Расчет системы пожаротушения и пожарной сигнализации правила. Системы противопожарной защиты

ФГБУ ВНИИПО МЧС России разработана первая редакция проекта СП Системы противопожарной защиты. Установки пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования».

Проект СП «Системы противопожарной защиты…» разработан взамен СП 5.13130.2009 в части автоматических установок пожаротушения.

Настоящий проект свода правил устанавливает правила проектирования установок пожаротушения автоматических (АУП) в поддержку Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Основные изменения в СП Системы противопожарной защиты. Установки пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования.

Основной объем отличий от действующего СП 5.13130.2009 в части АУП, носит технический характер и направлен на расширение и уточнение терминов и их определений, уточнение конструктивных параметров и алгоритма функционирования технических средств АУП, контроля их исправности; представление более подробных сведений о гидравлических параметрах АУП тонкораспыленной водой и распылителях; о выборе и расстановке оросителей; о совместной работе АУП и пожарных кранов.

В части установок водяного и пенного пожаротушения внесены более подробные сведения о применение спринклерных установок пожаротушения с принудительным способом пуска, о применении резерва пенообразователя в установках пенного пожаротушения и др.

В части установок газового пожаротушения введено ограничение для применения сжатого воздуха в качестве газа-вытеснителя ГОТВ, что коррелирует с требованиями ISO 14520. С целью обеспечить испарение ГОТВ, которые при температуре 20 ºС и давлении 760 мм.рт. ст. находятся в жидком состоянии, указано на необходимость применения насадков, которые обеспечивают подачу и испарение жидкой фазы ГОТВ до взаимодействия с преградами объекта защиты в климатических условиях эксплуатации объекта. Ограничен максимальный интервал температуры размещения модулей с ГОТВ в составе АУГП от 50 ºС до минус 20 ºС, что соответствует требованиям пункта 6.2.4.5 ISO 14520-1.

В раздел безопасности введено допущение при наличие обоснования в проекте для установок с ГОТВ-сжиженным газом, которые защищают помещения как с постоянным, так и с периодическим пребыванием персонала, осуществлять автоматическое переключение установки из режима автоматического пуска в дистанционный режим на период пребывания людей (переключение осуществляется при открывании дверей).

Ограничено минимальное наполнение ГОТВ в модулях на уровне не более 50 % от максимального наполнения, указанного в ТД на модули. Такое положение соответствует практике применения, в т.ч. за рубежом, и ограничивает выдувание ГОТВ из объекта защиты при выходе газа-вытеснителя из насадков.

В проекте СП «Системы противопожарной защиты. Установки пожаротушения…» упрощен порядок определения нормативной объемной огнетушащей концентрации для горючих жидкостей (ГЖ) согласно классификации по ГОСТ 12.1.044. Введены уточнения требований к прочности трубопроводов в соответствии с международными стандартами. Уточнено требование к определению запаса для газовых огнетушащих веществ, устранены опечатки.

В части установок порошкового пожаротушения также исключено требование (п. 9.1.7 СП 5.13130.2009), которое допускало применение огнетушащего порошка для ряда объектов при отсутствии оповещения и временной задержки на эвакуацию персонала. Опыт применения установок порошкового пожаротушения показывает, что при подаче огнетушащего порошка возникает среда, которая препятствует эвакуации независимо от принятого в проекте способа пожаротушения (объемный или по поверхности). Изменение направлено на повышении безопасности персонала защищаемых помещений.

Уточнено требование к определению коэффициента запаса k 2 , который учитывает изменение эффективности пожаротушения при наличии затенений возможного очага загорания.

Введены установки газопорошкового пожаротушения на которые также распространены указанные выше требования для установок порошкового пожаротушения.

Введено ограничение к инерционности группы модулей, обеспечивающих пожаротушение пролива горючей жидкости, т.к. поочередное срабатывание модулей приведет к тому, что пламя будет возвращаться на ранее потушенную зону. Введен запрет на применение установок порошкового пожаротушения для защиты помещений автостоянок (за исключением автостоянок боксового типа).

В части установок аэрозольного пожаротушения введено изменение, касающееся учета влияния охладителя на огнетушащую способность генераторов огнетушащего аэрозоля (ГОА). Изменение введено в соответствии с новыми требованиями к ГОА, которые приведены в ГОСТ Р 53284-2009.

Замечания и предложения по проекту СП «Системы противопожарной защиты. Установки пожаротушения автоматические…» нужно присылать до 15 октября 2018 г. по адресу: мкрн. ВНИИПО, д. 12, г. Балашиха, Московская обл., 143903.

1. Область применения
2. Нормативные ссылки
3. Термины и определения
4. Общие положения
5. Водяные и пенные установки пожаротушения
6. Установки пожаротушения высокократной пеной
7. Роботизированный пожарный комплекс
8. Установки газового пожаротушения
9. Установки порошкового пожаротушения модульного типа
10. Установки аэрозольного пожаротушения
11. Автономные установки пожаротушения
12. Аппаратура управления установок пожаротушения
13. Системы пожарной сигнализации
14. Взаимосвязь систем пожарной сигнализации с другими системами и инженерным оборудованием объектов
15. Электропитание систем пожарной сигнализации и установок пожаротущения
16. Защитное заземление и зануление. Требования безопасности
17. Общие положения, учитываемые при выборе технических средств пожарной автоматики
Приложение А. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией
Приложение Б. Группы помещений (производств и технологических процессов) по степени опасности развития пожара в зависимости от их функционального назначения и пожарной нагрузки сгораемых материалов
Приложение В. Методика расчета параметров АУП при поверхностном пожаротушении водой и пеной низкой кратности
Приложение Г. Методика расчета параметров установок пожаротушения высокократной пеной
Приложение Д. Исходные данные для расчета массы газовых огнетушащих веществ
Приложение Е. Методика расчета массы газового огнетушащего вещества для установок газового пожаротушения при тушении объемным способом
Приложение Ж. Методика гидравлического расчета установок углекислого пожаротушения низкого давления
Приложение З. Методика расчета площади проема для сброса избыточного давления в помещениях, защищаемых установками газового пожаротушения
Приложение И. Общие положения по расчету установок порошкового пожаротушения модульного типа
Приложение К. Методика расчета автоматических установок аэрозольного пожаротушения
Приложение Л. Методика расчета избыточного давления при подаче огнетушащего аэрозоля в помещение
Приложение М. Выбор типов пожарных извещателей в зависимости от назначения защищаемого помещения и вида пожарной нагрузки
Приложение Н. Места установки ручных пожарных извещателей в зависимости от назначений зданий и помещений
Приложение О. Определение установленного времени обнаружения неисправности и ее устранения
Приложение П. Расстояния от верхней точки перекрытия до измерительного элемента извещателя
Приложение Р. Методы повышения достоверности сигнала о пожаре
Библиография

Зайцев Александр Вадимович, научный редактор журнала «Алгоритм безопасности»

10 августа 2015 года на сайте ФГБУ ВНИИПО МЧС России появилось сообщение: «Решением Экспертной комиссии по проведению экспертизы сводов правил МЧС России в связи с необходимостью актуализации и доработки по многочисленным предложениям и замечаниям, а также в связи с появлением новых технологий и средств противопожарной защиты, проект СП 5.13130 возвращен на стадию первой редакции и повторно проходит процедуру публичного обсуждения». И это после того, как в 2013 году по окончанию НИР «СП 5» уже была предпринята попытка представить общественности обновленную редакцию СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования». Правда, тогда до общественности дело не дошло, зарубили на корню и спрятали от глаз этой общественности. Сейчас нам предлагают почти то же самое, только уже под новым названием - «Системы противопожарной защиты. Системы пожарной сигнализации и установки пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования».

И вот тут я не смог сдержаться и решил в развернутом виде выразить свое отношение к такому нормотворчеству. Сразу хочу отметить, данный материал не об ошибках документа, хотя их достаточно много, даже если рассматривать только раздел пожарной сигнализации. Мы не получим документ, так необходимый для ежедневной работы, пока не определимся с его задачами и структурой.

ЧТО ТРЕБУЕТ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН № 123-ФЗ ОТ ПОЖАРНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ?

Начну с федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Он - отправная точка. И совершенно естественно, прежде всего, определиться, что требует закон по части автоматических установок пожарной сигнализации (АУПС) и систем пожарной сигнализации (СПС). Системы противопожарной защиты должны обладать:

■ надежностью и устойчивостью к воздействию опасных факторов пожара в течение времени, необходимого для достижения целей обеспечения пожарной безопасности (п. 3. ст. 51).

