На какие две группы делятся насекомые. Общая характеристика отрядов насекомых с полным превращением

Класс насекомые имеет два подкласса: первичнобескрылых и крылатых .

К подклассу первичнобескрылым относятся насекомые, предки которых никогда не имели крыльев (чешуйница сахарная, ногохвостки и др.). Чешуйница обитает в сараях, чуланах. подвалах. Питается разлагающимися веществами, безвредна для человека. В цветочных горшках при неумеренной поливке нередко появляются бескрылые насекомые — ногохвостки. Питаются перегнившими растениями или их нижними растениями. Надежная борьба с ними - это уменьшение полива.

Подкласс крылатых подразделяется на насекомых с неполным превращением и насекомых с полным превращением .

Распределение видов по отрядам проводят с учетом таких признаков, как характер развития, особенности строения крыльев, строение ротового аппарата Основные признаки некоторых отрядов насекомых представлены ниже.

Некоторые признаки важнейших отрядов насекомых
Отряды Тип развития Кол-во пар крыльев Ротовой аппарат Особенность развития крыльев Некоторые представители
Таракановые С неполным превращением 2 пары Грызущий Надкрылья Рыжий и черный тараканы
Термиты С неполным превращением 2 пары Грызущий Сетчатые Термит
Прямокрылые С неполным превращением 2 пары Грызущий Надкрылья Саранча, кузнечики, сверчки
Вши С неполным превращением Нет крыльев Колющесосущий Бескрылые Вошь головная, вошь платяная
Клопы Вошь 2 пары Колющесосущий Надкрылья Клоп-черепашка, клоп-гладун, клоп-водомерка
Равнокрылые С неполным превращением 2 пары Колющесосущий Сетчатые Цикады
Бабки С неполным превращением 2 пары Грызущий Сетчатые Бабка-дозорец, бабка- коромысло
Жуки, или жесткокрылые С полным превращением 2 пары Грызущий Надкрылья твердые Майский жук, колорадский жук, жуки-могильщики, жуки-короеды
Бабочки, или чешуекрылые С полным превращением 2 пары Сосущий Сетчатые с чешуйками Капустница-белянка, боярышница, тутовый шелкопряд
Перепончатокрылые С полным превращением 2 пары Грызущий, лакающий Сетчатые Пчелы, шмели, осы, муравьи
Двукрылые С полным превращением 1 пара Колюче-сосущий Сетчатые Комары, мухи, оводы, мошки
Блохи С полным превращением Нет Колюче-сосущий Бескрылые Блоха человеческая, блоха крысиная

Насекомые с неполным превращением

Наиболее распространенными являются: отряд тараканьи - типичный представитель - рыжий таракан . Появление тараканов в жилищах - признак неряшливости. Они из своих укрытий выходят по ночам и питаются небрежно хранимыми продуктами, загрязняя их. Самки тараканов на конце брюшка носят коричневый яйцевой «чемоданчик» - оотеку . Они ее сбрасывают в мусор. В ней развиваются яйца, из которых появляются на свет личинки - мелкие белые тараканчики, похожие на взрослых. Затем тараканы чернеют, несколько раз линяют и постепенно превращаются во взрослых тараканов.

Отряд термиты - сюда относятся общественные насекомые, живущие большими семьями, в которых существует разделение труда: рабочие, солдаты, самцы и самки (царицы). Гнезда термитов - термитники, могут быть значительных размеров. Так, в африканских саваннах высота термитников достигает 10-12 м, а диаметр их подземной части - 60 м. Питаются термиты преимущественно древесиной, могут повреждать деревянные постройки, сельскохозяйственные растения. Известно около 2 500 видов термитов.

Отряд прямокрылые - большинство представителей отряда растительноядны, но встречаются и хищники. Сюда относятся кузнечики , капустянка , саранча . Зеленый кузнечик живет в траве на лугах, в степях. Имеет длинный булавовидный яйцеклад. Капустянка - имеет роющие ноги, хорошо летает и плавает. Наносит большой вред подземным частям огородных растений, например огурцам, моркови, капусте, картофелю и др. Некоторые виды саранчи склонны к массовому размножению, тогда они собираются в огромные стаи и летят на значительное расстояние (до нескольких тысяч километров), уничтожая всю зеленую растительность на своем пути.

Отряд клопы - сюда относятся известные вредители с/х культур - клоп-черепашка , высасывающий содержимое зерновки злаковых растений. В жилищах встречается клоп-блошица - очень неприятное для человека насекомое. В пресных водоемах или на их поверхности живет клоп-водомерка, питающийся насекомыми, падающими в воду. Хищный клоп-гладун нападает на различных беспозвоночных животных и мальков рыб.

Отряд равнокрылые - все его представители питаются соками растений. Многие виды тли причиняют большой вред культурным растениям. Многие равнокрылые являются переносчиками вирусных заболеваний растений. Сюда относятся разнообразные цикады , размеры которых от нескольких миллиметров до 5-6 см. Живут в кронах деревьев.

Отряд бабки - исключительные хищные насекомые. Взрослые особи нападают на добычу в полете. Самые лучшие летуны. Их полет отличается высокой маневренностью: могут зависать в воздухе, быть подвижными и могут развивать скорость до 100 км в час. Сюда относятся бабка-коромысло , бабка-дозорец и др.

Насекомые с полным превращением

Отряд жуки , или жесткокрылые, - это самый многочисленный отряд насекомых, до 300 000 видов. Жуки распространены в самых разнообразных условиях суши и пресных водоемов. Их размеры колеблются от 0,3 до 155 мм длины. Многие жуки наносят большой вред культурным растениям. Одним из вредителей картофеля и других растений является колорадский жук , завезенный к нам из Америки. Жук-кузька — вредитель зерновых; майский жук - его личинки повреждают корни деревьев и клубни картофеля; свекловичный долгоносик - поражает сахарную свеклу. Кроме того, сюда относятся жуки-короеды , вытачивающие ходы в коре и лубяных волокнах ценных пород деревьев, а личинки златок и i живут в мертвой древесине, наносят большой ущерб лесопромышленным хозяйствам.

Многие жуки портят запасы пищевых продуктов: гороховая зерновка, жук-хлебное точило , жук-кожеед , повреждающий кожаные, шерстяные изделия. К отряду жуков относится еще маленький жук трубковерт . Очень интересна биология этих жуков. В весеннюю пору трубковерт особым образом надрезает лист до главной жилки. Надрезанная часть листа увядает и теряет упругость. Тогда жук свертывает се кульком и туда откладывает яйца. Образуется нечто вроде сигары. Так у трубковерта выражается забота о потомстве.

