Образуйте от глаголов деепричастия несовершенного вида. Деепричастие совершенного вида и несовершенного

Деепричастия несовершенного вида обозначают незакон­ченное добавочное действи е, которое происходит одновре­менно с действием, выражаемым глаголом-сказуемым: Разглядывая эту фотографию, я о многом вспомнил .

Деепричастия несовершенного вида образуются от основы настоящего времени глагола при помощи суффикса –а– (–я– ). Суффикс –а– пишется после шипящих, суффикс –я– во всех остальных случаях (дыша, держа, гуляя, смеясь ). От глагола быть деепричастие несовершенного вида образуется с помо­щью суффикса –учи (Будучи в гостях, я познакомился с инте­ресными людьми ).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! От некоторых глаголов деепричастия несовершенного ви­да не образуются : бить, рвать, шить, жечь, ждать, лгать, писать, хлестать, резать . Не образуются подобные деепри­частия от глаголов на –чь (беречь, мочь, стеречь, течь и др,), от глаголов с суффиксом –ну– (блёкнуть, мокнуть, тянуть, гаснуть и др.).

2. Деепричастия совершенного вида

Деепричастия совершенного вида обозначают законченное добавочное действие , которое совершается до начала действия, выраженного глаголом-сказуемым (Увидев меня, мой друг подошёл ко мне ).

Деепричастия совершенного вида образуются обычно от основы неопределённой формы глагола при помощи суффик­сов –в , –вши–, ши– (прочитав, рассмеявшись, запершись ). С помощью суффиксов –вши (съ) и –ши (сь) образуются дееприча­стия от возвратных глаголов (умывшись ). К суффиксу –в возвратный суффикс –ся (–сь ) не присоединяется. С помощью суффикса –ши образуются деепричастия от глаголов с основой на согласный: истечь - истекши, принести - принесши, влезть - влезши .

У некоторых глаголов деепричастия совершенного вида образованы с суффиксами –а– (–я– ) встретясь, возвратясь, нахмурясь, приобретя, прочтя, придя и др. Параллельно в языке существуют деепричастия от этих глаголов с суффикса­ми –в , –вши– , –ши– (встретившись, возвратившись, настроившись, пришедши, простившись, приобретши и др.). Если су­ществуют двойные формы, чаще употребляются деепричастия с суффиксом –а– (–я– ) как менее громоздкие.

3. Образование деепричастий

4. Нужно запомнить!

Балова ться - балу ясь. Клевета ть - клевеща . Нача ть - начав . Отня ть - отняв . Ржаве ть - ржавея . Отречь ся - отрёкши сь. Поня ть - поняв . Приня ть - приняв . Щебета ть - щебеча . Щекота ть - щекоча . Черпа ть - черпая . Подня ть - подняв .

Конспект урока «Деепричастия совершенного и несовершенного вида «.

Одним из глагольных признаков деепричастия является вид. На уроке вы научитесь образовывать деепричастия совершенного и несовершенного вида. Также вы познакомитесь с планом морфологического разбора деепричастия и отработаете его на примерах.

Тема: Деепричастие

Урок: Деепричастия совершенного и несовершенного вида. Морфологический разбор деепричастий

План морфологического разбора деепричастия

1. Часть речи, общее значение.

2. Морфологические признаки: постоянные: неизменяемость, вид, возвратность; непостоянных признаков нет.

3. Синтаксическая роль.

Образец:

Сад, все больше редея , переходя в настоящий луг, спускался к реке (А.П. Чехов). Разберем слово редея.

1. Редея

1. Переходя - деепричастие, обозначает добавочное действие.

2. Морфологические признаки: неизменяемое, несов. в., невозвратное.

3. В предложении является обстоятельством.

Домашнее задание

№ 174; № 179; № 188 Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - М.: Просвещение, 2012.

Задание № 1. Образуйте возможные деепричастия от данных глаголов. Выделите суффиксы деепричастий. Не забывайте о виде глаголов.

Выполнить, мчаться, списать, хвалить, удивить, интересоваться, перейти, беречь, найти.

Задание № 2. Выпишите деепричастия из пословиц, раскрывая скобки. Выполните морфологический разбор одного из деепричастий.

1. (Не)давши слова, крепись, а давши, держись.