АУПС должны обеспечивать:

■ автоматическое обнаружение пожара за время, необходимое для включения систем оповещения о пожаре (п. 1 ст. 54);

■ автоматическое обнаружение пожара, подачу управляющих сигналов на технические средства оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей, приборы управления установками пожаротушения, технические средства управления системой про-тиводымной защиты, инженерным и технологическим оборудованием (п. 4. ст. 83);

■ автоматическое информирование дежурного персонала о возникновении неисправности линий связи между отдельными техническими средствами, входящими в состав установок (п. 5. ст. 83);

■ подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на прием-но-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения, а в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 - с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и/или транслирующей этот сигнал организации.

Пожарные извещатели должны:

■ располагаться в защищаемом помещении таким образом, чтобы обеспечить своевременное обнаружение пожара в любой точке этого помещения (п. 8. ст. 83).

Технические средства АУПС должны:

■ обеспечивать электрическую и информационную совместимость друг с другом, а также с другими взаимодействующими с ними техническими средствами (п. 1 ст. 103);

■ быть устойчивыми к воздействию электромагнитных помех с предельно допустимыми значениями уровня, характерного для защищаемого объекта (п. 5 ст. 103);

■ обеспечивать электробезопасность. Кабельные линии и электропроводка систем обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, аварийного освещения на путях эвакуации, аварийной вентиляции и противодымной защиты, автоматического пожаротушения, внутреннего противопожарного водопровода, лифтов для транспортировки подразделений пожарной охраны в зданиях и сооружениях должны:

■ сохранять работоспособность в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения их функций и эвакуации людей в безопасную зону (п. 2. ст. 82).

Линии связи между техническими средствами АУПС должны:

■ сохранять работоспособность в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения их функций и эвакуации людей в безопасную зону (п. 2. ст. 103).

Приборы управления пожарным оборудованием АУПС должны обеспечивать:

■ принцип управления в соответствии с типом управляемого оборудования и требованиями конкретного объекта (п. 3. ст. 103, как ни странно, это требование находится в требованиях к АУПС).

Автоматический привод исполнительных механизмов и устройств систем приточно-вытяжной противодымной вентиляции зданий и сооружений должен:

■ осуществляться при срабатывании автоматических установок пожаротушения и/или пожарной сигнализации (п. 7. ст. 85, это лишний раз подтверждает, что пожарные приборы управления исполнительными механизмами относятся к АУПС).

Т.е. ко всем составляющим АУПС предъявлены конкретные требования по назначению. Требования эти носят исключительно обобщенный характер без раскрытия механизмов их реализации. Казалось бы, чего проще - взять эти требования и последовательно, шаг за шагом, их раскрыть и конкретизировать.

Вот они основные задачи, стоящие перед разработчиками требований к пожарной сигнализации. По порядку, что чем достигается:

■ достоверность обнаружения пожара;

■ своевременность обнаружения пожара;

■ устойчивость АУПС и СПС к внешним воздействиям окружающей среды;

■ контроль за текущим состоянием АУПС и СПС со стороны дежурного персонала;

■ взаимодействие АУПС и СПС с другими подсистемами противопожарной защиты;

■ безопасность людей от поражения электрическим током.

Вместо этого в новом проекте свода правил СП 5.13130 опять видим набор разрозненных правил: как и в каком количестве размещать пожарные извещатели (ИП), прокладывать шлейфы пожарной сигнализации и подключать их к приемно-контрольным приборам. И все это без какого-либо указания на решаемые задачи. Это очень напоминает достаточно сложный рецепт приготовления рождественского пудинга.

А каково будет проверяющим? Найдя на объекте несоответствие своду правил СП 5.13130, необходимо его привязать к требованиям ФЗ № 123, чтобы обосновать свои требования в судебных инстанциях. В данной редакции, как и в предыдущей, найти такую привязку будет очень трудно.

В ГОСТах советского периода описывалось, как необходимо делать тот же велосипед. Стандартизированы были несколько размеров колес, а, следовательно, и спиц к ним, размер руля и сиденья, диаметр труб рамы и т.п. В современной России к национальным стандартам был принят абсолютно новый подход. Теперь в национальных стандартах прописаны требования к конечному продукту, а не как его делать. И то, в большинстве своем, по части обеспечения безопасности человека в различных сферах. Есть соответствие требованиям -хорошо, нет - не подлежит вводу в эксплуатацию или дальнейшему использованию. Вот такими должны быть и все другие виды нормативных документов.

ПРАВИЛА И ИХ МЕСТО В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Само понятие «правила» уходит глубоко корнями в философию быта индивидуума или общности индивидуумов. Любые правила исполняются людьми на добровольной основе, на основе понимания и восприятия правильности своих поступков. Вот такая тавтология.

Существуют правила поведения в обществе, правила этикета, правила поведения на воде, правила дорожного движения и т.п. Существуют и неписаные правила. В разных странах все они могут принципиально отличаться по своей сути и содержанию. Универсальных правил просто не существует.

Правила направлены или на создание комфортной среды обитания, в т.ч. обеспечения необходимой безопасности во всех областях деятельности человека, или на другие конкретные задачи, связанные с выполнением или реализацией тех или иных процессов.

Но правила не могут быть без исключений, и насколько допустимо отклоняться от правил определяется требованиями к конечному результату деятельности. Подчас эти требования важнее, чем сами правила.

Но прежде чем сформировать те или иные правила, нужно разработать критерии оценки и/или порядок разработки этих правил. Должен быть сформирован верхний уровень правил для создания нижнего уровня правил. Пренебрежение верхним уровнем или его отсутствие не позволит создать реально выполнимый в жизни нижний уровень правил. И это оказалось главной проблемой работы авторского коллектива ФГБУ ВНИИПО МЧС РФ над сводом правил СП 5.13130.

В нашем случае самым верхним уровнем правил должен быть закон ФЗ № 123. Ведь в нем сформулированы основные задачи. Вторым уровнем должен быть документ с описанием требований к конечному продукту, например, в нашем случае, к пожарной сигнализации. А вот в качестве путеводителя по лабиринтам между стоящими задачами и конкретными требованиями к конечному результату и должны находиться правила с описанием, как это осуществить. Эти правила будут выступать в виде рекомендаций, которыми можно руководствоваться или нет, если на то есть обоснование. И поскольку требования к результату заложены в первых двух верхних уровнях, то в этом нет никакого противоречия.

СВОД ПРАВИЛ СП 5.13130: ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ПРОТИВОРЕЧИЯ

Структура и принцип построения свода правил СП 5.13130 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования» только по первой странице выглядит современно, но суть этого документа не поменялась за последние 30 лет. Корни этого документа лежат еще в «Инструкции по проектированию установок пожаротушения» СН75-76. Если взять его последователя СНиП 2.04.09-84 «Пожарная автоматика зданий и сооружений», то он и его дальнейшие последователи НПБ 88-2001 и проект новой редакции СП 5.13130 абсолютно похожи.

Хотите пример, пожалуйста. В СНиП 2.04.09-84 есть такое требование:

«4.23. В обоснованных случаях допускается установка приемно-контроль-ных приборов в помещениях без персонала, ведущего круглосуточное дежурство при обеспечении передачи извещений о пожаре и о неисправности в помещение пожарного поста или другое помещение с персоналом, ведущим круглосуточное дежурство, и обеспечении контроля каналов связи».

То же самое мы имели в промежуточном нормативном документе НПБ 88-2001 «Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования».

В представленном на повторное обсуждение проекте СП 5.13130 опять находим:

«14.14.7. В обоснованных случаях допускается установка этих приборов в помещениях без персонала, ведущего круглосуточное дежурство, при обеспечении раздельной передачи извещений о пожаре, неисправности, состоянии технических средств в помещение с персоналом, ведущим круглосуточное дежурство, и обеспечении контроля каналов передачи извещений».

И вот сразу противоречие. В статье 46 ФЗ № 123 приводится перечень технических средств пожарной автоматики. И в нем есть составляющая - системы передачи извещений. Компоненты этих систем и передают упомянутые сигналы от прием-но-контрольного прибора, и выводят их на свои индикаторы, и, самое главное, осуществляют контроль канала передачи извещений. И требования к ним имеются в ГОСТ Р 53325-2012. Ничего не надо выдумывать. Но авторы свода правил законов не читают... И таких примеров с устаревшими за 30 лет формулировками «воз и маленькая тележка».

