Сильная личность: примеры. Что такое личность: определение по обществознанию через социальные роли

Ход урока

Учитель. Когда хотят охарактеризовать какого-то человека, то часто говорят о нем как о личности, об индивиде, индивидуальности.
Приложение №1 (презентация №1)

Индивидом обычно называют единичного конкретного человека, рассматриваемого в качестве биосоциального существа. Понятие человек, как правило, употребляют, желая показать принадлежность какого-либо лица к человеческому роду (Homosapiens ), а также тот факт, что данное лицо обладает всеобщими, свойственными всем людям чертами и качествами.
Человек - это продукт долгого эволюционного развития природы. Создает человека природа, а развивает общество.
О человеке иногда говорят и как об индивидуальности.

Индивидуальность - это многообразие и своеобразие проявлений человека, подчеркивающие неповторимость, многосторонность и гармоничность, естественность и непринужденность его деятельности.

Индивидуальность - это набор качеств (внешних, нравственных, социальных, культурных и т.д.), которые отличают одного индивида от другого. Это понятие дает возможность характеризовать отличия человека от других людей, подразумевая не только его внешний облик, но и всю совокупность социально значимых качеств.

Слово «личность» (лат. Persona ) первоначально означало маску, которую надевал актер в античном театре. Затем его стали применять к самому актеру и его роли («персонаж»). У древних римлян слово Persona употреблялось не иначе как с указанием социальной функции, роли, амплуа человека (личность судьи, личность отца, личность консула и т.п.). превратившись в научный термин, слово «личность» существенно изменило свой смысл и выражает теперь нечто противоположное тому содержанию, которое в него вкладывали в древности.

Личностью называют человека, который в результате своей сознательной деятельности приобрел социально значимые черты, свойства и качества, реализуемые им в общественной жизни, преодолел жизненные трудности и препятствия.

Когда говорят о личности, то прежде всего подразумевают ее социальную индивидуальность, неповторимость. Личность формируется в процессе воспитания и деятельности человека, под влиянием конкретного общества и его культуры. Если об индивидуальности мы можем сказать музыкальная, спортивная, актерская, художественная и т.д., то понятие личность обычно сопровождают такими эпитетами, как сильная, предприимчивая, ответственная, волевая, целеустремленная, инициативная и т.д.

Не всякий человек является личностью. Человеком рождаются, личностью становятся в процессе социализации.
Каждого человека можно описать по его темпераменту, характеру, наличию способностей, интеллекту, проявлению чувств и эмоций. Эти элементы и составляют психологический проект личности.

Формирование творческих групп

Ход урока

Учитель . Характеризуя личность, мы будем описывать как ее темперамент, способности, чувства и эмоции, интеллект, так и характер, в основе которого лежат морально-волевые качества, проявляющиеся в поступках. Личность отличают целеустремленность, сила воли, трудолюбие. Эти социально значимые качества позволяют человеку не только добиться в жизни успехов, получить известность и признание, но и принести людям пользу, оставить своё имя в истории. Таких имен не мало.

Предлагаю вам принять участие в проекте «Выдающаяся личность», в ходе которого вы сможете:

1. ответить на вопросы:

  • Какого человека называют «выдающейся личностью»?
  • Какие качества формируют в человеке выдающуюся личность?

2. соотнесите конкретные исторические примеры с критериями, по которым о человеке судят как о выдающейся личности;
3. высказать мнение о том, что знакомство с жизнью и деятельностью замечательных людей служит хорошим примером для познания самого себя, формирования своей личности.

Вопросы для обсуждения в каждой группе:

  1. Кого называют личностью?
  2. Чем различаются понятия «личность» и «выдающаяся личность»?

«…Отправившись в «великое посольство», Петр І посетил корабельные верфи в Голландии. Под именем Петра Михайлова он устроился плотником. Каждый день он ходил на работу с топором в руках и делал всё, что ему приказывали. Работал он так усердно и успешно, что скоро был удостоен звания мастера, и это звание доставляло ему больше удовольствия, чем царские титулы.