Отдельные жуки питаются остатками растений и животных и выполняют в природе роль санитаров, например: жуки-гноевики и гробарики . Некоторых можно использовать для борьбы с вредными насекомыми. Так, божья коровка уничтожает тлю, а большие зеленые жуки-краскотелы - гусениц.

Жуки бывают чрезвычайно красивы, больших размеров, например жук-олень , или рогач , занесенный в Красную книгу, достигает длины до 8 см, личинки его развиваются в гнилых пеньках около пяти лет и вырастают до 14 см длиной. В водоемах живут разнообразные по размерам и по способу питания Жуки — жук-плавунец, и водолюб черный. Жук-плавунец — хищник, водолюб черный - растительноядный.

Отряд бабочки , или чешуекрылые , - представители этого отряда отличаются разнообразной окраской своих крыльев. Сюда относятся крапивница , капустница , тутовый шелкопряд и др. Среди видов, обитающих на Дальнем Востоке, имеются очень крупные ночные бабочки, которые в размахе крыльев соответствуют ширине развернутой тетради. Крылья у бабочек покрыты видоизмененными волосками - чешуйками, имеющими способность преломлять свет. От этого явления зависит переливчатая окраска крыльев многих бабочек. Личинки бабочек называют гусеницами . Они имеют грызущий аппарат, длинное тело. Их слюнные железы, кроме слюны, выделяют еще и шелковые нити, из которых перед окукливанием плетут кокон. Взрослые бабочки — очень хорошие опылители растений. Гусеницы большинства бабочек растительноядны, поедая листья растений, наносят значительный вред, например капустная белянка, яблоневая моль, златогузка, кольчатый шелкопряд и др. Гусеница комнатной моли питается шерстяными изделиями, повреждая их, некоторые гусеницы портят муку и другие пищевые продукты.

Тутовый и дубовый шелкопряды - их с давних времен разводит человек с целью получения шелка (из коконов). Много больших бабочек необычайно красивы, например махаон , аполлон и др. Очень интересна крупная бабочка ночной павлиний глаз , на крыльях которой имеются глазчатые пятна. Ее гусеница крупная, мясистая, зеленого цвета, перед окукливанием плетет кокон величиной с куриное яйцо.

Большие ночные бабочки с остроугольными крыльями, отличающиеся очень быстрым полетом - бражники , - названы так потому, что охотно питаются побродившим и пахучим соком деревьев, особенно березовым, выступающим на ранах и пнях.

Отряд перепончатокрылых - объединяет разнообразных насекомых: пчел , шмелей , ос , наездников , пилильщиков и др. Образ жизни у этих насекомых разнообразный. Некоторые из них растительноядные, так как их личинки (очень похожие на гусениц) наносят большой вред зерновым и другим растениям, например хлебный и сосновый пилильщики . Питающиеся листвой личинки пилильщиков настолько приобретают черты сходства с гусеницами бабочек, что их называют ложными гусеницами. Поразительное приспособление - яйцеклад пилильщиков, служащий для выпиливания в тканях растений кармашков, в которые самки пилильщиков прячут яйца, проявляя тем самым оригинальную заботу о потомстве.

Прекрасными опылителями растений являются шмели . Это общественное насекомое. Семья шмелей существует только одно лето. Гнезда строят в мышиных норках, дуплах, гнездах белки, в скворечниках. Гнездо строит самка, оборудуя восковые ячейки в нем для откладывания яиц. В ячейку помещают запас пищи - смесь цветочной пыльцы с медом. Вышедшие из яйца личинки поедают пищу и через две-три недели ткут шелковые коконы, превращаясь в куколки. Из куколок выводятся рабочие шмели, самки и самцы. К концу лета в крупных гнездах насчитывается до 500 шмелей. Осенью старая матка, самцы и рабочие умирают, а молодые матки прячутся иа зимовку.

Образ жизни ос похож на шмелиный. Они также существуют одно лето. Осы приносят пользу, уничтожая вредных насекомых, а ущерб от порчи ими плодов невелик. Больше вреда от шершней (один из видов роевых ос): они обгладывают кору молодых деревьев и поедают пчел. Поселившись вблизи пасеки, они за лето уничтожают тысячи пчел.

Из общественных насекомых отряда перепончатокрылых большую пользу приносит пчела медоносная . Она и чудесный опылитель растений, и вырабатывает исключительно полезный продукт питания - мед, а также воск, маточное молоко, широко используемые человеком в парфюмерии. медицине, для изготовления лаков, красок и т. д.

Пчелиная семья - это удивительно сложное целое, в котором все члены семьи очень тесно связаны друге другом. Жизнь и процветание всего рода одинаково невозможны без матки и без трутней, без рабочих пчел. Используя знания о жизни всех членов пчелиной семьи, специалисты-пчеловоды научились создавать для пчел специализированные домики — улья, условия для питания пчел (вывозят на те поля, где выращивают растения-медоносы) и получать при этом не только мед хорошего качества, но и количества.

Представителей отряда перепончатокрылых используют как биологический метод борьбы с вредными насекомыми. К ним относят различных наездников, а также трихограмму, которую выводят искусственным путем

Отряд двукрылые . Сюда относятся всем известные насекомые: мухи , комары , мошки , оводы , слепни и другие похожие на них насекомые, обладающие одной парой прозрачных крыльев. Вторая пара крыльев превратилась в так называемые жужжальца. Обыкновенный комар обитает в болотистых и сырых местностях. Особенно многочисленны комары бывают в середине лета. Жители тайги и тундры называют их скопления гнусом . Колющими ротовыми частями комары легко прокалывают кожу человека и сосут его кровь. Червеобразные личинки комаров живут в стоячей воде. Питаясь, личинки растут, линяют и превращаются в подвижных куколок. Куколки комаров тоже живут в воде, питаться они не могут, поэтому скоро превращаются во взрослую особь.

Малярийного и обыкновенного комара различают по посадке.

Обыкновенный комар (пискун) держит свое тело параллельно поверхности, на которой сидит, а малярийный - под углом к ней, высоко подняв задний конец тела. Малярийный комар откладывает яйца в водоем по одному, обыкновенный - пачками, плавающими на поверхности в виде плотиков. Личинки грибных комаров живут в плодовых телах шляпочных грибов.