Дошло до того, что само название СП 5.13130 в его обсуждаемой редакции будет противоречить породившему его закону. В законе прописан термин «автоматические установки пожарной сигнализации (АУПС)». А в своде правил - «системы пожарной сигнализации (СПС)», которые по тому же закону определяются только как совокупность нескольких таких установок. Все требования в законе, как я это показал чуть ранее, прописаны для АУПС, а не для СПС. Чего проще - в введении указать, что требования к системам пожарной сигнализации и входящих в их состав автоматических установках пожарной сигнализации идентичны, и вопрос был бы закрыт. Вот она, юридическая чистота наших норм по пожарной безопасности. А самое главное, стоящие задачи в ФЗ № 123 вообще «остались за кадром». И это я попытаюсь показать на нескольких примерах.

Вряд ли кто-нибудь помнит, откуда в наших нормах появились требования к организации зон контроля пожарной сигнализации (сейчас это п. 13.2.1 в СП5.13130.2009).

Еще в «Пособии к правилам производства и приемки работ. Установки охранной, пожарной и охранно-пожарной сигнализации» от 1983 года было предусмотрено, что:

«Для административных зданий (помещений) допускается блокировка одним шлейфом пожарной сигнализации до десяти, а при наличии выносной сигнализации из каждого помещения - до 20 помещений с общим коридором или смежных».

Речь тогда шла только об использовании тепловых ИП, других еще не было. И о максимальной экономии, как самих технических средств пожарной сигнализации, так и кабельной продукции. В свое время это позволяло достаточно большой административный объект оборудовать всего одним одношлейфным приемно-кон-трольным прибором типа УОТС-1-1.

Впоследствии, в СНиП 2.04.09-84 ситуация несколько меняется:

«Автоматическими пожарными изве-щателями одного шлейфа пожарной сигнализации допускается контролировать в общественных, жилых и вспомогательных зданиях до десяти, а при выносной световой сигнализации от автоматических пожарных извещателей и установке ее над входом в контролируемое помещение - до двадцати смежных или изолированных помещений, расположенных на одном этаже и имеющих выходы в общий коридор (помещение)».

К этому времени уже появились дымовые пожарные извещатели, поэтому и расширилась область применения этой нормы по части назначения помещений.

А в НПБ 88-2001 появляется и понятие «зоны контроля»:

«12.13. Одним шлейфом пожарной сигнализации с пожарными извещателями, не имеющими адреса, допускается оборудовать зону контроля, включающую:

Помещения, расположенные не более чем на 2 сообщающихся между собой этажах, при суммарной площади помещений 300 м2 и менее;

До десяти изолированных и смежных помещений суммарной площадью не более 1600 м2, расположенных на одном этаже здания, при этом изолированные помещения должны иметь выход в общий коридор, холл, вестибюль и т.п.;

До двадцати изолированных и смежных помещений суммарной площадью не более 1600 м2, расположенных на одном этаже здания, при этом изолированные помещения должны иметь выход в общий коридор, холл, вестибюль и т.п., при наличии выносной световой сигнализации о срабатывании пожарных извещателей над входом в каждое контролируемое помещение».

Внесли ли эти размеры площадей какие-либо изменения в практику применения данной нормы, вряд ли. Но большая работа проделана, есть чем гордиться.

Примерно такое же требование к возможностям контроля одним шлейфом пожарной сигнализации с пожарными из-вещателями, не имеющими адреса, предусмотрено и в проекте СП 5.13130. Почему это так получилось, чем это определяется, уже никто сказать не сможет. Вот есть такая норма, рожденная 35 лет назад, претерпевшая по ходу несколько изменений, но не имеющая уже под собой никакой основы. У авторов пожарных норм других забот хватает. Это как катание снежного кома, при котором начисто забывается изначальная задача. Если мы пытаемся таким образом решить вопросы живучести систем пожарной сигнализации, то почему речь идет только о пороговых шлейфах с неадресными извещателями. За это время адресные и адресно-аналоговые системы заняли свое должное место, только вот ограничения по части той же живучести к ним почему-то не предъявляются. А все потому, что зонирование АУПС пока не воспринимается как одна из составляющих борьбы за их живучесть, как это с самого начала сделано в зарубежной системе нормирования, из которых и были взяты упомянутые цифры. Это лишний раз показывает, что авторы документа не пытаются решить стоящие задачи. Пора уже печь пасхальные куличи, а не вносить коррективы в имеющийся рецепт приготовления рождественского пудинга.

А чего стоит очередная попытка внести в СП 5.13130 глупость, которая может поставить в тупик любого грамотного специалиста:

«14.1.1. Выбор типа автоматических пожарных извещателей рекомендуется производить в соответствии с их чувствительностью к тестовым очагам по ГОСТ Р 53325».

Тестовые очаги для всех типов ИП, за исключением специальных дополнительных тестовых очагов для аспирационных, одинаковы. И задача любого ИП - пройти эти тесты. И никто и нигде не найдет конкретных числовых показателей этой чувствительности к тестовым пожарам, чтобы один конкретный извещатель можно было сравнить с другим и сделать какой-то выбор. Видимо, это было сделано только для того, чтобы в исходный текст из НПБ 88-2001 не вносить серьезных изменений:

«12.1. Выбор типа точечного дымового пожарного извещателя рекомендуется производить в соответствии с его способностью обнаруживать различные типы дымов, которая может быть определена по ГОСТ Р 50898».

Но и в редакции НПБ 88-2001 это уже было непрофессионально. Дымовой пожарный извещатель обязан обнаруживать все типы дымов, иначе он не может называться дымовым. Решать задачу достоверного и своевременного обнаружения пожара нужно совсем с других позиций, а не пытаться одну глупость подменять другой. Хорошо бы, прежде всего, определиться с такими характеристиками системы, как своевременность и достоверность обнаружения пожара, чем они определяются, достигаются и как их нормировать. И только после этого давать какие-то рекомендации.

На мой взгляд, не имея четкого понимания значения этих характеристик, нельзя говорить о какой-то эффективности самой пожарной сигнализации, и это требует серьезного изучения и обсуждения.

А тут в проекте новой редакции СП 5.13130 появляется еще и новый кувырок - обнаружились попытки дать некие преференции газовым пожарным из-вещателям, с которыми уже лет как десять за рубежом окончательно определились, и не в их пользу.

Все приведенные выше примеры - результаты бессистемной работы. Отсутствие требований к основным характеристикам АУПС подменяется хаотичным набором частных правил проектирования.

Свод правил СП 5.13130 является нормативным документом нижнего уровня. И рано или поздно вместо него необходимо будет разрабатывать национальный стандарт. Но при СП 5.13130 в его сегодняшней редакции об этом даже не приходится говорить.

НЕКОТОРЫЙ ЭКСКУРС В МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ

В европейском стандарте EN 54-14 «Требования к планированию, проектированию, монтажу, эксплуатации и техническому обслуживанию» прямо в введении указано:

«1. Область применения

В данном стандарте изложены обязательные для выполнения требования по использованию автоматических систем пожарной сигнализации, т.е. обнаружению и/или оповещению в случае возникновения пожара. В стандарте рассматриваются вопросы планирования и проектирования систем пожарной сигнализации, их монтажа, ввода в эксплуатацию, порядка эксплуатации и технического обслуживания».

Обратите внимание на используемый термин «требования». И эти требования распространяются именно к конечному продукту - пожарной сигнализации.

Нет никакой необходимости разделять проектирование, монтаж, эксплуатацию и техническое обслуживание по разным нормативным документам. Заметим, что в нашей стране ни по монтажу, ни по эксплуатации и техническому обслуживанию пожарной сигнализации никаких документов до сих пор не создано. Требования к пожарной сигнализации на всех этапах жизненного цикла должны оставаться неизменными. А сейчас предъявить претензии на несоответствие эксплуатируемой пожарной сигнализации существующим требованиям на основании имеющихся нормативных документов просто невозможно. Проектировалось одно, смонтировано уже было по-другому, а в процессе нескольких лет эксплуатации и технического обслуживания появилось третье. И вот этот вопрос в EN 54-14 закрыт был навсегда.

А теперь, для примера, еще одно из общих положений из EN 54-14:

«6.4.1. Пожарные извещатели: Общие положения

При выборе типа извещателей следует учитывать следующие факторы:

Тип материалов на защищаемом объекте и их горючесть;

Размеры и расположение помещений (особенно высота потолка);

Наличие вентиляции и отопления;

Условия окружающей среды в помещениях;

Вероятность ложных срабатываний;

Нормативные акты. Выбранный тип пожарных извещателей должен с учетом условий окружающей среды в местах, где планируется их установка, обеспечивать как можно более раннее гарантированное обнаружение пожара и передачу сигнала пожарной тревоги. Не существует таких типов изве-щателей, которые бы подходили для использования во всех условиях. В конечном счете, этот выбор зависит от конкретных условий».

