Предварительный воздушный фильтр. Карманные воздушные фильтры: классификация, плюсы и минусы

Больше всего автомобиль потребляет… воздуха! Приблизительно в 15 раз больше, чем топлива. Если вы за поездку израсходовали 10 л бензина, то при этом воздуха прошло через двигатель около 110 кг. Что приблизительно соответствует 130 м 3 . А это - объем двух железнодорожных цистерн. Вот теперь можно оценить, сколько загрязнений может нести с собой такое количество воздуха.

Зависимость концентрации пыли в воздухе от дорожных условий, мг/м 3

В зависимости от условий и места эксплуатации содержание частиц в воздухе, потребляемом легковым автомобилем, колеблется от 0,2 до 50 мг/м 3 . Причем первый показатель относится к европейским, вымытым с шампунем дорогам, а второй - к движению нескольких автомобилей по грунтовой дороге. За 15 тысяч километров (а это обычный пробег от одного до другого технического обслуживания) через двигатель проходит в среднем около 20 000 м 3 воздуха. И с собой этот воздух может принести от 4 г до 1 кг пыли. Конечно, максимальное значение относится скорее к экстремальным условиям эксплуатации, но показатели около 100 г на наших дорогах совершенно реальны. При этом и двигатели с большим рабочим объемом пропускают через себя еще больше воздуха.

Диаметр частиц пыли в воздухе, поступающем в двигатель, составляет от 0,01 до 2000 мкм. Около 75% от общей массы частиц имеют размер от 5 до 100 мкм. Распределение и концентрация зависят от внешних условий, то есть от того, какое вещество образует большую часть пыли.

При некачественной или недостаточной фильтрации воздуха частицы пыли попадают в двигатель, а часть из них - и в масло. Через масло частицы могут проникать в критически важные зоны, например, в зазор между стенками цилиндров и поршнями, в канавки поршневых колец и в подшипники коленчатого вала. Все это может стать причиной преждевременного износа.

Привносимые с воздухом частицы не только увеличивают износ двигателя. Они могут оседать на датчике массового расхода воздуха, который установлен после воздушного фильтра. Датчик массового расхода воздуха влияет на состав топливно-воздушной смеси. Если сигнал искажен, то это ведет к потере мощности, повышенному расходу топлива и большему выбросу вредных веществ в атмосферу.

Современные воздушные фильтры имеют степень очистки до 99,8% (легковые автомобили) или 99,95% (грузовые автомобили), что позволяет существенно снизить объем грязи, попадающей в двигатель, и предотвратить его быстрый .

Критерии оценки воздушных фильтров

Современные воздушные фильтры должны иметь нужную грязеемкость и необходимую эффективность очистки в любых условиях эксплуатации. Кроме того, не допускается изменение складчатой структуры (формы гофров) при попадании воды в фильтр, например, при езде по мокрой поверхности или в дождливую погоду. Помимо этого, качественный воздушный фильтр не должен быть восприимчив к воздействию моторного масла, паров топлива и картерных газов, которые попадают в фильтр из воздуха или вследствие диффузии (при выключенном двигателе). И, наконец, необходима высокая термическая стабильность материала, так как в режиме движения температура в фильтре может подниматься до 90°С.

Характеристики материалов

Материалы для фильтрации воздуха в автомобилях представляют собой структуры из волокон естественного (целлюлоза) или искусственного происхождения (например, полиэстер). У бумажных фильтров частицы задерживаются в основном на поверхности. У фильтров из нетканых материалов улавливание частиц происходит в объеме, во всей толще.

Исследования ведущих фирм по производству воздушных фильтров показывают, что нетканые материалы превосходят по показателям бумажные воздушные фильтры в разы.

Поглощающая способность различных фильтровальных материалов

На фото видно, насколько реже расположены складки на фильтре из нетканых материалов. Кроме того, за счет очистки воздуха в толще нетканого материала эффективность очистки выше, чем при бумажном фильтрующем элементе.

