Сирены — губительницы моряков из древнегреческих легенд. Мифы о сиренах

Сирены, по поверьям мифологии Древней Греции, представляются морскими демонических существ.

Они все женского пола. Выделяют женщина-рыба и женщина-птица. Сирены получили в наследство от отца дикий стихийный характер, от матери - красивый Божественный голос.

Происхождение сирен

Отец сирен был морской бог Форкий или Ахелой. А их мать - одна из следующих муз: Мельпомена, Терпсихора, Каллиопа.

Превращения сирен в демонические образы

В основе послегомеровских поверий сирены были представлены в виде крылатой Девы с хвостом рыбы. Другим вариантом можно рассматривать Деву с телом птицы и ногами курицы. Вариантов, почему они имели именно такой облик, было множество.

Также некоторые поверье говорили о том, что сирены не только заманивали всех своим голосом, а также завораживали взглядом и игрой на различных музыкальных инструментах. Рассмотрим лишь некоторые из них:

  1. После похищения Персефоны, спутницей которой они являлись, сирены долго кочевали и в результате своих странствий попали на землю Аполлона. Чтобы они не смогли помочь Персефоне, Демера превратила их в крылатых существ.
  2. Птиц из них создалибоги для того, чтобы они смогли искать Персефону.
  3. В птиц их превратила Афродита. Тем самым подвергая их лишить замужества.
  4. После похищения Персефоны, сирены долго ее оплакивали и, придя к скале Аполлона, стали птицами.
  5. Сирены и мореплаватели.

В послегомеровских сказаниях образ сирен представлен в виде красивой Девы с мягким, сладким, очаровательным голосом. В результате своего сладострастного пения они усыпляют путников. После того, как путник окунулся в глубокий сон, сирены его раздирают и пожирают. Таким образом, они губили людей, которые, услышав чарующее пение, забыв обо всем, подплывали к острову, где обитали сирены, и находили там свою смерть. Весь остров сирен был покрыт костями и высохшей кожей их жертв.

Гибель сирен

По повериям было предсказано, что сирены погибнут, если хотя бы один спутник проплывет мимо них и на него не повлияет их сладострастное пение. Когда мимо острова с сиренами плыл корабль Одиссея, он приказал всем своим спутникам залепить уши воском, а себя попросил крепко накрепко привязать к мачте корабля.

Сиренам не удалось заманить Одиссея и его спутников в свое логово. Разгневанные сирены бросились в море и обратились в морские скалы или скинули свои перья и утопились в пучине морских вод. Так же своей гибели смогли избежать аргонавты. Они не услышали пение сирен, благодаря тому, что, плывший с ними Орфей играл на лире и сам распевал песни, тем самым заглушая пение сирен.

Сирен воспринимали как муз из другого мира. Нередко их изображали на надгробиях, могильных памятниках, стеллах.

Культ сирен

В городе Суррент находился храм сирен, а вблизи Неаполя представлена гробница сирены Парфенопы. По поверию данный город был назван в честь ее. На месте нахождения гробницы были совершены жертвоприношения. Место обитания сирен. Владычицы морских вод. Основным местом обитания считался остров Анфемоэсс. По другим повериям сирены нашли свое пристанище в сицилийском мысе Пелор, Капрее, Сиренузских островах, на мысе Пелориады, Сиренуссе.

Сирены - мифические существа женского пола, женщины птицы или русалки, которые своим пением и чарующей музыкой завлекают моряков и губят их.

Сирены пришли к нам из древнегреческой мифологии, главным образом из легенд о Ясоне и Одиссее (Улиссе, по латыни). Ясон и аргонавты в «Аргонавтике», написанной Аполлонием Родосским (III век до н. э.), встречают сирен, дочерей реки Акелоя и музы Терпсихоры, по облику наполовину птиц, наполовину русалок. Их пение привлекло аргонавтов, и они погибли бы, если бы Орфей сам не зачаровал сирен своей игрой на лире.

Гомеровский Одиссей привязал своих спутников к мачте и заткнул им уши, чтобы они не могли слышать пение сирен. Гомер не приписывает им каких либо сверхчеловеческих свойств; судя по его поэме, сирен было две. Хотя Аполлоний творил позднее Гомера, миф о Ясоне древнее истории об Одиссее. Сирен традиционно изображают чаще как птиц с женскими головами, чем женщин колдуний, как пытались это сделать некоторые авторы, ссылаясь на Гомера, который опустил их описание в «Одиссее». Классические писатели, касавшиеся этой темы, всегда изображали сирен в виде птиц.