2. (Не)зная броду, (не)суйся в воду.

3. Рассердясь на блох, да и шубу в печь.

4. Снявши голову, по волосам не плачут.

5. Что имеем, не храним, потерявши, плачем.

6. (Не)расколов ореха, ядра не съешь.

1. Русский язык. Дидактические материалы. Раздел «Деепричастие» ().

2. Стихи о любви классиков, стихи про любовь - стихи лучших поэтов. Правила русского языка. Деепричастие ().

3. Интернет-портал xenoid.ru. Лекции и электронные учебники. Деепричастие ().

Литература

1. Разумовская М.М., Львова С.И. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. 13-е изд. - М.: Дрофа, 2009.

2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. 34-е изд. - М.: Просвещение, 2012.

3. Русский язык. Практика. 7 класс. Под ред. С.Н. Пименовой 19-е изд. - М.: Дрофа, 2012.

4. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 7 класс. В 3-х ч. 8-е изд. - М.: Мнемозина, 2012.

Одним из глагольных признаков деепричастия является вид. На уроке вы научитесь образовывать деепричастия совершенного и несовершенного вида. Также вы познакомитесь с планом морфологического разбора деепричастия и отработаете его на примерах.

Тема: Деепричастие

Урок: Деепричастия совершенного и несовершенного вида. Морфологический разбор деепричастий

План морфологического разбора деепричастия

1. Часть речи, общее значение.

2. Морфологические признаки: постоянные: неизменяемость, вид, возвратность; непостоянных признаков нет.

3. Синтаксическая роль.

Образец:

Сад, все больше редея , переходя в настоящий луг, спускался к реке (А.П. Чехов). Разберем слово редея.

1. Редея

1. Переходя - деепричастие, обозначает добавочное действие.

2. Морфологические признаки: неизменяемое, несов. в., невозвратное.

3. В предложении является обстоятельством.

Домашнее задание

№ 174; № 179; № 188 Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - М.: Просвещение, 2012.

Задание № 1. Образуйте возможные деепричастия от данных глаголов. Выделите суффиксы деепричастий. Не забывайте о виде глаголов.

Выполнить, мчаться, списать, хвалить, удивить, интересоваться, перейти, беречь, найти.

Задание № 2. Выпишите деепричастия из пословиц, раскрывая скобки. Выполните морфологический разбор одного из деепричастий.

1. (Не)давши слова, крепись, а давши, держись.

2. (Не)зная броду, (не)суйся в воду.

3. Рассердясь на блох, да и шубу в печь.

4. Снявши голову, по волосам не плачут.

5. Что имеем, не храним, потерявши, плачем.

6. (Не)расколов ореха, ядра не съешь.

1. Русский язык. Дидактические материалы. Раздел «Деепричастие» ().

2. Стихи о любви классиков, стихи про любовь - стихи лучших поэтов. Правила русского языка. Деепричастие ().

3. Интернет-портал xenoid.ru. Лекции и электронные учебники. Деепричастие ().

Литература

1. Разумовская М.М., Львова С.И. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. 13-е изд. - М.: Дрофа, 2009.

2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. 34-е изд. - М.: Просвещение, 2012.

3. Русский язык. Практика. 7 класс. Под ред. С.Н. Пименовой 19-е изд. - М.: Дрофа, 2012.

4. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 7 класс. В 3-х ч. 8-е изд. - М.: Мнемозина, 2012.

Конспект урока русского языка в 7 классе.
Тема: « Деепричастия совершенного и несовершенного вида»
Цели:
1) ознакомить обучающихся со способами образования
деепричастий совершенного и несовершенного видов;
2) формировать умения образовывать деепричастия от глаголов, сохраняя вид;
3) продолжать формирование высоких нравственных качеств, в т.ч. совокупность норм поведения;
4) совершенствовать навыки работы со словарём.

Записи на экране:
Этикет, поведение, мораль, комплимент.

