Логопедические уголки в детском саду. Предметно-развивающая среда в логопедической группе дошкольного учреждения

Ольга Кушнаренко

Данная презентация была представлена на муниципальный смотр - конкурс » . В конкурсе принимали участие группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи. По результатам конкурса наша группа заняла призовое третье место. На слайдах представлена речевая зона , дидактические игры и наглядные пособия для использования воспитателями в работе по закреплению речевых навыков , а также для самостоятельной деятельности детей. Здесь можно увидеть : картотеку артикуляционных упражнений, игры для формирования воздушной струй, развития мелкой моторики, звуко-слогового анализа и синтеза , для автоматизации и дифференциации звуков, пальчиковые театры, музыкальные и шумовые инструменты, медиатеку. Всё расположено в зоне доступности для детей. Группа была открыта 01 .09.2015 года.



Публикации по теме:

Воспитателям работающим в логопедических группах бывает сложно запомнить автоматизируемые звуки каждого ребенка. Детей много, а звуки у.

«Речевой кубик» (дидактическая игра для детей логопедической подготовительной группы) Программные задачи: -развивать умение выполнять звуко.

Конспект развлечения в старшей группе «Речевой КВН» Цель: Создать положительный эмоциональный настрой всех участников, раскрыть роль сказки в социально-нравственном, творческом и речевом развитии.

Конспект в подготовительной речевой группе «Сказки - помощницы» «Сказки - помощницы» Цели: упражнять в согласовании прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Закреплять правильное произношение.

В средней группе был организован центр «Речецветик», в котором были подобраны дидактические игры: Звуковая культура речи Развитие фонематического.

Организация полноценной речевой деятельности детей логопедической группы посредством реализации нетрадиционных форм Приложение к опыту "Организация полноценной речевой деятельности детей логопедической группы посредством реализации нетрадиционных форм.

Проект «Речевой центр как средство развития самостоятельной речевой деятельности детей» Чем сложнее и многообразнее деятельность, тем нужнее речь, тем больше потребность в общении. Важнейшим условием совершенствования речевой.

Проблема преобразования образовательного пространства, в котором происходит воспитание, обучение и развитие ребёнка занимает особое место в педагогических исследованиях последних лет. При этом коррекционно-развивающей среде, как части целостной формы педагогической деятельности, отводится большая роль в речевом и психическом развитии детей, имеющих речевое недоразвитие. Важнейшими принципами функционирования такой среды являются принцип научности, природосообразности, перспективной направленности, комплексного использования предметов среды, принцип оптимального насыщения. "Правильно организованная предметно-пространственная среда в логопедической группе создаёт возможности для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии и позволяет ребёнку проявлять свои способности не только на занятиях, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности" (Н.В.Нищева).

В нашем детском саду группа компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи функционирует с сентября 2009 года. Мы постарались организовать развивающее пространство группы так, чтобы каждый ребёнок имел возможность упражняться, наблюдать, добиваться поставленной цели. Обстановка группы позволяет предусмотреть чередование специально организованных занятий и свободной деятельности детей, способствует реализации режима двигательной активности, что предупреждает умственное утомление, способствует здоровьесбережению. Кроме того, создавая коррекционно-развивающую среду группы, мы стремились к тому, чтобы окружающая обстановка была комфортной, эстетичной, подвижной, вызывала стремление к самостоятельной деятельности.

Логопедическая группа представляет собой "сказочную страну", в которой дети учатся красивой и правильной речи. Каждый центр группы отграничен от остального пространства с помощью мебели или воздушного зонирования и имеет своего радушного хозяина, способного многому научить детей.

Центральным персонажем стал позаимствованный в пособии "Учим ребёнка говорить и читать" С.П. Цукановой, Л.Л. Бетц весёлый инопланетный житель Юпик. Он "прилетел" к детям в начале учебного года и оказался в удивительной "стране красивой и правильной речи". Вместе с Юпиком дети учатся правильно выговаривать звуки родного языка, различать их на слух и в произношении, знакомятся с буквами, овладевают навыком слитного чтения. Юпик учит детей "говорить" пальчиками - вместе с ним дети выполняют пальчиковую гимнастику, способствующую развитию мелкой моторики и стимулирующую развитие головного мозга и речи. Руки Юпика выполнены из трикотажных перчаток. Разучивая новую пальчиковую гимнастику, воспитатель надевает перчатки и показывает детям упражнения. Знакомую игру могут показывать сами дети.