И вот только после этого даются конкретные указания по применению каждого типа ИП, которые в какой-то степени имеются и в нашем СП 5.13130.

Однако есть и принципиальные отличия. Одним из факторов, влияющих на выбор ИП, как видно из приведенного перечня, является вероятность ложных срабатываний. И этому понятию нашлось место в EN 54-14:

«4.5. Ложная тревога

Подача сигналов ложной тревоги и связанное с этим нарушение нормального функционирования системы представляют собой серьезную проблему и могут привести к тому, что будет проигнорирован настоящий сигнал пожарной тревоги. Поэтому лица, отвечающие за планирование, установку и эксплуатацию системы должны уделять самое пристальное внимание недопущению подачи сигналов ложной тревоги».

Так во многих национальных стандартах, которые подчас более строгие, чем общеевропейские, уже более десяти лет нормируют величину вероятности ложных срабатываний. Вот он, подход настоящих специалистов своего дела.

А у нас в стране в это время авторы норм предпочитают не давать прямых ответов на вопросы из многолетней повседневной практики. А может они специально делают так, чтобы можно было постоянно с народом общаться с помощью писем-разъяснений и писем «счастья».

Чего стоит только одно нижеприведенное требование в проекте СП 5.13130:

«18.5. Требуемая вероятность безотказной работы технических средств, принятая в соответствии с методикой расчета рисков в зависимости от пожарной опасности объекта, обеспечивается параметрами надежности технических средств конкретной системы при проведении функциональных проверок в процессе эксплуатации, с рассчитанной периодичностью в соответствии с Комментариями к ».

То есть, прежде чем разработать рабочую документацию на пожарную сигнализацию и определиться с требуемой величиной вероятности безотказной работы, нужно провести функциональную проверку в процессе эксплуатации этой конкретной пожарной сигнализации на данном конкретном объекте с определенной периодичностью. Вы думаете, этим кто-то будет руководствоваться при проектировании? И тогда зачем такое правило писать?

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТРЕБОВАНИЙ К ПОЖАРНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ

Чтобы была причинно-следственная связь требований к пожарной сигнализации между Федеральным законом от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и новым нормативным документом, предлагается его изложить в следующем виде.

Перечислить решаемые задачи в той последовательности, как я это сделал в самом начале данной статьи: достоверность обнаружения пожара, своевременность обнаружения пожара, устойчивость АУПС и СПС к внешним воздействиям окружающей среды, контроль за текущим состоянием АУПС и СПС со стороны дежурного персонала, взаимодействие АУПС и СПС с другими подсистемами противопожарной защиты, безопасность людей от поражения электрическим током, и уже после этого раскрывать каждую составляющую.

Примерно это могло бы выглядеть так: 1. Достоверность обнаружения пожара обеспечивается:

■ выбором типа ИП;

■ формированием зон контроля пожарной сигнализации;

■ алгоритмом принятия решения о пожаре;

■ защищенностью от ложных срабатываний.

1.1. Выбор типа ИП:

1.1.1. ИПДОТ позволяют...

1.1.2. ИПТ позволяют...

1.1.3. ИПДЛ позволяют...

1.1.4. ИПДА позволяют.

1.2. Формирование зон контроля пожарной сигнализации:

Зачем они формируются, какие на них налагаются ограничения?

1.3. Алгоритмы принятия решения о пожаре, повышающие достоверность:

1.3.1. . «Пожар 1» . «Пожар 2».

1.3.2. ... «Внимание» ... «Пожар». 1.4. Защищенность от ложных срабатываний:

1.4.1. Использование комбинированных ИП...

1.4.2. Использование мультикритериаль-ных ИП... (только сначала надо понять, что это такое).

1.4.3. Использование ИП с защитой от частиц, не являющихся продуктами горения...

1.4.4. Степень жесткости технических средств пожарной автоматики к электромагнитным воздействиям.

2. Своевременность обнаружения пожара обеспечивается:

2.1. Тепловые ИП размещать так-то и там-то.

2.2. Дымовые точечные ИП размещать...

2.3. Ручные пожарные извещатели следует размещать.

3. Устойчивость АУПС и СПС к внешним воздействиям достигается:

■ выбором соответствующей топологии построения установки или системы пожарной сигнализации;

■ устойчивостью к внешним механическим воздействиям;

■ устойчивостью к электромагнитным помехам;

■ устойчивостью линий связи в условиях пожара;

■ резервированием источников питания и линий электропитания.

3.1. Выбор топологии структуры.

3.2. Устойчивость к внешним механическим воздействиям:

3.2.1. Приборы следует размещать...

3.2.2. Линии связи следует прокладывать.

3.3. Устойчивость линий связи в условиях пожара.

3.4. Устойчивость к электромагнитным помехам.

3.5. Требования к электропитанию.

4. Визуализация текущего состояния АУПС и СПС обеспечивается:

4.1. Дежурный персонал должен иметь непрерывный визуальный и звуковой контроль.

4.2. Дежурный персонал должен иметь доступ к необходимой информации...

4.3. Дежурный персонал должен иметь доступ к органам управления для оперативного вмешательства.

5. Взаимодействие АУПС с другими подсистемами противопожарной защиты:

5.1. Управление АУПТ и СОУЭ 5 типа должно осуществляться.

5.2. Управление СОУЭ 1-4 типа должно осуществляться.

5.3. Управление противодымной вентиляцией должно осуществляться.

5.4. Сигналы о пожаре с объектов пожарной категории Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, и Ф4.2 должны дублироваться...

5.5. Сигналы о пожаре с объектов, не имеющих круглосуточных пожарных постов, должны передаваться...

5.6. Совместимость различных технических средств пожарной автоматики между собой.

6. Обеспечение безопасности людей от поражения электрическим током обеспечивается:

6.1. Заземление...

6.2. Защиту органов управления от случайного доступа должны обеспечить.

Это, конечно, не догма, это можно рассматривать, как одно из предложений по структуре нового документа.

Как только уже имеющиеся в СП 5.13130 требования будут расставлены по предлагаемым местам, станет видно, достаточно ли их для решения стоящих задач или нет. Появятся требования, которым так и не нашлось место в этой структуре. В этом случае придется оценить их необходимость. Вполне возможно, что часть положений или правил будет иметь смысл сосредоточить в неких рекомендациях, которые могут носить не обязательный для выполнения характер.

Могу утверждать, что в процессе работы над такой структурой принципиально нового документа появится много новых проблем. К примеру, как соотнести необходимую достоверность обнаружения пожара и своевременность обнаружения. Если требуется повышенная своевременность обнаружения, то два ИП, находящихся в одном помещении, необходимо включать по схеме «ИЛИ», а то достаточно и одного ИП, если, при этом, выполняются некоторые другие граничные условия. А, если требуется повышенная достоверность в ущерб своевременности обнаружения, то эти два ИП придется включать по схеме «И». Кто должен принять такое решение и в каком случае?

НЕМНОГО О НАБОЛЕВШЕМ

Тут же хочется вспомнить вопрос электрической и информационной совместимости различных технических средств пожарной автоматики между собой. В целях минимизации затрат на технические средства пожарной автоматики очень часто принимается решение об использовании одного блока от одного производителя, другого блока от второго производителя. А третьего от третьего. Т.е. идет скрещивание между собой ежей и ужей. В проекте новой редакции указано, что для этого они должны быть совместимы между собой. Только вот нет ничего по поводу того, кто эту совместимость должен проверять и оценивать. Если речь идет о продукции одного производителя, то это проверяется в процессе сертификационных испытаний специально подготовленными экспертами.

А вот право совмещать компоненты приборов от разных производителей между собой дано любому. Чудеса, да и только. На мой соответствующий вопрос авторам такой нормы мне был дан ответ, что ведь этим занимаются «опытные специалисты». Тогда зачем в своде правил для этих «опытных специалистов» указывается столько мелких и подробных особенностей по прокладке шлейфов пожарной сигнализации и другой всякой мелочевки. Зачем на это переводить столько бумаги? Если надо, сами разберутся. Вот такой подход авторов к своим собственным нормативным документам.

