Понятия «Сопротивления» и «переноса» в психоанализе. Что такое внутреннее психологическое сопротивление и что с ним делать

Внутреннее сопротивление - это когда ты знаешь, что тебе надо делать, чтобы достичь результата, но внутренний голос нашептывает бесконечные причины: почему не сейчас, не это, не с тем, и т.д. Пытаясь перехитрить самих себя, мы теряем время и приобретаем чувство вины за «бесцельно прожитые годы». Можно подумать, что так выглядит обыкновенная лень и надо просто взять себя в руки. Но лень - это когда не хочется делать любое дело, тут же готов делать все что угодно, только не то, что надо. Страх «белого листа» может преодолеть не каждый, как говорят писатели.

Обычно сопротивление преодолевается наградой, предчувствием счастья от сделанного.

Предчувствие счастья, награда дает мотивацию преодолевать трудности, искать решения, тратить время, деньги. Когда награда или выгода стоящая, человек действует с энтузиазмом и огоньком. Это заложено в нас природой. Вспомните, как младенец учится ходить. Он падает и встает, он злится, кричит, но все равно старается, пока не выбивается из сил. Но едва отдохнув, он с новыми силами продолжает делать все новые и новые попытки дойти до мамы, до игрушки и т.д. Награда, которая ждет его за упорство, велика, и энтузиазм не угасает.

Когда же награда для ребенка неочевидна или абстрактна, или же отложена во времени, энтузиазм преодолевать трудности угасает. Это легко представить, вспомнив мучения при подготовке домашних заданий. Помните анекдот: «Мама охрипла, папа оглох, соседи выучили стих наизусть». Причем неважно, в роли ребенка вы или родителя: если награда неясна - это будут «вырванные годы».

Если родитель не понимает, что самостоятельность ребенка - это награда, за которую стоит побороться, - ему будет сложно терпеть и ждать, пока ребенок научится самостоятельно выполнять уроки. Кричать, подгонять, делать уроки за ребенка легче, чем подзадоривать мальца, подкреплять успехи похвалой, терпеть и ждать.

Природа желаний у взрослого от ребенка ничем не отличается: нам тоже нужна награда, которая будет побуждать нас преодолевать все преграды на пути к ней.

Почему же мы саботируем выполнение некоторых желаний, хотя награда очевидна? Почему внутреннее сопротивление побеждает?

Как известно, наша психика состоит из сознательной и бессознательной части. Бессознательная хранит все, что мы еще не готовы осознать в своей жизни. Мы чего-то желаем, возможно, даже делаем, наслаждаемся, но свою неготовность к осознанию своих желаний признать мы не готовы, и сознательная часть нашей психики тщательно подбирает аргументы, с помощью которых мы объясняем себе все расхождения с реальностью. Причем эти аргументы могут быть даже нелогичны, но если они хоть сколько-нибудь похожи на правду, мы их воспринимаем как истинные и не сомневаемся, что дела обстоят именно так. Это наша психологическая защита, защищающая нас от столкновения с реальностью, которую мы не хотим видеть.

Саботаж и сопротивление возникает тогда, когда выгода от саботирования больше, чем от делания. Выгода - это наслаждение, от которого мы не в силах отказаться. Если для нас выгоднее не знать английский язык, мы будем саботировать его изучение, и никакие курсы не помогут. У нас есть скрытая выгода от невыполнения, казалось бы, такого важного дела. Но эту выгоду мы не осознаем, мы почему-то ее скрываем от самих себя, нам невыгодно ее видеть, мы не готовы отказаться от наслаждения, которое она нам приносит.

Но чем дольше выгода остается скрытой, тем вероятнее, что она превратится в невроз. Рядом с желанием всегда находится тревога от того, что награда не будет получена. Соответственно, где есть скрытая выгода, есть и скрытая тревога - это благодатная почва для невроза, проблем со здоровьем, отношениями, работой и т.д. Все тайное стремится стать явным, даже если мы сопротивляемся.

Для того чтобы обнаружить и осознать свою скрытую выгоду, человеку необходим другой человек, который умеет видеть и показывать эти скрытые выгоды.

Психологические защиты настолько сильны, что мы в своем внутреннем мире не сомневается в своей правоте. Если человек знает, что он красавец, - значит, красавец, если решил, что урод, - значит, он уверен, что урод. Но это его субъективное мнение, сложившееся под определенным влиянием, в реальности же все может быть иначе. Нужен другой человек (агент реальности), который сможет показать клиенту его заблуждения или правоту.

Обнаружив и осознав свою скрытую выгоду, человек понимает, почему у него руки не доходят до важных дел. Он понимает, в чем его наслаждение от скрытой выгоды, и может решить, отказываться ему от нее и идти вперед или продолжать действовать по-старому, но уже не испытывая мук совести, а понимая свой выбор. Он лишается скрытой тревоги, которая мучила его, отбирая энергию. Теперь он готов делать осознанный выбор, а не играть в кошки-мышки с самим собой.

Надо признать, что все мы стремимся к наслаждению, и отказаться от него можем только в обмен на обещание еще большего наслаждения. Награда, которая маячит впереди, заставляет нас отказаться от старой выгоды и двигаться вперед, к новым целям.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Сопротивление

Сопротивление - психические силы и процессы, мешающие свободному ассоциированию пациента, его воспоминаниям, проникновению в глубины бессознательного, осознанию бессознательных представлений и желаний, пониманию истоков возникновения невротических симптомов, принятию пациентом предоставляемых в его распоряжение аналитиком интерпретаций, проведению психоаналитического лечения и исцелению больного.

Представление о сопротивлении возникло у Фрейда на раннем этапе его терапевтической деятельности, практически до того, как в 1896 году он стал называть свой метод лечения нервнобольных психоанализом. Так, в написанной совместно с Брейером работе «Исследования истерии» (1895) он не только использовал понятие «сопротивление», но и предпринял попытку содержательного рассмотрения сил и процессов, обозначенных этим термином.

Во второй главе «О психотерапии истерии» данного труда Фрейд высказал следующие соображения: в процессе терапии врачу приходится «одолевать сопротивление» больного; своей психической работой он должен преодолеть «психическую силу» пациента, сопротивляющуюся воспоминаниям и осознанию патогенных представлений; это - та же самая психическая сила, которая содействовала возникновению истерических симптомов; она представляет собой «нерасположение со стороны Я», «отпор» невыносимых представлений, мучительных и непригодных для вызова аффектов стыда, упрека, психической боли, ощущения ущербности; терапия предполагает серьезную работу, поскольку Я возвращается к своим намерениям и продолжает свое сопротивление; больной не хочет признавать мотивы своего сопротивления, но может выдавать их задним числом; он явно не может совсем не оказывать сопротивление; врачу необходимо помнить о различных формах, в которых проявляется это сопротивление; чрезмерно длительное сопротивление проявляется в том, что у больного не возникают свободные ассоциации, отсутствуют разгадки, возникающие в памяти картины оказываются неполными и неотчетливыми; психическое сопротивление, особенно создававшееся длительное время, может быть преодолено только медленно и постепенно; для преодоления сопротивления необходимы интеллектуальные мотивы и важен аффективный момент - личность врача.

