Конспект викторины «Говори правильно. Тема: «Говорим правильно и красиво» - Классный час

Красивая грамотная речь – это показатель образованности, гарантия того, что вас правильно поймут. Поэтому фраза «кто владеет словом – владеет миром» актуальна и в наше время. Ведь грамотность и образность речи – это характерная черта мировых лидеров, дипломатов и других личностей. Поэтому если вы сможете правильно и ясно донести до других мысли и идеи, то профессиональный карьерный рост вам обеспечен.

Грамотная красивая речь помогает нам наладить полноценное общение с собеседником. А неправильная постановка речи с большим количеством стилистических ошибок сведет на нет все усилия, например, при общении с начальником или в конфликтной ситуации в семье.

Кроме того, грамотность несовместима с бранными выражениями, так даже хорошо выглядящий человек использует в своей речи откровенную брань, то культурным интеллигентом он все равно не станет. Поэтому хорошая речь и словесная брань и мат несовместимы.

Причем грамотность – это не только умение точно и ясно выражать мысли, но и говорить по делу так, чтобы всем все было понятно.

Стараясь сделать свой разговор грамотным обращайте внимание не только на свой лексикон, но и на культуру. Для этого говорите, учитывая правила и нормы пунктуации, а также стилистику русского языка.

Грамотность – это соблюдение правил расстановки ударения, умение в нужный момент повысить или понизить тон, соблюдать интонацию, навык выдерживать паузы.

Критерии, определяющие грамотность речи

Речевая культура:

  • уместность;
  • грамотность озвучиваемой информации;
  • доступность высказывания;
  • использование эпитетов, метафор и фразеологизмов;
  • разнообразие речи без тавтологии;
  • эстетичность.

Скудность словарного запаса и безграмотность отталкивает собеседника и раздражает. Даже если вы дома разрешаете себе косноязычие, то маловероятно, что вы будете правильно вести деловую беседу и при разговоре с начальником сможете грамотно изъясняться. А со временем, когда у вас появятся дети, они переймут от вас неграмотные слова.

Как улучшить речь

Во время беседы сохраняйте доброжелательный тон и меняйте интонацию в зависимости от ситуации. Чтобы сделать тональность и интонацию богаче учитесь читать с выражением.

Как правильно развить речь

Тем, для кого грамотность требуется для профессионального роста, без специализированной литературы не справится. В этом случае используйте работы Радислава Гандапаса и пособие И.Голуб и Д.Розенталя «Секреты стилистики».

Помощь профессионалов

Если вам требуется педагог, то высококвалифицированный учитель поставит вам грамотную речь. Но где же его найти? Обратитесь к своему школьному учителю или к знакомому филологу, а если возможности позволяют взять уроки у преподавателя специализирующегося на риторике, то стоит этим воспользоваться.

Сделать речь грамотной не сложнее, чем похудеть, но для достижения этой нужно только захотеть.

Мельникова

Оксана Олеговна

«МБОУ Песчаноозерная СШ» Чановского района Новосибирской области

Проект на тему:

«Правильно ли мы говорим?»


Проблема исследования

Выбор и употребление отдельных слов, грамматических форм и конструкций.

Цель исследования

  • Сбор информации и анализ ошибок,связанных с грамматически неправильным выражением мысли.
  • Анализ количества ошибок,возникающих в результате смешения значений слов.

Задачи исследования

Обозначить проблемы употребления тех или иных выражений и наметить пути их устранения.

Гипотеза

Точное употребление слов является не только требованием стиля, но и требованием смысла.

Методы исследования

При выполнении работы использовались методы опроса, анализа литературы, беседы.




  • Неопытные ораторы.

На собраниях, отчетах часто слышим выражения: «Об этом будет сказано ниже»; « Выше упоминалось».Слова выше и ниже в сочетании с глаголом говорить применимы только к печатному тексту, но не к устной речи. Здесь правильным является употребление слов ранее и дальше .

2.Последний или крайний.