И еще хочется вернуться к месту пожарных приборов управления, о которых я тут уже дважды упоминал. Если взять своды правил на смежные системы противопожарной защиты (по оповещению людей о пожаре, противодымной защите, внутреннему пожарному водопроводу, лифтам и т.п.), то в них идет речь только о порядке использования конечных исполнительных устройствах (оповещате-лей, вентиляторов, электроприводов, клапанов и т.п.). Подразумевается, что сигналы на них поступают от установок или систем пожарной сигнализации, однако ничего не прописано про использование для управления этими исполнительными устройствами пожарных приборов управления. Таким образом, на протяжении уже многих лет из норм выпало целое звено в виде приборов управления. Все об этом знают, но до сих пор все авторы противопожарных норм эту тему тщательно обходят, каждый при этом кивает на закон ФЗ № 123. Только вот по закону в п. 3. ст. 103 и в п. 3. ст. 103 эти приборы управления, как это ни покажется странным, относятся к пожарной сигнализации. Возможно, это и не так плохо. Только тогда их нужно учесть в соответствующих требованиях. Не должно быть белых пятен в пожарной безопасности.

ВЫВОД, ИЛИ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Если не провести работы по кардинальному пересмотру принципа построения и содержания свода правил СП 5.13130, то говорить о его беспроблемном применении в практической деятельности не придется. Дальнейшее накатывание снежного кома результатов не даст, это давно уже все поняли. За более чем 30 лет его «совершенствования» слишком многое изменилось. Не обозначив стоящие перед данным документом задачи, мы никогда не добьемся их выполнения, и он так и останется неким подобием поваренной книги с очень сложным и противоречивым рецептом. Надеемся, что сотрудники ФГБУ ВНИИПО МЧС России найдут решение этой задачи, иначе придется привлекать силы общественности.

    Рассмотрено проектное решение системы противопожарной защиты для школы. Система включена в перечень инновационной, высокотехнологичной продукции и технологий. Она построена на оборудовании российского производства (ЮНИТЕСТ, Москва) - адресном приборе приемно-контрольном ЮНИТРОНИК 496М. Дополнительный набор оборудования позволяет управлять и контролировать установки дымоудаления и пожаротушения. Внедрение «Юнитроник 496М» позволяет обеспечить снижение так называемой «стоимости владения». Бесплатное ПО, наличие «шаблонного» программирования, систем самотестирования, лазерного и аналоговых тестеров, штанги-съемника для извещателей и других инновационных технических решений, существенно упрощает техническое обслуживание, и соответственно - эксплуатационные расходы.

  • В этой части статьи автор продолжает высказывает свои соображения по поводу нормотворчества в области безопасности. Речь идет о работе в этом направлении двух комитетов ТК 234 и ТК 439. По факту эти комитеты работают не очень согласованно, что привело к появлению сходных по названию, но принципиально отличающихся по своей сути стандартов. В статье автор подробно остановился на трех документах: ГОСТ Р 57674-2017 «Интегрированные системы безопасности. Общие положения» и ГОСТ Р 53195.1-2008 «Безопасность функциональная связанных с безопасностью зданий и сооружений систем. Часть 1 Основные положения», ГОСТ Р 53704-2009 «Системы безопасности комплексные и интегрированные. Общие технические требования». Отмеченная им терминологическая неразбериха вкупе с нарушением действующего законодательства, указывают на наличие серьезных внутренних противоречий в самой сути понятия «комплексные системы безопасности».

    В успешной деятельности любого муниципального образования большую роль играет обеспечение безопасности, создания условий для комфортного проживания жителей и выявления различного рода административных и криминальных нарушений. Список обязанностей администрации очень обширный. Но недостаток количественного состава сил полиции и других контролирующих органов мешает оперативному принятию мер и своевременному оказанию помощи. Привлечение частных мониторинговых компаний может повысить качество жизни его жителей, создать лучшие условия для бизнеса.

  • В России, за несколько лет до истечения глобального патента 3М на Новек™1230, сразу несколько фирм из Китая начали активно предлагать собственную «альтернативу»- вещество с международным обозначением FK 5-1-12. Предъявляемые на выставках сертификаты «UL» на это вещество при внимательном изучении оказываются выданными «только на образцы, предоставленные для исследования» и «не распространяются на серийное производство». Применение такого вещества неотъемлемо связано с рисками: нет гарантии корректной работы системы и обеспечения полного перехода жидкости в газ за нормативное время, не известно обеспечит ли FK 5-1-12 приемлемый уровень безопасности для людей. Компания 3М продает инновационное вещество Новек™1230 только через авторизованных ОЕМ-партнеров, чтобы исключить подобные риски. Авторизация партнеров происходит через полный цикл испытаний оборудования ОЕМ-партнера. Проводит и публикует свои исследования и испытания на качество систем с данным огнетушащим веществом. Применение в «неавторизованном» оборудовании чревато риском его некорректной работы.

  • Первая статья цикла материалов, посвященных устройствам ППУ «Гефест». Обязательным элементом конструкции насосов, задвижек и вентиляторов, входящих в систему пожарной автоматики, являются электродвигатели. От исправной работы его зависит работа всей системы. Зачастую возникает проблема отсутствия функции контроля исправности линии связи между элементом управления двигателем и непосредственно самим двигателем. Для решения задачи ГК «Гефест» был разработан Блок контроля и пуска БКП380, из состава ППУ «Гефест». БКП380 представляет собой простое в эксплуатации устройство, которое полностью решает задачу по контролю линии связи между ППУ и трехфазным электродвигателем 220 / 380 В, с достаточно информативной индикацией на корпусе.

  • Проектно-монтажную организацию и производителя систем противопожарной защиты за рубежом выбирает, как правило, страховая компания. У нее есть свои перечни производителей оборудования, с которыми они могут вести дела и кому доверяют. Заказчик находится в стороне от всех принимаемых решений. Вопросы текущего обслуживания систем противопожарной защиты объектов за рубежом по большей части решаются с помощью специализированных компаний, которых в Европе не так уж и много: в целом не более десятка аналогичных, и не более сотни чуть ниже уровнем.

СП 5.13130.2009

СВОД ПРАВИЛ

Системы противопожарной защиты

УСТАНОВКИ ПОЖАРНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ И ПОЖАРОТУШЕНИЯ АВТОМАТИЧЕСКИЕ

Нормы и правила проектирования

Systems of fire protection. Automatic fire-extinguishing and alarm systems. Designing and regulations rules

ОКС 13.220.10 ОКП 48 5487

Дата введения 2009-05-01

Предисловие

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" , а правила применения сводов правил - постановлением Правительства Российской Федерации "О порядке разработки и утверждения сводов правил" от 19 ноября 2008 г. N 858

Сведения о своде правил

1 РАЗРАБОТАН ФГУ ВНИИПО МЧС России

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 274 "Пожарная безопасность"

4 ЗАРЕГИСТРИРОВАН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему своду правил публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего свода правил соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте разработчика (ФГУ ВНИИПО МЧС России) в сети Интернет

ВНЕСЕНО Изменение N 1 , утвержденное и введенное в действие Приказом МЧС России от 01.06.2011 N 274 c 20.06.2011

Изменение N 1 внесено изготовителем базы данных

1 Область применения

1.1 Настоящий свод правил разработан в соответствии со статьями 42 , 45 , 46 , 54 , 83 , 84 , 91 , 103 , 104 , 111 -116 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-

ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" , является нормативным документом по пожарной безопасности в области стандартизации добровольного применения и устанавливает нормы и правила проектирования автоматических установок пожаротушения и сигнализации.

1.2 Настоящий свод правил распространяется на проектирование автоматических установок пожаротушения и пожарной сигнализации для зданий и сооружений различного назначения, в том числе возводимых в районах с особыми климатическими и природными условиями. Необходимость применения установок пожаротушения и пожарной сигнализации определяется в соответствии с приложением А, стандартами, сводами правил и другими документами, утвержденными в установленном порядке.

1.3 Настоящий свод правил не распространяется на проектирование автоматических установок пожаротушения и пожарной сигнализации:

- зданий и сооружений, проектируемых по специальным нормам;

- технологических установок, расположенных вне зданий;

- зданий складов с передвижными стеллажами;

- зданий складов для хранения продукции в аэрозольной упаковке;

- зданий складов с высотой складирования грузов более 5,5 м.

1.4 Настоящий свод правил не распространяется на проектирование установок пожаротушения для тушения пожаров класса Д (по ГОСТ 27331 ), а также химически активных веществ и материалов, в том числе:

- реагирующих с огнетушащим веществом со взрывом (алюминийорганические соединения, щелочные металлы);

- разлагающихся при взаимодействии с огнетушащим веществом с выделением горючих газов (литийорганические соединения, азид свинца, гидриды алюминия, цинка, магния);

- взаимодействующих с огнетушащим веществом с сильным экзотермическим эффектом (серная кислота, хлорид титана, термит);

- самовозгорающихся веществ (гидросульфит натрия и др.).