Мухи , в отличие от комаров. имеют короткие усики. Личинки их белые, как правило, безногие и безголовые. У комнатной мухи червеобразные личинки живут и развиваются в кухонных отбросах, в кучах навоза и нечистотах, куда муха откладывает яйца. Перед окукливанием личинки выползают из нечистот, проникают в почву и превращаются в куколок.

Вылупившиеся из куколок взрослые мухи летают повсюду в поисках нищи. Из уборных и выгребных ям они перелетают на открыто лежащие продукты питания и загрязняют их. Мухи переносят на пищу человека бактерии желудочно-кишечных заболеваний и яйца аскарид. Поэтому очень важно вести борьбу с мухами. Продукты питания защищают от мух марлей или колпаками, овощи и фрукты перед употреблением моют.

Мошки - длинноусые кровососы небольших размеров, личинки которых развиваются на дне водоемов с проточной водой. В тропиках и субтропиках, в Крыму водятся очень мелкие комарики - москиты . Их личинки развиваются во влажных почвах, норах грызунов и т. д. Москиты - переносчики многих болезней (малярия и др.). У нас обитает «гессенская муха», уничтожающая злаковые растения.

Оводы , слепни наносят большой вред человеку и домашним животным своими укусами, а также способностью переносить возбудителей таких опасных болезней, как туляремия, сибирская язва.

Вместе с тем мухи являются опылителями многих растений.

Крысиная блоха может передавать от больных грызунов возбудителей чумы - очень опасного заболевания, когда-то уносившего тысячи людских жизней.

Калиева Бибигуль Сериковна учитель биологии, сертифицированный учитель II(основного) уровня, КГУ «Гимназия», Костанайская область, город Житикара

Урок № 35 Класс: 7 Дата проведения: ________________

ТЕМА : Вредители лесных и сельскохозяйственных растений среди представителей этих отрядов. Одомашнивание насекомых на примере тутового и дубового шелкопряда. Насекомые – переносчики заболеваний человека. Борьба с переносчиками заболеваний.

Цель методическая: Развитие познавательного интереса к предмету, естественно научной грамотности через призму семи модулей программы для повышения качества обучения.

Лаб.раб. № 5 «Изучение коллекций вредителей сада и огорода. Изучение насекомых – вредителей».

Образовательные.

Выяснить роль в природе и жизни человека этих насекомых.

Продолжить формирование умений работать с учебником, текстом.

Развивающие.

Развивать интерес к энтомологии.

Развивать зрительную память.

Развивать умение классифицировать факты, делать обобщающие выводы.

Развивать умения учебного труда, т.е. приемов наблюдения.

Воспитывающие.

Воспитывать положительное отношение к учебному труду.

Воспитание экологической грамотности.

Тип урока : комбинированный

Педагогические технологии : критического мышления, проблемного обучения, личностно-ориентированного обучения

Приемы, методы: активные методы в обучении,приемы, стратегии критического мышления.

Оборудование : интерактивное оборудование, презентация , таблицы из серии “Насекомые – вредители растений и способы борьбы с ними”, коллекции вредных насекомых.

ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Примечания

Орг. Момент

Стадия вызовая

1.Формирование групп- интерактивная игра «Стикеры».

2.Разработка правила работы в группах

3. раздаются листы оценивания- с этапами работы урока

4. выбрать наблюдателей в группе

5. выбрать оценщиков в группе

    Под музыку учащиеся выбирают стикера и рассаживаются по группам, согласно выбранного цвета

    Повторяем правила работы в группе

4.загадки

Целый день летает,
Всем надоедает,
Ночь настаёт,
Тогда перестаёт.
( муха)

Продолжаем изучать насекомых

Цель- повторение отрядов насекомых

5 прием Зиг-Заг

Прослушивание и коррекция ответов.

Прием Зигзаг (систематическое положение отрядов насекомых в империи клеточных)

Индивидуальная, парная работа

Понимание

6. Повторение материала

Заполнение таблицы

Работа в группе заполнить таблицу- шаблоны у каждой группе

ПРЯМОКРЫ-ЛЫЕ

ДВУКРЫЛЫЕ

ЖЕСТКОКРЫ-ЛЫЕ

ЧЕШУЕКРЫ-ЛЫЕ

ПЕРЕПОНЧА-ТОКРЫЛЫЕ

Работа в группах

7.прослушивание ответов спикеров .

Выступление спикеров

Выступление спикеров

Применение

8. создайте Схему по типам развития насекомых, впишите отряды, представителей.

Работа групп

Прослушивание спикеров

Работа в парах, группах

Физкультминутка

Видишь, бабочка летает

Видишь, бабочка летает, (Машем руками-крылышками.)

На лугу цветы считает. (Считаем пальчиком)

Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопки в ладоши.)

За день, за два и за месяц... (Шагаем на месте.)

Шесть, семь, восемь, девять, десять. (Хлопки в ладоши.)

Даже мудрая пчела (Машем руками-крылышками.)

(Г. Виеру)

Учащиеся под музыку выполняют зарядку.

Все учащиеся одновременно

9. демонстрация картинок насекомых

Цель: выйти на тему урока

10. прием Думай в паре –делись

Составить таблицу о насекомых вредителях и возбудителях заболеваний

Записывают тему урока. Оформление Л.Р.№5

Отрицательное значение насекомых для человека

Представители

Значение, примеры

Прямокрылые

Азиатская саранча уничтожает урожай на больших территориях

Тли

Угнетают развитие растений, могут переносить вирусные заболевания растений

Клопы

Вредная черепашка высасывает содержимое несозревших зерен. Постельный клоп является переносчиком заболеваний, причиняет беспокойство

Жуки

Личинки свекловичного долгоносика питаются корнями свеклы, колорадский жук и его личинки снижают урожай картофеля. Личинки жука-долгоносика – яблоневого цветоеда – уничтожают завязи яблонь. Личинки жуков-короедов и жуков-усачей – вредители деревьев

Бабочки

Гусеницы капустной белянки повреждают листья капусты; яблонной плодожорки – портят плоды яблонь; непарного шелкопряда – наносят вред растениям сада и леса. Гусеницы соснового шелкопряда вредят сосне; платяной моли – портят изделия из шерсти

Перепончатокрылые

Личинки пилильщиков объедают хвою деревьев; рогохвостов – питаются древесиной, повреждая деревья

Двукрылые

Тараканы

Черные тараканы и прусаки загрязняют экскрементами продукты питания, могут переносить болезнетворные микроорганизмы и яйца глистов. Иногда их выделения вызывают аллергию

Вши

Переносчики сыпного и возвратного тифа

Блохи

Переносчики чумы, туляремии, сыпного тифа

Работа в группе

11.Прослушивание спикеров

12. Выполнение заданий ПИЗа

13. из предложенного текста выберите способы борьбы с насекомыми.

