Температура гигиенической ванны новорожденного. Гигиеническая ванна ребенку грудного возраста

Цель: гигиенический уход.

Показания: для очищения кожи.

Противопоказания: повышение температуры тела выше 38 градусов, гнойничковые заболевания кожи.

Оснащение: ванночка, мыло детское, мягкая губка (рукавичка), водяной термометр, вода (t - 36-37), кувшин с теплой водой (t - 36 -36,5) для ополаскивания ребенка, простыня или полотенце для высушивания, чистая одежда для ребенка, для грудных детей 5% р-р перманганата калия или отвар трав череды, ромашки и т.д.

Примечание:

1. Первую гигиеническую ванну новорожденному ребенку проводят после отпадения пуповинного остатка и эпителизации пупочной ранки (7-10 день жизни, это через 1-2 дня после выписки из родильного дома)

До 6 месяцев ребенка купают ежедневно;

С 6 месяцев - через день;

До 2 лет - 2 раза в неделю;

С 2 лет -1 раз в неделю;

Летом следует купать детей чаще.

2.Температура воды:

для детей первого полугодия 36,5-37 градусов

Старше 6 месяцев 36-36,5 градусов

3.Продолжительность ванны:

Для детей первого года 5-7 минут;

На втором году жизни 8-10 минут;

Старше 2-х лет 10-20 минут.

4.Детей первого года жизни погружают в воду в пеленке;

5.Лицо водой из ванны не моют;

6.Детей первого полугодия купают в положении лежа, а старшего сидя;

7.Купать детей следует перед кормлением, лучше перед ночным сном;

8.Детей до 2-х месяцев купают в кипяченой воде.

Подготовка к процедуре:

1.Вымойте ванночку теплой водой с мылом

Ополосните ее горячей водой;

Примечание: если купание производить в детском учреждении, то

Вымойте ванночку горячей водой с мылом и щеткой;

Обработайте ванночку 0,5% р-ром хлорамина;

Ополосните ванночку горячей водой;

2.Налейте в ванну воду температурой 36,5-37 градусов (проверьте термометром);

3.Вымойте руки.

Выполнение процедуры:

1.Заверните ребенка в пеленку:

Уложите ребенка себе на левую руку так, чтобы его голова лежала у Вас на средней трети предплечья, а кистью захватите левое плечо ребенка;

Поддерживая правой рукой ножки ребенка, осторожно погрузите ребенка в воду (сначала ягодицы, потом ноги, затем спина и выше);

2.Правой рукой мойте последовательно, постепенно снимая пеленку:

Волосистую часть головы, по направлению спереди назад,

Туловище спереди и сзади,

ЗАПОМНИТЕ! Особенно тщательно следует мыть естественные кожные складки.

3.Облейте ребенка чистой водой 36-36,5 градусов из кувшина.

4.Заверните ребенка в полотенце.

Окончание процедуры:

5. Обсушите кожу промокательными движениями.

6. Оденьте ребенка в чистую одежду соответственно возрасту.

Инфекционный контроль:

1.Обработать ванночку 1% р-р хлорамина.

2.Обработать руки на социальном уровне и осушить индивидуальным полотенцем.

Кормление недоношенного ребенка через зонд .

Обеспечение полноценного питания ребенку;

Обеспечить новорожденного ребенка необходимым количеством пищи, когда естественное питание через рот невозможно.

Показания: отсутствие глотательного и сосательного рефлекса Противопоказания: нет

Оснащение стерильный зонд, 2 шприца в лотке, ватные шарики, пинцет, бутылочка или мензурка, 0,02% р-р фурацилина

Набор для пеленания, набор для туалета носа и умывания, емкость с 1% р-ром хлорамина, емкость "чистая ветошь", лоток для использованного материала, кастрюля с водой.

Мед.сестра работает в маске!