В теремке "Звукарике" живёт Кот - Говорун, который всегда рад гостям и помогает детям научиться выполнять сложные артикуляционные упражнения (мягкая кукла с языком - варежкой). Он - хозяин речевого уголка. Здесь дети отрабатывают правильное звукопроизношение перед волшебным зеркалом, глядя в которое всегда улыбаются. Кот придумывает для детей новые увлекательные игры со звуками и словами: бродилки-лабиринты, сочинялки, трудноговорилки и др. В игре дети осваивают произношение "трудных" звуков.

На этапе автоматизации звуков удобно использовать зонтики - их интересно покрутить, назвать разместившиеся на них фигурки, составить о них предложение, подуть на "капельки", отработать предложные конструкции. Сами зонтики - упаковка от конфет, фигурки подобрали педагоги и родители.

На полочке "5+5" в речевом уголке у Кота - Говоруна разместились разнообразные пособия по развитию мелкой моторики. Многие из них изготовлены руками творческих педагогов. Здесь и "цветные бусинки", и "весёлые резиночки", "улитка", "черепашка", "длинные верёвочки", и, конечно, всем известные и любимые детьми массажёры - "ёжики" - су-джок и экспандеры. Выкладывание нитки в спирально закрученном панцире черепашки и раковине улитки не только развивает мелкую моторику, но и помогает выработать у детей усидчивость и терпение. Вместо ниточки можно предложить детям прокатить по лабиринту бусинку - такие упражнения тоже увлекательны и полезны для детей. Любима детьми игра "Золушка", в которой нужно разложить в двё ёмкости горох и фасоль. Увлекает малышей пособие "Накорми поросёнка" - в маленькое отверстие дети просовывают сухие макароны и поросёнок доволен! Несложно изготовить сухой пальчиковый бассейн: возьмите тазик или широкое ведёрко и наполните его горохом, фасолью и т.д. В бассейне "прячутся" игрушки, ответы на загадки, картинки - всё, что захочет педагог. Если бассейн наполнить пуговицами, то кроме развития мелкой моторики можно учиться счёту, сравнению по величине, форме (зрительное восприятие), развивать тактильные ощущения.

Дыхательные упражнения улучшают ритмы, повышают энергетическое обеспечение деятельности мозга, элиминируют многие соматические нарушения, успокаивают, снимают стрессы и т.д. (А.Л.Сиротюк). Обучая детей длительному плавному выдоху, мы оборудовали в речевом уголке полочку "Дуй, ветерок". Здесь доступно для детей разместились дыхательные тренажёры, также изготовленные руками взрослых: "Телевизор", "Кот - Обжора", "Бабочки", "Цветные кружочки". Очень любят дети пускать кораблики в тазике с водой, играть в "Футбол", выдувать "морозные картинки" из трубочки. В вечернее время дети организуют оркестр - каждый пузырёк звучит по-разному.

Все дети любят киндер-сюрпризы и приносят в детский сад игрушки, найденные внутри шоколадных яиц. Оказалось, что и эти игрушки можно использовать с пользой: отрабатывать слоговую структуру слова и совершенствовать счётные навыки: один голубенький бегемотик, два голубеньких бегемотика, три голубеньких бегемотика:, десять голубеньких бегемотиков. В группе собралась целая коллекция таких игрушек. Дети с удовольствием рассказывают об игрушках, которые они принесли, сочиняют весёлые и поучительные истории, строят города и жилища для своих персонажей.

Учебный центр оборудован магнитной доской, разрезной азбукой и "Чудо деревом", на котором живёт умный Филин. Умный Филин приносит детям картинки, ребусы, загадки, помогает усвоить сложную грамматику родного языка и обогатить словарный запас. Здесь интересно проходят организованные занятия. Каждый ребёнок получает возможность практически действовать с учебным материалом: на наборном полотне выложить из букв слово или предложение, распределить по вагончикам слова.

Поупражняться в составлении слов можно прямо на мягком диванчике - там разместились яркие подушки с "рассыпанными" словами. Кто составит самое длинное слово, получает значок.

Запомнить зрительный образ букв помогает "сенсорная азбука", которую с любовью смастерили воспитатели. На буквы, вырезанные из линолеума наклеены различные материалы - крупы, бумага разной фактуры, фольга, ткани, мех, флористические жучки и т.д.

