Три ошибки каждого начинающего фотографа и их решение. Основные ошибки фотографов

И света в портретной фотографии существует еще и язык тела, который должен понимать фотограф. Именно в позировании скрывается огромное количество ошибок фотографов, которые где-то подсмотрены, не очень удачно скопированы либо просто игнорируются по незнанию. Комментируя и просматривая фотографии студентов, я часто встречаю одни и те же ошибки у разных фотографов, поэтому и решила объединить их в одну статью.

Для наглядных примеров я заручилась поддержкой книги Уильяма Мортенсена «Модель. Проблемы позирования», одной из лучших книг по позированию, которые мне приходилось встречать. Иллюстрации взяты оттуда.

Итак, начнем с лица .

Ошибка 1. Прерванный профиль (слева). Часто случается так, что фотограф не обращает внимания на поворот головы модели, и кончик ее носа заходит за край щеки либо слегка его касается.

Правильно: Профиль должен быть либо полным, чтобы зрителю была видна только одна сторона лица модели, либо в три четверти, как показано на рисунке справа.

Ошибка 2. Высоко поднятый подбородок либо нижний ракурс. Человеческое лицо лучше не снимать снизу, особенно если речь идет о полнолицых или не очень молодых моделях. Помимо того, что такой ракурс подчеркивает не всегда красивый подбородок, он искажает форму лица. Такое же искажение происходит, если модель слишком запрокидывает голову назад: это приводит к зрительному увеличению челюсти, а также акцентирует ноздри:

Ошибка 3: Отсутствие шеи. Некоторые модели любят прижимать подбородок, чтобы продемонстрировать свою скромность. Если голову сильно наклонить вперед, это не только исказит лицо, но и спрячет шею, нарушив естественные пропорции. Недопустимы и любые другие ракурсы, в которых шея на фотографии отсутствует.

Ошибка 4. Наклон головы без наклона плеча. Наклон головы при ровных плечах смотрится неестественно:

Если вы решили использовать в позе наклон головы, его нужно обязательно компенсировать плечом, поднятым в ту сторону, куда наклонена голова:

Руки и ноги

Ошибка 5. Короткие руки или ноги. Позы, в которых руки или ноги модели становятся зрительно короче, нарушают пропорции тела. Их лучше избегать. Напротив, использовать лучше позы, в которых подчеркивается естественная длина конечностей.

Ошибка 6. «Культи» из конечностей. Если конечность не видна на фотографии целиком, а виден только ее изгиб, она смотрится как ампутированная. Слово ужасное, но так оно и есть:

Помните, что фотография двухмерна, и по ней нельзя «додумать», где тут рука или нога.

Ошибка 7. Рука из живота. Неестественно смотрятся руки, внезапно возникающие там, откуда они не растут. Если вы хотите, чтобы обе руки были видны, выберите такую позу, при которой видно всю линию руки.

Ошибка 8. Рука из ниоткуда или «чужая» рука. Речь также идет о фотографиях, на которых линия руки прерывается. При этом рука может смотреться либо как чужая, либо неожиданно появляться из края кадра, откуда ее не ждали.

Ошибка 9. Нога на ногу. В позе «нога на ногу» нежелательно, чтобы нога, расположенная ближе к камере, была сверху:

Если вы решили использовать эту позу, сверху должна быть нога, которая попала на задний план.

Ошибка 10. При съемке «ню» и в обтягивающей одежде следите, чтобы бедра не касались какой-либо поверхности всей своей площадью. При этом искажаются линии ног, которые играют большую роль в передаче формы тела в целом (слева). Особенно следует избегать такого «сплющивания» ног, если модель склонна к полноте. Решить эту проблему можно выбором другой позы (справа):

Ошибка 11. Следите за тем, чтобы рука в предплечье не касалась тела слишком плотно. Это проводит к некрасивому увеличению зрительного размера плеча.

Ошибка 12. Не кадрируйте ноги и руки в суставах. Это грубейшая ошибка:

Если вам все-таки нужно обрезать ноги или руки, это нужно делать либо выше, либо ниже сустава:

Просим Вас, не совершать их!

Как показывает опыт, в процессе обучения почти каждый начинающий фотограф совершает типичные ошибки. В этой статье мы собрали их вместе, чтобы вы могли заранее их предвидеть. И, по возможности, избежать.