Высказанные Фрейдом соображения о сопротивлении получили свое дальнейшее развитие во многих его последующих работах. Так, в «Толковании сновидений» (1900) он высказал ряд идей по поводу сопротивления: ночью сопротивление утрачивает часть своей силы, но не устраняется целиком, а участвует в образовании искаженного сновидения; сновидение образуется благодаря ослаблению сопротивления; ослабление и обход сопротивления возможны благодаря состоянию сна; находящаяся между сознанием и бессознательным и действующая в психике цензура обусловлена сопротивлением; оно является «главным виновником» забывания сновидения или его отдельных частей; если в данный момент не удается истолковать сновидение, то лучше эту работу отложить до тех пор, пока не будет преодолено сопротивление, оказавшее в то время тормозящее действие.

В статье «О психотерапии» (1905) Фрейд объяснил, почему несколько лет тому назад он отказался от техники внушения и от гипноза. Наряду с другими причинами он поставил им в упрек то, что они закрывают от врача понимание игры психических сил, в частности, не показывают ему сопротивления, при помощи которого больные сохраняют свою болезнь, противятся выздоровлению. Отказ от техники внушения и гипноза привел к возникновению психоанализа, ориентированного на выявление бессознательного, сопровождающегося постоянным сопротивлением больного. Учитывая последнее обстоятельство, в психоаналитическом лечении можно видеть своего рода «перевоспитание для преодоления внутренних сопротивлений».

В работе «О психоанализе» (1910), представлявшей собой пять лекций, прочитанных в Кларкском университете (США) в 1909 году, Фрейд подчеркнул, что сопротивление больного является той силой, которая поддерживает болезненное состояние, и что на этой идее он построил свое понимание психических процессов при истерии. Одновременно он внес уточнение терминологического характера. За силами, препятствующими забытому стать сознательным, сохранилось название «сопротивления». Процесс, ведущий к тому, что те же самые силы содействовали забыванию и устранению из сознания соответствующих патогенных представлений, он назвал вытеснением и рассматривал его как доказанный благодаря неоспоримому существованию сопротивления. Проведя эти различия и используя примеры, взятые из клинической практики и обыденной жизни, он показал специфику вытеснения и сопротивления, а также отношения между ними.

В работе «О „диком“ психоанализе» (1910) Фрейд указал на технические ошибки некоторых врачей и на те изменения, которые претерпела техника психоанализа. Ранее разделяемая им точка зрения, согласно которой больной страдает от особого рода незнания и выздоровеет, если устранить это незнание, оказалась поверхностной. Как показала практика психоанализа, не это незнание является патогенным моментом, а причины этого незнания, кроющиеся во внутренних сопротивлениях, вызвавших это незнание. Поэтому задачу терапии составляет преодоление этих сопротивлений. Изменение техники психоанализа состояло и в том, что для преодоления сопротивлений необходимо было выполнить два условия. Во-первых, благодаря соответствующей подготовке больной сам должен подойти к вытесненному им материалу. Во-вторых, он должен настолько осуществить перенос на врача, что его чувства к нему сделают невозможным новое бегство в болезнь. Только при выполнении этих условий становится реальным распознавание сопротивления и овладения ими. В работе Фрейда «Воспоминание, повторение и переработка» (1914) содержались идеи, касающиеся уточнения изменения техники психоанализа. Речь шла о том, что вскрытие врачом сопротивления и указание на него больному нередко может привести как бы к обратному результату. То есть не ослаблению, а усилению сопротивления. Но это не должно сбивать с толку врача, поскольку за вскрытием сопротивления не следует автоматическое прекращение его. Аналитик не должен торопиться, ему необходимо научиться выжидать неизбежное, не всегда допускающее ускорение лечения. Словом, переработка сопротивлений становится на практике мучительной задачей для анализируемого и испытанием терпения врача. Но именно эта часть работы оказывает, по мнению Фрейда, самое большое изменяющее влияние на пациента. В работе «О динамике переноса» (1912) основатель психоанализа рассмотрел вопрос о том, почему в процессе анализа возникает перенос в виде «сильнейшего сопротивления». Обсуждение этого вопроса привело его к следующим выводам: сопротивление на каждом шагу сопровождает лечение; каждой мысли, каждому поступку больного приходится считаться с сопротивлениями; идее переноса отвечает идея сопротивления; интенсивность переноса является «действием и выражением сопротивления»; после того как сопротивление переноса преодолено, сопротивление других частей комплекса не составляет особых трудностей.

В «Лекциях по введению в психоанализ» (1916-1917) Фрейд подчеркнул, что сопротивления больных чрезвычайно разнообразны, часто трудно распознаются, постоянно меняют формы своего проявления. В процессе аналитической терапии сопротивление выступает прежде всего против основного технического правила свободного ассоциирования, затем принимает форму интеллектуального сопротивления и, наконец, перерастает в перенос. Преодоление этих сопротивлений составляет существенное достижение анализа. В целом, представление Фрейда о сопротивлении невротиков устранению их симптомов легло в основу динамического взгляда на невротические заболевания. В этой связи «Лекции по введению в психоанализ» заслуживают особого внимания. В них впервые был поднят вопрос о нарциссических неврозах, в которых, по мнению основателя психоанализа, «сопротивление непреодолимо». Из этого следовало, что нарциссические неврозы «едва ли проницаемы» для ранее используемой психоаналитической техники и, таким образом, технические методы должны быть заменены другими. Словом, понимание трудностей преодоления сопротивления при нарциссических неврозах открывало новое направление исследований, связанное с психоаналитической терапией подобных заболеваний. Кроме того, в «Лекциях по введению в психоанализ» было показано, что силы, лежащие в основе сопротивления больных при психоаналитическом лечении, коренятся не только в антипатиях Я к определенным направленностям либидо, но и в привязанности или «прилипчивости либидо», которое неохотно оставляет ранее избранные им объекты. В работе «Торможение, симптом и страх» (1926) Фрейд расширил свое понимание сопротивления. Если в начале своей терапевтической деятельности он полагал, что в анализе необходимо преодолевать исходящие из Я больного сопротивления, то по мере развития практики психоанализа стало очевидным, что после устранения сопротивления Я приходится преодолевать еще силу навязчивого повторения, являющуюся, по сути дела, не чем иным, как сопротивлением бессознательного. Дальнейшее углубление в природу сопротивлений привело Фрейда к необходимости их классификации. Во всяком случае, он выделил пять видов сопротивлений, исходящих из Я, Оно и Сверх-Я. Из Я исходят три вида сопротивлений, выражающихся в форме вытеснения, переноса и выгоды от болезни. Из Оно - четвертый вид сопротивления, связанный с навязчивыми повторениями и требующий для его устранения тщательной проработки. Из Сверх-Я - пятое сопротивление, обусловленное сознанием вины, чувством вины или потребностью в наказании и противящееся всякому успеху, в том числе и выздоровлению с помощью анализа.