Эффективность очистки различных фильтровальных материалов

Кроме того, будучи изрядно увлажненными при движении автомобиля в сильный дождь, фильтры из нетканых материалов обеспечивают значительно меньшее (до 3–5 раз) сопротивление прохождению воздуха.

Из всего сказанного делаем вывод, что за неткаными фильтрами будущее, а применение бумажных элементов - дань отработанным традиционным технологиям и, соответственно, низким ценам в производстве.

Альтернатива для стритрейсеров

Еще существуют так называемые «нулевики». Фильтры, имеющие обычно форму усеченного конуса, устанавливаемые без корпуса и якобы имеющие нулевое сопротивление. Как вы понимаете, нулевое сопротивление имеет только свободное всасывание воздуха совсем без фильтра, но тогда и об улавливании пыли забудьте. Эти фильтрующие элементы обеспечивают некоторое снижение сопротивления воздушному потоку, но только за счет ухудшения отсева частиц. Кроме того, они требуют обслуживания, заключающегося в пропитке специальной жидкостью.

Вне зависимости от того, какого типа фильтрующий элемент применен на вашем автомобиле, менять его в эксплуатации следует не реже, чем это рекомендовано заводом-изготовителем автомобиля. Если не произвести замену вовремя, то сопротивление фильтра возрастет, что нарушит нормальный процесс смесеобразования в двигателе. Возрастет расход топлива, что плохо и для кошелька владельца, и для . Ухудшится динамика автомобиля, но до поры до времени, пока не произошел разрыв фильтрующей шторы, абразивный износ двигателю не грозит.

Ну а в каких случаях фильтр нужно менять чаще, вы, наверное, уже поняли. При эксплуатации на запыленных дорогах ресурс может уменьшаться в несколько раз. «Вытряхивание» фильтра дает совсем небольшой эффект при бумажном фильтрующем элементе и никакого эффекта при нетканом. Наихудший вариант с точки зрения загрязнения фильтра - попасть в ливень после поездки по изрядно пыльным дорогам. При этом частицы пыли склеивает влага. Аналогичный эффект в больших городах зимой, когда в пробках на пыль воздействует и влага, и частицы несгоревшего топлива, висящие смрадным облаком над дорогой.

Коллеги! Ждем ваших комментариев! Расскажите, как часто меняете фильтр, пробовали ли вытряхивать? Или вспомнили какие-нибудь курьезные случаи, связанные с воздушным фильтром?

В бытовых системах вентиляции фильтрация воздуха необходима для защиты от попадания внутрь квартиры или офиса частиц пыли и разных примесей, хорошая фильтрация защищает от загрязнения внутреннюю отделку помещения, а человека от попадания пыли в лёгкие.

В полупромышленной и промышленной вентиляции фильтры защищают от загрязнений саму систему от грубой пыли.

На производстве и в медицине воздушные фильтры часто используют для поддержания заданной чистоты воздуха.

В некоторых случаях требуется очистка воздуха выбрасываемого из помещений, например в бактериологических центрах или на атомных электростанциях.

Как видно задача по очистке воздуха стоит в самых разных сферах, поэтому и фильтры так же очень разные.

Виды воздушных фильтров используемых в бытовой вентиляции

В связи с этим их разделяют, в зависимости от эффективности действия - фильтрующей способности, на 3 класса:

Грубой очистки (улавливают частицы размером более 10 мкм);

Тонкой очистки (диаметр улавливаемых частиц более 1 мкм);

Сверхвысокой очистки (ULPA)

В бытовой вентиляции фильтры выше класса H13 не используются.

