Мир растений конспекты для средней группы. Экологический проект в средней группе детского сада "цветочный калейдоскоп"

Дачная клумба

15.10.2018



Мероприятия 1задача: 1.Рассматривание демонстрационного материала: картины и плакаты из серии «Комнатные растения » 2.Наблюдение за растениями в д/с 3.Чтение художественной литературы : Е. Благинина «Огонек», А. Латулина «Комнатные цветы», Б.Заходер «Алоэ», М.Марусин «Фикус». 4.Продуктивная деятельность: «Раскраски», «Лепим любимый цветок», «Цветы нашей группы»(конструирование из бумаги) 5.Проведение целевых прогулок в другие группы д/с 6.Игры: «Собери цветок», «Что изменилось», «Найди такой же», «Угадай растение по описанию», «Где спряталась матрешка», «Найди растение по названию», «Чего ни стало», «Опиши, я отгадаю», «Магазин цветов», «Помощники» 7.Беседа – рассуждение 8.Картотека загадок о комнатных растениях 9.Просмотр слайдовых презентаций: «Комнатные растения в детском саду», «Цветы»


Мероприятия 2 задача: 1.Оснащение экологической зоны в группе новыми растениями 2. Оформление пособия «Растения нашей группы» 3. Составление и заучивание совместно с детьми рассказа о любимом растении группы 4. Привлечь родителей к уходу и разведению растений в группе 5. Размещение на сайте ГБОУ информации по данной проблеме 6. Оформление папок передвижек


Мероприятия 3 задача 1.Изготовление д/и «Собери цветок», «Что изменилось», «Найди такой же», «Найди растение по названию», «Чего ни стало», «Магазин цветов», «Помощники» 2.Изготовление пособия «Работа с комнатными растениями» 3.Изготовление картотеки «Комнатные растения» 4.Изготовление фотоальбома «Растения нашей группы»


Чтение художественной литературы Загадки, стихи, Самостоятельное составление рассказов о растении Труд: помощь взрослому в поливе, рыхлении, опрыскивании, протирании и т.д.; поручения по уходу за растениями Художественное творчество Лепка герани, рисование кактуса, раскрашивание готовых силуэтов цветов Здоровье беседа о лечебных растениях , д/и «Чем полезен этот цветок?»; Психогимнастика: «Я растение» Физическая культура П/и «Раз, два, три к бегонии беги» Физ.минутка «Цветок» Тренинг: «Заряд бодрости» Интеграция образовательных областей в ходе реализации проекта (формы организации) Познание Занятие: «Комнатные растения -наши друзья» Д/и, беседы, эксперименты Коммуникация Д/и «Угадай по описанию», «Опиши, я отгадаю», «Магазин цветов»; разучивание новых слов: стебель, Алоэ, Бегония, Герань, Фиалка, Кактус.; составление рассказа о любимом цветке; ситуативные разговоры Социализация Д/и: «Собери цветок», «Что изменилось», «Найди такой же», «Угадай растение по описанию», «Где спряталась матрешка», «Найди растение по названию», «Чего ни стало», «Опиши, я отгадаю», «Магазин цветов», «Помощники» Безопасность Беседа: «Ядовитые комнатные растения», «Правила ухода за растениями»






Стихи о комнатных растениях Китайской розой называют Цветок любви и страсти Взгляни на красоту его, Забудь про все напасти. Хрустит за окошком морозный денёк. Стоит на окошке цветок-огонёк. Малиновым цветом цветут лепестки, Как будто и вправду зажглись огоньки. Его поливаю, его берегу, Его подарить никому не могу! Уж очень он ярок, уж очень хорош, Уж очень на мамину сказку похож! Е.Благинина Говорят - алоэ, алоэ, - интересно, что это такое? Какое оно алоэ – алое, голубое? Доброе или злое? Маленькое или большое? Хорошее или плохое? Одного сослуживца папы буквально спасло алоэ. А маминой лучшей подруге алоэ не помогло-э. И вот я увидел алоэ на комоде у тёти Зои. На комоде у тёти Зои в горшочке росло алоэ: Зелёное, небольшое, но колючее и кривое. Б. Заходер


Загадки о комнатных растениях Чтобы солнце сквозь стекло К нам в окошко не пекло, Я повешу шторочку В белую оборочку, Не крючком плетеную Живую и зеленую. (Традесканция) Лист с горбочком-желобочком, Шипы имеет, а ранить не умеет, Зато лечит нас в любой час. (Алоэ) Вышла балерина: Блузка, как рябина. Юбочка лиловая, лента васильковая. Ножки, как точеные, Туфли золоченые. (Фуксия) Стоит мокрый Ванек В кудрях красный огонек. (Бальзамин) Щучий хвост В землю врос. (Сансевьера) Куст – оконный и балконный, Лист – пушистый и душистый, Он сборчатый и каемчатый, А цветы на окне – словно шапка в огне. (Герань)




Что нового вы узнали о комнатных растениях? (вопросы детям) 1.«Я узнала новое растение каланхоэ, если кто то порежет пальчик, то соком можно быстрее заживить рану»-Катя С. 2.«Я узнала, что спатифиллум не любит прямых солнечных лучей , лучше растет в тени»-Вика Г. 3.«Я узнал, что алоэ лекарственное растение , им можно лечить насморк»-Денис Ф. 4.«Я узнал, как правильно нужно поливать фиалки-в поддон»-Влад И.