В «Библиотеке» Аполлодора (I - II века н. э.) сирены представлены в виде птиц от пояса и ниже, их имена - Писиноэ, Аглаопе и Телксиэпиа, они дочери Акелоя и музы Мельпомены, одна играет на арфе, другая - на флейте, третья поет.

Английский историк Джеймс Джордж Фрейзер (1854-1941) обобщил упоминания о сиренах в произведениях классических писателей. По его данным, птицеподобные сирены встречаются у Элиана («De natura animalium»), Овидия («Метаморфозы»), Хигинуса («Фабулы»), Евстафия («По поводу „Одиссеи“ Гомера») и Павсания («Описание Эллады»).

В различных версиях сирен либо две, либо три, либо четыре. Их отец Акелой или Форкес, бог моря, мать - Мельпомена, Терпсихора или Стеропа. Имена сирен: Телес, Райдне, Молпе и Телксиопе, Левкозиа и Лигия или Телксионе, Молпе и Аглаофонус или Аглаофеме и Телксиепиа. Аполлодор и Хигинус. считают, что сирены погибли после встречи с Одиссеем, и таким образом, исполнилось древнее предсказание оракула, что они умрут, когда судно пройдет мимо них невредимым. Другие авторы утверждают, что от досады они утопили сами себя.

Еще один вариант мифа известен из краткого упоминания о сиренах в «Описании Эллады» Павсания (II век н. э.): в Коронеях была статуя Геры с сиренами в руке, «так как история гласит, что Гера убедила дочерей Акелоя соревноваться с музами в пении. Музы победили, вырвали перья из сирен… и сделали себе короны из них». Английский поэт XVI века Э. Спенсер истолковывал смысл этого мифа в том ключе, что русалки символизируют искушение: «девушек колдуний» в наказание за их «высокомерие» в состязании с музами наделили рыбьими хвостами.

Картины и скульптуры доклассической и классической эпохи также изображают сирен с туловищами птиц, и их довольно трудно отличить от гарпий. Сирены часто изображались на древних классических надгробьях и могли символизировать души умерших или духов, которые сопровождают душу к богу подземного царства Гадесу (Аиду). Деннис Пейдж в книге «Предание о гомеровской „Одиссее“ высказывает предположение, что Гомер мог придумать описание своих человекоподобных сирен, обобщив легенды о сопровождении душ во владения Аида с легендами о демонических существах женского пола, которые, используя свою красоту, соблазняют, а затем убивают мужчин.

Американский исследователь Джон Поллард указывает на то, что дошедшие до нас произведения искусства свидетельствуют, что с сиренами связан целый ряд ассоциаций и символов, сохранившихся в литературе, не считая изображений сирен на надгробиях и тех, которые повстречались Одиссею и его спутникам.

Сирены изображаются рядом с Тесеем, Артемидой, Герой, Афиной, Дионисом; хотя большинство сирен женского пола, некоторые, особенно ранних эпох, имеют бороды. Они не только предвещают смерть или приводят к гибели, но также доставляют неземное наслаждение своим пением и символизируют животную силу.

Практически единственным писателем классической античности, который описал сирен с привлекательной стороны, был Платон. В мифе об Эр, которым заканчивается диалог Сократа «О государстве», автор представляет небесную музыку как пение восьми сирен, по одной на орбите каждой из планет и еще одной на орбите неподвижных звезд.

Неизвестно точно, когда и в связи с чем сирены стали ассоциироваться с русалками, утратив свои крылья и покинув гнезда на скалистых островах, чтобы погрузиться в морские волны. Возможно, это произошло в средние века в связи с распространением бестиариев. В романских и некоторых других языках словом «сирена» и его родственными формами стали называть русалок, хотя употребление этого слова свидетельствует и о влиянии классического образа сирены.

В итальянской легенде «Жена сирены» сирены, которые спасают тонущую жену и заботятся о ней, любят петь морякам (эта особенность присуща и некоторым русалкам, а не только классическим сиренам); современный итальянский писатель Итало Кальвино, пересказывая эту историю, усилил эффект, сочинив слова их песни, которая как бы призывала моряков выпрыгивать за борт в море; сирена с рыбьим хвостом в «Лигее» Джузеппе Томази ди Лампедузы (в английском переводе «Профессор и русалка») имеет классическое имя; у «маленькой сирены» Элеоноры из книги Жана де Брунхоффа «Каникулы Зефира» также рыбий хвост, она добродушна и отнюдь не соблазнительница и у нее нет склонности к музицированию.

