Масленица. История праздника и его традиции

Масленица – один из самых веселых и долгожданных праздников в году, празднование которого длится семь дней. В это время люди веселятся, ходят в гости, устраивают гулянья и кушают блины. Масленица в 2018 году начнется 12 февраля, а датой её окончания станет 18 февраля.

Блинная неделя – народное торжество, посвященное встрече весны. Прежде чем войти в Великий пост, народ прощается с зимой, радуется теплым весенним денькам, и, конечно же, занимается выпеканием вкусных блинов.

Масленица: традиции и обычаи

Существует несколько названий этого праздника:

  • мясопустой Масленицу называют из-за того, что в период празднования воздерживаются от употребления мяса;
  • сырной – потому что на этой недели едят много сыра;
  • Масленицей – потому что употребляют большое количество масла.

Многие люди с трепетом ожидают наступления Масленицы, традиции празднования которой уходят корнями вглубь нашей истории. Сегодня, как и в былые времена, этот праздник встречают с размахом, с песнопениями, танцами и конкурсами.

Самыми популярными забавами, которые раньше устраивали в селах, были:

  • кулачные бои;
  • поедание на время блинов;
  • катания на санях;
  • лазанье на столб за призом;
  • игры с медведем;
  • сжигание чучела;
  • купание в прорубях.

Главным угощением как раньше, так и сейчас являются блины, которые могут иметь различную начинку. Их пекут каждый день в больших количествах.

Наши предки считали, что тот, кто не веселятся на Масленицу, проживет наступивший год бедно и безрадостно.

Масленица: что можно и чего нельзя делать?

  1. На Масленицу нельзя употреблять мясную пищу. Разрешено кушать рыбу и молочные продукты. В качестве основного блюда на столе в каждом доме должны быть блины.
  2. Кушать на Масленицу нужно часто и много. Поэтому принято приглашать гостей и не скупиться на угощения, а также самим ходить в гости.

Масленица: история праздника

На самом деле Масленица является языческим праздником, который был со временем изменен под «формат» Православной церкви. В дохристианской Руси празднование называли «Проводы зимы».

Наши предки почитали солнце, как бога. И с наступлением первых весенних деньков, радовались, что солнышко начинает прогревать землю. Поэтому и появилась традиция печь круглые, по форме напоминающие солнце, лепешки. Считалось, что съев такое кушанье, человек получит частичку солнечного света и тепла. Со временем лепешки заменили блинами.

Масленица: традиции празднования

В первые три дня праздника шла активная подготовка к торжеству:

  • привозили дрова для костра;
  • украшали избы;
  • строили горы.

Главное празднование проходило с четверга по воскресенье. В дом заходили для того, чтобы угоститься блинами и выпить горячего чая.

В некоторых селениях молодёжь ходила по домам с бубнами, рожками, балалайками, распевая колядки. Городские жители участвовали в праздничных гуляньях:

  • одевались в лучшие наряды;
  • шли на театральные представления;
  • посещали балаганы, чтобы посмотреть на скоморохов и потехи с медведем.

Главным развлечением было катание детей и молодежи с ледяных горок, которые старались украсить фонариками и флажками. Для катания использовались:

  • рогожи;
  • санки;
  • коньки;
  • шкуры;
  • ледянки;
  • деревянные корыта.

Ещё одним веселым событием было взятие ледяной крепости. Парни строили снежный городок с воротами, туда сажали стражу, а потом шли в атаку: врывались в ворота и лезли на стены. Осаждённые оборонялись как могли: в ход шли снежки, мётлы и нагайки.

В Масленицу парни и молодые мужчины показывали свою прыть в кулачном бою. Участвовать в боях могли жители двух деревень, помещичьи и монастырские крестьяне, жители большого села, проживающие в противоположных концах.

К бою серьёзно готовились:

  • парились в банях;
  • сытно ели;
  • обращались к колдунам с просьбой дать специальный заговор на победу.

Особенности обряда сжигания чучела зимы на Масленицу

Как много лет назад, так и сегодня кульминацией Масленицы считается сжигание чучела. Это действие символизирует наступление весны и окончание зимы. Предваряют сожжение игры, хороводы, песни и пляски, сопровождающиеся угощением.

В качестве чучела, которое приносится в жертву, изготавливали большую смешную и в то же время страшную куклу, олицетворяющую собой Масленицу. Делали куклу из тряпок и соломы. После чего её наряжали в женскую одежду и оставляли на главной улице деревни на время Масленичной недели. А в воскресенье торжественно несли за пределы селения. Там чучело сжигали, топили в проруби или же разрывали на части, а солому, оставшуюся от него, разбрасывали по полю.

Ритуальное сжигание куклы имело глубокий смысл: уничтожить символ зимы необходимо для воскрешения его силы весной.

Масленица: значение каждого дня

Отмечают праздник с понедельника по воскресенье. На Масленой неделе каждый день принято проводить по-своему, соблюдая традиции наших предков:

  1. Понедельник называют «Встреча Масленицы». В этот день начинают печь блины. Первый блин принято отдавать бедным и нуждающимся людям. В понедельник наши предки готовили чучело, одевали его в лохмотья и выставляли на главной улице деревни. Оно стояло на всеобщем обозрении до воскресенья.
  2. Вторник прозвали «Заигрыш». Его посвящали молодежи. В этот день устраивали народные гулянья: катались на санях, ледяных горках, каруселях.
  3. Среда – «Лакомка». В этот день звали в дом гостей (друзей, родных, соседей). Их угощали блинами, медовыми пряниками и пирогами. Также в среду было принято потчевать блинами своих зятьев, отсюда пошло выражение: «Пришел зять, где сметаны взять? ». Также в этот день проводились конные бега и кулачные бои.
  4. Четверг в народе прозвали «Разгуляй». С этого дня начинается Широкая Масленица, которая сопровождается играми в снежки, катанием на санках, веселыми хороводами и песнопениями.
  5. Пятницу прозвали «Тещины вечерки», потому что в этот день зятья приглашали тещу в свой дом и угощали вкусными блинами.
  6. Суббота – «Золовкины посиделки». Невестки приглашали в свой дом сестер мужа, беседовали с ними, угощали блинами и дарили подарки.
  7. Воскресенье – апофеоз Масленицы. Этот день получил название «Прощеное воскресенье». В воскресенье прощались с зимой, провожали Масленицу и символично сжигали её чучело. В этот день принято просить у знакомых и родных прощения за обиды, накопившиеся за год.

УДК 39

Масленица. История праздника и его традиции.

Maslenitsa. The history of the holiday and its traditions.

Аннотация: Данная дипломная работа посвящена рассмотрению черт русского национального характера через призму русских традиционных праздников на примере Масленицы. История Масленицы уходит в дохристианскую Русь. Масленица, как самый яркий, весёлый, широкий и зрелищный русский праздник, пользуется популярностью в русском народе. Сегодня Масленица — это символ русских народных праздников с тысячелетней историей.

Annotation: This thesis is devoted to consideration of features of the Russian national character through the prism of Russian traditional holidays, for example carnival. The history of carnival rooted in pre-Christian Russia. Carnival, as the bright, cheerful, wide and spectacular Russian holiday, is popular among the Russian people. Today, Maslenitsa is a symbol of Russian folk festivals with a millennial history.

Ключевые слова :Масленица, русский национальный праздник, национальный характер, черты русского национального характера

The keywords: Maslenitsa, a Russian national holiday, national character features of Russian national character

Национальный характер — совокупность наибо-лее устойчивых для данной национальной общности особенностей эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира и форм реакций на него. Он выража-ется в эмоциях, чувствах, настроениях и проявляется в национальном темпераменте.

С давних времен, с самого своего становления Россия зарекомендовала себя, как страна необычная, уникальная, притягательная и непонятная. Про Россию Ф.И. Тютчев(1803 — 1873 ) сказал:

Умом России не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать —

В Россию можно только верить.

Эти строки, безусловно, актуальны и по сей день. Россия — страна, не подпадающая ни под какие мерки, шаблоны и законы логики. Её характер — это характер её народа, отличается сложностью и противоречивостью.

Многие факторы влияют на формирование национального характера, развивающегося долгое время в истории. Среди этих факторов самыми главными являются культура и история. Традиционные праздники как важный компонент национальной культуры считаются носителями, отражающими и наследующими национальной культуры; процессом накопления и коагуляции национальной истории и культуры в течение продолжительного периода времени; объединённым показанием национального характера и национальной культуры; истинным изображением профиля нации и государства. Поэтому, с помощью русских национальных традиционных праздников пригодится далее и глубоко исследовать и анализировать русский национальный характер.

История Масленицы уходит в дохристианскую Русь. Масленица, как самый яркий, весёлый, широкий и зрелищный русский праздник, пользуется популярностью в русском народе. В дни праздника Масленицы есть ряд ритуалов: сжигание соломенного чучела Зимы, готовить и есть блины, катание на санях и отголосок языческих обрядов. Сегодня Масленица — это символ русских народных праздников с тысячелетней историей. Ни в одной стране не празднуют ничего подобного.

