Способы формирования штабелей различных грузов, габаритыштабелей,величины проездов. Штабелирование грузов Меры предосторожности при штабелировании различных грузов

При разработке технологий и инструкций учитывают следующие рекомендации и правила. При укладке товаров соблюдают следующие требования:

Способы укладки грузов должны обеспечивать:

Устойчивость штабелей, пакетов и грузов, находящихся в укладках;

Механизированную разборку штабеля и подъема груза навесными захватами подъемно-транспортного оборудования;

Безопасность работающих на штабеле или около него;

Возможность применения и нормального функционирования средств защиты работающих и пожарной техники;

Циркуляцию воздушных потоков при естественной и искусственной вентиляции в закрытых складах;

Соблюдение требований к охранным зонам линий электропередачи, узлам инженерных коммуникаций и энергоснабжения.

Укладка грузов должна обеспечивать их устойчивость при хранении и транспортировании, разгрузке транспортных средств и разборке штабелей, а также возможность механизированной погрузки и выгрузки. Дештабелирование грузов должно производиться только сверху вниз.

Для затаренных и штучных товаров обычно применяют штабельный и стеллажный способы укладки. Для хранения товаров, затаренных в мешки, кипы, кули, ящики, бочки применяют штабельную укладку. Формируя штабель, обеспечивают его устойчивость, допустимую высоту и свободный доступ к товарам. Высота штабеля определяется свойствами товара и его упаковки, возможностями штабелера, предельной нагрузкой на 1 кв. м пола, высотой склада. Штабельная укладка применяется в трех вариантах: прямая, в перекрестную клетку, в обратную клетку. При прямой укладке, чаще применяемой для штабелирования ящиков и бочек одинакового размера, каждый ящик ставится строго и ровно на ящик в нижнем ряду. Повышение устойчивости штабеля обеспечивает прямая пирамидальная укладка – в каждом верхнем ряду на одно место меньше и каждое верхнее место устанавливается на два нижних.

В перекрестную клетку укладывают ящики различных размеров. При этом верхние ящики укладывают поперек нижних. В обратную клетку укладывают, как правило, товары, затаренные в мешки, – верхний ряд мешков размещают на нижнем в обратном порядке. При укладке товаров в штабеля следят за тем, чтобы в складе обеспечивались нормальная циркуляция воздуха, санитарные и противопожарные требования – штабеля размещают не ближе 0,5 м от стен и 1,5 м от отопительных приборов. Между штабелями оставляют проходы шириной около 1,5 м. Штабельное хранение товаров, уложенных на стоечные и ящичные поддоны, позволяет рациональнее использовать помещения и применять механизмы.

При стеллажном способе хранения товары на поддонах, распакованные товары, а также товары в индивидуальной упаковке укладывают в ячейки стеллажей. Стеллажное хранение товаров на поддонах весьма удобно – при помощи штабелеров поддоны укладывают на полках, расположенных на любой доступной механизмам высоте. На нижних полках можно хранить товары, отбор которых выполняют вручную, на верхних – товары, отгружаемые целиком на поддоне.

Товары укладываются на стеллажи, поддоны, в штабели и т. п. Вес груза на поддоне не должен превышать расчетной грузоподъемности стандартного поддона. При размещении товаров в помещениях, размеры отступов должны составлять: от стен помещения – 0,7 м, от приборов отопления – 0,2 – 0,5 м, от источников освещения – 0,5 м, от пола – 0,15 – 0,30 м. Зазоры в штабеле должны быть: между ящиками -0,02 м, между поддонами и контейнерами – 0,05 – 0,10 м.

При укладке товаров соблюдают следующие требования:

Тарные места укладывают маркировкой к проходу;

Однородные товары укладывают в стеллажи по обе стороны одного прохода, чтобы при укладке и отборе короче был путь перевозки;

Если одной ячейки мало для всего количества товара одного наименования, товар размещают в следующих ячейках стеллажа выше в той же вертикальной секции, чтобы при укладке и отборе путь перемещения был короче, а адрес хранения отличался бы лишь номером полки;

На верхних ярусах стеллажей размещают товары длительного хранения, а также товары, отпускаемые со склада партиями не менее целого грузового места или поддона.

Примечания: Допускается устанавливать стеллажи или укладывать товары в штабели с отступом от стен и пристенных колонн, составляющим 0,05 – 0,10 м в случаях, когда отступы не используются для эвакуации людей. Размеры отступов от приборов отопления должны быть увеличены, если этого требуют условия хранения товара.

При штабелировании грузов следует обеспечивать устойчивость штабеля и безопасность людей, работающих на штабеле или около него. Не допускается укладка в штабель грузов в поврежденной или в разногабаритной таре, в таре со скользкими поверхностями, в упаковке, не обеспечивающей устойчивость пакета.

Размещение материалов, тары с заготовками, деталями и отходами должно быть удобным для их зачаливания при применении грузоподъемных устройств и подъемно-транспортных средств. Штабеля сыпучих грузов с откосами крутизной более угла естественного откоса должны быть ограждены прочными подпорными стенками. При укладке грузов (кроме сыпучих) должны быть приняты меры, предотвращающие защемление или примерзание их к покрытию площадки.

Расстояния между рядами штабелей должны быть определены с учетом возможности укладки в штабель, снятия груза со штабеля грузозахватными устройствами применяемых грузоподъемных средств и обеспечения противопожарных разрывов. Между штабелями на складах, площадках для временного хранения грузов должны быть обеспечены проходы шириной не менее 1 м и проезды, ширина которых определяется габаритами транспортных средств, транспортируемых грузов и погрузочно-разгрузочных механизмов. Высота штабеля должна определяться отношением максимальной высоты штабеля к меньшей стороне основания тары: для неразборной тары эта величина должна быть не более 6; для складной тары – не более 4,5.

Грузы в ящиках и мешках, не сформированные в пакеты, следует укладывать в штабель вперевязку. Для устойчивости штабеля следует через каждые 2 ряда ящиков прокладывать рейки, а через каждые 5 рядов мешков – доски. Высота складирования тарноупаковочных и штучных грузов определяется исходя из высоты помещения, нагрузки на перекрытия, технических характеристик и средств механизации, технологических правил и условий хранения. Высота штабеля при ручной укладке затаренных грузов в ящиках массой до 50 кг, в мешках до 70 кг не должна превышать 2 м.

Высота укладки бочек в горизонтальном положении (лежа) должна быть не более 3 рядов с обязательной укладкой прокладок между рядами и подклиниванием всех крайних рядов. При установке бочек стоя высота укладки допускается не более чем в 2 ряда вперевязку с прокладкой равных по толщине досок между рядами. Бочки с бензином и другими легко воспламеняющимися жидкостями необходимо укладывать только лежа, в один ряд пробкой вверх.

Не следует укладывать штабель к штабелю вплотную во избежание обвалов при разборе соседнего штабеля. Расстояние между рядами штабелей должно быть определено с учетом возможности установки тары в штабель, снятия тары со штабеля грузозахватными устройствами и обеспечения необходимых противопожарных разрывов.

Грузы, хранящиеся навалом, следует укладывать, формировать в штабеля с крутизной откоса, соответствующей углу естественного откоса для данного материала. При необходимости такие штабеля должны огораживаться защитными решетками. Грузы в таре и кипах должны укладываться в устойчивые штабеля, предельная высота которых не должна превышать требований, определенных ГОСТ 12.3.010. Крупногабаритные и тяжеловесные грузы должны укладываться в один ряд на подкладках. Размещаемые грузы должны укладываться так, чтобы исключалась опасность их падения, опрокидывания, разваливания и чтобы при этом обеспечивались доступность и безопасность их выемки при выдаче в производство или при погрузке для отправки. Укладка грузов на погрузочно-разгрузочных площадках и в местах длительного и временного хранения, вплотную к стенам здания, колоннам и оборудованию, штабель к штабелю не допускается. Просветы между грузом и стеной, колонной должны быть не менее 1 м, между грузом и перекрытием здания – не менее 1 м, между грузом и светильником – не менее 0,5 м.

Грузы в ящиках или кипах должны укладываться в устойчивые штабеля. Грузы в мешках и кулях должны укладываться в штабеля в перевязку. Высота штабеля при ручной погрузке не должна превышать Зм, при применении механизмов для подъема груза – 6 м. Грузы в неисправной, рваной таре для укладки в штабель не допускаются.

Масла и пластичные смазки в складских помещениях должны храниться на стеллажах не более чем в три яруса и по длине штабеля не более 10 бочек. Под бочки должны быть установлены деревянные прокладки. Между стеллажами должен быть проход не менее 1,8 м.

