Мать тесея. Тесей - герой до троянской войны

Персонаж древнегреческой мифологии. Cын Эфры, дочери царя Питфея. У Тесея одновременно два отца - царь города Афины и бог моря , оба возлегли с Эфрой в одну ночь. Один из знаменитейших персонажей мифологии Древней Греции, упомянут в «Одиссее» и «Илиаде» .

История появления

Античные авторы трактуют образ Тесея, пытаясь найти историческую основу мифа и «обнаружить» некогда взаправду существовавшее лицо, которое стало прообразом мифологического героя. В хронографии римского историка Евсевия Кесарийского Тесей назван десятым царем Афин. Считается, что герой правил после собственного отца Эгея с 1234 по 1205 год до нашей эры. Древнегреческий писатель приводит доказательства того, что древний царь, названный в мифах Тесеем, сыном Эгея, реально существовал и правил Афинами.

Миф о сторонниками реального существования царя Тесея трактуется следующим образом. Сын царя был убит афинянами в годы правления Тесея, за что Крит обложил Афины данью. Минос учредил состязания в память об убитом сыне, а афинян обязал платить дань мальчиками. Царь собственнолично отправился на Крит, где принял участие в состязаниях. Минотавр в этой версии - не мифическое чудовище, а сильнейший среди критских воинов, которого Тесей побеждает в борьбе. После этого дань афинскими мальчиками больше не поступала на Крит и была отменена.

Согласно легенде, «исторический» Тесей первым установил процедуру остракизма. Это механизм защиты общества от тирании, когда свободные граждане собираются на голосование и пишут на черепках имя того, кто, по их мнению, угрожает демократии. Если имя одного и того же человека оказывалось написанным более чем на 6000 черепков - его изгоняли из города. Именно таким образом был изгнан из Афин сам Тесей.

Миф о Тесее и Минотавре


Критский царь Минос возложил на афинян тяжкую дань в отместку за то, что в Афинах погиб Андрогей – сын Миноса. Каждые девять лет афиняне должны были отсылать на Крит семь девушек и семь юношей. По другим версиям, дань выплачивалась раз в год или раз в семь лет, количество юношей и девушек тоже варьируется.

При Тесее такую дань отправили дважды, а когда это должно было произойти в третий раз, Тесей принял решение плыть на Крит самому вместе с очередной партией жертв. Афинских юношей и девушке на Крите отдавали на съедение Минотавру - чудовищу с телом человека и головой быка.


Минотавра родила жена царя Миноса Пасифая, которая сошлась с быком. Специально для царицы сделали деревянную корову, в которую та ложилась, чтобы обольстить быка. Чудовищный плод этой страсти царь Минос запер в Кносском лабиринте и кормил преступниками, которых бросали в лабиринт, а также «данью», которая присылалась из Афин.

Для Тесея эта дань показалась до такой степени оскорбительной, что герой решил рискнуть собственной жизнью и сразиться с чудовищем, чтобы избавить Афины от необходимости посылать на съедение своих молодых граждан. По другой версии, прибывший в Афины царь Минос сам выбрал Тесея следующей жертвой.


Из Афин корабль выходил под черным парусом. Однако Тесей прихватил с собой и белый. Предполагалось, что в случае успешного завершения «операции» Тесей сменит черный парус на белый, так что ожидающие героя на берегу будут знать заранее, что тот возвращается с победой.

Во время плавания Минос бросил в море перстень, а Тесей достал тот со дна, доказав тем самым, что ведет происхождение от бога морей Посейдона.

По прибытии на Крит Тесея вместе с его спутниками бросили в лабиринт. Там герой убил Минотавра голыми руками (или, по другой версии, мечом).


Выбраться из лабиринта Тесею помогла - дочь царя Миноса и Пасифаи. Девушка влюбилась в героя и преподнесла тому в дар клубок ниток, посоветовав привязать кончик нити у входа в лабиринт. Проходя по лабиринту, Тесей разматывал нить, таким образом отмечая путь, а затем по той же нити вышел назад вместе со спутниками. Ночью спасенная от Минотавра афинская молодежь вместе с героем и Ариадной бежала с Крита на остров Наксос.

Там беглецов застигает буря и Тесей оставляет Ариадну, а сам покидает остров, пока та спит, потому что не желает везти девушку с собой в Афины. В Ариадну влюблен бог виноделия , который похищает оставленную Тесеем девушку. По одной из версий, Дионис даже является Тесею во сне, чтобы заявить свои права на Ариадну, и именно это вынуждает героя оставить девушку на острове.


Возвращаясь домой, Тесей забывает сменить черный парус на белый. Эгей, отец героя, видит на горизонте черный парус и, думая, что его сын погиб, бросается в море от горя. По другой версии, утрате белого паруса поспособствовал . Царь Минос принес богам жертвы, и по воле Аполлона приключилась буря, которая и унесла белый парус, символизирующий победу, так что Тесею пришлось возвращаться под черным.

С Ариадной у героя не сложилось, но Тесей взял в жены Федру, другую дочь царя Миноса. Федра стала второй супругой героя, первой была амазонка Антиопа.

Экранизации

В 1971 году советский режиссер-мультипликатор Александра Снежко-Блоцкая создала по мотивам мифа о подвигах Тесея мультипликационный фильм «Лабиринт. Подвиги Тесея». Мультфильм идет 19 минут. Тесея там озвучивает . Мультфильм начинается с того, что молодой сын афинского царя Тесей, которого воспитывал кентавр, отправляется обратно в Афины, к отцу. По дороге юноша совершает подвиги. Побеждает вепря, который наводил страх на окрестности. Расправляется с разбойником Прокрустом, отрубив тому голову.


Вернувшись в Афины, герой узнает о прибытии корабля с Крита. Раз в девять лет этот корабль приходит в Афины, чтобы забрать дань – четырнадцать афинских девушек и юношей, которые будут съедены чудовищем Минотавром. Тесей вызывается плыть на Крит вместе с остальными несчастными жертвами, чтобы уничтожить Минотавра. Расправившись с чудовищем, Тесей покидает лабиринт, используя нить Ариадны, а затем вместе с нею уплывает домой в Афины.

Оскорбленный царь Минос взывает о помощи к богу виноделия Дионису, чтобы тот вернул царю дочь. Дионис устраивает бурю и забирает Ариадну прямо с корабля. Тесей возвращается домой без возлюбленной и без белого паруса, который сдувает во время бури. Отец Тесея стоит на скале над морем и высматривает корабль сына, а когда видит траурный черный парус вместо белого – бросается в море.

В 2011 году вышел приключенческий боевик «Война богов: Бессмертные». Тесея сыграл английский актер , который в 2017 году появился на экранах в роли в фильме «Лига Справедливости». Сценарий фильма создан по мотивам древнегреческих мифов, но сильно отличается от них.


Тесей здесь - крестьянский юноша, который живет с матерью в приморской деревушке. Владеть оружием героя учит местный старик, который позже оказывается богом-громовержцем . Но сам Тесей не верит в богов. Тем временем царь Гиперион хочет освободить из Тартара титанов, чтобы те уничтожили ненавистных ему богов, которые дали погибнуть его семье. Чтобы осуществить задуманное, царю нужен артефакт - Эпирский лук.

