Развитие речи насекомые 2 младшая. Конспект занятия по речевому развитию «Насекомые» для детей второй младшей группы

Конспект занятия по познания в детском саду. Тема: Насекомые. Вторая младшая группа

ЦЕЛЬ: Дать детям представление о насекомых, их характерных отличительных особенностях.
ЗАДАЧИ:
Экологическое воспитание: воспитывает бережное отношение к природе.
РАЗВИВАЮЩИЕ:
Развивает связанную речь, коммуникативные способности детей, воспитывает навыки речевого этикета, умение участвовать в общей беседе, слушать и слышать собеседника.
Развивает умение сравнивать, анализировать, группировать предметы, определять их количество, ориентирование в пространстве.
В совместных дид. играх развивать умение выполнять постепенно усложняющиеся правила.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
Упражнять в правильном согласовании слов в предложения (существительных, прилагательных, местоимений, числительных в роде, числе, падеже). Активизация словаря прилагательных; глаголов (стрекочет, пархает), существительных обозначающих названия насекомых.
Закреплять знание цветов и их оттенков. Умение различать количество предметов, используя слова «один-много».
Упражнять в составлении силуэта предмета из отдельных частей (бабочка). Развитие комбинаторных способностей. Развивать мелкую моторику рук.
ОБОРУДОВАНИЕ
1.Плакат-«Луг».
2.Набор игрушек из пластмассы «насекомые».
3.Макеты «Луг», «Лес», «Деревенское подворье».
4.Четыре картинки: «улей», «муравейник», «гнездо», «скворечник».
5. Игрушка: «Большой белый медведь»
6.Набор игрушек: «дикие и домашние животные»
7. На подносах: «детали разрезанных бабочек(туловище и голова, 4крылышка) разных цветов».

ХОД ЗАНЯТИЯ.
Дети стоят в кругу. Музыкальный фрагмент.
Появляется Белый медведь.
Медведь: «А со мной поздороваться не хотите?»
Дети здороваются.
Медведь: « Я -белый медведь, живу на севере. Там тоже была зима, мороз, снег, но скоро наступит весна. Появятся первые проталинки. У вас снег уже почти растаял, и совсем скоро вы отправитесь гулять на такой прекрасный луг как на этой картинке
(картина луга на подставке - мольберте)».
Медведь: « А луг – что это такое? Расскажите! ».
Воспитатель: « Мишка посмотри! Луг- это поляна, где растут цветы и травы, и нет деревьев. Какие цветы вы узнали? Посмотрите!»
Дети подходят к мольберту, показывают и называют цветы: ромашка, колокольчик, незабудка, одуванчик, мать-и-мачеха, клевер.
Воспитатель: «А на настоящем луге над цветами летают и кружатся, по ним ползают насекомые.
(Берёт поднос. Показывает.)Вот посмотрите сколько у меня здесь разных насекомых.
Сколько их?
Дети: « Много»
Воспитатель: Возьмите по одному. (Обходит детей, раздаёт насекомых;картинку «луга» кладёт на стол.) Рассмотрите их. Тебе кто достался?
Дети называют насекомых: божья коровка, бабочка, кузнечик, стрекоза, пчела, муха, майский жук, и другие жуки.
Воспитатель: Идите и посадите их на цветочки.
А теперь давайте расскажем Мишке, как насекомые умеют передвигаться.
Р/И «Кто как передвигается» (с мячом)
Дети:
Бабочка- летает
Муравей- ползает
Кузнечик- прыгает
Жук- ползает
Божья коровка- летает
Гусеница- ползает
Стрекоза- летает
Воспитатель: А сейчас вспомним кто из них как кричит?

Р/И «Кто как кричит?» (с мячом)
Воспитатель: А оса какие звуки издаёт?
А кузнечик- стрекочет. Повторите это трудное новое слово.
Воспитатель: Какие вы молодцы! Всё про насекомых Мишке рассказали! Давайте поиграем
(Воспитатель делит детей на две группы: Вы будете муравьишками, вы- пчёлками).

Р/И « Пчёлки-муравьишки»
4 картинки: улей, муравейник, скворечник, гнездо - в разных концах группы.
Воспитатель: Пчёлки, муравьишки, найдите свой домик.
Дети выполняют.
Воспитатель: Муравьишки, как ваш домик называется? (муравейник) Пчёлки, а у вас как? (улей) Чьи же это домики остались пустыми.
Дети отвечают.
Воспитатель: Какие вы умники, нашли свои домики. Помогите теперь и вот этим животным найти домик, они потерялись.