  • Человек есть то, что он сам из себя сделал, - говорил Петр Великий.- В том, что я царь, моей заслуги нет, на то воля Божья. А вот звание карабельного мастера я сам себе добыл своими руками.»
  • Какими качествами должна обладать выдающаяся личность? Почему героя сюжета можно назвать выдающейся личностью? Что означаю слова русского императора?

Представление результатов проекта

Приложение №2, приложение №3(презентация №2,3)

  1. Группы отвечают на вопросы по предложенным текстам.
  2. Представляют свою страницу устного журнала «Жизнь замечательных людей», знакомя с выдающейся личностью (в области науки, медицины, спорта, искусства) по плану:
  3. О ком хотят рассказать участники проекта?
  4. В какое время, в какую историческую эпоху жил этот человек?
  5. Почему этого человека признают выдающейся личностью?
  6. Какие качества и каким образом позволили ему добиться успеха жизни?
  7. Чему бы хотели поучиться у этого человека участники проекта, в чем бы взяли с него пример?

Приложение №4

Каждый человек на протяжении своей жизни встречается с большим количеством людей, которые ведут себя по-разному и оказываются порядочными, подлыми, слабыми, волевыми и другими личностями. А как должен себя проявить человек, чтобы про него можно было сказать, что он сильная личность? Это человек, обладающий определенными чертами характера, такими как уверенность в себе и своих силах, целеустремленность, оптимизм, умение реально смотреть на вещи, стойкость, способность брать на себя ответственность за принятые решения, умение владеть ситуацией, быть лидером и вести за собой других людей.

Выдающиеся люди в истории

Не про каждого человека, жившего в прошлом или существующего в настоящее время, можно сказать, что он действительно сильная личность. Примеры людей, прославившихся своей несгибаемой силой воли, способностью вести за собой целые народы, своими судьбоносными ответственными решениями, изменившими исход множества важнейших событий, запечатлела история нашего государства и всего мира. Такими людьми можно назвать князя Владимира, Василия II, Александра Невского, императрицу Екатерину II, императора Петра I, Николая II и многих других.

Конкретный пример сильной личности

Можно еще долго приводить примеры сильной личности в истории, но хотелось бы рассмотреть одного выдающегося человека в качестве образца для подражания. Таким человеком заслуженно можно считать Юрия Гагарина – первого космонавта в истории человечества. Сила личности этого человека не подвергается сомнениям. Он прошел множество испытаний и трудностей во время подготовки к полету в космос и во время самого полета. Юрий Гагарин был очень целеустремленным, работоспособным человеком, способным мобилизоваться в трудную минуту для принятия правильного решения. Он был способен сохранять внутреннее спокойствие абсолютно в любой ситуации и передавать это спокойное состояние другим. Именно эта черта – умение не поддаваться панике и принимать взвешенные решения в трудной ситуации, являлась основной характеристикой космонавта для первого пилотируемого полета в космос.

Юрий Алексеевич был человеком простым, открытым, помогал в подготовке к полету другим космонавтам, своим коллегам. Он умел организовать людей и повести их за собой. Каждое утро Гагарин выводил на утреннюю зарядку на улицу во двор свою семью и жителей всего своего дома, обходя каждую квартиру и звоня в дверь. Он не позволял никому отлынивать и капризничать. И никто даже не пытался отказаться – все люди с радостью слушались советов и указаний этого выдающегося человека.

Став известным, Юрий Гагарин прошел испытание славой и не зазнался. А ведь давление славы выдержать не каждому под силу, чтобы остаться прежним человеком, образцом выдержки и самообладания.