Часто в очереди мы слышим вопросы:«Вы последний?» или « Вы крайний?». Какое из этих выражений применимо в данном случае? В русском литературном языке слово крайний имеет три значения: 1)расположенный на краю (крайний дом); 2)конечный,предельный (крайний срок);3)чрезмерный в проявлении тех или иных свойств (крайний эгоист). Начинающего ряд называют первым , а понятию первый противопоставляется понятие последний .


3.Плацкарт или плацкарта?

Нередко у кассы мы можем услышать: « Билет до ……, плацкарт ». Ошибка довольно распространенная не только в данном случае. Она связана со смешением категории рода. Существительное плацкарта женского рода. Можно привести еще ряд часто встречающихся ошибок: красивая тюль, крепкое кофе и т.д.

4. Можно ли купить килограмм сахара?

Оказывается, нельзя, так как слово сахар принадлежит к группе слов, обозначающих целое, из которого берется часть. Например: производство сахара - килограмм сахару; импорт бензина - литр бензину.


5. ТортЫ или тОрты?

Как произнести слово торт во множественном числе, не знают даже многие взрослые. Таких аналогичных примеров множество. Здесь следует обратить внимание на качество ударения в словах. Если ударение является неподвижным, то образуются следующие формы: тОрты, договОр- договОры,слЕсарь- слЕсари.

6. Апельсин или апельсинов?

Часто встречаются неправильные случаи употребления слов,которые в родительном падеже множественного числа получают окончание –ов : апельсин-апельсинов, мандарин-мандаринов,помидор-помидоров . Распространенной ошибкой является употребление окончания –ов в родительном падеже множественного числа существительных мужского и среднего рода, не имеющих окончания: сапогов, носков,грузинов и т.д.


7.В разговорной речи очень часто встречаются случаи неправильного произношения с точки зрения ударения. Можно привести множество примеров: пОняла вместо понялА , звОнит вместо звонИт , полОжил вместо положИл.

8.В речи некоторых взрослых встречаются ошибочные выражения, связанные с произношением фамилий.К примеру, если украинские фамилии склоняются на своем родном языке,то в русском языке они не склоняются.Не учитывая этой особенности украинских фамилий на –ко, некоторые то и дело склоняют их.Не склоняются у нас и иноязычные фамилии с конечным гласным и все иноязычные фамилии с конечным согласным, если они относятся к женщинам.Мужские же имена с конечным согласным склоняются преимущественно вместе с фамилией.


9.Каждое слово в русском языке,даже самое незначительное, может иногда иметь большое значение и быть совершенно незаменимым.Однако бывают случаи, когда даже очень важные слова становятся вдруг лишними. В школе и дома юноши и девушки как бы соревнуются в употреблении лишних слов (молчал,не разговаривая, пойдем сходим).

10.В транспорте очень распространены выражения «Вы сходите?» или «Вы выходите?». Сами говорящие даже не задумываются о том,как правильно задать вопрос. Правы те, кто говорит «Вы выходите?».Конечно, всякий раз не будешь исправлять данную ошибку, но, хочется слышать вокруг себя грамотную речь.


11.Пислушиваясь к речи окружающих, часто слышишь: надеть пальто,надеть сапоги,одеть платье.Многие неправильно употребляют глаголы надеть и одеть. Необходимо, чтобы каждый школьник знал о том, что глагол надеть употребляется в тех случаях, когда действие обращено на того,кто его производит (надеваю платье) , а также в предложениях с предлогом на (надеваю платье на куклу) .Глагол одеть означает облачить кого-нибудь во что-нибудь, употребляется тогда,когда действие обращено на другого человека или предмет (одеваю брата, одеваю куклу).


Проанализировав сведения,полученные в результате наблюдения, хочется надеяться, что современная школа исправит и выведет на должный уровень качественный состав техники речи учащихся. Такие ошибки, которые мы рассмотрели в данной работе еще могут быть устранены.

