Основные теоретические подходы к изучению личности. Понятие личность в психологии

Страница 1

Личность является не только предметом психологии, но и предметом философского, общественно-исторического познания, на определенном уровне анализа личность выступает со стороны своих природных, биологических особенностей как предмет антропологии, соматологии и генетики человека.

Нет однозначного определения термина "личность". С точки зрения Рубинштейна, личность - совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия. По Леонтьеву, личность - субъект деятельности. Карл Роджерс считает, что личность - организованная долговременная субъективно воспринимаемая сущность, составляющая саму сердцевину наших переживаний. По Гордону Олпорту, личность - индивид, вступивший во взаимодействие с миром. Эрик Эриксон считает, что личность - результат психосоматических кризисов, через которые проходит индивид в течение жизни. Келли: личность - уникальный способ осознания жизненного опыта, присущий каждому индивиду. Альберт Бандура: личность - результат сложного и непрерывного взаимодействия индивида, поведения и ситуации.

Можно дать следующее обобщенное определение личности. Личность - активный субъект деятельности, познания, общения и творчества, обладающей самосознанием и совокупностью устойчивых индивидуальных психофизиологических особенностей. .

Во второй половине XIX - XX веке появилось большое количество психологических теорий, в каждой из которых имел место свой особый взгляд на личность и ее составляющие.

Психодинамическая теория Фрейда;

Индивидуальная психология Адлера;

Аналитическая психология Юнга;

Психосоциальная теория Эриксона;

Теория черт личности Олпорта;

Структурная теория черт личности Кеттелла;

Теория типов личности Айзенка;

Бихевиористическая теория Скиннера;

Теория социального научения Роттера;

Социально - когнитивная теория Бандуры;

Когнитивная теория Келли;

Гуманистическая теория Маслоу;

Феноменологическая теория Роджерса; .

Личность - сложно организованная иерархизированная система, которая обладает рядом индивидуальных особенностей и включает в себя такие свойства как: направленность, характер, способности, мотивы и потребности. Личность непрерывно взаимодействует с социумом и развивается только в деятельности.

С точки зрения В.С. Мерлина, признак свойств личности - направленность на объекты действительности. Направленность личности характеризуется ее интересами и склонностями, доминирующей мотивацией, уровнем притязаний, убеждениями и ведущим для какого-либо возраста видом деятельности. Личностные свойства отличаются от других (нейродинамических, психодинамических свойств) отношением к определенной стороне действительности. Если имеет место отношение, то это всегда свойство личности. Отношения могут быть к людям, к труду, к вещам и к себе. Отношения к объектам действительности мотивируют поступки людей и сопровождаются определенными эмоциональными переживаниями. .

Поскольку мы в нашем исследовании рассматривали взаимосвязь черт личности и становления профессионализма психологов, изучаемые нами индивидуальные психологические особенности студентов, получающих психологическое образование, характеризовались в наибольшей степени отношением к окружающим людям. Потому что именно отношение к окружающим людям, принятие их и уважение их чувств и мыслей и определяет в значительной степени успешность работы психолога.

Индивидуальное своеобразие личности часто называют характером. Характер включает в себя как индивидуальные, так и социально-типичные черты, поскольку он формируется как в зависимости от индивидуальных особенностей личности, так и под влиянием общества. Черты характера проявляются только в социально-типичных ситуациях. Примерами черт характера могут быть: ответственность, аккуратность, добросовестность, лень, халатность и др. Характер определяет линию и манеру поведения человека, содержательную сторону его переживаний и интеллектуальной деятельности, определяется качественными особенностями всей психики в целом.

В современной психологии нет однозначного понимания такого феномена как личность и это понятно, так как личность - понятие емкое и многогранное. В психологии имеются разные подходы к пониманию личности.

Личность может быть описана со стороны своих мотивов и стремлений, составляющих содержание ее "личного мира", т. е. уникальной системы личностных смыслов, индивидуально своеобразных способов упорядочения внешних впечатлений и внутренних переживаний.

Личность рассматривается как система черт-относительно устойчивых, внешне проявляемых характеристик индивидуальности, которые запечатлены в суждениях субъекта о самом себе, а также в суждениях других людей о нем.

Личность описывается и как деятельное "Я" субъекта, как система планов, отношений, направленности, смысловых образований, регулирующих выход ее поведения за пределы исходных планов.

Личность рассматривается и как субъект персонализации, т.е. потребности и способности индивида вызывать изменение в других людях .

Личность есть понятие социальное, она выражает все, что есть в человеке надприродного, исторического. Личность не врождена, во возникает в результате культурного и социального развития.