Д/И «Найди домик» (макет луга, леса, деревенского подворья)
Воспитатель: Возьмите из корзинки по одному и хорошо их рассмотрите (утка, кабан, корова, коза, волк, собака, лисичка, птичка, лошадь, овца, божья коровка, бабочка, стрекоза).
Кто у тебя? Где он живёт? Отнесите своих зверюшек в их домики.
Давайте проверим, всех ли правильно расселили.
Какие вы молодцы, всем помогли найти свои домики, ни кого не забыли.
А сейчас пора отдохнуть, согласны?

Физкультурная минутка «На лугу»
Ли- ли- ли – лютики цвели
(руки ладонями вместе кверху)
Ля- ля- ля- слышали шмеля
(руки около ушей, повороты)
Лу- лу- лу- видели пчелу
(очки)
Лы- лы- лы- жало у пчелы
(большой палец к носу)
Лю- лю- лю- бабочек ловлю
(прыжки)
Ло-ло-ло- мы нашли дупло
(руками показываем круг, повороты)
Ле-ле-ле- белочка в дупле
(хлопки и прыжки)
Воспитатель: Отдохнули? Теперь отгадайте мою загадку:

В ярком платье модница
Полетать охотница
От цветка к цветку порхает
Утомится - отдыхает.

Дети: Бабочка
Медведь: Мне так понравились бабочки на лугу. Я ещё на них посмотреть хочу. Дети подойдите к столам и сложите бабочку из частей. Так я её лучше запомню.

Р/И «Сложи бабочку из частей.»
Воспитатель обращается к ребёнку:
Расскажи о своей бабочке (у неё голова, два усика, четыре крылышка, брюшко и т.д.)
Молодцы ребятки хорошо справились и с этим трудным заданием (показывает большую бабочку). Посмотри, Мишка, полюбуйся и вы дети посмотрите: бабочка красивая с узорами на крылышках, весело порхает,летает над травой и цветами.
Бабочка-это насекомое, можно её ловить и обижать?
Дети: Нет.
Воспитатель: Потому что тогда наш луг не будет таким красивым и радостным. А эту бабочку мы дарим тебе мишка.

ИТОГ ЗАНЯТИЯ:
Воспитатель: Ребятки, мы с вами на занятии хорошо потрудились. Рассказали нашему гостю Мишке о цветах, которые растут на лугу. Помогли всем животным найти свои домики. Домашних животных отправили куда?
Дети: В деревню к бабушке.
Воспитатель: Диких животных?
Дети: В лес.
Воспитатель: Насекомых?
Дети: На луг.
Воспитатель: Вы рассказали Мишке, как насекомые передвигаются, какие звуки издают, кричат. Чтобы Мишка лучше запомнил, мы для него выкладываем бабочку из частей. Со всеми этими заданиями вы справились. Вы молодцы. Вам занятие понравилось? А тебе Мишка?
Медведь: И мне у вас понравилось! До чего же умные детки! Получите от меня конфетки.
Воспитатель: А ты Мишка приходи к нам еще.

Анна Грищенко
Занятие по развитию речи во второй младшей группе «Насекомые»

Тема : Насекомые .

Цели :

Совершенствовать слуховое внимание;

Совершенствовать движения речедвигательного аппарата; закреплять произношение звука [С] в словах;

Активизировать и обогащать лексический запас по теме; расширять объем понимания чужой речи ; формировать обобщающее понятие «насекомые » ;

Формировать грамматический строй речи : обучать пониманию пространственных отношений двух предметов, выраженных предлогами : над, под, около, за и наречиями : вверху - внизу, справа - слева;

Совершенствовать общую моторику, координацию речи с движением ; закреплять умение договаривать словосочетания.

Оборудование

Игрушка кузнечик, бубен, ширма.

Предметные картинки, в названиях которых есть

Сказка В. Сутеева «Кораблик» , картинки с изображением персонажей сказки, фланелеграф, предметные картинки с изображениями насекомых .

Предметные картинки с изображениями цветка и бабочки.