Очень жаль, что этот великий человек рано ушел из жизни, погиб во время авиакатастрофы, истинная причина которой до сих пор остается не выясненной. Если бы его судьба сложилась иначе, и он не погиб, с уверенностью можно сказать, что он сделал бы еще много важных дел, многих людей смог бы повести за собой и показать им правильную дорогу в жизни. Юрий Алексеевич Гагарин – настоящий пример сильной личности в истории человечества.

Сильная личность: примеры was last modified: Декабрь 15th, 2015 by Елена Погодаева

На прошлом занятии мы говорили о том, что при рождении человек получает определенный набор признаков, а некоторые признаки он приобретает уже в процессе социализации, т.е. учится существовать среди людей. При нормальном и всестороннем развитии индивида он становится личностью.

Рис. 1. Мы постоянно находимся среди людей

2. Влияние среды на формирование личности

Давайте разберемся, что же такое личность и каков механизм ее формирования. Ответ на вопрос «как формируется личность?» достаточно прост: личность формирует среда, в которой эта личность развивается.

Но вопрос «как именно среда формирует личность?» уже более сложен. Человек рождается в семье, и она является окружающей средой для него, семья закладывает основы личности. Это не значит, что родившись в семье с определенным достатком, например, человек обречен прожить такую же жизнь. В истории человечества есть много примеров того, как люди благодаря своим особым качествам становились великими, или, будучи выходцами из одной социальной среды, переходили на качественно новый уровень. Особенно яркие примеры подобных переходов известны и вам: яркий пример – академик Ломоносов.

Михаил Юрьевич родился в семье помора – обычного рыбака – и стал первым профессиональным ученым России. Наверняка, вы можете вспомнить и другие примеры, когда люди меняются уже в быту. И все же семья откладывает на каждом человеке отпечаток. В процессе взросления окружение человека расширяется: сначала это детский сад и друзья во дворе, потом школа.

Часто школу воспринимают как детское учреждение, хотя это не совсем правильно, ведь приходят в школу, действительно, еще детьми, но к выпускному классу это уже вполне сформировавшиеся психологически, физиологически и интеллектуально взрослые члены общества. К этому времени старшеклассники уже приобретают определенные гражданские права и обязанности, вплоть до того, что парни могут с оружием в руках защищать честь Родины, т.е. они уже далеко не дети. Поэтому школа очень важный институт социализации. Дальше человека ожидает обучение в институте или профтехучилище, потом работа – все это среда окружения, которая и формирует нас как личность.

Обратимся к самому определению понятия личность.

3. Что такое личность?

Личность – это совокупность тех качеств, которые приобретает человек в процессе социализации.

На психологическом уровне это значит, что с развитием личности формируется определенный набор эмоциональных реакций на ту или иную ситуацию. Если же какая-то ситуация является новой для человека, он использует ранее применяемые шаблоны поведения. Иногда они не совсем соответствуют ситуации, и мы понимаем, что нужно было поступить по-другому, это называют «задним умом» – правильной реакцией на ситуацию уже после того, как она произошла.

Человек обладает сложным набором эмоций, они не являются стандартными, каждая эмоция индивидуальна. Тот набор реакций, который у нас есть, и новые генерируемые реакции называются сознанием. Психология считает личность вершиной развития человека. Ведь только человек обладает сознанием – умением соизмерять свои знания, умения, навыки в соответствии с ситуацией.

Понятие сознания давно волнует человека. Еще античные философы, мудрые изречения которых вы могли не раз слышать, пытались дать определение сознанию. Например, Сенека говорил так:

«Не может быть душа одного цвета, а ум другого. Если душа здорова, если она спокойна, степенна и воздержанна, то и ум будет ясным».

То есть внутренний мир человека и его внешние проявления тесно взаимосвязаны, этот баланс и называется сознанием. Конечно, в психологии, в социальной психологии этот термин трактуют гораздо шире. В дальнейшем процессе обучения вы еще не раз столкнетесь с ним и познакомитесь лучше. Сейчас же мы определим его так:

4. Определение понятия «сознание»

Сознание – это совокупность знания о поведении, характере окружающего мира и определенной реакции на него.