Когда войска Гипериона разоряют деревушку, где жил Тесей, герой оказывается на соляных копях. В копях юноша встречает деву-оракула, которая называет его избранным, и вместе персонажи бегут.

Позже Тесей находит Эпирский лук, который нужен Гипериону, побеждает Минотавра, которого насылает злой царь. В войну на стороне Тесея вступает часть богов. В конце фильма победитель Тесей возносится на Олимп.


Тесей и Минотавр

Мифы Древней Греции рассказывают о существовании Кноссоса (Кносского дворца) , где правил царь Минос, а в Лабиринте его дворца жил ужасный монстр, Минотавр - существо с головой быка и телом человека, питающийся человеческим мясом!

Но если кратко, то начиналось всё с того, что могучий Зевс, верховный бог Олимпа, увидел прекрасную Европу, дочь богатого финикийского царя. Увидел и возжелал. Чтобы не испугать девушку и её подруг, он принял обличье чудесного быка. Шерсть его сверкала, золотые рога были изогнуты, на лбу горело, подобно месяцу, серебряное пятно. Дыхание быка благоухало амврозией, и весь воздух был напоен этим ароматом. Чудесный бык появился на поляне и подошёл к девам, среди которых была Европа, когда те резвились и собирали цветы. Девы окружили дивное животное и ласково гладили его. Бык подошёл к Европе, лизал ей руки и ласкался к ней. Затем смирно лёг у её ног, предлагая сесть на него.

Смеясь, села Европа на широкую спину быка. Хотели и другие девушки сесть с ней рядом. Но неожиданно бык вскочил и помчался к морю. Как ветер нёсся златорогий бык, затем он бросился в море и быстро, подобно дельфину, поплыл по лазурным водам. Волны моря расступались перед ним, и вот вскоре показались в морской дали берега Крита. Быстро приплыл к нему Зевс-бык со своей драгоценной ношей и вышел на берег. Европа стала женой Зевса и жила с тех пор на Крите. Т ри сына родились у неё от Зевса: Минос, Радамантис и Сарпидон. Позже Европа вышла замуж за царя Крита Астериона, который усыновил детей Зевса. После смерти Астериона царём стал старший сын, Минос. Он взял в жёны Пасифаи, дочь бога солнца Гелиоса и нимфы Крити. У них родились 4 сына и 4 дочери, в том числе красавица Ариадна. Вместе они жили в Кносском дворце.

Во время одного великого праздника Минос захотел сделать жертвоприношение в честь бога моря Посейдона и попросил у него, чтобы Посейдон послал для этого великолепное животное (вот странная манера приносить жертвы, сначала их испросив;). В ответ Посейдон отправил из моря прекрасного белого быка. Настолько прекрасного, что Минос пожалел его и принёс в жертву другого быка. Посейдон очень разозлился, и, чтобы наказать Миноса, внушил сластолюбивой царице Парсифаи безумную страсть к белому быку. Чтобы удовлетворить свою извращённую страсть, Парсифаи обратилась к знаменитому мастеру Дедалу. Дедал изготовил пустое чучело коровы, и когда Парсифаи вошла в это чучело, бык воссоединился с ней. От этого отвратительного совокупления родился Минотавр, чудовище с человеческим телом и бычьей головой . Во избежание скандала царь Минос запер Минотавра в Лабиринте , сложном сооружении, который построил для этого Дедал.

Дальнейшая судьба белого быка неизвестна.

Далее миф рассказывает об Андрогеосе, сыне Миноса, который принял участие в играх в Афинах и стал победителем во всех спортивных дисциплинах. Кто-то из обиженных афинян устроил засаду и убил его. Это убийство вызвало гнев Миноса, он тотчас же объявил войну Афинам и отправился в поход. Возмещение ущерба, которое он потребовал у афинского царя Эгея, была намного жестче и позорнее, чем само поражение Афин: каждые 9 лет Эгей должен был отправлять в Лабиринт 7 девушек и 7 юношей. Их запирали в громадном дворце Лабиринте, где их пожирало ужасное чудовище.

Тесей и Минотавр

Сын афинского царя, молодой герой Тесей, решил прекратить уплату этой ужасной дани и защитить невинных. Когда в третий раз прибыли послы с Крита за положенной данью, все в Афинах были погружены в глубокую печаль и снарядили корабль с чёрными парусами, Тесей добровольно вошёл в число юношей, отправляемых на Крит, с единственной целью убить Минотавра. Царь Эгей категорически не хотел отпускать своего единственного сына, но Тесей настоял на своём.

На Крите, в Кноссосе, могущественный царь Крита сразу обратил внимание на прекрасного мускулистого юношу. Заметила его и дочь Миноса, Ариадна. Ариадна была очарована Тесеем и решила ему помочь. Зная, что Лабиринт построен так, чтобы попавший туда никогда не смог найти выхода, она дала Тесею тайно от отца острый меч и клубок (нить Ариадны), который помог ему не заблудиться. Тесей привязал нить на входе, и вошёл в Лабиринт, постепенно разматывая клубок. Всё дальше шёл Тесей и, наконец, увидел Минотавра. С грозным рёвом, наклонив голову с громадными острыми рогами, бросился Минотавр на героя. Начался страшный бой. Наконец Тесей схватил Минотавра за рог и вонзил ему в грудь свой острый меч. Убив Минотавра, Тесей с помощью нити клубка нашёл выход обратно и вывел всех афинских юношей и девушек. Тесей быстро снарядил свой корабль и, прорубив дно у всех кораблей критян, спешно отправился в обратный путь. Ариадна тоже покинула Кноссос и уплыла с Тесеем.

Однако Ариадне и Тесею не суждено было жить вместе долго и счастливо. Тесею пришлось уступить Ариадну богу Дионису. До Афин она не доплыла. Богиней стала Ариадна, женой великого Диониса. Но это уже другая история...

Корабль Тесея нёсся на своих чёрных парусах по лазурному морю, приближаясь к берегам Аттики. Забыл Тесей, опечаленный утратой Ариадны, об уговоре с отцом - он должен был заменить чёрные паруса белыми в случае благополучного возвращения. Эгей ждал своего сына. Вдали показалась точка, вот она растёт, приближаясь к берегу, и уже понятно, что это корабль его сына, корабль под чёрными парусами. Значит, Тесей погиб! В отчаянии Эгей бросился с высокой скалы в море, и волны выбросили на берег его безжизненное тело. С тех пор и зовётся море, в котором погиб Эгей, Эгейским.

В это время в Кносском дворце Дедал, которого Минос держал в плену, чтобы он не уехал и не раскрыл секрет Лабиринта, планировал свой побег. С помощью искусственных крыльев, которые были скреплены воском, он улетел вместе со своим сыном Икаром. Дальше вы наверняка всё знаете. Икар, увлекшись полётом, взлетел слишком высоко к солнцу, горячие солнечные лучи растопили воск, и... Икарийским назвали море, в котором погиб юный Икар.