Виды фильтров и улавливаемые ими загрязнения

Группа фильтров* Задерживаемые загрязнения
Фильтры грубой очистки классы G1(EU1), G2(EU2), G3(EU3), G4(EU4) Пух, сажа, частицы крупной пыли, насекомые, перья, крупные семена растений.
Фильтры тонкой очистки классы F5(EU5), F6(EU6), F7(EU7), F8(EU8), F9(EU9) Частицы размером более 1 микрометра: средняя и мелкая пыль, пух, средняя и мелкая пыльца растений, споры грибов/плесени, бактерии
Фильтры высокой эффективности** классы Н10(H10), Н11(H11), Н12(H12), Н13(H13), Н14(H14) Более 99% всех частиц величиной более 0,3 мкм: мельчайшая высоко-аллергенная пыль PM2.5, споры грибов и пыльца, способные оседать на легких, опасные вирусы и бактерии, частицы cмога.
Адсорбционно- каталитические фильтры (угольные) Качество очистки от газов зависит от качества и количества наполнителя Фильтрует Фенол, Бензол, Диметилфталат, Толуол, Стирол, Этилбензол, Этилацетат, Бутилацетат, Ксилол 1,2-дихлорэтан Бензпирен (бензапирен), Ртуть, Фтороводород, Бораты (соли борной кислоты) Не фильтрует CO (угарный газ), CO2 (углекислый газ), формальдегид, сернистый ангидрид, диоксид азота, аммиак, табачный дым.
Фотокаталитические фильтры (ФКО) Вирусы, бактерии и газовые загрязнения любой молекулярной массы, табачный дым.
Электростатические фильтры Фильтрует Пыль, копоть, табачный дым
Не фильтрует Окислы азота, формальдегид, и другие летучие органические соединения.


Обзор классификации воздушных фильтров по следующим стандартам:

  • Eurovent 4/5-1992 , «Method of testing air filters used in general ventilation and recommended classification»;
  • ГОСТ Р ЕН 779-2014 , «Фильтры очистки воздуха общего назначения. Определение эффективности фильтрации». Стандарт идентичен европейскому стандарту EN779-2002;
  • ГОСТ Р ЕН 1822-1-2010 , Высокоэффективные фильтры очистки воздуха ЕРА, HEPA и ULPA.
  • ГОСТ Р 51251-99, Фильтры очистки воздуха. Классификация. Маркировка
  • EN 779:2002 , «Particulate air filters for general ventilation — Determination of the filtration performance». Стандарт EN 779 выполнен в развитие стандартa Eurovent 4/5;
  • EN 779:2012 , «European Air Filter Test Standart». Действующая редакция стандарта EN 779.

Классификация по ГОСТ Р ЕН 779-2014

ГОСТ Р ЕН 779–2014 Группа Класс фильтра Средняя

пылезадерживающая

способность,

по синтетической пыли, %

Средняя

эффективность

для частиц

с размером 0.4 мкм, %

Минимальная

эффективностью

для частиц

с размером 0,4мкм,%

грубой

очистки

G1 50 ≤ Аm < 65
G2 65 ≤ Аm < 80
G3 80 ≤ Аm < 90
G4 90 ≤ Аm
средней

очистки

М5 40 ≤ Еm < 60
М6 60 ≤ Еm < 80
тонкой

очистки

F7 80 ≤ Еm < 90 35
F8 90 ≤ Еm < 95 55
F9 95 ≤ Еm 70
ГОСТ Р ЕН 1822-1-2010 Группа Класс фильтра Интегральное значение, в % Локальное значениеa, b, в %
Эффективность Проскок Эффективность Проскок
EPA Е 10 ≥ 85 ≤ 15 - -
Е 11 ≥ 95 ≤ 5 - -
Е 12 ≥ 99,5 ≤ 0,5 - -
HEPA Н 13 ≥ 99,95 ≤ 0,05
≥ 99,75 ≤ 0,25
Н 14 ≥ 99,995 ≤ 0,005 ≥ 99,975 ≤ 0,025
ULPA U 15 ≥ 99,9995 ≤ 0,0005 ≥ 99,9975 ≤ 0,0025
U 16 ≥ 99,99995 ≤ 0,00005 ≥ 99,99975 ≤ 0,00025
U 17 ≥ 99,999995 ≤ 0,000005 ≥ 99,9999 ≤ 0,0001