Ведущее место в комплексном подходе к коррекции речевых нарушений многие исследователи (Р.Е.Левина, Г.А.Никишина, Г.А.Каше и др.) отводят формированию фонематического слуха и восприятия, т.е. способности воспринимать и различать звуки речи. Высшая степень фонематического слуха и восприятия - звуковой анализ: способность установить, какие звуки слышны в слове, определить порядок их следования и количество. У детей с нарушениями речи усвоение такого материала вызывает значительные трудности. Поэтому педагоги ищут новые дидактические пособия, способные повысить интерес к занятиям и облегчить понимание детьми нового материала. Для определении наличия и местоположения звука в слове на стене расположилась "Цветочная поляна". На лепестках "речецветиков" дети размещают картинки, в названии которых есть изучаемый звук. Постепенно цветочная поляна накапливает словарик-звукарик. Цвет буквы на лепестке обозначает акустические характеристики звуков: гласный - красный, синий - твёрдый согласный, зелёный - мягкий согласный. Сложность изучения звуков обусловлена некоторой абстрактностью материала. Восприятие звука возможно только пока он звучит, а значит кратковременно. Человечки "звуковички", изготовленные из контейнеров от киндер-сюрпризов, помогают "материализовать" звуки. В игре с самодельными куколками у детей "включаются" все анализаторы - тактильный, слуховой, зрительный, двигательный. Звуковички различаются цветом (в зависимости от обозначаемого звука), головки изготовлены из разных материалов: если звук твёрдый - головка из твёрдого шарика от пирамидки, если звук мягкий - головка из ниток, мягкая на ощупь. Звонкий звуковичёк звенит - внутри него спрятаны металлические гайки. Звуковички должны отыскать свою комнатку в домике - слове, выстроиться в порядке расположения звуков.

В центре художественно - эстетического и креативного развития размещены музыкальные инструменты, сказочные персонажи, выполненные из различных материалов для всех видов театра - от настольного и плоскостного, до пальчикового и кукол "би-ба-бо". С помощью героев русских народных сказок, знакомых детям с раннего возраста, педагоги легко преодолевают речевой негативизм у детей с моторной алалией, удерживают внимание гиперактивных детей. Дети с удовольствием играют в театр. Игра помогает развивать просодические компоненты речи - интонацию, дикцию, голосовую функцию; развивают уверенность в себе, коммуникабельность. Здесь же размещены материалы для изобразительной деятельности - рисования, лепки, аппликации. Главный персонаж центра меняется в зависимости от изучаемой лексической темы. Например, при изучении лексического блока "Дом. Комнаты Мебель. Посуда" хозяевами уголка становятся 3 медведя. Вспоминая знакомую сказку, дети описывают комнату каждого героя, мебель, посуду в комнатах, рисуют её, изображают повадки животных. Это помогает актуализировать словарь, накопленный на занятиях, совершенствовать связную речь детей, упражнять в правильном употреблении грамматических форм языка.

В условиях крайнего севера восприятие природных объектов детьми ограничено. Кратковременность межсезонья, отсутствие ярких природных явлений (цветение деревьев, прилёт птиц:) крайне обедняет детские впечатления. Знакомить со многими природными объектами и явлениями приходится по картинкам. Это отражается на речи детей. Восполнить недостаток позволяет организованный в групповой комнате природный уголок. Здесь размещаются комнатные растения, аквариум, календарь погоды, сюжетные картинки соответствующего времени года, "портрет месяца". Дети усваивают времена года, сезонные изменения в природе.

Длительный период тёмной полярной ночи ослабляет здоровье детей, отрицательно влияет на зрение дошкольников. Как известно, моторика глаз является неотъемлемым компонентом всех видов познавательной деятельности, и прежде всего - учебной (А.Л.Сиротюк). И.М.Сеченов обратил внимание на то, что формирование высших психических процессов базируется на материальной основе - элементарном зрительно-моторном акте. Следовательно, для полноценного психического развития детей требуется пространственно-поисковая активность органов зрения. Глазодвигательные упражнения позволяют расширить пространство зрительного восприятия (А.Л.Сиротюк). Для проведения глазодвигательной гимнастики в группе нарисованы схемы зрительно-двигательных траекторий. По "дорожкам" бегут различные зверюшки, дети должны проследить глазами, "помочь" сказочному персонажу добежать до конца дорожки. Когда дети осваивают плавное движение глазами с опорой на линию схемы, им предлагается "рисовать" глазами воображаемые фигуры без зрительной опоры. Такие упражнения тренируют мышцы, управляющие движениями глаз, снимают умственное утомление, способствуют развитию зрительного восприятия, улучшают циркуляцию внутриглазной жидкости, тренируют способность глаза фокусировать.