1.5 Настоящий свод правил может быть использован при разработке специальных технических условий на проектирование автоматических установок пожаротушения и сигнализации.

В настоящем своде правил использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 50588-93 Пенообразователи для тушения пожаров. Общие технические требования и методы испытаний

ГОСТ Р 50680-94 Установки водяного пожаротушения автоматические. Общие технические требования. Методы испытаний

ГОСТ Р 50800-95 Установки пенного пожаротушения автоматические. Общие технические требования. Методы испытаний

ГОСТ Р 50969-96 Установки газового пожаротушения автоматические. Общие технические требования. Методы испытаний

ГОСТ Р 51043-2002 Установки водяного и пенного пожаротушения автоматические. Оросители. Общие технические требования. Методы испытаний

ГОСТ Р 51046-97 Техника пожарная. Генераторы огнетушащего аэрозоля. Типы и основные параметры

ГОСТ Р 51049-2008 Техника пожарная. Рукава пожарные напорные. Общие технические требования. Методы испытаний

ГОСТ Р 51052-2002 Установки водяного и пенного пожаротушения автоматические. Узлы управления. Общие технические требования. Методы испытаний

ГОСТ Р 51057-2001 Техника пожарная. Огнетушители переносные. Общие технические требования. Методы испытаний

ГОСТ 51091-97 Установки порошкового пожаротушения автоматические. Типы и основные параметры

ГОСТ Р 51115-97 Техника пожарная. Стволы пожарные лафетные комбинированные. Общие технические требования. Методы испытаний

ГОСТ Р 51737-2001 Установки водяного и пенного пожаротушения автоматические. Муфты трубопроводные разъемные. Общие технические требования. Методы испытаний

ГОСТ Р 51844-2009 Техника пожарная. Шкафы пожарные. Общие технические требования. Методы испытаний

ГОСТ Р 53278-2009 Техника пожарная. Клапаны пожарные запорные. Общие технические требования. Методы испытаний

ГОСТ Р 53279-2009 Головки соединительные для пожарного оборудования. Типы, основные параметры и размеры

ГОСТ Р 53280.3 Установки пожаротушения автоматические. Огнетушащие вещества. Часть 3. Газовые огнетушащие вещества. Методы испытаний

ГОСТ Р 53280.4-2009 Установки пожаротушения автоматические. Огнетушащие вещества. Часть 4. Порошки огнетушащие общего назначения. Общие технические требования. Методы испытаний

ГОСТ Р 53281-2009 Установки газового пожаротушения автоматические. Модули и батареи. Общие технические требования. Методы испытаний

ГОСТ Р 53284-2009 Техника пожарная. Генераторы огнетушащего аэрозоля. Общие технические требования. Методы испытаний

ГОСТ Р 53315-2009 Кабельные изделия. Требования пожарной безопасности. Методы испытаний

ГОСТ Р 53325-2009 Техника пожарная. Технические средства пожарной автоматики. Общие технические требования. Методы испытаний

ГОСТ Р 53331-2009 Техника пожарная. Стволы пожарные ручные. Общие технические требования. Методы испытаний

ГОСТ Р 53329-2009 Установки водяного и пенного пожаротушения роботизированные. Общие технические требования. Методы испытаний

ГОСТ 2.601-95 ЕСКД Эксплуатационные документы ГОСТ 9.032-74 ЕСЗКС Покрытия лакокрасочные. Группы, технические

требования и обозначения ГОСТ 12.0.001-82 ССБТ Основные положения

ГОСТ 12.0.004-90 ССБТ Организация обучения безопасности труда. Общие положения

ГОСТ 12.1.004-91 Пожарная безопасность. Общие требования ГОСТ 12.1.005-88 ССБТ Общие санитарно-гигиенические требования к

воздуху рабочей зоны ГОСТ 12.1.019-79 ССБТ Электробезопасность. Общие требования и

номенклатура видов защиты ГОСТ 12.1.030-81 ССБТ Электробезопасность. Защитное заземление,

зануление ГОСТ 12.1.033-81 ССБТ Пожарная безопасность. Термины и определения

ГОСТ 12.1.044-89 ССБТ Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения

ГОСТ 12.2.003-91 ССБТ Оборудование производственное. Общие требования безопасности

ГОСТ 12.2.007.0-75 ССБТ Изделия электротехнические. Общие требования безопасности

ГОСТ 12.2.047-86 ССБТ Пожарная техника. Термины и определения ГОСТ 12.2.072-98 Роботы промышленные. Роботизированные

технологические комплексы. Требования безопасности и методы испытаний

ГОСТ 12.3.046-91 ССБТ Установки пожаротушения автоматические. Общие технические требования

ГОСТ 12.4.009-83 ССБТ Пожарная техника для защиты объектов. Основные виды, размещение и обслуживание

ГОСТ Р 12.4.026-2001 ССБТ Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний

ГОСТ 3262-75 Трубы стальные водогазовые. Технические условия ГОСТ 8732-78 Трубы стальные бесшовные горячедеформированные.

Сортамент ГОСТ 8734-75 Трубы стальные бесшовные холоднодеформированные.

Сортамент ГОСТ 10704-91 Трубы стальные электросварные прямошовные.

Сортамент ГОСТ 14202-69 Трубопроводы промышленных предприятий.

Опознавательная окраска, предупреждающие знаки и маркировочные щитки ГОСТ 14254-96 Степени защиты, обеспечиваемые оболочками ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия.

Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды

ГОСТ 21130-75 Изделия электротехнические. Зажимы заземляющие и знаки заземления. Конструкция и размеры

ГОСТ 23511-79 Радиопомехи индустриальные от электрических устройств, эксплуатируемых в жилых домах или подключаемых к их электрическим сетям. Нормы и методы измерений

ГОСТ 27331-87 Пожарная техника. Классификация пожаров ГОСТ 28130-89 Пожарная техника. Огнетушители, установки

пожаротушения и пожарной сигнализации. Обозначения условные графические

ГОСТ 28338-89* Соединения трубопроводов и арматура. Проходы условные (размеры номинальные). Ряды

Примечание - При пользовании настоящим сводом правил целесообразно проверить действие ссылочных стандартов, сводов правил и классификаторов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим сводом правил следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем своде правил применяют следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 автоматический пуск установки пожаротушения: Пуск установки от ее технических средств без участия человека.

3 . 2 автоматическая установка

пожаротушения

Установка

пожаротушения,

автоматически

срабатывающая

превышении

контролируемым фактором (факторами) пожара установленных пороговых значений в защищаемой зоне.

3 . 3 автоматический водопитатель: Водопитатель, автоматически обеспечивающий давление в трубопроводах, необходимое для срабатывания узлов управления.

3 . 4 автоматический пожарный извещатель: Пожарный извещатель,

реагирующий на факторы, сопутствующие пожару.

3 . 5 автономная установка пожаротушения: Установка пожаротушения,

автоматически осуществляющая функции обнаружения и тушения пожара независимо от внешних источников питания и систем управления.

3 . 6 автономный пожарный извещатель: Пожарный извещатель,

реагирующий на определенный уровень концентрации аэрозольных продуктов горения (пиролиза) веществ и материалов и, возможно, других факторов пожара, в корпусе которого конструктивно объединены автономный источник питания и все компоненты, необходимые для обнаружения пожара и непосредственного оповещения о нем.

3 . 7 агрегатная установка пожаротушения: Установка пожаротушения, в

которой технические средства обнаружения пожара, хранения, выпуска и транспортирования огнетушащего вещества конструктивно представляют собой самостоятельные единицы, монтируемые непосредственно на защищаемом объекте.

3 . 8 адресный пожарный извещатель: Пожарный извещатель, который передает на адресный приемно-контрольный прибор код своего адреса вместе с извещением о пожаре.

3 . 9 акселератор: Устройство, обеспечивающее при срабатывании спринклерного оросителя открытие спринклерного воздушного сигнального клапана при незначительном изменении давления воздуха в питающем трубопроводе.

3 . 1 0 батарея газового пожаротушения: Группа модулей газового пожаротушения, объединенных общим коллектором и устройством ручного пуска.

3 . 1 1 ветвь распределительного трубопровода: Участок рядка распределительного трубопровода, расположенного с одной стороны питающего трубопровода.

3 . 1 2 водозаполненная установка: Установка, у которой подводящий, питающий и распределительный трубопроводы в дежурном режиме заполнены водой.

Примечание - Установка предназначена для работы в условиях положительных температур.

3.13 водопитатель: Устройство, обеспечивающее работу АУП с расчетным расходом и давлением воды и (или) водного раствора, указанными в технической документации, в течение установленного времени.

