Ответственность за принятие работника без высшего образования. Прием на работу после ВУЗа – что следует знать о молодых специалистах

можем ли мы оформить сотрудницу без образования (после школы, учащееся на 1 курсе таможенного дела) на должность помощника бухгалтера?

наличие конкретного образования, подтвержденного дипломом, является обязательным при приеме медицинских работников, педагогов, госслужащих.

При приеме сотрудника на данную должность, как правило, важно наличие высшего образования, свидетельствующего о уровне знаний, но не обязательно. Как правило, перечень обязанностей сотрудника, а так же требования к уровню образования прописываются в должностной инструкции, которая в свою очередь составляется на основании Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих.

Принять сотрудницу без специального образования на должность помощника бухгалтера это право Вашей организации, но данная сотрудница должна отвечать требованиям, которые присущи данной квалификации.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух» .

Отказ в приеме на работу

Отказать можно по таким основаниям, как неподходящее образование, недостаточный опыт работы, отсутствие необходимой профессии, квалификации, медицинские противопоказания (п. 10 постановления Пленума Верховного суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2).* Кандидат, которого не приняли на работу, вправе потребовать, чтобы организация письменно сообщила причины отказа (ст. 64 ТК РФ). Имейте в виду, нельзя указывать в качестве таких причин беременность, наличие детей, отсутствие регистрации, пол, национальность, вероисповедание (ч. и ст. 64 ТК РФ).

Более того, запрещается устанавливать ограничения дискриминационного характера и при распространении информации о свободных рабочих местах или вакантных должностях (п. 6 ст. 25 Закона от 19 апреля 1991 г. № 1032-1).

Нина Ковязина, заместитель директора департамента образования и кадровых ресурсов Минздрава России

2.Статья: Можно ли отказать в приеме на работу, если у соискателя нет специального образования?

Анализируем законодательство

Статья 64 Трудового кодекса запрещает необоснованный отказ в заключении трудового договора. Необоснованным считается отказ по обстоятельствам, не связанным с деловыми качествами работника.

Документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний предъявляется работодателю лишь при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки (ст. 65 ТК РФ). Например, для работы по изготовлению и реализации лекарственных средств кандидат обязательно должен обладать фармацевтическими знаниями. А вот для работы менеджером по продаже продовольственных и промышленных товаров, как правило, специальные знания, подтвержденные документально, не нужны.*

Статья 57 Трудового кодекса делает важное уточнение: если выполнение работы по определенной должности, специальности предполагает предоставление льгот, компенсаций либо имеет ограничения, то наименование этих должностей должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках. Поэтому если кандидат претендует на должность, стаж по которой дает право на досрочное назначение пенсии, необходимо обратиться к дополнительным нормативным актам.*

Загляните в должностную инструкцию

Квалификационные характеристики, содержащиеся в тарифно-квалификационных справочниках, служат основой для разработки должностных инструкций,*** которые утверждаются и вводятся в действие работодателем. Должностные инструкции содержат полный перечень обязанностей работников с учетом особенностей конкретной организации. Именно в них определяются квалификационные требования к работнику, в том числе и требования к уровню образования.

Поэтому при приеме на работу на должность, для которой требования к уровню образования определены должностной инструкцией, утвержденной в установленном порядке, работодатель вправе отказать работнику, не имеющему необходимого образования. На практике эта возможность очень часто используется.*

Преподавать только с дипломом

Для ряда должностей Трудовым кодексом определены специальные требования к уровню профессионального образования. Например, статья 331 устанавливает порядок допуска к педагогической работе только тех лиц, которые имеют определенное образование.* Его уровень закрепляется в типовых положениях, которые утверждаются постановлениями Правительства РФ (см. табл.).

Вопрос: Организация приняла на работу женщину в качестве секретаря-референта. Высшего образования у нее нет. При этом в должностной инструкции по этой должности, утвержденной работодателем, есть требование о наличии высшего образования. Грозят ли организации штрафные санкции в этом случае?