Сознание – очень интересная вещь. Иногда умом мы понимаем, что поступаем нехорошо, но все же очень хочется сделать что-то неправильно. Примером может служить поведение школьников в отсутствие в классе учителя. Дети-подростки 11-16 лет прекрасно понимают, что стоило бы подготовиться к уроку в тишине и спокойствии, но чаще всего в классе стоит невероятный шум.

Человек очень сложен, и сознание сложный аппарат: мы можем знать, как поступить правильно, но все же действовать по-другому, и наоборот – не знать как действовать из-за того, что ситуация нам незнакома. В этом и заключается сложность формирования личности.

5. Типы личностей и формирование личности

Что касается классификации личностей, то это также достаточно сложный вопрос. С точки зрения психологии каждый человек является личностью, т.к. получая определенный набор качеств, умений, знаний мы формируемся как личность. Например, дети до трех лет очень часто говорят о себе в третьем лице, называя самого себя по имени: «Дай Маше кушать», «Степа хочет играть», и т. д. Использование такой формы обращения объясняется тем, что дети до определенного момента не осознают собственное я. Лишь когда ребенок минует кризис трех лет и начнет осознавать свою самость, он ощутит себя как личность и начнет говорить о себе в первом лице (я, меня, мною и т. д.). В синергетике такой излом называется бифуркация.

Бифуркационный излом – признание себя как личности, начало формирования личности.

В результате такого излома и появляется человеческая личность.

Само понятие личности многогранно. Личности бывают положительные и отрицательные, активные и пассивные, сильные и слабые. Из компонентов этих пар и формируется личность. Поскольку каждая личность индивидуальна, то и на жизненные ситуации мы реагируем по-разному, в зависимости от составляющих нашего эго. Попробуем представить себе ситуацию, когда все личности в одном обществе являются сильными. Можно предположить, что в таком мире было бы достаточно сложно жить. Описание подобных миров можно встретить в научно-фантастической литературе. Авторы показывают модель общества, в котором каждый хочет быть героем и из-за этого происходят постоянные столкновения, каждый из героев хочет оказаться сильнейшим. Такую ситуацию можно описать латинским изречением: Bellum omnium contra omnes – война всех против всех. Такое общество погибнет из-за постоянных распрей. Отсюда делаем вывод, что важны и нужны все люди, поскольку совокупно мы и представляем собой общество. Общество – сложная структура, в которой важна каждая ячейка, занятая определенной личностью со своими индивидуальными, нужными всему обществу чертами.

6. Итоги урока

Подводя итог урока, можем сказать, что личность формируется в процессе развития человека: обучения, игры, общения. Этот бесконечный процесс совершенствования и формирует индивида как уникальное существо – Человека. Именно потому, что мы учимся до конца жизни, мы обязаны совершенствоваться. В этой связи нельзя не вспомнить библейский миф о проклятии Адама при изгнании из Рая за первородный грех.

Рис. 5. Доменикино «Адам и Ева» ()

Адам был проклят работать. Бог сказал Адаму: «В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю». Имеется в виду не только труд на земле, поскольку это не единственное, чем живет человек. Имеется в виду постоянная работа над собой по самосовершенствованию.

1. Ответьте на вопрос на стр. 12, задание 2 стр.16. Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. Обществознание 6 класс. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. – Просвещение, 2004.

2. Рассмотрите картину Доменикино «Адам и Ева». Постарайтесь охарактеризовать личность Адама.

3.* Составьте портрет собственной личности или личности кого-то из близких вам людей. Сравните положительные и отрицательные качества.

Мы все стремимся стать личностями. Но какой смысл вкладываем в это понятие? Обществознание как одна из человековедческих наук давно эту проблему рассматривает. И она пришла к некоторым обоснованным выводам. Нас они тоже интересуют.