Подготовка к процедуре

1. Рассчитайте необходимое количество молока (молочной смеси),

2. Вымойте руки с антисептическим мылом,

3. Налейте в чистую бутылку молоко,

4. Возьмите небольшую кастрюлю или металлическую кружку:

Прикройте дно кастрюли марлевой салфеткой,

Налейте в кастрюлю горячую воду t-60 градусов,

5. Поставьте бутылочку в кастрюлю так, чтобы уровень воды закрывал уровень молока в бутылочке,

6. Температура молока для бутылочки 40-45 градусов. Определите температуру молока, капнув несколько капель на кожу тыла кисти или внутренней поверхности предплечья,

7. Подготовьте ребенка к кормлению: перепеленайте, проведите туалет носа, положите ребенка на спину, повернув голову набок,

8. Вымойте руки, наденьте перчатки,

9. Возьмите одноразовый зонд:

Измерьте расстояние от переносицы ребенка до мечевидного отростка,

Сделайте отметку на зонде,

Положите зонд в стерильный лоток,

Возьмите шприц из стерильного лотка в правую руку.

10. Наберите молоко в шприц:

Возьмите в левую руку зонд,

Откройте зонд,

Заполните зонд молоком,

Отсоедините шприц, положите в лоток,

Закройте зонд заглушкой или зажимом.

11. Смочите конец зонда в молоке или в р-ре буры в глицерине.

Выполнение процедуры

12. Возьмите зонд в правую руку на расстоянии 7-8 см от конца,

13. Введите зонд в носовой ход и продвиньте зонд до отметки.

ЗАПОМНИТЕ! Не начинайте кормить ребенка не убедившись, что зонд находится в желудке! Контролируйте дыхание и цвет кожи ребенка!

14. Откройте зонд и подсоедините к нему шприц с остатком молока:

Введите медленно молоко в желудок

Отсоедините шприц и положите в лоток

Ребенка взять на руки и подержать вертикально (недоношенных – на бочок в кроватку с приподнятым головным концом, не придавать вертикальное положение).

15. Дать ребенку О²

16. Использованный зонд, шприц, зажим, фартук, перчатки продезинфицировать.

Кормление ребенка из бутылочки .

Показания: наличие глотательного и сосательного рефлекса у недоношенного ребенка, искусственное и смешанное вскармливание.

Противопоказания: отсутствие сосательного рефлекса

Оснащение: набор для пеленания, тонкая пеленка, кастрюля с горячей водой, чистая бутылочка, емкость, чистые соски, пинцет в стакане, ватные шарики, емкость "1% р-р хлорамина", емкость " чистая ветошь", лоток для использованного материала.

Мед. сестра работает в маске!

2. Вымойте руки,

3. Возьмите чистую бутылочку,

4. Налейте в бутылочку молоко:

Закройте бутылочку стерильным ватным шариком.

5. Возьмите кастрюлю:

Положите на дно ветошь,

Налейте в кастрюлю горячую воду t-60 градусов.

6. Поставьте бутылочку в кастрюлю так, чтобы уровень воды закрывал уровень молока. Время 10 минут.

7. Возьмите бутылочку из кастрюли:

Уберите шарик в лоток для использованного материала.

8. Возьмите пинцетом из емкости "чистые соски" соску с небольшим отверстием.

Примечание: отверстие в соске сделайте раскаленной иглой.

9. Наденьте соску на бутылочку.

10. Проверьте величину отверстия в соске и температуру смеси: перевернув бутылочку вниз соской и капнув несколько капель на кожу тыла кисти или внутренней поверхности предплечья.

11. Поставьте бутылочку на стол.

12. Возьмите ребенка на левую руку,

13. Сядьте удобно на стул,

14. Положите пеленку на грудь ребенка,

15. Возьмите бутылочку в правую руку снизу, приподняв ее под углом 45 градусов так, чтобы горлышко было постоянно заполнено смесью.

16. Ребенок должен плотно охватить соску губами

17. Уберите соску изо рта ребенка, бутылочку поставьте на стол.

18. Оботрите губы ребенка пеленкой:

Подержите ребенка несколько минут вертикально для профилактики срыгивания

Положите ребенка в кроватку на бочок.

Инфекционный контроль:

1. Использованные соски замачивают на 2 часа в 1% р-ре соды или горчицы (50,0 на 10 л. воды) затем промывают под проточной водой, кипятят в кастрюле 10 минут, хранят в чистой, закрытой емкости, откуда берут их чистым пинцетом.

2. Бутылочки промыть проточной водой. Замочить на 2 часа в 1% р-ре соды или горчицы, затем промыть ершиком. Кипятить в течении 15 минут. Воду слить и хранить в кастрюле с закрытой крышкой.

3. Зонд замочить в 3% р-ре хлорамина на 60 минут.

4. Обработать руки на гигиеническом уровне.

Кормление ребенка с ложечки .