В «Книге воображаемых существ» аргентинские писатели Хорхе Луис Борхес и Маргарита Гуереро в главе о сиренах отмечают, что разница между русалкой и сиреной состоит в наличии или отсутствии хвоста, но это различие на практике не всегда наблюдается. Русалка в одноименной поэме Альфреда Теннисона (XIX век) имеет «серебряные ступни»; сирена, изображенная на титульной иллюстрации к роману Уильяма Теккерея «Пенденнис», которая побуждает Пена уйти от его возлюбленной Лауры, имеет хвост.

Изображаемые с ногами или с хвостом, сирены были не столь популярны в литературе, как русалки. Под влиянием легенд об Одиссее и Ясоне сирены поначалу символизировали страх мужчины перед женской сексуальностью, что не идет ни в какое сравнение с разнообразием сюжетов и ассоциаций, которые мы находим в произведениях о русалках. Тем не менее сирены тоже оставили свой след в литературе и искусстве.

В трех самых знаменитых произведениях литературы сирены являются среди множества других необычных существ. Данте в «Чистилище» видит во сне сирену, уродливую женщину, поющую о своей страсти к Улиссу, и по мере того как льется ее песня, она преображается в красавицу.

Гете один из немногих писателей, изобразивших сирену с туловищем птицы, он поместил ее в толпу монстров и младших божеств из греческой мифологии в классической сцене вальпургиевой ночи во второй части «Фауста». Эта сцена является параллелью «романтической» вальпургиевой ночи фаустовского времени в первой части трагедии. Сирены из вальпургиевой ночи в весьма несвойственной для них манере символизируют здоровую чувственность.

Хотя Сфинкс обвиняет их в том, что они принуждали мужчин к занятию любовью с тем, чтобы потом растерзать их когтями, в конце сцены сирены приводят всех действующих лиц с победной песнью к Эросу, создателю и правителю всего сущего. В «Улиссе» ирландского писателя Джеймса Джойса (1882-1941), одиссее героя романа Леопольда Блума в современном Дублине, сирены - две барменши, подающие золотое пиво, в баре как бы слышится пение сирен.

Сирены также выступают действующими лицами в литературных переложениях легенды о Ясоне, например, в поэме Уильяма Морриса «Жизнь и смерть Ясона» (XIX век) или современном романе Роберта Грейвса «Геркулес. Мой спутник в плаванье». В версии Грейвса сирены - люди, жрицы матери богини. Однако в поэме «Улисс» Грейвс изображает сирен как символ страха Улисса перед женщинами и одновременно страстного желания.

Многие писатели использовали понятие «сирена» не в буквальном смысле, не имея в виду сверхъестественных существ, а метафорически, описывая какую либо соблазнительную особу. Эта метафора очень популярна. Один из самых ярких примеров - Лигея в одноименном рассказе Эдгара По, которая носит имя сирены и красота которой приводит в гибели рассказчика. С сиреной же сравнивается голодный человек, который неумеренно нахваливает обед и отрывает своих коллег от работы в рассказе Чехова «Сирена».

В некоторых произведениях сирены появляются среди множества других фантастических существ. Вот два современных примера. «Источник магии» Пиэрса Энтони и «Колдовская песня» Элизабет Скарборо - это две легкие комедии, где среди других действующих лиц фигурируют сирены.

Сирены редко используются в качестве кинематографических и сценических персонажей. «Справочник фантастических фильмов», составленный Уолтом Ли, насчитывает всего 10 фильмов, в названиях которых упоминаются сирены, причем половина фильмов - на языках, в которых не существует различия между сиренами и русалками. Любопытное метафорическое значение сирен мы встречаем в «Песне сирены» (1911 год) с участием Теды Бара в роли певицы, которую проклял отец и вследствие этого потерявшей голос. Как правило, сирены появляются в большинстве киноверсий легенд о Ясоне и Одиссее.