14. Выполнение тестирования

Защита спикеров

Решите биологическую задачу.

А. Если побеспокоить гусеницу капустной белянки, то она начинает выделять изо рта едкую жидкость. Какое значение имеет такая особенность поведения гусеницы?

(

Б. Наиболее распространенным на Земле видом является комнатная муха. Доказано, что первоначально это насекомое обитало в тропических широтах, а наилучшая температура для размножения мухи +25 градусов. Какие особенности биологии комнатной мухи позволили насекомому широко распространится на Земле, в том числе и в северных широтах?

В. Нередко можно услышать мнение: «Неужели современная наука не может найти средств для уничтожения комаров, ведь они приносят столько неприятностей людям и животным?» Представьте себе, что такое средство найдено. Правильно ли поступит человек, если воспользуется им? Почему?

Переносчики болезней:

А – Мухи.

Б – Комары малярийные.

В – Слепни.

Г – Оводы.

Д – Вши.

Биологические помощники человека:

Е – Божьи коровки.

Ж – Жужелицы.

З – Муравьи.

    Кровососущие насекомые, живущие на коже птиц, млекопитающих, человека.

    Мухи, личинки которых наносят вред различным копытным животным.

    Пестро окрашенные небольшие жуки с полукруглым телом, уничтожающие в большом количестве тлей.

    Общественные перепончатокрылые насекомые, истребляющие вредителей леса.

    Кровососущие двукрылые насекомые, личинки которых развиваются в воде.

    Приносит вред человеку, т.к. переносит на лапках возбудителей опасных болезней.

    Семейство насекомых отряда двукрылых. Хоботок колюще-лижущий, легко прокалывает кожу позвоночных. Укусы болезненны, личинки развиваются в воде, почве. Хищники.

    Тело продолговатое, усики нитевидные, ноги длинные, бегательного типа. Уничтожают огромное количество вредных беспозвоночных.

(Ответы: 1-Д, 2-Г, 3-Е, 4-З, 5-Б, 6-А, 7-В, 8-Ж)

Рефлексия

Заполнение рефлективных карт

Заслушивание наблюдателей,

Оценщиков.

– Что нового узнал на уроке?
– Где испытывал трудности?
– Что понравилось на уроке?
– Что не понравилось на уроке?
– Где пригодятся эти знания?

Итог урока

Сдача листов оценивания.

5 4 3

Само, взаимооценивание.

Анализ наблюдателей

Заполнение рефлективных карт

Источники, оснащение и оборудование:

Бумага, ручки и т.д. интерактивное оборудование, маркеры, готовые микропрепараты, рабочие тетради, учебники, по возможности интернет ресурсы.

Последующие задания и чтение

А. Учебник 7кл,§ 43,с168,конспект Составить таблицу о способах защиты насекомых вредителей

В. Повторите материал по изученной теме составьте задания из 10 вопросов;

Творческая работа - найти интересные факты о насекомых ;

Составить сравнительную таблицу по типу членистоногие

Задания опережающего характера: составьте 5 вопросов в порядке усложнения.

Составить логико- смысловую схему ОТРЯДЫ НАСЕКОМЫХ? В ТЕТРАДИ И НА ОТДЕЛЬНЫХ ЛИСТАХ

Мини сочинение «Любил бы я лето, когда б... не комары да мухи...»

Анализ и оценивание урока

На каждом этапе проводить оценивание, вносить в общую таблицу.

Самоценивание,

суммативное взаимооценивание, формативное -жестами пальцев(учащимися), стикерами, критериально,формативно оценивание учителем в течении урока, и суммативное после проведения тестирования.

Изменения к уроку

Провести наблюдение за учениками А,В.С.

Приложения Приложение 1

Определительная таблица отрядов насекомых

1) Крыльев одна пара. Задняя видоизменена в жужжальца отряд Двукрылые

Крыльев две пары…………………………………………………………………………….2

2) Крылья обеих пар перепончатые…………………………………………………………..3

Передняя и задняя пары крыльев отличаются друг от друга строением…………………7

3) Крылья прозрачные………………………………………………………………………...4

Крылья непрозрачные, густо покрытые чешуями; ротовые органы в виде спирально закручивающегося хоботка……………………………… отряд Чешуекрылые (бабочки)

4)Передние и задние крылья приблизительно одинаковой длины…………………………5

Передние и задние крылья различной длины………………………………………………6

5) Крылья богаты жилкованием; голова с большими глазами и короткими усиками; грызущий ротовой аппарат; удлиненное тонкое брюшко (его длина превосходит

ширину в 5-10 раз) ………………………………………………………. отряд Стрекозы

Ветви жилок у края крыльев явственно раздвоены; усики расположены

между глазами ……………………………………………………… отряд Сетчатокрылые

6) Задняя пара крыльев сцеплена с передней и меньше ее, в состоянии покоя крылья складываются вдоль тела, часто имеют жало………………… отряд Перепончатокрылые

Задняя пара крыльев часто значительно короче передней; тело удлиненное с мягкими покровами; ротовые органы редуцированы; брюшко, кроме пары длинных многочленистых церков, часто имеет сходный с ними непарный хвостовой придаток; во взрослом состоянии живет от нескольких часов до нескольких дней…………………………………………………………………………….. отряд Поденки

7) Передняя пара крыльев превратилась в непрозрачные твердые надкрылья, лишенные явственного жилкования; в покое надкрылья складываются с образованием продольного шва…………………………………………………………….. отряд Жесткокрылые (жуки)

Передняя пара крыльев иного строения……………………………………………………8

8) Передняя пара крыльев превращена в полунадкрылья с перепончатой вершинной частью и более плотной кожистой остальной; в покое крылья сложены на спине обычно плоско………………………………………………….. отряд Полужесткокрылые (клопы)

Крылья подразделены на более плотные кожистые удлиненные надкрылья и широкую, веерообразно складывающуюся заднюю пару ………………………. отряд Прямокрылые

Карточка №1

Систематическое положение:

Царство : Тип : Класс : Отряд:

Карточка №2

Насекомые отряда ________________________________?

Систематическое положение:

Царство : Тип : Класс : Отряд:

Карточка №3

Насекомые отряда ________________________________?


