Конспект занятия «История создания посуды. Как отличить пирожковую тарелку от обычной? История возникновения тарелок

Тарелка может быть спутниковой, может быть музыкальной. Она может быть даже летающей, и, говорят, некоторые счастливчики их лично наблюдали, а в самаре такой тарелке даже памятник поставлен. Но, в первую очередь, тарелка является столовым прибором. этот предмет посуды так давно и прочно вошел в наш быт, что уже сложно представить, как можно было без нее обходиться. Но прежде чем тарелка обрела привычные нашему глазу черты и формы, ее вид претерпел существенные изменения, а уж о материале и говорить нечего.

Всем известные глубокие суповые миски, плоские тарелки для вторых блюд и блюдечки наверняка найдутся на любой кухне. На первый взгляд кажется, что различия у всех тарелок только в диаметре и вместимости. Однако это не совсем так. Видов тарелок насчитывается огромное количество, и каждый из них служит своей определенной цели. Только плоских тарелок можно насчитать с добрый десяток типов!

Например, пирожковые тарелки. Несмотря на «говорящее» название, на них кладут не только пирожки, но и другие хлебобулочные изделия, а помимо этого используют в качестве подставок под соусницы и столовые приборы. Закусочные тарелки пригодятся для завтраков, в них также подают горячие закуски. Столовые тарелки служат для подачи вторых горячих блюд.

Кроме того, на них ставят тарелки с супом (кстати, супы традиционно подаются в глубоких, «суповых» тарелках, но для подачи бульонов и супов-пюре используют бульонные чашки, которые, правда, с чайными чашками не имеют ничего общего-они отличаются от тарелок для супа только наличием ручек). Десертные тарелки, глубокие и мелкие,-как ясно из названия, предназначены для подачи десертов. Мелкие-для фруктов, ягод или запеканки, а глубокие-для фруктовых супов и клубники со сливками.

От закусочных они отличаются разве что орнаментом- более ярким и с «десертной» направленностью. И это только простые тарелки! А ведь к тарелочному семейству также принадлежат селедочницы, салатники, креман-ки, лотки, розетки для варенья, большие круглые блюда для бутербродов-канапе... в общем, глаза разбегаются.
Материал, из которого делают тарелки, тоже весьма и весьма разнообразен-от практически вечных мисок из нержавеющей стали, для любителей экстремального отдыха, до одноразовых тарелочек из пластика или прессованной бумаги-для пикников или людей, ненавидящих мыть посуду. Согласитесь, удобно- поел, а мыть ничего не надо. Наши дальние предки, кстати, тоже в некоторых случаях обходились без мытья тарелок. Но отнюдь не потому, что им было лень помыть посуду- а оттого, что в Древней Руси зачастую вместо персональной тарелки использовался толстый ломоть хлеба, который после трапезы можно было съесть самому или отдать собакам.

Исторический предмет
Кстати, о Древней Руси: именно этому периоду мы обязаны появлением блюдечек. В то время кушанья к столу подавались на больших блюдах преимущественно круглой или овальной формы, выполненных из серебра, золота, олова, а то и стекла, порциями, рассчитанными на несколько человек. Чем меньше была знатность приглашенного на пир, тем меньшего размера блюдо ему подавалось. Оттого и пошли названия- блюдце, блюдечко... Но не переживайте, сейчас правила застольного этикета существенно поменялись, и можно не опасаться оскорбить высокого гостя, поставив перед ним блюдце вместо большой тарелки.

Между прочим, слово «тарелка» появилось в обиходе гораздо позже самого предмета. В средние века вместо тарелок использовались миски (более глубокие и широкие посудины, чем тарелки), которые имели больший размер и были рассчитаны на одновременную трапезу нескольких человек. Тарелки же позволили каждому есть из своей посуды. Само слово «тарелка», по некоторым данным, произошло от немецкого «талер» и далее видоизменялось, превращаясь из «талера» в «талеру», затем «тарель», а потом уже и в привычную нам «тарелку». Кстати, первое признание тарелки получили во Франции, и уже оттуда началось их широкое распространение. Но, правда, «округлились» эти важные предметы далеко не сразу-француз-
ские тарелки были квадратными и больше напоминали подносы, чем блюда.