1. Отказ от вспышки

Случается такое, что начинающему фотографу кажется, что съемка со вспышкой гораздо хуже, нежели без нее: неприятный, резкий и плоский свет сверху над самой камерой. Обычно такое бывает, если вы используете неправильный тип вспышки (например, выдвижную вспышку pop-up). Обязательно купите себе “правильную” вспышку и тогда вы узнаете сколько возможностей дает она для творчества.

2. Неверный выбор режима фокусировки

Бывает, что совсем нет времени на то, чтобы произвести все необходимые настройки (например, при съемке спонтанных событий). В таких случаях приходится идти на компромисс, надеясь, что потом при помощи фоторедактора можно будет исправить какие-то недочеты. Но всегда помните – фокус относится к тем вещам, которые не поддаются постобработке.

Если вы выбрали неправильный режим фокусировки, то ваша камера будет, либо непрерывно пытаться перефокусироваться, либо же вовсе не будет отслеживать ни сам объект съемки, ни его движение.

3. Неправильно настроенная светочувствительность - ISO

Есть 2 проблемы, связанные со светочувствительностью, которые чаще всего встречаются у новичков. Первая – это когда фотограф не хочет особо возиться с ISO, поэтому устанавливает уровень 100 и больше его не меняет на протяжении всей съемки. Из-за этого фотографии получаются очень темными и недоэкспонированными, что явно не прибавляет им качества.

Другая ошибка заключается в том, что временами фотографы выставляют уровень ISO, например, на 1600. А потом, забывая об этом, фотографируют с той же настройкой при ярком солнечном освещении. Поэтому снимки получаются с большим уровнем шума.

Такие мелочи легко упустить из виду, особенно если вы только начинаете заниматься фотографией. Но постоянная практика поможет вам выработать привычку всегда проверять настройки фотоаппарата перед съемкой.

4. Использование только формата JPG

Конечно же удобно, когда, снимая в JPG, камера сама выбирает нужные настройки баланса белого, резкости, насыщенности и контраста, но здесь есть один недостаток - при этом настолько сильно сжимается изображение, что внести в него какие-либо изменения при обработке довольно сложно. Сделав в одно и то же время снимки в режиме RAW и JPG, вы можете увидеть реальную разницу между 2 фотографиями и возможностями постобработки.

5. Пятна и пыль на изображениях

Если работая с фотокамерой, вы вдруг замечаете странные пятна на своих фотографиях, то, скорее всего, стоит проверить датчик фотокамеры. Кроме того, грязной может быть не только матрица, но и объектив. Если избавиться от грязи у вас нет возможности, то лучше фотографировать при малом отверстии диафрагмы, при значениях f/16. А еще не фотографируйте однотонные пространства до очистки техники, снимайте что-нибудь разноцветное.

6. Работа без резервных копий

Иногда из-за обычного отказа жесткого диска можно потерять все свои фотографии. Поэтому хорошему фотографу следует всегда делать резервные копии сразу же при импорте фотографий. Потом каждый месяц можно удалять их, перенося оригинальные файлы на внешний диск. Таким образом, освобождая место на диске своего компьютера и при этом ничего не теряя.

7. Неотформатированная карта памяти

Очень обидно, когда придя на долгожданную фотосъемку, обнаруживаешь, что карта памяти фотоаппарата почти заполнена. Лучше всего форматировать карту памяти после каждого копирования всех отснятых фотографий на компьютер. Это существенно улучшит производительность работы фотоаппарата и избавит вас от неприятных ситуаций с переполненной картой памяти.

8. Копирование фото на компьютер через USB-кабель

Если вы пользуетесь обычным кабелем USB, то весь процесс длился довольно долго, а вместе с ним тратится заряд батареи, и случаются со сбои при передаче. С тех пор, как у меня появился кардридер, в сторону USB я даже и не смотрю.

Если у вас новая модель зеркального фотоаппарата, то, скорее всего, там есть слот для SD-карт, а в ноутбуке встроен для них картридер. И нет вам никаких оправданий, если вы им не пользуетесь.

9. Баланс белого на автоматическом режиме

Одна из самых больших ошибок начинающих фотографов. Если на вашей камере почти всегда установлен режим AWB (автоматический баланс белого), то вы наверное замечали, что при съемке внутри помещения автоматический режим не всегда срабатывает. И некоторые снимки получаются довольно плохого качества с оранжевым оттенком. Как только вы начнете сами устанавливать правильный баланс белого, а не будете доверять это автомату, то вскоре увидите огромную разницу в цвете. Что отразится и на общем качестве фотографий – они больше не будут похожи на снимки любителя-дилетанта.