Личность есть специфически человеческое образование, которое "производится" общественными отношениями, в которое индивид вступает в своей деятельности. То обстоятельство, что при этом меняются и некоторые его особенности как индивида, составляет не причину, а следствие формирования его личности. Формирование личности есть процесс, прямо не совпадающий, с процессом прижизненного, естественно текущего изменения природных свойств индивида в ходе его приспособления к внешней среде.

Личность-это социализированный индивид, рассматриваемый со стороны его наиболее существенных социально значимых свойств. Личность есть такая целеустремленная, самоорганизующаяся частица общества, главнейшей функцией которой является осуществление индивидуального способа общественного бытия.

В одной из первых обобщающих работ по психологии личности А. Г. Ковалев предложил различать в личности три образования: психические процессы, психические состояния и психические свойства, а Б. Г. Ананьев выдвинул идею интегрированного подхода к формированию личности, когда "набор" характеристик, принимаемых в расчет, значительно раздвигается .

Специально вопрос о структуре личности освещался Платоновым К. К., выделившим в структуре личности ее различности подструктуры, перечень, которых варьировался и в последней редакции состоял из четырех подструктур, которые одновременно являются уровнями формирования личности:

биологически обусловленная подструктура (куда входят темперамент, половые, возрастные, иногда патологические свойства психики);

психологическая подструктура, включающая индивидуальные свойства отдельных психических процессов, ставших свойствами личности (памяти, эмоций, ощущений, мышления, восприятия, чувств и воли);

подструктура социального опыта (куда входят приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки);

) подструктура направленности личности (внутри которой имеется в свою очередь особый иерархически взаимосвязанный ряд подструктур: влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, индивидуальная картина мира и высшая форма направленности - убеждения) .

В истории отечественной психологии представление о психологической сущности личности неоднократно изменялось. Первоначально, казалось бы, самым надежным путем преодоления теоретических трудностей, связанных с необходимостью осмысления личности именно как психологической категории, является перечисление составных образующих личность как некую психологическую реальность. В этом случае личность выступает как набор качеств, свойств, черт, характеристик особенностей психики человека. Этот подход к проблеме назван был академиком А.В.Петровским"коллекционерским", ибо в этом случае личность превращается в некое "вместилище", емкость, принимающую в себя черты темперамента, характера, интересы, способности и т.д. Задача психолога в таком случае сводится к каталогизации всего этого и выявлению индивидуальной неповторимости его сочетания у каждого отдельного человека. Такой подход лишает понятие личность его категориального содержания.

Уже в 60-е годы психологи осознали неудовлетворенность результатами такого подхода. На повестку дня встал вопрос о структурировании многочисленных личностных качеств. С середины 60-х годов начали предприниматься попытки выяснить общую структуру личности. Очень характерен в этом направлении подход В.В.Платонова, понимавшего под личностью некую биосоциальную иерархическую структуру. Ученый выделял в ней следующие подструктуры: направленность, опыт (знания, умения, навыки); индивидуальные особенности различных форм отражения (ощущения, восприятия, памяти, мышления) и, наконец, объединенные свойства темперамента. Основной недостаток обозначенного подхода состоял в том, что общая структура личности интерпретировалась главным образом, как некая совокупность ее биологических и социально-обусловленных особенностей. В результате едва ли не главной в психологии личности становилась проблема соотношения социального и биологического в личности. Однако на самом деле биологическое, входя в личность человека, становится социальным .

К концу 70-х годов, ориентация на структурный подход к проблеме личности сменяется тенденцией к применению системного подхода. В этой связи особый интерес представляет обращение к идеям А.Н.Леонтьева, чьи представления о личности подробно изложены в его последних работах. Прежде чем перейти к характеристике формирования личности, он формулирует некоторые общие предпосылки рассмотрения личности в психологии. Суть их сводится к тому, что формирование личности в неразрывной связи с деятельностью. Ключом к научному пониманию личности может быть только исследование процесса порождение и трансформаций личности человека в его деятельности. Личность выступает в таком контексте как, с одной стороны, условие деятельности, а с другой стороны, как ее продукт. Такое понимание этого соотношения дает основание и для формирования личности: если в основе личности лежат отношения соподчиненности видов человеческой деятельности, то основанием для выявления структуры личности должна быть иерархия этих деятельностей.

