский сад № 6 «Тополёк»
г. Балаково
Творческая группа

ЗАНЯТИЕ «МАСТЕР - КЛАСС»
конспект сюжетно-ролевых игр
в подготовительной к школе группе № 4

Низовцева Людмила Яковлевна
воспитатель детского сада № 6 «Тополёк»

Сюжетно-ролевая игра «Семья»


Цель:
Закреплять представления детей о профессиях взрослых;
Формировать у детей уважительное отношение к труду взрослых;
Развивать у детей творческое отношение к игре, умение использовать предметы-заместители;
Учить коллективно, возводить постройки, необходимые для игры, сообща выполнять задуманное;
Воспитывать культуру общения;

Оборудование:
Одежда для продавцов, парикмахеров, врачей, строителей, моряков.
«Магазин»
Овощи, фрукты, конфеты, кондитерские изделия, одежда, головные уборы. «Поликлиника»
Кабинеты педиатра, офтальмолога, отоларинголога, процедурный, регистратура. «Парикмахерская»
Дамский зал, мужской зал, маникюрный зал.

Предварительная работа:
Обыгрывание ситуаций, чтение произведений о профессиях, беседа на тему «Моя семья», рассматривание атрибутов и оборудования для сюжетно-ролевых игр, изготовление атрибутов.

Индивидуальная работа:
С Лизой, Ксюшей о необходимости вести диалог, не стесняться присутствия посторонних.
С Андреем - учить выполнять действия в соответствии со своей ролью.

Словарная работа:
Маникюр, офтальмолог, отоларинголог, педиатр, процедуры, регистратура, штурвал, штурман.

Ход игры:
Давайте ребята поздороваемся с гостями.
Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу.
- Ребята, что необходимо каждому человеку? А почему без семьи плохо?
Ребята, а кто может быть в семье? Когда вы станете взрослыми, у вас будут свои дети. Как вы думаете, что должны делать взрослые, чтобы в их семье были все счастливы? У каждого в семье свои обязанности, своя работа. Как вы думаете, работа может приносить человеку радость? Почему? Давайте мы с вами поиграем во взрослых.
Все любят путешествовать, у нас будет морское путешествие, но к нему надо подготовиться. Как мы будем готовиться?
- Надо построить пароход; набрать команду моряков; моряки должны проверить свое здоровье;
Где моряки будут проверять своё здоровье?
- В поликлинике.
-Значит, открываем поликлинику, там будут кабинеты педиатра, отоларинголога, офтальмолога, процедурный, регистратура.
Что будет проверять отоларинголог? Офтальмолог? Что будет делать педиатр? Кто хочет работать в поликлинике? Вы можете отправляться на свое рабочее место.
Теперь надо выбрать команду моряков. Кто самый главный на корабле? Кто еще должен быть на корабле?
Как вы сказали, корабль надо построить, для этого необходимо выбрать очень ответственных строителей и водителей, чтобы привозили строительный материал. Быть строителем не просто, надо точно все рассчитать, строить красивый и прочный корабль. Кто будет строителем, кто будет подвозить стройматериал? Моряки должны быть не здоровыми, но и аккуратно одетыми, пострижены, побриты, для этого у нас открываются парикмахерская и магазины. Кто там будет работать? Какими должны быть парикмахеры, продавцы?
А какие обязанности у мамы, папы?
А теперь, когда мы всех выбрали, вы можете идти и заниматься своим делом. А я возьму роль администратора, если у вас возникнут вопросы, обращайтесь ко мне. Корабль построен, желающие можете отправляться в кругосветное путешествие. Усаживайтесь поудобнее, капитан командуйте отправление.

Звучит фонограмма шума моря, крика чаек.
Напрасно, волны, скачете
Морской дорожкой.
На реях и по мачте
Карабкаюсь кошкой.
Сдавайся, ветер южный.
Сдавайся, буря скверная.
Открою полюс Южный.
А Северный, наверное.

Ребята, посмотрите, мы поймали бутылочное письмо:
«Приезжайте, доктор, в Африку скорей И спасите доктор наших малышей!»
Это письмо с просьбой о помощи, надо им помочь, капитан отправляемся в Африку.
Ребята, как вы думаете, кто нас ждет в Африке?
Чтобы путь не показался вам долгим, давайте поиграем и попытаемся изобразить этих животных.
Под музыку изображают слона, черепаху, львёнка..., поют песенку Львёнка и Черепахи.
Остановка остров Африка. Опять письмо, на этот раз прикреплено к указательному знаку. Это письмо от Айболита, он сообщает нам, что благополучно добрался и уже всех вылечил. А ещё здесь написано, что здесь нас ждет сюрприз, но его надо найти. Капитан возьмите это письмо здесь написано как найти клад: 10 шагов влево от указательного знака, 5 шагов направо и вас ждет находка.