Ответ: Если ТК РФ (иные федеральные законы) предусматривает определенные льготы, компенсации или устанавливает ограничения для выполнения работ по отдельным должностям (профессиям, специальностям), то наименование этих должностей (профессий, специальностей), а также квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках и профессиональных стандартах (ч. 2 ст. 57 ТК РФ).

Трудовая функция сотрудника (то есть работа по должности в соответствии со штатным расписанием) отражается в трудовом договоре. В должностной инструкции трудовая функция регламентируется более детально. Помимо этого в инструкции, как правило, прописываются обязанности работника, пределы ответственности и т.п.

Правила составления должностной инструкции законодательно не урегулированы, поэтому работодатель самостоятельно оформляет, утверждает ее, устанавливает порядок внесения изменений (письмо Роструда от 24.11.2008 № 6234-ТЗ).

Таким образом, обязательными для соблюдения являются те требования к квалификации (в т.ч. к образованию) принимаемого на работу сотрудника, которые одновременно закреплены в ТК РФ или ином федеральном законе, а также квалификационном справочнике или профстандарте.

В частности, требования, предъявляемые к уровню знаний и квалификации руководителей, специалистов и служащих содержатся в Квалификационном справочнике , утв. постановлением Минтруда России от 21.08.1998 № 37.

Когда условие о необходимом уровне квалификации (в т.ч. образования) физлица для занятия конкретной должности отсутствует в ТК РФ и иных федеральных законах, то требования квалификационных справочников и профстандартов носят рекомендательный характер (см. письмо Минтруда России от 06.07.2016 № 14-2/ООГ-6465).

Что касается специальности секретаря-референта, то в ТК РФ и иных федеральных законах отсутствуют требования о наличии у физлица высшего образования для занятия такой должности.

Однако если условие о высшем образовании секретаря-референта работодатель включил в должностную инструкцию, он обязан следовать положениям этой инструкции.

При этом, по нашему мнению, работодатель не может быть привлечен к административной ответственности за несоблюдение указанного положения должностной инструкции. Связано это с тем, что такая ответственность наступает согласно п. 1 , 2 ст. 5.27 КоАП РФ за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Однако в силу ст. 5 ТК РФ локальный нормативный акт, которым является должностная инструкция, не относится к вышеуказанным нормативным актам.

Кроме того, в п. 8 Порядка применения единого квалификационного справочника (утв. постановлением Минтруда России от 09.02.2004 № 9) указано, что лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, предусмотренных квалификационным справочником, но которые обладают достаточным практическим опытом и качественно и в полном объеме выполняют возложенные на них должностные обязанности, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

В приведенной ситуации целесообразно внести в инструкцию изменения, указав, что допускается принимать на работу на указанную должность лиц без высшего образования, но с достаточным практическим опытом (общим стажем работы).

Вопрос приема на работу выпускников после окончания ВУЗа волнует многих кадровых сотрудников. Во многих ситуациях подобное решение является крайне сомнительным, в то же самое время, как многие молодые специалисты могут напротив – оказаться очень ценными кадрами. Однако отсутствие трудовой истории требует куда более тщательного и глубокого изучения потенциального работника.

Особенности приема на работу после ВУЗа выпускников

Статус молодого специалиста и особенности приема его на работу регламентируются в первую очередь положениями статьи 70 ТК РФ. В частности, таковая статья предполагает невозможность установления испытательного срока для сотрудников, только закончивших учебное заведение в течение года. Это следует учитывать работодателю при приеме таковых сотрудников – увольнение в связи с неудовлетворительными результатами испытания может быть легко оспорено таковыми в судебном порядке.

Следует отметить, что ранее статус молодого специалиста давал и другие льготы, и гарантии сотрудникам во время СССР, однако на текущий момент данных гарантий помимо вышеозначенных не предусмотрено.