Еще один шаг в содержательном понимании сопротивления был сделан Фрейдом в работе «Конечный и бесконечный анализ» (1937), где он высказал мысль, что в ходе лечения в виде «сопротивления исцелению» повторяются защитные механизмы Я, выстроенные против прежних опасностей. Из этого следовала необходимость в исследовании защитных механизмов, поскольку оказывалось, что существует «сопротивление раскрытию сопротивления». Речь шла, по выражению Фрейда, о сопротивлениях не только осознанию содержаний Оно, но и анализу в целом и, следовательно, излечению. Обсуждая этот вопрос, он также высказал мысль, что ощущаемые как сопротивления свойства Я могут быть как обусловлены наследственностью, так и приобретены в защитной борьбе. Таким образом, сопротивление соотносилось им и с «прилипчивостью либидо», и с психической инерцией, и с негативной терапевтической реакцией, и с деструктивным влечением, представляющим собой влечение живой материи к смерти. Кроме того, он полагал, что у мужчин наблюдается сопротивление пассивному или женственному отношению к другим мужчинам, а у женщин - сопротивление, связанное с завистью к пенису. Словом, из упорной сверхкомпенсации мужчины обнаруживается одно из сильнейших сопротивлений при переносе; в то время как из желания женщины иметь пенис проистекают приступы тяжелой депрессии, сопровождающиеся убежденностью в том, что аналитическое лечение бесполезно.

В «Очерке о психоанализе» (1940), опубликованном после смерти Фрейда, подчеркивалось, что преодоление сопротивлений является той частью аналитической терапии, которая требует наибольших затрат времени и усилий и которая стоит того, так как ведет к сохраняющемуся на всю жизнь благоприятному изменению Я. Основатель психоанализа еще раз обратил внимание на источники сопротивления, включая потребность «быть больным и страдающим». Одно из сопротивлений, исходящее из Сверх-Я и обусловленное чувством или сознанием вины, не мешает интеллектуальной работе, но мешает ее эффективности. Другое сопротивление, проявляющееся у невротиков, у которых инстинкт самосохранения поменял свою направленность на противоположную, ведет к тому, что пациенты оказываются не в состоянии смириться с выздоровлением при помощи психоаналитического лечения и изо всех сил противостоят ему.

В ряде своих работ, включая «О психоанализе» (1910), «Сопротивление психоанализу» (1925), Фрейд использовал психоаналитическое понятие механизмов работы сопротивления не только при рассмотрении невротических заболеваний и трудностей их лечения, но и при объяснении, почему некоторые люди не разделяют психоаналитические идеи и выступают с критикой психоанализа. Сопротивление против психоанализа расценивалось им с точки зрения проявления реакций человека, обусловленных его скрытыми, подавленными желаниями, связанными с неприятием открытых психоаналитической теорией и практикой бессознательных сексуальных и агрессивных влечений. У всякого судящего о психоанализе человека существуют вытеснения, в то время как психоанализ стремится перевести вытесненный в бессознательное материал в сознание. Следовательно, как замечал Фрейд, нет ничего удивительного в том, что психоанализ должен вызвать у таких людей то же самое сопротивление, какое возникает у невротиков.

Высказанные Фрейдом идеи о сопротивлении получили свою дальнейшую разработку в исследованиях ряда психоаналитиков. Так, В. Райх в статье «К технике толкования и анализа сопротивлений» (1927), представляющей собой доклад на семинаре по аналитической терапии, прочитанный им в Вене в 1926 году, не только уделил значительное внимание проблематике сопротивления, но и высказал ряд оригинальных соображений по этому поводу. Эти соображения, впоследствии воспроизведенные им в работе «Характероанализ» (1933), сводились к следующему: каждое сопротивление имеет исторический смысл (происхождение) и актуальное значение; сопротивления представляют собой не что иное, как отдельные части невроза; аналитическим материалом, позволяющим судить о сопротивлениях, являются не только сновидения, ошибочные действия, фантазии и сообщения пациента, но и его манера выражения, взгляд, речь, мимика, одежда и другие атрибуты, входящие в его поведение; в процессе анализа необходимо придерживаться принципа, согласно которому «никакого толкования смысла, если необходимо толковать сопротивления»; сопротивления тоже не могут быть истолкованы, прежде чем они полностью развернутся и в самом главном не будут поняты аналитиком; от опыта аналитика зависит, сможет ли он распознать и выявить «латентные сопротивления»; «латентные сопротивления» - это манера поведения пациента, которая обнаруживается не непосредственно (в форме сомнения, недоверия, молчания, упрямства, отсутствия мыслей и фантазий, опаздываний), а непрямо, в виде аналитических достижений, скажем в сверхпослушании или отсутствии явных сопротивлений; при аналитической работе особую роль играет техническая проблема латентного негативного переноса, выступающего в качестве сопротивления; расслоение первого сопротивления переноса обусловлено индивидуальной судьбой инфантильной любви; сначала пациенту необходимо объяснить, что он имеет сопротивления, потом - какими средствами они пользуются и, наконец, - против чего они направлены.

Защита в психоанализе - это совокупность сознательных или бессознательных действий, нацеленных на уменьшение или устранение любого изменения, угрожающего цельности и устойчивости биопсихологического индивида. Поскольку эта устойчивость воплощается в Я, которое всячески стремится ее сохранить, его можно считать ставкой и действующим лицом в этих процессах.

В целом речь идет о защите от внутреннего возбуждения (влечений, обычно сексуальных, деструктивных, эгоистических) и особенно от представлений (воспоминаний, фантазий), причастных к этому влечению, а также о защите от ситуаций, порождающих такое возбуждение, которое нарушает душевное равновесие и, следовательно, неприятно для Я. Подразумевается также защита от неприятных аффектов, выступающих тогда как поводы или сигналы к защите.