Большой ковёр позволяет прямо в групповом помещении выполнять телесные упражнения для развития координации движений, растяжки для нормализации мышечного тонуса, проводить упражнения на релаксацию и подвижные физминутки во время занятий, предупреждающие утомление детей.

Т.О. в коррекционно-развивающей среде логопедической группы созданы все условия для сознательно-регулируемой деятельности детей, которая несёт в себе направленность коррекционного воздействия на речевое и психическое развитие, предусматривая их взаимодействие. Практическая значимость такого подхода к организации развивающего пространства состоит в том, что при индивидуально-личностном подходе к каждому ребёнку повышается эффективность коррекционного воздействия, что способствует улучшению качества и прочности результатов работы.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПАПКИ САМООБРАЗОВАНИЯ + ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ САМООБРАЗОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ Автор Межова С.Л. Каждый человек – индивидуальность и причины его професионального выгорания тоже различны. Для начала надо выявить именно причины приведшие к снижению работоспособности и восприятию нового. Это в основном три направления, в которых педагоги, иногда сами того не замечая, оказываются в плену. Банальная усталость и опустошенность от многолетней работы в сфере педагогики (постоянное напряжение от общения с родителями, начальством, эмоциональное напряжение от общения с детьми – да и это тоже), во-вторых циничное отношение к труду и тому, что делаешь (только получение материального от работы), в третьих педагоги, иногда проработав много лет, чувствуют себя некомпетентным специалистом в профессиональных вопросах (в основном пугают нововведения, повышенные требования). Во всех перечисленных случаях процесс профессионального выгорания длительный и незаметный. Исходя из вышеперечисленных причин, можно подобрать и мотивацию для «пробуждения» педагогов. Очень хорошо использовать тренинги, которые проводятся совместно с психологом, где присутствуют молодые и опытные педагоги. Тематика таких тренингов может быть совершенно разнообразной. Интерактивные упражнения, игры-ассоциации, где педагоги могут почувствовать себя и в роли руководителя и в роли ребенка. Такие мероприятия незаметно и постепенно помогут оживить не только профессиональный интерес, но и почувствовать себя по-иному, просто нужным и счастливым человеком. Методика самовнушения, похвалы, умение посмотреть на себя и других со стороны очень действенна. Вот здесь можно увидеть, какие скрытые таланты есть у педагогов, к чему есть тяга больше даже в простой обыденной жизни. Хорошо мотивируют и молодые педагоги, которые горят идеями, здесь можно подпитаться энергией и познанием нового. Привлечь к совместной работе, проведению мастер-классов, дать почувствовать себя в роли ведущего наставника. Очень полезна и саморегуляция, то есть самовосстановление. Педагогам предлагается записать 10 приятных для них дел, доставляющих им удовольствие (т.е. ответить на вопрос «Что мне доставляет удовольствие?») Далее данный список необходимо проранжировать по степени удовольствия, доступности и частоте использования, что позволит выбрать наиболее приятные и доступные занятия. В результате можно выбрать самый оптимальный способ восстановления психоэмоционального состояния. И конечно не забывать, что очень полезно живое общение вне работы, вне профессиональных интересов. Вместе отдыхать, просто общаться – выставки, походы в театр, совместные праздники, обсуждение прочитанного – это не только поможет отвлечься от работы, но и сплотит коллектив. И конечно – важно иметь мечту. Часто люди работают из-за заработной платы, не имея определенной цели или причины. В результате мотивации к работе никакой нет. Важно найти причину, по которой необходимо работать, тогда удастся вернуть радость. Конечно, деньги – главная мотивирующая сила, но ведь можно подумать о том, на какие нужды их можно потратить. Вольтер написал: «Человек должен мечтать, чтобы видеть смысл жизни». Мечта ведет к успеху. Успех пораждает успех. И даже самая маленькая победа повысит мотивацию. Самообразование помогает адаптироваться в меняющейся социальной и политической среде и вписаться в контекст происходящего. Поэтому выбирая для себя тему надо учитывать ее важность и актуальность в данный момент, а так же подумать как вы лично можете раскрыть эту тему в ближайший период, для какой категории детей (возраст, особенности развития) можно будет применить наработки по теме. Так же важно изучить литературу, которая подойдет для выбранной темы и здесь важно в начале не разбрасываться, а остановиться для начала на 2-3 источниках. ВАЖНО, чтобы знания по какому-либо вопросу, приобретаемые из одного источника, дополнялись сведениями из другого документа. Это заставляет занимающегося сравнивать, анализировать, делать выводы и формировать свое собственное мнение по данному вопросу. ВАЖНО уметь собирать, накапливать и хранить сведения, факты, выводы.Они пригодятся для выступления на семинарах, педагогических советах, участия в дискуссиях и т. д. Темы для самообразования могут подбираться с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства педагога. Они всегда связаны с прогнозируемым результатом (что мы хотим изменить) и направлены на достижение качественно новых результатов работы. Исходя из своего опыта Вам важно пересмотреть свои результаты и наработки со стороны и решить, что будет важно не только для Вас,но и что измениться для ваших воспитанников, какой будет конечный результат.