Возможно, вам также будет интересно:


Тесей, Тезей - в древнегреческой мифологии сын афинского царя Эгея (или бога Посейдона) и Эфры, 10-й царь Афин. Центральная фигура аттической мифологии и один из самых известных персонажей всей греческой мифологии. Упомянут уже в «Илиаде» (I 265) и «Одиссее» (XI 323, 631). В микенских текстах встречается имя te-se-u (Фесей).

Источник: Мифы и легенды Древней Греции

Происхождение Тесея

Имя Тесей указывает на силу. Тесей принадлежит к поколению героев до троянской войны. Рождение Тесея необычно. Со стороны отца Тесей имел среди предков автохтона Эрихтония, рождённого из семени Гефеста Геей и воспитанного Афиной, и автохтонов Краная и первого аттического царя Кекропa. Предки Тесея - мудрые полузмеи-полулюди. Однако сам Тесей - представитель чистого героизма, он одновременно сын человека и бога. Со стороны матери Тесей происходит от Пелопа, отца Питфея, Атрея и Фиеста, а значит, от Тантала и, наконец от самого Зевса.

Будучи бездетным, Эгей отправился к оракулу, но не мог разгадать его ответ. Зато оракул был разгадан трезенским царем Питфеем, который понял, что власть в Афинах будет принадлежать потомкам Эгея, и, напоив гостя, уложил его спать вместе со своей дочерью Эфрой. В ту же ночь с ней сблизился Посейдон или же сочетался с ней накануне на острове Сферос. Таким образом, сын, рождённый Эфрой, имел (как положено великому герою) двух отцов - земного Эгея и божественного Посейдона. Родился в местечке Генетлий у гавани Келендерис.

Подвиги Тесея

Уходя от Эфры, Эгей просил воспитать будущего сына, не называя имени отца, и оставил ему свой меч и сандалии, положив их под большой камень, с тем чтобы, возмужав, Тесей в сандалиях отца и с его мечом отправился в Афины к Эгею, но так, чтобы об этом никто не знал, так как Эгей боялся козней Паллантидов (детей младшего брата Палланта), претендовавших на власть из-за бездетности Эгея. Эфра скрывает истинное происхождение Тесея и Питфей распространил слух, что мальчик рождён от Посейдона (самого почитаемого в Трезене бога). Когда Тесей вырос, Эфра открыла ему тайну его рождения и велела, взяв вещи Эгея, отправляться в Афины к отцу.

Ещё до ухода из Трезена Тесей, став юношей, посвятил прядь волос спереди, как абанты, богу Аполлону в Дельфах, тем самым как бы вручая богу самого себя и заключая с ним союз. Этот род стрижки назвали «Тесеевым». Когда ему шёл шестнадцатый год, вынул сандалии и меч отца из-под камня. Скала Тесея (ранее жертвенник Зевса Сфения) находилась по пути из Трезена в Эпидавр.

Тесей отправился в Афины не легким путем - морем, а по суше, через Коринфский перешеек, по особенно опасной дороге, где на пути от Мегары до Афин путников подстерегали разбойники и потомки чудовищ. По дороге Тесей победил и убил:

Разбойника Перифета, сына Гефеста, убивавшего путников медной палицей.
Разбойника Синиса, (по прозвищу Сгибатель сосен), жившего в сосновой роще и расправлявшегося с путниками, привязывая их к двум согнутым соснам.
Кроммионскую свинью,
Разбойника Скирона, заставлявшего путников мыть ему ноги у обрыва и сбрасывающего их пинком в пропасть, где несчастных съедала гигантская черепаха.
Разбойника Керкиона, заставлявшего путников бороться насмерть.
Разбойника Дамаста (по прозвищу Прокруст).

В Афинах царь Эгей попал под власть волшебницы Медеи, нашедшей у него приют и надеявшейся, что её сын от Эгея Мед получит право на престол.

Есть рассказ, о том, как Тесей прибыл в Афины, когда строился храм Аполлона Дельфиния, и рабочие насмешливо назвали его девушкой, тогда он подбросил повозку, показав свою силу. Тесей явился в Афины как освободитель от чудовищ, прекрасный юный герой, однако не был узнан Эгеем, которому Медея внушила опасения к пришельцу и заставила опоить юношу ядом. За трапезой Тесей вытащил свой меч, чтобы разрезать мясо. Отец узнал сына и отшвырнул чашу с ядом.

Тесею также пришлось бороться с 50-ю Паллантидами, которым он устроил засаду. Истребив двоюродных братьев и изгнав их союзников, Тесей утвердил себя как сын и наследник афинского царя.

Путешествие на Крит

Пришёл в Афины 8 крония (гекатомбеона) (конец июля), 6 мунихиона (конец апреля) отплыл, вступил в город при возвращении 7 пианепсиона (конец октября). Тесей прославил себя как достойный наследник царской власти и во время столкновения Афин с критским царем Миносом, требовавшим каждый девятый год дани 7 юношами и 7 девушками как искупление за смерть своего сына Андрогея. При Тесее дань отправлялась в третий раз (см. Спутники и спутницы Тесея). По другим версиям, либо ежегодно 7 человек, либо каждые 7 лет по 14.

Когда Минос приехал в третий раз за данью, Тесей решил отправиться сам на Крит, чтобы померяться силой с чудовищным Минотавром , на съедение которому обрекали жертвы. По Гелланику, жребия не было, а Минос сам прибыл в Афины и выбрал Тесея.

Корабль отправился под чёрным парусом, но Тесей повез с собой запасным белый, под которым он должен был вернуться домой после победы над чудовищем. По пути на Крит Тесей доказал Миносу свое происхождение от Посейдона, достав со дна моря перстень, брошенный Миносом. Тесей и его спутники были помещены в лабиринт, где Тесей убил Минотавра. Из лабиринта Тесей и его спутники вышли благодаря помощи Ариадны, влюбившейся в Тесея. По версии, спасся из лабиринта благодаря сиянию, излучаемому венцом Ариадны. Ночью Тесей с афинской молодежью и Ариадной тайно бежали на остров Наксос. Застигнутый там бурей Тесей, не желая везти Ариадну в Афины, покинул её, когда она спала. Однако Ариадну похитил влюбленный в неё Дионис. По версии ряда мифографов, Тесей был вынужден оставить Ариадну на острове, поскольку ему во сне явился Дионис и сообщил, что девушка должна принадлежать ему.

На Крите Дедал научил Тесея и его спутников священному танцу. Возвращаясь с Крита, устроил на Делосе состязания в честь Аполлона и победителей увенчивал пальмовым венком. Посвятил Аполлону ксоан Афродиты работы Дедала, который Ариадна захватила с Крита.

Тесей отправился дальше, забыв переменить паруса, что и стало причиной гибели Эгея, бросившегося в море, когда он увидел чёрный парус и тем самым уверился в смерти сына. По легенде, именно поэтому море называется Эгейским. Также существует версия о том, что Минос принёс жертвы богам и бог Аполлон сумел устроить внезапную бурю, унесшую «победный» белый парус - именно поэтому Тесей был вынужден вернуться под чёрным парусом и свершилось давнее проклятье Эгея. По Симониду, Эгей дал не белый, а «пурпурный парус, окрашенный соком цветов ветвистого дуба». 30-весельное судно Тесея афиняне хранили вплоть до времени Деметрия Фалерского. Вернувшись с Крита, Тесей воздвиг храм Артемиде Сотере в Трезене. Корабль Тесея, согласно легенде, хранился в Афинах до эпохи Деметрия Фалерского, фактом своего хранения породив одноименный парадокс.