Для затаренных и штучных товаров обычно применяют штабельный и стеллажный способы укладки.

Для хранения товаров, затаренных в мешки, кипы, кули, ящики, бочки, применяют штабельную укладку.

Формируя штабель, обеспечивают его устойчивость, допустимую высоту и свободный доступ к товарам. Высота штабеля определяется свойствами товара и его упаковки, возможностями штабелера, предельной нагрузкой на 1 кв. м пола, высотой склада.

Штабельная укладка применяется в трех вариантах: прямая, в перекрестную клетку, в обратную клетку.

При прямой укладке, чаще применяемой для штабелирования ящиков и бочек одинакового размера, каждый ящик ставится строго и ровно на ящик в нижнем ряду. Повышение устойчивости штабеля обеспечивает прямая пирамидальная укладка– в каждом верхнем ряду на одно место меньше и каждое верхнее место устанавливается на два нижних.

В перекрестную клетку укладывают ящики различных размеров. При этом верхние ящики укладывают поперек нижних.

В обратную клетку укладывают, как правило, товары, затаренные в мешки, – верхний ряд мешков размещают на нижнем в обратном порядке.

При укладке товаров в штабеля следят за тем, чтобы на складе обеспечивались нормальная циркуляция воздуха, санитарные и противопожарные требования – штабеля размещают не ближе 0,5 м от стен и 1,5 м от отопительных приборов. Между штабелями оставляют проходы шириной около 1,5 м.

Штабельное хранение товаров, уложенных на стоечные и ящичные поддоны, позволяет рациональнее использовать помещения и применять механизмы.

При стеллажном способе хранения товары на поддонах, распакованные товары, а также товары в индивидуальной упаковке укладывают в ячейки стеллажей.

Стеллажное хранение товаров на поддонах весьма удобно – при помощи штабелеров поддоны укладывают на полках, расположенных на любой доступной механизмам высоте. На нижних полках можно хранить товары, отбор которых выполняют вручную, на верхних – товары, отгружаемые целиком на поддоне.

Для хранения верхней одежды на складах используют механизированные вешала. Насыпные грузы хранят навалом. Для хранения жидкостей используют цистерны, баки и бочки.

Товары укладываются на стеллажи, поддоны, в штабеля и т. п. Вес груза на поддоне не должен превышать расчетной грузоподъемности стандартного поддона.

При размещении товаров в помещениях размеры отступов должны составлять: от стен помещения – 0,7 м, от приборов отопления– 0,2–0,5 м, от источников освещения– 0,5 м, от пола– 0,15-0,30 м. Зазоры в штабеле должны быть: между ящиками – 0,02 м, между поддонами и контейнерами – 0,05-0,10 м.

Примечания: 1. Допускается устанавливать стеллажи или укладывать товары в штабеля с отступом от стен и пристенных колонн, составляющим 0,05-0,10 м в случаях, когда отступы не используются для эвакуации людей.

2. Размеры отступов от приборов отопления должны быть увеличены, если этого требуют условия хранения товара.

При штабелировании грузов следует обеспечивать устойчивость штабеля и безопасность людей, работающих на штабеле или около него. Не допускается укладка в штабель грузов в поврежденной или разногабаритной таре, в таре со скользкими поверхностями, в упаковке, не обеспечивающей устойчивость пакета. Укладка грузов должна обеспечивать их устойчивость при хранении и транспортировании, разгрузке транспортных средств и разборке штабелей, а также возможность механизированной погрузки и выгрузки. Дештабелирование грузов должно производиться только сверху вниз. Грузы в ящиках и мешках, не сформированные в пакеты, следует укладывать в штабель вперевязку. Для устойчивости штабеля следует через каждые 2 ряда ящиков прокладывать рейки, а через каждые 5 рядов мешков – доски. Высота складирования тарно-упаковочных и штучных грузов определяется исходя из высоты помещения, нагрузки на перекрытия, технических характеристик и средств механизации, технологических правил и условий хранения. Высота штабеля при ручной укладке затаренных грузов в ящиках массой до 50 кг, в мешках до 70 кг не должна превышать 2 м. Высота укладки бочек в горизонтальном положении (лежа) должна быть не более 3 рядов с обязательной укладкой прокладок между рядами и подклиниванием всех крайних рядов. При установке бочек стоя высота укладки допускается не более чем в 2 ряда вперевязку с прокладкой равных по толщине досок между рядами. Бочки с бензином и другими легко воспламеняющимися жидкостями необходимо укладывать только лежа, в один ряд, пробкой вверх. Не следует укладывать штабель к штабелю вплотную во избежание обвалов при разборе соседнего штабеля. Расстояние между рядами штабелей должно быть определено с учетом возможности установки тары в штабель, снятия тары со штабеля грузозахватными устройствами и обеспечения необходимых противопожарных разрывов.

Штучные грузы , перевозимые в таре или без упаковки, складируются в портах в крытых складах или на открытых площадках в штабеля определенных форм и размеров. Штабель груза формируется в зависимости от того, как поступает груз, - поштучно или в пакетах. Территория в крытом складе или на открытой площадке, предназначенная для складирования груза, должна быть очищена от мусора, подъезды к площади должны быть свободными. Независимо от вида покрытия площадки или пола склада все грузы должны быть уложены на подтоварники - сухие деревянные доски, щиты, бруски, бревна и др. Размеры, форма и высота подтоварников определяются специфическими особенностями груза, сроком его хранения и состоянием складской площади.При поступлении в порт каждая партия груза хранится отдельно одна от другой. Штабеля формируются повагонно или поконосаментно, формы и размеры их определяются особенностям» груза и размерами складских площадок в порту. Во все случаях складирования должна быть обеспечена возможность проверки состояния всего груза и подхода к любому месту штабеля, соблюдены правила пожарной безопасности и требования безопасности труда.В крытых складах расстояние между штабелями и стенками склада составляет 0,7 м; между штабелями груза - не менее 2 м; ширина поперечных и продольных проездов принимается 3,5 м для проезда погрузчиков; магистральные проезды между группами штабелей - 6м. Высота складирования груза зависит от прочности тары, способа производства работ и допускаемой нагрузки на пол склада. При ручной укладке грузов высота штабеля обычно составляет 1,75-2 м, при механизированной - 3,5-5 м.

Формирование и разборку штабеля с использованием крана при нахождении портовых рабочих на штабеле следует производить послойно по всей его площади, причем в зависимости от рода груза и вида упаковки допускаются следующие углубления: для мешковых грузов - до 1,5 м; киповых (кроме каучука) - до 1 м; каучука - до 4 кип (по высоте штабелирования); мелких ящичных грузов - до 1,2м; крупногабаритных ящиков - 1 ящик; катно-бочковых грузов - 1 место; грузов в пакетах - 1 пакет.

При складировании штучных грузов следует выбрать конструкцию штабеля, определить его габариты и взаимное расположение штабелей на складской площади. Для решения этих вопросов необходимо знать характер упаковки груза, особенности счета грузовых мест, влажность воздуха и состояние самого груза. Штабель ящичных киповых грузов состоит из стопок, рядов и ярусов (рис. 20). Грузовые места одинаковой формы и размеров, уложенные одно на другое по вертикали, составляют стопку штабеля, расположенные по длине - его продольные ряды, а по ширине - поперечные. Горизонтальный слой штабеля, ограниченный высотой грузовых мест, представляет собой ярус или слой.