Итак, в нашей статье мы постараемся понять, что такое личность: определение по обществознанию этого понятия, а также составляющие его. Может, именно этого не хватает нам, чтобы стать полноценными личностями - осознания себя таковыми.

Определяем понятие

Рассматривается через социальную структуру, связи человека с культурной и социальной жизнью общества.

Слово "личность" является производным от латинского слова "персона" - человек в маске, выступающий в театре в роли актера. Античные корни слова дают нам понять, что личностью не рождаются люди, а становятся. В настоящее время на основе знаний, предоставленных психологией и обществознанием, мы можем сказать, что личностью становятся, обрастая социально значимыми связями с другими людьми, собственными чертами в этой связке.

Личностью становятся через социализацию - процесс, посредством которого человек после своего рождения входит в общество. Длится он всю жизнь, видоизменяясь, подстраиваясь под обстоятельства динамичного мира.

После этого предисловия к понятию можем сказать, что такое личность. Определение по обществознанию говорит нам следующее: личностью является носитель свойств, черт и качеств, субъект социальной деятельности. Каждый из нас рождается человеком, но личностью становится лишь через социализацию.

Подходы к характеристике личности

Как одна из самых обсуждаемых уже много десятилетий проблема, вопрос определения личности рассматривается в науке через два подхода:

  1. Как набор ролей: личностью человек является, проявляя себя в различных ситуациях в разных ролях.
  2. Через сущностные характеристики: такими являются которые формируют его мировоззрение и самооценку. Индивидуальные личностные характеристики являются важнейшими для человека. Последний же становится активным участником в познании и изменении мира.

Характеристики личности

Современная не прекращает структурировать знания о личности человека. Мы уже рассмотрели, что такое личность (определение по обществознанию) кратко. А какие же характеристики личности сегодня выделяют?

  • Воля - способность человека желать чего-то и делать это, осознавая и полностью беря на себя ответственность.
  • Свобода - идейность, лежащая в основе совершаемых действий.
  • Разум - анализирование совершаемых человеком действий и их последствий.
  • Чувства - особые эмоциональные процессы, происходящие во время совершения сознательных действий.

Совокупность этих черт в человеке и их проявления являются основой для персонализации - становления личности.

В этой теме будет актуально затронуть понятие характера человека. Под характером в обществознании подразумевают те яркие которые проявляются в различных жизненных ситуациях.

Характер рассматривается как атрибут личности, но не отождествляется с нею. Он является той движимой силой, которая заставляет совершать определенные действия.

Определение личности - актуальная дискуссия

В философии и психологии определение личности - одна из важнейших и сложнейших проблем. Обществознание дает нам представление о личности кратко и достаточно четко очерчено, исходя из того, что человек - существо социальное.

У различных научных воззрений свое представление о личности. Остается актуальной тема формирования представления о личности, своей собственной и как абстрактного понятия. В школе на уроках обществознания учителям стоит уделять вопросу достаточно времени, чтобы получить от учеников рефлексии - проявление осознания темы.

Уроки, посвященные этой проблеме, могут быть проведены такие, как "Личность: определение" (обществознание, 6 класс). Основы понимания, что такое личность, желательно преподносить в виде обработанного материала и ранее. По мере взросления дискуссиям на тему личности с учениками в школе стоит придавать больше смысловой нагрузки. Так, в урок "Личность: определение" (обществознание, 8 класс) уже можно внести данные о различных концепциях личности.

Заключение

Проблема личности остается актуальной и сегодня. Ее определение берутся давать многие науки, центром изучения которых является человек.

В нашей статье мы рассматривали, что такое личность (определение по обществознанию): субъект социально-культурной деятельности, наделенный особыми чертами и качествами. Важно то, что личностью становятся именно через связи с социумом. Рождаемся же мы все людьми, готовыми к росту и новым открытиям каждый день.