В общем и целом, основной причиной, по которой у работодателей возникают сомнения в том, стоит ли принимать выпускников на работу в штат, является недостаточность у них практического опыта. Однако сама по себе подобная недостаточность опыта не является критической в большинстве случаев и для многих специальностей, нуждающихся в закрытии вакансии. Истинной причиной чаще всего становится неспособность или нежелание либо кадрового отдела, либо самого работодателя или руководителя, производить тщательный отбор кандидатов, ориентируясь на крайне малую трудовую историю потенциального соискателя.

Отсутствие трудовой истории у выпускника, с точки зрения ведущих HR-специалистов, является более позитивным фактором, чем наличие непрофильного опыта работы, который будет свидетельством либо позднего получения образования, либо игнорирования части образования в пользу личных интересов.

С практической точки зрения, высшее образование само по себе также не является однозначно полезным. У многих кадровых специалистов старой закалки оно просто считается необходимым требованием, в то время как фактических навыков, необходимых для работы, особенно в гуманитарных сферах деятельности, оно дает крайне мало.

Современные тенденции кадровой деятельности всё чаще призывают обращать внимание на наличие именно трудового опыта или же личностных качеств, чем просто документарного подтверждения образования. Исключение составляют специальности или должности, занятие которых без высшего образование просто невозможно по законодательным нормативам – в таком случае возникает необходимость именно в привлечении квалифицированных и имеющих все необходимые документы работников.

Порядок приема на работу выпускников ВУЗов не отличается в большинстве случаев, от приема на работу соискателей, уже имеющих трудовой опыт. Но перспективные предприятия и кадровые тенденции демонстрируют, что в отношении таковых соискателей будет являться куда более эффективной разработка особой кадровой политики, применение которой позволит подыскать подходящих для конкретного бизнеса работников с высоким потенциалом и результативностью.

Преимущества и недостатки приема на работу соискателей без опыта

Наём молодых специалистов и соискателей без опыта для работодателей имеет как плюсы, так и минусы. При этом некоторые предприятия в первую очередь специализируются на привлечении именно таковых соискателей, в то время как другие работодатели предпочитают избегать полностью возможного трудоустройства подобных сотрудников, предпочитая подбирать кадры, обладающие хоть каким-нибудь профильным опытом работы для возможности оценки их на профессиональном поприще.

К преимуществам приема на работу сотрудников без опыта, только что закончивших университет, можно отнести:

  • Меньшие требования со стороны соискателя. В большинстве случаев молодые специалисты ради получения опыта и трудового стажа готовы соглашаться на меньшую заработную плату или менее комфортные условия труда. В целом, по статистике, даже с учетом равных должностей и должностных обязанностей, бывшие студенты готовы занимать вакансии с окладом на 20-40% ниже, чем у аналогичных специалистов с опытом работы.
  • Высокий уровень мотивации. Молодые сотрудники являются наиболее мотивированными на достижение перспективных результатов. Именно поэтому в компаниях с возможностью эффективного кадрового отбора и перспективами вертикального роста стараются обращать внимание на сотрудничество с университетами и подбор будущих сотрудников еще на этапе их учебы. Сотрудник с высокой мотивацией может принести при должных навыках гораздо больше выгоды предприятию, чем стабильный простой исполнитель.
  • Лояльность и низкая конфликтность. Молодые специалисты чаще всего являются более лояльными к компании в целом, чем опытные работники, и готовы браться за сверхурочную работу и более тяжелые условия труда с большей охотой, что позволяет максимизировать эффективность такового сотрудника.
  • Обучаемость. Ухудшение когнитивных навыков и способностей к обучению в зависимости от возраста является научно доказанным фактом. Принимая на работу молодого специалиста, работодатель во многих случаях может фактически взрастить профессионала, умеющего работать со спецификой конкретного предприятия намного быстрее в сравнении с опытным сотрудником, работавшим, пусть даже и в этой сфере, но в ином бизнесе с другими особенностями организации труда.