Классификация по ГОСТ Р 51251-99

Класс
очистки
воздуха

DIN 24184
DIN 24185

EUROVENT
4/5

Эффективность очистки

Применение

Грубая
очистка

Фильтры грубой очистки используются в помещениях и процессах с низкими требованиями к чистоте воздуха. Это предварительная очистка в системах вентиляции и центрального кондиционирования. Применяются при эксплуатации компрессоров, холодильных машин в условиях большой запыленности.

Тонкая
очистка

Фильтры тонкой очистки воздуха используют в системах кондиционирования и вентиляции. Очистка воздуха газотурбинных агрегатов. Применяются в качестве фильтров второй ступени очистки (доочистки). Используются в частных квартирах и домах, больничных палатах, административных зданиях, гостиницах, при производстве продуктов питания, лекарств, в электронной, мясомолочной промышленности и т.п.

Особо
тонкая
очистка

Фильтры абсолютной очистки применяются для чистых зон, чистых помещений. В фармацевтической и электронной промышленности, в качестве "финишных" фильтров, для решения проблем санитарии, гигиены и микроклимата в лечебных учреждениях, операционных; на АЭС; при производстве продуктов питания (бродильные отделения), лекарств и т.п.

Фильтры окончательной очистки воздуха применяются в помещениях с самыми высокими требованиями к чистоте воздуха.

* В скобках указан европейский стандарт класса фильтрации.
** Фильтры высокой эффективности обеспечивают выполнение специальных требований к чистоте воздуха, в том числе в медицинских учреждениях.

Класс фильтра и минимальная эффективность MERV

В некоторых случаях может возникнуть необходимость сопоставления европейской классификации фильтров EN779 американскому стандарту ASHRAE Standard 52.2, который в этих целях используют показатель MERV (Minimum Efficiency Reporting Value - показатель соответствия минимальной эффективности). Ниже приводится таблица приблизительного соответствия между этими классификациями, основанная на аналогичности испытательных воздействий при оценке средней пылезадерживающей способности Am и средней эффективности фильтров Em.

Фильтры грубой очистки G1-G2

Фильтры грубой и тонкой очистки G3-F5

Для увеличения эффективности сгорания топлива создаются определенные условия, среди которых стоит отметить использование очищенного воздуха. Данную функцию выполняют воздушные фильтры для автомобилей.

Предназначение

Кислород необходим для полноценного сгорания топлива в двигателе. При этом он должен быть чистым и поступать в достаточно большом количестве. Приспособление для решения подобной задачи было создано на заре автомобилестроения. В результате интенсивного пробега и различных испытаний стало ясно, что двигатель должен оснащаться специальной защитой, снижающей вероятность поломок и продлевающей период эксплуатации.

Воздушные фильтры для автомобилей могут иметь различное внешнее исполнение. Несмотря на это, принцип работы всегда неизменен: через специальный патрубок воздух попадает в корпус, внутри которого находится фильтрующий элемент. Частицы пыли при прохождении потока оседают на нем, а чистый воздух поступает в коллектор мотора.

Виды

С момента создания данной детали появилось множество разновидностей, которые отличаются по следующим характеристикам:

  • количество ступеней фильтрации;
  • условия эксплуатации;
  • материал изготовления фильтрующей детали;
  • метод фильтрации (циклонный, прямоточный, инерционно-масляный);
  • конструктивное исполнение (плоская, квадратная или круглая форма).

Наибольшее распространение получили такие виды фильтров, как нулевого сопротивления, бумажные и инерционно-масляные. В настоящее время особенное внимание уделяется увеличению пробега, поэтому изготовители принимают различные меры, позволяющие менее часто менять воздушный фильтр. Автомобиле-день - это единица измерения качества работы транспорта, которая также берется во внимание при расчете времени эксплуатации фильтра в промышленных условиях.