Систематическое положение:

Царство : Тип : Класс : Отряд:

Карточка №4

Насекомые отряда ________________________________?

Систематическое положение:

Царство :

Тип :

Класс :

Отряд:

Приложение №2

Отряды

Тип развития

Кол-во пар крыльев

Ротовой аппарат

Особенность развития крыльев

Некоторые представители

Равнокрылые

С неполным превращением

2 пары

Колюще-сосущий

Сетчатые

Цикады, тля

Бабочки, или чешуекрылые

С полным превращением

2 пары

Сосущий

Сетчатые с чешуйками

Капустница-белянка, боярышница, тутовый шелкопряд

Двукрылые

С полным превращением

1 пара

Колюче-сосущий

Сетчатые

Комары, мухи, оводы, мошки

Блохи

С полным превращением

Нет

Колюче-сосущий

Бескрылые

Блоха человеческая, блоха крысиная

Приложение 3

Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел -
Он вспорхнул и улетел.
Ответ: Бабочка

Летит, пищит,
Ножки длинные тащит,
Случай не упустит:
Сядет и укусит.
Ответ: Комар

На большой цветной ковёр
Села эскадрилья -
То раскроет, то закроет
Расписные крылья.
Ответ: Бабочки

Целый день он спать не прочь.
Но едва наступит ночь,
Запоёт его смычок.
Музыканта звать…
Ответ: Сверчок

Домовитая хозяйка
Полетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком -
Он поделится медком.
Ответ: Пчела

Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик.
Ответ: Стрекоза

Ползла букашка
По большой ромашке.
Но вспорхнула второпях
И запуталась в сетях.
Угадайте, дети:
Кто расставил сети?
Ответ: Паук

На ромашку у ворот
Опустился вертолёт -
Золотистые глаза.
Кто же это?...
Ответ: Стрекоза

Не моторы, а шумят,
Не пилоты, а летят,
Не змеи, а жалят.
Ответ: Осы

Без прядева прядёт нитку,
Без иглы вяжет сетку;
Целое лето пташек душит,
Мясо ест, а перья сушит.
Ответ: Паук

Кто на себе свой дом носит?
Ответ: Улитка

Кто они? Откуда? Чьи?
Льются чёрные ручьи:
Дружно меленькие точки
Строят дом себе на кочке.
Ответ: Муравьи

Осенью в щель заберётся,
А весной проснётся.
Ответ: Муха

Восемь ног.
Как восемь рук,
Вышивают шёлком круг.
Мастер в шёлке знает толк.
Покупайте, мухи, шёлк!
Ответ: Паук

Не птица, а летает,
С хоботом, а не слон,
Никто не приучает,
А на нос садится.
Ответ: Муха

Модница крылатая,
Платье полосатое.
Ростом хоть и кроха,
Укусит - будет плохо.
Ответ: Оса

Приложение 4

    Проверка знаний.

Задание №1. Найдите лишнее насекомое. Почему именно оно не вписывается в эту компанию. Ответ аргументируйте.

А. Красотел пахучий, божья коровка, жук колорадский, вошь головная

Б. Гладыш, клоп постельный, водомерка, стрекоза большое коромысло.

Задание№2. Назовите насекомых

    Жуки, повреждающие зерна злаков: ржи, ячменя, пшеницы (хлебные жуки, или кузьки)

    Жуки, которые во взрослом и личиночном состоянии уничтожают тлю, белокрылку, паутинных клещиков (божьи коровки)

    Жуки, которые уничтожают непарного шелкопряда вредителя леса (жуки - красотелы)

    Дневное хищное насекомое, с грызущим ротовым аппаратом, большими глазами на голове, личинки которого развиваются в воде (стрекоза)

    Клопы, обитающие на поверхности воды (водомерки)

Задание№3 Дайте ответы на вопросы.

1. Глаза стрекоз размером чуть ли не с их голову. Они обеспечивают этим насекомым прекрасное зрение, которое многим представителям класса насекомые не свойственно. Чем можно объяснить хорошее развитие органов зрения у стрекозы?

(Стрекозы ловят в полете мелких насекомых, глаза их – незаменимые помощники в охоте. Хорошее зрение – признак приспособленности насекомого к хищному образу жизни.)

2. Для выяснения способа ориентации личинок майского жука в почве был проделан следующий опыт. В почву шприцом впрыснули углекислоту. Личинки стали передвигаться к месту впрыскивания. Какая гипотеза легла в основу этого опыта?

(В основе опыта – предположение о том, что личинки майского жука определяют местонахождение корней растений, которыми они питаются, по углекислому газу, выделяемому при дыхании)

II .Изучение нового материала

Задание. Составить таблицу

Название отряда

Признаки отряда

Представители

Бабочки (Чешуекрылые)

Равнокрылые

Двукрылые

Задание . Размножение и развитие бабочек.

    Прочитайте текст на стр. 80, рассмотрите рисунок №67, дайте ответы на вопросы

    Почему бабочек относят к насекомым с полным превращением?

    Какой образ жизни ведут гусеницы?

    Каково внешнее строение гусеницы (форма тела, окраска тела, ротовой аппарат)

III . Закрепление изученного материала.

Задание №1

К каким отрядам относятся следующие насекомые.

    Муха комнатная (двукрылые)

    Блоха человеческая (блохи)

    Комар малярийный (двукрылые)

    Слепень бычий (двукрылые)

Задание№2. Выберите правильный ответ.

    У бабочек ротовой аппарат:

а) лижущий,

б) грызущий,

в) сосущий,

г) колюще-сосущий

2. Бабочки имеют:

3.У бабочек развитие:

а) прямое,

б) с неполным превращением,

в) с полным превращением.

а) лижущий,

б) грызущий,

в) колюще-сосущий,

г) сосущий

5.Равнокрылые имеют:

г) не имеют крыльев

6. У равнокрылых развитие:

а) прямое,

б) с неполным превращением,

в) с полным превращением.

а) грызущий,

б) лижущий,

в) колюще-сосущий,

г) сосущий

8.Двукрылые имеют:

в) одну пару перепончатых крыльев,

9.У двукрылых развитие:

а) прямое;

б) с неполным превращением;

в) с полным превращением.

10.У блох ротовой аппарат:

а) грызущий,

б) колюще – сосущий,

в) лижущий,

г) грызущее лижущий

11.У блох развитие:

а) с полным превращением,

б) прямое,

в) с неполным превращением.

а) две перепончатых крыльев,

б) одна пара крыльев,

в) нет крыльев,

г) две пары прозрачных крыльев

Задание №3.