Охарактеризуем кратко особенности понимания личности А.Н.Леонтьевым. Личность, - по его мнению, - это психологическое образование особого типа, порождаемое жизнью человека в обществе. Соподчинение различных деятельностей создает основание личности, формирование которой происходит в онтогенезе. Интересно отметить те особенности, которые А.Н.Леонтьев не относил к личности, прежде всего генотипически обусловленные особенности человека: физическая конституция, тип нервной системы, темперамент, динамические силы биологических потребностей, природные задатки, а также прижизненно приобретенные навыки, знания и умения, в том числе профессиональные. Перечисленное составляет индивидные свойства человека. Понятие индивид, по А.Н.Леонтьеву, отражает, во-первых, целостность и неделимость отдельной особи данного биологического вида, во-вторых, особенности конкретного представителя вида, отличающие его от других представителей этого вида. Индивидуальные же свойства, в том числе генотипически обусловленные, могут многообразно меняться в ходе жизни человека, однако от этого личностными не становятся. Личность не есть обогащенный предшествующим опытом индивид. Свойства индивида не переходят в свойства личности. Хотя и трансформированные, они так и остаются индивидными свойствами, не определяя складывающейся личности, а составляя предпосылки и условия ее формирования .

Личностью в психологии обозначается системное социальное качество приобретаемое индивиудуумом предметной деятельности и общении и характеризующее уровень и качество представленности общественных отношений в индивиде.

Что же такое личность как особое социальное качество индивида? Всеми отечественными психологами отрицается тождество понятий "индивид" и "личность". Понятия личность и индивид не тождественны; это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе, по всей совокупности его отношений общественных по своей природе, в которые индивид вовлекается… личность есть системное и потому "сверхчувственное" качество, хотя носителем этого качеситва является вполне чувственный, телесный индивид со всеми его прирожденными и приобретенными свойствами".

Теперь надо уточнить, почему о личности говорят как о "сверхчувственном" качестве индивида. Очевидно, что индивид обладает вполне чувственными (то есть доступными восприятию с помощью органов чувств) свойствами: телесностью, индивидуальными особенностями поведения, речи, мимики и т.д. Каким же образом у человека обнаруживаются качества, которые не усмотрены в своей непосредственно чувственной форме? Личность воплощает в себе систему отношений, общественных по своей природе, которые вмещаются в сферу бытия индивида как его системное (внутренне расчлененное, сложное) качество. Только анализ отношения "индивид-общество" позволяет раскрыть основания свойств человека как личности. Чтобы понять основания на которых формируются те или иные свойства личности, нужно рассмотреть ее жизнь в обществе, ее движение в системе общественных отношений. Включенность индивида в те или иные общности определяет содержание и характер выполняемых ими деятельностей, круг и способы общения с другими людьми, то есть особенности его социального бытия, образа жизни. Но образ жизни отдельных индивидов, тех или иных общностей людей, а также общества в целом определяется системой общественных отношений. Такую задачу психология может решить только в контакте с другими общественными науками .

Можно ли прямым образом непосредственно вывести психологические характеристики той или иной личности из общественно-исторических законов? Охарактеризовать личность можно, только увидев ее в системе межличностных отношений, в совместной коллективной деятельности, потому что вне коллектива, вне группы, вне человеческих сообществ личности в ее деятельной социальной сущности нет.

Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием черт и особенностей, образующих ее индивидуальность - сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах характера, темперамента, привычках, преобладающих интересах, в качестве познавательных процессов, в способностях, индивидуальном стиле деятельности. Подобно тому, как понятия индивид и личность не тождественны, личность и индивидуальность в свою очередь орбразуют единство, но не тождество. Если черты индивидуальности не представлены в системе межличностных отношений, они оказываются несущественными для оценки личности индивида и не получают условий для развития, подобно тому как в качестве личностных выступают лишь индивидуальные черты, в наибольшей степени "втянутые" в ведущую для данной социальной общности деятельность. Индивидуальные особенности человека до известного времени никак не проявляются, пока они не станут необходимыми в системе межличностных отношений, субъектом которых выступит данный человек как личность. Итак, индивидуальность - лишь одна из сторон личности человека .

Возвращаясь к вопроосу о понимании сущности личности А.В.Петровским и В.А.Петровским, необходимо остановится еще на одном аспекте - таком понимании ими структуры личности, когда она рассматривается как "сверхчувственное" системное качество индивида. Рассматривая личность в системе субъективных отношений, они выделяют три типа атрибуции (приписывания, наделения) личностного бытия индивида (или 3 аспекта трактовки личности). Первый аспект рассмотрения интраиндивидная личностная атрибуция: личность трактуется как свойство присущее самому субъекту; личностное оказывается погружением во внутреннее пространство бытия индивида. Второй аспект - интериндивидная личностная атрибуция как способ понимания личности, когда сферой ее определения и существования становится "пространство межиндивидных связей". Третий аспект рассмотрения - метаиндивидная личностная атрибуция. Здесь обращается внимание на воздействие, которое вольно или невольно индивид оказывает своей деятельностью (индивидуальной или совместной) на других людей. Личность воспринимается уже под новым углом зрения: ее важнейшие характеристики, которые пытались усматривать в качествах индивида, предлагается искать не только в нем самом, но и в других людях. В этом случае личность выступает в качестве идеальной представленности индивида в других людях, его персонализации. Сущность этой идеальной представленности - в тех реальных действенных изменениях интеллектуальной и аффективно-потребностной сферы другого человека, которые производит деятельность субъекта или его участие в совместной деятельности. "Инобытие" индивида в других людях - не статичный отпечаток. Речь идет об активном процессе, своего рода продолжении себя в другом, вследствие которого личность обретает вторую жизнь в других людях. Разумеется личность может быть характеризуема только в единстве трех предложенных аспектов рассмотрения .