Другие подвиги Тесея

Учредил государственное устройство и демократию в 1259/58 г. до н. э.

По некоторым, устроил Истмийские игры в честь Меликерта.

Посейдон обещал ему исполнить три желания.

По афинской версии, во главе афинской армии разбил фиванцев Креонта, отказывавшихся выдать трупы павших.

Вместе с Гераклом участвовал в походе за поясом амазонок.

Тесей участвовал в Калидонской охоте. Некоторые авторы называют его среди аргонавтов, что сомнительно, так как мачехой Тесея была Медея, бывшая жена лидера аргонавтов Ясона.

Участвовал в битве с кентаврами, бесчинствовавшими на свадьбе Пирифоя, ближайшего друга Тесея. Знаки дружбы Тесея и Пирифоя погребены близ Полой Чаши в Колоне. Но его не было среди аргонавтов, так как в это время он помогал Пирифою добыть себе в жены богиню царства мертвых Персефону. Этим поступком Тесей переступил меру возможного, установленного богами для героев, и тем самым стал ослушником и дерзостным героем. Он так и остался бы в Аиде, где навеки был прикован к скале Пирифой, если бы не Геракл, который спас Тесея и отправил его в Афины. Геракл освободил его из Аида, на скале осталась часть его седалища.

Столь же дерзким поступком Тесея было похищение им Елены, отбитой братьями назад и позднее ставшей причиной Троянской войны. Взяв в жены Елену, Тесей соорудил храм Афродиты Нимфии в области Трезена. Вернувшись из своего похода в царство Аида, он нашёл престол занятый Менесфеем.

Тесей вынужден был отправиться в изгнание, не сумев усмирить своих врагов. Когда его прогнали афиняне, отправился на Крит к Девкалиону, но вследствие ветров был занесен на Скирос. Он тайно переправил детей на Эвбею, а сам, проклявши афинян, отплыл на остров Скирос, где у отца Тесея когда-то была земля. Но царь Скироса Ликомед, не желая расстаться со своей землей, коварно убил Тесея, столкнув его со скалы. Похоронен Тесей на Скиросе.

Отдельным сюжетом является история о том, как Федра, жена Тесея, влюбившись в своего пасынка Ипполита, безуспешно склоняла его к любви. Не сумев добиться Ипполита, она оговорила его перед отцом, после чего Тесей проклял сына и тот погиб. Затем Федра повесилась, а Тесей узнал правду.

Исторический прототип

Евсевий Кесарийский в своей хронографии называет Тесея 10-м царём Афин, правившим 30 лет после Эгея с 1234 по 1205 гг. до н. э. Плутарх в жизнеописании «Тесей» приводит свидетельства реального существования такого древнего царя в Афинах. Многие подробности взяты Плутархом от Филохора, автора III в. до н. э.

В правление Тесея афиняне убили сына Миноса Андрогея, за что должны были платить дань Криту афинскими мальчиками. Однако Тесей сам отправился на состязание, учреждённое Миносом в память о погибшем сыне, и победил в борьбе сильнейшего из критян Минотавра, в результате чего дань мальчиками отменили.

Тесей собрал афинян, живших разбросанно по их стране, в единую общину, стал действительным основателем Афин. Вот как об этом пишет Плутарх («Тесей»):

«Он собрал всех жителей Аттики, сделав их единым народом, гражданами одного города, тогда как прежде они были рассеяны, их с трудом удавалось созвать, даже если дело шло об общем благе, а нередко между ними разгорались раздоры и настоящие войны. Обходя дем за демом и род за родом, он объяснял повсюду свой план, простые граждане и бедняки быстро склонялись на его увещания, а людям влиятельным он сулил государство без царя, демократическое устройство, которое ему, Тесею, даст лишь место военачальника и стража законов, в остальном же принесет всем равенство, - и одних сумел уговорить, а другие, страшась его отваги и могущества, к тому времени уже немалого, предпочли уступить добром, нежели покориться принуждению. (…) Он воздвиг единый, общий для всех пританеи и дом совета в нынешней старой части города, город назвал Афинами (…)

Стремясь еще увеличить город, Тесей призывал в него всех желающих, предлагая права гражданства (…) Но он не допустил, чтобы беспорядочные толпы переселенцев вызвали в государстве смешение и расстройство - он впервые выделил сословия благородных, землевладельцев и ремесленников, и благородным предоставил судить о богопочитании, занимать высшие должности, а также учить законам и толковать установления божеские и человеческие, хотя в целом как бы уравнял меж собою все три сословия (…) О том, что Тесей, по словам Аристотеля, первым проявил благосклонность к простому люду и отказался от единовластия, свидетельствует, по-видимому, и Гомер, в „Перечне кораблей“ называющих „народом“ одних только афинян.»

Тесей похитил одну из амазонок, Антиопу, из-за чего амазонки вторглись в Аттику, и только с большим трудом афиняне разгромили воительниц. После смерти Антиопы Тесей взял в жёны Федру и имел от неё сына Ипполита. Затем Тесей в возрасте уже за 50 лет с друзьями отправился в Эпир за дочерью царя молоссов (эпирского племени), где был схвачен и брошен в тюрьму. Когда он смог вернуться в Афины, то нашёл недовольный народ, подстрекаемый против него Менесфеем. Потерпев поражение в борьбе с врагами, Тесей удалился на остров Скирос, и там погиб, то ли убитый царем Скироса Ликомедом, то ли просто сорвавшись со скалистого обрыва.

По Евсевию Тесей был изгнан из Афин остракизмом, правилом против тирании, которое он же первым и ввёл в качестве закона. Афинский трон занял Менесфей.

Почитание в Аттике

Культ Тезея, как героя-предка, существовал в Аттике. Особенный всплеск его в историческую эпоху произошёл после явления тени царя на Марафонской битве, что, как считается, помогло грекам одержать победу.

Тесей (Тезей, Фесей), греч. - сын афинского царя Эгея или бога моря Посейдона и трезенской царевны Эфры, афинский герой и царь.

Тесей был одним из величайших героев греческих мифов и по справедливости занимает второе место вслед за , с которым его связывала прочная дружба. Эта дружба ионийца Тесея с дорянином Гераклом символизировала единство греков, и греческие художники охотно напоминали об этом своим землякам, особенно политикам из враждебных полисов (городов-государств). В качестве примера назовем рельеф Фидия, изображавший совместную борьбу Тесея и Геракла с амазонками; этот рельеф украшал трон статуи Зевса в Олимпии, одного из «семи чудес света».