Данная дипломная работа посвящена рассмотрению черт русского национального характера через призму русских традиционных праздников на примере Масленицы. Она состоит из введения, основного текста, заключения и списки литературы.

Введение включает в себя изложение актуальности, цели, задачи, значимости и методов исследования этой дипломной работы. Коротко отмечено основное понятие русского национального характера.

Основной текст состоит из двух глав. В первой главе растолковываются общие сведения о Масленице: её возникновение, традиции празднования, и влияние на современное русское общество.

Во второй главе излагаются основные черты русского национального характера, проявляющиеся в обычаях и традициях русского традиционного праздника Масленицы, подробно анализируются такие черты, как религиозность, воинственность, гостеприимство и соборность.

В заключении мы пришли к выводу: русский национальный праздник Масленица — эффективный способ для исследования черт русского национального характера. Масленица может чётко отразить главные черты русского национального характера.

Введение

Глава 1 Общие сведения о Масленице

1.1. Происхождение Масленицы.

1.2. Традиции празднования Масленицы

1.3. Влияние Масленицы на современное русское общество

Глава 2 Черты русского национального характера сквозь призму Масленицы

2.1. Религиозность

2.2. Воинственность

2.3. Гостеприимство

2.4. Соборность

Заключение

Литература

Введение

Всем известно, что каждый народ, населяющий нашу планету, не возникает из ниоткута. На протяжении тысяч лет при развитии общества у каждого народа постепенно сложились своеобразные обычаи, устоявшиеся традиции и самые невероятные и экзотические обряды, которые составляют незримый, но сугубо индивидуальный культурный багаж каждой народности. Обычаи и обряды — неотъемлемая сторона жизни. Каждый народ является сложным миром. Члены народа имеют одинаковый язык, общую окружающую среду политики и экомоники, общие источники истории, общую территорию и накопление культуры. Таким образом, у них есть многие общие черты, которые называются чертами национального характера.

Про национальный характер, в разных областях исследований есть разные термины, как основные типы личности, национальные черты, общественный характер, этнические особенности, национальный менталитет, национальная индивидуальность, в сущности все они указывают на национальный характер. Национальный характер — уникальный национальный колорит эмоций и чувств, образа мыслей и действий, устойчивые и национальные черты привычек и традиций, формирующихся под влиянием условий жизни, особенностей исторического развития данной нации и проявляющихся в специфике её национальной культуры. Он меняется по мере изменений веры, природной среды, общественного режима и др. В этническом сознании каждого народа в стереотипной форме присутствуют представления о типичных представлениях той или иной нации: англичане — консервативны, немцы — аккуратны и трудолюбивы, испанцы — горды и т.д. О русском национальном своеобразии как самими русскими написано очень много и очень по-разному.

Россия, страна обширная, имеет самую большую по площади территории в мире, особое географическое положение, даже и суровый климат. Поэтому русские имеют загадочную душу, стойкость, склонность к крайности, умение выживать при любых обстоятельствах, великодушие, уверенность в себе, мужество, честность, доброта, свободолюбие, трудолюбие, гуманность, сердечность, сострадание, самоотверженность, стремление к справедливости и т.д.

Писатель А.Н. Толстой так написал: «Русский характер лёгкий, открытый, добродушный, жалостливый… когда жизнь не требует его к тяжелой жертве. Но когда приходит беда — русский человек суров, двужилен в труде и беспощаден к врагу, не щадя себя, он не щадит и врага… В мелочах русский человек может быть несправедлив к себе и другим, отделаться шуточкой… Но справедливость в больших идеях и больших делах живёт. В нём неискоренимо. Во имя справедливости, во имя общего, во имя Родины, он, не подумав о себе, кинется в огонь.»

Неоценимый вклад в изучение русского национального характера внесла книга русского философа Н.О. Лосского (1870 — 1965) «Характер русского народа». В своей книге Лосский дает следующий перечень основных черт, как религиозность, общительность, чувство и воля, свободолюбие, присущих русскому национальному характеру.

Важное значение Н.А. Бердяев придавал коллективно-родовому началу в развитии русского национального характера и в судьбе России. По мысли Бердяева, «коллективизм духовный», «духовная соборность» — это «высокий тип братства людей». За таким коллективизмом будущее. Но есть и другой коллективизм. Это «безответственный коллективизм», который диктует человеку необходимость «быть как все». Русский человек, считал Бердяев, утопает в таком коллективизме, он чувствует себя погруженным в коллективе. Отсюда недостаток личного достоинства и нетерпимость к тем, кто не такой, как остальные, кто благодаря своему труду и способностям имеет право на большее.

В руссrом народе есть такая пословица: «Лучше умереть стоя, чем жить на коленях ». Эта пословица образно отражает воинственность русских людей. Русский народ отличает от других народов воинственностью. Причина в том, что чувство чести играет важную роль. Чувство чести — нерушимый фундамент, заложенный в русских. Его невозможно разрушить.

Праздники — наиболее надёжные источники сведений о национальном характере, поскольку за ними не стоит индивидуальный, их создатель - народ, это коллективное творчество. Из многих русских национальных праздников Масленица - самый яркий, весёлый, широкий и зрелищный русский праздник, она отличаются уникальными традициями и обрядами, предоставляет богатый материал для всестороннего исследования черт характера нации. В длительном процессе развитии русской культуры и истории Масленица честно фиксирует в своей семантике своеобразные русские культурные установки и стереотипы, прямо или косвенно отражает воззрения русского народа, идеологию своей эпохи, особенности русского национального характера. Поэтому мы выбрали праздник Масленицу как свой предмет исследования, сквозь призму этого праздника анализируем черты русского национального характера, в чём и заключается наша цель изучения.

На основе поставленной цели выделяются следующие задачи:

1) Представить основные сведения Масленицы;

2) Выяснить происхождение и важные традиции празднования Масленицы;

3) Указать на то, как Масленица влияет на современное русское общество;

4) Проанализировать черты русского национального характера с помощью традиций и обычаев Масленицы.

Для решения поставленных задач используются следующие методы: метод сплошной выборки; метод контекстного наблюдения; метод контекстуального анализа; метод сопоставления и обобщения.

Значимость исследования состоит в выявлении одной из важнейших русских праздников — Масленицы, в более глубоком и всестороннем познании черт русского национального характера. Всё это имеет большое значение для учащихся русскому языку или людей, которые имеют дело с русскими.

Глава 1 Общие сведения о Маслениц е

1.1. Происхождение Маслениц ы

Масленица — русский народный праздник, корнями уходящий в древнее время, зародилась в те времена, когда славяне еще не знали христианства, были язычниками, тогда начало Нового года отмечали не зимой, а с приходом весны, первого марта. Считается, что это был славянский праздник проводов зимы, и одновременно были проводы старого года и встреча нового. С введением христианства в Россию церковь пыталась запретить шумные языческие славянские ритуальные действия, искоренить веселые народные гуляния, однако из этого ничего не вышло. Таким образом, в Масленице переплелись аграрные и семейные обрядовые действия, отголоски языческих и христианских представлений о человеческом существе и устройстве окружающего мира.

Масленица называется различно, все эти названия имеют одинаковые мысли. По причине воздержания от мяса произошло название мясопуста; от употребления сыра — сырной недели; от повсеместного употребления масла — Масленицы, которая продолжается целую неделю перед Великим постом. В святцах и церковных книгах употребляется название сырной недели. В это время русские не едят ничего мясного, но могут есть рыбу, молока, яйца и сыр. Поэтому известное название этой недели по всей России — Масленица.

Русские празднуют Масленицу на последней неделе перед Великим постом, который длится семь недель и заканчивается Пасхой. Во время Великого поста Церковь предписывает верующим воздерживаться от скоромных продуктов(мяса, масла, и т.д.), увеселений и развлечений — вот народ и стремится повеселиться «впрок». Древняя пословица гласит: «Как новый год встретишь, так его и проведешь» . Поэтому Масленицу отмечали с большим размахом: пели песни, водили хороводы, зазывали Весну, сжигали чучело зимы. В каждый ритуал вкладывался особый смысл. В этом празднике хорошо прослеживаются культ предков, аграрный, а также семейный культ. Считается, что культ предков прослеживается в традиции выпекания обрядовых блинов (часть поминальной пищи), а также в традиции прощеного воскресенья. Семейно-родовой характер праздника можно связать и с названием дней Масленицы. Аграрный культ прослеживается во многих праздниках, в том числе и в обрядах Масленицы.

Блины — это главный символ Масленицы. Они символизируют свет, победу над злой и приход весны. Такая символика блина вполне понятна, ведь он такой же горячий, золотистый и круглый, как и солнце. Ещё считается, что чем больше блинов на Масленицу съешь, тем богаче и счастливее проживёшь год.

1.2. Традиции празднования Масленицы

В период празднования Масленицы православные традиции играет большую роль в истории. Последняя подготовительная к Великому посту неделя называется Сырной седмицей. Эта седмица — это время в церковном календаре связано с размышлениями о грядущем конце зла и победе добра после Страшного Суда — в течение этой недели христиане должны прочувствовать «радость ожидаемого пришествия Царства Божия».