Решите биологическую задачу.

А. Если побеспокоить гусеницу капустной белянки, то она начинает выделять изо рта едкую жидкость. Какое значение имеет такая особенность поведения гусеницы?

(Выделение едкой жидкости – защитное приспособление гусениц капустной белянки)

Б. Наиболее распространенным на Земле видом является комнатная муха. Доказано, что первоначально это насекомое обитало в тропических широтах, а наилучшая температура для размножения мухи +25 градусов. Какие особенности биологии комнатной мухи позволили насекомому широко распространится на Земле, в том числе и в северных широтах?

(Высокая плодовитость, поселение в жилище человека и около него, перемещение вместе с людьми, впадение в состояние спячки в неблагоприятный период (зимой)

В. Нередко можно услышать мнение: «Неужели современная наука не может найти средств для уничтожения комаров, ведь они приносят столько неприятностей людям и животным?» Представьте себе, что такое средство найдено. Правильно ли поступит человек, если воспользуется им? Почему?

(Неправильно. Комары занимают определенное место в сообществе организмов: взрослыми особями питаются, например птицы, личинками и куколками комаров – водные животные.)

Тестирование

    Выберите правильный ответ.

    У бабочек ротовой аппарат:

а) лижущий,

б) грызущий,

в) сосущий,

г) колюще-сосущий

2. Бабочки имеют:

а) две пары перепончатых крыльев,

б) две пары крыльев покрытых чешуйками,

в) одну пару перепончатых крыльев,

г) две пары прозрачных крыльев

3.У бабочек развитие:

а) прямое,

б) с неполным превращением,

в) с полным превращением.

4. У равнокрылых ротовой аппарат:

а) лижущий,

б) грызущий,

в) колюще-сосущий,

г) сосущий

5.Равнокрылые имеют:

а) две пары чешуйчатых крыльев,

б) две пары прозрачных крыльев,

в) две пары перепончатых крыльев.

г) не имеют крыльев

6. У равнокрылых развитие:

а) прямое,

б) с неполным превращением,

в) с полным превращением.

7.У двукрылых ротовой аппарат:

а) грызущий,

б) лижущий,

в) колюще-сосущий,

г) сосущий

8.Двукрылые имеют:

а) две пары перепончатых крыльев;

б) две пары прозрачных крыльев;

в) одну пару перепончатых крыльев,

г) две пары крыльев покрытых чешуйками

9.У двукрылых развитие:

а) прямое;

б) с неполным превращением;

в) с полным превращением.

10.У блох ротовой аппарат:

а) грызущий,

б) колюще – сосущий,

в) лижущий,

г) грызущее лижущий

11.У блох развитие:

а) с полным превращением,

б) прямое,

в) с неполным превращением.

а) две перепончатых крыльев,

б) одна пара крыльев,

в) нет крыльев,

г) две пары прозрачных крыльев

    У бабочек ротовой аппарат:

а) лижущий,

б) грызущий,

в) сосущий,

г) колюще-сосущий

2. Бабочки имеют:

а) две пары перепончатых крыльев,

б) две пары крыльев покрытых чешуйками,

в) одну пару перепончатых крыльев,

г) две пары прозрачных крыльев

3.У бабочек развитие:

а) прямое,

б) с неполным превращением,

в) с полным превращением.

4. У равнокрылых ротовой аппарат:

а) лижущий,

б) грызущий,

в) колюще-сосущий,

г) сосущий

5.Равнокрылые имеют:

а) две пары чешуйчатых крыльев,

б) две пары прозрачных крыльев,

в) две пары перепончатых крыльев.

г) не имеют крыльев

6. У равнокрылых развитие:

а) прямое,

б) с неполным превращением,

в) с полным превращением.

7.У двукрылых ротовой аппарат:

а) грызущий,

б) лижущий,

в) колюще-сосущий,

г) сосущий

8.Двукрылые имеют:

а) две пары перепончатых крыльев;

б) две пары прозрачных крыльев;

в) одну пару перепончатых крыльев,

г) две пары крыльев покрытых чешуйками

9.У двукрылых развитие:

а) прямое;

б) с неполным превращением;

в) с полным превращением.

10.У блох ротовой аппарат:

а) грызущий,

б) колюще – сосущий,

в) лижущий,

г) грызущее лижущий

11.У блох развитие:

а) с полным превращением,

б) прямое,

в) с неполным превращением.

а) две перепончатых крыльев,

б) одна пара крыльев,

в) нет крыльев,

г) две пары прозрачных крыльев

Задание №3.

    Муха комнатная (двукрылые)

    Белянка капустная (чешуекрылые)

    Цикада полосатая (равнокрылые)

    Блоха человеческая (блохи)

    Тля обыкновенная (равнокрылые)

    Комар малярийный (двукрылые)

    Тутовый шелкопряд (чешуекрылые)

    Слепень бычий (двукрылые)

    Белокрылка цитрусовая (равнокрылые)

    Пяденица крыжовниковая (чешуекрылые)

Дата ____________________

Деятельность

загадки

Перекресный

опрос

джексоу

Тонкие,толстые вопросы

Загадки

Защита проекта

тест

Итог

Балл

    За урок я: устал, не устал

Лист оценивания 7 класс 34урок

Ученика Ф.И.________________________________________класс_____________________-

Тема урока_____________________________________________________________________

Дата ____________________

Деятельность

загадки

Перекресный

опрос

джексоу

Тонкие,толстые вопросы

Загадки

Защита проекта

тест

Итог

Балл

Рефлексия после проведения урока

    На уроке я работал: активно, пассивно

    Своей работой на уроке я: доволен, недоволен

    За урок я: устал, не устал

    Урок для меня показался: коротким, длинным, обычным

    Мое настроение: улучшилось, стало хуже, осталось прежним

    Задания урока для меня: легкие, тяжелые

Лист оценивания 7 класс 34 урок

Ученика Ф.И.________________________________________класс_____________________-

Тема урока_____________________________________________________________________

Дата ____________________

Деятельность

загадки

Перекресный

опрос

джексоу

Тонкие,толстые вопросы

Загадки

Защита проекта

тест

Итог

Балл

Рефлексия после проведения урока

    На уроке я работал: активно, пассивно

    Своей работой на уроке я: доволен, недоволен

    За урок я: устал, не устал

    Урок для меня показался: коротким, длинным, обычным

    Мое настроение: улучшилось, стало хуже, осталось прежним

    Задания урока для меня: легкие, тяжелые


Места обитания, строение, образ жизни

Насекомые - самый крупный класс животных. Он включает более 1 млн видов. Насекомые живут всюду: в лесах, садах, лугах, полях, огородах, на животноводческих фермах, в жилище человека. Их можно встретить в прудах и озерах, на теле животных.