Понятие «защита» было использовано З. Фрейдом при попытках психологического объяснения истерии, фобий, навязчивых представлений и галлюцинаторных психозов. Согласно его предположениям, защита направлена против невыносимого для человека представления с целью ослабления его посредством отделения от него аффекта и отвода этого аффекта из психики в соматику. Смещенный аффект обладает способностью возвращения из соматической области к первоначальному представлению, что может породить истерический припадок. Если невыносимое, болезненное представление имеет тесную связь с реальностью, то защита от него может привести к галлюцинаторному психозу, как отказу от реальности.

Высказанные З. Фрейдом в разное время идеи о защитах Я от бессознательных влечений и их действий в психике человека послужили отправной точкой для тех психоаналитиков, которые уделили внимание в своей терапевтической и исследовательской деятельности защитным механизмам Я.

Сколько же механизмов защиты существует у человека?

На этот вопрос до сих пор нет однозначного ответа, так как среди авторов различных психологических направлений единства мнений не существует. Например, в оригинальной монографии Анны Фрейд описано 15 механизмов защиты. Колеман, автор учебника по патопсихологии, предлагает список из 17 защитных механизмов. В словаре-справочнике по психиатрии, опубликованном Американской Психиатрической Ассоциацией в 1975 году, перечисляется 23 механизма защиты. В словаре-справочнике по психологической защите Вайллента их насчитывается 18. И этот список можно продолжать и продолжать. Вообще объективные расхождения в определении любого научного понятия связаны с тем, что содержание того или иного понятия во многом зависит от направления научной школы, в которой работает исследователь.

Поэтому здесь, как в басне у Крылова:

Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдёт,

И выйдет из него не дело, только мука.

То же и со степенью соотношения психологических защит друг с другом (каждый предлагает свое), и даже с их ясными определениями.

Психологическая защита

Из всего вышеизложенного становится понятно, что человек решивший писать на тему психологических защит непременно оказывается перед трудностью и на распутье «материала пруд - пруди, но вот какому отдать предпочтение?..» Ведь даже написание определения вызывает сомнение (только в отечественных источниках В.И. Журбиным выделено более десятка его вариантов).

Тем не менее, я не стала долго раздумывать и обратила свое внимание на книгу под названием «Справочник практического психолога» И.Г. Малкина-Пых. К этому я присовокупила некоторые материалы с интернета и данный материал предлагаю Вашему вниманию.

Психологическая защита - специальная регулятивная система стабилизации личности, направленная на устранение или сведение до минимума чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта.

Или так (звучит проще для понимания):

Защитные механизмы -- это способы организации ВРЕМЕННОГО душевного равновесия, необходимого для борьбы с трудностями жизни.

У каждого есть свой индивидуальный набор «любимых» психологических защит.

И здесь существует, по меньшей мере, четыре фактора, влияющих на наше предпочтение в их выборе. Вот они:

1. темперамент,

2. природа стрессов, пережитых в раннем детстве,

3. образцы психологических защит родителей или иных значимых фигур,

4. опытный путь от пережитых последствий использования тех или иных психологических защит.

Не существует общепринятой классификации психологических защит. Тут, как и во всех остальных вопросах, относительно данной тематики сплошные разногласия. Но если обратиться к современной психологической литературе, то можно найти следующие деления:

1. первичные и вторичные,

2. примитивные и развитые,

3. менее осознанные и более осознанные,

4. адаптивные и неадаптивные.

сопротивление психологическая защита психоанализ фрейд

Первичные психологические защиты

Первичная психологическая защита - это психологическая защита незрелая, примитивная, защита «низшего порядка», имеющая дело с границей между собственным «Я» и внешним миром. иметь право называться первичной психологической защитой, защита непременно должна иметь в себе два качества, связанных с довербальной (дословесной) стадией развития:

1. недостаточная связь с принципом реальности,

2. недостаточный учет отделенности и константности объектов, находящихся вне собственного «Я».

К первичным психологическим защитам относятся:

1. примитивная изоляция (иногда просто изоляция),

2. отрицание,

3. всемогущий контроль,

4. примитивные идеализация и обесценивание,

5. проективная и интроективная идентификация.

Список литературы

Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Понятие психологической защиты, классификация ее видов. Характерная для эмоционального выгорания симптоматика, стадии синдрома. Проекция и проективная идентификация. Групповые защитные механизмы. Модель уровневой организации психологической защиты.

    курсовая работа , добавлен 17.03.2013

    Психологическая защита у подростков, ее активное включение как реакции на тревожность, напряженность и неопределенность. Основные защитные механизмы: отрицание, подавление, вытеснение, проекция, рационализация, отчуждение, сублимация и катарсис.

    реферат , добавлен 10.09.2011

    Способы защиты личности от внутренних и внешних напряжений. Социально-психологические исследования формирования установок. Система адаптивных реакций личности. Ранние психологические защиты. Основные первичные примитивные формы психических проявлений.

    реферат , добавлен 06.10.2011

    Психологическая защита личности как предмет научной рефлексии. Психологическая защита и адаптивное поведение. Методы исследования потенциала психологической защиты, развивающего личность. Психологическая поддержка личностного развития студентов.

    дипломная работа , добавлен 07.05.2011

    Рассмотрение механизмов психологической защиты в классическом психоанализе. Изучение концепции Зигмунда Фрейда. Особенности психоаналитического подхода к работе с защитными механизмами с точки зрения современной отечественной и западной психологии.

    реферат , добавлен 03.03.2014

    Понятие психологической защиты, ее основные виды. Механизмы специфической и неспецифической психологической защиты. Приемы манипулятивнго воздействия. Психологическая защита путем умственных действий, разрядочных реакций, привычной деятельности.

    курсовая работа , добавлен 01.09.2013

    Понятие психического образа. Механизмы, заставляющие отказаться от опасных влечений и желаний. Вытеснение, смещение, реактивное образование, проекция, изоляция, аннулирование и регрессия. Снижение уровня конфронтации. Основы психологической защиты.

    реферат , добавлен 26.09.2013

    Основные факты биографии Зигмунда Фрейда - основателя психоанализа. Структура личности: я, оно, сверх-я. Топографическая модель сознания. Основные инстинкты человека: жизни и смерти. Защитные механизмы психики: отрицание, вытеснение, проекция и регрессия.

    презентация , добавлен 21.05.2014

    Современные научные представления о защитных механизмах личности. Основные механизмы защиты личности. Защитные автоматизмы. Особенности психологической защиты у младщих школьников. Особенности влияния семьи на развитие психологической защиты ребенка.

    курсовая работа , добавлен 08.12.2007

    Эмоции - свойственные личности психологические состояния. Происхождение эмоций. Функции эмоций и их классификация. Система психологической защиты как условие внутреннего равновесия и как барьер в общении. Формы защиты и характеристика их проявления.