3 . 1 4 воздушная установка: Установка, у которой в дежурном режиме подводящий трубопровод заполнен водой, а питающий и распределительный трубопроводы заполнены воздухом.

3 . 1 5 вспомогательный водопитатель: Водопитатель, автоматически поддерживающий давление в трубопроводах, необходимое для срабатывания узлов управления, а также расчетные расход и давление воды и (или) водного раствора до выхода на рабочий режим основного водопитателя.

3.16 газовый пожарный извещатель: Пожарный извещатель, реагирующий на газы, выделяющиеся при тлении или горении материалов.

3.17 генератор огнетушащего аэрозоля (ГОА): Устройство для получения огнетушащего аэрозоля с заданными параметрами и подачи его в защищаемое помещение.

3.18 гидроускоритель: Устройство, обеспечивающее уменьшение времени срабатывания дренчерного сигнального клапана с гидроприводом.

3.19 дежурный режим АУП: Состояние готовности АУП к срабатыванию.

3 . 2 0 диктующий ороситель (распылитель): Ороситель (распылитель),

наиболее высоко расположенный и (или) удаленный от узла управления.

3 . 2 1 дистанционное включение (пуск) установки: Включение (пуск)

установки вручную от пусковых элементов, устанавливаемых в защищаемом помещении или рядом с ним, в диспетчерской или на пожарном посту, у защищаемого сооружения или оборудования.

3.22 дистанционный пульт: Пульт управления, располагаемый в пультовой, обособленном или отгороженном помещении.

3.23 дифференциальный тепловой пожарный извещатель: Пожарный извещатель, формирующий извещение о пожаре при превышении скоростью нарастания температуры окружающей среды установленного порогового значения.

3.25 дренчерная установка пожаротушения: Установка пожаротушения,

оборудованная дренчерными оросителями или генераторами пены.

3.26 дренчерный ороситель (распылитель): Ороситель (распылитель) с

открытым выходным отверстием.

3.27 дымовой ионизационный (радиоизотопный) пожарный извещатель:

Пожарный извещатель, принцип действия которого основан на регистрации изменений ионизационного тока, возникающих в результате воздействия на него продуктов горения.

3.28 дымовой оптический пожарный извещатель: Пожарный извещатель,

реагирующий на продукты горения, способные воздействовать на поглощающую или рассеивающую способность излучения в инфракрасном, ультрафиолетовом или видимом диапазонах спектра.

3.29 дымовой пожарный извещатель: Пожарный извещатель, реагирующий на частицы твердых или жидких продуктов горения и (или) пиролиза в атмосфере.

3.30 запас огнетушащего вещества: Требуемое количество огнетушащего вещества, хранящееся на объекте в целях восстановления расчетного количества или резерва огнетушащего вещества.

3.31 запорно-пусковое устройство: Запорное устройство, устанавливаемое на сосуде (баллоне) и обеспечивающее выпуск из него огнетушащего вещества.

3.32 Нормативная (для спринклерной АУП) или расчетная (для дренчерной АУП) площадь, в пределах которой обеспечиваются нормативная интенсивность орошения и соответственно нормативный или расчетный расход огнетушащего вещества.

3.33 зона контроля пожарной сигнализации (пожарных извещателей):

Совокупность площадей, объемов помещений объекта, появление в которых факторов пожара будет обнаружено пожарными извещателями.

3 . 3 4 инерционность установки пожаротушения: Время с момента достижения контролируемым фактором пожара порога срабатывания чувствительного элемента пожарного извещателя, спринклерного оросителя либо побудительного устройства до начала подачи огнетушащего вещества в защищаемую зону.

Примечание - Для установок пожаротушения, в которых предусмотрена задержка времени на выпуск огнетушащего вещества с целью безопасной эвакуации людей из защищаемого помещения и (или) для управления технологическим оборудованием, это время входит в инерционность АУП.

3 . 3 5 интенсивность подачи огнетушащего вещества: Количество огнетушащего вещества, подаваемое на единицу площади (объема) в единицу времени.

3.36 камера задержки: Устройство, установленное на линии сигнализатора давления и предназначенное для сведения к минимуму вероятности подачи ложных сигналов тревоги, вызываемых приоткрыванием спринклерного сигнального клапана вследствие резких колебаний давления источника водоснабжения.

3.37 комбинированный пожарный извещатель: Пожарный извещатель,

реагирующий на два или более фактора пожара.

3 . 38 местный пульт управления: Пульт управления, располагаемый в непосредственной близости от управляемого технического средства АУП.

3.39 линейный пожарный извещатель (дымовой, тепловой): Пожарный извещатель, реагирующий на факторы пожара в протяженной, линейной зоне.

3 . 4 0 магистральный трубопровод: Трубопровод, соединяющий распределительные устройства установок газового пожаротушения с распределительными трубопроводами.

3 . 4 1 максимально-дифференциальный тепловой пожарный извещатель: Пожарный извещатель, совмещающий функции максимального и дифференциального тепловых пожарных извещателей.

3 . 4 2 максимальный тепловой пожарный извещатель: Пожарный извещатель, формирующий извещение о пожаре при превышении температурой окружающей среды установленного порогового значения - температуры срабатывания извещателя.

3.43 местное включение (пуск) установки: Включение (пуск) установки от пусковых элементов, устанавливаемых в помещении насосной станции или станции пожаротушения, а также от пусковых элементов, устанавливаемых на модулях пожаротушения.

3.44 минимальная площадь орошения: Минимальная площадь, на которую при срабатывании АУП воздействует огнетушащее вещество с интенсивностью орошения не менее нормативной.

3.45 модуль пожаротушения:

3 . 46 модульная насосная установка: Насосная установка, технические средства которой смонтированы на единой раме.

3 . 4 7 модульная установка пожаротушения: Установка пожаротушения,

состоящая из одного или нескольких модулей, объединенных единой системой обнаружения пожара и приведения их в действие, способных самостоятельно выполнять функцию пожаротушения и размещенных в защищаемом помещении или рядом с ним.

3.48 модуль пожаротушения: Устройство, в корпусе которого совмещены функции хранения и подачи огнетушащего вещества при воздействии пускового импульса на привод модуля.

3 . 4 9 модуль пожаротушения импульсный: Модуль пожаротушения с продолжительностью подачи огнетушащего вещества до 1 с.

3 . 5 0 насадок: Устройство для выпуска и распределения газового огнетушащего вещества или огнетушащего порошка.

3.51 номинальное (условное) давление: Наибольшее избыточное рабочее давление при температуре рабочей среды 20 °C, при котором обеспечивается заданный срок службы соединений трубопроводов и арматуры, имеющих определенные размеры, обоснованные расчетом на прочность при выбранных материалах и характеристиках прочности их при температуре 20 °C.

3 . 5 2 номинальный (условный) проход: Параметр, применяемый для трубопроводных систем в качестве характеристики присоединительных частей, например соединений трубопроводов, фитингов и арматуры.

3 . 5 3 нормативная интенсивность подачи огнетушащего вещества:

Интенсивность подачи огнетушащего вещества, установленная в нормативной документации.

3.54 нормативная огнетушащая концентрация: Огнетушащая концентрация,

установленная в действующих нормативных документах.

3 . 5 5 огнетушащий аэрозоль: Продукты горения аэрозолеобразующего состава, оказывающие огнетушащее действие на очаг пожара.

3.56 огнетушащее вещество: Вещество, обладающее физико-химическими свойствами, позволяющими создать условия для прекращения горения.

3.57 огнетушащая концентрация: Концентрация огнетушащего вещества в объеме, создающая среду, не поддерживающую горение.

3.58 ороситель: Устройство, предназначенное для тушения, локализации или блокирования пожара путем распыливания воды и (или) водных растворов.

3 . 5 9 ороситель с контролем состояния: Спринклерный ороситель,

обеспечивающий выдачу в систему управления АУП и (или) в диспетчерский пункт сигнала о срабатывании теплового замка этого оросителя.

3 . 6 0 ороситель с управляемым приводом: Ороситель с запорным устройством выходного отверстия, вскрывающимся при подаче управляющего импульса (электрического, гидравлического, пневматического, пиротехнического или комбинированного).

3 . 6 1 основной водопитатель: Водопитатель, обеспечивающий работу установки пожаротушения с расчетным расходом и давлением воды и (или) водного раствора в течение нормируемого времени.

3 . 6 2 параметр негерметичности помещения: Величина, численно характеризующая негерметичность защищаемого помещения и определяемая как отношение суммарной площади постоянно открытых проемов к объему защищаемого помещения.