Генеральные грузы правильной геометрической формы при поштучном складировании укладывают в штабеля прямой кладки (ровными рядами), т.е. грузовые места одинаковых размеров укладывают так, что каждое вышележащее место совпадает с местом, лежащим ниже.В высоких штабелях из-за непрочности тары или неправильной укладки грузовых мест возможен обвал. Во избежание этого необходимо крайние ряды штабелей укладывать с небольшим уклоном к середине, для чего под них подводят призматические прокладки либо делают «перевязки» рядов штабеля через два-три яруса досками толщиной 2,5 см. При отсутствии прокладок штабеля выкладывают уступами или со смещением к центру штабеля на половину грузового места.При формировании штабеля для обеспечения большей прочности грузы укладывают крест-накрест, обратной кладкой, тройником или пятериком. Грузы в неисправной таре следует складировать только в специально отведенных местах отдельными штабелями высотой в один ряд или пакет.Поштучное складирование груза имеет ряд недостатков: участие большого числа рабочих в складских операциях, большая трудоемкость перегрузочных работ, непродолжительный срок службы тары и значительные потери груза из-за многочисленных перевалок. При пакетном складировании эти недостатки устраняются.Формировать грузы в пакеты на плоских поддонах можно различными способами. Процесс складирования выполняется машинами. Пакеты в складе устанавливаются по высоте до четырех ярусов. Если поддоны загружены легким грузом и их грузоподъемность используется неполностью, можно устанавливать пакеты в пять ярусов высотой штабеля до Для устойчивости штабеля пакеты необходимо укладывать уступами. Складирование мешковых грузов. При складировании мешковых грузов мешки укладывают в закрытых сухих и чистых складах отдельно от грузов, обладающих специфическим запахом. Допускается хранение мешковых грузов на открытых площадках, но при этом обязательно укрывать штабеля брезентом. Во всех случаях штабеля формируют на подтоварниках.Укладка в штабель мешковых грузов ведется следующими способами: прямой кладкой; со смещением на пол мешка, начиная с высоты штабеля; обратной кладкой, или крест-накрест; клетками - тройником, пятериком, колодцем. Укладка колодцем обеспечивает хорошую вентиляцию груза и применяется, если груз в мешках влажный и есть опасность его согревания и порчи. С развитием пакетных перевозок портами предложены различные способы формирования мешков в пакеты на плоских поддонах и в строп-контейнерах. В зависимости от размеров мешков на поддоне можно разместить 15- 60 мешков в 3-8 ярусов. На поддоне мешки располагаются двойкой, тройником вперевязку, четвериком, пятериком вперевязку, шестериком вперевязку, восьмериком вперевязку. Аналогично могут быть сформированы пакеты в строп-контейнерах. В штабель такие пакеты укладываются по высоте в 3-4 яруса.Складирование ящичных грузов. Условия хранения грузов в ящиках зависят от свойства груза. Большинство мелкотарных ящиков хранят в крытых помещениях, в то время как для тяжеловесных и крупногабаритных ящиков, как правило, этого не. требуется.При поштучном формировании штабеля ящики укладывают способом прямой кладки или клеткой. Следует учитывать допустимые нагрузки на 1 м 2 настила склада или причала. По особым правилам складируют ящики со стеклом. Пакеты ящичных грузов формируются укладкой ящиков крест-накрест, тройником, пятериком в зависимости от размеров ящиков и площадок, на которых они размещаются. Ящики укладывают в пакеты параллельными рядами вперевязку. При пакетировании грузов в картонных коробках необходимо защищать углы пакета обрезками досок. При складировании ящичных грузов в пакетах, сформированных на плоских поддонах, последние устанавливают в штабель стопками друг на друга.

Складирование киповых грузов. Грузы в кипах составляют около 15-20% общего объема тарно-штучных грузов, перегружаемых в морских портах. Большинство киповых грузов подвержено влиянию атмосферных осадков и боится загрязнения, поэтому их необходимо хранить в закрытых складах. Например, хлопок, лени другие волокнистые грузы, как правило, следует хранить в сухих складах или под навесами. Допускается хранение и на открытых площадках, но при этом кипы должны быть уложены на специальные настилы и. штабеля надежно укрыты. Киповые грузы укладывают в штабель большей частью таким же образом, как и ящичные, однако ввиду того, что хлопок и другие волокнистые грузы относятся к группе опасных, при хранении их необходимо соблюдать соответствующие правила пожарной безопасности.Складирование катно-бочковых грузов. Особенности формирования штабелей грузов этой категории определяются свойствами содержимого бочек, их формой (цилиндрическая или коническая), расположением пробки (пробка в бочке должна быть вверху) и средствами механизации,с помощью которых груз укладывают в штабель. Бочковые грузы укладывают в штабель двумя способами; с установкой бочек на торец (вертикальное положение) или на образующую (в горизонтальном положении). При складировании на торец бочки нижнего яруса должны опираться на пол всей торцевой частью. Складирование бочек на образующую осуществляется ровными рядами с прокладками из досок под каждый ярус и расклиниванием крайних рядов: «тройником» - бочки верхнего яруса укладываются в углубления между бочками нижнего; «пятериком» - бочка верхнего яруса опирается на четыре нижние бочки.Складирование контейнеров .Развитие контейнерных перевозок потребовало сооружения специализированных причалов - контейнерных терминалов (рис. 23). Складские площади морских контейнерных терминалов достигают 500 га и оснащены высокопроизводительным перегрузочным оборудованием. Морской грузовой фронт, где производится загрузка (разгрузка) судов-контейнеровозов, как правило, имеет один - три причала, расположенных в линию. Ширина его достигает 15-50 м.Складские технологические площади на территории планируются значительной глубины (до 1000 м). В зависимости от применяемой технологии грузовых работ на складской технологической площади выделены зона хранения и зона приема-передачи контейнеров, размещены места складирования контейнеров, специальные полосы для движения перегрузочных машин на морской грузовой фронт в пределах технологических площадей Склады комплектации представляют собой крытые помещения площадью 10-40 тыс. м 2 , расположенные чаще всего за территорией терминала. Конструкция складов комплектации весьма разнообразна по планировке и наличию рамп. Высота уровня пола складов обеспечивает обработку через переходные мостики контейнеров, стоящих на шасси. На складах выгружают прибывшие грузы, сортируют их и комплектуют для погрузки в контейнеры одного направления. Склады оборудованы радиосвязью и телекамерами, позволяющими вести наблюдение за ходомработ.

При размещении штабелей грузов в складах и на площадках необходимо предусмотреть:

  • - проходы между штабелями грузов высотой до 1,2 м, шириной 1 м, а между штабелями большей высоты - 2м;
  • - проходы между штабелями и стеной или иной преградой шириной 0,7 м;
  • - проходы между штабелями, совмещенные с переходами через крановые и железнодорожные пути, шириной не менее 2 м;
  • - проезды для погрузчиков шириной не менее 3,5 м;
  • - магистральные проезды между группами штабелей шириной не менее 6 м, а для крупнотоннажных контейнеров.

Грузы следует укладывать не ближе 2 м от наружной грани головки крайнего рельса железнодорожного пути при высоте складирования до 1,2 м и не ближе 2,5 м - при складировании на большую высоту.

Расстояние от выступающих частей портала крана до штабеля груза должно быть не менее 0,7 м.

Способы формирования штабелей должны гарантировать безопасность работ, обеспечивать сохранность грузов и исключать возможность их развала.

Технология укладки грузов в штабель, применяемые машины и вспомогательные средства должны быть указаны в РТК и ПОР.

Высота штабелей грузов при нахождении рабочих на штабеле не должна превышать 6 м.

Укладка грузов на большую высоту допускается при условии разработки мероприятий, обеспечивающих безопасность работающих на штабеле, и их согласования с технической инспекцией труда.

Укладывать (разбирать) груз в штабеля с использованием крана при нахождении рабочих на штабеле следует слоями. Высота слоя при ручной укладке с расформированием (формированием) подъема не должна превышать 1,5 м, без расформирования (формирования) подъема - высоте груза в одном подъеме.

Запрещается разбирать штабель путем выборки нижних грузовых мест в слое.

Размер верхней площадки штабеля, а также ширина уступа в ярусах (слоях) груза должны быть достаточными для безопасного производства работ. Рабочий должен иметь возможность отойти на расстояние не менее 5 м от места укладки груза (если нет других указаний по месту его нахождения), а расстояние от места его нахождения до края штабеля (яруса) не должно быть менее 1 м. При выполнении работ на штабеле на расстоянии менее 1 м от края штабеля на высоте более 3 м от грунта, площадки или уступа штабеля рабочие должны снабжаться и пользоваться предохранительными поясами со страховочным канатом и карабином. Места закрепления карабина предохранительного пояса должен указывать производитель работ. Если пользоваться предохранительными поясами невозможно, то необходимо разработать другой безопасный способ производства работ, исключающий падение рабочих с высоты (применение эстакад, вышек, телескопических подъемников и других видов оборудования, обеспечивающих безопасные условия труда). При формировании штабеля в крытом складском помещении способом, предусматривающим нахождение рабочих на штабеле, расстояние между верхней площадкой штабеля, на которой находятся рабочие, и наиболее низкими частями перекрытия склада, а также токоведущими проводами должно быть не менее 2 м. Для безопасного подъема на штабель (ярус штабеля) или отдельное грузовое место высотой более 1 м необходимо пользоваться передвижными механизированными трапами или иными устройствами, отвечающими требованиям безопасности, а при их отсутствии применять переносные инвентарные лестницы. Длина переносных лестниц зависит от высоты штабеля или слоя груза (h) и должна быть не менее h /0,96+1,0 м, но не более 5 м. В целях распределения нагрузки на покрытие склада, предупреждения деформации и разрушения грузовых мест, деформации строповочных петель и безопасности производства работ при строповке (отстроповке) грузов стропами, тарно-штучные грузы следует укладывать на подкладки прямоугольного поперечного сечения. Размеры и количество подкладок и прокладок, а также места их установки должны быть обоснованы и указаны в Технических условиях, а также в РТК и ПОР.