Урок-проект «Говорите правильно»

Тип урока

Решение частных задач

Педагогические задачи

Дать понятие о том, что грамотная, соответствующая нормам литературного языка речь способствует успешному, эффективному общению, неправильная же речь затрудняет его; совершенствовать умение орфоэпически правильно произносить слова; способствовать развитию навыка исследовательской деятельности; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке

Планируемые предметные
результаты

Научатся употреблять в устной и письменной речи имена существительные в именительном и родительном падежах множественного числа; определять склонение и падеж имен существительных; правильно писать безударные падежные окончания имен существительных

Метапредметные УУД

Познавательные: отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронных дисков; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет); анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты; регулятивные: использовать при выполнении задания справочники и словари; определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку; высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций из личного опыта; участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом; предвидеть последствия коллективных решений

Личностные
результаты

Осознавать язык как основное средство человеческого общения, понимать важность общения как значимой составляющей жизни общества; понимать то, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; проявлять способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; иметь мотивацию к творческому труду (в проектной деятельности), к созданию собственных информационных объектов, к работе на результат

Организационная структура урока

I. Мотивация
(само-определение)
кучебной деятельности.

Эмоционально-психологическая, мотивационная подготовка обучающихся к усвоению учебного
материала

СЛАЙД 2.

Ребята! У нас сегодня на уроке много гостей. Пусть вас это не смущает . У нас урок-проект по русскому языку. М ы будем работать в парах. Активно, творчески, с интересом и с удовольствием, не бойтесь ошибиться! Помогайте друг другу! Помните: по завершению обсуждения вы должны представить своё задание образно и эмоционально. Внимательно выслушивайте выступления своих одноклассников, мы ведь учимся друг у друга. И, конечно же, постарайтесь сделать работу интересной и полезной для себя и других.

Мы поделились на группы. В каждой группе есть: аналитики, экспериментаторы, иллюстраторы, испытатели, редакторы. Свои обязанности каждый знает. Мы с вами собрали ещё небольшой материал по теме, но время у нас есть, чтобы принять участие в нашем проекте.

Основные этапы проекта ?

- Для чего мы составляем проект?

- Создаваемый проект, как и любой другой, должен отвечать определенным требованиям . Каким?

Слушают учителя, принимают участие
в диалоге с учителем, демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку.

Отвечают на вопросы учителя.

Обдумывание проекта и составление плана;

Разработка всех частей проекта;

Иллюстрирование;

Испытание.

Проект является пособием;

Помогает тренироваться в нахождении и обозначении орфограмм;

Интересный и увлекательный;

Работать с ним может сразу несколько человек;

Использовать можно многократно;

Можно даже определить победителя.

Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями.

Личностные: понимают значение знаний для человека
и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность

Познавательные: осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию; самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; осуществляют поиск
и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, планирование, прогнозирование; структурирование знаний; осознанно и произвольно строят речевое высказывание.

II .Актуализация знаний по теме.

Определение темы урока-проекта(цели, задачи)

Ребята, на уроке мы будем активно использовать компьютерные технологии. Поэтому тема проекта спряталась в следующих двух электронных ссылках. Расшифруйте.

Постановка проблемы:

- Вы что-нибудь поняли из этого отрывка? (Разные версии – возникло затруднение)

А ведь очень часто такие ситуации можно наблюдать, когда вы общаетесь между собой, в классе, на перемене, дома… Какой вывод можно сделать? Вы правы, одного желания правильно говорить мало. Слова нужно еще и правильно произносить. На примерах мы убедились, что нам нужна грамотная речь. Этому мы и посвятим сегодня свой урок.

Друзья, любое успешное, хорошо выполненное дело должно иметь хороший правильный старт. Давайте зададим себе и окружающим посыл, установку, призыв по теме проекта. Давайте говорить правильно!

Все выше сказанное позволяет нам сформулировать проблему проекта, которую необходимо решить при его прохождении, реализации.

- Постановка проблемы и задач исследования: как говорят люди, знакомые, члены семьи. Почему нарушаются нормы литературного языка? Какие основные нормы речи изучаются в начальной школе?

Откройте учебник стр.144, прочитайте название проекта.

Какова же тема проекта ?