Результаты работы проектной деятельности: 1. Повысился уровень сформированности системы знаний о комнатных растениях у детей средней группы через реализацию проекта «Комнатные растения наши - друзья». 2. Создан комплекс дидактических и словесных игр о растениях. 3. Пополнился уголок природы в группе новыми комнатными растениями 4. Разработаны конспекты НОД, экскурсий в другие группы, просмотр иллюстрированных презентаций о цветах. 5. Показана НОД «Комнатные растения - наши друзья» 6. Повысился уровень экологической культуры детей % родителей проявили активность по данной проблеме.


Литература 1.Каменева Л.А. Как знакомить дошкольников с природой. 2. Марковская М. М. Уголок природы в детском саду: Кн. Для воспитателя дет. сада. 3.Дамашева Т. Комнатные растения – спутники нашей жизни // Дошкольное воспитание . – Организация деятельности уголка природы. Средняя группа /Сост.П.Г. Федосеева. dlya-detskoj-komnaty/

Конспект НОД в средней группе: Мир комнатных растений


Антонова Мария Васильевна
Описание: Предлагаю конспект непосредственно образовательной деятельности для детей 4-5 лет. В ходе занятия закрепляются знания детей комнатных растениях.Данный материал будет интересен воспитателям детского сада .
Цель : расширение и закрепление представлений детей о комнатных растениях;
Задачи:
- Уточнить представления детей о строении, потребностях комнатных растений, об их пользе для человека.
- Совершенствовать умение различать комнатные растения внешнему виду и описанию.
- Воспитывать бережное отношение к растениям, доброту,отзывчивость.

Предварительная работа:

Уход за комнатными растениями в уголке природы;
Рассматривание папки «Комнатные растения»;
Беседа "Мир комнатных растений";
Дидактическая игра «Какого растения не стало?»;
Дидактическая игра «Где спрятался щенок?».
Материал: Конверт с письмом, комнатные растения, картинки комнатных растений, цветы с заданием, карточки о потребностях растений, пустой конверт, «волшебный мешочек» с предметами ухода за растениями, матрешка, конверт с частями растения. Дети утром, находят у входа в группу конверт.По приходу всех детей, воспитатель читает детям письмо
«Здравствуйте, ребята. Пишет вам Дюймовочка. Решила обратиться к вам за помощью. В нашей сказочной стране Эльфов был сильный ураган, который унес пять волшебных цветов – помощников. Если вы найдете их и выполните все задания,написанные на лепестках этих цветов, то в нашей стране будет, как и прежде, ярко и сказочно красиво. Надеемся на вашу помощь. Дюймовочка».


Воспитатель: - Ну, ребята, что будем делать? (подвожу к тому, чтобы дети согласились помочь Дюймовочке – отыскать их цветы).
Дети ищут в группе цветы и находят первый цветок с заданием.
1 задание
Воспитатель: - Ребята, отгадайте загадку:
-Живут рядом с нами в горшочках с поддонцем,
Любят землю и воду, воздух и солнце.
(комнатные растения)
Воспитатель: - Правильно, а для чего нужны человеку комнатные растения?
Дети: - Для очистки воздуха, красоты, уюта, здоровья.
Воспитатель: - А еще с комнатными растениями можно поиграть. Давайте поиграем с нашими растениями и матрешкой.
Игра «Где спряталась матрешка?».
(Дети закрывают глаза, а воспитатель прячет маленькую матрешку за любое комнатное растение, а дети должны отгадать и назвать растение).


Дети продолжают искать в группе цветы. Находят второй цветок с заданием.
2 задание
Игра «Узнай растение по описанию».
Воспитатель читает карточку - описание растения, а дети угадывают и называют комнатное растение.

Дети находят третий цветок с заданием.
3 задание
Игра «Волшебный мешочек».
Дети узнают предмет на ощупь, и определяют, для чего он нужен.
(Лейка, щеточка, тряпочка, пульверизатор, палочка для рыхления).

Воспитатель: - Ребята, предлагаю отдохнуть.
Физкульминутка
Есть дома встать на носочки, руки потянуть вверх;
И есть мосты, наклон вперед, руки назад, колени прямые;
Есть деревья выпрямиться, руки округлить над головой;
И кусты, присесть, руки вытянуть вперед;
И всем на удивление встать, руки в стороны, повороты корпусом,
В комнате растения[ i]плечи приподняты;
Нам без них никак нельзя руки на поясе, повороты головой вправо и влево;
Потому, что мы – друзья! развести руки в стороны, обхватить корпус руками).
Повторить 2-3 раза.
Дети продолжают искать цветы и находят четвертый цветок с заданием.
4 задание
Игра «Собери растение из частей».
В конверте части растения, ребенок составляет растение из частей и объясняют, какая часть растения, для чего необходима.

Дети находят пятый цветок с заданием.
5 задание
Игра «Что нужно растению для жизни и роста?».

В конверте карточки – схемы. Дети расставляют карточки и объясняют, какие условия необходимы для роста комнатных растений.

Воспитатель: - Ребята,давайте сосчитаем найденные цветы. (дети считают цветы)
Воспитатель: Вот мы и выполнили просьбу Дюймовочки.Но,в чем же их секрет этих цветов?
(дети поворачивают обратной стороной , на которой написаны правила ухода за растениями.)
Воспитатель: -Ребята, я вам предлагаю положить цветы в конверт и отправить их Дюймовочке, в страну Эльфов.
Дети складывают цветы в конверт и уносят письмо на "почту"
Данное занятие является итоговым.На нем я уточнила,какие знания дети получили в течении учебного года по теме "Комнатные растения". Результатами я осталась довольна.Работать по этой теме я продолжу и в старшей группе.