Дети находят сундук с конфетами.

Итог игры.

С ранних лет у ребёнка начинается процесс социализации, который продолжается всю жизнь. Потребность к общению, взаимодействию с людьми помогает реализовать сюжетно-ролевая игра. В процессе увлекательной деятельности малыши примеряют на себя различные социальные роли взрослых, моделируя в воображаемых условиях реальные жизненные ситуации. Этот вид игры актуален в наше время, когда многодетные семьи и дворовые разновозрастные группы, в которых более старшие ребята передают младшим товарищам опыт игровых умений, являются редкостью. Именно воспитатель поможет заменить дошкольнику старших друзей, вовлекая его в игру и придумывая сюжет. В подготовительной группе сюжетно-ролевая игра усложняется, переходит на новый уровень по разнообразию тематики и более глубокому содержанию деятельности.

Специфика сюжетно-ролевой игры в подготовительной группе детского сада

Дошкольники очень любят сюжетно-ролевые игры. В них ребята обретают внутреннее ощущение свободы, поскольку действие протекает в воображаемой ситуации, всё происходит «понарошку». Благодаря этому активно развивается воображение, образное мышление ребёнка. Однако свою развивающую функцию игра выполняет лишь тогда, когда она усложняется по мере взросления ребёнка.

Будущие школьники уже многое знают и умеют, их кругозор довольно широк, в связи с этим усложняется и сюжетно-ролевая игра. Заметно расширяется её тематика, однако этот параметр не является главным. Если в более младшем возрасте игра строилась как цепь условных манипуляций с предметами, то теперь это последовательность ролевых взаимодействий и событий, тесно связанных между собой.

В старшем дошкольном возрасте игра усложняется, разворачивается как логическая последовательность событий

Дети седьмого года жизни воплощают в сюжетно-ролевой игре свои представления об окружающей жизни, о конкретном событии, которое они разыгрывают, проявляют самостоятельность (в выборе тем, построении сюжетной линии, распределении ролей, подборе атрибутов). Воспитатель же берёт на себя особую роль - партнёра и ненавязчивого помощника. В старшем дошкольном возрасте ребятам уже проще договориться друг с другом: они объединяются в сюжетно-ролевые игры по интересам и взаимным симпатиям. За счёт этого они лучше понимают друг друга, проявляют уступчивость и доброжелательность к партнёрам.

Игра имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре.

А. С. Макаренко

Цели проведения

Сюжетно-ролевая игра при работе с будущими школьниками направлена на реализацию следующих целей:

  • Совершенствовать умение примерять на себя конкретную роль согласно сюжету игры с использованием при этом соответствующих атрибутов.
  • Развивать творческую фантазию детей для создания сюжета игры, создания недостающих атрибутов (деньги, билеты в кино, театр, зоопарк), проведения манипуляций с предметами-заместителями, обыгрывания представлений об окружающей действительности.
  • Учить ребят совместно играть, распределять роли, согласовывать свой замысел с версиями сверстников, договариваться между собой.

Ребята седьмого года жизни способны сами объединиться в игру, договориться между собой и распределить роли

Педагогические приёмы

Организуя сюжетно-ролевую игру с будущими школьниками, воспитатель должен проявить максимум педагогического такта и мастерства. Среди приёмов, которыми пользуется педагог, следует выделить косвенные и прямые. В первом случае воспитатель не вмешивается напрямую в детскую деятельность. Он только предлагает дошкольникам атрибуты и создаёт игровую обстановку, занимая роль стороннего наблюдателя. Вторая ситуация - педагог непосредственно участвует в игре в качестве равноправного партнёра (временно превращается в ребёнка). Он берёт на себя одну из ключевых ролей, помогает детям договориться между собой, участвует в развитии сюжета.

На традиционных занятиях, в режимные моменты воспитатель, как правило, занимает позицию учителя (даёт задание, оценивает, иногда даже наказывает). В совместной же сюжетно-ролевой деятельности педагог является «играющим партнёром», с которым ребята ощущают себя свободными, вне оценок. Они не должны чувствовать, что их обучают.

Воспитатель принимает участие в игре наравне с детьми

Роль воспитателя также заключается в том, чтобы поддерживать интерес дошкольников к игре. Если педагог видит, что активность ребят ослабевает, то можно разнообразить деятельность новым персонажем или неожиданным действием (например, в магазин приехала комиссия по проверке свежести продуктов, в больницу доставлен срочный пациент с тяжёлой травмой, автобусу нужно сделать остановку, чтобы заправиться).