В музыкальных произведениях сирены фигурируют реже русалок. Наиболее известное из них ноктюрн Дебюсси «Сирены». Укажем и некоторые другие музыкальные сочинения, посвященные сиренам: опера «Сирена» Даниэля Обера, симфония «Сирены» Рейнгольда Глиэра, симфоническая поэма «Песня сирены» Димса Тейлора.

В живописи и графике художники иногда изображают женщин в виде сирен с человеческими ногами. На полотне «Сирены» Джона Уильямса Уотерхауса у женщины чешуйчатые от икр ноги, она смотрит на тонущего мужчину. На его же картине «Русалка» у женщины рыбий хвост и она изображена в одиночестве. Дэ ниэл Маклайз, иллюстрировавший книгу английского поэта романтика Томаса Мура «Происхождение арфы», нарисовал сирену с ногами, она оплакивает потерянную любовь; ту же сирену мы видим на его гравюре, однако у нее уже имеется хвост.

Художники, чей родной язык не знает различия в обозначении русалок и сирен, тех и других чаще изображают с хвостами. Это можно видеть, например, на картине Поля Делво «Сирены при полной луне». Крайне редко в изобразительном искусстве встречаются сирены с классическим птичьим подобием; один из немногих таких примеров - картина Арманда Пойнта «Сирена». Сирены в наше время по прежнему не слишком популярны.

Русалкам приписывается большая часть фантастических функций, а их предшественницам сиренам оставлена роль метафорическая. Вдобавок к символическому значению красоты и прекрасного голоса они иногда дают свое имя гораздо менее музыкальным сиренам, которые предупреждают о нападении, или животным отряда сирен - ламантинам, дюгоням, морским коровам (вымерший вид), которых издалека иногда принимали за русалок.

Римский писатель Светоний в сочинении «О жизни двенадцати Цезарей» считает императора Тиберия глупым из за его страстного интереса к мифологии. Тиберий, например, ставил своих собеседников в тупик вопросами о том, что поют сирены. Хронист Томас Браун в произведении «Гидриотафия, или Похоронная урна» замечает: «Какую песню поют сирены или под каким именем является Ахиллес среди женщин - эти загадки никто не в состоянии разгадать».

..

- В греческой мифологии полудевы - полуптицы, хищные красавицы с головой и телом прекрасной женщины и с когтистыми птичьими лапами, унаследовавшие от матери-музы (Мельпомены или Терпсихоры) божественный голос, а от отца (Ахелоя . бога пресных вод) дикий и злобный нрав. Число их колеблется от двух-трех до целого множества. Они обитают на скалах, усеянных костями и высохшей кожей их жертв, которых Сирены заманивают пением, сводящим все живые существа с ума. Сирены миксантропичны по природе, это полуптицы-полуженщины, унаследовавшие от отца дикую стихийность, а от матери-музы - божественный голос. Число их колеблется от двух-трёх до целого множества. Они обитают на скалах острова, усеянных костями и высохшей кожей их жертв, которых С. заманивают пением. С. ублажали некогда богиню Деметру . Мимо острова Сирен проплыл Одиссей , привязав себя к мачте корабля и залив воском уши своих товарищей. Когда аргонавты плыли мимо острова Сирен, Орфей заглушил их голоса своим пением и игрой на форминге (или лире); один из аргонавтов Бут бросился на их зов в море, но был спасён Афродитой , поселившей его в Лилибее. Сирен сближали с гарпиями и керами ; они воспринимались даже как музы иного мира - их изображали на надгробных памятниках. В классической античности дикие хтонические Сирены превращаются в сладкоголосых мудрых Сирен, каждая из которых сидит на одной из восьми небесных сфер мирового веретена богини Ананке, создавая своим пением величавую гармонию космоса (Plat. R. Р. Х 617 b).
«Физиолог» (III в., образец для будущих бестиариев) выхватил из гомеровской «Одиссеи» эпизод с сиренами и перетолковал по-своему: «Нравоописатель сказал о сиренах, что они смертоносны. Водятся они в море и поют песни приятным гласом. И моряки, которые проходят по тем местам, когда слышат мелодию песен, настолько заслушиваются, что теряют
сознание, падают в море и погибают. А образ сирен до пупка женский, другая же половина птичья. Таким же образом всякий «двоедушный человек коварен во всех своих путях». Есть люди, которые идут в церковь, но от грехов не удаляются. Входят в церковь в образе агнцев, а выходят в образе скотов. Такие несут в себе пример сирен, сил супостата, которые ласкательством прельщают души нетвердых». Далее аналогия понятна. Одиссей на мачте-кресте уподоблялся Христу, корабль - церкви, сирены - плотским желаниям. «Сердце усладное пенье сирен бедоносных» стало прообразом мирских благ, губящих душу. Только путы удерживали Одиссея (как и всякого доброго христианина) от грехопадения и гибели для вечного спасения... Аллегория поддавалась дальнейшему развитию. Три сирены суть алчность, гордыня и распутство. Корабль - наше тело, кормчий, который засыпает и утопает,- душа.
Камертон разумения был найден: морские блудницы будут осуждены. Не беда, что по описанию и Овидия, и Плиния греческие сирены - полуженщины-полуптицы. От рукописи к рукописи они теряют крылья, получают хвосты, расстаются с птичьими лапами... К XII столетию только единичные авторы помнили об их «воздушном» прошлом.