Подкладки и прокладки под груз должны быть уложены до подачи груза к месту складирования. Концы прокладок и подкладок не должны выходить за габариты уложенного груза более чем на 0,1 м. Запрещается изменять положение подкладок и прокладок под висящим над ними грузом.

Для закрытия штабелей нужно применять исправные брезенты с устройствами для их увязки и крепления. Подавать брезенты на штабель высотой более 1,5 м следует с помощью грузоподъемных средств. Закрывать штабели брезентами следует методом раскатывания, а раскрывать методом скатывания. Выполнять эту работу следует не менее чем двум рабочим. При силе ветра более четырех баллов укрывать штабели необходимо под руководством производителя работ.

МИНИСТЕРСТВО МОРСКОГО ФЛОТА

ИНСТРУКЦИИ ПО ТИПОВЫМ СПОСОБАМ
И ПРИЕМАМ ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫХ
РАБОТ НА УНИВЕРСАЛЬНЫХ ПЕРЕГРУЗОЧНЫХ
КОМПЛЕКСАХ МОРСКИХ ПОРТОВ

1983

РАЗРАБОТАНЫ

Ленинградским филиалом Государственного проектно-изыскательского и научно-исследовательского института морского транспорта (Союзморниипроекта) - Ленморниипроектом

Одесским филиалом Государственного проектно-изыскательского и научно-исследовательского института морского транспорта (Союзморниипроекта) - Черноморниипроектом

Главный инженер

В.М. ТАРАН

Зав. лабораторией технологии и эксплуатации портов - канд. техн. наук

А.И. БРЮМ

Руководитель разработки

М.Г. ГРИНШПУН

Ответственные исполнители разработки:

Н.К. РОВНЕР

В.П. НАВРОЦКИЙ

В.А. СОТНИКОВА

В.Д. ГАЖЕВ

В.С. ТОЛКУНОВ

Н.К. РОВНЕР

В.П. НАВРОЦКИЙ

первый пакет устанавливается длинной стороной у ограничительной (габаритной) линии;

вплотную к нему боковой стороной ставятся второй и третий пакеты, образуя поперечный ряд первого яруса штабеля (1n );

на него ставятся без смещения по отношению к нижним пакетам пакеты второго и третьего ярусов (, ), образуя поперечный ряд штабеля;

затем вплотную к пакетам первого поперечного ряда первого яруса ставятся пакеты второго поперечного ряда (2n ) первого, второго и третьего ярусов (, , );

на пакеты третьего яруса со смещением в полпакета ставятся пакеты четвертого яруса, а на них - пакеты пятого яруса ( и ), образуя второй поперечный ряд (2n );

вплотную к сформированной части штабеля ставятся пакеты третьего поперечного ряда (3n ) на полную высоту штабеля (пять ярусов) и четвертого поперечного ряда (4n );

пакеты пятого (последнего) поперечного ряда (5n ) укладываются в три яруса, создавая тем самым устойчивый штабель грузов.

2.1.4. Однорядные штабели формируются путем установки пакетов в три яруса по высоте без уступов.

2.1.5. Параметры штабелей из неустойчивых пакетов определяются портом в каждом конкретном случае.

2.1.6. Расформирование штабеля производится в обратном порядке.

2.2. Складирование грузов в пакетах на одноразовых поддонах и в пакетирующих стропах

2.2.1. Грузы в пакетах на одноразовых поддонах и в пакетирующих стропах штабелируются высотой в два - три яруса и шириной не менее чем в два пакета (в зависимости от характеристики грузами устойчивости его в пакете).

Высота складирования конкретного груза, сформированного в пакеты, устанавливается портом и указывается в РТК.

2.2.2. Штабели грузов в пакетах на одноразовых поддонах формируются погрузчиками с вилочными ГЗ, а грузов в пакетирующих стропах - погрузчиками с различными ГЗ или со стрелой и крюковой подвеской таким образом, чтобы через два пакета по высоте делать уступы шириной в один пакет со сторон направления штабелирования и ъ полпакета с двух других его сторон.

2.2.3. Последовательность формирования штабелей приведена на примере складирования грузов в четырехрядный штабель (рис. ):

по способу формирования штабеля из пакетов на поддонах 1200×1600 мм вначале устанавливаются последовательно вплотную друг к другу четыре пакета первого поперечного ряда (1n );

на него устанавливаются пакеты второго яруса ();

вплотную к пакетам первого поперечного ряда ( и ) устанавливаются пакеты второго поперечного ряда (2n ):

первый и второй ярус по четыре пакета, третий ярус - по три пакета со смещением на полпакета;

так же устанавливаются пакеты третьего и четвертого поперечных рядов;

последний поперечный ряд пакетов (5n ) формируется так же, как и первый ряд (1n ), в два яруса по высоте.

2.2.4. При формировании штабелей из неустойчивых пакетов между ярусами укладывается сепарация (прокладки). В этом случае предусматривается следующая последовательность формирования штабеля:

после укладки пакетов первого поперечного ряда первого яруса (1n - ) на верхнюю плоскость пакетов укладывается прокладка для создания устойчивости первого и последующего ярусов. Длина прокладки должна быть равной всей длине поперечного ряда (из четырех пакетов) либо быть больше, чем длина двух пакетов; в первом случае на прокладку укладывается второй ярус пакетов, а во втором укладывается прокладка (вплотную к торцам уже уложенных) так, чтобы она перекрыла оставшуюся длину двух других пакетов, а затем укладываются пакеты второго яруса;

аналогично укладывается сепарация между пакетами первого и второго ярусов во всех поперечных рядах;

при необходимости на верхнюю плоскость второго яруса укладывается сепарация под третий ярус.

Примечания . 1. Пакеты верхних ярусов должны устанавливаться не менее чем на две доски, уложенные симметрично на пакеты нижнего яруса параллельно поперечным рядам.

2. В ряде случаев сепарация также укладывается под пакеты нижнего яруса (последовательно под каждый поперечный ряд).

3. Вопрос о необходимости укладки сепарации (прокладок), способе их размещения, количестве и длине решается портом в каждом конкретном случае.

2.2.5. В соответствии с изложенным формируются двух-, трех-, пятирядные и т.д. штабели.

2.2.6. Расформирование штабеля из пакетов на одноразовых поддонах и в пакетирующих стропах производится в обратной последовательности.

2.3. Складирование грузов в кипах

сначала формируется первый ярус, состоящий по высоте из трех - четырех горизонтальных рядов кип общей высотой не более 1,5 м; кипы укладываются «подъемами» в одном направлении;

перед формированием второго яруса на верхний горизонтальный ряд кип первого яруса укладывается сепарация, на которую затем укладываются «подъемы» грузов второго яруса;

по периметру штабеля первого яруса оставляется уступ шириной полторы кипы и так же, как и первый ярус, укладывается второй ярус кип;

высота второго яруса должна быть равной высоте первого яруса;

третий ярус формируется соответственно второму с уступом в полторы кипы.

2.3.2. Грузы в твердопрессованных кипах штабелируются погрузчиками с боковыми ГЗ (при условии последующего расформирования штабеля погрузчиками с такими же ГЗ) следующим образом (рис. , б ):

вначале устанавливается первый «подъем» первого вертикального ряда (стопки), на него без смещения второй (третий) «подъем» с учетом высоты ряда в шесть кип;

рядом с ним (на одной линии) устанавливаются «подъемы второго и последующего вертикальных рядов (стопок) до требуемой ширины (длины) штабеля, при этом расстояние между стопками зависит от толщины захватных органов и не должно превышать 500 мм;

затем вплотную к уже установленным кипам в такой же последовательности на высоту до восьми кип устанавливается второй поперечный ряд стопок;

точно так же устанавливаются все последующие поперечные ряды штабеля, за исключением последнего, высота которого должна быть равной высоте первого - шесть кип.

вначале вплотную друг к другу укладываются кипы нижнего горизонтального ряда по всей площади основания штабеля;

на первый ряд укладываются одна на другую без смещения кипы второго горизонтального ряда (см. рис. , в ) либо второй ряд укладывается «клеткой» (вперевязку) (рис. , г );

на верхнюю плоскость первого яруса укладывается сепарация, на которой аналогично формируется второй, а затем и третий ярус штабеля;

кипы второго и третьего ярусов устанавливаются таким образом, чтобы по периметру штабеля был уступ шириной в полкипы, высота ярусов - две кипы.