3.63 питающий трубопровод: Трубопровод, соединяющий узел управления с распределительными трубопроводами.

3.64 побудительная система: Трубопровод, заполненный водой, водным раствором, сжатым воздухом, или трос с тепловыми замками, предназначенные для автоматического и дистанционного включения водяных и пенных дренчерных установок пожаротушения, а также установок газового или порошкового пожаротушения.

3 . 6 5 подводящий трубопровод: Трубопровод, соединяющий источник огнетушащего вещества с узлами управления.

3.66 пожарное запорное устройство: Устройство, предназначенное для подачи, регулирования и перекрытия потока огнетушащего вещества.

3 . 6 7 пожарный извещатель (ПИ): Устройство, предназначенное для обнаружения факторов пожара и формирования сигнала о пожаре или о текущем значении его факторов.

3 . 6 8 пожарный извещатель пламени: Прибор, реагирующий на электромагнитное излучение пламени или тлеющего очага.

3.69 пожарный пост: Специальное помещение объекта с круглосуточным пребыванием дежурного персонала, оборудованное приборами контроля состояния и управления средствами пожарной автоматики.

3.70 пожарный сигнализатор: Устройство для формирования сигнала о срабатывании установок пожаротушения и (или) запорных устройств.

3.71 помещение с массовым пребыванием людей: Залы и фойе театров,

кинотеатров, залы заседаний, совещаний, лекционные аудитории, рестораны, вестибюли, кассовые залы, производственные помещения и другие

помещения площадью 50 м и более с постоянным или временным

пребыванием людей (кроме аварийных ситуаций) числом более 1 чел. на 1 м

3.72 прибор пожарный управления: Устройство, предназначенное для формирования сигналов управления автоматическими средствами пожаротушения, противодымной защиты, оповещения, другими устройствами противопожарной защиты, а также контроля их состояния и линий связи с ними.

3 . 7 3 прибор приемно-контрольный пожарный (ППКП): Устройство,

предназначенное для приема сигналов от пожарных извещателей, обеспечения электропитанием активных (токопотребляющих) пожарных извещателей, выдачи информации на световые, звуковые оповещатели дежурного персонала и пульты централизованного наблюдения, а также формирования стартового импульса запуска прибора пожарного управления.

3.74 прибор приемно-контрольный пожарный и управления: Устройство,

совмещающее в себе функции прибора приемно-контрольного пожарного и прибора пожарного управления.

3 . 7 5 рабочий режим АУП: Выполнение АУП своего функционального назначения после срабатывания.

3.76 разбрызгиватель: Ороситель, предназначенный для разбрызгивания воды или водных растворов (средний диаметр капель в разбрызгиваемом потоке более 150 мкм).

Примечание - Допускается вместо термина "разбрызгиватель" употреблять термин "ороситель".

3 . 7 7 распределительное устройство: Запорное устройство,

устанавливаемое на трубопроводе и обеспечивающее пропуск газового огнетушащего вещества в определенный магистральный трубопровод.

Примечание: СП 5.13130.2009 с изменениями №1 "Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования" заменен на СП 5.13130.2013.

СП 5.13130.2009 с изменениями №1 "Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования"

  1. Предисловие
  2. 1. Область применения
  3. 2. Нормативные ссылки
  4. 3. Термины и определения
  5. 4. Общие положения
  6. 5. Водяные и пенные установки пожаротушения
  7. 6. Установки пожаротушения высокократной пеной
  8. 7. Роботизированный пожарный комплекс
  9. 8. Установки газового пожаротушения
  10. 9. Установки порошкового пожаротушения модульного типа
  11. 10. Установки аэрозольного пожаротушения
  12. 11. Автономные установки пожаротушения
  13. 12. Аппаратура управления установок пожаротушения
  14. 13. Системы пожарной сигнализации
  15. 14. Взаимосвязь систем пожарной сигнализации с другими системами и инженерным оборудованием объектов
  16. 15. Электропитание систем пожарной сигнализации и установок пожаротушения
  17. 16. Защитное заземление и зануление. Требования безопасности
  18. 17. Общие положения, учитываемые при выборе технических средств пожарной автоматики
  19. Приложение А. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией. Общие положения
    1. I. Здания
    2. II. Сооружения
    3. III. Помещения
    4. IV. Оборудование
  20. Приложение Б. Группы помещений (производств и технологических процессов) по степени опасности развития пожара в зависимости от их функционального назначения и пожарной нагрузки сгораемых материалов
  21. Приложение В. Методика расчета параметров АУП при поверхностном пожаротушении водой и пеной низкой кратности
  22. Приложение Г. Методика расчета параметров установок пожаротушения высокократной пеной
  23. Приложение Д. Исходные данные для расчета массы газовых огнетушащих веществ
  24. Приложение Е. Методика расчета массы газового огнетушащего вещества для установок газового пожаротушения при тушении объемным способом
  25. Приложение Ж. Методика гидравлического расчета установок углекислотного пожаротушения низкого давления
  26. Приложение З. Методика расчета площади проема для сброса избыточного давления в помещениях, защищаемых установками газового пожаротушения
  27. Приложение И. Общие положения по расчету установок порошкового пожаротушения модульного типа
  28. Приложение К. Методика расчета автоматических установок аэрозольного пожаротушения
  29. Приложение Л. Методика расчета избыточного давления при подаче огнетушащего аэрозоля в помещение
  30. Приложение М. Выбор типов пожарных извещателей в зависимости от назначения защищаемого помещения и вида пожарной нагрузки
  31. Приложение Н. Места установки ручных пожарных извещателей в зависимости от назначений зданий и помещений
  32. Приложение О. Определение установленного времени обнаружения неисправности и ее устранения
  33. Приложение П. Расстояния от верхней точки перекрытия до измерительного элемента извещателя
  34. Приложение Р. Методы повышения достоверности сигнала о пожаре
  35. Библиография

ПРЕДИСЛОВИЕ

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 202 г. № 184–ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения сводов правил - постановлением Правительства Российской Федерации «О порядке разработки и утверждения сводов правил» от 19 ноября 2008 г. № 858.

Сведения о своде правил СП 5.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования"

  • РАЗРАБОТАН ФГУ ВНИИПО МЧС России
  • ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 274 «Пожарная безопасность»
  • УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом МЧС России от 25 марта 2009 г. № 175
  • ЗАРЕГИСТРИРОВАН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии
  • ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
  • Внесено изменение № 1, утвержденное и введенное в действие приказом МЧС России от 01 июня 2011 г. № 274. Дата вступления в силу изменения № 1 - 20 июня 2011 г.

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1 СП 5.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования" разработан в соответствии со статьями 42, 45, 46, 54, 83, 84, 91, 103, 104, 111 - 116 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123–ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», является нормативным документом по пожарной безопасности в области стандартизации добровольного применения и устанавливает нормы и правила проектирования автоматических установок пожаротушения и сигнализации.

1.2 СП 5.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования" распространяется на проектирование автоматических установок пожаротушения и пожарной сигнализации для зданий и сооружений различного назначения, в том числе возводимых в районах с особыми климатическими и природными условиями. Необходимость применения установок пожаротушения и пожарной сигнализации определяется в соответствии с приложением А, стандартами, сводами правил и другими документами, утвержденными в установленном порядке.

1.3 СП 5.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования" не распространяется на проектирование автоматических установок пожаротушения и пожарной сигнализации:

  • зданий и сооружений, проектируемых по специальным нормам;
  • технологических установок, расположенных вне зданий;
  • зданий складов с передвижными стеллажами;
  • зданий складов для хранения продукции в аэрозольной упаковке;
  • зданий складов с высотой складирования грузов более 5,5 м.

1.4 СП 5.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования" не распространяется на проектирование установок пожаротушения для тушения пожаров класса Д (по ГОСТ 27331), а также химически активных веществ и материалов, в том числе:

  • реагирующих с огнетушащим веществом со взрывом (алюминийорганические соединения, ще- лочные металлы);
  • разлагающихся при взаимодействии с огнетушащим веществом с выделением горючих газов (литийорганические соединения, азид свинца, гидриды алюминия, цинка, магния);
  • взаимодействующих с огнетушащим веществом с сильным экзотермическим эффектом (серная кислота, хлорид титана, термит);
  • самовозгорающихся веществ (гидросульфит натрия и др.).

1.5 СП 5.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования" может быть использован при разработке специальных технических условий на проектирование автоматических установок пожаротушения и сигнализации.

Другие документы

СП 12.13130.2009 с изменениями №1 Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности

PDF, 770,4 КБ