Конечно, у молодых работников есть и ряд минусов. К недостаткам приема на работу сотрудников без опыта и выпускников учебных заведений можно отнести также достаточно большое количество факторов и особенностей таковых соискателей. Например, кадровых специалистов и работодателей часто не устраивает в подобных кандидатах:

  • Недостаток опыта работы. Наиболее очевидный минус большинства сотрудников без опыта работы – это отсутствие практических навыков ведения трудовой деятельности. При этом позитивные качества работника могут в значительной мере компенсировать данный недостаток или даже полностью нивелировать его.
  • Низкая значимость документарных подтверждений образования. На текущий момент далеко не всегда наличие диплома даже с отличием или иного документа об образовании обозначает фактическое присутствие знаний и навыков у соискателя – далеко не в каждом случае документы соответствуют реальности, а оценки были получены именно за знания, а не за активную деятельность или коррупционным путем.
  • Завышенные ожидания и трудность интеграции в коллектив. Данный недостаток происходит именно из-за высокой мотивации работника. В ситуации, когда высокомотивированный трудящийся попадает в коллектив лиц с меньшим уровнем мотивации и заинтересованности в успехе бизнеса, он может стать врагом для всех остальных работников, что значительно скажется на эффективности работы всего отдела и нивелирует преимущества кандидата.
  • Нестабильность. Молодые специалисты часто более склонны к смене работы, чем опытные сотрудники, если их не устраивают условия труда. Кроме этого, при изначально заниженной заработной плате, текучка кадров среди молодых специалистов может быть очень высокой – они будут приходить на предприятие исключительно для получения подтвержденного трудового опыта, без цели остаться в нем далее и развивать бизнес.
  • Сложность в оценке кандидатуры . Чем больший трудовой стаж работника и его «послужной список», тем проще кадровым специалистам и службе безопасности проводить проверку данного соискателя и оценивать, насколько эффективно он встроится в уже существующий коллектив. В отношении же молодых специалистов, часто работодатели считают возможность их трудоустройства приобретением «кота в мешке».

Как можно понять из перечня преимуществ и недостатков, большинство негативных сторон в той или иной мере могут быть нивелированы при правильно разработанной кадровой политике бизнеса, ориентированной именно на прием выпускников ВУЗов.

Методики подбора и приема на работу выпускников университетов

Прием на работу сотрудника университета, при должной подготовке, позволяет получить специалиста, который в итоге будет обладать по большей мере позитивными сторонами, чем негативными. Наиболее эффективной методикой отбора таковых профессионалов является многоступенчатая программа подготовки будущих кадров еще во время их обучения. Таким образом сотрудник получает возможность развивать свои навыки и даже нарабатывать себе необходимый стаж, решает проблемы со стажировкой и к окончанию обучения с очень высокой вероятностью остается работать на предприятии, так как там он уже имеет полное понимание бизнес-процессов, а в иных субъектах хозяйствования ему придется выстраивать карьеру с нуля.

Таковая многоступенчатая методика обычно состоит из нескольких этапов:

  • Презентация предприятия и вакансий. Таковая презентация может осуществляться на днях открытых дверей, ярмарках вакансий и иных мероприятиях, рассчитанных на студентов. Кроме этого, большинство ВУЗов открыты к сотрудничеству с потенциальными работодателями и позволяют легко и эффективно доносить информацию о бизнесе и наличествующих в нем вакансиях до студентов.
  • Предварительный отбор студентов. При наличии договоренностей с преподавателями или самими студентами, работодатель может подобрать для себя наиболее эффективных будущих сотрудников еще на этапе обучения, исходя из личностных качеств студентов, их профессиональных способностей и успеваемости.
  • Подготовка соискателей на производстве. Подобный формат работы может предполагать работу студентов на базе предприятия, совмещаемую с обучением в режиме сокращенного рабочего дня или во время каникул. Впоследствии, студентов можно приглашать на предприятие для прохождения официальной стажировке, необходимой для сдачи практики.
  • Полноценное трудоустройство сотрудников после их выпуска. К моменту получения специалистом диплома, у работодателя будет возможность трудоустроить работника на полную ставку, получив уже квалифицированного сотрудника.