Эпиграф урока: «Поступай с другими
так, как ты хотел, чтобы поступали
с тобой».
(Золотое правило этики.)
^ Ход урока.
1.- Дорогие, ребята, здравствуйте! Я рада всех приветствовать. Сначала поговорим о том, что такое этикет.
Всё очень просто – это правила поведения. Конечно, совсем забывать о них не стоит. Надо ли дарить бабушке старый футбольный мяч? Можно ли нарисовать чертика кетчупом на скатерти7 Признайтесь, вам частенько приходится отвечать на подобны вопросы. Вот как раз для того, чтобы не ошибаться и не выглядеть глупо, существуют правила хорошего тона. В качестве эпиграфа к сегодняшнему уроку я предлагаю вам золотое правило этики: «Поступай с другими так, как ты хотел, чтобы поступали с тобой».
Всё, о чём будем говорить сегодня на уроке, будем опираться на материал об этике. Мы продолжаем изучать тему «Деепричастие». Задача сегодняшнего урока: мы должны научиться образовывать и различать деепричастия совершенного и несовершенного вида.
Сначала мы разделимся. Проведём игру «Встань по пальцам».
(Учитель поднимает три пальца, что значит: 3 ученика встают и получают индивидуальные задания.)
Индивидуальные задания на карточках.

^ 1-й ученик. Расставить знаки препинания. Сделать полный синтаксический разбор предложения.
Не научившись выразительно говорить не стоит соглашаться на публичные выступления. (В. Маяковский.)

^ 2-й ученик. Списать пословицы, раскрывая скобки, расставляя пропущенные запятые; указать деепричастия и деепричастные обороты.
(Не) зная броду (не) суйся в воду. (Не) убив медведя шкуры (не) продают. (Не) поглядев на пирог (не) говори что сыт. (Не) поклонясь до земли грибка (не) поднимешь. (Не) работая сыт (не) будешь.

^ 3-й ученик . Восстановите пропущенные орфограммы, раскройте скобки.
(Не) привыкайте к чудесам,-
Д.витесь им, д.витесь!
(Не) привыкайте к небесам,
Глазами к ним т.нитесь.
Пр.глядывайтесь к облакам,
Пр.слушивайтесь к птицам,
Пр.клад.вайтесь к родникам,-
(Ни)что (не) повторится!
За мигом миг. за шагом шаг
Впадайте в изумленье.
Всё будет так – и всё не так
Через одно мгновенье!
(В. Шефнер.)
А остальная часть класса пишет словарный диктант с комментированием.
Не опаздывая в гимназию, не отказываясь от поручений, ненавидя ложь, не подсказывая на уроке, не отставая от товарищей, негодуя на грубость, не откладывая на завтра. не обидев отказом, недомогая от усталости.
- Проведём взаимопроверку по готовым записям и поставим оценку друг другу. (Учитель вывешивает правильный вариант словарного диктанта.)
(Учитель получает карточки с индивидуальными заданиями.)
- Молодцы, ребята!

    ^ Изучение новой темы.
    Итак, тема нашего урока – «Деепричастия совершенного и несовершенного вида».
    Перед вами таблица по теме урока.

    Деепричастие.

Совершенный вид

Что делая?

Что сделав?

А (я), -учи

В. –вши, -ши, -а (я)

глядят - глядя

выскочить - выскочив

кричат - крича

услышать – услышав

улыбаются - улыбаясь

расцвести – расцветши

(Объясняю новую тему по таблице с помощью учеников.)
Делаем выводы.
- Обратимся к учебнику и прочитаем материал параграфа.
- Наши выводы совпадают с материалом учебника
- Молодцы!