«Комнатные растения» - В каждом доме имеются растения. Как влияют комнатные растения на настроение человека, микроклимат. Было опрошено 50 учащихся. Выяснить какие комнатные цветы чаще всего встречаются в наших домах. Вот какие результаты у нас получились. Листья растения хорошо очищают воздух от пыли и углекислого газа . Комнатные цветы успокаивают, снимают стрессы.

«Рекреации растений» - Типы растений по отношению к свету. Ход работы. Признаки светолюбивых и тенелюбивых растений . Типы растений по отношению к воде. Гибискус Хлорофитум Сансевьера. Экологические группы растений. Морфологическая характеристика растений. Растения школьных рекреаций. Бегония Традесканция Фикус. Гипотеза: Цели работы:

«Растения в комнате» - Одним словом, имеют сознание и чувства. Не страшны нам жар и зной Запасаемся водой. Родина – Южная Африка. Ножки как точеные, Туфли золоченые. Родина – Центральная и Южная Африка. Плющ обыкновенный. Фиалка. Родина – Мадагаскар. Лимон. Мы целый год почти цвете И украшаем дом. Мирт. Лавр благородный. Зеленые перья Петушьих хвостов Висят на верхушках Корявых шестов. (Драцена).

«Алгоритм ухода за растениями» - Подкормка. Смеси. Закрепление изученного материала. Описание помещения. Декоративно-цветущие растения. Мои советы. Мои растения. Узамбарская фиалка. Циссус ромболистный. Растения в интерьере кухни. Познакомить учащихся с ролью комнатных растений. Живые растения. План кухни. Виды комнатных растений. Папоротник.

«Комнатные растения» - Способы борьбы. Драцена. Пассифлоры любят сильную и питательную землю. Летом необходимо сильное притенение. Пассифлора. Комнатные растения. Температура: умеренная, не ниже 12°С. Тля. Погрузить горшок с растением в теплую воду на полчаса. Плющ. Уход. Способы борьбы. Растению тесен горшок. Лучшее время для пересадки.

«Уход за комнатными растениями» - Что бы ответить на сложные вопросы, нам нужно: Нужно ли ухаживать за растениями? Сформировать у детей представление о связи растений с различными экологическими факторами. Для чего нужно ухаживать за комнатными растениями? Уход за комнатными растениями. Фиалка. Чем мы можем помочь? Проблемные вопросы.

Всего в теме 16 презентаций

Воспитатель: Першина Н.Г. МБДОУ «Детский сад №2 гЛьгова»

Актуальность проекта:

Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. При этом очень важно, чтобы получаемые знания не были преподнесены изолированно, без привязки к целому комплексу явлений, окружающих предмет изучения. Дети всегда должны видеть связь отдельного вида с окружающей средой, его влияние на эту среду, они должны понимать, что растения и животные зависят друг от друга и от среды обитания.

Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней.

Цветы – это не только красота, но и часть живой природы, которую надо беречь и охранять, и, конечно же, знать. Знать строение цветка, его внешний вид, особенности, целебные свойства.

Сорвать цветок может каждый, а вот сказать – какой цветок сорвал, далеко не все. Экологический проект в средней группе детского сада "Цветочный калейдоскоп".

Вид проекта : исследовательский, познавательно-творческий. Участники: дети 4-5 лет.

Срок реализации проекта: краткосрочный (2 недели).

Проблема: «Какие бывают цветы».

Игровая мотивация : «Путешествие в страну цветов».

Цели:

Знакомство с разнообразием цветущих растений, их связью со средой обитания; формирование осознанно-правильного отношения к представителям растительного мира;

Развитие творческих способностей детей.

Задачи:

1. Углублять знания детей о цветах и их разнообразии.

2. Учить сравнивать растения, делать выводы на основе сравнения.

3. Упражнять в классификации цветов, закреплять понятия: комнатные растения, садовые, луговые, лесные цветы.

4. Закреплять умение отражать полученные впечатления в рисунках, творческих работах.

5. Формировать бережное отношение к цветам, развивать желание ухаживать за цветами.

6. Воспитывать любовь к прекрасному, красоте окружающего мира.

Ожидаемые результаты проекта .

1.Развитие познавательного интереса детей, расширение представлений о цветах.

2.Положительно-эмоциональное и осознанное отношение к природе, к цветам, которые окружают ребенка. Цветы являются не только украшением Земли, но и целителями.

3.Готовность участвовать в практических делах по улучшению природной среды (посадка, уход за цветами).

4.Сформировались навыки культурного поведения в природе, умение беречь и заботиться о ней.

ЭТАПЫ ПРОЕКТА

Первый этап . Целеполагание (выявление проблемы). На первом этапе воспитатель формулирует проблему и цели проекта, после чего определяется продукт проекта. Водит детей в игровую или сюжетную ситуацию после чего формулирует задачи.

Задачами детей на этом этапе реализации проекта являются: вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задач и целей, а также дополнение задач проекта. Последний пункт очень важен, поскольку одной из важных задач педагога является формирование у детей активной жизненной позиции; дети должны уметь самостоятельно находить и определять интересные вещи в мире вокруг.

Второй этап. Разработка проекта. На этом этапе педагог (помимо организации деятельности) помогает детям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач.

Дети объединяются в рабочие группы и происходит распределение ролей.

Третий этап. Выполнение проекта (организация совместной работы детей и педагогов над проектом). Воспитатель по необходимости оказывает ребятам практическую помощь, а

также направляет и контролирует осуществление проекта.

У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.

Четвертый этап . Подведение итогов.

Реализация проекта

·

«Цветы – краса земли», «Почему их так назвали»

Цель: обогащать представления детей о цветах и их разнообразии

· Эвристическая беседа «Путешествие в царство комнатных растений» .