Воспитатель не даёт угаснуть интересу детей к игре, мягко направляет их действия

Если в более раннем дошкольном возрасте центральным моментом игры было ролевое поведение, то в подготовительной группе воспитатель побуждает ребят к активному использованию речевых комментариев. Их функция заключается в словесном замещении определённых событий, которые нельзя проиграть (или это просто незачем делать). Словесные реплики органично вписываются в сюжетную линию. Например, можно имитировать разговоры по телефону (мама звонит по телефону папе, чтобы он забрал ребёнка из детского сада, продавец магазина звонит на склад и просит привезти новый товар и т. д.).

Работая с детьми седьмого года жизни, сюжетно-ролевую игру необязательно начинать с придумывания новой сюжетной линии. Педагог может использовать приём «расшатывания» давно известных детям сценариев. Совместно с детьми он преобразует знакомую ситуацию. Например, в семью не просто пришли гости, а отмечается новоселье: соответственно, хозяевам нужно дарить подарки, а они, в свою очередь, придумывают праздничную программу (песни, загадки, различные игры). Другой вариант - знакомую с раннего возраста ребятам игру «Магазин» можно представить не только как взаимодействие продавца и покупателей, а смоделировать ситуацию приезда рекламного агента, который уговаривает продавцов закупать продукцию именно его фирмы. Дети седьмого года жизни уже понимают, что такое скидки, акции, поэтому, играя в магазин, можно проигрывать и эти темы. Если малыши раннего возраста, играя в больницу, много раз повторяют те же самые действия - измеряют температуру, смотрят пациенту горло, делают прививки, то будущие школьники уже перевоплощаются в узких специалистов - хирурга, окулиста, рентгенолога - и выполняют конкретные специфические действия.

Игра в больницу в подготовительной группе приобретает особую специфику

Что касается атрибутов для сюжетно-ролевой игры, то в подготовительной группе воспитателю не нужно предлагать их дошкольникам в готовом виде: пусть ребята активно используют предметы-заместители, дополнительный игровой материал. Например, строительный материал можно использовать в качестве мыла, продуктов питания (хлеб), мобильного телефона и т. д. Это будет способствовать развитию воображения и образного мышления.

При работе с детьми седьмого года жизни по-прежнему очень важен принцип индивидуального подхода. Ведь в сюжетно-ролевой игре чётко проявляются особенности развития каждого ребёнка: его кругозор, воображение, характер взаимоотношений с товарищами. Воспитателю желательно уделить особое внимание застенчивым детям, помочь освоить им новую социальную роль, предусмотренную игрой, включиться с общение.

Педагог должен помочь застенчивому ребёнку раскрепоститься в игре

Виды сюжетно-ролевых игр для детей 6–7 лет

В подготовительной к школе группе тематическое содержание игр расширяется за счёт углубления знаний детей об окружающей действительности. Сюжеты они черпают непосредственно из своего жизненного опыта, экскурсий, просмотренных телепередач, рассказов взрослых. Условно игры можно разделить на следующие группы:

  • Бытовые - игры, моделирующие различные сцены из семейной жизни (семья, приход гостей, новоселье, семья на даче, если мамы нет дома, уход за грудным ребёнком). Ребятам нравится изображать взаимоотношения членов семьи (мужа и жены, мамы и дочери, папы и сына).
  • Профессиональные - игры, отображающие трудовой процесс взрослых (повара на кухне, лаборатория, хлеборобы, строители, пожарные, поликлиника, скорая помощь).
  • Общественные - игры, воспроизводящие работу сферы услуг и развлечений, взаимодействие работников и клиентов (кафе, супермаркет, аптека, салон красоты, зоопарк, библиотека, банк, почта, музей, телевидение, фотостудия, типография, автозаправка, пассажир на вокзале, автобус, инспектор и водитель, воспитатель, дети и родители).
  • Игры-путешествия (в лес, в космос, на пиратском корабле).
  • Фантазийные - игры по мотивам популярных мультфильмов, прочитанных книг (например, девочкам нравится воображать себя диснеевскими принцессами и придумывать связанные с ними различные сюжеты, мальчикам любят играть в человека-паука, охотников за привидениями, дети также часто играют в Бабу-Ягу, Деда Мороза, волшебников). Такие совместные фантазийные игры хорошо развивают творческие способности, воображение, обогащают эмоциональную сферу дошкольника.

Дети с удовольствием играют в игры-путешествия, особенно в далёкий космос

Как показывает педагогический опыт, наибольшей популярностью у детей пользуются следующие сюжеты:

  • профессиональные сцены (ребятам нравится перевоплощаться в представителей разных профессий);
  • военизированные, часто по мотивам популярных мультфильмов («стрелялки», погоня за злодеями, перевоплощение в супергероев);
  • путешествия и открытия (космические);
  • игры, связанные с искусством (показ театрального, циркового представления).