2.3.4. Расформирование штабелей грузов в кипах выполняется в порядке, обратном описанному в пп. - .

2.4. Складирование катно-бочковых грузов

вначале вплотную друг к другу ставятся бочки нижнего яруса;

на бочки нижнего яруса с уступами в одну бочку по периметру штабеля устанавливается второй ярус бочек без смещения по отношению к нижележащему слою (при отсутствии сепарации);

точно так же формируются все последующие ярусы.

Примечание . При необходимости между ярусами бочек укладывается сепарация, при этом каждая из бочек верхнего яруса должна опираться не менее чем на две доски.

вначале укладывается первый «подъем», от которого формируется штабель как по длине, так и по ширине;

перед подачей второго «подъема» две крайние со стороны проезда либо границы склада бочки надежно подклиниваются;

вплотную к первому укладывается второй «подъем» таким образом, чтобы бочки стыковались по образующей либо торцами;

при стыковке по образующей «подъемы» укладываются по всей длине или ширине штабеля и в последнем «подъеме» предпоследние и последние к проезду бочки надежно подклиниваются по образующей;

при стыковке торцами крайние бочки, а также вторые от края бочки в каждом «подъеме» подклиниваются по всей длине либо ширине склада, а в дальнейшем укладка «подъемов» производится в том же порядке без подклинивания бочек до последнего ряда «подъемов», в котором крайние бочки со стороны проезда и предпоследние бочки также подклиниваются;

на первый ярус бочек укладывается сепарация (прокладки) и на ней так же, как и первый ярус, формируется второй ярус, но с уступом в одну бочку с двух противоположных боковых сторон штабеля; штабель имеет форму усеченной пирамиды.

б) Складирование без прокладок производится следующим образом (рис. , в ):

порядок укладывания бочек первого яруса аналогичен указанному в п. , а;

бочки второго яруса укладываются в углубления между соседними бочками первого яруса;

как и второй ярус, формируются последующие ярусы бочек; штабель имеет форму усеченной пирамиды.

2.4.3. Грузы в бочках, перегружаемые в положении «на образующую», укладываются в штабели погрузчиками, оснащенными многовилочными (штыревыми) захватами, следующим образом (см. рис. , в ):

первый «подъем» укладывается на покрытие склада (либо на сепарацию); крайние и предпоследние бочки (со стороны границы склада) подклиниваются;

на нижний ярус «подъемов» по всей ширине (длине) штабеля и в углубления между бочками нижележащего яруса укладываются «подъемы» следующего яруса по высоте;

вплотную к первому вертикальному ряду бочек в том же порядке укладываются бочки второго и последующих вертикальных рядов; штабель имеет форму усеченной пирамиды.

на подготовленное покрытие склада (застеленное листами бумаги, картона либо другими сепарационными материалами) ставится первый «подъем» из нескольких рулонов (в зависимости от типа ГЗ); на него без смещения устанавливаются следующие «подъемы» до требуемой высоты;

рядом в направлении, перпендикулярном движению погрузчика, устанавливается следующая стопка «подъемов»; расстояние между стопками зависит от толщины захватных органов погрузчика и, как правило, не превышает 500 мм;

второй и следующие поперечные ряды штабеля формируются, как и первый ряд; высота крайних с торцов стопок штабеля на один рулон ниже.

2.4.5. Расформирование штабелей катно-бочковых грузов производится в обратной последовательности (пп. - ).

2.5. Складирование грузов в ящиках

2.5.1. Грузы в ящиках массой свыше 100 кг без пакетов формируются в штабели краном способом прямой кладки или «клеткой».

Складирование краном способом прямой кладки производится следующим образом (рис. , а ):

послойно либо стопками устанавливаются ящики первого яруса на высоту до 2 м;

второй ярус штабеля устанавливается так же, как и первый, с таким расчетом, чтобы по периметру штабеля был уступ не менее 1,5 м;

третий ярус устанавливается, как и второй; при формировании штабеля после каждого яруса под ящики укладываются прокладки.

Формирование «клеткой» (рис. , б ) производится следующим образом:

укладываются ящики первого ряда;

на них вперевязку укладывается второй ряд ящиков;

соответственно первому и второму укладываются все последующие ряды во всех ярусах;

после каждого яруса под ящики укладываются прокладки.

Высота каждого яруса 2 м, а по периметру должен быть оставлен уступ шириной 1,5 м.

2.5.2. Грузы в ящиках массой свыше 100 кг штабелируются погрузчиками с вилочными ГЗ ровными рядами, шириной не менее двух ящиков, высотой в один-четыре яруса (рис. , в );

при необходимости на покрытие склада укладывается сепарация, а также прокладки (для ящиков без салазок);

каждый последующий ярус устанавливается на нижележащий с уступом с двух боковых сторон на половину ширины ящика;

при складировании ящиков без салазок между ярусами и под нижний ярус укладываются прокладки.

2.5.3. Расформирование штабелей производится в обратном порядке.

2.6. Складирование металлов

2.6.1. Штабели грузов из цветных металлов в пакетах без поддонов формируются с помощью погрузчиков с боковыми и вилочными ГЗ ровными рядами, не менее чем в два пакета по ширине, три - четыре по высоте, следующим образом (рис. , а и б ):

устанавливается первая стопка «подъема» на высоту в два - четыре пакета;

рядом с этой стопкой устанавливается вторая с минимально возможным разрывом (при работе погрузчиков с боковыми ГЗ) либо вплотную (при работе погрузчиков с вилочными ГЗ) и т.д. на всю ширину первого поперечного ряда штабеля;

вплотную к первому ряду также на высоту в два - четыре пакета устанавливается второй поперечный ряд;

так же формируются последующие поперечные ряды.

При формировании штабелей грузов из цветных металлов в пакетах без поддонов в ряде случаев для выравнивания штабеля и создания ему большей устойчивости между «подъемами» каждого яруса укладываются прокладки, по возможности по всей ширине штабеля, в поперечном направлении.

устанавливаются специальные упоры либо создаются упоры из того же груза, уложенного на поддоны (рис. , г );

вплотную к упорам (с некоторым уклоном) ставится первый «подъем» на образующую; с наружной стороны этот «подъем» подклинивается;

вплотную к первому «подъему» и к упору ставятся следующие «подъемы»; бухты (круги) последнего «подъема» с внешней стороны также подклиниваются;

на нижний ряд «подъемов» устанавливается второй вертикальный ряд таким образом, чтобы бухты (круги) попали в углубление между соседними бухтами (кругами) нижележащего яруса;

вплотную к сформированной части штабеля в такой же последовательности устанавливается следующая группа «подъемов» и т.д. на полную длину штабеля.

2.6.3. Штабели грузов из проволоки в бухтах (кругах) формируются с помощью кранов, оснащенных вилочными ГЗ либо стропами, в порядке, указанном в п. , но не поперечными вертикальными рядами, а поярусно.

2.6.4. Металл в пачках штабелируется краном способом прямой кладки и «клеткой».

Складирование металла в пачках с салазками способом прямой кладки (рис. , а ) производится следующим образом:

первый «подъем» укладывается на покрытие склада;

на первый «подъем» без смещения укладывается следующий и т.д.;

к сформированной стопке пачек на всю ширину штабеля укладываются следующие стопки таким образом, чтобы при дальнейшем расформировании штабеля было возможно завести между грузом стропы либо ГЗ;

к первому поперечному ряду точно так же укладываются «подъемы» следующих рядов.

Примечание . При формировании штабеля из металла в пачках без салазок под нижний ярус и между ярусами «подъема» укладываются прокладки.

Складирование грузов «клеткой» (пачки без салазок) (рис. , б ) производится следующим образом:

первый «подъем» укладывается на прокладки, уложенные на покрытие;

второй «подъем» укладывается перпендикулярно первому так, чтобы концы пачек выходили за пределы нижнего «подъема» симметрично;

третий «подъем» укладывается так же, как и первый (исключая прокладки), и т.д.;

после укладки первой стопки «подъемов» формируется вторая стопка и последующие.

2.6.5. Металл в пачках штабелируется погрузчиками с вилочными ГЗ аналогично формированию штабеля краном способом прямой кладки (см. рис. , а ).

Примечание . В случае, если в дальнейшем штабель может быть расформирован краном, стопки «подъема» должны быть уложены таким образом, чтобы между ними можно было завести стропы либо ГЗ.

формируется первая стопка «подъемов», между которыми укладываются прокладки, количество и размещение которых зависит от длины листов и их характеристики;

затем формируются следующие стопки «подъемов», при этом расстояние между соседними стопками определяется исходя из условия возможности строповки грузов при расформировании штабелей.