При последовательном анализе различных подходов к проблеме формирования личности, сформулированных Л.С. Выготским, С. Л. Рубинштейном, А. Н. Леонтьевым, можно сделать вывод о том, что все разделы психологической науки рассматривают личность как изначально данную в системе социальных связей и отношений, детерминированную общественными отношениями и притом выступающую в качестве активного субъекта деятельности. Иначе говоря, при рассматривании проблем формирования личности нельзя отделять от рассмотрения проблем группы.

Наша личность зависит не только от наследственности. Глубокий отпечаток накладывает на нее опыт первых лет жизни. Можно даже сказать, что фазы, которые проходит ребенок в этот "забытый" период, являются самым важными для формирования его личности, для социализации личности.


Личность – это человек в совокупности его социальных качеств, формирующихся в различных видах общественной деятельности и отношений.

В настоящее время сложился целый ряд подходов к пониманию личности:

1) биологический;

2) социологический;

3) индивидуально-психологический;

4) социально-психологический и др.

С точки зрения биологического подхода, развитие личности представляет собой развертывание генетической программы.

С точки зрения социологического подхода, личность представляет собой продукт культурно-исторического развития.

С точки зрения индивидуально-психологического подхода, на развитие личности оказывают влияние такие особенности, как конституция человека, тип нервной системы и т.д.

Социально-психологический подход к пониманию личности объясняет механизмы социализации личности; раскрывает ее со­циально-психологическую структуру; позволяет диагностировать данную структуру характеристик личности и влиять на нее.

Структура личности состоит из четырех подструктур:

1) Подструктура направленности и отношений личности , включающая влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, взгляды, убеждения человека, его мировоззрение. Подструктура направленности личности наиболее социально обусловлена, формируется под влиянием воспитания в обществе, наиболее полно отражает идеологию общности, в которую человек включен.

2) Индивидуальный социальный опыт личности , в который входят приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки. Эта подструктура формируется преимущественно в процессе обучения, имеет социальный характер.

3) Индивидуальные особенности психических процессов человека , т. е. индивидуальные проявления памяти, восприятия, ощущений, мышления, способностей, зависящих как от врожденных факторов, так и от тренировки, развития,совершенствования этих качеств.

4) Биологически обусловленная подструктура , в которую входят типологические, возрастные, половые свойства личности, т.е. биопсихические

  1. Социализация личности. Стадии, факторы и содержание процесса социализации.

Понятие социализации. Стадии: адаптация, индивидуализация, интериоризация. Механизмы социализации: полоролевая идентификация, социальная оценка желаемого поведения, имитация, подражание и идентификация, социальная фасилитация. Факторы: микрофакторы, мезафакторы, макрофакторы.

Социализация - это процесс и результат усвоения и активного производства индивидом социального опыта, который осуществляется в общении, деятельности и поведении.

ВЫДЕЛЯЮТ СЛЕДУЮЩИЕ СТАДИИ СОЦИАЛИЗАЦИИ:

1. Первичная социализация, или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает).

2. Стадия индивидуализации (появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения). В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределении «мир и я» характеризуется как промежуточная социализация, так как все еще неустойчиво в мировоззрении и характере подростка.

3. Стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обществе, «вписаться» в общество). Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом.

4. Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия человека на среду через свою деятельность.

5. Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.

Механизмы социализации:

Одним из первых выделен механизм, который можно обозначить как единство подражания, имитации, идентификации .

Единство подражания, имитации, идентификации - стремление человека к воспроизводству воспринимаемого поведения других людей.

Действие механизма осуществляется через социальное взаимодействие людей. Очень многие социальные отношения могут быть представлены в модели учитель-ученик. Имеются в виду не только отношения взрослых и детей, но и отношения между взрослыми, которые воспроизводят опыт других, стремятся копировать некоторые модели поведения, отождествляют себя в той или иной мере с социальными ролями. Но ведущее значение данный мех-м имеет в процессе взросления человека. Ребенок, подражая своим родителям, имитирует их слова, жесты, мимику, действия и поступки.