Ход занятия

I. Сообщение темы занятия .

Воспитатель : Ребята. сегодня мы с вами поговорим про насекомых . Немного поиграем и поучимся правильно выговаривать звуки [Са-су-сы]

Упражнение «Кузнечик играет на бубне»

Воспитатель : Посмотрите,ребята,кто это пришёл к нам на занятие .

Из-за ширмы появляется кузнечик. Зачитывается рифмовка :

Наш кузнечик маленький,

Зелененький, удаленький,

Лапками стрекочет,

Бить он в бубен хочет.

Педагог предлагает детям поиграть : «Давайте поиграем с кузнечиком. Слушайте внимательно, как он стучит в бубен, и повторяйте . Хлопайте в ладоши или стучит кулачком по столу». Воспитатель отстукивает на бубне ритмы - дети повторяют .

4. \\\ \\\ \\\ .

II.Артикуляционная гимнастика

«Сказка о веселом язычке»

Воспитатель вместе с детьми выполняет артикуляционную гимнастику.

Язычок проснулся,

Выглянул в окошко.

Умылся, причесался.

И пошёл гулять.

Воспмтатель : Молодцы, ребята. А теперь поиграем в лягушку и слоника.

Упражнение «Лягушка-Слоник»

Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы.: Удерживать данное положение на счет до пяти.

Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать их в таком положении на счет до пяти.

Упражнение «Кошка сердится»

Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы. На счет «раз» - выгнуть язык горкой, упираясь кончиком в нижние зубы. На счет «два» вернуться в исходное положение. Кончик языка при этом не должен отрываться от нижних зубов, рот не закрывается.

Упражнение «Трубочка»

Открыть рот, свернуть язык трубочкой. Длительно подуть в эту трубочку.

III. Основная часть занятия .

Игра «Громко - шепотом» , «Быстро - медленно» Взрослый говорит, что к нам прилетела оса. Сначала можно произнести фразу вместе :

«Са-са-са - прилетела к нам оса» .

Затем эта рифмовка повторяется с разной силой звука : громко - тихо - шепотом (вместе со взрослым и индивидуально) .

Су-су-су - мы прогнали осу. (Текст проговаривается быстро и медленно) .

Предложите ребенку закончить фразу самостоятельно : «Са-са-са -. (там летит оса) , «Су-су-су -. (как прогнать осу?», «я боюсь осу» ).

Особое внимание уделяется интонационной выразительности речи . Для выработки хорошей дикции, четкого и правильного произношения как отдельных слов, так и фраз воспользуемся чистоговорками.

Воспитатель : А теперь,ребята, повторите за мной чистоговорки.

За-за-за- на поляне стрекоза.

Сы-сы-сы- у бабочки усы.

Упражнение «Доскажи словечко» .

Воспитатель предлагает детям продолжить начатое предложение, используя предметные картинки.

Сосновый. (лес, пустой. (стакан, сладкий. (сахар, густая. (сметана, Сонина (сумка, большой. (автобус, волчий. (хвост, шерстяной. (носок) .

Чтение сказки В. Сутеева «Кораблик»

Педагог рассказывает сказку, сопровождая ее показом на фланелеграфе.

Кораблик

Пошли гулять на речку лягушонок, цыпленок, мышонок, муравей и жучок.

Давайте купаться! - сказал лягушонок и прыгнул в воду.

Мы не умеем плавать, - сказали цыпленок, мышонок, муравей и жучок.

Ква-ха-ха! - засмеялся лягушонок. - Куда же вы годитесь!

Обиделись цыпленок, мышонок, муравей и жучок и решили построить кораблик. Цыпленок принес листочек. Мышонок - ореховую скорлупку. Муравей притащил соломинку. А жучок - веревочку. И пошла работа : в скорлупку соломинку воткнули, листочек веревочкой привязали - и построили кораблик. Столкнули кораблик в воду, сели на него и поплыли. Лягушонок высунул голову из воды, хотел еще посмеяться, а кораблик уже далеко уплыл. И не догонишь.

(По В. Сутееву)

После этого обращает внимание детей на то, что муравей и жучок - насекомые . У насекомых есть туловище (грудь и брюшко, голова, ноги, крылья, усики, глаза. Они умеют ползать, жужжать, кружиться. Питаются листочками, корешками. Они уничтожают вредных насекомых . Воспитатель обобщает : «Бабочка, муха, паук, комар - это насекомые » .