Вымыть руки.

Одеть на ребенка нагрудник.

Взять ребенка на руки.

Приготовить пюре (др. пищу), зачерпнуть ½ ложки пищи.

Осторожно влить в рот ребенка содержимое ложки, убедиться, что ребенок проглотил пищу.

Таким образом дать ребенку весь объем приготовленной пищи.

После кормления осмотреть рот ребенка и убедиться, что во рту не осталось пищи.

Снять нагрудник, подержать ребенка вертикально до пустой отрыжки и уложить в кроватку на бок.

  • I. Средства, применяемые при лечении заболеваний, вызванных патогенными грибами
  • IV тип гиперчувствительности (клеточно-опосредованный).
  • Автополиплоидия. Фенотипические эффекты автополиплоидии. Сбалансированные и несбалансированные полиплоиды. Полиплоидные ряды.
  • ЦЕЛЬ: соблюдение гигиены тела; обеспечение потребности «быть чистым»; формирование навыков чистоплотности; закаливание ребенка.

    ОСНАЩЕНИЕ:

    1. Детская эмалированная или пластмассовая ванночка,

    2. Кувшин для воды,

    3. две кастрюли с кипячёной холодной и горячей водой,*

    4. водный термометр,

    5. детское мыло,**

    6. 2 тонких пелёнки,

    7. фланелевая рукавичка или салфетка,

    8. большое махровое полотенце или большая фланелевая пеленка,

    9. набор для пеленания, разложенный на пеленальном столике,

    10. стерильное растительное масло или детская присыпка.

    Примечания: *Кипяченой водой ребенка купают до полного заживления пупочной ранки;

    **С мылом ребенка купают не чаще 3 раз в неделю.

    ПОДГОТОВКА ПАЦИЕНТА:

    1. Объяснить ребенку или родственникам цель и ход процедуры, получить согласие на проведение процедуры;

    2. Сообщите время и место проведения процедуры

    ПОДГОТОВКА:

    1. Помыть ванночку горячей водой с мылом щеткой, ополоснуть её кипятком.

    2. Поставить ванночку в устойчивое положение.

    3. Помыть руки.

    4. Положить на дно ванночки пелёнку, сложенную в несколько раз (края пеленки не должны заходить на стенки ванночки).

    5. Налить воду температурой 36,5 0 -38,0 0 С (чтобы не образовывались водяные пары вливать горячую воду в холодную) на ½ или 2/3.

    6. Проверить температуру водным термометров в различных частях ванны.

    Помните! Недопустимо определять температуру воды путем погружения руки /локтя в воду.

    7. Набрать из ванны кувшин с водой для ополаскивания.

    8. При купании обеспечить температуру в помещении 22 – 24 0 С.

    9. Помыть руки.

    ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ:

    1. Раздеть ребенка, при необходимость подмыть под проточной водой.

    2. Левой рукой поддерживать ребёнка под спину и затылок, правой – ягодицы и бедра (при необходимости можно слегка завернуть ребенка в тонкую пеленку).

    3. Медленно опустить в воду ноги и ягодицы малыша.

    4. Погрузить в воду всё тело ребёнка (вода должна доходить до линии сосков).

    5. Левой рукой поддерживать голову ребёнка над поверхностью воды, правую освободить для мытья.

    6. Надеть на правую руку рукавичку (при необходимости намылить ее мылом).

    7. Помыть ребенка в следующей последовательности: голова (ото лба к затылку) – шея – туловище – конечности – область половых органов и межъягодичная область (особенно тщательно промывать складки на шее, в подмышечных и паховых областях, между ягодицами).

    8. Перевернуть ребёнка кверху спиной, чуть приподняв его над водой.

    9. Облить чистой водой из кувшина (за время купания вода для ополаскивания остывает до 36 0 -35 0 С).

    10. Накинуть на ребенка полотенце и осушить промокательными движениями.

    ЗАВЕРШЕНИЕ:

    1. Положить ребенка на пеленальный столик.

    2. Обработать естественные складки кожи растительным маслом или присыпкой.

    3. Запеленать (одеть) ребёнка и положить в кроватку.

    4. Вылить воду из ванночки и сполоснуть ее.

    5. Пеленки из ванночки и пеленального столика, рукавичку сбросить в бак для грязного белья.

    6. Вымыть и осушить руки.

