Методические рекомендации по приемке систем пожарной сигнализации. Эксплуатация и то пожарной сигнализации на объекте Списание технических средств охраны

монтажно-наладочной организации;

Пусконаладочной организации;

Подразделения охраны;

Органов государственного пожарного надзора.

При необходимости могут быть привлечены другие специалисты.

16.3. Комиссия должна приступить к работе по приемке не позднее трех суток (не считая общевыходных и праздничных дней) со дня уведомления монтажно-наладочной организацией о готовности технических средств к сдаче.

16.4. При приемке в эксплуатацию технических средств монтажно-наладочная организация должна предъявлять рабочей комиссии:

Исполнительскую документацию (комплект рабочих чертежей с внесенными в них изменениями);

Техническую документацию предприятий-изготовителей;

Сертификаты, технические паспорта или другие документы, удостоверяющие качество материалов, изделий и оборудования, применяемых при производстве монтажных работ:

Акт передачи оборудования, изделий и материалов в монтаж (по форме Госкомстата РФ);

Акт готовности зданий, сооружений к производству монтажных работ (приложение 2) :

Акт о проведении входного контроля (приложение 3) ;

Акт об окончании монтажных работ (приложение 5) ;

Акт испытания защитных трубопроводов с разделительными уплотнениями на герметичность (приложение 8) ;

Акт измерения сопротивления изоляции электропроводок (приложение 9) ;

Акт освидетельствования скрытых работ по прокладке электропроводок по стенам, потолкам, в полу (приложение 10) ;

Акт освидетельствования скрытых работ (канализация) (приложение 11) ;

Акт освидетельствования скрытых работ (прокладка кабельных линий в земле) (приложение 12) ;

Протокол прогрева кабелей на барабанах (приложение 13) ;

Акт об окончании пусконаладочных работ (приложение 14) ;

Ведомость смонтированных приборов, извещателей (приложение 16) .

Примечания.

1. При сдаче и приемке в эксплуатацию технических средств сигнализации на объектах, где монтажные работы проводились по актам обследования, предъявляется техническая документация предприятий-изготовителей, а также документы в соответствии с приложениями 1 , , , , , и акт передачи оборудования, изделий и материалов в монтаж по форме Госкомстата РФ.

2. Акт передачи оборудования изделий и материалов в монтаж (форма Госкомстата РФ) представляется в том случае, если монтажно-наладочная организация производит приемку технических средств сигнализации в монтаж от заказчика.

3. Акт об окончании монтажных работ представляются в том случае, если монтажная организация выполняла только монтаж технических средств сигнализации.

Вопрос аудитору

Бюджетное учреждение заключило с контрагентом договор на установку и монтаж охранно-пожарной сигнализации. По условиям договора исполнитель самостоятельно и за свой счет приобретает все необходимое оборудование. После завершения работ исполнитель представил в бухгалтерию счет-фактуру (на всю сумму договора) и Акт о приемке выполненных работ (ф. № КС-2).

В ходе приемки работ выявлены объекты охранно-пожарной сигнализации, которые могут быть отнесены к основным средствам (имеют различный срок полезного использования) и материальным запасам. Должны ли мы принять эти объекты (основные средства и материальные запасы) к учету? Если да, то какой записью? Будут ли данные Акта (ф. № КС-2) основанием для определения стоимости объектов?

  • срок полезного использования объекта – более 12 мес.
  • объект предназначен для неоднократного или постоянного использования на праве оперативного управления в процессе деятельности учреждения;
  • объект способен выполнять определенные самостоятельные функции. Применительно к охранно-пожарной сигнализации это означает, что элемент (часть) системы может быть отключен от нее без ущерба для имущества и использоваться на другом объекте.