По традиции, в Масленую неделю предполагаются праздничные застолья с родными и друзьями, хождение друг к другу в гости — всё это сближает, даёт повод просить обиды и недовольства, которые накопились за год, ведь в конце этой седмицы, в день накануне Великого поста — прощёное воскресенье.

Церковь предостерегает паству от всякой неумеренности. Пьянства, легкомысленных поступков и опасных игр в это время — за весельем не стоит забывать о высоком подготовительном назначении этой светлой, радостной недели. «Мир с родоначальниками горько да восплачет: снедию сладкою падший с падшими », звучит в песнопениях Сырной седмицы — так вспоминается грехопадение Адама и Евы, произошедшее от невоздержания, и содержится восхваление поста с его спасительными плодами. Этим чтением Церковь напоминает нам, что мы должны делать добрые дела, и зовёт грешников к покаянию, напоминая, что за все грехи нам придётся отвечать. На Сырной седмице уже не совершается Таинство Венчания, в среду и пятницу не служится Литургия, а на Часах произносится молитва.

Народные традиции Масленицы тоже занимают важное место. На Масленицу в течение всей недели веселье, традиции и забавы всегда имеют установленную последовательность, что выражается в названии масленичных дней. В понедельник — встреча Масленицы, во вторник — заигрыш. В среду масленой недели, тёщи приглашали на блины зятьев с женами. Особенно этот обычай соблюдался в отношении молодых, недавно поженившихся, отсюда и пошло выражение «к тёще на блины». В широкий четверг происходили самые людные санные катания. В пятницу — тещины вечерки — зятья звали тёщу на угощение. Суббота отводилась золовкиным посиделкам. Воскресенье называлось «прощёным днём», в этот день все навещали родственников, друзей и знакомых, обменивались поцелуями, поклонами и просили прощения друг у друга, если обидели словами или поступками. Вся неделя именовалась «честная, широкая, веселая, боярыня-Масленица, госпожа Масленица».

Понедельник зовётся «встреча». В этот день достраивали ледяные горки, качели и балаганы, наряжали чучело Масленицы в старую женскую одежду. Насаживали его на большой шест и с весёлыми величальными песнями возили на санях. Затем чучело устанавливали на ледяной горке, с которой устраивали катание на санях. В понедельник начинали печь блины, и первый блин обычно получали нищие на помин усопших.

Вторник называется «заигрыши». С утра молодые люди катались с гор и ели блины, а также приглашали в гости родных и знакомых: «У нас-де горы готовы, и блины испечены - просим жаловать» . В деревянных балаганах давали театральные представления с участием Петрушки и масленичного деда. Скоморохи пели частушки. Было принято возводить ледяные крепости, устраивать шуточные бои. В конце XVIII века в Петербурге устраивали гулянья на Исаакиевской площади, где устанавливали балаганы и карусели, строили ледяные горки. В Москве катались на санях по Москве-реке и реке Неглинке. Проводили маскарады на московских улицах.

В среду, в «лакомки», в каждой семье накрывали столы, предлагая гостям блины, кушанья из рыбы, яиц, творога, молока. В некоторых областях России особое внимание в этот день уделяли тёщи своим зятьям — «тещины блины». В городах и посёлках устанавливали торговые палатки, где предлагали горячие сбитни, русские пряники, орехи, кипящий чай из самовара.

В четверг приходилась середина игр и веселья. Возможно, именно тогда проходили и жаркие масленичные кулачные бои, кулачки, ведущие своё начало из Древней Руси. Были в них и свои строгие правила. Нельзя было, к примеру, бить лежачего «лежачего не бьют», вдвоём нападать на одного «двое дерутся — третий не лезь», бить ниже пояса или «один на один». К тому же, все с удовольствием катались на ледяных горках, качелях и лошадях, устраивали пиры, карнавалы, начинали колядовать. Гуляли с утра до вечера, плясали, водили хороводы, петь частушки. Напрасно четверг тоже зовётся “широкий разгул”.

Пятница славилась «тещиными вечерами». Целый ряд масленичных обычаев был направлен на то, чтобы ускорить свадьбы, содействовать молодежи в нахождении себе пары. А уж, сколько внимания и почестей оказывалось на масленице молодоженам! Традиция требует, чтобы они нарядные выезжали «на люди» в расписных санях, наносили визиты всем, кто гулял у них на свадьбе, чтобы торжественно под песни скатывались с ледяной горы. Однако, самым главным событием, связанным с молодоженами, было посещение тещи зятьями, для которых она пекла блины и устраивала настоящий пир (если, конечно, зять был ей по душе). В некоторых местах «тещины блины» происходили на лакомки, т. е. в среду на масленичной неделе, но могли приурочиваться к пятнице. Если в среду зятья гостили у своих тещ, то в пятницу зятья устраивали «тещины вечерки» приглашали на блины. Являлся обычно и бывший дружка, который играл ту же роль, что и на свадьбе, и получал за свои хлопоты подарок. Званая теща (существовал и такой обычай) обязана была прислать с вечера все необходимое для печения блинов: сковороду, половник и др., а тесть посылал мешок гречневой крупы и коровье масло. Неуважение зятя к этому событию считалось бесчестием и обидой, и было поводом к вечной вражде между ним и тещей

Суббота — золовкины посиделки. Золовка — это сестра мужа. Итак, в этот субботний день молодые невестки принимали у себя родных и дарили им подарки. Всё очевидно, на этой «Масленице жирной» каждый день этой щедрой недели сопровождался особым застольем.

Последний день масленичной недели назывался «прощёным воскресеньем»: родственники и друзья ходили друг к другу не праздновать, а с «повинением», просили прощения за умышлённые и случайные обиды и огорчения, причинённые в текущем году. При встрече порой «даже с незнакомым человеком» полагалось остановиться и с троекратными поклонами и «слёзными словами» испросить взаимного прощения: «Прости меня, в чём я виноват или согрешел перед тобой». «Да простит тебя Бог, и я прощаю», - отвечал собеседник, после чего в знак примирения нужно было поцеловаться. Гулянье заканчивалось, на ледяных горках разводили костры, чтобы растопить лёд и прогнать холод. В этот день окончательного прощания с зимой сжигали чучело Масленицы, а пепел развеивали по полям, чтобы был хороший урожай.

1.3. Влияние Масленицы на современное русское общество

Всем известно, праздник создаёт ощущение общности, которой способствует разный церемониал, обряды праздника, в которых слова, музыка, движение, свет, цвет, художественно воплощают идею, все это создает особую атмосферу. Его участники испытывают ощущение «очищение души», поэтому особенность праздничной культуры проявляется не только в прагматической стороне, но и в духовной стороне.

Язычество как первая религия славян подарило русским Масленицу, великолепные свадебные обряды и святочные гадания. Свадьбы играли осенью или зимой, в интервалах между длительными постами. Особой популярностью пользовался так называемый «свадебник» — период от Рождества до Масленицы.

Современные свадебные обычаи несколько трансформировались с течением времени, но разорительно не изменились. Многие русские свадьбы играют в такой период — от Рождества до Масленицы.

Своеобразный символ Масленицы — золотистый, круглый и горячий блин, который символизирует счастье, веселье, надежду, свет и веру в будущее. Он является традиционным блюдом Масленой недели. Сейчас больше и больше русских потчует своих близких и гостей вкусными блинами.

Влияние Масленицы отражается в произведениях искусства различного вида, как в литературе, музыке, рисовании, фильмах и т.д. Например, известный русский фильм «Сибирский цирюльник» пользуется популярностью по всему России, в нем с помощью представлением традиций и обычаев Масленицы режиссёр Никита Михалков воссоздал полную Масленицу.

Современные русские любят Масленицу за тот настрой, который он даёт и не задумываются о том, что же такое даёт этот праздник, почему он сохранился до нынешних времён. Дело в том, Масленица соединяет в себе не только традицию проводов зимы и встречу весны, а также служит фактором укрепления семьи и примирения всех родственников.

Масленица способствует современному русскому обществу к стабильности, процветанию и энергичности.

Глава 2 Черты русского национального характера сквозь призму Масленицы

Русский национальный характер, его необычность и непонятность, давно возбуждает у учённых живейший интерес и стремление понять, объяснить те или иные характерные его черты, найти корни трагических обстоятельств, сопутствующих истории России. Однако представляется, что русский народ до сих пор сам не может понять себя, объяснить или хотя бы оправдать свое поведение в той или иной ситуации.

Сегодня русский народ переживает переломный момент в своей истории. Одна из невосполнимых потерь, постигших Россию в XX веке, связана с упадком национального самосознания и утратой вековых духовных ценностей. Пробуждение России, конечно, должно начаться с духовного возрождения ее народа, т.е. с попытки русского народа разобраться в себе, воскресить наилучшие свои качества и искоренить недостатки.