Если детский сад работает в инновационном режиме, то и вопрос самообразования включаются в тематику экспериментальной деятельности ДОУ. Если специалист молодой, можно взять более общие темы по изучению: ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания;Изучение учебной и научно-методической литературы; Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии; Изучение новых программ и педагогических технологий. С опытом педагог может выбрать более узкую направленность, исходя из интересов дошкольников или своих интересов. Например не просто "Экологическое воспитание", а "Нравственный аспект в воспитании дошкольников через приобщение к экологической культуре" или "Нетрадиционные оздоровительные технологии в приобщении дошкольников к ЗОЖ". Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений; Повышение общекультурного уровня Большинство педагогов все-таки путают самообразование по определенной выбранной теме и вообще работу в течении года. То есть смешивают все подряд (мероприятия с родителями, праздники, конкурсы, посещения других мероприятий) не акцентируя внимания именно по своей теме. Смысл самообразования ведь и состоит именно в том, что человек выбрав для себя мало изученную проблему, постепенно накапливает материал именно по ней, не примешивая сопутствующую ежедневную работу(соглашусь, тоже не менее важную и трудоемкую) ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ САМООБРАЗОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ 1. Активизация словаря детей младшей возрастной группы. 2. Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет. 3. Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности. 4. Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок. 5. Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада. 6. Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста. 7. Дидактические игры в обучении детей основам математики. 8. Духовно-нравственное воспитание дошкольников. 9. Духовно-нравственное воспитание детей посредством чтения художественной литературы. 10. Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС. 11. Игра как средство общения дошкольников. 12. Игровая деятельность детей на этапе перехода от раннего к дошкольному детству. 13. Использование здоровьесберегающих технологий в первой младшей (второй младшей, средней, старшей) группе. 14. Использование развивающей игры во время нод по математике с детьми младшего (среднего, старшего) дошкольного возраста. 15. Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 2 – 3 лет. 16. Личностно-ориентированный подход в воспитании дошкольников. 17. Методика формирования правильной осанки и профилактика её нарушения у дошкольников. 18. Народные подвижные игры, их значение в физическом воспитании дошкольников. 19. Обогащение социального опыта дошкольников в условиях детского сада и семьи. 20. Оздоровительная гимнастика после дневного сна, её значение. 21. Организация работы в ДОУ по патриотическому воспитанию. 22. Патриотическое воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства. 23. Пересказ художественных произведений с помощью картинок. 24. Подвижная игра как средство развития физических качеств детей (среднего, старшего) дошкольного возраста. 25. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. 26. Правила дорожного движения для дошкольников. 27. Приёмы активизации умственной деятельности в процессе ознакомления детей с природой. 28. Проектная деятельность с детьми младшего (среднего, старшего) дошкольного возраста. 29. Проектный метод в духовно-нравственном воспитании дошкольников. 30. Развивающие игры как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста. 31. Развитие диалогического общения детей в разновозрастной группе (4-7 лет). 32. Развитие игровой деятельности у детей раннего возраста. 33. Развитие коммуникативных способностей старших дошкольников через общение с природой. 34. Развитие математических представлений в дошкольном возрасте. 35. Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность. 36. Развитие мелкой моторики дошкольников. 37. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования. 38. Развитие познавательной деятельности дошкольников. 39. Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования. 40. Развитие речи детей раннего и младшего дошкольного возраста. 41. Развитие речи - уроки риторики и речевой этикет. 42. Развитие сенсорных способностей дошкольников. 43. Развитие сенсорных способностей посредством дидактической игры. 44. Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности. 45. Развитие творческих способностей дошкольников средствами кукольного театра. 46. Речевое развитие дошкольников 47. Роль двигательного режима для здоровья дошкольников. 48. Роль игры в физическом развитии и укреплении здоровья дошкольника. 49. Роль загадки в развитии дошкольника. 50. Роль народных праздников в приобщении дошкольников к русским народным традициям. 51. Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста. 52. Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников. 53. Сказкотерапия как средство формирования развития речи дошкольников. 54. Современные подходы к реализации задач образовательной области "Познание". 55. Театр – как средство формирования связной речи дошкольников. 56. Театрализованная деятельность как средство развития креативной личности ребёнка. 57. Физическое развитие детей в игровой деятельности. 58. Физкультурно-оздоровительная работа с детьми. 59. Формирование коммуникативных качеств у детей младшего (среднего,старшего) дошкольного возраста. 60. Формирование коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста через общение с природой. 61. Формирование культуры здоровья у детей дошкольного возраста. 62. Формирование начал экологической культуры дошкольников. 63. Формирование основ педагогического мастерства. 64. Формирование патриотических чувств у дошкольников. 65. Формирование речи детей в игровой деятельности. 66. Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника. 67. Художественно-речевое развитие детей через совместную театрализованную деятельность детей и родителей. 68. Экологическое воспитание детей в детском саду. 69. Экологическое развитие детей в младшей (средней, старшей) возрастной группе.