Самая подробная биография Тесея создана Плутархом, который в начале 2 в. н. э. свел воедино древние мифы, часто противоречившие друг другу, особенно в хронологическом отношении. Отцом Тесея официально считался афинский царь Эгей, потомок основателя Афин Кекропа, а менее официально, но тем чаще - бог моря Посейдон. Его мать Эфра была то ли супругой Эгея, то ли всего лишь его возлюбленной. Через отца Эфры, трезенского царя Питфея, Тесей мог возводить свое происхождение к завоевателю Пелопоннеса Пелопу. Генеалогия, конечно, не такая впечатляющая, как у Геракла, общепризнанным отцом которого был сам Зевс, но вполне подходящая для роли, предназначенной Тесею в мифах. (Кстати, сыновей Зевса, рожденных смертными женщинами, насчитывается немало, но отнюдь не все они оставили яркий след в мифах.)

Кадры из фильма «Война богов. Бессмертные» (2011)

Первые подвиги Тесея

Итак, Тесей родился в Трезене (см. статью «Питфей»), на северо-восточном побережье Арголиды, и там провел свои детские и юношеские годы. Перед возвращением в Афины, куда его призывали обязанности монарха, Эгей оставил своему новорожденному сыну только меч и сандалии. Эти предметы, по которым он рассчитывал опознать сына, когда тот явится к нему в Афины, Эгей положил под огромный камень. В шестнадцать лет Тесей, выросший в прекрасного, отважного и могучего юношу, превосходившего своих сверстников по всем статьям, без труда отвалил тяжелый камень и отправился к своему отцу. По морю до Афин можно было доплыть на корабле за день, но Тесей выбрал более длительный и опасный путь по суше. Ему хотелось повидать белый свет и по возможности совершить какой-нибудь подвиг, чтобы, так сказать, прийти не с пустыми руками в Афины, где со временем он должен был стать царем. Такая возможность представилась ему уже на границе Трезена и Эпидавра, где жил хромой великан Перифет, имевший жестокую привычку убивать путников железной дубиной. Тесей отучил его от этой привычки очень эффективным способом и отправился дальше. На Истмийском (Коринфском) перешейке он усмирил еще одного жестокого разбойника, Синиса. В Кроммионе Тесей убил по просьбе крестьян огромную серую свинью, разорявшую их поля; вернее, это была не просто свинья, а настоящее чудовище, рожденное Тифоном и Эхидной. Мегарский край Тесей избавил от разбойника Скирона, Элевсинский - от кровожадного великана Керкиона, а уже в самой Аттике, у реки Кефис, его встретил разбойник Дамаст по кличке Прокруст, то есть «Вытягиватель». Обо всех этих злодеях, наводивших страх на местное население и на путников между Трезеном и Афинами, рассказано в соответствующих статьях, здесь же мы хотели бы обратить внимание на способ расправы Тесея с ними: с каждым из них Тесей поступал точно так, как тот поступал со своими жертвами, и в этом что-то есть, во всяком случае, воспитательный, назидательный эффект этого метода бесспорен, так как с тех пор, после действий Тесея, путь между Пелопоннесом и Аттикой стал свободным и безопасным для купцов и странников.

Борьба Тесея за своего отца Энея в Афинах

Придя в Афины, Тесей направился прямо в царский дворец. Престарелый Эгей не узнал сына, зато его узнала волшебница Медея, которая втерлась в доверие царя, пообещав вернуть ему молодость, если он женится на ней. Медея сразу сообразила, что приход Тесея угрожает ее планам, и уговорила Эгея отравить пришельца. Однако на пиру Эгей случайно обратил внимание на меч Тесея, потом взглянул на его сандалии - и поспешил опрокинуть чашу с отравленным вином. Обняв Тесея, он представил его народу как своего преемника, а Медею изгнал.

Однако ликование во дворце Эгея продолжалось недолго. К городу подступили пятьдесят сыновей Палланта, брата Эгея, с большим войском; Паллантиды рассчитывали после смерти Эгея овладеть Афинами, а с появлением Тесея их надежды улетучивались. Тесей возглавил оборону города, разведал расположение сил противника, выяснил, что ему готовят засаду, и в отважной ночной вылазке перебил половину Паллантидов, расположившихся в засаде. Остальные братья пустились наутек, а Тесей отправился навстречу новым подвигам.

В то время в Аттике буйствовал огромный бык, который убивал людей и уничтожал урожай на полях. Его доставил в Грецию с Крита Геракл, выполняя очередной приказ Эврисфея (см. седьмой подвиг Геракла). Эврисфей хотел было оставить быка себе, но испугался его свирепости и выпустил на волю - к ужасу всей Греции. Тесей нашел быка на поле под Марафоном и убил его. Но когда он вернулся в Афины, никто не приветствовал его, весь город был в трауре.

Тесей и Минотавр

Тесей, лабиринт Минотавра и Ариадна

Уже в третий раз в Афины приплыли послы критского царя Миноса за страшной данью, которую Эгей должен был платить каждые девять лет в наказание за убийство сына Миноса, Андрогея. Некогда Андрогей одержал победу на афинских играх над местными атлетами, и раздраженный Эгей убил его. В качестве искупительной дани афиняне посылали на Крит семерых девушек и семерых юношей, а Минос отдавал их на съедение чудовищному Минотавру, запертому в кносском лабиринте. Считалось, что от этой дани Афины могла избавить только смерть Минотавра. Несмотря на сопротивление Эгея, Тесей добровольно включил себя в список молодежи, посылаемой на съедение Минотавру, так как считал своим долгом убить чудовище. Отплывая на Крит под черными траурными парусами, Тесей пообещал отцу в случае успеха поднять белые паруса при возвращении.

Когда корабль пристал к Криту, Минос спросил Тесей, кто его отец. Тесей ответил, что, если Минос - сын Зевса, то сам он, Тесей, - сын Посейдона, брата Зевса. Минос тут же снял с пальца золотой перстень и зашвырнул его в море: если Тесей говорит правду, пусть Посейдон поможет ему найти перстень. Тесей выдержал эту проверку: супруга Посейдона Амфитрита охотно вручила ему перстень, и удивленный Минос получил его обратно.

Это испытание было, конечно, детской забавой по сравнению с тем, что ждало Тесея, однако дальнейшие события подтвердили античную поговорку «Смелым помогает судьба» - с первого взгляда в Тесея влюбилась дочь Миноса Ариадна и тайком вручила ему два дара: меч для поединка с Минотавром и клубок ниток.

Когда Тесей вместе с остальными афинскими юношами и девушками отвели в лабиринт, он велел им спрятаться у входа, вручил им конец клубка и, разматывая его, отправился по хитросплетению коридоров в самое сердце лабиринта, где его ждал Минотавр. Со страшным ревом чудовище бросилось вперед, чтобы пронзить его своими огромными рогами, но Тесей увернулся. Тупой силе, слепой ярости Минотавра Тесей противопоставил ловкость и смекалку. Наконец, улучив момент, он в буквальном смысле слова взял быка за рога и пронзил его грудь мечом. Сматывая нить, Тесей выбрался из лабиринта, вывел своих товарищей к выходу, где их уже поджидала Ариадна, и поспешил к кораблю.