б) При складировании «клеткой» (рис. , г ):

на прокладки укладываются рядом несколько «подъемов»;

на них в поперечном направлении укладываются следующие «подъемы» и т.д. до полной высоты штабеля.

на прокладки укладываются в поперечном направлении «подъемы» первого яруса на таком расстоянии друг от друга, чтобы была обеспечена возможность их строповки при расформировании штабеля;

вдоль «подъемов» первого яруса укладываются прокладки, на которые укладываются «подъемы» второго яруса, и т.д.;

при высоте штабеля более 3 м с двух сторон штабеля предусматривается уступ шириной 1,3 м;

Складирование без прокладок «клеткой» производится способом, изложенным в п. , б (рис. , е ).

формируется первый ярус труб и крайние трубы с одной и другой стороны штабеля вдоль образующей надежно подклиниваются;

на нижний ярус в углубления между соседними трубами укладываются трубы следующего яруса и т.д. до требуемой высоты штабеля.

б) При складировании способом прямой кладки с прокладками (рис. , б ):

на прокладки укладывается, как при способе прямой кладки без прокладок, первый ярус труб;

на него укладываются прокладки и на них - следующий ярус с уступом на одну трубу с двух сторон штабеля; крайние трубы второго яруса вдоль образующих надежно подклиниваются;

следующие ярусы труб укладываются, как второй.

вначале на месте складирования труб (в границах штабеля) устанавливаются надежные упоры;

первый «подъем» труб укладывается на прокладки вплотную к упорам и три крайние трубы скрепляются между собой проволокой, тросами или струбцинами;

точно так же укладывается последний «подъем» нижнего яруса, три трубы которого, ближайшие к упорам, скрепляются;

трубы всех верхних ярусов укладываются в углубления между соседними трубами нижележащих ярусов.

устанавливают надежные упоры по три с каждой стороны штабеля: один в средней части трубы, два на расстоянии 1 м от торцов трубы;

на месте складирования на покрытие укладываются подкладки из досок толщиной 40 мм из расчета не менее трех по длине трубы; на подкладки предварительно прибиваются клинья, между которыми должно быть расстояние:

количество (шаг) клиньев по ширине штабеля зависит от характеристики труб и высоты штабеля, но в любом случае каждые три трубы нижнего яруса должны подклиниваться;

вплотную к упорам укладывается первая труба, а рядом устанавливаются все трубы нижнего яруса (при необходимости упоры, установленные со стороны штабеля, противоположной направлению укладки, должны быть сдвинуты до момента плотного прилегания к крайней трубе);

перед складированием труб второго и последующих ярусов-по пять труб нижнего яруса с каждой стороны штабеля должны быть увязаны: первые три трубы крепятся между собой тросами диаметром до 24 мм в 2 нити; третья и пятая - тросами в 3 нити; натяжение троса производится талрепом;

формирование второго и последующих ярусов штабелей осуществляется последовательно начиная с середины к упорам;

трубы второго яруса укладываются в углубления между трубами нижнего яруса начиная с седловины между первой и второй трубами;

трубы третьего яруса укладываются со смещением в одну трубу к центру штабеля;

в дальнейшем четные ряды укладываются так же, как и второй, нечетные - как третий.

Примечание . Тип и диаметр тросов для крепления труб выбираются портом в зависимости от размера труб, высоты штабелирования и конструкции упоров.

2.6.12. Толстолистовая сталь, связки проката черных металлов и труб, трубы и другие изделия штабелируются кранами с электромагнитами следующим способом:

толстолистовая сталь укладывается вертикальными стопками без прокладок (при условии расформирования штабеля кранами с электромагнитами) и «клеткой» (при условии дальнейшего расформирования кранами с захватами либо стропами) в соответствии с п. ;

сортовой металл и трубы в связках укладываются поярусно и «клеткой» способом, указанным в п. ;

трубы диаметром до 1420 мм укладываются поярусно в соответствии с пп. - .

Примечание . Кран, перегружающий магнитами толстолистовую сталь, связки, трубы и другие металлогрузы, должен быть оборудован страхующим устройством и разворотным механизмом, ориентирующим в нужном направлении «подъем» (при формировании штабеля) и магниты (при его расформировании).

2.6.13. Чугун в чушках, металлолом, металлические шары складируются при помощи кранов с магнитами, при этом штабель должен формироваться в направлении от подпорных стенок к середине штабеля.

2.6.14. Расформирование штабелей производится в обратной последовательности.

2.7. Складирование лесных грузов

на прокладки укладываются вплотную друг к другу пакеты леса по всей площади штабеля (высота яруса - один пакет);

на первый ярус пакетов укладываются прокладки и устанавливается второй ярус пакетов с учетом образования уступа по периметру шириной 1,3 м;

последующие ярусы устанавливаются, как второй.

б) При складировании в углубления между пакетами (рис. , б ):

на покрытие склада либо на прокладки укладываются пакеты первого яруса вплотную друг к другу;

на первый ярус в углубления между пакетами первого яруса укладываются пакеты второго яруса, при этом по всему периметру должен быть предусмотрен уступ шириной не менее 1,3 м; так же как второй, укладываются пакеты последующих ярусов.

2.7.2. Лес круглый длиной более 3 м в пакетах штабелируется с укладкой их в углубления между нижними пакетами и «клеткой».

а) При складировании в углубления между пакетами штабели формируются способом, указанным в п. б, но по периметру после укладки каждого яруса должен предусматриваться уступ шириной 1,5 м (рис. , в ).

б) При складировании «клеткой» с высотой яруса 1 м (рис. , г ):

по всей площади штабеля укладываются пакеты первого яруса;

пакеты каждого последующего яруса располагаются перпендикулярно пакетам каждого нижележащего яруса, при этом через каждые два яруса по всему периметру штабеля выполняется уступ не менее 1,5 м.

2.7.3. Пиломатериалы в пакетах штабелируются следующим образом (рис. , д ):

по всей площади штабеля укладываются «подъемы» первого яруса, состоящего из трех (по высоте) горизонтальных рядов; высота яруса - до 3 м;

второй ярус «подъемов» укладывается с уступом по периметру в 1,5 м.

2.7.4. Лес круглый длиной более 3 м без пакетов. Штабель из круглого леса беспакетным способом формируется кранами, оснащенными лесными грейферами либо стропами.

Штабели располагаются с направлением «подъемов» перпендикулярно линии причала, а размеры их должны соответствовать Нормам технического проектирования морских портов (ВНТП 01-78).

Предварительно в пределах ширины штабеля устанавливаются упоры (стойки), рассчитанные на навал груза. Число упорных стоек должно быть не менее двух по длине «подъема».

Штабели формируются ярусами высотой в один «подъем» начиная от упоров к центру штабеля по всей ширине штабеля.

Высота штабеля не должна превышать высоту стоек упоров, но в любом случае должна быть не более 6 м при подаче груза кранами со стропами и не более 10 м при работе грейфером (при условии последующего расформирования штабеля краном с грейфером).

Штабели должны формироваться таким образом, чтобы отдельные бревна не выступали за габариты, установленные п. .

2.7.5. Расформирование штабелей лесных грузов производится в обратной последовательности.

2.8. Складирование навалочных грузов

2.8.1. Навалочные грузы штабелируются на открытых складских площадках, ограждаемых подпорными стенками. Формирование штабеля должно идти в направлении от подпорных стенок к середине. Высота груза у подпорной стенки должна быть ниже стенки на 20 - 30 см.

3. ТИПОВЫЕ СПОСОБЫ И ПРИЕМЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ ПРР ПРИ СКЛАДИРОВАНИИ ГРУЗОВ

3.1. Подготовка мест для формирования штабеля

3.1.1. Производитель работ определяет место, размеры штабеля и способ его формирования.

3.1.2. Место складирования груза, проходы и проезды очищаются от мусора, льда и снега.

3.1.3. В отведенном месте (зоне) концентрируется необходимый сепарационный, подпорный и крепежный материал (доски, брусья, подтоварники и др.), обеспечивающий устойчивое положение штабеля и исключающий порчу груза.

3.1.4. Основание под штабель должно быть горизонтальным. Как исключение допускается небольшой уклон (1 - 2°) площадки.

3.1.5. При необходимости на площадке заранее раскладываются подкладки либо прокладки, укладываются подтоварники, прибиваются либо устанавливаются упоры и т.д.

При формировании штабелей грузов погрузчиками и необходимости установки под груз прокладок они укладываются перед подачей «подъема» только в местах формирования штабеля таким образом, чтобы прокладки не мешали подъезду.