Самые первые тарелки делались еще в эпоху неолита. Лепили их из глины, и выглядели они, мягко говоря, своеобразно, но функции свои выполняли исправно. Надо сказать, что глиняные тарелки до сих пор пользуются большой популярностью во всем мире. А греческая керамика так и осталась вне категорий. Между прочим, первые «специализированные» тарелки тоже придумали греческие умельцы - это были керамические блюда для рыбы, на которых она и готовилась, и подавалась на стол. Кстати, селедочница-слегка видоизменившийся, но прямой потомок тех самых блюд.
Говоря о посуде из глины, нельзя не упомянуть фарфор. Изделия из него, известные по всему миру вот уже полторы тысячи лет, отличаются особой белизной, тонкостью стенок и мелодичным звоном при легчайшем прикосновении. Фаянс-родной брат фарфора, более простой в обработке и более дешевый. Фаянсовые тарелки выглядят почти так же, как фарфоровые, но все же одно существенное отличие у них есть: если вы сомневаетесь, фарфор или фаянс возьмите в руки и посмотрите изделие на свет. Фарфор будет просвечивать, а вот фаянс-нет.

Тарелки из дерева были распространены ничуть не менее глиняных. Деревянные псевдотарелки, выглядящие как дощечки с выдолбленным в центре углублением, были довольно популярны в средние века. Но они быстро приходили в негодность, так как пропитывались остатками пищи, приобретая неприятный запах, и оттого вместо них все же частенько предпочитали пользоваться хлебом. Однако впоследствии, когда обработка древесины вышла на новый уровень, деревянные тарелки стали не менее распространены, чем глиняные, а в чем-то даже и популярнее- потому как деревянные тарелки хоть и выходили чуть дороже, все же меньше бились и в результате служили дольше.

В наши дни деревянные тарелки используются больше как элемент декора, а зря. Потому как деревянная посуда обладает совершенно особыми качествами. Помимо внешней красоты, она придает положенной в нее пище своеобразный аромат, за что, собственно, и ценится. На Руси для изготовления посуды в основном использовалась липа, потому что ее древесина не только легка в обработке и не трескается, но и придает пище приятный аромат.

Аппетит в стиле модерн
Первые пластиковые одноразовые тарелки появились в конце 50-х годов прошлого века и сразу же стали пользоваться бешеной популярностью. Их изобретатель, американец Уильям Дарт, пришел к этой идее весьма оригинальным путем: на мысль о создании пластиковой посуды его натолкнул случайно разбитый в ресторане стакан, стоимость которого, естественно, была включена в его счет. Появлением бумажных тарелок мы также обязаны американцам. Канзасский студент Хью Мурр и предприниматель Ло-уренс Луэленн в 1910 году получили патент сначала на бумажные чашки, а затем и на тарелки. К созданию этих предметов их подтолкнула «негигиеничность» общественной посуды.

Однако, помимо собственно использования по назначению, тарелкам находилось и более оригинальное применение. Во время Гражданской войны, когда газеты и листов-
ки выпускать было затруднительно из-за проблем с бумагой, правительство решилось на оригинальный ход. Обнаружив на бывшем императорском (ныне государственном) фарфоровом заводе некоторое количество уже готового, но еще не расписанного товара, было решено пустить его в ход в качестве революционной агитации. В результате вместо пасторальных мотивов традиционной росписи на тарелках были запечатлены призывы к борьбе, лозунги из серии «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» и портреты революционных вождей.

Изначально предполагалось, что эти изделия будут доступны широким массам, однако вышло так, что увидеть их можно было только на выставках. Эти материалы выпускались партиями не более трехсот экземпляров и оттого широкого распространения так и не получили. Советский агитационный фарфор до сих пор пользуется огромной популярностью среди коллекционеров мира. А про стрельбу по тарелкам и говорить нечего. Кстати, тот, кто придумал этот вид спорта, наверняка не был большим любителем мыть посуду.