10. Использование бесплатного фоторедактора

Это своего рода преступление в мире фотографии. Чаще всего при такой обработке снимки теряют свою резкость, поскольку бесплатные программы довольно плохо справляются со своими задачами. Поэтому обязательно заведите надежную программу для такой работы.

В эру Интернета, как многие заметили, началось повальное увлечение фотографией. Показать себя и свои работы миру стало легче простого, любительская линейка фототехники становится более доступной.

И, конечно, все мы хотим красивых фотографий для своего семейного фотоальбома. Разумеется, многие не упускают возможность и подзаработать на фотографии, дабы окупить свою "зеркалку". Блуждая по группам в социальных сетях часто встречаешь подобные предложения услуг новоявленных фотографов, некоторые из которых явно не догадываются как преувеличивают представление о своем таланте.

Конечно, не всем нам дано быть великими Эдвардами Стейхенами, но некоторых ошибок мы в силах избежать, проявив чуть больше внимания к казалось бы простому процессу "нажатия на кнопочку спуска".

Фотографии для статьи взяты из открытого портфолио обычного среднестатического фотографа. Уверен, в вашем городе таких найдется с два десятка.

Самая главная ошибка большинства начинающих фотографов - неправильный акцент. То, за что цепляется взгляд, то, что привлекает. Если мы снимаем портрет, но ЭТИМ должны быть глаза модели. К сожалению, современная система автофокуса "расхолаживает" фотографа. В итоге в фокусе оказывается... подбородок и поры кожи на плече:

Стены (бэк-фокус)

Но, в принципе, и сам акцент может быть выбран фотографом неверно. Тогда страдает идея снимка (Если такая вообще закладывается изначально). К примеру, фотографией ниже, приятной глазу на первый раз, непонятно что хотел сказать автор. От этого фотография полностью теряет смысл и, скажем, вряд ли обладает ценностью даже для какого-нибудь фотостока:

Отсутствие смысла, вообще, частый враг фотографа. Часть приведенных выше фотографий обработаны достаточно красиво и отчасти профессионально, однако без содержания форма, как говорят фотографы, ничто. И лишенные смысла фотографии, снятые с немалыми усилиями, навсегда останутся в архивах.

К сожалению, технический аспект - тоже поле для ошибок.

Это неудачно подобранный фон или освещение. Например, в фотографии снизу, где волосы девушки, сливаясь с фоном, представляются чем-то негативным, стоило устроить контровое освещение или сменить цвет фона на более светлый тон. К сожалению, подобные фотографии сразу идут в мусорное ведро:

"Грязь" в кадре в виде шума, пыли на матрице или объективе и других факторов - еще один часто встречаемый недостаток. Одно дело когда идет осторожная стилизация "под зерно, под пленку", но другое - когда шум полностью поглощает всю композицию. Такие фотографии выглядят мусорными. На примерах ниже, кроме всего прочего шум, как видим, искусственный (монохромный), что еще больше портит картину.

Обработка фотографии в Фотошопе - один из важнейших этапов в фотопроизводстве. Здесь простор для ошибок просто неограниченный. Как пример - обычная фотография, неграмотной ретушью фотографа превратившая девушку в пластилиновую куклу, у которой потек тональный крем:

Конечно, эксперименты всегда приветствуются, но фотограф, в первую очередь, должен обладать внутренним чутьем. К сожалению, обучить этому нельзя. Опыт в помощь!

Не допускайте ошибок, друзья! Удачных кадров!

В ошибках нет ничего, чего можно было бы стыдиться. Спросите у любого более, или менее опытного фотографа, и он назовет вам целый список ошибок, которые он совершал на пути к своему успеху. К ошибкам можно отнести любые промахи, от потерянной крышки объектива, до разбитой оптики, от заваленного горизонта в кадре, до проваленной фотосессии. Очень важно, вынести из любой ошибки урок, а еще лучше учиться на чужих ошибках.

Сегодня, мы перечислим ряд распространенных ошибок, которые совершают новички, и в дальнейшем, так же будем возвращаться к этой теме, публикуя все новые и новые данные о промахах новичков и исправлении недостатков.

Ошибки начинающих фотографов в настройках камеры

Экспериментирование с различными режимами и функциями, доступными на вашей камере, это отличный способ создавать творческие и креативные фотографии. Все время, меняя настройки, вы рискуете создать слишком темные, или наоборот, засвеченные изображения. Это не страшно, ведь в следующей съемке вы не совершите тех же ошибок и будете знать, как лучше настраивать фототехнику.