Устройство с бумажной основой

Самым популярным вариантом можно смело назвать бумажный фильтр, который имеет в своей основе гофрированный материал. Его структура позволяет задерживать на волокнах мелкие частицы и влагу, при этом воздух беспрепятственно проходит через него. Срок эксплуатации исчисляется в пробеге и находится в пределах 15 тысяч километров. Если автомобиль используется редко, то устройство подлежит замене раз в два года. Низкая стоимость является главным преимуществом, также стоит отметить небольшой вес, быструю установку и легкое использование. Но воздушные фильтры для автомобилей не лишены недостатков. Они подвержены воздействию влаги и механической нагрузки. Из-за низкой прочности бумажной основы они становятся непригодными при повреждении гофрированного элемента. Также пропускные характеристики фильтра имеют свойство со временем снижаться из-за загрязнения поверхности, это отрицательно сказывается на качестве работы двигателя.

Инерционно-масляный

Такой воздушный фильтр автомобиля ГАЗ и других марок также приобрел достаточное распространение. Он имеет простое конструктивное исполнение: минеральное масло выступает в качестве фильтрующей основы и находится в отдельном корпусе, через который проходит поток воздуха, при этом в масле остаются все загрязнения и мелкие частицы. Главной особенностью такого варианта является возможность многоразового применения. Так как степень загрязнения масляного компонента оказывает прямое влияние на степень засорения приспособления, после использования ресурса масла, достаточно промыть конструкцию и заполнить новым составом на минеральной основе. Но сегодня такое устройство применяется все реже из-за низкой степени очистки и большой массы.

Фильтр нулевого сопротивления

Чаще всего его можно встретить в спортивных Он имеет некоторое сходство с бумажным вариантом. Поролоновые вставки, используемые в качестве фильтрующей детали, являются главным отличием. Подобные устройства обеспечивают активное поступление воздуха в мотор, при этом он прокачивается практически без задержек, благодаря чему регулярно получает необходимый объем воздуха. Они также отлично подходят для машин, оснащенных турбированными и форсированными моторами. За счет высокой эффективности, мощность двигателя после установки устройства существенно возрастает. В процессе работы такие воздушные фильтры для автомобилей издают заметный шум - это является их единственным недостатком. При этом данный параметр неактуален для формированных силовых агрегатов.

Периодичность замены фильтра

Частота замены устройства зависит от множества факторов и условий эксплуатации. Также стоит принимать во внимание рекомендации производителя. Считается, что автомобиля должна производиться каждые 10 тысяч километров. В большинстве случаев это верно, но в зимнее время и при неактивном использовании машины устройство может меняться реже.

Условия эксплуатации имеют решающее значение. Регулярная установка новых элементов необходима при частом воздействии пыли и езде по грунтовым дорогам, в этом случае мотор прослужит дольше и будет защищен от пагубного воздействия. При интенсивном использовании авто можно ориентироваться на его поведение и управляемость. Существуют основные признаки, указывающие на необходимость замены фильтра:

  • уменьшение мощностных характеристик;
  • содержат повышенное количество углекислого газа;
  • топливный расход становится больше по сравнению с предыдущим периодом.

Возникновение подобных признаков крайне нежелательно, так как установить новый фильтрующий элемент намного проще и дешевле, чем ремонтировать мотор.

Что нужно знать

Основа фильтра также сказывается на периодичности его замены, так как от типа материала зависит скорость его загрязнения. Ранее производство воздушных фильтров для автомобилейограничивалось использованием бумажной основы со специальной пропиткой, сегодня ей на замену пришел синтетический, более прочный материал. Так изготовители смогли добиться существенного увеличения периода эксплуатации фильтрующего элемента.

Как почистить воздушный фильтр автомобиля

Считается, что устройства подобного вида можно использовать повторно после проведения очистки. И если это верно в отношении то к варианту с бумажной основой не подходит. Данное приспособление рассчитано на определенный период эксплуатации, проведение подобных мер не способно его существенно увеличить, при этом возрастает риск повреждения конструкции в самый неподходящий момент.