Вы правы. Отсюда вытекает цель нашего проекта.

Друзья, любое успешное, хорошо выполненное дело должно иметь хороший старт. Давайте зададим себе и окружающим посыл, установку, призыв по теме проекта.

«Говорите правильно»

«Давайте говорить правильно!»

Подготовительный этап к созданию проекта и составлению плана

Результатом проекта станет карманная книжка-покетмод по русскому языку по теме «Говори правильно» . Книж ка должна быть красивой, привлекать внимание детей и выполнять свою самую главную роль – помощницы.

Итак, задание первое – оформить название покетмода , а на обратной стороне – над проектом работали.

Развивать самостоятельный поиск,включающий элементы исследования, направленность на то, чтобы применять полученные знания в новых условиях.

Принимать участие в коллективной, частично-поисковой деятельности в ходе выполнения проекта

III .Реализация выбранного плана. Усвоение новых знаний.

Выработка правил проекта

Учитель распределяет задания (приложение 3)

Все группы выполняют предложенное задание.

Проверить работу иллюстраторов. Подключить незадействованных для помощи им.

1.«Аналитики» Выработка правил проекта

2.«Иллюстраторы»

Создают титульную страницу книжки.

3.«Экспериментаторы» Собирают пословицы. Поясняют смысл каждой

1.Кто говорит - тот сеет, кто слушает - тот пожинает.

Не всякую речь сказывай.

2. Каков ум, такова и речь.

Хорошо говоришь, да было бы что слушать.

3. Говорит, как река льётся.

Хорошую речь приятно слушать.

4. Каковы свойства, таковы и речи.

Петь хорошо вместе, а говорить порознь.

4. Испытатели .

1. 2. 3.

Вам необходимо выбрать из вариантов кодов тот, в котором зашифрована тема урока. Дальше карточку с этим кодом вы передаете иллюстраторам.

Коммуникативные:

выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью;

; используют критерии для обоснования своего суждения; достигают договоренности

и согласования общего решения; осуществляют постановку вопросов; адекватно используют речевые средства для решения коммуникационных задач.

Систематизация полученных знаний с опорой на предыдущий опыт

1)Работа по группам.

2) Работа с учебником.

3). Защита проектов.

Правила произношения слов устанавливаются и регулируются орфоэпией? На столах у вас толковые словари.

1) Работают аналитики. Откройте стр. 460 и найдите значение этого слова.

В это же время вы, испытатели , выполните 2задание из маршрутного листа.

2) Вам так же необходимо дать определение понятию «орфоэпия». Для этого считайте смартфоном код на интернет-ссылку онлайн- словаря.

Жду ваших ответов. Сделайте вывод.

Сдайте выполненное задание иллюстратору вашей творческой группы, который оформит вторую страничку покетмода.

Ребята, поработаем над первым заданием учебника.

У нас возникли расхождения. А как же правильно произнести эти слова. Где должно стоять ударение? Что поможет нам дать точный ответ на этот вопрос.

Все правильно. Словарь ударений. Информацию о словарях нам расскажет научный руководитель 1группы.

Спасибо. Ребята, а как знания правильной расстановки ударений могут пригодиться нам в жизни? Верно. Информацию о применении норм ударения расскажет нам научный руководитель 2 и 4 группы.

Ребята, поработаем над вторым заданием учебника.

У нас вновь возникли расхождения. А как же правильно произнести эти слова. Что поможет нам дать точный ответ на этот вопрос?

ВЫВОД:Люди редко задумываются над правильным произношением слов. А ведь правильная постановка ударения в словах - это необходимый признак культурного и современного человека.

Ответы групп. Оформление следующей странички книжки.

Ответы групп. Оформление следующей странички книжки.

Выступления учащихся. Презентация покетмодов групп.

IV. Рефлексия деятельности.

Самоанализ, рефлексия чувств и эмоций.

Посмотрите,пожалуйста на экран и выберите из незаконченных предложений те, которые вам хочется продолжить.

Как бы вы их закончили?

Дети работают по рефлексивному экрану.