Сопротивление - это внутренние силы человека, которые защищают организм от каких-либо изменений и перемен в жизни. Очень часто имеет место сопротивление в ходе психотерапии, поскольку именно работа с психотерапевтом запускает процесс психологических изменений в организме человека.

Сопротивление представляет собой повторение тех же защитных реакций, которые человек использует в своей повседневной жизни.

Основная задача при появлении сопротивления состоит в том, чтобы понять, как именно человек сопротивляется, чему и почему.

Обычной причиной сопротивления, как правило, являются неосознанное избегание таких переживаний, как тревога, вина, стыд и др.

Так что же такое психологическое внутренне сопротивление человека?

Всем нам знакома ситуация, когда мы откладываем важные дела на потом, когда жалеем о том, что уже сделали, а часто бывает так что растягиваем выполнение простого дела на часы, недели, месяцы, хотя могли сделать намного быстрее.

читайте также:

В погоне за счастьем Само счастье не может быть конечной целью нашего странствия в жизни, ведь постоянно пребывая в счастье, мы так или иначе его обесцениваем и делаем совершенно бессмысленным.

Отдаться боли и страху Остановиться и позволить себе прожить немного времени с этой болью и этим страхом, понять, что она сами по себе ничего не значат, что исключительно только мы сами их и поддерживаем.

И на что мы только не идем, на какие хитрости, уловки, самообман, самобичевание, лишь бы не делать, то что нужно сделать, но почему-то не очень хочется.

Обычно, если человек ставит перед собой цель – он начинает действовать. Хорошо, если у нас есть высокие мотивы, тогда мы эффективно движемся к своей цели и видим успешные результаты, которые нас радуют. Но иногда бывает так, что хорошие результаты появляются далеко не сразу, и тогда мы быстро опускаем руки, при этом начинаем думать о том, что «все равно ничего не получится». Это происходит из-за того, что включаются подсознательные механизмы, уводящие нас от намеченного ранее пути, которые якобы «страхуют» нас от возможного поражения и неуспеха.

При таком сценарии очень сильно понижается уровень намерений и мотивов и мы становимся неэффективными . Может быть 2 вида причин такой неэффективности.

  1. 1-я причина: страх неизвестности в будущем, страх совершить ошибку или быть обманутым. Этот страх, как правило, не осознается и имеет корни в нашем глубоком детстве, но «руководит» нами и нашими действиями и во взрослом возрасте. Имея такой страх мы все свои внутренние силы и энергию направляем на борьбу с этим страхом и с самим собой, вместо того чтобы направлять на достижение новых целей. От этого становимся не эффективными.
  2. 2-я причина: страх совершить ошибку и в следствии этого не достигнуть желаемой цели. Этот неосознаваемый страх, как правило, имеет место если в детском нежном возрасте человек получает опыт, когда совершает ошибку, которая приводит к неуспеху и получает негативную реакцию родителей или других близких людей. В такой ситуации ребенок сталкивается с такими неприятными переживанияим, как обида, злость, разочарование. Поэтому, чтобы защитить себя от повторного переживания букета этих чувств, человек неосознанно становиться неэффективным, поддается внутреннему сопротивлению и понижается мотивация к достижению желаемого.

Таким образом получается, что мы пытаясь защитить сами себя от неприятных последствий и неудач попадаем в собственную неосознаваемую ловушку. Которая с одной стороны нас защищает, а с другой стороны не дает возможности продвигаться вперед и достигать желаемого успеха. Таким образом, получается, что опираясь на опыт детских переживаний мы действуем и поступаем так как поступали в детстве, забывая что уже выросли и можем действовать по-другому.

В итоге мы большую часть жизни живем борясь с самим собой, либо как маленькие дети, до сих пор боимся быть неудачниками. И чаще нам проще бездействовать, чем ставить цель и стремиться к ее достижению. Поэтому самым главным в преодолении внутреннего сопротивления является высокая мотивация в достижении желаемого, которая стимулирует и помогает действовать и быть эффективным.

Методы борьбы и способы преодоления внутреннего сопротивления:

  1. Важно каждому научиться упражнениям на расслабление. Всем доступным средством борьбы с тревогой, страхами и навязчивыми мыслями является мышечная релаксация. Поскольку когда человек может полностью расслабить свое тело, снять мышечное напряжение, то вместе с этим обязательно снижается тревожность и отступают страхи, а, соответственно, в большинстве случаев снижается и интенсивность навязчивых мыслей. Ведь если человек умеет расслабляться, значит может регулярно отдыхать, поэтому уменьшается неосознанное сопротивление, которое может быть направлено на то, чтобы организм больше отдыхал.
  2. Научиться переключать внимание. Внимание лучше переключать на то, что нравиться делать, это может быть любое приятное занятие, увлечение или хобби. Можно переключать внимание на помощь людям, творческую деятельность, общественную деятельность, работу по хозяйству. Любая деятельность, которая вам приходится по душе, является хорошим профилактическим средством против сопротивления.
  3. Сделать себе позитивную установку, то есть поменять все свои негативные установки на прямо противоположные – позитивные. Не стоит составлять утверждений на то, что не является достижимым, этичным, а так же давать себе установки, что бы поднимать самооценку.
  4. Найдите свою скрытую выгоду от вашего сопротивления и откажитесь от нее. Как это ни странно, но человек, страдающий по какой-либо причине, очень часто имеет от этого мнимые выгоды. Обычно признаваться в этих выгодах даже сам себе человек не может или не хочет, потому что сама мысль, о наличии у него выгоды от причины страдания кажется ему ужасной. В психологии обычно это называется «вторичной выгодой». В данном случае вторичная выгода – это выигрыш от имеющихся мучений и страданий, который превосходит выигрыш от разрешения проблемы и дальнейшего благополучия. Поэтому, для того чтобы победить собственное внутреннее сопротивление необходимо отказаться от всех выгод, которые получаются в результате работы сопротивления.

Успехов Вам в преодолении собственного внутреннего сопротивления!

Постепенно у 3 Фрейда сложилось представление что в каждом пациенте существует некая сила, сопротивляющаяся лечению, сохраняющая потаенные мысли. Цель одна - защита Задача психотерапевта как считал Фрейд, как раз и заключается в том, чтобы преодолеть сопротивление. Со временем сопротивление было отнесено к тем силам которые вызывают репрессию и стало краеугольным камнем психоаналитической теории.