Выделяют также механизм полоролевой идентификации - усвоении субъектом психологических черт, особенностей поведения, характерных для людей определенного пола.

Механизм социальной оценки желаемого поведения осуществляется в процессе социального контроля. Он работает на основе изученного З. Фрейдом принципа удовольствия – страдания – чувств, которые испытывает человек в связи с вознаграждениями (положительными санкциями) и наказаниями (отрицательными санкциями), поступающими от других людей.

Социальная фасилитация предполагает стимулирующее влияние одних людей на поведение, деятельность и общение других.

Социальная ингибиция проявляется в негативном, тормозящем влиянии одного человека на другого.

Всю совокупность факторов, под воздействием которых осуществляется социализация, можно разделить на три группы:

мегафакторы - космос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли;

макрофакторы - страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах;

мезофакторы - условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и типу поселения, в которых они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидения и др.); по принадлежности к тем или иным субкультурам;

микрофакторы - непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют, - семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные, государственные, религиозные, частные и контрсоциальные организации, микросоциум.

Различие подходов к пониманию личности обусловлено сложностью и неоднозначностью самого феномена «личность». Существует множество теорий личности, основные из которых мы будем изучать в других разделах данной дисциплины. Каждая из теорий видит и конструирует личность по-своему, акцентируя внимание на одних ее аспектах и оставляя за скобками другие (или придавая им второстепенную роль).

По мнению авторов монографии «Теории личности» Л. Хьелла и Д. Зиглера, «ни одна сколько-нибудь выдающаяся теория не может быть полностью и правильно понятой» в отношении определения природы человека, «различия между теориями отражают более фундаментальные различия между их создателями».

Л. Хьелл и Д. Зиглер, проанализировав наиболее известные психологические теории личности, приводят 9 биполярных шкал, выражающие основные положения о природе человека различных школ и направлений. Ими являются:

1. Свобода – Детерминизм (ответственность).

2. Рациональность – Иррациональность.

3. Холизм (целостность) – Элементализм.

4. Конституционализм (биологическое) – Инвайроментализм (социальное).

5. Изменяемость (эволюционизм) – Неизменность.

6. Субъективность – Объективность.

7. Проактивность (внутренние факторы развития)– Реактивность (поведение – реакция на внешние стимулы).

8. Познаваемость – Непознаваемость.

9. Гомеостаз (сохранение внутреннего равновесия) – Гетеростаз (личностный рост и саморазвитие).

Приведенные шкалы представляют собой крайние полюса, которых придерживаются представители различных психологических теорий личности. При этом эти полюса, как правило, противопоставляются друг другу, когда одни ученые опираются на один из них, а другие отстаивают преимущественное значение противоположного. Но возможна иная интерпретация этих шкал в рамках принципа устойчивого неравновесия.

Генезис собственно человеческого развития обусловлен взаимодействием противоположных начал. Такое взаимодействие порождает сложность и противоречивость психической жизни человека и его поведения. И порождается это взаимодействие состоянием динамического неравновесия, в котором находятся два противоположных начала, что и обусловливает движение по пути психического развития человека и его целостность. Можно сказать, что состояние динамического неравновесия – это потенциал развития человека.

Можно обозначить возможные метапозиции в трактовке личности :

    личность как профиль психологических черт (факторная теория черт Р. Кеттела, диспозициональная теория личности Г. Олпорта, факторная теория личности Х. Айзенка и др.);

    личность как опыт человека (психоаналитическая теория личности З. Фрейда, бихевиоризм, отчасти (если иметь в виду внутренний опыт, переживания личности) гуманистическая психология, исследования личности в контексте жизненного пути);

    личность как темперамент и возраст (теории личности Г. Айзенка и Э. Эриксона);

    личность как интериоризованный ансамбль общественных отношений (практически все теории советской психологии: Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, К.К. Платонова).

Издавна люди замечали зависимость своего поведения от социального окружения и от собственной психики, которые побуждали их приспосабливаться к условиям жизни и одновременно проявлять способность к свободному выбору.

В истории психологии такое сочетание психики и внешних воздействий и стимулов зафиксировано в многочисленных теоретических концепциях по изучению проблемы соотношения «индивидуального» и «социального» в личности, которое зиждется на философских основах, психологических исследованиях, антропологически, по которым человек, прежде всего биологическое существо. Определяется его роль и место в социуме, за основу берется приоритет социальной среды в становлении развития личности.