/

Развитие и коррекция речи – важное направление образовательного процесса в детском саду. Логопедический уголок в группе детского сада специально оборудуется для логопедических занятий и игр с воспитателем. Воспитатель работает по заданию логопеда над улучшением звукопроизношения малышей, развитием у них фонематического слуха, расширением словарного запаса, исправлением дефектов речи и т.д.

Логопедический уголок в группе детского сада оснащен игровым, дидактическим и наглядным материалом, позволяющим регулировать процесс развития речи у дошкольников. Материал подбирается совместно логопедом и воспитателем так, чтобы он был познавательным, развивающим, удовлетворял потребности малышей в развитии, учитывал их психологические и физиологические особенности и имеющиеся нарушения речи. Для каждого возраста материал подбирается отдельно.

Для оптимизации педагогического процесса в современных детских садах на логопедических занятиях все чаще используется логопедические комплексы – интерактивное оборудование на базе ПК. Такое оборудование помогает проводить занятия в форме игры, способствует привлечению внимания детей к процессу обучения и значительно повышает эффективность работы педагога.

Как оформить логопедический уголок?

При оформлении логопедического уголка в группе следует стремиться к созданию комфортной и эстетически привлекательной обстановки. Его оборудуют в хорошо освещенном месте, в некотором удалении от игровой зоны и недалеко от книжного уголка. Доступ к нему должен быть удобным, чтобы маленькие воспитанники сами с удовольствием подходили к нему и включались в занятия и игры.

Подбор дидактического материала осуществляется по следующим разделам:

  • дыхательная гимнастика (для овладения навыками правильного вдоха-выдоха в процессе разговора);
  • артикуляционная гимнастика;
  • отработка звукопроизношения;
  • развитие фонематического слуха;
  • изучение основ лексики и грамматики;
  • развитие мелкой моторики;
  • развитие связной речи;
  • знакомство с потешками, поговорками, стихами и т.д.

Интерактивное оборудование дает возможность преподносить новую информацию максимально наглядно и интересно, превращает процесс обучения в увлекательную игру. Приобретение логопедического комплекса позволяет оптимизировать педагогический процесс и значительно улучшает результаты работы. Малыши легче вовлекаются в образовательную деятельность, да и в процессе занятий их внимание удерживается лучше, что ускоряет процесс приобретения новых знаний и избавления от дефектов.

Маргарита Андреева

динственный способ взобраться на вершину лестницы –преодолевать ступеньку за ступенькой, по одной за раз. И в процессе этого подъема Вы внезапно обнаружите у себя все необходимые качества, навыки и умения, нужные для достижения успеха, которыми Вы, вроде бы, никогда не обладали.