Цели и задачи: закрепить знания названий комнатных растений; продолжать обучать детей описывать растения, отмечая различие и сходство между ними, характерные признаки; развивать речь, мышление; поддерживать интерес к комнатным растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними.


· Индивидуальная работа в уголоке природы. Уход за растениями.

Цели и задачи: Обобщить представления детей об уходе за комнатными растениями; закрепить знания об основных потребностях комнатных растений, дать сведения о сигнальных признаках неудовлетворенных потребностях; обобщить знания о способах ухода за растениями (полив, удаление пыли, рыхление); развивать связную монологическую речь через умение рассказывать об особенностях строения растений, о выполнении своих действий с учетом структуры трудового процесса; развивать трудовые умения, соответствующие содержанию знаний; познакомить с новым видом ухода за цветами – подкормкой; воспитывать любовь к растениям, желание ухаживать за ними, умение общаться с природой как живым организмом.


· Эвристическая беседа «Раз цветочек, два цветочек…»

Цели и задачи : Знакомство с разнообразием цветущих растений, их связью со средой обитания. Упражнять в классификации цветов, закреплять понятия: луговые, садовые цветы. Развивать наблюдательность, речь детей. Уточнить представления о последовательности роста и развития растения.



· Просмотр презентации с фронтальным обсуждением

«Растения лечат».

Цели и задачи : познакомить детей с лекарственными растениями (в частности цветами), дать знания о простейших способах использования некоторых лекарственных растений для лечения, о правилах их сбора: развивать экологическое мышление в процессе исследовательской деятельности; прививать к ней интерес детей; развивать творческое воображение и обогащать коммуникативность, основываясь на свободном обмене мнением; вызывать положительный эмоциональный настрой.

· Художественное творчество – рисование «Цветочный калейдоскоп»

Цели и задачи: Учить детей использовать свои знания о цветах. Учить передавать в рисунке части растения. Закреплять умение рисовать цветными карандашами. Совершенствовать умение рассматривать рисунки, выбирать лучшее. Развивать эстетическое восприятие. Воспитывать любовь к живой природе.



· Художественное творчество – аппликация «Цветики-цветочки»

Цели и задачи : Формировать экологическое восприятие детей средствами художественного творчества. Продолжать развивать представления детей о цветах. Закреплять умения пользоваться ножницами, клеем, цветной бумагой.





· Дидактические игры.

Дидактическая игра «Дорисуй цветок»

Цель: Закреплять умение быстро ориентироваться на листе бумаги в клеточку, дорисовывать по образцу симметричные предметы, подбирать нужный оттенок фломастера.

Материал: Карточки в крупную клетку с изображением нарисованных половинок цветов (ромашка, колокольчик, василек, лютик, Иван-чай и др.)

Правила игры: Детям предлагается дорисовать по клеткам симметричные половинки предметов, раскрасить и назвать их.

Дидактическая игра «Цветочные полянки»

Цель : расширять познания в области количественных представлений; формировать навыки словообразования прилагательных (ромашка - ромашковая поляна и т.д.); закреплять умение согласовывать числительные с существительным во множественном числе.

Материал: обручи по количеству детей, в каждом из них разложены те или иные луговые растения (в одном - 5 ромашек, во втором - 10 колокольчиков и т.д.)

Правила игры: Дети под музыку танцуют на общей полянке. С окончанием музыки, дети должны забежать на определенную полянку. Воспитатель спрашивает «На какую полянку ты попал? Что на ней растет и сколько. (Я попал на васильковую полянку, на ней растет 6 васильков и т.д.)

Дидактическая игра «Слепой ботаник»

Цель: Учить распознавать растения по запаху.

Материалы : луговые растения (клевер, валериана, одуванчик, ромашка и др.)

Правила игры : Детям предлагается понюхать цветы. Затем завязываются глаза, к носу подносятся по очереди растения. Ребенок должен распознать растения по запаху и назвать его.

Дидактическая игра «Собери букет»

Цель. Расширять и обогащать словарный запас. Упражнять в согласовании числительных с именами существительными.

Материал. Предметные картинки с изображением цветов.

Ход игры: Дети рассматривают цветы. Затем воспитатель просит детей составить букеты из цветов. Дети отбирают нужные картинки и перечисляют, сколько и каких цветов у них в букете.

· Подвижные игры

Мы – цветы (Зарядка)

1.Распрямили стебли, вытянули ветки (руки).

2.Расправили листочки, пошелестели листочками (пальцы).

3.Гимнастика для стебля: наклоны туловища вправо-влево; вперёд-назад.

4.Гимнастика для корней: вытянули правую ногу – повращали ступнёй; вытянули левую ногу – повращали.

5.Моем листья, стебли под дождём: подняли руки вверх, растопырили пальцы, подставили ладошки дождю, кружимся.

Живая клумба

Все играющие разбиваются на три команды:

1.Золотые шары;

2.Ноготки;

3.Бархатцы.

Дети – цветы на клумбе. В центре растут золотые шары – самые высокие. Дети поднимают руки вверх и вращаются вокруг себя. Второй круг – ноготки, они идут хороводом вокруг золотых шаров. Третий круг – дети-бархатцы приседают на корточки, эти цветы самые низкие.

Подул ветер, цветы ожили и зашевелились: золотые шары – кружатся, ноготки идут по кругу в одну сторону, бархатцы – в другую.

Волшебная палочка

«Волшебной палочкой» дотронуться до цветка (игрушка или иллюстрация), назвать его, описать его (цвет, величина, форма, где растёт, когда цветёт, где применяется).

Любимый цветок

Нарисовать любимый цветок или взять иллюстрацию и потанцевать с ним под музыку «Вальс цветов».