Всё ли удалось решить на уроке?

Что было интересно?

Какие сложности встретились?

Чем мы занимались на уроке?

Понравилась ли вам эта работа?

Что показалось самым интересным?

Что нового узнали?

Чему научились?

Где можно использовать полученные сегодня знания?

V. Домашнее задание.

Разноуровневые задания

Когда говорят о качествах хорошей речи, отмечают ее правильность, чистоту, богатство, точность, логичность, выразительность и уместность. Уже в этой разделяемой всеми лингвистами классификации можно увидеть, что говорить правильно и говорить красиво не одно и то же.

Говорить правильно - значит строить речь так, чтобы она отвечала требованию правильности. Другими словами, соблюдать нормы литературного языка на разных уровнях. Орфоэпические нормы, к примеру, подразумевают правильную постановку ударения. Так, нужно говорить: звонИт, щавЕль, договОр. Грамматические нормы подразумевают верное согласование слов. Нельзя говорить: черное кофе или вкусный какао, поскольку первое существительное - мужского рода, а второе - среднего. Лексические нормы подразумевают употребление слов в соответствии с их значением и сочетаемость.

К примеру, нередко люди в речи допускают плеоназм, употребляя словосочетания типа памятный сувенир или в мае месяце.

Что значит говорить красиво? Вероятно, это прежде всего соотносится сразу с двумя качествами речи: выразительностью и богатством. Говорить красиво - значит употреблять в речи средства выразительности, использовать лексическое, грамматическое, фонетическое богатство языка. Например, сколько красоты и грусти в этих строках есенинского стихотворения:

Не жалею, не зову, не плачу,

Все пройдет, как с белых яблонь дым.

Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым.

Можно было бы подумать, что красота и правильность речи - хоть и не тождественные, но взаимодополняющие понятие. Между тем иногда то, что красиво, не отвечает нормам, и наоборот.

Вот отрывок из сказки С.Г. Писахова «Северно сияние»: «Летом у нас круглы сутки светло, мы и не спим. День работам, а ночь гулям да с оленями вперегонки бегам. А с осени к зиме готовимся. Северно сияние сушим». Хотя автор здесь и использует диалектные формы слов, находящиеся за пределами литературного языка, нас очаровывает музыка народной речи.

Таким образом, мы убеждаемся, что речь правильная и речь красивая - совсем не одно и то же.

Классный час в 6 классе

(кл. руководитель Баетова Е.Н.)

Тема: «Говорим правильно и красиво».

Цели:1. Проследить за изменениями, происходящие в русском языке в связи с развитием общества.

2. Воспитания любви к родному языку.

3. Формирование бережного отношения к языку.

Ход мероприятия:

Ведущий: Одним из признаков воспитанности является умение человека владеть своим родным языком. Мы с вами живем в стране под названием Россия, наш родной язык- русский. Это самый красивый язык на свете. Ученые всего мира отмечают, что ни на каком другом языке не сложено столько замечательных сказок. А еще русский язык очень музыкальный, поэтому у русского народа так много красивых песен. Но очень часто бывают случаи, когда русский язык искажают, говорят на нем плохо и неправильно. Для того чтобы тебя считали воспитанным человеком, надо следить за своей речью и все слова свои произносить верно. А иначе человек может попасть в смешные или даже очень досадные ситуации.

Сценка «Вредные слова»

Леша: Привет, Петя!

Петя: Салют, дружбан!

Л: Какой чурбан?

П: Не чурбан, темнота!

Л: Почему темнота- когда светлый день!

П: У тебя что, тыква совсем не варит?

Л: Я тыкву варить не люблю.

П: Ой, Леший! Ну ты и зануда!

Л: Это кто – леший?

П: Ты, Леха, современных выражений не понимаешь! Отсталый ты малый!

Л: Я, может быть, и не такой продвинутый, как ты, но твой суперсовременный язык мне как-то не очень нравится.

П: А всем девчонкам очень даже нравится.

Л: Поглядим. Вон идет самая красивая девчонка нашей школы- Ира Давидович.