    Закрепление.
    - Выполнение упражнения. Образуйте от глаголов деепричастия совершенного и несовершенного вида. (Упражнение выполняется устно.)
    Образец: замирать – замирает –замирая, чувствовать – чувствует – чувствуя, безмолствовать – безмолствует – безмолствуя, наслаждаться – наслаждается – наслаждаясь.
    Образуйте деепричастия совершенного вида.
    Образец: построить – построив – построивши, услышать - услышав – услышавши, растаять – растаяв – растаявши.
    С двумя деепричастиями устно составьте предложения.
    - Обратимся к тексту «Осторожно: слово!» Прочитайте текст и скажите, почему он так называется, Какую задачу поставил перед собой автор?
    Осторожно: слово!
    Люди почему-то не любят, когда им ни за что ни про что делают выговоры. Или учат жить.
    «Не видишь что ли!», «Сколько раз повторять!», «Русского языка не понимаешь!», «Чего стали?» или «Чего сели?», «А тебе чего надо?» и т.д.
    А ведь можно сказать: «Доброе утро», «Пожалуйста, входите», «Пожалуйста, садитесь», «Будьте любезны, передайте, пожалуйста», «Спасибо большое», «Благодарю вас»…
    Я шёл и думал, какие приятные слова ещё можно придумать, обращаясь к постороннему человеку. Вдруг возле меня остановилась машина. Хозяин, не здороваясь, небрежно поманил меня пальцем и крикнул: «Эй! Как на площадь? Оглох? – осведомился он. - Ну и народ! Язык у тебя отсохнет, что ли ответить?!»
    Я бы ответил, но от неожиданного окрика не смог сразу сообразить, как туда ехать. Впрочем, отвечать расхотелось. Я не умею разговаривать на таком языке и не хочу учиться.
    (С. Львов)
    - Подумайте, какие ещё слова и приятные слова можно употреблять, обращаясь к постороннему человеку.
    Как, по-вашему, правильно ли сделал герой рассказа, не ответив на обращение к нему? Как бы вы поступили в такой ситуации? С какими словами вместо «Эй!» можно обратиться к незнакомому человеку?
    - Скажите, как вы понимаете выражение ни за что ни про что, подберите к нему синоним.
    (Ученики отвечают на все вопросы, поставленные к тексту.)
    ^ Групповая работа .
    - Сейчас будем выполнять задания по группам.
    1-я группа выполняет задание по 1-ой карточке, 2-я – по 2-ой карточке.

    1-я карточка.
    Спишите, заменяя глаголы в скобках деепричастиями. Вставьте пропущенные буквы. (На каждого по одной карточке.)

    1-я группа. (Встречаться) со взросл…ми или (входить) в помещение, здоровайся первым. (Здороваться) со старш…ми, руки не протягивай, подожди, пока они сами этого не сдела…т. (Снять) при этом фура…ку или ша…ку, не надевай пока не пожмёш… руку.

    2-я группа. (Подавать) руку, сними с неё перчатку, немного накл…нись вперё… . (Кланяться), нагни только голову, а не сг…байся пополам и не размахивай рукам… . (Садиться) в трамвай или автобус, пр…пусти первой в двери свою спутницу.

(Проверяется выполненное упражнение сначала первой, потом – второй группы. Подводятся итоги.)
- Ребята, вы работаете очень хорошо. Молодцы! Сейчас немного отдохнём, проведём физкультминутку.
- Как живёшь?
- Вот так! (Поднимают большой палец, произносят слова задорно, весело.)
- Как идёшь?
- Вот так! (По ладони два пальца.)
- Как бежишь?
- Вот так! (Локти, прижатые к бокам, задвигались, изображая бег, быстро, чуть задыхаясь.)
- Ночью спишь?
- Вот так! (Две ладони укладываются под щеку, голос сладок, чуть растянут, медлителен.)
- Как даёшь?
- Вот так! (Широкий жест рук от себя, гордость.)
- Как берёшь?
- Вот так! (Широкий жест рук к себе, голос чуть игрив, шаловлив.)
- Как шалишь?
- Вот так! (Молча надуть щеки и похлопать.)
- Как грозишь?
- Вот так! (Грозят указательным пальцем, сопровождая жест словами с дразнящей интонацией.)
- Друзья мои, сейчас поиграем. Я буду спрашивать, а вы поднимете карточки с ответами (ответы заранее готовятся дома: время, вид, лицо.

- Укажите, какой глагольныйпризнак имеет деепричастие:
а) время;
б) вид;
в) лицо.

Укажите, в каком примере деепричастие входит в состав фразеологического оборота: (поднимают карточки с №№1,2,3,4; заранее готовят дома.)
положив документы в стол;
положив руку на пульт управления;
положив руку на сердце;
положив вещи в чемодан.

Укажите, от какого глагола нельзя образовать деепричастие несовершенного вида:
а) спешат;
б) жуют;
в) балуются;
г) ждут;
д) глядят;
е) кричат.