Найди своё место

Два ведущих. Один берёт в руки полевые цветы, другой – садовые. Дети-цветы под музыку танцуют. По окончании музыки дети бегут и образуют круг у своего ведущего.

Игра на внимание

Ведущий показывает открытки с цветами. Если это полевой цветок, дети поднимают одну руку. Если садовый – две руки.

· Пальчиковые игры.

Цель и задачи: Развивать игровые, познавательные, сенсорные, речевые способности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности детей.

Формировать овладение образно – игровыми и имитационными движениями в сочетании с речью. Вызывать положительные эмоции.

ЦВЕТКИ

Наши алые цветки распускают лепестки, (Медленно разгибать пальцы из кулаков)

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет. (Покачивать кистями рук вправо-влево)

Наши алые цветки закрывают лепестки, (Медленно сжимать пальцы в кулаки)

Головой качают, тихо засыпают. (Покачивать кулаки вперед – назад)

МАК

На пригорке вырос мак (Пальцами левой руки сделать бутон)

Он склонил головку так. (Бутон наклонить)

Бабочка над ним порхает, (Кисти рук перекрестить, помахать,

Быстро крыльями мелькает. (как бабочка крылышками)

ХРИЗАНТЕМЫ

Ах! Какие хризантемы! (Пальцами показать. как цветок распускается)

Мы сорвем их без проблемы. (Обеими руками срываем цветы.)

Ух! Охапку мы набрали! (Обеими руками показать охапку)

Эх! Прихватим и для Вали! (Махнуть рукой и рвать цветы дальше)

Эхе-хе… цветов не стало. (Удивленно пожать плечами.)

Их и раньше было мало… (Развести руки в стороны.)

Ох! Зачем мы их сгубили? (Прижать к щекам обе руки)

Ведь не мы же их растили! (горестно покачать головой)

ЦВЕТОК

Вырос красивый цветок на поляне, (Прижать кисти рук, показывая цветок)

Ветер колышет его лепестки. (Покачивать разведенными в стороны пальцами)

Всем лепесткам красоту и дыханье (Прижать ладони тыльными сторонами

Дружно дают под землей корешки. (Развести пальцы в стороны и покачать)

· Загадывание загадок по теме «Цветы».

Цель. Развивать образное и ассоциативное мышление, воображение, память; повышать наблюдательность и интерес к родному языку, обогащать речь дете · «Красная книга» - итоговое мероприятие по проекту.

Цели: развивать у детей представления о назначении Красной книги;

развивать у детей бережное отношение к исчезающим видам растений.

Составить совместно с родителями (с их помощью) Красную книгу цветов, выяснить какие растения (цветы) произрастают в нашем краю, официально включенные в Красную книгу.

ИРИНА ЯКОВЛЕВА
Конспект занятия «Комнатные растения» в средней группе

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 9» города Канаш Чувашской Республики

Конспект организованной образовательной деятельности

по образовательной области «Познавательное развитие»

на тему :

«Комнатные растения »

Средняя группа

Составитель :

Яковлева И. Н., воспитатель

Программное содержание :

Образовательные задачи :

Расширить знания детей о комнатных растениях , их названиях (фиалка, фикус, герань, закрепить представление о том, что растение – это живые существа.

Познакомить детей с новым комнатным растением (хлорофитум, и способом ухода за ним (опрыскивание пулевизатором) .

Закрепить умение узнавать знакомые растения , называть их части (корень, стебель, лист, цветок, используя модели.

Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний.

Воспитательные задачи :

Поощрять желание ухаживать за комнатными растениями , относиться к ним с любовью и нежностью.

Развивающие задачи :

Развивать наблюдательность, зрительное восприятие.

Формировать умение закрашивать рисунок цветными карандашами.

Предшествующая работа : наблюдение, рассматривание комнатных растений в группе , беседы о значении комнатных растений .

Словарная работа :

Расширять словарный запас : герань, фиалка, фикус, хлорофитум, сухая и мокрая земля, влага.

Материал и оборудование :

для детей : влажные тряпочки, кисточки, опрыскиватель, палочки для рыхления, фартуки, цветные карандаши.

для воспитателя : схемы-модели : стебель, корень, лист, цветок; лейка с водой.

Методические приемы :

Игровой – чтение загадки.

наглядный – использование комнатных растений , карточек.

словесный – вопросы воспитателя, ответы детей, указания, обобщения.

Ход занятия.

Включается спокойная музыка «Вальс цветов» .

Воспитатель приглашает детей к столу, где расставлены комнатные растения .

В-ль. Ребята, сегодня мы с вами оказались в сказочном уголке комнатных цветов . Почему эти растения называются комнатными ?

Дети. Потому что они растут в комнате , в помещении.

В-ль. А как называются цветы, которые стоят на столе?

Дети с помощью воспитателя отвечают и показывают герань, фиалка, фикус.

В-ль. Сегодня я хочу вас познакомить с новым комнатным растением , которое называется хлорофитум. (Воспитатель показывает это комнатное растение ) . Ребята, давайте вместе с вами рассмотрим, из каких частей состоит комнатное растение ?

Рассматривание на 1 мольберте схему строения цветка (корень, стебель, лист, цветок) .

Дети. Корень, стебель, листья.

В-ль. А для чего нужны комнатные растения ?

Дети. Для красоты,они очищают воздух.

В-ль. Ребята, что нужно делать, чтобы комнатные растения хорошо росли , цвели и радовали нас?

Дети. Поливать, протирать, рыхлить, опрыскивать.