При возникновении крайней необходимости в очистке и отсутствии возможности приобретения нового фильтра его нужно снять с авто и аккуратно выбить крупные комки пыли. При наличии компрессора можно обойтись без снятия устройства. Затем основа очищается при помощи обычного пылесоса. После проведения всех работ необходимо тщательно осмотреть конструкцию, чтобы убедиться в отсутствии повреждений. Количество таких чисток может быть неограниченным, чаще всего к ним прибегают в летнее время и перед продолжительными путешествиями.

Несмотря на то что фильтр может визуально выглядеть чистым, его функционирование будет менее эффективным, и в мотор будет поступать некачественно очищенный воздух. Чтобы избежать лишних проблем, стоит производить замену в соответствии с рекомендациями изготовителей, тем более что новые, даже самые лучшие воздушные фильтры автомобилей стоят не так уж и дорого.

По эффективности действия (фильтрующей способности) воздушные фильтры подразделяются на 3 класса:

- грубой очистки (улавливают частицы размером более 10 мкм),

- тонкой очистки (диаметр улавливаемых частиц более 1 мкм) и

Абсолютные НЕРА- фильтры .

Также иногда в отдельный класс выделяют фильтры сверхвысокой очистки (ULPA ).

В таблице 1 приведена маркировка фильтров в зависимости от класса их эффективности.

Степень очистки

Класс очистки

Эффективность очиски, %

ГОСТ Р 51251-99

ГОСТ Р 51251-99

По методике испытаний*

Высокоэффективная

Сверхвысокая

Примечание: EN779 и EN1882 — российские стандарты для фильтров грубой, тонкой и особо тонкой очистки соответственно

В зависимости от принципа работы и применяемых при их изготовлении материалов, фильтры делятся на:

Механические,

Угольные,

Масляные,

Губчатые,

Фильтры HEPA,

Электростатические,

Фотокаталитические

и прочие.

От характеристик и типа фильтра зависит и область его применения (таблица 2)

Степень очистки

ГОСТ Р 51251-99

Тип фильтра

Применение

ФВФ ФВП-I, ФВП-II ФВПМет-I, ФВПМет-II ФВК ФВКас-III

Фильтры грубой очистки, используемые в помещениях и процессах с низкими требованиями к чистоте воздуха. Предварительная очистка в системах вентиляции и центрального кондиционирования. Применяются при эксплуатации компрессоров, холодильных машин в условиях большой запыленности.

ФВКас-S ФВК-Meltblows ФВК-Meltblows с предфильтром ФВК-Carb ФВКом ФВКом-W

Фильтры тонкой очистки воздуха в системах кондиционирования и вентиляции. Очистка циклового воздуха газотурбинных агрегатов. Применяются в качестве фильтров второй ступени очистки (доочистки). Используются в больничных палатах, административных зданиях, гостиницах, при производстве продуктов питания, лекарств, в электронной, мясомолочной промышленности и т.п.

Высокоэффективная (НЕРА)

ФВА-I ФВА-II ФВА-HC ФВА-TM-HOOD

Фильтры абсолютной очистки применяются для чистых зон, чистых помещений. В фармацевтической и электронной промышленности, в качестве "финишных" фильтров, для решения проблем санитарии, гигиены и микроклимата в лечебных учреждениях (операционные); на АЭС; при производстве продуктов питания (бродильные отделения),лекарств и т.п.

Сверхвысокая (ULPA)

ФВА-I ФВА-II

Фильтры окончательной очистки воздуха в помещениях с самыми высокими требованиями к чистоте воздуха

Фильтры грубой очистки

Существует несколько вариантов конструкции фильтров грубой очистки.

Фильтр воздушный фэнкойла ФВФ представляет собой проволочную рамку, обшитую материалом толщиной 5 мм, обеспечивающим класс очистки G2.