Социально-психологические теории личности, рассматривая ее в разных аспектах, исходят как из интересов индивида, приоритетности его коммуникативного, нравственного потенциала в профессиональном росте, его знаний, стиля и культуры общения, так и по важности социума, социальных отношений в становлении личности. И от того, что превалирует, зависит теоретическое обоснование определенного типа и социальной программы поведения индивида, определенной стратегии действия, других социально-психологических характеристик человека.

Современные учения о человеке теоретически и экспериментально доказывают, что человеческая психика не является результатом или прямым продолжением естественного развития элементарных форм поведения, психической жизни животных; психические функции человека формируются в процессе его развития и становления в обществе, путем усвоения им социального опыта.

При этом сам процесс усвоения — это специфическая форма психического развития, присущая только человеку. Здесь речь идет не только о высших психических функциях (непроизвольное внимание, логическая память, абстрактное мышление), но и о таких простых и, казалось бы, врожденных функции (каким является, в частности, тональный слух), которые имеют социальную природу и формируются в течение жизни.

Сами функциональные системы мозга, будучи материальной субстанцией психических функций, не появляются в готовом виде к рождению ребенка и не вызревают самостоятельно, но формируются в процессе общения и предметной деятельности ребенка (по А. Луриа). Нет природных программ социального поведения человека, ибо именно социальная жизнь не является постоянной системой факторов: она меняется иногда значительно быстрее, чем одно поколение сменится следующим.

Отдельные психологи, изучая личность, пытаются идеалистически представить ее внедрение в культуру общества, как чисто «духовный процесс». Представители символического интеракционизма рассматривают социализацию как процесс усвоения индивидом системы социальных ролей, что происходит в первичной группе путем «принятия роли другого».

Другие теоретики трактуют социализацию индивидуума, как переход от чисто биологического к социальным этапам развития, понимая под социализацией процесс обучения, адаптации. На самом деле общественные отношения своим действием превращают естественные функции в социальные, ставя их на службу общественному развитию.

Таким образом, социальное не уничтожает биологическое, оно снимает биологическое в человеке, вводит его в новые системы связей и отношений, подконтрольным качественно новым законам социальной формы движения.

Итак, сформулировано психологией в процессе своего развития два заключения, которые взаимно отрицают друг друга:

  1. психические процессы и состояния предопределяются влиянием внешней среды;
  2. психические явления являются результатом самодетерминации, являются структурными компонентами единой антиномии.

Каждое из этих утверждений в одинаковой степени логично доводочные в системе, которая является одновременно само детерминантной и такой, которая возникает вследствие влияния социального окружения.

Относительно социального движения, которое выступает как особая, высшая форма саморазвития материи, то оно имеет различные уровни, неодинаковый характер проявления:

  • во-первых, он охватывает историческое движение обществ, классов, национальных групп;
  • во-вторых, в нем воплощается развитие человека как основного момента всего исторического процесса, развязка общественного индивида.

Психология в анализе проблем, связанных с учением о социальном движении, выделяет свои особые аспекты:

  • выявление его закономерностей, таких, например, как оперирование идеальными объектами;
  • формирование внутренней позиции субъекта;
  • его развитие в процессе собственной деятельности и другие, большинство из которых еще требуют своего исследования.

Вместе с тем следует подчеркнуть главное: с тех времен, как человек сумел создать новый предметный мир, цивилизацию, которая им руководствуется и с которой связано поле символов и развитие отношений, она отделилась от животного мира и развивается по принципиально новым законам социального движения, что и делает его человеком, развивает как личность.

Научный подход к характеристике взаимосвязи «социального» и «индивидуального» в развитии человека предполагает понимание личности как целостной системы с ее профессиональными, национальными, семейно-бытовыми, психологическими и другими признаками, которые формируются в процессе взаимоотношений человека с другими людьми, социальными группами.

При этом понятие «социальное» охватывает условия жизнедеятельности человека в обществе, особенности общественных отношений, характер производства и социальных институтов, специфику системы воспитания, распространение информации, которые определяют и в свою очередь определяются социальной активностью индивида, его творческой самодеятельностью.
Итак, человеческий индивид в своем жизненном развитии воспроизводит достижения истории человеческой культуры и цивилизации.

Процесс этот является качественно своеобразным и существенно отличается от онтогенеза животных:

  • свойства, которые сложились в результате эволюции животных, определяются морфологическими особенностями организма, которые в изменениях наследственно фиксируются;
  • достижения же в развитии человека фиксируются в результатах его деятельности, в созданных им орудиях производства, в речи, в произведениях науки, литературы, искусства и т.д.