В-ль. Сейчас мы с вами построим схему, что нужно для роста комнатного растения . (Дети подходят вместе с воспитателем ко 2 мольберту. Рядом на столе лежат изображения : горшок с землей, росток, лейка, палочка для рыхления, тряпочка, солнышко). Дети подходят и приклеивают изображения с магнитиками на мольберт.

В-ль. Молодцы ребята, вы справились с заданием.

В-ль. А пока наши цветы общаются друг с другом, пригашаю вас поиграть в игру

«Цветы» :

Включается музыка «Вальс цветов» .

(Дети встают в круг около цветочков, выложенных на коврике. Поднимают цветы высоко над головой и покачиваются, солнышко садится, цветы кладут на коврик)

Выросли в саду цветы (дети сидят на корточках, медленно встают и покачиваются)

Небывалой красоты

До чего ж чудесные

До чего ж прекрасные

Вдруг повеял ветерок (бегут на носочках по кругу)

Закружился наш цветок (кружатся вокруг себя)

Ветерок их оторвет (стоят покачиваются)

И на землю их вернет (дети садятся на корточки)

Дети собирают цветы в букет.

(после проведения игры воспитатель приглашает детей к столу)

В-ль. Вырастили цветы , а чтобы они не завяли и росли красивыми, нужно ухаживать за ними.

(Дети надевают фартуки. Воспитатель подводит детей к столу № 1 где стоят фикусы.

В-ль. Ребята, посмотрите, листья фикуса пыльные. Какой уход необходим фикусам?

Дети. Протирать листья влажной тряпочкой.

В-ль. Верно ребята. Кладем на ладошку лист растения и важной тряпочкой аккуратно от стебелька к концу листочка протираем (воспитатель показывает детям)

Воспитатель подводит детей к столу № 2, где стоят фиалки.

В-ль. Какие цветы стоят на этом столе? (ответы детей) . Ребята, потрогайте пожалуйста аккуратно листья фиалки, какие они на ощупь? (ответы детей : мягкие, пушистые, мохнатые, а кто догадался, как за фиалкой надо ухаживать.

Ответы детей. Правильно, с листьев мы будем аккуратно сметать пыль кисточкой, так как листья фиалки боятся воды. Они могут сгнить.

Воспитатель подводит детей к столу № 3, где стоит хлорофитум.

В-ль. Ребята как называется новое комнатное растение с которым мы сегодня познакомились? (ответы детей) .

В-ль. Правильно, хлорофитум. Посмотрите, листья у хлорофитума длинные, тонкие. их невозможно протереть и сметать пыль кисточкой. Как же нужно за ними ухаживать? Ребята, листья хлорофитума нужно опрыскивать (показ воспитателя) .

Воспитатель подводит детей к столу № 4, где стоят герани.

В-ль. Как называются эти комнатные цветы ? (ответы детей) . Ребята, посмотрите, листья герани чистые. Потрогайте пожалуйста землю, какая она? (ответы детей : сухая, твердая) . Какой уход им необходим?

Дети : Надо поливать и прорыхлить.

В-ль. Верно, но рыхлить нужно аккуратно, не навредив корни растений .

В-ль. Сейчас ребята разделятся по парам : одна пара будет ухаживать за фикусом, другая за фиалками, третья за хлорофитумом, четвертая за геранью.

(Дети приступают к работе, предварительно одев фартуки) .

В-ль. Молодцы ребята, все справились с заданиями по уходу за комнатными растениями (дети снимают фартуки) .

В-ль. А теперь садимся за стол. На столах у вас лежат листочки. Что на них нарисовано (ответы детей) . Эти цветы у вас полностью не докрашенные, вам нужно их раскрасить.

В-л. Молодцы ребята, у всех получились красивые комнатные цветы .

Итог занятия :

В-ль : Что мы сегодня делали? Для чего? Как мы трудились? Что нового мы узнали? Молодцы ребята! Спасибо всем, на этом наше занятие закончилось .

Публикации по теме:

Конспект занятия на тему «Комнатные растения» в средней группе Цели: Формировать у детей элементарных представлений о комнатных растениях;.

Конспект НОД в средней группе «Комнатные растения. Фиалка» Конспект НОД в средней группе: «Комнатные растения. Фиалка» Цель: Закрепить знания дошкольников о комнатных растениях. Задачи: - Формировать.

Конспект познавательного занятия в подготовительной группе «Комнатные растения» Конспект занятия по познанию: «Комнатные растения». Воспитатели: Смирнова М. А., Анфимова Е. И. Цели: 1. Расширить знания детей о комнатных.

Конспект экологического занятия в подготовительной группе «Комнатные растения» Цель: закрепить знания об известных и формировать знания о новых растениях. Задачи: Образовательные: формировать или закреплять об известных.

Комнатные растения

Задачи: Расширить знания детей о комнатных растениях, закрепить представление о том, что растение -это живые существа. Познакомить детей с новым комнатным растением -бегония,отмечая её характерные особенности.

Закреплять умение узнавать знакомые растения,называть их части(корень,стебель,лист,цветок),используя модели.

Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний. Расширять словарный запас: бегония,сухая и мокрая земля,влага.

Воспитывать интерес к исследовательской деятельности:научить размышлять,делать выводы. Поощрять желание ухаживать за комнатными растениями, относится к ним с любовью и нежностью. ^ Материал и оборудование:

для детей: 2 тазика с мокрой и сухой землёй, влажные салфетки.

для воспитателя :слайды,спокойная музыка;схемы-модели:стебель,корень, лист,цветок; карточки с изображением глаза и руки;лейка с водой ^ Методические приёмы :

игровой- использование сюрпризных моментов.

наглядный - использование комнатных растений,карточек,показ слайдов.