Сиренами называли в древнегреческой мифологии загадочных и таинственных морских существ женского пола, им приписывали обманчивый и жестокий нрав. Своими песнями и обольстительным внешним видом, сирены заманивали моряков на гибель. Упоминание об этих девушках-рыбах или девушках-птицах встречается часто, легенд и приданий связанный с ними тоже очень много, объединяет их одно, что все кто встречался с сиренами, речь, конечно же, идет о мужчинах, прежде всего, непременно погибали.

Смертельное очарование древнего предания

Разные источники описывают разные версии происхождение этих созданий. По одной из легенд эти создания являются порождением морского бога Форкия или Ахелоя, а матерью считали одну из муз (Каллиопу, Терпсихору или Мельпомену), так же матерью иногда считали Стеропу. Этим и объясняется их демоническая сущность и мелодичный голос. Численность этих созданий колебалась от двух-трех и доходила до целого множества. По легенде они обитали на скалах острова, усеянного костями и высохшей кожей несчастных странников, попавших в ловушку их коварной натуры.

С их происхождением связана еще одна легенда, что сирены были раньше очень красивыми и высокомерными девушками, которые разгневали своим строптивым нравом Афродиту, и та наказала их, превратив в птиц. Другая, не менее прекрасная легенда гласит, что сиренами стали нимфы, которые были обращены в птиц музами. За то, что обладая необыкновенными голосами, они возгордились этим настолько, что посмели вызвать муз на состязании, и проиграли. В наказание они были обращены в сирен.

По еще одной версии сиренами их обратила Деметра, мать похищенной Аидом Персефоры. А еще одна версия утверждает, что они сами захотели стали стать птицами, так как собирались разыскать похищенную Аидом юную богиню, но так как люди не захотели им помогать, то они поселились на далеком острове и стали всем мстить, завлекая на гибель странников и моряков.

На протяжении многих лет, поэты и писатели пытались воссоздать древний образ, и с каждым разом, легенда оживала по-новому. То это коварные прекрасные девы, то это предвестницы гибели из потустороннего мира. Часто их изображение высекали на надгробиях, потому что ассоциировались они с ангелами смерти, которые пели погребальные песни под звуки лиры.

Средневековье тоже оставило много упоминаний и фактов, которые доказывали удивительную преданность этому образу. Очень часто можно увидеть изображение птиц с женскими головами или телом рыбы на гербах и фресках.

Существует и малораспространенная версия происхождения женщин-птиц. Она утверждает, что они являлись результатом экспериментов инопланетного Разума, который в итоге и создал человека с помощью генной инженерии. Но этот результат был получен не сразу. Сначала появились промежуточные варианты живых существ, которые объединяли в себе внешность и животных и людей, поэтому сиренами можно назвать одну из побочных ветвей эксперимента, таких как: , пегасы или сатиры. Конечно, та же теория утверждает, что после получения чистого результата, все эти существа были уничтожены. Но если это так, то остается неизвестно точно, сколько всего было создано особей и сколько было уничтожено, существует вероятность, что кому-то удалось выжить, и стать объектом многочисленных легенд и преданий.

Может быть, таинственная натура сирен носила собирательный характер и олицетворяла переменчивую и порой, даже непредсказуемую женскую натуру? Может быть, действительно были частью нашего мира, но впоследствии неизвестных изменений исчезли? А может быть еще где-то на далеком острове можно услышать дивный голос, зовущий странника отдохнуть после долгого пути, а моряка бросить якорь и насладиться дивным пением и музыкой.