Это не катастрофа, если вы осознаете свою ошибку, и у вас есть время изменить настройки. В худшем случае, это может означать, что вы пропустите один или два важных кадра, что в будущем приведет к созданию лучших фотографий.

Не забудьте отменять старые настройки

Лучший способ избежать проблем, это приучить себя отменять все настройки после каждой фотосессии. Таким образом, каждый раз, взяв камеру в руки перед съемкой, вы будете настраивать фотоаппарата по-новому. Оставляя прежние настройки, вы рискуете однажды сделать серию изображений, с теми параметрами, которые не соответствуют съемочной ситуации.

Кроме непосредственно настройки фотоаппарата, каждый раз проверяйте и другие параметры съемки. Обратите внимание на настройки вспышки, объектива и другой фотографической техники, применяемой в работе.

Установите точечный замер экспозиции

Если вы заметили, что экспозиция резко меняется от кадра к кадру, установите точечный экспозамер. Такое чаще всего получается тогда, когда вы снимаете все время, перемещая фотокамеру со светлой области, в темную, и наоборот.

На изображениях появляются пятна и пыль

Если работая с фотокамерой, вы вдруг замечаете странные пятна на своих фотографиях, то, скорее всего, стоит проверить датчик фотокамеры. Кроме того, грязной может быть не только матрица, но и объектив. Если избавиться от грязи у вас нет возможности, то лучше фотографировать при малом отверстии диафрагмы, при значениях f/16, а так же, до очистки техники не фотографируйте такие однотонные пространства как небо, снимайте что-то более разноцветное.

Объектив камеры в режиме ручной фокусировки

Если вы видите, что при любой попытке сфотографировать объект, находящийся на приемлемом расстоянии для съемки, у вас ничего не получается, то в первую очередь проверьте режим объектива. Очень часто в таком случае, оптика просто установлена на ручной режим фокусировки.

Установите режим непрерывной съемки

Фотографируя быстроменяющиеся сюжеты, лучше всего установить на фотоаппарате режим непрерывной съемки. В таком случае, фотоаппарат будет непрерывно фокусироваться, и создавать кадры. В противном случае, вы можете упустить важный момент и вовремя не сфотографировать.

Слишком большое, или слишком маленькое значение ISO

Зачастую фотомастера забывают убирать настройки ISO после очередной вечерней, или ночной фотосъемки. Разумеется, это не конец света, но в таком случае ваши фотографии могут быть слишком зернистыми, без всякой на то причины, особенно если вы работаете в хорошо освещенных условиях. Кроме того, иногда во время работы в плохо освещенном помещении, новички забывают увеличить значение светочувствительности, в результате чего, их снимки поучаются слишком темными.

Карта памяти не отформатирована

Очень обидно, когда придя на долгожданную фотосъемку, обнаруживаешь, что карта памяти фотоаппарата почти заполнена. Лучше всего будет форматировать карту памяти после каждого копирования всех отснятых фотографий на компьютер. Это существенно улучшит производительность работы фотоаппарата и избавит вас от неприятных ситуаций с переполненной картой памяти.

Вспышка при съемке днем

Часто вспышка может быть полезной не только в темное время суток, но и при ярком свете, однако это не всегда так. Фотографирование со вспышкой днем может существенно уменьшить общий контраст изображения или проявится в виде ярких следов на изображениях.

Так делают многие люди. Они тратятся на дорогую камеру, изучают основные методы съемки, затем отправляются в отличное место для фотографирования, но как только почувствуют, что немного устали, проголодались или стало нудно – они тут же все бросают. Еще чаще фотограф не утруждает себя в достаточной мере изучением сцены, полагая, что первая фотография – она же и лучшая. Опыт подсказывает, что вы получите лучший снимок, если найдете время разглядеть все перспективы, которые может предложить сцена.

И знайте, что лучший свет не обязательно до захода солнца. Если вы считаете, что уже существуют миллиарды фотографий на том же Facebook, это повод приложить больше усилий, чтобы выделить ваш снимок из толпы. Если во время съемки вы столкнулись с трудностями и неудобством и уверены, что многие фотографы в этой ситуации сдались бы, то очевидно, что вам стоит продолжить, и тогда вы будете вознаграждены лучшими кадрами.