В процессе исследовании черт русского национального характера мы замечаем, что в истории России такие черты, как религиозность, воинственность, гостеприимство, соборность всегда занимает абсолютно важное место. В дальнейшем совершенно представляем эти четыре главных черты русского национального характера через призму праздника Масленицы.

2.1. Религиозность

Религия — особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации. Она тоже является преобладающим мировоззрением в большинстве стран мира, большинство опрошенных относит себя к одному из вероисповеданий.

Религиозная система представления мира опирается на религиозную веру и связана с отношением человека к надчеловеческому духовному миру, некой сверхчеловеческой реальности, о которой человек кое-что знает, и на которую он должен некоторым образом ориентировать свою жизнь. Вера может подкрепляться мистическим опытом.

Основы религиозных представлений большинства мировых религий записаны людьми в священных текстах, которые, по убеждению верующих, либо продиктованы богами, либо написаны людьми, достигшими с точки зрения каждой конкретной религии высшего духовного состояния, великими учителями, особо просветлёнными или посвящёнными, святыми и т.п.

Н.А. Бердяев отмечает, что русский народ — религиозный по своему типу и по своей душевной структуре. Славянское язычество является самостоятельно развившимся в первое тысячелетие русской эры фрагментом древней индоевропейской религии, представленной в древнеиндийских и древнеримских текстах. Главные черты славянского язычества как мировоззрения — одухотворение природы, культ предков и сверхъестественных сил, убеждение в их постоянном присутствии и участии в жизни людей, развитая низшая мифология, вера в возможность воздействия на положение вещей в мире средствами примитивной магии, антропоцентризм. При Владимире Святославиче в 988 году на Древней Руси христианство стало государственной религией. Принятие христианства как государственной религии неизбежно влекло ликвидацию языческих культов, пользовавшихся до того великокняжеским патронатом. Но духовенство осуждало языческие обряды и празднества (некоторые из них сохранялись долгое время вследствие того, что некоторыми исследователями квалифицируется как религиозный синкретизм или двоеверие).

Обрядовая сторона Масленицы является весьма сложной и многосоставной, сочетающей элементы как славянской мифологии, так и народного христианства. Она включает обряды, относящиеся и к культу предков, и к рубежному времени — началу нового цикла, и к стимуляции плодородия.

Советский фольклорист В.Я. Пропп, развивая идеи В. Ваннхардта и Дж. Фрэзера, считал главной целью масленичных обрядов стимуляцию плодородия, особо актуальную в связи с грядущим началом полевых работ.

Олицетворением праздника выступает чучело Масленицы, что является отголоском архаичного умирающего и воскресающего божества. Чучело Масленицы представлялось, по мнению В.Я. Пропп, средоточием плодородия и плодовитости, и ритуалы его проводов должны были сообщить это плодородие земле: как известно. Пепел от чучела, или масло растерзанное чучело, раскидывали по полям.

Для крестьянина плодородие земли было крайне важно, поэтому он пытался на него воздействовать таким образом. Особенно важно это было весной, когда земля скоро пробудится от зимнего сна и начнёт плодоносить. Функцию стимуляции плодородия несёт сожжение старого и иссякшего плодородия, смерть для будущего рождения, толчок для нового возрождения плодоносных сил. Многие обряды Масленицы, такие как «целовник»(прощённый день), смотры молодожёнов, их гостевания, катания с гор и на упряжках, шуточные преследования холосты, связаны с молодожёнами и неженатой молодёжью. Этим общество показывало исключительную важность брака для воспроизводства населения, а потому чествовало молодых людей репродуктивного возраста. Плодовитость людей в народном сознании была неразрывно связана с плодородием земли и плодовитостью скота.

Со стимуляцией плодородия связана третья сторона Масленицы — поминальная. У шедших предков, по представлениям крестьян, находились одновременно и в ином мире, и в земле, а значит, могли влиять на её плодородие. Поэтому крайне важным было не гневить предков и почтить их своим вниманием. Для этого в Масленице существует широкий пласт поминальной обрядности: элементы тризны (кулачные бои, скачки и т.д.), иногда — посещение кладбищ, всегда — обильные трапезы (изначально поминальные), обязательно включавшие блины, ставшие в современном массовом сознании главным атрибутом Масленицы.

По мнению современного российского фольклориста А.Б. Мороза, утверждает, что Масленица — это собственный языческий праздник. Масленичная обрядность переосмысливает то, что предлагает Церковь. В частности, пост в традиционной культуре понимается, прежде всего, как пищевые ограничения, соответственно перед началом поста необходимо съесть как можно больше. Главная черта, в которой обычно усматривается языческая суть Масленицы — это изготовление и сожжение чучела. Но в действительности это чучело никогда не считалось подобием идола, а сам обряд, по всей видимости, имеет игровые корни.

Все свидетельства доказывают, что некоторые обряды относятся к языческим, так и многие исходят из православных. Это явление называется двоеверием. Понятие двоеверия, часто используемое применительно к традиционной культуре славян. Для самих носителей традиции система верований была единой и органично сочетала в себе поклонение христианскому Богу и — силам природы и могущественным предкам.

Двоеверие отражает черты русских в обрядах праздников. Масленица не только имеет языческие обряды, но и имеет православные обряды. Таким образом, мы можем видеть, что русские писатели и философы, анализируя черты русского характера, вытекающие из основы русской культуры — Православия и Язычества, отмечают их двойственность и противоречивость: с одной стороны, высота, духовность, тяга к справедливости, а с другой — лень, бездеятельность, безответственность.

Следует отметить, что именно Православие органично легло на те свойства характера, которые «прирожденно, отродно» присущи восточным славянам: «открытость, прямодушие, естественная непринуждённость, простота в поведении (вплоть до изрядной простоватости)», несуетность, юмор, великодушие, уживчивость, лёгкость человеческих отношений («чужие в минутную встречу могут почувствовать себя близкими» — Г. Фёдотов); отзывчивость, способность всё понять; широта характера, размах решений («чем с плачем жить, так с песнями умереть »).

По мнению Н. Лосского, все социальные (и высшие и низшие) слои России усвоили христианство настолько, что идеалом народа стала не могучая, не богатая, а «Святая Русь». С.Л. Франк пишет, что русский дух насквозь проникнут религиозность.

С другой стороны, по мнению историка и философа Л.П. Карсавина существенным моментом русского духа является религиозность, у русского православия есть серьёзный недостаток — его пассивность, бездейственность. Солженицын сам отмечает, что уверенность в будущем обожении обеспложивает настоящее. Если же русский усомнится в абсолютном идеале, то он может дойти до крайнего скотоподобия или равнодушия ко всему. Равномерной методичности, настойчивость, внутренней дисциплины — болезненнее всего не хватает русскому характеру, это может быть, главный порок русского народа.

В ряду недостатков русского характера, являющихся обратной стороной его достоинств А. Солженицын перечислил: всеизвестное русское долготерпение, поддержанное телесной и духовной выносливостью; неразвитое правосознание, заменяемое тягой к живой справедливости; вековое отчуждение русского народа от политики и от общественной деятельности; отсутствие стремления к власти: русский человек сторонился власти и презирал её как источник неизбежной нечистоты, соблазнов и грехов; в противоречие тому — жажда сильных и праведных действий правителя, жажда чуда; отсюда — губительно малая способность к объединению сил, к самоорганизации.

2.2. Воинственность

Кулачные бои устраивались зимой в период святок на Масленицу и иногда в Семик. При этом предпочтение отдавалось Масленице, разгульный характер которой давал возможность мужской части деревни показать перед всеми свою удаль и молодечество. Команды составлялись по признаку социальной или территориальной общности участников.

Друг с другом могли биться две деревни, жители противоположных концов одного большого села, монастырские крестьяне с помещичьими и т.д. Кулачные бои готовились заранее: команды сообща выбирали место для битвы, договаривались о правилах игры и количестве участников, выбирали атаманов.

Кроме того, была необходима моральная и физическая подготовка бойцов. Мужики и парни парились в банях, старались больше есть мяса и хлеба, которые, по поверью, придавали силу и смелость. Некоторые участники прибегали к различного рода магическим приёмам для увеличения бойцовской храбрости и мощи.

Так, например, в одном из русских старинных лечебников содержится следующий совет: «Убей змею чёрную саблей или ножом, да вынь из неё язык, да вверти в тафту зелену и в чёрную, да положи в сапого в левый, а обуй на том же месте. Идя прочь, назад не оглядывайся, а кто спросит, где ты был, ты с ним ничего не говори ».

Кулачные бои в России могли проходить не только на кулаках, но и на палках, при этом чаще выбиралась борьба на кулаках. Бойцам полагалось специальное обмундирование: толстые, подшитые куделью шашки и меховые рукавицы, которые смягчали удар. Бой на кулаках мог проводиться в двух вариантах: «стенка на стенку» и «сцеплялка-свалка».

При битве «стенка на стенку» бойцы, выстроившись в один ряд, должны были удержать его под давлением «стенки» противника. Это был бой, в котором использовались различного рода тактические военные приёмы. Бойцы держали фронт, шли клином — «свиньей», меняли бойцов первого, второго, третьего ряда, отступали в засаду и т.п. Бой кончался прорывом «стенки», противника и бегством врагов. Принято считать, что этот тип кулачного боя оформился не ранее XVIII в.