словесный - вопросы воспитателя, ответы детей, указания, обобщение. ^ Ход занятия: Приглашаю детей на занятие,слежу за осанкой.(слайд1 )

Звучит музыка, на экране слайд «Расцветает цветок»(слайд -видео 2 )

Загадываю загадку о комнатных растениях:

«Воздух очищают, создают уют

На окнах зеленеют

^ И зимой цветут».

Что это такое?

(ответы детей:комнатные растения)

А почему эти растения называют комнатными?

(Потому что они растут в комнатах, в жилых помещениях)

Для чего нужны комнатные растения?

(Очищают воздух,создают вокруг нас красоту)

Комнатные растения -это наши друзья. Ребята, а почему их называют друзьями.(Они нам помогают)

Правильно.

Стук в дверь. Передают посылку.

- Ребята,нам прислали посылку,посмотрим,что же в ней лежит.

Сначала достаю записку и читаю её:

«Здравствуйте,меня зовут Весна!Вашей группе «Ромашка» я дарю этот прекрасный цветок. Он называется бегония. Берегите его и ухаживаете за ним., и он вам принесёт много радости.»

Достаю бегонию из коробки.

Посмотрите,какой прекрасный цветок нам подарила весна. Запомните_это комнатное растение называется бегония.

Прошу 2-3 детей повторить название этого растения.

Давайте рассмотрим бегонию.Это растение имеет стебель(с лайд3 ), листья( слайд4 ), корень( слайд 5 ), цветок( слайд 6) .

(сопровождаю показом изображения на цветке)Листья у бегонии округлой формы тёмно-зелёного цвета, цветок желтого цвета как-будто коробочка. Бегония любит высокую влажность воздуха, но не терпит опрыскивания, потому что при попадании влаги на листья появляются коричневые пятна. Много поливать это растение нельзя, потому что может загнить. Это растение любит яркое освещение, но с обязательной защитой от солнечных лучей.Для того, чтобы этот цветок хорошо рос,его нужно периодически поворачивать на окнах. Весной и. летом полив должен быть обильный,но не заливать,т.к. бегония не любит застоя воды, но и пересыхания земли не терпит. Как и все комнатные растения бегонию поливают только отстоявшейся водой. Вот мы и познакомились с новым комнатным растением.

Что вы запомнили о бегонии?(ответы детей)

Ребята, скажите,где находятся в нашей группе комнатные растения?(ответы детей: в уголке природы)

Давайте познакомим бегонию с нашими комнатными растениями в уголке природы.

Ставлю бегонию в уголок природы.

А пока наши цветы приветствуют друг друга, приглашаю вас на физминутку « Цветы».

После проведения физминутки, приглашаю детей подойти к уголку природы.

Назовите знакомые растения в уголке природы.

Дети называют.


    Что есть у каждого растения?

Пока дети называют (корень стебель,листья)показываю изображение частей растений на карточках.

Как вы думаете, чем отличаются комнатные растения друг от друга?(формой листьев,у одних есть цветы- у других нет)


    Я вижу,что один цветок стоит печальный. Что же могло случится с этим цветком?(предположения детей)

Цветок просит нас о помощи. Но как узнать, нужно ли растение поливать?(нужно потрогать землю).

Дети приглашаются к столам, где стоят тазики с сухой и мокрой землёй.

Как можно узнать, где в тазике сухая,а где мокрая земля?

Показать карточки -модели с изображением глаза(посмотреть) и с изображением руки(потрогать).

Давайте сначала посмотрим(показываю изображение глаза) и подумаем,в каком тазике земля сухая.(Дети высказываются)

Скажите, какая земля сухая?(комками,серая)


    А какая мокрая земля?(чёрная)


    Ребята,а теперь проверим на ощупь(показываю изображение руки), какая земля в каждом тазике.

Вызываю2-3детей определить какая земля:сухая(жесткая), а какая мокрая(мягкая)

Теперь посмотрим,какая земля в горшке?(сухая)

Как помочь этому цветку?(нужно его полить)

Поливаю растение и выставляю карточку с изображением кувшина с водой.(Звучит мелодия)

Посмотрите, наш цветок ожил.

Приглашаю присесть на стулья.


    Растения -это живые существа. Для их роста и развития нужны условия.


    Посмотрите, мы выбрали с вами карточку с изображением лейки.. А давайте посмотрим на экран и выберем карточки, которые показывают, в чём нуждается комнатное растение)

На экране появляется слайд 7.

Дети называют карточки с изображением: солнца(свет, тепло);горшка с землёй(хорошая земля);комната(тепло),окна(воздух), сердца(любовь,забота).

Правильно, солнце, тепло,хорошая земля,воздух, полив и наша с ваши забота необходимы для роста комнатных растений.


    Молодцы,ребята хорошо на занятии мы позанимались.-


    Что интересного вы узнали на этом занятии?


    С каким новым комнатным растением вы познакомились?

В конце занятия делаю вывод «Комнатные растения - это живые существа, поэтому мы должны с вами заботится, беречь их,ухаживать и бережно относится к ним.