Вторым по значимости «препятствием» на пути к бессознательному, по мнению Фрейда, является эффект переноса. В этой связи Фрейд подчеркивал, что «перенос, которому, кажется предписано быть самой большой помехой психоанализу становится его наиболее могучим союзником, если каждый раз его присутствие может быть определено и объяснено пациенту» эффективность метода свободных ассоциации в значительной степени зависит от особых отношении устанавливающихся обычно между пациентом и врачом В основе этих отношении лежит феномен перенесения (трансфер) Механизм этого феномена заключается в том что пациент подсознательно идентифицирует врача с объектами своих догенитальных сексуальных влечении Другими словами, больной «переносит» на врача свойства отца и матери со всеми вытекающими отсюда обстоятельствами

«Перенос состоит в переживании эмоций побуждений, отношений фантазий и защит по отношению к некоторой личности в настоящем, не адекватных по отношению к ней так как они являются повторением перемещением реакции образовавшихся по отношению к значимым лицам в раннем возрасте Восприимчивость пациента к реакциям переноса исходит от его состояния инстинктивной неудовлетворенности и проистекающей из этого необходимости поиска возможных разрядок» (Freud. 1912)

Различают позитивный и негативный перенос Позитивный перенос проявляется чувством симпатии, уважения, любви к аналитику, негативный - в форме антипатии, гнева ненависти презрения и т п

Фрейд использовал также термин невроз переноса - «совокупность реакции переноса в которой анализ и аналитик становятся центром эмоциональной жизни пациента и невротический конфликт пациента вновь оживает в аналитической ситуации» (Freud 1905)

Невроз переноса, с одной стороны является признаком успеха аналитической терапии а с другой - может быть причиной ее неудачи. Невроз переноса служит как бы переходом от болезни к выздоровлению. Психоаналитическая техника направлена на то. чтобы обеспечить максимальное развитие невроза переноса, а затем использовать его в лечебных целях Здесь применяются такие технические приемы психоанализа, как относительная анонимность аналитика его ненавязчивость, «правило абстиненции» и «аналитик-зеркало»

Невроз переноса может быть купирован только аналитическим путем, другие методы лечения могут лишь изменить его форму


Психоанализ утверждает что причиной невроза является невротический конфликт между»Ид»и Эго

Невротический конфликт - это бессознательный конфликт между побуждением - Ид стремящимся к разрядке и защитой - Эго. препятствующей разрядке или не допускающей его к сознанию Конфликт ведет к усилению инстинктивных побуждении в результате чего Эго может оказаться подавленным В таком случае возможны непроизвольные «разрядки», которые и проявляются как симптомы невроза

Внешние психотравмирующие факторы также играют немаловажную роль в формировании неврозов но они по мнению психоаналитиков на определенном этапе сводятся к внутреннему невротическому конфликту между»Ид»и Эго

Супер-Эго в невротическом конфликте может выступить на стороне Эго или на стороне Ид Именно супер-Эго заставляет Эго чувствовать себя виновным даже за символическую и искаженную инстинктивную активность

Патогенное воздействие невротического конфликта заключается в основном в необходимости Эго постоянно тратить энергию на то чтобы не допустить неприемлемые инстинктивные побуждения к сознанию и моторике Это приводит з конечном итоге к истощению Эго. В результате инстинктивные побуждения прорываются» в сознание и поведение в форме невротических симптомов.

Следует отметить что Эго в борьбе с запретными и опасными побуждениями»Ид»постоянно прибегает к различным защитным механизмам. Но различного рода «защиты» могут быть эффективны только в том случае, если обеспечена периодическая разрядка инстинктивных напряжений.

Пациента просят сообразуясь с его способностями, постараться вызывать в памяти какие-то мысли и без всякой логики и порядка высказывать их врачу. Пациенту объясняют что он должен говорить даже такие вещи, которые кажутся ему тривиальными, постыдными неожиданными и т.п. Такой процесс свободной ассоциации облегчает выявление дериватов бессознательного. Задача терапевта состоит в том, чтобы проанализировать эти дериваты и довести их истинный смысл до пациента.

Несмотря на то что больной неврозом начинает лечение сознательно с желанием излечиться, существуют силы, которые «защищают» невроз препятствуют лечению - силы сопротивления. Истоки сопротивления заложены в защитных силах Эго которые формируют невротический конфликт. В процессе лечения у пациента «работают» те же защитные механизмы что и в повседневной жизни. Поскольку сопротивление есть не что иное как проявление защитных и искаженных функций Эго именно оно должно быть проанализировано в первую очередь. Без преувеличения можно сказать, что анализ сопротивления является краеугольным камнем психоаналитической техники.

Психоаналитики считают что больной неврозом бессознательно ищет объекты на которые он мог бы перенести свои либидозные и агрессивные побуждения. Перенос в понимании психоаналитиков.- это освобождение от прошлого точнее ошибочное понимание настоящего посредством прошлого. Грамотный анализ реакций переноса помогает пациенту правильно понять прошлое и настоящее принять точку зрения терапевта и понять истоки своих невротических реакций.

Анализ сопротивления. Сопротивление в понимании психоаналитиков. это - внутренние силы пациента находящиеся в оппозиции к психоаналитической работе и защищающие невроз от терапевтического воздействия. По форме сопротивление представляет собой повторение тех же защитных реакций, которые пациент использовал в своей повседневной жизни. Сопротивление действует через Эго пациента, и. хотя некоторые аспекты сопротивления могут быть осознаны, значительная их часть остается бессознательной.

Задача психоаналитика состоит в том чтобы раскрыть как пациент сопротивляется, чему и почему. Непосредственной причиной сопротивления являются несознательное избегание таких болезненных явлений как тревога, вина, стыд и т.п. За этими универсальными реакциями в ответ на вторжение во внутренний мир пациента обычно стоят инстинктивные побуждения которые и вызывают болезненный эффект.

Различают Эго-синтоничные сопротивления и сопротивления чуждые Эго. В первом случае пациент обычно отрицает сам факт существования сопротивления сопротивления его анализу, во втором пациент чувствует, что сопротивление чуждо ему и готов работать над ним аналитически.

Одним из важных этапов психоанализа является перевод сопротивления из Эго-синтонного е сопротивление, чуждое Эго. Как только это достигается пациент формирует рабочий альянс с аналитиком и у него появляется готовность работать над своим сопротивлением.

Проявлением сопротивления может быть молчание пациента его поза аффекты (злоба, упрямство, стыд и т. п.), избегание тем, пропуски сеансов, утверждение, что у него «нет сновидений» или «есть темы о которых не хочется говорить».

Сопротивление может быть сознательным предсознательным и бессознательным.

Технические процедуры анализа конфронтация, прояснение интерпретация и тщательная проработка.

Интерпретировать - означает делать подсознательные и предсознательные психические события сознательными. Это означает, что разумное и сознательное Эго осознает то что было забыто.

Для интерпретации терапевт использует как информацию, полученную от пациента так и свои интеллект свои эмпатию, интуицию, свой теоретический багаж.