Ребята, мы сегодня много говорим о том, как необходимо вести себя, о морали, о поведении. Запишите значения этих слов в словари (Они на экране).
- Умеем ли мы говорить?
- Как мы говорим?
- Перед вами заповеди речевого поведения, прочитаем их.(Один ученик выразительно читает заповеди, представленные на экране)

Заповеди речевого поведения.
Всегда знай, с какой целью и для чего ты говоришь.
Умей находить общий язык с любым собеседником.
Помни, что вежливость – основа любого поведения.
Избегай многословия.
Говори просто, понятно, чётко.
Избегай речевого однообразия.
Владей культурой языка.
Следуй высоким образцам. Ищи свой идеал образца.

Умей не только говорить, но и слушать.
Творческий диктант.
- Проведём творческий диктант. Вы должны дополнить заповедь, сначала заменив глагол-сказуемое деепричастием.
Образец : Всегда знай, с какой целью и для чего ты говоришь. Всегда зная, с какой целью и для чего ты говоришь, добьёшься уважения окружающих.(Это упражнение выполняется устно.)
Итоги.
- Итак, ребята, подведём итоги.
- Как образуются деепричастия несовершенного вида?
- Как образуются деепричастия совершенного вида?
(Учитель подводит итоги урока: оценивает ответы учеников.)

Домашнее задание.
- Напишите сочинение-миниатюру по теме нашего эпиграфа: «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой», используя деепричастия несовершенного и совершенного вида.

Добавочного действия, совмещающая в себе признаки глагола и наречия.

Признаки глагола

Признаки наречия

1. Отвечает на вопрос что делая? что сделав?

2. Обозначает добавочное действие;

3. Имеет грамматические категории, характерные для глагола:

· вид (совершенный и несовершенный) бегая (несов. в.) - сбегав (сов. в.) ,

3. Не изменяется

4. Деепричастия примыкают к глаголу-сказуемому, т. е. глагол выступает определяемым словом для деепричастия: бежать (как?), оглядываясь

5. Синтаксическая роль - обстоятельство

Образование деепричастий

Деепричастия образуются от основ глагола при помощи суффиксов, характерных только для деепричастий.

Деепричастия несовершенного вида , как правило, образуются от основы глагола настоящего времени (можно использовать любую форму настоящего времени) при помощи суффикса -А (-Я) :

Сверкать → я сверка[ у] → сверка[ + А] = сверкаЯ,

Греметь → мы грем им → гремЯ,

Стучать → они стуч ат → стучА.

В отдельных случаях (редко! лишь от глаголов несовершенного вида с суффиксом - ва-) деепричастия несовершенного вида образуются от основы инфинитива:

Выдава ть → выдаваЯ,

Давать → даваЯ,

Отставать → отставаЯ .

Но не от всех глаголов несовершенного вида могут быть образованы деепричастия несовершенного вида. Не образуются они от глаголов:

· с основой настоящего времени, состоящей из одних согласных: шь ют, ль ют, жм ут, тк ут и др. (исключение: мч ать ся - мч -А- сь );

· с основой настоящего времени на -Г, - К : беГ ут, теК ут ;

· с основой настоящего времени на шипящий и с основой инфинитива на -З, - С, - СТ, - Х : маЖ ут - маЗ ать, пиШ ут - пиС ать, хлеЩ ут - хлеСТ ать, паШ ут - паХ ать ;

· с суффиксом - НУ - : мерзНУть, тяНУть.

Неупотребительны деепричастия от глаголов лезть, бежать, ехать, хотеть, драть, звать, петь, гнить . Деепричастия от таких глаголов заменяются соответствующими по значению приставочными образованиями: называя, распевая и др.

Деепричастия совершенного вида образуются от основы инфинитива глагола совершенного вида с помощью суффиксов -В, -ВШИ, - ШИ .

Прогуля ть → прогуляВ,

Получи ть → получиВ.

Суффиксы - В и - ВШИ являются синонимичными. При образовании вариантов форм с данными суффиксами предпочтение отдается суффиксу - В. Суффикс -ВШИ имеет разговорный оттенок и данные формы могут быть использованы только в разговорном стиле (прогуляВ (кн.) - прогуляВШИ (разг.), получиВ (кН.) - получиВШИ (разг.) . Но вариант суффикса - ВШИ является обязательным для образования деепричастий от возвратных глаголов.

ВозвратитьСЯ → возвратиВШИсь,

укрепитьСЯ → укрепиВШИсь.