П: Да, Ирэн- просто улет, всех мальчишек при ней колбасить начинает!

Л: Вот- вот, примерно что- то в этом роде. Попробуй поговорить с ней.

П: Раз плюнуть! Сейчас я приглашу ее в клуб на дискотеку.

Ира: Здравствуйте, мальчики.

Л: Здравствуй, Ирочка.

П: Салют, Матрена прикольного фасона.

И: Что- что?

П: Юбочка новенькая- такая клевенькая.

И: У меня юбочка не клевенькая, она никого не клюет.

П: Пойдем сегодня на дискачь костями подрыгать?

И: Прости, пожалуйста, что- что?

П: Уши разуй, красотка. Потусуемся, говорю, оттянемся на полную катушку.

И: Петя, я тебя не понимаю, ты меня пугаешь… А! Наверное ты болен, да?

П : Ха- ха- ха! Отсталость! Теперь же все так говорят.

И: Не все.

П : А тебе кто- нибудь говорил, что ты на рыльце очень даже ничего?

И : Рыльце у поросенка, а у меня лицо! Зачем ты меня обижаешь, Петька.

П : Ир, я это, я не то… Я прикалываюсь, чтобы тебя насмерть уконтрапупить своей утонченностью. Вообще ты классная.

И : Отойди от меня, хулиган!

П : Ну, так пойдем костями трясти?

И : На кладбище что ли?

Л : Ира, не обижайся на Петю. Я тебе переведу, что он имел в виду. Я уже научился понимать его странный язык. Он говорит: «Ира, ты очень красивая девочка, пожалуйста, поедем вместе на дискотеку!»

И : Он именно это хотел сказать, когда говорил, что у меня рыльце ничего и что мы можем потрясти костями? Какой ужас. Какое бескультурие! Такие прекрасные слова подразумевал, а вслух произнес просто ужасные выражения!

П: Да, да. Именно, так идем костями… то есть на дискотеку?

И :Идем. Только я пойду не с тобой, а с Лешей.

П : И почему мой язык не всем нравится? Он современный… Все так говорят.

Л : Не все. А те, кто говорят какие- то неправильные и искаженные слова, должны исправиться. Конечно, такие слова можно вставлять для смеха в компаниях, но говорить на таком языке все время очень нехорошо.

И : Потому что люди могут подумать: «Вот этот человек- или неграмотный, или больной». Петя, дай слово, что не будешь так разговаривать!

П : Больше не буду. Я даю обещание разговаривать всегда и везде нормальным русским языком.

Ведущий: Вот какой вред приносит людям употребление некрасивых слов.

Русский язык обогащается за счет заимствования. Это слова из области техники, науки, бизнеса, спорта, искусства, слова, обозначающие одежду, продукты питания.

Появление неформальных молодежных движений, а также усиленное освоение обществом техники способствовало развитию молодежного сленга и жаргона.

Алик- телефон от Alcatel,

битая трубка- телефон после неквалифицированного снятия блокировки,

вапиться -пользоваться WAP-режимом,

железо-сотовый телефон, приобретаемый без подключения к сети,

девочка - телефон со встроенной антенной,

мертвяк -неработающий телефон,

мотор- телефон от Motorola,

ныряльщик- телефон, который перестал работать после того, как его уронили в воду,

обои- картина-заставка для экрана телефона,

одежка-корпус телефона,

парашютист- телефон, переставший работать после падения,

пчелайн- компания “Билайн”,

убитый - неработающий телефон,

шкурка - сменный корпус телефона.

Ведущий: Ребята, а как часто вы используете слова-жаргоны? И как к этому относятся взрослые?

Я предлагаю вам сыграть в игру “Подбери синоним” .

К словам из речи молодежи нужно подобрать красивые литературные слова.

Слова для работы: Драпать(убегать), дискач(дискотека), догнать(догадаться), достать(надоесть), врубиться(понять), зажать(утаить, пожадничать), заложить(предать), кадр(смешной, странный человек), капуста(обозначение денег), прикид(одежда), пасти(следить).