Что касается популярных у мальчиков игр в «войну», то задачей воспитателя является наполнение забав патриотическим содержанием. В противном случае такая деятельность воспитывает в детях жестокость и грубость. Педагог должен сформировать у дошкольников представление о мужественном герое-воине, сражающемся за свою Родину. Этому способствуют рассказы о Великой Отечественной войне и чтение соответствующей литературы, встречи с ветеранами и экскурсии к военным памятникам.

Некоторые сюжетно-ролевые игры особенно актуальны для будущих школьников, поскольку воспитывают качества личности, необходимые ученику. Это «Школа» и «Библиотека». В ходе такого ролевого действия ребята отражают свои представления о школе, школьном поведении, требованиях учителя. Игра в библиотеку способствует повышению интереса к книге.

В некоторых сюжетно-ролевых играх используется музыка. Так, девочки поют куклам колыбельные песни. Отправляясь в воображаемое путешествие, можно напевать весёлую мелодию, при этом аккомпанируя на бубне, маршировать с барабаном или просто спеть песню про поезд, самолёт, машину. Такое песенное сопровождение организует действие, делает движения ритмичными, а саму игру более выразительной (например, «Цирковое представление»). Музыкальная сюжетно-ролевая игра может ставить перед собой цель закрепить знания о музыкальных инструментах (например, «Оркестр»).

Сюжетно-ролевая игра может закреплять знания о музыкальных инструментах

Сюжетно-ролевая игра также может иметь спортивную направленность. Например, в военизированной игре «Переправа через мост» ребята могут ходить по скамейке приставным шагом, «Танкисты» будут кататься на велосипеде, отрабатывая повороты влево и вправо. Интересная идея - разыграть урок физкультуры в школе. Такие креативные спортивные игры совершенствуют двигательную активность детей, воспитывают решительность и настойчивость.

Фотогалерея: бытовые сюжетно-ролевые игры

В игре ребята учатся встречать гостей с пирогами и самоваром Интересная идея - изобразить первобытную семью Бытовые сцены могут разыгрываться и на природе - семья устроила пикник В ходе игры вся семья собирается вместе за завтраком

Фотогалерея: профессиональные сюжетно-ролевые игры

Мальчишки обожают заниматься с автомобилями, им нравится перевоплощаться в автослесарей Доктор на приёме выпишет рецепт и подскажет, пациенту, какие пропить витамины У строителей есть настоящие каски и вполне реалистичные кирпичи В швейном ателье есть разные профессии: кто-то придумывает модели, кто-то их раскраивает, а кто-то шьёт

Фотогалерея: общественные сюжетно-ролевые игры

Фотогалерея: игры-путешествия

Космос - популярный маршрут для игр-путешествий Как увлекательно отправиться в плавание на корабле Отправляясь в путешествие на Луну, можно также заглянуть и на планеты Солнечной системы

Фотогалерея: фантазийные сюжетно-ролевые игры

В основе фантазийной игры может лежать сюжет известной сказки Действие предновогодней игры может происходить в мастерской Деда Мороза Фантазийные сюжетно-ролевые игры часто организуются по мотивам мультсериалов

Проведение сюжетно-ролевых игр в подготовительной группе детского сада

Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.

В. А. Сухомлинский

Этапы организации сюжетно-ролевой игры

Организация сюжетно-ролевой игры в подготовительной группе требует определённой подготовки со стороны педагога. Чтобы игра получилась увлекательной, дети должны обладать знаниями, детальными сведениями о той области деятельности, которую они будут моделировать. Поэтому начальный этап работы - это беседа с дошкольниками на выявление интереса к конкретной теме. Например, что нужно делать, если человек заболел («Поликлиника», «Аптека»), если семья ждёт прихода гостей («Новоселье»), хочет поехать отдохнуть в тёплые края («Туристическое агентство»), куда человек обращается, когда у него ломается автомобиль («Автосервис») и т. д.

Следующий этап работы воспитателя с детьми - это обогащение, расширение знаний и впечатлений по теме исследования. Здесь используются такие методы, как экскурсии, встречи в детском саду с представителями определённых профессий (например, с пожарным), чтение соответствующей художественной литературы, инсценировки по произведениям с задействованием игрушек, кукольного театра, рассказ воспитателя с обязательной демонстрацией фотографий и картинок, индивидуальные беседы с ребятами.