Интерпретируя материал пациента, аналитик ставит себе следующие основные цели:

Перевести продукции пациента в их бессознательное содержание то есть установить связь мыслей фантазий чувств поведения пациента с их бессознательными «предками»;

Бессознательные элементы должны быть преобразованы в понимание в истинное их значение;

« по мере достижения инсайтов они должны сообщаться пациенту.

Техника анализа сопротивления складывается из следующих основных процедур:

1Процесс осознавания сопротивления.

2Демонстрация факта сопротивления пациенту

Позволить сопротивлению стать демонстративным

Способствовать усилению сопротивления

3 Прояснение мотивов и форм сопротивления

Выяснить, какой специфический болезненный аффект заставляет пациента сопротивляться;

Какое специфическое инстинктивное побуждение является причиной болезненного аффекта в момент анализа;

Какую конкретную форму и метод использует пациент для выражения своего сопротивления.

4 Интерпретация сопротивления:

Выяснить, какие фантазии или воспоминания являются причиной аффектов и побуждений которые стоят за сопротивлением;

Объяснить истоки и бессознательные объекты выявленных аффектов побуждении или событии.

5 Интерпретация формы сопротивления:

Объяснить данную и сходные формы деятельности во время анализа и вне анализа;

Проследить историю и бессознательные цели этой деятельности в настоящем и прошлом пациента.

Опытный аналитик знает что во время одного сеанса может быть проделана лишь небольшая часть анализа. Большая часть сеансов заканчивается всего лишь неясным осознанием того, что «работает» какое-то сопротивление, и все что может сделать аналитик в таких случаях,- указать пациенту на то что он что-то скрывает или избегает какой-то темы Когда это возможно, аналитик пытается исследовать эти явления. При этом усердие самого аналитика должно играть вторичную роль в исследовании и раскрытии бессознательных явлений Важно не спешить с интерпретацией, так как это может или травмировать пациента, или привести к интеллектуальному соперничеству пациента и аналитика. В любом случае это усилит сопротивление Нужно дать возможность пациенту прочувствовать свое сопротивление, а уж потом перейти к его интерпретации.

Пациенту необходимо объяснить, что сопротивление является его собственной деятельностью что это акция, которую он осуществляет бессознательно, предсознательно или сознательно, что сопротивление не является (иной или слабостью пациента и что анализ сопротивления - важная часть психоаналитического лечения. Только тогда когда пациент сам определит, что он сопротивляется, ответит на вопрос, почему и чему он сопротивляется, возможно сотрудничество с ним только тогда создается необходимый для качественного анализа рабочий альянс.

Основное правило техники интерпретации заключается в следующем анализ должен вестись от сопротивления к содержанию от сознательного к бессознательному, от «поверхности» к глубинному пониманию.

Анализ переноса. Перенос - это особый тип отношений между пациентом и аналитиком в основе которых лежат чувства не к аналитику а к какой-то личности из прошлого «Перенос, - писал Фрейд - есть повторение, новое «издание» старых объективных отношений» (Freud, 1905). Перенос - явление в основном бессознательное. Он может состоять из любых компонентов чувства побуждения, страха фантазии, отношения и т.п.

Реакции переноса наблюдаются у всех людей в повседневной жизни, аналитическая ситуация лишь способствует развитию этих реакций и использует их с лечебной целью.

Наиболее типичными характеристиками реакции переноса являются неуместность, амбивалентность, непостоянство интенсивность и стойкость.

Неуместность реакции в конкретной ситуации является признаком того, что личность которая вызывает эту реакцию (в данном случае аналитик), не является истинным объектом, а сама реакция относится к какому-то значимому для пациента объекту из его прошлого Очень часто пациент влюбляется в аналитика. Аналитику в таком случае нужно исследовать возможные механизмы этой типичной реакции переноса: Не влюбился ли пациент чтобы угодить вам? Не влюбился ли он в кого-то кто похож на вас?" Не является ли его влюбленность признаком зрелости? Не является ли эта реакция способом выхода из трудной жизненной ситуации?

Все реакции переноса характеризуются амбивалентностью - сосуществованием противоположных чувств. Обычно уживаются вместе и любовь к аналитику, и ненависть к нему, и сексуальное влечение, и отвращение.

Реакции переноса обычно неустойчивы и непостоянны. Гловер (1955) говорил о «плывущих» реакциях переноса, но иногда они, наоборот бывают стойкими и длятся по несколько лет.

3. Фрейд в своей работе «Об истерии» подчеркивал что если аналитик встречается с реакцией переноса, то ему необходимо во-первых, осознать этот феномен, во-вторых, продемонстрировать его пациенту и, в-третьих попытаться проследить его происхождение.

Реакция переноса представляет собой отношения, затрагивающие троих субъекта объекта из прошлого и объекта из настоящего. В психоаналитической ситуации это пациент, какая-то значимая личность из прошлого и аналитик.

По мнению Фрейда перенос и сопротивление родственны друг другу (отсюда термин сопротивление переноса). Явления переноса по сути являются сопротивлением воспоминанию. Анализ сопротивления является повседневной работой в аналитической практике при этом на анализ сопротивления переноса тратится больше времени чем на какой-либо иной аспект работы.

Фрейд ввел и использовал термин невроз переноса в двояком понимании. С одной стороны - для обозначения группы неврозов, характеризующихся способностью пациента формировать и поддерживать относительно последовательную и приемлемую с точки зрения Эго, группу переносов. С другой стороны - для описания самих реакции переноса подвергшихся анализу.

Невроз переноса вбирает в себя все черты болезни пациента но это искусственная болезнь которая хорошо поддается психоаналитическому вмешательству. В неврозе переноса пациент повторяет свои прошлые невротические симптомы, а аналитик получает возможность активно влиять на них.

Классическая психоаналитическая позиция по отношению к неврозу переноса состоит в том, чтобы способствовать его максимальному развитию. Переживание регрессированного прошлого вместе с аналитиком являемся наиболее эффективной возможностью для преодоления невротических защит и сопротивлений.

Фрейд подразделял перенос на позитивный и негативный.

При позитивном переносе пациент испытывает к аналитику такие чувства, как любовь, нежность, доверие, симпатия, интерес, увлечение, восхищение, почтение и т.п. Наиболее часто встречается любовь, особенно если аналитик и пациент разного пола.