3.1.6. При складировании на открытых площадях грузов крытого хранения высота прокладок (подтоварников) должна исключить возможность подноски груза.

Концы прокладок не должны выступать за пределы штабеля более чем на 10 см.

3.1.7. При формировании штабелей грузов из труб, проволоки в бухтах и ряда других грузов в местах формирования штабелей должны быть заранее установлены необходимые упоры, рассчитанные на удержание соответствующего груза.

3.1.8. При установке прокладок между отдельными «подъемами» толщина их должна обеспечивать беспрепятственный вывод ГЗ из-под груза. Количество прокладок под грузом выбирается исходя из характеристики груза, его длины и устойчивости штабеля.

3.1.9. Прокладки под отдельные грузы должны быть одной высоты и располагаться симметрично по отношению основания груза, ближе к его краям.

3.2. Укрытие (раскрытие) штабелей брезентами

3.2.1. Закрывать штабель брезентом следует путем раскатывания, а открывать - методом скатывания. Эти операции должны производить двое рабочих.

3.2.2. Штабель закрывается брезентом следующим образом:

скатанные в рулоны брезенты, уложенные на плоском поддоне, краном с подвеской для поддонов подаются на верхнее основание штабеля ближе к его середине:

двое рабочих, убедившись в устойчивости штабеля и отдельных его мест, по приставным лестницам поднимаются на штабель, отстрапливают поддон и снимают с него брезент;

порожний поддон краном убирается со штабеля;

рулоны брезента на верхнем основании штабеля рабочие раскатывают, не подходя к краям штабеля ближе 1 м;

вначале раскатываются брезенты, укрывающие стороны штабеля, для чего рулоны устанавливаются у мест раскатки параллельно стороне штабеля и концы их связываются между собой растительным тросом;

после этого при помощи багров рулоны сталкиваются вниз (рабочие должны находиться в положении, исключающем при этом возможность их падения);

затем раскатывается брезент, закрывающий среднюю часть штабеля, при этом он должен перекрывать каждый из уже уложенных брезентов не менее чем на 0,5 м;

рабочие по приставным лестницам опускаются со штабеля вниз и крепят брезент к нижнему основанию штабеля растительным тросом, один конец которого закрепляется в петлях на кромках брезентов.

3.2.3. Раскрытие штабеля выполняется следующим образом:

рабочие освобождают брезенты от креплений у основания штабеля;

по приставным лестницам поднимаются на верхнее основание штабеля;

один полог среднего брезента с помощью растительного троса поднимается на штабель;

часть брезента, находящаяся на штабеле, скатывается в рулон и при помощи багров брезент сбрасывается со штабеля;

снимаются крепления, связывающие два других брезента, и рабочие, находясь на штабеле, с помощью багров сбрасывают брезенты вниз;

после этого рабочие спускаются по приставным лестницам со штабеля и на покрытии склада скатывают брезенты в рулоны и укладывают их на поддоны (при необходимости с помощью крана либо погрузчика).

3.2.4. Размеры брезентов, используемых для закрытия штабелей, должны соответствовать размерам штабелей.

3.3. Подача сепарации на штабель

3.3.1. Мелкая сепарация длиной до 1 м (клинья, бруски, подкладки и др.) транспортируется в металлических ковшах погрузчиками с вилочными ГЗ либо в кузовах автомобилей с закрытыми бортами.

3.3.2. Сепарация длиной более 1 м формируется в прочно увязанные пакеты высотой не более 1,2 м.

3.3.3. Пакеты сепарации длиной до 3 м допускается перевозить на вилах погрузчика, свыше 3 м - только в кузовах автомобилей либо на прицепах с надежным креплением.

3.3.4. Крепежные материалы (талрепы, зажимы, укрутки и т.п.) перевозятся в металлических ковшах либо укладываются на поддоны, надежно увязываются и транспортируются погрузчиками с вилочными ГЗ.

3.3.5. Подача сепарации и крепежных материалов осуществляется на штабели кранами, оснащенными соответствующими ГЗ, либо погрузчиками с вилочными ГЗ с соблюдением всех требований безопасности.

4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

4.1. Наряду с требованиями настоящего РД при производстве работ по формированию и расформированию штабелей следует руководствоваться правилами безопасности труда, правилами технической эксплуатации, правилами морской перевозки опасных грузов, изложенными в действующих нормативных документах.

4.2. Типовые способы и приемы работ, с применением перегрузочных машин, оснащенных ГЗ, выполняются с учетом требований РД 31.41.06-82 .

4.3. Любая сторона основания штабеля должна быть не меньше его высоты.

4.4. Производство работ по укрытию-раскрытию штабелей при обледенении брезентов запрещается.

1. Складирование материалов должно производиться в соответствии с технологическими картами складирования, планами производства работ и инструкциями по охране труда.

2. Складирование материалов производить только на специально выделенных местах, запрещается загромождать подходы к противопожарному инвентарю, гидрантам и выходам из помещений.

3. ЗАПРЕЩАЕТСЯ укладывать грузы на неисправные стеллажи и перегружать стеллажи

4. Складирование грузов (в том числе на погрузочно-разгрузочных площадках и в местах временного хранения) вплотную к стенам здания, колоннам и оборудованию, штабель к штабелю не допускается.

5. При складировании грузов должны быть предусмотрены мероприятия и средства, обеспечивающие устойчивость уложенных грузов.

6. При формировании штабеля в нижние ряды целесообразно укладывать более тяжелые грузы.

7. В случае обнаружения неправильно сложенного штабеля принять меры к его разборке и укладке вновь с устранением замеченного недостатка.

8. Поправлять вручную накренившиеся, неустойчиво лежащие грузы разрешается в том случае, если это не угрожает безопасности самого грузчика и работающих рядом с ним людей.

9. Покосившиеся штабеля разрешается разбирать только в дневное время, в соответствии с предварительно разработанным способом ведения работ под руководством лица, ответственного за погрузочно-разгрузочные работы.

10. Разборку штабелей необходимо производить только сверху равномерно по всей длине. ЗАПРЕЩАЕТСЯ разбирать штабель путем выборки нижних грузовых мест в слое.

11. Не допускается проведение работ на двух смежных штабелях одновременно.

12. Способы укладки грузов должны обеспечивать устойчивость штабелей, пакетов и грузов, находящихся в них.; механизированную разборку штабеля и подъем груза навесными захватами подъемно - транспортного оборудования; безопасность работающих на штабеле или около него; возможность применения и нормального функционирования средств защиты работников и пожарной техники; циркуляцию воздушных потоков при естественной или искусственной вентиляции закрытых складов.

13. Не допускается нахождение людей и передвижение транспортных средств в зоне возможного падения грузов при погрузке и разгрузке с подвижного состава, а также при перемещении грузов подъемно-транспортным оборудованием.

14. Установка материалов должна производиться без прислонения (опирания) на изделия, заборы и элементы ограждений.

15. На открытых площадках в зимнее время во избежание просадок и нарушения вертикального положения штабеля необходимо предварительно очистить площадку от мусора и снега.

16. При размещении грузов (кроме сыпучих) принимаются меры, предотвращающие защемление или примерзание их к покрытию площадки.

17. При размещении штабелей грузов в складах и на площадках необходимо соблюдать следующие условия складирования:

Проходы между рядами штабелей или стеллажей должны быть не менее 1 м;

Проходы между штабелями или стеллажами в ряду должны быть не менее 0,8 м;

Ширина проезда не менее 3,5 м;

Расстояние между стеной или колонной и грузом должно быть не менее 1 м;

Между перекрытием и грузом должно быть не менее 1 м;

Между светильником и грузом (по высоте) должно быть не менее 0,5 м.

Проходы между штабелями, совмещенные с переходами через крановые и железнодорожные пути, шириной не менее 2 м.

18. Высота штабеля при ручной погрузке не должна превышать 3м, при применении механизмов для подъема груза – 6м.

19. Расстояние между рядами штабелей должно быть определено с учетом возможности установки тары в штабель, снятия тары со штабеля грузозахватными устройствами, применяемых средств механизации и обеспечения необходимых противопожарных разрывов.

20. Для безопасного перемещения грузоподъемных механизмов при укладке штабелей необходимо располагать их таким образом, чтобы расстояние между штабелями превышало ширину груженого транспорта (погрузчиков, тележек и т. п.) не менее чем на 0,8 м, а при необходимости обеспечения встречного движения - ширину транспорта плюс 1,5 м.

21. Расстояние от выступающих частей портала крана до штабеля груза должно быть не менее 0,7 м.