В наше время выбор огромен и разнообразен - можно найти для себя посуду любого цвета, формы, материала и фасона. Но каким бы ни оказался ваш выбор - главное, чтобы вы всегда чувствовали себя комфортно, иначе говоря - в своей тарелке!

История тарелок начинается с III-IV тысячелетия до Рождества Христова и попадает на начало Бронзового Века. Родиной тарелки является Азия (Китай, Индонезия). В XIII-XIV веках, в процессе торговли с империей Оттомана, тарелка попала в нынешнюю Турцию и за сотни лет претерпела там эволюционные изменения, которые сделали из неё то, что мы сейчас называем «турецкими» или «западными» тарелками. С музыкой янычар (янычары — элитное подразделение турецкой армии, организованное в XIV веке и упразднённое в 1826 году после попытки свергнуть Султана) тарелки прибыли в Центральную Европу в XVI веке, где нашли применение в европейской военной музыке. А в XVIII-XIX веках также стали применяться и в симфонических оркестрах.

Само слово сymbal происходит от латинского cymbalum, в свою очередь заимствованного из греческого (kumbalom — небольшая чаша).

Эволюция тарелок

Со временем тарелки в Турции видоизменились и стали выделяться в особый вид — западные (турецкие). Нынешняя современная «западная» форма тарелки утвердилась в начале XIX века, с тех пор ее форма радикально не менялась.

Тарелки китайского типа имеют типичную конусообразную форму колокола с кольцевым изгибом по внешнему радиусу, который уменьшает вибрации и придаёт ей характерный звук. Изначально их торчащий колокол выполнял функцию ручки, так что музыкант мог держать тарелки руками и бить их друг о друга, как сейчас играют оркестровыми тарелками.

Согласно истории музыки, тарелки сначала применялись в маршевой музыке, затем в симфонических оркестрах, затем в небольших оркестрах — на танцах, а после в джазе и биг-бэндах.

В самом начале, в маршах и оркестровой музыке, тарелки использовались парами. Позднее, в процессе модернизации их функций появились так называемые «подвешенные» тарелки: тарелку, висящую на струне, «разгоняли» к акцентам мягкими маллетами. Обычно такие тарелки были большими и тонкими.

Позднее, в танцевальной музыке появились два типа тарелок: крэши (использовались для акцентов) и райды (использовались для аккомпанемента).

История Paiste начинается на стыке веков




Россия (1901-1916)

Михаил Томас Пайст (Michail Toomas Paiste), композитор и музыкант, чей отец приехал в Россию из Эстонии на службу в Царскую Гвардию, открывает издательское дело и музыкальный магазин в Санкт-Петербурге. Дело, в которое также входило скромное производство и ремонт музыкальных инструментов, процветало в течении многих лет, пока перемены, сопровождающие Великую Революцию, не вынудили всё закрыть.

Эстония (1917-1939)
Михаил Томас возвращается на родину своих предков и возобновляет своё дело в Таллине. Именно здесь он начинает разрабатывать и производить тарелки для концертных и маршевых бэндов вместе со своим сыном Михалом, который быстро становится идеологом и берёт бизнес в свои руки. Стараясь удовлетворить быстро растущие запросы «современной» музыки и становление ударной установки, сын начинает разрабатывать собственную концепцию тарелок турецкого типа, которые тогда он предпочёл китайским. Тогда же он разрабатывает первые гонги. Получившиеся в результате инструменты завоёвывают награды и мировое признание в процессе распространения в Европе, Штатах и других странах.

Польша (1940-1944)
Тяготы Второй Мировой Войны вынудили Михаила Пайста уехать из Эстонии в Польшу, где он снова открывает семейный бизнес. Из-за военных ограничений компания испытывает трудности с поставками сырья и поддержанием международных отношений, но ей удаётся остаться на плаву.

Германия (1945-)
К концу войны Михаил Пайст со своей семьёй бежит из Польши в Северную Германию, где, уже в третий раз, открывает дело по производству тарелок и гонгов. Безупречная репутация инструментов помогла восстановить деловые связи и обеспечить устойчивое развитие экспорта в пятидесятых годах.