Так, пациентка, влюбленная в своего аналитика, создает разнообразные проблемы, препятствующие психоанализу. Во-первых, главной ее целью становится удовлетворение своих желании, и она противится аналитической работе над этими эмоциями. Во-вторых, горячая любовь женщины-пациентки может вызвать чувстве контрпереноса у аналитика-мужчины Фрейд дал безошибочный ясный совет по поводу такой ситуации (Здесь не может быть компромисса. Аналитик не может допустить даже самого невинного частичного эротического удовлетворения Любое такое удовлетворение делает любовь пациентки относительно неанализируемои Это отнюдь не означает что аналитик должен вести себя бесчувственно и бессердечно Аналитик может быть тактичным и чутким по отношению к пациентке и ее состоянию и при этом продолжать заниматься своей задачей - анализированние» (Freud, 1915)

Негативный перенос может проявляться в ненависти гневе враждебности недоверии антипатии негодовании горечи неприязни, презрении, раздражении и т. д. Негативный перенос вызывает более сильное сопротивление чем позитивный Однако когда рабочий альянс установлен, проявление негативного переноса может дать более благодатный клинический материал для анализа, чем проявление позитивного

Форма переноса во многом зависит от поведения аналитика Например аналитики которые ведут себя по отношению к пациентам с постоянной теплотой и чуткостью будут обнаруживать что их пациенты имеют тенденцию реагировать длительным позитивным переносом В то же время эти пациенты будут испытывать затруднения при развитии негативного, враждебного переноса Такие пациенты могут быстро формировать рабочий альянс, но он будет узок и ограничен и помешает переносу расширяться за пределы ранней позитивной формы. С другой стороны, аналитики, которые имеют тенденцию быть отчужденными и жесткими, будут часто убеждаться в том что их пациенты быстро и устойчиво формируют одни лишь негативные реакции переноса

Естественно, отношения между пациентом и аналитиком никогда не могут быть равноправными От пациента требуется чтобы он искренне выражал свои сокровенные эмоции, импульсы фантазии а аналитик должен оставаться относительно анонимной фигурой Другими словами аналитическая процедура является болезненным унижающим и односторонним переживанием для пациента И если мы хотим чтобы пациент сотрудничал с нами мы должны объяснить ему технику анализа, свои «инструментарий».

Аналитику необходимо чувствовать определенную близость к пациенту чтобы быть способным к эмпатии вместе с тем он должен уметь отстраниться для детального понимания материала пациента Это одно из наиболее трудных требовании психоаналитической техники - альтернатива между временной и частичной идентификацией эмпатии и возвращением на позицию беспристрастного наблюдателя Для аналитика не должно существовать такой области жизни пациента куда бы он не мог быть допущен но эта интимность не должна приводить к Фамильярности.

Мы уже говорили что перенос и сопротивление сопряжены друг с другом Некоторые реакции переноса вызывают сопротивление, другие проявляются как сопротивление, третьи служат сопротивлением против иных форм переноса

Техника анализа переноса та же что и анализа сопротивления Иногда молчания аналитика бывает достаточно чтобы реакция переноса стала демонстративной наглядной В другом случае осознать перенос пациенту помогает конфронтация Если и молчание и конфронтация неэффективны можно попытаться идентифицировать реакцию переноса задавая вопросы на ту тему которой пациент сознательно (или бессознательно) старается избежать Цель всех этих технических приемов - демонстрация пациенту наличия у чего реакции переноса Далее аналитик будет позволять развиваться реакции переноса до тех пор пока она не достигнет оптимального уровня интенсивности Важно уловить момент когда перенос является для пациента максимальным импульсом но не травмой Не следует спешить с интерпретацией важно, чтобы конфронтация оказала воздействие и реакция переноса была убедительна для пациента Преждевременная интерпретация почти всегда ведет к увеличению сопротивления и чревата опасностью превратить аналитическую работу в интеллектуальную игру

Первым этапом анализа переноса является идентификация (отождествление) Существуют различные виды идентификации частичные и общие временные и постоянные Эго-синтоничные и Эго-дистоничные.

Идентификация на первых порах может стимулироваться искусственно Когда аналитик анализирует материал он просит пациента временно отказаться от своего переживающего свободно ассоциирующего Эго и понаблюдать вместе с ним за тем. что он (пациент) сейчас переживает Другими словами аналитик просит пациента временно и частично идентифицироваться с ним Сначала пациент поступает так только тогда, когда аналитик просит его об этом но позже такое состояние становится автоматическим, предсознательным В таком случае пациент сам осознает что он чему-то сопротивляется и спрашивает себя «Чему и почему?» Это и есть показатель частичной и временной идентификации с аналитиком которая способствует рабочему альянсу Когда это происходит то говорят «Пациент в анализе»

Часто идентификация остается и после анализа. При позитивном переносе пациенты нередко перенимают манеры характерные черты и привычки аналитика

Следующим этапом анализа реакции переноса является ее прояснение Это поиски бессознательных источников переноса Здесь важны аффективные реакции повторения фантазии сновидения символизмы в ассоциациях пациента и т п

Решающим этапом психоаналитической техники является интерпретация В понимании аналитиков интерпретировать -- значит неосознанный психический феномен делать осознанным Процесс этот длительный и не ограничивается одним-двумя сеансами При помощи демонстрации и прояснения аналитик пытается дать возможность Эго пациента осознать психологическую ситуацию которая подсознательна и неприемлема. «Интерпретация - это гипотеза которая требует ответов пациента для верификации» (Naelder, 1960) Прояснение ведет к интерпретации, а интерпретация в свою очередь ведет к дальнейшим прояснениям

В поисках неосознанных источников переноса существует много технических приемов Наиболее распространенными являются три:

Отслеживание сцепленных аффектов и импульсов

Отслеживание объектов (фигур) предшествующих переносу

Исследование фантазий переноса.

Наиболее эффективен прием отслеживания сцепленных аффектов и побуждении При этом мы обычно задаем пациенту вопрос «Когда и в связи с чем было у Вас это чувство или побуждение?» А затем выслушивая ответы постепенно пытаемся нащупать истинный первоисточник этих аффектов и побуждении На втором приеме мы задаем вопрос «По отношению к кому Вы испытывали такое чувство в прошлом?» И опять начинается кропотливый поиск первоисточника

Клинический опыт показывает что никакая интерпретация пусть даже абсолютно правильная, не дает должного и стойкого эффекта без многократной ее проработки Для того чтобы прийти к полному пониманию и устойчивым изменениям в поведении пациента требуется тщательная проработка индивидуальных интерпретации Этот процесс представляет собой повторение и разработку инсаитов полученных в результате интерпретации.

Типичные ошибки в технике анализа переноса.

Нераспознавание реакции переноса (сексуальное влечение влюбленность маскируемая раздражительностью враждебностью)

Не осознанные аналитиком реакции контрпереноса

Неправильная интерпретация материала:

Недостаточная проработка интерпретаций

Незнание традиции, основ культуры пациента несовпадение культур пациента и аналитика.