В отношении материальных запасов, которые являются элементами охранно-пожарной сигнализации, законодательство не содержит требований об их принятии к учету на баланс. Затраты, связанные с монтажом охранно-пожарной сигнализации (стоимость работ по монтажу, а также стоимость расходных материалов), списываются на расходы текущего финансового года. Информация об охранно-пожарной сигнализации включается в Инвентарную карточку учета нефинансовых активов (ф. 0504031) по зданию, в котором она установлена.

Дебет Х 101 ХХ 310 Кредит Х 106 Х1 310 – приняты к учету оконечные аппараты охранно-пожарной сигнализации в сумме сформированных вложений (п. 9 Инструкции № 174н);

Первоначальной стоимостью объектов нефинансовых активов признается сумма фактических вложений в их приобретение, сооружение или изготовление (п. 23 Инструкции № 157н). Если в первичных документах стоимость принимаемых к учету оконечных аппаратов охранно-пожарной сигнализации отдельно не выделена, то данные объекты основных средств могут быть приняты к учету по текущей оценочной стоимости в пределах суммы заключенного договора.

Методические рекомендации (МР) ВНИИПО МВД РФ «Автоматические системы пожаротушения и пожарной сигнализации. Правила приемки и контроля» регламентируют контроль выполнения проектных решений при приемке АСПС и АУП в эксплуатацию, порядок их технического обслуживания и ремонта (ТОиР).

Общие положения.

Ответственность за организацию эксплуатации АСПС возложена на руководителей объектов, которые защищены средствами пожарной автоматики.

Требования к эксплуатационной технической документации на АСПС.

На каждую АСПС должен быть издан приказ или распоряжение но предприятию (организации), назначающий:
- лицо, ответственное за эксплуатацию установки;
- оперативный (дежурный) персонал для круглосуточного контроля за работоспособным состоянием установок.

Оперативный (дежурный) персонал должен иметь и заполнять «Журнал учета неисправностей установки».
Допускается проведение ТО и Р специалистами объекта, имеющими соответствующую квалификацию. При этом порядок проведения работ по ТО и Р должен соответствовать настоящим методическим рекомендациям.
Восстановление работоспособности АСПТ или АСПС после ее срабатывания или отказа не должно превышать:
- для Москвы, С.-Петербурга, административных центров автономных образований в составе Российской Федерации - 6 ч;
- для остальных городов и населенных пунктов - 18 ч.

В помещении диспетчерского пункта должна быть инструкция о порядке действия дежурного диспетчера при получении тревожных сигналов.

Эксплуатационная документация на АС ПС

Журнал учета неисправностей АСПС

Тип установки ________________________________________________

Дата монтажа установки _______________________________________

Защищаемый объект __________________________________________

Акт первичного обследования установки пожарной автоматики (форма)

Г.____________ «___»____________200__ г.

Мы, нижеподписавшиеся:

представитель заказчика ___________________________________________________________________________
(наименование предприятия, организации, учреждения)

в лице ___

(должности фамилия, инициалы)

с одной стороны, и представитель исполнителя ________________________________________________________
(должность, фамилия, инициалы)

с другой стороны, составили настоящий акт в том, что при обследовании установок

____________
(перечислить установки)

смонтированных __________________________________________________________________________________
(наименование монтажной организации, дата монтажа)

но проекту, выполненному _______________________________________________________________________
(наименование проектной организации, номер и дата выпуска проекта)

налаженной__
(наименование наладочной организации, дата наладки)

УСТАНОВЛЕНО:

техническое состояние установок_________________________________________________________________
(указать неисправности)

проектная и техническая документация, акты______________________________________________________

_
(указать отсутствующую документацию, дать замечания по имеющейся)

Выводы, предложения___________________________________________________________________________

Заказчик Исполнитель

____________________________________ ______________________________________
(подпись, инициалы, фамилия) (подпись, инициалы, фамилия)

М.п. м.п.

Председатель монтажно-наладочной организации_________________________________________________

Акт на выполненные работы по первичному обследованию автоматических установок пожарной сигнализации

«__»_________200__г.