При битве «сцеплялка-свалка» каждый выбирал себе противника по силе и не отступал до полной победы, после чего «сцеплялся» в битву с другим. Русский кулачный бой, в отличие от драки, шёл с соблюдением определённых правил, к которым относились следующие: «не бить лежачего», «не биться по-увечному», «мазку не бить», то есть в случае появления у противника крови заканчивать с ним бой. Нельзя было наносить удары сзади, с тыла, а биться только лицом к лицу.

Важным моментом кулачного боя было и то, что его участники всегда принадлежали к одной возрастной группе. Битву начинали обычно подростки, их сменяли на поле парни, а затем вступали в бой молодые женатые мужчины — «сильные бойцы».

Такой порядок поддерживал равенство сторон. Бой начинался с прохода главных бойцов, то есть парней и мужиков, в окружении подростков по деревенской улице к выбранному месту боя. На поле парни становились двумя «стенками» — командами друг против друга, демонстрируя свои силы перед противником, слегка задирая его, принимая воинственные позы, подбадривая себя соответствующими выкриками.

В это время на середине поля подростки устраивали «сцеплялку-свалку», готовясь к будущим боям. Затем раздавался клич атамана, за ним общий рев, свист, крик: «Даёшь боя», и начинался бой. Наиболее сильные бойцы включались в битву уже в самом конце.

Наблюдавшие за кулачным боем старики обсуждали действия молодых, давали советы тем, кто ещё не вступил в бой. Завершался бой бегством противника с поля и общей весёлой попойкой участвовавших в нём парней и мужиков. Кулачные бои сопровождали русские празднества на протяжении многих веков.

Подробное описание битв «добрых молодцов кулачных бойцов» дали иностранцы, побывавшие в Московии в XVI-XVII вв. Кулачные бои воспитывали у мужчин выносливость, способность выдерживать удары, стойкость, ловкость и мужество. Участие в них считалось делом чести каждого парня и молодого мужчины.

Подвиги бойцов восхвалялись на мужских пирушках. Передавались из уст в уста, нашли своё отражение в удалых песнях, былинах:

Да съехались оны с копьями

Только копья-ты в кольцах попригнулисе.

Да съехались богатыри палками

Только палки по щербням отвернулисе.

Соскочили они со добрых коней,

Да схватились оны на рукопашный бой.

Русский народ — изначально и исторически воинственный! Отсюда берёт начало бунтарский дух, мстительность, жажда борьбы до победы! Самые знаменитые разбойники и лучшие воины принадлежали русскому народу. Да и сейчас слова «русская мафия» или «русская армия», вызывают неприятные ощущения в пятой точке у всех русских врагов.

Воинской доблестью пропитана вся история русского народа. Вне зависимости от профессии все мужчины и многие женщины, владели воинским искусством. И все главные русские боги были воинами, помимо своих прямых обязанностей. Что уж говорить о танцах, песнях, играх и сказах. К примеру, при слове хоровод человек представляет девушек и юношей, которые в лаптях танцуют вокруг берёзы под заунывные песни. Но на самом деле, хороводы были и воинские. Чисто мужские, когда руки на плечах, а рёв из мощных глоток достаёт до небес.

Слава о воинской доблести русских предков гремела не только по всей Европе. Многие древние историки донесли сведения о славе и силе русского народа. Все русские огромные территории захвачены и удержаны в войнах. И русские предки все были войнами, это видно из традиций, обычаев и истории.

Дело в том, на характере русского народа сильно отразилась суровость климата и расположение земли. Суровые зимы, длящиеся до полугода, сформировали в русском народе огромную силу воли, упорство в борьбе за выживание в условиях холодного климата. Благодаря длинным зимам русские стали терпеливыми и меланхоличными. Обрели способность к резкой мобилизации сил, из-за необходимости в авральном труде в летние месяцы. Климат и невзгоды сделали русского человека расчётливым и прагматичным, но при этом способным действовать «очертя голову», ведь даже здравый расчёт не всегда был способен оградить от прихотей природы. Так же в условиях сурового климата русским была просто необходима общность и чувство локтя. Огромные пространства дали русскому народу широту души, вольность и стремление к свободе.

Сама необходимость защищать свои обширные и лакомые для других территории способствовала воинскому духу.

2.3. Гостеприимство

Гостеприимство — универсальная традиция повседневно-бытовой культуры, предписывающая обязательность радушия и заботы о госте. Оно всегда было характерной чертой русского характера. По мнению А. Падчина, «Гость для древних славян был священ, оскорбить гостя значило оскорбить всё племя. В славянских землях практически не было разбойников, а среди славян-воровства, но если из-за бедности человек не мог хорошо принять гостя, то он мог пойти даже на воровство. Нравы наших предков это допускали».

В сознании русских слово «гость» всегда вызывает чувство «счастье» и «радость»: Гость на гость хозяину радость. Гость на порог - счастье в дом . Когда гости пришли, русские с радостью сразу. Для доброго гостя и ворота настёжь . И для гостя в доме готово всё: и внимание хозяев, и забота, и лучшее место, и лучшее угощение от души. Высказывание одного иностранного туриста о России: «Гости приезжают в Россию с одним чемоданом, а уезжают с двумя и с множеством пластиковых пакетов с кабачками, салатом, вареньем, книгами и сувенирами». Они это называют «русским гостеприимством».

В слове гостеприимство на первом плане — готовность человека впустить чужого в свой дом или даже предоставить ему кров. Для гостеприимного человека его дом — не крепость, а место, куда он рад пригласить гостей. И гость для него — радость в любой ситуации: «Хоть и не богат, а гостям рад».

Третий день Масленицы —«лакомка ». В русском народе были такие песенки, которые посвящены третьему дню Масленицы.

Тетушка Варвара,

меня матушка послала:

Дай сковороды да сковородничка,

мучки да подмазочки.

Вода в печи, хочет блины печи.

Где блины, тут и мы.

В этот день люди лакомились блинами и другими масленичными яствами. Блины пеклись с бесконечным разнообразием: пшеничные, ячневые, овсяные, гречневые, из пресного и кислого теста.Народ говаривал: «Блин не клин, брюха не распорет». На «лакомки» тёщи приглашали своих зятьев к блинам, а для забавы любимого зятя сзывали всех своих родных.

Россияне отличаются тем, что любят не только принимать гостей, но и ходить в гости. Поэтому, пятый день Масленицы — тещины вечерки гостевой день. Говаривали: «Хоть тещины блинки сладки, да тещ угощают на Масленую зятьки ».

На тещины вечерки зятья угощают своих тёщ блинами. Приглашения бывают почетные, со всею роднёю к обеду, или запросто на один ужин. В старину зять обязан был с вечера лично приглашать тещу, а потом утром присылал нарядных зватых. Чем больше бывало зватых, тем теще более оказывалось почестей.

Девушки в полдень выносили блины в миске на голове. Они шли к катливой горке. Тот парень, которому девушка была люба, торо-пился отведать блинка, спознать: добрая ли хозяйка из нее выйдет? Ведь она у печи этим утром выстояла, блины творила.

Масленица не обходится без вкусных блюд на русском столе. Да и в гости надо звать.

Шестой день Масленицы золовкины посиделки. Масленица уже постарела. Напоследок отмечались ее проводы. На золовкины посиделки молодая невестка приглашала своих родных к себе. Если золовки были еще в девушках, тогда невестка созывала старых своих подруг-девиц, если они были выданы замуж, тогда она приглашала родню замужнюю и со всем поездом развозила гостей по золовкам. Новобрачная невестка обязана была одарить своих золовок подарками. Масленица была, как бы предлогом сойтись, посудачить о том, о другом.

В этом чётко и наглядно проявляется русское гостеприимство.

2.4. Соборность

Соборность — понятие с ярким русским вкусом, введённое русским философом А.С. Хомяков, развитое в XIX славянофилами, выводимое первоначально из принципа каноничности Церкви. Впоследствии, стало трактоваться значительно шире, охватывая весь уклад жизни, комплекс морально-этических норм внутри сообщества. Эти нормы безоговорочно осуждают индивидуализм, стремление отдельного человека противопоставить себя общности «единоверцев». Соборность отвергает такое понятие, как личное «счастье», утверждая, что «быть счастливым в одиночестве невозможно».

В конце XIX до начала XX веков понятие соборность было воспринято и развито русской религиозной философией. А сегодня оно охватыва-ло все сферы жизни народного организма, став одним из компонентов определения понятия народности, которая «есть соборность рода, языка и быта страны (отечества, родины), связанная верою, просвещением и предопреде-ленною Господом Богом целесообразностью».

Два обычая Масленицы, включая кулачные бои и взятие снежного городка, полностью выражают соборность русских. К таким опасным развлечениям относятся знаменитые все они на Масленицу.