    1. Оснащение:

    Детская ванна для купания ребенка

    Водный термометр

    Махровая рукавичка или губка

    Детское мыло, детский шампунь

    Чистая пеленка или подставка в ванночку

    Фланелевая пеленка или мягкое полотенце

    Комплект для пеленания или комплект чистого нательного белья: подгузник (памперс), ползунки, распашонки, кофточки, косынка или чепчик

    Емкость со стерильным вазелиновым или растительным маслом

    Стерильные ватные шарики и стерильный пинцет в крафт-пакете или биксе

    Лоток для сброса использованных шариков

    Емкость для сброса использованного белья

    Емкость-накопитель с дезинфицирующим раствором и чистая ветошь,

    Емкость для сброса ветоши

    Емкость для сброса использованной рукавички

    2. Подготовка к процедуре:

    1. Приготовить на пеленальном столе (предварительно обработанном дезинфицирующим раствором) простынь, комплект для пеленания или комплект чистого нательного белья.
    2. Вымыть ванну (предварительно обработанную дезинфицирующим раствором) горячей водой.
    3. Наполнить ванну сначала холодной водой, затем горячей до необходимой температуры (36-37°С). Измерить водяным термометром температуру в ванне.
    4. Наполнить кувшин водой на 1°С ниже, чем вода в ванной и поставить его рядом.
    5. Постелить на дно ванной чистую пеленку или специальную подставку
    6. Раздеть ребенка в кровати
    7. При необходимости подмыть ребенка

    3. Выполнение процедуры:

    1. Осторожно погрузить ребенка в ванну, придерживая левой рукой голову и левое плечо ребенка так, чтобы вода доходила до сосковой линии.
    2. Вымыть ребенка правой рукой с помощью махровой рукавички, начиная с волосистой части головы, затем вымыть шею, туловище, конечности, тщательно помыть естественные складочки. Последние обмойте половые органы и промежность.
    3. Сбросьте использованную рукавичку в специальную емкость для их сбора.
    4. Вынуть ребенка из ванны двумя руками таким образом, чтобы его лицо было обращено к вам, ладонями обхватить грудную клетку ребенка в области подмышечных впадин, фиксируя пальцами его спину и заднюю поверхность шеи.
    5. Положить ребенка к себе на левое предплечье лицом вниз, поддерживая его за левое бедро.
    6. Взять кувшин правой рукой и облить ребенка чистой водой. Вернуть кувшин на прежнее место.
    7. Взять правой рукой чистую фланелевую пеленку (полотенце) и накрыть ею ребенка. Просушить кожу ребенка осторожными промокательными движениями.
    8. Перенести ребенка на пеленальный стол, снять с него мокрую фланелевую пеленку и сбросить пеленку в емкость для сброса использованного белья.
    9. Обработать естественные кожные складки согласно алгоритму.
    10. Одеть ребенка

    4. Окончание процедуры.

    Цель: профилактика заболеваний кожи, закаливание и воспитание гигиенических навыков

    Противопоказания: острые заболевания, гнойничковые заболевания и жидкий стул ребенка.

    Оснащение: ванна, кувшин, водяной термометр, губка или рукавичка из мягкой ткани, «Детское мыло», детский крем или растительное масло, тонкая пеленка, полотенце, комплект чистого белья и ватные шарики

    Техника безопасности:

    § НЕ оставлять ребенка в ванне без присмотра.

    § НЕ забыть измерить температуру воды в ванне.

    Гигиеническую ванну проводят через 1 час после кормления или за 10 – 15 минут до него.

    Возможные проблемы: беспокойство ребенка.

    Техника выполнения:

    1. Вымыть и просушить руки.

    2. Расстелить на пеленальном столе пеленки и распашонки для пеленания

    3. Вымыть ванну горячей водой. Если купание проводится в детском учреждении, то ванночку обработать 0,5% раствором хлорамина, затем ополоснуть водой.

    4. Поставить ванну в устойчивое и удобное положение.

    5. Заполнить ванну холодной водой, затем разбавить горячей водой так, чтобы вода доходила до сосков ребенка. Горячую воду лить небольшими порциями, чтобы не было водяного пара.В

    6. Измерить температуру водяным термометром.

    7. Налить в кувшин воду температурой 38°.

    8. Раздеть ребенка. После дефекации – ребенка следует подмыть проточной водой. Грязное белье бросить в бак для грязного белья. Вымыть руки.