Швейцария (1957-)
Михаил Пайст основывает производство в Швейцарии и подключает к делу уже третье поколение Пайст, своих сыновей Роберта и Томаса, что способствует дальнейшему развитию компании. Следующим этапом становится перенос головного офиса в швейцарское отделение. С 2003 года компанию возглавляет сын Томаса Эрик.

США (1981-)
С открытием отделения Пайст Америка, компания получает твёрдую точку опоры на крупнейшем в мире рынке музыкальных инструментов.

Эстония и Испания (1995-2005)
В 1995 Paiste буквально возвращается на родину, вновь открывая представительство компании в Эстонии после почти пятидесяти лет отсутствия. В том же году открывается представительство в Испании.

Философия Paiste

Основной принцип семейного бизнеса Paiste в том, чтобы постоянно искать новое звучание тарелок, гонгов и другой перкуссии из бронзы в соответствии с творческими потребностями современных барабанщиков и перкуссионистов. Основой для этого является сочетание воображения музыканта и новаторского духа производителя музыкальных инструментов. А той искоркой, что поддерживает этот принцип, является сама музыка во всей своей красоте, сложности и бесконечности новых путей самовыражения.

Секреты звучания Paiste — это результат векового опыта, глубоких знаний о самом звуке и музыкальных сплавах, кропотливого мастерства и постоянных экспериментов. Cлучайных результатов не бывает. Тщательность разработки гарантирует постоянное качество и характер звука каждой тарелки, перкуссии или гонга. Благодаря этим преимуществам достигается полный спектр уникальных и характерных звуков, которые отвечают персональным запросам музыкантов для успешной реализации музыкальных идей.

Разработка инструментов

В разработке инструментов задействованы члены семьи Пайст, ключевой производственный персонал и опытные работающие барабанщики. Такая команда, из людей с различным опытом за спиной, собирает воедино свои знания для создания нового инструмента. Изучают отзывы и пожелания барабанщиков со всего мира, собирают их в единую концепцию и формулируют общую задачу. Согласно сформированной идее звучания создаются первые прототипы, которые вновь и вновь пересматриваются, пока не достигается соответствие изначальной идее звука. Затем полученные прототипы попадают в руки лучших артистов Paiste, которые оценивают их пригодность и степень актуальности в рамках поставленной задачи. После чего могут быть внесены очередные изменения, пока не появится конечный прототип, который и станет мастер-тарелкой (их в итоге будет сделано несколько для производственных нужд).

Также подразделение по разработке инструментов занимается и полностью инновационными продуктами, в основе которых лежит исключительно их фантазия. В своих креативных изысках и регулярных экспериментах они изобретают новые сплавы, формы и методы производства.

Неполный список достижений Paiste

1930-ые — Первая компания, определившая и спланировавшая конкретные модели в производстве

1947 — Первая компания, производящая более одного класса качества

1949 — Первая тарелка чайна для ударной установки

1963 — Впервые использован сплав 8% бронзы (CuSn8). Первый овальный колокол на чайне

1967/68 — Изобретение хай-хета с волнистой нижней тарелкой (Sound Edge). Изобретение флэт райда

1980 — Изобретение необточенных кованых тарелок (Rude)

1983 — Изобретение вывернутой наизнанку чайны (Novo China)

1984 — Первые крашеные тарелки

1989 — Изобретение бронзового сплава Signature

1996 — Первые в разработке и воссоздании исторических звуков тарелок (Traditionals)

2001 — Запатентованный радикально новый способ обточки, улучшающий звук тарелки (Sonic Texture Formula)

2005 — Благодаря новым цифровым технологиям, Paiste совершает прорыв в передаче знаний формы, структуры и звука швейцарского подразделения на немецкий завод «Paiste Sound Technology»

2007 — Подлинная турецкая бронза и швейцарское качество объединяются вместе для создания новой традиционной серии тарелок (Twenty)

Организация: МАДОУ д/с №8 « Родничок» г.Грязи

Населенный пункт: Липецкая область, г. Грязи

Цель: Познакомить детей с историей посуды, с процессом её преобразования человеком; активизировать познавательную деятельность детей.