Кулачным боям известно две их разновидности. В первом случае, дрались два соперника, а во втором - шли стенка на стенку, не разбирая в пылу боя, кто свой, а кто чужой. Такая массовая бойня позволяла сбросить напряжение и выпустить пар. Мужчины, разгоряченные спиртными напитками и калорийной пищей, колотили друг друга до смерти.

Взятие снежного городка — излюбленная потеха сибиряков. Это, так сказать, «визитная карточка» сибирской Масленицы. Хотя в 19 веке ее знали также в Тульской, Пензенской, Симбирской губерниях, причем в двух вариантах — дет-ском и взрослом, она нигде не достигала тех масштабов и того размаха, какой был присущ «взятию снежного городка» в Сибири. Но в южных районах России, где снега и льда не было, существовал свой вари-ант масленичной игры «взятие города». Под «городом» здесь понималась ком-пания девушек, оборонявшихся от парней и молодых мужиков.

Как правильно, не только кулачные бои, но и взятие снежного городка идут между двумя деревнями или селами. Причина в том, что именно суровые климатические условия и требование защищать от врагов вызывали необходимость жить и работать сообща. Поэтому, столетиями русские крестьяне, составлявшие подавляющее большинство населения России до начала XX века, жили общинами, которые тогда были основой молекулой социальной жизни. Община есть хранительница главных моделей и ценностей этой жизни и основной механизм, прививающий эти модели и ценности своим членам.

Вообще, «в России, как подчёркивает президент В. Путин, действие коллектива всегда важнее отдельного, это факт».

Заключение

Национальный характер — это абстрактное обобщение всех свойств народа, имеющего общей традициями и культурой, он является одной из наиболее сложных, но и основных проблем при изучении взаимовлияния культур. В настоящее время, когда человечество вступает в эпоху «глобальной деревни», мировая цивилизация взаимно сольётся воедино. Национальный характер, как окно к истории и жизни данного народа, занимает очень важное место при межкультурной коммуникации.

Черты характера какого-то народа отражаются на своих национальных праздниках, празднуемых данным народом. Потому что в обществе праздники представляют собой самую жизнедеятельную и образную часть. Масленица, как самый популярный, широкий и весёлый национальный праздник России, может отражать черты русского национального характера через свои уникальные обычаи, обряды и традиции.

В данной дипломной работе на базе обычаев, обрядов, традиций Масленицы, анализируются главные черты русского национального характера: религиозность, воинственность, гостеприимство и соборность. В том числе, двоеверие как часть религиозности, ярко отражает взаимовлияние и соединение между язычеством и православием. Надо отметить, для широкого и загадочного русского народа, конечно, это не всё. Основные и важные черты русского национального характера совершенно отражаются сквозь праздник Масленицу. Ещё другие важные русские национальные праздники могут раскрыть другие черты русского национального характера. Лишь хотим, чтобы наш скромный почин нашёл более достойных продолжателей.

Все нации являются равноценными носителями общечеловеческих ценностей. В каждой народной душе есть свои могучие и свои слабые стороны, свои достоинства и свои недостатки. Поэтому необходимо взаимно понять разницу по народной душе, полюбить качества народных душ друг друга и быть снисходительным к их недостатки. Таким образом, между разными народами в мире будет возможно осуществления истинно мирного сосуществования.

Многие люди с трепетом ожидают наступления Масленицы, традиции празднования которой уходят вглубь нашей истории. Как и в былые времена, этот праздник встречают с размахом, с песнопениями, танцами и конкурсами.

Самыми популярными забавами, которые раньше устраивали в селах, были: кулачные бои, поедание на время блинов, катания на санях, лазанье на столб за призом, игры с медведем, сжигание чучела, купание в прорубях. Главным угощением как раньше, так и сейчас являются блины, которые могут иметь различную начинку. Их пекут каждый день в больших количествах.


Мультфильм «Ишь ты, Масленица», 1985 год

Отмечают праздник с понедельника по воскресенье. На Масленой неделе каждый день принято проводить по-своему, соблюдая традиции наших предков.

Понедельник — «Встреча Масленицы»

В этот день начинают печь блины. Первый блин принято отдавать бедным и нуждающимся людям. В понедельник наши предки готовили чучело, одевали его в лохмотья и выставляли на главной улице деревни. Оно стояло на всеобщем обозрении до воскресения.

Вторник — «Заигрыш»

Его посвящали молодежи. В этот день устраивали народные гуляния: катались на санях, ледяных горках, каруселях.

Масленица. Б. Кустодиев. Источник: wikipedia.org

Среда — «Лакомка»

В этот день звали в дом гостей. Их угощали блинами, медовыми пряниками и пирогами. В среду было принято потчевать блинами своих зятьев, отсюда пошло выражение «Пришел зять, где сметаны взять?». Также проводились конные бега и кулачные бои.


Масленица в фильме «Сибирский цирюльник». 1998 год

Четверг — «Разгуляй»

С этого дня начинается Широкая Масленица, которая сопровождается играми в снежки, катанием на санках, веселыми хороводами и песнопениями.

Пятница — «Тещины вечерки»

В этот день зятья приглашали тещу в свой дом и угощали вкусными блинами.


Масленица. П. Грузинский.

Масленица - не только весёлое и вкусное недельное празднество, это - настоящая традиция, уходящая своими корнями в далёкое прошлое, знаменующая приближение долгожданной весны. Песнями, танцами, играми и размашистыми гуляниями принято отмечать этот праздник. На масленичной неделе обязательно пекут и угощаются блинами, навещают друзей и родственников, устраивают соревнования и гадают. Блины символизируют солнышко, а народные гуляния передают радость от встречи с ним.

Когда празднуют Масленицу

Масленица - праздник семейный, вспомнить хотя бы Тёщины вечера или Золовкины посиделки

Издавна Масленицу ассоциируют со встречей весенней поры и проводами зимы. Люди очень уставали от долгих зимних дней: стужа, темень, голод изнуряли крестьян. А масленичные гуляния предваряли наступление тепла и лучшей жизни.

Масленица традиционно идёт перед Великим постом. В 2019 году праздник-обряд начинается 4 марта февраля и завершается 10 марта.

История возникновения праздника на Руси

Масленица всегда отмечалась с широким размахом, ведь зима с её холодами надоедала всем крестьянам без исключения!

Изначально Масленица - древнее языческое событие, тесно связанное со сменой времён года, с празднованием солнцеворота и наступлением весны. Люди верили в Ярило - языческое божество, ответствовавшее за урожай, плодородие земель и символизирующее солнце. Праздник отмечали за семь дней до весеннего солнцестояния.

Однако в связи с принятием христианства на Руси его адаптировали к православному календарю, и дата проведения Масленицы стала зависеть непосредственно от сроков вхождения в Великий пост. Несмотря на то что языческие верования пресекались и постепенно искоренялись церковью, масленичные обряды, приметы и ритуалы живут в народном сознании по сей день.

Основные традиции Масленицы

  • Блины.

По традиции, христиане на масленицу уже не едят блинов с мясом, однако разрешены другие начинки: сметана, варенье, творог и прочие лакомства

Главным угощением на праздничной неделе, конечно же, являются блины. Принято выпекать тонкие блины круглой формы и подавать их с разнообразными начинками. Этого лакомства должно быть очень много, а печь их надобно каждый день.

  • Игрища.

Катания в упряжке на санях - любимая забава деток любого возраста

Забавы и развлечения - неотъемлемая составляющая празднества. На Руси организовывали кулачные бои, устраивали поедания блинов на скорость, взбирались на высокий столб за наградой, катались на санях, тешились с медведем - еще одним символом наступления весны, ныряли в прорубь, перетягивали канат. Обязательно распевали песни и плясали, устраивали переодевания и разыгрывали шутки.

  • Сжигание чучела.

Огонь, прогоняющий зиму и взывающий к скорой весне, должен быть ярким!

Для праздника изготавливали специальную куклу, которая на протяжении недели стояла в самом центре гуляний. Она символизировала собой Масленицу. Делали её из ветоши и соломы, а потом наряжали в пёстрое женское одеяние. Масленичное чучело выглядело одновременно забавно и устрашающе.

В воскресение - кульминационный день торжества - чучело выносили в поля для того, чтобы сжечь. Делалось это торжественно и с полным осознанием значения ритуала. Сжигая Масленицу, народ уничтожал зимние силы и «дарил новую жизнь» весне.

Люди и сейчас чтят стародавние традиции, поэтому праздник отмечается шумно, громко, с блинным пиршеством, играми и соревнованиями, как это было принято в старину.

Народный календарь на 7 дней праздника

«Не всё коту Масленица? Ну хоть недельку попирую!»

Празднество отмечают с понедельника по воскресенье. Все дни Масленицы обладают особыми наименованиями.

  • Понедельник – «Встреча».
  • Вторник – «Заигрыш».
  • Среда – «Лакомка».
  • Четверг – «Разгуляй», «Широкий четверг».
  • Пятница – «Тёщины вечера».
  • Суббота – «Золовкины посиделки».
  • Воскресенье – «Прощёный день».