_______________________________________________________________________________________________
(исполнитель, его банковские реквизиты)

_______________________________________________________________________________________________
(заказчик, его банковские реквизиты)

Заказчик_______________________________ Исполнитель______________________________

«___»____________________200_г. «___»_____________________ 200_г.

М.п. м.п.

Паспорт автоматических установок пожарной сигнализации

I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Наименование предприятия (организации)-заказчика, реквизиты:

_____________________________________________________________________________________________

2. СОСТАВ УСТАНОВКИ

Условия технического обслуживания

Количество извещателей. установленных па высоте, м:

5-8………………………………………………………….

8 — 15………………………………………………………..

выше 15……………………………………………………..

Средства подъема па высоту (подъемно-транспортные средства) ______________________________

Другие сведения ___________________________________________________________________________

3. СВЕДЕНИЯ О ПРОВЕДЕННЫХ ЗАМЕНАХ (ДОПОЛНЕНИЯХ) УСТАНОВКИ

Паспорт составлен

_________________________________________________________________________________________
(должность исполнителя, ф.и о., подпись)

Согласовано

________________________________________________________________________________________
(должность заказчика, ф.и.о., подпись)

«___»_________________200__ г.

Согласовано

_______________________________________________________________________________________
(должность представителя ГПС, ф.и.о., подпись)

«___»_________________200__ г.

Технические требования, определяющие параметры работоспособности АСПС

1. Тип установки_______________________________________________________________________

2. Состав установки____________________________________________________________________

3. Комплексная проверка установки

Технические требования разработал

________________________________________________________________________________________
(должность, ф.и.о., подпись, дата)

Согласовано Согласовано

Исполнитель Заказчик


(должность) (должность)

_______________________________________ ____________________________________________

«___»_________________20___г. «___»_________________200_г.

Примечание. Перечень ТС, входящих в установки и подлежащих ТО и Р:
приемно-контрольные приборы, шлейфы с извещателями, промежуточные устройства, оконечные устройства, оповещатели.

График проведения технического обслуживания и ремонта на 200__г.

ПО ДОГОВОРУ № ___________________

________________________________________________________________________________________
[наименование объекта)

Исполнитель Заказчик

_______________________________________ ____________________________________________
(ф.и.о., подпись) (ф.и.о.. подпись)

«___»_________________20___г. «___»_________________200_г.

Типовой регламент технического обслуживания автоматических систем пожарной сигнализации

Журнал регистрации работ по ТО и Р автоматических установок пожарной сигнализации

_____________________________________________________________________________________
(предприятие-исполнитель)

_____________________________________________________________________________________
(участок, цех)

ЖУРНАЛ №.
регистрации работ но техническому обслуживанию и ремонту
автоматических установок пожарной сигнализации

__________________________________________________________________________
(наименование объекта)

Начат «___»_______________200_ г.

Окончен «___»_______________200_ г.

ВТОРОЙ ЛИСТ ЖУРНАЛА

I. Наименование объекта и его местонахождение (адрес, телефон):

____________________________________________________________________________________

2. Перечень установок

____________________________________________________________________________________

3. Номер договора, дата его заключения _____________________________________________

4. Годовая стоимость работ_________________________________________________________

5. Банковские реквизиты заказчика __________________________________________________

6. Банковские реквизиты исполнителя _______________________________________________

7. Должность, фамилия, имя, отчество ответственного за эксплуатацию установки

(установок) и образец его подписи __________________________________________________

8. Номер приказа и дата, которым назначено ответственное лицо заказчика

за эксплуатацию установки (установок) ______________________________________________

9. Должность, фамилия, имя, отчество лиц исполнителя, осуществляющих техническое

обслуживание_____________________________________________________________________

Примечание. В журнале пронумеровано и прошнуровано _____ листов.