Суффикс -ШИ применяется при образовании деепричастий от глаголов с основой инфинитива на согласный (в этом случае для образования деепричастий поможет форма прошедшего времени глагола):

Истечь → истек → истекШИ

истолочь → истолок → истолокШИ,

приберечь → приберег → приберегШИ.

Деепричастия

несовершенного вида

образуются

от основы глагола НАСТОЯЩЕГО времени

совершенного вида

образуются

от основы инфинитива

с помощью суффикса - А (-Я)

с помощью суффиксов - В, - ВШИ, - ШИ

обозначают добавочные действия, которые совершаются в момент основного действия

обозначают добавочные действия, которые предшествуют основному действию

Обособление обстоятельств,

выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами

Деепричастие + зависимые слова = ДЕЕПРИЧАСТНЫЙ ОБОРОТ (обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом).

Обстоятельства, обособляются

Обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами,

не обособляются

1. Одиночные деепричастия и деепричастные обороты ОБОСОБЛЯЮТСЯ, независимо от места положения определяемого слова -

глагола-сказуемого

· Встречая утро , со всех сторон перекликались фазаны.

· Временами по реке пробегала от ветра легкая зыбь, сверкая на солнце .

· Казаки разъехались, не договорившись .

1. Одиночные деепричастия, примыкающие к сказуемому и близкие по функции к наречиям (указывают на образ действия)

Отчего это вашу тяжелую тележку четыре быка тащат шутя ? (замена на однородное сказуемое невозможно:

быки тащат и шутят?!)

Примечания:

2. Деепричастные обороты, представляющие собой фразеологические (устойчивые) выражения: работать засучив рукава , бежать сломя голову , кричать не переводя духа и др.

(см. исключения)

· Если деепричастный оборот стоит после сочинительного или подчинительного союза (такой оборот можно оторвать от этого союза и переставить)

Чувство недовольства редко являлось в нем, но, являясь, никогда не охватывало его сильно и надолго.

· если деепричастный оборот стоит после противительного союза, и оторвать и переставить его в другое место без этого союза невозможно без нарушения структуры предложения, то союз не отделяется запятой от деепричастного оборота (деепричастия)

Он не соглашался с нами, а настояв на своем , убедился в совершенной ошибке.

· два деепричастных оборота, соединенные одиночным неповторяющимся союзом И запятой друг от друга не отделяются.

Двое людей мечтали, покачиваясь в лодке на воде и задумчиво поглядывая вокруг себя .

Исключения: застывшие выражения, выступающие в роли вводных слов и выражений: судя по всему , по совести говоря и др.

· но если союз И соединяет другие конструкции (например, однородные члены предложения), то запятые все ставятся в соответствии с правилами.

Левинсон постоял немного, вслушиваясь в темноту , и, улыбнувшись про себя, зашагал еще быстрее.

3. Деепричастные обороты, входящие в состав сказуемого и образующие смысловой центр высказывания:

Это упражнение делают стоя на носках .

4. Не являются деепричастными оборотами и не обособляются выражения с предлогами начиная с, исходя из, благодаря и др.

Начиная с утра льет дождь. Благодаря дождю занятия были отменены.

(см. исключения)

Исключение: выражение с предлогами несмотря на, исключая

Несмотря на дождь , занятия все-таки состоялись.

Никто, исключая его камердинера , не видел генерала ненапудренным.

Данные выражения называются предложными (так как с предлогами)

Грамматические ошибки, связанные с построением деепричастного оборота

В предложениях с деепричастным оборотом структура предложения всегда такова:

Предмет (подлежащее) выполняет основное действие (сказуемое) и добавочное действие (обстоятельство, выраженное деепричастием или деепричастным оборотом). Например:

Когда я подъезжал к станции, у меня слетела шляпа .

Второй путь - сохранить деепричастный оборот, при этом ввести в предложение другое подлежащее так, чтобы именно оно выполнило и основное, и добавочное действие. При такой корректировке предложения его основная часть перестраивается практически полностью, сохраняется только смысл предложения. Например:

Подъезжая к станции, я потерял шляпу.

Правописание деепричастий

НЕ с деепричастиями пишется раздельно:

не зная, не догадываясь, не болея,

кроме слов с приставкой НЕДО - в значении (быть в недостаточном количестве)

НЕДОвыполняя план, НЕДОглядывая за ребенком, НЕДОдав денег.