Бегство Тесея с Ариадной от Миноса

Пока его спутники спускали на воду и снаряжали корабль, Тесей продырявил днища всех критских кораблей в гавани. Это позволило им избежать преследования Миноса. Спеша домой, на север, они сделали остановку на острове Наксос, чтобы пополнить запас воды и освежиться недолгим сном. Утром они продолжили свой путь - но уже без Ариадны. Ночью Тесею явился во сне бог Дионис и велел ему оставить Ариадну на острове, так как она предназначена Дионису в жены; повинуясь богу, Тесей покинул спящую Ариадну. По другой версии, Тесей оставил ее на острове, забыв про нее в спешке. (Но была еще одна версия: Тесей просто-напросто избавился от Ариадны, не желая жениться на ней, так как ему понравилась ее младшая сестра Федра. Как бы то ни было, Ариадна действительно стала женой Диониса, а Тесей впоследствии женился на Федре.)

После еще одной непродолжительной остановки на Делосе Тесей взял курс прямо на Афины. В постоянной спешке, опасаясь преследования кораблей Миноса, а возможно, и терзаемый угрызениями совести из-за Ариадны, Тесей забыл заменить черные паруса на мачте белыми. Дожидавшийся сына Эгей при виде черных парусов решил, что Тесей погиб, и в отчаянии бросился со скалы в море, которое с тех пор называется Эгейским.

Кадр из мультфильма «Лабиринт. Подвиги Тесея» (СССР, 1971)

Тесей – царствование в Афинах

Царем Афин стал Тесей. Правил он мудро и справедливо, но ему не давала покоя жажда новых подвигов, и он не упускал ни одной возможности отличиться. Он участвовал в походе аргонавтов, в калидонской охоте, в войне Геракла с амазонками. Из всех этих походов он возвращался со славой, а из последнего также с супругой: при дележе пленных амазонок Геракл уступил Тесею их прекрасную и храбрую предводительницу Антиопу, и Тесей женился на ней. Антиопа полюбила мужа, и, когда амазонки вторглись в Афины, чтобы освободить ее, она сражалась бок о бок с Тесеем и погибла в бою.

Печаль по любимой жене Тесей пытался развеять трудом. Он возвел стены вокруг Афин, украсил город новыми строениями, дал афинскому народу законы и приучал его к самоуправлению. Тесей хотел, чтобы его город жил в мире, и отвергал агрессивные войны. Но когда царь лапифов Пирифой спровоцировал его на войну, он без колебаний выступил против него и вызвал его на поединок. Выяснив в бою, что их силы равны, Тесей предложил Пирифою мир и дружбу. Договор о дружбе был заключен, так как равновесие сил не ведет к войне, но обеспечивает мир. Для Афин этот договор был выгоден, однако на самого Тесея дружба с безрассудным Пирифоем навлекла бедствия.

Одним из примеров безрассудства Пирифоя была его свадьба с Гипподамией, на которую он пригласил всех знаменитых героев Греции, в том числе Геракла и Тесея, но для пущей оригинальности заодно пригласил и своих диких соседей кентавров, полулюдей-полуконей. И это уже была серьезная ошибка: ведь всем известно, что приглашать следует приличных людей, а не полускотов. Напившись до чисто скотского состояния, кентавры набросились на присутствовавших женщин, в том числе и на невесту; герои бросились на выручку, но поначалу им пришлось туго, так как все они были безоружны; многие из них получили ранения, кое-кто был убит, например Кеней (см. статью). В конце концов, большинство кентавров было перебито, остальные сбежали в горы (см. «Кентавры»).

Тесей и Пирифой в подземном царстве Аида

Вернувшись в Афины, Тесей решил жениться на сестре Ариадны, Федре, но этот брак был неудачным, так как Федра влюбилась в своего пасынка Ипполита, сына Тесея и Антиопы, и дело кончилось смертью Ипполита и самоубийством Федры (см. соответствующие статьи). В это же время овдовел и Пирифой и предложил Тесею объединиться для совместных поисков новых жен.

Обоих привлекала прекрасная Елена из Спарты (из-за которой позже разгорелась троянская война), и они похитили ее, хотя в то время Елене было всего 12 лет. Так как настоящие друзья никогда не станут ссориться из-за женщины, они решили разыграть Елену по жребию, с тем чтобы выигравший Елену помог проигравшему добыть себе жену по своему вкусу.

Тесей выиграл и отвел Елену в Афины, а Пирифой заявил, что Тесей должен помочь ему привести из загробного царства Персефону, супругу владыки этого царства Аида, - именно на ней захотел жениться Пирифой. Тщетно отговаривал его Тесей, но Пирифой стоял на своем, и Тесею, связанному данным словом, пришлось сопровождать его в царство Аида. Как ни странно, Аид встретил их приветливо, спокойно выслушал Пирифоя и предложил обоим друзьям подождать в передней - он, мол, должен еще подумать, расставаться ему с супругой или нет. Но едва Пирифой и Тесей уселись в каменные кресла, как тут же приросли к их холодному камню. Пирифой так никогда и не встал со своего леденящего трона, Тесея же спустя долгое время вызволил Геракл. Однако между тем Елену увели из Афин ее братья Кастор и Полидевк, а заодно увели в плен и рабство мать Тесея, Эфру, снесли городские стены и передали власть над Афинами злейшему врагу Тесея - его родичу Менесфею.

Тезей в конце своей жизни

После возвращения из загробного царства величайший афинский герой превратился в жалкого изгоя. Путь в Афины был ему заказан, поэтому он отправился на остров Эвбею, где ему принадлежали кое-какие земли. Тесей надеялся найти там своих сыновей Демофонта и Акаманта и с их помощью вернуть себе афинский трон. Но после оскорбления, нанесенного Аиду, брату царя богов Зевса, от Тесея отвернулись боги и счастье, и теперь уже ни отвага, ни сила не могли помочь ему.

Погиб Тесей бесславно: Ликомед, царь острова Скирос, позарился на последние земли, принадлежавшие Тесею, и пригласил его к себе для обсуждения спорных вопросов. Улучив момент во время прогулки, Ликомед столкнул Тесея с высокой скалы в море.

Итак, Тесей, сын бога моря, нашел смерть в морских волнах - но обрел бессмертие в мифах, в памяти греков от древнейших времен и до сегодняшнего дня, в произведениях литературы и искусства античного и нового времени.

Актер Генри Кeвилл в роли Тесея с Эпирским луком («Бессмертные», 2011)

Тесей в истории и искусстве

Самую подробную биографию Тесея напасал, как уже говорилось выше, Плутарх: он открыл ею свои «Сравнительные жизнеописания» выдающихся греков и римлян. Их этой биографии черпали сведения все последующие авторы, в произведениях которых фигурировал Тесей как главный герой или как одно из главных действующих лиц: в «Тесее» Софокла (сохранились только фрагменты), в его же «Федре», в «Ипполите» Еврипида, в эпиллии Каллимаха «Гекала» (так звали старушку, снабдившую Тесея добрыми советами накануне его схватки с марафонским быком; в память о Гекале Тесей учредил специальный праздник - гекалесии). Тесею посвятили свои стихи Овидий и Катулл. Вергилий говорит о нем в «Энеиде».