Требования ГОСТ Р 50776 к эксплуатации и техническому обслуживанию систем

Общие положения

Техническое обслуживание системы, комплекса следует проводить периодически, по установленной форме.
В процессе технического обслуживания следует проверять:
а) состояние монтажа, крепление и внешний вид аппаратуры;
б) срабатывание извещателей и работоспособность приемно-контрольных приборов и устройств;
в) состояние гибких соединений (переходов);
г) работоспособность основных и резервных источников электропитания;
д) работоспособность световых и звуковых оповещателей;
е) общую работоспособность системы, комплекса в целом. Организация технической диагностики, обслуживания и ремонта систем или комплексов объектов всех форм собственности должна соответствовать требованиям ГОСТ 18322, ГОСТ 20911, действующей ведомственной нормативной документации в данной области.
Право проведения данного вида работ предоставляется организациям и физическим лицам в соответствии с действующим законодательством.

Организация технического обслуживания и ремонта

Техническое обслуживание.

Основными задачами ТО являются:
- обеспечение устойчивого функционирования технических средств (ТС) сигнализации;
- контроль технического состояния ТС;
- выявление и устранение неисправностей и причин ложных тревог, уменьшение их количества;
- ликвидация последствий воздействия на ТС климатических, технологических и иных неблагоприятных условий;
- анализ и обобщение сведений по результатам выполнения работ, разработка мероприятий по совершенствованию форм и методов ТО.

Техническое обслуживание может быть плановое (регламентированное) или неплановое (по техническому состоянию).
Плановое ТО предусматривается для шлейфов сигнализации и для аппаратуры (СПИ, ПКП, сложных извещателей, устройств электропитания). В обязательном порядке проводят проверку общей работоспособности всей системы или комплекса.
Результаты проведения планового ТО следует регистрировать в журнале по установленной форме.

Неплановое ТО проводят при:
- поступлении ложных сигналов тревоги с охраняемого объекта;
- отказах аппаратуры;
- ликвидации последствий неблагоприятных климатических условий, технологических или иных воздействий;
- заявке пользователя (собственника охраняемого объекта).

Ремонт технических средств охранной сигнализации.

В зависимости от характера повреждения или отказа средств охранной сигнализации, трудоемкости ремонтных работ, проводят следующие виды ремонтов:
- текущий и капитальный - для шлейфов сигнализации;
- средний и текущий - для аппаратуры.

Текущий ремонт шлейфов сигнализации заключается в замене отдельных вышедших из строя компонентов (извещателей, установочных элементов, участков соединительных линий).
Капитальный ремонт шлейфов сигнализации проводят при невозможности их дальнейшей эксплуатации или в случае капитального ремонта охраняемого объекта. При этом проводят демонтаж и полную замену извещателей, соединительных линий, установочных элементов.
Средний ремонт аппаратуры заключается в частичной или полной ее разборке, восстановлении или замене составных частей.
Текущий ремонт аппаратуры заключается в замене отказавших легкосъемных элементов.

Действия персонала в случае сигнала тревоги

Действия персонала объекта по сигналам тревоги (8) системы, комплекса должны быть регламентированы специальными инструкциями, согласованными со службами обеспечения охраны объекта. Инструкции должны включать в себя сведения о том, как персонал должен реагировать, какие предпринимать действия, какие использовать средства связи и т.п.
Служебные инструкции, регламентирующие действия персонала объекта (хозоргана, собственника), по сигналам тревоги должны учитывать: тип, значимость и режим работы объекта, характер, значимость и места расположении охраняемых ценностей, принятые вид и тактику охраны, наличие на объекте людей в период действия системы, комплекса, дислокацию объекта на местности, имеющиеся на объекте средства связи.

Служба реагирования. Взаимодействие служб, обеспечивающих охрану объекта.