Для предприятий, которые работают в сферах деятельности с высокой текучкой кадров и низкими квалификационными и профессиональными требованиям к соискателям, может быть выгоден и иной механизм сотрудничества с учебными заведениями.

Например – прием на работу студентов по распределению, при предварительной договоренности с руководством может позволить получить большое количество сотрудников для заполнения всех кадровых пробелов. Также, прием на работу по распределению является часто прерогативой государственных учреждений.

Таким образом, работодатель может установить по должностям с одним наименованием разные должностные обязанности с учетом специфики тех отделов, в которых эта должность присутствует. Мы полагаем, что работодатель может установить и равный оклад по этим должностям, ведь согласно ст. 132 ТК РФ заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается. Но при этом следует учитывать и ст. 22 ТК РФ, устанавливающую принцип равной оплаты за труд равной ценности. При выполнении работниками сравнимых должностных обязанностей, но в значительно отличающихся объемах, установление им равного размера оплаты труда, не обусловленного обстоятельствами, указанными в ст. 132 ТК РФ, может быть расценено как дискриминация.

Квалификация не соответствует занимаемой должности

ТК РФ и иных федеральных законах, то требования квалификационных справочников и профстандартов носят рекомендательный характер (см. письмо Минтруда России от 06.07.2016 № 14-2/ООГ-6465). Что касается специальности секретаря-референта, то в ТК РФ и иных федеральных законах отсутствуют требования о наличии у физлица высшего образования для занятия такой должности.


Однако если условие о высшем образовании секретаря-референта работодатель включил в должностную инструкцию, он обязан следовать положениям этой инструкции. При этом, по нашему мнению, работодатель не может быть привлечен к административной ответственности за несоблюдение указанного положения должностной инструкции.


Связано это с тем, что такая ответственность наступает согласно п. 1, 2 ст. 5.27 КоАП РФ за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Однако в силу ст.

Вход на сайт

Тяжкие преступления - это умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает десяти лет лишения свободы; особо тяжкие - это умышленные деяния, за совершение которых предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание (ч. 4, 5 ст. 15 УК РФ).Судимость погашается (ч. 3 ст. 86 УК РФ) в отношении лиц, осуждённых: к лишению свободы за тяжкие преступления - по истечении шести лет после отбытия наказания; за особо тяжкие преступления - по истечении восьми лет после отбытия наказания.Если осужденный после отбытия наказания вел себя безупречно, по его ходатайству суд может снять с него судимость до истечения срока её погашения (ч. 5 ст. 86 УК РФ). г) признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;Для сведения.

Правомерно ли принятие на работу без наличия диплома?

Внимание

Chiardi Беларусь #4 8 января 2012, 12:48 Вполне, если его опыт, навыки и пр.качества устраивают нанимателя.В конечном счете, если работник не будет справляться с порученной работой, есть п.3 или п.4 ст.42 ТК РБ (при соответствующей «доказательно базе») Я хочу обратить внимание модератора на это сообщение, потому что: Идет отправка уведомления… #5 8 января 2012, 12:55 Благодарю Вас за рассмотрение этого вопроса по существу. Я хочу обратить внимание модератора на это сообщение, потому что: Идет отправка уведомления…


« Первая ← Пред.1 След. → Последняя (1) » Для того чтобы ответить в этой теме Вам необходимо войти в систему или зарегистрироваться.

Прием на работу без соответствующего образования

Ведь в ней работодатель может определить задачи, квалификационные требования, функции, права, обязанности, ответственность работника. На это было указано и в письме Роструда от 09.08.2007 N 3042-6-0. При разработке должностных инструкций необходимо брать за основу квалификационные справочники, если применение справочников обязательно для работодателя. Как следует из п. 4 Общих положений Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденного постановлением Минтруда России от 21.08.1998 N 37, квалификационные требования, содержащиеся в справочнике, могут уточняться с учетом особенностей организации производства, труда и управления, а также прав и ответственности работников.