С момента рождения человек находится в мире себе подобных, в социально-экономических, политических, социально-психологических условиях; среди предметов, наполненных человеческим содержанием, имеющим социальные функции.

Им используются предметы и средства, созданные в истории человечества, он владеет языком как социально сформированным инструментом мышления, с помощью которого усваивает общечеловеческий опыт и общается с другими людьми. В этих процессах усвоения человеком социального опыта и культуры участвуют зрение, слух, обоняние, вкус, мышление, чувства, желания и т.д.

При этом сами эти органы, это возможности восприятия мира — в цветах, музыке, слове — это все завоевано человеком и усваивается им в постоянном взаимодействии с другими людьми, в результате изучения явлений, предметов, в процессе превращения деятельности. Следовательно, при генетической запрограммированности всех присущих человеку биологических особенностей, психика человека не заложена в генах, черты человеческой психики формируются с помощью общественно-практической деятельности других людей.

Конечно, каждый человек имеет своеобразные индивидуальные особенности организма, в том числе и нервную систему. Но особенности, свойства организма, наследственно, генетически детерминированные, составляют не фактор, а только (по П. Гальперин) необходимую физиологическую основу, условие, но не причину развития человека как члена общества. Данные современной психологии убеждают в том, что необходимые качества личности могут быть сформированы у каждого здорового человека в процессе организации его жизнедеятельности при любых природных особенностях нервной системы. То есть все нормальные люди способны практически к неограниченному духовному развитию.

Становление личности — это культурно-историческое воспроизведение индивида как человека, который является носителем родовой сущности человечества, это присвоения им общественно выработанных способностей через овладение способами деятельности.

Чтобы воспользоваться богатствами, накопленными человечеством, его достижениями, каждое новое поколение должно овладеть ими, а для этого оно само должно осуществлять такую деятельность, которая была бы адекватна воплощенной в ней деятельности предыдущих поколений. Такая деятельность в готовом виде индивиду не дана и в его плотской природе не заложена, а представленная в результатах и опыте деятельности людей, присвоение которого, овладение опытом является той формой, внутри которой осуществляется развитие психики, сознания человека, его личности.

При этом важным в решении проблемы соотношения «индивидуального» и «социального» в становлении и развитии социально-психологических возможностей личности является роль собственной активности индивида в его взаимодействии с социальной средой.

С. Рубинштейн утверждал, что развитие «индивидуального» — это способность личности становиться субъектом, достигая в этом становлении высшего уровня субъективности. Таким образом, внутренняя природа личности проявляется только через отражение внешнего.

Итак, психическое одновременно является и реальностью, и отражением реальности. Основой относительно этих рассуждений ученого является тезис о том, что «социальное» (внешнее) соотносится с «индивидуальным» (внутренним), действует через него и в этом смысле от него зависит. Вместе с тем внутреннее имеет и свое непосредственный источник активности и развития, результатом чего является не только преобразование внешней социальной среды, но и формирование специфически целостного, относительно самостоятельного внутреннего мира индивида. При этом противоречие между внешним и внутренним становится источником развития личности в обществе.

Такая постановка вопроса делает одновременно человека и зависимым от социума, и самодостаточной, свободной личностью.

В психологии наталкиваются на такие признаки свободы психологических феноменов:

  • способность человека определяться в своей деятельности независимо от внешних факторов (благодаря тому, что он может произвольно отдавать предпочтение отдельным из потребностей, которые порождаются этими факторами);
  • возможность человека создавать принципиально новый продукт, которого не было в его опыте построения программы поведения и деятельности на основе накопленного опыта.

При таких условиях человеческая психика способна не только подчиняться внешним факторам, но и действовать самостоятельно. Однако никакие внешние воздействия сами по себе не могут вызвать активность человека, если они не станут мотивам, не получат субъектного осмысления в личности.

Таким образом, анализ соотношения «индивидуального» и «социального» дает возможность раскрыть в личности существенное, типичное, что закономерно формируется в конкретно-исторической системе социальных отношений, в рамках определенного класса или социальной группы, социальной организации, к которым принадлежит личность. Вместе с тем, когда речь идет о личности как члене социальных групп и классов, социальных институтов и социальных организаций, то имеются в виду не свойства отдельных лиц, а социальные типы личностей.

Основным элементом любых социальных систем являются люди, их развитие, становление и формирование в обществе осуществляется через разнообразные социальные сообщества: социальные группы, социальные институты, социальные организации, а также принятые в обществе социальные отношения, нормы, ценности, традиции, т.е. через культуру.