Маргарет Тэтчер

Приветствую Вас, уважаемые коллеги!

С огромным удовольствием представляю свой рабочий кабинет логопеда в МБДОУ д/с «Ягодка» с. Александровского, Томской области. Логопедом я работаю всего второй год. В своей работе применяю инновационные технологии :

Работаю над развитием слухового внимания;

Речевого, фонематического слуха;

Физиологического и речевого дыхания;

Формированием правильного звукопроизношения, автоматизацией и дифференциацией различных звуков;

Развитием грамматического строя речи;

Развитием связной речи (диалоги, пересказы, рассказы) .

Особое внимание уделяю формированию фонетико-фонематического восприятия.

Знакомлю детей со звуками, развиваю навыки звуко-слогового анализа , синтеза.

Работаю над предупреждением дисграфии и дислексии.

Вот что мне удалось сделать своими руками, руками моих детей и родителей за этот период.

Добро пожаловать!


На входной двери кабинета табличка «Логопед » , расписание работы логопедического

кабинета и «Секрет от логопеда » :

Как говорить и ясно, и понятно,-

Квалифицированный мастер – ЛОГОПЕД .

Он учит речевой коммуникации,

Грамматика и лексика - его предмет.

Дыханию, фонации, артикуляции

Со знаньем дела вас научит ЛОГОПЕД .

Он педагог, Учитель и психолог,

Филолог он, и он языковед,

Он воспитатель, доктор, дефектолог,

Актер, оратор – это ЛОГОПЕД .

Исследователь, методист, новатор,

Он диагност, корректор и эксперт,

И консультант, и наблюдатель –

Специалист разносторонний – ЛОГОПЕД .

Кабинет логопеда .

Картотеки игр и упражнений, а так же другой материал к занятиям.



1. Рабочее место логопеда .

2. Под полкой расположена «Подсказка логопеда » : График индивидуальной работы с детьми; График работы логопеда (общий) ; Памятки «Гласные звуки и буквы» , «Классификация согласных звуков речи» , «Строение зубочелюстной системы» .


3. На этой же стене расположены настенные зеркала и «Паутинка» (место для закрепления демонстрационного материала для повторения с детьми, а так же подсказки для логопеда на занятия ).

4. Левее располагается зона для развития дыхания «Карусель» и моторики рук «Разноцветные косички» .


5. Здесь стоит небольшой «Магазин для развития пальчиков» , где ребёнок в свободной деятельности может взять следующие пособия и игры :





5.2. Дидактические игры, игры-вкладыши, шнуровки.

5.3. Массажные мячики (Су-джок терапия) .

5.4. Коллекция ракушек, животных морей и океанов.

5.5. Фрукты и овощи.

5.6. Игра «Угадай, что шумит в яйце?»

5.8. Ветерки; «Змейка-повторюшка» ; «Лягушка-говорюшка» .

5.9. Сухой бассейн для рук из киндер яиц.

6. «Логопедические помощники » - массажные мячики (мягкие и твёрдые на ощупь) .



7. А на полке находятся наши любимые «Логопедические помощники » (в специальных баночках) : камешки, ракушки, бусины, цветные шнурочки, воздушные шарики, свистки, мелкие игрушки из киндер сюрпризов, магниты, магнитные буквы разного цвета для магнитной доски, мякиши, пуговицы, головоломки и многое другое.



9. В шкафу находятся «логопедические ключики » - зонды и зондозаменители; масла для аромотерапии; шпатели; спирт; ватные палочки; ватные диски; салфетки; трубочки; вата.

10. На шкафу стоят детские игрушки, ёмкости для развития дыхания игра «Снегопад» .



11, 12. В шкафу находятся методические материалы, «Копилка методического материала логопеда » , а так же литература и прочие методические пособия.



13. В кабинете имеется компьютер (активно применяю современные средства ИКТ в своей работе с детьми) .

14. Рядом с учебной зоной расположено место для индивидуальной логопедической работы с детьми (оснащено различными играми, упражнениями) .

15. Учебная зона логопедического кабинета : доска, магнитная доска, место для крепления наглядности.

16. Раздаточный материал к занятиям по обучению грамоте для подготовительной логопедической группы (фишки карточки для составления схемы предложения, счётные палочки, фишки для ударения и игры «Светофорчики» , цветные шерстяные нитки для выкладывания букв на бархатной бумаге).


Логопедический уголок для родителей, расположенный в прихожей группы.