Уже в 20 в. Тесей стал главным героем драмы И. Магена (1909), пьесы А. Жида (1946) и драматической поэмы Казандзакиса. Оперу «Тесей» написал в 1713 г. Гендель, «Освобождение Тесея» в 1927 г. - Мийо, балет «Тесей в лабиринте» в 1957 г. - Михалович.

Тесей изображен на более чем 600 античных вазах, не считая 17 так называемых «циклических ваз» с изображением всех подвигов Тесея на одной вазе. Сохранилась уменьшенная копия статуи Мирона «Тесей и Минотавр» (5 в. до н. э.). «Подвиги Тесея» изображены рядом с подвигами Геракла на сокровищнице афинян в Дельфах (после 490 до н. э.). Рельефная метопа «Тесей, сражающийся с кентавром» украшала южный фриз Парфенона с 5 в. до н. э. до конца 18 в., когда была увезена в Англию; метопа «Тесей, сражающийся с амазонками» на фризе храма Аполлона в Бассах (5 в. до н. э.) в 19 в. тоже очутилась в Англии. Из скульптур классического периода остались на своем месте лишь метопы «Подвигов Тесея» на афинском Тесейоне (450-440 до н. э.).

Европейские художники обратили внимание на Тесея лишь после Ренессанса. Из числа первых больших полотен отметим картину Пуссена «Тесей находит меч своего отца» (ок. 1650), из работ 20 в. - «Возвращение Тесея» Шимы (1933) и «Тесей в бою с амазонками» Кокошки (1958). В скульптуре отметим хотя бы двух авторов: Канову («ТЕСЕ и Минотавр», 1781-1783; «ТЕСЕ убивает кентавра», 1800) и Бари («Тесей убивает кентавра» и «Тесей в бою с кентавром», 1850-1860).

Афинский царь Тесей как историческая личность

Больше чем какого-либо другого героя греки считали Тесея исторической личностью. Афинский государственный деятель и полководец Кимон, не колеблясь, отправился на Скирос в 469 г. до н. э., чтобы привезти оттуда его останки. То, что Кимон считал останками Тесея (вместе с его копьем и мечом), он доставил в Афины и похоронил со всеми почестями. Афиняне приписывали Тесею объединение Аттики, первую конституцию Афин и формирование основ афинской демократии. По словам Плутарха, Тесей добивался, чтобы в Афинах правил не царь, а народ, царь же являлся бы лишь полководцем и стражем закона, в то время как все остальные были бы свободными. Таким образом, в глазах афинян Тесей, собственно, являлся основоположником их города.

Издавна афиняне воздавали Тесею почти божественные почести. Характерно, что лучше всего сохранившийся античный храм под Акрополем первоначально был посвящен Гефесту, затем во времена христианства об этом забыли и афиняне стали приписывать его Тесею. И хотя впоследствии он был посвящен христианскому святому Георгию, афиняне упрямо продолжали называть храм Тесейоном (в новогреческом варианте его название звучит как Тисион).

Имя Тесея указывает на силу (возможно, от догреческого пеласгического: tēu-› thēso, «быть сильным»). Тесей принадлежит к поколению героев до Троянской войны (в ней участвуют уже сыновья великих героев прошлого). Для старика Нестора Тесей, «на бессмертных похожий», сильнее и храбрее героев периода Троянской войны (Hom. Il. I 260-274). Тесей скорее аттический, а не общегреческий герой (как Геракл ), но приписываемая ему преобразовательская деятельность, как считали древние, стала образцом для всей Греции и положила начало тому демократическому духу и первенству Афин среди полисов, которыми они славились в историческое время. Мифологический герой Тесей приобрёл черты легендарно-исторической личности (античная традиция деятельность Тесея относит приблизительно к 13 в. до н.э.).

Рождение Тесея необычно, хотя оно не было подготовлено столь грандиозно, как у Геракла. Со стороны отца Тесей имел среди предков автохтона Эрихтония, рождённого из семени Гефеста землёй и воспитанного Афиной, и автохтонов Краная и первого аттического царя Кекропа. Предки Тесея - миксантропические чудища, мудрые полузмеи-полулюди. Однако сам Тесей - представитель чистого героизма, он одновременно сын человека и бога (при этом одного из самых диких и хтонических, Посейдона). Со стороны матери Тесей происходит от Пелопа, отца Питфея, Атрея и Фиеста, а значит, от Тантала и, наконец, от самого Зевса. Будучи бездетным, Эгей отправился к оракулу, но не мог разгадать его ответ. Зато оракул был разгадан трезенским царём Питфеем, который понял, что власть в Афинах будет принадлежать потомкам Эгея, и, напоив гостя пьяным, уложил его спать вместе со своей дочерью Эфрой. В эту же ночь с ней сблизился Посейдон (Apollod. III 15, 6-7) или же сочетался с ней накануне на острове Сферос (Paus. II 33, 1). Таким образом, сын, рождённый Эфрой, имел (как положено великому герою) двух отцов - земного Эгея и божественного Посейдона.

Уходя от Эфры, Эгей просил воспитать будущего сына, не называя имени отца, и оставил ему свой меч и сандалии, с тем чтобы, возмужав, Тесей в сандалиях отца и с его мечом отправился в Афины к Эгею, но так, чтобы об этом никто не знал, так как Эгей боялся козней Паллантидов (детей младшего брата Палланта, претендовавших на власть из-за бездетности Эгея). Эфра скрывала истинное происхождение Тесея, и Питфей распространил слух, что мальчик рождён от Посейдона (самого почитаемого в Трезене бога). Когда Тесей вырос, Эфра открыла ему тайну его рождения и велела, взяв вещи Эгея, отправляться в Афины к отцу (вооружившись мечом Эгея, Тесей как бы приобщился к магической силе предшествующих поколений, владевших этим мечом и направляющих теперь его действия). Ещё до ухода из Трезена Тесей, став юношей, посвятил прядь волос богу Аполлону в Дельфах (Plut. Thes. 5), тем самым как бы вручая богу самого себя и заключая с ним союз. Тесей отправился в Афины не лёгким путём - морем, а по суше, через Коринфский перешеек, по особенно опасной дороге, где на пути от Мегары до Афин путников подстерегали разбойники, дети и потомки хтонических чудовищ. Тесей убил Перифета, Синиса, кроммионскую свинью, Скирона, Керкиона и Дамаста (он же Полипемон) (Apollod. epit. I 1; Plut. Thes. 8-11). Путь Тесея, отправляемого матерью к неведомому ему отцу, является одним из вариантов распространённого фольклорного мотива - розыски сыном отца (ср. розыски Телемахом Одиссея). На пути в Афины Тесей как бы выполняет функции Геракла (находившегося в это время в Лидии у царицы Омфалы).