IV.Физ. минутка

«Бабочка»

Видишь, бабочка летает,

На лугу цветы считает.

Раз, два, три, четыре, пять.

Задень, за два и за месяц.

Шесть, семь, восемь, девять, десять.

Н. Нищева Машем руками-крылышками

Считаем пальчиком

Хлопки в ладоши

Прыжки на месте

Шагаем на месте

Хлопки в ладоши

Машем руками-крылышками

Считаем пальчиком

V. Основная часть занятия .

Дидактическая игра «Бабочка и цветок»

Педагог помещает на фланелеграф цветок и предлагает детям посадить бабочку на цветок, показать, где бабочка высоко порхает над цветком, спрятать бабочку под цветком. Затем воспитатель предлагает детям угадать, где бабочка : вверху, внизу, справа, слева от цветка.

Игра «Летает –не летает»

Игра на формирование грамматического строя речи у детей младшего дошкольного возраста.

Детям предлагается закончить предложение.

Птичка… (летает) .

Рыбка… (не летает) .

Самолёт (летает) .

Машина… (не летает) .

Вертолёт (летает) .

Поезд… (не летает) .

Муха (летает) .

Бабочка (летает) .

Упражнение «Насекомые над лугом »

Дети договаривают словосочетания и выполняют движения вслед за воспитателем.

Жу-жу-жу,- жужжит пчела : Дети поднимают руки в стороны и

Я лечу издалека. ритмично ими машут,как крылышками.

Зу-зу-зу,- комар пищит. Ритмично «Выбрасывают» указательные

пальцы вперед.

Уф-уф-уф,-как паровоз. Ритмично притопывают ногами.

Шмель пыхтит,пыльцу повёз.

Жук гудит : «Гу-жу, гу-жу. Ритмично хлопают в ладоши.

Я любого разбужу».

VI. Подведение итогов.

О ком мы сегодня говорили на занятии ?

Вспомните,как мы изображали осу,какие мы звуки говорили (Са-са-су-су) .

Давайте повторим чистоговорки :

За-за-за- на поляне стрекоза.

Сы-сы-сы- у бабочки усы.

Ла-ла-ла- на цветке сидит пчела.

Жу-жу-жу-я жука в руках держу.

Наше занятие окончено . Спасибо за внимание.

Задачи:

    Расширять знания об окружающем мире.

    Учить детей чётко, ясно, громко произносить знакомые слова, обозначающие предмет, его назначение (для чего это нужно).

    Упражнять детей в произношении звука " к”. Побуждать детей подражать голосам птиц. Упражнения на развитие слухового восприятия.

    Понимать простые по форме и содержанию вопросы воспитателей и отвечать на них. Индивидуальная работа с Никитой, Серёжей Т. – правильное произношение звука "к”.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1 ЧАСТЬ

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами поедем в гости к Мишке. Встанем паровозиком и поехали. Ту-ту-ту-ту (дети идут друг за другом, воспитатель впереди).

Песня «Паровозик». Воспитатель поёт, дети помогают .

Паровоз, паровоз
Новенький, блестящий,
Он вагоны повёз,
Будто настоящий.

Кто едет в поезде?
Наши ребятишки,
В гости поехали
Все детишки к Мишке

Воспитатель: Приехали. Вон, посмотрите, дети, на поляне Мишка сидит и нас ждёт. Давайте поздороваемся с Мишкой: «Здравствуй, Мишка, мы к тебе в гости приехали!»

Мишка: А я вас ждал и приготовил сюрприз.

Воспитатель: Что приготовил?

Мишка показывает: Да вот (сундучок).

Воспитатель: Ой, какой красивый. Ребята, посмотрите на сундучок. А что там, Мишка?

Мишка: Да разные игрушки. Я не знаю, как с ними играть.

Воспитатель: Ребята, поможем Мишке? Посмотрим, что там и расскажем Мишке, как надо играть с игрушками.

Вот чудесный сундучок,
Всем ребятам он дружок.
Очень хочется всем нам
Посмотреть, ну что же там.

Воспитатель предлагает ребёнку заглянуть в сундучок и вытащить игрушку.

Дети по очереди достают игрушку, показывают и рассказывают, как играть с этой игрушкой, для чего это нужно.