Пользователи системы, комплекса (собственники охраняемого объекта) должны иметь постоянную связь с организациями и службами, обеспечивающими охрану объекта и безотказное функционирование технических средств системы, комплекса.
Время прибытия на охраняемый объект специалистов по восстановлению работоспособности системы, комплекса при ее отказе не должно превышать 4 ч (за исключением труднодоступных объектов, например находящихся на острове).
В случае невозможности в срок выполнить восстановительные работы, ремонтная служба должна информировать об этом пользователя системы, комплекса.
Порядок взаимодействия пользователя (хозоргана. собственника) со службами, обеспечивающими охрану объекта, выполнение нормативов по организации и несении) охраны, регламентируют действующими законодательными и нормативными актами, ведомственными приказами, служебными инструкциями.

Регистрация служебной информации системы (комплекса)

Любая система, комплекс должна иметь средства регистрации служебной информации (например средства автоматического документирования, журналы).

Паспорт системы, комплекса.
В паспорте системы, комплекса объекта должны быть отражены:
- реквизиты пользователя, собственника (хозоргана)- -должность, фамилия, имя, отчество, адрес постоянного проживания, домашний телефон, среднее время прибытия на объект из места постоянного проживания, используемый транспорт;
- поэтажные, территориальные или иные им подобные фрагментарные схемы расположения и подключения технических средств охранной сигнализации и/или другой аппаратуры (электропитания, освещения, связи, телевидения и т.д.) с указанием типов, мест расположения, количества составных частей, выдаваемых служебных сигналов.

При составлении схем необходимо применять условные обозначения, аббревиатуры с соблюдением конфиденциальности.

Хронология.

При эксплуатации системы, комплекса необходимо вести регистрацию и хронометраж результатов функционирования с указанием причин появления различных служебных сигналов («тревога», «отказ» и т.п.).
Запись результатов функционирования системы, комплекса должна вестись по установленной форме (в журналах, регистрационных листах и т.п.).

Регистрация технических осмотров (регламентных работ).

При эксплуатации системы, комплекса следует проводить регистрацию и учет работ по техническому обслуживанию (регламентных работ). Записи, включающие в себя хронометраж и положения раздела 9. а также выявленные недостатки и действия по их устранению должны вестись в специальном документе (журнале).
Мероприятия по техническому обслуживанию и ремонту технических средств охранной сигнализации должны, в зависимости от вида охраны (ведомственной принадлежности службы, несущей охрану объекта), вестись и документально оформляться по установленной форме.

Регистрация сигналов тревоги.

Регистрация сигналов тревоги, выдаваемых системой, комплексом, должна вестись в форме записей, содержащих: дату и время приема сигнала тревоги, вида сигнала, места его возникновения; хронометраж проведения мероприятий по реагированию на сигналы.

Регистрация случаев отключения системы, комплекса («снятия» объекта с охраны техническими средствами).

Регистрация случаев отключения системы, комплекса в целом или ее отдельных фрагментов должна вестись в форме записей, содержащих: дату и время отключения, указание конкретного технического средства, вызвавшего отключение и причину этого, дату и время повторного включения.
Пользователь (собственник охраняемого объекта) или его представитель должен подтвердить каждый случай отключения системы, комплекса и его последствия.
Регистрация сигналов и действия по ним должны, в зависимости от вида охраны, вестись и документально оформляться по установленной форме.

Методические рекомендации регламентируют контроль выполнения проектных решений при приемке автоматических систем пожарной сигнализации (АСПС) в эксплуатацию .

5.4.1. Общие положения

Приемка АСПС в эксплуатацию должна осуществляться рабочей комиссией, назначенной приказом руководителя предприятия (органи­ зации-заказчика (22).

В состав рабочей комиссии включают представителя заказчика (председатель комиссии), генподрядчика, проектной, монтажной и пусконаладочной организации, а также организации, осуществляющей ТО и Р, представителя ГПС. Участие представителей ГПС в составе государственных, ведомственных приемочных комиссий является обя­ зательным. К участию в работе комиссий помимо официального пред­ставителя органов ГПС могут привлекаться работники ГПС, осущест­ вляющие контроль в ходе строительства и дальнейшей эксплуатации объекта (пп. 2, 4 НПБ 05) (23).