В Афинах царь Эгей попал под власть волшебницы Медеи, нашедшей у него приют и надеявшейся, что её сын от Эгея Мед получит право на престол. Тесей явился в восьмой день месяца гекатомбеона в Афины как освободитель от чудовищ, прекрасный юный герой, однако не был узнан Эгеем, которому Медея внушила опасения к пришельцу и заставила Эгея опоить юношу ядом. За трапезой Тесей вытащил свой меч, чтобы разрезать мясо. Отец узнал сына и отшвырнул чашу с ядом (Plut. Thes. 12). По иной версии, Эгей отправил незнакомца сначала на охоту за марафонским быком, разорявшим поля. Когда Тесей одолел его и вернулся, Эгей на пиру преподнёс ему чашу с ядом, но тут же узнал сына и изгнал Медею (Apollod. epit. I 5-6). К этому походу Тесея относится его встреча с Гекалой, в честь которой Тесей установил празднества - гекалесии (Collim frg. 230-377 Pf.).

Тесею пришлось также бороться с 50 Паллантидами, которым он устроил засаду. Истребив двоюродных братьев и изгнав их союзников, Тесей утвердил себя как сын и наследник афинского царя. Тесей прославил себя как достойный наследник царской власти и во время столкновения Афин с царём Миносом, требовавшим раз в девять лет дани семерыми юношами и семерыми девушками как искупления за смерть своего сына Андрогея, будто бы коварно подстроенную Эгеем (Apollod. III 15-7). Когда Минос приехал в третий раз за данью, Тесей решил отправиться сам на Крит, чтобы помериться силой с чудовищным Минотавром, на съедение которому обрекали жертвы. Корабль отправился под чёрным парусом, но Тесей повёз с собой запасный белый, под которым он должен был вернуться домой после победы над чудовищем (Plut. Thes. 17). По пути на Крит Тесей доказал Миносу своё происхождение от Посейдона, достав со дна моря перстень, брошенный Миносом (Bacchyl. XVII Maehl). Тесей и его спутники были помещены в лабиринт, где Тесей, рождённый Посейдоном, убил Минотавра - чудовище, рождённое быком Посейдона или даже самим Посейдоном, если считать быка ипостасью бога. Из лабиринта Тесей и его спутники вышли благодаря помощи Ариадны , влюбившейся в Тесея. Ночью Тесей с афинской молодёжью и Ариадной тайно бежали на остров Наксос. Однако там Ариадна была похищена влюблённым в неё Дионисом (по одной из версий, оставлена Тесеем). Огорченный Тесей отправился дальше, забыв переменить паруса, что и стало причиной гибели Эгея, бросившегося в море, когда он увидел чёрный парус и тем самым уверился в смерти сына (Apollod. epit. I 7-11).

Подобно другим героям, Тесей сражался с амазонками, напавшими на Аттику. Он либо участвовал в походе Геракла, либо сам пошёл походом на амазонок, похитив царицу Антиопу (вариант: Меланиппу или Ипполиту). Амазонки, желая освободить царицу, напали на Афины и взяли бы их приступом, если бы не посредничество жены Тесея - амазонки (Plut. Thes. 27). Она родила Тесею сына Ипполита , в которого влюбилась вторая жена Тесея, сестра Ариадны - Федра , родившая Тесею двух сыновей - Акаманта и Демофонта .

Тесей участвовал в битве с кентаврами, бесчинствовавшими на свадьбе лапифа Пирифоя, ближайшего друга Тесея. (Apollod. epit. I 21). Тесей - участник калидонской охоты (Ovid. Met. 303). Но его не было среди аргонавтов, так как в это время он помогал Пирифою добыть себе в жёны богиню царства мёртвых Персефону (Apoll. Rhod. I 101-104). Этим поступком Тесей переступил меру возможного, установленную богами для героев, и тем самым стал ослушником и дерзостным героем (ύβριστής ). Он бы так и остался в виде, где навеки был прикован к скале Пирифой, если бы не Геракл, который спас Тесея и отправил его в Афины (Apollod. epit. I 23). Столь же дерзким поступком Тесея было похищение им Елены. Однако в отсутствие Тесея, отправившегося с Пирифоем за Персефоной, Диоскуры отбили сестру, захватив в плен Эфру - мать Тесея и передав власть в Афинах его родичу Менесфею (I 23), изгнанному Тесеем. Вернувшись из своего похода в царство вида, он нашёл престол занятым Менесфеем (I 24). Тесей вынужден был отправиться в изгнание, не сумев усмирить своих врагов. Он тайно переправил детей на Эвбею, а сам, проклявши афинян, отплыл на остров Скирос, где у отца Тесея когда-то были земли. Но царь Скироса Ликомед, не желая расстаться со своей землёй, коварно убил Тесея, столкнув его со скалы (подобно тому, как сам Тесей сбросил в море злодея Скирона, сына Посейдона).

Античная традиция приписывает Тесею объединение всех жителей Аттики в единый народ (синойкизм) и единое государство (полис) Афины, учреждение праздников панафиней и синойкий, первое социальное деление граждан Афин на евпатридов, геоморов и демиургов (Plut. Thes. 24-25). Все эти реформы были проведены Тесеем в расцвете лет. Он снискал у греков репутацию неподкупного и справедливого арбитра в труднейших спорах. Он помог похоронить тела семерых вождей (см. Семеро против Фив ), помог Гераклу, впавшему в безумие, и очистил его от невинно пролитой крови, дал приют гонимому Эдипу и его дочерям (Plut. Thes. 29). Только вступив в зрелый пятидесятилетний возраст, Тесей оказался увлечённым стихией недозволенных поступков, приведших к крушению его жизни. Афиняне вспомнили Тесея и признали его героем во время греко-персидских войн, когда во время битвы при Марафоне (490 до н.э.) он явился воинам в полном вооружении (35). Пифия предписала грекам найти прах Тесея и достойно похоронить его. В 476 до н.э. останки Тесея с копьём и мечом были перенесены с острова Скирос и торжественно погребены в Афинах. Место погребения Тесея считалось в Афинах убежищем для рабов, бедных и угнетённых. В честь Тесея были установлены празднество восьмого Пианепсиона (т.е. в день освобождения афинской молодёжи от Минотавра), а также ежемесячные праздники по восьмым числам Тесею как сыну Посейдона - бога, которому приносят жертвы именно в это время (так как восьмёрка - символ куба первого из четных чисел и удвоенный первый квадрат знаменует, по сведениям Плутарха, надёжность и незыблемость, свойственную Посейдону Неколебимому и Земледержцу; Plut. Thes. 36).

Образ Тесея - это сложный мифологический комплекс, включающий в себя рудименты периода ранней классики, связанные с происхождением Тесея от Посейдона, черты зрелой классики (подвиги Тесея) и, наконец, выход за пределы строгого мифологизма и постепенное вхождение в систему полисной идеологии с её демократическими идеями и твёрдым законодательством, когда государственная деятельность Тесея получает полуисторическое и символическое истолкование.

Лит .: Wolgensinger F.H., Theseus, Z., 1935; Herter H., Theseus der Jonier, “Rheishes Museum für Philologie”. 1936, Bd 85; его же, Theseus der Athener, там же, 1939, Bd. 88; Radermacher L., Mythos und Sage bei den Griechen, 2 Autl., Brünn - Münch. - W., .

А .А . Тахо-Годи

Мифы народов мира. Энциклопедия. (В 2 томах). Гл. ред. С.А. Токарев.- М.: «Советская энциклопедия», 1982. Т. II, с. 502-504.