22. Грузы (кроме балласта, выгружаемого для путевых работ) при высоте штабеля до 1,2 м должны находиться от наружной грани головки ближайшего к грузу рельса железнодорожного или наземного кранового пути на расстоянии не менее 2 м, а при большей высоте штабеля - не менее 2,5 м.

23. Грузы, хранящиеся навалом, следует укладывать в штабели с крутизной откоса, соответствующей углу естественного откоса складируемого материала. При необходимости следует устанавливать защитные решетки.

24. Грузы в таре и в кипах укладываются в устойчивые штабеля, грузы в мешках укладываются в штабеля в перевязку. Каждый ряд, наращиваемый в высоту, должен укладываться с набегом на 50 см внутрь со всех сторон

25. Грузы в рваной и неисправной таре укладывать в штабеля ЗАПРЕЩАЕТСЯ .

26. Грузы в ящиках укладывать в штабеля в перевязку.

27. Пакеты из ящиков различных размеров можно укладывать в штабель только в тех случаях, если штабель получается устойчивым и ровным. При выгрузке или погрузке ящиков вручную, во избежание ранения рук, необходимо каждое место предварительно осмотреть, выступающие концы железной обвязки и выступающие гвозди забить.

28. При необходимости снятия ящика с верха штабеля следует предварительно убедиться, что лежащий рядом груз занимает устойчивое положение и не может упасть.

29. Перемещать груз по горизонтальной плоскости, толкая его за края, запрещается.

30. Ящики в закрытых складских помещениях размещаются с обеспечением ширины главного прохода не менее 3-5м.

31. Крупногабаритные и тяжеловесные грузы должны быть уложены в один ряд на подкладках.

32. ЗАПРЕЩАЕТСЯ применение подкладок и прокладок круглого сечения.

33. Для обслуживания штабелей высотой более 1,5 м. применять переносные лестницы. Не допускается подъем на штабеля по выступающим изделиям или прокладкам.

34. Отношение высоты штабеля к длине наименьшей стороны штабелируемой тары не должно быть более:

Для неразборной тары: 6;

Для складной тары (в собранном виде): 4,5.

35. Нагрузка на нижнюю тару штабеля не должна превышать значения, указанного в рабочих чертежах.

36. Допускается складирование балок фундаментных - в штабель, уложенными в рабочее положение с параллельным расположением, в каждом ярусе не менее двух балок, высота не более двух ярусов.

37. Допускается складирование в штабель на подкладках и прокладках угольной продукции:

Угольные блоки – не более чем в два яруса,

Подовые блоки – не более чем в четыре яруса.

38. Грузы на территории филиала ООО «РУС - Инжиниринг» в г. Новокузнецке должны укладываться следующим образом:

Трубы малых диаметров (до 100 мм) и стержневая арматура - на стеллажах или в инвентарных металлических скобах;

Трубы диаметром до 300 мм - в штабель высотой до 3 м на подкладках и прокладках с концевыми упорами;

Трубы диаметром более 300 мм - в штабель высотой до 3 м в седло без прокладок;

Нижний ряд труб должен быть уложен на подкладки, укреплен инвентарными металлическими башмаками или концевыми упорами, надежно закрепленными на подкладках при помощи болтов;

Трубы чугунные в штабель высотой не более 1,5 м, при этом их укладывают поочередно вдоль и поперек, в каждом ряду раструбами в противоположные стороны;

Ригели, колонны - в штабель высотой до 2 м;

Подкрановые балки и прогоны - в штабель, высотой до 1,2 м;

Огнеупоры на складе - в пакетах на поддонах – в штабель не более чем в два яруса, высота штабеля не более 2м; в цехе для текущего расхода - на ровных площадках, высота штабеля не должна превышать 1,5 м;

Барабаны с кабелем, тросом и другие крупногабаритные предметы цилиндрической формы во избежание их раскатывания при укладке необходимо укреплять удерживающими приспособлениями (клиньями, рейками, досками и т. д.). При этом следует класть грузы только на плоские прокладки;

Детали машин с выступающими острыми рабочими органами укладывать в штабель или пакеты так, чтобы исключить возможность травмирования людей, соприкасающихся с ними во время работы;

Шины автомобилей и тракторов укладывать на полки стеллажей только в вертикальном положении.

39. Штабеля и стеллажи с металлоизделиями должны располагаться параллельно железнодорожным путям или главным проездам.

40. ЗАПРЕЩАЕТСЯ складировать металлопрокат и металлические конструкции, заготовки в зоне расположения линий электропередачи без согласования с организацией, эксплуатирующей эти линии.

41. Размещение металлопроката в штабель необходимо производить на предварительно уложенные на полу подкладки. В качестве подкладок могут применяться железнодорожные шпалы, брусья и т.п. Укладка металлопроката на пол склада или на грунт площадки без подкладок ЗАПРЕЩАЕТСЯ .

42. Высота штабеля или стеллажа при ручной укладке металлопроката не должна превышать 1,5 м.Высота штабеля не превышает 2 м при крюковом захвате и 4 м при автоматизированном захвате груза.

43. Укладку проката следует производить так, чтобы концы торцевых сторон штабелей, расположенных у проходов, были выложены ровно, независимо от длины укладываемых прутков, труб и т. д.

44. Высота штабеля или стеллажа при механизированной укладке металлопроката зависит от допустимой нагрузки на пол и схемы укладки и определяется вместимостью 20 т из условия обеспечения устойчивости штабеля или стеллажа и безопасности производства работ механизмами. При этом должны предусматриваться специальные площадки, устройства или лестницы, позволяющие стропальщику безопасно подниматься до верхней зоны штабеля, стеллажа и производить строповку груза, не находясь на металле.

45. При укладке металлопроката в штабель или на стеллаж необходимо между пачками и связками укладывать металлические квадратные прокладки толщиной не менее 40 мм для возможности освобождения из-под них стропов, а также для большей устойчивости складируемого груза. Концы прокладок не должны выступать за пределы штабеля или стеллажа более чем на 100 мм.

46. Металлопрокат, укладываемый на стеллажи, не должен превышать предельно допустимой нагрузки на них. Величина предельно допустимой нагрузки на полки стеллажа указывается на каждом стеллаже.

47. Во избежание раскатывания металлопроката ЗАПРЕЩАЕТСЯ заполнение ячейки выше стоек стеллажа.

48. Сортовой и фасонный прокат должен укладываться в штабеля, елочные или стоечные стеллажи. Трубы должны укладываться в штабель рядами, разделенными прокладками.

49. Высота укладки проката при хранении в елочных стеллажах - до 4,5 м при укладке автопогрузчиками. Высота укладки при хранении в стоечных стеллажах - до 2 м.

50. Заготовки мерной длины из сортового и фасонного проката, полуфабрикаты и готовые изделия размещаются в таре.

51. Толстолистовая сталь (сталь толщиной от 4 мм) должна укладываться на ребро в стеллажи с опорными площадками, имеющими наклон в сторону опорных стоек, или плашмя на деревянные подкладки толщиной не менее 200 мм.

52. Тонколистовая сталь (сталь толщиной до 4 мм) должна укладываться плашмя на деревянные подкладки, располагаемые поперек стопки листов. Тонколистовую сталь в пачках массой до 5 т допускается укладывать на ребро в специальных стеллажах так, чтобы не образовывались загибы в торцах.

53. Металлоизделия, поступающие в катушках (стальной канат, провод и т.п.) должны складироваться в закрытых помещениях и укладываться на деревянном настиле на торец не более чем в два яруса.

54. Лента холоднокатанная размещается на плоских деревянных поддонах в каркасные стеллажи. Размещение производится ярусами, причем каждый последующий ярус смещается относительно предыдущего на половину радиуса мотка. Третий ярус укладывается так же, как первый, четвертый - как второй и так далее. Мотки в верхнем ярусе на крайние места не размещаются.

55. Мотки катаной проволоки, следует укладывать на деревянный настил навалом высотой не более 1,6 м.

56. Электроды размещаются в сухом закрытом помещении в заводской упаковке на поддонах в каркасных стеллажах.

57. Сортовой металлопрокат (уголки, балки, швеллер) должны укладываться в перевязку, обеспечивающую устойчивость штабеля. Их укладывают полкой на полку или их кромками на шейку нижележащего ряда. Первый ряд положить на деревянные подкладки кромками полок вниз, второй ряд кромками полок на шейки первого ряда балок (швеллеров), последующие ряды выполняются аналогично с перевязкой кромок полок.

58. Для придания штабелю большей устойчивости и возможности его быстрой разборки через 5 - 6 рядов по высоте устанавливаются поперечные прокладки. Расстояния между ними назначаются из условий, исключающих появление остаточных прогибов металлопроката.


Похожая информация.