Фильтр воздушный панельный ФВП (многоразовый) — это рамка из оцинкованного профиля со сменным фильтрующим элементом, который после загрязнения легко заменяется на новый. Кассетный фильтр ФВКас (одноразовый) отличается увеличенной фильтрующей поверхностью. Это одноразовая конструкция, представляющая собой рамку из оцинкованного профиля и фильтрующий материал, прикрепленный к гофрированной металлической сетке. Класс очистки, который обеспечивают эти устройства — G3 G4.

Фильтр воздушный карманный (ФВК) обеспечивает класс очистки G4. В качестве фильтрующего материала в нем используется полиэстер. Устройство отличают большая пылеемкость, низкое сопротивление воздушному потоку и долгий срок службы. Различают несколько вариантов исполнения фильтров грубой очистки.

Механические фильтры обычно представляют собой мелкую сетку или волокнистую ткань и служат для предварительной очистки воздуха от довольно крупных загрязнений.

Летучие и полулетучие органические соединения лучше других улавливают угольные фильтры. Эффективность их работы определяется количеством фильтрующего материала — чем больше микропор содержится в угле, тем больше газа и запахов можно устранить. Однако эти фильтры боятся высокой влажности и не очень эффективны для удаления формальдегида, сернистого ангидрида и диоксида азота. В таких случаях применяют хемосорбенты, такие как оксид и силикат алюминия, перманганат калия, которые химически разлагают опасные примеси на безвредные вещества.

В масляных фильтрах фильтрующий слой состоит из металлических сеток, перфорированных пласти-нок или колец, смоченных минеральным маслом. Фильтрующий слой губчатых фильтров состоит из губчатого пенополиуретана, резины или подобных материалов, подвергнутых обработке, способствующей раскрытию пор.

Фильтры тонкой очистки .

Чаще всего для тонкой очистки используются карманные фильтры из полиэстера (F5) или полипропи-леновых волокон (F6 F8/F9). Работать с максимальной эффективностью фильтрам класса F6 F8 позволяет использование нитевого сепаратора.

Компакт-фильтры (ФВКом) отличаются малым весом, компактными размерами, простотой установки, более качественной фильтрацией и высокой производительностью — до 5000 м 3/ч.

Фильтры абсолютной очистки

К фильтрам этого класса относятся устройства с маркировкой Н10 Н14, U15 U17. В качестве фильтрующего материала в них используется гофрированное стекловолокно.

Фильтры HEPA (TrueHEPA) (от англ. HEPA (High Efficiency Particulate Arresting) — высокоэффективная задержка частиц) изначально разрабатывались для систем вентиляции в медицинских учреждениях и помещениях с повышенными требованиями к чистоте воздуха. Сейчас эта технология широко используется в промышленных и бытовых воздухоочистителях.

Согласно принятой международной классификации, существует 5 классов HEPA фильтров: Н10, Н11, Н12, Н13 и Н14. Чем выше класс, тем лучше качество фильтрации.

HEPA-фильтр задерживает более 99% всех частиц величиной более 0,3 мкм. Поскольку большинство аллергенов (пыльца, споры грибов, шерсть и перхоть животных, продукты жизнедеятельности пылевых клещей) имеют размеры более 1 мкм, HEPA-фильтры рекомендуется использовать при респираторной аллергии.

Еще более совершенными являются фильтры UPLA (Ultra Low Penetrating Air), способные улавливать до 99,999% частиц диаметром более 0,1 мкм. Принцип их действия тот же, что и у моделей HEPA.

Электростатические фильтры хорошо очищают воздух от пыли и копоти, но не освобождают от летучих органических соединений. Работают они так: в результате столкновений с воздушными ионами, образованными проволочными коронирующими электродами, пылинки получают заряд и затем, под действием кулоновских сил, осаждаются на специальной пластинке.