    9. Взять ребенка так, чтобы его голова опиралась на предплечье купающего, а левой кистью фиксировать левое плечо ребенка. Пальцами правой руки охватить ножки ребенка на уровне голеностопных суставов.

    10. Медленно погрузить ребенка в воду: сначала ягодицы, затем ноги и туловище. Во время первых гигиенических ванн новорожденного опускают в воду в пеленке, затем его разворачивают.

    11. Ножки после погружения оставляют свободными, а голову и туловище поддерживают левой рукой.

    12. Намылить руку и мыть голову ребенка от лба к затылку так, чтобы мыло не попало в глаза ребенка, сполоснуть водой из ванны.

    13. Надеть рукавичку на правую руку, намылить ее и круговыми движениями мыть тело ребенка.

    14. Снять рукавичку, извлечь из воды ребенка и перевернуть лицом вниз.

    15. Ополоснуть ребенка из кувшина и вымыть лицо ребенка водой из кувшина.

    16. Набросить на ребенка полотенце или пеленку, переложить на правую руку и отнести на пеленальный стол.

    17. Осушить кожу ребенка осторожными промокательными движениями, смазать все естественные складки детским кремом или маслом.



    18. Новорожденному обработать пупочную ранку и запеленать или одеть ребенка.

    19. Положить ребенка в кроватку.

    20. Вылить воду из ванны и обработать ее.

    Примечания:

    Ребенка первого месяца жизни купают в кипяченой воде, продолжительность ванны 5 – 10 минут.

    Температура воды детям до 6 месяцев должна быть 37° - 37,5°, а детям старше 6 месяцев 37° - 36,5°.


    Антропометрия детей 1 – го года жизни.

    Цель : оценка физического развития ребенка.

    Оснащение: медицинские горизонтальные весы, горизонтальный ростомер, сантиметровая лента, пеленки, емкость с 0,5% раствором хлорамина, ветошь.

    Техника безопасности: не оставлять ребенка без присмотра.

    Возможные проблемы: беспокойство ребенка.

    Техника выполнения.

    Взвешивание.

    1. Протереть весы раствором хлорамина и уравновесить весы.

    2. Положить на весы сложенную вчетверо чистую пеленку и взвесить ее.

    3. Закрыть затвор весов.

    4. Ребенка уложить на весы так, чтобы голова находилась на широкой части чаши весов.

    5. Передвинуть килограммовую гирю вправо на цифру равную примерному весу ребенка, открыть затвор. Маленькой гирей (граммовой) уравновесить весы.

    6. Закрыть затвор весов, снять ребенка с весов и отдать матери или положить в кроватку.

    7. Записать результат.

    Измерение роста.

    1. Протереть ростомер раствором хлорамина, постелить пеленку.

    2. ребенка одетого в распашонку, уложить на ростомер так, чтобы голова плотно прикасалась к неподвижной планке ростомера, а козелок уха и наружный угол глаза были на одной вертикальной линии. Ноги ребенка выпрямить в коленных суставах легким нажатием руки, к подошвам приложить поперечную подвижную планку ростомера.

    3. По боковой планке со школой определить длину тела ребенка.

    4. Ребенка отдать матери, результат измерения записать.

    Гигиеническую ванну проводят при приеме пациентов в стационар и в лечебном отделении, при длительном постельном режиме. Больного следует мыть в ванне или под душем не реже 1 раза в неделю.

    Оснащени е: водный термометр, мочалку, мыло, полотенце, чистое нательное белье, щетку и 0,5% хлорамин.

    Алгоритм действия:

    1. Вымыть ванну щеткой мылом или чистящим средством, ополоснуть раствором хлорамина.

    2. Закрыть форточки, около ванны поместить деревянную решетку.

    3. Наполнить ванну сначала 1/3 холодной водой и на 2/3 – горячей.

    4. Измерить температуру воды, опустив термометр в ванну (должна быть 37ºС).

    5. Помогите больному раздеться и:

    а). удобно расположиться в ванне так, чтобы вода доходила до мечевидного отростка.

    б.) вымыться мочалкой с мылом (сначала голову, потом туловище) и вытереться.

    в). выйти из ванны, переодеться в чистое белье.

    Примечание

    1. Продолжительность ванны 15-30 минут.

    2. Во время гигиенической ванны медсестра должна следить за самочувствием больного, его внешним видом и пульсом.