Воспитатель задаёт наводящие вопросы, поощряет ответы детей, хвалит их. Обобщает ответы (приурочить к игрушкам игры, песенки, стишки):

Из тарелки суп едят да кашу, кукол кормить наших.

Из кружки пьют чай, кофе, молоко, компот, сок.

Погремушкой можно греметь (показать, обращаясь к Мишке и детям).

Утюг, чтобы гладить (какой утюг, что гладить, показать действие).

Куклу можно покачать, спать положить, песенку спеть:

«Баю-бай, баю-бай, кукла, глазки закрывай»

Зайка умеет и бегать и прыгать. Что есть у зайки:

«Заинька, зайка, маленький зайка, длинные уши, быстрые ножки…»

Мишка (маленькая игрушка). Посмотри, Мишка, твой дружок, Мишутка. Он такой же толстенький и косолапый и всю зиму сосёт лапу.

Как он ходит? Покажите, детки. А какой у него дом? А у зайки?

Разминка:

У медведя дом большой – дети разводят руки

А у зайки маленький – дети приседают

Вот медведь идёт домой – дети идут, подражая медведю

А за ним и заинька – дети прыгают на двух ногах.

Кирпичик – какой? Для чего? Что строить? (Дети говорят: "дорожку, гараж, забор, дом и т.д.")

Мишка говорит, что он тоже умеет строить домики. Хотите посмотреть, какие домики он построил? Дети – «да».

2 ЧАСТЬ

Мишка показывает домик.

Воспитатель: Ой, какой домик красивый. Какого цвета? (Красный ) а что есть у домика? (Крыша, дверь и окно). Молодец, Мишка.

А кто в домике живёт? Давайте постучим и скажем: "Тук-тук-тук". Кто в домике живёт? (Дети повторяют за воспитателем)

Послушайте, кто это? Слышится из домика ко-ко-ко. Кто это? Дети говорят: "Курица" (хоровые и индивидуальные ответы, воспитатель просит повторить звуки подражания). А кто ещё пищит? (Слышится пи-пи-пи).

Дети – «цыплята». Давайте посмотрим, откроем двери. Точно? Курица и цыплята. Какие цыплята? Жёлтые. Что им курочка говорит? (Ко-ко-ко – не ходите далеко) . Следить, чтобы все дети чётко произносили «ко-ко-ко». Давайте покормим их – дети показывают как. Кормят курочку, приговаривая:

Курочке-пеструшечке – накрошили крошечки
Вот какие ладушки: ладушки, ладушки.

Мишка показывает другой домик (жёлтый) , дети говорят: "Тук-тук-тук, кто в домике живёт?" (Слышится: "Ку-ка-ре-ку") Кто там, ребята? Кто там кричит? Петушок-золотой гребешок. Давайте посмотрим (открывают двери и достает петушка). Какой у него гребешок? Давайте покажем петушка (пальчиковая гимнастика). Вот какой у него гребешок.

Петушок у нас горластый
По утрам кричит он: «Здравствуй»!

Давайте и петушку насыплем зёрнышки. Клюй, петушок (дети повторяют: "Клюй, клюй").

Мишка ещё показывает домик. Какой домик? (Зелёный, как травка) Тук-тук-тук, кто в домике живёт? (Очень громко слышится: "Га-га-га-га".)

Ой, ребятки, кто там? – Это гусь.

Воспитатель: а как он кричит? Дети все и индивидуально: га-га-га (открывают двери, смотрят гуся).

Какой гусь? (Белый, а клюв - красный).

Как он клювик открывает? Показать пальцами (пальчиковая гимнастика).

Гусь стоит и всё гогочет,
Ущипнуть, наверно, хочет.

Воспитатель: Ой, давайте убежим о гуся, чтобы нас он не щипал. Спасибо, Мишка, за игрушки-зверушки. Ребята, кого мы видели?

Курочку – ко-ко-ко,

Петушка – ку-ка-ре-ку,

Цыплят – пи-пи-пи,

Гуся – га-га-га.

А теперь нам пора,

Уезжаем, детвора!

Дети встают паровозиком, машут Мишутке: «до свидания», уезжают.

Загудел паровоз и вагончики повёз.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу, далеко я укачу.