Тело насекомых состоит из головы, груди и брюшка. На голове имеются пара сложных глаз, пара усиков, на груди - три пары ног, и у большинства одна или две пары крыльев, на боках брюшка - дыхальца.

Насекомые различаются по форме отделов тела, величине глаз, длине и форме усиков и другим признакам. Особенно разнообразны у них усики, ротовые органы, ноги. Одни из насекомых имеют пластинчатые усики (многие жуки), другие - нитевидные (кузнечики), третьи - перистые или булавовидные (бабочки) и др. Ротовые органы могут быть грызущими, как у майских жуков, колюще-сосущими, как у комаров, сосущими, как у бабочек, и др. Задние ноги у кузнечиков прыгательные, у жуков-плавунцов плавательные; передние ноги у медведки копательные. Все эти и другие особенности строения развились у насекомых в связи с приспособлением к тем или иным условиям жизни.

Рис. Бомбардир (жук). Семейство - жужелицы

Особенности внутреннего строения насекомых связаны в основном с дыхательной, выделительной и нервной системами. Органы дыхания насекомых - трахеи - отличаются большой разветвленностью. У мелких насекомых газообмен происходит путем диффузии. Крупные насекомые вентилируют трахеи (при расслаблении стенок брюшка воздух засасывается в трахеи, а при сокращении - выходит во внешнюю среду). Органы выделения насекомых - многочисленные трубочки, свободные концы которых замкнуты. Поступающие в них продукты выделения стекают в задний отдел кишки. У насекомых имеются жировые клетки с запасом питательных веществ и воды. В них же откладываются некоторые ненужные для организма вещества.

Отличия нервной системы насекомых связаны с укрупнением надглоточного нервного узла (его нередко называют головным мозгом), уменьшением количества и укрупнением узлов брюшной нервной цепочки. Более сложное строение нервной системы проявляется в сложности поведения насекомых. Пчела, например, отыскав цветущие нектароносные растения, по возвращении в улей ползает на сотах, "танцует", описывая определенные фигуры, по которым другие пчелы устанавливают направление к месту медосбора. Муравьи на ночь закрывают входы в муравейник, выносят на поверхность влажные хвоинки, а после просушки перетаскивают их в глубь муравейника.

Типы развития насекомых

Насекомые - раздельнополые животные. У одних насекомых (саранча, клопы) из отложенных самками оплодотворенных яиц развиваются личинки, внешне похожие на взрослых особей. Усиленно питаясь, они растут, несколько раз линяют и становятся взрослыми насекомыми. У других насекомых (бабочки, жуки, мухи) личинки внешне и по питанию не похожи на взрослых особей. Личинки бабочки-капустницы, например, червеобразные и питаются н.е нектаром, как бабочки, а листьями капусты. Ротовой аппарат у них не сосущий, а грызущий. Через несколько линек гусеницы превращаются в куколок, которые не питаются и не передвигаются, но под их хитиновым покровом происходят сложные изменения. Через некоторое время покров тела куколки лопается и из него выходит взрослое насекомое.

Развитие, которое происходит в три фазы, а личинки насекомых при этом похожи на взрослых особей, называют неполным превращением. Развитие насекомых, которое протекает в четыре фазы (включая фазу куколки), а личинки при этом не похожи на взрослых особей, называют полным превращением.

Развитие с превращением дает возможность насекомым сохраниться при неблагоприятных условиях жизни (низкая температура, отсутствие пищи) на той или иной менее уязвимой стадии развития. Наибольшими преимуществами обладают насекомые с полным превращением. Их личинки не конкурируют со взрослыми особями: обычно они используют другую пищу и развиваются в иных местообитаниях.

Главнейшие отряды насекомых

В классе насекомых выделяют от 30 до 40 отрядов. Наиболее крупные из них отряды прямокрылых, равнокрылых, полужесткокрылых, жесткокрылых, чешуекрылых, перепончатокрылых, двукрылых.

Отряды насекомых с неполным превращением. К отряду прямокрылых относятся саранча, кузнечики, сверчки, медведки. Для них характерны грызущий ротовой аппарат, две пары крыльев с продольно расположенными жилками и (обычно) прыгательная задняя пара ног. Многие прямокрылые издают и воспринимают звуки (у кузнечиков звуковой аппарат находится на передних крыльях, а слуховой - на голенях передних ног). Усики у них нитевидные. Самки многих видов имеют яйцеклад. К отряду равнокрылых относятся тли, цикады и др., питающиеся соком растений, имеющие колюще-сосущий хоботок и 2 пары прозрачных крыльев.

К отряду полужесткокрылых, или клопов, относятся наземные и водные насекомые с колюще-сосущим ротовым аппаратом, двумя парами крыльев (полужесткими верхними и перепончатыми нижними), сильно развитыми пахучими железами. Из представителей этого отряда наиболее часто встречаются зеленые лесные клопы, длинноногие клопы-водомерки. К этому же отряду относится постельный клоп, питающийся кровью людей и животных, обитающих в жилье человека.

Отряды насекомых с полным превращением. Отряд жесткокрылых, или жуков, включает насекомых с жесткими передними и перепончатыми задними крыльями. У большинства жуков в состоянии покоя жесткие крылья полностью прикрывают перепончатые и защищают их от повреждений. Ротовые органы у жуков грызущие. К отряду жесткокрылых относятся майские жуки, жужелицы, божьи коровки, долгоносики.


Бабочка Papilio demoleus. Фото: Jeevan Jose

Для огромного большинства насекомых отряда чешуекрылых, или бабочек, характерны два признака: чешуйчатый покров на двух парах крыльев и сосущий ротовой аппарат, обычно свернутый спиралью. Усики дневных бабочек обычно булавовидные, ночных - перистые. Червеобразные личинки бабочек (гусеницы) кроме трех пар членистых ног имеют ложные ноги - выросты тела. У гусениц ротовой аппарат грызущий.

Двукрылые - мухи, комары, слепни и др. - имеют по одной паре перепончатых крыльев. Задние крылья преобразованы в колбовидные органы - жужжальца. Ротовые органы двукрылых колюще-сосущие или лижущие. Личинки не имеют ног. Они развиваются в воде, почве, в гниющих остатках растений, живых животных и трупах.


