В настоящее время в Российской Федерации установлены следующие уровни высшего профессионального образования: высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу квалификации (степени) «бакалавр»; высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу квалификации (степени) или «специалист», или «магистр».Указанные уровни высшего профессионального образования являются равнозначными.Уровень образования и квалификация работников образовательных организаций определяются на основании документов об образовании государственного образца: дипломов, аттестатов и др.В соответствии с ч. 1 ст. 84 ТК РФ заключение трудового договора при отсутствии у лица, поступающего на педагогическую работу, документа об образовании является нарушением ТК РФ при заключении трудового договора и может служить основанием для его прекращения по п. 11 ч. 1 ст.

Принятие на работу специалиста без соответствующего образования

На предприятии сложилась практика принятия на работу лиц, образование и стаж работы которых не соответствует требованиям должностных инструкций, о чем руководители подразделений в своих служебных записках о приеме на работу не информируют руководителя предприятия при принятии решения о приеме указанных лиц на работу. Также в последнее время, чтобы принять на работу лиц, образование и стаж работы которых не соответствует требованиям должностных инструкций, руководители заинтересованных структурных подразделений стали вносить изменения в существующие должностные инструкции, где прописывают образование и (или) стаж работы под конкретных лиц.
Действующие на предприятии должностные инструкции не соответствуют требованиям, которые должны предъявляться к определенным должностям.
Например, главный специалист или ведущий инженер фактически исполняет обязанности делопроизводителя в соответствии с должностной инструкцией, хотя указанные должности являются руководящими и их могут занимать только лица с высшим профессиональным образование и наличием стажа работы по специальности. Должно ли предприятие руководствоваться квалификационными справочниками? Может ли работодатель в отношении одной и той же должности, имеющейся в двух разных отделах, установить разные должностные обязанности, но с одинаковым размером оплаты труда? В соответствии с частью второй ст. 57 ТК РФ в трудовом договоре с работником указывается трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы).

Если перевод неправомерен кто в данной ситуации будет привлечен к ответственности?Заранее спасибо. Я хочу обратить внимание модератора на это сообщение, потому что: Идет отправка уведомления…

Важно

Chiardi Беларусь #2 8 января 2012, 11:56 это не «разъяснения ЕКСД» а п.16 Общих положений Единого квалификационного справочника должностей служащих 16. В порядке исключения на должности руководителей всех уровней управления, специалистов (без категории) и других служащих наниматель может назначить лиц, не имеющих образования и (или) стажа работы, предусмотренных квалификационными требованиями по соответствующей должности, если иное не установлено законодательством, с учетом деловых и профессиональных знаний, умений и навыков работника, наличия опыта работы по соответствующему направлению деятельности, инициативного и творческого отношения к работе и других факторов.

Когда условие о необходимом уровне квалификации (в т.ч. образования) физлица для занятия конкретной должности отсутствует в ТК РФ и иных федеральных законах, то требования квалификационных справочников и профстандартов носят рекомендательный характер (см. письмо Минтруда России от 06.07.2016 № 14-2/ООГ-6465). Что касается специальности секретаря-референта, то в ТК РФ и иных федеральных законах отсутствуют требования о наличии у физлица высшего образования для занятия такой должности.
Однако если условие о высшем образовании секретаря-референта работодатель включил в должностную инструкцию, он обязан следовать положениям этой инструкции. При этом, по нашему мнению, работодатель не может быть привлечен к административной ответственности за несоблюдение указанного положения должностной инструкции. Связано это с тем, что такая ответственность наступает согласно п. 1, 2 ст.
КоАП РФ за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Однако в силу ст. 5 ТК РФ локальный нормативный акт, которым является должностная инструкция, не относится к вышеуказанным нормативным актам.
Кроме того, в п. 8 Порядка применения единого квалификационного справочника (утв. постановлением Минтруда России от 09.02.2004 № 9) указано, что лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, предусмотренных квалификационным справочником, но которые обладают достаточным практическим опытом и качественно и в полном объеме выполняют возложенные на них должностные обязанности, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.