Задачи :

  • формировать знания детей о насекомых (пчела, божья коровка),развивать умение различать их по характерным признакам;
  • развивать способность видеть значение насекомых в жизни человека;
  • воспитывать познавательный интерес детей;
  • развивать логическое мышление, умение собирать целое из частей, группировать насекомых по способу передвижения;
  • развивать умение различать понятия «хорошо – плохо»;
  • воспитывать бережное, гуманное отношение к природе, окружающему миру, насекомым;
  • развивать мелкую моторику пальцев рук;
  • вызвать желание помогать окружающим

Словарная работа : упражнять детей в имитации звуков, произносимых насекомыми (з–з–з), активизировать в речи названия насекомых (пчела, божья коровка) и само понятие «насекомые»

Методы и приемы:

  1. Игровая мотивация — в гости к ребятам пришел Мишка: он проснулся после зимней спячки и очень хочет есть.

И/у «Что любит есть Мишка?» (мед)

«А кто делает мед?» (пчелы)

Но вот беда: Мишка не знает, как выглядят эти самые пчелы. Он их никогда не видел. Поможем ему разобраться?

Вот к нам прилетели 2 насекомых. Кто же это? (пригласить детей – «пчелок» присесть на «цветы» на цветочной поляне)

  1. Д/и «Угадай и назови» (дети называют насекомых)
  2. И/у«Как ты догадался, что это пчела? Что у нее есть?» (признаки: крылья, черно – желтые полоски, усики)

И/у «Как ты догадался, что это божья коровка? По каким признакам?» (она красного цвета, с черными точками на спине)

  1. И/у «Какая польза от пчелы? Что она нам дает? (мед) Что делает?» (опыляет цветы)

И/у «Какая польза от божьей коровки?»(поедает вредную тлю, которая уничтожает урожай)

  1. Давайте немного поиграем. Встанем в круг. Игра называется «Плохо или хорошо?» Я говорю фразу. Если вы считаете, что это хорошо, хлопаете в ладоши, если плохо – топаете ногами.

Светит солнце (хорошо)

Идет дождь (плохо)

Пчела делает мед (хорошо)

Пчела жалит (плохо)

Почему «плохо»? (потому что больно)

Но укус пчелы полезен в малых дозах.

Пчела опыляет цветы (хорошо)

Почему «хорошо»? (цветы становятся большими, красивыми, из цветков потом появляются яблоки, ягоды)

Божья коровка поедает тлю (хорошо)

Правильно, хорошо. А почему вы так думаете? (тля ест листья, уничтожает растения, а божья коровка, поедая тлю, спасает урожай)

Божья коровка пачкает руки (плохо)

А теперь приглашаю вас за стол.

  1. Д/и «Собери картинку»

Перед вами 4 кусочка одной картинки. Соединив их правильно, у вас получится какое-то насекомое. Кто же это?

  1. Вы, наверно, немного подустали, да и Мишка наш загрустил. Он хочет с вами поиграть.

Физкультминутка. Игра «Мишка и пчелы» (2 раза)

(«Пчелы» охраняют свой улей. Мишка выходит из своей берлоги, распевая:

«Я тучка, тучка, тучка,

Я вовсе не медведь.

Ах, как приятно тучке

По небу лететь»

Доходит до улья. «Пчелки», обнажив свои жала (указательные пальцы обеих рук) и жужжа «з-з-з», пытаются догнать и ужалить Мишку. Тот убегает в свою берлогу.)

  1. Ребята, подойдите, пожалуйста, к вашим столам.

Д/и «Летает или ползает?»

Перед вами 5 насекомых. Вам нужно разделить их на 2группы: а) насекомые, которые ползают;

Б) насекомые, которые летают.

(Мишка проверяет правильность выполнения задания. Дети называют ползающих и летающих насекомых)

И/у «Почему ты думаешь, что они ползают, а не летают?» (нет крыльев)

И/у «Почему они летают?» (есть крылья)

  1. Ребята, к нам прилетели еще божьи коровки. Только чего-то на них не хватает. Посмотрите, пожалуйста, внимательно (нет точек). Давайте мы их разукрасим, а то они не похожи сами на себя.

(Каждый ребенок выбирает себе насекомое, садится за стол и при помощи пальцев и гуаши черного цвета дорисовывает точки на спине божьей коровки.)

Теперь мы положим их на листья и разместим на подоконнике.