  1. Закрепить знания детей о материалах (камень, стекло, дерево, металл, керамика, пластик);
  2. Учить детей приемам рисования специальными красками по керамике;
  3. Развивать любознательность, мышление, творческое воображение, мелкую моторику рук;
  4. Знакомить с правилами безопасного поведения в быту;
  5. Воспитывать у детей самостоятельность и аккуратность при работе с красками.

Ход занятия:

Учитель-логопед: Ребята, меня с детства интересовали разные тарелочки. Когда я была маленькой, у меня была тарелочка расписная, красивая, не такая как у всех, её мне подарила бабушка на день рождения. А когда я подросла, мама купила мне тарелочку с голубыми горошинами и с голубой каёмкой, она тоже была очень красивая, и я берегла её, аккуратно кушала и мыла под краном свою тарелочку. Когда я стала взрослой, то попробовала собрать небольшую коллекцию тарелок. А как вы понимаете, что такое коллекция? (Ответы детей). Мне хотелось бы сегодня показать вам мою коллекцию.

Рассматривание и сравнение коллекции тарелок, среди них лежит лист растения (лилии), плоский камень.

Какие именно тарелки понравились вам больше всего? Почему? Что вас удивило? (Ответы детей). Вас удивило, почему на выставке тарелок оказались камень и лист растения. Послушайте, и вам все станет понятно.

«Тарелка из листка»

Давным-давно, когда не было ни домов, ни детских садиков, ни магазинов, когда люди жили еще в пещерах, произошла эта история. Захотел как-то древний человек поесть. Убил он на охоте кабана, поджарил на костре мясо. (Показ картинки). И тут он подумал: на что ему мясо положить? В руках держать горячо, на землю положить – что с мясом будет? Испачкается мясо. Подумал человек и решил сорвать большой лист у какого-нибудь растения, чтобы на него положить мясо. Так и сделал. Так что первой тарелкой был листок. Но удобна ли такая тарелка? Давайте проведем эксперимент. Вот у меня листочек, подойди …(Миша), насыпь на него крупу и попробуй сделать вид, что хочешь поесть с листочка? Что происходит? Все рассыпается. Удобно ли есть с листочка? Почему все рассыпается? Листок плоский и маленький.

«Тарелка из камня»

Вот и древнему человеку было неудобно есть из такой тарелки. Нужно придумать что-то другое. Посмотрел вокруг себя и увидел много камней. Выбрал из них самый плоский. Вот такой примерно. (Показ плоского камня). Затем целых два дня долбил он камень, чтобы появилось в нем углубление. А легко ли ему было долбить камень? Попробуйте сами. (вызывает одного ребенка). Получилось ли у тебя сделать хоть малюсенькое углубление в камне? Легка или тяжела эта работа?

Тяжело пришлось древнему человеку. Но когда готова была каменная тарелка, положил на нее человек мясо, сел и обрадовался, что у него есть теперь такая удобная тарелка. Но через некоторое время человеку эта тарелка стала меньше нравиться. Как вы думаете, почему? Возьмите камень в руки. Какой он по весу? Тяжелый. Руки устают держать такую тарелку, ведь столов тогда еще не было.

«Тарелка из дерева»

Тогда решил человек сделать посуду из чего-нибудь полегче – из дерева. Взял он деревянную чурку выдолбил в ней углубление. Получилась удобная тарелка. Всем она хороша, да только боятся деревянные тарелки огня. Давайте поразмышляем, почему? Почему тарелка из дерева боится огня? Дерево быстро и хорошо горит. (продемонстрировать со спичкой). Прошло немало времени. Человек научился строить дома, шить одежду и многому другому. И захотелось человеку, чтобы предметы, которыми он себя окружил, были не только удобными, но и красивыми. Вот тогда-то и пришло человеку в голову украсить тарелку узорами. Вот какие красивые расписные тарелки. (Показ).