Таким образом, индивид, войдя в множества социальных систем, каждая из которых осуществляет на него систематическое влияние, становится не только элементом социальной системы, но и само представляет систему, которая имеет сложную структуру. Приобщаясь к общественным отношениям, личность одновременно является их субъектом и объектом. Значит, правильно говорят: какие люди — такое и общество. Но не менее верным является и другое высказывание: «Какое общество — такие и члены этого общества», из которого следует, что не только жизнедеятельность человека характеризует качественное своеобразие общества, но и общество формирует индивида как личность, способную к общению, взаимодействию, творческой деятельности, проявлению профессионализма и собственного «Я».

Поскольку существенным признаком современности является актуализация системного подхода к анализу особенностей проявления социально-психологических свойств личности, ее развитие и становление рассматривается в единстве внутренней психической и внешней практической деятельности: с одной стороны, социально-психологические свойства личности проявляются, формируются и развиваются в социуме, с другой – в социальной среде, обладая большим количеством степеней свободы, в значительной степени определяются личными коммуникативными качествами и возможностями индивида.

Это способствует усилению требований к коммуникативному поведению личности, повышает ее коммуникативную компетентность, делает зависимым успех ее деятельности от собственных коммуникативных знаний, умений и навыков.

Коммуникативная компетентность в данном контексте трактуется как интегральное качество личности, которое пронизывает все ее профессионально-личностные образования, как оформленость индивидуальной программы поведения в системе социальных отношений, мотивационную принадлежность к определенной социальной среде, направленность на развитие коммуникативных способностей, стремление к сохранению и развитию социально — психологических традиций конкретной социальной институции и той группы, в которой происходит ее социализация, в общем, как сформированность коммуникативного стиля жизни индивида.

Развитие и становление личности в социуме является процессом, когда при усвоении опыта, в том числе и социально-психологического, и условий жизни осуществляется переход от абстрактной возможности владеть социальным статусом в реальную возможность и превращения последнего в действительность как результат, совокупность всех реализованных возможностей, предоставленных индивиду.

Следовательно, развитию и становлению индивида в социуме всегда присущая диалектика возможного и действительного, необходимого и достаточного. Этот процесс также может сочетать в себе:

  • утверждения и отрицания;
  • социализацию, десоциализацию и ресоциализацию;
  • уровень элементарного самоопределения, ориентации в основном на внешние регуляторы и уровень саморегуляции, самоактуализации, саморазвития, независимости от внешней детерминации;
  • свободу и необходимость;
  • созидания и репродуцирования;
  • индивидуализацию и деперсонализацию;
  • поступательно — прогрессивное и регрессивное в конкретных проявлениях;
  • кризисные и стабильные периоды жизни индивида как согласование «индивидуального» и «социального» в процессе социализации;
  • чувство достоинства как основы благополучия социальной жизни личности в социальной группе и потерю ощущение индивидом социальной реальности и т.п.

Когда речь идет о развитии индивида, то имеется в виду становление не абстрактной личности, которая находится вне пространства и времени, а человека, который действует и развивается в определенной социокультурной среде и на определенном этапе развития общества.

Таким образом, выявить, проанализировать и понять те основы, на которых основывается знание о усвоении человеком норм и ценностей общества, о его формировании и развитии невозможно без изучения социокультурных, этнопсихологических воздействий на индивида. При этом важно подчеркнуть, что изменения происходят не только в личности, не только личность проявляет активность, как в отношении себя, так и в отношении группы, социального окружения, но и меняется само общество, в котором эта личность развивается, сам социум активно влияет на нее.

Социально-психологический, политический, экономический процесс может как способствовать прогрессивному развитию человека, так и тормозить его. Следовательно, адекватные представления о развитии личности в социуме могут быть получены только в процессе рассмотрения названных составляющих в единстве и при отсутствии увеличения или преуменьшения одних или других (лица или общества).

Личность в межнациональных отношениях является носителем системного качества, которой наделена группа, выразителем национально своеобразного, типичного для той или иной этнической общности, человеком, который выражает широкий спектр системных подходов его нации к окружающей действительности и других этносов. Здесь также говорится о влиянии культуры отдельного социального сообщества на становление личности, который выражается в усвоении ею ценностей, норм, целей социальной группы.

Следовательно, можно говорить о новом видении проблемы планирования личностного развития, системы становления и формирование индивида в социальной среде, учет в этом процессе индивидуального своеобразия человека, возможности выполнения им одной и той же деятельности психологически разными путями, рефлексии и внутреннего механизма развития личности, отношения к индивиду как к высшей ценности, как носителя национального мировоззрения, общественных интересов и настроений. При таком подходе можно установить ряд факторов между понятиями «личность» и «социум», определить объективные и субъективные условия эффективности развития индивида в обществе.