Затем педагог вместе с дошкольниками занимается подготовкой атрибутов. Воспитанники подготовительной группы многое уже могут сделать своими руками (например, маски для игры «Театр», выпечку для «Кафе», нарисовать упаковки таблеток для «Аптеки» и т. д.). Далее воспитатель совместно с детьми намечает различные сюжетные линии, которые можно использовать (при этом не навязывая ребятам своё мнение, а лишь давая советы). Например, в ходе сюжетно-ролевой игры «Семья» мама с дочкой могут отправиться на праздник, моряки - перевозить не только людей, но и грузы, поликлиника может переквалифицироваться в призывную комиссию. Если педагог сам будет непосредственно участвовать в игре, то у него, конечно, появится больше возможностей, чтобы направлять детское воображение.

Ключевой этап - это непосредственно сам процесс сюжетно-ролевой игры.

Игру в дочки-матери можно совместить с чаепитием в кафе

Сюжетно-ролевой игре вовсе не свойственно чёткое планирование и следование намеченной схеме. В начале её лишь намечается общая сюжетная линия, а затем события нарастают подобно снежному кому.

Что касается количества участников игры, то оно может быть разным в зависимости от выбранной темы. Однако чем меньше детей задействовано в деятельности, тем более творческой она будет (не более 4–5 человек). И наоборот, игры с большим количеством участников (полёт в космос, поездка на автобусе), как правило, требуют придерживаться намеченного плана (воспитатель координирует действия).

Картотека тем сюжетно-ролевых игр в подготовительной группе

Тематика сюжетно-ролевых игр - это самые разные эпизоды из реальной жизни, которые дети могут изображать. Одна и та же тема содержит в себе множество эпизодов. Задача педагога - из множества жизненных впечатлений выбрать наиболее яркие, которые выступят хорошим сюжетом для игры. При работе с будущими школьниками можно использовать следующие варианты:

  • «Ветеринарная лечебница». Люди приносят на приём больных питомцев, ветеринар их осматривает, выслушивает хозяев, назначает лечение. Медсестра выписывает рецепт. В процедурном кабинете другая медсестра делает животному укол, обрабатывает рану. После этого санитарка делает в кабинете уборку и меняет полотенце. В ветеринарной аптеке хозяин животного покупает выписанное врачом лекарство.
  • «Экскурсия в зоопарк». Воспитатель сообщает дошкольникам, что в их город приехал зоопарк, приглашает ребят его посетить. Воспитанники приобретают билеты в кассе. Экскурсовод подводит детей к клеткам и рассказывает о каждом животном (что оно ест, как нужно за ним ухаживать).
  • «Швейное ателье». В ателье находятся кассир-приёмщик, модельер, швеи, закройщик, гладильщица, кладовщик. Приходит клиент и выбирает фасон платья или костюма, модельер помогает выбрать модный фасон, швея снимает мерки. Закройщик делает выкройку, разрезает материал. Процесс шитья, разглаживания изделия, затем оно отправляется на склад. Клиент приходит ещё раз на примерку, оплачивает заказ в кассе.
  • «Фотостудия». Клиент приходит в фотостудию, снимает верхнюю одежду, приводит свою внешность в порядок, рассказывает фотографу о своих пожеланиях (хочет сделать снимок стоя, сидя, с игрушкой и пр.). Мастер делает снимки, печатает фотографии на принтере и показывает их клиенту. Оплата работы в кассе.
  • «Библиотека». Дети приходят в библиотеку и распределяются на 2 группы: одна идёт в читальный зал, другая - в абонементный. Чтобы взять понравившуюся книжку, ребёнок должен сказать её название либо кратко рассказать, о чём она. Тем, кто затрудняется с выбором, библиотекарь помогает определиться. В читальном зале ребята садятся за столики и читают книги.
  • «День рождения бабушки». Изображается большая семья: мама с папой, бабушка с дедушкой, трое детей. Идёт подготовка ко Дню рождения бабушки. Папа отправляется в магазин за недостающими продуктами, мама готовит праздничный обед, дедушка сервирует стол, сама бабушка делает себе красивую причёску, а дети готовят поздравительные слова.
  • «Автозаправка». Автомобилисты приезжают на заправку (большие игрушечные машины). Заправщик начинает заливать бензин, а водитель отправляется в кассу оплачивать заказ. Кассир предлагает клиенту выпить кофе, съесть пирожное. Водитель благодарит сотрудников заправки и уезжает.
  • «Школа». Несколько детей выполняют роли учеников (сидят за партами). Заходит учитель - ребята приветствуют его стоя. Учитель даёт задания, школьники выполняют его. Затем начинается другой урок (математики, родного языка, музыки, физкультуры) - приходит другой учитель и даёт новые задания.
  • «Почта». Воспитатель сообщает детям о скором приближении какого-то праздника и предлагает поздравить своих близких с этой датой. Для этого ребятам предстоит отправиться на почту, чтобы купить конверты, куда они смогут положить открытки (их они нарисуют потом). На почте педагог знакомит дошкольников с сотрудниками этого учреждения - сортировщиком, телеграфистом, почтальоном, оператором, который принимает посылки и бандероли, начальником почты. Каждый объясняет, чем он конкретно занимается. Затем каждый ребёнок покупает конверт и марку. С покупками ребята возвращаются обратно в детский сад и рисуют для мамы и папы красивые открытки.
  • «Пограничники». Командир пограничного отряда выводит бойцов на открытое место около границы (на участке дошкольного учреждения) и сообщает, что получено сообщение - в сторону границы идут несколько иностранных нарушителей. Конечно же, их необходимо задержать, но враг хитёр и будет маскироваться. Вдоль границы (красная линия на асфальте) шагает патруль, смотрит по сторонам и прислушивается. Разведчики получают задание - пройти десять шагов и вернуться обратно, чтобы доложить об обстановке (всё, что они увидели). На некотором расстоянии от них снайперы соревнуются в меткости: они бросают еловые шишки (как вариант - каштаны) в щит-мишень. Командир приказывает стрелять разными способами: с места, стоя на одном колене, с разбега. Шпионы пытаются пересечь границу. Начинается стрельба. Девочки-санитарки подбирают раненых бойцов, оказывают им помощь. Отважные пограничники ловят нарушителей и приводят их в штаб к командиру. В конце игры командир зачитывает приказ: все бойцы, которые участвовали в операции, награждаются медалями за смелость.