«Тарелка из глины»

Чем больше проходило времени, тем больше умел человек. Человек стал использовать для изготовления тарелок глину. (Показ). Глиняные тарелки не боялись огня, воды и солнца, но были хрупкие. Как вы понимаете это слово? Хрупкий – значит очень непрочный, легко ломающийся. Повторите слово «хрупкий» и постарайтесь запомнить. Большинство тарелок в вашем доме и в детском саду сделаны именно из глины.

«Тарелка из стекла»

Когда человек научился делать стекло, он стал изготавливать из него тарелки. (Показ). Что вы можете сказать о стеклянных тарелках? Какие они? Стеклянные тарелки красивые, изящные, праздничные. Но у них есть серьезный недостаток. Как вы думаете, какой? Они хрупкие, легко бьются.

«Тарелка из пластика»

Со временем человек овладел производством пластика. Из пластика были сделаны многие предметы. В том числе и тарелки. (Показ). Чем хороши эти тарелки? Они легкие, небьющиеся. Но от горячего такие тарелки могут плавиться. Поэтому из пластиковой посуды нельзя есть горячую пищу.

Вопросы детям:

Описательные вопросы:

  1. Как глядя на тарелку мы можем сказать, для чего она предназначена?

Каузальные вопросы:

  1. Зачем нам нужны тарелки?
  2. Почему для супа и второго блюда тарелки разные?

Субъективные вопросы:

  1. Что вы знаете об истории тарелок?
  2. Что вы чувствуете, глядя на коллекцию тарелок?

Воображаемые вопросы:

  1. Что было бы, если бы тарелок не существовало?
  2. Если бы у вас была подарочная тарелка, кому бы вы её подарили?

Оценочные вопросы:

  1. Что лучше, когда каждый ест из своей тарелки или все едят из общей?

Просмотр фрагмента мультфильма «Федорино горе», беседа по содержанию. Почему так случилось, что вся посуда от Федоры убежала?

А сейчас давайте придумаем сказку: «Жила – была тарелка». Закончить предложением: «И девочка Маша была очень рада иметь такую красивую тарелочку».

А вам хотелось бы получить в подарок красивую тарелочку? Тогда попробуем приготовить в подарок друг другу самые необычные тарелки. Королева кисточка приготовила для нас необыкновенные краски, которые рисуют по керамике. Вы украсите эти тарелочки, как вам нравится, и подарите друг другу.

(Дети самостоятельно раскрашивают тарелочки).

Методическая литература:

И. А. Лыкова - «Изобразительная деятельность в детском саду»;

И. А. Лыкова - «Изобразительноетворчество в детском саду»;

журналы «Старший воспитатель», 2009-2010г.

Ольга Корелякова
Конспект занятия «История создания посуды»

Программное содержание.

Познакомить детей с историей посуды , с процессом её преобразования человеком,

Активизировать познавательную деятельность детей,

Вызвать интерес к предметам рукотворного мира прошлого.

Предварительная работа : рассматривание иллюстраций с изображением посуды , Чтение художественной литературы «Федорино горе» К. Чуковского, беседа о посуде , дидактические игры «Что было до…» , «Эволюция общих вещей» .

Активизация словаря : посуда металлическая , деревянная, глиняная, чайная, столовая.

Материал : проектор; экран; компьютер. Нож (деревянный, пластмассовый, железный, тарелка (деревянный, пластмассовый, железный, чугун, кастрюля. Бумажные тарелки, краски, кисточки .

Ход занятия:

Сегодня день у нас особый,

Я приглашаю вас друзья!

А вы со мной идти готовы?

В чудесный мир зову вас я!

Мы совершим путешествие в мир удивительной посуды .

Давным – давно человек жил в пещере,

Он на огне варил обед.

Ну а как он ел?

Человек пищу ел руками,

Вы представьте сами,

Как же трудно было.

Есть жидкий суп руками.

Когда-то давным-давно люди жили в пещерах, а еду готовили на костре. Ели, в основном, жареное мясо, растения и ягоды. Ели руками. Однажды взял человек в руки очень горячее мясо. И выронил его из рук.