Работа комиссии проводится по программе приемочных испыта­ ний, согласованной с территориальным органом ГПС и утвержденной заказчиком. Программа приемочных испытаний должна включать (24):

основные характеристики объекта испытаний;

цель испытаний;

состав приемочной комиссии;

объем испытаний и проверок;

материально-техническое обеспечение испытаний;

требование безопасности;

методику испытаний;

критерии оценки результатов испытаний.

Рабочая комиссия должна (26):

проверить качество и соответствие выполненных монтажно-нала­дочных работ проектной документации, СНиП, ПУЭ, НПБ, технической документации предприятий-изготовителей;

провести комплексные испытания автоматической установки пожаротушения в соответствии с программой приемочных испытаний. После проведения комплексных испытаний составляется акт (приложе­ ние 28).

При обнаружении рабочей комиссией несоответствия выполненных монтажно-наладочных работ проекту, требованиям нормативной документации составляется протокол с указанием выявленных недо­ статков и сроков их устранения, а также ответственных за это органи­ заций. После устранения указанных в протоколе недостатков монтажно- наладочная организация должна вновь предъявить установку к сдаче (27).

Представитель органа ГПС, входящий в комиссию, обязан (29):

принять участие в проверке и приемке смонтированного обору­ дования системы пожарной защиты, ознакомиться с сертификатами, техническими паспортами и другими документами, удостоверяющими показатели качества оборудования, актами испытания систем и уста­ новок противопожарной защиты;

сообщить письменно председателю рабочей комиссии мнение органа ГПС о выполнении предусмотренных проектом мероприятий и готовности установки к приемке в эксплуатацию, а при наличии недоделок - составить и вручить их перечень.

При выявлении нарушений требований нормативных документов, проектных решений и мероприятий представитель органа ГПС пись­менно излагает председателю комиссии особое мнение, при этом акт приемочной комиссии не подписывается (30).

5.4.2. Особенности приемки в эксплуатацию систем пожарной сигнализации

Документация, предъявляемая при приемке в эксплуатацию систем пожарной сигнализации, должна соответствовать приложению 30 (35.1).

Приемка в эксплуатацию АСПС без проведения комплексной наладки и опробования не допускается (35.2).

При приемке в эксплуатацию выполненных работ по монтажу и наладке АСПС рабочая комиссия проводит (35.3):

проверку качества и соответствия выполненных монтажно-нала­ дочных работ представленной документации, ПУЭ, технологическим картам и технической документации предприятий-изготовителей;

измерение сопротивления изоляции шлейфа сигнализации и электропроводок;

измерение сопротивления шлейфа сигнализации;

Приемка в эксплуатацию пожарной сигнализации

Приказ о назначении рабочей комиссии для приемки

в эксплуатацию технических средств пожарной сигнализации АУПС и СОУЭ

Для приемки в эксплуатацию пожарной сигнализации (технических средств автоматических установок пожарной сигнализации (далее АУПС) и систем оповещения и управления эвакуацией (далее СОУЭ)), согласно требованиям СП 5.13130.2009, СП 3.13130.2009, РД 78.145-93

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Назначить рабочую комиссию в следующем составе:

Председатель комиссии:

– главный инженер

Заместитель председателя:

– главный энергетик

Члены комиссии:

– руководитель службы ОТ

– начальник участка по электроснабжению

– представители органов государственного пожарного надзора и другие специалисты (по согласованию)

2. Комиссии производить приемку в эксплуатацию пожарной сигнализации (технических средств АУПС и СОУЭ в соответствии с требованиями СП 5.13130.2009, СП 3.13130.2009, РД 78.145-93, СНиП 3.01.04-87).

3. Контроль за выполнением настоящего приказа оставляю за собой.