Игра в парикмахера и его клиента пользуется популярностью у девочек

Многие детские игры - подражание серьёзной деятельности взрослых.

Я. Корчак

Таблица: примеры конспектов сюжетно-ролевых игр в подготовительной группе (фрагменты)

Атрибуты для сюжетно-ролевых игр дошкольников 6–7 лет

Важное условие успешного проведения сюжетно-ролевой игры - это её «материальная база». Для этого необходимы соответствующие атрибуты, представляющие собой имитацию настоящих вещей, либо предметы-заместители, которым придаётся воображаемое значение. В подготовительной группе используется гораздо больше предметов заместителей, нежели в более раннем возрасте. Это различные лоскуты материала, палочки от мороженого, крышечки от бутылок, деревянные и пластмассовые бруски и пр. Причём они не должны лежать отдельно от реалистичных вещей.

Материал к определённой игре всегда должен быть у детей под рукой, но в то же время не нужно держать его на виду в качестве элемента дизайна. Самое удобное решение - хранить атрибуты для сюжетно-ролевых игр в отдельных контейнерах (коробках). С их лицевой стороны нужно обозначить символ игры и надпись (ведь многие воспитанники подготовительной группы уже умеют читать).

Примеры атрибутов для игр разных тематик в подготовительной группе:

  • «Супермаркет». В комплект входят весы, касса, корзинки для покупателей, кошельки, бумажные деньги, монеты, чеки, ценники для товара, бейджики для сотрудников, таблички с названиями отделов.
  • «Поликлиника». Модель человеческого тела из картона, плоскостные силуэты человеческих органов (сердце, мозг, лёгкие, печень), игрушечный фонендоскоп, термометр, микроскоп, таблица для проверки зрения, карточки пациентов.
  • «Банк». Стол, стул сотрудника, телефон, компьютер, папки с документами, сейф. Для охранника стол, стул и телефон.
  • «Почта». Картонный монитор компьютера, настоящая или нарисованная клавиатура, пустые коробки из-под посылок, сумка почтальона, конверты, газеты и журналы.
  • «Театр». Нарисованные бумажные билеты, ширма, витрина для буфета, игрушечная посуда и муляжи пирожных, стулья с обозначенным рядом и местом.
  • «Моряки». Штурвал (пластмассовый, деревянный или картонный), бинокли, фляги, якорь, форма моряков (бескозырки, тельняшки), глобус.

Желательно, чтобы дети могли развернуть сюжетно-ролевую игру в любом месте группы. Для этого у педагога всегда под рукой должен быть большой отрез материи для создания уголка. Ткань просто набрасывается на стулья, стол, мягкие модули.