Оно упало на палочку, палочка воткнулась в мясо. Взял человек мясо на палочке и понял, что так есть удобнее. И пальцы не жжёт. Так появилась ложка.

Отгадайте загадку :

1. Она бывает глубока,

Она бывает мелка,

Однако это не река. (тарелка)

2. Сами не едим,

А людей кормим. (ложки)

3. Варю я пищу вашу

К обеду - суп и кашу. (Кастрюля)

4. Ш-ш-ш, - шипит картошка, -

Подлейте маслица немножко».

Вот это жар, вот это да!

Раскалена (сковорода) .

Как одним словом можно сказать о предметах из загадок? (посуда )

Первобытные люди научились делать посуду из глины . Они лепили её руками и сушили на солнце. Посуда была непрочной , в ней могли находиться только сухие продукты.

Потом придумали первый гончарный станок и печь для обжига глиняной посуды . Люди научились обжигать посуду из глины в печи , чтобы она была прочная.

Теперь в ней можно было хранить воду и молоко, готовить пищу на огне.

- Посудой на Руси пользовались с древних времён. Русская национальная посуда так и осталась деревянной и глиняной. Сначала она была простая, без особой красоты.

Потом появилась металлическая посуда – из чугуна выплавляли чугунки.

Чугунную посуду использовали для приготовление пищи в печках, так как она очень прочная.

Чугунной посудой пользуются и в наше время.

Как вы думаете, где и когда?

Знаменитые русские самовары. Изящный чайник и стакан из серебра. Известно, что серебро очищает воду и это полезно для здоровья. До сих пор люди пользуются этой посудой .

Со временем появилась стеклянная посуда

Фарфор, фарфоровая посуда - это посуда из белой глины .

Русские мастера создавали красивую посуду , которую знают во всем мире.

Деревянная и глиняная посуда самая безопасная для здоровья людей

Пластиковая посуда изготовлена из пластмассы. Как вы думаете, где она применяется?

Чем она удобна?

Из пластмассы делают разную посуду , например, для маленьких детей, она небьющаяся и легкая.

Физкультминутка «Моем посуду »

Кран с водою мы открыли

(4 раза произвести вращательные движения кистью рук, как будто открыть кран)

И посуду перемыли

(положить правую ладонь на левую и совершить по ней круговые движения, как будто мыть тарелку)

Терли, терли, мыли, мыли

(те же движения, но левой рукой по правой)

Терли, терли, мыли, мыли

Все кругом в воде и мыле.

(Развести руки в стороны) .

Посмотрите. У меня на столе лежит посуда .

Дети подходят к столу для экспериментирования.

Как вы думаете, удобно деревянным ножом резать?

Как вы думаете, удобно пластмассовым ножом резать?

А таким ножом удобно резать?

Кто хочет попробовать? (дети пробуют отрезать кусок сыра или хлеба, деревянным и пластмассовым ножом).

Как вы думаете, какая тарелка лучше и почему : деревянная, пластмассовая, железная, глиняная, фарфоровая?

В чем удобней варить суп : в чугуне или в кастрюле? Почему?

Пальчиковая гимнастика : "Посуда »

Раз, два, три, четыре,

Мы посуду перемыли :

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварешку.

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалили,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть- чуть сломали,

Так мы маме помогали.

Воспитатель показывает детям бумажные тарелки.

Что бы мама сильно не расстраивалась, давайте дл не украсим тарелочки красивым узором.

У меня есть кисточка (показывает, с помощью её превратимся в мастеров.

Воспитатель предлагает закрыть глаза.

Мы очутились в мастерской, и я вам предлагаю пройти за рабочие столы.

(На столах приготовлена акварельная краска, баночки с водой, кисточки , подставки, тряпочки).

Дети украшают чашечки разными знакомыми элементами (круги, мазки, точки, палочки, колечки и т. п.)

Рефлексия :

Вот мы с вами побывали в прошлом посуды .

По своему назначению посуда бывает разной .

На какие группы ее можно разделить?

Для чего нужна кухонная посуда ?

Столовая посуда ?