10. Анализ занятия. Теперь Мишка знает, как выглядят пчелы и не залезет в улей. Он благодарит детей за то, что они помогли ему разобраться и прощается с ними.

Разделение на подгруппы: предложить детям подойти к своим шкафчикам, найти в нем спрятанный сюрприз (ободки пчел) и перевоплотиться в пчел.

Наглядный материал, пособия:

  • По 3 картинки с изображениями пчелы и божьей коровки (каждая разрезана на 4 части по диагонали)
  • Фигурки пчелы, божьей коровки
  • 3 комплекта насекомых (пчела, бабочка, божья коровка, паук, муравей) (фотографии)
  • Силуэты божьих коровок без точек (для рисования пальцами)
  • Ободки пчел на подгруппу

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе Тема: «Насекомые» Составление предложений по предметным картинкам о насекомых. Программное содержание: учить составлять предложения по предметным картинкам о насекомых, отгадывать загадки; учить образовывать форму множественного числа, уменьшительно- ласкательную формы существительных; уточнить, пополнить глагольный словарь, активизировать словарь по теме; развивать логическое мышление, память, мелкую моторику; воспитывать у детей доброе отношение к живым существам- насекомым. Оборудование: письмо с загадками, предметные картинки по теме «Насекомые» Ход занятия: Приходит письмо. Внутри загадки Дети заинтересовываются. Отгадывают загадки «Отгадай загадки» Шевелились у цветка Все четыре лепестка. Я сорвать его хотел Он вспорхнул и улетел. -Бабочка Над цветком она жужжит, К улью быстро так летит, Мёд свой в соты отдала, Как зовут её? … -Пчела Целый день летает, всем надоедает, Ночь настанет, тогда перестанет. - Муха Беседа по теме Логопед-Ребята, скажите пожалуйста, как назвать одним словом бабочку, пчелу и муху? Дети: -Это насекомые Логопед: -Правильно, это насекомые. -А, как передвигаются насекомые? Дети: -Они летают Логопед: -А, что еще могут делать насекомые? Дети: - кружиться, прыгать, ползать, скакать, стрекотать, жужжать, звенеть: Логопед: -А, вы видели когда-нибудь настоящих насекомых? Дети: -Да! Логопед: -Вам нравятся насекомые? Дети: -Да! Заслушивается несколько ответов о встрече с насекомыми. Проводится дидактическая игра «Что изменилось?» Педагог закрепляет на наборном полотне насекомых: бабочку на цветке, кузнечика на травинке, жука на листочке, гусеницу на веточке, стрекозу над цветком, божъю коровку под листиком - и просит детей рассказать, каких насекомых они видят и где. Затем дети закрывают глаза, а воспитатель убирает одно насекомое или меняет местами двух насекомых. Открыв глаза, дети объясняют, что изменилось. Д/И Назови ласково» Жук - жучок. Паук -... Лист - … Комар -... Пчела -... Стрекоза -... Муха - … Крыло - … Образуют уменьшительно- ласкательную форму существительных Д/И «Один – много» Муха – мухи, жук - …., паук - …, комар - …, пчела - …, крыло - ….. Образуют форму множественного числа существительных Пальчиковая гимнастика «Насекомые» Дружно пальчики считаем - Насекомых называем. (сжимают и разжимают пальцы) Бабочка, кузнечик, муха, Это жук с зеленым брюхом. (поочередно сгибают пальцы в кулачок, начиная с большого) Это кто же тут звенит? Ой, сюда комар летит! (вращают мизинцем) -Прячьтесь! (прячут руки за спину) Выполняют пальчиковую гимнастику Составление предложений по предметным картинкам «Насекомые» Логопед дает образец рассказов. 1.-Это бабочка. Бабочка –насекомое У нее большие и красивые крылья. Она порхает с цветка на цветок. 2.-Это пчела. Она собирает пыльцу на цветках. У нее черные крылья, она громко жужжит. Дети внимательно слушают, затем составляют рассказ самостоятельно. Подведение итогов Логопед предлагает вспомнить новые слова, с которыми они сегодня познакомились. Показывает картинку кузнечика и спрашивает, как он передвигается? Бабочка-порхает Пчела-летает Гусеница- ползает Кузнечик- прыгает Благодарит всех детей за работу и дарит раскраски с насекомыми.