Фотогалерея: атрибуты для сюжетно-ролевых игр с детьми 6–7 лет

У аптекаря в продаже должно быть очень много наименований лекарств Будущим школьникам играть в магазин интересно тогда, когда ассортимент товаров очень широк Для игры в моряков нужно учесть самые разные детали, включая глобус и фляги для воды В подготовительной группе детям понадобится широкий круг предметов, связанных с медициной Для игры «Почта» понадобится компьютер, пустые коробки для посылок, сумка почтальона, газеты и журналы

Атрибуты, созданные своими руками

Большой интерес дошкольников всегда вызывают рукотворные вещи, сделанные воспитателем или родителями. Например, из обычного поролона можно сделать аппетитные пирожные для игры в кондитерский магазин или кафе: прямоугольный кусочек украшается аппликацией из ниток или ткани. Из материала без труда можно также сделать конфеты, блины, яичницу-глазунью, пельмени или вареники (набив продукты синтепоном). В подготовительной группе к процессу изготовления муляжей-продуктов можно привлечь и самих дошкольников. Ребята, к примеру, будут в восторге от самодельного мороженого: поролоновая губка для мытья посуды просто надевается на деревянную палочку.

Во многих сюжетно-ролевых играх профессиональной и общественной тематики используются компьютеры и ноутбуки. Их также легко изготовить своими руками из обычного картона или старых коробок. На поверхность наклеивается рисунок с изображением клавиатуры и монитора.

Для изготовления ноутбука потребуется картон и распечатанные цветные картинки

Старая коробка - замечательная основа для создания холодильника, стиральной машинки или микроволновой печи. Стоит лишь проявить фантазию и подобрать соответствующие наклейки. На занятии по конструированию ребята могут изготовить бумажные кошельки, которые пригодятся им для многих сюжетно-ролевых игр.

Для изготовления микроволновой печи подойдёт обычная картонная коробка

Фотогалерея: самодельные продукты питания

Из ткани и синтепона можно сшить множество реалистичных продуктов Из обрезков поролона можно сделать очень аппетитные пирожные Муляж эскимо легко сделать из поролоновой губки и деревянной палочки

Как оформить уголок сюжетно-ролевых игр в подготовительной группе

Для того чтобы дошкольники в любое время могли организовать сюжетно-ролевую игру, в группе оформляется соответствующий уголок. Там находятся атрибуты на различные темы, помещённые в коробки или лотки с узнаваемой маркировкой и надписями. Помимо традиционных наборов («Парикмахерская», «Больница», «Магазин» и пр.) педагог постоянно пополняет зону новыми наборами, такими как «Туристическая фирма», «Рекламное агентство», «Телевидение», «Банк». Содержание уголка воспитатель постоянно пополняет по мере расширения детского кругозора и обогащения впечатлениями.

Иногда предметы различной тематики помещают вместе, чтобы ребята легко могли подбирать их, комбинировать в соответствии со своим замыслом. Ведь сюжет иногда может разворачиваться неожиданным образом: дети играют в больницу, и им нужна посуда, чтобы покормить пациентов в столовой. Или дошкольники играют в семью, где заболел ребёнок, и ему вызвали врача на дом (он будет измерять ему температуру, делать укол и пр.).

В уголке для сюжетно-ролевых игр должен присутствовать строительный материал. Кубики и брусочки - универсальный вариант предметов-заместителей. Это же касается и бросового материала: например, пустые бутылочки из-под молочных продуктов фантазия может превратить и в огнетушитель, и в микстуру.

Ролевое действие невозможно без умения перевоплощаться. Для этого в игровой уголок педагог помещает специальные костюмы: кухонный фартук для мамы и бабушки, белый халат для доктора и медсестры, фуражка для полицейского, палочка инспектора ГИБДД и пр. Все эти вещи можно хранить в отдельном шкафчике либо просто на вешалке.

Фотогалерея: примеры оформления уголков для сюжетно-ролевой игры

Костюмы для сюжетно-ролевых игр находятся в свободном доступе для дошкольников Все атрибуты находятся на виду, что позволяет легко комбинировать их в одной игре
Игровая зона может быть оформлена тематически по атрибутам для девочек и для мальчиков В сюжетно-ролевом уголке, разделённом на секции, есть даже симпатичная витрина для овощей и фруктов Отдельные игровые зоны в уголке интересно оформлены: есть даже окно с шикарным видом на море

Диагностика, анализ и самоанализ сюжетно-ролевой игры в подготовительной группе

После окончания каждой сюжетно-ролевой игры в подготовительной группе педагогу желательно провести вместе с дошкольниками её анализ. Воспитатель уточняет названия ролей, которые выполняли дети. Ребята рассказывают, интересно ли было ли им играть вместе, какие трудности возникали в процессе деятельности. Будущие школьники высказывают свои предложения (возможно, в дальнейшем в эту тему можно внести какие-то полезные изменения, например, добавить определённые атрибуты).