Фотокаталитические фильтры появились на рынке относительно недавно. Очистка воздуха в них происходит путем разложения и окисления примесей под действием ультрафиолетового излучения. Фильтр одинаково хорошо избавляет воздух от токсинов, вирусов, бактерий и неприятных запахов.

Как известно, воздух поступающий в двигатель автомобиля для образования воздушно-топливной смеси должен быть предварительно очищен от пыли. Если этого не делать, то частицы пыли попав в двигатель, сыграют роль абразива и ускорят его износ.

Назначение воздушного фильтра автомобиля

Для очистки воздуха применяют воздушные фильтры.

Сегодня, с применением современных фильтрующих материалов и благодаря различным конструкторским решениям удается довести эффективность фильтрации до 99,9%. Автомобильные воздушные фильтры могут задерживать не только крупные частицы, но и совсем небольшие, размером в несколько микрон.

Работа воздушного фильтра

Кроме высокой степени очистки воздуха немаловажным фактором для воздушного фильтра является его производительность и создаваемое им сопротивление воздушному потоку, ведь для работы нужно около 10 м3 воздуха на каждый литр сжигаемого им топлива.

Какие бывают фильтры: их устройство

Фильтры могут иметь различную конструкцию, форму, размеры и даже принцип работы.

Наиболее распространенным фильтрующим материалом, применяемым для изготовления воздушных фильтров автомобиля, является специальная фильтровальная бумага, сделанная на основе целлюлозного волокна, пропитанная специальным составом. Такая пропитка нужна для предохранения фильтрующего элемента от негативного воздействия воды, масла и паров топлива.

Устройство фильтра

Во многих современных фильтрующих элементах используются добавки синтетических волокон, которые повышают эффективность фильтрации и поглотительную способность фильтра.

Сегодня все чаще можно встретить фильтры, где применяются полностью синтетические фильтрующие материалы, которые благодаря своей особой структуре могут задерживать в несколько раз больше загрязнений, чем традиционная фильтровальная бумага. Кроме того, такие фильтры, имея высокую эффективностью фильтрации, тем не менее, имеют в несколько раз меньшее сопротивление воздуху, чем фильтровальная бумага.

Фильтр нулевик

Наверное, многие автолюбители слышали о воздушных фильтрах, так называемого « ». Что же они из себя представляют?

Фильтр нулевого сопротивления

Один из методов изготовления таких фильтров — многократная пропитка нескольких слоев хлопковой ткани специальным составом. Эти слои помещаются между двумя сетками из алюминиевой проволоки для достижения необходимой конфигурации фильтрующего элемента.

Такой фильтр нулевого сопротивления может пропускать как минимум в два раза больше воздуха, чем традиционные фильтры. Причем, такая производительность и небольшое сопротивление воздушному потоку фильтра достигаются без снижения его фильтрующей способности.

С таким фильтром мотор может, что называется, «дышать полной грудью». Еще одна положительная особенность фильтров нулевого сопротивления — грязь и пыль, задержанные на его фильтрующем элементе, практически не влияют на воздушный поток, проходящий через фильтр. Все эти частицы сами становятся частью фильтрующего элемента, задерживая более крупные частицы. Это свойство позволяет фильтру улавливать значительно большее количество пыли.

Уход за фильтром нулевого сопротивления

Фильтр нулевого сопротивления можно использовать неоднократно. Загрязненный фильтр перед повторным использованием просто чистят и моют.

Чистка и мойка фильтра нулевика

Делают это в таком порядке:

  • снимают фильтр, затем используя щетку с мягким ворсом, осторожно очищают поверхность фильтрующего элемента.
  • далее наносится специальное средство для чистки таких фильтров, например, Universal Cleaner с обеих сторон фильтрующего элемента.
  • составу нужно дать впитаться. Примерно через 10 минут фильтр моют в емкости с водой, а потом промывают под струей проточной воды. Сушить фильтр не нужно.

Видео: уход за нулевиком.