Маня: Привет, Катя.

Катя: А, типа, привет, Маня!

Изабелла: Употреблять, как бы, в разговоре слово «типа», как бы, уже не в моде.

К: А типа, что же модно?

И: Как бы, модно вообще поменьше говорить, чтобы, как бы, не обременять других людей, как бы, лишними словами.

М: Я, в принципе, вообще считаю, что лучше вязать или вышивать принципиально крестиком, чем, в принципе, вот так бестолково трепаться.

И: И я, как бы, к вам пришла, чтобы предложить, как бы, вышивание. Вот у меня уже и, как бы, пяльцы в руках.

М: В принципе, я разучила совершенно новый рисунок. Принципиально новый. Вот, поглядите! Я сама его лично придумала!

К: Он к тебе, типа, сам прицепился, из мыслей?

И: Вы, как бы, сейчас поругаетесь?

Сережа: Девочки, вы тут что-вышиваете?

К: В принципе, да.

М: Типа, вышиваем, а тебе что?

И: Тебе, Сережа, должно быть, как бы, все равно.

С: Вышивайте на здоровье. Я ничего вам не говорю. Вот только не кажется ли вам, что ребятам слушать вашу болтовню очень смешно?

К: Это, в принципе, почему?

И: Им, как бы, нравится!

С: Девочки! Проанализируйте свою речь и ответьте, какое слово вы чаще всего употребляете в разговоре.

И: Я, как бы, это..

С: как бы- Изабелла!

К: Ты, типа, потише…

С: Типа- Катя!

М: Ты, в принципе, принципиально нарываешься на скандал?

С: В принципе- Маня!

И: Ну и что, как бы?

С: Да. От них нужно отвыкать. Потому что речь из- за них становится некрасивой. А человека, который их часто употребляет, называют косноязычным, то есть не способным правильно и распространенно разговаривать.

Следите за своей речью.

К: Девочки, я все поняла. Мы так не красиво разговариваем! И эти слова и в самом деле очень вредные. Вы употребляете их в каждом предложении и почти после каждого слова.

И: Мы и сами заметили теперь, что эти слова портят все дело.

М: Спасибо тебе, Сережа, что ты объяснил нам весь вред слов «как бы», «в принципе», «типа»…

Ведущий: Спасибо вам, ребята, за поучительную сценку.

Каждый день мы все больше открываем завесу над несметными сокровищами родного языка, обогащаем свою речь новыми словами. А если чего-то не знаем, то в этом нам помогут великие книги-словари (показ «Толкового словаря», «Фразеологического словаря», «Крылатые слова»).

Читайте, овладевайте словом. И вы станете мудрее.

В словарях вы найдете много новых слов, а я предлагаю вам сыграть в игру «Найди спрятанные слова»

Глобус, шутка, экран, хлев, коса, щель, зубр, столб, укол, удочка, точка, постель, ласточка, горизонт, верхушки, задача, долото, дорога, картина.

Каким будет будущее нашего языка, зависит от каждого из нас! И мы сегодня обращаемся ко всем присутствующим словами классика: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык», обращайтесь почтительно с этим могущественным «орудием», не засоряйте его неоправданными заимствованиями, жаргонизмами. И тогда мы сохраним эту удивительную жемчужину – наш родной русский язык!

Язык пришел к нам по наследью,

Для нас дороже он всего.

Мы заменять чужою медью

Не смеем золота его.

Как стража драгоценной чаши,

Должны мы дар веков сберечь,

И новым блеском жизни нашей

Обогатить родную речь. (Сергеев-Ценский)

Выводы: Каждый вправе выбрать каким языком он будет разговаривать с окружающими. Но всегда следует помнить о том, что язык- это город, на построение которого каждый человек, живущий на земле, принес свой камень. И если мы хотим жить в красивом, чистом, светлом городе, то таковыми должны быть и наши мысли.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ-

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА П. КОЛОС

МАРКСОВСКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Классный час

«Говорим правильно и красиво».

Подготовила: классный руководитель

6 класса Баетова Е.Н.