После игры на профессиональную тему воспитателю обязательно стоит спросить, кто из детей всерьёз заинтересовался данной профессией (например, доктора), хочется ли ребятам и в реальной жизни оказывать людям помощь. Помимо такой беседы на подведение итогов воспитатель должен уметь провести самоанализ сюжетно-ролевой игры. Ведь далеко не каждая игра обладает развивающим действием. Для этого педагог оценивает её для себя (письменно или устно) по ряду критериев:

  • Как организовано начало игры: есть ли у дошкольников интерес к теме, мотивация?
  • Какие воспитательные задачи решает данная деятельность?
  • Соответствуют ли используемые приёмы возрасту детей и уровню их развития?
  • Как проявлялись в игре коммуникативные умения воспитанников (речевые реплики, мимика и жесты)?
  • Был ли реализован индивидуальный подход?
  • Была ли игра эмоционально насыщенной?
  • Были ли ребята увлечены действием, были ли в итоге удовлетворены игрой?
  • Как взаимодействовали друг с другом в процессе игровой деятельности, легко ли договаривались между собой, не возникали ли конфликты?
  • Способствовал ли педагог развитию сюжетной линии, формированию взаимоотношений между воспитанниками?
  • Как можно преобразовать, улучшить данную тематику?

Взрослые направляют игры ребёнка так, чтобы они стали для него подготовкой к жизни, первой «школой» его ранних детских лет, средством его воспитания и обучения.

С. Л. Рубинштейн

«Основы общей психологии»

Проводя диагностику, воспитатель оценивает активность каждого участника игры

Как и различные виды детской деятельности, сюжетно-ролевая игра подлежит диагностике. В подготовительной группе она проводится традиционно в начале и в конце учебного года. Выделяют 3 уровня овладения необходимыми приёмами и навыками: высокий (3 балла), средний (2 балла), низкий (1 балл). Некоторые воспитатели пользуются четырёх- или пятибалльной системой оценивания игровых умений дошкольников.

Педагог путём наблюдений оценивает игровые навыки каждого воспитанника по нескольким критериям:

  • Проявляет ли ребёнок инициативу в создании замысла игры, обсуждает ли его с партнёрами, участвует ли в развитии сюжета?
  • Умеет ли согласовывать свои действия с партнёрами по игре?
  • Насколько выразительна игра ребёнка (мимика, жесты, интонации голоса)?
  • Проявляет ли дошкольник радость от общения в процессе игры, от её результатов, соотносит ли их с первоначальным замыслом?

Примеры сюжетно-ролевых игр в подготовительной группе ДОУ

В подготовительной группе значительно расширяется тематика сюжетно-ролевых игр, а знакомые сюжеты становятся более глубокими и детальными.

Видео: сюжетно-ролевая игра в подготовительной к школе группе

https://youtube.com/watch?v=BBqP2k5hUwE Video can’t be loaded: Сюжетно-ролевая игра в подготовительной к школе группе (https://youtube.com/watch?v=BBqP2k5hUwE)

Видео: сюжетно-ролевая игра «Торгово-развлекательный центр»

Видео: сюжетно-ролевая игра «Библиотека»

https://youtube.com/watch?v=-iuo-h0TtI Video can’t be loaded: Сюжетно - ролевая игра «Библиотека» (https://youtube.com/watch?v=-iuo-h0TtI) Video can’t be loaded: Сюжетно- ролевая игра «ТЕЛЕВИДЕНЬЕ». Группа № 12 (https://youtube.com/watch?v=cDQZ2BbDun4)

Видео: сюжетно-ролевая игра «Призывная комиссия»

https://youtube.com/watch?v=llOb7FIbTRA Video can’t be loaded: Cюжетно- ролевая игра «Призывная комиссия» Рыкова Е.И. Леонтьева О.В. (https://youtube.com/watch?v=llOb7FIbTRA)

Видео: сюжетно-ролевая игра «Театр юного зрителя»

https://youtube.com/watch?v=x1PtP2wzruo Video can’t be loaded: Сюжетно-ролевая игра «Театр юного зрителя» (https://youtube.com/watch?v=x1PtP2wzruo)

Сюжетно-ролевая игра - один из самых любимых видов детской деятельности. В подготовительной группе ребята по-прежнему проявляют к ней живой интерес, ведь это настоящая социальная практика дошкольника. Игровая деятельность становится не просто отражением окружающей жизни, а творческим процессом, в котором органично переплетаются реальность и вымысел. При работе с будущими школьниками педагог создаёт богатую развивающую среду и берёт на себя роль равноправного партнёра в игре, ненавязчиво подсказывая детям развитие сюжета и помогая скоординировать последовательность действий.