    3. Для приема гигиенического душа в ванну поставить табурет, на который будет садиться больной.

    Кожу тяжелобольного пациента необходимо ежедневно, не менее 2 раз, обтирать.

    Обтирание

    Оснащение : перчатки, таз с теплой водой, рукавичка или ватный тампон, полотенце.

    Алгоритм действия :

    1. Вымойте руки, наденьте перчатки.

    2. Смочите рукавичку или ватный тампон (можно воспользоваться концом полотенца) в теплой воде.

    3. Оботрите последовательно грудь и живот пациента.

    4. Затем насухо промокните кожу полотенцем. Особенно тщательно протрите и высушите складки кожи под молочными железами у женщин (особенно у тучных), подмышечные впадины.

    5. Поверните пациента на бок и оботрите спину, делая при этом легкий массаж. Затем высушите.

    6. Уложите удобно пациента, накройте одеялом.

    7. Снимите перчатки, вымойте руки.

    Запомните! Особенно тщательного ухода требуют естественные складки кожи и места возможного образования пролежней.

    Гигиенический душ

    Гигиенический душ – компонент санитарной обработки в приемном отделении при поступлении больного в стационар, в лечебном отделении 1 раз в 7-10 дней.

    Оснащение : термометр для измерения температуры воздуха, мыло, полотенце, чистое нательное белье, щетка, 0,5% раствор хлорной извести.

    Алгоритм действия:

    1.Вымойте ванну;

    2.Поставьте в ванну небольшую скамейку и усадите на нее пациента;

    3.Включите душ, отрегулируйте температуру воды и помогите пациенту помыться в той же последовательности, что и в ванной;

    4.Помогите пациенту выйти из ванны или душа, вытереться полотенцем, одеться и дойти до палаты. При необходимости воспользуйтесь креслом-каталкой.

    Занятие №7. Уход за лихорадящими больными.

    Цели занятия:

    Студент должен знать:

    · Физиологические механизмы поддержания температуры внутренней среды организма;

    · Виды медицинских термометров; устройство ртутного термометра;

    · Правила хранения термометров;

    · Правила пользования термометром;

    · Способы обработки термометров после их использования;

    · Области тела, используемые для измерения температуры;

    · Виды температур, показания к их регистрации;

    · Время измерения температуры тела, суточные колебания;

    · Правила построения температурной кривой;

    · Лихорадка: понятие, виды;

    · Периоды лихорадки;

    · Клинические проявления в 1-м, 2-м, 3-м периодах лихорадки;

    · Особенности ухода за больными на разных периодах лихорадки;

    Студент должен уметь:

    · Измерить температуру тела;

    · Регистрировать результаты измерения температуры в температурном листе;

    · Оказывать помощь пациенту в 1-м, 2-м и 3-м периодах лихорадки;

    · Обработать термометры после использования;

    Этико-деонтологический аспект темы. Если у вас возникают сомнения в правдивости пациента в отношении его температуры, повторите измерение температуры в своем присутствии, ссылаясь на возможную неисправность термометра.

    Меры предосторожности . При работе с термометром мел-сестра может нечаянно его разбить. Пары ртути опасны для здоровья человека. Попросите пациентов выйти из помещения. Соберите ртуть и поместите ее в герметически закрытый сосуд, после чего вымойте руки.

    Терморегуляция

    Терморегуляцией называют совокупность процессов регуляции теплообразования и теплоотдачи. Поддержание определенного равновесия между этими процессами обеспечивает у здорового человека относительно постоянную температуру тела.

    Теплообразование осуществляется за счет окислительных процессов в мышцах и внутренних органах: чем выше интенсивность метаболизма, тем оно больше.

    Теплоотдача осуществляется путем теплопроведения, теплоизлучения и испарения (потоотделение).

    При повышении температуры окружающей среды кровеносные сосуды кожи расширяются, увеличивается ее теплопроводность и теплоизлучение, усиливается потоотделение, что приводит к повышению теплоотдачи и предотвращает перегревание.

    При снижении температуры окружающей среды уменьшается теплоотдача за счет уменьшения теплопроводности кожи и сужения ее кровеносных сосудов, повышается теплопродукция вследствие усиления сократительной активности скелетных мышц (мышечная дрожь), что предотвращает снижение температуры тела и переохлаждение.