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Оборудование: таблицы из серии “Насекомые – вредители растений и способы борьбы с ними”, коллекции вредных насекомых, презентация.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания (тест).

1. К общественным насекомым относят:

А) муравьев

В) бабочек

2. Приспособление к сбору пыльцы у медоносной пчелы –

А) грызуще-лижущий ротовой аппарат

Б) пяточки и корзиночки

В) обтекаемая форма тела

Г) крылья

3. Пчела, обнаружившая нектар, сообщает о его местонахождении другим пчелам:

А) звуками

Б) пением

В) танцами

Г) жужжанием

4. Муравьев охраняют, так как они:

А) уничтожают вредителей лесов и их личинок

Б) поедают семена

В) являются хорошими опылителями растений

Г) поедают тлей

5. Грена тутового шелкопряда – это:

А) куколка

Б) гусеница

В) взрослая особь

Г) кокон с яйцами шелкопряда

(Ответы: 1-А, 2-Б, 3-В, 4-А, 5-Г)

III. Изучение новой темы.

Учитель объявляет тему урока. Предлагается просмотр презентации. Изучение материала происходит в процессе беседы, рассказа учителя или выступления учеников, предварительно подготовивших доклады по теме. В ходе работы учащимися заполняется таблица в тетради.

Отрицательное значение насекомых для человека

Учитель предлагает подумать, а какие методы можно использовать для борьбы с вредными насекомыми. В процессе беседы выясняется, что предложенные варианты можно разделить на четыре группы:

Методы борьбы человека с вредящими ему насекомыми

IV. Закрепление материала.

Установите соответствие:

Переносчики болезней:

А – Мухи.

Б – Комары малярийные.

В – Слепни.

Г – Оводы.

Биологические помощники человека:

Е – Божьи коровки.

Ж – Жужелицы.

З – Муравьи.

  1. Кровососущие насекомые, живущие на коже птиц, млекопитающих, человека.
  2. Мухи, личинки которых наносят вред различным копытным животным.
  3. Пестро окрашенные небольшие жуки с полукруглым телом, уничтожающие в большом количестве тлей.
  4. Общественные перепончатокрылые насекомые, истребляющие вредителей леса.
  5. Кровососущие двукрылые насекомые, личинки которых развиваются в воде.
  6. Приносит вред человеку, т.к. переносит на лапках возбудителей опасных болезней.
  7. Семейство насекомых отряда двукрылых. Хоботок колюще-лижущий, легко прокалывает кожу позвоночных. Укусы болезненны, личинки развиваются в воде, почве. Хищники.
  8. Тело продолговатое, усики нитевидные, ноги длинные, бегательного типа. Уничтожают огромное количество вредных беспозвоночных.

(Ответы: 1-Д, 2-Г, 3-Е, 4-З, 5-Б, 6-А, 7-В, 8-Ж)

V. Домашнее задание.

§ 29, вопросы после параграфа.

Литература

  1. Иванова Т.В. Тесты. Биология. 6-11 кл. – М.: Олимп, Издательство Астрель, Издательство АСТ, 2001. – 336 с.
  2. Константинов В.М. , Бабенко В.Г., Кучменко В.С. Биология: Животные: Учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений. – М: Вентана-Граф, 2005. – 304 с.
  3. Пименов А.В., Пименова Е.А. Биология: Дидактические материалы к разделу “Животные”. 7-8 кл. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2003. – 208 с.
  4. Степанов И.А. Тестовые задания по биологии. Зоология. 7-8 класс. – М: Новый учебник, 2001. – 96 с.

Задание 1. Заполните таблицу.

Особенности внешнего строения насекомых в зависимости от их типа развития.

Представители групп насекомых : медведка обыкновенная - прямокрылые , яблоневая тля - равнокрылые , постельный клоп - клопы , жук-олень - жесткокрылые , бабочка-крапивница - чешуекрылые , лесная оса, комар-пискун - перепончатокрылые .

Задание 2. Выпишите номера названий насекомых в соответствии с их типом развития.

Названия насекомых:

1. Жук-плавунец

2. Медоносная пчела

3. Комар-пискун

4. Стрекоза-коромысло

5. Бабочка-крапивница

6. Зеленый кузнечик

7. Саранча

Развитие с неполным превращением : 4, 6, 7

Развитие с полным превращением : 1, 2, 3, 5

Задание 3. Выпишите номера правильных утверждений.

Утверждения:

1. У гусениц бабочки-капустницы и взрослых бабочек разные типы ротовых аппаратов.

2. Личинки бабочки-капустницы окукливаются под землей.

3. Куколки насекомых активно питаются и превращаются во взрослых особей.

4. Развитие с полным превращением проходит в такой последовательности: яйцо - личинка - взрослое насекомое.

5. При развитии с неполным превращением отсутствует стадия личинки.

6. Для кузнечиков и саранчи характерно развитие с неполным превращением.

7. Мухи, бабочки, комары и стрекозы развиваются с полным превращением.

8. Личинки саранчи похожи на взрослую саранчу.

Правильные утверждения: 2, 3, 4, 8

Задание 4. Насекомые размножаются фантастически быстро: через пять месяцев потомство одной комнатной мухи могло бы достичь 7,6 млрд особей. Но этого не происходит. Объясните почему.

Многие мухи погибают не достигнув половой зрелости (их съедают или убивают), а значит не могут оставить потомства, но и личинками мух тоже питаются, поэтому мухи не достигают такого большого количества особей.

Задание 5. Заполните схему.

Тип членистоногие:

Класс Насекомые:

1. Группа Прямокрылые. Признаки : 2 пары крыльев; ноги - прыгательные, ротово аппарат - грызущий.

2. Группа Равнокрылые. Признаки : ротовой аппарат - колюще-сосущего типа, крылья складываются домиком.

3. Группа Клопы, или Полужесткокрылые. Признаки : спереди крылья жесткие, а сзади мягкие, ротовой аппарат - колюще-сосущий.

4. Группа Бабочки, или Чешуекрылые. Признаки : на крыльях мягкие хитиновые чешуйки, ротовой аппарат - сосущий.

5. Группа Жуки, или Жесткокрылые. Признаки : жесткие надкрылья, ротовой аппарат грызущий.

6. Группа Двукрылые насекомые. Признаки: одна пара крыльев, ротовой аппарат режуще-сосущий и лижущий.

7. Группа Перепончатокрылые. Признаки : две пары перепончатых крыльев.