Понедельник

Печь блинчики начинали с самого понедельника

«Встречей» именовали начало праздника. Объяснить причину такого названия просто - люди приветствовали Масленицу, радовались долгожданной встрече с ней. К этому дню заканчивали подготовку к празднику, решали оставшиеся вопросы по организации предстоящего торжества и пира.

Именно сегодня начинали выпекать блины и круглые лепёшки. Существовала традиция - первым блином делились с бедняками и нуждающимися, для того чтобы они прочли молитвы за души умерших родных. Можно было поступить иначе - оставить его на пороге дома в знак памяти и уважения к пращурам.

Было заведено следующим образом: с самого утра свекровь и свёкор отсылали невестку на один день к её семье. А вечером уже и сами наведывались к отцу и матери невестки, чтобы полакомиться блинами и отпраздновать начало масленичных гуляний.

Именно на Встречу делали чучело - символ Масленицы. Потом его нахлобучивали на заострённую палку, помещали в сани и катали по всему селению. И только после этого куклу по сценарию устанавливали в центре народных гуляний, чтобы в течение праздничной недели её все видели.

Вторник

Масленица без скоморохов-шутов не была бы такой яркой и задорной

Неспроста праздничный вторник зовётся Заигрышем. Сегодня с самого раннего утра народ веселился, кутил, участвовал в играх и соревнованиях. А переодетые скоморохи забавляли прохожих на улицах. Принято было, чтобы женщины-хозяйки обязательно угощали таких потешников.

Традиционно во вторник приглашали отведать блинов родственников, друзей, соседей.

На Заигрыш принято было свататься. Юноши высматривали себе потенциальных невест, а девушки наблюдали за парнями и гадали на скорое сватовство и свадьбу. И, конечно же, старшее поколение изучало возможных родственников, иногда как бы в шутку семьи начинали обсуждать и договариваться о будущем союзе молодых.

Среда

Тёща в этот день угощала зятя самыми вкусными блинами и лакомствами

А в этот день лакомился зять тёщиными блинами, поэтому и называют среду Лакомкой. Сегодня тёща сытно угощала мужа дочери и максимально высказывала ему свою расположенность и уважение. Зять в свою очередь нахваливал тёщу и приготовленные кушанья, исполнял в её честь песни и разыгрывал небольшие шуточные постановки.

К богатому столу звали не только зятьёв, но и всех родственников, друзей, соседей, хороших знакомых.

Молодые девушки, а также женщины катались по своей деревне и другим посёлкам на санях. Веселье сопровождалось исполнением частушек и задорных песенок.

Четверг

В Широкий четверг гуляли все, от мала до велика, работать было уже нельзя!

Этот день в народе именовался как Разгуляй четверток или Широкий четверг. Именно с четверга начиналась вторая половина недельного празднества - Масленица Широкая. Теперь женщинам запрещалось выполнять какие-либо домашние дела, наступало время настоящего отдыха и беззаботного веселья. Столы ломились от всевозможных яств и традиционного масленичного блюда - блинов. А жители поселений играли в снежки, катались с горок и на каруселях, пели и водили хороводы, одним словом - забавлялись от души.

Неженатые юноши показывали себя с лучшей стороны перед будущими невестами, хвастались силой и удалостью. С этой целью организовывались различные игрища и конкурсы: особой популярностью пользовались кулачные бои, игра «стенка на стенку», штурм городов из снега, перетягивание каната.

На Разгуляй детки и подрастающее поколение колядовали: они ходили от дома к дому с разными музыкальными инструментами и пели специальные масленичные песни - колядки. Такие развлечения поощрялись взрослыми, поэтому юных колядовщиков угощали вкусностями, а также просили передать приветы и поздравления их семьям.

Разгуляй отмечали и в городах. Горожане доставали лучшие свои гардеробы, посещали уличные гуляния в честь Масленицы, ходили смотреть театральные постановки, а также наведывались в балаганы, где потешались представлениям с участием шутов и медведя.

Пятница

Зять в пятницу радовал тёщу и близких разными яствами и конечно блинами

Тёщиными вечерами зовётся пятница на Масленичной неделе. Теперь уже зять угощал блинами тёщу. Более того, в гости она приходила не одна, а со своими подружками и близкими родственниками. Правда, выпекала блины зятева жена. А самому зятю нужно было показать, насколько искренне и сильно он уважает и любит свою тёщу и всё её окружение. По традиции, с утра тёща передавала в дом зятя сковородку-блинницу и кадку под тесто. А тесть обязательно передавал масло и муку.

Суббота

Ни одна подружка и родственница не оставалась без вкусного блинка

Было заведено следующее: невестка торжественно приглашала к себе в дом золовок, то есть мужниных сестёр, и каждую одаривала гостинцем. Золовкины посиделки сопровождались вкусной едой, блинами и душевными беседами.

Невестка также звала в гости своих незамужних подруг, если золовки ещё не вышли замуж. А если сёстры мужа уже вступили в брак, тогда приглашались замужние родственники невестки.

Воскресенье

Воскресенье - последний день, когда разрешалось есть блины и иную скоромную пищу перед постом

Кульминационный день семидневного гуляния, называемый Прощёным днём или Прощёным воскресеньем. Сегодня все близкие и родные извиняются друг перед другом, просят простить их за все конфликты и ссоры.

Ещё одна традиция появилась после принятия христианской религии - посещать сегодня церковь, а на извинительные слова отвечать фразой «Бог простит и я прощаю».

Сегодня сжигалось чучело Масленицы, и это означало, что весенняя пора совсем близко. Гуляния в воскресный день продолжались, но уже более сдержанно и не так шумно.

Что рассказать детям о традициях праздника

Детки обожают шумные гулянья и яркие цвета Масленицы

История Масленицы и традиции этого праздника часто интересны деткам, в садике и школе малыши нередко получают задания на эту тему. Масленица - это действительно жизнеутверждающий, позитивный праздник, который интересен и современным людям. Ребята разных возрастов с радостью принимают участие в масленичных играх и забавах. Однако о том, что же собой представляет праздник, нынешнее поколение детей практически ничего не знает. И только взрослые способны донести детям важную и нужную информацию, которая позволит сохранить память о стародавних традициях и народном опыте, а также поспособствует расширению кругозора детей. Итак, что же нужно рассказать?

  1. История происхождения праздника. Важно отметить, что празднование Масленицы - старинный обычай, который сохранился и до сегодняшних дней. Объясните, что её начали праздновать ещё в период многобожия, – настолько стар этот праздник. Расскажите, как повлияла на него православная церковь.
  2. В честь чего отмечают Масленицу. Почему этот праздник так сильно любили, ждали и праздновали с размахом. Необходимо объяснить, что это событие предвещает приход весны и пробуждение природы. Таким образом люди прощались с зимой и призывали скорейшее наступление тёплых, солнечных дней.
  3. Почему же главное лакомство на Масленицу - это блины. Блин своей формой напоминает солнце. А солнце - это хорошая погода и залог подходящих условий для сельскохозяйственных работ.
  4. Развлечения и традиции. Чем занимались взрослые и дети в течение масленичной недели? Возможно, ребёнок и сам был зрителем или участником той или иной праздничной забавы. Красочный и яркий рассказ поможет ему лучше и быстрее усвоить информацию.
  5. Какие дни Масленицы существуют, как они называются. Кратко и по делу распишите дни, чтобы ребёнок не успел заскучать. Для более интересного рассказа можно использовать различные присказки, пословицы и поговорки.
  6. Почему чучело Масленицы принято сжигать. Расскажите, из чего и с какой целью делали праздничную куклу, что она символизировала, когда и для чего её жгли на костре.

Совместное приготовление блинов сближает всю семью. Пусть в этом процессе поучаствуют и дети. Им обязательно понравится, а в вашей семье появится новая традиция на Масленицу.

Традиции Масленицы в уголках России

Игрища казаков на Масленицу поистине завораживающие и опасные

  • Традиции празднования у донских казаков

Приготовления начинались за целый месяц до торжества. На Дону широко и громко отмечалась Масленица. Столы были полны яств, круглых лепёшек в виде солнца, в домах пели звонкие богатырские песни и затягивали псалмы. И молодые, и старые, мужчины и женщины, одним словом, весь народ гулял, веселился и активно участвовал во встрече весны и зимних проводах. Важнейшим отличием здешнего празднества были скачки на лошадях (их организовывали на всех улицах) и стрельба из оружия, в которой принимали участие даже дети.

  • Масленичные традиции сибирских казаков

И в Сибири с размахом отмечали масленичную неделю. Главным яством у казаков были блины. Блюдо подавалось с творогом, сметаной и маслом. Причем выпекали их в первую очередь для помина душ усопших родственников. Блины замешивали из разного теста: пресного или дрожжевого; на основе овсяной или ржаной, ячневой, пшеничной или гречневой муки. Существовала особая рецептура выпечки на основе кислого теста - это сибирские шанежки. Не обходилось и без игрищ. Самым популярным развлечением среди здешних казаков был штурм снежного поселения.