Мероприятия 1задача: 1.Рассматривание демонстрационного материала: картины и плакаты из серии «Комнатные растения» 2.Наблюдение за растениями в д/с 3.Чтение художественной литературы: Е. Благинина «Огонек», А. Латулина «Комнатные цветы», Б.Заходер «Алоэ», М.Марусин «Фикус». 4.Продуктивная деятельность: «Раскраски», «Лепим любимый цветок», «Цветы нашей группы»(конструирование из бумаги) 5.Проведение целевых прогулок в другие группы д/с 6.Игры: «Собери цветок», «Что изменилось», «Найди такой же», «Угадай растение по описанию», «Где спряталась матрешка», «Найди растение по названию», «Чего ни стало», «Опиши, я отгадаю», «Магазин цветов», «Помощники» 7.Беседа – рассуждение 8.Картотека загадок о комнатных растениях 9.Просмотр слайдовых презентаций: «Комнатные растения в детском саду», «Цветы»


Мероприятия 2 задача: 1.Оснащение экологической зоны в группе новыми растениями 2. Оформление пособия «Растения нашей группы» 3. Составление и заучивание совместно с детьми рассказа о любимом растении группы 4. Привлечь родителей к уходу и разведению растений в группе 5. Размещение на сайте ГБОУ информации по данной проблеме 6. Оформление папок передвижек


Мероприятия 3 задача 1.Изготовление д/и «Собери цветок», «Что изменилось», «Найди такой же», «Найди растение по названию», «Чего ни стало», «Магазин цветов», «Помощники» 2.Изготовление пособия «Работа с комнатными растениями» 3.Изготовление картотеки «Комнатные растения» 4.Изготовление фотоальбома «Растения нашей группы»


Чтение художественной литературы Загадки, стихи, Самостоятельное составление рассказов о растении Труд: помощь взрослому в поливе, рыхлении, опрыскивании, протирании и т.д.; поручения по уходу за растениями Художественное творчество Лепка герани, рисование кактуса, раскрашивание готовых силуэтов цветов Здоровье беседа о лечебных растениях, д/и «Чем полезен этот цветок?»; Психогимнастика: «Я растение» Физическая культура П/и «Раз, два, три к бегонии беги» Физ.минутка «Цветок» Тренинг: «Заряд бодрости» Интеграция образовательных областей в ходе реализации проекта (формы организации) Познание Занятие: «Комнатные растения -наши друзья» Д/и, беседы, эксперименты Коммуникация Д/и «Угадай по описанию», «Опиши, я отгадаю», «Магазин цветов»; разучивание новых слов: стебель, Алоэ, Бегония, Герань, Фиалка, Кактус.; составление рассказа о любимом цветке; ситуативные разговоры Социализация Д/и: «Собери цветок», «Что изменилось», «Найди такой же», «Угадай растение по описанию», «Где спряталась матрешка», «Найди растение по названию», «Чего ни стало», «Опиши, я отгадаю», «Магазин цветов», «Помощники» Безопасность Беседа: «Ядовитые комнатные растения», «Правила ухода за растениями»










Стихи о комнатных растениях Китайской розой называют Цветок любви и страсти Взгляни на красоту его, Забудь про все напасти. Хрустит за окошком морозный денёк. Стоит на окошке цветок-огонёк. Малиновым цветом цветут лепестки, Как будто и вправду зажглись огоньки. Его поливаю, его берегу, Его подарить никому не могу! Уж очень он ярок, уж очень хорош, Уж очень на мамину сказку похож! Е.Благинина Говорят - алоэ, алоэ, - интересно, что это такое? Какое оно алоэ – алое, голубое? Доброе или злое? Маленькое или большое? Хорошее или плохое? Одного сослуживца папы буквально спасло алоэ. А маминой лучшей подруге алоэ не помогло-э. И вот я увидел алоэ на комоде у тёти Зои. На комоде у тёти Зои в горшочке росло алоэ: Зелёное, небольшое, но колючее и кривое. Б. Заходер


Загадки о комнатных растениях Чтобы солнце сквозь стекло К нам в окошко не пекло, Я повешу шторочку В белую оборочку, Не крючком плетеную Живую и зеленую. (Традесканция) Лист с горбочком-желобочком, Шипы имеет, а ранить не умеет, Зато лечит нас в любой час. (Алоэ) Вышла балерина: Блузка, как рябина. Юбочка лиловая, лента васильковая. Ножки, как точеные, Туфли золоченые. (Фуксия) Стоит мокрый Ванек В кудрях красный огонек. (Бальзамин) Щучий хвост В землю врос. (Сансевьера) Куст – оконный и балконный, Лист – пушистый и душистый, Он сборчатый и каемчатый, А цветы на окне – словно шапка в огне. (Герань)







Что нового вы узнали о комнатных растениях? (вопросы детям) 1.«Я узнала новое растение каланхоэ, если кто то порежет пальчик, то соком можно быстрее заживить рану»-Катя С. 2.«Я узнала, что спатифиллум не любит прямых солнечных лучей, лучше растет в тени»-Вика Г. 3.«Я узнал, что алоэ лекарственное растение, им можно лечить насморк»-Денис Ф. 4.«Я узнал, как правильно нужно поливать фиалки-в поддон»-Влад И.


Результаты работы проектной деятельности: 1. Повысился уровень сформированности системы знаний о комнатных растениях у детей средней группы через реализацию проекта «Комнатные растения наши - друзья». 2. Создан комплекс дидактических и словесных игр о растениях. 3. Пополнился уголок природы в группе новыми комнатными растениями 4. Разработаны конспекты НОД, экскурсий в другие группы, просмотр иллюстрированных презентаций о цветах. 5. Показана НОД «Комнатные растения - наши друзья» 6. Повысился уровень экологической культуры детей % родителей проявили активность по данной проблеме.


Литература 1.Каменева Л.А. Как знакомить дошкольников с природой. 2. Марковская М. М. Уголок природы в детском саду: Кн. Для воспитателя дет. сада. 3.Дамашева Т. Комнатные растения – спутники нашей жизни // Дошкольное воспитание. – Организация деятельности уголка природы. Средняя группа /Сост.П.Г. Федосеева. dlya-detskoj-komnaty/