2. Использовать широкоугольный объектив для съемки портретов

Когда вы включаете компактную камеру, то ее объектив будет в самом широкоугольном положении. Объектив зеркального фотоаппарата, как правило, принимает самый широкий угол, когда он сокращается, чтобы поместиться в сумку.

Широкий угол, обычно, используется камерой по умолчанию для большинства фотографов. Но для портретов, его искажающее влияние может быть совсем незавидным, особенно если вы расположены очень близко. Чтобы не создавать карикатурного изображения из вашей модели и гарантировать получение привлекательного снимка, измените масштаб изображения к телефото. Это позволит сгладить перспективу, что делает ее гораздо более привлекательной для портретов. Если ваша компактная камера имеет цифровой зум, отключите его, как только снизится качество изображения.



3. Получение нечетких, запятнанных движением фотографий

Это, пожалуй, то, что время от времени со всеми нами случается. При использовании длинной выдержки, например, 1/8-ая и даже 1/80-ая секунды камера отобразит на фотографии любое колебание. Новички этого не понимают, а профессионалы зачастую надеются, что все будет в порядке и не повышают значение ISO. А между тем многие фотографические конкурсы и журналы не принимают снимки с нечетким изображением.

Основной способ получить резкие фотографии, это держать камеру неподвижно. А один из лучших способов зафиксировать фотоаппарат, это использовать штатив. Но, бывает, что вы не хотите либо не можете его носить с собой или даже не готовы на него потратиться, чтобы приобрести приличный. Такое случается, но тогда вам стоит обратить внимание на то, что современные объективы часто снабжены технологией для снижения дрожания камеры, а продвинутые фотоаппараты очень хороши при высокой чувствительности ISO. Поэтому вы можете использовать более короткие выдержки. Главное, не дергайте камеру и не бойтесь использовать более высокую чувствительность ISO, если скорость затвора слишком медленная. И попытайтесь все-таки найти какую-то опору, которая помогла бы держать фотоаппарат неподвижно.

4. Фотосъемка зданий с близкого расстояния

Чтобы сделать снимок с близкого расстояния, вам придется навести камеру вверх. Это приведет к тому, что вертикальные линии здания начнут сходиться. На фото они как бы наклоняются вовнутрь. Это явление становится еще более очевидным, когда вы используете широкоугольный объектив, который, вероятно, будет необходим, если здание большое и вы находитесь рядом с ним. В идеале, вы хотите, чтобы параллельные архитектурные линии оставались параллельными на ваших фотографиях. Как можно этого достичь? Теоретически вы должны быть на одной линии с центром здания.

Как правило, идеальное расположение камеры будет у вас над головой. И если есть удобное окно напротив фотографируемого здания на нужной высоте, то необходимо его использовать. Иногда приходится идти на компромисс. Минимизируйте угол, при котором вы снимаете здание, отступите назад насколько это возможно. Чтобы свести к минимуму искажения, используйте более длинный телеобъектив с более дальним фокусным расстоянием, а широкоугольный оставьте для близкого расстояния. Часто вам будут мешать деревья и фонарные столбы, так что используйте здравый смысл, действуйте ситуативно, отойдите как можно дальше и не включайте в конечное изображение слишком много отвлекающих факторов.

5. Отсутствие в кадре четкого объекта

Это последнее, что мы рассмотрим, но не по значению, потому что большинство фотографий никогда не будут удостоены премий и наград из-за того, что отсутствует ясность, что фотограф хотел показать зрителям. Или потому, что в кадре слишком много отвлекающих от главного объекта элементов.

Эта общая тенденция обусловлена разницей между тем, как мы видим мир и тем, каким его фиксирует камера. В частности, мы обобщаем то, что видим, выделяем то, что для нас важно и игнорируем то, что второстепенно. Мы смотрим на мир по-разному. Здесь главный принцип, пожалуй, состоит в том, чтобы стать ближе. Часто фотограф стремится захватить всю сцену, поэтому использует как можно более широкий угол объектива. Но это умаляет предмет, и он выглядит небольшим и не значительным. Кроме того, фотографирование людей и животных часто вызывает страх перед приближением. Но, так или иначе, сделайте это с близкого расстояния.

Кроме того, экспериментируйте с различными способами, которые позволят вам выделить ваш объект, например, с помощью цвета или освещения, которое может быть направлено на предмет съемки. Проверьте изображение на наличие отвлекающих элементов фона. И, наконец, убедитесь, что вы знаете, что фотографируете.