  • Масленица у кубанских казаков

Казачество на Кубани славится своей страстью к верховой езде, тесно переплетающейся с трюками джигитовки. Именно поэтому масленичные гуляния у кубанских казаков не обходились без самого популярного развлечения - резвого катания в санях, которые были запряжены лошадьми. Традиционно девушки и юноши катались отдельно друг от друга. Во время гуляний обязательно организовывались казачьи джигитовки и скачки, где мужской пол проявлял свои самые ценные, доблестные качества. В заключение гуляний было принято разрубать масленичные чучела.

Празднование в других странах: интересные факты

А вы знали, что аналоги Масленицы существуют чуть ли не по всей Европе?

Как отмечается в Беларуси

Масленица в Беларуси

По традиции в канун Масленицы поминали усопших, отмечая Родительский день. Ещё до понедельника Масленицы выпекали блины, их относили на могилы родственников и близких людей. Остальные блинчики раздавали нищим, монахам и детям. Вечером этого же дня традиционно «приглашали за стол» души умерших родственников. До самого утра со стола не убирали еду. Внимание на белорусскую Масленицу уделялось обрядам и ритуалам, сулящим плодородие и хороший урожай.

В Чехии

В отличии от России, на чешский Масопуст разрешено есть мясо и колбасные изделия

Чешская Масленица именуется Масопустом. История праздника уходит своими корнями аж в XIII век, а традиции празднования пришли сюда из Германии. В целом, празднество здесь отмечается так же насыщенно и пышно, как и в России.

Чешская Масленица по большей части отмечалась в деревенских поселениях, но сейчас традиции празднования начали перенимать и городские жители. На Масопуст принято употреблять множество калорийных и жирных блюд для поддержания сил на круглый год. Готовят калачи и пышки, запекают уток и молочных поросят, приготавливают традиционные свиные колбаски йитрнице и свинину с кровью - елито. А символом Масленицы в Чехии является пончик.

Во Франции

Яркие цвета привлекают наступление весны

Аналогом русской масленичной недели во французских краях является карнавал, посвящённый приходу весенней поры. Его проведение выпадает на первый мартовский вторник. И это очень символично - первый день первого весеннего месяца. Французские традиции во многом схожи с нашими: веселиться, объедаться, печь блины.

В Германии

Один из дней немецкого празднования именуется Tulpensonntag - тюльпанное воскресенье

В Германии, так же как и во Франции, проходят масштабные и пёстрые карнавалы. Традиционные праздничные кушанья - оладушки, блины, колбасы домашнего приготовления. Время проведения праздника выпадает на даты перед Великим постом, который берет начало с Пепельной среды - за 46 дней до Пасхи.

Любопытная традиция - существование «бабьего четверга». В этот день немецким женщинам разрешено чуть ли не всё. Милая шалость отрезать галстук незнакомцу - малая толика того, что может позволить себе разгулявшаяся дама. Стоит отметить, что обиженному полагался поцелуй, но немцы люди практичные, поэтому предпочитают в этот день не надевать этот аксессуар в офис.

В Великобритании

Даже серьёзные британцы любят блинчиковый праздник!

Pancake day, буквально - блинный день - такое название носит Масленица в этом государстве. Так же, как и славянский народ, британцы очень любят блины. Поэтому именно это блюдо они ассоциируют с солнцем и весной, и готовят его на праздник. Существует традиция в старинном британском городе Англии, Олни: ожидание первого удара колокола с главной ратуши, который оповещает всех жителей о том, что настала пора выпекать свой идеальный блин. Со второго удара в городке начинается так называемый «блинный забег».

Итальянская Масленица

Февраль - месяц карнавалов в Италии

Итальянцы проводят шумные и яркие карнавалы с переодеваниями и танцами. Это и есть итальянский аналог нашей Масленицы. Самый популярный и красивый итальянский карнавал - венецианский. Он проходит в течение 10 дней. Полюбившейся забавой карнавала считается сладкое конфетти - участники шествия обсыпаются мелкими сладостями, орехами, сухофруктами. Апофеоз празднества в Италии - фейерверк невероятной красоты.

И всё же, Масленица - исконно русское торжество, ментальный и духовный опыт наших предков. С помощью игрищ и забав русский человек не просто расслаблялся; он выплёскивал негативные эмоции, высвобождал плохую энергию, освобождался от неразрешённых конфликтов, чтобы чистым и обновлённым войти в весну. Не зря же Масленицу принято считать славянским Новым годом.

Масленица - излюбленный народный праздник. Традиции и обычаи масленичной недели пришли к нам из глубокой древности и по сей день остаются неизменными. Последняя неделя перед Великим постом - время гуляний и веселья, сытных дней перед длительным воздержанием.

Народные традиции и обычаи сопутствуют многим праздникам, но Масленица — особое время, много значившее для наших предков. Это переломный период, когда зима встречается с весной. Наступление долгожданных погожих деньков и проводы надоевшей зимней стужи — одна из ключевых традиций.

Время перед Великим Постом названо Мясопустной неделей или Сырной Седмицей. Это период, когда на столах православных христиан отсутствуют мясные продукты, но изобилуют продукты сырные, блины и прочая вкусная снедь. Также масленичная неделя предшествует длительному духовному и физическому воздержанию от земных соблазнов, поэтому люди широко отмечали Масленицу и старались нагуляться и наесться впрок.

Народные традиции и обычаи на Масленицу

Одним из самых захватывающих и зрелищных действий, пожалуй, можно назвать сжигание чучела зимы. Соломенную фигуру, символизировавшую уходящие холода, наряжали в старую одежду. Сжигание чучела напоминало о скором потеплении, а также давало возможность избавиться от негатива в домах . В костер кидали ненужные поломанные вещи и старую утварь. Повсеместно люди зажигали костры, которые своим теплом топили остатки снега.

Блины — атрибут, без которого не было бы Масленицы. Они символизируют жаркое яркое Солнце, призывая его поскорее обрести полную силу. У каждой хозяйки был свой секретный рецепт масленичных блинов , который бережно хранился в семье и передавался из поколения в поколение. Блинами угощали всех, зная, что щедрость и приветливость дарует счастье в жизни и приумножает богатство и благополучие семьи. Мучные изделия свято чтились на Руси, а в дохристианскую эпоху были одним из способов уважить бога Перуна.

Праздничные гуляния на улице давали людям возможность объединиться и весело провести время, ведь совсем скоро наступала весенняя страда — пора, когда начинались посевные и земледельческие работы. Также во время гуляний старшее поколение договаривалось о скорых свадьбах, женихи присматривали невест, а девушки тайком гадали на суженого . Народные поверья гласят, что тот, кто не веселится в масленичную неделю, будет жить в беде и горе.

Каждый день Масленицы носит свое название . Люди чтили традиции и старались выполнить все, что надлежало, в эти дни. Тещи приглашали зятьев, они, в свою очередь посылали ответные приглашения. Молодые жены одаривали подарками золовок и всячески старались показать свое расположение родственникам мужа. Гуляния на улице сопровождались шуточными кулачными боями, игрой «стенка на стенку», демонстрации ловкости, катанием с гор на санях, а также в подводах с лошадьми под веселые песни и частушки. Традиционной была и забава лазания по гладкому столбу за призами. Родственники обходили каждый дом и одаривали друг друга небольшими сувенирами и подарками.

Детям взрослые мастерили деревянные и глиняные свистелки. Веселой гурьбой малыши бегали по улицам и свистели, подражая птичьим трелям. Эта традиция также относится к призыву весеннего пробуждения земли. Дети постарше ходили и колядовали с веселыми песнями, выпрашивая вкусное угощение. Взрослые отвечали им низкими поклонами, давали сладости и просили передать родителям пожелания здравия и счастья.

Последний день гуляний назван Прощеным воскресеньем. Люди ходили в гости друг к другу, просили прощения за все намеренно или невольно причиненные обиды. Дети кланялись в ноги родителям, прося извинить их, а родители, в свою очередь, отправлялись на кладбище, чтобы отдать дань уважения своим предкам. На могилах тоже оставляли блины и просили усопших родственников о помощи и защите всего рода для его процветания.

Еще одной интересной традицией было катание молодоженов на санях. Пары объезжали всех, кто был на их свадьбе, говорили слова благодарности за счастливый брак. Считалось что энергетика любви также заряжает землю плодородием, и радует хорошими всходами и богатым урожаем. Устраивали и всеобщий день поцелуев, когда молодых заставляли целоваться у всех на глазах. В этот день парни могли заходить в дома и целовать понравившихся девушек.

Наши предки свято чтили традиции. Почитание своих корней являлось залогом успеха и процветания семей. Сейчас масленичная неделя все так же заявляет о незыблемости традиций . Несмотря на языческие корни, она органично вошла в нашу жизнь. Желаем вам веселой Масленицы и счастья в личной жизни. Пусть удача не покидает вас, и не забывайте нажимать на кнопки и

14.02.2017 04:03

Масленица - это последняя подготовительная неделя перед Великим постом. У этого праздника есть языческие корни, ...