Чайная посуда ?

Какая посуда безопасна для нашего здоровья?

Публикации по теме:

«Капля реку бережёт» История создания мультфильма Существует много проектов, участие в которых предлагает нам город. Педагоги нашего.

Конспект игры-занятия по социальной адаптации детей третьего года жизни «Мытьё посуды» Программное содержание: 1. Формировать знания о процессе мытья посуды: 2. Создать условия для обогащения словарного запаса детей в процессе.

Ход НОД: Воспитатель сообщает детям, что к ним в группу пришло аудиописьмо, но чтобы узнать, от кого это письмо и что в нем, необходимо.

Конспект занятия по познавательному развитию (ознакомление с названиями предметов посуды) в средней группе «Встреча с Федорой» Конспект познавательного развития детей в средней группе. Интеграция областей: "Познавательное развитие", "Социально-коммуникативное развитие",.

КОНСПЕКТ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ. Познавательная деятельность (Окружающий мир) Тема: «Путешествие в увлекательный мир посуды». Цели:.

? Что такое пирожковая тарелка? И вообще, какая специальная посуда бывает?

Елена Михайловна З., Красноармейский район.

На вопрос отвечает Елена Крылова, продавец-консультант специализированного магазина.

Как ни странно, тарелки появились после вилок и ложек. Пирожковая тарелка не такая уж редкость, не исключаю, что в каждом доме она найдется, - говорит эксперт. - Наверняка, вы ими пользуетесь, просто не знаете, как они называются. Это плоские тарелки диаметром 16-18 см для кулинарных изделий (пирожки, булочки, фаршированные блины и др.) и хлеба. Однако строгая классика предписывает им конкретный размер - 17,5 см, и ни шагу в сторону. Диаметр позволит не спутать пирожковую тарелку с порционной, он у последних до 15 см. Пирожковые тарелки практически всегда являются составной частью посудных сервизов, могут быть различной формы и из различных материалов: стекла, фарфора, фаянса, пластика, керамики и др. Самый роскошный вариант - фарфоровый, но тонкая белая с красивой росписью посуда будет и самой дорогой.

Качество тарелочки можно определить, стукнув по краю деревянной палочкой, должен быть мелодичный, похожий на колокольный, звон. Это верный показатель того, что нет трещин, уплотнений и других дефектов.

Демократичный аналог фарфора - фаянс. Он толще фарфора, не просвечивается даже на самых тонких участках, но тоже выглядит нарядно и удобен в повседневном использовании.

У глиняной посуды есть свой плюс - экологична, на такой тарелке перед подачей на стол можно разогреть вчерашний пирожок или кусок пирога прямо в духовке, что, согласитесь, удобно.

Пластиковые изделия пригодятся на детском празднике. Покупать поштучно пирожковые тарелки не практично, лучше сразу приобрести штук шесть. Главные критерии - цена, практичность, качество. Цвет любой тарелки, и пирожковой в том числе, тоже имеет значение. Считается, что зеленый и синий - приглушают аппетит, а вот теплые цвета, например, желтый, увеличивает тягу к еде.

Что касается специальной посуды, то она редкий гость на нашем столе. Во-первых, мы привыкли к универсализму, солонку можем с легкостью использовать для соуса или хрена, в то время как есть и соусник, и хренница. Редкая посуда часто связана с редкими «гостями» в нашем привычном рационе. Скажем, как часто мы едим икру? Поэтому неудивительно, что изящная икорница, подчеркивающая изысканность продукта, нам дома особо не нужна. Тарелка или мисочка для мытья рук на столе, скорее, вызовет удивление. А между тем она должна присутствовать, если подаются раки, спаржа или фрукты. Редкую кухонную утварь, как правило, требуют импортные блюда. Например, из французской кухни перекочевали пашотница (подставка для яиц-пашот), кокильница (раковина на подставке для подачи на стол рыбы и морепродуктов), террин (керамическая прямоугольная емкость с крышкой для запекания). Специальной посудой является и кокотница, но в русских семьях у нее уже немало почитателей.

Наталья Хайрулина